Европа в начале Нового времени. Основные направления развития

Великие географические открытия.

Рассматриваемый период, охватывающий XVI и XVII вв., занимает особое место в общем ходе мирового исторического развития. Это время смены эпох , время перехода от обветшалых средневековых форм жизни европейских государств к новым, отвечающим вызовам времени. Разложение феодальных обществ и формирование в них элементов раннего капитализма составляло суть этих изменений. Развитие торговых связей, географические открытия, расцвет культуры Возрождения, Реформация стимулировали процессы политического, социально-экономического и духовного обновления европейских государств и внесли важные коррективы в темпы их развития.

К началу XVI в. в западноевропейских средневековых обществах произошел целый ряд экономико-технологических сдвигов, которые существенно изменили динамику их развития. Великие изобретения того времени (компас, подзорная труба, кормовой руль, хронометр, каравелла и пр.) и последующие усовершенствования их на практике, позволили европейцам совершить успешные плавания по всем морям и океанам.

Пальма первенства в открытии новых земель бесспорно принадлежит Португалии, которая в XV в. уже имела свой флот, и стремилась самостоятельно найти путь в Индию, минуя Средиземное море. Новых торговых путей искала и Испания, которая оказалась отрезанной от наезженных средиземноморских дорог, сначала итальянцами, а затем турками, разгромившими Византию. Власть, представители торгового капитала, обедневшие слои дворянства были заняты решением проблемы обогащения, для удержания своих позиций в обществе. Морские экспедиции – дело рискованное, но удачный исход сулил баснословные прибыли. Открытия Христофора Колумба (1492 г. – открытие Америки), Васко да Гамы, Америго Веспуччи, Фернандо Магеллана и других первопроходцев не только оправдали надежды, но открыли новые пути для развития европейской цивилизации. Открытие Америки, западного пути в Индию, Австралии, Тасмании, Новой Зеландии, многочисленных островов расширили представления о географии, стимулировали развитие важных областей знания (биологии, ботаники, географии, этнографии и др.).

Осуществив великие географические открытия , Западная Европа получила превосходство на целые столетия. Благодаря освоенным морским путям оживилась торговля, появились новые рынки сбыта европейских изделий. В открытых европейцами землях оказалось огромное количество драгоценных металлов, дешевой рабочей силы и других природных богатств. Торговля стала приобретать мировой характер, ускорились процессы первоначального накопления капитала в европейских странах.

За внешне благополучной лицевой стороной открытий скрывалась чудовищная по своим последствиям колонизация , с вымиранием целых народов, уничтожением древних культур, нарушением эволюционного развития целых континентов. Капиталистический молох собрал жатву и на землях первооткрывателей: началась деформация феодальных структур, отразившаяся на всех формах жизни средневекового европейца.

Влияние Ренессанса.

Цивилизационный рывок Западной Европы был вызван появлением человека с новым мышлением. Высвобождению творческой энергии личности способствовала гуманистическая культура Возрождения (Ренессанса) (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - конец XV-XVI вв.) с ее духом нарождающейся буржуазии. Носителями новых взглядов стали представители городских слоев - поэты, филологи, философы, художники. Они выступили против монопольного контроля католической церкви над деятельностью человека и его мировоззрением. Были подвергнуты рационалистической (с позиций логики и разума) критике церковные догмы и тексты Священного писания. Рациональный метод мышления стал доминировать над схоластикой. Десакрализация многих сфер жизнедеятельности человека дала толчок для его духовного обновления. Культура Возрождения отразила особенности исторического развития каждой страны, ее сила воздействия на общество зависела от национальных традиций и уровня зрелости буржуазных отношений.

Реформация.

Перестройка мышления и деятельности человека ускорила процесс реформирования римско-католической церкви, находившейся в глубоком кризисе. Высшие иерархи католической церкви во главе с папой претендовали на политическую гегемонии в христианском мире, стремились подчинить себе всю светскую жизнь. Церковь открыто вмешивалась в дела европейских государств и тем вызывала недовольство монархов, крупных светских феодалов и многочисленных слоев зарождающейся буржуазии. Простой люд требовал преобразования порядков, санкционированных папой (продажа индульгенций).

Начавшаяся в 1517 г. Реформация охватила большинство стран Западной и Центральной Европы, вобрав в себя широкие религиозные и социально-политические движения. Отражая настроения различных слоев общества, Реформация способствовала становлению раннебуржуазной общественной мысли и привела к появлению протестантизма .

Крупнейшие теоретики Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли) создали учения, отвечающие новым тенденциям общественного развития. Центральным принципом новых религиозных доктрин Реформации стало учение о непосредственной связи человека с Богом на основе внутреннего божьего дара – веры. Новые реформационные концепции сокрушили основные теоретические представления, считавшиеся ранее незыблемыми, и дали новые образцы протестантской морали и этики. Они могли быть жесткими, оправдывающими колониальное рабство и эксплуатацию (кальвинизм), мягкими, проповедующими отмену ростовщического процента, призывающими к соблюдению в быту регламентированных норм поведения (цвинглианство), умеренно-бюргерскими, отстаивающими идею покорности светским властям (лютеранство).

В каждой из стран реформационные процессы имели свои особенности, в конечном итоге закончившиеся победой или поражением. При активном участии королевской власти совершилась реформация в тюдоровской Англии и странах Северной Европы. В немецких землях, в северной части Нидерландов образование национальных церквей происходило в потоке массового народного движения. В длительной борьбе с гугенотами (протестантами) одержала верх центральная власть Франции. Испания и Португалия остались в лоне католической церкви, практически не затронутые реформационными движениями.

Ожесточенная полемика с римской церковью была усилена классовой борьбой. В Германии началась Крестьянская война (1524-1526 гг.) под антифеодальными лозунгами (отмена крепостного состояния, возвращение захваченных феодалами общинных земель, уравнительное распределение). Народные мятежи охватили огромные территории в Западной Европе. Однако политическая незрелость крестьянских движений привела к их поражению. До середины XVII в. в Западной Европе не стихали междоусобные войны в отдельных странах и международные религиозные войны, закончившиеся в 1648 г. подписанием Вестфальского мира.

«Духовная революция», которая была осуществлена Реформацией, открыла новое русло в развитии постсредневековых обществ, придала динамизм и жизненную силу европейской цивилизации.

Экономика.

Освоение новых территорий стимулировало развитие промышленности и торговли европейских стран, способствовало возникновению новых форм обращения финансового капитала, ускорило формирование внутренних и общеевропейских рынков, положило начало складыванию мирового рынка. В XVI - XVII вв. Европа переживала последнюю стадию доиндустриального аграрного развития, завершившуюся с началом промышленной революции в Англии в XVIII в.

Ведущим фактором экономического развития стало зарождение раннекапиталистического уклада . Раньше, чем в других западноевропейских странах, элементы раннего капитализма появились в Италии, уже в XIV-XV вв. Бурно развивался капиталистический уклад в экономике Англии XVI столетия, в отдельных отраслях производства Франции. Динамично развивалась экономика в Нидерландах, постепенно укреплялись элементы капиталистического производства в Германии и странах Скандинавии. Благоприятной была экономическая конъюнктура в Испании и Португалии.

Новый уклад возник не только в городе, но и в деревне, где исчезало крепостничество , а отношения между основными сословиями приобретали вид денежной ренты. Деревня вошла в полосу первоначального накопления . В разных странах этот процесс принял своеобразные формы. В Англии это время насильственного обезземеливания крестьянства, получившее название огораживаний. Землевладельцы сгоняли крестьян с земли. Пахотные земли превращались в пастбища для овец, так как итальянские мануфактуры охотно закупали английскую шерсть и шерстяные ткани. Овцы паслись на огороженных участках. Огораживания разрушали феодальную деревню, разорили ее жителей, которые пополняли рынок свободной рабочей силы в городах. В Англии говорили, что «овцы съели людей». Во Франции обезземеливание крестьян начиналось с долгового закабаления и сопутствующих процессов дифференциации сельского населения. Земля переходила в руки городских и деревенских предпринимателей. В Скандинавии общинные земли крестьян стали объектом присвоения и раздач королевской власти, что привело к уменьшению крестьянских земельных владений и сгону их с земли.

Тем не менее, сельское хозяйство к началу XVIII в. все еще составляло основу существования европейских жителей, примерно 70% населения Западной Европы все еще было занято в аграрном секторе.

Быстрому развитию промышленности способствовали:

Рост товарности земледелия,

Подъем городов и колониальной торговли,

Специализация производства,

Внедрение технических приспособлений для повышения производительности труда.

В XIV в. в городах Италии появились первые мануфактуры. Во Флоренции возникли шерстоткацкие и сукнодельческие мануфактуры, на которых работали чомпи - чесальщики шерсти и другие наёмные рабочие. В 1345 г. во Флоренции произошла первая в истории забастовка наёмных рабочих, которая была подавлена. В Венеции и Генуе работали судостроительные мануфактуры. Мануфактурное производство было свободно от ограничений и регламентов, характерных для цеховой организации.

Слово «мануфактура» можно перевести как «сделанное руками». В европейской и российской истории мануфактура – это форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике. Мануфактуры сыграли важную роль в развитии экономики ряда стран. Мануфактура предшествовала крупной машинной индустрии.

Королевская власть проводила активную экономическую политику, стремясь пополнить казну. Важными рычагами влияния становятся налоговая политика и протекционизм . Покровительство национальному производству и торговле выражалось в величине таможенных пошлин, в поощрении предпринимательства (выдаче специальных разрешений на монопольную торговлю, защите экономических интересов на дипломатическом уровне). Английская королева Елизавета I не только добивалась льгот на торговлю, например, с Московией, но и сама была пайщицей многих торговых компаний.

Особое внимание власти уделяли городам, как центрам промышленности и торговли. Городские жители являлись носителями новых складывающихся форм жизни общества, были самой динамичной группой населения доиндустриальной Европы. Города определяли экономическую конъюнктуру, давали высокую собираемость налогов и нуждались в королевской поддержке (указы о торговых преимуществах местных бюргеров и ограничениях для иностранцев). Политика меркантилизма (поощрения торговли) стала определяющей по отношению к капиталистическим элементам.

Развитие раннекапиталистического уклада в экономиках европейских стран носило неравномерный характер. Новый уклад существовал наряду с феодальными отношениями. Важную роль в утверждении нового уклада играли географический и демографический факторы, особенности территориально-политического объединения и государственной централизации, колониальные приобретения и процессы Реформации.

Социальная структура.

Рассматриваемый период отмечен непрерывным ростом населения европейских стран. К началу XVI в. плотность населения в Англии и Франции в три раза превышала плотность населения во всей Европе. Самой населенной страной была Франция, в ней проживало около 15 млн. человек. Самой высокой плотностью населения отличались Нидерланды, в них насчитывалось 300 городов и 6500 деревень. Выросли роль и значение европейских городов, как центров развития буржуазных отношений, ускорились процессы урбанизации.

Новый вид приобрела социальная структура переходного общества. Феодальное сословие стало дробиться под воздействием экономических новаций. Приспособление к новым условиям привело к переориентации прежних ценностных установок. Класс крупных держателей земли сузился. Обедневшие представители дворянства искали успеха в колониальных завоеваниях, поступали на службу в королевскую армию или в госаппарат, искали способы экономического возрождения своих хозяйств, налаживали связи с предпринимательской средой.

Социальная дифференциация затронула крестьянство и городскую среду (бюргерство). Согнанные с земли крестьяне, лишенные средств производства ремесленники пополняли армию наемного труда, в то время как наиболее удачливые зажиточные крестьяне и цеховая элита в городах удерживали свои позиции на верхних этажах иерархической лестницы.

Особую прослойку составляла образованная часть городского общества и так называемые люди свободных профессий: художники, врачи, юристы, преподаватели высших школ, студенты. Каждый потревоженный переменами промежуточный слой искал способы занять свою нишу в подвижных структурах меняющегося общества.

Абсолютизм.

Разложение феодализма и развитие капиталистических отношений повлекло за собой перестройку политической системы и государственного управления. В XVI в. сословную монархию в Европе меняет абсолютизм. Прежние сословно-представительные учреждения, выросшие в условиях «собирания земель», отвечали потребностям процесса территориально-политического объединения. На новом этапе развития европейского общества идея сильной королевской власти становится доминирующей. Король воспринимается как национальный лидер в борьбе с внешними врагами, как высший носитель законности и справедливости в обществе, как олицетворение спокойствия и порядка.

В разных странах утверждение абсолютизма и сохранение сословно-представительных органов имело свои особенности. В Англии и Испании органы сословного представительства стали послушным орудием в руках власти. Английский парламент вотировал налоги по требованию короны и участвовал в законодательной деятельности. Испанский король распустил кортесы и приглашал на их очередные сессии только депутатов от городов для утверждения налогов и организации их сбора. Генеральные штаты во Франции как сословный орган перестали существовать, не приспособившись к новым стандартам политической жизни.

Реформация связала с королевской властью интересы духовной и светской аристократии. Развитие новых экономических структур укрепило материальную независимость короны, т.к. покровительство «третьему сословию» наполняло казну. Стал формироваться новый тип государственной политики, проявившийся в установлении практически неограниченного личного правления монарха. Обновленная власть, умело опираясь на жизнеспособные слои общества, используя их заинтересованность и играя на противоречиях, сосредоточила в своих руках такие вновь созданные инструменты государственного влияния как бюрократический аппарат управления, армию, финансы. Это помогло ей распространить свой контроль на все сферы жизни общества.

Общей тенденцией монархической власти было ее стремление к централизации и регламентации всех уровней государственного управления, к подчинению всех частей государства центральной власти. Полное единство направляющего центра скреплялось соединенными в королевской руке законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Такой тип управления получил название абсолютной монархии. Стремление абсолютизма к централизации способствовало процессу становления современных наций в постсредневековых европейских обществах. В рамках создающегося национального государства абсолютизм нес в себе прогрессивные черты, отвечая жизненным потребностям общества в национальной защите.

В процессе укрепления капиталистического уклада в национальной экономике абсолютизм утрачивал свои прогрессивные свойства и становился препятствием для развития капитализма. В Англии абсолютизм был уничтожен в ходе буржуазной революции в середине XVII в. В странах, где развитие буржуазных отношений было замедленным или сильно отставало, он получил черты деспотии, как в Испании. В Новое время в ряде европейских стран феодально-абсолютистская монархия приобрела черты буржуазно-помещичьей (раздробленная Германия, Россия).

Новое время в Европе.

Капитализм и модернизация.

В Новое время Западная Европа вступила в эпоху цивилизационной революции, суть которой состояла в переходе от традиционного, аграрного общества к индустриальному, капиталистическому. Разрушение устоев традиционного общества получило название модернизации. Модернизация включила в себя разнообразные процессы, направленные на изменение социально-политической, экономической и духовной жизни общества в соответствии с требованиями новой эпохи.

Существуют разные точки зрения на хронологические грани Нового времени. Обычно историки связывают его наступление с событиями Английской революции середины XVII в. Революция нанесла решающий удар по феодализму и превратила Англию в самую передовую страну на европейском континенте.

В Новое время стала формироваться индустриальная цивилизация. Ее становление проявило себя в «ураганной» урбанизации (увеличении доли городского населения), в нарастающем техническом совершенствовании производства, в революционных сдвигах в области научного знания, в демократизации политических структур, в обмирщении (или секуляризации) сознания и развитии атеизма. Будущее той или иной страны зависело от того, насколько ее цивилизационный уровень соответствовал предстоящим изменениям.

В Голландии, Англии и Франции сложились наиболее благоприятные условия для модернизации. Испании, Германии, Италии, странам Северной Европы был присущ более медленный темп развития. Во многом неравномерность развития объяснялась особенностями, свойственными тем или иным странам. В Англии деревня капитализировалась сумасшедшими темпами. Под давлением огораживаний шел динамичный процесс социального расслоения, складывался класс предпринимателей, развивалось сукноделие, как основа будущего промышленного рывка. После победы революции государственные структуры были модернизированы в соответствии с требованиями времени. Конституционная монархия , в которой власть сосредотачивалась в основном в руках парламента, Билль о правах (1689), распространение буржуазных свобод открыли буржуазии доступ к политической власти, т.е. к непосредственному управлению обществом. Благоприятные возможности для развития капитализма были созданы в Голландии, где в 1581 г. в результате национально-освободительного движения были заложены основы нового государства – Республики соединенных провинций, были проведены реформы бюрократического аппарата, протестантизм (кальвинизм) стал официальной религией. В XVII в. Голландия стала международным финансовым центром, с развитыми банковскими и биржевыми структурами. Развитие капитализма во Франции не было таким динамичным как в Англии и Голландии и стимулировалось государственной политикой меркантилизма. Под покровительством абсолютизма создавались крупные мануфактуры, развивались торговые компании и способствовавшее им судостроение.

Протестантская этика.

Ведущее значение для распространения буржуазных норм жизни имело мировоззренческое начало. Отмечено, что в странах, где победила протестантская революция , общество модернизировалось быстрее. Протестантская этика (система новых моральных и мировоззренческих принципов) ориентировала на новый тип отношений между людьми, новое отношение к труду, религии, семье. Формировался тип человека, способный преобразовать прежний мир, принять новые ценности . Добросовестный труд, бережливость, честность, расчетливость вопреки лени, праздности, удовольствиям, безволию. Человек ориентировался на свои силы, брал ответственность на себя, «создавал себя сам», что способствовало подъему присущего капитализму предпринимательского духа и, в конечном счете, процветанию общества.

Понятие “Новая история” появилось в Европейской науке в ХV – ХVI в.в., в эпоху Возрождения (Ренессанса). Гуманисты того времени стали подразделять историю на 3 эпохи: древнюю, среднюю и новую. Наступление “Новой эпохи” они связывали с развитием светской, т.е. не церковной идеологии, науки и культуры, с борьбой за освобождение человека и общества от диктата католической церкви, с возрождением культа античности.

В западноевропейской исторической науке деление истории на древнюю (до падения в 476 г. Западной Римской империи), средневековую (до падения в 1453 г. Византийской империи – Второго Рима) и новую (современную) является традиционным и сохраняется до нашего времени. Новое время неразрывно связывается с утверждением “буржуазным индустриальным прогрессом”.

В последнее время многие историки склоняются к мнению, что нельзя искуственно отрывать от буржуазной цивилизации такие явления, как великие географические открытия, реформация и гуманизм, научная революция, которые дали толчок к зарождению буржуазии. Поэтому целесообразней границей средневековья и нового времени считать конец ХV - начало ХVI в.: ранее новое время, когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов жизни.

Эпоха первоначального накопления капитала, зарождение и развитие мануфактурного производства знаменовали наступление нового времени. Европа становится центром прогрессивного развития человечества, формирования новых политических институтов, очагом новой идеологии и культуры.

Таким образом, Новое время – это эпоха, заложившая основы современной цивилизации, в которой мы сейчас живем.

Решительный разрыв со средневековьем и господствующими феодальными порядками знаменовали буржуазные революции в Голандии (конец ХVI века) и в Англии (середина ХVII в), прервавшие эти страны со временем в передовые европейские державы.

Переход от феодализма к капитализму занимает значительную историческую эпоху, которую можно назвать переходной, на протяжении ХVII-ХVIII столетий закладывались предпосылки трансформации традиционной средневековой (аграрной) цивилизации в индустриальную эру.

Определить границу отделяющую одну эпоху от другой трудно. Для многих историков границей средневековья и Нового времени является английская буржуазная революция 1640 г., во время которой была разрушена старая политическая система и открылся свободный путь для развития капитализма. Но закат средневековья начался гораздо раньше – с ХV в. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва. ХV в. стал переломной эпохой в отношениях с другими цивилизациями. Долгое время аграрный Запад жил относительно замкнуто, связи с Востоком и Россией ограничивались в основном торговлей.

В ХV веке ситуация полностью изменилась: Европа начала стремительно развиваться. Расцвет торговли вызывал острую необходимость в драгоценных камнях. Купцов и путешественников манили рассказы о несметных богатствах и чудесах Востока. Европейские мореплаватели к этому времени уже накопили достаточно большой опыт в навигации, поэтому длительные и трудные экспедиции стали вполне возможны. Географические открытия раздвинули границы западной цивилизации, расширили кругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картину мира. Торговые пути теперь пролегли через океаны, связывал между собой континенты. Так, благодаря Великим географическим открытиям были созданы основы для формирования глобальной цивилизации.

В ХV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. Эту эпоху историки называют этапом перехода к новому времени или ранним новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации. Кардинальные изменения охватили все области западноевропейской цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Торговля связала теперь целые континенты. Сместились торговые центры: Средиземное море стало терять прежнее значение, уступая место Голландии, а позже – Англии. Новые рынки сбыта дали мощной импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном счете – складыванию капиталистических отношений.

Приток золота вызывал революцию цен. Усложнилась финансовая система и банковское дело. В ХV в. возникают первые торговые биржи (Венеция, Флоренция), а в ХVIII в. почти каждый торговый город имел свою биржу. В ХVI в. для них стали строить специальные здания: в Лондоне – в 1554 г., в Гамбурге – в 1558 г., в Париже – в 1563 г., гда совершались торговые и денежные сделки. Уже с ХVI в. в Европе существовали не только частные, но и государственные банки, возникшие сначала в Генуе и Барселоне. В Х VII в. создаются Амстердамский и Английский госбанки.

Госбанки давали крупные кредиты купцам, промышленникам, предпринимателям, другим государствам под высокий процент. В начале ХVII в. возникают акционерные компании в Англии и Нидерландах. Все это способствовало и благоприятствовало в дальнейшем буржуазному прогрессу.

Понятие “Новая история” появилось в Европейской науке в ХV – ХVI в.в., в эпоху Возрождения (Ренессанса). Гуманисты того времени стали подразделять историю на 3 эпохи: древнюю, среднюю и новую. Наступление “Новой эпохи” они связывали с развитием светской, т.е. не церковной идеологии, науки и культуры, с борьбой за освобождение человека и общества от диктата католической церкви, с возрождением культа античности.

В западноевропейской исторической науке деление истории на древнюю (до падения в 476 г. Западной Римской империи), средневековую (до падения в 1453 г. Византийской империи – Второго Рима) и новую (современную) является традиционным и сохраняется до нашего времени. Новое время неразрывно связывается с утверждением “буржуазным индустриальным прогрессом”.

В последнее время многие историки склоняются к мнению, что нельзя искуственно отрывать от буржуазной цивилизации такие явления, как великие географические открытия, реформация и гуманизм, научная революция, которые дали толчок к зарождению буржуазии. Поэтому целесообразней границей средневековья и нового времени считать конец ХV - начало ХVI в.: ранее новое время, когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов жизни.

Эпоха первоначального накопления капитала, зарождение и развитие мануфактурного производства знаменовали наступление нового времени. Европа становится центром прогрессивного развития человечества, формирования новых политических институтов, очагом новой идеологии и культуры.

Таким образом, Новое время – это эпоха, заложившая основы современной цивилизации, в которой мы сейчас живем.

Решительный разрыв со средневековьем и господствующими феодальными порядками знаменовали буржуазные революции в Голандии (конец ХVI века) и в Англии (середина ХVII в), прервавшие эти страны со временем в передовые европейские державы.

Переход от феодализма к капитализму занимает значительную историческую эпоху, которую можно назвать переходной, на протяжении ХVII-ХVIII столетий закладывались предпосылки трансформации традиционной средневековой (аграрной) цивилизации в индустриальную эру.

Определить границу отделяющую одну эпоху от другой трудно. Для многих историков границей средневековья и Нового времени является английская буржуазная революция 1640 г., во время которой была разрушена старая политическая система и открылся свободный путь для развития капитализма. Но закат средневековья начался гораздо раньше – с ХV в. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва. ХV в. стал переломной эпохой в отношениях с другими цивилизациями. Долгое время аграрный Запад жил относительно замкнуто, связи с Востоком и Россией ограничивались в основном торговлей.

В ХV веке ситуация полностью изменилась: Европа начала стремительно развиваться. Расцвет торговли вызывал острую необходимость в драгоценных камнях. Купцов и путешественников манили рассказы о несметных богатствах и чудесах Востока. Европейские мореплаватели к этому времени уже накопили достаточно большой опыт в навигации, поэтому длительные и трудные экспедиции стали вполне возможны. Географические открытия раздвинули границы западной цивилизации, расширили кругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картину мира. Торговые пути теперь пролегли через океаны, связывал между собой континенты. Так, благодаря Великим географическим открытиям были созданы основы для формирования глобальной цивилизации.

В ХV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. Эту эпоху историки называют этапом перехода к новому времени или ранним новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации. Кардинальные изменения охватили все области западноевропейской цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Торговля связала теперь целые континенты. Сместились торговые центры: Средиземное море стало терять прежнее значение, уступая место Голландии, а позже – Англии. Новые рынки сбыта дали мощной импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном счете – складыванию капиталистических отношений.

Приток золота вызывал революцию цен. Усложнилась финансовая система и банковское дело. В ХV в. возникают первые торговые биржи (Венеция, Флоренция), а в ХVIII в. почти каждый торговый город имел свою биржу. В ХVI в. для них стали строить специальные здания: в Лондоне – в 1554 г., в Гамбурге – в 1558 г., в Париже – в 1563 г., гда совершались торговые и денежные сделки. Уже с ХVI в. в Европе существовали не только частные, но и государственные банки, возникшие сначала в Генуе и Барселоне. В Х VII в. создаются Амстердамский и Английский госбанки.

Госбанки давали крупные кредиты купцам, промышленникам, предпринимателям, другим государствам под высокий процент. В начале ХVII в. возникают акционерные компании в Англии и Нидерландах. Все это способствовало и благоприятствовало в дальнейшем буржуазному прогрессу.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Понятие “Новая история” появилось в Европейской науке в ХV – ХVI в.в., в эпоху Возрождения (Ренессанса). Гуманисты того времени стали подразделять историю на 3 эпохи: древнюю, среднюю и новую. Наступление “Новой эпохи” они связывали с развитием

Эта часть охватывает период с начала XVI в. до середины XVII в. Этот период знаменует начало нового этапа всемирно-исторического развития- если в предшествующий период общение между разными частями и народами мира не имело ещё прочной основы в их экономических связях, то в результате великих географических открытий и зарождения в XVI в. первых очертаний мирового рынка эти связи становятся регулярными, и вся дальнейшая история человечества развивается во всё растущем общении разных народов мира между собой.

XVI и первая половина XVII в. являются периодом зарождения капиталистического уклада в недрах феодального общества. Основным, решающим фактом истории этого времени является разложениефеодальных отношений, возникновение в ряде наиболее развитых стран капиталистического производства в форме рассеянной и централизованной мануфактуры.

XVI век, который был, таким образом, переломным во всемирной истории, застаёт отдельные части мира и отдельные народы на разных ступенях развития. Существовало огромное различие в общественном строе и уровне культуры между народами американского материка и большинства тех частей мира, которые после географических открытий стали называться Старым Светом Племена и народы стран Нового Света ко времени их открытия и покорения европейцами находились либо на стадии первобытно-общинной формации, либо на стадии образования первой формы классового общества - рабовладельческой формации. Некоторые из этих народов к тому времени имели многовековую своеобразную и высокую культуру, развивавшуюся самостоятельно, вне связи с древними культурами Азии и Европы.

Народы и государства Азии, Европы и Северной Африки находились в большинстве случаев на разных стадиях развития феодализма, причём широко распространённым явлением было в это время уже разложение феодальных отношений. В некоторых наиболее развитых странах Европы и Азии зарождались элементы капиталистического производства. В максимально благоприятных условиях, способствовавших развитию капитализма, оказались в то время народы и государства западной части Европы. К благоприятным условиям относится географическая близость к морским путям мировой торговли, что содействовало ускорению темпов развития производства, а затем обеспечило прилив в Европу богатств, награбленных европейцами во вновь открытых странах Америки, Азии и Африки. Огромное значеше для развития хозяйства стран Западной Европы имело то обстоятельство, что их производительные силы не подвергались в прошлом постоянному разрушению в результате систематических набегов, которые не раз опустошали Азию и Восточную Европу. Русское государство прикрывало Запад от монгольских нашествий. Эти конкретные исторические обстоятельства содействовали особенно успешному развитию ремесла, росту городов и торговли. Разделение труда в таких отраслях ремесленной промышленности, как горное дело, металлообработка, текстильное производство и т. п., получило к XVI в. широкое развитие. Рост производительных сил наблюдался и в сельском хозяйстве. В этих условиях наиболее передовые в экономическом отношении страны Западной Европы вступают в мануфактурный период капиталистического развития.

В странах Азии хозяйственное развитие совершалось в том же направлении, хотя и не столь быстрым темпом, как в Западной Европе. Для истории наиболее передовых стран Азии, в первую очередь Китая, характерно в это время значительное развитие морской и сухопутной внешней торговли, широкая колонизация в страны Южных морей - в Индонезию и в Юго-Восточную Азию, рост производительности земледельческого и ремесленного труда, рост внутренней торговли и формирование местных областных рынков. Здесь также возникали элементы капиталистического производства, не получавшие, однако, такого развития, как в Западной Европе.

То обстоятельство, что в передовых странах Западной Европы этот процесс происходил быстрее, наложило в дальнейшем свой глубокий отпечаток на исторические судьбы большинства остальных народов. В ряде случаев воздействие молодого европейского капитализма на их экономическое и политическое положение уже ясно проявляется в XVI-XVII вв.

Замедление перехода от феодализма к капитализму наблюдается в ряде стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и в Русском государстве, выдержавшем в предшествовавшую эпоху тяжесть монгольского ига и борьбы с ним. Задерживающим обстоятельством как для России, так и для других стран Восточной и отчасти Центральной Европы явилось также усиление в XVI-XVII вв. барщинного хозяйства и рост после поражения мощных народных движений феодально-крепостнической эксплуатации, что было связано с наличием благоприятных условий для производства товарного хлеба, в том числе в некоторых странах - для экспорта в Западную Европу.

К этому времени относится и начало воздействия возникавших в Европе капиталистических отношений на народы других частей мира. Это воздействие приняло форму экономического порабощения и колониального грабежа, первым объектом которого явились народы Америки.

Таким образом, наиболее характерные черты периода всемирной истории, охватываемого данным томом, связаны с процессами возникновения и развития капитализма в странах Западной Европы.

Исходным моментом данных процессов является развитие производительных сил. Мануфактуры могли возникнуть лишь на основе значительных успехов в технике ремесленного производства и далеко зашедшего процесса разделения труда. Важнейшим элементом новых производительных сил были сами трудящиеся с накопленным ими трудовым опытом, причём даже самая ранняя форма капиталистического производства предполагает, что известная масса трудящихся свободна от феодальной зависимости, лишена средств производства и средств существования. Вот почему эти люди были вынуждены и могли продавать капиталистам свою рабочую силу. Образование этой массы людей, являвшееся результатом насильственной экспроприации непосредственных производителей деревни и города, составляло самую существенную сторону того процесса, который Маркс назвал процессом так называемого первоначального накопления. Второй стороной того же процесса является накопление крупных частных капиталов. Конкретно этот исторический процесс лучше всего прослеживается на примере Англии, где он благодаря своеобразным социальным и политическим условиям страны проходил в своей наиболее завершённой классической форме: там экспроприация крестьянства приняла впоследствии характер его постепенного уничтожения как класса. На экспроприированных были обрушены жесточайшие законы, насильно загонявшие их в мануфактуры; другая сторона процесса - накопление крупных частных капиталов - также получила в Англии яркое выражение в ограблении населения внутри страны, а также в торговых и пиратских экспедициях, в первых шагах колониальной политики. Процесс первоначального накопления происходил и в других странах, где зарождались капиталистические отношения. Однако во всех других странах, кроме Англии, этот процесс,проходивший в конкретных, специфических для каждой страны формах, был менее чётко выражен, особенно в тех странах, в которых сохранилось многочисленное крестьянство.

Возникновение нового способа производства имело в то время своим последствием чрезвычайное усложнение классовой структуры общества. В мануфактурный период капитализма новый способ производства не является ещё господствующим. Старые классы-феодалы, с одной стороны, крестьяне и ремесленники - с другой,- не только продолжают существовать, но и численно преобладают. Продолжает существовать и политическая надстройка феодального общества - феодальное государство. Однако наряду со старыми классами возникают уже новые-наёмных рабочих и капиталистов, владельцев средств производства.

XVI и первая половина XVII в - время особенного обострения и усложнения классовой борьбы. С одной стороны, оно являлось высшей кульминационной точкой крестьянских и плебейских антифеодальных движений, которые нарастали и ширились на протяжении всей феодальной эпохи. Этот подъём народной борьбы против феодализма наблюдался в Западной Европе, в России, а также в ряде стран Востока. С другой стороны, в экономически наиболее развитых странах Европы проявляются уже качественно новые черты классовой борьбы. Вместе с возникновением капиталистических отношений всемирная история вступает в эру буржуазных революций. Если в Англии XVII в. и во Франции XVIII в. эти буржуазные революции произошли на относительно высокой стадии развития капиталистических отношений и увенчались победой нового строя, то в некоторых странах Европы революционная ситуация создалась уже при самом возникновении капиталистического производства. Первым актом буржуазной революции в Европе, как указал Ф,. Энгельс, явились Реформация и Великая крестьянская война в Германии. Здесь капиталистическое производство на самой ранней стадии своего возникновения встретилось с препятствиями, которые должны были быть преодолены для того, чтобы его дальнейшее развитие стало возможным Эти препятствия заключались прежде всего в экономической и политической раздробленности страны. В Германии в отличие от большинства других стран Европы не сложилось ещё при феодализме централизованное государство, которое создавало бы там благоприятные условия для начальных шагов развития капитализма.

Если первый акт буржуазной революции, разыгравшейся в Германии, потерпел поражение, то в стране более зрелого капиталистического уклада - в Нидерландах - буржуазная революция XVI в. победила, хотя эта победа была неполной и имела ограниченное, преимущественно местное значение. Специфической особенностью Нидерландской буржуазной революции было то, что она протекала в форме национально-освободительной борьбы против испанского господства, так как именно гнёт феодальной Испании служил главным препятствием капиталистическому развитию страны.

В связи с отмеченными социально-экономическими процессами находятся и глубочайшие сдвиги, происходившие в рассматриваемую эпоху в области идеологии и культуры. Это было время великих идейных битв, высочайшего творческого напряжения человеческого духа, эпоха, которая, по словамФ. Энгельса, нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, по страстности и характеру, по многосторонности и учёности.

Идейный и культурный переворот проявлялся в трёх характерных формах: в Возрождении с его новой, гуманистической идеологией, в Реформации и в расцвете естественных наук. В культуре Возрождения, зародившейся ещё в XIV в. в городах Италии, а с конца XV и в XVI в. распространившейся в разнообразнейших проявлениях по всей Европе, сказалось влияние разных общественных классовых сил, боровшихся на исторической арене. Насыщенность эпохи массовыми народными движениями служила одной из важнейших предпосылок раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от средневекового застоя.

Наиболее активную роль в формировании идеологии Возрождения играла молодая буржуазия, являвшаяся в то время восходящим, прогрессивным общественным классом. При этом буржуазия сумела использовать и переработать в соответствии со своими взглядами культурные достижения народных масс, а также лучшее из того, что могла дать дворянская культура. Гуманистическое мировоззрение охватило главным образом сферу искусства, литературы, философии и истории, не порывая, однако, открыто с господствовавшей тогда католической религией.

Другим ярким выражением нового мировоззрения было реформационное движение, нанёсшее мощный удар средневековому католицизму и папству. Реформационные идеи XVI в., представлявшие собою по своей форме протест против церковной организации и идеологии средневекового католицизма, были но своему содержанию протестом против существовавших социальных и политических порядков. Поэтому в ходе классовой борьбы реформационное движение раскололось на ряд течений, отражавших социальные и политические требования разных общественных слоев: оппозиционных групп внутри класса феодалов, разных слоев буржуазии и народных масс.

Общественно-политическое значение Реформации выражалось в том, что она содействовала укреплению независимости ряда молодых европейских государств, и в том, что она служила религиозной оболочкой ранних буржуазных революций.

Самой плодотворной и действенной формой борьбы против старой, средневековой идеологии являлось то движение мысли, которое развёртывалось в области точных и естественных наук. Здесь происходило подлинное освобождение человеческого мышления и знания от власти теологии. Наиболее крупные победы естествознание в XVI в одерживало в астрономии, географии, медицине.

Важным явлением всемирной истории с XVI-XVII вв. становится процесс складывания наций. Предшествующей ступенью этнического объединения людей была та более ранняя форма исторической общности, которую в нашей науке принято обозначать термином народность. Народности, развивавшиеся в древности и в средние века, имеют отдельные признаки, общие с признаками нации и служащие потенциальными элементами будущих наций: общность территории, общность языка, некоторые проявления культурной и экономической общности. Однако только с зарождением и подъёмом капитализма, связанным прежде всего с формированием прочной экономической общности, образованием единого национального рынка, народности развиваются в нации. Изучение всего своеобразия этого процесса в конкретной истории отдельных народов составляет одну из важных задач исторической науки.

Для политической истории XVI-XVII вв. характерно такое новое явление, как абсолютизм. Господствующий класс старого феодального общества вынужден приспособляться к новым условиям общественного развития. В связи с этим и складывается новая форма феодальной монархии, пришедшая на смену сословно-представительной монархии XIV-XV вв. Абсолютизм складывался и развивался в ряде стран Европы с конца XV в. и достиг своей наибольшей силы в XVII в.

Абсолютная монархия является наиболее законченной формой политической централизации в феодальных государствах. Монарх сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти, применяя принцип, известный ещё в римском праве, - «что благоугодно государю, получает силу закона».

Поскольку рассматриваемый период был временем подъёма антифеодальных движений, а также временем экспроприации трудовых масс деревни и города в условиях первоначального накопления, следовательно, временем обострения классовой борьбы, концентрация власти и усиление аппарата принуждения, свойственные абсолютной монархии, были необходимы господствующему классу как средство удержания эксплуатируемых масс в повиновении.

В то же время появление абсолютной монархии было обусловлено тем положением, в котором оказалась центральная власть в новой обстановке. Формирование класса буржуазии ставило перед господствующим классом задачу приспособления своей политики к новым явлениям экономической и социальной жизни в стране. Это давало королевской власти возможность, лавируя между старым господствующим классом феодалов и новым, поднимающимся, но политически бесправным классом буржуазии, достичь в своей практической деятельности кажущейся независимости от обоих классов Исторически это проявляется в том, что королевская власть, поддерживая распри между привилегированными а третьим сословием в сословно-представительных учреждениях, делает самые эти учреждения бессильными принимать какие-либо решения. В конце концов королевская власть в большинстве случаев перестаёт их созывать и правит страной самодержавно, но неизменно в интересах класса феодалов.

«...Абсолютная монархия возникает, - говорит Маркс, - в переходные периоды, когда старые феодальные сословия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над другой».

При своём появлении абсолютная монархия играла исторически прогрессивную роль. Она содействовала сплочению больших территорий, обеспечивала относительный порядок в них, создавала возможность беспрепятственного внутреннего обмена я таким образом создавала некоторые благоприятные условия для развития капиталистического хозяйства. Поскольку государственная казна, а через неё и господствующий класс феодалов получали дополнительные доходы от развития промышленности и торговли, абсолютная монархия поддерживала деятельность буржуазии как внутри государства, так и вовне. Она давала ссуды предпринимателям, вела в интересах буржуазии таможенную политику и торговые войны. Однако, поскольку при абсолютной монархии политически господствующим классом оставалось дворянство, она существовала лишь до тех пор, пока развитие капитализма не достигло того уровня, при котором буржуазия могла поставить вопрос о захвате власти.

«Возникшая в результате поражения феодальных сословий, - писал Маркс, - и принимавшая деятельнейшее участие в их разрушении, она (абсолютная монархия. - Ред.) стремится теперь сохранить хотя бы видимость феодальных перегородок. Если в прошлом она покровительствовала торговле и промышленности, одновременно поощряя тем самым возвышение класса буржуазии, и видела в них необходимые условия как национальной мощи, так и собственного великолепия, то теперь абсолютная монархия повсеместно становится поперек дороги торговлей промышленности, превращавшимся во все более опасное оружие в руках уже могущественной буржуазии».

В странах Азии в рассматриваемое время также возник своеобразный тип государства. Китай в период династии Мин, Индия при Великих Моголах и сёгунат Токугава в Японии представляли собой государства с сильной центральной властью, располагавшей многочисленным чиновничеством. Эти государства в известной мере преодолели феодальную раздробленность, вместе с тем существенно отличались от централизованных феодальных государств Европы XVI-XVII вв. В отличие от абсолютистских феодальных государств Европы политическое объединение в упомянутых странах Востока происходило в условиях неизжитого господства натурального хозяйства и значительной экономической раздробленности, вследствие чего эти государства были лишены достаточной внутренней устойчивости, не могли окончательно ликвидировать центробежные силы, подрывавшие их единство.

Остановимся несколько подробнее на политической карте мира в рассматриваемое время.

В большинстве стран Западной Европы к началу XVI в. в основном завершился процесс политического объединения национальной территории и образования централизованного государства. В Англии завершение этого процесса имело место после окончания войны Алой и Белой розы в 1485 г. и установления власти династии Тюдоров, во Франции - после подчинения во второй половине XV в. власти французских королей территорий юга страны, владений Бургундского герцогства на востоке и севере и герцогства Бретани на северо-западе, а в Испании - после объединения Кастилии и Арагона в 1479 г. и отвоевания Гранады в 1492г. Быстрое экономическое развитие Англии в XVI и начале XVII в., происходивший в ней в то время бурный процесс первоначального накопления и возникновения в недрах феодального строя капиталистического производства имели своим следствием борьбу за торговые пути к менее развитым странам, за морское могущество - сначала против Испании, а затем против Голландии. Во Франции в XVI в. в обстановке экономического подъёма, обострения классовой борьбы народных масс, религиозных войн продолжалась борьба за укрепление дворянского централизованного государства. Укрепившаяся французская монархия стремилась к расширению своей территории на востоке и юге страны и к усилению своих политических позиций в Европе. В борьбе с великодержавными планами Габсбургов Франция шла на заключение политических и военных соглашений с Турецкой империей. Этой же целью, а также стремлением закрепить политическую раздробленность Германии диктовалась активность внешней политики Франции в XVII в.

Для Испанской монархии начало XVI в. является временем роста её могущества. Она приобрела громадные колониальные владения на американском континенте. В Европе под властью испанских Габсбургов находились Нидерланды и Южная Италия. Однако уже в середине XVI в. Испания вступает в полосу экономического упадка и ослабления своего политического могущества. Входившие в состав Испанской державы Нидерланды, ставшие на путь развития капиталистического производства, восстали против хищнического господства чужеземцев. Во второй половине XVI в. в результате буржуазной революции северные нидерландские провинции отделились от Испании и образовали самостоятельное государство - Голландию.

В Европе в течение всего рассматриваемого в данном томе времени оставались в состоянии экономической и политической раздробленности Германия и Италия. В некоторых итальянских городах капиталистические отношения развивались ещё в XIV-XV вв. Однако с середины XVI в. экономика Италии быстро идёт к упадку и в связи с этим её политическая раздробленность ещё более закрепляется. В западных и юго-западных областях Германии, через которые в начале XVI в. проходили пути мировой торговли из Средиземного моря на север, бурно развивались города, зарождались капиталистические отношения. После подавления Великой крестьянской войны и перенесения мировых торговых путей на Атлантический океан наметившийся ранее экономический подъём Германии обрывается. В рассматриваемый период продолжала существовать «Священная Римская империя» с её сложным составом и спорными границами, в которой шла борьба между разными кликами князей, крупных и мелких. Имперская корона принадлежала могущественным эрцгерцогам Австрии - Габсбургам, стремившимся усилить свою власть в империи, использовать её ресурсы для своих планов создания огромной державы, связанной союзом с папством и всеми реакционными силами Европы. Эта политика Габсбургов велась особенно активно при императоре Карле V (1519-1556), обладавшем наряду с короной империи также испанской короной с её обширными владениями в Европе и заморскими колониями. Но и после распада монархии Карла V австрийские и испанские Габсбурги не отказались от попыток реализации своих реакционных великодержавных политических планов, противостоявших прогрессивному процессу образования национальных государств.

Из северных стран в число сильных европейских государств выдвинулась Швеция. К середине XVII в. в результате ряда войн со своими соседями Швеция заняла на Балтике господствующее положение. Дания, занимавшая важные позиции на северных морских путях и являвшаяся в начале XVI в. самым сильным из Скандинавских государств, к концу рассматриваемого периода уступает первенство Швеции. Норвегия, самая малонаселённая и экономически наименее развитая страна Скандинавии, объединённая династической унией с Данией, утратила к XVI в. свою политическую самостоятельность и находилась в полной зависимости от Дании. Элементы мануфактурной промышленности, хотя и возникали в это время в Швеции и Дании, всё же не получили здесь такого развития, как в странах Западной Европы.

К середине XVII в. Балтийское море было близко к превращению в «шведское озеро». Однако ставший на очередь и приобретший важнейшее значение «балтийский вопрос» не мог быть этим разрешён. Русское государство не могло мириться с его оттеснением от балтийского побережья. Польша и Германия также претендовали на выход к Балтийскому морю. Таким образом, установившееся к середине XVII в. положение на Балтике не могло быть устойчивым и было чревато важными переменами в ходе дальнейшего исторического развития.

Усиление турецкой феодальной экспансии во второй половине XV в., когда туркам-османам удалось подчинить своей власти Балканские страны, создавало непосредственную угрозу для стран Центральной и Юго-Восточной Европы. С этим обстоятельством связано образование династического союза, объединившего Венгрию, Чехию и Польшу. Однако в дальнейшем этот союз распался. Польша всё больше втягивалась в борьбу с растущим Русским государством. Чехия и значительная часть Венгрии после катастрофической для них битвы стирками при Мохаче в 1526г. оказались под властью Габсбургов. Другая часть Венгрии была завоёвана турками, а находившаяся в составе Венгерского королевства Трансильвания признала вассальную зависимость от Турецкой империи.

Таким образом, в Юго-Восточной Европе главным противником турок в XVI в. оказалось образовавшееся многонациональное государство - Австрийская монархия. Подвластные этой монархии славянские и другие народы подвергались жестокому национальному угнетению.

Многонациональная Речь Посполитая сложилась из Польского королевства и Великого княжества Литовского. Стремление литовских феодалов удержать под своей властью белорусские и украинские земли, отторгнутые от России, было важным фактором, определившим соединение Великого княжества с Польшей в одно государство. Польские и литовские феодалы выступали союзниками в восточной экспансии, направленной против Русского государства. Речь Посполитая образовалась в ходе Ливонской войны, в которой Русское государство нанесло Литве сильное поражение. Ослабленная своей агрессивной политикой на Востоке, Речь Посполитая утратила польские западные земли - Силезию и Западное Поморье.

На востоке Европы во второй половине XV в. в результате слияния ранее самостоятельных княжеств возникло обширное централизованное Русское государство. Его территория в течение XVI и первой половины XVII в. быстро увеличивалась, достигнув на востоке берегов Тихого океана. Имея основным ядром русскую народность, Русское феодальное государство включало в себя ряд других народностей (карелы, коми, ненцы, ханты, манси, мари, мордва, удмурты, чуваши, татары, башкиры и др.), находившихся на различных ступенях социально-экономического развития.

Создание и дальнейшее укрепление централизованного Русского государства резко изменило политическую карту Европы и Азии и внесло крупные изменения в международную обстановку того времени. Важнейшими направлениями внешней политики России в Европе в это время являлись, во-первых, борьба с Речью Посполитой за воссоединение русских, белорусских и украинских земель, во-вторых, борьба со Шведской державой за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в-третьих, борьба с Османской империей за причерноморские земли. Одновременно и в Азии Россия выступала как всё более важный фактор в международных отношениях.

Обширные пространства на Востоке были заняты Османской империей и державой Сефевидов.

Военно-феодальная Османская империя, достигшая к середине XVI в. зенита своего могущества и стремившаяся к дальнейшей экспансии, владела землями на трёх континентах - в Европе, Азии и Африке. Арабские государства - Сирия, Йемен, Хиджаз, Египет, Алжир и др.,- образовавшиеся в процессе распада некогда могущественного Арабского халифата, с начала XVI в. становятся объектом завоевательной политики турецких феодалов и насильственно включаются в состав Османской империи (кроме Марокко, восточной и центральной части Аравийского полуострова).

Восточным соседом Османской империи была держава Сефевидов, возникшая в самом начале XVI в. Основную часть территории Сефевидской державы составлял Иран. В результате завоевания к Сефевидскому государству были присоединены часть Армении (Ереванское и Нахчеванское ханства), а также некоторые районы, населённые таджиками, туркменами, афганскими и другими племенами (Хорасан, Герат, Кандагар Белуджистан). В вассальной зависимости от сефевидских шахов находилась Грузия.

В Средней Азии всё более значительную роль играли государственные образования узбекского и казахского народов, вступивших на путь самостоятельного социально-экономического и культурного развития.

Индия в начале описываемого времени делилась на ряд крупных и мелких самостоятельных государств и княжеств. Но история основной части индийского субконтинента в XVI-XVII вв. была связана с государством Великого Могола, возникшим на севере Индии, на развалинах Делийского султаната в первой половине XVI в. Держава Великого Могола представляла собой, особенно в первый период своего существования, могущественное государство. Другая крупнейшая держава Азии - Китай - в описываемое время представляла собой феодальную империю во главе с китайской династией Мин, пришедшей на смену господству монгольских завоевателей. В вассальной зависимости от этой империи находились Вьетнам, Корея и Тибет.

К северу от Китая располагались десятки монгольских феодальных княжеств, кочевья которых тянулись широкой полосойлт берегов Амура и Байкала допредгорьев Тянь-шаня, от Великой Китайской стены до Южной Сибири. Монголия находилась в состоянии глубокой феодальной раздробленности.

Внутреннее и внешнее политическое положение Японии в рассматриваемое время благоприятствовало созданию предпосылок для преодоления феодальной раздробленности и образования единого феодального государства. Процесс складывания этого государства завершился в концеXVI в., приняв форму сёгуната Токугава.

Остальная территория азиатского материка, от степей и лесов Маньчжурии до берегов Ледовитого океана, была населена многочисленными племенами и народностями, по преимуществу тунгусского и монгольского происхождения, занимавшимися первобытным земледелием, охотой, рыболовством и кочевым животноводством. Они находились на различных стадиях перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу, не входили прочно ни в одно из государств Азии, вступая с ними в более или менее временные и случайные связи. Так продолжалось до XVII в., до присоединения этих районов к Русскому государству, что внесло коренные изменения в исторические судьбы населявших их племён и народов.

Кроме перечисленных стран и народов, существовали государственные образования различных народов континентальной Африки и Америки. В то же время многочисленные народы Африки, Америки, Австралии и Океании находились ещё на стадии догосударственного племенного строя.

В рассматриваемое время нередко имели место не только торговые, но и культурные связи между отдалёнными странами и народами. Это культурное взаимодействие обогащало и оплодотворяло духовное развитие человечества. Непреложные факты свидетельствуют о том, что в описываемое время страны Востока продолжали развивать свою культуру и науку, вступая в культурный взаимообмен друг с другом, а также со странами Европы. В качестве примера укажем на обширную сельскохозяйственную энциклопедию китайского учёного Сюй Гань-ци, освещавшую развитие сельского хозяйства не только в Китае, но и в Европе. Китайская наука впитывала в себя достижения европейских учёных в области математических и естественных наук. С другой стороны, в это время страны Европы в широких масштабах используют китайский опыт фарфоровою производства, кораблестроения, мореплавания, образцы китайской архитектуры и т. п. Весьма значительным был вклад арабов в развитие кораблестроения и мореплавания как в странах Востока, так и в Европе Высокое мастерство индийских ткачей создало мировую славу индийским тканям. Народы Европы, со своей стороны, немало обогатили культуру других народов мира.

Европейские завоеватели, опираясь на преобладание своей военной техники и используя государственную слабость многих стран Азии и Африки, укрепились в последних и подчинили их себе, нарушив нормальный процесс исторического развития этих стран, и обрекли их на длительную консервацию феодализма и колониальное рабство. Начало этого трагического для народов Азии и Африки процесса мы находим в событиях XVI-XVII вв.

Проникновение европейских конкистадоров привело к полному уничтожению древних культур Центральной и Южной Америки.

Великие географические открытия.

XVI - XVII века - время смены эпох. Развитие торговых связей, географические открытия, расцвет культуры Возрождения, Реформация стимулировали процессы политического, социально-экономического и духовного обновления европейских государств.

К началу XVI века великие изобретения (компас, подзорная труба, кормовой руль, хронометр, каравелла и пр.) позволили европейцам совершить успешные плавания по всем морям и океанам.

Пальма первенства в открытии новых земель бесспорно принадлежит Португалии, которая в XV в. уже имела свой флот, и стремилась самостоятельно найти путь в Индию, минуя Средиземное море. Новых торговых путей искала и Испания. Открытия Христофора Колумба, Васко да Гамы, Америго Веспуччи, Фернандо Магеллана и других первопроходцев не только оправдали надежды, но открыли новые пути для развития европейской цивилизации. Открытие Америки, Австралии, Тасмании, Новой Зеландии, многочисленных островов расширили представления о географии, стимулировали развитие этнографии, биологии, ботаники и др.

Осуществив великие географические открытия, Западная Европа получила превосходство на целые столетия. Через найденные морские пути оживилась торговля, появились новые рынки сбыта, а в открытых европейцами землях оказалось огромное количество драгоценных металлов, дешевой рабочей силы и других природных богатств. Торговля стала приобретать мировой характер, ускорились процессы первоначального накопления капитала в европейских странах.

Началась чудовищная по своим последствиям колонизация , сопровождавшаяся вымиранием целых народов, уничтожением древних культур, нарушением эволюционного развития целых континентов.

Влияние Ренессанса.

Цивилизационный рывок Западной Европы был вызван появлением человека с новым мышлением. Высвобождению творческой энергии личности способствовала гуманистическая культура Возрождения (Ренессанса) (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - конец XV-XVI вв.) с ее духом нарождающейся буржуазии. Носителями новых взглядов стали представители городских слоев - поэты, филологи, философы, художники. Они выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его мировоззрением. Были подвергнуты рационалистической критике церковные догмы и тексты Священного писания. Рациональный метод мышления стал доминировать над схоластикой. Десакрализация, устранение религиозного влияния из многих сфер жизнедеятельности человека привели к духовному обновлению. Культура Возрождения отразила особенности исторического развития каждой страны, ее сила воздействия на общество зависела от национальных традиций и уровня зрелости буржуазных отношений.

Реформация.

Церковь открыто вмешивалась в дела европейских государств и тем вызывала недовольство монархов, крупных светских феодалов и многочисленных слоев зарождающейся буржуазии. В 1517 г. с критики Мартином Лютером положения в церкви началась Реформация (от слова «реформа» - изменение). Реформация охватила большинство стран Западной и Центральной Европы. Возник протестантизм (движение против католической церкви).

М. Лютер (лютеранство), Ж. Кальвин (кальвинизм), У.Цвингли (цвингианство) выступали за простую и дешевую церковь, которая не мешает людям непосредственно общаться с богом. Они проповедовали трудолюбие, бережливость, простоту в быту, новую протестантскую этику .

Реформация при поддержке королей победила в в тюдоровской Англии и странах Северной Европы. В немецких землях, в северной части Нидерландов образование национальных церквей происходило в потоке массового народного движения. Франция, Испания, Португалия, Польша остались в лоне католической церкви.

До середины XVII в. в Западной Европе не стихали междоусобные и международные религиозные войны, закончившиеся в 1648 г. подписанием Вестфальского мира.

Экономика.

В XVI - XVII вв. Европа переживала последнюю стадию доиндустриального аграрного развития, завершившуюся с началом промышленной революции в Англии в XVIII в. Уже в XIV-XV вв. элементы раннего капитализма появились в Италии. Бурно развивался капиталистический уклад в экономике Англии XVI столетия, в отдельных отраслях производства Франции. Динамично развивалась экономика в Нидерландах. Постепенно укреплялись элементы капиталистического производства в Германии и странах Скандинавии. Благоприятной была экономическая конъюнктура в Испании и Португалии.

В Англии время насильственного обезземеливания крестьянства получило название огораживаний . Огораживания разрушали феодальную деревню, разоряли ее жителей, которые пополняли рынок свободной рабочей силы. Во Франции обезземеливание крестьян начиналось с долгового закабаления и сопутствующих процессов дифференциации сельского населения. Земля переходила в руки городских и деревенских предпринимателей. В Скандинавии общинные земли крестьян стали объектом присвоения и раздач королевской власти, что привело к уменьшению крестьянских земельных владений и сгону их с земли. Но сельское хозяйство к началу XVIII в. все еще составляло основу существования европейских жителей, примерно 70% населения Западной Европы все еще было занято в аграрном секторе.

Рост товарности земледелия, подъем городов и колониальной торговли, специализация производства, внедрение технических приспособлений для повышения производительности труда способствовали развитию промышленности. Мануфактура стала широко распространенной формой крупного производства. Предприниматель владел средствами производства, был его организатором, нанимал рабочую силу. Централизованная мануфактура (работники находились под одной крышей)утвердилась в текстильной промышленности, производстве сукна, шелка, бумаги, стекла, металлообработке, судостроении, книгопечатании, горном деле. Рассеянная мануфактура (работники работали на дому) обеспечивала население различными потребительскими товарами.

Королевская власть покровительствовала национальному производству (протекционизм) и торговле (меркантилизм), регулируя таможенные пошлины и предоставляя монопольные права. Так, английская королева Елизавета I не только добивалась льгот на торговлю, например, с Московией, но и сама была пайщицей многих торговых компаний. Короли опирались на города, которые платили высокие налоги.

Социальная структура.

К началу XVI в. плотность населения в Англии и Франции в три раза превышала плотность населения во всей Европе. Самой населенной страной была Франция, в ней проживало около 15 млн. человек. Самой высокой плотностью населения отличались Нидерланды, в них насчитывалось 300 городов и 6500 деревень. Роль городов росла, шёл процесс урбанизации.

Сословие феодалов-землевладельцев сокращалось. Из него шли в предприниматели, искали успеха в колониальных завоеваниях, поступали на службу в королевскую армию или в госаппарат. Бывшие крестьяне и ремесленники пополняли армию наемного труда. Удачливые зажиточные крестьяне и цеховая элита в городах удерживали свои позиции на верхних этажах иерархической лестницы.

Особую прослойку составляла образованная часть городского общества и так называемые люди свободных профессий: художники, врачи, юристы, преподаватели высших школ, студенты.

Абсолютизм.

В XVI в. сословную монархию в Европе меняет абсолютизм . На новом этапе развития европейского общества идея сильной королевской власти становится доминирующей. Король воспринимается как национальный лидер в борьбе с внешними врагами, как высший носитель законности и справедливости в обществе, как олицетворение спокойствия и порядка.

В разных странах утверждение абсолютизма и сохранение сословно-представительных органов имело свои особенности. В Англии и Испании органы сословного представительства стали послушным орудием в руках власти. Английский парламент вотировал налоги по требованию короны и участвовал в законодательной деятельности. Испанский король распустил кортесы и приглашал на их очередные сессии только депутатов от городов для утверждения налогов и организации их сбора. Генеральные штаты во Франции как сословный орган перестали существовать, не приспособившись к новым стандартам политической жизни.

Развитие новых экономических структур укрепило материальную независимость короны, т.к. покровительство «третьему сословию» наполняло казну. Обновленная власть сосредоточила в своих руках такие инструменты государственного влияния как бюрократический аппарат управления, армию, финансы. Это помогло ей распространить свой контроль на все сферы жизни общества.

Общей тенденцией монархической власти было ее стремление к централизации и регламентации всех уровней государственного управления, к подчинению всех частей государства центральной власти. В руках короля соединялись законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Такой тип управления получил название абсолютной монархии. Абсолютизм на определенном этапе отвечал жизненным потребностям общества в защите национальных интересов, в укреплении национального единства, был прогрессивным историческим явлением.

Новое время в Европе.

Капитализм и модернизация.

В Новое время Западная Европа вступила в эпоху цивилизационной революции, суть которой состояла в переходе от традиционного, аграрного общества к индустриальному, капиталистическому. Разрушение устоев традиционного общества получило название модернизации. Модернизация включила в себя разнообразные процессы, направленные на изменение социально-политической, экономической и духовной жизни общества в соответствии с требованиями новой эпохи.

Существуют разные точки зрения на хронологические грани Нового времени. Обычно историки связывают его наступление с событиями Английской революции середины XVII в., которая нанесла решающий удар по феодализму и превратила Англию в самую передовую страну на европейском континенте.

В Новое время стала формироваться индустриальная цивилизация . Ее становление проявило себя в «ураганной» урбанизации , в нарастающем техническом совершенствовании производства, в революционных сдвигах в области научного знания, в демократизации политических структур, в секуляризации (обмирщении) сознания и развитии атеизма.

В Голландии, Англии и Франции сложились наиболее благоприятные условия для модернизации . Испании, Германии, Италии, странам Северной Европы был присущ более медленный темп развития. Во многом неравномерность развития объяснялась особенностями, свойственными тем или иным странам.

В Англии деревня капитализировалась быстрыми темпами. Под давлением огораживаний шел динамичный процесс социального расслоения, складывался класс предпринимателей, развивалось сукноделие, как основа будущего промышленного рывка. После победы революции государственные структуры были модернизированы в соответствии с требованиями времени. Конституционная монархия, в которой власть сосредотачивалась в основном в руках парламента, Билль о правах (1689), распространение буржуазных свобод открыли буржуазии доступ к политической власти, т.е. к непосредственному управлению обществом.

Благоприятные возможности для развития капитализма были созданы в Голландии, где в 1581 г. в результате национально-освободительного движения были заложены основы нового государства – Республики соединенных провинций , были проведены реформы бюрократического аппарата, протестантизм (кальвинизм) стал официальной религией. В XVII в. Голландия стала международным финансовым центром, с развитыми банковскими и биржевыми структурами.

Развитие капитализма во Франции не было таким динамичным как в Англии и Голландии и стимулировалось государственной политикой меркантилизма. Под покровительством абсолютизма создавались крупные мануфактуры, развивались торговые компании и способствовавшее им судостроение.

Ведущее значение для распространения буржуазных норм жизни имело мировоззренческое начало. Отмечено, что в странах, где победила протестантская революция, общество модернизировалось быстрее. Протестантская этика ориентировала на новый тип отношений между людьми, новое отношение к труду, религии, семье. Формировался тип человека, способный преобразовать прежний мир, принять новые ценности . Добросовестный труд, бережливость, честность, расчетливость вопреки лени, праздности, удовольствиям, безволию. Человек ориентировался на свои силы, брал ответственность на себя, « создавал себя сам», что способствовало подъему присущего капитализму предпринимательского духа и, в конечном счете, процветанию общества.

Статьи по теме: