«Болтливый мертвец» Борис Виан. Многоликий мистификатор борис виан Борис Виан: биография

Это был поистине человек-оркестр, тянувшийся ко всему неизведанному. Это создатель романов, стихов, актер, играющий на трубе. Человек сложной судьбы стал классиком французской литературы только после смерти.

Фатальная мистификация

Ходили слухи о русских корнях писателя, но мало кто знал, что эту легенду запустил сам Борис Виан. А русское имя дала ему мать, обожавшая оперу «Борис Годунов». В его копилке было 24 псевдонима, среди которых Вернон Салливан - самый известный и скандальный.

Его альтер-эго, по легенде, афроамериканец, свободные взгляды которого стали преградой для печати на родине, а Виан помогал переводить романы в стиле нуар. В то время популярностью пользовались авантюрные произведения с кровавыми и сексуальными подробностями. Из-под пера его вышли 4 романа, один из которых, «Я приду плюнуть на ваши могилы», долго держался в лидерах продаж. Роковой бестселлер даже сжигали борцы за нравственность. Скандал после обнаружения подлинного автора набрал такие обороты, что Виана судили. Потом оправдали, но на писательской карьере его поставили крест. Произведения, выходившие из-под его пера, не принимались обществом, что доставляло страдания таланту. И до последнего дня его помнили как мистификатора, долго водившего за нос почтенную публику. Фатальное произведение погубило не только репутацию, но и его самого. Борис Виан умер на премьере экранизации, на которую не давал разрешения, от сердечного приступа в 39 лет.

Трагедия таланта

Только после смерти писатель обрел знаменитость: его книги с удовольствием читаются молодежью Европы, а во Франции изучаются в школьных программах. В этом и заключалась трагедия талантливого мастера. В романе «Пена дней» свою жизненную философию описал Борис Виан. Отзывы о главном его произведении были противоречивыми, а интеллектуальная проза не пользовалась оглушительным успехом, как бульварное чтиво. Жаль, что часто Виана и Салливана путают. Одаренный автор лишь подстраивался под общее настроение публики, выпуская нарочито вульгарные романы и заглушая боль внутри.

«Пена дней» балансирует на грани между абсурдом и реальностью благодаря особому мироощущению автора. В фантазиях писателя жизнь побеждает смерть, а любовь противостоит серым будням. Его интересовало счастье отдельного человека, а не толпы. Современники назвали книгу «самым щемящим романом о любви». Читатель сталкивается с удивительной искренностью, болью и страданием.

Борис Виан: биография

Родился будущий классик в 1920 году в маленьком городке недалеко от Парижа. Ангина, перенесенная Борисом в двухлетнем возрасте, стала причиной осложнений на сердце. Врачи предрекали мальчику недолгую жизнь. В 15 лет он заболел брюшным тифом, который еще больше подорвал здоровье.

Его отец не работал, а получал доход от вложенного капитала. Это был очень образованный человек, много читающий и знающий несколько языков. Мать прекрасно играла на пианино и арфе, обожала музыку и привила эту любовь маленькому сыну. Когда мальчику было 9 лет, страну настиг кризис, и размеренному безбедному существованию пришел конец. Чтобы хоть как-то спасти материальное положение, семья сдает в аренду свою виллу и распускает прислугу. Отец переводит тексты и продает гомеопатические средства, но больших денег это не приносит. После его убийства грабителями в 1944 году имение уходит с молотка, а семья перебирается в съемную квартиру. Перед отъездом Борис Виан играет прощальное соло на трубе.

За три года до печального события молодой человек женится на Мишель Леглиз, но выбор невесты мать не одобряет и даже отговаривает от свадебного путешествия. В семье по давней традиции женщины не работали, но денег не хватало, и Мишель устраивается на работу в журнал. В 1942 году рождается сын супругов Патрик.

С новой женой, балериной Урсулой Кюблер, проводит последние годы жизни Борис Виан. Фото, где они запечатлены вместе, удивительно нежные и трогательные.

Жизнь в стиле джаз

Главным увлечением жизни Виана становится джаз, которому он самостоятельно обучался. Борис с двумя братьями организовывает семейный оркестр, а потом становится участником популярного ансамбля Клода Абади. Музыканты получали удовольствие от импровизаций и не играли на заказ. Несмотря на запрет врачей, Виан не бросает увлечение музыкой и с большим мастерством играет на трубе. Ансамбль получает признание в 1946 году на турнире в Париже, где завоевал Гран-при.

В 50-х годах Виан выступал как шансонье и оставил богатое наследие: 400 песен и несколько пластинок.

Многоликий мастер

Борис Виан, как увлекающаяся натура, пробовал себя на разных поприщах. Он писал картины, которые подписывал анаграммой собственного имени - Бизон Рави (восторженный бизон). Выучив английский язык, он переводил детективы и научную фантастику. Специально для Бориса в популярном журнале «Тан Модерн» была создана рубрика, в которой он делился выдуманными событиями с понятным намеком на современные реалии. Он вел радиопередачи, снимался в кино, а в картине «Прекрасный возраст» с удовольствием сыграл самого себя.

Похороны писателя прошли 27 июня 1959 года. Родственники, Урсула с букетом кровавых роз, толпы почитателей и ни одного могильщика. Потом выяснилось, что в этот день они бастовали.

- (Vian) (1920 1959), французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии, лиризма и «чёрного юмора» творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского «молодёжного бунта» в западной культуре 50 70 х гг.… … Энциклопедический словарь

Виан Борис

Виан, Борис - ВИАН (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и “черного юмора” в романе “Пена дней” (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), “Осень в Пекине” (1947),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВИАН Борис - ВИАН (Vian) Борис (1920—1959), французский писатель, драматург, автор и исполнитель песен. Ром. «Я буду плевать на ваши могилы» (1946), «Пена дней», «Осень в Пекине» (оба — 1947), «Красная трава» (1950), «Разбитое сердце» (1953). Пьесы… … Литературный энциклопедический словарь

Виан - фамилия. Известные носители: Виан, Борис Виан, Филип См. также полный список существующих статей о личностях с фамилией Виан, а также фамилиями, начинающимися с «Виан ». См. также Виана … Википедия

Борис Виан - Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

Виан Б. - Борис Виан Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

ВИАН (Vian) Борис - (1920 59) французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского молодежного бунта в западной культуре 50 70 х гг. 20 в.: Пена дней (1947), Осень в Пекине … Большой Энциклопедический словарь

ВИАН - (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и черного юмора в романе Пена дней (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), Осень в Пекине (1947), Сердцедер… … Современная энциклопедия

Борис Гедальевич Штерн - Штерн, Борис Гедальевич Дата рождения: 14 февраля 1947 Место рождения: Одесса Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Киев … Википедия

Книги

  • Борис Виан. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. Сколопендр и планктон , Борис Виан. Борис Виан - один из самых интересных писателей послевоенного французского авангарда. В настоящий том Собрания сочинений вошли два ранних романа писателя "Сколопендр и планктон" (1947),… Купить за 1100 руб
  • Пена дней , Виан Б.. Борис Виан писал прозу и стихи, работал журналистом, писал сценарии и снимался в кино (полтора десятка фильмов, к слову сказать), пел и сочинял песни (всего их около четырех сотен). Редкий…

Об авторе

Борис Виан появился на свет 10 марта 1920 года в небольшом городке близ Парижа. Для французов имя Борис очень редкое. Дело в том, что мать так назвала сына в честь персонажа своей любимой оперы «Борис Годунов». Родители Виана были сначала обеспеченными, но после банкротства особняк, на котором они жили, пришлось продать и переселиться в простой домик.

Мать Бориса прививала своим детям любовь к классической музыке, но так получилось, что все трое её сыновей тяготели к джаз у. Виан учился в одном из крупнейших университетов Франции — Центральной школе. В юности переболел ангиной, которая осложнилась ревматизмом и брюшным тифом, повлекшего осложнение на сердце.

Больное сердце давало знать о себе до конца жизни . По этой причине его не взяли на фронт во время Второй мировой. В возрасте 21 года Борис женился на Мишель Ленглиз, от которой у него родился сын Патрик. За свою короткую, но насыщенную жизнь работал во многих творческих областях.

Он был: певцом, поэтом, трубачом, переводчиком, либреттистом, драматургом, журналистом, писателем, критиком, сценаристом, инженером и так далее. Видно, что характер и Виана был энергичным, целеустремлённым и, без сомнения, он одарённым человеком.

По некоторым воспоминаниям его современников Борис Виан был человеком противоречивым и очень эксцентричным. Например, когда Францию освободили от нацистов и в Париж вошли её союзники, Борис не поддался всеобщей эйфории.

Ему было всё глубоко безразлично. Он играл джаз и осмелился быть самим собой . По его признанию, писательством он занимался ради коммерции. Литературное творчество Бориса Виана включает десять написанных романов. На нашем сайте вы можете прочитать такие его книги:

Борис писал под разными псевдонимами, самое известное из которых Вернон Салливан. Он даже создал про себя легенду, что якобы является белым афроамериканцем, которого запрещают публиковать на родине. Первый вышедший роман вызвал шквал критики. Книгу осудили за слишком смелый сюжет, порнографию и вульгарность.

Борцы за нравственность сжигали уже выпущенные экземпляры и даже организовали движение за запрет этой книги. К личности писателя стали приглядываться и скоро все заподозрили, что он вовсе никакой не «негр» и что такого человека, как Вернон Салливан не существует.

Для того, чтобы доказать обратное, Борис снова пишет книгу «Мертвые все одного цвета», но псевдоним стал настолько раздражать критиков, что Виану пришлось от него отказаться . 23 июня Борис Виан по приглашению пришёл на премьеру фильма, снятого по его книге «Я приду плюнуть на ваши могилы».

Через несколько минут после начала просмотра сердце писателя перестало биться. Похоронили его 27 июня. Проводить в последний путь собралось большое количество людей не пришли только похоронщики, которые в тот день бастовали. Всё произошло по излюбленному им сценарию фантасмагории и постмодернизма.

«На свете есть только две вещи, ради которых стоит жить: любовь к красивым девушкам, какова бы она ни была, да новоорлеанский джаз... все остальное - одно уродство».

А - что же тогда не есть уродство? Истеричные, надерганные богемные кабаки Парижа? Твердые ругательства затянутых в черное «джазовых девушек» и гениальный бред полупьяных великих музыкантов? «Пена дней» выступает на поверхности Латинского квартала. И снимают эту пену - немногие посвященные...

В основе романа история жестокой мести «белого негра» (то есть метиса с ярко выраженными чертами белого человека), Ли Андерсона, за линчевание и убийство его младшего брата с темной кожей, который посмел ухаживать за белой женщиной. В отместку Андерсон соблазняет двух юных дочерей богатого плантатора и затем, поведав им историю брата, умерщвляет сестренок. Герой уходит живым от преследования полиции.

Вот такой роман под именем Вернона Салливена появляется на прилавках парижских книжных магазинов в ноябре 1946 года, и, наверное, этот роман спокойно бы канул в Лету, разделив судьбу американских «оригиналов», если бы в феврале следующего года бдительный председатель французского общества «Морального и общественного действия» не подал на автора (точнее сказать, на переводчика, коим значился Борис Виан) в суд за оскорбление общественной нравственности. Судебный процесс, который затронул болезненную не только для Америки, но и Франции тему расизма, вызвал большой интерес общественности и, не нанеся Виану морального вреда, принес ему косвенно большую материальную выгоду: роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» был распродан в количестве 120 000 экземпляров

Исчезнувший в 39 лет Борис Виан успел побывать инженером, изобретателем, музыкантом, критиком, поэтом, романистом, драматургом, сценаристом, переводчиком, журналистом, чтецом и исполнителем собственных песен... Время отводило на все считанные секунды.

Роман «Сердцедер» (1953) был задуман Вианом еще в 1947 году, он относится к основной части творческого наследия писателя.

Сегодня его творчество органично входит в общий контекст XX века. Влияние оспаривается, наследие изучается, книги переиздаются и переводятся. Пустое место между Жаком Превером и Аленой Роб-Грийе заполняется. Виан признан классиком интеллектуального китча, ярким представителем послевоенного французского авангарда.

Это второй, после «Я заплюю ваши могилы», роман, вышедший в 1948 году под псевдонимом «Вернон Салливен», осужденный в 1950 и отправленный на костер вместе с первой книгой. В высшей степени характерное для Салливена произведение: роман, отвергнутой по соображениям морали, граничащей с глупостью.

Секс, кровь, смерть - как в любой великой книге, заслуживающей уважения.

И много остроумия - ведь книга написана Борисом Вианом.

Книга антивоенной направленности с мрачным, кровавым юмором.

Тема войны необычна для Виана. Это была поздняя реакция на рассказы друзей и своеобразная месть за смерть отца.

Несмотря на многократные заявления в том духе, что литература для него - только вид коммерции, Борис Виан (1920-1959) с самого начала своей литературной деятельности воспринимался в артистической среде Парижа как один из самых ярких представителей французского авангарда, подтвердив эту репутацию принесшим ему славу романом «Пена дней» (1947). Еще годом раньше вышел в свет роман «Я заплюю ваши могилы», подвергшийся впоследствии запретам, как и еще две книги, включая «Мертвые все одного цвета» (1947). Виан выдал это произведение за перевод из наследия американского мастера «жестоких» детективов Вернона Салливена. Эта маска потребовалась Виану, поскольку во Франции его книги производили слишком шокирующее впечатление предельной откровенностью, с какой изображена люмпенская среда огромного города. Преобладающая в романах Виана установка на абсолютную достоверность картины, где все названо своими именами, органично соединена в этой остросюжетной прозе с философской проблематикой бунта против жалкого человеческого удела, вызова бытующим представлениям о морали и самоутверждения личности, стремящейся создать для себя ситуации, которые требуют мобилизации всех духовных сил и готовности к гибели во имя сохранения свободы выбора и поступка. В западной литературе XX века Виан занимает место между Генри Миллером и Альбером Камю, сочетая договаривающий все до конца фактографизм с интеллектуальной насыщенностью, отличающей французскую прозу. Его книги, оставаясь популярными в самых разных читательских кругах, давно признаны современной классикой.

Джазовый музыкант и певец.

Автор модернистских эпатажных произведений, ставший после смерти классиком французской литературы, предсказав бунт нонконформистских произведений 60-х годов XX века .

Писал не только под своим именем, но и под 24 псевдонимами, самый известный из которых Вернон Салливан.

Биография

Библиография

Романы

Под своим именем:

  1. «Волшебная сказка для не вполне взрослых» / фр. Conte de fées à l"usage des moyennes personnes ( ; незаконченный роман)
  2. «Сколопендр и планктон» / фр. Vercoquin et le plancton ( , рус. перевод )
  3. «Пена дней» / фр. L’Écume des Jours ( , рус. перевод )
  4. «Осень в Пекине» / фр. L’Automne à Pékin ( , рус. перевод )
  5. «Красная трава» / фр. L’Herbe rouge ( , рус. перевод )
  6. «Сердцедёр» / фр. L’Arrache-cœur ( , рус. перевод )
  7. «Катавасия в Анденнах» («Разборки по-Андейски») / фр. Trouble dans les Andains ( , рус. перевод )
  1. «Я приду плюнуть на ваши могилы» / фр. J’irai cracher sur vos tombes ( , рус. перевод )
  2. «У всех мёртвых одинаковая кожа» / фр. Les morts ont tous la même peau ( , рус. перевод )
  3. «Уничтожим всех уродов» / фр. Et on tuera tous les affreux ( , рус. перевод )
  4. «Женщинам не понять» / фр. Elles se rendent pas compte ( , рус. перевод )

Рассказы

  • Мурашки / Les Fourmis ( , рус. перевод )
  • Волк-оборотень / Le Loup-garou ( , рус. перевод )

Под псевдонимом Вернон Салливан:

  • Собаки, желание, смерть / Les Chiens, le désir et la mort ( , рус. перевод )
  • Водопроводчик / (рус. перевод Т. Ворсановой)

Пьесы

  • Начинающему живодёру / L’Équarrissage pour tous ( , рус. перевод )
  • Строители империи / Les Bâtisseurs d’empire ( , рус. перевод )
  • Полдник генералов / Le Goûter des généraux ( , рус. перевод )
  • / Le dernier des métiers ()
  • Голова кругом / Tête de méduse ( , рус. перевод )
  • / Série blême ()
  • / Le Chasseur français ()

Поэзия

  • / Barnum’s Digest ()
  • Замороженные кантилены / Cantilènes en gelée ()
  • Не хотел бы сдохнуть я / Je voudrais pas crever ()
  • Сто сонетов / Cent sonnets ()

Переводы

  • The Big Sleep Реймонда Чандлера под заголовком: Le grand sommeil (1948)
  • The Lady in the Lake Реймонда Чандлера под заголовком: La Dame du lac (1948)
  • The World of Null-A Альфреда Ван Вогта под заголовком: Le Monde des Å (1958)

Экранизации

  • 1968 - Пена дней / L"écume des jours (реж. Шарль Бельмон)
  • 2001 - Хлоя / Kuroe (по мотивам повести Пена дней , реж. Го Ридзю)
  • 2013 - Пена дней / L"écume des jours (реж. Мишель Гондри)

Актёрские работы

  • 1948 - Улисс или несчастная любовь / Ulysse ou les Mauvaises Rencontres (реж. Александр Астрюк); лотофаг (эпизод)
  • 1949 - Расстройство / Désordre (реж. Жак Баратьё); (эпизод)
  • 1952 - Сан-Тропе, долгий праздник / Saint-Tropez, devoir de vacances (реж. Поль Павиё); (эпизод)
  • 1952 - La Chasse à l"homme (реж. Пьер Каст); (эпизод)
  • 1956 - Собор Парижской Богоматери / Notre-Dame de Paris (реж. Жан Деланнуа); кардинал Карл II де Бурбон
  • 1957 - Любовь карманника / Amour de poche (реж. Пьер Каст)
  • 1959 - Опасные связи / Les Liaisons dangereuses (реж. Роже Вадим); Prévan
  • 1960 - Прекрасный возраст / Le Bel Âge (реж. Пьер Каст); Борис

Напишите отзыв о статье "Виан, Борис"

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • Борис Виан (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Песни Бориса Виана» в Живом Журнале (автор - Наталия Меерович)

Источники

  • Виан Борис. Пена дней. / Перевод с фр. - М.: Художественная Литература, 1983. - 320 с.

Отрывок, характеризующий Виан, Борис

– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.
В особенности после соединения армий блестящего адмирала и героя Петербурга Витгенштейна это настроение и штабная сплетня дошли до высших пределов. Кутузов видел это и, вздыхая, пожимал только плечами. Только один раз, после Березины, он рассердился и написал Бенигсену, доносившему отдельно государю, следующее письмо:
«По причине болезненных ваших припадков, извольте, ваше высокопревосходительство, с получения сего, отправиться в Калугу, где и ожидайте дальнейшего повеления и назначения от его императорского величества».
Но вслед за отсылкой Бенигсена к армии приехал великий князь Константин Павлович, делавший начало кампании и удаленный из армии Кутузовым. Теперь великий князь, приехав к армии, сообщил Кутузову о неудовольствии государя императора за слабые успехи наших войск и за медленность движения. Государь император сам на днях намеревался прибыть к армии.
Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, – кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха.
29 ноября Кутузов въехал в Вильно – в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось.

- (Vian) (1920 1959), французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии, лиризма и «чёрного юмора» творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского «молодёжного бунта» в западной культуре 50 70 х гг.… … Энциклопедический словарь

Виан, Борис - ВИАН (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и “черного юмора” в романе “Пена дней” (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), “Осень в Пекине” (1947),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВИАН Борис - ВИАН (Vian) Борис (1920—1959), французский писатель, драматург, автор и исполнитель песен. Ром. «Я буду плевать на ваши могилы» (1946), «Пена дней», «Осень в Пекине» (оба — 1947), «Красная трава» (1950), «Разбитое сердце» (1953). Пьесы… … Литературный энциклопедический словарь

Фамилия. Известные носители: Виан, Борис Виан, Филип См. также полный список существующих статей о личностях с фамилией Виан, а также фамилиями, начинающимися с «Виан ». См. также Виана … Википедия

Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

Борис Виан Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

- (1920 59) французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского молодежного бунта в западной культуре 50 70 х гг. 20 в.: Пена дней (1947), Осень в Пекине … Большой Энциклопедический словарь

- (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и черного юмора в романе Пена дней (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), Осень в Пекине (1947), Сердцедер… … Современная энциклопедия

Штерн, Борис Гедальевич Дата рождения: 14 февраля 1947 Место рождения: Одесса Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Киев … Википедия

Книги

  • Борис Виан. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. Сколопендр и планктон , Борис Виан. Борис Виан - один из самых интересных писателей послевоенного французского авангарда. В настоящий том Собрания сочинений вошли два ранних романа писателя "Сколопендр и планктон" (1947),…
  • Пена дней , Виан Б.. Борис Виан писал прозу и стихи, работал журналистом, писал сценарии и снимался в кино (полтора десятка фильмов, к слову сказать), пел и сочинял песни (всего их около четырех сотен). Редкий…
Статьи по теме: