Международные связи древнерусских земель кратко. Международные отношения древней руси. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики

В эту часть войдут разделы по кодификатору:

Раздел 1.2.3. Международные связи Древней Руси (кратко).

Политическое развитие : Древнерусское государство именовалось современниками Русь, Русская земля . Во главе Руси стоял верховный правитель с титулом «великий киевский князь » и резиденцией в Киеве. Составными частями Руси – волостями – управляли князья из рода Рюриковичей, родственники киевского князя. Центрами княжеских волостей в XI – начале XII в. были города Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Ростов, Муром и др. Города на Руси были центрами ремесла и торговли.

В крупнейшие города князь Владимир I рассадил наместниками своих 12 сыновей. В последние годы жизни Владимира между ним и одним из его старших сыновей, Ярославом, возник конфликт. Ярослав, княживший в Новгороде, отказался платить дань Киеву. Намечался карательный поход из Киева в Новгород, но из-за смерти Владимира он не состоялся. Между наследниками началась междоусобная война за власть. Киевский престол занял Святополк , позднее прозванный «Окаянным », поскольку по его приказанию были убиты младшие братья Борис и Глеб, а также Святослав. Борис и Глеб позднее были канонизированы православной церковью и стали первыми русскими святыми.

В борьбу за великокняжеский (киевский) престол вступил Ярослав при поддержке новгородцев. В 1019 г. он победил Святополка. С этого времени Киев находился под властью Ярослава Мудрого (1019-1054) , однако, в 1026-1036 гг. он делил власть на Руси со своим братом Мстиславом до самой смерти последнего.

Ярослав известен как законодатель, просветитель, покровитель христианской культуры и искусства. При нем укрепился международный авторитет Руси.

Во-первых, при Ярославе Муром была проведена первая в истории Руси кодификация (систематизация законодательств). Появился первый свод законов «Русская Правда », основанный на обычном праве восточных славян. До нашего времени дошли не переработанные и дополненные списки с Русской Правды, известные в трех редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная Правда.

1) Краткая редакция Русской Правды включает Русскую Правду Ярослава и ее позднейшее дополнение – Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого). Этот текст был составлен в XI в. В Русской Правде делается попытка ограничить древний обычай кровной мести. Смертной казни в Древней Руси не существовало. Взамен кровной мести вводится уплата судебного штрафа – виры . Размер виры зависел от социального статуса убитого. Вводились наказания за кражу и истребление имущества, за нанесение побоев и членовредительство. Содержит статьи, посвященные защите княжеской собственности.



2) Пространная редакция Русской Правды включает Правду Ярослава и Ярославичей (составившие один судебник) и Устав Владимира Мономаха. Появляется в XII в. в правление Владимира Всеволодовича Мономаха (внук Ярослава Мудрого). Речь идет о защите не только княжеской, но и боярской собственности. За убийство княжеского управляющего или боярина устанавливался двойной штраф – 80 гривен, за убийство свободного человека – 40 гривен, за убийство низших категорий, смердов и холопов – всего 5 гривен. Все это свидетельствует о росте социального расслоения древнерусского общества. Устав Мономаха ограничивал проценты по займам и регулировал отношения между господином и его зависимыми людьми.

3) Сокращенная Правда – это переработка статей Пространной редакции, сделанная, предположительно, в XV в.

Во-вторых, Ярослав Мудрый породнился со многими европейскими правящими династиями. В третьих, Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику (см. 2 и 3 ниже в разделе о международных связях Руси).

Ярослав умер в 1054 г. По его завещанию трое старших сыновей получили власть в трех крупнейших городах Руси: Изяслав – в Киеве, Святослав – в Чернигове, Всеволод – в Переяславле. Править страной они должны были сообща, но при старшинстве Изяслава. Так возник триумвират Ярославичей (1054-1073). В этот период все внутри- и внешнеполитические дела братья решали сообща.

В их политике борьба с кочевниками-половцами занимала одно из центральных мест. В 1068 г. половцы напали на Киев, и горожане потребовали у Изяслава раздать им оружие. Изяслав отказал, тогда киевляне изгнали его в ходе восстания. На киевский престол вступил соперник Изяслава, сидевший в темнице князь Всеслав Полоцкий . Тем временем Изяслав собрал войско при поддержке поляков и двинулся в Киев. Всеслав сбежал в Полоцк, предав киевлян, а Изяслав вернулся на киевский престол.

Но в 1073 г. младшие братья восстали против Изяслава и прогнали его. Киевский престо получил Святослав (1073-1076) . После его смерти Изяслав вновь при поддержке поляков вернул себе киевский престол, уже в третий раз. Возник дуумвират Ярославичей (Изяслав и Всеволод). При распределении русских княжеских столов и земель братья обделили сыновей Святослава, своих племянников. Тогда один из сыновей Святослава – Олег – решил прибегнуть к помощи половцев и вернуть себе Чернигов, родовую «отчину » (землю отца).

Приведенные им на Русь половцы грабили земли, уничтожали мирное население. В «Слове о полку Игореве» автор назвал Олега «Гориславичем », то есть принесшим много горя и бед русским людям. В 1078 г. в битве на Нежатинной ниве полки дуумвирата Ярославичей разгромили войско Олега, заставив его бежать в Тмутаракань (Таманский п-в). В битве погиб Изяслав, поэтому великим киевским князем стал Всеволод (1078-1093). При нем Олег во второй раз попытался вернуть Чернигов, но безуспешно.

После смерти Всеволода киевский престол перешел к его племяннику Святополку Изяславичу (1093-1113) , поскольку именно его отцу Ярослав Мудрый завещал Киев. Старший сын Всеволода – Владимир Мономах – переезжает в Чернигов. Олег «Гориславич» при помощи половцев изгоняет Мономаха из удела своего отца. Однако вскоре и сам Олег терпит поражение от своих двоюродных братьев, Владимира Мономаха и Святополка Изяславича.

По инициативе Мономаха и Святополка в 1097 г. князья собираются на съезд (снем ) в городе Любеч. Ряд исследователей считает Любечский съезд началом распада Древнерусского государства. На нем Русь была поделена между потомками трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяславичам – Киев, Святославичам – Чернигов, Всеволодовичам – Переяславль. При этом провозглашался принцип «каждый да держит отчину свою», что означало передачу княжеской власти в уделах по наследству . Этот принцип неоднократно нарушался впоследствии, но единство Древней Руси и власть киевских князей начали неуклонно ослабевать.

После смерти Святополка киевские бояре пригласили на престол Олега «Гориславича» как самого старшего из Рюриковичей. В ответ в Киеве вспыхнуло восстание горожан против бояр, а также против торговцев и ростовщиков, которые высокими процентами разоряли народ. Киевская знать, напуганная восстанием, обратилась за помощью к Владимиру Мономаху.

Владимир Мономах (1113-1125) стал следующим киевским князем. Он известен как великий полководец, воевавший с половцами, в результате его удачных походов (1103, 1109, 1111 г.) в степь половцы вынуждены были откочевать подальше от русских границ. Период правления Мономаха был временем укрепления власти киевских князей. Его сыновья сидели наместниками в Новгороде, Смоленске, Переяславле, Ростове и других русских городах. Правители многих княжеских уделов (волостей) признавали верховную власть Киева. Мономах дополнил Русскую Правду своим Уставом : ограничил проценты по займам, определил права и обязанности зависимого населения. Его сын, Мстислав Великий (1125-1132) сохранял единство Руси. После смерти Мстислава наступила эпоха политической раздробленности.

Социально-экономическое развитие : (к разделу 1.2.2. Категории населения. «Русская Правда»). В исторической литературе не утихают споры о характере общественных отношений в Древней Руси. В целом, можно выделить три концепции социально-экономического развития Древней Руси:

1) древнерусское общество было раннеклассовым , поскольку в его социальном строе сочетались черты родового (первобытнообщинного), рабовладельческого (холопство) и феодального общества (И.Я. Фроянов, СПб исследователь).

2) древнерусское общество было раннефеодальным, то есть основные черты феодализма в нем присутствовали, хотя и на начальной стадии развития (Б.Д. Греков и большинство современных историков).

3) древнерусское общество имело княжеско-общинный характер и стояло лишь на пороге феодализма (А.А. Зимин, Ю.Г. Алексеев).

В Древней Руси существовало заметное социальное неравенство:

1) Привилегированная часть общества – знать . Прежде всего, это князья из рода Рюриковичей, старшим среди которых был великий киевский князь . Кроме того, местные племенные князья, например, древлянский князь Мал, признававшие власть Киева.

2) дружина (к высшим слоям общества). Она делилась на старшую (бояре и княжьи мужи , это опытные воеводы и воины) и младшую (отроки, гриди, мечники , это рядовые воины, стражники, оруженосцы). К боярам можно отнести также потомков родоплеменной знати (старейшин племени). В XI в . бояре становятся владельцами крупных земельных владений – вотчин – населенных феодально-зависимым населением.

3) православное духовенство (чуть ранее, жрецы-волхвы).

4) основная масса населения – люди – свободные общинники. Они населяли деревни и города, занимались сельским хозяйством, ремеслом, промыслами и торговлей. Община восточных славян называлась вервь или мир . В общине было совместное владение землей и угодьями, опека нетрудоспособных лиц, разверстка податей и повинностей, надзор за соблюдением правопорядка.

4) зависимое население, состоявшее из различных категорий. Эти категории перечислены в Русской Правде Ярослава Мудрого:

- смерды – зависимые крестьяне;

- закупы – люди, взявшие ссуду («купу») скотом, орудиями труда или иным имуществом, и обязанные отработать этот долг.

- рядовичи – люди, заключившие кабальный договор («ряд»), то есть подрядившиеся выполнять определенную работу;

- челядь – домашние рабы, прислуга;

Холопы (боевые и пашенные) – рабы;

- изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса, например, крестьянин, изгнанный из общины.

Раздел 1.2.3. Международные связи Древней Руси.

Международные связи Руси в XI – начале XII века развивались по трем направлениям:

а) отношения с Византией . В основном, после христианизации Руси отличались мирным характером. Однако были и конфликты. Так, в 1116 г. Владимир Мономах пошел походом на Византию, помогая вернуть власть свергнутому императору Диогену, поскольку его сын, Роман «Диогенович» был зятем Мономаха. Диоген погиб и война прекратилась.

б) отношения с кочевниками степей Северного Причерноморья . В первой половине XI в. главным врагом Руси были печенеги. Они участвовали в усобицах сыновей Владимира I на стороне Святополка (Окаянного). В 1036 г. Ярослав нанес серьезное поражение печенегам под стенами Киева. Вскоре новыми хозяевами степей стали половцы. Половцы совершали военные набеги на Русь. Однако, частыми были военные союзы русских князей и половецких ханов, князья использовали половцев в своей междоусобной борьбе, вступали в династические браки с половецкими княжнами.

в) отношения с западными соседями (центральная, западная и северная Европа ): с Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Скандинавскими странами. Они развивались в виде торговых контактов, военно-политических союзов и династических браков. Последнее особенно проявилось во времена Ярослава Мудрого и его потомков:

Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля;

Сестра Ярослава – замужем за королем Польши;

сын Изяслав – женат на польской принцессе;

сын Святослав – женат на немецкой принцессе;

сын Всеволод – женат на византийской принцессе;

дочь Анастасия – замужем за венгерским королем;

дочь Елизавета – замужем за норвежским королем;

дочь Анна – замужем за французским королем.

Раздел 1.2.4. Культура Древней Руси.

Культура Руси формировалась на основе синтеза языческой культуры с мировой культурой, доступ к которой открылся после принятия христианства. Прежде всего, это влияние византийской культурной традиции, а через Византию, опосредованное восприятие античной культуры Рима и Греции. Во-вторых, влияние славянской христианской культуры, главным образом, Дунайской Болгарии , где христианство было принято столетием ранее, чем на Руси. С христианизацией было связано распространение письменности на Руси.

Письменность и литература . Славянская письменность была создана в середине IX в. византийскими миссионерами братьями Кириллом (Константином) и Мефодием. Были созданы две азбуки – глаголица (малое распространение) и кириллица . Кириллица стала основой письменности славянских государств, где был принят православный вариант христианства (в Болгарии, Сербии и на Руси).

Церковная служба в этих государствах велась на славянском языке. Литературным языком также стал славянский. Уровень грамотности на Руси XI-XII вв. был велик, о чем свидетельствуют берестяные грамоты – письма на бересте самого разнообразного содержания. Большинство грамот найдено при раскопках в Новгороде, там же в 2000 г. обнаружена и древнейшая русская книга (отрывки из Псалтыри), написанная на деревянных дощечках, покрытых воском.

На Руси бытовали переводные книги , в основном с греческого языка: жития святых, богослужебные книги. Первым дошедшим до нас древнерусским произведением является «Слово о Законе и Благодати» , написанное в середине XI в. монахом Иларионом, позднее киевским митрополитом. В XI в . появляются летописи . Самая первая – это так называемый «Начальный свод» конца XI в. Монахом Нестором в XII в. написана «Повесть временных лет».

Другой литературный жанр – жития (жизнеописания) святых, в частности житие первых русских святых Бориса и Глеба, житие игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное Нестором. Третий жанр – хожения – описания путешествий в иные страны. В начале XII в. написано хожение игумена Даниила в Святую землю (Палестину). Владимир Мономах стал автором Поучения своим сыновьям, своего рода, автобиография. В Поучении Мономах осуждал усобицы и призывал сохранять единство Руси.

Параллельно развивалось устное народное творчество (фольклор ), на основе которого возник древнерусский эпос – сказания о героях-богатырях. Много позднее этот эпос был записан в виде былин . Герои эпоса – Владимир I Красное Солнышко, его дядя Добрыня (Добрыня Никитич), Владимир Мономах (борьба с половцами).

Архитектура и живопись . Здания на Руси строились из дерева, каменное строительство (зодчество ) возникло после принятия христианства. В основном из камня возводили церкви.

Самый первый памятник каменной архитектуры – Десятинная церковь в Киеве, возведенная в конце X в. при Владимире I Красное Солнышко. Ряд церквей был возведен в XI в. В частности, при Ярославе Мудром в 1030 -е гг. был построен Софийский собор в Киеве. В 1040-е гг. был возведен Софийский собор в Новгороде. Позднее был возведен и третий Софийский собор в Полоцке. В Чернигове возведен Спасо-Преображенский собор.

Памятники древнерусской живописи создавались для церковных нужд: фрески (росписи по сырой штукатурке на стенах храма), мозаики, иконы . В киевском Софийском соборе сохранилось мозаичное изображение Богоматери – Марии Оранты (Молящейся), фигуры Христа и апостолов, фрески на сюжеты Священного Писания.

Сохранились миниатюры – иллюстрации к рукописным книгам. Например, иллюстрации к «Остромирову Евангелию», к «Изборнику» князя Святослава Ярославича.


Нумерация и темы разделов и подразделов даны в соответствии с Кодификатором.

Современники, конечно, не именовали свое государство «древним». Слово «земля» в те времена было синонимично современному понятию «государство»

В Древней Руси ее составные части именовались «волостями». В домонгольскую эпоху «волость» - это княжеское владение, крупная территория, во главе которой стоял «стольный» город, то есть город, где находился княжеский стол или престол. Позднее значение термина, дошедшее до XX в., волость – это мелкая административно-территориальная единица, включающая только сельские поселения.

Прозвище «Мудрый» Ярославу дали русские историки XIX в.

По линии матери дедом Владимира Мономаха был византийский император Константин IX Мономах.

Отчина – земля отцов (впоследствии из этого термина возникнет вотчина – наследственное безусловное земельное владение). Дедины – земли дедов.

Рабство на Руси отличалось от античного рабства и носило патриархальный характер, т.е. раб был младшим членом семьи во главе с отцом (патриархом). Источники рабства – военный плен, долги, наказание за преступление.

Главой Древнерусского государства являлся великий Киевский князь, который одновременно был главой феодальной иерархии, законодателем, военным предводителем, адресатом дани и верховным судьей. Власть великого Киевского князя была наследственной и передавалась по лествичному принципу, т. е.следующему по старшинству удельному князю. Однако надо сказать, что этот принцип довольно часто нарушался, и борьба за великокняжеский престол между удельными князьями «Рюрикова дома» была характерной чертой политического строя Древней Руси .Опорой княжеской власти в Древней Руси была княжеская дружина . На ранних этапах своего существования княжеская дружина жила в основном за счет военных походов, внешней торговли и дани, собираемой с подвластного населения (полюдье), а затем (с середины ХI в.) приняла самое активное участие в процессе складывания феодальной земельной собственности.

Сама княжеская дружина делилась на две части: старшую и младшую. Старшая дружина (гриди, огнищане, тиуны и бояре) не только участвовала во всех военных походах и дипломатических сношениях с иностранными державами, но и принимала самое активное участие в управлении княжеским домениальным хозяйством (тиуны, огнищане) и государством в качестве княжеских посадников и волостелей. Младшая дружина (детские, отроки) представляла собой личную гвардию князя, которая также участвовала во всех военных походах и выполняла отдельные поручения князя по управлению его домениальным хозяйством и государством в качестве стражей общественного порядка, мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. д.

с середины ХI в. начинается процесс разложения княжеской дружины как сугубо военной организации и происходит становление боярского вотчинного землевладения, которое формировалось:

1) через пожалование государственной земли в частное неотчуждаемое владение (аллод или вотчина);

2) либо через пожалование земли из княжеского домена в частное, но отчуждаемое владение (лен или феод).



8. Международные связи Древнерусского государства.

Ближайшим южным соседом Древнерусского государства являлась Византия. Мирные отношения сменялись военными конфликтами.. Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава -сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II решил столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить. Каково же было изумление императора, когда Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае в городе Переяславце! Возникла угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которыми Византия не смогла бы соперничать. Чтобы не допустить такого поворота событий, византийские дипломаты сумели направить против Руси печенегов. Пока Святослав пребывал в Болгарии, они едва не взяли Киев. Святослав заключил союз е болгарским царем Борисом против Византии. Началась война. Военные действия проходили с переменным успехом. Киевскому князю пришлось согласиться на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина по- лучила возможность вернуться на Русь со своим вооружением. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою. При Владимире отношения с Византией вступили в новый этап, ознаменованный принятием Русью христианства. Византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это император пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот император не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение. Только после этого Владимир принял христианство

9. Средневековье как стадия исторического процесса: производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология

В XIV в. внешняя политика окончательно выделилась в специфическую и важную сферу государственного управления России. Произошло расширение объема международной информации, усложнение дипломатических отношений, а самое главное - определились внешнеполитические приоритеты и национально-государственные интересы страны. Сложность включения России в международную жизнь Европы и Азии заключалась в том, что происходило это в эпоху первого этапа складывания мировой системы. Формировалось ядро из передовых государств Западной Европы. Уплотнялась сеть международных связей, резко возросла их эффективность, значимость для внутреннего развития каждого государства, включавшегося в систему. Заметно усложнилась структура и формы международного общения. Сформулированные в последней трети XV в. цели российской дипломатии определяли ее деятельность в течение ближайших двух-трех столетий. Главным для России было западное направление. Страна стала важным элементом восточно- и североевропейской подсистемы государств. ."Западное направление становится - и притом надолго - ведущим в русской дипломатии. Внутренние сложности Литовского княжества были прекрасно использованы московским правительством: западная граница была отодвинута на сотню с лишним километров, практически все Верховские княжества и Северская земля (захваченные в свое время Литвой) перешли под власть Москвы. Важной и самостоятельной частью русской внешней политики стал балтийский вопрос: Россия добивалась гарантий равных условий - правовых и экономических - участия русских купцов в морской торговле. Связи с Италией, Венгрией, Молдовой обеспечили мощный приток в страну специалистов разного профиля и многократно расширили горизонт культурного общения. После ликвидации зависимости от Золотой Орды Русь объективно становится сильнейшим государством в бассейне Волги по экономическому, демографическому и военному потенциалу. Ее намерения не ограничены традиционными пределами. Вслед за новгородцами XII-XIV вв. отряды русских войск, артели купцов и промысловиков приступают к освоению бескрайних просторов Урала и Зауралья. Совершенный в 1499 г. поход на Югру, на земли нижней Оби обозначил цели и ориентиры московской экспансии на восток. Рождавшееся Российское государство прочно вошло в сложную систему международных отношений

10. Причины, место и сущность феодальной раздробленности в историческом процессе.

На Руси период феодальной раздробленности начинается с 30х г.г. XII в. В 1132 г. умирает великий князь киевский Мстислав. На месте единого государства возникли суверенные княжества, по масштабам равные западноевропейским королевствам. Раньше других обособились Новгород и Полоцк; вслед за ними - Галич, Волынь и Чернигов и т.д. Продолжался период феодальной раздробленности на Руси до конца XV в. Феодальная раздробленность стала новой формой государственности в условиях бурного роста производительных сил и в значительной степени была обусловлена этим процессом. Крупной экономической силой стали города Связи с рынком отдельных феодальных вотчин и крестьянских общин были весьма слабыми. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. В условиях господства натурального хозяйства была возможность у каждого региона отделиться от центра и существовать как самостоятельная земля Феодальная раздробленность явилась результатом исторической интеграции. Шел рост феодализма вширь и укрепление его на местах, оформлялись феодальные отношения. Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности. В центрах каждого из княжеств сложились свои, местные династии. Каждое из новых княжеств полностью удовлетворяло потребности феодалов: из любой столицы XII в. можно было доскакать до границы этого княжества за три дня. В целом начальная фаза феодальной раздробленности характеризуется бурным ростом городов и ярким расцветом культуры XII - начала XIII вв. во всех ее проявлениях. Новая политическая форма содействовала прогрессивному развитию, создала условия для выражения местных творческих сил. отрицательные стороны эпохи феодальной раздробленности:

1. Явное ослабление общего военного потенциала, облегчающее иноземное завоевание.

2. Междоусобные войны.

3. Возрастающее дробление княжеских владений В каждом из выделившихся княжеств земель на начальном этапе феодальной раздробленности происходили сходные процессы:

1. Рост дворянства дворцовых слуг.

2. Укрепление позиций старого боярства.

3. Рост городов - сложного социального организма средневековья. Объединение ремесленников, купцов в городах в «братства», «обчины», корпорации, близкие ремесленным цехам и купеческим гильдиям городов Западной Европы.

4. Развитие церкви как организации

5. Усиление противоречий между князьями и местным боярством, борьба между ними за влияние и власть.

В каждом княжестве, вследствие особенностей его исторического развития, складывалось свое соотношение сил; на поверхность выступало свое особенное сочетание перечисленных выше элементов. Московского государства, звено между домонгольским периодом русской истории и всей последующей историей. В Новгороде бояре смогли подчинить себе князей и установили боярскую феодальную республику.

Новгород Великий - один из крупнейших городов средневековой. Ремесленный и торговый центр Окончательно независимым от Киева стал после «новгородская революция» - восстание горожан, арест и изгнание князя Всеволода Мстиславовича, Высшим органом власти Новгородской феодальной республики было вече, в котором могли участвовать все свободные жители города. Вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц. Вече принимало или отклоняло решения, готовил же их Совет господ. Фактически хозяевами в городе были крупнейшие бояре Новгорода - 300 «золотых поясов». Боярство Новгорода - мощная корпоративная сила Вече выбирало главу новгородской церкви - епископа. Он контролировал казну, внешние сношения Новгорода, торговые меры и вершил церковный суд, имел свой военный полк, возглавлял Совет господ, был крупнейшим землевладельцем Новгорода. Вече избирало посадника - главу правительства (суд и управление), тысяцкого (главу городского ополчения). Высшие должности замещались только боярами, иногда даже по наследству. Вече приглашало князя с дружиной как военачальника всех вооруженных сил в случае войны или похода, заключало с ним договор. Князьям и их дружинникам запрещалось приобретать земли на территории республики, вести торговлю. Самостоятельная история Новгорода Великого закончилась в XV. Особая ситуация сложилась в Киеве. С одной стороны, он стал первым среди равных. Вскоре некоторые русские земли догнали и даже опередили его в своем развитии. С другой стороны, Киев оставался «яблоком раздора». Киев «отвоевывал», например, Юрий Долгорукий - владимиросуздальский князь; в 1154 г. он добился киевского престола и просидел на нем до 1157 г. На Киев посылал полки и его сын - Андрей Боголюбский - и т.д. В таких условиях киевское боярство ввело любопытную систему соправительства, которая продержалась всю вторую половину XII в. Смысл этой оригинальной меры заключался в следующем: одновременно в Киевскую землю приглашались представители двух враждующих ветвей тем самым устанавливалось относительное равновесие и отчасти устранялись усобицы. Один из князей жил в Киеве, другой - в Белгороде В военные походы они выступали совместно и дипломатическую переписку вели согласованно.

В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.

Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.

Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.

Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.

В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

Международные отношения :

Ярослав Мудрый (1019-1054) в 1036 году наголову разгромил печенегов, которые стали служить русским князьям или откочевали в Венгрию. В 1068 году началась борьба русского народа против половцев, которая шла с переменным успехом из-за разгоравшихся междоусобиц внутри Дома Рюриковичей. В правление Владимира II Мономаха (1113-1125) были нанесены серьезные поражения половцам, с которыми стали развиваться по преимуществу мирные отношения.

На востоке затяжной характер приобрела борьба с кочевниками. Были разгромлены печенеги, нанесены мощные удары половцам, часть кочевников перешла на службу к русским князьям. По имеющимся расчетам, с 800 по 1237 год вторжение кочевников на русские земли происходило в среднем раз в четыре года. В следующие два столетия набеги и опустошения совершались почти каждый год.

С принятием христианства Русь встала в один ряд с большинством европейских государств. Но в 1054 году произошел раскол христианства. Со временем оформились католицизм и православие. Раскол сохраняется уже почти тысячу лет. Византия и Русь сблизились на основе приверженности православию.
В период феодальной раздробленности каждое княжество проводило свою внешнюю политику.

Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского гос-ва проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран, в первую очередь с Византийской империей, ближайшим южным соседом восточных славян. Особенно усилились культурные связи после христианизации.

При правлении Олега русские дружины совершали набеги на прибрежные византийские города. Олегу даже удалось взять столицу-Константинополь.

Во 2-й пол.10 в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в столицу Византии укрепила отношения между странами.

Новый этап в русско-византийских отношениях приходится на время княжения Святослава. Благодаря нему произошло падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье, что взволновало Византию. Для ослабление русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Это тюркский кочевой народ, совершавший набеги.

В 971 г. был заключен мирный договор Руси с Византией.

Князь Владимир добился независимой политики от Византии.

С Германской империей Русь связывали оживленные торговые отношения.

Постоянную борьбу Двревней Руси приходилось вести с кочевниками. Половцы вытеснили печенегов, под их властью оказалась Половецкая степь. А в 1061 г. произошло первое столкновение их с Русью.

Древнерусское гос-во было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

8. Социально-экономические изменения и политическое устройство русских земель в 12-нач.13 вв. Проблема феодальной раздробленности.

Проблема раздробленности Древнерусского государства. Не приходится ставить под сомнение, что Древнерусское государство воспринималось как некогда единое целое, распавшееся на части. Летописцы и сказители конца XII – XIII вв. не сомневались в этом и обвиняли в происшедшем недальновидную политику князей.

Начало «удельного периода», как его называли до революции, или «периода феодальной раздробленности», как это было принято в советское время, датируют по-разному: - 2-я пол. XI в. (конфликты между членами княжеского рода последовали именно за смертью Ярослава Мудрого); - 1097 г. – Любечский съезд князей, на котором было принято решение «каждо да держить отчину свою»; - 1132 г. – кончина Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха и последнего киевского князя, имевшего власть над всей Русской землей; - 1169 г. – взятие Киева войсками Андрея Боголюбского , после чего Русь лишилась даже номинального центра. Отсчёт раздробленности с кончины Мстислава Владимировича является наиболее аргументированной точкой зрения, т.к. в период княжения Владимира Мономаха и его сына (113 – 1132 гг.) власть киевских князей признавалась большинством Рюриковичей, а с попытками обособиться Мстислав боролся довольно жёстко. После его смерти начались с новой силой усобицы, которые завершили политический распад Руси на отдельные земли (Съезд князей в Киеве 1133 г.) . Понимание этого процесса отразилось и в памятниках древнерусской литературы, где название «Русская земля» в широком смысле постепенно уступает место Новгородской, Черниговской, Киевской, Суздальской, Полоцкой, Галицкой, Волынской, Смоленской и др. землям, которые воспринимались уже как самостоятельные государства. Понятие «удел» , обозначающее долю члена княжеского рода в княжестве, появляется позже, только в XIV в., поэтому его употребление в данном случае некорректно. Но когда появилась удельная версия, этот факт ещё не был известен. Древнюю Русь как сумму уделов Н.М. Карамзин и М.П. Погодин определили ещё в 1-й пол. XIX в. Позже эта гипотеза органично слилась с родовой теорией С.М. Соловьёва, в которой единство Руси сводилось к единству рода Рюриковичей. Но попытки отделить период государственного единства от раздробленности оказались безрезультатны. Поэтому в 1870-х гг. появилась теория федеративного устройства, в работах сторонников которой, Древняя Русь представала как федерация княжеств, основанная на общности происхождения, единстве языка, быта и веры, а также единой династии.

Специалист по средневековому русскому праву А.Е. Пресняков в нач. ХХ в. пришёл к сходному выводу, что домонгольская Русь никогда не была ни единым государством, ни федерацией, ни совокупностью суверенных государств. Феодальной стали называть раздробленность древнерусских земель, исходя из убеждения о наличии феодализма в Киевской. Сторонник «феодальной» сущности Киевской Руси Б.Д. Греков объяснял распад Древнерусского государства экономическим ростом отдельных его частей, благодаря чему они стали проводить собственную политику. Причиной раздробленности, в рамках феодальной теории, были социальные изменения, связанные с превращением ранее свободных крестьян в феодально зависимых от землевладельцев.

Оказалось, что эпоха раздробленности сложна и диалектична: пока Русь, кажется, дробилась политически, конгломерат славянских земель Восточной Европы превращался в древнерусскую народность, формировался единый менталитет и городская культура. На это обратил внимание Д.С. Лихачёв , считавший XII-XIII вв. периодом культурной интеграции.

9. Культура и общественная мысль домонгольской Руси. Для Киевской Руси был характерен выскоий по средневековым меркам уровень культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во 2-й пол. 9 в., уже в 10-м проникает на Русь. Так договор 911 г. между Олегом и Византией написан на 2-х языка – греческом и славянском. В нач. 11 в. грамотность уже проникает в среду феодалов. «Почитание книжное» в Киевской Руси считалось престижным.

К 11 в. относятся первые дошедшие до нас книги. В этом веке зарождается русская литература. В первой пол.11 в. возникает летописание. Древнейшая летопись – «Повесть временных лет», созданная ок.1113 г. Основная идея ПВЛ глубоко патриотична – единство русской земли.

Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Иллариона, первого киевского митрополита. В своем «Слове о законе и благодати» он восхваляет не только князя Владимира, но и всю русскую землю.

Высокого уровня достигла в Киевской Руси и архитектура. Каменное строительство началось в конце 10 в. после принятия христианства. Уже в 989 г. кн.Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь (на содержание была отпущена церковная десятина, т.е. десятая часть доходов князя.). При Ярославе Мудром был построен Софийский собор в Киеве. В11 в. построены Золотые ворота. Софийский собор в Новгороде.

Большие успехи достигнуты в металлообработке. К сер. 11 в. относится первый известный меч.

Высокое развитие получило гончарное искусство. В 10 в. появляется гончарный круг.

10. Держава Чингисхана. Монголо-татарское нашествие на Восточную Европу и его последствия. §1. Русь и Золотая Орда. Монгольская империя была образована в 1206 г. В этом году её создатель, хан Темучжин , объединивший разрозненные до того времени монгольские племена, объявил себя Чингисханом . Образуется Великая монгольская. С этой опустошительной силой Древняя Русь столкнулась впервые в 1223 г. в битве на Калке. В 1240 г. Киев был взят и разгромлен войсками Батыя. После этого они вторглись в пределы Австрии и Балкан. Здесь они встретили серьезное сопротивление. Надо заметить, что государства под названием «Золотая Орда» никогда не существовало. В русских летописях ХIII-ХIV вв. оно именуется просто «Орда» или «Татары». Оформление монголо-татарского владычества над русскими землями произошло в 1240-50-е гг. Монголы фактически включили часть земель Восточной Европы в состав своей империи. Это кардинальным образом изменило вектор развития Руси. Возможно, является верным предположение историка А.А. Горского, что если бы Русь не подверглась завоеванию пришельцами с востока, то к ХIV-ХV вв. на территории Восточной Европы возникло бы от двух до четырех славяноэтничных государств, сравнимых по территории и типу развития с европейскими странами. Есть мнение, что само по себе нашествие армии Батыя в 1237-40 гг. тоже еще не вело к необратимым результатам. Горский задается вопросом, что в 1243 г. двигало великим князем владимирским Ярославом Всеволодичем , когда он поехал на поклон к Батыю.

О том, что ханская власть на Руси воспринималась как императорская, свидетельствует применение к правителю улуса Джучи титула «царь». Владычество ордынцев над Русью подрывалось внутренней нестабильностью в самой Орде. В 1263 г. с протестом против данной политики и с целью предотвратить карательный поход татар в Орду поехал Александр Невский. Он сумел спасти горожан но заплатил за это жизнью: на обратном пути, возможно, татары его отравили. В 1270-е гг. произошел раскол уже самой Золотой Орды. К 1300 г. могущество Золотой Орды восстановилось. Однако русские князья сумели воспользоваться благоприятной для антиордынского движения ситуацией конца XIII в. На рубеже XIII-XIV вв. была отменена система баскачества. В 1290-е гг. дань начали возить в Орду сами русские князья. Это помогало князьям аккумулировать в своих руках средства, которые шли в том числе на усиление их войск и в конечном счете на создание вооруженных сил, способных противостоять захватчикам. Последствия для Руси монголо-татарского владычества. Монголо-татарское нашествие 1237-1240 гг. стало поворотным рубежом истории Руси. Результатом исторических процессов в Восточной Европе в ХIII в. стало то, что центр русской государственности сместился на северо-восток. Есть мнение, что правители Северо-восточной Руси во многом заимствовали монгольскую политическую культуру. Как империя принадлежала всему роду Чингизидов, так и род Ивана Калиты в ХIV в. начинает борьбу за полноту своей власти над всеми русскими землями по ордынскому образцу. Социально-экономический ущерб оказался непоправимым: с тех пор резко затормозилось развитие городов как центров ремесла и торговли.

11. Возвышение Москвы: факторы и основные этапы. Глава первая: Факторы, способствовавшие возвышению Москвы и объединению русских земель

Причины возвышения Москвы

Существуют различные точки зрения на причины возвышения Москвы.

      Географическое положение, дающее политические и торговые выгоды;

      Личности московских князей и их политика

      Определенная в пользу Москвы политика татар;

Географическое положение

Московское княжество занимало довольно выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром.

Экономический фактор.

В начале в XIV в., начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб.

Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником. На базе обмена создаются местные рынки

Политический фактор.

Другим фактором, обусловившим объединение русских земель, было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.

Идеологический фактор.

Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.

Внешнеполитический фактор.

В конце ХIV - начале XV. международное положение Руси значительно осложнялось усилением опасности со стороны, а также возросшим давлением на русские земли со стороны Великого княжества Литовского. В связи с этим было понятно желание прогрессивных людей того времени объединятся в единое мощное государство.

Возвышение Москвы 1301 год - начало возвышения Москвы; в этом году младший сын Александра Невского Даниил отвоевал у Рязани важную крепость Коломну.

Главными соперниками московских князей в этой борьбе были тверские князья. В 1304 г. ярлык на великое княжение получил князь Михаил Ярославович Тверской (1304-1319).

В 1315 г. в Орду был вызван московский князь Юрий. Князь Юрий добился также и ярлыка на великое княжение. Стремясь избежать открытого столкновения с Ордой, Михаил Тверской отказался от великого княжения в пользу московского князя. Однако Юрий Московский вместе с ордынцами напал на Тверь, тверичи мужественно сражались и разгромили врагов, брат князя Юрия и его жена попали в плен. В 1318 г. тверской и московский князья были вызваны в ханскую ставку. Михаил Ярославович был обвинен в непослушании хану и казнен. Князь Юрий вновь получил ярлык на великое княжение. В 1325 г. Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Тверского Дмитрием. Дмитрий был казнен, но ярлык на великое княжение был отдан его брату Александру. Московский князь Иван Калита (1325-1340) присоединился к карательной экспедиции, организованной ордынцами. Тверская земля подверглась такому погрому, что уже не могла соперничать с Москвой. Калита сумел сделать Московское княжество, безусловно, самым сильным среди прочих. Своей готовностью служить хану он не только добыл себе ярлык на великое княжение, но и приобрел право сбора ханской дани. Утаивая часть «выхода», Калита значительно разбогател.

Политика Калиты была продолжена его сыновьями, Симеоном Гордым (1340-1353) и Иваном Красным (1353-1359). Эта политика, построенная на раболепстве перед ханами, в конечном счете привела к парадоксу: внук Калиты, Дмитрий Иванович, осмелился на такие действия, за которые при его деде казнили. Дмитрий решился на открытое противоборство с Ордой - и в этом ему помогла та власть, которая ценой потерь и унижений была получена его предшественниками.

12. Русь и Орда во 2-й пол. 13 - 15 вв. Владычество ордынцев над Русью подрывалось внутренней нестабильностью в самой Орде. В 1263 г. с протестом против данной политики и с целью предотвратить карательный поход татар в Орду поехал Александр Невский. Он сумел спасти горожан но заплатил за это жизнью: на обратном пути, возможно, татары его отравили. В 1270-е гг. произошел раскол уже самой Золотой Орды. К 1300 г. могущество Золотой Орды восстановилось. Однако русские князья сумели воспользоваться благоприятной для антиордынского движения ситуацией конца XIII в. На рубеже XIII-XIV вв. была отменена система баскачества. В 1290-е гг. дань начали возить в Орду сами русские князья. Это помогало князьям аккумулировать в своих руках средства, которые шли в том числе на усиление их войск и в конечном счете на создание вооруженных сил, способных противостоять захватчикам.

Церковь в борьбе против монголо-татарского ига.

В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.

Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.

Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.

Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.

В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

Международные отношения :

Ярослав Мудрый (1019-1054) в 1036 году наголову разгромил печенегов, которые стали служить русским князьям или откочевали в Венгрию. В 1068 году началась борьба русского народа против половцев, которая шла с переменным успехом из-за разгоравшихся междоусобиц внутри Дома Рюриковичей. В правление Владимира II Мономаха (1113-1125) были нанесены серьезные поражения половцам, с которыми стали развиваться по преимуществу мирные отношения.

На востоке затяжной характер приобрела борьба с кочевниками. Были разгромлены печенеги, нанесены мощные удары половцам, часть кочевников перешла на службу к русским князьям. По имеющимся расчетам, с 800 по 1237 год вторжение кочевников на русские земли происходило в среднем раз в четыре года. В следующие два столетия набеги и опустошения совершались почти каждый год.

С принятием христианства Русь встала в один ряд с большинством европейских государств. Но в 1054 году произошел раскол христианства. Со временем оформились католицизм и православие. Раскол сохраняется уже почти тысячу лет. Византия и Русь сблизились на основе приверженности православию.
В период феодальной раздробленности каждое княжество проводило свою внешнюю политику.

Статьи по теме: