Как изменился мир после Первой мировой войны? Последствия Первой мировой войны

Первая мировая война ускорила многие внутренние государственно-политические процессы в странах Европы и Азии. Она подтолкнула формирование новых политических режимов , видоизменение право-государственного уклада в направлении, характерном для всего Новейшего времени: для одних это было усиление правительственной власти , для других – демократизация политической системы , для третьих – рост политического тоталитаризма . В особенности значительным оказалось влияние последствий войны для стран Азии. Там ускоренно пошло формирование национальных государств, крушение полуфеодальных монархий , высвобождение из-под колониального господства.

Первая мировая война положила конец европейским наднациональным империям – России и Австро-Венгрии. На их развалинах – ив государственном, и в геополитическим смысле – сложилось до десятка новых самостоятельных государств. В том числе качественно нового типа с социалистическим право-государственным укладом – РСФСР (с 1922 г. – СССР).

Мировая война, в особенности для стран, вышедших из нее побежденными или полупобежденными (Германия, Италия, Россия), повлекла и существенные деформации государственных и правовых укладов. В результате общественные явления, существовавшие до войны в чисто идейной области (фашизм, тоталитарная демократия , социализированное государство), пришли в область практической политики и государственного строительства, сформировав в перспективе режимы военных диктатур или даже особого партийно-тоталитарного государства.

Изменения западной государственной организации

В ходе Первой мировой войны, частью вследствие приспособления к новым условиям государственного регулирования общества, частью вследствие использования возникавших государственных и правовых проблем отдельными правящими группами в своих политических интересах, в государственной организации многих западных стран появились новые черты. Эти черты отобразили важные закономерности эволюции правительственной власти и центральной администрации, а также правовой политики как в парламентских республиках, так и в конституционных монархиях, сложившихся на протяжении XIX в.

Первая мировая война вызвала значительную милитаризацию государственного управления в большинстве стран, и даже в некоторых милитаризацию всего право-государственного уклада. Это было связано не только с количественным ростом армии (численность действующих армий достигала 30 млн. чел., всего «под ружье» было поставлено до 74 млн. чел.), расширением военной организации, увеличением веса обслуживающей военные нужды экономики и, соответственно, сферы управления. В государственное управление внедрялась военная дисциплина, устанавливалась военно-административная ответственность чиновников за прохождение дел. Все это в малой степени способствовало снижению коррупции и казнокрадства, но далеко отводило государственное строительство от общепринятых парламентарных порядков. Военное управление начинало доминировать и в общеполитической, общегосударственной сфере; это сопровождалось сокращением государственной роли парламентарных и конституционных институтов. Наиболее показательным вариантом милитаризации государства стала Германия. С началом войны, в августе 1914 г., была обнародована декларация императора о том, что «вся полнота власти» в стране перешла к нему. Реально последние властные полномочия рейхстага были реализованы при голосовании о доверии правительству и о предоставлении военных кредитов . Военные неудачи Германии были использованы Верховным военным командованием (Генеральным штабом) для прямого подчинения ему основных гражданских ведомств. С 1915 г. в структуре ВВК возникли отделы и управления, параллельные гражданским ведомствам, но руководившиеся по военному образцу: внутренних дел, печати, экономики, сельского хозяйства и т. п. Они вмешивались в деятельности гражданских министров, выдаваяим директивы. Тем самым к 1916 г. в реальности политико-административной системы установилась диктатура ВВК, почти равнозначная власти монарха . Подрыв «доверия» к ВВК стал расцениваться как преступление .

В ходе войны значительно возросло перераспределение государственных полномочий в пользу правительственных институтов. В большинстве воюющих европейских государств парламенты предоставили особыми законами чрезвычайные полномочия правительствам (в Германии – законом 4 августа 1914 г., в Великобритании – Законом об обороне 1914 г. и т. д.). В соответствии с этими актами правительства получили полномочия даже по ограничению гражданских прав и некоторых сторон действия конституций , в частности «запрещать любую, сочтенную опасной» общественную деятельность, любые организации и корпорации. Именно в годы Первой мировой войны завершилось становление института делегированного законодательства в виде уже не частных случаев, а общего правила правительственной деятельности (права издавать законодательные и нормативные акты в какой-то сфере или по какому-то вопросу на основе специального поручения парламента). Основную долю законов стали составлять правительственные акты. С одной стороны, это было закономерным проявлением повышения уровня централизации и оперативности государственной деятельности (что закономерно для периода войны). С другой – в этом заключалось проявление тенденций эволюции государственной деятельности в сторону превалирования правительственной власти над парламентско-законодательной, которые обозначались уже с конца XIX в.

Война способствовала также ограничению политических прав и гражданских свобод , даже исходя из принятых конституционных рамок. Повсеместно была введена военная цензура, которая распространила свою деятельность не только на чисто военные, но и на политические вопросы, на возможности критики деятельности правительств. Вводились ограничения свободы передвижения граждан , запрещалось проведение митингов и собраний, не санкционированных правительством.

В ходе Первой мировой войны значительно возрос уровень экономически-регулирующей роли государства, вплоть до перехода к прямой распределительной системе на основе административной регламентации. Возникли специализированные регулирующие органы (типа Высшего хозяйственного совета в Германии), которые либо координировали свою работу по управлению частной экономикой с военными органами, либо прямо находились под их подчинением. В интересах преодоления военных трудностей координирующим органам, правительственным ведомствам предписывалось проводить «любые хозяйственные мероприятия для восстановления ущерба хозяйства». Одним из наиболее типичных стало принудительное картелирование предприятий , относившихся к военным или особо хозяйственно важным отраслям. Для управления огосударственными отраслями создавались специальные министерства (например, в Норвегии – Министерство продовольствия, 1916 г.; Министерство снабжения промышленности, 1917). Особому контролю государства подверглось обращение предметов первой необходимости, главным образом продовольствия. С началом войны в Швеции, например, было законодательно установлено (октябрь 1914 г.) право принудительной реквизиции частной собственности на продукты питания, были введены лицензирование и квоты на вывоз за границу продовольствия. В Норвегии был издан единый закон (1917) о государственном регулировании цен . В подавляющем большинстве воюющих стран вводились монополии на продажу отдельных продуктов. В некоторых случаях вводилось квотированное распределение среди населения отдельных продуктов питания (карточно-талонные системы) с параллельным ограничением свободного рынка .

Регулирующая роль государства распространялась и на социально-трудовую сферу. В годы войны получили дальнейшее распространение ограничение права на забастовки и система принудительного государственного арбитража в трудовых спорах с предпринимателями. Нередко набор рабочих и распорядок производства подчинялся военным правилам.

Распад империи в Европе

Первая мировая война ускорила внутренние процессы государственно-политического распада двух наднациональных империй в Европе – Австро-Венгрии и России. Поражения и вызванные войной хозяйственно-экономические сложности спровоцировали мощные социальные конфликты, стимулировали идейно-политические стремления к национальному обособлению народов, разными путями вошедшими в состав этих государств. Итог оказался однотипным для обеих империй: на месте Австро-Венгрии полностью и западной части Российской империи сформировались около десяти новых национальных государств , причем некоторые из этих народов ранее не имели собственной исторической традиции государственности.

Австро-Венгерская империя (сохранявшая неизменный государственный строй в виде полуабсолютистской монархии с 1867 г., после предоставления Венгрии государственной автономии) в Первой мировой войне выступила на стороне Тройственного союза (вместе с Германией). Поражение в войне и значительные для страны военные потери подтолкнули к революционным выступлениям на демократической основе в Австрии (октябрь-ноябрь 1918 г.). Результатом стало свержение монархии Габсбургов и провозглашение республики (12 ноября 1918 г.). Одновременно с падением централизованной монархии произошло раздробление единого государства, в котором большинство населения принадлежало к славянским народам и не пользовалось политическими правами наравне с доминирующими австрийцами и немцами. Национальные противоречия стали дополнительным ускорителем стремления к возрождению собственной государственности. Созванное в октябре 1918 г. Национальное собрание провозгласило самоопределение Чехии и Словакии, в ноябре 1918 г. – Народное вече югославянских народов декларировало их полное отделение от империи и присоединение к восстановившей свою независимость Сербии; тогда же обособилась самостоятельная Венгерская республика.

Австрия окончательно конституировалась в отдельное государство в 1919 г., после решений созванного на основе всеобщего избирательного права Учредительного собрания. Принятая вскоре Конституция 1920 г.* закрепила широкие демократические права и свободы граждан , государственный строй в виде президентско-парламентской республики, в которой глава государства избирался парламентом. Австрийская республика была преобразована в территориальную федерацию , в которой интересы земель представляла верхняя палата парламента; отдельные земли получили свои правительства и свои ландтаги.

* Конституция Австрии 1920 г. с небольшими изменениями 1929 г. сохранила свою силу на протяжении всего XX в.

Венгрия была провозглашена республикой в 1918 г., однако в обстановке гражданской войны, инициированной просоциалистическими и коммунистическими рабочими организациями, произошла эволюция в сторону антидемократического режима. В 1920 г. там была провозглашена своеобразная парламентская монархия без монарха; временным регентом поставил себя контр-адмирал М. Хорти (спустя год Хорти преобразовал свою власть в пожизненную и несменяемую). Конституционный строй определялся законами, принятыми с 1848 г. (о правительстве) по 1926 г. (об учреждении двухпалатного Государственного собрания). Политический режим, установленный Хорти, довольно скоро преобразовал монархию в особую форму военной диктатуры.

Чехословакия (как стала называться страна после присоединения в 1918 г. к исторической Чехии словацких областей) на протяжении 1918 – 1920 гг. оформилась в демократическую республику. Здесь было введено всеобщее избирательное право, проведены социально ориентированные аграрные и трудовые законы. Конституция 1920 г. (принятая после Временной конституции 1918 г.) установила строй президентской республики – с сильной властью избираемого обеими палатами парламента президента , полномочия которого сходствовали с правами президента США . Государственные институты Чехословакии, сформированные Конституцией 1920 г., отличались высокой степенью демократических гарантий строя, в частности здесь впервые в европейском парламентаризме вводилась действенная конституционная юстиция (в виде Конституционного суда, правам которого был посвящен особый закон). Высокой степенью самоуправления отличалась и организация местной администрации .

Вокруг Сербии (образовавшейся как самостоятельное государство в 1829 г. и в период Первой мировой войны оккупированной Австрией) объединились области Хорватии, Словении, Боснии и др. Образовалось Королевство сербов, хорватов и словенцев (1918) под главенством сербской династии Карагеоргиевичей. Соответственно Видовданской конституции 1921 г. Королевство стало конституционной монархией по образцу предвоенной Германии – с сильной правительственной властью короля. (В 1929 г. королевство было преобразовано в Югославянское .)

Хотя Российская империя и не была в числе собственно стран, потерпевших военное поражение в Первой мировой войне и даже формально принадлежала к победившему союзу – Антанте, последствия войны и ее неудачный ход (в совокупности с внутренними осложнениями) привели к падению монархии (февраль 1917 г.). Произошедшая в октябре 1917 г. революция закрепила геополитический развал империи, в наибольшей степени коснувшийся западных, европейских областей.

Финляндия , находившаяся в составе империи на особом положении государственной автономии с 1905 г., закрепила свое обособление. В июле 1917 г. под давлением социал-демократической партии парламент провозгласил полную независимость от России, в декабре 1917 г. независимость была признана новыми социалистическими властями Советской России. Под давлением внешнеполитических обстоятельств, в особенности под германским влиянием, в 1918 г. финский парламент принял решения о конституировании страны в монархию по германскому образцу. Однако вскоре новая конституция страны (17 июля 1919 г.) закрепила создание президентской республики – с однопалатным парламентом и с сильной властью президента, избирающегося населением страны*.

* Конституция Финляндии 1919 г. также оставалась действующей на протяжении XX в.

Вследствие развала Австро-Венгрии и раздела России возродилось Польское государство (1918). Основу территории государства образовали области, входившие в состав России, Австро-Венгрии, а также западные русские области, отторгнутые от Советской России после неудачной для нее советско-польской войны 1920 г. (как входившие в состав Речи Посполитой до разделов XVIII в.). Лидером возрождения стал видный военный деятель Ю. Пилсудский, который закрепил свой статус «начальника государства» в переходной Малой конституции 1919 г. Согласно новой Конституции 1921 г. Польша конституировалась как президентская республика – с двухпалатным парламентом и президентскими полномочиями по образцу германской конституции 1919 г. Польская конституция закрепила высокий уровень демократии граждан, политических и социальных свобод, особую социально-регулирующую роль государства (также по образцу германской конституции – см. § 81).

Бывшие прибалтийские губернии Российской империи, входившие в ее состав с начала XVIII в., в обстановке германской оккупации и революционной смуты в России, провозгласили образование собственных национальных государств. В 1920 – 1921 гг. Советская Россия признала независимость и суверенитет этих государств – первых исторически для восточно-прибалтийских народов. Литва и Эстония конституировались (соответственно в 1920 г. и в 1922 г.) как парламентские республики – с однопалатными парламентами и ответственными перед ними правительствами. Хотя поначалу в Литве были попытки учредить монархию с приглашением на престол германского принца. (Попытки, видимо, не были случайными и вылились в установление в Литве с 1926 г. режима военной диктатуры). Латвия (образовавшаяся в феврале 1918 г.) установила у себя строй президентской республики, использовав конституционный опыт Польши и других западных государств.

Социалистическое революционное движение

В результате Первой мировой войны, последовавших в ходе нее военных тягот для большинства народов, нарастания внутренних социальных противоречий, в большинстве стран-участниц социалистическое идейно-политическое движение (нараставшее со второй половины XIX в., особенно во Франции, Германии и др.) превратилось в самостоятельный исторический фактор государственного переустройства и правовых преобразований. Попытки направить социальный протест масс в русло создания классового государства, основанного на принципах социалистической утопии марксизма и деформированных началах псевдосамоуправления, были закономерным продолжением политики многих социалистических партий, ставших массовыми, народными в начале XX в., а также идейно-политических заблуждений «среднего класса» западных демократий.

Основным толчком стала социалистическая революция в крупнейшем европейско-азиатском государстве – России (октябрь 1917 г.), завершившаяся созданием там особого социалистического государства советского типа, построенного на принципах тоталитаризма и однопартийной диктатуры. Влияние социалистической революции в России непосредственно сказалось на волне политических мятежей (подобных Парижской коммуне 1871 г. во Франции – см. § 63), прокатившихся по странам Центральной Европы. Мятежи дополнительно инициировались международными социалистическими объединениями в целях создания якобы общеевропейского движения «мировой революции», с наступлением которой теоретики социализма и марксизма единственно связывали возможность государственной победы классовых интересов рабочих и рабочих партий.

В Германии серия мятежей была в особенности стимулирована политическим хаосом в период после военного поражения, падения монархии и потому расшатывания управления. Сыграли роль и возродившиеся стремления к обособленности отдельных германских областей (прежде самостоятельных монархий и городов). Активное влияние на попытки образовать самоуправляющееся псевдогосударство на началах классовой демократии имели леворадикальное движение, а также организационные усилия эмиссаров из России. Самыми значительными стали мятежи в Бремене и Мюнхене. В результате первого на время образовалась Бременская советская республика (10 января – 4 февраля 1919 г.), декларировавшая независимость от общегерманского правительства, создавшая свою администрацию в виде Совета народных комиссаров. В итоге второго сложилась Баварская советская республика (7 апреля – 8 мая 1919 к), основанная под влиянием еще и полуанархистских движений. Создание якобы независимых республик было закономерным продолжением движения к повсеместному образованию в Германии советов рабочих и солдатских депутатов, пытавшихся забрать правительственные полномочия, в особенности по распределению продовольственных ресурсов, в руки только низших по социальному положению классов. Республики распространяли свое влияние (подобно Парижской коммуне) на город и ближайшую округу и ограничились, в основном, созданием выборных представительств от населения, которым одновременно поручались правительственные функции, и провозглашением популистских экономических мероприятий. Объективных оснований для превращения в полноценную государственность у этих «республик» не было. Обе они пали под давлением карательных операций общегерманского правительства, иногда (как в Мюнхене) довольно кровавых (до 1 тыс. погибших).

Несколько более длительным стал социалистический мятеж в Венгрии. В обстановке развала Австро-Венгрии, фактического обретения прежней государственной автономией самостоятельности, образовавшееся правительство (31 октября 1918г.) не сумело в полной мере удержать контроль над страной. В Венгрии оформилась значимая Коммунистическая партия. В атмосфере непрекращающихся рабочих стачек лидеры партии инициировали отставку правительства, декларировав установление «власти пролетариата». Венгерская советская республика (21 марта – 1 августа 1919 г.) конституировалась по образцу партийно-советского государства: вначале руководил Революционный совет, сливавшийся с руководством компартии, затем была принята Конституция 1919 г., повторявшая Конституцию рсфср 1918 г. Единственными реальными институтами новой власти стали Красная Армия, построенная по милиционному принципу из рабочего населения, и революционные суды-трибуналы, развервувшие внеправовой террор в отношении «буржуазии». Размах деятельности социалистического правительства был значительным, его экономические декреты (о национализации земель, конфискации жилья, привилегированном снабжении трудящихся) спровоцировали открытую гражданскую войну. Подавление советской власти проходило в обстановке кровавого военного террора. Это стало еще одним источником быстрой затем эволюции венгерской государственности к полумонархической военной диктатуре.

Социалистическое движение в первые же годы после окончания мировой войны из идейного движения превратилось в государственно-революционное. Это стимулировало преобразование многих прежних социалистических партий в коммунистические. На протяжении 1918-1921 гг. в большинстве европейских, а затем и азиатских стран сложились самостоятельные коммунистические партии , поставившие себе целью свершение социалистических революций в своих странах и создание государственности классовой демократии на принципах доктрины ленинизма. В течение ближайших десятилетий эти партии стали значимыми деятелями общественно-политической жизни своих стран и парламентской борьбы. Незначительные по влиянию коммунистические организации сложились даже в Латинской Америке и в США. В 1919 г. большинство из компартий объединились в т. н. 111-й Интернационал со штаб-квартирой в Москве. III-й Интернационал стал не только координирующим органом мирового коммунистического движения, но и инструментом подрывной политической деятельности в некоторых европейских странах, представлявших по разным причинам особый интерес для социалистического правительства в России в целях продвижения «мировой революции». Инициированные III Интернационалом в 1920-е гг. внутренние кризисы и даже вооруженные мятежи стали важным фактором отторжения в западных странах населения от коммунистического движения, а также общей эволюции режимов в сторону авторитаризма.

Рождение фашистского движения. Авторитаризм

Еще одним важнейшим государственно-политическим итогом Первой мировой войны стало появление фашистского движения – первоначально в виде политических партий нового тоталитарного типа, затем в виде особого право-государственного уклада, утвердившегося в ряде стран Европы.

Исторические и социальные корни фашизма были, в основном, теми же, что у движения к социалистической государственности. Источником стали стремления к построению «народного государства» (гарантировавшего бы социально-правовую унификацию нации), которые постепенно доминировали в политической эволюции западных стран на протяжении XIX в. Сыграло свою роль и повсеместное утверждение, начиная с 1900-х гг. и особенно после Первой мировой войны, всеобщего избирательного права. История преобразования парламентарного строя в разного рода в авторитарные режимы на протяжении XIX в. неизменно свидетельствовала о том, что главнейшим политическим источником авторитаризма были институты непосредственной широкой демократии, не подкрепленные другими конституционными сдержками и гарантиями. Сходной с движением к социалистической государственности была и социальная база фашизма – в особенности наличие влиятельного слоя крестьянства.

Почти сразу после окончания Первой мировой войны в ряде стран Европы образовались политические партии фашистского типа: Национал-социалистическая рабочая партия Германии (1920), Национал-фашистская партия Италии (1921), Испанская фаланга и др.* В своих программах партии использовали как социалистические идеи (особенно экономико-правовые), так и разного рода геополитические, националистические и расовые догматы, распространившиеся в Западной Европе в годы Первой мировой войны (в том числе представлявшиеся самыми рафинированными изысканиями в области политики с позиций духовной аристократии). В главном программы фашистских партий отправлялись от тезисов о предпочтении интересов нации правам индивидуума, о безусловных задачах сплочения нации и «отстаивания ее интересов», о государстве как чисто национальном организме, основанном на сильной власти и тоталитарных устремлениях к исполнению некоей «миссии нации». В социально-правовой сфере революционные преобразования фашизма предусматривали предпочтение мелкой и средней собственности, преобразование частной в некую «семейную собственность», широкую национализацию и тотальный государственный контроль , формирование «классового мира». Важным мотивом был открытый антиклерикализм фашистских программ, игнорирование христианского мировоззрения.

* В собственном смысле фашистским было только итальянское движение боевых отрядов-связок fasci Italian! di combattimento (программа обнародована 23 марта 1919 г.). Позднее, название стало условно-обобщающим, типологическим.

Родиной организованного фашистского движения стала Италия, где в 1919 г. бывший активист Социалистической партии Б. Муссолини образовал «Итальянский союз участников войны», провозгласивший последовательно-фашистскую программу государственного преобразовательства. В октябре 1922 г. в обстановке социального недовольства и с использованием методов военного мятежа организация Муссолини была приведена к власти. В Италии установился тоталитарный государственно-политический режим (просуществовавший до 1943 г). Институты парламентарной монархии, утвердившиеся в стране со времени ее национального объединения в середине XIX в., были преобразованы в духе военной диктатуры с сильной правительственной властью при подмене демократических республиканских институтов системой социальных корпораций, руководящее ядро которых представляла фашистская партия.

Наибольший размах и общемировое значение приобрело фашистское движение в Германии, которое вскоре привело к созданию законченно тоталитарного государства с особым правовым укладом (см. § 82).

Стремления к политическому тоталитаризму охватили и ряд других европейских государств. В 1926 г. военный переворот произошел в Польше. Измененная позднее конституция страны (образца 1935 г.) сосредоточила практически «единую и неделимую власть» в руках президента, отвечающего «перед Богом и историей за судьбы государства». Тогда же в Литве институты парламентской республики были деформированы фактической военной диктатурой А. Сметоны, сосредоточившего основные государственные полномочия. К практической ликвидации гражданских свобод и парламентского демократизма привели реформы правительства генерала Риверы в Испании, пришедшего к власти после организованного им военного переворота (1923 г.).

К середине 1930-х гг. движения фашистского типа существовали уже в 39 странах, в основном Европы, Латинской Америки. Сложился своеобразный фашистский интернационал, первые съезды которого в целях выработки единства действий прошли в 1934-1935 гг.

Стремления к государственно-политическому авторитаризму, в соединении с особой программой социальных реформ, стали одним из важнейших факторов всего мирового государственного и правового процесса между Первой и Второй мировыми войнами, хотя их непосредственное воздействие на государственные институты разных стран было различным.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

История новейшего времени

Ющенко Ольга Ивановна

Требования преподавателя:

· Зачёт автоматом по посещаемости (3 пропуска допустимо)

· Классический зачёт

История новейшего времени – 20-21 века.

1918 год – год окончания первой мировой войны, начало новейшей истории.

Итоги и последствия первой мировой войны (1914-1918)

Два воюющих блока: Германский блок (Австро-Венгрия, Турция, Болгария, Германия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Причины войны:

· Франко-германский конфликт

· Англо-германский конфликт

· Русско-германский конфликт.

Итог – победа Антанты, но без участия России. В 1917 году Россия вышла из войны (в результате революций).

Геополитические итоги:

· Рухнули 4 империи (Российская, Австро-Венгерская, Османская, Германская)

· Появились новые государства на политической карте (Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Польша, Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия)

· Япония и США понесли в войне минимальные потери и получили максимальную выгоду

· Индия и Китай получили независимость

· Начинается закат эпохи европоцентризма, мир стал многополярным, новые государства выходят на мировую арену.

Социально-экономические последствия войны:

· Истощение ресурсов (финансовых, человеческих)

· Экономические кризисы

· Социальные проблемы (карточки, повинность)

· Революции (в России, в Германии, в Османской империи, в Австро-Венгрии)

· Послевоенные реформы

· Изменение роли государства в социально-экономической жизни (государство берёт на себя более широкие функции – регулирование, контроль, распределение). Прямое регулирование (отдельных предприятий, отраслей, промышленности, госзаказов) и косвенное регулирование (налоговая, бюджетная, социальная политика).

· С 20-х годов во всех странах была контролируемая экономика (где-то больше, где-то меньше).

Социально-политические последствия войны:

· Разочарование в либеральных ценностях

· Возникновение крайних политических течений (крайне-правое – коммунизм, крайне-левое – фашизм)

· Политизация масс.

Война стала огромным моральным потрясением для людей.

4 года войны – целое потерянное поколение. Потеря ценностей, ориентации. Привыкли убивать. Массовая безработица, отсутствие перспектив.

Изменилась роль женщины. Война сильно повлияла на её статус, самоощущение. Женщины были вынуждены работать, замещать мужчин на фабриках, на заводах. Женщина стала кормилицей семьи. Война изменила даже внешний облик женщины (исчезли корсеты, юбки стали короче, появились женские брюки, появились короткие женские стрижки). Женщины получили политические права наравне с мужчинами, получили право голоса.

Для подведения итогов войны была создана Парижская мирная конференция, «заседание» длилось полтора года. Россию не пригласили. Формальный повод – гражданская война в России. Все вопросы решали представители трёх государств – Англии, Франции, США. Остальные страны были поставлены перед фактом и просто получили мирные договоры.

Вильсон баллотировался в лидеры США. Сильна доктрина «Америка для американцев», но уже появились сторонники другого подхода. Американский рынок пока ещё был широк, и американская буржуазия не нуждалась во внешней экономической экспансии.

Создана Лига Наций – победители войны. Задача Лиги миротворческая.

США претерпело дипломатическое поражение в войне. Америка не получила ни одной колонии, интересы её не были учтены. США отказались от вступления в Лигу Наций. Вильсон проиграл в выборах.

Версальский договор был роковым решением. Он способствовал процветанию фашизма в Германии.

В Версальском договоре Германия была указана единственным виновникам войны и была обязана выплатить компенсацию всем участникам. Сумма была неподъёмной для Германии. Выплачивать её Германия была обязана до 1988 года. Требование было воспринято как унижение.

Германия потеряла 1/8 часть территорий, которая ушла к соседям, потеряла все колонии. На этой территории проживала десятая часть населения Германии, после потери этой территории появились национальные меньшинства. Германии запретили объединяться с Австрией. Немецкое угольное месторождение ушло в ведомство специальных органов, созданных для контроля над Германией. Теперь Германия полностью подконтрольная страна.

Германия не могла иметь армию более 100000 добровольцев, генштаб распущен, военные училища закрыты, флот, авиация и артиллерия под запретом. Для немцев это был огромный психологический шок. Версальский договор был воспринят как оскорбительный, унизительный для Германии. Лозунг «долой Версаль!».

Однако Германия не чувствовала себя побеждённой страной, не подписывала капитуляцию. Её территория не была оккупирована, на ней не было активных боевых действий, не было ощущения активной войны. И после «Версаля» Германия жаждала реванша. Все 20-е годы Россия и Германия были партнёрами под антиверсальским лозунгом.

Лекция 2

По образцу Версальского договора были составлены договоры и с союзниками Германии – с Австрией, Турцией и др. Здесь тоже заперт на военные действия и пр.

Возникла масса вопросов: возникли национальные меньшинства. Треть венгров оказались в соседних государствах – в Румынии, в Югославии. Много немцев оказались на территории Польши, Чехословакии. И после 30х годов имели место локальные пограничные конфликты. Ущерблены национальные чувства, сложились авторитарные уставы.

Раздел колоний (Османской империи и Германской империи). Победители войны решили этот вопрос так: большинство колоний досталось сильнейшим – Англии, Франции, остальные земли (меньшинство) досталось другим странам. Американцы не получили ни одной колонии и чувствовали себя ущемлёнными.

Вашингтонская конференция для решений вопроса Тихоокеанского региона. С ноября 1921 года по февраль 1922 года. Советскую Россию вновь не пригласили, хотя она являлась Тихоокеанской державой. На Дальнем Востоке военные действия ещё не завершились, и это было формальной причиной не приглашать Россию.

Всего на Вашингтонской конференции было 9 участников. Вышли договор четырёх (о недосягаемости границ), договор пяти (договор, ограничивающий гонку вооружений, первый в истории), договор девяти.

Позиция Великобритании усилилась, но к концу войны долг Англии перед США составлял 4 миллиона. И роль ведущей державы перешла к США. Соперничество США с Японией (морской флот). Продолжилось это противостояние на Второй Мировой войне.

Была подписана серия договоров, создание Лиги нации, раздел владений бывших империй, санкционированное создание новых государств. Сформировалась Версальско-Вашингтонская система международных отношений, призванная урегулировать жизнь после войны. Но эта система оказалась непрочной.

Есть мнение, что в 20 веке была одна мировая война – с 1918 по 1945 год с передышкой.

Противоречия между победителями Первой Мировой войны были сглажены лишь временно. Основные противоречия возникли между основоположниками Версальской конференции – многие были недовольны. Франция хотела ещё больше ослабить Германию, Франция смертельно боялась возрождения Германии. За счёт ослабления Франции Германия хотела стать сильнейшей державой, установить гегемонию. Но это желание не исполнилось, амбиции Франции не оправдались.

Оскорблённой считала себя Италия (нарушила мир, выступила на стороне Антанты, чтобы получить земли). После окончания войны Италии досталась малая часть обещанных земель (Италия не внесла большого вклада в победу Антанты). Итальянские солдаты получили прозвище «макаронники» и оказались побеждёнными среди победителей.

Население Японии воспринималось американцами как угроза интересам. Противоречия между победителями – первая причина слабости Версальского договора. Вторая причина – разногласия между победителями и побеждёнными. Неприятие договоров, саботаж оговоров. Особенно болезненно принимался договор Германией (зародилось нацистское движение). Недальновидность победителей – начало войны в одном режиме, конец – в другом. Третья причина – нарушение принципа права нации на самоопределение, что породило массу национальных конфликтов. Локальные конфликты, локальные войны.

Победители не выполнили свои обещания в отношении Индии и Китая. Индия была державой Англии, у Китая – свои интересы державы. Но после войны интересы этих стран были проигнорированы.

Неэффективность Лиги наций. Принцип коллективной ответственности за мир, за безопасность. Решения Лиги наций принимали ведущие державы исходя из своих национальных или корыстных интересов, а не ради общего блага. Принцип равенства был чисто формальным. Мировую политику определяли несколько мировых держав. Решения Лиги наций не носили обязательного характера, поэтому их мало кто соблюдал. Лига наций оказалась неэффективной, и вся послевоенная система была непрочной.

Англия, Франция – два главных победителя, которые решали вопросы мировой политики.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Итоги войны. По Версальскому договору территория Германии сократилась на 70 тыс. кв. км, она лишилась всех немногочисленных колоний; военные статьи обязывали Германию не вводить воинскую повинность, распустить все военные организации, не иметь современных видов вооружения, выплатить репарации. Основательно была перекроена карта Европы. С распадом Австро-Венгерской дуалистической монархии была оформлена государственность Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, подтверждены самостоятельность и границы Албании, Болгарии, Румынии. Бельгия, Дания, Польша, Франция и Чехословакия вернули себе захваченные Германией земли, получив под свое управление часть исконных немецких территорий. От Турции были отделены Сирия, Ливан, Ирак, Палестина и переданы в качестве подмандатных территорий Англии и Франции. Новая западная граница Советской России также была определена на Парижской мирной конференции (линия Керзона) , при этом закреплялась государственность частей бывшей империи: Латвии, Литвы, Польши, Финляндии и Эстонии.

Последствия Первой мировой войны. Первая мировая война продемонстрировало кризисное состояние цивилизации. Действительно, во всех воюющих странах свертывалась демократия, суживалась сфера рыночных отношений, уступая место жесткому государственному регулированию сферы производства и распределения в его крайней этатистской1 форме. Эти тенденции противоречили хозяйственным основам западной цивилизации.

Не менее ярким свидетельством глубокого кризиса были кардинальные политические изменения в ряде стран. Так, вслед за Октябрьской революцией в России прокатились революции социалистического характера в Финляндии, Германии, Венгрии; в других странах отмечался небывалый подъем революционного движения, а в колониях - антиколониального. Это как бы подтверждало предсказание основателей коммунистической теории о неизбежной гибели капитализма, о чем также свидетельствовали возникновение Коммунистического 3-го Интернационала, 21/2-го Социалистического Интернационала, приход к власти во многих странах социалистических партий и, наконец, прочное завоевание власти в России большевистской партией.

Первая мировая война явилась катализатором индустриального развития. За годы войны было произведено 28 млн. винтовок, около 1 млн. пулеметов, 150 тыс. орудий, 9200 танков, тысячи самолетов, создан подводный флот (только в Германии за эти годы было построено более 450 подводных лодок) . Военная направленность индустриального прогресса стала очевидной, следующим шагом явилось создание техники и технологий для массового уничтожения людей. Впрочем, уже в годы Первой мировой войны были произведены чудовищные опыты, например, первое применение химического оружия немцами в 1915 г. в Бельгии под г. Ипр.

Последствия войны были катастрофическими для народного хозяйства большинства стран. Они вылились в повсеместные длительные экономические кризисы, в основе которых лежали гигантские хозяйственные диспропорции, возникшие в военные годы. Только прямые военные расходы воевавших стран составили 208 млрд. долларов. На фоне повсеместного падения гражданского производства и жизненного уровня населения шло укрепление и обогащение монополий, связанных с военным производством. Так, германские монополисты к началу 1918 г. аккумулировали в качестве прибыли 10 млрд. золотых марок, американские - 35 млрд. золотых долларов и т. д. Укрепившись за годы войны, монополии все более стали определять пути дальнейшего развития, ведущие к катастрофе западную цивилизацию. Подтверждением данного тезиса являются возникновение и распространение фашизма.

Введение

1. Начало войны.

2. Причины и характер войны.

4. Отношение к войне различных классов и партий России.

5. Итоги первой мировой войны.

Заключение.

Введение

Причин, почему началась первая мировая война очень много, но различные ученые и различные записи тех лет говорят нам о том, что главная причина заключается в том, что в то время Европа развивалась очень бурно. В начале ХХ века во всём мире уже не осталось территорий, не захваченных капиталистическими державами. Германия в этот период обошла по уроню промышленного производства всю Европу, а так как у Германии было очень мало колоний, то она стремилась их захватить. Захватив их, у Германии появились бы новые рынки. В то время очень большими колониями обладала Англия и Франция поэтому очень часто сталкивались интересы этих стран.

Я выбрала эту тему так как решила разобраться почему началась война? Что послужило поводом для этого? Какие технологические достижения произошли в ходе войны? Последствия первой мировой войны для России?

Мне кажется, что эта тема сама по себе очень интересна. Во время первой мировой войны можно проследить, как развивалась технические и экономические пути развития каждой страны. За четыре года войны мы находим, как новые технические средства влияют на ход войны, как война помогает двигаться научному прогрессу. Чем больше экономический и технический прогресс, тем больше появляются орудия убийств, тем кровопролитнее становится сама война, и тем больше стран становится участниками этой войны.

1. Начало войны

Непосредственным поводом к началу военных действий послужило убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола. Правительство Австро-Венгрии с одобрения Германии предъявило ультиматум Сербии, требуя свободы вмешательства во внутренние дела Сербии. Несмотря на принятие Сербией почти всех условий. Австро-Венгрия 28 июля объявила ей войну. Через два дня правительство России в ответ на открытие Австро-Венгрией военных действий объявило всеобщую мобилизацию. Германия использовала это как предлог и 1 августа развязало войну против России, а 3 августа – против Франции. Англия объявила войну Германии 4 августа. В конце августа на стороне Антанты выступила Япония, которая решила воспользоваться тем, что Германия будет скована на западе, и захватить её колонии на Дальнем Востоке. 30 октября 1914 г. на стороне Антанты в войну вступила Турция.

В 1914 г. Италия не вступила в войну, заявив о своем нейтралитете. Она начала военные действия в мае 1915 г. на стороне Антанты. В апреле 1917 г. на стороне Антанты в войну вступили США.

Начавшиеся в августе 1914 г. военные действия развернулись на несколько театрах и продолжались до ноября 1918 г. По характеру решаемых задач и достигнутом военно-политическим результатам первую мировую войну принято делить на пять кампаний, каждая из которых включает в себя несколько операций.

2. Причины и характер войны.

Первая мировая война возникла в результате обострения политической и экономической борьбы между крупнейшими империалистическими странами за рынки сбыта и источники сырья, за передел уже поделённого мира. В начале ХХ века раздел мира уже завершился, на земном шаре не осталось территорий, ещё не захваченных капиталистическими державами, не осталось больше так называемых «свободных пространств». «Наступила, - указал В.И. Ленин, -неизбежно эра монопольного обладания колониями, а следовательно, и особенно обостренной борьбы за раздел мира».

В результате неравномерного, скачкообразного развития капитализма в эпоху империализма некоторые страны, ставшие на капиталистический путь развития позже других, в короткий срок догнали и перегнали в технико-экономическом отношении такие старые колониальные страны, как Англия и Франция. Особенно показательным было развитие Германии, которая к 1900 г. обошла эти страны по уровню промышленного производства, но значительно уступала в размерах колониальных владений. В силу этого интересы Германии и Англии сталкивались наиболее часто. Германия открыто стремилась к захвату английских рынков на Ближнем Востоке и Африке.

Колониальная экспансия Германии встречала сопротивление Франции, которая также обладала огромными колониями. Весьма острые противоречия между странами существовали из-за Эльзаса и Лотарингии, захваченных Германией ещё в 1871 г.

Своим проникновением на Ближний Восток Германия создавала Угрозу интересам России в бассейне Чёрного моря. Австро-Венгрия, выступавшая в союзе с Германией, стала серьёзным конкурентом царской России в борьбе за влияния на Балканах.

Обострение внешнеполитических противоречий между крупнейшими странами привело к разделу мира на два враждебных лагеря и к складыванию двух империалистических группировок: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственного соглашения, или Антанты (Англия, Франция, Россия).

Война между крупными европейскими державами была выгодна империалистам США, так как в результате этой борьбы складывались Благоприятные условия для дальнейшего развёртывания американской экспансии, особенно в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Американские монополии делали ставку на максимальное извлечение выгод из Европы.

Подготавливая войну, империалисты видели в ней не только средство разрешения внешних противоречий, но и средство, которое могло бы помочь им справится с ростом недовольства населения их собственных стран и подавить нараставшее революционное движение. Буржуазия рассчитывала в ходе войны уничтожить международную солидарность рабочих, физически истребить лучшую часть рабочего класса, за социалистическую революцию.

В связи с тем, что война за передел мира затрагивала интересы всех империалистических стран, в неё постепенно оказалось втянутым большинство государств мира. Война стала мировой, как по своим политическим целям, так и по масштабам.

По своему характеру война 1914-1918 гг. была империалистической, захватнической, несправедливой с обеих сторон. Это была война за то, кому больше грабить и угнетать. Большинство партий II Интернационала, предав интересы трудящихся, выступила за войну в поддержку буржуазии и правительств своих стран.

Партия большевиков во главе с В.И. Лениным, определив характер войны, призвала к борьбе против неё, за превращение войны империалистической в войну гражданскую.

3. Вооруженные силы и планы сторон.

По моему мнению, силы каждой из сторон имели очень большое значение. К началу войны все крупные европейские государства, кроме Англии, имели постоянные армии, комплектующие на основе всеобщей воинской повинности. В Англии армия была наёмной. Только после начала войны английское правительство ввело всеобщую повинность.

Основным родом войск в армиях всех государств была пехота. В сухопутные силы входили кавалерия и артиллерия. Специальные войска имели весьма незначительный удельный вес (около 2%).

Пехотная дивизия имела от 16 до 21 тыс. человек, 36-48 орудий и около 30 пулемётов.

Штатной артиллерии полк, как правило, не имел. Артиллерия находилась в распоряжении командира дивизии. К началу войны в составе вооруженных сил России насчитывалось 263 самолёта, Германии - 232, Англии - 258, Франции – 156. В армейские корпуса входили отряды по 3-6 самолётов, предназначённые для ведения разведки. Во всех армиях в незначительном количестве имелись бронеавтомобили и бронепоезда. К 1914 г. в составе вооруженных сил Германии около 4000 автомашин, Россия – 4500, Англия – 900, Франция – 6000.1

Главная тяжесть борьбы по-прежнему возлагалась на пехоту, вооруженную винтовкой. Политические и военные руководители стран – участниц войны не смогли правильно предвидеть характер будущей войны и определить количество сил и средств, потребных для её ведения. Буржуазные военные теоретики накануне первой мировой войны видели высшее достижение военной мысли в воспроизведении образцов полководческого искусства Наполеона. Опыт более поздних войн учитывался недостаточно. Изменения в способах ведения боя, происшедших в этих войнах, рассматривались как явление случайного порядка, вызывавшиеся либо особенностями театра военных действий, либо плохой подготовкой войск, либо ошибочными действиями полководцев. Возникновение позиционного фронта в ходе русско-японской войны рассматривалось как случайность. Поэтому проблема прорыва позиционной обороны даже теоретически не исследовалась. Всё внимание уделялось наступлению на неглубокую очаговую оборону. Основной формой боевого построения войск считалось стрелковая цепь.

Планы военных действий основных участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение сражений лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной.

Сущность германского плана заключалась в стремлении бить противников последовательно и избежать, таким образом, войны на два фронта. Планировалось сначала нанести удар по Франции и разгромить её армию, затем перебросить главные силы на восток и разгромить русскую армию. Это обстоятельство определило выбор стратегической формы наступления – фланговый обход и окружение основных сил противника. С целью обхода и окружения французской армии фланговый манёвр намечалось осуществить через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. На востоке намечалось развернуть15-16 дивизий, которые должны были прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских войск. Активные действия в это время должны были вести австро-венгерские войска.

Основной порок немецкого плана заключался в переоценке сил противника.

На австро-венгерский план войны сильное влияние оказало требование германского генерального штаба – сковать русские армии в период нанесения Германией основного удара по Франции. В связи с этим австро-венгерский генеральный штаб запланировал активные действия против России, Сербии и Чехословакии. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и северо-восток. Австро-венгерский план был построен без реального учета экономических и моральных возможностей страны. В этом наглядно проявилось влияние немецкой военной школы – недооценка сил противника и переоценка своих сил. Наличные силы не соответствовали поставленным задачам.

Французский план хотя и предусматривал активные наступательные действия, но носил пассивно - выжидательский характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действия противника. План предусматривал создание трех ударных группировок, но только одна из них (Лотарингская) получила активную задачу – наступать на Лотарингию и Эльзас. Центральная группировка должна была стать связующим звеном, прикрывая границу в своей полосе, а бельгийская – действовать в зависимости от положения противника. Если немцы нарушат нейтралитет Бельгии и начнут наступать через её территорию, то эта армия должна быть готова к наступлению в северо-восточном направлении.

Английский план исходил из того, что всю тяжесть ведения войны на суше должны взять на себя союзники – Россия и Франция. Основной задачей английских вооруженных сил выдвигалось обеспечения господства на море. Для действий на суше намечалась переброска семи дивизий во Францию.

Русский план войны в силу экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала предусматривал одновременно наступательные действия против Австро-Венгрии и против Германии. План имел два варианта. По варианту «А»: если Германия сосредоточит главные силы против Франции, то основные усилия русской армии направлялись против Австро-Венгрии. По варианту «Г»: в случае нанесения Германией главного удара по России, русская армия свои основные усилия обращала против Германии. Северо-западный фронт должен был разгромить 8-ю немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией. Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро-венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий стратегическое развертывание войск в соответствии с принятым планом войны было закончено лишь Германией. Против Франции и Бельгии немцы развернули 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (около 1,6 млн. человек и 5 тыс. орудий). Немецким войскам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (свыше 1.3 млн. человек и 4640 орудий). На Восточно-европейском театре войны против Германии и Австро-Венгрии сосредотачивалось 75 русских дивизий (свыше 1 млн. человек и 3200 орудий). Противники России имели 64 дивизии (около 1 млн. человек и 2900 орудий).1

Следовательно, к началу войны ни одна из сторон не имела общего превосходства в силах.

4. Отношение к войне различных классов и партий в России.

В отличие от Русско-японской войны, которая была непопулярной, война 1914 года вызвала у населения взрыв патриотизма. Война началась во имя защиты Сербского народа. В русском народе веками воспитывалось сочувствие к младшим братьям славянам. Ради их освобождения от турецкого ига было пролито немало русской крови.

С объявлением мобилизации сразу прекратились все забастовки. Рабочие, которые накануне устраивали демонстрации с лозунгами: "Долой самодержавие!", теперь встали на сторону царя. На заседании Государственной Думы 26 июля 1914 г. лидеры всех буржуазно-помещичьих фракций выступили с призывом сплотиться вокруг "своего державного царя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства", отложив "внутренние споры и счеты" с правительством. На этом же заседании Дума единогласно (социал-демократы отказались от голосования) одобрила военные кредиты. П.Н. Милюков, формулируя цели русской буржуазии в этой войне, заявил: "Только в результате войны должно наступить разрешение нашей вековой национальной задачи: свободного выхода к морю". Также Милюков заявил, что во имя этой задачи кадетская партия на время войны отказывается от оппозиции.

В начале войны были созданы всероссийские союзы - Земский и Городской, поставившие своей целью привлечь широкие общественные слои к совместным с правительством мероприятий по обороне государства. Но царская бюрократия отнеслась к этим организациям с недоверием, ограничив их деятельность только помощью больным и раненным, и разрешив их деятельность только на период войны.

Верховным главнокомандующим русской армии был назначен великий князь Николай Николаевич, пользовавшийся огромной популярностью как в армии, так и в народе. Россия вступила в войну неподготовленной. Со времен Русско-японской войны была проделана большая работа по реорганизации и перевооружению российской армии и флота, которая должна была закончится к 1917 году, война же началась тремя годами раньше.

Начало первой мировой войны привело к распаду II Интернационала, изменившего принципам пролетарского интернационализма, и проголосовавшего за поддержку буржуазии в войне. 22 июля (4 августа) 1914 г. в германском рейхстаге социал-демократическая фракция проголосовала за предоставление военных кредитов правительству. Английские, бельгийские и французские социалисты вошли в состав империалистических правительств. В России думская фракция меньшевиков, боясь потерять всякое влияние в народе, голосовала вместе с большевиками против военных кредитов. Но под давлением председателя бюро II Интернационала меньшевики заявили, что со стороны России и ее союзников война является "справедливой" и отошли от дел.

Единственной партией, четко стоявшей на своих позициях, оказалась партия

Центральном Органе партии "Социал-демократ", был провозглашен лозунг

превращения империалистической войны в войну гражданскую, в революцию против эксплуататорских классов. Первыми шагами на пути к этой великой цели должны были стать безусловный отказ от одобрения военных кредитов и выход социалистов из буржуазных правительств, полный разрыв с политикой "национального мира", создание нелегальных организаций, поддержка братания на фронте, организация всякого рода революционных выступлений пролетариата в тылу. Большевики противопоставили социал-шовинистскому лозунгу защиты буржуазного отечества лозунг революционного пораженчества. В этом заключается подлинный интернационализм большевистской тактики, рассчитанный на братский союз рабочих всех стран в борьбе против империалистической войны, за свержение всех буржуазных правительств, за установление всеобщего демократического мира. Тактика революционного пораженчества исходила из интересов развития мировой социалистической революции. В тоже время она не противоречила и правильно понятым национальным интересам. По мнению большевиков, развитие производительных сил общества – концентрация производства и капитала, сращивание промышленного капитала с банковским, формирование системы государственно-монополистического капитализма - все это должно создать материальные предпосылки социалистической революции. Но так как революцию нельзя вызвать искусственно, то она должна вырасти из объективно назревшего общеполитического кризиса. Первая мировая война ускорила созревание во всех воюющих странах революционной ситуации. По мнению большевиков, такая ситуация могла возникнуть в любой стране.

Большевики были первыми, кто пошел по такому пути. Уже 16-18 июля 1914 г. на петербургских заводах и фабриках появились листовки большевиков, призывавшие рабочих к активным выступлениям против военной угрозы и к международной солидарности трудящихся. 20 июля прошло шествие "патриотической" манифестации по тверской улице с лозунгами: "Долой войну!", "Не надо крови!". По официальным, явно заниженным данным, антивоенные выступления рабочих и крестьян прошли в 17 губерниях, некоторые из них вылились в вооруженные схватки с полицией.

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и

торговли были учреждены, с целью "организовать всю неиспользованную мощь русской промышленности для удовлетворения нужд обороны государства", Центральный военно-промышленный и районные комитеты в провинции, куда вошли видные промышленники, банковские деятели, представители технической интеллигенции. В тоже время расширили свои функции союзы земств и городов, образовавшие в июле 1915 года на паритетных началах Главный комитет по снабжению армии. Объединяясь в военно-промышленные комитеты, расширяя круг деятельности Земского и Городского союзов и устанавливая через Особое совещание при военном министре связь с высшим командным составом, буржуазия претендовала на общее руководство военно-экономической мобилизацией в стране.

Продолжавшийся отход русских войск, рост революционного движения вызывали опасение, что правительство не справится с ситуацией. В совете министров царило смятение. Министры жаловались на изоляцию правительства, которое не имеет опоры "ни снизу, ни сверху". Большинство министров пришло к заключению, что единственным выходом из политического тупика может быть только соглашение с Думой на основе определенной программы. На совещании членов Думы и Государственного совета 11 и 12 августа 1915 года было положено начало так называемому Прогрессивному блоку. Платформа блока должна была обеспечить "сохранение внутреннего мира и устранение розни между национальностями и классами". В угоду правым членам блока было решено не включать в программу социальные реформы и сохранять исключительную сдержанность в политических вопросах. Но главная задача блока заключалась в смене правительства, то есть в создании "объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны и согласившихся с законодательными учреждениями относительно выполнения в ближайший срок определенной программы". Такая формула означала образование коалиционного, смешанного кабинета, состоявшего из бюрократов, буржуазных лидеров и ответственного перед царем. В основе же самого блока лежал компромисс между двумя группировками - умеренно правыми (прогрессивные националисты и партии центра) и буржуазными (октябристы, кадеты и прогрессисты) элементами с равнением на самые умеренные - фракцию русских националистов.

Успехи русского флота в Рижском заливе и войск Юго-Западного фронта у Тарнополя укрепили реакционные течения в правящих кругах. Царь принял на себя верховное командование армией. Это была попытка укрепить пошатнувшийся трон, попытка внушить народу, что в тяжкое время "сам царь стал на защиту своей страны". Это означало также прекращение колебаний власти.

Лишенный массовой опоры и раздираемый внутренними противоречиями, прогрессивный блок оказался хрупким и бесплодным. У него, собственно, не было программы, которая стала бы альтернативой правительственному курсу и импонировала бы массам. Поэтому правящая среда после непродолжительных колебаний отвергла политику уступок и соглашений с думскими большевиками.

5. Итоги Первой мировой войны

Первая мировая война одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырех лет. В ней участвовали 33 страны из 59-ти, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составило свыше 1,5 млрд. человек, то есть около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. Жертвы среди мирного населения, пострадавшего от эпидемий, голода, холода и др. бедствий военного времени также исчислялись десятками миллионов.

Недостатки и просчёты мирного урегулирования после Первой мировой во многом подготовили почву для Второй мировой войны. Трагедия, которая постигла человечество в середине XX в., бросила тень забвения на Первую мировую войну. Между тем она оставила глубокий след в современной истории. С течением времени это становится всё более очевидно. Первая мировая война изменила привычки и нравы людей, сделала их более терпимыми к государственным формам насилия и посеяла зёрна будущих международных конфликтов, которые проросли кровавыми столкновениями уже в наше время, например в Югославии в начале 90-х гг..

Потребности военного времени заставили правительства воюющих стран прибегнуть к государственному регулированию промышленного и сельскохозяйственного производства, нормированию цен и потребления, распределению трудовых ресурсов и товаров, дозированию общественно значимой информации. Всё это не только расширило функции государства, но фактически поставило его над обществом. Здесь несомненно кроется источник усиления тоталитарных тенденций в жизни стран и народов в середине XX в.

Из опыта Первой мировой войны во многом исходили теоретики и практики не только фашистской командной экономики в Германии и Италии, но и "социалистического планового хозяйства" в СССР. Прямо или косвенно он повлиял и на опыт государственного регулирования в демократических странах, например на разработку "нового курса" в США. Лишь в результате либеральных реформ и преобразований, охвативших мир в последней трети нашего столетия, человечество постепенно расстается с этим наследием.

Заключение

Анализируя весь материал, я пришёла к выводу, что война начавшаяся в эпохи империализма, а в особенности первая мировая война, показали, что вооруженная борьба требует массовых, многомиллионных армий, оснащенных самой разнообразной боевой техникой. Если в начале первой мировой численность армий обеих сторон не превышало около 70 млн. человек, что составляло почти 12% всего населения крупнейших государств, участвовавших в войне. В германии и Франции под ружьё было 20% населения. В отдельных операциях одновременно принимали участие свыше миллиона человек. К концу войны в армиях важнейших её участников (на фронте и в тылу) в общей сложности насчитывалось: 18,5 млн. винтовок, 480 тыс. пулемётов, 183 тыс. орудий и миномётов, свыше 8 тыс. танков, 84т тыс. самолётов, 340 тыс. автомашин. Военная техника нашла своё применение также в механизации инженерных работ, в применении различных новых средств связи.

Результат войн эпохи империализма свидетельствует о том, что вместе с ростом их размах рос и их разрушительный характер.

В отношении нанесённого человечеству ущерба, первая мировая война превзошла все предыдущие войны. Только человеческие жертвы за время войны составили 39,5 млн., из которых 9,5 млн. было убито и ранено от ран. Около 29 млн. было ранено и искалечено. По абсолютной численности безвозвратных потерь первая мировая вдвое превзошла все войны, вместе взятые за 125 лет, начиная от войн буржуазной Франции.

Война эпохи империализма выявили возрастание роли экономического и морального факторов. Это было прямым следствием создания и роста массовых армий, увеличились массы разнообразной техники и затяжного характера войн, при котором испытанию подвергались все экономические и политические устои государства. Опыт этих войн, особенно первой мировой войны, подтвердил В.И. Ленин, сделанный ещё в 1904 г., что современные войны ведутся народами.1 Народ является решающей силой в войне. Участие народа в войне проявляется не только и не сколько за его счет комплектуются современные массовые армии, но и в том, что базу современной войны составляет тыл. В ходе войны тыл питает фронт не только резервами, вооружением и продовольствием, но и настроениями, идеями, оказывая тем самым решающее влияние на моральный дух армии, на её боеспособность.

Война показала, что прочность тыла, в понятие которого входит и моральный дух народа, является одним из решающих, постоянно действующих факторов, определяющих ход и исход современной войны.

Список использованной литературы

1. Верт Н. История Советского государства. 1990-1991. М., 1992. Гл. III.;

2. Военная история: Учебник/И.Е. Крупченко, М.Л. Альтговзен, М.П. Дорофееев и др. – М.:Воениздат, 1984.-375с.;

3. Всеобщая история: Справочник/Ф.с. Капица, В.А. Григорьев, Е.П. Новикова и др.-М.:Филолог, 1996.- 544с.;

4. История: Справочник/В.Н. Амбаров, П.Андреев, С.Г. Антоненко и др.- М.:Дрофа, 1998. - 816с.;

34. История Первой мировой войны 1914 – 1918: Ростунова И.И. – М.:Наука, 1975.-215с.;

5. Первая мировая война. 1914 – 1918: /сборник научных статей/ Редакционная коллегия: Сидоров (отв. ред.) и др. – М.: Наука, 1975.- 44с.

Статья посвящена некоторы м экономически м , территориальны м и демографически м последствиях Первой мировой войны 1914 1918 гг. – войны, кардинально изменившей облик и судьбу старой Европы.

Первая мировая война 19141918 гг. была одним из наиболее глобальных и разрушительных конфликтов в истории человечества. Некоторое впечатление о масштабах последствий этого мирового противостояния помогут составить следующие цифры и факты.

1. Из 59 независимых государств мира 34 были вовлечены в войну и лишь 25 оставались нейтральными. В войну был вовлечен 91% всего населения земного шара.

Результаты мировой войны. Десятилетие мировой войны. Сборник статей. – М., 1925.

2. Германия, имевшая до войны 540,8 тыс. кв. км территории, потеряла 13,44% основной территории (где проживало 9,5 % населения Второго Рейха) и 100% колоний. Наибольшие приобретения за счет Германии сделали: Польша (43,6 тыс. кв. км с 2,95 млн жителей – 8,1% территории и 4,5% населения), Франция (14,5 тыс. кв. км с 1,82 млн жителей – 2,7% территории и 2,8% населения) и Дания (3,9 тыс. кв. км с 160 тыс. жителей – 0,7 территории и 0,24% населения).

74,1% германских колоний (65,6% колониального населения) захватила Англия, 25,8% германских колоний (31,6% колониального населения) аннексировала Франция и 0,1% германских колоний (2,8% колониального населения) стали добычей Японии.


«Пощадите». Великая война в образах и картинах. Вып. 13. Изд. Маковского Д. Я. – М., 1917.

3. Австро-Венгрия, имевшая в 1914 г. площадь 676,6 тыс. кв. км, исчезла с политической карты мира. Показательно, что собственно Австрия и Венгрия стали наследниками лишь незначительной части территории империи: Венгрия расположилась на 88 тыс. кв. км (13% площади империи с 15,1% ее населения), а Австрия – на 84 тыс. кв. км (12,4% площади империи с 12,9% ее населения). Наибольшие территории Двуединой монархии вошли в состав Югославии (146,5 тыс. кв. км – 21,7% площади империи с 15% населения), Чехословакии (140,3 тыс. кв. км – 20,7% площади империи с 26,8% населения) и Румынии (113,4 тыс. кв. км – 16,8% площади империи с 11% населения).


Бывшие австро-венгерские территории в контексте новой Европы. Виллмот Г. П. Первая мировая война. 2003.

4. Территориальные и людские потери Турции были катастрофическими. В 1915 г. Оттоманская империя имела площадь 1, 79 млн кв. км (21,9 млн жителей) – по итогам же войны Турция (уже не империя) лишилась 1, 22 млн кв. км своей территории (68,2%) и 10 млн 250 тыс. жителей (46,1%). Наибольшие приобретения за ее счет совершили: Англия и ее «вассальные» государства (51,2% территории и 17,8% населения), Франция (8,9% территории и 13,6% населения) и Армения (5,3% территории и 6,4% населения).

Ближний Восток и итоги мировой войны. Виллмот Г. П. Первая мировая война. 2003.

5. Относительно легко отделалась Болгария, от которой «отщипнули» лишь 7,7% территории (9 тыс. кв. км с 400 тыс. человек населения) с 8,2% населения: 6,5 тыс. кв. км (300 тыс. жителей) досталось Греции и 2,1 тыс. кв. км (100 тыс. жителей) – Югославии.


Болгарские солдаты празднуют окончание войны.
Виллмот Г. П. Первая мировая война. 2003.

6. Тяжелейший урон понесла несостоявшаяся держава-победитель и ключевой участник Антанты на первом этапе мировой войны – Россия. Она потеряла 842 тыс. кв. км (15,4% территории империи), где проживали 31,5 млн жителей (23,3% населения империи). Наибольшие территории вошли в состав Польши (246 тыс. кв. км), отошли к Финляндии (390 тыс. кв. км) и Латвии (65 тыс. кв. км). И даже Румыния ухитрилась отхватить 46 тыс. кв. км бывшей российской территории. Лишь в 1939–1944 гг. СССР смог вернуть часть этих земель.


Конец армии – гибель великой и неделимой России. Митинг на фронте, 1917 г.
Великая война в образах и картинах. Вып. 14. Изд. Маковского Д. Я. – М., 1917.

7. Согласно усредненным данным (сведения профессора Гикмана) Первая мировая война обошлась населению нашей планеты в 37 млн 50 тыс. человек (из них свыше 10 млн – погибшие). Антанта и ее союзники потеряли 23 млн 350 тыс., а германский блок – 13 млн 700 тыс. человек.


Демографические последствия мировой войны. Ж. Гросс. Десятилетие мировой войны. Сборник статей. – М., 1925.

8. За годы мировой войны было уничтожено ценностей (с учетом производительности труда погибших и искалеченных людей) на сумму 1 трлн 200 млрд золотых марок (к 1914 г. все мировое богатство оценивалось суммой 2 трлн 400 млрд золотых марок). Причем (для сравнения) ущерб от всех войн на земном шаре за период 1793–1905 гг. составил лишь 83 млрд. марок.


Раздача хлеба на улицах Вены. Виллмот Г. П. Первая мировая война. 2003.

9. Национальные богатства большинства государств (и победителей, и побежденных) значительно уменьшились. В 1914 и 1919 гг. они составили: для Англии 325 и 275, для Франции 260 и 180, для России 250 и 100, для Германии 375 и 250, для Австро-Венгрии 170 и 100, для Италии 100 и 80 млрд золотых марок. Лишь США и Япония в этом смысле оказались в выигрыше. Для них баланс оказался 850 и 1200 и 80 и 100 млрд золотых марок соответственно.


Военные издержки. Десятилетие мировой войны. Сборник статей. – М., 1925

10. Ущерб для мирового хозяйства был крайне тяжел. Посевные площади сократились на 22,6%, сбор хлебов на 37,2% от довоенных показателей. В одной только Франции было полностью уничтожено 319 тыс. домов, 7985 км железных дорог, 4875 мостов, 20603 завода.

Значительно сократились выплавка металла (в 1921 г. 43,2% от довоенной – причем с учетом США), добыча полезных ископаемых и пр. Выросли государственные долги большинства государств (например Германии в 63 раза, и даже Англии – в 8,7 раз). Беспрецедентным было падение мировых валют – например фунт стерлингов, стоивший до войны 25 франков, в 1920 г. оценивался в 60 франков. И это валюты держав-победительниц! Иным было соотношение валют применительно к побежденным. Так, за 1 фунт стерлингов в 1921 г. давали 20 тыс. (!) германских марок.


Мировая война и рождаемость. Десятилетие мировой войны. Сборник статей. – М., 1925.

Таким образом, ни одна другая война не оказала такого влияния на судьбы Европы, как Первая мировая война.

Статьи по теме: