Шпаргалка: Факторы, влияющие на развитие ребенка. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка

В психологии выделяют два направления, объясняющих процесс детского развития.

1) Биологизаторское направление

2) Социологизаторское направление

Противоречия между потребностями и способностями, потребностями и требованиями общества – являются источником развития ребенка . Разрешение противоречий позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях , в окружении конкретных предметов мате­риальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. От этих условий зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобра­зие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобре­таемых в процессе развития.

Факторы развития могут способствовать или препят­ствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка. Они содержат в себе источники развития и направляют его

Факторы развития – это «движущие силы», которые определяют поступательное развитие ребенка и являются его причинами.

Согласно Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Таким образом, факторами развития может выступать совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.

Обучение идет впереди развития и создаетзону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может делать сам и что – с помощью взрослых

Обучение неразрывно связано с деятельностью, которая также является источником развития психики ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, ведущие виды деятельности играют главную роль в развитии, другие – подчиненную.

Вопрос 4. Периодизации психического развития ребенка

Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику возрастных этапов. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Выготский Л.С. изучив работы многих ученых, выделил три группы периодизаций: по внешнему признаку; по внутреннему признаку (по одному и по нескольким признакам детского развития); на основе определения стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.

К первой группе относятся периодизации на основе внешнего признака, но связанного с самим процессом развития.

Периодизация Рене Заззо . В ней ступени детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения. По мнению автора - развитие и воспитание взаимосвязаны.

До 3 лет - раннее детство.

3-6 лет - стадия дошкольного возраста (воспитание в семье или дошкольном учреждении ).

6-12 лет - стадия начального школьного образования (приобретение основных интеллектуальных навыков ).

12 -16 лет - стадия обучения в средней школе (ребенок получает общее образование ).

После 16 лет - стадия высшего или университетского образования.

Существуют и другие периодизации (Гетчинсона, А. Валлона ).

Во второй группе периодизаций используется внутренний признак детского развития (чаще всего только один).

Павел Петрович Блонский выбрал для критерия развитие костной ткани у детей, появление и смену зубов. По этой периодизации детство делится на три эпохи.

От 8 мес. до 2,5 лет - эпоха беззубого детства.

От 2,5 лет. до 6,5 лет - детство молочных зубов.

Зигмунд Фрейд считал, что главным источником человеческого поведения является бессознательное , которое насыщено сексуальной энергией - либидо . Автор считал, что этапы развития отличаются друг от друга способом фиксации либидо. Сексуальное развитие служит критерием данной периодизации. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон.

До 1 года - оральная стадия. Эрогенная зона - слизистая рта и губ.

1-3 лет - анальная стадия. Эрогенная зона - слизистая кишечника. Ребенок усваивает социальные нормы.

3-5 лет - фаллическая стадия. Эрогенная зона - гениталии. Высшая ступень развития детской сексуальности.

5-12 лет - латентная стадия. Наблюдается временное прерывание сексуального развития ребенка. Его интересы направляются на общение с друзьями.

12-18 лет - генитальная стадия. Все эрогенные зоны объединяются, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

В третьей группе периодизаций периоды психического развития ребенка выделяются на основе определения: стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.

К этой группе относятся периодизации, предложенные Львом Семеновичем Выготским и Даниилом Борисовичем Элькониным.

Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоя­тельств растягиваясь до года или даже двух лет.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окру­жающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появ­лением «трудновоспитуемости», как пишет Л. С. Выготский. Ребе­нок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действо­вать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конф­ликты с близкими людьми - типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабля­ется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второго почти не меняется.

Главные изменения, происходящие во время кризисов, - внутрен­ние. Изменяются интересы ребенка и его ценности.

Кризис новорожденности

0-1 месяц - период новорожденности

1 месяц - 1 год - младенчество

Кризис 1 года

1-3 года - раннее детство

Кризис 3 лет

3-7 лет - дошкольный возраст

Кризис поступления в школу

7-10 лет - младший школьный возраст

10-15 лет - подростковый возраст

Кризис 12 лет

15-18 лет - старший школьный возраст

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Дополнительная информация.

Из других современных периодизаций детского развития заслужи­вают внимания периодизации А. В. Петровского и Д. И. Фельдштейна.

А. В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс ин­теграции в различных социальных группах. Согласно А. В. Петровскому, детство - это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество - про­явление своей индивидуальности. В юности должна произойти интег­рация в обществе.

Д. И. Фельдштейн основным критерием развития личности ребенка от рождения до ранней юности определяет положение «Я» в социуме.

Он выделяет два блока социального развития личности. Эти бло­ки можно обозначить как фазы становления личности.

На первой фазе (от 0 до 10 лет) - фазе собственно детства - происходит станов­ление личности на уровне еще не развитого самосознания.

На второй фазе (от 10 до 17 лет) - фазе подросткового возраста - наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступа­ющего в социальной позиции общественно ответственного субъекта.

Выделенные фазы охватывают определенные циклы развития лично­сти, фиксируя результат этой формы социального развития - ста­новление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции.

В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация:

Период новорожденности - до 1 мес.;

Период младенчества -1 – 12 мес.;

Период раннего детства - 1 - 4 года;

Дошкольный период - 4 - 7 лет;

Младший школьный - 7-12 лет;

Подростковый период - 12 - 16 дет;

Ранняя юность - 16 - 19лет;

Поздняя юность - 19 - 21 год;

Молодость (ранняя зрелость.) - 21 - 35 лет;

Зрелость - 35 - 60 лет;

Первая старость (пожилой возраст) - 60 - 75 лет;

Старость (преклонный возраст) - 75 - 90 лет;

Долгожительство - старше 90 лет.


Биологические факторы

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи - внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы - загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности - осязание. Вместе с тем, как отмечает А. В. Суворов - человек, слепой и глухой, но научившийся говорить, защитивший докторскую диссертацию, посвятивший свою жизнь таким детям, "слепоглухота не создает ни одной, пусть даже самой микроскопической проблемы, она лишь обостряет их, больше она ничего не делает".

Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?

В общем виде ответ на этот вопрос нам уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. «большой»), мезо- ("средний") и микро- («малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.
Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме.

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, представленной ниже, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю «площадь круга» - освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.

Среда является объектом исследования представителей разных наук - социологов, психологов, педагогов, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

История изучения роли и значения среды как существующей реальности, оказывающей воздействие на ребенка, уходит корнями в дореволюционную педагогику. Еще К. Д. Ушинский считал, что для воспитания и развития важно знать человека «каков он есть в действительности со всеми его слабостями и во всем величии», надо знать «человека в семействе, среди народа, среди человечества... во всех возрастах, во всех классах...». Другие выдающиеся психологи и педагоги (П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский и др.) также показывали значимость среды для развития ребенка. А. Ф. Лазурский, например, считал, что бедно одаренные индивидуумы обычно подчиняются влияниям среды, натуры же богато одаренные сами стремятся активно воздействовать на нее.
В начале XX века (20-30-е годы) в России складывается целое научное направление - так называемая «педагогика среды», представителями которого были такие выдающиеся педагоги и психологи, как А. Б. Залкинд, Л. С. Выготский, М. С. Иорданский, А. П. Пинкевич, В. Н. Шульгин и многие другие. Главным вопросом, который обсуждался учеными, было воздействие окружающей среды на ребенка, управление этим влиянием. Существовали разные точки зрения на роль среды в развитии ребенка: одни ученые отстаивали необходимость приспособления ребенка к той или иной среде, другие считали, что ребенок в меру своих сил и способностей может сам организовывать среду и влиять на нее, третьи предлагали рассматривать личность и среду ребенка в единстве их характеристик, четвертые делали попытку рассмотреть среду как единую систему влияние на ребенка. Были и другие точки зрения. Но важно то, что проводились глубокие и основательные исследования среды и ее влияния на становление и развитие личности ребенка.

Интересно, что в профессиональной лексике педагогов того времени широко использовались такие понятия, как «среда для ребенка», «социально-организованная среда», «пролетарская среда», «возрастная среда», «товарищеская среда», «фабрично-заводская среда», «общественная среда» и др.

Однако в 30-е годы научные исследования в этой области практически были запрещены, а само понятие «среда» на долгие годы было дискредитировано и ушло из профессиональной лексики педагогов. Главным институтом воспитания и развития детей была признана школа, и основные педагогические и психологические исследования были посвящены именно школе и ее влиянию на развитие ребенка.

Научный интерес к проблемам среды возобновляется в 60-70-е годы нашего столетия (В. А. Сухомлинский, А. Т. Куракина, Л.И. Новикова, В. А. Караковский и др.) в связи с изучением
школьного коллектива, обладающего признаками сложно организующихся систем, функционирующих в разных средах. Среда (природная, социальная, материальная) становится объектом целостного системного анализа. Изучаются и исследуются различные виды сред: «учебная среда», «внешкольная среда ученического коллектива», « домашняя среда», «среда микрорайона», "среда социально-педагогического комплекса" и др. В конце 80-х - начале 90-х годов исследованиям среды, в которой живет и развивается ребенок, был дан новый импульс, Этому во многом способствовало и выделение в самостоятельную научную область социальной педагогики, для которой эта проблема также стала объектом внимания и в изучении которой она находит свои грани, свой аспект рассмотрения.



Состояния, занятия маленького ребенка рассматриваются сторонниками теории рекапитуля-ции как отголоски давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка - его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью - значит ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Развитие детского рисунка также рассматривается как отражение стадий, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении, истоки которого заключаются в идеях философа XVII в. Джона Локка (1632-1704), который считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть окружающие.


Представления о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Эти идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 1980-х гг., поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.

Что понимается под факторами развития в настоящее время (рисунок 1)?

Рисунок 1. Факторы формирования личности ребенка

Биологический фактор включает в себя прежде всего наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике человека генетически обусловлено. К наследственным факторам относят особенности физиологии высшей нервной деятельности, определяющие темперамент человека и анатомо-физиологические особенности - задатки, облегчающие развитие способностей. У разных людей центральная нервная система функционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический, “взрывной” темперамент , при уравновешенности процессов возбуждения и торможения - сангвинический. Человек с сильной, малоподвижной нервной системой, с преобладанием торможения - флегматик, отличающийся медлительностью и менее ярким выражением эмоций. Меланхолик, обладающий слабой нервной системой, особенно раним и чувствителен. Стараясь погасить аффективные вспышки холерика или побуждая флегматика чуть-чуть быстрее выполнять учебные задания, взрослые должны в то же время постоянно учитывать их особенности, не требовать непосильного и ценить то лучшее, что приносит каждый темперамент.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется, и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который “схватывает все на лету” во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отлич-ником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению знаний не получат разви-тия. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Социальный фактор - понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения - макросреда. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Социальный фактор - это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья или священник) - микросреда. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрастах могут существенно воздействовать некоторые социальные группы (средства массовой информации, проповеди в религиозных общинах и т.п.).

Природногеографическая среда влияет на психическое развитие опосредованно - через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы.

Американским психологом Ури Бронфенбреннером предложена модель экологических систем, согласно которой, растущий индивидуум активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду и в то же время сам испытывает воздействие со стороны элементов этой среды и взаимосвязей между ними, а также со стороны более широкого окружения. По У. Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех вложенных одна в другую систем, которые обычно изображают в виде концентрических колец. Он называет эти системы микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой (рисунок 2).

Микросистема , или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ролям и взаимо-действиям индивидуума и его ближайшему окружению, такому как семья, детский сад или школа. Например, развитие ребенка в семье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к первым шагам дочери на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком незави-симости может побудить мать к поиску новых способов поддержки развития такого поведения.

Микросистема - это уровень жизненной среды, наиболее часто исследуемый психологами.

Мезосистема , или второй уровень, образуется взаимосвязями двух или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может положительно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к этому ребенку, скорее всего, благотворно скажется на его взаимодействиях с членами семьи.

Экзосистема , или третий уровень, имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, тем не менее влияют на него. Можно привести ряд примеров, начиная с формальной социальной среды, например места работы родителей, местных отделов здравоохранения или улучшения бытовых условий, и кончая таким неформальным окружением, как расширенная семья ребенка или друзья его родителей. Например, фирма, в которой служит мать, может разрешить ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенно повлияет на его развитие. В то же время возможность уделить ребенку больше внимания снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда.

Рисунок 2. Четыре уровня окружающей среды, входящие в состав модели
экологических систем, предложенной У. Бронфенбреннером
в качестве модели развития ребенка

Макросистема , или внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут учиться в классах основного потока обычной школы, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как детей с нарушениями развития, так и здоровых детей. В свою очередь, успех или провал этого педагогического эксперимента может содействовать или, наоборот, помешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей.

Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществ-ляться на всех четырех уровнях модели, У. Бронфенбреннер полагает, что наиболее значительную роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни. Например, правительственная программа развития сети дошкольных учреждений, начатая в середине 1960-х гг. (Head Start) оказала огромное влияние на рост уровня образования и социальное развитие многих поколений американских детей.

Вне влияния социальной среды ребенок не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей.

Так, в начале ХХ века индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожие на людей, но передвигающиеся на четвереньках. Однажды Сингх с группой охотников спрятались у волчьей норы и увидели, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки - одна примерно восьми, другая - полутора лет. Сингх увез девочек с собой и пытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться от людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось, в основном, отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала, по существу, так и не овладела (с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего 40 слов). Оказывается, что человеческая психика не возникает и без человеческих условий жизни.

Согласно многочисленным исследованиям этнологов, психологов биологическое и социальное в развитии человека столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических, а не биологических, как у животных, законов. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского (1896-1934).

Л.С. Выготский в работе “Развитие высших психических функций” подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции - продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. В то же время в развитии всегда “участвует” среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным.

Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте. На каждом этапе развития по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологичеких и социальных моментов, изучать его динамику.

В онтогенезе человека безусловно представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изолированы: биологическое и историческое (культурное) развитие; оба эти процесса имеют свои аналоги.

“Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка. Поскольку органическое развитие совершается в культурной среде, постольку оно превращается в исторически обусловленный биологический процесс. С другой стороны, культурное развитие приобретает совершенно своеобразный и ни с чем не сравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка”, - писал Л.С. Выготский.

Созревание - процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом. Идея созревания лежит в основе выделения в онтогенетическом развитии ребенка особых периодов повышенного реагирования - сензитивных периодов - периодов наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, например, сензитивный период развития речи - от года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем, как показано выше, практически невозможно. Взрослые должны учитывать, что легче всего ребенок усвоит в конкретном возрасте: этические представления и нормы - в дошкольном, начала наук - в младшем школьном и т.д.

галина грачева
Семинар для воспитателей «Факторы развития личности ребенка»

ГБОУ Школа №1373 ОДО 4

Семинар для воспитателей

«»

Подготовили и провели :

Грачева Г. В., Чиж Л. А

Москва 2015 г.

Факторы развития личности ребенка

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка , его истоки. В настоящее время наука говорит о биологическом и социальном факторах развития .

Биологический фактор включает в себя , прежде всего, наследственность. Влияние наследственности изучается генетиками. Это то, что передается от родителей к детям, заложено в генах.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную (постоянную) и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. К детерминированным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

От родителей к детям передаются внешние признаки, в частности особенности телосложения, цвет волос, глаз и кожи. Переменная, или вариативная, часть программы обеспечивает развитие систем , помогающих организму человека приспособиться к изменению условий существования.

Носителем наследственности в организме является молекула ДНК, которая тонко реагирует на вредные воздействия : (алкоголь, курение, наркоманию) . Данные привычки расстраивают генную структуру, приводя к физическим и психическим нарушениям плода.

Анализ причин гибели 18 тыс. новорожденных показал, что в 1.5 тыс. случаев смертность обусловлена курением матерей.

Установлено закономерное возрастание риска врожденных уродств с увеличением числа ежедневно выкуриваемых женщиной сигарет, особенно в течение 3-го месяца беременности.

Ученые выявили значительное преобладание курящих в группе женщин, родивших детей с волчьей пастью и заячьей губой. Уместно одновременно отметить, что, интенсивное курение отцов также способствует увеличению частоты различных дефектов развития у детей .

У курящих родителей дети рождаются с предрасположенностью к раннему атеросклерозу.

В связи с этим акушеры и гинекологи всего мира настойчиво рекомендуют будущим матерям отказаться от курения.

Для нормального созревания плода особенно важен 3-й месяц беременности. В это время формируются органы и системы организма будущего ребенка . Если женщина прекращает курить в первый месяц беременности, то ребенок рождается с нормальной массой тела, исчезают осложнения, обусловленные курением.

Сила повреждающего воздействия алкоголя в момент зачатия непредсказуема : могут быть как легкие нарушения, так и тяжелые органические поражения различных органов и тканей будущего ребенка .

Период от момента зачатия до 3 месяцев беременности врачи называют критическим в развитии плода , так как в это время происходит интенсивная закладка органов и формирование тканей. Употребление алкоголя может привести к уродующему воздействию на плод, причем повреждение будет тем сильнее, чем на более раннем этапе критического периода воздействовал алкоголь.

В медицинской литературе появился специальный термин, обозначающий комплекс пороков у детей, вызванных повреждающим воздействием алкоголя в период внутриутробного развития – алкогольный синдром плода (АСП) . Для АСП характерны врожденные аномалии развития сердца , наружных половых органов, нарушение функции центральной нервной системы, низкая масса тела при рождении, отставание ребенка в росте и развитии . У таких детей характерные черты лица : маленькая голова, в особенности лицо, узкие глаза, специфическая складка век, тонкая верхняя губа.

Употребление спиртных напитков опасно на всем протяжении беременности, так как алкоголь легко проникает от матери через плаценту по кровеносным сосудам, питающим плод. Воздействие алкоголя на плод в последующие месяцы беременности приводит к недоношенности, снижению массы тела, рожденных детей, мертворождению.

Длительное употребление наркотиков вызывает разнообразные изменения в физическом и психическом здоровье людей.

Наркоманы обычно страдают расстройствами пищеварения, и у них поражена печень, нарушена деятельность сердечно-сосудистой системы, и прежде всего сердца. Быстро снижается выработка половых гормонов, способность к зачатию.

И хотя половое влечение при наркомании быстро угасает, около 25% наркоманов имеют детей. И эти дети, как правило, отягощены тяжелыми недугами.

Если отравление наркотиками в первые 3 месяца беременности приводит к разнообразным аномалиям скелетно-мышечной системы, почек, сердца и других органов ребенка , то в более поздние сроки наблюдается задержка роста плода. У 30-50% матерей-наркоманок младенцы имеют низкую массу тела. У плода, при употреблении наркотиков матерью, может сформироваться физическая зависимость от наркотических веществ.

Второй фактор - среда . Непосредственно влияет на развитие социальная среда , в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную, географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда. Имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами , экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие , не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли…

Солнечная и геомагнитная активность влияют на внутриутробное развитие ребенка , считают специалисты российского Института биохимической физики.

Космическая погода является неотъемлемой частью экологических факторов , способных воздействовать на развивающийся организм . Это влияет на будущего ребенка и во время беременности матери.

Проведенные исследования показали, что количество госпитализаций и угроз выкидыша в период беременности гораздо выше у женщин, рожденных в период максимума солнечной активности. Повышение или понижение активности солнца обязательно должны привести к развитию патологий или отклонений у ребенка .

Среда географическая - это определенный территориальный ландшафт со своей географической широтой и долготой, климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, источниками тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатологенной активности и т. д., экологическими условиями…

Ухудшения экологической ситуации в России порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Число с проблемами в развитии из года в год возрастает с ростом факторов риска . По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5–8 % детей с наследственной патологией, 8–10 % - имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, значительное количество детей имеет стёртые нарушения развития . По данным Министерства образования и науки РФ, 85 % детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с нарушениями психического и интеллектуального развития .

Социальная среда - совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий, доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой , инициативной личности .

Результаты исследований развития детей первого года жизни, оставленных своими матерями в роддомах и воспитывающихся в домах ребенка , показали что только от 6 до 10% детей, поступающих в дома ребенка , являются практически здоровыми детьми, не имеющими заболеваний. И даже здоровые дети, без соматических, генетических и наследственных заболеваний, которые растут и воспитываются в современных достаточно благополучных домах ребенка , уже на первом году жизни явно испытывают отрицательное воздействие дефицита человеческого общения, дефицита таких положительных эмоций как безусловная любовь к ним. Это, естественно, отражается в замедлении темпов нервно-психического развития .

Доказано, что дети, не слышащие сердцебиения матери даже при достаточно калорийном питании имеют дефицит веса, хуже засыпают. Не получая ответных речевых реакций на издаваемые звуки, дети становятся молчаливыми, их речевая активность снижается, словарный запас развивается медленно . Способы общения со взрослыми и эмоциональные реакции становятся беднее. Дети не научаются быть собственниками, если у них все общее (а иначе нельзя, так как будут драки за игрушки) . Формирование самосознания будет задерживаться. А система привязанности, которая у детей из семьи так ярко выражена в возрасте 8-12 месяцев в виде страха, возникающего от появления посторонних, при нежелании расставаться с матерью, не формируется практически никогда.

Домашняя среда - колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир… Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития .

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие : пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Любой пример дает возможность видеть социальное явление разных сторон. Влияние среды носит стихийный характер, это вызывает трудности. Однако изолировать ребенка от среды нельзя . Произойдет задержка развития . Влияние среды постоянно, на протяжении всей жизни. Среда может сдерживать развитие , а может активизировать.

Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет : вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку ).

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием .

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Вместе с тем слабость воспитания заключается в том , что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Диапазон оценок роли воспитания широк : от утверждения полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то , что дала ребенку природа .

Таким образом, воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития . Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека , воспитание само зависит от развития и постоянно опирается на достигнутый уровень развития , то есть развитие - это цель , а воспитание - средство . Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия , обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково - от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей .

Наследственность, среда не зависят от самого ребенка , поэтому не могут обеспечить полноценного развития без включения активности самого ребенка . Активность ребенка : двигательная, познавательная, эмоциональная. Активность облекается в социальные формы в различных видах деятельности : в игре которая удовлетворяет потребность ребенка проявить активность там, где невозможны реальные действия, в труде удовлетворяется потребность получения реального результата, самоутверждения. Учение удовлетворяет потребность в познании. Активность стимулирует к действию. Если активность не управляемая, не организованная, она может перерасти в агрессию.

Человек достигает более высокого уровня развития там , где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему , и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя.

Все факторы приводит в активность взрослый человек. Именно взрослый управляет. Взрослый своим правильным воздействием помогает ребенку стать личностью . С одной стороны он сам образец для подражания, с другой он организатор процесса воспитания и обучения .

мать влияние личность ребенок

Развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2011 - С. 167..

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи считали, что развитие психики происходит постепенно, эволюционно. При этом существует преемственность при переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично может ускоряться или замедляться в зависимости от условий. Работы Штерна, в частности его идея о том, что темп развития психики индивидуален и характеризует особенности данного человека, несколько поколебали этот взгляд, зафиксированный Холлом и Клапаредом. Однако естественнонаучные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не позволяли подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики, связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совершенствованием. Так, П.П. Блонский, связывавший развитие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность его ускорения, так как темп умственного развития, по его мнению, пропорционален темпу соматического развития, которое не может быть ускорено Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. прокиньте и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Педагогика, 2010. - С. 104..

Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоаналитиков показали, что нервная система человека является продуктом его социального развития. Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики при формировании и переформировании поведенческих актов, а также работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и других ученых, которые установили наличие достаточно сложных условных рефлексов у маленьких детей и животных. Таким образом, было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды можно добиться быстрых изменений в психике ребенка и существенно ускорить его психическое развитие (например, при обучении определенным знаниям и умениям).

Э. Геккелем в XIX в. был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития вида) Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. прокиньте и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Педагогика, 2010. - С. 105..

Развитие психики человека происходит по определенным законам. Л. С. Выготский в своих исследованиях установил четыре закона развития психики ребенка:

1. Развитие психических функций осуществляется неравномерно во времени (то быстрее, то замедляется) и асинхронно (если развитие одних функций ускоряется, то в то же время развитие других становится медленнее).

2. Закон метаморфозы: развитие не сводится лишь к количественным изменениям; это цепь качественных изменений, превращения изменений количественных в качественных.

3. Закон неравномерности: разные психические функции и стороны личности ребенка имеют свой оптимальный (сенситивный) период развития.

4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции сначала возникают как форма коллективного поведения, а лишь потом они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - С. 18..

Например, Л. С. Выготский считал, что главной движущей силой психического развития человека является обучение. При этом он отмечал, что обучение еще не является развитием. Оно должно быть правильно организовано: ориентироваться на новые возможности ребенка, способствовать развитию. При таких условиях обучение создает "зону ближайшего развития" - расстояние между уровнем актуального развития (задачи, которые ребенок уже может решить самостоятельно) и уровнем возможного развития (задачи, которые ребенок может решать под руководством взрослых) Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - С. 23..

Другой психолог, Г. С. Костюк, рассматривал в качестве движущих сил психического развития человека противоречия (противоречие), которые возникают в его жизни. Причем они сначала возникают как внешние (которые еще не являются движущей силой), а потом в процессе интериоризации (превращения внешнего во внутреннее) превращаются во внутренние противоречия, которые уже становятся источником активности индивида, направленной на их решение через выработку новых способов поведения Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 2009. - С. 96..

В соответствии с динамической концепцией сексуального развития 3. Фрейда все стадии психического развития человека сводятся к превращению и перемещению по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Психоаналитические стадии психического развития - это стадии психического генеза в течение жизни ребенка, в которых отображено развитие трех основных компонентов личности: "Оно", "Я", "Сверх-Я" и их взаимовлияние Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - С. 144..

Оральная стадия (0-1 год) характеризуется тем, что основным источником удовольствия является питание. Она включает две фазы: раннюю (0-6 мес.) и позднюю (6-12 мес.) и характеризуется двумя последовательными либидозными действиями: сосание и укус. Ведущей эрогенной зоной на этой стадии является рот. Мать воспринимается как объект, который может защитить от внешнего мира и ребенок проявляет недовольство и тревожность, когда ее долго нет рядом. Биологическая связь с матерью порождает потребность в любви, которая живет в человеке всю жизнь.

Анальная стадия (1-3 года) характеризуется перемещением детской сексуальности в область ануса в связи с овладением функциями выделения, дефекации, образованием "Я", которое способно контролировать импульсы "Оно" и "Сверх-Я" как части "Я", где закладываются запрещения и требования взрослых к поведению ребенка. В зависимости от отношения ребенка к телесным, естественным функциям, которыми она овладевает, у него развиваются такие черты, как аккуратность, точность или же упрямство, агрессивность, замкнутость и др.

Фаллическая стадия (3-5 лет) - это наивысший уровень детской сексуальности, на котором дети сосредоточены на генитальных органах и чувствуют стремление к другим взрослым и, прежде всего, к родителям. Это, по мнению 3. Фрейда, Эдипов комплекс у мальчиков (влечение к матери) и комплекс Электры у девочек (влечение к отцу). Освобождение от этого комплекса и образования "Сверх-Я" происходит в конце этой стадии, которая играет значительную роль в психическом развитии ребенка. До пяти лет у ребенка уже сформированы основные структуры личности, главную среди которых играет "Я", которое борется с влечениями "Оно" и запрещениями "Сверх-Я", закладывается рациональное мышление, самонаблюдение, рассудительность.

В латентной стадии (5-12 лет) "Я" уже полностью контролирует потребности "Оно", половой интерес снижается, энергия либидо переносится на усвоение общечеловеческого опыта и установление дружеских отношений с ровесниками и взрослыми.

На генитальной стадии (12-18 лет) детские сексуальные стремления опять возвращаются, и подросток стремится к нормальному сексуальному общению. Но если по каким-то причинам оно усложняется, наблюдается регрессия на одну из предыдущих стадий, может возникнуть, например, Эдипов комплекс в форме гомосексуальности. "Я" борется с "Оно", используя такие механизмы психологической защиты, как аскетизм и интеллектуализация, которые помогают затормозить поезда.

Основная ценность теории 3. Фрейда заключается в выявлении значения для развития ребенка других людей.

Психоанализ 3. Фрейда получил свое развитие в работах его дочки А. Фрейд, которые освещают закономерности развития ребенка, трудности в учебе и воспитании, природу и факторы нарушений нормального развития. Каждая фаза, по мнению А. Фрейд, является результатом решения конфликта между внутренними инстинктивными стремлениями и требованиями окружения. Нормальное развитие ребенка происходит скачкообразно с прогрессивными и регрессивными процессами, и является процессом постепенной социализации, переходом от принципа удовольствия к принципу реальности Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 2009. - С. 219..

Э. Эриксон, исходя из структуры личности согласно 3. Фрейду, разработал психоисторическую теорию развития личности с учетом конкретной культурной среды. По его мнению, каждой стадии отвечает ожидание данного общества, которое индивид может оправдывать или не оправдывать и соответственно этому приниматься или не приниматься им Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 2009. - С. 221..

Концепция социального научения (Н. Миллер, Дж. Доллард) показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как она усваивает нормы общества, то есть как происходит ее социализация.

Социализация - это процесс вхождения ребенка в общество, становление его полноценным его членом Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2010. - С. 69..

Сторонники этой теории утверждают, что все индивидуальные отличия в развитии ребенка являются результатом научения.

Теория социального научения разрабатывается тремя поколениями ученых. Представители первого - Н. Миллер и Дж. Доллард - трансформировали идеи 3. Фрейда, заменив принцип удовольствия принципом подкрепления, под которым они понимают все, что стимулирует повторение ранее возникшей реакции. Научение - это усиление связи между основным стимулом и ответом, который возникает благодаря подкреплению. Любую форму поведения можно приобрести через наследование Там же. - С. 71..

Задачу родителей они видели в социализации детей, в подготовке их к жизни, и особенную роль в этом процессе играет мать, которая подает первый пример человеческих отношений.

Отношения между родителями и детьми в рамках этой концепции изучал американский психолог Р. Сире. Он считал, что природу детского развития определяет практика детского воспитания.

Р. Сире выделяет три фазы развитию ребенка:

Фаза рудиментарного поведения, - базируется на врожденных потребностях и научении в первые месяцы жизни;

Фаза первичных мотивационных систем - научение в семье (основная фаза социализации);

Фаза вторичных мотивационных систем - научение вне семьи в связи с поступлением в школу Смирнова Е.О. Детская психология: Уч. для вузов. - М.: Владос, 2011. - С. 185..

Ж. Пиаже - один из самых выдающихся психологов XX века, который сделал несколько значительных открытий в отрасли детского развития, и основное из них - это открытие эгоцентризма ребенка.

Эгоцентризм ребенка проявляется в своеобразии детской логики, детской речи, представлений о мире. Так, например, исследуя детские представления о мире, Пиаже показал, что ребенок на определенной стадии развития рассматривает вещи такими, как он их непосредственно воспринимаете. Это явление он назвал "реализмом" Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 2009. - С. 102..

До определенного возраста дети не различают субъективного и внешнего мира и только постепенно из социального взаимодействия развивается знание о себе.

В системе психологических взглядов Ж. Пиаже есть также понятие социализация. Социализация - это процесс адаптации к социальной среде, который заключается в том, что ребенок, достигая определенного уровня развития, приобретает способность к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной (7-8 лет) Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 2009. - С. 104..

Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение трех основных структур:

Сенсомоторных операций;

Конкретных операций;

Формальных операций Там же. - С. 105..

Развитие он рассматривает как переход от низшей стадии к более высокой. Предыдущая стадия готовит следующую. Порядок чередования стадий является неизменным, а это дает возможность сделать предположение, что он обусловливается биологическим фактором, созреванием организма как открытием возможностей развития, которые следует реализовать. Средний хронологический возраст появления той или другой стадии определяется активностью ребенка, его опытом, учебой и культурной средой.

Ж. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, вещание) и их связь с интеллектом и выявил, что развитие других психических функций на всех этапах зависит от интеллекта и определяется им, а это значит, что стадии интеллектуального развития, выделенные им, можно рассматривать как стадии психического развития в целом. Он утверждал, что "мышление ребенка обязательно проходит через все известные фазы и стадии, независимо от того, учится ребенок или нет" Лысина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд-во МГУ: 2009. - С. 147..

От рождения до конца раннего возраста ребенок достигает значительных успехов в психическом и личностном развитии. В течение этого времени он преодолевает такие относительно самостоятельные и разные по продолжительности периоды, как новорожденность, период младенца, раннее детство.

Период новорожденности, невзирая на свою относительную непродолжительность, является особенно важным в развитии ребенка, которому с первым дыханием необходимо прежде всего приспособиться к новым условиям. А уже на третью неделю жизни он начинает реагировать на социальные агенты (факторы).

Современный новорожденный ребенок несколько отличается от новорожденного десятки тысяч лет тому. При подобных естественных условиях уровень психического развития (изменение психических процессов, выраженное в количественных, качественных и структурных превращениях), которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, неодинаков. Это объясняется тем, что процесс его психического развития не подчиняется вечным законам природы, законам дозревания организма.

В психологической литературе есть определенные расхождения относительно длительности периода новорожденности: одни исследователи ограничивают его до 10 дней, другие - до 2 месяцев. Очевидно, более аргументированной есть мысль, согласно которой периодом новорожденности считают период от рождения до двух месяцев, поскольку на втором месяце жизни происходит не только адаптация ребенка к новым условиям, но и проявляется первая форма человеческого поведения - "комплекс оживления", которое является очень важным в психическом развитии ребенка Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2011 - С. 47..

Период новорожденности является промежуточным между внутриутробным и внеутробным образом жизни, когда ребенок адаптируется к внешнему физическому миру. Из относительно постоянной среды организма матери он попадает в мир, где есть звуки, запахи, цвета, движение и разные неожиданности. В это время происходит изменение функционирования всех процессов организма: дыхания, кровообращения, питания. Появляясь на свет, ребенок наделен лишь элементарными механизмами для поддержания жизни, у него отсутствуют любые самостоятельные формы поведения. их он приобретает в процессе дальнейшей жизни Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2011 - С. 48..

Переход организма новорожденного к новому типу функционирования обеспечивают взрослые. Они защищают ребенка от яркого света, холода, шума, обеспечивают питанием. В момент своего рождения ребенок полностью беспомощен. Если бы рядом с ним не было взрослого человека, то через несколько часов он бы погиб.

Ребенок рождается с готовой к функционированию системой безусловных рефлексов (врожденных реакций организма на определенные влияния): сосательный, защитный, ориентировочный. Однако их недостаточно для того, чтобы обеспечить его активное взаимодействие с окружением. Основой развития новорожденного является непосредственный контакт (взаимодействие) с матерью, в процессе которого начинают производиться первые условные рефлексы (приобретенные), в частности положение тела при кормлении Лысина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд-во МГУ: 2009. - С. 68..

Наблюдения за новорожденным дали основания для выводов, что первой формой человеческой активности являются эмоции ребенка, выраженные плачем, криком. Условная эмоциональная реакция, которой является улыбка, появляется на втором месяце жизни при звучании человеческого голоса или в связи с появлением в поле зрения ребенка знакомого человека. Улыбка новорожденного является обращением к близкому человеку, узнаванием его, радостью открытия другого человека. Она сопровождается мимикой, оживленными движениями, поворачиванием головы к взрослому. Все это представляет целый комплекс проявлений радости, который называют комплексом оживления Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под редакцией С.Ю. Циркина, СПб: Питер, 2009. - С. 241..

Комплекс оживления - позитивная эмоционально-действенная реакция новорожденного на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лица, прикосновения Там же. - С. 242..

Появление комплекса оживления в этот период является свидетельством нормального психического развития. Эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым - это фундаментальный фактор развития его личности и психического здоровья во взрослом возрасте. Психологи называют комплекс оживления первой формой человеческого поведения. Именно в период новорожденности ребенок начинает выделять человеческое лицо как социальный объект, на который направляет свое поведение, проявляя движения, которые реализуют эту направленность. Ребенок обращается к взрослому всем своим естеством. Родители становятся центром мира, средством понимания его и других людей. Созревание и развитие ребенка в период новорожденности зависят от того, насколько взрослый умеет ответить на ее поведение, поощрение к взаимодействию.

Комплекс оживления является началом психической жизни, свидетельствам того, что сложилась благоприятная социальная ситуация развития, которую Л. Выготский назвал ситуацией Мы (пра-Мы), единством матери и ребенка Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 17.. Суть ее заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослого, который присматривает за ним. Новорожденный максимально нуждается во взрослом, но способами влияния на него еще не владеет. В этом и заключается главное противоречие этого периода, который разрешается путем обеспечения особенного вида деятельности - непосредственного эмоционального общения взрослого и ребенка, начало которого заложено в комплексе оживления.

Новорожденный быстро учится различать знакомые и незнакомые лица, следить за движениями взрослого. Эксперименты подтверждают выборочную направленность ребенка на разные изображения: если ему предлагают на выбор несколько изображений, то человеческое лицо он рассматривает дольше всего Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М.: Педагогика, 2010. - С. 348..

Следовательно, специфика психики новорожденного заключается в ориентации его индивидуальной организации на развитие в социальном окружении. Появление комплекса оживления является психологическим критерием окончания периода новорожденности. Физиологичным критерием завершения этого периода является появление зрительного и слухового сосредоточений, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Адаптация организма ребенка к внешней среде, возникновение зрительного и слухового сосредоточения, появление комплекса оживления является основой психического развития младенца.

Возраст младенчества охватывает период от 2 месяцев до 1 года. Социальная ситуация общей жизни ребенка со взрослым предопределяет возникновение нового типа деятельности - их непосредственного эмоционального общения (установления и развития социальных контактов) Авдеева Н.Н. Вы и младенец: у истоков общения. -М.:Прайм-Тайм, 2009. - С. 165.. Специфическая особенность этого типа деятельности заключается в том, что ее объектом является другой человек. Для взрослого объектом влияния есть ребенок, в то же время ребенок начинает проявлять первые формы влияния на взрослого. Так, очень быстро его голосовые реакции приобретают характер эмоционально-активного призыва, всхлипывания превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Однако это еще не является языком, а только эмоциональными реакциями.

Общение в период младенца должно быть эмоционально позитивным. Благодаря этому у ребенка создается эмоционально позитивный тонус, который является признаком его физического и психического здоровья. Эмоции (страстные переживания) становятся своеобразным ориентиром ребенка в его поведении: чем более богат мир позитивных эмоций, тем более он имеет возможностей для действий с предметом, взаимодействия с взрослыми. Поэтому любая ситуация, при которой младенец получает позитивные эмоции, не менее важна для его жизни, чем качественное питание или свежий воздух и тепло Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред, О. С. Андрианова. М.: Педагогика, 2008. - С. 53..

Первые проявления общения ребенка с матерью начинаются без слов во время кормления, когда он кладет руку на ее грудь и пытается заглянуть в глаза. До 6-7 месяцев арсенал средств и форм взаимодействия значительно расширяется. Даже плач младенца приобретает разнообразные оттенки: плач от страха, от дискомфорта, плач-призыв.

Первые "вопросы", которые задает ребенок взрослому, выражаются в форме действия, взгляда, жеста. Понять их можно только в ситуации действия. Выполнение просьб младенца, его обращений к взрослому является новой формой диалога, которая появляется в конце первого полугодия Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 2007. - С. 174..

Для ребенка диалог - это возможность видеть мир глазами других людей, сопереживания, сочувствия, направленность на другого человека, побуждение ее к взаимодействию. Она может добиваться этого самыми разнообразными доступными средствами: плачем, заглядыванием в глаза, умышленным действием, направленным на привлекание внимания.

Недостатки общения, отрыв ребенка от матери в период младенчества порождает замедленное эмоциональное развитие ребенка. При таких обстоятельствах происходят значительные нарушения в психическом развитии ребенка, травмируется личность, что неисправимо отражается на его дальнейшей жизни. По наблюдениям американского психолога К. Береса, из 38 взрослых, которые в детстве испытывали недостаток общения, только семеро смогли хорошо приспособиться к жизни и были обычными, нормальными людьми; остальные имели разные психические дефекты Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет//Вопросы психологии.-2007. - №2. - С.16..

Опасным и наиболее уязвимым является возраст от 6 до 12 месяцев, поскольку младенцу особенно необходимо общение со взрослым, человеческое тепло. В этот период ребенка никоим образом нельзя лишать общение с матерью. А если это невозможно, необходимо позаботиться об общении ее с другим человеком. Способность ребенка любить тех, кто его окружает, зависит от того, сколько любви и в какой форме он получает.

Следовательно, благоприятной социальной ситуацией психического развития ребенка периода младенчества является его неразрывное единение со взрослым, эмоциональный комфорт.

Самую общую картину изменений периода младенчества дает изучение познавательного развития ребенка. В течение первого года жизни дети не только приобретают двигательные навыки, но и учатся играть, мыслить, понимать окружающий мир.

Хоть процесс познания в это время чрезвычайно многогранен, важнейшими психическими механизмами в нем являются развитие восприятия, распознавания информации, выделения категорий, развитие памяти.

Восприятие заключается в целостном отображении предметов и явлений, способности ребенка получать много наглядных, звуковых, тактильных и вкусовых впечатлений. Младенцам присуще большинство человеческих ощущений. Они видят, слышат, чувствуют боль, прикосновение.

Дети не обязательно ожидают от взрослых стимулов к двигательной и перцептивной деятельности, они сами активно ищут информацию. Привлекают и удерживают внимание младенцев по большей части перемещение предметов, цветные (например, черно-белые) контрасты, разные по громкости, протяжности и высотой тона звуки. Дети до одного года уделяют больше внимания изображениям концентрической формы, из согнутых элементов, чем из прямолинейных, интересуются переходом прямой линии в кривую. Контраст для них более привлекателен, чем однотонное поле Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2009. - С. 276..

Дети учатся проявлять изменения в одинаковых явлениях, сопоставлять полученную информацию с приобретенными раньше знаниями. Согласно гипотезе ученых, у младенца с первых дней жизни возникает отображение полученных впечатлений (перцептивных схем) как абстрактное отображение внешних элементов представления и их взаимосвязей. Генетически перцептивные действия связаны с практическими действиями. В движении руки, которая ощупывает предмет, в движении глаза, который обследует видимый контур, в движениях гортани, которая воссоздает звук, происходит сопоставление ситуативного образа с оригиналом, осуществляется его коррекция. Дальнейшее развитие сопровождается сокращением двигательных компонентов перцептивного действия, в результате чего процесс восприятия становится одномоментным актом "созерцания". Это значит, что ребенок завладел оперативными единицами восприятия и сенсорными эталонами (эталонами ощущений). Вероятно, перцептивная схема является идентичным отображением одного объекта или явления, поскольку сознание не может формировать все (много) признаки представления или объекта, даже такого значимого, как лицо матери, а следующее восприятие того же объекта или явления никогда не бывает абсолютно идентичным первому. Теперь младенец соотносит второе впечатление с первым, одновременно различая отличия между ними, оно, скорее всего, объединяет эти подобные впечатления. Такое объединение называется схематическим прототипом Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М.: Педагогика, 2010. - С. 235..

Умение выделять общие для разных впечатлений свойства, способность объединять подобные по свойствам предметы или явления свидетельствуют, что младенец может выделять категории.

Эти свойства могут быть физическими (статическими) или действенными (умение есть, бросать). Позже в процессе развития дети отображают свойства предметов в словах и мыслях Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - С. 186..

Большинство младенцев различают такие категории предметов: мебель, животные, еда. Годовой ребенок даже может отнести изображение предмета к соответствующей категории. Если младенцу показать изображение разных людей, а затем - собаки, он начнет разглядывать последнее с большим вниманием и лицо его заметно оживится. Изменение в поведении ребенка удостоверяет, что собак она относит к другой категории, чем людям.

До 3-х месяцев младенцы проявляют большой интерес к явлениям, которые несколько отличаются от воспринятых раньше, обращая меньше внимания на хорошо знакомые или совсем новые. Интерес ребенка к конкретному явлению обусловлен его отличием от перцептивной схемы, которое у него сложилось (принцип различения). У ребенка до полутора лет изменение второстепенных признаков объекта восприятия (например, уши у человека, усы у кота) вызывает менее стойкое внимание (сосредоточение определенное время на определенном объекте), чем изменения самых характерных признаков (голова у человека). Умеренные изменения вызывают более стойкое внимание, чем очень резкие или очень незначительные.

В конце первого года жизни у детей появляются признаки мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Они замечают, усваивают и используют в своих практических действиях элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс в развитии мышления непосредственно связан с началом развития речи.

Дети способны помнить прошлый опыт, и чем они старше, тем больше помнят пережитое. Младенцы соотносят новые впечатления с существующими у них образами. Эту способность называют опознаванием - отождествлением объекта или события, которое воспринимается, с одним из зафиксированных в памяти образов (эталонов) Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М.: Педагогика, 2010. - С. 402.. Например, ребенок, получив новую куклу, на следующий день опознает ее. Как правило, он начинает переводить взгляд с нового объекта на знакомый, будто сравнивает их, давая понять, что объект опознан.

Во втором полугодии жизни в развитии памяти младенца появляются две новых особенности. Во-первых, возникает способность к воссозданию - припоминанию (возобновление в памяти) вида объекта даже при отсутствии рядом подобного. Уже 4-месячные дети могут отличить знакомое лицо от незнакомого, но сомнительно, что они способны возобновить в памяти образ отца, если его нет в комнате. Способность к воссозданию образа в памяти без непосредственного восприятия развивается после 8 месяцев Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2009. - С. 165..

Приблизительно в 8 месяцев у младенца начинает развиваться рабочая (оперативная) память - вид памяти, которая охватывает процессы запоминания, сохранения и воссоздания информации, которая прорабатывается во время выполнения конкретного действия и необходимая только для достижения цели этого действия.

Когда старшие дети или взрослые читают или разговаривают, младенец способен воспринять информацию и сопоставить ее с воспринятой раньше.

В конце первого года жизни ребенок поднимается на ноги, начинает ходить. Главным в акте ходьбы является не только расширение пространства существования младенца, но и то, что он отделяет себя от взрослого. Происходит распад единственной ситуации Мы, в результате которого уже не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба является первым основным новообразованием периода младенца, который свидетельствует о преодолении ребенком пределов предыдущей ситуации развития Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - С. 154..

Следующим важным новообразованием этого возраста является развитие речи, которое, как и другие новообразования, имеет переходный характер. Она автономная, ситуативная, эмоционально окрашена, понятная только близким, специфическая по своей структуре (состоит из частиц слов) и еще не связная. Чтобы понять такую речь, необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находится ребенок и которой он непосредственно касается. Речь является новым свойством, показателем того, что предыдущая социальная ситуация развития ребенка распалась. Вместо единства родителей и младенца, появились двое: взрослый и ребенок.

В целом, главными приобретениями возраста младенца являются познавательное развитие, взаимодействие с неживыми предметами и людьми, которые его окружают, ходьба, появление вещания. Преодоление кризиса первого года жизни предопределяет дальнейшее развитие ребенка. На этом этапе происходят переход от биологического к социальному типу развития, овладения "диалогом" со взрослым, значительные сдвиги в познавательном развитии (распознавание информации на основе оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, развитие опознавания и оперативной памяти), формирование речи, структур взаимодействия с предметами и окружающими людьми, расширение социальной ситуации развития благодаря овладению ходьбой, проявляются первые аффектные реакции.

Ранний детский возраст охватывает период от 1 до 3 лет и является одним из ключевых в жизни ребенка. Он характеризуется новой социальной ситуацией развития, поскольку на этом этапе его жизни ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, которая замещает эмоциональное общение со взрослым (ведущую деятельность младенца), возникают важные новообразования Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - С. 93..

Особенное значение раннего детского возраста заключается в том, что он непосредственно связан с ходьбой. Способность к перемещению, будучи физическим приобретением, имеет ощутимые психические последствия. Благодаря ней ребенок начинает более свободно и самостоятельнее общаться с внешним миром. Ходьба развивает умение ориентироваться в пространстве, расширяет возможности ознакомления с окружением, а также обеспечивает переход к самостоятельной предметной деятельности. Малыш полностью захвачен предметами, в результате чего изменяются его отношения со взрослыми. Все реже становится эмоциональное общение с ними, уступая место ситуативно-действенному общению, практическому сотрудничеству, общим действиям с предметами. Взрослый, как правило, побуждает к общению благодаря своим деловым качествам, а не эмоциональности. Социальная ситуация развития в раннем детстве имеет такую структуру: "ребенок - предмет - взрослый" Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М.: Педагогика, 2010. - С. 265..

Для раннего детства основными видами деятельности являются предметная деятельность, речь и игра. Развитие предметной деятельности связано с овладением выработанными человечеством способами пользования предметами. Ребенок учится использовать предметы, постигает значение вещей. Отличие предметной деятельности от характерного для периода младенца простого манипулирования предметами заключается в подчинении способов действию ребенка с предметами функциональному их назначению в жизни культурного человека.

Ранний детский возраст является сенситивным (благоприятным) периодом для развития речи, поскольку именно в это время овладение языком является самым эффективным. Если ребенок по определенным причинам не имеет необходимых условий для развития речи, то позже наверстать потерянное очень трудно. Поэтому на 2-3-ом годах жизни необходимо особенно интенсивно заниматься его речевым развитием Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010. - С. 301..

Для развития малыша особенное значение имеет игра - деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности.

Элементы игры используют уже младенцы, манипулируя предметами (игрушками, сосками). На втором году жизни игра становится более спонтанной и содержательной. Она является не просто манипуляцией, а разворачивается как действия с предметами, в которых ребенок воссоздает то, что делают взрослые (например, разговор по телефону, питье чая). Это первые шаги на пути к символическим действиям. Самыми распространенными в этом возрасте видами игр являются игра-исследование (игровое исследование особенностей предметов), игра-конструирование (самостоятельное возведение сооружений и обыгрывание их), ролевая (взятие ребенком на себя роли взрослого) игра Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет//Вопросы психологии.-2007. - №2. - С.17..

Игровая деятельность ребенка является основой формирования будущих умений и навыков, умственных действий. В процессе игрового экспериментирования формируется много его новых сложных способностей. С развитием символической (условное обозначение в игре предметов, событий, явлений) игры изменяется отношение ребенка к другим детям. На первом году жизни они почти не взаимодействуют между собой. Десятимесячные дети относятся друг к другу, как к живым игрушкам: дергают за волосы, касаются пальцами глаз и тому подобное. На 18-20 месяце они начинают взаимодействовать с партнерами по игре, стремятся играть друг с другом.

Следовательно, предметная деятельность, речь и игра свидетельствуют о психическом развитии малыша. В этих видах деятельности проявляются определенные психические новообразования раннего детства.

Следовательно, на этапе раннего детства главным в социальной ситуации развития является ситуативно-действенное общение ребенка со взрослым, ведущей становится предметная деятельность. Этот период благоприятен для овладения речью, возникновения символической игры, способности к наследованию, развитию самосознания.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.

Каждый человек проходит одинаковые возрастные этапы психического развития, но при этом переживает их индивидуально, поскольку имеет свои особенности нервной системы, умственные способности, физические свойства и так далее.

Человеческая психика не развивается лишь за счет созревания мозга. Существуют движущие силы психического развития человека. В каждой теории психического развития человека, которые разработаны научными работниками психологами, есть разные версии относительно движущих сил и факторов развития.

Например, Л. С. Выготский считал, что главной движущей силой психического развития человека является обучение. Г. С. Костюк рассматривал в качестве движущих сил психического развития человека противоречия (противоречие), которые возникают в его жизни. Э. Эриксон, исходя из структуры личности согласно 3. Фрейду, разработал психоисторическую теорию развития личности с учетом конкретной культурной среды. По его мнению, каждой стадии отвечает ожидание данного общества, которое индивид может оправдывать или не оправдывать и соответственно этому приниматься или не приниматься им.

Статьи по теме: