Русский костюм: символика цвета. История русского костюма насчитывает не одну сотню лет. Национальные костюмы в мире служат многим целям: они позволяют. Модные сочетания цветов в одежде


История русского костюма насчитывает не одну сотню лет. Национальные костюмы в мире служат многим целям: они позволяют сохранить культурное наследие страны, информировать общественность об их истории, объединяющих граждан чувствах национального единства, и выражать патриотизм. Костюм (от лат. costume) может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. лат.одеждустильсоциальнуюнациональную региональнуюлат.одеждустильсоциальнуюнациональную региональную Различные факторы, влияющие на развитие национального костюма: климат и география;климат и география; семейное положение или социальный класс;семейное положение или социальный класс; профессия;профессия; национальные цвета или другие символы;национальные цвета или другие символы; разные периоды времени.разные периоды времени.























Ответьте на вопросы по вариантам: 1 вариант 1.Дайте определение костюма? 2.Охарактеризуйте южный костюм? 3.Что отличает сарафанный комплекс, где его носили? 4.Какое отношение к костюму имеет выражение «опростоволоситься»? 5.Перечислите, что входит в деревенский комплекс? 1 вариант 1.Дайте определение костюма? 2.Охарактеризуйте южный костюм? 3.Что отличает сарафанный комплекс, где его носили? 4.Какое отношение к костюму имеет выражение «опростоволоситься»? 5.Перечислите, что входит в деревенский комплекс? 2 вариант 1.Перечислите факторы, влияющие на развитие костюма? 2.Охарактеризуйте северный костюм? 3.Что отличает глухой комплекс, где его носили? 4.Какое отношение к костюму имеет выражение «распоясаться»? 5.Перечислите, что входит в городской комплекс? 2 вариант 1.Перечислите факторы, влияющие на развитие костюма? 2.Охарактеризуйте северный костюм? 3.Что отличает глухой комплекс, где его носили? 4.Какое отношение к костюму имеет выражение «распоясаться»? 5.Перечислите, что входит в городской комплекс?

ГлаваII. Традиционный крестьянский костюм - метазнак народной художественной культуры
1. Материал

Важным средством исторического подхода к исследованию русского народного костюма является его семиотический анализ. Семиотика предлагает рассматривать любой феномен человеческой деятельности (в данном случае русский народный костюм) как потенциальный текст, как образную и знаковую систему. При этом под знаком подразумевается опознавательная примета идеи, образа или объекта, имеющая собственное содержание и одновременно представляющая в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Народное искусство функционировало в изустно-зрительной передаче, т. е. передавалось посредством языкового общения и использования зримой системы естественных и культурных знаков-символов: орнаментальных идеограмм, образов животных, птиц, растений, цветовых символов и т. п. Употребление знаков и знаковых систем упрощало процесс накопления и передачи человеческого знания, обеспечивало культурную преемственность в рамках этноса. Роль символа в человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. Э. Кассирер даже определял человека как "символизирующее существо", а М. М. Бахтин вполне обоснованно сомневался в том, что "...можно найти к нему (к человеку - С. И.) и к его жизни... какой-либо другой подход, кроме как через создаваемые им знаковые тексты". Следует отметить, что Бахтин рассматривал в качестве текста и иконографические, и вещные, и деятельные знаковые системы и говорил, что "дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь (прямой объект естественных наук), а только в знаковом выражении, реализации в текстах, для себя и для других".

В семиотическую систему народного костюма входили: материал, крой, силуэт, колористика, орнаментика, способы носить и комплектовать детали костюма, а также манера носить костюм (манера поведения), которые являются знаками различного уровня информативности. С их помощью народный костюм отражал не только социальное и семейное положение, половозрастные особенности и место проживания человека, но и религиозные, космологические, эстетические и этические представления русских крестьян, вызывал определенные образные ассоциации и эмоции. Таким образом, будучи элементом народной художественной культуры, русский народный костюм выступает как ее метазнак, т. е., по определению Ю. Б. Борева, является "знаком более высокого смыслового наполнения и более широкого предметного значения, чем обычные знаки, строящие образ". Под смыслом здесь понимается художественная концепция костюма, под предметным значением - ценность для человечества.

Материал русского народного костюма производился из естественно-природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли, лыка и др. Он был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма - для праздников, будней или работы.

Издревле на Руси в крестьянских хозяйствах изготавливались льняные, конопляные, бумажные, шерстяные ткани различного качества. Долгими осенними и зимними вечерами крестьянки при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу. Об этом сложено немало пословиц: "Соха кормит, а веретено одевает", "Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом", "Не ленись прясть, хорошо оденешься".

Из льна производился грубый и тонкий, суровый и отбеленный холст. Свежевытканное льняное полотно имело серебристо-серый цвет, и потому весной его отбеливали с помощью золы и снега, затем летом многократно мочили в реке и сушили на солнце, расстелив на траве. По этому поводу у В. Белова читаем: "Зола для отбеливания, или бучения, холстов должна быть чистой, просеянной, желательно из ольхи. Добрые, т. е. хозяйственные старики весной нарочно ходили в лес, чтобы нажечь ольховой золы для беления холстов. Выбеленный холст был едва различим, если его расстелить на снегу".

Из тончайшей льняной пряжи изготавливали кисею для рукавов, праздничных и головных платков. "Красные", т. е. красивые, нарядные рубахи и полотенца шили из тонкого отбеленного холста, на рабочую одежду шло суровое полотно. Крестьянская домоткань, производившаяся для праздничных костюмов и ритуально-бытовых предметов, отличалась высокими художественными достоинствами, разнообразием фактур (зернистая, ворсовая, матовая, рельефная, прозрачная и др.) и сложностью текстильной технологии.

Были распространены такие техники узорного тканья, как браная, закладная и ремизная. Особенно широко использовалось полотно с горизонтальными выпуклыми полосами красноузорного браного тканья, называвшееся бранью. Его получали с помощью специальных дощечек - "бральниц". Значительно реже встречалось закладное ткачество с характерным для него полотняным переплетением нитей основы и утка, причем узорообразующий уток прокладывался не по всей длине ткани, а только на участке данного цвета, из-за чего получались продольные зазоры в местах встречи утка разных цветов. При ремизном способе тканья использовалось несколько способов переплетения нитей.

Применение различных способов переплетения нитей основы и утка значительно обогащало фактуру ткани, позволяло свободно размещать узор на фоне, получать не только простые узоры, но и сложные, многофигурные и полихромные композиции с ювелирной проработанностью каждого мотива. Варьируя одинаковые мотивы орнамента с помощью одних и тех же технических приемов, крестьянки различных губерний России создавали узорные ткани с местными характерными особенностями.

Так, на севере наиболее распространено было браное ткачество. Северорусскую домоткань отличают сдержанность и строгость орнаментальных композиций и колористики, разнообразие узоров, ритмическая связь их элементов. Характерно также размещение узоров не на отдельных полосах, которые затем пришивались, а непосредственно на самой ткани. Именно поэтому узоры органично вливались в фон ткани костюмов. Особой декоративностью выделяется ткачество Великого Устюга. Выполненные в выборной технике (разновидность браного тканья) устюжские косынки, передники, пояса украшены архаичными орнаментальными композициями. Следует упомянуть и ремизные ткани Вологодской и Архангельской губерний с присущими им узорами "кругами", "клетчанина", "в шашку", одноцветные или двуцветные из белых и красных нитей.

Узорное ткачество центральных и южных губерний России отличается от северного большей насыщенностью колористики, разнообразием орнаментики, использованием в украшении тканей вышивки, блесток, нашивок из позумента, разноцветных лент, полос ткани. Все это рождает впечатление праздничности и Декоративного богатства.

Из шерстяной пряжи в домашних условиях изготавливалась ткань для сарафанов, понев, мужских штанов, верхней одежды. Самой дорогой считалась волосень - длинноволокнистая шерсть молодой овцы, которую не стригли целый год. Из волосени пряли нитки для вышивки, тесьмы, праздничных поясов и понев. Термином "понева" обозначалась как клетчатая шерстяная Домоткань, так и женская набедренная одежда, которую из нее изготавливали. По размеру и цвету клеток поневы можно было определить место проживания ее владелицы. Грубая некрашенная ткань и сшитая из нее верхняя одежда звалась сермягой. Из сравнительно короткой извитой шерсти, дающей пушистую пряжу, вырабатывали сукно, которое в процессе отделки почти всегда подвергалось валке, вследствие чего на его поверхности образовывался войлокообразный настил. Сукно шло на изготовление верхней одежды.

Многоцветье тканей достигалось с помощью различных натуральных красителей: отваров и настоев коры, корней, листьев, цветов и плодов растений, насекомых и даже речного ила. Известно, что для получения красной краски использовали как на-секомых (червеца, кошениль), так и зверобой, корни морены, для желтой и охристой - конский щавель, лепестки подсолнуха, шелуху лука. В зеленый цвет красили отваром из листьев березы, травы, в фиолетовый - отваром из высушенных и измельченных ягод ежевики, в темно-малиновый - из высушенных и размельченных листьев дикой яблони ("кислицы") пополам с коноплей. Для прочности окраски пряжу обычно протравливали квасцами. Окрашенные ткани назывались крашениной.

К очень древним способам получения узорной ткани, известным на Руси еще в XII в., относится набойка. В начале XIX в. не только в уездных городах, но и в некоторых селах открылись крашенинно-набоечные заведения, продукция которых пользовалась огромным спросом у деревенского населения. Наиболее архаичным способом набивания холста является печатание масляными красками. Узор наносился на ткань узорными деревянными досками - "манерами" и "цветками", которые изготавливались из твердого дерева - ореха, березы, дуба. По углам они имели шпенечки-"указки", оставлявшие на холстине точки, что помогало мастеру правильно накладывать форму. Самыми старинными являются крупные доски, использовавшиеся для масляной набойки, с углубленным резным орнаментом без примеси металлических частей. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, по "манере" при печатании рисунка били тяжелым молотком. Этим и объясняется термин "набойка". Узор на досках вырезали рельефно либо углубленно. В первом случае отпечатывался узор, во втором - поле.

Кроме печатания масляными красками, издавна был в ходу способ набивания путем резервирования. В этом случае узор наносился на ткань резервом "вапой" (смесью воска с глиной) и оставался впоследствии незакрашенным при опускании холста в краску. При изготовлении синей набойки в качестве красителей использовали полевое растение "синиль", а чаще - весьма дорогую индийскую краску "индиго". Она была в десятки раз более насыщена пигментом, не линяла при стирке и не выгорала на солнце. Для получения синей "кубовой" набойки применяли доски меньшего размера, имевшие выпуклый деревянный узор с добавлением металлических деталей. В ходу были также доски с чисто металлическим орнаментом.

Поразительны многообразие, архаичность и самобытность узоров русских тканей. Были распространены такие типы рисунка, как травчатый, лапчатый, копытцами, уступами, струями, шахматный, репьями и многие другие. Иногда поверх набойки несколькими дополнительными цветами наносили от руки яркие кружки - "ягодки", "оживки", придававшие ей еще более нарядный вид.

При окрашивании нитей основы и утка в различные цвета получали клетчатую ткань - пестрядь. Из нее шили порты, рубахи, сарафаны. Рубахи из пестряди назывались пеструхами, а сарафаны - пестрядильниками.

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна. Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеймы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, М. К. Герасимов пишет, что крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем - хоровод девушек, одетых в "гарусники" - сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевки". В старинных русских романах встречались персонажи, одетые в затрапезное платье. Затрапез-довольно грубая полосатая ткань, которую выпускала ярославская фабрика купцов Затрапезовых. Так как одежду из затрапеза носили в основном дворовые люди, эта ткань стала знаком их социального положения.

Ткачество, отбеливание и окраска тканей в домашнем хозяйстве были очень сложными и трудоемкими процессами, ткани же фабричного производства были на первых порах для крестьян дорогими, поэтому они для экономного ее расходования при изготовлении одежды чаще всего использовали прямой крой. При этом зачастую обходились даже без ножниц - ткань просто разрывали руками. Интересный рассказ о том, как нужно кроить и при этом сохранять обрезки ткани, находим в одном из известнейших древнерусских памятников средневекового быта - "Домострое": "А рубашки нарядные мужские и женские, и штаны - все то самой кроить или велеть при себе кроить, а все остатки и обрезки, камчатые и тафтяные, дорогие и дешевые, золотное и шелковое, белое и крашеное, пух, оторочки и спорки, и новое, и ветхое, - все это было бы прибрано: мелкое - в мешочки, а остатки скручены и связаны, а все по размеру разобрано и припрятано. И как потребуется сшить из старого что-нибудь, или нового не хватило - так все это и есть в запасе, и на рынке того не ищешь: дал Бог, у доброго разума, у заботливой хозяйки все в доме нашлось".

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Детские вещи шили "на вырост" и передавали от старших детей младшим. Зачастую одежду взрослых перешивали на детей. Даже совсем изношенные вещи не выбрасывали - берегли на заплаты. Льняные вещи стирали золой и мылом. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках или в больших коробах из липы. О правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: "...когда надлежит работать, делать это в одежде старой, а кончив работу, одеться в повседневное; и сапоги тоже. А в праздники и в погоду хорошую да и на людях, если в церковь ИДТИ, и в гости, надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от дождя, и от снега беречься, питьем не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из церкви, или из гостей воротясь, нарядное платье с себя сняв, оглядеть его, высушить, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится. А повседневное всякое платье, верхнее и нижнее, и сапоги - всегда все было вымыто, а ветхое заплатано и зашито, так что и людям посмотреть не совестно, и себе хорошо и прибыльно, и сиротине дать во спасение. Платье же всякое и всякий наряд, сложив и свернув хорошенько, положить в сундук или в короб, да под замком бы все было - тогда никакой беды не боишься".

До конца XIX в. в северных и центральных губерниях для изготовления праздничных простонародных костюмов использовалось гораздо большее количество отечественных и импортных тканей фабричного производства, чем на юге России. На рубеже 19-го и 20-го столетий значительно подешевевшие фабричные ситцы повсеместно стали вытеснять из патриархального деревенского быта домоткань. Распространившиеся ализариновые красители и яркие разноцветные покупные ткани заметно изменили строй и колористику народного костюма. В 20 - 30-е гг. XX в. в крестьянском быту постепенно угасла традиция узорного ткачества на ручных станках.

2. Колористика

Колористика - самый элементарный конкретно-чувственный признак будничной, праздничной, траурной одежды. Колористика выполняла также функции устойчивого этнического, этнолокального, половозрастного признаков и обусловливалась как натуральным цветом сырья, так и особенностями эстетического восприятия человеком каждого цвета, психологией данного народа, эмоциональными ассоциациями, связанными с традиционными жизненными представлениями. Например, у русских, как, впрочем, и у многих других народов мира, белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали; черный - символом земли, покоя и постоянства, отрешения, скорби и траура; красный - цветом огня, крови, солнца, символом долголетия, плодородия, силы, власти. Бытовали такие -определения оттенков ткани, как брусничный, сахарный, голубой, лазоревый, синий, таусинный или павлиний (синевато-лиловый), осиновый (зеленый с сероватым оттенком), лимонный, рудо-желтый, глинистый, гвоздичный (оранжевый), дымчатый, дикий (серый). Причем эти названия, в отличие от таких более поздних, как фиолетовый или оранжевый, брались из русского языка.

Советский искусствовед П. И. Карпов писал: "Народ культивировал свой красочный язык, воплощавшийся в художественные образы; и в эти краски, и в эти образы вносил он свою народную мудрость, оставшуюся нам в наследство, и на нас лежит долг приступить не только к выявлению и хранению этого красочного языка прошлого нашего народа, но мы должны подойти и к его изучению, и пониманию, чтобы, руководствуясь этими красочными художественными страницами, заглянуть в то прошлое, в котором жил русский народ и творил свою бессмертную историю. Эти образцы научат нас близко подойти к пониманию психологии русского народа...". Вполне разделяя эту мысль, нельзя согласиться с высказываниями П. И. Карпова об отсутствии интеллектуального начала в традиционном народном искусстве, свидетельствующими о его ограниченном подходе к объяснению сущности народного творчества. Дело в том, что вопрос содержания художественного образа в народном искусстве был то время для науки закрыт. Его художественная природа была не исследована.

О колористике русский народной одежды у К. Градовой читаем: "В праздничных и богатых костюмах контрастировали глубокие цвета: сочные красные, золотые, темно- и ярко-синие, вишневые, черные, белые". М. А. Некрасова отмечает в народном искусстве, и в частности в крестьянской одежде, "оптимистическую силу, ликующую радость звонкого открытого цвета, ритмическую энергию пластических форм, созвучных природе", что проистекает из ценностного "в самом чувстве прекрасного в восприятии действительного".

Т. В. Козлова обращает внимание на то, что "неокрашенные и неотбеленные материалы естественных цветов кажутся однообразными по своей цветовой гамме, однако богатство их оттенков пробуждает яркие ассоциации с природой".

Излюбленным цветом русских крестьянок был красный. В традиционных русских костюмах XIX - начала XX вв. использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый из них имел свое название. Красный цвет у русских, как и у многих других народов, считался распространенным средством против сглаза, имел "продуцирующее" значение. "Цвет одежды всегда соответствует характеру обряда", -подчеркивает Г. С. Маслова.

Специфическая колористика была основным отличием чувственно-конкретного образа траурной одежды, с помощью которой выражалась скорбь по поводу смерти близких. Так, вдовы "по горю" носили белые сороки, а в Рязанской губернии до трех лет после смерти родных крестьянки обязательно ходили в белом фартуке. В траурной одежде белый цвет означал отказ от всех цветов, символизирующих чувственную прелесть и эстетическое богатство жизни. Характерен в этом отношении записанный И. А. Буниным разговор крестьян: "Тебе теперь нечего рядиться, ты вдова божья, носить тебе надо одни смирные цвета...". И. П. Работнова отмечает, что в Тамбовской губернии в трауре по родителям носили "горемычные" рубахи с белой строчевой вышивкой, а по детям - с черной, выполненной крестиком или набором.

О регламентации "печальной", "кручинной" одежды в Пензенской губернии В. М. Жигулева пишет: "Деление одежд на "кручинные" и праздничные особенно прослеживается на образцах верхней плечевой одежды Заметченского района: запонах, нагрудниках, шушпанах. При общности покроя они различаются прежде всего колоритом. Цветовая гамма "кручинных" предметов ограничивается двумя, реже тремя красками: в традиционное строгое сочетание белого и красного вплетается черный (село Кириллово), сиреневый (села Красная Дубрава и Сядемка), желтый и черный (села Большая и Малая Ижмора, Ушинка). В то же время праздничные одежды женщин этого района отличаются необыкновенной красочностью.

Во время русского свадебного обряда невеста расставалась с девической жизнью, как бы умирала для нее, и начинала жить новой жизнью - жизнью замужней женщины. У Б. А. Куфтина читаем: "В соответствии с печальным настроением всей первой части свадебного обряда невеста одевается к венцу в "горемычную" поневу, которую вообще носят "по печали", в случае смерти кого-либо из родных (села Лубенки, Чарус Московской губернии). Напротив, уже в доме мужа молодая облачается в праздничный костюм...". Отсюда можно сделать вывод, что колористика костюмов невесты служила выражением эмоционального переживания и эстетического осмысления кризисных моментов в жизни человека, связанных с психологической установкой личности, и зримо отражала одно из великих общечеловеческих свойств трагического - переход скорби в радость. Вместе с тем колористика ритуальных костюмов выступала и как средство внушения определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотически воздействующее на психику. В том наглядно проявляется внушающая, т. е. суггестивная, функция крестьянского обрядового костюма. Глубоко сопереживая с невестой ее печаль и радость, участники свадебного обряда очищают свои души, утверждаются в вере в победу добра в жизни и в самом человеке.

По колористике народной одежды можно было определить возраст ее владельцев: самыми скромными по колориту были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными - наряды взрослых девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка. В этом наглядно проявляется и эротическая функция народного костюма.

Колористика указывала и на место проживания человека: черная вышивка рубах и черный цвет девичьих сарафанов - Воронежская губерния, полыхающие красные тона костюмов - Рязанская, сверкающее и переливающееся всеми цветами радуги великолепие - неповторимая Усть-Цильма.

Цвет был также важным организующим началом всей композиции народного костюма, так как выявлял своеобразную иерархию элементов, выделяя его главные части, подчеркивая ярусное членение формы.

Исследователи отмечают, что во второй половине 19-го столетия произошло изменение колористического строя русского народного костюма, связанное с распространением химических ализариновых красителей. "Это было, - пишет Т. М. Разина, - очень существенным моментом в искусстве: на смену спокойным, глубоким сдержанным тонам естественных красителей пришли тона яркие, звучные, звеняще - пронзительные; в искусстве текстиля второй половины XIX в. произошло творческое освоение новой гаммы. Народ увидел новые возможности художественных решений, научился добиваться цельности колорита и смело использовал в тканях и вышитых изделиях расширившуюся и позвучневшую палитру, и нельзя упрекнуть превосходные работы этого времени в излишней пестроте или крикливости".

3.Орнаментика

В русском крестьянском костюме, как и в других произведениях традиционного декоративно-прикладного искусства, большое значение имеет "добрая магия", направленная на получение благополучия. Магически-религиозное идейно-образное содержание и символика крестьянского костюма выражались в искусстве орнаментировки.

Слово "орнамент" происходит от латинского слова "ornare" - украшать. Б. А. Эренгросс определяет его как повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. "Повтор изображения, - пишет она, - усиливает изобразительность образа, и в этом художественная природа орнамента. Орнамент возник из обычного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Осталось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличенно. Так образовался орнаментальный рисунок. В основе орнаментального изображения лежат обобщенные образы, лишенные конкретности и ярко выраженной индивидуальности. Для него характерны повторения одного и того же мотива, ритм, симметрия". По определению Г. Вейля, "симметрия - в широком или узком смысле... является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту, совершенство". Г. В. Плеханов утверждал, что способность наслаждаться симметрией - это дар природы.

Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропоморфным геометрическим. Весьма характерна для русского народного орнамента полиморфность, т. е. гибридаость образов - сочетание в них антропоморфных, зооморфных и орнитоморфных черт, причем чем дальше в глубь времен, тем ярче она проявляется.

По словам В. В. Стасова, "у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии, каждая черточка имеет тут свое значение... это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не предназначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства".

Гениально воплотивший в своем творчестве дух русского народа С. Есенин писал, что "орнамент - это самая первая и главная отрасль нашего искусства с тех пор, как мы себя помним", "эпопея исходу мира и назначению человека". Поэт также справедливо утверждал, что "образность - основа русского духа и глаза.

Известный искусствовед В. М. Василенко подчеркивал, что в свои изображения крестьяне верили, наделяли их особой силой, и в то же время они покоряли их своей декоративной красотой, удивительной силой того, что русский народ окрестил таким удачным словом "узорочье".

"В начале XIX в. создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, - пишет В. И. Чичеров, - жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров". Но во второй половине XJX в. вышивальщицы уже не всегда могли расшифровать бережно сохраняемые ими орнаментальные композиции, сознавая лишь их благотворную силу.

Многостороннюю и глубокую характеристику орнаментики русской народной одежды дал в своих работах академик Б. А. Рыбаков. Он, в частности, обратил внимание на то, что "одетая в свой традиционный костюм крестьянка из южновеликорусских земель представляла как бы модель вселенной: нижний, земной ярус одежды покрыт символами земли, семян и растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху все это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звезды, семь фигур, обозначающих созвездия, птицы, солнечные кони и т. д. Как видим, этнографический микрокосм в какой-то мере отражает представление о мироздании".

В древних орнаментах круг, ромб, крест, свастика олицетворяли солнце, "горизонтальная линия обозначала землю, волнообразная ритмическая линия - воду, ломаная - грозные силы природы, например, молнию".

В русском народном костюме с особой силой проявилась "любовь славянских народов к композиционным рядам, ярко выраженным в ткачестве, вышивке, несущим долевой масштаб". Прямолинейность и геометричность орнамента объясняются тем, что техника тканья и вышивки по счету нитей затрудняла выполнение закругленных линий. Потому, например, мотив круга - символ солнца - заменяется квадратом или ромбом, поставленным на угол, что подтверждается названием этих узоров - "круги", "круговые".

На севере глубоко традиционными мотивами орнамента были изображения женской фигуры - символа плодородия, Матери - сырой земли; солярных знаков - кругов, крестов, свастики, усложненных ромбов, коня, оленя, птицы; дерева - символа вечно живой природы; двух птиц - голова к голове - символа счастливого брака.

Для южнорусского костюма характерны разработки растительных и геометрических узоров. Часто встречались мотивы косых крестов, крючковидных фигур ("гусары"), розеток, восьмиугольных звезд; ромбы с загнутыми отростками, или "рогами", на утлах ("рогулечки"), с прямыми отростками ("репьи"), с маленькими ромбиками на углах ("городки"), гребенчатые ромбы и др.

Наряду с ткачеством большую роль в украшении одежды и всех тканей домашних вещей (полотенец, занавесок, белья и проч.) играла вышивка. К старинным приемам русской вышивки относятся: счетная гладь, набор (имитация ткачества), цветная перевить (перевивание сетки цветными нитями), двусторонний крест, белая строчка по "выдернутой" сетке, тамбурная вышивка цветными нитями и др.). К началу XX в. во все уголки России проникла городская черно-красная вышивка крестом по канве.

Искусные вышивальщицы создавали удивительные по изяществу и красоте узоры, превращая простые бытовые вещи в драгоценные произведения искусства. Орнаментальные идеограммы подбирались мастерицами индивидуально для каждого владельца вещи. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным и продуцирующим воздействием, потому и размещался он преимущественно в тех местах, где заканчивалась одежда - по подолу, вороту, манжетам и на плечах. Обилие различных орнаментальных узоров одновременно в одном изделии усиливало его праздничность и нарядность.

Разнообразие орнаментики народной одежды достигалось использованием разномасштабности мотивов, их простой и сложной повторностью, техникой швов, варьированием цветов и т. д. Орнамент при этом выполнял ряд художественных конструктивных функций: соединения разных материалов, цветов, конструирования формы и определения ее тяжести, разбивка плоскостей.

Следует отметить, что народный орнамент постоянно обогащался и в художественном, и образном выражении, отражая изменения в жизни крестьянства. Древние орнаментальные мотивы и темы со временем приобретали все более декоративный и сказочно-поэтический смысл, и в традиционную иконографию вводились реалистические, часто бытовые мотивы и образы. Возникали новые материалы, стилистические и технические приемы. Так, распространившийся во второй половине XIX в. тамбурный шов постепенно вытесняет традиционные швы и орнаментальные композиции с их глубоким духовным содержанием и все больше выделяет декоративную сторону орнаментики. Вместе с тем эти изменения не нарушали концепцию традиционно целостного и жизнерадостного восприятия мира, выраженную в костюме.

Из сказанного следует, что эстетическое наслаждение при восприятии орнаментальных знаков объясняется тем, что, являясь носителями понятийного смысла, они в то же время имеют зрительную, т. е. конкретно-чувственную природу. При прочтении орнаментальных мотивов и композиций порой очень трудно понять, какое переносное значение имеет каждое знаковое образование и система их сочетаний. Это обусловлено тем, что орнаментика и костюм в целом содержат "как бы в спрессованном виде фрагменты представлений самых различных эпох, различных стадий развития человеческого мышления и миропонимания". Магия древних языческих мотивов переосмыслялась в христианские символы, вследствие чего орнаментика приобретала удивительную устойчивость и смысловую емкость. При этом особую эстетическую ценность придают народному костюму соблюдение точной меры взаимоотношения частей и целостность художественного образа.

Космологизм, полисемантичность, синкретизм орнамента, форм и цвета традиционного костюма отражают сложность сознания русского крестьянства, пронизанного религиозным чувством восприятия и понимания мира, одновременно исторического и экологического.

4. Крой, форма, композиция

Практичность кроя народной одежды проявилась и в ее "безразмерности": благодаря значительной объемности ее прямых или расклешенных форм она подходила людям самой разной комплекции. При этом согласованность с фигурой достигалась главным образом подпоясыванием. Вместе с тем, по верному замечанию Ф. М. Пармона, "подпоясыванием определялись пропорции костюма, а также выражалась массивность форм, подчеркивалась архитектоника народного костюма.

Исследователи отмечают связь ширины крестьянской домоткани (48-50 см) с мерами человеческой фигуры. Вместе с тем установлено, что "детали кроя народной одежды являются подобными геометрическими фигурами, а линейные размеры различных частей костюма представляют собой кратные величины. Этот факт говорит о том, что эстетическая выразительность достигалась на основе использования эмпирически найденной модульной системы".

"Как южный, так и северный русские народные костюмы, - пишет Т. Н. Тропика, - строятся на основе сходства форм основных составных частей. В южнорусском костюме прямоугольный покрой поневы, рубахи, передника повторяется и в форме головного убора. Очелье сороки, как правило, представляет собой прямоугольную полосу орнаментированной ткани... Силуэт косоклинного сарафана приближается к форме трапеции, форма душегреи или бастрога повторяет его силуэтные линии, только в меньших пропорциях. Мелкие трубчатые складки, расположенные на спине душегреи, находят свое продолжение в глубоких складках сарафана.

По характеру силуэтных изображений русский народный костюм представляется в виде простых геометрических форм (прямоугольник, трапеция, квадрат и др.) или их сочетания. Конструкция и технология изготовления русского народного костюма способствуют созданию выразительных и объемных форм. Форма костюма определяется и способом ношения его составных частей (вдевая в рукава или проймы, укрепляя на талии или плечах, надевая внакидку на голову или плечи и др.).

Композицию народного костюма принято анализировать по следующим позициям: симметрия и асимметрия, композиционный центр (акцент), пропорциональные отношения (простые и по принципу "золотого сечения"), ритм линий, плоскостей и объемов, светлотно-ритмическое (графическое) построение костюма, цвет и фактура. Светлотно-ритмическое, цветовое и фактурное решение костюма влияет на восприятие его массы.

Понятие символики цвета появилось с древних времён. Люди издавна придавали большое значение языку красок, что, в свою очередь, нашло отражение в народных сказках, мифах, преданиях и учениях. Ведь цвет – это своеобразный знак, символ и сигнал. С помощью цвета можно сообщать информацию окружающим — в этом случае цвет будет играть роль тех слов, которые мы не произносим. Цвет оказывает на человека не только эстетическое, но и психологическое и даже физиологическое воздействие. Цвет влияет на настроение и самочувствие, — цветотерапия как тип лечения признана во всём мире.

У разных народов в различных культурах один и тот же цвет может означать противоположные вещи, поэтому, чтобы не попасть впросак, лучше изучить эти нюансы прежде, чем общаться или вести переговоры с людьми других культур.

Цвет настраивает человека на определённый лад, и именно поэтому цвету в одежде уделяют такое огромное внимание стилисты, имиджмейкеры и специалисты по этикету.

Язык цвета в одежде играет, пожалуй, одну из самых ключевых ролей в создании вашего образа. Выбор цвета наряда во многом определяет то, какое впечатление мы произведём на собеседника, работодателя, любимого человека.

У каждого цвета есть множество оттенков, что позволяет каждой из нас носить наряды практически любого цвета.

Все цвета радуги

Красный – вы в центре внимания!

Во многих языках красный означает красивый и прекрасный. Полинезийцы, например, словом «красный» обозначают и сам красный цвет, и слово «возлюбленный». А в Китае красный может означать также «искренний, откровенный» (например, об искреннем человеке китайцы говорят «красное сердце»)

Символизм красного цвета достаточно противоречив. Наряду с положительными значениями красного цвета — такими, как радость, любовь, величие и красота, — красный цвет обозначает кровь, огонь, власть и борьбу. Красный считался цветом царей, императоров и других высокопоставленных особ. К примеру, в Византии красные сапожки могла носить только императрица, потому что красный цвет обозначал высокое положение.

В христианстве красный цвет одновременно символизирует кровь мучеников за веру, жертву Христову, царственное величие Христа, Пасху Красную, радость, красоту и любовь.

Активность красного цвета сложно преувеличить. Если вы хотите привлечь внимание, то нет ничего лучше, чем надеть красное платье.

В красном вы не останетесь незамеченной, но вот для собеседования надевать красный костюм вряд ли стоит, так как будущего работодателя активность красного цвета может невольно подавить и испугать. Красный всегда уместен на праздничных встречах, вечеринках. Этот цвет очень бодрит и дарит силы. Так что если вы планируете успокоиться и отдохнуть, не стоит делать этого в комнате с красными обоями. Красный цвет улучшает аппетит и обладает свойством поднимать кровяное давление.

Красный цвет в одежде обязывает к определённому поведению и манере держаться, ведь цвет этот — царственный. Осанка должна быть безупречна, а походка грациозна и величава, иначе в облике будет присутствовать некий диссонанс. Красный цвет – доминирующий, поэтому если вы решили доверительно побеседовать с другом или расположить кого-то к себе, это не самый удачный выбор цвета. Красный может утомлять окружающих.

Оранжевый – праздник детства!

Оранжевый цвет является промежуточным цветом между желтым и красным, поэтому в какой-то степени оранжевый впитал в себя свойства и символизм и того, и другого цвета. Оранжевый символизирует тепло, радость жизни, детскую беззаботность и оптимизм. Но в больших количествах этот цвет может раздражать и утомлять человека.

Хочу отметить, что оранжевый цвет в одежде очень мало кого действительно украшает, поэтому с ним нужно быть осторожной. Если вы любите этот цвет, можно использовать его в деталях наряда или аксессуарах. Яркий аксессуар этого радостного цвета может поднять настроение и вам, и окружающим.

Желтый – кусочек солнца!

Жёлтый цвет символизирует солнечный свет, золото и в то же самое время увядание природы, осенние дни, зрелые колосья. Может быть, именно поэтому в некоторых культурах (например, в Японии) жёлтый цвет является траурным и печальным. У славян жёлтый считался символом ревности, предательства и измены, и у некоторых людей до сих пор сохранилось такое отношение к жёлтому цвету.

При этом жёлтый считается символом радости, солнца, веселья и праздника. В некоторых странах этот цвет был знаком отличия в обществе, его носили только вельможи из высших сословий и цари.

Жёлтый несёт в себе большой заряд энергии, активности, оптимизма и жизненных сил. Несмотря на яркость, жёлтый символизирует лёгкость, молодость и веселье.

Если вы в одежде жёлтого цвета, приготовьтесь к повышенному вниманию.

Целиком жёлтый наряд может создать впечатление, что жёлтого цвета слишком много, поэтому если вы боитесь от него устать или утомить этим активным цветом окружающих, выбирайте аксессуары или детали в одежде желтого цвета.

Активность жёлтого цвета можно приглушить, если сочетать его с более спокойными цветами в одежде: серым, белым, голубым, бирюзовым.

Зелёный – жизнь и гармония!

Зелёный цвет – противоположность красного. Он символизирует надежду, свежесть, спокойствие, стабильность, умиротворение, юность, гармонию, пробуждение и жизнь. Для человеческого глаза зелёный цвет — самый привычный и комфортный, ведь землю наполняет зелёный цвет: листва, трава, растительность, лес. Зелёный цвет успокаивает, лечит нервы и усталость.

Конечно, есть и другое мнение о зелёном, иначе не появилось бы такое выражение, как «тоска зелёная», но такое перенасыщение может случиться с любым цветом, если его слишком много. Некоторые люди воспринимают зелёный цвет как слишком спокойный и пассивный.

В одежде лучшего цвета не найти, если вы хотите доверительно посидеть с друзьями или расположить к себе человека.

Голубой – небесная симфония!

Голубой цвет является промежуточным между зелёным и синим. Он символизирует небо и морские просторы, покой и свободу, нежность и мир. Он успокаивает и действует на человека положительно.

Женщина в одежде голубого цвета вызывает ощущение воздушности и лёгкости. Она как будто парит в небе.

Синий – серьёзное постоянство!

Синий цвет символизирует постоянство, верность, благородство и таинственность, которую навевает синева сумеречного неба, кажущегося глубоким и бесконечным. Рыцари в Средневековье одевались в синий костюм, чтобы дама была уверена в постоянстве и верности. Понятие «синий чулок» символизирует скучность, неподвижность, серьёзность, стабильную во всех занятиях. Из-за близости к чёрному, синий цвет у некоторых народов символизирует печаль и тоску.

Что касается тёмно-синего цвета, то он, скорее, вечерний и нарядный, но многие девушки используют этот цвет и в офисных костюмах, заменяя им более мрачный чёрный.

Фиолетовый – противоречивая глубина!

Сложность фиолетового заключается в том, что он состоит из красного и синего, являющихся противоположностями. Воздействие фиолетового цвета на человека двойственно: он активизирует и затормаживает одновременно. Может, поэтому фиолетовый многие считают печальным и немного подавленным цветом. Он сложен для восприятия и вызывает противоречивые чувства у окружающих, при всей его красоте.

При этом фиолетовый — один из самых таинственных и глубоких цветов. Он символизирует мудрость и духовность.



Белый – роскошная чистота!

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал… (Б. Пастернак)

Белый цвет символизирует добро, безмятежность, непорочность, истину, чистоту, мир, тишину, свет и радость. При этом у многих народов белый символизировал принадлежность к высшему социальному классу. Белые одежды в христианстве символизируют очищение, праведность, свет, возвышенность и духовность. В некоторых странах Азии и Африки белый считается цветом траура.

Интересно, что белый цвет очень благотворно воздействует на человека, обладая свойством успокаивать всякое волнение и раздражение.

Одежда белого цвета всегда смотрится нарядно, свежо и шикарно. Девушка в белом всегда привлекает внимание и вызывает интерес. В России одежда белого цвета давно уже ассоциируется со свадебным нарядом или летним периодом. В остальное же время белый носить не принято, однако именно белый дарит много положительных эмоций в самые хмурые дни.

Серый – от цвета бедности к цвету элегантности!

Серый цвет прошёл эволюцию от скучного и тоскливого до роскошного и элегантного. В древние времена одежды серого цвета носили бедные крестьяне. Русские писатели, в том числе Гоголь, описывая в своих произведениях жилища опустившихся людей, называл их серыми.

Однако, в эпоху Возрождения участь серого цвета изменилась кардинальным образом. Вдруг серый цвет стал символом благородства и изящества, его носили дворяне и принцессы. Одежда серого цвета из дорогих тканей — шёлка, атласа, бархата — смотрелась действительно элегантно. Стало считаться, что те, кто выбирает наряд серого цвета, обладает тонким и высоким вкусом. По заслугам оценили серый цвет, потому что он был достойным обрамлением других цветов. Помимо этого, серый стал цениться за его практичность и спокойствие.

Розовый – истинная женственность!



Розовый цвет символизирует нежность, доброту, хрупкость и романтичность. Это самый женственный цвет, он получается путём смешивания белого и красного цветов. Восприятие розового цвета мужчинами однозначно: перед ними девочка, и её нужно любить и оберегать.

Каждый цвет влияет на наше психологическое состояние. Одни цвета притягивают внимание, другие, напротив, отталкивают. Поэтому цвет одежды, которую мы надеваем, формирует у окружающих определенные психологические ощущения от нашего присутствия. Разбираясь в значениях цветов можно управлять впечатлением и создавать .

Следует учитывать, что есть различные факторы, влияющие на восприятие цвета, такие как возраст, социальный статус, территориальный фактор, а также индивидуальные психологические особенности

Синий/голубой цвет

Синий цвет вызывает доверие и формирует впечатление серьёзности, вдумчивости и надежности. Это цвет авторитета, неслучайно деловой дресс-код у мужчин на деловые официальные мероприятия прописывает ношение темно-синего костюма. Синий цвет умиротворяет, но в то же время держит в тонусе. Олицетворяет консерватизм. Синий цвет располагает к общению. Выбирайте одежду синего цвета, когда хотите побороть тревогу и волнение. Этот цвет привлекателен для людей флегматичного темперамента. Сочетание синего с белым считается идеальным для карьеристов, такое сочетание развивает гибкость и умение адаптироваться. Данный цвет необходим, если нужно восстановить равновесие в жизни. Наиболее популярный корпоративный цвет. Цвет мудрости. Вызывает в организме процессы способствующие релаксации. Одежда голубого цвета символизирует доверие и лояльность.

Бирюзовый цвет

Сочетает в себе положительные свойства как синего, так и зеленого цвета. Обладает способностью укреплять все системы организма, рождает уверенность в себе. Носите бирюзовый, чтобы придать себе уверенности и сил.

Зеленый цвет

Это наиболее комфортный цвет для зрительного восприятия. Зеленый цвет снимает усталость и повышает тонус. Идеальный цвет для накопления сил. Это цвет стабильности и благосостояния, его часто выбирают банкиры. Темно-зеленый костюм у мужчин - это признак консерваторских взглядов, но в то же время небольшой акцент этого цвета в галстуке создает впечатление упорного человека. Светло-зеленый, напротив, олицетворяет юность, лёгкость и несерьёзность. В исламе зеленый ассоциируется с раем. Символ воли и самоутверждения. Олицетворяет рост и развитие. Зеленый помогает подавить такие чувства как ревность, зависть и жадность. Если вы стилист-имиджмейкер, то обязательно пройдите курс "Психология для стилиста" .

Красный цвет

Это динамика и страсть. Женщина в красном платье всегда заметна. Красный нужно надевать тогда, когда вы хотите обратить на себя внимание, быть в центре событий. Но при этом, если хотите установить контакт и расположить к себе собеседников, лучше выбирать более мягкие оттенки красного, потому что насыщенный красный способен не только привлекать внимание, но и психологически подавлять, это очень авторитарный цвет. Красный цвет любят холерики. В большей части стран Азии символизирует замужество, счастье и благополучие. Люди в красной одежде кажутся более солидными. На работе избыток красного может привести к нервозности. Небольшой элемент красного в одежде поможет подчеркнуть смелость и энергичность. Добавьте в свою жизнь этот цвет, если вам не хватает энтузиазма и интереса к жизни.

Розовый цвет

Цвет нежности и любви. Когда девушка надевает одежду розового цвета, у мужчин пробуждается желание оберегать и защищать ее. Вызывает нежные чувства. Среди мужчин розовый цвет выбирают только самые уверенные в себе. Для деловой сферы цвет категорически не подходит, потому что может ассоциироваться с наивностью и легкомыслием.

Фиолетовый цвет

В древности красители фиолетового цвета были крайне дорогими, так как они редко встречаются в природе, поэтому только члены королевской семьи могли позволить себе одежду фиолетового цвета. С тех пор цвет ассоциируется с королевским величием и респектабельностью. Фиолетовый цвет расширяет воображение творческих людей.

Оранжевый цвет

Оранжевый это цвет радости и оптимизма. Ученые заявляют, что длительное созерцание оранжевого цвета компенсирует суточную дозу витамина С. Оранжевый формирует ощущение благополучия и позитива, он придает энергию и поднимает настроение. Этот цвет не рекомендуется использовать в бизнес среде, только если ваш бизнес не связан с творчеством и креативом. Символизирует творческое начало, воодушевление, уникальность и активность. Пробуждает аппетит. Оранжевые помещения располагают к беседе. Такой цвет хорошо различим, поэтому он присутствует в одежде дорожных рабочих. Выбирайте оранжевую одежду, если нужно поднять настроение.

Желтый цвет

Как и оранжевый поднимает настроение, потому что ассоциируется с солнечным цветом и радостью. Желтый, являясь очень ярким цветом, всегда обращает на себя внимание. Выбирая желтую одежду в пасмурный день, вы обеспечите хорошее настроение себе и окружающим. Желтый, так же как и оранжевый привлекателен для сангвиников. Лучезарный цвет. Символизирует интеллект. Желтый в сочетании с черным считается знаком опасности, большинство ядовитых насекомых окрашены именно в это цветовое сочетание. В Японии ассоциируется с храбростью. Желтый несет в себе семантику изменения, разрядки и динамическую тенденцию. Олицетворяет юмор, недаром смайлики окрашены в желтый цвет. Ускоряет метаболизм. Физиологически, это первый цвет, распознаваемый человеческим зрением. По визуальным ощущениям ярче и объемнее белого. Неуравновешенного человека переизбыток желтого цвета может толкнуть на сумасбродные действия. Желтый подходит тем, кто неуверен в себе и тем, кому требуется привлечь к себе внимание. В небольших количествах способен придавать бодрость и повышать концентрацию внимания. Улучшает память. Желтый с фиолетовым считается мистическим сочетанием.

Коричневый цвет

Коричневый цвет располагает к себе, ассоциативно он теплый и мягкий. Этот цвет способствует откровенным разговорам. Хорошо подходит для первой деловой встречи или собеседования, в коричневом вы произведете впечатление солидного, практичного, стабильного и располагающего человека. Данный цвет помогает в торговых и финансовых делах. Коричневый наделяет мудростью и способностью поддерживать ровные отношения.

Серый цвет

Нейтральный цвет, он не вызывает ярких эмоций, поэтому подходит для деловой среды, так как не отвлекает от сосредоточенности на важных делах. Серый - это цвет баланса. Так же если хотите показать свою готовность подчиняться правилам, это может быть актуально на новом рабочем месте, носите серое. Серый символизирует спокойствие, размеренность, безопасность и зрелость. Но, в тоже время, частое ношение одежды серого цвета, может не лучшем образом повлиять на ваш имидж, вы рискуете показаться безликим, замкнутым и безынициативным человеком. Этот цвет незаменим в тех ситуациях, когда нужно занять позицию стороннего наблюдателя, оставаясь в стороне. Коренные американцы ассоциируют этот цвет с честью и дружбой, в Азии – это символ отзывчивости. Серый цвет особенно приятен меланхоликам.

Белый цвет

Символ чистоты и легкости. Психологически «гасит» раздражение. Белая одежда торжественна и нарядна, поскольку белый очень маркий цвет, в отличие от остальных цветов он не так часто фигурирует в повседневном гардеробе, поэтому белый всегда обращает на себя особое внимание. Во всем мире белый флаг является символом примирения. Очень яркий белый цвет у некоторых может вызывать чувство тревоги и дискомфорта. В тоже время этот цвет способствует ясности и свежести мысли.

Черный цвет

Черный цвет элегантен, но он не бросается в глаза и не выделяет из толпы. Положительные ассоциации: изысканность, изящество, достоинство и таинственность. В Китае, как ни странно это цвет для маленьких детей, в Азии символизирует карьеру и знания. В Японии это бунтарский цвет. Чёрный цвет укрепляет волю и помогает сконцентрироваться. Черный выстраивает дистанцию, помогает отстраниться, его выбирают люди, которые много общаются, поэтому во многих магазинах консультанты одеты в черный цвет. Цветовая терапия относит черный к цвету стимулирующему уверенность в себе.

Полное или частичное копирование текста допустимо только с указанем активной ссылки на перво

Уже давно замечено, что цвет, который вы любите больше всего, поможет определить характер человека и даже настроение. Если у вас хорошее настроение, вы выбираете одежду, например, розовой цветовой гаммы, а если плохое - например, зеленой.

И наоборот, чтобы бороться с депрессией, мы, как правило, надеваем что-то яркое и «солнечное».

Если вы просмотрите вещи в своем гардеробе, вы заметите, что, скорее всего, преобладают вещи одного или двух цветов. Конечно, это не случайность.

Как определить характер человека по цвету одежды и что означает выбранный цвет одежды. Подробное значение цветов одежды в психологии для женщин и мужчин.

Красный цвет одежды - цвет страстей.

Его любят люди смелые, властные, мужественные, волевые, вспыльчивые. И бывает, что человек, стремясь побороть присущие ему робость и застенчивость одевается именно в красное. Учиться быть в центре внимания, сохраняя чувство внутреннего комфорта, лучше в элегантном наряде этого цвета. В нем просто невозможно остаться незамеченной!

А в красном нижнем белье (даже под строгим костюмом) женщина чувствует себя более привлекательной и сексуальной. Люди, которых этот цвет раздражает, боятся ссор и конфликтов.

Белый цвет - синтез всех цветов, «идеальный цвет».

Это и холодная белизна снега, и блеск воды, и пушинки одуванчика. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером.

Но нельзя забывать о культурных традициях разных стран и народов: у одних белый цвет символизирует чистоту и невинность, у других - смерть, у третьих - отрешение от всего земного. И, конечно же, белое платье всем европейцам напоминает халатик медсестры!

Черный -противостоит белому.

Как правило, этот цвет отражает мрачное восприятие жизни и попытки спрятаться от действительности. Нередко человек, в одежде которого преобладает черный, бывает неуверен в себе и несколько замкнут. Но! Черный цвет стройнит, поэтому многие женщины, желающие скрыть свои формы, выбирают темные тона платьев и брюк.

И как тут не вспомнить бессмертное «маленькое черное платье», всегда модное и актуальное! Для вечернего туалета наряд этого цвета более чем уместен. Но если вы все чаще покупаете черную одежду для работы и дома, надо бы призадумываться. Темные тона угнетают нервную систему, поглощают энергию. А если этой энергии и так мало?! В общем, посмотрите на ситуацию объективно и признайтесь самой себе, почему черный цвет у вас сейчас доминирует.

Серый цвет одежды - любимый цвет серьезных и рассудительных натур.

Как правило, такие люди долго взвешивают все «за» и «против», прежде чем примут решение. Трезвый взгляд на жизнь и некоторая недоверчивость - вот основные качества человека, отдающего предпочтение серому костюму.

Этот нейтральный цвет подходит и тем, кто боится громко заявить о себе. Но при этом серый цвет создает рабочую атмосферу и настраивает на деловой лад. Одежда этого оттенка практичная и немаркая. Кроме того, на сером фоне прекрасно смотрятся яркие аксессуары. Так что деловая дневная одежда с помощью яркого платка или колье может превратиться в изящный вечерний наряд. Легко!

Бежевые и коричневые тона

Часто предпочитают люди, не уверенные в своем вкусе или находящиеся в поиске «своего» стиля и цвета. Песочный цвет практически незаметен окружающим и не оставляет о себе никаких воспоминаний, но несет в себе заряд спокойствия и умиротворения. Женщина в одежде бежевого цвета часто кажется мужчинам трогательно слабой и незащищенной.

Желтый цвет

Цвет изменчивого настроения и непостоянности. Легкость на подъем, мобильность, открытость всему новому и прогрессивному отличают девушек, предпочитающих одежду лимонного и канареечного цветов и вообще всех оттенков желтого. Некоторая инфантильность в тандеме с врожденной грацией помогают поддерживать имидж «сладкой девочки».

Желтая одежда особенно эффектно смотрится с фиолетовыми или черными аксессуарами. И наоборот. И купальник цвета солнца просто замечательно смотрится на загорелой коже. Но, что не следует забывать, желтый цвет навевает легкомыслие.

Оранжевый

Любимый цвет мечтателей. Он говорит о богатом воображении, интуиции и... притворстве. Мужчин девушка в наряде цвета апельсина притягивает как магнит своей энергией и активностью. Она кокетничает, играет, завлекает и - увы - так же легко бросает. Но делает это она неосознанно, не отдавая себе в этом отчета. Приносить праздник и сумбур, создавать вокруг себя атмосферу веселья и творческого подъема - вот ее стиль жизни.

Розовый

Цвет жизни, цвет доброты. Его любят люди чувствительные. У прагматичных людей этот цвет вызывает раздражение. Розовый цвет зачастую подходит романтикам, людям, жаждущим нежности. Он подчеркивает готовность к новым знакомствам, его носители часто бывают эмоциональными и эгоистичными.

Синий и голубой цвет одежды

Цвет неба и моря. Цвет глубины и бесконечности. Но за внешним спокойствием могут скрываться сильные страсти. Ураган и шторм - вот как можно описать гнев женщины, обожающей эти цвета. Эмоциональность, романтичность, открытость и вера в интуицию отличают людей, в одежде которых преобладает эта цветовая гамма. Конечно, не последнюю роль играет цвет глаз и волос (голубоглазые блондинки в трогательном синем платьице давно уже стали неким эталоном).

Фиолетовый

Предпочитают натуры романтичные и глубокие, склонные к поиску смысла жизни и устройства мироздания. Эти люди мечтают об открытиях, о самосовершенствовании и о познании тайн Вселенной. Светлые сиреневые оттенки помогают справиться с тоской и «прозой жизни». А вот темно-фиолетовый цвет в больших количествах может привести к депрессии. Фиолетовый цвет способствует погружению в свой внутренний мир.

Зеленый цвет

Предпочитают натуры спокойные и уравновешенные, часто флегматики. Они склонны просчитывать все свои ходы и избегают лишних действий. Здоровый эгоизм и вера в рациональные устои мира - пожалуй, так в двух словах можно описать особенности женщины, в чьем гардеробе больше нарядов изумрудного цвета или цвета хаки. Если смотреть объективно, зеленый цвет идет кареглазым и зеленоглазым девушкам со смуглой кожей и каштановыми волосами. Солнечно-рыжий оттенок волос прекрасно гармонирует с одеждой темного болотного цвета. Особенно с золотыми аксессуарами.

Данные наблюдения по цвету одежды не являются непреложной истиной, но они помогают открыть в себе новые грани, чуть-чуть лучше понять себя и других людей и определить характер человека по цвету одежды.

Прекрасная возможность определить характер, узнать себя, стать совершеннее и увереннее, изменить свою жизнь к лучшему.

Попробуйте понаблюдать за собой и окружающими - и делайте выводы. Попробуйте уловить невидимые связи!

Статьи по теме: