Финансы государственных и муниципальных предприятий. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) – организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Последнее неделимо и не распределяется на вклады или долевое участие работников; собственником передаваемого имущества являются учредившие ГУП и МУП федеральные и местные органы государственной власти.
1. Управление УП осуществляет руководитель, назначаемый собственником имущества. УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ею казенного предприятия. Цели деятельности УП определяет собственник его имущества.
2. УП могут быть созданы на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;
3. Для созданных на правах хозяйственного ведения УП характерно:
Уставный фонд УП должен быть полностью оплачен на момент регистрации УП;
Сохранность переданного УП имущества и его использование по назначению контролирует собственник этого имущества;
Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, внесения в качестве вклада в УК хозяйственных товариществ и обществ, также иные ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника;
Часть прибыли от деятельности УП принадлежит собственнику его имущества;
УП могут учреждать дочерние предприятия, передавая им имущество в хозяйственное ведение. Если банкротство такого предприятия происходит по вине его учредителя, на последнего может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности принадлежащего ему имущества.
4. УП, созданные на правах оперативного управления , являются федеральными казенными предприятиями. Им свойственно:
Они создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
Их реорганизация или ликвидация осуществляется только по решению Правительства РФ;
Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенных заводов осуществляется в соответствии с планом – заказом и планом развития завода;
- план – заказ согласовывается с Министерством экономики РФ и Минфином РФ, является обязательным для исполнения и содержит следующие основные показатели:
а) объем поставок с учетом номенклатуры, ассортимента и качества товаров (работ, услуг);
б) сроки поставок, их цены и условия изменения последних;
в) лимит численности работников;
г) объем средств, выделяемых из федерального бюджета.
- план развития завода разрабатывается самим заводом, согласуется с уполномоченным органом и содержит перечень конкретизированных показателей для выполнения план – заказа и осуществления разрешенной самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности;
Финансирование, связанное с выполнением плана – заказа и плана развития завода, осуществлением других необходимых затрат, производится за счет доходов от реализации завода. Средства из федерального бюджета могут быть выделены в случае недостаточности собственных средств завода на реализацию плана развития, содержание объектов социальной инфраструктуры и компенсацию убытков от выполнения плана – заказа;
Часть прибыли УП направляется на финансирование плана – заказа, плана развития и на социальное развитие по спускаемым уполномоченным органом нормативам. Другая часть прибыли в виде её свободного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета;
Казенный завод предоставляет уполномоченному органу отчет об использовании бюджетных средств и произведенных амортизационных отчислениях;
Завод может получать кредиты на выполнение уставных целей под гарантии Правительства РФ.
Финансы малых предприятий.
К субъектам малого предпринимательства (МП) относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25%. При этом должен выполняться законодательно установленный лимит средней численности работников за отчетный период. Лимиты различаются в зависимости от сферы деятельности предприятий: для занятых в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в промышленности – 100 человек и т.д.
Предприниматели без образования юридического лица также являются субъектами МП.
Многопрофильные предприятия относятся к МП по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. Предприятия, учрежденные иностранными лицами, однозначно рассматриваются как МП лишь в случае, если учредители являются физическими лицами, а предприятие создается в соответствии с законодательством РФ и отвечает критериям отнесения к МП. Иные варианты учреждения предприятий иностранными лицами на территории РФ предполагают выполнение дополнительных условий для обеспечения возможности отнесения к МП.
Основным достоинством МП как организационно – правовой формы ведения бизнеса является их способность быстро реагировать на изменение спроса и предложения, оперативно удовлетворять потребности в товарах (работах, услугах). Организация собственного дела в форме МП не требует больших накоплений ввиду отсутствия необходимости в дорогостоящих производственных фондах и за счет высокой оборачиваемости капитала. МП создают конкурентную среду и способны в сфере обслуживания населения стать преобладающей формой организации труда.
Высокая мобильность небольшого по величине капитала МП, однако, не позволяет им выступать инициаторами создания наукоемких, фондоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, что может быть названо главным недостатком МП.
Субъекты МП имеют право применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Право на ее использование получают любые организации и индивидуальные предприниматели, имеющие:
Численность работающих до 100 человек;
Доход от реализации за год до 15 млн. руб.;
Стоимость амортизируемого имущества до 100 млн. руб.
Не имеют права воспользоваться этой системой:
1. организации, имеющие филиалы или представительства;
2. банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды; организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
3. организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, переведенные на систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей;
4. организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, кроме организаций, чей уставный капитал полностью принадлежит общественным организациям инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.
Упрощенная система налогообложения предусматривает:
1. замену уплаты налога на прибыль (у организаций) и налога на доходы физических лиц (у предпринимателей), НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога;
2. предоставление налогоплательщикам права в качестве объекта налогообложения выбрать либо доход, либо доходы за минусом расходов. При этом с дохода ставка налога предусмотрена в размере 6%, а с дохода, уменьшенного на сумму расходов, - 15%. Организации, определяющие налоговую базу как разницу между доходами и расходами, независимо от ее размера должны уплачивать минимальный налог в размере 1% от суммы доходов без уменьшения их на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма единого налога, определенная исходя из налоговой базы, меньше его размера;
3. возможность уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же отчетный (налоговый) период, но не более чем на 50%;
4. необходимость ведения налогового учета в книге учета доходов и расходов; бухгалтерский учет организации и ПБОЮЛ должны вести в общеустановленном порядке;
5. необходимость обладания патентом, выдаваемым сроком на один календарный год государственной налоговой инспекцией для подтверждения права использования упрощенной системы. Годовая стоимость патента выплачивается с распределением платежей по кварталам.
Хозяйственные субъекты, соответствующие всем критериям и решившие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на эту систему, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) подать соответствующее заявление, в котором указывается размер полученного дохода за 9 месяцев текущего года. Этот размер не может превышать 11 млн. руб.
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход превысил 15 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик переводится на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения со следующего календарного года, уведомить налоговую инспекцию до 15 января года, с которого предполагается осуществить этот переход.
Малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов; норма амортизации для этих целей не может превышать линейный аналог более чем в 2 раза.
Кредитование и страхование МП осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией возникающей у кредитных и страховых организаций разницы за счет средств фондов поддержки МП.
Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки МП осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. Фонд в числе прочего выступает гарантом по целевым кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку МП и самим МП со стороны отечественных кредитных организаций.
В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятий представляют комплексный институт, нормы кᴏᴛᴏᴩого находятся в различных финансово-правовых подотраслях или институтах. К примеру, отношения по налогообложению государственных и муниципальных предприятий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитарных предприятий в качестве доходного источника бюджета - бюджетным правом, вопросы организации и проведения финансового контроля за деятельностью предприятий - институтом финансрвого контроля, организация расчетов - институтом |k денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме ϶ᴛᴏго, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов, порядок распределения прибыли, осуществление текущих и капитальных расходов и т. д.
Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального
Финансовое право России.
закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня, ведомственными нормативными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. К примеру, Правительством РФ приняты постановления от 30 декабря 2002 г. № 940 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»1, от 14 апреля 2003 г. № 217 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения»2; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о приведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации»3; администрацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании государственного унитарного предприятия «Курганземпроект».
Нормативное определение государством финансовой деятельности ϲʙᴏих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразования на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятельного формирования предприятиями - естественными монополистами цен на ϲʙᴏю продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.
Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что относительно государственных и муниципальных предприятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности
1 СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 133. 2СЗ РФ. 2002. № 16. Ст. 1531.
Глава 20. Общая характеристика и правовые основы финансов 525
учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью,
состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок
налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные
обстоятельства свидетельствуют об отнесении данных отношений к финансово-правовым,
поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых,
регулируются государством, как правило императивными методами. Следовательно,
финансы государственных и муниципальных предприятий будут объектом
финансовых правоотношений, выраженным в децентрализованных денежных фондах.
Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и
государство (муниципальное образование)
Стоит отметить, что особенности объекта складывающихся
правоотношений (финансы государственных и муниципальных предприятий), а также
преобладающего метода правового регулирования (властных предписаний) дают
основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственного права.
В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные правоотношения1, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразделить на две группы: абсолютные и относительные правоотношения.
Абсолютные правоотношения складываются у государственных или муниципальных предприятий при надлежащей (соответствующей законодательству) реализации ϲʙᴏих финансовых полномочий. К примеру, абсолютно действуют унитарные предприятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми средствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование кᴏᴛᴏᴩых строго предписано государством) Абсолютными следует считать и правоотношения предприятий, основанных на праве хо-
1 См. также: Карасева М. В. Финансы предприятий как объект финансово-правового регулирования // Финансовое право. М., 2002. С. 279-280.
Финансовое право России.
Стоит отметить, что особенная часть
зяйственного ведения, относительно использования ϲʙᴏбодного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоотношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетенцию вне возражений со стороны собственника (государства)
При этом абсолютные правоотношения будут таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности предприятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также перестает быть абсолютным правоотношение относительно распоряжения предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, ϲʙᴏбодным остатком прибыли в случае принятия государством решения об изъятии ϶ᴛᴏй части прибыли в бюджет.
Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) определенной части финансовых средств в виде обязательных платежей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой деятельности казенных предприятий относительными будут правоотношения по поводу установления обязательных нормативов распределения полученной прибыли по различным фондам, а также по поводу изъятия в бюджет ϲʙᴏбодного остатка прибыли.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что финансы государственных и муниципальных предприятий будут объектом регулирования комплексного правового института, относительно кᴏᴛᴏᴩых складываются различные, в т.ч. и финансовые правоотношения.
Элементами местных финансов являются финансы муниципальных унитарных предприятий и организаций. Источниками финансовых ресурсов муниципального образования служит часть прибыли муниципальных предприятий, выручка бюджетных организаций от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, от сдачи в аренду муниципальной собственности.
Предприятия и организации других форм собственности (иных видов подчинения) участвуют в формировании муниципальных финансов через образование целевых фондов, используемых на жилищно-коммунальное строительство, содержание хозяйственной и финансовой инфраструктуры, ведомственных объектов, финансирование различных муниципальных программ.
К муниципальным финансам можно отнести фонды страхования, формируемые за счет средств страховых компаний и используемые для финансирования определенных расходов территории (устранение последствий стихийных бедствий и катастроф, финансовых кризисов и др.).
Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности предприятия на закрепленное за ним имущество. Имущество унитарных предприятий и не распределяется на вклады или долевое участие работников.
Учредительным документом унитарных предприятий является устав, который содержит следующую информацию:
предмет и цели деятельности;
размеры уставного капитала и других фондов денежных средств;
порядок и источники формирования фондов.
Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Унитарному предприятию имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель назначаемый собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Решение о создании унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, принимает соответственно уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления, который утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставной фонд полностью подлежит оплате собственником на момент реорганизации унитарного предприятия. Унитарное предприятие несет ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов. Уменьшение уставного фонда проводится в том случае, когда размер чистых активов становится меньше уставного фонда. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы унитарного предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств должником, а так же возмещения убытков.
Собственник имущества унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ, а так же иные ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника.
Дочернее предприятие - юридическое лицо, которое распоряжается имуществом переданным ему унитарны предприятием - учредителем в хозяйственное ведение. Устав дочернего предприятия утверждается учредителем, который так же назначает руководителя и определяет его полномочия. На дочернее предприятие распространяется общее правило, согласно которому собственник имущества не отвечает обязательствам созданного им предприятия. Исключение составляет случай банкротства предприятия, вызванного его учредителем, который дает обязательные для исполнения указания либо иным образом определяет действия юридического лица. В этом случае при недостаточности имущества юридического лица субсидарная ответственность по его обязательствам может быть возложена на учредителя.
Унитарное предприятие основанное на праве оперативного управления является федеральным, казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства Российской Федерации. На базе имущества находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждает Правительство Российской Федерации.
Российская Федерация несет субсидарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности его имущества. Реорганизация или ликвидация казенного предприятия осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Производственная и финансово-хозяйственная деятельность унитарного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом-развитием завода. Уполномоченный орган ежегодно, на основании выявляемой им потребности в продукции, работах, услугах производимым унитарного предприятия в целях обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года обязательный для исполнения и согласования с Министерством экономики России и Министерством финансов России план-заказ с учетом плана-развития унитарного предприятия.
В плане-заказе устанавливаются следующие основные показатели:
объем продукции, работ, услуг, сроков поставок, цен и условий их изменения;
фонд оплаты труда и нормативов его уменьшения при невыполнении показателей плана-заказа, а так же увеличение фонда оплаты труда проводится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченными органами;
лимиты численности работников;
объем средств, выделяемых из федерального бюджета и условиях их предоставления.
Унитарное предприятие по согласованию с уполномоченным органам разрабатывает план развития, предусматривающий:
мероприятия необходимые для обеспечения устойчивой работы предприятия по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной финансово - хозяйственной деятельности;
задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;
задания по созданию и освоению новых видов продукции;
задание по подготовке и переподготовке кадров;
условия реализации плана - развития унитарного предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их развития.
Продукция, работы и услуги, произведенные согласно плану - заказу, по которому в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирование цен и тарифов, реализуются по ценам и тарифам, установленным уполномоченным органом.
Продукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам и тарифам, установленным заводом предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством - по государственным ценам.
Финансы предприятий (коммерческих организаций) - одно из звеньев единой финансовой системы.
Важнейшая особенность и значение финансов предприятий заключаются в их непосредственной связи с материальным производством и иной производственно-хозяйственной деятельностью. Другие особенности выражаются в том, что это звено финансовой системы:
а) организуется и функционирует на коммерческой основе самоокупаемости и самофинансирования;
б) относится к децентрализованным финансам (в отличие от государственного бюджета, государственного кредита и др.).
Финансы предприятий - это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности 1 . В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, т.е. финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий.
1 Сходные понятия приводятся в экономической литературе. См., например: Финансы предприятий / Под ред. Н.В. Колчиной. М., 1998. С. 7; Финансы / Под ред. Л.А- Дробозиной. М., 1999. С. 77. Иной подход и более развернутое определение понятия финансов предприятий предлагает Д.С. Моляков. См.: Моля-ковД.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М., 2000. С. 7.
266 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий
К ним относятся фонды накопления, фонды потребления, резервные фонды и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд.
Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников: прежде всего за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банка, средства, выделяемые вышестоящей организацией, ассигнования из государственного бюджета и др. Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их планами и программами экономического и социального развития, договорами.
В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.
Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но и призваны активно воздействовать на повышение ее эффективности.
Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, к которой относятся, кроме того, денежные фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении министерств и других отраслевых органов государственного управления. Это централизованные в масштабах отрасли целевые и резервные денежные фонды. Они образуются в результате концентрации части накоплений и перераспределения финансовых ресурсов подведомственных организаций, получения средств из государственного бюджета и банковских кредитов.
Соответственно отраслям экономики различают финансы промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д. При общих основных чертах они имеют и особенности, обусловленные спецификой соответствующей отрасли. Например, в финансах сельского хозяйства важная роль принадлежит страховым и резервным фондам денежных средств, так как данная отрасль в большей мере, чем другие, зависит от природных и стихийных факторов. Имеются особенности в источниках финансовых ресурсов и др.
Финансы предприятий и отраслей экономики играют важную роль не только в обеспечении производственно-хозяйственной деятельности, но и социальной жизни каждого соответствующего
§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий... 267
трудового коллектива, а также в социально-экономическом развитии страны в целом.
Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы, посредством налоговых и иных платежей.
Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом 1 . Однако на современном этапе в связи с труд-ностимя экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.
Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учесть, что оно охватывает предприятия (коммерческие организации) 2 , основанные на разных формах собственности. Основной целью всех их является извлечение прибыли.
В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако значительное число государственных (и муниципальных) предприятий продолжает действовать в такой форме. К тому же не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства. Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений государственный сектор имеет важное значение в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности 3 .
Государственные и муниципальные предприятия особо выделяются и в аспекте финансово-правовых отношений. Это обусловлено тем, что они, в отличие от других предприятий, входят в сферу действия функций государственного управления, которые распространяются и на их финансовую деятельность. Поэтому круг финансовых отношений государственно-властного характера с участием государственных и муниципальных предприятий является более широким, чем с участием других предприятий. Последние же вступают в финансовые правоотношения в основном по поводу обязательных платежей (налогов и др.) в бюджетную систему, в определенных случаях - в связи с оказанием им финансовой поддержки за счет государственных средств. Такие правоотношения свойственны и государственным (муниципальным) предприятиям, однако помимо них они вступают и в другие финансовые отношения государственно-властного характера.
1 См., например: Финансы / Под ред. С.И. Лушина. М., 2000. С. 18.
О понятии коммерческой организации см. ст. 50 ГК РФ. 3 См.: Моляков Д.С. Указ. соч. С. 19.
268 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий
Имущество таких предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Государственные и муниципальные предприятия действуют в форме унитарных 1 . Это означает, что имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть образованы только государственные и муниципальные предприятия.
Среди них законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управления, именуемые казенными предприятиями (ст. 113-115 ГК РФ).
Унитарные государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает и их устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам собственника (государства и муниципальных образований).
Создание казенных предприятий было предусмотрено еще до принятия ГК РФ Указом Президента РФ от 25 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий» 2 , касавшимся ликвидируемых убыточных федеральных предприятий. Учреждение таких предприятий обусловлено разными государственными задачами. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия. Например, Указом Президента РФ от 25 сентября 1995 г. «О преобразовании государственных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предписано преобразовать названные предприятия в федеральные казенные предприятия 3 . Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить федеральное государственное унитарное предприятие «Росстройпром» на праве оперативного управления 4 .
В законодательстве упоминаются казенные предприятия федерального уровня, однако запрета на создание таких предприятий других уровней не содержится.
Казенное предприятие создается по решению Правительства РФ, которое утверждает и его устав. Такие предприятия работают
1 Государственная собственность в рассматриваемой области может быть представлена и в форме акционерных предприятий с контрольным пакетом акций в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления.
2 СЗРФ. 1995. №5. Ст. 393.
3 СЗРФ. 1995. №40. Ст. 3800.
4 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3541; 2000. № 21. Ст. 2240; № 50. Ст. 4897.
§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий... 269
в более жестком правовом режиме, что относится и к финансовой деятельности. В частности, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, не вправе отчуждать закрепленное за ними недвижимое имущество. В уставах казенных предприятий закрепляются, помимо видов обязательной деятельности, для которых они созданы, также и виды их самостоятельной деятельности, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства цо целевому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиарную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК РФ).
В отношении государственных унитарных предприятий предприняты меры по усилению контроля за их деятельностью, включая финансовую. В частности, в отношении федеральных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок, включив это требование в устав предприятия 1 .
В связи с функционированием финансов государственных и муниципальных предприятий возникают экономические (денежные) отношения, в которых участвуют предприятия, объединения, их вышестоящие органы управления, органы создаваемых предприятиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные органы.
Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями права. Значительную часть их регулирует финансовое право.
Соответствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряд финансово-правовых институтов, в частности, институтах налого вого права, государственных и муниципальных расходов и др.
Вместе с тем определенную совокупность представляю 1 нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий, объединений и отраслей экономики в целом. К ним относятся финансово-правовые нормы, определяющие виды денежных фондов предприятий, объединений, отраслевых органов государственного управления, источники их образования, порядок планирования и целевое назначение, права и обязанности предприятий, объединений, органов государственного управления по планированию, образованию и использованию денежных фондов, распределению накоплений. Совокупность таких норм характеризует правовой режим финансов
СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 763, 777.
270 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий
государственных и муниципальных предприятий как особое подразделение финансового права.
При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и муниципальные предприятия вступают в правоотношения с вышестоящими органами государственного управления, финансовыми и налоговыми органами, органами государственных межотраслевых объединений. Возникают также правоотношения между теми и другими названными государственными органами. Основанием возникновения этих отношений обычно является финансовый план предприятия, а также индивидуальные финансово-правовые акты отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов связаны с осуществляемой им производственно-хозяйственной деятельностью, а органа государственного управления - с организацией и руководством этой деятельностью.
Для активной финансовой деятельности и эффективного использования финансов важно четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и руководящих звеньев отрасли экономики, что на настоящем этапе не достигло еще должностного уровня.
§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
Государственным и муниципальным предприятиям для реализации своих производственных и социальных задач необходимо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятельность, основное содержание и целенаправленность которой определяются упомянутыми задачами.
Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.
Финансовую деятельность осуществляют также органы государственного управления отраслями экономики. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением задач по руководству отраслью экономики.
§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 271
Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.
Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий:
а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями договоров 1 ;
б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;
в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др.;
г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;
д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными
предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:
а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;
б) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых 1 ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;
" См. постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. «О мерах по по-выщению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1440.
272 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий
§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 273
в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;
г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями; »
д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;
е) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата.
Федеральные казенные предприятия находятся в непосредственных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.
В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Министерство имущественных отношений РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти 1 .
Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее отражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.
1. Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.
2. Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.
3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности.
Принцип самоокупаемости и самофинансирования предполагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов).
1 См. постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 274.
В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собственных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кредитом только по разрешению Правительства РФ.
Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов срответству-ющих органов, в ведении которых они находятся.
4. Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным предприятиям применяются налоговые санкции и т.д.
5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их денежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.
6. Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Оборотные средства предназначены только для основной деятельности и не могут быть использованы для капитальных вложений. Составляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.
7. Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными органами, в соответствующих случаях - органами местного самоуправления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.
274 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий
8. Принцип участия трудового коллектива в планировании производства и социального развития и соответствующего использования финансовых ресурсов. Так, Трудовым кодексом РФ (ст. 2) 1 , исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений отнесено обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.
В российском законодательстве не имеется социального акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий и финансовой деятельности этих предприятий. Детальное урегулирование на законодательном уровне, в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов.
Что касается правового порядка формирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, взаимоотношений этих предприятий в данной сфере с органами государственной власти и местного самоуправления, прав и обязанностей той и другой стороны и т.д., то эти вопросы регламентируются большим числом нормативных актов разных уровней и масштабов. Основополагающая роль принадлежит Конституции РФ, определившей основы организации финансовой системы страны.
В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти 2 , а также акты самих отраслевых государственных органов.
Существенное значение имеют уставы федеральных государственных унитарных предприятий, утверждаемые соответствующими отраслевыми органами, и уставы казенных предприятий, утверждаемые Правительством РФ 3 .
Контрольные вопросы
1 СЗ РФ72002. №1.Ст. 3.
2 См., например: Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4824.
3 См., например: Устав федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром». Утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4281; Устав федерального унитарного предприятия «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской республике», основанного на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 июня 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2788.
На региональном и местном уровнях в отношении государственных (региональных) и муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (как общего, так и отраслевого масштаба), соответствующие компетенции названных органов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ..«*;,
1. Дайте определение финансов предприятий (коммерческих организаций). Назовите их особенности как звена финансовой системы РФ.
2. Какова роль финансов предприятий?
3. Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функционированием финансов предприятий? Какие предприятия (по организационно-правовым формам и формам собственности) участвуют в этих правоотношениях?
4. Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные предприятия.
5. Дайте определение финансовой деятельности предприятия.
6. Назовите основные права и обязанности государственных и муниципальных предприятий, соответствующих их функциям в области финансовой деятельности.
7. Каковы полномочия органов государственного управления и местного самоуправления в области финансовой деятельности предприятий?
8. Каковы особенности правового положения государственных унитарных предприятий в сравнении с федеральными казенными предприятиями?
9. Назовите правовые принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий.
10. На какой основе осуществляется планирование финансов предприятий?
11. На какие цели используются финансовые ресурсы предприятий?
12. С какими органами государственной власти вступают в финансовые правоотношения государственные предприятия?
13. Что означает самоокупаемость и самофинансирование примини-тельно к предприятиям?
14. На основе каких правовых актов осуществляют финансовую деятельность государственные и муниципальные предприятия?
§ 1. Источники финансовых ресурсов
Г л а в а 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.
Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.
Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия - не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.
Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.
Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.
Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.
По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.
Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:
Внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
Развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
Строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
Проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.
Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования . Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.
Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.
Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.
Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций - грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.
Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации - одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.
Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.
Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.
Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.