Способы мотивации детей. Методики воспитания

Учебные мотивы имеют свойства запускать, направлять и поддерживать те старания, которые устремлены на исполнение учебной работы. Это довольно сложная система, которую образуют мотивы, цели, реакции на успех и отсутствие успеха, настойчивость и собственные установки учащегося. Уже в младшей школе учебная мотивация становится огромной проблемой - дети начинают шуметь, отвлекаться, перестают слушать учителей, не делают упражнения, которые учителя задают домой. Позже, уже в старших классах, желание учиться начинает колебаться. Те причины, которые ясны для взрослого человека, не ясны для младших школьников. Взрослые понимают, для чего им нужно учиться.

Мотивация детей к учебе

Для того, чтобы ребенок хотел учиться, нужно его правильно мотивировать. Ученики в младшей школе могут учиться вполне удачно, если будут ориентироваться на оценку учителя и (или) одобрение родителей. Ученики начальной школы не осознают ценность полученных знаний. К любимым урокам они чаще всего относят предметы, содержащие элементы игр, развлечений, такие как: рисование, труд, физкультура. В таком возрасте многие ученики хотят принести удовольствие близкому человеку своими хорошими результатами в учебе. Стоит учитывать, что первоклассники под словом «учиться» понимают не только получение знаний, но и общение с друзьями в школе.

У учащихся в средней школе интерес к урокам во многом зависит от личности и характера преподавания учителя; они хотят стать лучше и превзойти своих одноклассников практически во всем. В таком случае существует опасность, что при неудачах у школьника может развиться комплекс неполноценности, это может привести к нежеланию получать знания. Поэтому важно объяснить ребенку что не нужно становиться лучше кого-то, нужно превосходить себя.

Когда ребенок идет в старшую школу, он начинает осознавать важность полученных знаний.

Мотивы учения

Познавательный – ярко выражающийся интерес к новым знаниям, получению новой информации, удовольствия от открытия нового для самого себя. Такие мотивы выражают стремления учеников самообразованию.

Социальный – желание получать знания для своего будущего, стремление стать полезным для общества. Такие мотивы включают в себя желание занять лидерскую позицию. Данный мотив – важная основа для самовоспитания и самообразования, но не воспринимается младшими школьниками. У детей с наклонностями лидера часто бывает престижная мотивация. Она заставляет быть первым среди одноклассников, но она вызывает игнорирование одноклассников. У учеников, которые плохо успевают в учебе, присутствует компенсаторная мотивация. Благодаря данной мотивации такие ученики реализуют себя в другой сфере: спорт, музыка, рисование и так далее.

Мотив общения – только те предметы, которые включают в себя общение с одноклассниками, вызывают интерес у школьников.

Мотив социального одобрения – учащийся жаждет одобрения родителей и учителей.

Мотивация достижения успеха – стремление делать все упражнения правильно, осознать себя талантливым и умным. У детей с таким мотивом проявляется наслаждение учебой и получением знаний.

Мотивация избегания неудачи – школьники пытаются избегать плохих оценок и наказания за них. Такие ученики все свои результаты объясняют обычной удачей и (или) простотой задачи.

Внеучебная мотивация – ребенок в школе интересуется только в мероприятиях, которые не связаны с учебной деятельностью (концерты, выставки, соревнования и так далее)

Виды мотивации

Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация создается за счет мнения родителей и учителей, которые могут как наказывать, так и поощрять за результаты ребенка. Внутренняя мотивация исходит от самого ученика. Ему должно быть интересно получение знаний.

Ко всем вышеперечисленным мотивам следует стремиться, ибо вся эта совокупность устанавливает большой уровень формирования учебной мотивации учеников.

Очевидно, что мотивированная учеба намного лучше, чем принужденная. Ученик, который имеет внутренние мотивы к учебе, получает оценки выше, чем его одноклассники, материал, который он прошел надолго останется у него в памяти. И при всем этом родителям не нужно постоянно контролировать ребенка. Мотивация – это внутренний процесс, его нельзя образовать извне. Но взрослые в состоянии помочь ребенку преодолеть эту проблему.

Учителя не всегда выделяют время, чтобы сформировать мотивацию учеников. Такие учителя считают, что если ребенок пришел в школу, он должен делать все что говорят ему учителя. Также некоторые учителя пользуются отрицательной мотивацией для достижения успеха. От отрицательной мотивации рождаются отрицательные эмоции и нежелание учиться и выполнять задания учителя. Без появления интереса ученика не будет результата, и материал не будет усвоен, будет только видимость учебного процесса.

В младшей школе родителям и ученикам не обойтись без внешней мотивации. Но стоит понимать и дать понять это ребенку, что важно не награда за результат, а сам результат. Большинство родителей мотивируют детей убеждением, при чем основными аргументами в пользу учебы становятся угрозы бедности, низкого статуса в обществе. Такие примеры не действенны на детей. Ученики младшей школы не могут ценить будущие выгоды образования.

Мотивация имеет свойство меняться в зависимости от расположения духа человека, определенного предмета изучения и так далее.

Изначально ученики приходят в школу с положительной мотивацией. Взрослым нужно приложить все усилия, чтобы сохранить эту мотивацию.

Как повысить мотивацию к учебе

Самый действенный способ развития внутренней мотивации у ребенка – это делать это с помощью любознательности ребенка. Стоит учесть к чему именно лежит душа ребенка, и чем он хочет заниматься. Учеными доказано, что к обучению детей мотивируют отцы. Нужно прививать ребенку добиваться чего-то в жизни, добиваться чего-то. Отец на своем примере может показывать своему ребенку, как важно чего-то добиться в жизни.

Одна из главных задач учителей в школе – преподать материал в такой форме, чтобы ученикам стало интересно, и они захотели его изучать. Устойчивый интерес у ребенка можно развить разными уроками-играми, уроками-путешествиями и тому подобным.

Для того чтобы развить у ребенка внутреннюю мотивацию нужно поддерживать то состояние, при котором ребенок доволен своими результатами. Нужно хвалить ребенка даже за незначительные победы, ставить ребенку те задачи, который он в состоянии выполнить. Нужно предлагать свою помощь, только если задание действительно сложное для ребенка. Задания для ребенка должны быть понятны ему, должны приобрести какое-то значение для него. Нужно объяснить ребенку и дать ему понять, что поражения случается если приложить мало усилий. Формировать мотивацию нужно всегда, будь то благополучные или не благополучные семьи.

Однако так или иначе мотивация закладывается еще в дошкольном возрасте. И именно родители закладывают ее детям. Многие родители считают, что заложить мотивацию детям это не их забота и перекладывают это на учителей и воспитателей. Остальные предпочитают наказывать ребенка за плохую успеваемость: лишают компьютера, запрещают гулять или общаться с кем-то, некоторые берут в руки ремни. Многие родители отдают своих детей в школу довольно рано, когда ребенок еще не готов психологически. Он не может быть спокойным и делать то, что ему говорят. Нужно развивать в ребенке способность самостоятельно принимать решения. Некоторые идут на поводу у детей и нарушают режим дня. Каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен понять эту систему и вырабатывать у ребенка ту или иную мотивацию. Если у ребенка нет способностей к каким-то предметам, стоит обратить внимание на то, чтобы ребенок разбирался хотя бы в одной области. Он должен побеждать над собой, над трудностями, которые стоят у него на пути.

Нужно учить ребенка самостоятельности, давать ему самостоятельно ставить цели в учебе. Следует помнить, что запоминание у детей происходит в процессе игры и (или) развлечения. Всегда нужно хвалить своих детей, не игнорировать их, их проблемы, переживания. Любить детей нужно вне зависимости от того, с какими оценками они приходят домой. Ученики младших классов должны понимать, что нехватка способностей к какому-либо предмету должна быть компенсирована усердием.

Ребенок – это личность и он всегда нуждается в поддержке.

Мотивация – это внутренняя сила, которая заставляет человека выполнять какие-либо действия над собой, иди к намеченным целям и достигать хороших результатов в работе, учебе, спорте и т.д. Такое воздействие на психологическое состояние человека может давать отличные результаты, и человек начинает жить и работать более уверенно.

Сейчас огромное количество статей, книг и видеофильмов, способных оказывать как положительное, так и отрицательное действие на человека. Для ребенка мотивация имеет не меньшее значение в жизни, чем для взрослых. Именно поэтому очень важно начать ее применять гораздо раньше. Правильно построенная мотивация поможет воспитать малыша, дать ему уверенность в себе и в своих действиях.

В данном случае нельзя путать мотивацию и приказную систему. Очень важно, чтобы дети не испытывали дискомфорта от полученных указаний. Малыш должен получать удовольствие от процесса, в дальнейшем, он сам захочет выполнять ту или иную работу без принуждения. Как же мотивировать ребенка?

Мотивация для дошкольников

Мотивацию малыша нужно начинать с первых лет жизни. Все это, конечно, должно происходить в игровой форме.

Игра в помощь игрушкам

В данном случае малыш выступает как помощник и защитник для своих игрушек. Как вариант, можно от имени куклы или любого другого любимого существа попросить ребенка о помощи. Он, выполняя ее, будет чувствовать семя взрослым и самостоятельным.

Помощь взрослому

В данном случае взрослый просит от своего имени помочь ему в каких-либо несложных делах. Например, собрать игрушки перед сном или сложить свои вещи в шкаф.

Знания малыша

Очень важно выступать в роли не только учителя, но и в качестве ученика. Нужно задавать несложные вопросы малышу и получать на них ответы. Учиться у него и изучать что-то с ним вместе.

Своими руками

Это этап развития малыша, когда он начинает делать что-то своими руками. Здесь стоит обратить внимание, насколько ребенок усидчив и терпелив. Если малыш отрывается от дела или вовсе бросает его, когда что-то не получается – в процесс создания нужно включиться взрослому и помочь достичь ожидаемого результата. Не нужно резко отвечать ему, что он должен это выполнить во что бы то не встало – в этом случае это воспринимается как приказ.

Мотивируя детей, ни в коем случае нельзя навязывать им свое мнение. Перед началом совместных действий нужно спросить разрешение у малыша, совместная работа позволит ему почувствовать себя взрослым и посвященным в планы родителей, детского сада или школы. По окончании выполненных работ следует оценить ее и дать оценку действиям.

Мотивация для школьников

В начальной школе мотивация зависит от квалификации педагога. Очень важно, чтобы учитель контролировал усвоение детьми учебных материалов, помогал, если кто-то из них отстает по программе. Рекомендовано включать в программу различные игры, пазлы, загадки, кроссворды и т.д. Это поможет заинтересовать ребенка и снять напряжение и беспокойство от каких-либо неудач. Мотивированный школьник будет с большим удовольствием посещать различные секции и кружки, ходить на любого рода дополнительные занятия. Родителям малыша на всем протяжении учебы стоит прислушаться к следующим советам:

Дисциплина

Очень важно приучать ребенка к ней с раннего детства. Малыш должен понимать, что есть время для учебы или труда, а есть время для отдыха и развлечений. Лучше будет составить распорядок дня, который поможет ему приучиться к порядку и эффективно проводить свое время.

Тренировка памяти и мышления

Начинать это нужно тоже с самого раннего возраста. Читать больше сказок, учить стихотворения.

Наказание

Этот пункт самый важный. Здесь важно проявить твердость, но не переборщить, иначе ребенку можно отбить любое желание учиться и трудиться. Не стоит ругать ученика за плохие оценки. Очень важно разобраться в причине допущенной ошибки. И наоборот, если школьник получает положительные оценки, необходимо его похвалить.

Поощрение

Это еще одна очень важная ступень в мотивации для детей. Хвалить малыша нужно не только за хорошие оценки, но и за любые другие действия, которые ребенок выполнил правильно.

Самостоятельность

Это именно то, что поможет детям воспитать в себе характер. Не стоит запрещать им делать что-то без вашего участия, даже, если вам кажется, что они могут с этим не справиться. Ведь именно возможность самостоятельно выполнять какие-либо действия дает возможность ребенку почувствовать себя взрослым и научиться нести ответственность за свои поступки.

Положительный пример

Дети – это копии взрослых. Они копируют полностью поведение своих родителей. Если ни папа, ни мама ничем не интересуются, не читают книги и не занимаются своим развитием – ребенку будет очень сложно жить по-другому и, скорее всего, малыш будет вести так же, как и взрослые.

Мотивация для одаренных детей

Способы мотивации одаренных детей имеют свои особенности. Бывают ситуации, когда умные мальчики и девочки, вдруг, неожиданно, начинают плохо учиться, теряют интерес к занятиям спортом и начинают грустить. В этом случае нужно подумать о недостатке мотивации.

Интерес ребенка

Если у него есть какое-то любимое занятие или малыш интересуется каким-либо направлением в истории, биологии или еще в чем-нибудь – нужно помочь ему в этом развиться. Новые книги, документальные фильмы и экскурсии помогут в этом.

Новшества

Так как ребенок одаренный очень быстро изучает и усваивает информацию – важно открывать ему что-то новое в жизни. Расширять его кругозор и давать ему возможность развиваться как в технике, так и, например, в танцах.

Цели и награда за них

Малышам нужно ставить цели, для одаренных детей лучше, если одно большое задание будет разделено на несколько, и за выполнение каждого будет определена награда.

Контроль времени

Немаловажным будет научить ребенка ценить свое время и правильно его распределять. Это необходимо для баланса работы и отдыха. Иначе, однажды, школьник может ощутить себя перегруженным и уставшим.

Школа и внешкольные занятия

Одаренным детям нужно видеть, что образование – неотъемлемая часть жизни, и что его родители ценят школу и обучение. Поэтому, ребенку нужно сразу пояснять, что многие науки, преподаваемые в школе, будут необходимы для его развития в любимом деле. Но не стоит наказывать ребенка, ровно, как и хвалить, только за провинности или успехи в школе. Малыш должен понимать, что школа – это важная часть его жизни, но не единственная.

Проблемы с детьми — школьниками встречаются довольно часто. Многие из родителей считают, что это трудность характера и отправляются с малышом к психологу. Посещением специалиста они пытаются убрать все проблемы в общении и учебе. На самом деле ни один врач не сможет помочь в этой ситуации. Для того, чтобы избежать проблем в школе и общении со сверстниками и семьей нужно правильно построить систему мотивации ребенка. Она должна включить в себя все пункты воспитания малыша. Это и задания, и награда за их выполнение, и наказание, и ответственность, и многое другое. Важным в воспитании детей будет отношение его родителей к нему. Ребенок должен знать, что любим, даже несмотря на не всегда положительные оценки и действия.

  • Скажите большое «НЕТ» использованию мобильного телефона во время учебы. Выключите его и отложите в сторону на время учебы. Многих людей отвлекают их телефоны. Положите телефон в ящик или отдайте вашим родителям, указав время, когда хотите получить его назад.
  • Постарайтесь правильно вести конспекты во время занятий и держать их в порядке. Используйте конспекты в подготовке к домашнему заданию, проекту или экзамену. Если вы переживаете, что упустите что-то из объяснений учителя, в то время как будете записывать, то делайте быстрые заметки карандашом в блокноте. Всегда можно стереть запись карандашом и переписать ручкой уже разборчиво!
  • Хороший сон важен для запоминания выученного материала. Это связано с тем, что во время сна мозг сводит воедино изученную информацию, тем самым укрепляя ее. Чтобы сохранять получаемые знания спите как минимум 8 часов каждую ночь.
  • Наведите порядок! Держите свой стол и рабочее место чистыми и аккуратными. Освободите рюкзак от ненужных вам бумажек или сложите все бумаги в большую папку. Когда вы организованы, вы ничего не упустите и не потеряете, и вам будет легче работать.
  • Не сдавайтесь. Пожертвуйте сегодняшним днем ради завтрашнего!
  • Скажите себе, что после того как вы достигнете поставленной цели, вы сможете отдохнуть и повеселиться. Не поддавайтесь посторонним раздражителям. Если кто-то или что-то отвлекает вас, используйте беруши, вату или отвернитесь от отвлекающего вас человека.
  • Подумайте, какую награду от учебы вы получите. Если вы хотите быть врачом, художником или кем-то еще, вам нужно учиться и получать хорошие оценки сейчас, чтобы в будущем получить работу, которую вы хотите.
  • Если вам нужна помощь, не бойтесь попросить о ней вашего учителя. Учителям платят за то, что они отвечают на вопросы. Кроме того, большинство учителей с охотой помогают ученикам. Задавайте вопросы, и учитель увидит, что вы заинтересованы в учебе и хотите преуспеть в его предмете. Не переживайте о том, что остальные друзья могут подумать о вас. Лучше хорошо выучить урок, чем сделать вид, что все хорошо, и вы все поняли.
  • Подумайте о ваших умных друзьях. Попытайтесь быть такими же как они, учиться как они. Посмотрите, как они учатся. Но не перестарайтесь!
  • Иногда учеба с другом может помочь не заскучать. Еще лучше, если это ваш одноклассник, так как он может помочь вам не заскучать. Но не слишком увлекайтесь болтовней - помните, вы должны учиться!
  • Некоторым людям помогает музыка, играющая на заднем фоне.
  • Если вас легко отвлечь, учитесь, повернувшись лицом к стене.
  • Если вы любите помечтать, то просто перестаньте думать обо всем, кроме учебы. Отложите все мысли в строну и просто приступайте. А также подумайте о том, как будет тяжело, если вы начнете готовиться к сложному экзамену перед самым его началом. Чем раньше, тем лучше!
  • Подумайте о том, чтобы нанять репетитора. С репетитором может быть интересно. Он поможет вам разобраться в том, что вы не понимаете. Если услуги репетитора не по карману вашим родителям, вы всегда можете попросить члена семьи с хорошими знаниями предмета, в котором вы «плаваете», помочь вам.

Опыт показывает, что результаты учебы в школе - не главный фактор дальнейшего жизненного успеха в общепринятом материальном понимании. У каждого человека свой, ни на кого не похожий график развития: плохие ученики оказываются гениями, а вундеркиндам не хватает жизненных сил на творческое долголетие.

Пресловутые примеры Эйнштейна и Моцарта повторяются снова и снова. Но мы упорно хотим видеть своих детей отличниками. Или хотя бы не хуже других! А другие бывают разные...’

У кого-то из школьников стремление соответствовать ожиданиям взрослых, желание быть «вполне хорошим», забирает в детстве такой огромный жизненный ресурс, что потом всю жизнь хочется отдохнуть. Особенно стараются в школе девочки, у которых и природа, и традиционное воспитание закладывают потребность нравиться, в том числе учителям и родителям.

Тех же ребят, кто не слишком обеспокоен их одобрением или имеет не востребованные в школе способности, подвергают, как правило, самым разнообразным дополнительным воспитательным мероприятиям. Иногда это продуманные меры, иногда просто всплески отчаяния взрослых. Бывают ли эти попытки результативными или же речь идет всего лишь о снятии тревожности и чувства вины излишне ответственных родителей?

Будешь тут в отчаянии: одни дети учатся хорошо без всякого участия взрослых, а другие… Поиски аргументов в пользу хорошей учебы неизменно приводят к угрозам бедности и низкого статуса в будущем. Родители свои взрослые страхи пытаются навязать ребенку в дополнение к его детским.

Если уж хотите грамотно манипулировать страхами, так используйте реальные, например, гнев или огорчение учителя и родителя (работает в младшем возрасте), статус в среде ровесников у подростков... Запуганный человек всегда хорошо управляем, правда, только при выполнении примитивных задач - как школьные. А дальше пусть взрослеет, пусть поборет свои страхи. Если получится.

Как правило, ребенок не в состоянии понять и оценить будущих выгод образования, у него еще не сформирован механизм предвидения, прогнозирования. Та самая детская непосредственность - это и есть жизнь в настоящем, здесь и сейчас. Далекое, взрослое будущее чаще всего не может быть мотивом заинтересованности в учебе для школьника. Рассчитывать на это ошибочно.

Если ребенок упорно не хочет учиться, взывать к его сознательности, апеллируя ко взрослым ценностям - не принесет результата, но может испортить отношения, ухудшить взаимопонимание на всю оставшуюся жизнь.

Ребенок способен, осознавая свою слабость и зависимость от взрослого, сделать вид, что думает о будущем, но зачастую это обман других или самого себя. Соглашаясь с родителями, он либо хочет им нравиться, сохранить хорошие отношения, либо утратил надежду, что будет понят.

Если учеба стала проблемой, не зазорно «завлекать», особенно младшего и среднего школьника , сиюминутными выгодами и поощрениями. Для каждого они свои, индивидуальные. Выбирать их нужно, не только учитывая характер детей, но и корректируя его.

Вот задачка для читателя. Предположим, ребенок деловит, меркантилен, склонен использовать людей. Вы ему предлагаете, с учетом этих востребованных сегодня во взрослой жизни качеств, материальное вознаграждение за хорошие оценки. Это может сработать, учеба улучшится.

Возможный прогноз - прагматизм вы доведете до полного цинизма, отказа от других ценностей, кроме материальных. Это обеднит и спектр удовольствий, и саму личность ребенка, деформирует систему ценностей, может сделать недоступной полноту чувств. Такого юного делового человека лучше наградить по-другому: совместной прогулкой, фильмом, экскурсией туда, куда хочет он, а не вы, днем непослушания, игрой «ты начальник».

Если же ребенок, наоборот, излишне романтичен, слишком отстранен от реальной жизни, то, возможно, стоит познакомить его с экономическими понятиями на практике, установив тарифы на конкретные достижения в учебе - это только расширит кругозор.

Но вот что подойдет именно вашему наследнику - это главный вопрос, а ответ зависит от семейных ценностей, от осмысленности моделей семейного воспитательного поведения. Нельзя подгонять их под навязанные кем-то правила, ведь каждая семья уникальна.

Часто причиной плохой успеваемости становится эмоциональное напряжение, страхи, психологическая травма. Не будучи осознанными, они «съедают» психический ресурс школьника, ему становится не до учебы, и он сам не знает, почему. Разблокировать способности такого ребенка сможет чуткий педагог, специалист-психолог, счастливая случайность - книга, фильм, беседа с посторонним человеком.

Родители - слишком значимые, а потому зачастую напрягающие фигуры для ребенка. Если они дают понять, что учеба наследника их не устраивает, для него это означает лишь одно: со мной что-то не так, я не оправдал ожиданий, я хуже других, усиливается естественное, присущее любому из нас чувство неполноценности, растет тревога, подпитываемая расспросами и недовольством взрослых, а также тем, что ребенок, как и все мы, грешные, плохо себя понимает...

Выражаются эти негативные чувства у всех по-разному - у кого-то это ненависть к школе, у другого - чувство вины перед родителями, у третьего - бравада и грубость, уход от неприятного в разных формах, в том числе болезней и так называемых школьных неврозов... Распознать корень проблемы бывает тяжело всем участникам «учебной тревоги».

А как же воспитывать, спросят хорошие родители, неужели не обращать внимания на учебу? Ну, у вас это и не получится, разве что ценой подавления собственных тревожных чувств, что тоже здоровья не добавит. Конечно, обращать внимание, переживать, но не вместо ребенка, а вместе с ребенком, поддерживать его, горевать и радоваться вместе с ним, разделять его чувства по поводу оценок, а не выступать в роли контролера и надсмотрщика.

Лучшая мотивация - собственным интересом и собственной ответственностью, но если трудности в учёбе зашли далеко, то эта кнопка так просто не включится.

Всегда смешно, когда спрашивают - как вы заставляете своих детей так много читать? Или перепрыгивать через классы? Убеждена - нельзя заставить человека спать, читать, любить, есть - как положено, с удовольствием... Остановитесь, оглянитесь - не слишком ли вы увлеклись администрированием в отношениях с ребенком? Не знаете других средств воспитания, кроме принуждения? Но можно поиграть, использовать природные реакции, заинтересовать.

Лучше всего, конечно, использовать естественную любознательность. Не верите? Но ведь любой родитель согласится, что дети бывают опасно любознательны, неприлично любопытны - это в них заложено изначально. Рискуя опять вызвать недоверие, буду упорно утверждать: познавательная потребность - одна из самых мощных у ребенка!

Другой вопрос, что «принудиловка» даже половой инстинкт превратит в неприятную обязанность, а, надеюсь, никто не сомневается в его природности? Иногда плохая учеба - показатель того, что у школьника есть увлечения, способности, не востребованные в процессе учебы.

Не в обиду будь сказано школе, но там нужна лишь хорошая память да разборчивый почерк. Как бы сильно ни горели любознательностью глазки первоклассника, как бы хорошо ни сформировали у него родители и специалисты дошкольных учреждений пресловутую психологическую готовность к школе, уже ко второму классу от этих прекрасных намерений мало что остается. Глазки потухают, но никто по этому поводу не бьет тревогу.

Познавательный интерес ребенка остается за рамками школьного обучения, его приносят в жертву оценке, дисциплине! Иногда мне кажется, что учителями стали все девочки, любившие играть в школу в детстве. Они получают удовольствие от самого процесса: ставить отметки, записывать домашнее задание на доске, следить за правильной осанкой учеников... За этими, безусловно, очень нужными делами теряется сама сущность школы - познание.

Не знание как эквивалент оценки, которое можно предъявить на вступительных экзаменах вместо конкретной суммы, а знание как интерес, если хотите, увлечение, забава, игра интеллекта. Такое отношение в какой-то степени присутствует в младшей школе, но дальше даже творческие учителя, а их немало, считают приоритетом - дисциплину, а результатом - оценку. Все чаще познавательный интерес выносят за скобки, не принимают во внимание его существование.

Совместную со взрослым подготовку к урокам можно рекомендовать только иногда в начальных классах . Чем раньше ребенок почувствует личную ответственность за свою учебу, тем лучше.

Если же родители дадут понять, что слишком заинтересованы в хорошей учебе отпрыска, последствия могут быть разные - от излишней тревожности неуверенного в безусловной родительской любви ребенка до нормальной, не лишенной мудрости человеческой позиции: кому больше нужно, тот пусть и парится.

Не отнимайте у детей их чувства, переживания и желания, у вас и своих немало. Это трагедия многих хороших, ответственных родителей: чем больше они стараются дать ребенку, тем меньше отдача. А механизм прост - внутренний контроль не формируется, так как его заменяет интенсивный внешний.

Это как у наркоманов - радость приходит только через шприц, не обусловлена изнутри. Она сильная, но ненастоящая и этот суррогат слишком дорого обходится. Родители, слишком сильно контролирующие учебу детей, способствуют их зависимому поведению, а как это может аукнуться в будущем - можно только предполагать. Зависимость многогранна, непредсказуема, многолика.

И маленький, и взрослый имеет право на неудачу. Двойка, прежде всего, проблема ребенка, а потом уже родителей. Если кажется, что ученик не переживает за учебу, скорее всего, это ошибочное впечатление. За долгие годы работы мне не удалось встретить ни одного такого школьника. Может, просто не повезло? Многим даже в солидном возрасте снятся сны о невыполненном домашнем задании.

Со своими детьми я бываю агрессивна - нашей, женской, словесной агрессией, но никогда даже в голову не приходило ругать их за плохие оценки: видно же, человек и так сам не свой. А как же успокоить родительскую тревогу? Лучше спросить: сильно переживаешь? И внимательно выслушать ответ. Просто быть рядом в трудную минуту.

Когда возникают трудности с учебой, неуместным будет предлагать ученику готовое решение: взять репетитора или позаниматься дополнительно самому. Ведь главная задача родителей не решать проблемы вместо детей, а научить их находить решение самостоятельно. В особо трудных ситуациях я всегда спрашиваю ребенка: а что же делать?

Конечно, я знаю, что можно сделать. Но знаю также и то, что чужой опыт редко пригоден для использования в готовом виде, каждому нужно добывать свой. Поэтому вопрос искренний и он означает: что же делать, чтоб ты сам решил, что тебе нужно делать. Долго? Сложно? Зато работает, в отличие от поучений.

И если быть достаточно терпеливым, не подсказывать, можно получить правильный ответ на эту задачку. Правильным будет любой ответ, если он исходит от самого ребенка. Самый лучший, конечно, «я могу позаниматься» или «давай пригласим репетитора». Или «помоги мне контролировать время, проводимое за компьютером». Но может быть и: «а ну ее, эту математику, буду поступать на исторический». Или даже: «не хочу учиться»!

Это тоже можно принять, сделать выводы, построить концепции дальнейшего развития с учетом реального положения, спокойно объяснить все последствия, почаще употребляя фразы «это тебе решать», «ты хозяин своей жизни», «как сам знаешь, я смогу тебе помочь тем-то и так-то».

Беседовать с ребенком - это прежде всего слушать и слышать. Никто из нас не бросается с восторгом выполнять чужие планы. Вспомним: плановое социалистическое хозяйство не смогло конкурировать с основанным на личной предпринимательской инициативе!

Над многими родителями довлеют когда-то и кем-то сформированные, но живучие стереотипы. Например, когда психолог «разрешил» родителям полностью неуспевающего ученика не проверять домашнее задание, мама чуть в обморок не упала - да как же можно?

Но ведь сын от этого лучше не учится, изнурительное, по нескольку часов в день совместное приготовление уроков в 7 классе не дает ни малейшего эффекта, только портит отношения, вызывает ответную агрессию, родители становятся врагами. А это уже грозит уходом ребенка из дома, конечно, чаще символическим, и поиском радостей жизни в формах, родителями совсем не одобряемых, по формуле «назло врагам».

Если кнопка не работает, не стоит нажимать ее годами только потому, что «так надо». И знайте - ребенок здесь ни при чем, вы удовлетворяете собственные потребности... Нужно переучиваться, пробовать искать более эффективные воспитательные воздействия. А если вы осознанно выбираете принуждение, верите в его эффективность, не можете обойтись, пусть не будут сюрпризом его последствия - отчуждение, потеря доверия ребенка.

Принять такие насильственные формы любви к себе способен не каждый школьник, а только тот, у кого уже сформировалась психология жертвы. Тревогой по поводу учебы родители могут «заразить» отпрыска неосознанно.

Дочь моих знакомых явно перебарщивает с учебой, из-за чего часто болеет. С папой у девочки очень теплые отношения, души друг в друге не чают. Он, конечно, горд своей победительницей всех олимпиад, но, беспокоясь о ее здоровье, по-дружески советовался со мной - ну почему дочка так уж надрывается.

«Самое логичное, что можно предположить - тебе хочет нравиться».
«Да я ж ее ничего не заставляю, да мне, если хочешь знать, ее учеба безразлична».
«Угу, а ты ж ее спрашиваешь каждый день, типа, как дела».
«Обязательно!»
«А вспомни, что именно ты говоришь?»
«Ну... Как дела, что получила в школе... Думаешь, из-за этого?!! А меня тоже так всегда спрашивали. А я думал, это просто внимание к человеку... А как же говорить-то?»

А можно спросить - как настроение или по-американски - как ты? «Как ты себя чувствуешь» - если повторять каждый день, тоже может внушить тревогу, только по поводу здоровья.

2- Способствуйте зарождению новых идей у вашего чада, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.

8 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией , должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.

10 – Родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация. Поэтому необходимо знать, что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания, это не значит, что он мотивирован выполнять их. Так в чем же разница между этими двумя понятиями? Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели, например, стать профессиональным писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.

Как поддерживать у ребенка желание учится?

Нам как родителям, хочется, чтобы ребенок учился с желанием.
К сожаленью, не всегда он разделяет наше желание…
Что делать, как развить в ребенке желание учится?

Чтобы понять чувства своего ребенка – проанализируйте свое отношение к работе или к вашей учебе в школе, когда Вы были детьми!
Может, вы иногда допускаете высказывания:
- и чему вас вообще учат
- нечего в этой школе делать
- и т. п.
Таким образом, чтобы пробудить в ребенке желание учиться:

1. Помните, что ребенок отражает чувства и взаимоотношения своих родителей;

2. Подумайте, как Вы относитесь к своей работе. Что есть хорошего и полезного в Вашей работе? Думайте о пользе Вашей работы. Рассказывайте об этом ребенку. При необходимости займитесь любимым делом и об этом рассказывайте ребенку. Покажите ему на деле, какую пользу может приносить любимое занятие для всей семьи.

3 . Проанализируйте свое отношение к учебе ребенка, к школе. Считаете ли, что ребенок действительно может с интересом ходить в школу, хотеть учиться или каждый день просматриваете дневник в ожидании очередного замечания? Так как у КАЖДОГО РЕБЕНКА есть интерес к познанию нового, поверьте в Вашего ребенка, в его способности, думайте ТОЛЬКО о его достижениях, забудьте ошибки и замечания.

4. Принимайте активное участие в любимых занятиях ребенка.

5. Определите скорость обучения ребенка. Принимайте его таким, какой он есть. Дайте ему возможность учиться так, как он может.

6. Выполнение домашних заданий по нелюбимому школьному предмету превратите в увлекательное занятие. Подумайте, чем любит заниматься ребенок, кем он хочет стать в будущем, и найдите, чем данный предмет будет ему полезен в этом.

7. Никогда не поздно изменить свое отношение к работе, к ребенку, к его учебе. Стоит только начать – и плодов не придется долго ждать.
Мы очень часто слышим от наших детей такие слова как: « я ненавижу математику», «я не хочу делать домашнюю работу», «я не люблю учиться в школе». Каково же слышать такое родителям, которые столь заинтересованы в учебе своих детей, прилагают для этого много усилий и времени, и все равно не могут добиться положительного отношения своего чада к получению знаний.
«Почему мой ребенок не заинтересован в учебе?», « Что заставляет моего ребенка противиться ходить в школу? Почему он говорит, что учиться очень скучно», «Почему он показывает высокие результаты по одним, а низкие по другим предметам?», «Почему ему не нравится изучать английский?» Это всего несколько вопросов, которые возникают у обеспокоенных родителей, когда их чада проявляют отсутствие интереса к обучению, как дома, так и в школе.
Нам следует быть умеренными в обращении с детьми, общаться с ними с любовью. При обучении относиться к ним мягко, чтобы облегчить их восприятие, так как ребенку требуется определенное время , чтобы понять наши слова и правильно ответить.
Дети не несут ответственность за свои поступки, поэтому будьте терпеливы в их отношении.
Они отличаются друг от друга по уровню интеллекта и восприятия. Некоторым для понимания хватает простого сурового взгляда, а других нужно крепко поругать. Но никогда нельзя переставать следовать хадису Султана Пророков, который сказал: «Кто не показывает милосердия к молодым людям, тот не сможет быть одним из нас» (Тирмизи, Бирр). Поэтому ребенка можно завоевать только с любовью, нежностью и мягкостью.
Давайте попробуем разобраться в причинах, из-за которых многие дети проявляют отсутствие интереса к получению знаний. Иногда причины могут быть самыми очевидными: возможно, у родителей не бывает времени помогать ребенку в выполнении домашних заданий, или ребенка окружает большое количество развлечений, из-за которых он не может оказать должную концентрацию в учебе.
Также могут быть менее явные причины: возможно ребенку не нравится тот или иной предмет, возможно, его понимание дается ему с большим трудом, например, ему может не нравиться письмо или математика.
Иногда смена учебной обстановки или приход нового учителя может повлиять на чадо с отрицательной стороны, также давление со стороны сверстников или отсутствие доверия со стороны взрослых могут послужить причиной отсутствия интереса к учебе. Важным вопросом является то, насколько мы, будучи родителями и работниками сферы образования, обращаем внимание на то, получает ли ребенок радость и удовольствие от процесса обучения.
Первые годы в жизни ребенка имею первостепенное значение и играют важнейшую роль в установлении характера ребенка и его возможных действий в будущем . Исследования показывают, что опыт, который переживают дети в первые пять лет своей жизни, формируют жизненные связи в головном мозгу. Именно эти связи являются основой для предрасположенности ребенка к обучению, его социального и эмоционального развития.
Также некоторые дети, обладающие коротким периодом концентрации, не могут заниматься одним видом деятельности больше 5-10 минут . Их требования отличаются от сверстников, поэтому для них созданы специальные программы, соответствующие их требованиям в обучении.
Проведение вашего времени с ребенком в процессе игры или выполнением домашней работы является одним из ключевых возможностей для взаимодействия и устанавливает доверие и мотивирует ребенка на обучение. Мы должны не забывать о том, что дети получают знания постоянно и всюду, не только в школе.
Рекомендации для повышения мотивации ребенка к учебе

1 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое.
2- Способствуйте зарождению новых идей, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.
3 – Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.
4 – Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.
5 – Хвалите вашего ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
6 – Помогите вашему чаду взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.
7 – Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель, вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.
8 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.
9 – Выполняйте домашние задание в форме игры, так как большинство детей любят это, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру. Также проверка работы детей показывает, что вы заботитесь о них. Свяжите домашнее задание ребенка с его интересами или позвольте сделать это ему самому.
10 – Родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе.

Внимание со стороны учителя является основой для обучения, что придает ему чувство собственной значимости и заставляет его прилагать усилия в своей работе. Если учитель может выявить интерес ученика, и работа привлекает внимание ребенка, то интерес к учебе сохраняется. Существует два вида интереса – позитивный и негативный. Когда ученик имеет положительный интерес к учебе, то он сам стремится к получению знаний. Если же интерес негативный, то ребенок воспринимает лишь малую долю информации, которую ему преподают.
Необходимо, чтобы ученик имел собственное желание учиться, нельзя делать так, чтобы процесс обучения зависел от результатов внешнего давления.
Если ребенок заинтересован в каком-либо школьном предмете, то мудрый учитель или родитель, всегда сможет использовать этот интерес в целях обучения. Но для того, чтобы родители могли поддерживать интерес в ребенке, они должны понимать, как достигается этот интерес и как возникает в человеке стремление, вызывающие аппетит к учебе.
Повседневная жизнь человека, его личность, черты характера – все это определяет его стремление к учебе. Также очень важно быть трудолюбивым, если человек ленивый, у него не будет желания и стремления получать знания.
Кроме того, нужно, чтобы дети испытывали чувство одобрения со стороны родителей. И необходимо, чтобы дети испытывали чувство радости от собственных достижений, так как это будет способствовать еще большему желанию учиться. Они должны испытывать чувство гордости от собственных достижений.

Мотивация к учёбе бывает дух видов: внешняя и внутренняя. Большинство родителей, как правило, используют внешнее мотивирование. К его числу относится материальный стимул, когда родители предлагают детям за успешное усвоение знаний материальные ценности или карманные деньги.

Также к внешней мотивации можно отнести различные методы повышения интереса к предметам школьной программы. Здесь идёт речь об использовании различных игровых технологий, наглядных пособий, новых форм обучения и т. д.

Кроме того, на некоторых детей хорошо влияет создание ситуации соревнования. В некоторых классах разрабатывают рейтинги учащихся и вывешивают на всеобщее обозрение результаты. Примерно то же самое можно сделать и дома, если у вас два и более детей. Несомненно, некоторые родители продолжают использовать для мотивирования детей убеждение. Однако дети, обычно, воспринимают это как чтение нотаций, и не особенно к ним прислушиваются.

Заканчивая говорить о внешнем мотивировании, я ещё раз хочу напомнить вам, что ни в коем случае не следует использовать оценку, как метод стимулирования. Помните, оценка – это не самоцель. Если вы хотите видеть ребёнка, который светится от своих знаний и умений, не вознаграждайте его просто за факт получения хорошей оценки. В противном случае, он будет выпрашивать у учителей эти оценки.

Что касается внутренней мотивации, то тут нужно создавать для ребёнка состояние успеха. Однако не нужно выдумывать самостоятельно успех для ребёнка и хвалить его за это. Отмечайте все те моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получается. Когда у него самого, без чьей-либо помощи действительно что-то получилось, не скупитесь на похвалу. Даже если это был не большой успех. Это будет отличным стимулом к учёбе. При этом не забывайте проявлять к его неуспехам и успехам интерес: что способствовало такому хорошему результату или что помешало его достижению.

Кроме того, в обучении следовало бы использовать метод проблемного изложения. Если применять его систематически, у детей будет рождаться внутренний мотив к деятельности.

7 необходимых для жизни навыков: самоконтроль, оценку перспектив, коммуникативность, формирование связей, критическое мышление, способность справляться с трудностями и заинтересованность в учебе

другие публикации по теме:

1. Вера ребенка в свои способности ведет к лучшим результатам - постоянная мотивация при обучении
2. Любопытство как основа эффективного обучения ребенка
3. Учебная мотивация ребенка и ее виды. Собственный внутренний стимул – самая мощная сила для школьника...
4. Заставлять или направлять ребенка?
5. Работай не только ремнем, но и языком! Объяснение ребенку за что его наказывают. Мотивация запрета

Как поддержать интерес к учебе?»

Родительское собрание

Цели «Практической лаборатории»

Раскрыть родителям значение познавательного интереса к учебе.

Ход собрания

1.Постановка проблемы.

2.Теоретические сведения о мотивации учения.

Трудность контрольного задания

Эмоциональные переживания стыда и раскаяния уменьшаются.

Возрастает чувство стыда и раскаяния

Умело используя все эти эмоциональные особенности причинных схем, можно

Сформировать оптимальную мотивацию, адекватную самооценку.

Тренинг личностной причинности

Мотив – это побуждение к деятельности, то ради чего ребенок совершает ту или иную

деятельность.

Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как « пешками»

А дети должны почувствовать себя « источником», они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение.

Диагностика мотивации

учащихся

18 уч. с желанием ходят

интересно, узнаю

много нового, общение с

друзьями

20 уч. нравится учиться

пригодится в будущем,

становишься умным, получаю

Мотив учёбы:

13 уч. –прочные знания

3 уч. не огорчать родителей

6 уч. –устроится на престижную

4 уч. не желают ходить

не нравится

учиться, рано вставать,

(задают много

домашнего задания)

ПРАКТИКУМ

Ребенок стал плохо учиться, пропускать занятия.

Ребенок игнорирует отдельные предметы, с трудом вытягивая их на «3».

Советы для родителей

Вселите в ребёнка чувство уверенности в свои силы.

Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных конфликтов.

Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребёнком.

Отметьте первый успех ребёнка.

Развивайте у ребенка чувство собственного достоинства.

Наши пожелания

Занимайтесь со своими детьми, помогайте им.

Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного.

Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника в обучении?

Что такое мотивация и какие факторы могут ее снизить, мы выяснили в предыдущих главах. Теперь мы подходим к центральному вопросу: как вы можете помочь своему ребенку вступить на путь мотивированного обучения?

К сожалению, не существует кнопки, с помощью которой можно было бы включить желание учиться, но родители могут поспособствовать появлению у ребенка внутреннего побуждения к этому. В этой главе вы узнаете о том, как создать комфортный учебный климат и необходимые условия для появления у ребенка желания учиться, а в конце книги вы найдете «План действий», который вам ясно покажет, что вы можете сделать прямо на этой неделе, в течение месяца и ближайшего полугодия.

Окружающий мир, полный любви

Еще когда ваш ребенок был маленьким, вы каждой улыбкой, каждым ободряющим кивком и каждым нежным прикосновением вызывали в его организме выброс мотивационных нейромедиаторов, тем самым закладывая основу для дальнейшего интереса к учебе. Поэтому так важен эмоциональный климат в семье, атмосфера тепла и внимания, а также правильная интонация при похвале и критике в адрес ребенка. Кроме того, дети должны иметь возможность обсуждать с родителями свои мысли и чувства, а также происходящие события.

Исследователи мотивации считают, что ключом к независимой мотивации ребенка в отношении учебы является так называемое «авторитетное воспитание». Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, умеют правильно комбинировать любовь и контроль. Они устанавливают четкие границы и правила, которые понятны ребенку и работают неизменно. Одновременно такие родители всегда готовы поддержать ребенка, если ему тяжело. В таких условиях ребенок получает достаточно свободного пространства для развития самостоятельности, и родители активно его в этом поддерживают.

Нельзя лишать ребенка любви или наказывать за плохие оценки. Если ребенок будет бояться получить плохую отметку, в следующий раз он радости от учебы уже не получит. Разумнее вместе подумать, в чем была причина ошибок и как можно исправить ситуацию. Детям необходима уверенность в том, что они будут успешно развиваться, даже несмотря на низкие оценки. У них не должно создаваться впечатления, что они учатся ради оценок. Родителям следует в первую очередь интересоваться темами и содержанием уроков, а не результатами успеваемости ребенка. Таким образом они показывают ребенку, что придают большое значение тому, чему обучают в школе.

При ежедневном общении с ребенком-школьником у вас есть много возможностей влиять на него, используя вашу реакцию и личный пример. Реакции родителей показывают ребенку, как он сам должен себя воспринимать, таким образом ребенок формирует представление о себе. Приободрите его, когда ему тяжело, поддержите, чтобы он закончил дело и не сдался. Помогите ему, если он не знает, что делать дальше, похвалите, если добился успеха, разумной критикой дайте ему толчок для дальнейшего развития. Говорите ему, что ошибки совершают все, и это совершенно нормальное явление – на ошибках учатся.

Конечно, не всегда легко бывает правильно реагировать. Времени и терпения нам часто не хватает, но есть некоторые приемы, которые могут вам помочь. Иногда достаточно пять минут помолчать или послушать анекдоты с урока физики. Или ободряюще взглянуть на ребенка, который размышляет над сочинением. Ваша задача – дать ребенку понять, что вы заинтересованы в его общем развитии, а не только в его работоспособности и успехах.

Свободное пространство в разумных пределах

Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Они прикладывают больше усилий, чтобы справиться с заданием, даже с неприятным, потому что сами понимают, зачем им это нужно. Потребность в самостоятельности – одна из трех основных психологических потребностей человека, как мы уже выяснили в первых главах.

Но как способствовать развитию в ребенке самостоятельности? Ответ парадоксален: ставя разумные ограничения. Детям необходимы ориентиры, рамки, внутри которых они могут свободно развернуться. Прежде всего это четкий, подробный распорядок дня в определенном подходящем ребенку ритме, обеспечивающий здоровый образ жизни. Он должен включать в себя время для выполнения домашних заданий и совместные обеды или ужины с семьей. Американские психологи установили, что дети, которые хотя бы семь раз в неделю садятся за стол вместе с другими членами семьи, получают значительно более высокие оценки по сравнению с другими детьми, кроме того, у них снижается риск стать наркоманами, и даже их общее физическое состояние лучше. Этот эффект достигается также, если родители достаточно много времени проводят с ребенком дома. Совместные трапезы и совместный досуг с родителями очень важны для ребенка.

Вам нужно договориться с ребенком, когда и где он будет делать домашние задания, когда идти спать или садиться за стол. Если время для занятий установлено и оно постоянно, не будет напряженных споров, пора делать уроки, или можно посмотреть еще один мультфильм. При этом простое и постоянное расписание воспринимается детьми легче, чем многочисленные правила.

Вам нужно установить для ребенка следующие правила, касающиеся школы:

Посещение школы – обязанность ребенка, как и работа по дому, о которой вы с ребенком договорились. Отлынивание не приветствуется, если только ребенок не заболел. Ребенок должен сам вовремя вставать по утрам и собирать все необходимые ему в школе вещи;

Вопрос о выполнении домашних заданий вне обсуждения. Как и когда они должны выполняться, вы можете решить вместе с ребенком;

Об оценках ребенок должен сообщать. Всегда можно спокойно все обсудить и, в случае неудач, набросать план по улучшению ситуации.

Если правила нарушены, вы должны последовательно отреагировать. Если ребенок, например, не соблюдает время, предназначенное для уроков, примите соответствующие меры. Они должны быть разумными, логичными и понятными ребенку. Например: «Если ты через десять минут не выключишь компьютер и не сядешь за уроки, не пойдешь гулять после обеда». Оставайтесь непоколебимыми в своем решении, даже если иногда это сложно.

В рамках своих возможностей детям необходимо как можно раньше принять ответственность за свое обучение на себя, при этом они должны знать, что родители их всегда поддержат. Самостоятельность не означает, что детей нужно бросить на произвол судьбы. Помогайте при необходимости, но по возможности поменьше.

Кто собирает портфель у вас дома, кто раскрывает книгу с домашним заданием, кто читает вслух задачу? Если это не ваш ребенок, скорее меняйте ситуацию.

Объясните ребенку, как он может самостоятельно распланировать обучение, задав ему наводящие вопросы: «По каким предметам у тебя сегодня задания? С чего ты хочешь начать?» – «Как ты будешь учить стихотворение?» Проверяйте задания только тогда, когда он их закончит.

Никогда не подсказывайте ребенку ответы. Переживание успеха от самостоятельно решенного после долгих мучений уравнения дольше сохраняется в памяти, чем ответ, который подсказала мама. Последовательно выводите ребенка на правильный путь и склоняйте к самостоятельным размышлениям. Давайте ему все необходимое, побуждайте применять собственные учебные стратегии, помогайте пробовать новые методы.

Дайте ребенку возможность проверить свою работоспособность и бросить себе вызов.

При этом показывайте ему свое доверие: «Я знаю, ты сможешь все сделать самостоятельно». Предъявляйте требования высокие, но соответствующие возможностям ребенка, избегайте недооценок и переоценок.

Вера в собственные способности

Успех в учебе зависит не только от врожденного таланта, но в большей степени от уверенности в своих способностях. Чтобы добиться хороших результатов, дети должны верить в то, что у них получится. Они должны чувствовать, что смогут справиться с поставленными или самостоятельно выбранными задачами.

Представление о собственном развитии и талантах, которое складывается у ребенка, оказывает огромное влияние на его готовность пробовать свои силы в трудных делах. Каждый ребенок рождается с определенным генетическим потенциалом, но на его развитие сильно влияет окружающая среда, поэтому заложенный потенциал может либо вырасти благодаря стимулам, либо уменьшиться из-за их отсутствия. Уровень интеллекта детей, которых не стимулируют должным образом дома, снижается.

Уже в возрасте 10-12 лет дети имеют четкое представление о своем уме и своих недостатках: тот, кто понимает, что способности можно развить, добивается лучших результатов в учебе. Мнение ребенка о его собственном интеллектуальном развитии и талантах можно изменить. Достаточно объяснить ребенку, что человеческий мозг постоянно совершенствуется в ходе обучения, в нем образуются новые нервные клетки и связи между ними, а значит мозг можно тренировать, как мускулы, и эта тренировка имеет смысл.

Помогите ребенку понять, как его старания приводят к нужным результатам, это тоже будет способствовать развитию у него динамического представления о себе. Подчеркните, чего он добился благодаря упражнениям, учению, упорству или правильным стратегиям. Не должно быть фраз типа: «Мне просто повезло» или «Задания были легкими» и тем более таких: «Немецкий – такой предмет, где или везет, или не везет» и «Либо ты математик, либо нет».

Побуждайте ребенка ставить перед собой реальные цели, оценивая при этом, сможет ли он их добиться. Это повышает чувство самоэффективности. Напоминайте ему о его прошлых достижениях, сравнивайте своего ребенка с ним самим пол года назад, а не с другими детьми.

Задумывайтесь о том, какое мнение о школе и определенных «ненавистных предметах» складывается у вашего ребенка. Возможно, после нескольких плохо написанных контрольных работ у него появилось убеждение, что у него нет способностей к английскому языку или он слишком глуп для математики, вследствие чего нет больше смысла стараться.

Эмоциональное развитие

Способность справляться с отрицательными чувствами не только играет важную роль в учебе, но и в целом помогает человеку успешно идти по жизни. Если ребенок научится преодолевать гнев, раздражение и страх, он разовьется в счастливую, сильную и мотивированную личность. В школьной жизни ребенок переживает массу эмоционально сложных ситуаций: разочарование, если контрольная работа не удалась, гнев и раздражение, если уравнение по математике снова не сходится, волнение, когда предстоит трудный экзамен.

Дети только тогда могут научиться справляться со своими чувствами, когда они перестанут бояться их выражать. Как люди живут с чувствами, как справляются с неприятными ситуациями, как выражают гнев и радость – за всем этим дети наблюдают и одновременно учатся, и в первую очередь примером для них являетесь вы, его родители. В вопросах выражения эмоций вы – модель, на которую ориентируется ребенок, поэтому:

1. Четко выражайте чувства. Например: «Я сердита на папу, потому что он так поздно пришел».

2. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка.

Наблюдайте за его жестикуляцией, мимикой и интонацией. Как он себя ведет, когда занят каким-нибудь делом – он внимательный, неспокойный, сердится или боится? Расспросите его, что он чувствует, если не уверены, что ему удастся справиться с ситуацией.

3. Разговаривайте о чувствах и объясняйте, почему другие так или иначе реагируют или ведут себя («возможно, Даша обидела тебя потому, что приревновала тебя к Игорю – ты играл с ним, а про нее совсем забыл»). Знакомьте своего ребенка с его собственными разными эмоциями. Помогайте ему выражать свои чувства и понимать чувства других.

4. Реагируйте разумно на эмоции ребенка – утешайте, если он печалится, не высмеивайте, если он стесняется, и так далее Выражайте понимание, например, кивая в знак согласия. Не вмешивайтесь сразу, сначала дайте ему возможность самому справиться со своими ощущениями.

5. Если вы замечаете, что ребенок недооценил ситуацию и собирается впасть в ярость или отчаяние, вы должны ему помочь. Повлияйте на его чувства, переключив, например, его внимание на что-нибудь другое, успокоив, взбодрив или обняв. Когда кризисная ситуация пройдет, пропадет злость и можно будет спокойно поговорить друг с другом, объясните, что он неправильно себя повел.

6. Если ребенок озадачен, например, каким-то школьным неприятным происшествием или ссорой с братом или сестрой, ему не до учебы. Такие ситуации необходимо разъяснять перед тем, как он начнет делать домашние задания, чтобы негативные чувства не «перешли» на письменный стол.

7. Понаблюдайте за своими собственными чувствами: вы уже на взводе , когда ребенок наконец садится заниматься? Вы теряете терпение, если он чего-то не понимает сразу? Вы его ругаете за нежелание учиться? Осторожно! Попробуйте сначала справиться с собственным раздражением, а уж потом спокойно и по-доброму объясните ребенку, что домашнее задание не такое уж и сложное и у него обязательно все получится. Таким образом вы в некоторой степени сможете предотвратить плохое настроение своего ребенка.

8. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства. Иногда достаточно сказать лишь: «В следующий раз у тебя точно все получится. Просто попробуй еще раз». Если ребенок получил «двойку» за контрольную, утешьте его, а не ругайте: «Подумай только, сколько еще контрольных работ тебе предстоит написать – стоит ли огорчаться из-за одной неудачи!»

9. Научите ребенка управлять своими чувствами. Объясните ему, как…

Правильно работать над ошибками. Вместо того чтобы бесконечно переживать из-за плохо написанной работы по английскому, разумнее подумать, почему так получилось, и в следующий раз добиться лучших результатов;

Разрабатывать планы решения проблем;

Переосмысливать неприятные ситуации;

Бороться с негативными чувствами, отвлекаясь на другие мысли и давая себе передышку;

И кого просить о помощи, если он сам не справляется с проблемой;

Успокоиться, сосчитав про себя (или вслух) до десяти, особенно когда кажется, что вот-вот взорвешься от злости;

Можно выпустить пар, громко выругавшись, чтобы потом спокойно продолжить работу;

Подбодрить самого себя, вспомнив о прошлых успехах;

Не отвлекаться во время работы. Умение сосредотачиваться чрезвычайно важно при обучении.

Выносливость

Для хорошей успеваемости выносливость не менее важна, чем умственное развитие или талант. Люди, которые умеют добиваться своего, становятся лучшими и в школе, и в профессии, и в других областях. Хорошие оценки не преподносятся на серебряном блюдечке – нужно постараться, чтобы их получить. В школе дети постепенно понимают, что успех приходит не сразу, нужны труд и терпение.

Чтобы научить ребенка контролировать себя и идти к своей цели, прежде всего перестаньте исполнять желания своего отпрыска немедленно, научитесь говорить ему «нет». Объясните ребенку, что те вещи, которые требуют большого труда, тоже необходимы и не надо бросать дело только потому, что оно сложное. Дети учатся подавлять свои низменные инстинкты на примере родителей. Если папа забывает погладить свои рубашки и утром ему нечего надеть на работу, а мама пропускает родительское собрание в школе, хотя обещала там быть, стоит ли ожидать, что их ребенок будет ответственно относиться к своим обязанностям? А как часто вы сидите перед телевизором, вместо того чтобы почитать книгу или хотя бы поговорить друг с другом?

Вы можете помочь ребенку, устроив ему небольшие тренировки выносливости дома. Введите традицию во время ужина оставаться сидеть за столом, пока все не закончат есть. Поручите ребенку какие-нибудь обязанности по хозяйству. Например, пусть он каждый вечер выносит мусор, убирает со стола и моет посуду. Чистить клетку своего хомячка и кормить его вообще должно стать для ребенка само собой разумеющимся. Когда дети привыкают регулярно выполнять определенные работы по дому у них не вызывает удивления тот факт, что школьные домашние задания тоже требуют ежедневного выполнения.

Справедливое вознаграждение, справедливая критика

Если родители интересуются учебой своих детей, то замечают его успехи иногда даже раньше, чем учителя. В этом случае вы можете дополнительно поощрить ребенка, похвалив его достижения. Только помните, что общие комплименты на детей не действуют, хвалите за конкретные дела и успехи. Очень часто родители совершают ошибку, ожидая от ребенка наилучших результатов по всем предметам, не думая о том, что ребенок, возможно, в какой-то области слабее, а в другой сильнее. Для того, кто месяцами получал «тройки с минусом», «четверка» уже огромное достижение. Необходимо учитывать как сложность задания, так и способности ребенка. Если родители хвалят ребенка за что-то, думая при этом, что он мог бы и лучше себя показать, они допускают ошибку. У ребенка складывается впечатление, что можно и не сильно стараться, все равно похвалят. Попробуйте спрашивать с ребенка соразмерно, не завышая требований. Не только за результаты нужно хвалить ребенка, но и за его старание, даже если он не добился чего-то особенного. Очень эффективна неожиданная похвала: одобрение, на которое ребенок не рассчитывал, остается в его памяти надолго.

Если хотите похвалить ребенка, лучше отметь те не результат, а проделанную работу, потраченные усилия, которые привели к высокой оценке, чтобы ребенок осознал значение собственного труда и предпринятых усилий – это важно для его динамического представления о себе. Например: «Ты молодец, что придумал учить слова по карточкам».

Если вы используете в качестве награды удовлетворение каких-либо желаний ребенка или делаете ему подарки за успехи в школе, объясните ему, что главное не получить вознаграждение за старания, а приобрести полезные знания. Подчеркивайте, что вознаграждением вы только хотели показать, что вы оценили результат его труда. Он должен радоваться собственным достижениям, а не вашим подаркам.

Особенно эффективно действуют не материальные награды, а приятные события, которые родители и дети переживают вместе, например поход в зоопарк или незапланированная игра в футбол с папой. Важно, чтобы награда по возможности соответствовала достижению, тогда в памяти ребенка останется положительная связь.

Не всегда в учебе и быту все идет гладко. Комната снова не убрана, домашние задания сделаны кое-как, за контрольную поставили «тройку». В этом случае можно и даже необходимо поругать ребенка. Выражайте претензии обоснованно и по возможности в нейтральном тоне. Объясните своему ребенку, что критика вовсе не означает, что вы его меньше любите из-за того, что он вас огорчил. Ваше отношение должно быть четко сформулировано, соответствовать ситуации, при этом быть не унизительно для личности ребенка. Не стоит говорить: «Ты никогда не убираешь свою комнату. Ты неряха!», лучше так: «Ты нарушил нашу договоренность и не убрал свою комнату. Ты меня огорчил». Такие категоричные и оскорбительные заявления, как, например, «Ты что, вообще ничего не можешь понять?» или «К языкам у тебя нет таланта!» губительны для ребенка. Подобные комментарии разрушают его чувство собственного достоинства. Намного лучше действуют такие слова: «Формула, которую ты применил, правильная, но тебе нужно еще раз проверить результат». Если ребенок приносит домой плохие оценки, стоит выяснить причины: «Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?» Объясните своему ребенку, что дело не в недостатке у нег о способностей, а в том, что он не приложил должных усилий.

Любознательность

Если учебный материал вызывает у ребенка интерес, он будет больше стараться понять его и соответственно достигнет успехов в учебе. В этом случае автоматически включается внутренняя мотивация.

Вы можете воспитать в ребенке желание познавать мир! Восемьдесят процентов своих общих знаний, как считают эксперты, дети получают за пределами школы. Водите ребенка на выставки, в музеи, научные центры, читайте с ним вместе познавательные книги, листайте энциклопедии, смотрите научно-популярные фильмы. Если вы позволите ребенку приме нить знания о единицах измерения с урока математики при приготовлении пирога дома, новые знания закрепятся в его памяти намного лучше.

Дети, которые получают знания где-либо помимо школы и много общаются с разными людьми, меньше боятся неудач и уверены в своей способности справляться с проблемами. Это важные факторы для возникновения учебной мотивации.

Вы можете повлиять даже на IQ (уровень интеллекта) своего ребенка. Чем разнообразнее стимулы, получаемые ребенком, – будь то путешествие в горы, катание на лодке или поход в музей – тем активнее работает его мозг и, в частности, память, тем выше становится его интеллект и тем проще ребенку будет в дальнейшем усваивать новую информацию в школе.

золотое правило: не делать другим того, чего не желаете себе. «Икак хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31);

- принцип миролюбия: непоколебимая приверженностьмиролюбию, отказ от применения насилия в ответ на агрессию или насилие, непротивление злу насилием ();

- принцип неосуждения: стремление по возможности не брать на себя роль судьи и карающего палача; бесконечная готовность к прощению проступков и худых дел ближних, ибо часто они, как сказано, «не ведают, что творят»;

- принцип необременения: не навязывать свои проблемы другим, никого не обременять собственной персоной; жить, не мешая другим;

- принцип минимизации собственных потребностей: стремление довольствоваться самым необходимым, избегать излишеств;

- принцип Иова (праведника, пережившего безропотно множество бедствий и оставшегося верным Богу):не роптать, принимать свою судьбу такой, какою она нам дается; печали и радости воспринимать как данность, никого, кроме самого себя, не винить в своих неудачах, бедах, болезнях, потому что каждый человек – сам хозяин своей судьбы;

- благоговение перед жизнью (А. Швейцер): радость жизни, отношение к любой форме жизни как великому чуду природы; стремление сохранить любое живое существо, не посягать на жизнь другого существа;

- принцип даяния: отдавать больше, чем брать. Давать всё, что можно. Давать по возможности безвозмездно, не требуя ничего взамен, не ожидая ответной благодарности. Если хотите получить любовь – сами дарите её. Чем больше любви вы подарите, тем больше вы её получите (А. Джексон). Ценность человека определяется не тем, сколько богатств он приобрел для себя, а тем, сколько он сумел отдать людям;

- подчинение собственных интересов интересам других людей, стремление жить для других.«Вжизни есть только одно несомненное счастье – это жизнь для другого» ();

- принцип полезности, суть которого в том, что педагог должен быть полезен и нужен своим ученикам, и эта полезность должна быть очевидна. Одна из формул педагога, как и врача: не навредить;

- принцип единства, означающий единство педагога и его учеников, единство их общих образовательных интересов и действий. Принцип единства в нашем коллективе выражен в формуле: «Мы все одна семья»;

- принцип партнерства: педагог и ученик должны чувствовать себя партнерами и соучастниками общего дела, ответственными за это дело;

- принцип единства требований и уважения означает предъявление максимально высоких требований к учащимся в сочетании с неограниченным уважением к ним. Этот принцип был сформулирован так: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему;

- принцип доверия: успех педагогического сотрудничества учителя и учеников может быть обеспечен только высокоразвитой культурой доверия между ними. Без доверия совместная деятельность возможна, но – только на формализованной основе: каждому надо предписывать, что, когда и как делать, кто и за что отвечает и т. д.. Без доверия не бывает радости общего труда, эффекта синергии, творчества; без доверия не может быть любви;

- принцип презумпции доверия: никто, ни один ученик не может быть лишен доверия своего учителя, пока не будет точно установлено, что этому ученику доверять больше нельзя;

- необходимость прикосновений – необходимость прямых тактильных или визуальных контактов с целью биоэнергетического обмена информацией. Любовь – сильнейшее в мире магическое средство взаимодействия, самая мощная исцеляющая сила. Через физические прикосновения или зрительные контакты («глаза в глаза») может передаваться огромный энергетический потенциал. Однако поскольку любое прикосновение есть не что иное, как кратковременное вхождение одного субъекта (например, педагога) в так называемую интимную зону личного пространства другого субъекта (ученика), то целью такого вхождения должно быть только установление дружественного контакта при полном отсутствии агрессивных или корыстных манипулятивных намерений. Кратковременное, как рукопожатие, дружелюбное физическое прикосновение к ученику, посыл ему дружелюбных мыслей, например, посредством доброго взгляда, а иногда и легкое мимолетное поглаживание в тех случаях, когда такие действия не воспринимаются учеником как агрессивные или унижающие его и не отвергаются им, – могут усилить восприятие энергетики любви. Прикосновения улучшают энергоинформационный обмен людей. Прикосновения сплачивают людей, разрушают барьеры между ними, делают их более восприимчивыми друг к другу;

- принцип упреждения: система менеджмента и педагогическая система учебного учреждениядолжны обладать умением предвидеть, предчувствовать и своевременно прогнозировать ход развития учебно-воспитательных процессов, отслеживать возможные негативные тенденции и принимать предупредительные меры по корректированию этих процессов;

- принцип ответственности: все участники образовательного процесса, и педагоги, и ученики, должны быть поставлены в ответственное положение. В провальной ситуации никто не имеет права безосновательно валить вину на другого; разборка неудач должна начинаться с анализа собственных ошибок и недоработок, и уже после этого могут рассматриваться упущения других.

Работа в соответствии с принципами педагогики любви является педагогической основой мотивации учебной деятельности. Но раскрытие этой темы в настоящем исследовании не представляется возможным.

Как мотивировать подростка на учебу? Советы психолога необходимы, если оценки вашего школьника откровенно “хромают», и вы чувствуете, что ситуация выходит из под контроля. Многие дети во время пубертатного периода начинают терять интерес к занятиям, предпочитая проводить время в компании друзей, за компьютером, на прогулках. В силу возраста ребенок еще не способен в полной мере осознать необходимость и важность такого аспекта жизни, как достойное образование. Ваша задача как родителя:

    Обрисовать все плюсы, которые приносит хорошая учеба.

    Выявить интересы и увлечения вашего ребенка.

    Привить любовь к учебе. Вообще-то над этим пунктом надо работать, начиная с первого класса, а то и раньше.

Как же это сделать? Переходим от слов к практике

Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект. Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест. Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.

Итак, действуем по шагам:

    Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.

    Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени. Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе. Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.

    Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.

    Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.

    Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.

    Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.

Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!

Правила по общению с подростком на нелюбимую тему учебы

Пубертатный период – довольно сложное время. В этот момент ребенок переосмысливает многие ценности, начинает познавать себя, родители перестают быть идеальными, а учеба отодвигается на второй план.

Очень часто подростки начинают прогуливать уроки и не учатся назло своим родителям. Что они хотят доказать, известно только им! В таких ситуациях надо придерживаться некоторых правил:

    уважительно относитесь к своему ребенку и разговаривайте с ним на равных;

    договоритесь, что ему можно делать, а что категорически запрещено;

    выслушивайте критику ребенка, попросите его аргументировать свое мнение;

    обсудите какое значение имеет образование и школа;

    ежедневно интересуйтесь, как у него дела в школе;

    поговорите о прогрессе и достижениях ребенка, хвалите его за это;

    узнайте, какое задание дали сегодня, при необходимости – помогите;
    не зацикливайтесь на плохих оценках;

    поддержите подростка, если он провалил тест или экзамен;

    при серьезных учебных проблемах наймите репетитора;

    обозначьте четкие цели перед ним: чего он хочет добиться и какими знаниями для этого надо овладеть;

    установите сроки для осуществления этой цели (к какой дате надо выучить, либо исправить);

    по мере возможности расскажите про значимость обучения (для чего это нужно, как это пригодится в жизни);

    отслеживайте результаты учебы;

    установите приемы поощрения, хвалите только за дело, это стимулирует мотивацию;

    не предъявляйте чрезмерных требований;

    не сравнивайте достижения по учебе с одноклассниками подростка;
    просто любите своего ребенка.

Дети становятся целеустремленными и ответственными людьми, если мотивированы к постоянному развитию и обучению. Каждый добросовестный родитель, применив приведеннуювыше информацию, в силах сформировать у подростка желание учиться.

Сколько бы вы разговоров не разговаривали про учебу, но похвала важнее

Ради чего учатся наши дети? Чтобы узнать закон Ома или отличать причастие от деепричастия? Нет! Сто лет им не нужны эти законы. Они учатся ради родительской признательности и похвалы. Они хотят твердо знать: папа и мама гордятся мной, я их не подведу.

Не читайте нотации, опирайтесь на любознательность. Это сделает учебу притягательной и круг интересов все время будет расширяться. И крайне важно не делать из учебы своеобразный культ. В жизни подростка кроме уроков должны быть друзья, хобби, спорт, общение. Только искренним участием можно мотивировать подростка на учебу. Советы психолога, которые вы узнали, и ваше горячее желание превратить своего ребенка в отличника помогут разобраться непростом деле.

Статьи по теме: