Основные признаки политической (государственной) власти. Политическое господство и легитимность. Отличительные признаки и особенности политической власти

Предметом политической науки выступает не всякая власть, а только власть в публичном смысле, т. е. политическая власть как самая сложная форма власти , которая всегда подразумевает другие формы власти, включает их и в то же время определенным образом отличается от них.

Как политологическая категория понятие политической власти употребляется в широком и узком смысле слова. В первом (широком) смысле политическая власть - это своего рода общественно значимый властный комплекс, структурируемый не только государственной властью, которая выступает в качестве его ядра, но и властью всех других институциональных субъектов политики (политических партий, массовых общественно-политических движений, независимых СМИ и т. д.).

В узком смысле понятие «политическая власть» чаще всего трактуется как синоним понятия «государственная власть», как власть, которая отличается от всех других, в том числе политических (власти негосударственных институциональных «акторов» политики) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер, «делающих» ее непохожей на все другие существующие в обществе власти (экономическую, социальную, духовную, религиозную и т. д.).

Системообразующие характеристики государственной власти

Всеобщность - характеристика государственной власти в противоположность всем другим формам и видам власти , которые носят «частный» характер, т. е. ограничены отдельными сферами общественной жизнедеятельности (экономической, социальной, религиозной и т. д.). Государственная власть выступает как всеобщая власть, чье «функциональное поле» (то пространство, на которое она распространяет свое влияние), общество в целом. Одновременно это и «инклюзивная власть», т. е. власть, которая проникает во все области и виды человеческой деятельности в качестве силы, придающей им нормированный, юридически-правовой характер.

Публичность в полной мере присуща политической власти только в форме государственной власти, которая, единственная из всех политических властей, выступает от имени всего общества, как уполномоченная этим обществом организованная сила, призванная обеспечить нормальную среду обитания социума (урегулированность и порядок на основе права). И хотя деятельность всех других институциональных субъектов политики тоже носит публичный характер, эта публичность все же является не всеобщей, а избирательной (частичной).

Верховенство как черта государственной власти выгтекает из публичности и обусловленных ею властных полномочий. В лице государственной власти мы имеем дело с универсальной властью, властью над всякой властью, которая является конечной инстанцией, чьи решения обязательны для исполнения всеми другими действующими в обществе властями и властными центрами. При необходимости она может ограничивать влияние этих центров или же ликвидировать их вовсе.

Монополия на легальное (предусмотренное и оговоренное законом) использование силы в пределах всего социума, той территории, на которую распространяется суверенитет государственной власти при демократической власти реализуется исключительно при помощи права и отождествляется с судом как с органом, функционально предназначенным для него. Что касается средств физического подавления, то их использование также носит легитимный характер и применяется лишь в качестве крайнего средства обеспечения порядка.

Моноцентризм. В отличие от всех других властей (экономической, социальной, информационной, духовной и т. д.), которые по - лицентричны и дисперсны, т. е. рассеяны между множеством субъектов - их носителей (независимыми собственниками, фирмами и корпорациями, печатными и электронными СМИ, социальными и культурными фондами и т. д.), у этой власти наличествует единый центр принятия решений. В законодательной сфере (на макросистемном уровне - системы высших инстанций власти) этот центр олицетворяет собой парламент, в сфере исполнительной власти - правительство, в судебной системе - Верховный суд и др.

Многообразие ресурсов. Не впадая в преувеличения, можно утверждать, что государственная власть фактически является верховным собственником и распорядителем всего того, что находится на подвластной ей территории - начиная с природных ресурсов и заканчивая социально-демографическими (людскими). Аккумулируя в своих руках все виды «капитала» (экономического, культурно-информационного, символического, капитала физической силы и т. д.), эта власть предстает как обладатель некоего «мегакапитала». Это дает ей возможность добиваться своих целей разными средствами (с помощью разных «капиталов» - в зависимости от конкретной ситуации).

Основные функции

Процесс политического властвования предусматривает реализацию самых многообразных функций, среди которых в качестве исходной выступает функция политического господства.

В повседневном языке понятие «господство» чаще всего ассоциируется с такими негативными явлениями человеческой жизнедеятельности, как эксплуатация, угнетение, подавление. В политическом же дискурсе это понятие этически нейтрально и используется для обозначения процесса институционализации власти, т. е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализация власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, - с одной стороны, и исполнительной деятельности - с другой.

Благодаря этим процессам, властные отношения приобретают устойчивый, упорядоченный характер. Возникает иерархия позиций и рангов (статусов), обладатели которых вправе принимать решения, приказывать и рассчитывать на повиновение.

С функцией политического господства органически связаны и все другие функции:

Моделирования собственной деятельности на всех уровнях (этажах) властной иерархии: от верхнего (центральные органы власти) до нижнего (местная власть)

Анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций (эффективность власти напрямую зависит от степени знания объекта властвования и динамики его развития. Нельзя управлять, не зная общества, в котором живешь);

Определения своей стратегии и частных тактических задач (власть только тогда оказывается на уровне властвующей силы, когда имеет в своем распоряжении выверенные и просчитанные целевые программы деятельности - общие и избирательные);

Надзора и пресечения («репрессивная» функция), отклоняющегося от правовых норм поведения (власть должна не только производить законные социальные приказы и предписания, но и быть способной добиваться их исполнения);

Присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными, волевыми и принудительными, интеллектуальными и символическими, солидарностью и поддержкой сторонников и др.);

Распределения ресурсов политики: наград и вознаграждений преференций и привилегий, социальных позиций и статусов, мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами и т. д.;

Преобразования политического пространства, социального, экономического, правового, культурного, нравственного окружения власти (внешней среды) в ее интересах и интересах ее политики.

С государственной (шире - с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «легальность » и «легитимность». Хотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются синонимами. Понятие легальность подчеркивает юридиче - ски-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т. е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений, с четко выраженными отношениями приказа и исполнения.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения. Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять и согласен подчиняться ей, то такая власть - легитимная. Если же это не так, и народ власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

В зависимости от мотивации подчинения, различают три классических типа легитимности, выделенных Максом Вебером.

Традиционная легитимность обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость издревле существующих порядков. В ее рамках власть предстает сакральной (священной), поскольку она подкреплена авторитетом идущих из глубины веков патриархальных установлений и властителей, а также религиозными нормами. Традиционная легитимность характерна для монархий и отличается большой прочностью. Поэтому М. Вебер считал, что для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар руководителя, которого нередко обожествляют, наделяют сверхъестественными способностями, превращают в идола. Этот тип легитимности всецело базируется на эмоциональном, личностном отношении лидера-вождя и массы и нередко характеризуется фанатичной преданностью и доверием людей. Харизматическая легитимность характерна для крутых поворотов истории, когда авторитет вождя олицетворяет как саму власть и ее ценности, так и всю систему властных институтов, способствует их признанию и принятию населением.

Рационально-правовая легитимность имеет в качестве первоисточника осознанный интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т. е. на основе демократических процедур. В данном случае власть избирается и действует на основе всенародно принятой конституции и олицетворяет собой высшее проявление народной воли. Поэтому этот тип легитимности часто называют «демократическая легитимность». Именно такой является легитимность политической (государственной) власти в странах, олицетворяющих собой западную цивилизацию.

Наряду с этими классическими типами существуют и другие типы легитимности, а, стало быть, и способы легитимации политической власти. В том числе:

Идеологическая легитимность, которая представляет собой не что иное, как процесс обоснования и оправдания власти с помощью той «официальной» идеологии, которая вносится ею в массовое сознание.

Онтологическая легитимность, которая предполагает соответствие власти объективному порядку, вносимому в человеческую и социальную действительность в продолжение порядка, установленного внеземным космическим разумом.

Технократическая легитимность, которая исходит из требования к власти быть профессиональной, компетентной. Для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что обязательно предполагает наличие особых знаний и опыта.

Легитимность и эффективность власти

С проблемами легитимности политической власти органически связан важнейший вопрос об ее эффективности (результативности). Насколько власть вытолняет свои функции и оправдывает ожидания граждан в обеспечении нормальных условий для жизни.

В качестве формулы, отражающей взаимозависимость между легитимностью и эффективностью власти, выступает такое правило: легитимность власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т. е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. Изначально легитимная власть, которая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

Выдающийся английский систематик Б. Рассел определял власть как производство намеренных результатов. Суть этой формулы в том, что А обладает большей властью, чем Б, в случае, когда первый достигнет множества намеренных результатов, а второй останется в зоне благих намерений, т. е. эффективность власти (а следовательно, и ее легитимность) по этой формуле предопределяется способностью политика быть верным своему слову.

Со способностью власти производить намеренные результаты, отвечающие социальным ожиданиям граждан, напрямую связаны и превращения изначально нелегитимной власти во власть легитимную. Не секрет, что многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, затем приобретают ее, благодаря успешной внутренней (экономической и социальной) политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния народа.

Власть в постсоциалистической России сформирована по демократическим процедурам (и формально обладает рациональноправовой, демократической легитимностью), но фактически ее легитимность не более чем фантом. Создав «рыночное Эльдорадо» для меньшинства (обновленной правящей номенклатуры и бизнес - элиты), эта власть по существу отбросила большинство на грань биологического выживания. Даже по официальным данным, в сегодняшней России средние доходы в расчете на душу населения не достигают и 10 тыс. руб. в месяц, а в 25 регионах зарплата составляет от 3-4 до 6 тыс. руб. Это уровень уже не бедности. Речь идет о настоящей нищете.

Фактическая нелегитимность власти в сегодняшней России проявляется и в ее неспособности производить столь необходимые для нормальной жизнедеятельности общества законность и порядок. Криминалитет стал интенсивно конкурирующей с государством властной силой, которая, опираясь на так называемое «кулачное право», все в большей мере подчиняет себе все сферы жизни социума, навязывая ему выстроенные по законам лагерной зоны нормы и ценности «зековской» жизни. И оттесняя их цивилизованные государственноправовые и нравственно-этические аналоги.

По различным данным, сегодня в России насчитывается от 8 до 12 тыс. организованных преступных группировок. Причем с 1992 г. численность криминального элемента возросла, как минимум, в три раза. При этом произошло огосударствление преступности она прочно срослась с политико-властными структурами.

Наряду с криминализацией, такой же характер национального бедствия для страны приобрела коррупция, которую президент РФ В. В. Путин в одном из своих Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации назвал системой «статусной ренты». Коррупция резко снижает эффективность экономики, пожирая то, что создано честным трудом сограждан, усиливает нищету и социальное неравенство, расширяет пропасть между обществом и властью, превращает политику в сферу дележа национального богатства, разлагает нравственные устои общества, наносит ущерб престижу страны на мировой арене. По имеющимся оценкам, только прямые потери бюджета от коррупции составляют в сегодняшней России порядка 40 млрд. долларов в год.

Совершенно очевидно, что такого рода явления, отражающие глубокий кризис технократической легитимности власти в России, ставят под угрозу саму возможность построения в стране демократического общества и правового государства. Именно поэтому столь актуально и необходимо привести политическую волю властей России в соответствие с этой угрозой. Нужно объявить, как когда-то сделал Рузвельт, что идеалы Республики (в данном случае рышочных реформ и демократизации России) не могут вечно мириться ни с незаслуженной бедностью, ни с самодостаточным богатством. Что государство восстанавливается в качестве «особой организации силы», уполномоченного обществом блюстителя законности и порядка, чьи основные функции будут состоять в том, чтобы обеспечить свободу каждого и гарантировать устойчивость социальной жизни, отвечая за безопасность всех.

Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве - в последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Различают политическую и неполитическую власть. Неполитическая власть - это власть в объединениях людей организациях и движениях, не связанных непосредственно с государством и не имеющих непосредственного отношения к нем Неполитическая власть выполняет огромную роль в управлении гражданским обществом. Сферы ее проявления связаны с насущными потребностями людей: прежде всего в области быта, духовного общения, экономики. Особенно активно она проявляется на местном уровне и в мелких социальных системах (семья, религиозная община, жилой комплекс). Важное место она занимает и в процессе производства, в торговых, хозяйственных и иных отношениях, связанных с экономикой.

Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели, использовать государственную машину для их реализации. Для осуществления политической власти необходимы все те элементы, которые присущи власти как общественному явлению.

Политическая власть - это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она так или иначе связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью.

Политическая власть осуществляется через аппарат - государство и государственные органы. Субъекты политической власти специфичны. Рассматривая проблему власти в широком плане, необходимо выделить вопрос о разделении власти по разным субъектам, формам и способам ее осуществления и т.д. Традиционными субъектами власти являются государство, политические партии, другие объединения Боровик В. С. Основы политологии и социологии. М., 2004. С. 68..

Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной.

В структурном отношении основными компонентами власти являются субъект, объект, средства (ресурсы).

По мере развития общества ресурсы изменялись. В примитивных обществах власть опиралась на авторитет правителя. Изменение отношений между людьми привело к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила. В индустриальных обществах преобладающими ресурсами властвования становится организация: бюрократия, партии, движения.

Необходимо отметить, что ресурсы власти могут быть различными, но не существует единого универсального ресурса власти.

Ввиду разнообразия ресурсов власти существует несколько их классификаций. Так, А. Этциони подразделяет ресурсы власти на утилитарные (материальные и социальные блага, связанные с повседневными потребностями людей), принудительные (различные меры наказания), нормативные (нормы права, традиции, ценностные ориентации).

В свою очередь, О. Тоффлер выделил три основных ресурса власти - сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние. Власть, которую дает человеку сила, он назвал властью «низшего качества», власть, приобретенную и удерживаемую при помощи денег - властью «среднего качества», а власть, которую приносят информация и знание - властью «высшего качества» Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 127..

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти можно разделить на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического принуждения, оружие).

Государственная и политическая власть имеют разное поле для реализации своих полномочий. Во-первых, полем действия государственной власти является собственно государство и его органы. Власть государства распространяется на гражданское общество лишь в части установления реализации политической власти, полем действия власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Во-вторых, различие между этими видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Субъекты политической власти не могут непосредственно использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти. В-третьих, различаются они объемом своих полномочий. Только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер.

При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. В принципе власть вполне можно рассматривать и в качестве цели индивидуальной (групповой) активности. Но в таком случае нужны особые, пока еще отсутствующие доказательства, что такое стремление присутствует если не у всех, то у большинства людей. Именно в этом смысле власть может быть признана функционально необходимым в обществе явлением, которое порождено отношениями социальной зависимости и обмена деятельностью (П. Блау, X. Келли, Р. Эмерсон) и служит разновидностью асимметричной связи субъектов (Д. Картрайт, Р. Даль, Э. Каплан).

Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

Власть классифицируется прежде всего по субъектам. В этом случае в рамках политической власти особое место занимает государственная власть. Государственная власть иногда определяется как публичная власть. Она характеризуется наличием особого аппарата, представляющего все общество, а также особой материальной базы - государственного имущества, источников доходов в виде налогов.

Государственная власть определяется как суверенная. Суверенность государственной власти означает ее независимость как от власти других государств, так и от власти различных общественных объединений, партий и подобных корпораций внутри страны.

Для государственной (публичной) власти характерна система особых инструментов осуществления своей (государственной) воли. Такими инструментами государственной власти являются законы. Именно законы обеспечивают способность государственной власти делать свои веления обязательными. В то же время законы ограничивают и само государство. Эта функция законов носит исторический характер и связана с развитием гражданского общества.

Власть гражданского общества является корпоративной властью, т. е. властью корпораций - различного рода объединений (общественных организаций, групп, партий). Несмотря на корпоративный характер власти гражданского общества, а во многом именно благодаря этому, она обеспечивает защиту отдельных граждан от левиафана-государства.

Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

Власть в обществе имеет свои параметры:

– масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти;

– время власти – период функционирования данной власти, данного органа государственной власти;

– объем власти – количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах;

– пространство власти – определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует.

Характерные признаки политической власти:

– верховенство власти – обязательность властных решений для всего общества;

– моноцентричность власти – существование единого государственного центра принятия политических решений;

– всеобщность власти – функционирование власти на основе права от имени всего общества;

– наличие многообразия ресурсов власти – экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д.

Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.

Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления.

Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.

Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.

Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.

Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди.

Основные компоненты структуры власти – субъект и объект власти.

Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов.

Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.

Для демократического общества характерно, что общество может быть и объектом, и субъектом власти. В обществе недемократическом (авторитарном, тоталитарном) народ – это только объект власти.

Отношение объекта политической власти к ее субъекту может быть различным: от добровольного подчинения до ожесточенного сопротивления. Это зависит от того, какие требования предъявляются объекту, какие методы воздействия. Например, патриархальные традиции формируют покорный, зависимый народ, а традиции демократические – активное в гражданском плане население.

Политическая власть – это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

Политическая власть – это способность, право или возможность одних людей оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность других с помощью различных средств: права, авторитета, воли, принуждения.

Признаки политической власти:

    делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

    использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

    наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Особенности политической власти:

    затрагивает интересы больших групп людей, всегда носит общественный характер, ибо политика начинается там, где миллионы;

    проявляется в наличии особой группы, специального слоя людей, профессионально занятых управленческим трудом и осуществляющих властную волю;

    выражается в руководстве обществом экономически господствующих классов, социальных слоев и групп;

    выражается через функционирование политических институтов, между которыми и внутри которых она распределяется;

Ядром политической власти выступаетгосударственная власть – форма общественных отношений, опирающаяся на специальный аппарат принуждения и распространяющаяся на всех граждан общества.

  1. Природа и функции политической власти

Политическая власть возникает и формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Необходимость власти порождена, по крайней мере, двумя следующими обстоятельствами: потребностью в управлении, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей; и невозможностью достижения полноты информационного обеспечения управленческого решения. Власть в этом случае служит средством преодоления информационного дефицита через силовое, принудительное решение.

Функции политической власти как инструмента социального управления:

    сохранение социальной целостности;

    реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

    регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма;

    поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису.

    Легальность и легитимность власти

Термин «легитимность» возник в начале XIX века во Франции. Тогда он означал стремление восстановить власть короля как единственную законную власть в отличие от власти узурпатора.

Легитимность – это процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике – признание, объяснение и оправдание власти.

Легитимность утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения и создание политических структур, их изменение, обновление и т.п.; она призвана обеспечивать повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается – оправдание такого принуждения, использование силы и других средств, которыми располагает власть.

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая.

Легитимность власти является результатом эволюции общества. Поэтому однозначную оценку легитимности можно дать только в обществе с устойчивыми нормами поведения. В то же время, в обществе, где идет мощная модернизация, легитимность власти проблематична и противоречива.

Типы легитимности власти:

а) рациональный – власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

б) идеологический – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.

в) традиционный – власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существовавших порядков;

г) харизматический – власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера, на личном авторитете правителя и т.д.

Признаки падения легитимности:

    рост степени принуждения;

    ограничение прав и свобод;

    запрещение политических партий и оппозиционных организаций;

    рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;

    низкая экономическая эффективность власти, снижение уровня жизни населения;

    введение цензуры и ограничение деятельности независимых СМИ.

Легитимность и легальность власти, - не совпадающие понятия.

Легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, в то время как легитимность – это доверие и оправдание власти. Любая власть, издающая законы, даже самые не популярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В тоже время она может быть не легитимна, не приниматься народом.

Легальность рациональна, в отличие от легитимности. Форма легальности власти – законодательство. Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении.

    Понятие и сущность политического лидерства

Понятие “лидер” происходит от латинского «leader», что означает ведущий, управляющий другими людьми.

Политический лидер – это наиболее авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях. Политический лидер стимулирует своей деятельностью ход политического процесса, способен менять его направленность и оказывать определяющее воздействие на политические события, жизнь в целом.

Характерные черты политического лидерства:

    острый ум, политическая интуиция;

    организаторский талант, ораторские способности;

    политическая воля, готовность брать на себя ответственность

    популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии;

    наличие яркой политической программы, отвечающей интересам больших политических групп.

С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство».

Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составными частями данного понятия являются: во-первых, способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение этого решения. Во-вторых, лидерство предполагает, что ведомые принимают и активно поддерживают решения и действия лидера, сознательно и добровольно подчиняются ему.

Лидерство отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей. Общественный характер труда предполагает согласованность, координацию, регулирование индивидуальных трудовых усилий людей. Эту функцию по упорядочиванию и управлению общественными процессами и осуществляет институт лидерства. Он управляет межличностными отношениями, объединяет и координирует индивидуальные усилия людей. Поэтому лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность.

Факторы, определяющие характер политического лидерства: 1) личностные черты; 2) инструменты осуществления власти; 3) ситуация, в которой осуществляется лидерство.

    Функции политического лидера

Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются той ситуацией, средой, в которой приходится действовать.

Функции лидера обычно сводятся к своевременному учету общих потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организацию масс на их осуществление. Это формальные функции, характеризующие основные этапы осуществления социальной роли лидера:

    Интеграция общества, объединение масс – лидер призван объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.

    Нахождение и принятие оптимальных политических решений.

    Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.

    Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства.

    Мобилизация масс на реализацию политических целей, инициирование обновления, в том числе охрана традиций, обеспечение прогресса политической системы.

    Легитимация строя – эта функция присуща лидерам в тоталитарных режимах, которая достигается за счет установления культа личности лидера-харизматика.

1. Политическая власть закрепляет приоритетность интересов субъектов власти, которые становятся общеобязательными для всех слоев населения.

2. Власть обладает единым принципом деятельности - командование, т.е. право на распоряжение, директиву, приказ, закон, норму, правила, запрет, предписания, волевые эмоциональные действия.

3. Политическая власть содержит противоречие между субъектом и объектом властвования, т.к. власть есть способность подчинять, воздействовать с помощью определенных средств. Концентрированным выражением власти являются отношения господства - подчинения, что вызывает сопротивление у части населения.

4. Господствующий субъект власти имеет преимущество (статус, авторитет, информированность, знания).

5. Наличие взаимоотношений субъектов, при этом одни владеют определенной совокупностью средств для обеспечения способности навязывать волю другим.

6. Признаком политической власти являются объективные условия - отношения, которые обусловливают волевые действия людей. За субъективно-волевыми отношениями всегда стоит объективная взаимосвязь, потребности и интересы разных групп.

7. На современном этапе развития общества доминирующими формами господства субъектов становятся следующие: политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование и привлечение народных масс к принятию политических решений.

8. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и др.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».

Во-первых, политическая власть возникла еще в догосударственный период развития стран.

Во-вторых, не каждая политическая власть является властью государственной (например, власть партий, движений, общественных организаций), хотя любая государственная власть - всегда политическая.

В-третьих, специфика государственной власти заключается в том, что только она обладает монополией на принуждение, правом издавать законы, опираясь на институты права и использует такие средства воздействия как убеждение, идеологические и экономические факторы.

В-четвертых, государственная власть функционирует по политико-территориальному принципу; она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или граждан (республика).

В-пятых, государственная власть - суверенная, то есть верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних отношениях.

Государственная власть - высшая форма политической власти, опирающаяся на специальный управленческо-властный аппарат и обладает монопольным правом на издание законов, других распоряжений и актов, обязательных для всего населения.

Определив сущность политической власти, важно обратить внимание на принципы и функции, по которым можно судить об ее эффективности.

Функции политической власти:

1. Выработка стратегии управления обществом.

2. Разработка и принятие подробных решений по основным направлениям развития общества.

3. Оперативное управление и регулирование общественными процессами, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных социальных групп.

4. Контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности развития общества, поддержание его целостности и единства.

Власть и политика нераздельны и взаимно обусловливают друг друга. Власть представляет средство осуществления политики. Борьба за власть, овладение ею и удержание - один из основных аспектов политической жизни общества. Власть добавляет политике то своеобразие, благодаря которому она представляет особый вид социального взаимодействия. Это обусловлено неравным положением людей, включенных в иерархическую систему взаимоотношений, в отношения господства - подчинения, управления - исполнения. Без наличия властных отношений невозможно координировать социальные связи, достигать взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддерживать целостность и стабильность общества.

3. Структура власти. Ресурсы власти: понятие, типология.

Общественная власть является сложным явлением, которая состоит, с одной стороны, субъект и объект, а с другой - ресурсы власти.

Субъекты власти - носители власти (кто осуществляет власть): государство и его институты, политические элиты и политические лидеры, политические партии, от которых исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения и указания. Непосредственным субъектом власти выступают люди, которые концентрируют огромное влияние, финансовую мощь и рычаги воздействия на людей, контроль над их настроениями, мыслями и поведением.

Объекты власти (на кого направлено воздействие): индивид, социальная группа, масса, класс, учреждения, предприятия, общество, на управление которыми в соответствии с законом направлена деятельность властей.

Источники власти (откуда субъект получает способность, возможность и право влияния): авторитет, сила, богатство, престиж, закон, знания и информация, харизма, тайна, интерес и т.д.

Власть есть взаимодействие субъекта и объекта, они являются также активным началом структуры власти. Взаимодействие их осуществляется с помощью ресурсов, которые регулируют процесс властвования.

Ресурсы власти - совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта:

- экономические - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, земля и ее недра и т.п.;

- социальные - способность повышения социального статуса или ранга, места в социальной структуре;

- силовые - оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

- информационные - знания и информация, а также средства их получения и распространения;

- политико-правовые - Конституция, законы, программные документы политических партий;

- демографические - человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

Отношение «господство - подчинение» в большей степени присущи доиндустриальным обществам. Ресурсы власти на данном этапе - принуждение, навязывание или подавление воли.

В развитом гражданском обществе характер властных отношений принимает форму «господство - принятие». На современном этапе развития ресурсами субъекта власти становятся компромисс и согласие общества. Власть стремится к разнообразию ресурсов, чаще всего к смещению ресурсов «господство - руководства». В использовании ресурса подчинения и принятия обеспечивается определенное влияние субъекта. В современном мире это культурно-информационные ресурсы (знания). От того, насколько власть эффективно использует ресурс информации и средства для его распространения, определяется стабильность существования власти внутри государства и существования государства на международной арене.

Ресурсы власти - совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект (личность, группы, общество в целом) и достигать поставленной цели. Ресурсы находятся между субъектом и объектом власти и «материализуют» отношения зависимости между ними.

На протяжении истории развития общества ресурсы властвования изменялись:

В примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя (вождя, военачальника и т.д.). Изменение характера отношений между людьми, переход от кровнородственных к имущественных отношений привели к изменению ресурсов власти, которыми стали богатство и сила;

В индустриальных обществах преобладающим ресурсом власти становится организация: бюрократия, партии, движения;

В современных обществах властные отношения все больше зависят от того, кто владеет информацией, которая при сохранении роли других ресурсов становится важнейшим средством господства. Отсутствие информации вызывает у человека чувство страха, дискомфорта, желание подчиняться.

Типология (классификация) ресурсов властвования может осуществляться по различным основаниям (критериям).

Согласно Конфуцию ресурсами власти правителя является его личный пример и следование моральным принципам - справедливости, гуманности, заботе о благе народа, чувству долга, мудрости. Подданные должны уважать правителя и выполнять свои обязанности.

Н. Макиавелли положил в основу классификации типов властвования другие мотивы человеческого поведения:

Главным мотивом является любовь и страх - тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кого любят;

К ресурсам власти относятся человеческие страсти и пороки (лживость, трусость, жадность);

Считал, что любовь и страх различаются способом действия:

1) любовь - тонкая материя, которая держится на крайне зыбкой основе - человеческой благодарности;

2) страх - прочнее и непоколебимее.

Одну из современных концепций типологии власти представил американский социолог О. Тоффлер, которой использовал смешанные критерии.

Сущность концепции О. Тоффлера:

В системе ресурсов власти современного общества произошли значительные изменения (по этой причине его концепция называется теорией «сдвига власти»);

В истории человечества власть опиралась на 3 ресурса - силу, богатство и знания;

В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования:

Тип властвования низкого качества - власть основана на силе;

Власть среднего качества связана с богатством;

Власть высшего качества основана на знаниях.

Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низкого качества, основанной на силе, к власти высшего качества. Власть силы изжила себя, не смотря на ее использование, как в прошлом, так и настоящем времени, решающим ресурсом власти становится знание.

Статьи по теме: