Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В уставе унитарного предприятия должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности, о размере уставного фонда и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Иными словами, унитарное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

При создании унитарного предприятия ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

В уставе определяются предмет и цели деятельности унитарного предприятия, ограничивающие его правоспособность по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

Учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - казенное предприятие (казенный завод, казенная фабрика, казенное хозяйство).

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

В целях установления единых принципов в планировании и финансировании деятельности казенных предприятий Правительство РФ своим постановлением утвердило Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

Правила устанавливают особенности создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий.

Предприятие может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, утверждает в установленном порядке разделительный баланс или передаточный акт.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Программа деятельности и смета доходов и расходов составляются по утверждаемой уполномоченным органом форме. Смета доходов и расходов составляется на основе программы деятельности.

Руководитель предприятия ежегодно представляет в установленном порядке в уполномоченный орган:

а) проект программы деятельности и проект сметы доходов и расходов с обоснованием планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения;

б) годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности;

в) отчет об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов;

г) предложения о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Финансирование деятельности предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода. Порядок выделения предприятию средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством.

Уполномоченный орган ведет учет долговых обязательств предприятия.

Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.

Размер чистой прибыли предприятия, полученной по результатам отчетного года (нераспределенной прибыли), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Размер чистой прибыли предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением уполномоченного органа, принимаемым не позднее 1 июня на основании отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов, а также предложе- ний о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

Чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:

Не более 25% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в федеральный бюджет;

Не менее 75% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.

Предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово- правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который предусмотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования - в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Еще по теме 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования.:

  1. § 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  2. Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий § 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  3. § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования
  4. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  5. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Финансы предприятий (коммерческих организаций) - одно из звеньев единой финансовой системы. Важнейшая особенность и значение финансов предприятий заключаются в их не-посредственной связи с материальным производством и иной производственно-хозяйственной деятельностью. Другие особенности выражаются в том, что это звено финансовой системы: а) организуется и функционирует на коммерческой основе самоокупаемости и самофинансирования; б) относится к децентрализованным финансам (в отличие, например, от государственного бюджета и др.).

Финансы предприятий это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности. В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, социальные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников,- прежде всего, за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан). Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными планами, программами экономического и социального развития, договорами.

В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяй-ственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности.

Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности, но ив определенной мере - социальной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете - в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей. Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах собственности.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности.

Финансы государственных и муниципальных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государ-ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отношений, возникающих при функционировании финансов государственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансовых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно- властного характера, обусловленные функциями государственного управления этими предприятиями.

Еще по теме § 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования:

  1. Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
  2. Раздел II. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий (коммерческих организаций)
  3. Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий
  4. 1.2. Методы правового регулирования земельного права. Земля как объект правового регулирования
  5. § 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие государственных и муниципальных финансов, их сущность и особенности, отличительные черты и характеристика. Анализ современного состояния и развития государственных и муниципальных финансов в России, их проблемы и перспективы дальнейшего развития.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2009

    Понятие и общая характеристика учреждений. Анализ государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ на примере государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука". Управление государственными финансами.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2014

    Современные экономисты об особенностях организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия. Состояние финансовых ресурсов и использования их в унитарном предприятии.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2010

    Функции финансов предприятий. Понятие финансовой стратегии. Анализ особенностей финансового состояния государственных предприятий в Республике Беларусь. Организация финансов государственного образовательного учреждения как некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Основы и принципы функционирования государственных и муниципальных финансов. Сущность выполняемых ими функций и направления их реализации. Расчет показателей, необходимых для составления финансового плана предприятия. Разработка его основных разделов.

    контрольная работа , добавлен 26.09.2012

    Сущность и функции финансов. Способы регулирования экономики с помощью финансов. Понятие и структура государственных финансов. Виды налогов, способы их взимания. Государственный долг и кредит. Денежное обращение и оборот. Роль и функции страхования.

    курс лекций , добавлен 21.11.2011

    Принципы и формы организации финансов предприятий. Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов организации. Связь финансов с процессами развития товарно-денежных отношений.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Понятие и сущность финансов. Особенности организации и функционирования финансов организаций различных правовых форм (коммерческих организаций, товариществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.) и различных отраслей экономики.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

Финансы предприятий (коммерческих организаций) - одно из звеньев единой финансовой системы.

Важнейшая особенность и значение финансов предприятий за­ключаются в их непосредственной связи с материальным произ­водством и иной производственно-хозяйственной деятельностью. Другие особенности выражаются в том, что это звено финансовой системы:

а) организуется и функционирует на коммерческой основе самоокупаемости и самофинансирования;

б) относится к децентрализованным финансам (в отличие от государственного бюджета, государственного кредита и др.).

Финансы предприятий - это система экономических (де­нежных) отношений, возникающих при образовании, распределе­нии и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социаль­ной деятельности 1 . В материальном выражении они представля­ют собой совокупность денежных фондов, т.е. финансовых ресур­сов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий.

1 Сходные понятия приводятся в экономической литературе. См., например: Финансы предприятий / Под ред. Н.В. Колчиной. М., 1998. С. 7; Финансы / Под ред. Л.А- Дробозиной. М., 1999. С. 77. Иной подход и более развернутое опре­деление понятия финансов предприятий предлагает Д.С. Моляков. См.: Моля-ковД.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М., 2000. С. 7.

266 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

К ним относятся фонды накопления, фонды потребления, резерв­ные фонды и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, форми­руется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников: прежде всего за счет собственных ресур­сов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банка, средства, выделяемые вышестоящей организацией, ассигнования из государственного бюджета и др. Также планомерно они используются предпри­ятиями в соответствии с их планами и программами экономичес­кого и социального развития, договорами.



В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяйственной дея­тельностью предприятий, за правильностью расходования матери­альных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и реализации продукции, за получением и использованием накопле­ний, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но и призваны ак­тивно воздействовать на повышение ее эффективности.

Финансы предприятий входят в систему финансов соответст­вующих отраслей экономики, к которой относятся, кроме того, денежные фонды, находящиеся в непосредственном распоряже­нии министерств и других отраслевых органов государственного управления. Это централизованные в масштабах отрасли целевые и резервные денежные фонды. Они образуются в результате кон­центрации части накоплений и перераспределения финансовых ресурсов подведомственных организаций, получения средств из государственного бюджета и банковских кредитов.

Соответственно отраслям экономики различают финансы про­мышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д. При общих основных чертах они имеют и особенности, обу­словленные спецификой соответствующей отрасли. Например, в финансах сельского хозяйства важная роль принадлежит страхо­вым и резервным фондам денежных средств, так как данная от­расль в большей мере, чем другие, зависит от природных и сти­хийных факторов. Имеются особенности в источниках финансо­вых ресурсов и др.

Финансы предприятий и отраслей экономики играют важную роль не только в обеспечении производственно-хозяйственной де­ятельности, но и социальной жизни каждого соответствующего

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий... 267

трудового коллектива, а также в социально-экономическом раз­витии страны в целом.

Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предпри­ятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы, посредством налоговых и иных платежей.

Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом 1 . Однако на современном этапе в связи с труд-ностимя экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учесть, что оно охватывает предприятия (коммерческие организа­ции) 2 , основанные на разных формах собственности. Основной целью всех их является извлечение прибыли.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношени­ям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако значительное число государственных (и муниципальных) предприятий продолжает действовать в такой форме. К тому же не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства. Вмес­те с тем в условиях становления рыночных отношений государст­венный сектор имеет важное значение в обеспечении устойчивос­ти экономики и социальной стабильности 3 .

Государственные и муниципальные предприятия особо выде­ляются и в аспекте финансово-правовых отношений. Это обу­словлено тем, что они, в отличие от других предприятий, входят в сферу действия функций государственного управления, кото­рые распространяются и на их финансовую деятельность. Поэто­му круг финансовых отношений государственно-властного харак­тера с участием государственных и муниципальных предприятий является более широким, чем с участием других предприятий. Последние же вступают в финансовые правоотношения в основ­ном по поводу обязательных платежей (налогов и др.) в бюджет­ную систему, в определенных случаях - в связи с оказанием им финансовой поддержки за счет государственных средств. Такие правоотношения свойственны и государственным (муниципаль­ным) предприятиям, однако помимо них они вступают и в другие финансовые отношения государственно-властного характера.

1 См., например: Финансы / Под ред. С.И. Лушина. М., 2000. С. 18.

О понятии коммерческой организации см. ст. 50 ГК РФ. 3 См.: Моляков Д.С. Указ. соч. С. 19.

268 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

Имущество таких предприятий находится соответственно в го­сударственной или муниципальной собственности. Государствен­ные и муниципальные предприятия действуют в форме унитар­ных 1 . Это означает, что имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть образованы только государственные и муниципаль­ные предприятия.

Среди них законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управления, именуемые казенными предприятиями (ст. 113-115 ГК РФ).

Унитарные государственные и муниципальные предпри­ятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает и их устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязательст­вам, но не отвечает по обязательствам собственника (государства и муниципальных образований).

Создание казенных предприятий было предусмотрено еще до принятия ГК РФ Указом Президента РФ от 25 мая 1994 г. «О ре­форме государственных предприятий» 2 , касавшимся ликвидиру­емых убыточных федеральных предприятий. Учреждение таких предприятий обусловлено разными государственными задачами. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия. Например, Указом Президента РФ от 25 сентября 1995 г. «О преобразовании государственных предприятий учреж­дений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды» предписано преобразовать названные предприятия в феде­ральные казенные предприятия 3 . Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить федеральное государствен­ное унитарное предприятие «Росстройпром» на праве оперативно­го управления 4 .

В законодательстве упоминаются казенные предприятия фе­дерального уровня, однако запрета на создание таких предпри­ятий других уровней не содержится.

Казенное предприятие создается по решению Правительства РФ, которое утверждает и его устав. Такие предприятия работают

1 Государственная собственность в рассматриваемой области может быть представлена и в форме акционерных предприятий с контрольным пакетом акций в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления.

2 СЗРФ. 1995. №5. Ст. 393.

3 СЗРФ. 1995. №40. Ст. 3800.

4 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3541; 2000. № 21. Ст. 2240; № 50. Ст. 4897.

§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий... 269

в более жестком правовом режиме, что относится и к финансовой деятельности. В частности, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, не вправе отчуждать закрепленное за ними недвижимое имущество. В уставах казен­ных предприятий закрепляются, помимо видов обязательной де­ятельности, для которых они созданы, также и виды их самосто­ятельной деятельности, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства цо це­левому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиар­ную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК РФ).

В отношении государственных унитарных предприятий пред­приняты меры по усилению контроля за их деятельностью, включая финансовую. В частности, в отношении федеральных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок, включив это требование в устав предприятия 1 .

В связи с функционированием финансов государственных и му­ниципальных предприятий возникают экономические (денежные) отношения, в которых участвуют предприятия, объединения, их вышестоящие органы управления, органы создаваемых предпри­ятиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные органы.

Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями права. Значительную часть их регулирует финансовое право.

Соответствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряд финансово-правовых институтов, в частности, институтах налого вого права, государственных и муниципальных расходов и др.

Вместе с тем определенную совокупность представляю 1 нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий, объединений и отраслей эконо­мики в целом. К ним относятся финансово-правовые нормы, оп­ределяющие виды денежных фондов предприятий, объединений, отраслевых органов государственного управления, источники их образования, порядок планирования и целевое назначение, права и обязанности предприятий, объединений, органов государствен­ного управления по планированию, образованию и использова­нию денежных фондов, распределению накоплений. Совокуп­ность таких норм характеризует правовой режим финансов

СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 763, 777.

270 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

государственных и муниципальных предприятий как особое под­разделение финансового права.

При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и му­ниципальные предприятия вступают в правоотношения с выше­стоящими органами государственного управления, финансовыми и налоговыми органами, органами государственных межотрасле­вых объединений. Возникают также правоотношения между теми и другими названными государственными органами. Осно­ванием возникновения этих отношений обычно является финан­совый план предприятия, а также индивидуальные финансово-правовые акты отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов связаны с осуществляемой им производственно-хозяйственной деятельностью, а органа государственного управления - с орга­низацией и руководством этой деятельностью.

Для активной финансовой деятельности и эффективного ис­пользования финансов важно четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и ру­ководящих звеньев отрасли экономики, что на настоящем этапе не достигло еще должностного уровня.

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

Государственным и муниципальным предприятиям для реа­лизации своих производственных и социальных задач необходи­мо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ре­сурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятель­ность, основное содержание и целенаправленность которой опре­деляются упомянутыми задачами.

Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномо­чиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производст­венных и социальных задач.

Финансовую деятельность осуществляют также органы госу­дарственного управления отраслями экономики. Она представля­ет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, рас­пределению и использованию денежных фондов в связи с осу­ществлением задач по руководству отраслью экономики.

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 271

Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и му­ниципальных предприятий:

а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полу­ченного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых ком­петентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными пред­приятиями договоров 1 ;

б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение произ­водства, материальное поощрение работников, социально-куль­турные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

в) по выполнению финансовых обязательств перед государст­вом, вышестоящими органами и банками и др.;

г) по распределению финансовых ресурсов между своими про­изводственными единицами и структурными подразделениями;

д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными

предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотно­шения с соответствующими отраслевыми государственными и му­ниципальными органами, которые осуществляют свои полномо­чия в данной сфере. К ним относятся полномочия:

а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих от­раслей экономики, утверждению для подведомственных предпри­ятий основных показателей, необходимых для финансовых расче­тов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;

б) по распределению и использованию находящихся в их рас­поряжении финансовых 1 ресурсов на проведение централизован­ных мероприятий по развитию отрасли и содержание централь­ного аппарата;

" См. постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. «О мерах по по-выщению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предпри­ятий» // СЗ РФ. 2002. 15. Ст. 1440.

272 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 273

в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;

г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выде­ленных в их распоряжение, между подведомственными предпри­ятиями; »

д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные ме­роприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;

е) по осуществлению финансового контроля за подведомствен­ными предприятиями, объединениями, организациями и в систе­ме центрального аппарата.

Федеральные казенные предприятия находятся в непосредст­венных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.

В целях обеспечения эффективного управления государствен­ным сектором экономики Министерство имущественных отноше­ний РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предпри­ятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов ис­полнительной власти 1 .

Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее от­ражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.

1. Принцип самостоятельности предприятий в области фи­нансов, сочетающейся с государственным регулированием и уп­равлением в установленных правовыми нормами пределах.

2. Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

3. Принцип самоокупаемости и самофинансирования произ­водственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности.

Принцип самоокупаемости и самофинансирования предпола­гает необходимость создания на предприятиях финансовых резер­вов (резервных фондов).

1 См. постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. «О реестре пока­зателей экономической эффективности деятельности федеральных государствен­ных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 274.

В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собст­венных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кре­дитом только по разрешению Правительства РФ.

Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказы­вается финансовая поддержка из денежных фондов срответству-ющих органов, в ведении которых они находятся.

4. Принцип ответственности предприятий и их должност­ных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами фи­нансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предпри­ятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным пред­приятиям применяются налоговые санкции и т.д.

5. Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их де­нежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.

6. Принцип разграничения средств, предназначенных для ос­новной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Дан­ный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Обо­ротные средства предназначены только для основной деятельнос­ти и не могут быть использованы для капитальных вложений. Со­ставляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.

7. Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Кон­троль осуществляется компетентными государственными органа­ми, в соответствующих случаях - органами местного самоуправ­ления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяй­ственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.

274 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий

8. Принцип участия трудового коллектива в планировании производства и социального развития и соответствующего ис­пользования финансовых ресурсов. Так, Трудовым кодексом РФ (ст. 2) 1 , исходя из общепризнанных принципов и норм междуна­родного права и в соответствии с Конституцией РФ к числу основ­ных принципов правового регулирования трудовых отношений отнесено обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.

В российском законодательстве не имеется социального акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима фи­нансов государственных и муниципальных предприятий и фи­нансовой деятельности этих предприятий. Детальное урегулиро­вание на законодательном уровне, в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов.

Что касается правового порядка формирования и использова­ния финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, взаимоотношений этих предприятий в данной сфере с органами государственной власти и местного самоуправ­ления, прав и обязанностей той и другой стороны и т.д., то эти вопросы регламентируются большим числом нормативных актов разных уровней и масштабов. Основополагающая роль принадле­жит Конституции РФ, определившей основы организации финан­совой системы страны.

В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти 2 , а также акты самих отраслевых государственных органов.

Существенное значение имеют уставы федеральных государст­венных унитарных предприятий, утверждаемые соответствую­щими отраслевыми органами, и уставы казенных предприятий, утверждаемые Правительством РФ 3 .

Контрольные вопросы

1 СЗ РФ72002. №1.Ст. 3.

2 См., например: Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ. Ут­верждено постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4824.

3 См., например: Устав федерального государственного унитарного предпри­ятия «Росспиртпром». Утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 октяб­ря 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4281; Устав федерального унитарного пред­приятия «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской рес­публике», основанного на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 июня 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2788.

На региональном и местном уровнях в отношении государст­венных (региональных) и муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты органов го­сударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуп­равления (как общего, так и отраслевого масштаба), соответст­вующие компетенции названных органов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ..«*;,

1. Дайте определение финансов предприятий (коммерческих органи­заций). Назовите их особенности как звена финансовой системы РФ.

2. Какова роль финансов предприятий?

3. Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функци­онированием финансов предприятий? Какие предприятия (по организа­ционно-правовым формам и формам собственности) участвуют в этих правоотношениях?

4. Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные предприятия.

5. Дайте определение финансовой деятельности предприятия.

6. Назовите основные права и обязанности государственных и муни­ципальных предприятий, соответствующих их функциям в области фи­нансовой деятельности.

7. Каковы полномочия органов государственного управления и мест­ного самоуправления в области финансовой деятельности предприятий?

8. Каковы особенности правового положения государственных уни­тарных предприятий в сравнении с федеральными казенными предпри­ятиями?

9. Назовите правовые принципы финансовой деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий.

10. На какой основе осуществляется планирование финансов пред­приятий?

11. На какие цели используются финансовые ресурсы предприятий?

12. С какими органами государственной власти вступают в финансо­вые правоотношения государственные предприятия?

13. Что означает самоокупаемость и самофинансирование примини-тельно к предприятиям?

14. На основе каких правовых актов осуществляют финансовую дея­тельность государственные и муниципальные предприятия?

§ 1. Источники финансовых ресурсов

Г л а в а 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статьи по теме: