Известные деятели культуры и науки. Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины XIXв. и их самые известные достижения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

дисциплина: История отечества

тема: «Знаменитые деятели русской культуры XIX в.»

Выполнила:

студентка гр.125

Гончаренко Д.А.

Проверил:

Зимин И.В.

Санкт-Петербург 2012

Введение

2.1 Архитектура

2.2 Изобразительное искусство

3.1 Архитектура и скульптура

3.2 Живопись

3.3 Передвижники

4. Искусство конца XIX - начала XX века

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первые десятилетия XIX в. прошли в России в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого А. С. Пушкина. Война 1812 г. и вольнолюбивые надежды молодого поколения русского дворянства, и особенно тех его представителей, кто, пройдя через наполеоновские войны, входили освободителями в Париж, во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. культура искусство гуманистический

Рост интереса к художественной жизни России в эти годы выразился в создании художественных обществ и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» (сначала в Москве , а затем в Петербурге ), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума» П. П. Свиньина (1810-е) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825); формировании провинциальных художественных школ, вроде школы А. В. Ступина в Арзамасе или А. Г. Венецианова в Петербурге.

1. Факторы развития культуры в России

Остававшееся на тот момент крепостное право, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторовwww.ru.wikipedia.org:

· процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму

· начало революционно-освободительного движения в России

· тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами

· влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры

2. Искусство первой половины XIX века

В русском искусстве XIX в. многое изменилось по сравнению с веком XVIII. Как и на Западе, возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимаются социальные и нравственные проблемы.

Определился условный водораздел истории русского искусства на два этапа -- его первую и вторую половину, и в этой последней представляется вполне закономерным выделить конец XIX -- начало XX в. как период, имеющий свои смысловые и стилистические особенности.

До середины столетия существовали сходства в культуре Европы и России, но после середины века пути развития художественной культуры несколько расходятся. Европейские художники во главе с французскими все более уходят в проблемы формы, поиски и находки новых художественных приемов, как это блестяще делали импрессионисты и постимпрессионисты. Русские же художники воспринимают искусство, прежде всего как трибуну, с которой решаются «больные вопросы современности» Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010.

2.1 Архитектура

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, нередко являющиеся творениями самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени Й зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, часто именуемый «русским ампиром». Собственно, ампиром можно считать только 1820--1830-е гг., а первое десятилетие вернее называть «Александровским классицизмом».

Архитектура первой трети XIX столетия -- это, прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской; создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812т. Строится Москва. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) начал свой самостоятельный путь еще в 1790-х гг. перестройкой интерьеров Строгановского дворца на Мойке (арх. Ф. Б. Растрелли) в Петербурге (1793, Минеральный кабинет, картинная галерея, угловой зал).

Главное детище Воронихина -- Казанский собор (1801--1811). Полуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного (западного), а с бокового северного фасада, образовала площадь в центре Невской. Еще более строгий, активизированный характер придал Воронихин Горному кадетскому корпусу (1806- 1811, теперь Горный институт), в котором все подчинено мощному дорическому портику из 12 колонн, обращенному к Неве.

А. Н. Воронихин архитектор классицизма -- много сил отдал созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, органическому сочетанию скульптурных элементов с архитектурными членениями, как в больших так и в малых сооружениях.

Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был Карл Иванович Росси Г.Г. Гримм - Ансамбли Росси - Л.,1947 (1775--1849). Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской В. Ф. Бренны, затем совершил поездку в Италию, где изучал памятники Античности. Самостоятельное его творчество начинается в Москве, продолжается в Твери. Одна из первых работ в Петербурге -- дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818, окончен в 1822). Про Росси можно сказать, что он «мыслил ансамблями», дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (1819--1825), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими постройками -- Михайловским замком и пространством Марсова поля. В оформлении Дворцовой площади (1819--1829) перед Росси стояла труднейшая задача: соединить в единое целое барочный дворец Растрелли и монотонный классицистический фасад здания Главного штаба и министерств. Архитектор смело нарушил эту монотонность колоссальной дугой здания Главного штаба, центром которой явилась Триумфальная арка, открывающая выход к Большой Морской улице, к Невскому проспекту.

Новый век ознаменован созданием главнейших ансамблей Петербурга. Так, Андреян Дмитриевич Захаров Г.Г.Гримм - Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество - М., 1940 (1761 -- 1811) вырускник Петербургской Академии художеств и ученик парижского архитектора Ж.Ф. Шальгрена, с 1805г. начинает строительство здания Адмиралтейства (1806 - 1823).

Композиционное решение Захарова предельно просто: конфигурация двух объемом, причем один объем как бы вложен в другой, из которых внешний, П-образный, отделен каналом от двух внутренний флигелей, Г-образных в плане. Внутренний объем -- это корабельные и чертежные мастерские, склады, внешний - ведомства, административные учреждения, музей, библиотека и проч. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. Боковые фасады-крылья выходят к Неве, центральный фасад завершается в середине триумфальной проездной аркой со шпилем, которая является замком композиции и через которую пролегает главный въезд внутрь. Захаров сохранил гениальный коробовский замысел шпиля, проявив такт и почтение к традиции и сумев его трансформировать в новом классицистическом образе здания в целом. Однообразие почти полукилометрового фасада нарушается равномерно расположенными портиками.

А.Д. Захаров умер, не увидев Адмиралтейства в законченном виде. Это здание тесно связанно с архитектурой центра города. Отсюда берут начало три проспекта: Вознесенский, Гороховая улица, Невский проспект (эта лучевая система была задумана еще при ПетреI)

2.2 Изобразительное искусство

Ведущим направлением архитектуры и скульптуры первой трети XIX столетия был классицизм. В живописи его развивали, прежде всего академические художники -- в историческом жанре, т.е. сюжетах Священного Писания, античной мифологии и собственно исторических. Но истинные успехи живописи лежали в другом русле: лучше стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени.

Но наиболее тонко на русской почве романтизм проявил себя в жанре портрета, и ведущее место здесь должно быть отведено Оресту Адамовичу Кипренскому И.В. Кислякова - Орест Кипренский. Эпоха и герои - М.,1982 (1782-- 1836). Сын помещика А. С. Дьяконова и крепостной, Кипренский родился в Петербургской губернии. С 1788 по 1803 г. учился (начав с Воспитательного училища) в Академии художеств, где занимался в классе исторической живописи у профессора Г. И. Угрюмова и французского живописца Г. Ф, Дуайена. В 1805 г. получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем».

Сложные, задумчивые, изменчивые в настроении-- такими предстают перед нами изображаемые Кипренским «Е. П. Ростопчина» (1809, ГТГ), «Д. Н. Хвостова»(1814, ГТГ), мальчик «Л. А. Челищев» (1809, ГТГ). В свободной позе, рассеянно глядя в сторону, небрежно облокотясь накаменную птиту, стоит полковник лейб-гусаров «Е.В. Давыдов (1809, ГРМ). Этот портрет воспринимается как собирательный образ героя войны 1812 г., хотя он вполне конкретен.

Родоначальником бытового жанра явился Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи и переехал в Петербург. Стал Учеником Боровицкого. Первые шаги в «художествах» он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом удивительно поэтичные, лирические, иногда овеянные романтическим настроение образы («Портрет В.С. Путятиной»).

На рубеже 1810--1820-х гг. Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни.

Венецианов был прекрасным педагогом. Школа Венецианова, венециановцы -- это целая плеяда художников 1820--1840-х гг., работавших с ним как в Петербурге,так и в его имении Сафонково. Представителями венециановской школы были А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, К. Л. Зеленцов, А. А. Алексеев, С. К. Зарянко,Л.К. Плахов, Н. С. Крылов и многие другие.

3. Искусство второй половины XIX века

3.1 Архитектура и скульптура

Менее бурно, чем раньше, в этот период развиваются скульптура и архитектура. Как уже говорилось, конца 1830-х гг. классицизм себя изживает. Средства его художественной выразительности противоречат тем новым задачам, которые ставит архитектура второй половины XIX столетия. Обычно ее называли «ретроспективным стилизаторством», или эклектикой, но теперь чаще именуют историзмом, ибо в это время художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох - готики, ренессанса, барокко, рококо и проч Д.Е. Аркин - Образы архитектуры - М.,1941.

Одной из главных проблем того времени было построение многоквартирных домов (доходные дома).

Также и расцвет монументально- декоративной скульптуры остался в первой половине столетия.

Наиболее известным из мастеров этого времени был Марк Матвеевич Антокольский (1843--1902), который, как верно подмечено исследователями, отсутствие монументальных средств выразительности компенсирует изображением «монументальных личностей»: свидетельство этому «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Умирающий Сократ» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883), «Ермак» (1888). В этих исполненных по заданной программе образах всегда удачно найдены поза, жест, мимика, но этими натуралистическими деталями подменена истинная выразительность скульптурных средств.

3.2 Живопись

Во второй половине XIX столетия из всех изобразительных искусств живописи, и прежде всего жанровой, предстояло сказать свое веское слово. Критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность становятся характерными особенно для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме. Беря чаще всего за основу сюжета остросоциальные проблемы, которыми жило тогда русское общество, художники выступали, по сути, не столько выразителями этих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями. Социальная сторона заслоняла от них задачи чисто живописные, пластические, и формальная культура неизбежно падала. Как верно замечено, «иллюстративность погубила их живопись».

Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов В.А. Леняшин - В.Г. Перов - М.,1987(1834--1882), подхвативший дело Федотова прямо из его рук, сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасху», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», 1865; «Последний кабак у заставы», 1868), быт городской бедноты («Тройка», 1866) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом»,1866). Его произведения просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби.

3.3 Передвижники

В 1870-е гг. прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики -- И. Н. Крамской и В.В., Стасов и свой собиратель -- П. М. Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины X IX столетия. В это время в центре официальной школы -- Петербургской Академии художеств --также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти». Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников».

«Артель» просуществовала недолго, и вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок(1870).

Искусство передвижников было выражением демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины X IX столетия.

В состав «передвижников» входили, более «старшие» - это Иван Николаевич Крамской, Николай Николаевич Ге, Василий Васильевич Верещагин, Константин Аполлонович Савицкий, и «молодые» - Иван Иванович Шишкин, которого звали «природой богатырского народа», Архип Иванович Куинджи, со своими поразительными эффектами освещения(«Украинская ночь», 1876; «Березовая роща»,1879), Исаак Ильич Левитан.

Стоить отметить Илью Ефимофича Репина. Он родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с первыми навыками мастерства. Своим первым учителем Репин считал Крамского. Первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге».

В 1873 г. Репин уезжает в «пенсионерскую» поездку по Францию, где вместе с Поленовым пишет этюды на пленэре и многое постигает в проблемах света и воздуха.

Возвращаясь, Репин начинает плодотворно работать. Нет, кажется, жанра, в котором бы он ни заявил о себе: портреты остро индивидуальной характеристики и портреты-типы, портреты-картины.

Репину были подвластны почти все жанры (не писал он только батальных сцен), все виды -- живопись, графики, скульптура; он создал замечательную школу живописцев, заявил о себе как теоретик искусства и незаурядный писатель. Творчество Репина явилось типическим явлением русской живописи второй половины X IX столетия. Именно он воплотил то, что Д. В. Сарабьянов назвал «передвижническим реализмом», вобрал в себя все характерное, что бы,по словам исследователя, «рассыпано» по разным жанрам и индивидуальностям. И в этом универсализм, энциклопедичность художника. В таком полном совпадении со своим временем в его «адекватной реализации» свидетельство масштабности и силы репинского таланта. См.: Сарабьянов, Д. В. Репин и русская живопись второй половины X IX века - М., 1978

4. Искусство кoнца XIX - начала XX века

В 1890-е гг. в связи с наступившим кризисом народнического движения изживает себя и «аналитический метод реализма X IX столетия», как его называют в отечественной науке. В этот период многие из художников-передвижников испытали творческий кризис, ушли в мелкотемье развлекательной жанровой картины. Следует отметить, однако, что лучшие традиции В. Г. Перова сохранялись более всего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества благодаря преподавательской деятельности таких художников, как С. Н. Иванов, К. А. Коровин, В. А. Серов и др.

Все виды искусства -- живопись, театр, музыка, архитектура -- выступили за обновление художественного языка, на высокий профессионализм. Кризис передвижничества с его тягой к мелкотемью выразился в декларациях идейности и народности, не подкрепленных, однако, никакой эстетической программой. Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества -- в образах противоречивых, усложненных, отображающих современность без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие из них видят в воспитании чувства прекрасного. Но оно также породило и универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников, примером чему может служить творчество В. А. Серова и М. А. Врубеля.

Большую роль в популяризации, как отечественного искусства, так и западноевропейского, в привлечении к выставкам мастеров Западной Европы играли художники объединения «Мир искусства» (1898 - 1924). Собравшие лучшие художественные силы в Петербурге, издавшие свой журнал, «мирискусники» самим I своим существованием способствовали консолидации художественных сил и в Москве, созданию «Союза русских художников»(1903- 1323) Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010.

Заключение

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели -- борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры.

На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И З. Грабарь и др.). "Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры, что не скажешь про «передвижников».

В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Список литературы

1. www.ru.wikipedia.org

2. Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010

3. Г.Г. Гримм - Ансамбли Росси - Л.,1947

4. Г.Г.Гримм - Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество - М., 1940

5. И.В. Кислякова - Орест Кипренский. Эпоха и герои - М.,1982

6. Д.Е. Аркин - Образы архитектуры - М.,1941

7. В.А. Леняшин - В.Г. Перов - М.,1987

8. См.: Сарабьянов, Д. В. Репин и русская живопись второй половины X IX века - М., 1978

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изобразительное искусство первой половины XIX века (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов, К.П. Брюллов, А.А. Иванов. Синтез как характерная черта развития архитектуры и скульптуры. Театр и музыка, развитие русской литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Развитие общественного движения декабристов первой половины XIX века. Коренные изменения в общественной, политической и экономической сферах жизни российского общества XIX века. Консервативное, либеральное и революционное общественные движения.

    реферат , добавлен 27.02.2015

    Историческое развитие в России в конце XVIII века. Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований. Декабристы и их место в истории освободительного движения. Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине XIX века.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Подъем освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия. Процесс формирования партийной системы, отразивший рост национального индийского капитала. Создание Индийского Национального Конгресса; либеральное и радикальное направления.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Социально-экономические предпосылки формирования культуры России во второй половине XIX в. Состояние просвещения и образования, художественной культуры (изобразительного искусства, литературы, театра, музыки, архитектуры). Феномен "серебряного века".

    курсовая работа , добавлен 20.08.2012

    Развитие капитализма в России, Отечественная война 1812 года, возрастающее национальное самосознание как предпосылки расцвета культуры в первой половине XIX века. Развитие образования, науки, литературы, искусства, архитектуры и градостроительства.

    эссе , добавлен 28.02.2011

    Различие в культурном отношении между столичной дворянской аристократией и провинциальными помещиками. Успехи в области образования и просвещения. Международные торговые отношения, развитие фабрик с вольнонаемными рабочими. Сентиментализм и реализм.

    реферат , добавлен 27.01.2012

    Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Основные этапы и направления развития русской культуры, науки, техники в первой половине ХIХ в. Особенности художественной культуры этого периода: быстрая смена идейно-художественных направлений и параллельное существование разных художественных стилей.

Цитата сообщения Выдающиеся деятели культуры, науки и искусства древнего Египта

Искусство Древнего Египта развивалось с первыми годами зарождения Древнего Египта, принося с собой всё больше и больше новых проявлений и особенностей. Искусство и культура Древнего Египта были одними из передовых среди искусств различных народов Древнего Востока.

Египтяне первыми в мире создали монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.

В начале IV тысячелетия до нашей эры, в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.
Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Существуют предположения, что такие основы древнеегипетского искусства, как геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру, в Месопотамии.


Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства.

Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас, а ноги - в профиль)



Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.

Имхотеп
Он был гением – первым гением в истории человеческой цивилизации. Его признали при жизни и почитали после смерти несколько тысячелетий. Его называют предшественником Леонардо да Винчи. Нам следует помнить его имя – Имхотеп, которое значит "входящий в мир". Раньше предполагалась, что Имхотеп лицо вымышленное, его считали мифологическим персонажем, но позднее было доказано, что Имхотеп – реальная историческая личность.
Имхоте́п (jY-m-ḥtp «Пришедший в мире»; в греческой форме Имутес) - выдающийся древнеегипетский зодчий, визирь и верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства Джосера (2630-2611 до н.э.) и верховный жрец Ра в Гелиополе, позже обожествлённый и почитавшийся в качестве бога врачевания. Имхотеп является первым архитектором и учёным, известным в мировой истории.

Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса (см. пирамида Джосера), а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё 3 мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды было увеличено до 6, и она достигла 61 м в высоту).
Таким образом, Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также изобретателем колонны в зодчестве. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.

Имхотепу приписывается также основание египетской медицины. В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита» - фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700-1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».
Имхотеп является автором первого литературного поучения, известного как «Поучения Имхотепа». Поскольку это произведение не сохранилось до нашего времени, первым известным нам образцом подобной литературы считается «Поучение Птаххотепа», написанное от имени визиря фараона Джедкара Исеси.

Погребальный комплекс Джосера построенный Имхотепом
Авторитет Имхотепа в последующие периоды египетской истории был столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище.



Надпись с именами фараона Джосера и Имхотепа
В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор, Маат и другим визирём и архитектором, позже обожествлённым, - Аменхотепом, сыном Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.
Подробностей о жизни Имхотепа почти не сохранилось. Возможно, Имхотеп родился в пригороде Хет-Ка-Пта (Мемфис). Однако другие классические авторы предполагают, что он был родом из деревни Гебелейн, к югу от древних Фив. Его отцом был архитектор по имени Канофер. Имхотеп был женат на знатной госпоже по имени Ронфре-ноферт. Однако у данных сведений нет достоверного подтверждения. Предположительно, Имхотеп жил в эпоху четырех фараонов. Он был современником Джосера – фараона третьей династии (Старое Царство)

Имхотеп также широко известен как жрец Маа, носивший высший титул Ур Маа.
Историки называют его примером "культа личности", когда человек благодаря своим деяниям после смерти считается святым и защитником живых. Приблизительно сто лет после своей смерти Имхотеп был канонизирован как покровитель медицины и письма. В Туринском Каноне, он почитался как "сын Птаха". Его чтили наравне с Тотом – хранителем священной мудрости, и подобно Тоту иногда отождествляли с птицей-ибисом. Первыми христианами Имхотеп почитался как святой.
Христианские римские императоры помещали надписи хвалящие Имхотепа на стенах египетских храмов. Имхотеп нашел место и в арабских традициях, особенно в Саккаре, где предположительно находится его гробница. Считается, что главные культовые центры Имхотепа находились в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине; в Карнакском храме в Фивах, где его почитали вместе с Аменхотепом сыном Хапи; на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри было построено святилище Имхотепа; а на острове Филе перед восточным пилоном храма Исиды располагалась его часовня. В Мемфисе, в Нижнем Египте, в честь Имхотепа был воздвигнут храм около Серапеума.
Есть легенды, что Имхотеп помогал людям после своей смерти, к месту его почитания в Саккаре египтяне несли приношения в виде мумифицированных ибисов, а больные в надежде на исцеление приносили вылепленные из глины «модели» больных частей тела. Гений прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни. Место погребения Имхотепа не найдено, но есть предположения относительно Саккары, возможно, это мастаба №3518.
Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого - ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона. Относительно изображений, созданных потомками после его смерти, - статуэтка Имхотепа есть в каждом крупном музее мира. Гробница Имхотепа не была обнаружена, однако считается, что она должна находиться неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре. Некоторые исследователи полагают, что мастаба из Саккары №3518 вполне может принадлежать Имхотепу. Однако, прямых фактов подтвержающих это нет, так как на стенах этой гробницы нет ни одной надписи
Хемиун
Хемиун - древнеегипетский зодчий периода Четвёртой династии Древнего царства. Хемиун является предполагаемым зодчим Великой пирамиды фараона Хуфу (Хеопса) в Гизе.
Статуя Хемиуна, Пельзауеский музей, Германия
Сын Нефермаата, родственника Хуфу. Имел титулы «Мастера работ» и визиря фараона. Умер от болезни незадолго до окончания строительства Великой пирамиды, похоронен в сохранившейся мастабе неподалёку.
Инени
Инени - древнеегипетский архитектор и государственный деятель периода Восемнадцатой династии. Под руководством Инени велось сооружение целого ряда строительных проектов в правление фараонов Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Хатшепсут и Тутмоса III.
Инени происходил из аристократической семьи и начинал свой путь архитектора ещё при Аменхотепе I, поручившем зодчему расширить храмовый комплекс в Карнаке. Инени активно поддерживал восхождение на престол царицы Хатшепсут, покровительствовавшей искусствам. Вероятно, он сыграл важную роль в её коронации в 1489 до н. э.
Сенмут
Сенмут (Сененмут, Сенемут) - выдающийся древнеегипетский архитектор и государственный деятель периода Восемнадцатой династии Нового царства. Некоторые факты указывают на то, что он мог быть фаворитом и возлюбленным женщины-фараона Хатшепсут.

Скульптурный портрет, изображающий сидящего Сенмута с Неферура на руках. Британский музей.
Сенмут родился в незнатной и небогатой семье провинциального писца-чиновника Рамоса и его жены Хатнофер (Хатнефрет) в Гермонтисе. О Сенмуте известно намного больше, чем о каком-либо другом древнем египтянине, не принадлежавшем к царской семье, во многом благодаря его разрушенной гробнице и совместному месту погребения родителей Сенмута, постройкой которого Сенмут руководил лично.

Архитектор Сенмут. Колоннада святилища Анубиса.
Сенмут впервые фигурирует в официальных документах в качестве «Слуги Супруги Бога» (Хатшепсут) и «Слуги царской дочери» (Нефрура). Некоторые исследователи относят восхождение Сенмута, считавшегося выходцем из низших слоёв населения, на ключевые позиции в государственном аппарате ко времени правления Тутмоса I, но вероятнее, что возвышение Сенмута произошло при муже Хатшепсут Тутмосе II (1494-1490 до н. э.). После утверждения Хатшепсут в качестве регента при малолетнем Тутмосе III в 1490 до н. э. положение Сенмута только возрастало, и вскоре он был награждён многочисленными титулами. После коронации Хатшепсут фараоном Египта Сенмут был назначен чати (эквивалент средневекового визиря) Верхнего Египта. Архитектура



Джесер джесеру - погребальный храм Хатшепсут в Дер-эль-Бахри, построенный Сенмутом.

Сенмут является архитектором наиболее выдающихся сооружений периода Хатшепсут. Его известнейшим творением был погребальный храм в Дейр-эль-Бахри (Дер эль-Бахри) на запад от Фив, носивший в древности название Джесер джесеру - «Священнейший из священных» и строившийся на протяжении 9 лет - с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут, и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа II, но его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В свое время, этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за тысячу лет до возведения Парфенона в Афинах.
Джесер джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, ее коленопреклонёнными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке.

К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящен Амону-Ра, обожествлённому отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет - повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.

Хатшепсут
Многие египтологи считают, что Сенмут был возлюбленным царицы Хатшепсут, и приводят в качестве доказательства изображения фаворита рядом с самой царицей рядом с входом в храм в Дейр-эль-Бахри, подобие гробницы Сенмута гробнице Хатшепсут и граффити, нацарапанное на стенах незавершённой гробницы, использовавшейся рабочими, занятыми строительством Джесер джесеру.

Сенмут умер ещё до смерти Хатшепсут. Он выстроил себе две гробницы. Одна из них, TT71, находится рядом с гробницами остальных вельмож Нового царства, а другая - у самого храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Оба захоронения были вскоре подвергнуты разорению. Считается, что следы повреждений этих гробниц относятся ко времени правления Тутмоса III, стремившегося уничтожить все сведения о правлении мачехи. Однако отдельные исследователи выдвигают и доказательства в пользу того, что Сенмут мог впасть в немилость ещё при жизни царицы.
Тутмос Младший (скульптор)

Тутмес Младший. Бюст Нефертити. Образец амарнского стиля, находящийся в Берлине
Тутмос Младший (Тутмес Младший, собственно Джехутимесу) - древнеегипетский скульптор периода поздней XVIII династии (середина XIV в. до н. э.). Работал при дворе фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в городе Ахетатоне (вероятно, Тутмос находился под началом главного придворного скульптора Бека, или Бака), являясь ярким представителем «Амарнского искусства». Один из немногих древнеегипетских художников, чьё имя известно потомкам.

Тутмос получил известность после того, как немецкие археологи в декабре 1912 года обнаружили среди руин Ахетатона остатки его мастерской, в которой были найдены портреты Эхнатона, его жены Нефертити и их дочерей. Там же были открыты гипсовые отливки лиц неизвестных людей - подобные отливки использовались при создании скульптурных портретов. Подписей скульптор на произведениях, разумеется, не ставил, и сейчас нельзя выявить, какие из найденных портретов непосредственно исполнены самим Тутмосом, а какие - его помощниками. Принято считать, что мастер собственноручно исполнил три знаменитых изображения Нефертити - разноцветный инкрустированный бюст из известняка (Египетский музей и собрание папирусов, Берлин) и две незавершенных головы: одна хранится в Берлине, другая, более поздняя, - в Каире.
В искусстве Тутмоса Младшего прослеживаются серьёзные отличия с традиционным египетским каноном, оно отмечено нехарактерной для древневосточного искусства свободой, внутренней одухотворённостью образов, изысканной красотой, отсутствием условностей, неповторимой тонкостью моделировки.
Манефон
Манефон (др.-греч. Μανέθων; лат. Manetho), точнее Манетон из Себеннита - древнеегипетский историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев, в конце IV - первой половине III вв. до н. э. Имя «Манефон» является греческой формой древнеегипетского имени, однако споры по поводу настоящего имени древнего историка ведутся до сих пор. Чаще всего, считают, что египетская форма имени Манефона восходит, вероятно, к древнеегипетскому прототипу «Мер-не-Джхути», что можно перевести как «Возлюбленный Тота». Есть и мнение, что имя Манефона восходит к «Любимый Нейт».

Хотя до наших дней не сохранилось многих сведений о жизни Манефона, предположительно, он жил и творил (по В. В. Струве) во времена Птолемея I Сотера (323, формально 305-283 до н. э.) и Птолемея II Филадельфа (285-246 до н. э.). Если же учитывать и упоминание о Манефоне в документе 240/241 до н. э., то он мог продолжать свою деятельность и в правление Птолемея III Евергета (246-222 до н. э.).
Хотя Манефон был египтянином и занимался египетской историей, писал он на чистом греческом языке. Манефону, помимо знаменитой «Истории Египта», иногда приписывают следующие сочинения, также не дошедшие до нашего времени: «Священная книга», «Эпитомы (сокращенные выписки) по физике» (Φυσικών ἐπιτομή), «О празденствах» (Περί ἑορτών), «О древностях и благочестии» (Περί αρχαϊσμού και ευσεβείας), «О производстве кифи», «Против Геродота» (Τά πρός Ἡροδότου), «Книга Сотис» астрологическое сочинение в 6 книгах «Апотелесматика» (Ἀποτελεσματικά).
Вероятно, Манефон был жрецом (ἱερογραμμᾰτεύς) бога Ра в Гелиополе. Сохранились упоминания, что Манефон был одним из главных основателей и первых служителей культа Сераписа (синкретического эллинистического божества, соединявшего Осириса и Аписа). «История Египта»
Манефон является единственным известным нам древнеегипетским автором, составившим полноценный исторический труд по истории Древнего Египта - «Историю Египта» («Египтику», «Αἰγυπτιακά») в трёх книгах. Труд Манефона принято считать историческим в современном смысле слова (в отличие от более ранних исторических летописей Древнего Египта типа «Анналов Тутмоса III», которые не делали выводов или умозаключений, а всего лишь констатировали события), написанным по образцу «Истории» Геродота.
«История Египта», сохранившаяся до нашего времени только в цитатах других древних авторов - Иосифа Флавия, Секста Иулия Африкана, Евсебия Памфила Кесарейского, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других, является весьма ценным источником для египтологов, на который часто ссылаются в вопросах корректировки хронологии правления фараонов.
Среди прочих заслуг этого труда следует отметить, что в нём впервые вся история Древнего Египта была разделена на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона). Хотя деление Манефоном истории Египта было весьма условным (так как он включал в каждый период по 10 династий фараонов без учёта конкретных исторических тенденций и реалий), но в слегка видоизменённом виде эта традиция сохранилась и до нашего времени. Кроме того, само понятие «древнеегипетская династия» было введено Манефоном для обозначения ряда правителей, правивших последовательно и состоявших в родстве.
Современные исследователи не всегда доверяют источникам, цитирующим Манефона (в частности, в вопросах о деятельности Озарсифа и о длительности правления гиксосов), однако всё же считается, что жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками.
Английский египтолог Уильям Флиндерс Петри писал о труде Манефона:
Это произведение являлось в его оригинальной форме в высшей степени авторитетным. Составленное при деятельном покровителе учености - Птолемее Филадельфосе - и вполне возможно для большой библиотеки, которую он создавал, и написанное египетским жрецом, который знал, как использовать все дошедшие до его дней документы, оно имеет сильнейшие внешние притязания на доверие. Мы знаем даже из фрагментов, доставшихся нашему времени, какими основательными и систематическими были египетские записи: хроника всех лет и правлений первых пяти династий не имеет себе равных ни в какой стране, и фрагмент ее в Палермо показывает, какая в такую раннюю эпоху существовала систематическая запись; в то время как позднейший Туринский папирус XVIII династии, или до нее, давая протяженность правления каждого короля с суммированиями в интервалах, показывает, что та же самая склонность к точному исчислению сохранялась и в позднейшие времена. Именно тогда были созданы копии тех работ, на которые мог ссылаться Манефон при составлении своей истории для греческого мира»
Сведения о Манефоне и его сочинениях дошли до нас через посредство многих древних и средневековых литератур на разных языках (греческом, латинском, армянском, сирийском, арабском, древнерусском, грузинском и даже санскрите). Эти материалы достаточно подробно исследованы в отношении греческой и латинской традиции, и большей части армянской. Но до сих пор остаются совершенно не исследованными сведения о Манефоне других восточных христианских и мусульманских писателей.
Гораполлон

Гораполлон (Хор Аполлон, др.-греч. Ὡραπόλλων), предполагаемый автор сочинения о египетских иероглифах, дошедшего в греческом переводе некого Филиппа под названием «Иероглифика», которое датируется V веком н. э.

В византийском словаре Суда Гораполлон назван одним из последних представителей египетского жречества, сообщается, что он преподавал в школе в Менутисе близ Александрии в правление императора Зенона.

Сочинение «Иероглифика» посвящено толкованию египетских иероглифов. Изначально было написано на коптском языке, но дошло в переводе. Греческая рукопись была найдена в 1419 году на острове Андрос итальянским купцом.



Гораполлон, судя по содержанию книги, иероглифической письменностью не владел, в своем методе истолкования он следует общей эллинистической традиции. Символическое толкование иероглифов в труде Гораполлона оказало большое влияние на историю дешифровки египетских иероглифов. Но попытки прочитать египетские тексты с опорой на сведения Гораполлона, предпринимавшиеся с XVII века (А. Кирхер) вплоть до открытия Шампольона, оказались бесплодными, поскольку египетское письмо не было чисто идеографическим, а сочетало фонетический и идеографический принципы

Эпоха Возрождения (Ренессанса) пришла на смену Средним векам и продлилась до Просвещения. Она имеет огромное значение в истории Европы. Отличается светским типом культуры, а также гуманизмом и антропоцентризмом (на первое место выходит человек). Деятели эпохи Возрождения также поменяли свои взгляды.

Основная информация

Формировалась новая культура благодаря изменившимся в Европе общественным отношениям. Особенно повлияло на нее падение Византийского государства. Множество византийцев иммигрировало в европейские страны, а с собой они принесли огромное количество Все это не было знакомо и Козимо Медичи, впечатлившись, создал во Флоренции Академию Платона.

Распространение городов-республик повлекло за собой разрастание сословий, которые были далеки от феодальных отношений. К ним относились ремесленники, банкиры, торговцы и так далее. Они не считались со средневековыми ценностями, которые были сформированы церковью. В результате этого образовался гуманизм. Под данным понятием подразумевается философское направление, которое рассматривает человека как высшую ценность.

Во многих странах стали формироваться светские научные и исследовательские центры. Их отличием от средневековых стало отделение от церкви. Большой сдвиг произвело изобретение в XV веке книгопечатания. Благодаря этому стали все чаще и чаще появляться выдающиеся деятели эпохи Возрождения.

Формирование и расцвет

Первым появилось Возрождение в Италии. Здесь его признаки начали проявляться еще в XIII и XIV веках. Однако популярность ему тогда снискать не удалось, и лишь в 20-е годы XV века оно смогло закрепиться. В других странах Европы Возрождение распространилось гораздо позднее. Именно на конец столетия пришелся расцвет этого течения.

Следующий век стал кризисным для Возрождения. Результатом стало появление маньеризма и барокко. Вся эпоха Возрождения разделена на четыре периода. Каждый из них представлен своей культурой, искусством.

Проторенессанс

Является переходным периодом от Средневековья к эпохе Возрождения. Его можно разделить на два этапа. Первый продолжался при жизни Джотто, второй - после его кончины (1337 г.). Первый был наполнен великими открытиями, в этот период творили ярчайшие деятели эпохи Возрождения. Второй проходил параллельно смертоносной чуме, которая терзала Италию.

Деятели искусства эпохи Возрождения этого периода выражали свое мастерство преимущественно в скульптуре. Особенно можно выделить Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, а также Никколо и Джованни Пизано. Живопись того времени представлена двумя школами, которые располагались в Сиене и Флоренции. Огромную роль в живописи того периода сыграл Джотто.

Деятели эпохи Возрождения (художники), в частности Джотто, стали на своих картинах помимо религиозных тем затрагивать и светские.


В литературе переворот совершил Данте Алигьери, создавший знаменитую "Комедию". Однако потомки, восхищаясь, назвали ее "Божественной комедией". Сонеты Петрарки (1304-1374 гг.), написанные в тот период, обрели огромную популярность, а его последователем стал Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.), автор "Декамерона".

Известнейшие деятели эпохи Возрождения стали творцами итальянского литературного языка. Произведения этих писателей снискали известность за границами родного государства еще при их жизни, а впоследствии и вовсе были причислены к сокровищами мировой литературы.

Период Раннего Возрождения

Данный период продолжался восемьдесят лет (1420-1500 гг.). Деятели эпохи Раннего Возрождения не стали отказываться от привычного недавнего прошлого, но стали в своих работах прибегать к классике древности. Постепенно они перешли от средневековых принципов к античным. На этот переход повлияли изменения в жизни и культуре.

В Италии уже в полной мере проявлялись принципы классической древности, в других же государствах по-прежнему придерживались традиций готического стиля. Лишь к середине XV века Возрождение проникает в Испанию и севернее Альп.

В живописи, прежде всего, стали показывать красоту человека. Ранний период, главным образом, представлен работами Боттичелли (1445-1510), а также Мазаччо (1401-1428).


Особенно знаменитым скульптором того периода является Донателло (1386-1466). В его работах преобладал портретный тип. Также Донателло впервые со времен античности создал скульптуру обнаженного тела.

Главнейшим и того периода стал Брунеллески (1377-1446). Он сумел соединить в своих работах древнеримский и готический стили. Занимался строительством капелл, храмов и дворцов. Также возвратил элементы античной архитектуры.

Период Высокого Возрождения

Это время стало расцветом эпохи Возрождения (1500-1527). Центр итальянского искусства расположился в Риме, а не в привычной Флоренции. Причиной этому стал новоиспеченный Папа Юлий II. Он имел предприимчивый и решительный характер, в период его нахождения на папском престоле ко двору пришли лучшие деятели культуры эпохи Возрождения.

В Риме началось сооружение великолепнейших зданий, скульпторы создают многочисленные шедевры, которые являются жемчужинами мирового искусства и в наше время. Происходит написание фресок и картин, которые завораживают своей красотой. Все эти отрасли искусства развиваются, помогая друг другу.


Исследование античности становится все более глубоким. Все с большей точностью воспроизводится культура того периода. При этом спокойствие Средневековья сменяется игривостью в живописи. Тем не менее деятели эпохи Возрождения, список которых обширен, заимствуют лишь некоторые элементы античности, а основу создают самостоятельно. Каждый имеет свои отличительные черты.

Леонардо Да Винчи

Известнейшим деятелем эпохи Возрождения является, пожалуй, Леонардо Да Винчи (1452-1519). Это наиболее разносторонняя личность того периода. Он занимался живописью, музыкой, скульптурой, наукой. За свою жизнь Да Винчи смог изобрести множество вещей, которые прочно вошли в нашу сегодняшнюю жизнь (велосипед, парашют, танк и так далее). Иногда его опыты заканчивались провалами, но случалось это из-за того, что некоторые изобретения, можно сказать, опережали время.

Большинству он известен, конечно же, благодаря картине "Мона Лиза". Многие ученые до сих пор ищут в ней разнообразные тайны. После себя Леонардо оставил несколько учеников.

Период Позднего Возрождения

Стал заключительным этапом в эпохе Возрождения (с 1530 по 1590-1620 гг., однако некоторые ученые продлевают его до 1630 года, из-за этого возникают постоянные споры).

В Южной Европе в то время начало проявляться движение (Контрреформация), целью которого было вернуть величие католической церкви и христианской веры. Все воспевания человеческого тела для него были неприемлемы.


Многочисленные противоречия вылились в то, что начал проявляться кризис идей. В результате неустойчивости религии деятели эпохи Возрождения начали терять гармонию между природой и человеком, между телесным и духовным. Итогом стало появление маньеризма и барокко.

Возрождение в России

Культура Возрождения в некоторых областях оказала влияние и на нашу страну. Однако ее воздействие было ограничено достаточно большим расстоянием, а также привязанностью русской культуры к православию.

Первым правителем, проложившим путь Ренессансу в Россию, стал Иван III, который во время своего пребывания на престоле начал приглашать итальянских архитекторов. С их приходом появились новые элементы и технологии строительства. Однако огромного переворота в архитектуре не произошло.

В 1475 году восстановлением Успенского собора занимался итальянский архитектор Он придерживался традиций русской культуры, но добавил в проект простор.

К XVII веку из-за влияния эпохи Возрождения русские иконы приобретают реалистичность, но в то же время художники следуют всем древним канонам.

Вскоре Русь смогла освоить и книгопечатание. Однако особое распространение оно получило лишь в XVII веке. Многие технологии, которые появлялись в Европе, достаточно быстро завозились и в Россию, где улучшались и становились частью традиций. Например, в соответствии с одной из гипотез, водка была завезена из Италии, уже впоследствии ее формулу доработали, и в 1430 году появился русский вариант этого напитка.


Заключение

Эпоха Возрождения дала миру многих одаренных художников, исследователей, ученых, скульпторов, архитекторов. Из огромного количества имен можно выделить те, которые наиболее известны и прославлены.

Философы и ученые:

  • Бруно.
  • Галилей.
  • Пико Делла Мирандола.
  • Николай Кузанский.
  • Макиавелли.
  • Кампанелла.
  • Парацельс.
  • Коперник.
  • Мюнцер.

Писатели и поэты:

  • Ф. Петрарка.
  • Данте.
  • Дж. Бокаччо.
  • Рабле.
  • Сервантес.
  • Шекспир.
  • Э. Роттердамский.

Архитекторы, живописцы и скульпторы:

  • Донателло.
  • Леонардо да Винчи.
  • Н. Пизано.
  • А. Росселино.
  • С. Боттичелли.
  • Рафаэль.
  • Микеланджело.
  • Босх.
  • Тициан.
  • А. Дюрер.

Конечно, это лишь малая часть деятелей эпохи Возрождения, но именно эти люди стали ее олицетворением для многих.

Первая половина XIX в. была плодотворным временем для развития русской науки. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792--1856) создал новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый -- Николай Николаевич Зинин (1812--1880). Ему удалось осуществить синтез анилина -- органического красителя для текстильной промышленности. Прежде его добывали из индиго, растущего в южных странах. Зинин же получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоба. Василий Владимирович Петров (1761 --1834) показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда в разреженном газе для освещения и для плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801 --1874) построил электродвигатель. Изучая электрохимические процессы, он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799--1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных астрономов об устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793--1864). Он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810--1881) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе и на Кавказе. Он первым в России стал применять анестезирующие средства -- эфир и хлороформ -- при операциях не только в госпиталях, но и в полевых условиях. На Кавказе он впервые применил неподвижную повязку из алебастра. Такая повязка быстро распространилась в хирургической практике. Книга Пирогова «Начала военно-полевой хирургии» долгое время использовалась как учебное пособие для военных хирургов. Большое значение для своего времени имели работы Пирогова по выяснению причин гнойного заражения. На основе своих наблюдений Пирогов во многом предугадал сущность современной бактериологической теории.

Первая половина XIX в. - время становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766--1826) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он понял всю ответственность своей задачи и за несколько лет упорного труда добился крупных успехов. Первые 8 томов его «Истории государства Российского» вышли в 1816--1817 гг.; последний, 12-й том -- в 1829 г. Автор успел довести изложение до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества -- это история борьбы разума с заблуждением, просвещения с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. С помощью психологического анализа их действий он объяснял исторические события. «История государства Российского» имела огромный успех в обществе и неоднократно переиздавалась.

Основоположником русского китаеведения стал монах Иакинф (Н. Я. Бичурин, 1777--1853), родившийся в семье дьякона в чувашском селе в Казанской губернии. В 1807 г. его назначили начальником православной духовной миссии в Китае. Здесь он обрел главное дело своей жизни. На другой же день по прибытии в Пекин Иакинф начал изучать китайский язык. Словарей и учебников у него не было -- их еше предстояло создать. Русский монах бродил по улицам, заходил в лавки, бывал на ярмарках и всюду спрашивал, как называется тот или иной предмет, просил изобразить на бумаге иероглиф. С каждой прогулки он возвращался с небольшим приобретением. Так составлялся китайско-русский словарь. На пятый год Иакинф начал переводить китайские тексты.

Ученый-монах написал ряд капитальных трудов по истории и экономике Китая («Статистическое описание Китайской империи», «Китай в гражданском и нравственном состоянии» и др.).

Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это выдвигало новые задачи перед отечественными географами. В 1803--1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770--1846). Он командовал кораблем «Надежда». Кораблем «Нева» командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773--1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония. Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк. Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х гг. XVIII в. пересек Южный полярный круг, наткнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет не предпринималось южнополярных экспедиций. В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778--1852). Он командовал шлюпом «Восток». Командиром «Мирного» был Михаил Петрович Лазарев (1788 -- 1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилов, Нахимов, Истомин). В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головниным (1776--1831) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина Федор Петрович Литке (1797--1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки. Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1814 -- 1876). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта «Байкал». На нем он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин -- остров, а не полуостров.

Статьи по теме: