Интеллектуальное развитие дошкольников через развивающие игры. Интеллектуальные игры для дошкольников


Первостепенное значение должно отводиться интеллектуальному развитию детей-дошкольников, поскольку с его помощью формируется навык успешного обучения. В дошкольный период знания накапливаются детьми с потрясающими темпами, формируется их речь, познавательные процессы совершенствуются.

Роль развития интеллектуальных способностей в жизни ребенка

Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика также показывает, что они больше хотят учиться. Дети учатся думать, воспринимать, говорить, обучаются разнообразным вариантам манипуляций с предметами, учатся управлять собой, сообразуясь с системами правил. Для всего этого нужна работа памяти, роль которой в развитии ребёнка невозможно переоценить. С работой памяти связано усвоение знаний о самом себе и окружающем мире, накопление привычек, навыков и умений. Но особенно требовательно к работе памяти школьное образование, вот почему так важно интеллектуальное развитие дошкольников.
Современная психология опирается на идею, что детский интеллектуальный потенциал обусловлен генетически, поэтому большинство населения может развить свой интеллект лишь до среднего уровня. Разумеется, возможности человеческого развития не беспредельны. Но, как показывает практика, даже если чуть эффективнее использовать имеющиеся возможности среднего интеллекта, то результат будет впечатляющим.
С помощью интеллектуальных игр память ребёнка развивается, он легче переключается с одной деятельности на другую, учится выслушивать других, воспринимать и понимать иную точку зрения. Чтобы успешно справиться со школьной программой обучения, ребёнок не просто должен много знать, не менее важно ему научиться мыслить доказательно и последовательно, догадываться, быть способным на логическое мышление и умственное напряжение.
В интеллектуальное развитие малышей в детских садах должно входить:

  • развитие речи и устного общения;
  • развитие логического мышления (соотношения, классификации);
  • развитие воображения и пространственного мышления;
  • улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графические символы);
  • формирование способности наблюдать, строить предположения, описывать;
  • усвоение правил поведения, касающихся отношения к цивилизованному окружению и миру природы;
  • воспитание самоуважения и уважения к другим членам общества, поддержание этнических способов общения.

Игры для развития интеллекта

Память ребёнка связана с его интересом и представляет собой комплекс процессов, благодаря которому тот может запоминать, воспринимать, воспроизводить и хранить информацию. Если на любом из этих уровней возникнут неполадки, то обучение может столкнуться с трудностями. Ниже предложены игры, направленные на развитие детской памяти, обучение ребёнка запоминанию и логическим приёмам.
На внимание влияют склонности, интересы, увлечения человека, а само оно определяет такое качество, как наблюдательность, то есть, способность подметить существенные, но малозаметные признаки в явлениях и предметах. Внимание является важным условием, позволяющим ребёнку успешно усваивать большой объём умений и знаний и устанавливать контакты со взрослыми. Развитие запоминания и внимания тесно переплетены, и игры помогают их развитию.

«Кукловод»

Эта развивающая игра нацелена на улучшение двигательной памяти. Есть два её варианта:

  1. Изображающий кукловода взрослый завязывает ребёнку глаза и по простому маршруту, молча, водит его, подобно кукле, придерживая за плечи. Ребёнок делает 5-6 шагов вперёд, останавливается, поворачивает налево, снова останавливается, делает пару шагов назад, поворачивает направо и т. д. После этого «кукле» развязывают глаза и просят найти исходную точку маршрута, пройдя его в обратной последовательности, вспоминая каждый шаг.
  2. Во втором варианте роль кукловода может взять на себя другой ребёнок.

«Сложи узор»

Нужно из фигур сложить узор или дорожку, начиная с 3-4 элементов, а когда ребёнок освоится с игрой, их количество можно увеличить. Дать возможность ребёнку некоторое время смотреть на узор, после чего он должен отвернуться. В это время нужно изменить положение одной фигуры (а затем 2-3-х), после чего попросить малыша восстановить исходное расположение элементов дорожек. Можно усложнить задачу, полностью убрав дорожку, которую ребёнку предстоит самому восстановить по памяти. Ещё более сложный вариант - восстановить узор на ощупь с закрытыми глазами.

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н...

«Фотоаппараты»

Игра развивает внимание и память. В первом варианте ребёнок пару секунд видит карточку с изображением, а затем он должен максимально подробно его описать. Во втором варианте демонстрируется картинка с сюжетом на протяжении 30 секунд, а после этого предъявляется почти такая же картинка, но с некоторыми изменениями. Ребёнок должен отыскать все различия в картинках.

«Под стол! На стол! Стучать!»

Эта игра тренирует слуховое внимание ребёнка. Малышу в игре предстоит выполнять команды взрослого, а тот будет стараться его запутать. Вначале взрослый, произнося команду, одновременно её выполняет и сам, а ребёнок повторяет за ним. Например, одновременно с командой «Под стол!» взрослый убирает под стол руки, и ребёнок должен поступить также. Затем взрослый командует «Стучать!» и стучит ладонями по столу, за ним вторит и ребёнок. И далее в том же духе. Когда малыш достаточно привыкнет к повторению команд, взрослый неожиданно начинает его путать, произнося одну команду, но производя другое действие. Ребёнку же следует исполнять именно устные команды, а не повторять движения взрослого.

«Зеркало»

В эту игру удобней играть вдвоём . Игроки стоят или сидят один напротив другого. Первый производит некие движения (поднимает руки, машет ими в стороны, щипает себя за ухо и т. д.). Другой игрок должен быть «зеркалом» первого. По мере игры движения можно всё более усложнять, но она должна быть скоротечной - не более 1-2 минут. Если второй игрок продержится это время, то он получает один балл и участники игры меняются ролями.

«Пальчик»

Игра будет тем напряжённее, труднее и интереснее, чем больше в ней будет картинок. Игроков потребуется двое, желательно ровесников, но при отсутствии второго ребёнка его роль может исполнить и взрослый, который будет подыгрывать малышу. На столе нужно выложить 10-20 картинок разных предметов двумя рядами. Дети должны хорошенько рассмотреть все картинки, спросить названия малознакомых им предметов. Нужно объяснить им, что в игре они должны указывать указательным пальцем на ту картинку, которую назовёт взрослый. Тот, кто первым поставит свой указательный палец на картинку, тот и станет её обладателем. После этого игроков нужно посадить лицом друг к другу, а указательные пальцы своих правых рук они должны поставить на край стола и держать их там, пока глазами не найдут нужную картинку.
Для стимуляции умственной активности необходимо, чтобы поиск картинки вёлся именно глазами, а указательный жест потребуется лишь в конце решения задачи. Правило, заставляющее держать палец на краю стола, избавляет ребёнка от движений руками. Потом взрослый просит детей указать, где находится цветок (чайник, самолёт, лиса и т. д.) и следит, кто первым укажет на нужную карточку пальцем.

Поиск предметов по заданным признакам

Целью этой игры является отработка способности быстрого поиска аналогий между непохожими друг на друга предметами , оценка предметов по факту отсутствия или наличия в них определённых признаков, обучение быстрому переключению внимания с одного объекта на другой. Педагог называет 2-3 предмета и предлагает детям назвать как можно больше прочих предметов, имеющих общие заданные признаки с ними. Например, назвать такие предметы, которыми делаются противоположные действия (дверь закрывает и открывает, выключатель включает свет и выключает его).

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв...

Игры, развивающие воображение

С помощью подобных игр дети постепенно понимают принцип условности и замещения предметов другими предметами, у них развивается воображение. В этих играх самые разные предметы могут одушевляться детьми. Они довольно быстротечны и позволяют использовать какие угодно предметы, а организовать их можно практически в любое время.

«Закорючки»

Желательно в эту игру играть вместе с малышом. Оба игрока рисуют на своих листочках любые закорючки, после чего обмениваются листками. Победит тот, кто дорисует закорючку до осмысленного рисунка.

«Несуществующее животное»

Почти всем известно, что есть рыба-игла и рыба-молот, так почему бы не быть и рыбе-напёрстку? Нужно дать ребёнку пофантазировать над тем, как бы выглядела рыба-ножницы, велика бы была рыба-кастрюля и куда бы можно было применить рыбу-магнит.

«Оживление предметов»

Можно предложить ребёнку представить себя в качестве потерянной шапки, намокшей варежки, замёрзшей на морозе, новой шубы, аккуратно сложенной или брошенной на пол рубашки и т. д.

«Дорисуй картинку»

Нужно нарисовать какой-то предмет, но не полностью, и предложить малышу придумать ему название. Если малышу сразу опознать предмет не удастся, то ему можно помочь наводящими вопросами или соответствующими загадками. Когда ребёнок узнает предмет и сформирует в памяти его образ, то он может дорисовать картинку и раскрасить её. При этом незаконченные картинки могут иметь самое разное исполнение: в виде схемы предмета, точечного изображения, частичного изображения. Изображённым может оказаться любой объект, безусловно, знакомый ребёнку. Можно также объединять в смысловые группы изображения предметов, например, группы цветов, овощей, одежды, тогда это упражнение пригодится при изучении той или иной группы.

«Имитация действий»

Можно, например, сымитировать приготовление супа. Пусть ребёнок покажет, как перед началом приготовления он будет мыть руки, и вытирать их насухо. После этого нальёт в кастрюлю воды, включит плиту и поставит на неё кастрюлю. Затем он должен показать, как будет резать овощи и прочие ингредиенты, отправлять их в кастрюлю, помешивать ложкой, солить и наливать половником приготовленный суп. Пусть малыш покажет, как он осторожно несёт чашку с горячей водой, поднимает горячую сковороду, передаёт по кругу печёную картошку.

Игры для развития мышления

Высшей формой деятельности человека является мышление, которое является социально обусловленным и тесно связанным с речью психическим процессом. С помощью приведённых ниже игр дети могут учиться обобщать, сравнивать, рассуждать, делать простейшие умозаключения , что в целом и является самостоятельным мышлением.

«Бывает - не бывает»

Нужно назвать какое-либо событие и одновременно бросить мяч ребёнку. Если эта ситуация реалистична, то малыш должен поймать мяч, а если она - плод фантазии, то ему следует отбить мяч. Примеры ситуаций: кошка пошла на работу, папа хочет есть, самолёт плывёт по морю, соленая груша, гуляющий дом.

С каждым годом появляются всё новые «умные» развлечения для малышей, что совсем неудивительно, ведь ещё «с младых ногтей» роди...

«Угадай по описанию»

Дав описание какого-нибудь предмета (игрушки, животного, фрукта), взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём шла речь. Например, про помидор можно сказать, что он круглый, красный, сочный, ароматный. Если малыш затрудняется ответить, то перед ним можно разложить изображения разных овощей, из которых он может выбрать верное.

«Что будет, если…»

Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них. «Что получится, если я прыгну в лужу?», «Что произойдёт, если в полную воды ванну бросить палку (мячик, камень, салфетку и пр.)». После этого можно поменяться ролями.

Неоднозначные ответы

Нужно заранее придумать фразы, продолжение которых могут быть неоднозначными. Услышав варианты детских продолжений, взрослый может сильно удивиться, ведь не всегда такое придёт в голову и ему. Варианты вопросов: «у нашей собаки шерсть очень…», «руки у людей для того, чтобы…», «на улице ночью очень…», «бабушка болеет потому, что…».

Упражнения, помогающие развивать у детей интеллект


Любые интеллектуальные игры нужно проводить на фоне хорошего настроения у детей, которые от новых знаний должны получать положительные эмоции.

5 0

Обзор интеллектуальных игр для детского сада

Обзор интеллектуальных игр, с которыми мы познакомились и играем

Одной из основных задач обучения в детском саду является интеллектуальное развитие детей, чему способствует формирование логического мышления и познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания.

Мы можем на практике убедиться, что одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр.

Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

Развивающие игры имеют широкий диапазон трудности: есть игры, доступные 2-3 летнему малышу, есть игры, непосильные взрослому. Значит, работу можно начинать с младшей группы и во всех видах деятельности.

Систематическое проведение предлагаемых игр способствуют развитию разных интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, пространственных представлениях и воображения; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; способность предвидеть результат своих действий.

Данные игры не самодельные, может быть от этого ценность их падает... Может быть... Но я очень люблю эти игры, они интересны, манипулятивны, а главное, мои дети с удовольствием в них играют! Я не жалею о потраченных деньгах, особенно в те моменты, когда вижу, как "шевелятся мозги" моих воспитанников. Прошу прощения за такое сравнение, но иначе сказать - значит не передать всего эмоционального восприятия этих моментов.

Сначала с детьми учимся, осваиваем новые игры. Я показываю принцип действия каждой игры. Затем даю возможность в мини-группах начать играть.Дети могут в этот момент советовать друг другу, предлагать возможные пути решения, каждый может предлагать свой вариант решения задачи.


Затем наступает пора, когда каждому ребенку дается игра на одного. Дети могут сосредоточенно и продолжительное время играть. Сталкиваясь с трудностями, каждый ребенок по-своему ее преодолевает. Кто-то пытается отказаться сразу от решения задачи, и тогда я прихожу на помощь, кто-то с упорством не хочет принимать помощь, пытаясь самостоятельно решить.
Я в эти моменты очень люблю наблюдать за моими детками.

Игра головоломка "Час Пик" интересна не только мальчикам, но и пользуется успехом даже у девчонок.
Цель игры:
расчистить дорогу своей машине, застрявшей в дорожной пробке.
В наборе: игровое поле, машинки, 40 карточек с заданиями различной степени сложности и удобный мешочек для хранения и транспортировки игры.


Кирпичики "Brick by brick" позволяют развивать зрительно-пространственное восприятие. Сложная игрушка. По картинке собрать фигуру. Каждая фигура состоит из кирпичиков, соединенных своеобразным образом. Напоминает что-то типа тетриса. Цель игры:
Разместить части головоломки так чтобы они соответствовали рисунку на карточке.


Своим четырехлеткам предлагаю собирать эти фигуры по карточкам с уже готовым решением. Даже здесь требуется сообразить как!



Магнитная игра для путешествий "Ноев ковчег". Не каждый может расположить "каждой твари по паре"... Игра имеет 4 уровня сложности. мы с моими четырехлетками плотно "сидим" на уровне "новичок".


Игра "Сырные мышки" ! Ужин кончился, все разошлись, значит теперь время для мышек, которые будут веселиться до утра! Выберите одно задание из буклета и расставьте кусочки сыра так, чтобы все хвостики мышек смотрели вверх, как указано в иллюстрации задания. Вам нужно перекатывать по тарелке кусочки сыра, пока мордочки всех мышек не будут смотреть вверх.


Логическая игра "Операция "Перехват" . Игра имеет шестьдесят заданий разной степени сложности, ребенок может постепенно продвигаться от самых простых к самым сложным. Игрушка воспитывает усидчивость, внимательность и аккуратность - те качества, которые точно пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.
Смысл игры состоит в том, что нужно задержать и обезвредить преступника. Сделать это не так просто, но стоит немного поразмыслить, и решение придет само! Но я пока не требую с моих малышей задерживать красную машину... им это еще сложно. Мы научились манипулировать игрой, и по заданию расставив дома, уложить все фигуры, которые имеют неправильные формы, на поле.


Логическая игра "Камуфляж, Северный Полюс" . Увлекательная логическая настольная игра "Камуфляж, Северный Полюс" имеет 48 заданий (для каждого задания имеется только один вариант решения). Цель игры - расставить пазлы таким образом, чтобы белые медведи оказались на льдинах, а рыбы в воде. При этом изображения животных и рыб не должны закрывать эскимосов, которые изображены на карточках.
Задания разделяются на четыре уровня сложности. И если на карточках первого уровня сложности даны подсказки (контуры нескольких фишек очерчены зеленым цветом), то во всех остальных случаях придется полагаться только на собственные силы.


Логическая игра "Русалочки" ... Девчоночье название.. но задания порой не под силу смелым мальчишкам... приходится поломать хорошенько голову!
Увлекательная логическая игра «Русалочка» содержит несколько игровых карточек, 4 уровня сложности, 48 заданий и буклет с правилами игры и ответами. Собирая пазл, ребенок развивает: внимательность и сообразительность, координирование работы глаз и кистей рук, концентрацию внимания, умение работать по шаблону и выполнять поставленные задания.
Цель игры: разложить на поле прозрачные фрагменты с изображениями так, чтобы изолировать рыб-монстров от мирных рыбок.


Магнитная игра для путешествий "Подводный мир" .Расположи 4 магнитные детали на игровой доске таким образом, чтобы только указанные в задании обитатели подводного мира остались видны. Все остальные должны быть «спрятаны». Это уникальная логическая головоломка для детей и взрослых имеет 48 заданий распределённых на 4 уровня сложности. Игру очень удобно брать с собой в дорогу. Игра развивает: логическое мышление, познавательные способности, зрительное и пространственное восприятие.


Головоломка "Сафари в Африке!".
Цель игры:
Передвигая фигурки животных, расчистить путь своему джипу к выходу с игрового поля.
Простые правила и понятные цели игры.
В каждой игре от 20 до 120 вариантов заданий различного уровня сложности.
Каждая игра снабжена удобным мешочком для транспортировки и хранения.


Головоломка "Опасная переправа" . Развивает логику и пространственное мышление. Включает 40 оригинальных заданий. Уровни: от начинающего до эксперта (4 уровня).
Ваша задача: помогите юному туристу перебраться через реку сухим. Пеньки в воде и несколько старых досок между ними помогут вам в этом! Начинайте ходить с пенька на своей стороне реки и финишируйте на пеньке, находящемся на другом берегу.


Логическая игра "Новая стройка Оли и Коли"
Логическая игра «Новая стройка Оли и Коли» – это увлекательная головоломка для одного игрока. Задача юного архитектора – строить дома различной формы из заданного количества деталей. Ему на выбор предлагается 60 заданий 5 уровней сложности: от Новичка до Профессионала.
В набор входит 9 деревянных строительных блоков с разноцветными окошками, фундамент, книжечка с заданиями и ответами на них, а также две фигурки строителей – Оли и Коли. Блоки напоминают фигурные элементы для игры в тетрис: все они разной формы и разного цвета.
На каждой карточке с заданием показаны периметр будущего дома, расположение фигурки строителя и список деталей, которые нужно использовать. Чем сложнее уровень, тем больше строительных блоков вам понадобится. На первых четырех уровнях используется только одна фигурка строителя, обе вам понадобятся только на пятом.
Дома строятся вертикально, а для большей устойчивости блоки помещаются на фундамент. Готовый дом должен получиться с плоской крышей и ровными стенами, без выступов и отверстий.
Блоки, которые на карточке изображены внутри периметра, двигать нельзя. Остальные вы можете свободно передвигать и менять местами. Что касается фигурки строителя, она изначально стоит на одном из базовых блоков. Перемещать ее можно сколько угодно раз, вверх или вниз, но только на один этаж. Главное помните: «летать» наши строители не умеют, поэтому не получится просто приподнять фигурку, убрать или добавить блок и поставить ее на прежнее место.
Вы справились с заданием, если здание соответствует всем параметрам и фигурка строителя стоит на крыше.
Решать эту головоломку – одно удовольствие! Все детали выполнены из великолепно обработанного дерева, а развивающие возможности игры просто безграничны: возводя постройки, вы тренируете логику, смекалку, пространственное мышление и, конечно, усидчивость – навыки, необходимые каждый день в реальной жизни.


Не совсем обычная мозаика . скрепляются детали между собой по кругу. можно собирать разнообразные фигуры.


Магнитная игра "Одень куклу" . Девочкам нравится. Четыре деревянных куклы, с магнитной основой, которые необходимо приодеть на различные мероприятия.

Наталья Квартина
Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

«Без игры нет , не может быть полноценного умственного развития .

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна . Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний . На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности . В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого , инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.

Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития , а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии . Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры , как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

«Развивающие игры – это игры , моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта , познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин) . Почти каждая игра может быть развивающей , если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

Исходя из вышесказанного, определяется цель :

Формирование творческой, интеллектуальной личности дошкольника через развивающие игры

Задачи :

- развивать у детей познавательный интерес , желание и потребность узнать новое

- развивать память , воображение, внимание, креативность мышления, речь детей , обогащать их словарный запас

- развивать у дошкольников умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов

- развивать способность предвидеть результат своих действий

Формировать у детей через игру представления об окружающем мире

- развивать у детей способность соблюдать правила игры , аккуратность при обращении с игрой

- развивать у детей чувство доброжелательности, взаимопомощи

- развивать мелкую моторику при работе с материалом развивающих игр

В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному» , «самостоятельно по способностям » , «постепенность и систематичность» . Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :

- развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста

Задания - ступеньки создают условия для развивающего обучения

Поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры , не терпят принуждения.

«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр , как «Сложи узор» , «Куб для всех» , «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Точечки» . Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме : в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .

На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша - эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами : цветом, формой, размером и толщиной.

Сначала предлагаются самые простые игры :

«Раздели фигуры (блоки) » (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

«Найди фигуру (блоки) » (по цвету, форме, размеру, толщине)

«Создай образ» (по схеме)

Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера» . Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.

«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками» , «цветными числами» . В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше» , «право – лево» , «между» , «длиннее» , «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества , фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей , мелкой моторики.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей , мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В основном, это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. По словам В. В. Воскобовича : «Это - не просто игра, это - познавательная деятельность» .

В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия широко применяется в среде педагогов . Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем» .

«Волшебный мешочек» (на ощупь)

«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)

«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)

«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)

«Хорошо - плохо» или «Розовые – черные очки»

«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)

«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)

ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия , логика мышления, воображение.

Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей : «Танграм» , «Колумвово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Монгольская игра» , «Листик» , «Волшебнй круг» , «Головоломка Пифагора» , «Пентамино» . Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге» ) на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации : силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме

В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников , в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть :

Арифметическими (угадывание чисел) ;

Геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки) ;

Буквенными (изографы, ребусы, кроссворды) .

Они интересны по содержанию , занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей - это не только отличная гимнастика для развития интеллекта , но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей . Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.

Развивающие игры , в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление , тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать возраст детей .

Не остаются без внимания игры с использованием пословиц, поговорок («Повтори» , «Послушай и закончи» , «Скажи по-другому» (Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что он «надоел как горькая редька» ; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он «свалился как снег на голову» ).

Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников , хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса , не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

I. Мыслительные операции.

Анализ.

«Разбей на части» Цель: упражнять детей в расчленении целого на части, выявлении взаимосвязей между ними.

Ход: дети расчленяют либо изображенный на картинке, либо сам предмет на части, а части на детали. Объясняют значимость каждой части и детали, выявляют взаимосвязь между ними.

«Расскажи об игрушке (о предмете)»

Цель: упражнять детей в многостороннем, многофункциональном анализе свойств, качеств и признаков предметов, применяя при этом общественно выработанные сенсорные эталоны.

Ход: воспитатель интересуется, есть ли у ребенка в группе любимые игрушки, предметы. Предлагает ребенку поиграть с ними, называя их характеристики и признаки (цвет, форма, величина, пропорции, свойства, качества).

Синтез.

«Придумай название»

Цель: упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.

Ход: перед детьми на столе лежат карточки, картинками вниз. Игра заключается в том, что, переворачивая по две карточки, каждый ребенок объединяет их признаки, находит созданному предмету аналогию в окружающей действительности и придумывает название, например: 1) телевизор и магнитофон – (видеомагнитофон); 2) самокат и портфель – («самокатящийся» портфель); 3) зонт и вентилятор – (теневой «прохладитель»); 4) обувь и пружины – («дальнопрыг»); 5) боксерские перчатки и коврик – («пылевыбиватели»); 6) батарейка и ручка – («самописец») и др.

«Что это?»

Цель: упражнять детей вотнесении каждого элемента группы (подсистемы) ко всей совокупности системы.

Ход: подбирая из предложенных воспитателем серии карточек 2-3 шт., являющихся частями какой-либо одной системы, ребенок должен назвать ее, например: дерево, куст, птицы – это лес. 1) волны, берег, соль – …это море; 2) трава, цветы, поляна – …это луг; 3) книги, журналы, полки –…это библиотека; 4) колибри, дрозд, щегол, пингвин – …это птицы; 5) рожь, пшеница, овес – …это злаки; 6) домашние животные, дом, речка, картофельное поле – …это деревня и др.

Сравнение

«Найди сходства и различия»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. Ход: каждый ребенок подбирает серию карточек (3) с изображением однородных объектов, предметов и явлений. Затем находит как можно больше признаков сходства и различия по каждой выбранной серии картинок: - солнечное утро – пасмурное утро – дождливое утро; - грустные дети – играющие дети – спящие дети; - яхта с белыми парусами – корабль с алыми парусами, лодка без парусов; - персонажи из сказок: старик с золотой рыбкой – старик с репкой – старик с рукавичкой; - модели: куб – овал – призма; - насекомые: шмель – оса – пчела и т.д.

«Подумай – скажи»

Цель: упражнять детей в вычленении наиболее существенных свойств предметов.

Ход: перед детьми расположены картинки с изображением озера и реки, лука и ананаса, снеговика и льда, книжки и альбома для рисования, ткани и бумаги и т.п. Затем воспитатель предлагает детям подобрать к парным карточкам характерные свойства.

«Найди мою ошибку»

Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.

Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало 2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое. 1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная). 2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая). 3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже). 4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая). 5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная). 6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).

«Как ты думаешь, скажи»

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.

Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями: 1) трава, как ковер; 2) солнце, как печка; 3) мужчина, как скала; 4) лед, как камень; 5) девушка, как лебедь; 6) тонкая, как спичка и др.

«Сравни»

Цель: упражнять детей в ясном разграничении существенных и несущественных отличительных признаков и свойств предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям карточки с изображениями предметов. Предлагает найти как можно больше существенных и несущественных отличительных признаков и свойств этих предметов (не менее 4): 1) телевизор и видеомагнитофон; 2) стул и кресло; 3) ручка и маркер; 4) чайник и кофейник; 5) ролики и коньки и др.

«Звери и норы»

Цель: упражнять детей в сравнении и соотнесении двух сериационных рядов объектов (транзитивность).

Ход: воспитатель предлагает детям 2 ряда сериационных объектов: звери и норы. Дети должны соотносить между собой картинки с изображениями зверей и нор разной величины, «поселяя» каждого зверя в подходящую ему по величине нору (медведя – в самую большую нору, лисицу – в нору поменьше, зайца – еще меньше, крота – в самую маленькую).

Классификация

«Подбери к слову», «Подумай, отыщи»

Цель: упражнять детей в классификации предметов по обобщающим словам. Ход: воспитатель предлагает детям подобрать по 5 картинок с соответствующими изображениями к опорным словам, типа: хвойные деревья – ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник. 1) техника, необходимая в доме – …; 2) части тела – …; 3) профессии – …; 4) верхняя одежда – …; 5) башкирские народные сказки – …; 6) лекарственные растения Башкортостана – …; и т.д.

«Догадайся, почему»

Цель: упражнять детей в выделении нескольких общих признаков и свойств, характерных для ряда предметов.

Ход: воспитатель подводит детей к группе объектов. Это могут быть изготовленные из пластика и небольшого размера: - кубики красного цвета; - голубой глобус; - белый прямоугольный сундучок; - желтый овальный чайник; - рамка для портрета; - декоративная вазочка, изготовленная из пластиковой бутылки или другие предметы из другой группы материалов (деревянные, глиняные, шерстяные, стеклянные, бумажные). Далее воспитатель просит подумать и рассказать, почему эти разные предметы находятся вместе, и предлагает выделить 4 общих признака, характерных для всех этих предметов.

Обобщение

«Кого (чего) больше (меньше)?»

Цель: упражнять детей в обобщении видовых и родовых признаков объектов и предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям осмотреть групповую комнату и сказать, чего здесь больше (меньше): 1) столов или мебели; 2) детей или девочек; 3) фиалок или комнатных растений; 4) игрушек или машин (кукол); 5) гуппи или рыб в аквариуме; 6) чашек или посуды и т.д. На прогулке, в походе: чего меньше? берез или деревьев, птиц или синичек, насекомых или муравьев, травы или клевера, цветов или одуванчиков и т.п.

«Пятый лишний»

Цель: упражнять детей в исключении понятия на основе обобщения по разным признакам (функциональные, ситуативные, категориальные).

Ход: воспитатель предлагает детям исключить из картинок с группами объектов лишний и назвать оставшиеся группы общим понятием. Например: градусник, лекарство, гвоздь, кислородная подушка, фонендоскоп – … предметы, необходимые для лечения; 1. Крючок, поплавок, удочка, мыло, ведро – … предметы, используемые в рыбной ловле; 2. Кирпич, цемент, ковер, шифер, доски – … материалы, необходимые для строительства; 3. Пылесос, стиральная машина, кухонный комбайн, арбуз, утюг – … предметы-помощники в быту; 4. Стрела, пчела, воздушный змей, обувь, спутник – … летающие объекты; 5. Краски, карандаш, светильник, книги, кирпич – … предметы, находящиеся в пространственной близости; 6. Ключи, бумажник, расческа, платочек, телевизор – … предметы, лежащие в сумочке у мамы; 7. Молоко, мука, сахар, сковорода, картошка – … продукты, необходимые для выпечки блинов на сковороде; 8. Клюшка, коньки, ледовый стадион, ворота, телефон – … средства для спортивной игры в хоккей; 9. Шкаф, бинокль, табурет, платье, плечики – … табурет необходим, чтобы встав на него, повесить в шкаф платье на плечиках. 10. Мед, крокодил, акула, ястреб, рысь – … хищники; 11. Кукла, машина, кубики, клубника, мозаика – … игрушки; 12. Самолет, поезд, автобус, теплоход, спутник – … пассажирский транспорт; 13. Фиалка, бегония, герань, кактус, колокольчик – … комнатные растения; 14. Сыроежки, лисички, подберезовики, мухомор, дорога – …грибы.

«Одним словом назови»

Цель: упражнять детей в подведении под понятие серию объектов и явлений, качеств и признаков предметов – эмпирическое обобщение.

Ход: воспитатель раскладывает перед детьми 6 групп картинок и предлагает назвать каждую группу в отдельности обобщающим понятием: 1) весна, лето, осень, зима – … времена года; 2) дождь, снег, град – … осадки; 3) укротитель, факир, эквилибрист, клоун – … циркачи; 4) арбуз, сахар, мороженое, шоколадка – … сладкое; 6) нож, ножницы, иголка, шпага, стрела – … колющие, острые предметы.

«Что это, кто это?»

Цель: упражнять детей в обобщении группы однородных понятий с определяющими словами к ним.

Ход: воспитатель, выкладывая на стол 6 групп картинок, характеризуя их, предлагает детям найти к ним общее понятие. 1) африканский жираф, индийский слон, китайская панда – … дикие животные; 2) сладкие бананы, сочные лимоны, оранжевые апельсины – … цитрусы; 3) золотая рыбка, деревянный Буратино, Железный Дровосек, сестрица Аленушка – … сказочные персонажи; 4) комната смеха, американские горки, надувной батут, электронные машинки – … аттракционы.

«Загадки – отгадки»

Цель: упражнять детей в обобщении по совокупности существенных свойств, признаков и качеств явлений, объектов, предметов. Упражнять в обобщении по описанию возможных действий с объектом.

Ход: воспитатель сообщает детям, что приготовил для них несколько сюрпризов. Но, чтобы получить их, детям необходимо узнать, о ком или о чем идет речь: 1) Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку... (Зайчик) 2) Ног нет, а ходит, рта нет, а скажет, когда спать, когда вставать, когда играть начинать…(Часы) 3) Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь поспела я... (Вишня) 4) Мигнет, моргнет, в пузырь нырнет, в пузырек под козырек, ночью в комнате – денек… (Фонарик, свет) 5) Клубок, да не пушистый, колючий да ершистый… (Ежик) 6) Белая, пушистая, легкая, волокнистая… (Вата) 7) Ни в воде не горит, ни в воде не тонет… (Лед) 8) Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу… (Мяч) 9) Очень любят дети, Холодок в пакете. Холодок-холодок, Дай лизнуть тебя разок… (Мороженое) 10) За ботву, как за веревку, Можно вытащить… (морковку) 11) На два пальца надевают И, что надо, разрезают… (Ножницы)

Абстрагирование

«Назови признак»

Цель: упражнять детей в выделении существенных свойств, признаков предметов и абстрагирование их в несущественные.

Ход: воспитатель показывает детям ряд предметов и предлагает им назвать главные свойства и признаки этих предметов и перевести их в несущественные. 1)цветные карандаши – яркие, наточенные – тонкие; 2)зонт – детский и небольшой – на ремешке; 3)стакан – стеклянный и хрупкий – прозрачный; 4)конфеты – сладкие и вкусные – без фантиков; 5)ковер – теплый, красивый – круглой формы; 6)книга – интересная, красочная – тяжелая и т.д.

II. Решение элементарных интеллектуальных задач «Гимнастика ума»

Цель: упражнять детей в решении элементарных задач в абстрактной, отвлеченной форме.

Ход: воспитатель формулирует 4 задачи в абстрактной форме и предлагает детям решить их без опоры на наглядность. 1) Как ты разделишь между семью детьми 7 книг, лежащих в коробке так, чтобы каждый ребенок получил по одной книге и чтобы одна книга осталась в коробке? (Одному ребенку достанется книга вместе с коробкой.) 2) По дороге шли 3 женщины, две из них – дочери и две – мамы. Возможно ли это? (3 женщины – это бабушка, мама и дочь.) 3) Представь, что ты спортсмен. Ты и еще трое твоих друзей-спортсменов тренируетесь на стадионе. К вам присоединились еще двое спортсменов. Сколько всего спортсменов будут отдыхать на скамейке после тренировок? (6) 4) Год назад тебе было 5 лет. Сколько лет тебе тогда сейчас? А сколько тебе будет лет через год?

«Из моделей на столе переложи фигурку мне»

Цель: упражнять детей в поисковом планировании, т.е. разработке программы выполнения действий для достижения поставленной цели.

Ход: воспитатель предлагает детям решить 4 задачи на преобразование фигур: 1) переставить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону; 2) переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк; 3) переложить 5 палочек таким образом, чтобы из вазы получился телевизор; 4) переложить 3 палочки, чтобы из домика получилось 4 равных треугольника и 5) задание на сбор из конструктора ЛЕГО модели ракеты, с использованием всех предложенных деталей, без зрительного образца. Воспитатель объясняет, что сначала нужно рассказать обо всех действиях и только потом к ним приступать.

III. Наглядное моделирование

«Инженеры»

Цель: упражнять детей в применении действий замещения элементов моделируемого содержания (т.е. отдельных понятий, соответствующих элементам модели замещения).

Ход: воспитатель обращает внимание детей на ближайшее окружение (расположение окон, дверей, мебели). Затем предлагает им смоделировать, выложить на фланелеграфе из заместителей: 1) групповую комнату, располагая в ней мебель таким же образом, как и наяву, с определением своего местонахождения в пространстве; 2) спортивную площадку на участке детского сада со спортивным оборудованием и с определением месторасположения какого-либо объекта (игрушки).

«Выложи модель сказки»

Цель: упражнять детей в моделировании последовательности действий.

Ход: воспитатель предлагает детям послушать сказку (рассказ, историю) с четким сюжетным действием. Затем просит выстроить модель прослушанной сказки, отбирая для понимания ее смысла эпизоды и обозначая их с помощью заместителей.

«Скачки»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели сериационных отношений между наглядно-представленными объектами.

Ход: детям представляется ряд карточек с изображением домашних животных и предлагается выстроить их по порядку в плане скорости их передвижения с одновременным подбором соответствующих их скорости полосок. Например: - быстрее всех передвигается лошадь – ей соответствует самая длинная полоска; - уступает скорости передвижения лошади коза – ей соответствует полоска чуть короче; - потом овечка – полоска еще короче; - медленнее всех передвигается корова – ей соответствует самая короткая полоска. Вариант: воспитатель убирает карточки с изображением животных и объясняет детям, что полоски – это их замещаемые модели и предлагает перечислить по полоскам животных. Далее воспитатель выкладывает на стол замещаемую модель озера и спрашивает у ребенка, какое животное быстрее всех доберется до озера и напьется воды? Дети вначале подносят к озеру самую длинную полоску, модель лошади, сообщая, что лошадь быстрее всех передвигается, поэтому она раньше остальных доберется до озера и напьется воды, затем… (Далее по аналогии.)

«Море»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели словесно обозначаемых отношений между объектами.

Ход: воспитатель предлагает детям плоскостной экран – море, и фигурки 4 морских обитателей: осьминога, медузы, морского конька, акулы. Спрашивая у детей, уточняет, что на самой поверхности моря, выше всех морских обитателей плавает медуза; немного ниже нее, в теплых слоях воды, плавает морской конек; далее, еще ниже, почти у самого дна, рыщут в поисках добычи акулы; ну а ниже всех, по самому морскому дну передвигаются осьминоги. Ребенок, ориентируясь на это описание, подбирает для каждого объекта соответствующий заместитель и отмечает его значком. Например: - медуза – маленький круг, красный значок; - морской конек – круг побольше, желтый значок; - акула – круг еще больше, голубой значок; - осьминог – самый большой круг, синий значок. Затем воспитатель убирает фигурки морских обитателей и предлагает детям расположить на экране моря, по мере глубины их обитания, замещаемые модели.

IV. Логические операции.

«Что сначала, что потом?»

Цель: упражнять детей в отражении закономерных связей и отношений предметов и явлений.

Ход: воспитатель предлагает детям серии карточек, на которых изображены предметы, явления и события в разные периоды. Задача детей - разложить карточки в последовательности, например: ветер - тучи - гроза - дождь; 1) семя – стебель – бутон – плод; 2) фундамент – стены – крыша – окна – двери; 3) гнездо – яйцо – птенец – птица; 4) стирать – сушить – гладить – одеть; 5) утро – день – вечер – ночь; 6) завтрак – обед – полдник – ужин и т.д.

«Все наоборот, так, как не бывает»

Цель: упражнять детей в вычленении причинно-следственных связей в предложении и замене их на противоположные.

Ход: воспитатель называет фразу, а детям предлагает ее закончить, чтобы получилось наоборот, так, как не может быть по смыслу, например: 1) Алина ест смородину, потому что – не любит ее. 2) Дети играют во дворе, потому что – не хотят там играть. 3) Максим не хочет идти в детский сад, потому что – он любит детский сад. 4) Ребята не смогли вылепить снеговика, потому что – снег был липкий и мягкий. 5) Мой старший брат обижает кошек, потому что – он любит их. 6) Я трусишка, потому что – ничего на свете не боюсь и т.д.

«Дополни фразу»

Цель: упражнять детей в логическом оперировании в вербальном плане.

Ход: воспитатель последовательно называет фразы и предлагает детям завершить предложение. 1) Миша задумался, потому что… 2) Мы пойдем в поликлинику, чтобы… 3) Настанет лето, и тогда… 4) Когда я был(а) на даче (море, поле и т.д.), я понял, что… 5) Воду в вазе с цветами надо менять ежедневно, тогда… 6) Мы бы приступили к сбору картофеля, если бы…и т.д.

«Подумай, ответь»

Цель: упражнять детей в понимании относительности понятий (переход от непосредственной, фактической позиции ребенка на условную).

Ход А: воспитатель предлагает детям представить себя на время кем- нибудь или чем-нибудь, например, обезьянкой или книжкой и составить рассказ от имени выбранного объекта «Мои приключения за день». Если дети затрудняются, предложить им ряд вопросов, отвечая на которые они и составят рассказ «Воздушный шарик»: - как я появился (ась) в определенном месте? - как ко мне отнеслись окружающие? - кто (что) мне больше понравился (лось)? - мои действия; - мои перемещения, приключения.

Ход Б. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: 1) У мальчика Саши 2 сестры, есть ли у его сестер братья? 2) В купе поезда ехали 4 брата, и у каждого из них была мама. Сколько в купе ехало мам? 3) Трава на лужайке для детей высокая? А для муравьишки? 5) Что дольше, 5 минут занятий или 5 минут игр?

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в выделении собственно логических отношений между понятиями.

Ход: воспитатель показывает детям 12 карточек, половину из которых называет и подбирает к ним отношение. Дети должны подобрать такую же связь ко второй паре слов. 1) Школа – обучение, больница … (лечение); 2) вилка – серебро, табурет … (дерево); 3) аэропорт – самолет, железнодорожный вокзал … (поезд); 4) акула – пасть, человек … (рот); 5) грусть – слезы, веселье … (улыбка); 6) сок – питье, пирожное … (еда) и т.д.

«Что в итоге?»

Цель: упражнять детей в мысленном предвосхищении результата определенного действия.

Ход: воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что произойдет, если: 1) попасть мячом в окно? 2) налить в аквариум чернил? 3) посадить луковицы тюльпанов на картофельное поле? 4) высыпать в миску муки, сахара, соли, добавить молока и одно яйцо? 5) сочинить для мамы стихотворение? 6) научить сестренку волшебному слову? и т.д.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, очень важна игра. Игра не только дает простор для творчества детей, но и стимулирует их интеллектуальное развитие. Для детей старшего дошкольного возраста – от пяти до семи лет - важно предлагать игры такого типа, которые дают возможность повышения мыслительных способностей ребенка, умение анализировать, выделять главное, сравнивать.

Интеллектуальные игры для детей этого возраста должны научить малыша принимать определенное решение и выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию.

Игры, направленные на интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника

«Угадай, что спрятано»

В этой игре, от ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию, и самому давать описание разных предметов. Спрячьте какую- нибудь игрушку и опишите ребенку её внешний вид, например: «Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Если ребенок догадывается, вы отдаете ему спрятанный предмет. Следующий прятать и описывать предмет будет ребенок. Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

« Пары картинок»

Подберите 7 – 8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома рядом с изображением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1-2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания, или, отдаляя связи между ними (например, если сначала для запоминания картинки с изображением девочки предлагается картинка с бантиком, то затем для запоминания этой же картинки можно предложить картинку с изображением леса). Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.

« Четвертый лишний»

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

Яблоко, слива, огурец, груша.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, рубашка, шапка.

Береза, дуб, земляника, сосна.

Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

Хлеб, молоко, творог, сметана.

Час, минута, лето, секунда.

Ласточка, ворона, курица, сорока.

«Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка

«Назови слово»

(способствует развитию гибкости ума)

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие зверей.

Назови слова, обозначающие овощи.

Назови слова, обозначающие фрукты.

Назови слова, обозначающие транспорт.

Назови слова, относящиеся к спорту.

Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.

«Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».

Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Худой – толстый

Умный – глупый

Тяжелый – легкий

Храбрый – трусливый

Твердый – мягкий

Шершавый – гладкий

«Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленое.

Дом пошел гулять.

Волк бродит по лесу.

На дереве выросли шишки.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Лодка плавает по небу.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Ветер качает деревья

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

«Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов

«Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;

шкаф – свитер;

холодильник – кефир;

тумбочка – книжка

кастрюля – суп;

дупло – белка;

улей – пчелы;

нора – лиса;

автобус – пассажиры;

корабль – матросы;

больница – врачи,

магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры

«Отвечай быстро»

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру

«Придумай название»

Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Уважаемые родители!

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

Статьи по теме: