Как проходит формирование групп здоровья. Законодательная база российской федерации. Патология или возрастные изменения: что нужно знать

Для медицинской оценки общего состояния организма взрослого человека, а также для контроля развития организма ребенка в российском здравоохранении было введено понятие групп здоровья. Чтобы эффективно и своевременно оказывать пациенту необходимую помощь, после прохождения диспансеризации в медицинскую карту больного заводится информация о наличии или отсутствии у него хронических заболеваний и функциональных нарушений и присваивается соответствующая подгруппа.

Что такое группы здоровья

С 2013 года в нашей стране проводится ежегодная диспансеризация с целью улучшения поддержки здоровья населения, своевременного выявления тяжелых хронических заболеваний, являющихся причиной ранней потери работоспособности и высокого уровня смертности. По ее результатам каждому гражданину присваивается соответствующая его состоянию группа здоровья у взрослых, оцениваются факторы риска, проводятся профилактические медицинские мероприятия, выдаются рекомендации, в зависимости от стадии обострения заболевания.

Детские подгруппы здоровья представляют собой условную шкалу, каждый пункт которой описывает основные критерии развития растущего организма, показатели здоровья и прогноз на будущее. Соответствующая подгруппа присваивается педиатром на основании результатов общих анализов, пройденных обследований, информации о врожденных патологиях (если таковые имеются). В процессе развития малыша она может измениться в связи с улучшением или ухудшением состояния здоровья ребенка.

Группы здоровья взрослого населения

Каждый гражданин РФ, достигший двадцатиоднолетнего возраста, согласно действующему законодательству, имеет право обратиться в медицинское учреждения для прохождения профилактического осмотра или диспансеризации. Классификация по группам производится на основании таких показателей здоровья, как наличие опасных хронических заболеваний, уровень физической активности, наличие вредных привычек. Обследование направлено на своевременное выявление:

  • сахарного диабета;
  • болезней сердца;
  • заболеваний ЖКТ;
  • сбоев в работе печени и почек, мочекаменной болезни;
  • наличия злокачественных новообразований;
  • сбоев в работе сердечно-сосудистой системы, сосудистой системы головного мозга.

На основании полученных в результате обследования данных, терапевт определяет, к какой подгруппе отнести пациента, и, в соответствии с его состоянием, принимает решение о необходимости дополнительных обследований второго этапа, направляет к узкому специалисту (гастроэнтерологу, хирургу, онкологу). После прохождения второго этапа, дополнительных анализов и консультаций все данные заносятся в паспорт здоровья, выдаваемый больному на руки.

1 группа

К первой подгруппе относят здоровых граждан, у которых, согласно результатам медицинского обследования, не выявлены какие-либо заболевания, не обнаружены отклонения от нормы, изменения состояния внутренних органов и систем. Нормальный уровень всех показателей не предполагает постоянного наблюдения, терапевт выдает общие рекомендации по соблюдению принципов здорового образа жизни, прохождению желательных лечебно-оздоровительных процедур.

2 группа

Выявление у пациента болезни, не влияющей на ограничение его работоспособности, активности, не приводящей к серьезным ухудшениям функций организма, позволяет отнести больного к следующей подгруппе. Вторая подгруппа у взрослых предполагает хроническое заболевание в стадии ремиссии без обострений. Ее представителям рекомендуется группа ЛФК и прохождение профилактического осмотра не реже 2 раз в год.

3 группа

Граждане с обострениями хронических неинфекционных заболеваний относятся к третьей подгруппе, подлежат обязательной диспансеризации с целью получения необходимой медицинской помощи. При регулярных обострениях имеющейся болезни пациент этой группы может быть временно или полностью ограничен в работоспособности, при этом он может претендовать на получение инвалидности.

4 группа

К четвертой группе относят пациентов, не имеющих на данный момент установленного хронического заболевания, но нуждающихся в диспансерном наблюдении из-за высокого риска его развития. Они в установленном порядке проходят необходимые диагностические процедуры, получают специальные медицинские рекомендации, подлежат регулярному наблюдению узкопрофильного специалиста.

Методы формирования групп риска взрослого населения

Есть группы населения, из-за ряда факторов подверженные развитию серьезных хронических заболеваний, их называют группами риска. В соответствии с этими факторами их подразделяют на:

  • демографические;
  • производственного риска;
  • риска по признакам функционального состояния;
  • по признаку низкого уровня жизни;
  • по признакам девиантного поведения (хронический алкоголизм, наркомания и пр.)

Группы здоровья у детей

Педиатрия это понятие применяет для оценки развития физического и психического состояния ребенка, в соответствии с его возрастом, антропометрическими и другими данными. После присвоения соответствующей подгруппы родителям даются рекомендации с учетом сделанных выводов о необходимых мерах укрепления здоровья, о подготовительной медицинской помощи для больных детей, необходимом уровне физической нагрузки, соответствующей состоянию ребенка.

Критерии оценки состояния здоровья детей

Для комплексной оценки всех показателей здоровья и развития ребенка его осматривает не только врач педиатр, но и ряд узких специалистов: окулист, кардиолог, невропатолог и другие. Подгруппа присваивается на основании данных, полученных в результате каждого конкретного осмотра и может меняться с возрастом ребенка. Основными критериями для оценки служат:

  • наследственные факторы (выводы делаются после опроса родителей новорожденного, исходя из информации медицинского анамнеза ближайших родственников);
  • антропометрические данные, физическое развитие ребенка;
  • состояние внутренних органов и систем;
  • уровень сопротивляемости организма.

Распределение детей по группам здоровья

На основании полученных данных детей распределяют на 5 подгрупп, делается прогноз с учетом факторов риска (наследственных, социальных), информация заносится в медицинскую карту ребенка и доводится до сведения родителей. С возрастом состояние здоровья малыша может измениться, изменится и его подгруппа. В большинстве случаев, к сожалению, наблюдается отрицательная динамика, хронические заболевания прогрессируют, ухудшается состояние внутренних органов и систем, может начаться задержка физического развития.

Как классифицируют группы здоровья дошкольников

Детей дошкольного возраста классифицируют по 5 подгруппам, начиная с 1 – к ней относятся здоровые дети с нормальным физическим развитием, заканчивая 5 – дети с врожденными пороками, выраженными изменениями состояния внутренних органов и систем, инвалиды детства. 2 группа подразделяется на две подгруппы, в зависимости от факторов риска, не выраженных (тяжелая наследственность, родовые травмы) или выраженных (частые рецидивы заболеваний, рискующие перерасти в хронические).

В четвертую подгруппу входят дети, имеющие отклонения в развитии и хронические заболевания. Диагнозы 5 группы – пороки развития, тяжелые наследственные заболевания с постоянными рецидивами, отклонения в физическом и психическом развитии, сниженные функциональные возможности (сложности с ходьбой, речью и пр). При установлении этой подгруппы решается вопрос о получении ребенком инвалидности с соответствующими социальными и медицинскими льготами.

Таблица по заболеваниям

Хронические заболевания, врожденные патологии

Состояние внутренних органов и систем

Физическое и нервно-психическое развитие

Первая (здоровые)

Не выявлены

Без изменений, нормальное

Без отклонений

Вторая (условно здоровые)

В группе риска

С функциональными отклонениями

Нормальное, возможен низкий рост, дефицит или избыток массы тела

Третья (компенсированные)

Имеются, без выраженного влияния на функциональность организма

С выраженными отклонениями, проявляющимися в период обострения основного заболевания

Четвертая (субкомпенсированные)

С выраженными патологиями

Изменение функций пораженных органов

Нормальное, возможны незначительные отклонения

Пятая (декомпенсированные; дети-инвалиды)

Тяжелые врожденные патологии или пороки, ведущие к инвалидности

Выраженные изменения функций

Возможны выраженные отклонения

Медицинские группы для занятий физической культурой

К обязательной программе обучения в школе относятся занятия физкультурой, поскольку физические упражнение важны для поддержания нормального развития здоровых малышей и профилактики развития заболеваний у нездоровых. Физкультурные группы по медицинским показателям делятся на основную, подготовительную группу и специальную, предполагающую обязательные занятия лечебной физкультурой.

Основная

Физкультурная группа здоровья у детей и подростков, называемая основной, включает занятия с максимально интенсивными нагрузками. К ней относят детей, которые признаны здоровыми и могут посещать детские спортивные секции. Им не требуется снижение физической нагрузки, на уроках физкультуры они выполняют общие гимнастические упражнения, спортивно-прикладные, принимают участие в игровых командных видах спорта.

Подготовительная

При наличии осложнений после перенесенных заболеваний, при легком отставании от нормы физического развития для своего возраста и по рекомендациям, данным в результате общего осмотра, ребенок может быть отнесен в подготовительную подгруппу. Выполняется тот же комплекс упражнений, но учебная нагрузка снижена. Здесь занимаются здоровые мальчики и девочки, по той или иной причине имеющие ослабленное состояние здоровье.

Спецгруппа

Дети с отклонениями в развитии и выраженными функциональными нарушениями занимаются физкультурой по специальным программам в спецгруппах. Полностью от уроков физической культуры они не освобождаются. Помимо индивидуальных или групповых занятий, составленных с учетом их особенностей, они могут принимать участие в некоторых занятиях совместно с подготовительной или основной группой, по согласованию с врачом и под контролем преподавателя.

Что значит группа здоровья

Взрослого населения. Каждая из них отличается не только состоянием пациента, но также и периодичностью его диспансерного наблюдения.

Группы здоровья взрослых: классификация

Необходимость в создании полноценного разделения пациентов на различные категории возникла практически сразу после появления диспансеризации. Дело в том, что она предполагает разное количество исследований в зависимости от того, какие именно заболевания имеются у человека.

В настоящее время существуют 3 основные группы здоровья взрослого населения. Каждая из них характеризуется определёнными критериями, указывающими на наличие или отсутствие определённых заболеваний.

Первая группа здоровья

О первой и второй группах

Пациенты из первой группы здоровья взрослого человека могут посещать докторов всего 1 раз в год и сдавать только стандартные анализы. В том случае если в результате такой комиссии у них не выявляется никаких хронических неинфекционных заболеваний или же дополнительных факторов к их образованию, они остаются в этой же категории.

Что касается второй группы здоровья взрослого населения, то те, кто относится к ней, могут проходить осмотр также всего 1 раз в год, однако при этом им нужно более серьёзное обследование. Его объём будет зависеть от того, какие именно факторы риска уже имеются у пациента. Дело в том, что первичное выявление хронических неинфекционных заболеваний присуще именно для этой группы здоровья у взрослых. Характеристика этой категории пациентов не предполагает наличия болезней, так что после выявления недуга человек автоматически переходит в следующую группу здоровья.

Наличие хронического заболевания является достаточным основанием для того, чтобы посещать доктора не 1, а хотя бы 2 раза в год. При этом необходимо сдавать соответствующие анализы. Благодаря им доктор увидит, насколько активно протекает хронический патологический процесс, а также влияет ли он в настоящее время на функционирование того или иного органа. В конечном итоге врач поймёт, необходимо ли проводить какие бы то ни было серьёзные лечебные мероприятия или же вполне достаточно обычной профилактики.

О третьей группе

Пациенты из третьей группы здоровья взрослого населения могут осматриваться и чаще, чем 2 раза в год. Периодичность наблюдений зависит от степени выраженности хронического патологического процесса. При этом для пациентов с некоторыми заболеваниями согласно диспансерному наблюдению рекомендуется проходить курс стационарного лечения 1-2 раза в год.

О детях

Группы здоровья взрослых и детей в значительной степени разнятся. Дело в том, что малышей принято разделять не на 3, а на 5 категорий. Это обусловлено большим вниманием именно к детскому населению. Так что группы здоровья взрослых и их характеристика неприменимы к несовершеннолетним пациентам.

Первая группа характеризуется отсутствием каких бы то ни было заболеваний или же отклонений у ребёнка. Такой малыш может иногда болеть острой формой какой-либо патологии, однако на момент осмотра у него она отсутствует. Кроме этого, у такого ребёнка должен наблюдаться достаточно высокий уровень сопротивляемости организма.

Вторая группа детского здоровья включает детей, не имебщими каких бы то ни было хронических заболеваний, но при этом имеющих незначительные отклонения. Примером могут являться осложнения во время родов у матери. При этом на функциональные способности ребёнка данные отклонения абсолютно никак не влияют.

У детей из третьей группы здоровья есть то или иное хроническое заболевание. При этом для данной категории маленьких пациентов характерна его полная компенсация. То есть, несмотря на наличие недуга, ребёнок не испытывает особых проблем с обычными нагрузками.

Если говорить о четвёртой группе здоровья детей, то в неё входят те малыши, которые обладают достаточно серьёзными хроническими недугами, находящимися в стадии субкомпенсации. То есть у ребёнка имеются возможности для того, чтобы поддерживать полноценную функциональную активность, однако при этом его органы и системы вынуждены работать, постоянно напрягаясь, что в конечном счете приводит к морфологическим изменениям и дальнейшему ухудшению деятельности. В итоге такого ребёнка приходится переводить в следующую группу здоровья.

К пятой группе у детей принято относить тех малышей, которые являются обладателями серьёзной хронической патологии. Причём для перевода в данную категорию должна наблюдаться ещё и декомпенсация деятельности того или иного органа. Такой ребёнок однозначно нуждается в серьёзной медицинской помощи.

Наибольшее внимание в плане диспансеризации докторам приходится уделять, естественно, детям из 3-й, 4-й и 5-й групп.

Что такое группа здоровья – окончательный диагноз или система учета? Этот вопрос волнует многих родителей и педагогов, поскольку и в выписке из родильного дома, и в амбулаторной карте ребенка при оформлении в детский сад всегда обозначена группа здоровья.

Критерии оценки состояния здоровья детей

В настоящее время распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621. В соответствии с данным документом система комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка по-прежнему основывается на четырех базовых критериях:

· наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

· уровень функционального состояния основных систем организма;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

к 1-й группе здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

ко 2-й группе здоровья – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Также в данную группу входят реконвалесценты*, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

к 3‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;

к 4‑й группе здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;


к 5‑й группе здоровья – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями*, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией* функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

По данным Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга только 12% детей в возрасте от 0 до 17 лет признаны здоровыми (1‑я группа здоровья), от 56 до 73% имеют функциональные отклонения (2‑я группа здоровья), в среднем 26% – хронические заболевания (3‑я группа здоровья). Дети 4–5‑й групп составляют 1–2%. Подобная ситуация с незначительными колебаниями прослеживается на всей территории России. К сожалению, в подростковом возрасте практически каждый третий ребенок имеет хроническую патологию и соответственно 3‑ю группу здоровья.

Отойдем от сухого языка документов и поясним, что в первую группу здоровья входят дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья. Разве что иногда они болеют респираторными заболеваниями. К сожалению, таких практически здоровых детей на территории РФ почти нет.

Во вторую группу здоровья входят дети, имеющие какие-либо функциональные изменения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, дискинезию желчевыводящих путей, нарушение осанки, дефицит или избыток массы тела 1‑й степени. Это переходный период между здоровьем и болезнью. Ребенка со второй группой здоровья необходимо обследовать и лечить, чтобы заболевание не перешло в хроническое.

Третью группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Среди заболеваний особенно распространены хронический пиелонефрит без почечной недостаточности, хронический гастродуоденит, хронический тонзиллит и др.

В четвертую группу здоровья входят дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. Например, у ребенка имеется врожденный порок развития почек – гидронефроз, и на его фоне отмечается снижение функции почек, или у ребенка бронхиальная астма в периоде приступа с нарушением функции дыхания, ревматоидный артрит с ограничением функции суставов и т. д.

К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья.

При внимательном изучении нормативных правовых актов становится ясно, что понятие "группа здоровья " является больше статистическим, чем врачебным и позволяет оценить состояние здоровья любого пациента по совокупности данных. Критерии оценки по группам здоровья учитываются при проведении Всероссийской диспансеризации детей и подростков, при составлении ежегодных отчетов любого учреждения здравоохранения и т. д. Кроме того, с их помощью можно сравнивать состояние здоровья детей в различных районах или учреждениях города. В одном районе города имеется пять дошкольных образовательных учреждений. В четырех детских садах дети с 1-й и 2-й группами здоровья суммарно составляют 80–82%. В пятом детском саду детей с 1-й группой здоровья – 10%, со 2-й – 18%, с 3-й – 72%. То есть в пятом детском саду большинство детей – с хроническими заболеваниями. Соответственно, такому детскому учреждению требуются дополнительные медицинские кадры, а возможно, и изменение статуса.

Группы здоровья.
Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.

Что такое группы здоровья?
Группы здоровья - эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.

Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.

Вторым критерием является , сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры. Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков. После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки. Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование крохи. Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.

Состояние здоровья детей.
Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:

Наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);
- уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);
- соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).
На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.

I группа - здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных откло¬нений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути - первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа - здоровые дети, но имеющие функцио¬нальные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но мо¬гут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.

III группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет де¬тей с врожденной патологией или хроническими забо¬леваниями, при которых могут быть редкие и не тя¬жело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа
- дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно снижен¬ными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учрежде-ния общего профиля и часто имеют инвалидность.

В зависимости от самого диагноза малышам с третьей и четвертой группой здоровья, возможно, рекомендуют снижение нагрузок или даже домашнее обучение.

Как же понять, та ли группа?
При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.

Так существует закономерность возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей:
- в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,
- в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);
- в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;
- в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.

Самые частые вопросы.
Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?
Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.

Третья группа здоровья – это дети с хронической патологией и это навсегда?
Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.

Дети с третьей группой здоровья не ходят на физкультуру?
Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.

Каждый участковый педиатр ведёт медицинскую карту ребёнка, изучая которую можно обнаружить, что данного малыша относят к первой, второй, третьей, четвертой или пятой группе . Это разделение несет в себе информацию о состоянии здоровья малыша на текущий момент, а в некоторых случаях и о событиях, предшествующих его рождению.

Что это

Не все родители знают, что такое группа здоровья, и зачем она нужна. Разделение деток по группам здоровья облегчает работу педагогам и врачам. С их помощью можно точнее определить условия, в которых маленький человек будет обучаться, заниматься укрепляющей или оздоравливающей физкультурой, питаться.

У всех детей разное состояние здоровья, и на основании этого каждому ребёнку участковый педиатр присваивает такую группу. Это деление по категориям здоровья показывает, нужны ли ребенку какие-либо ограничения в чём-либо, вплоть до помещения в специальное заведение. Исходя из группы здоровья, указанной в детской медицинской карте, подбирается необходимая малышу диета или вид физкультурных занятий.

Первичное распределение деток по категориям здоровья осуществляется участковым педиатром, который наблюдает малыша с . За также ведут наблюдение невропатологи, хирурги, ортопеды, психиатры. При присвоении группы здоровья учитываются комплексные результаты осмотра малыша у других специалистов, в том числе сдаются анализы, проводятся возрастные тесты.

Знаете ли вы? Крис Нолан - ирландец, с рождения болеющий детским церебральным параличом. Был абсолютно неподвижен долгие годы. Благодаря матери, которая верила в возможность его исцеления, и искала пути к этому, было найдено лечение. После проведенного лечения Нолан смог двигать шейными мышцами. Это дало ему возможность освоить печатную машинку и человек, который не сказал в жизни ни единого слова, стал знаменитым поэтом. Первый сборник его стихов был опубликован к пятнадцатилетию автора. Со временем поэзия Криса Нолана заняла место в одном ряду с такими знаменитыми поэтами, как Джойс, Китс и Йейтс.

Первоначально младенца определяют в какую-либо категорию вскоре после рождения, обычно при выписке молодой мамы из роддома. В дальнейшем присвоенная группа здоровья может меняться и подвергаться корректировке после каждого посещения участкового педиатра. Если у ребёночка нет видимых отклонений в здоровье, то запись в медицинской карточке понадобится только при подаче документов в детский сад, а позже - в школу.

Как проходит оценка

Чтобы отнести малыша к какой-либо из групп, нужно правильно и всесторонне оценить состояние его здоровья и умственного развития.

Для этого специалист после обследования ребёнка должен ответить на такие вопросы:

  • есть ли дефектные отклонения в умственном и физическом развитии;
  • часто ли болеет, есть ли хронические болезни;
  • нормально ли работают внутренние органы и системы организма;
  • соответствует ли возрасту развитие нервной системы;
  • насколько высок иммунитет к вирусным заболеваниям.
До достижения года педиатр направляет маму с младенцем на обследование к таким докторам:
  • хирургу и ортопеду;
  • офтальмологу и ЛОРу;
  • кардиологу и невропатологу;
  • стоматологу.

Если в процессе обследования доктор заметит в развитии младенца, он делает об этом соответствующую запись в медицинской карте и маленькому пациенту назначают дополнительные обследования и анализы. При необходимости в процесс обследования включаются доктора другой медицинской специализации.

Для предварительного определения группы здоровья новорождённого принимаются во внимание:

  • были ли патологии во время внутриутробного развития младенца;
  • были ли осложнения в процессе , и как протекала ;
  • наследственные заболевания по линии отца и матери;
  • болел ли ребенок в ;
  • соответствует ли развитие стандарту.

Основные группы здоровья ребенка и их характеристика

Группы здоровья детей имеют определенные характеристики, где учитываются такие показатели: развитие ребенка (нервно-психическое и физическое), наличие у него хронических заболеваний или их полное отсутствие. Причисление к любой из групп может носить временный характер, через некоторое время ребёнка могут перевести в другую категорию.
Какие факторы могут повлиять на произведенную оценку состояния ребенка педиатром:

  • если ребенок в момент обследования был болен;
  • то, как работает сердечно-сосудистая, нервная и другие системы организма;
  • работа внутренних органов (почек, печени, сердца, поджелудочной железы и прочее);
  • физическое развитие ( , окружность головы);
  • психическое развитие (умеет ли , кушать и прочее);
  • сопротивляемость вирусным заболеванием (частота и продолжительность болезни).
Совокупность этих показателей позволяет педиатру отнести ребенка к одной из пяти групп здоровья.

Первая

К этой группе относят деток, которые мало подвержены болезням (статистика берется за 12 месяцев). Наблюдение за такими малышами показывает: ребенок не имеет хронических заболеваний, у него нет отклонений от возрастной нормы в развитии моторике, росте. Правильно развиваются и функционируют внутренние органы, наблюдаемый ежемесячно прибавляет в весе.
Очень важно своевременное развитие нервной системы и психики. Опытный педиатр легко различает, вызвана некоторая заторможенность ребёнка особенностями характера или же присутствуют проблемы в нервно-психическом развитии. Каждый маленький пациент обязательно проходит обследование у невропатолога. Если невропатологом замечены отклонения от нормы, то с малышом начинают общаться другие доктора (психолог и ). Это малое отклонение и такие детки нормально растут и развиваются, просто у крохи есть незначительная потребность во внимании медиков.

Знаете ли вы? Словосочетание «физическая культура» было изобретением англичан и впервые появилось на страницах английских газет в конце XIX века. В Россию это понятие пришло задолго до революции и приобрело чрезвычайную популярность в обществе и в государственных общеобразовательных учреждениях, где было введено как отдельная дисциплина.

Если у ребёнка присутствует небольшой дефект, который не мешает человеку жить, а его организму функционировать, то его отнесут к первой группе здоровья. Например, у крохи слишком крупные или сильно оттопыренные ушки, это небольшое отклонение от нормы не мешает ему хорошо слышать, не требует хирургического вмешательства и не влияет на его здоровье в худшую сторону.

Вторая

Если ребенка отнесли ко 2-й группе здоровья, то это значит, что у малыша есть отклонения от существующих стандартов в работе какого-либо органа. Такие патологии имеют неорганическое происхождение, то есть это не новообразование или воспалительный процесс, а сбой в функционировании внутренних органов или одной из систем (сердечно-сосудистой и других).
Толчок к развитию таких патологий может дать нарушение биохимии в организме человека, у малыша начинает плохо работать иммунная система, он плохо адаптируется к новым условиям. Зачастую причина начинающихся нарушений в работе организма - это быстрый рост маленького человека, за которым не успевает перестраиваться сердечно-сосудистая система. Скорый рост увеличивает массу тела и объем большого круга кровообращения, организм пока не перестроился, и сил для этого у ребенка нет.

Одним из показателей того, что ребенка нужно отнести ко второй группе здоровья, являются частые (чаще четырех раз в год) вирусные и простудные болезни. Ребёнок становится ослабленным, на выход из болезни и восстановление сил ему нужно продолжительное время, намного большее, чем нужно для ребёнка его возраста. Кроха на долгое время теряет аппетит, становится вялым и сонным. После простуд у таких детей часто бывают осложнения: болят , плохо работает желудок и кишечник.

У малышей, относящихся ко второй группе нет патологий в том, как развивается (или они совсем незначительные), нет аномалий и пороков в развитии внутренних органов, нет хронических болезней.
Педиатры разделяют вторую группу здоровья на две подкатегории:

  1. Группа А - у ребёночка нет никаких явных и скрытых отклонений в развитии, но в семье есть случаи появления детей с дефектами развития; если маме малыша на момент родов было ; была патология беременности или родов; в этих родах появились на свет два или более ребенка; или переношенная беременность; отклонения в ту или иную сторону в массе тела новорождённого. Группа А может быть присвоена, если мама или еще не рожденный малыш были инфицированы вирусным заболеванием или младенец долго восстанавливался после операции, болезни и других тяжелых состояний.
  2. Группа Б - при родовспоможении ребёночек получил поражение центральной нервной системы, которые привели к небольшим отклонениям от нормы в развитии психики. У крохи могут быть шумы в сердце, содержание в крови ниже нормы, сбои в работе желудка и желудочно-кишечного тракта.
Деткам из второй группы здоровья медицинские работники уделяют чуть больше внимания, чем их сверстникам из первой группы. Постоянный контроль снижает шанс упустить из виду развитие какой-либо патологии.

Третья

Если вашему чаду присвоили 3-ю группу здоровья, то это значит, что ребёнок находится в состоянии компенсации. Классификация по группам здоровья нужна для того, чтобы не только отметить присутствующие у ребенка болезни, но и зафиксировать тяжесть их развития.
Эта категория является маячком для медиков, что у крохи есть хроническая болезнь или патологии в развитии, но такие болезни нечасто обостряются и легко протекают, просто облегчаются лекарствами или другими способами.

У деток из этой категории могут присутствовать отклонения в развитии, однако эти отклонения не станут препятствием к нормальному образу жизни и не сильно ограничат возможности малыша. Развитие психики и физического состояния обычно находится в пределах нормы или чуть-чуть отстает от неё. Дети из третьей группы здоровья прекрасно себя чувствуют в обществе других малышей, легко и быстро адаптируются в социуме.

Характерные особенности для этой группы:

  • чрезмерно малый вес ребёнка (первая-вторая ступень);
  • недостаточный ;
  • слабые мышцы тела.
Диагноз «третья группа» снимается, и ребёнок переводится во вторую группу (с указанием, что ребёнок болел), если закончились сроки установленного педиатрического наблюдения. Такие случаи наиболее часты для пациентов с нарушением работы почек, с или . После проведённого лечения в дальнейшем показывают, что организм работает нормально, и детки просто «перерастают» эти заболевания.
Болезни, относящиеся к 3-й группе:
  • хронический ;
  • хронический дуоденит;
  • хронический ;
  • заикание;

Важно! Если ребёночка отнесли к третьей категории, то это совершенно не значит что на его здоровье можно поставить крест, главное - ходить вовремя на прием к специалисту, серьёзно относиться к его рекомендациям - и постепенно здоровье крохи придёт в норму. Эту категорию не присваивают деткам, у которых есть неизлечимые заболевания, но для того чтобы ребенок поправился, родители должны обеспечить ему любовь, заботу и уход. Невнимание со стороны родителей может служить толчком к развитию уже имеющихся патологий в худшую сторону.

Родителей часто заботит, может ли их чадо заниматься физкультурой, если у них в медицинской карте стоит третья группа здоровья. Такие малыши занимаются физкультурой, но не на общих основаниях. По рекомендации лечащего врача ребенка направляют на лечебную физкультуру или в специальные группы, где учитывают особенности в здоровье маленького пациента.

Четвертая

Категория объединяет ребят, у которых присутствуют сложные врождённые патологии в развитии (осложняющие человеческую жизнь). Такие патологии сказываются не только на изначально больных органах и системах, но и негативно воздействуют на другие органы. Иногда у таких деток одновременно присутствует целый «букет» хронических болезней, обострение которых протекает с осложнениями, они плохо лечатся и после них ребёнок долго восстанавливает силы.

Сюда же относят малышей, находящихся в состоянии ремиссии после тяжелой болезни и вынужденных постоянно принимать медицинские препараты. Дети, у которых остались последствия после травм и операционных вмешательств, испытывают некоторые ограничения в интеллектуальных и физических нагрузках.
В социуме такие дети чувствуют себя неуютно, их болезнь сказывается на характере и физических возможностях, на восприятии мира. Одновременно с этим их психика и нервная система может развиваться абсолютно нормально, но в некоторых случаях и здесь может присутствовать патология в развитии (от малой до критической). Для деток 4-й группы обычен недостаток мышечной массы и веса тела, часто им необходимо жить в специальных интернатах, в которых предусмотрены все условия для жизни таких малышей.

Знаете ли вы? Существует Международный день борьбы за права инвалидов, его проводят пятого мая. Впервые эта дата было ознаменована тем, что в 1992 году люди с ограниченными возможностями в семнадцати странах Европы одновременно провели марши протеста против дискриминации людей с инвалидностью. Они настаивали на равноправии инвалидов с другими гражданами. С тех пор подобные митинги и марши проводятся в этот день во многих странах.

Если ребёнок вполне может жить дома, для него нужна постоянная поддерживающая терапия:

  1. Регулярное прохождение курсов лечебно-профилактической физкультуры.
  2. Прием рекомендованных медицинских препаратов.
Какие болезни свойственны четвёртой группе:
  • гипертоническая болезнь;
  • тиреотоксикоз;
  • прогрессирующий .

Если вашему ребенку медики установили четвёртую группу здоровья, то это вовсе не рекомендация к тому, чтобы определить своего кроху в специализированный интернат.
Но прислушаться к советам врачей родителям всё же стоит: больному ребенку не всегда идет на пользу общество здоровых сверстников, может развиться комплекс неполноценности. Малыш понимает, что он отличается от других детей, не может бегать как они или же запоминать новые стихи, не понимает условий игры. Такие чувства не идут на пользу психическому здоровью и самооценке ребенка, ведь даже взрослого можно «заклевать» насмешками.

Занимаясь со специально подготовленными педагогами, малыш не чувствует своей проблемы, легче учится, и, вполне возможно, через несколько лет сможет обучаться со здоровыми детками.

Знаете ли вы? Сара Бернар - выдающаяся актриса начала XX века, служившая эталоном художественного вкуса и актерского мастерства даже для такого гениального режиссера, как К.С. Станиславский. Ближе к концу своей театральной карьеры повредила ногу, которую пришлось ампутировать. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Бернар и не подумала оставить сцену, а во время Первой мировой войны выезжала с концертами на фронт. Знаменитая актриса была награждена орденом Почетного легиона.

Пятая

К этой категории относят деток с самыми серьезными заболеваниями и отклонениями (физическими, психическими и умственными). У таких детей обычно есть хронические заболевания в постоянной стадии обострения, они находятся на инвалидности или вскоре ее получат. У таких маленьких пациентов больны многие (или все) внутренние органы и системы организма, их болезни постоянно находятся на пике активности, их родители по этому поводу обращаются к помощи медиков более десяти раз в год. Помимо общей слабости организма, у таких пациентов нередко развивается умственная отсталость, но случаются и исключения.
Патологии в развитии бывают не только врождёнными, к пятой группе дополнительно относят:

  • деток с онкологическими диагнозами;
  • малышей после сложных калечащих операционных вмешательств;
  • перенесших тяжелые травмы или болезни.

Дети с 5-й группой здоровья не посещают детские сады или школы, им нужно индивидуальное домашнее обучение. Если родители не могут обеспечить ребенку с ограниченными возможностями специального ухода и обучения, то его переводят на постоянное место жительства в специализированный интернат. В таких интернатах предусмотрена медицинская помощь, постоянный надзор и опека обученного персонала. Детки этой категории здоровья зачастую не адаптированы в обществе, особенно самые маленькие - ведь большая часть их жизни проходит в стационарах больниц.

Знаете ли вы? Стивен Уильям Хокинг - знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии, который занимается изучением фундаментальных законов развития Вселенной, в том числе квантовой космологией и гравитацией. В возрасте 21 года врачи поставили ему диагноз «боковой амиотрофический склероз» в неизлечимой форме. Почти 30 лет Хокинг находится в состоянии почти полного паралича, сейчас у него может двигаться только щека. С ее помощью он управляет компьютеризированным инвалидным креслом, за него говорит компьютер. Несмотря на всё это Стивен Хокинг является одним из самых выдающихся ученых Земли, ему присвоено двенадцать ученых званий, широко издаются его научные работы.

Подведем итог: сравнительная таблица

Для распределения по категориям у педиатров существует сравнительная таблица групп здоровья у детей. Ориентируясь по такой таблице, легче соотнести характеристики здоровья того или иного ребенка с показателями, свойственными одной из групп.
Из всего вышеизложенного становится ясно, что разделение деток по группам здоровья имеет конечную цель - правильно подобрать подходящие для маленького человека методы умственного и физического воспитания, определить верный режим дня, исходя из индивидуальных особенностей, определить границы физических нагрузок. Всё это направлено на то, чтобы ни в коем случае не навредить малышу. Распределение на группы здоровья действительно до наступления совершеннолетия человека (до 18 лет), после чего его здоровье выходит из поля деятельности педиатрии и им занимаются медики других направлений.

Статьи по теме: