Организация и анализ экономической деятельности на предприятии (на примере ТОО "Тепломонтажспецстрой"). Индексы количественных и качественных показателей

Метод экономических индексов является одним из важнейших орудий экономико-статистического исследования. В практике индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями. С их помощью изучается развитие народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, анализируются результаты производственной деятельности предприятий и объединений, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей, выявляются резервы производства. Индексы используются в международных сопоставлениях экономических показателей. Именно поэтому данная тема актуальна.

Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней социально-экономических явлений во времени, в пространстве или с планом. В качестве меры соизмерения разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость или трудоемкость единицы продукции.

Способы построения индексов зависят от содержания изучаемых явлений, методологии расчета исходных статистических показателей и целей исследования.

ГЛАВА 1. ИНДЕКСЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. Сущность индексов

При сопоставлении каких-либо данных, характеризующих экономические явление или процесс во времени и в пространстве, широко используются относительные статистические показатели - индексы. Они позволяют рассчитать и соизмерить сложные социально-экономические явления, особенно состоящие из непосредственно несопоставимых элементов. Индексы основаны на отчетных и базисных данных в зависимости от отношения показателей к содержанию исследования. Элементами индексов являются индексируемая величина, ее тип (форма), вес, срок исполнения.

Слово индекс в переводе с латинского означает указатель, показатель и имеет различные значения. Индекс – это относительная величина, получаемая в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических показателей во времени, в пространстве или с планом.

Использование индексов позволяет создавать математические модели и проводить расчеты относительно финансового положения фирмы и планов ее развития.

С помощью индексов решаются три главные задачи:

1. индексы позволяют измерять изменение сложных явлений. При помощи индексов можно характеризовать изменение во времени самых различных показателей: ВВП, реальных располагаемых денежных доходов, численности работающих уровня безработицы, цен акций предприятий региона, себестоимости, производительности труда и т.п.

2. с помощью индексов можно определить влияние отдельных факторов на изменение динамики сложного явления. Используя взаимосвязь индексов можно установить в какой мере выпуск продукции возрос за счет увеличения численности работников и в какой мере - за счет повышения производительности труда.

3. индексы являются показателями сравнений не только с прошлым периодом (сравнение во времени), но и с другой территорией (сравнение в пространстве), а также с нормативами, планами, прогнозами.

Важное значение в статистических исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, по территории, для изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений. Индексы широко применяются в экономических разработках государственной и ведомственной статистики.

Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натурально-вещественной формы выражения товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям. Именно посредством денежного выражения стоимости отдельных товаров устраняется их несравнимость как потребительных стоимостей и достигается единство.

Каждый индекс включает два вида данных: оцениваемые данные, которые принято называть отчетными и обозначать значком «1», и данные, которые используются в качестве базы сравнения, - базисные, обозначаемые значком «0». Выбор базисного периода всегда аргументирован той задачей, для которой строится индекс. Обычно руководствуются двумя правилами: либо база сравнения представляет стабильное состояние, либо экстремальное значение – высшее достижение или низший уровень (в случае падения экономических показателей).

Индекс - это результат сравнения двух одноименных показателей, при исчислении которого следует различать числитель индексного отношения (сравниваемый или отчетный уровень) и знаменатель индексного отношения (базисный уровень, с которым производится сравнение). Выбор базы зависит от цели исследования. Если изучается динамика, то за базисную величину может быть взят размер показателя в периоде, предшествующем отчетному. Если необходимо осуществить территориальное сравнение, то за базу можно принять данные другой территории. За базу сравнения могут приниматься плановые показатели, если необходимо использовать индексы как показатели выполнения плана.

Таким образом, индексы формируют важнейшие экономические показатели национальной экономики и ее отдельных отраслей. Индексные показатели позволяют осуществить анализ результатов деятельности предприятий и организаций, выпускающих самую разнообразную продукцию или занимающихся различными видами деятельности. С помощью индексов можно проследить роль отдельных факторов при формировании важнейших экономических показателей, выявить основные резервы производства. Индексы широко используются в сопоставлении международных экономических показателей при определении уровня жизни, деловой активности, ценовой политики. В качестве самостоятельной задачи можно выделить задачу обособления влияния изменения структуры явления на изменение индексируемой величины.

1.2. Классификация индексов и их применение в статистике

Способы построения индексов зависят от содержания изучаемых явлений, методологии расчета исходных данных и целей исследования. В развитии индексной теории сложились два направления: обобщающее или синтетическое и аналитическое. Различие между этими направлениями обусловлено их задачами.

Суть обобщающего подхода - в трактовке индекса как показателя среднего изменения уровня исследуемого явления. В этом случае основной задачей, решаемой с помощью индексных показателей, будет характеристика общего изменения многофакторного экономического показателя.

Аналитический подход рассматривает индекс как показатель изменения уровня результативной величины, на которую оказывает влияние величина, изучаемая с помощью индекса. Отсюда и иная задача, которая решается с помощью индексных показателей: выделить влияние одного из факторов в изменении многофакторного показателя.

От содержания изучаемых показателей, методологии расчета первичных показателей, целей и задач исследования зависят и способы построения индексов. По степени охвата элементов явления индексы делят на индивидуальные и общие (сводные). Индивидуальные индексы (i) - это индексы, которые характеризуют изменение только одного элемента совокупности. Общий (сводный) индекс (I) характеризует изменение по всей совокупности элементов сложного явления.

Если индексы охватывают только часть явления, то их называют групповыми. В зависимости от способа изучения общие индексы могут быть построены или как агрегатные индексы, или как средние взвешенные индексы (средние из индивидуальных). Способ построения агрегатных индексов заключается в том, что при помощи так называемых соизмерителей можно выразить итоговые величины сложной совокупности в отчетном и базисном периодах, а затем первую сопоставить со второй.

В статистике имеют большое значение индексы переменного и фиксированного состава, которые используются при анализе динамики средних показателей. Индексом переменного состава называют отношение двух средних уровней.

Индекс фиксированного состава есть средний из индивидуальных индексов. Он рассчитывается как отношение двух стандартизованных средних, где влияние изменения структурного фактора устранено, поэтому данный индекс называют еще индексом постоянного состава.

При анализе своей деятельности фирма проводит исследования и фиксирует заключение о факторах, воздействующих на ее работу. Использование индексов позволяет установить количественные взаимосвязи между значимыми для фирмы показателями, которые приводятся к некоторому общему знаменателю, делающему их сравнимыми. Индексный метод широко применяется для изучения последовательного изменения явлений как способ изучения их динамики, для сопоставления в пространстве, позволяя выделить и измерить влияние факторов на изучаемое явление.

При анализе какого-либо явления проводится определение характеристик, лежащих в основе изучаемого процесса, и отбрасываются менее существенные факторы. Так как в сложной модели учитываемые показатели могут быть очень различны, для включения их в расчеты необходимо привести их к единой базе. Получив сравнимые индексы, можно определить соотношение признаков в изучаемом явлении. Это позволяет определить возможные замещения существующих процессов альтернативными (методы производства, сбыта и т.д.) для повышения эффективности деятельности фирмы.

Индексный метод имеет широкое применение в статистике торговли. В зависимости от характера изучаемого явления здесь вычисляются индексы объемных и качественных показателей. Посредством индексов объемных показателей характеризуются изменения объема поступления и реализации товаров, уровня товарных запасов и т.д. Индексами качественных показателей характеризуются изменения цен, производительности труда, издержек обращения, прибыли и других показателей.

Все виды индексов можно классифицировать по нескольким группировочным признакам:

1. По степени охвата элементов совокупности:

· индивидуальные (i);

· сводные (общие) (I)

2. По базе сравнения:

· индексы динамики (базисные, ценные);

· индексы выполнения плана;

· индексы территориальные.

3. По виду весов:

· индексы с постоянными весами или коэффициентами;

· индексы с переменными весами или коэффициентами.

4. По форме построения:

· агрегатные;

· средние (средняя арифметическая, средняя гармоническая);

5. По составу явления:

· индексы постоянного состава;

· индексы переменного состава.

· объемы показателей;

· качественных.

ГЛАВА 2. ИНДЕКСЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЙ

1.1. Индексы количественных показателей

Необходимость в применении особых приемов построения индексов количественных показателей возникает, когда итоги по отдельным элементам сложного явления непосредственно несоизмеримы. Например, предприятие экспортирует станки, металл, товары широкого потребления. Если имеются сведения об экспорте продукции только в натуральном выражении, то динамику экспорта предприятия в целом нельзя охарактеризовать показателем:

, - количество продукции данного вида в натуральном выражении, экспортируемой в отчетном периоде; - количество продукции данного вида в натуральном выражении, экспортируемой в базисный период.

Различные виды продукции неравноценны по количеству затраченного на них общественного труда и имеют разные потребительные стоимости. Поэтому было бы неправильно непосредственно суммировать итоги по этим видам продукции. Для получения общего итога необходимо данные по различным видам продукции привести к единой, общей мере, например, использовать стоимостную оценку экспорта продукции. Тогда вместо

получится сумма вида , где - цена единицы продукции данного вида.

Такой переход от одних единиц измерения к другим в теории индексов называют соизмерением. При построении индексов в объемных показателях в качестве соизмерителей применяют те или иные качественные показатели.

К индексам количественных (объемных) показателей относятся такие индексы, как индексы физического объема производства продукции, затрат на выпуск продукции, стоимости продукции, а также индексы показателей, размеры которых определяются абсолютными величинами. Используются различные виды индексов количественных показателей.

Индекс физического объема продукции отражает изменение выпуска продукции.

Индивидуальный индекс физического объема продукции отражает изменение выпуска продукции одного вида и определяется по формуле

где q 1 и q 0 - количество продукции данного вида в натуральном выражении в текущем и базисном периодах.

Агрегатный индексфизического объема продукции (предложен Э. Ласпейресом в 1864 году) отражает изменение выпуска всей совокупности продукции, где индексируемой величиной является количество продукции q, а соизмерителем - цена р. Важнейшей отличительной особенностью агрегатного индекса является то, что в числителе и в знаменателе меняется индексируемая величина. значения же другой, являющейся соизмерителем, остаются неизменными.

где q 1 и q 0 - количество выработанных единиц отдельных видов продукции соответственно в отчетном и базисном периодах; p 0 - цена единицы продукции (отдельного вида) в базисном периоде.

При вычислении индекса физического объема продукции в качестве соизмерителей может выступать также себестоимость продукции или трудоемкость.

Средние взвешенные индексы физического объема продукции используются в том случае, если известны индивидуальные индексы объема по отдельным видам продукции и стоимость отдельных видов продукции (или затраты) в базисном или отчетном периоде.

Средний взвешенный арифметический индексфизического объема продукции определяется по формуле:

где i q - индивидуальный индекс по каждому виду продукции; q 0 p 0 - стоимость продукции каждого вида в базисном периоде.

Аналогично рассчитывается индекс затрат на выпуск продукции, который отражает изменение затрат на производство и может быть как индивидуальным, так и агрегатным.

Индивидуальный индексзатрат на выпуск продукции отражает изменение затрат на производство одного вида и определяется по формуле:

uде z 1 и z 0 - себестоимость единицы продукции искомого вида в текущем и базисном периодах; q 1 z 1 и q 0 z 0 - суммы затрат на выпуск продукции искомого вида в текущем и базисном периодах.

Если поставить задачу характеристики изменения физического объема выпуска продукции, то правомерно в качестве соизмерителей использовать и цены отчетного периода, тогда индекс физического объема продукции будет следующим:

Агрегатный индекс с соизмерителями отчетного периода был преложен в 1874г. Г.Пааше.

Агрегатный индексзатрат на выпуск продукции характеризует изменение общей суммы затрат на выпуск продукции за счет изменения количества выработанной продукции и ее себестоимости и определяется по формуле:

где q 1 z 1 и q 0 z 0 - затраты на выпуск продукции каждого вида соответственно в отчетном и базисном периодах.

Рассмотрим построение индекса стоимости продукции, который может определяться и как индивидуальный, и как агрегатный.

Индивидуальный индекс стоимости продукции характеризует изменение стоимости продукции данного вида и имеет вид:

где p 1 и p 0 - цена единицы продукции данного вида в текущем и базисном периодах; q 1 p 1 и q 0 p 0 - стоимость продукции данного вида в текущем и базисном периодах.

Агрегатный индекс стоимости продукции (товарооборота) характеризует изменение общей стоимости продукции за счет изменения количества продукции и цен и определяется по формуле:

Таким образом, применение той или иной формулы индекса физического объема зависит от имеющейся информации. Вместе с тем общий индекс физического объема не всегда может быть представлен средней величиной из индивидуальных индексов. Этого нельзя сделать в том случае, когда перечень (номенклатура) изделий в текущем периоде не совпадает с их перечнем в базисном периоде, т.е. средние индексы могут быть рассчитаны лишь по сравнимому кругу изделий. По несравнимой продукции нельзя определить индивидуальные индексы, а потому становится невозможным преобразование агрегатного индекса в средние индексы.

1.2. Индексы качественных показателей

В планировании и статистико-экономическом анализе деятельности предприятий и отраслей широко применяют индексы качественных показателей. Индексы качественных показателей - это индексы курса валют, цен, себестоимости, производительности труда, средней заработной платы, урожайности и др. Индексируемые показатели этих индексов характеризуют уровень явления в расчете на количественно измеримую единицу совокупности: цена за единицу продукции, себестоимость единицы продукции, выработка в единицу времени (или на одного работника), заработная плата одного работника, урожайность с одного гектара и т.д. Такие показатели называются качественными. Они носят расчетный, вторичный характер. Качественные показатели измеряют не общий объем, а интенсивность, эффективность явления или процесса. Как правило, они являются либо средними, либо относительными величинами. Расчет таких индексов производится на базе одинаковых, неизменных количеств продукции.

Самым распространенным индексом в этой группе является индекс цен. Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цен по одному виду продукции и определяется по формуле:

где p 1 и p 0 - цена за единицу продукции в текущем и базисном периодах.

Соответственно определяются индексы себестоимости и затрат рабочего времени по каждому виду продукции.

Агрегатный индекс цен определяет среднее изменение цены (р) по совокупности определенных видов продукции (q).

Для характеристики среднего изменения цен на потребительские товары используют индекс цен, предложенный Э. Ласпейресом (индекс Ласпейреса):

где q 0 - потребительская корзина (базовый период); p 0 и p 1 - соответственно цены базисного и отчетного периодов.

Если количество набора продуктов принимается на уровне отчетного периода (q 1), то в этом случае индекс цен именуется индексом Пааше:

Если известны индивидуальные индексы цен по отдельным видам продукции и стоимость отдельных видов продукции, то применяются средние взвешенные индексы цен (средний взвешенный арифметический и средний взвешенный гармонический индексы цен).

Формула среднего взвешенного арифметического индекса цен:

где i - индивидуальный индекс по каждому виду продукции; p 0 q 0 - стоимость продукции каждого вида в базисном периоде.

Формула среднего взвешенного гармонического индекса цен:

где p 1 q 1 - стоимость продукции каждого вида в текущем периоде.

В статистической практике очень широко используется агрегатный территориальный индекс цен, который может быть рассчитан по следующей формуле:

где p A p B - цена за единицу продукции каждого вида соответственно на территории А и В; q A - количество выработанной или реализованной продукции каждого вида по территории А (в натуральном выражении).

Из формулы видно, что в данном индексе в качестве фиксированного показателя (веса) принят объем продукции территории А. При расчете данного индекса в качестве веса можно принять также объем продукции территории В или суммарный объем продукции двух территорий.

Возможны два способа расчета индексов: цепной и базисный.

Цепные индексы получают путем сопоставления текущих уровней с предшествующим, при этом база сравнения постоянно меняется.

Базисные индексы получают путем сопоставления с тем уровнем периода, который был принят за базу сравнения.

В качестве примера можно привести цепные и базисные индексы цен.

Цепные индивидуальные индексы цен имеют следующий ряд расчета:

Базисные агрегатные индексы цен:

; ;

Между индексами существует также взаимосвязь и взаимозависимость, как и между самими экономическими явлениями, что позволяет проводить факторный анализ. Благодаря индексному методу можно рассматривать все факторы независимо друг от друга, что дает возможность определить размер абсолютного изменения сложного явления за счет каждого фактора в отдельности.

Для выявления роли каждого фактора в отдельности индекс сложного показателя разлагают на частные (факторные) индексы, которые характеризуют роль каждого фактора. При этом используют два метода:

1. метод обособленного изучения факторов: сложный показатель берется с учетом изменения лишь того фактора, который взят в качестве исследуемого, все остальные остаются неизменными на уровне базисного периода.

2. последовательно-цепной метод: предполагает использование системы взаимосвязанных индексов, которая требует определенного расположения факторов. Как правило, на первом месте в цепи располагают качественный фактор. При определении влияния первого фактора все остальные сохраняются в числителе и знаменателе на уровне базисного периода, при определении второго факторного индекса первый фактор сохраняется на уровне базисного периода, а третий и все последующие - на уровне отчетного периода, при определении третьего факторного индекса первый и второй факторы сохраняются на уровне базисного периода, четвертый и все остальные - на уровне отчетного периода и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. С помощью экономических индексов можно измерить динамику социально-экономического явления за любой период времени, динамику среднего экономического показателя и сопоставить уровни явления в пространстве: по странам, экономическим районам, областям и т.д. Индексы широко используются также для определения степени влияния измерений значений одних показателей из фактических цен в сопоставимые.

В практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями. С их помощью характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей, анализируются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей, выявляются резервы производства. [Ефимова, с.339]

По содержанию индексируемых величин индексы разделяют на индексы количественных (объемных) и индексы качественных показателей. Разделение индексов на индексы количественных и качественных показателей важно для методологии их расчета. Индексы качественных показателей носят расчетный, вторичный характер. Качественные показатели измеряют не общий объем, а интенсивность, эффективность явления или процесса. Как правило, они являются либо средними, либо относительными величинами. Расчет таких индексов производится на базе одинаковых, неизменных количеств продукции.

К индексам количественных (объемных) показателей относятся такие индексы, как индексы физического объема производства продукции, затрат на выпуск продукции, стоимости продукции, а также индексы показателей, размеры которых определяются абсолютными величинами. Необходимость в применении особых приемов построения индексов количественных показателей возникает, когда итоги по отдельным элементам сложного явления непосредственно несоизмеримы.

Способы построения индексов зависят от содержания изучаемых показателей, методологии расчета исходных статистических показателей, имеющихся в распоряжении исследователя статистических данных и целей исследования. Индексные показатели в статистике вычисляются на высшей ступени статистического обобщения и опираются на результаты сводки и обработки данных статистического наблюдения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – Москва: Финансы и статистика, 2004. – 656с.

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. – М.: Инфра-М, 2004. – 416с.

3.Общая теория статистики/ под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина.– М.: Финансы и статистика, 2005. – 440с.

4. Сизова Т.М. Статистика. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005. - 190 с.

5. Теория статистики/ под ред. Г.Л.Громыко. – М.: Инфра-М, 2005. – 476с.

6. Теория статистики/ под ред. Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2009. –656с.

9. Индексы и их использование в статистике// http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook096/01/index.html?part-010.htm

10. Расчет экономических индексов в статистике// http://abc.vvsu.ru/Books/um_statistikazo/page0005.asp

11. Экономические индексы// http://www.e-college.ru/xbooks/xbook007/book/index/index.html?go=part-011*page.htm

Далее, экономические показатели подразделяются на два вида -- количественные и качественные - в зависимости от того, какая именно сторона (количественная или качественная) хозяйственных явлений, процессов и операций измеряется в данном конкретном случае.

Объемные и удельные экономические показатели

Экономические показатели подразделяются на два вида -- объемные и удельные в зависимости от приведения показателей.

Так, например, объем выпуска продукции, объем продаж, себестоимость продукции, прибыль представляют собой объемные показатели. Они характеризуют объем данного экономического явления. Объемные показатели являются первичными, а удельные -- вторичными. Удельные показатели рассчитываются на основе объемных показателей. Например, себестоимость продукции и ее стоимость представляют собой объемные показатели, а отношение первого показателя ко второму, то есть затраты на один рубль товарной продукции -- удельный показатель.

Экономические показатели подразделяются в соответствии с теми сторонами деятельности предприятия, которые они характеризуют. Например, существуют показатели, отражающие доходность, прибыльность, рентабельность организации. Основным показателем, отражающим доходность, является отношение чистой прибыли, полученной в течение анализируемого периода, к средней сумме собственного капитала за этот же период: экономический рентабельность качество продукция

Прибыльность организации может быть определена как отношение прибыли, полученной от производственной деятельности этой организации за отчетный период к выручке от продаж за этот же период:

Показатели рентабельности представляют собой относительные величины прибыли. Существует целая система показателей рентабельности. В частности, очень важным показателем является рентабельность активов (имущества), которая исчисляется по следующей формуле:

R активов = Чистая прибыль / средняя величина активов

Существуют и другие показатели рентабельности. Все они, по-существу, представляют собой, как правило, различные соотношения прибыли и вложенного капитала, либо прибыли и произведенных затрат.

Ряд экономических показателей (коэффициентов) характеризует имущественно -- финансовое состояние (положение) организации.

Так, к числу этих показателей относятся коэффициенты ликвидности.

Наряду с относительными показателями финансового состояния (коэффициенты) существуют и абсолютные, например, суммы просроченной дебиторской, а также кредиторской задолженности, величина чистых оборотных активов, наличие собственных оборотных средств и др.

Важным показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия является оборачиваемость оборотных средств. Важнейшими показателями оборачиваемости служат продолжительность одного оборота в днях, а также количество оборотов за данный период (коэффициент оборачиваемости).

Ускорение оборачиваемости оборотных средств свидетельствует об укреплении финансового состояния предприятия, повышении эффективности использования средств (капитала), а также об усилении деловой активности предприятия.

А также показатели, выражающие объем выпуска продукции с учетом трудоемкости ее изготовления (нормо-часы, заработную плату нормативную стоимость обработки, чистую и условно-чистую продукцию

Имеются также показатели, выражающие эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации (основных фондов, материальных и трудовых ресурсов). Например, в части основных фондов имеются показатели фондоотдачи и фондоемкости.

Аналогичные относительные показатели исчисляются и по другим видам производственных ресурсов.

Так, по материальным ресурсам исчисляются показатели материалотдачи и материалоемкости.

Подобные показатели могут быть исчислены и по трудовым ресурсам.

Отдача трудозатрат = Объем продукции / Затраты живого труда

Трудоемкость = Затраты живого труда / Объем продукции

Имеется, кроме того, ряд показателей, выражающих производительность труда. Важнейшим из этих показателей является среднегодовая выработка продукции на одного работающего.

В процессе экономического анализа используются также показатели, выражающие движение, наличие и состояние отдельных видов производственных ресурсов. Существуют показатели, которые выражают эффективность осуществленных инвестиций, главным образом капитальных вложений. Основными из таких показателей являютсясрок окупаемости капитальных вложений, а также прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений.

Какова же степень прогрессивности данного предприятия? На этот вопрос дают ответ следующие показатели: уровень механизации, выражающий удельный вес механизированных производственных процессов в общем объеме последних;уровень автоматизации, характеризующий долю автоматизированных производственных процессов в общем их объеме.

Наконец, существует обобщающие экономические показатели, характеризующие непосредственно данное предприятие. Вначале назовем стоимость организации, иначе -- стоимость имущественного комплекса организации. В качестве другого показателя можно назвать рыночную стоимость предприятия, которая представляет собой стоимость акций данного предприятия, соответствующую конъюнктуре рынка.

Комплексная оценка деятельности предприятия находит отражение в построении так называемого мультипликатора. Он представляет собой интегральный, комплексный показатель, который основывается на частных показателях, отражающих деятельность предприятия. Различают два вида мультипликаторов: стандартные и субъективные. Первые могут применяться при оценке деятельности любых организаций, а вторые -- только одной конкретной организации. Примером стандартного мультипликатора может являться оценка вероятности банкротства организации на основе метода Альтмана. Данный метод базируется на определении суммы пяти финансовых коэффициентов. Каждый из них имеет определенный вес.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат на тему:

Система показателей в современном учете.

Введение

Под показателем в современном учете и статистике понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причем качественная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная - его размер, абсолютную или относительную величину. Применительно к стратегическому планированию, под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания, придающую ему количественную или качественную определенность.

Различают несколько систем показателей:

Систему показателей планирования в целом: показатели федеральных программ, комплексных социально-экономических прогнозов, показатели системы национальных счетов, государственного бюджета, сводного финансового плана страны;

Систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов;

Систему показателей развития отдельной отрасли;

Систему показателей прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объединений).

Используемая в стратегическом планировании система показателей должна отвечать определенным требованиям, таким как:

1. Единство и обязательность показателей для данного уровня планирования. Данная задача решается путем разработки перечня как утверждаемых, так и используемых для расчетов показателей.

2. Показатели должны

агрегироваться

(укрупняться и разукрупняться), быть сопоставимыми.

3. Показатели, используемые в стратегическом планировании, должны обладать соизмеримостью, то есть быть определенными, измеряемыми.

4. В целом система показателей должна обеспечивать комплексную характеристику всех аспектов функционирования планируемых объектов.

5. Система показателей должна быть гибкой, адаптивной, способ-ной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.

6. Показатели стратегических программ и планов должны быть адресными.

7. Показатели должны ориентировать соответствующие объекты планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности.

8. Число показателей, содержащихся в прогнозах, стратегических программах и планах всех уровней и временных горизонтов, должно быть численно ограниченным.

Основная часть

Различают следующие группы показателей: а) конечные и промежуточные; б) натуральные и стоимостные; в) количественные и качественные; г) объемные и сетевые; д) абсолютные и относительные; е) утверждаемые, расчетные и информационные (справочные). Деление показателей на конечные и промежуточные связано с особенностями удовлетворения потребностей общества на различных уровнях управления и планирования.

Натуральные и стоимостные показатели . Натуральные показатели характеризуют вещественную сторону производства и измеряются в единицах, которые связаны с характером продукции. Для расширения сферы их использования разрабатывают условно-натуральные показатели.

С помощью стоимостных показателей выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство валового внутреннего продукта, валового национального продукта, промежуточное потребление, добавленная стоимость, заработная плата и т.д.). Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, структуру национальной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста. С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы.

Стоимостные и натуральные показатели выступают в форме количественных и качественных показателей. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда в рублях на 1 работника и т.д. Сетевые - выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры. Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального производства, степень их эффективности, т.е. издержки производства, динамику его роста и т.д. Качественные показатели делятся на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Технико-экономические показатели охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают интенсивность и экстенсивность использования основных и оборотных фондов. Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов. К числу экономических показателей относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность и т.д.

Показатели прогнозов, стратегических программ и планов рассматриваются как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Абсолютные показатели выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления, относительные - характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.

Среди показателей стратегических программ и планов различают: утверждаемые, расчетные и информационные (справочные) показатели. Утверждаемые показатели являются обязательными для исполнения. Значительная часть имеет адресный характер. Это показатели: государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. К расчетным показателям относят такие показатели, с помощью которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели - это различного рода аналитические показатели типа: “в расчете на душу населения”, “на 100000 населения”, “доля” и т.д. Они позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов).

В зарубежной практике для оценки стратегических решений в плановой деятельности хозяйственных комплексов широко используется разработанная американскими учеными Р.Каплан и Д.Нортон концепция сбалансированной системы оценочных показателей. Идея сбалансированной системы показателей отвечает желаниям менеджмента обрести взвешенный набор монетарных и немонетарных показателей, служащих операционными измерителями активности важнейших направлений деятельности комплексов, как средство управления хозяйственными объектами при реализации их стратегии. Программа сбалансированных показателей рассматривается как проект, рассчитанный на превращение перспективных планов и стратегии в совокупность целей и мероприятий, интегрированных на стратегическом и оперативном уровнях в управленческий процесс.

Законодательные органы власти Российской Федерации, представленные Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания, обеспечивают правовую базу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет - ядро общегосударственной системы планирования.

Исполнительный орган власти - Правительство РФ, в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества. Центральное место в системе этих органов занимает Министерство экономического развития и торговли РФ*, оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической политики. Центральное место в системе функций, выполняемых Министерством экономического развития и торговли РФ, занимает разработка прогнозов, стратегических программ и планов. В ходе выполнения этой функции Министерство экономического развития и торговли РФ: разрабатывает совместно с другими рабочими органами исполнительной власти комплексный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период, используя данные системы национальных счетов; разрабатывает сводный баланс государства; обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета и разрабатывает прогнозные материальные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, прогнозирует развитие ресурсной базы страны; участвует в составлении отдельных статей платежного баланса.

Свою работу в области стратегического планирования Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет руководствуясь Федеральным законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” от 20 июля 1995 года.

Основное назначение плановых документов федерального уровня состоит в том, чтобы обеспечить Правительство РФ, его рабочие органы, субъектов Федерации, рядовых граждан и их общественные объединения: во-первых, системой научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития общества; во-вторых, системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, путях их достижения; в-третьих, комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мероприятий, намечаемых к реализации в течение планируемого периода.

Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки: а) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития; б) концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу; в) федеральных целевых программ, предусматривающих решение стратегически важных для страны задач различного временного горизонта.

Долгосрочные государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются на десятилетний период через каждые 5 лет. Такой порядок позволяет всегда иметь ориентиры перспективного развития страны на срок, колеблющийся в пределах от 5 до 10 лет.

На базе информации, содержащейся в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития и осуществления специальных расчетов, составляются среднесрочные прогнозы на период от трех до пяти лет. Эти прогнозы подлежат ежегодной корректировке.

Краткосрочные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются ежегодно.

В процессе разработки прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития Российской Федерации в качестве самостоятельного раздела выделяются проектировки по развитию государственного сектора экономики. Они включают в себя показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, а также содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

В системе внутренней политики государства особое место занимает социальная политика.

Социальная политика - особый аспект государственной политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой (между социальными группами; между классами; между нациями; внутри социальных групп, классов и наций; между семьями и внутри них).

Субъектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребности и потребления. В социальной сфере важное положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат. Ограничительная социальная политика также означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Необходимо выделять определенные элементы в ориентации рыночной экономики на решение социальных проблем, позволяющие определить закономерности их развития при стратегическом планировании. Это следующие элементы:

1) место социальной политики в структуре национальных приоритетов. Социальная политика может рассматриваться как элемент государственного регулирования экономики и в этом случае представлять собой средство достижения каких-либо целей (например, устойчивость экономического роста). Либо социальная политика может представлять собой цель общества и, соответственно, цель экономического и социального регулирования;

2) распределение социальных функций общества между тремя основными участниками общественного процесса - государством, институтами гражданского общества и бизнесом - и роль каждого из них в реализации социальных целей;

3) конкретные приоритеты в рамках проводимой социальной политики:

Степень охвата общества мерами социальной политики (адресуется ли проводимая социальная политика всем членам общества, либо только их части, нуждающейся в конкретных видах социальной помощи в данный момент);

Активная социальная политика (ориентирована на недопущение понижения социального и доходного статуса конкретных граждан) либо пассивная политика (ориентированная на поддержку граждан в случае существенного понижения их доходов, жизненного и социального статуса);

Отношение к проблеме полной занятости, ориентация на сознательное достижение полной занятости, зачастую в ущерб экономической эффективности и экономическому росту;

Развитие сектора социальных услуг как преимущественного государственного, либо ориентация на предоставление социальных услуг преимущественно в рамках частного сектора экономики;

Масштабы использования страховой системы (как в рамках государственного, так и частного страхования) для финансирования социальных расходов выражаются, в частности, в относительной доле расходов социального назначения, финансируемых за счет страховых платежей и за счет общих бюджетных поступлений;

Распределение нагрузки по финансированию системы социального страхования между работодателями, работниками (застрахованными) и бюджетами различных уровней;

Используемая модель финансирования пенсионного обеспечения граждан (соотношение государственных и частных пенсионных фондов, использование в системе государственного пенсионного обеспечения схемы текущего покрытия пенсионных расходов либо схемы фондирования).

Социальная политика государства в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемым капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.

Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации отражены в программе социальных реформ, содержащихся в “Стратегии развития РФ до 2010 г.”, в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

Обеспечение максимальной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и поэтому объективно нуждаются в государственной поддержке;

Обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

Формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением представляемых социальных благ и услуг.

Основой для реализации стратегических целей социальной политики является ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, увеличение объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП.

Стратегия социальной политики имеет свою тактику, то есть выявление стратегических установок на отдельные этапы. Регулирование социальных процессов необходимо осуществлять по пяти аспектам.

Первый аспект. Политика в сфере доходов и личного потребления семей - это оплата труда лиц, работающих по найму. Цель - стимулирование трудовой активности, сокращение дифференциации в оплате труда, поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда.

Решая вопрос о минимальной заработной плате работников, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной мере был приближен к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт, как минимальная почасовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты труда наемных работников активно используются: налоги, механизм социального партнерства и система договоренностей между предпринимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за нарушения трудового законодательства.

Второй аспект. Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает: а) разработку и использование минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции. Минимальный потребительский бюджет определяется как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. Он должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов; б) поддержку государством нерыночного сектора национальной экономики, т.е. отраслей и видов деятельности, не ориентированных на коммерческие критерии. Третий аспект. Политика в сфере воспроизводства населения, рабочей силы и занятости. Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработка программ создания, сохранения и развития рабочих мест. Политика в сфере занятости оказывает влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населения; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг.

Последний аспект. Политика в отношении социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; выделение бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и т.д.

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.

Благосостояние населения является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия, как: “условия жизни”, “уровень жизни”, “качество жизни”.

Под “условиями жизни” понимают наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы).

“Уровень жизни” - это обеспеченность населения необходимыми для жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

“Качество жизни” характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по уровню личных притязаний.

Задачи стратегического планирования уровня жизни определяются целями социальной политики. Локальные задачи - отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектов благосостояния населения.

При оценке уровня жизни используются приемы системного анализа. Необходимость применения системного анализа в оценке уровня жизни населения обусловлена тем, что уровень жизни - сложная социально-экономическая категория, характеризующая социально-экономические отношения по поводу распределения материальных благ и услуг населения; степень удовлетворения рациональных потребностей в этих благах и услугах; условия для полноценного развития личности, созданные в обществе и государстве.

Для адекватной оценки доходов и уровня жизни нужны уровневые, динамические, структурные и обобщающие показатели, которые должны отвечать следующим требованиям:

Обеспечивать системность в оценке уровня жизни населения и сравнение с предыдущим периодом, другими странами (между регионами);

Быть понятными и несложными для расчета, т.е. обладать простотой измерения;

Опираться на разрабатываемые статистические данные.

Уровень жизни населения оценивается системой показателей. В экономически развитых странах политика в области доходов служит одним из главных элементов управления экономикой. В основе разработки этой политики лежат текущие оценки и прогнозирование уровней, динамики и структуры доходов населения.

Для стран с переходной экономикой регулирование доходов населения чрезвычайно актуально, так как переходный период сопровождается снижением жизненного уровня населения. В условиях глобальных социально-экономических преобразований, затрагивающих все стороны жизнедеятельности общества, требуется взвешенная и обоснованная политика доходов, которая базируется на объективных оценках того, как живет население, сколько оно может купить товаров и каких, как соотносятся цены и доходы домохозяйств, каково потребительское поведение различных групп населения.

Для решения этих вопросов необходима определенная система социально-экономических индикаторов, использование которых на практике дает возможность выявить закономерности и тенденции изменения уровня жизни населения и количественно их измерить, что, в свою очередь, станет основой для принятия управленческих решений. Политика доходов, кроме того, во многом определяет потребительский спрос.

В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни. К ним относят: 1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп); 2) показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здоровья (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость); 3) показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура и т.д.).

Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум и т.д.).

Третью группу составляет система показателей статистики уровня жизни населения, которая характеризует объем, состав, основные направления использования и распределения денежных доходов между отдельными группами населения. Показатели статистики уровня жизни отражают влияние экономической и социальной (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов, расходы на потребление и т.п.).

Задачами политики доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования и использования доходов домохозяйств и распределение их между группами населения. В условиях высокой инфляции для оперативного управления экономикой и прогнозирования последствий принимаемых решений большое значение имеет мониторинг внутригодовой динамики показателей доходов населения, прежде всего, регулярных поступлений заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.

Заключение

При выработке основ макроэкономической политики используется понятие совокупных доходов населения, которое включает все поступления в домохозяйство в виде доходов, имеющих денежную или натурально-вещественную форму, а также получаемых в виде льгот (освобождение от налогов или их части, реализованное право на приобретение материальных благ или услуг). Кроме того, в совокупный доход входят доходы, полученные от ведения личного подсобного хозяйства. Для оценки уровня жизни совокупные доходы относят к номинальным доходам. Кроме того, выделяют также реальные доходы и реально используемые (конечные доходы). В экономическом анализе и при прогнозировании выделяют реальные доходы, рассчитанные на душу населения.

Доходы, полученные населением, - это номинальные, реальные, реально используемые (конечные).

В состав номинальных доходов включаются:

а) денежные доходы, получаемые населением от различных предприятий и организаций. Общая сумма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований.

б) натуральные доходы, получаемые от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы национальных счетов), отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции и услуг (отчетного и прогнозного);

в) косвенные доходы населения, получаемые в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями социальной сферы. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозного федерального бюджетов.

Реальные доходы населения определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непосредственно на приобретение материальных благ и получение услуг. В объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы, израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системе по полученным у них кредитам.

Схема формирования доходов населения имеет следующий вид.

I. Номинальные доходы:

Денежные доходы;

Натуральные доходы;

Материальные затраты учреждений, бесплатно обслуживающих население.

Оплату услуг;

Обязательные платежи и налоги.

Равно: II. Реальные доходы населения.

Добровольные платежи и взносы;

Прирост сбережений;

Сокращение задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.

Равно: III. Конечные доходы.

Индекс цен и тарифов

IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах, всего:

На душу населения;

Индекс роста (падения) доходов.

Большое значение в регулировании уровня жизни имеет прогнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.

Список использований литературы

1. Учебное пособие СГУ (юнита 02);

2. Учебное пособие СГУ (юнита 03);

3. «Экономическая теория» Боголюбов.

Подобные документы

    Реальные и номинальные доходы населения, их виды, источники формирования. Анализ доходов населения в зарубежных странах, динамика доходов в Российской Федерации. Мировой опыт борьбы с бедностью. Доходы населения в Беларуси, способы их регулирования.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2015

    Понятие и система социально-экономических показателей уровня жизни населения. Методика определения статистических показателей доходов населения, сбережений, дифференциации доходов, уровня бедности населения, совокупных денежных и натуральных доходов.

    лекция , добавлен 13.02.2011

    Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы. Понятие и показатели уровня и качества жизни населения. Объективные индикаторы его финансовой активности. Валовой внутренний продукт как показатель уровня жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2013

    Анализ обобщающих показателей и закономерностей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени. Описание количественной стороны массовых социально-экономических явлений, отражаемых посредством показателей статистики.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Доходы населения как экономическая категория. Источники формирования доходов и их дифференциация. Функциональное и личное распределение доходов. Исследование динамики и особенностей личных доходов населения в России. Государственная политика доходов.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Понятие и роль реальных доходов в уровне жизни населения, их показатели. Анализ уровня и динамики реальных доходов, заработной платы, пенсий, социальных пособий. Распределение населения по уровню доходов. Меры по повышению уровня доходов населения.

    реферат , добавлен 29.09.2010

    Сущность и содержание доходов населения. Альтернативные теории стоимости. Принципы налогового перераспределения. Анализ денежных доходов населения в Республике Беларусь. Основные направления государственного регулирования процессов формирования доходов.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    курсовая работа , добавлен 28.03.2015

    Проведение экспериментального статистического исследования социально-экономических явлений и процессов Смоленской области на основе заданных показателей. Построение статистических графиков, рядов распределения, вариационных рядов, их обобщение и оценка.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2011

    Доходы населения и их виды. Заработная плата как основной источник доходов населения. Факторы, определяющие величину доходов. Проблема неравенства и распределения доходов. Государственная политика перераспределения доходов на примере Республики Беларусь.

Классификация норм и нормативов

· по времени действия

Перспективные

Текущие

· по характеру распространения

Межотраслевые

Отраслевые

Местные

· по объектам назначения

Готовая продукция

Полуфабрикаты

Другие различные работы

· по характеру используемых ресурсов

Материалы

Энергоресурсы

Топливные ресурсы

· по степени детализации

Индивидуальные

Групповые

· по методам разработки

Расчетно-аналитические

Опытные

Отчетно-статистические

11)Оценка выполнения плана. Система показателей, используемая в деятельности предприятия, ее характеристика.

Оценка выполнения плана на промышленных предприятиях осуществляется руководителями предприятия, руководителями и специалистами экономических служб, руководителем, как в целом всего предприятия, так и отдельных его подразделений. С этой целью сопоставляются фактические данные работы предприятия или производства с данными плана-прогноза по заранее определенным контрольным точкам.

Контрольные точки - это показатели работы того или иного подразделения предприятия или предприятия в целом . Эти контрольные точки устанавливаются в процессе разработки планов. Плановые и фактические работы, как отдельных подразделений, так и предприятия в целом рассчитываются и учитываются за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и год . Меньший диапазон используются лишь в диспетчировании . За все указанные периоды на любом промышленном предприятии любой формы собственности осуществляется оценка деятельности, за эти же периоды оценивается деятельность специалистов предприятия. Для оценки деятельности специалистов предприятия разрабатывается своя система показателей, по которым они в конечном итоге тренируются.

Показатель - это признак, характеризующий ту или иную сторону деятельности предприятия или его подразделений и отражающий то или иное экономическое явление. В нашей стране в условиях плановой экономики была сформирована система показателей. Данная система ориентировала предприятия на выполнение показателей по производству и сбыту продукции. В период перехода страны к рынку система показателей претерпевает серьезнее изменения. В рыночной экономике важнейшим показателем оценки деятельности предприятий следует отнести такие показатели как:

1) удовлетворение спроса на продукцию, вырабатываемую предприятием

2) рост доходов предприятия или фирмы

3) оптимизационные показатели

Статьи по теме: