Государственная регистрация общественных объединений. Порядок и сроки регистрации общественной организации

Регистрация общественной организации в России — комплекс мероприятий, направленных на открытие НКО и последующее ведение законной деятельности. Чтобы избежать сложностей в процессе оформления, важно следовать приведенному алгоритму или привлечь специалистов в сфере регистрации. Во втором случае расходы на оформление будут выше. Рассмотрим пошаговую инструкцию, как регистрировать НКО своими силами.

Что такое некоммерческая организация?

Некоммерческая организация — одна из форм деятельности юридического лица, планирующего дальнейшую работу в социальной сфере. На современном этапе НКО регулируются на законодательном уровне, и предусмотрены различные меры поддержки таких направлений.

Чтобы успешно пройти регистрацию общественной некоммерческой организации, стоит обратить внимание на ряд нюасов:

  1. Действующие требования со стороны законодательства.
  2. Цели и задачи, которые ставятся перед организацией. Важно, чтобы они соответствовали законам.
  3. Документы, которые требуется передать для прохождения регистрации.

В законодательстве РФ прописано, что НКО — организация, главной целью которой не является получение дохода и его распределение между учредителями. Такие структуры, как правило, формируются для работы в социальной сфере, на благо общества. При создании НКО отсутствуют ограничения по периоду действия, если иные требования не установлены в уставе. Некоммерческая организация может работать в различных сферах — благотворительной, культурной, образовательной, научной, охраны здоровья и многих других.

К основным формам НКО стоит отнести автономные, общественные и религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, казачьи образования, общины коренных народов РФ и другие.

Кто вправе создать некоммерческую общественную организацию?

В роли учредителя НКО вправе выступать обычные физлица — иностранцы или граждане России, а также компании. Количество участников таких обществ на государственном уровне не лимитируется. Возможны ситуации, когда у общественной организации только один участник. Последний вариант исключается для следующих форм деятельности — союзов, ассоциаций и партнерств.

Участниками НКО могут быть:

  • Физические лица (должны быть дееспособными) или юрлица.
  • Иностранцы, которые легально находятся на территории страны.

Учредителями НКО не могут быть:

  1. Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, по отношении к которым имеется запрет о нахождении на территории государства.
  2. Субъекты, которые находятся в списке с учетом ФЗ, касающегося отмывания денег и финансирования терроризма.
  3. Объединения (общественные или религиозные), деятельность которых запрещена на территории РФ по ФЗ об экстремистской деятельности (статья № 10).
  4. Субъекты, которые по решению суда причастны к экстремистской деятельности.
  5. Лица, которые не соответствуют требованиям законодательства, определяющим порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческой организации.

При создании общественной организации ключевую роль играют учредительные бумаги. В них содержатся сведения о целях деятельности, структуре компании, а также условиях ее работы в будущем. Именно эту документацию изучают регистрирующие органы при рассмотрении заявки на регистрацию. По федеральным законам РФ главной учредительной бумагой считается устав, который утвержден участником (владельцем) НКО.

В учредительных бумагах должны быть следующие сведения:

  • Название НКО с описанием направлений и формы деятельности.
  • Юридический адрес, по которому зарегистрирована общественная структура.
  • Цели и предмет, а также принципы управления деятельностью.
  • Права и обязательства учредителей.
  • Данные об отделениях и представительствах организации.
  • Нюансы выхода учредителей из НКО и тонкости приема.
  • Особенности внесения правок в учредительные бумаги.
  • Источники создания имущества, а также порядок его применения.

Регистрация НКО — шаг за шагом

Сегодня задачу регистрации НКО берет на себя Минюст РФ. Именно этот орган и его отделения на различных территориях страны выполняют работу по приему обращений и проверке документов. Кроме того, именно они принимают решения по вопросам реорганизации или ликвидации подобных обществ. Внесение правок в учредительную документацию или включение вновь созданной структуры в ЕГРЮЛ — также задача Министерства юстиции. Процесс регистрации проходит в несколько этапов.

Поиск учредителей

Выше рассмотрено, кто по законодательству вправе стать участником НКО — компания или физическое лицо, не имеющее запретов на законодательном уровне.

Определение направления деятельности

При прохождении этого этапа стоит учесть следующие нюансы:

  1. Важно, чтобы род деятельности соответствовал целям, для которых создается некоммерческая организация.
  2. В уставе структуры важно прописать все виды деятельности, которые планирует вести НКО.
  3. В ЕГРЮЛ представляется полная информация в отношении деятельности подобных структур.

Выбор названия

Отдельное внимание уделяется выбору наименования НКО. К нему предъявляется ряд требований:

  • Использование только русского языка.
  • Указание формы и вида деятельности.
  • Регистрация наименования обязательна, ведь в ином случае его смогут использовать другие лица.
  • Важно соблюдать осторожность в случае применения в названии «Российская Федерация». Здесь имеется ряд нюансов, с которыми стоит ознакомиться до начала регистрации.

Определение юридического адреса

Следующий шаг — выбор юрадреса для организации. Здесь стоит выделить только два главных правила. Во-первых, требуется указать реальный юрадрес. Во-вторых, если объект оформляется в аренду, в Министерство юстиции требуется передать арендное соглашение. В случае если офисом владеет сам учредитель, потребуются подтверждающие бумаги.

Сбор и передача документации

Теперь стоит собрать документы для регистрации общественного объединения. В пакет бумаг входит:

  1. Заявление. Форму заявления при создании можно взять в регистрирующем органе. Документ оформляется в двух экземплярах.
  2. Учредительные бумаги, а точнее — устав (в трех экземплярах).
  3. Решение о создании НКО, а также об утверждении учредительных бумаг. Здесь требуется указание состава назначенных органов. Количество — 2 ед.
  4. Бумаги об уплате госпошлины (квитанция) — 2 ед.
  5. Информация об участниках НКО — 2 ед.
  6. Данные о юридическом адресе общественной организации, по которому с ней можно связаться (при необходимости). Как вариант, передача арендного соглашения или свидетельства, подтверждающего право владения объектом.
  7. Бумаги, подтверждающие возможность применения в названии НКО имени учредителя, запрещенной законами РФ символики и так далее.
  8. Выписка из реестра юрлиц страны, откуда родом учредитель, или другая равная по действию бумага, подтверждающая статус участника-иностранца.
  9. Заявление на включение НКО в соответствующий реестр, где отражены общественные организации, играющие роль иностранного агента.

В Минюсте РФ не имеют право требовать другие бумаги, кроме тех, которые входят в рассмотренный выше список.

Оплата госпошлины

Следующим этапом требуется заплатить госпошлину, размер которой в отношении НКО составляет 4 000 рублей. Но здесь имеется ряд нюансов:

  • Стоимость госрегистрации юрлица — 4 000 р.
  • Регистрация политической партии (отделений по регионам) — 3 500 р.
  • Общественная организация инвалидов — 1 400 р.
  • Внесение сведений в госреестр СРО — 6 500 р.

После оплаты важно обратить внимание, что в квитанции указывалась фамилия человека, подающего бумаги на прохождение госрегистрации.

Передача бумаг в Минюст

Как только вся документация подготовлена, и процесс регистрации оплачен, требуется передать пакет бумаг в Минюст. На это выделяется не больше 3-х месяцев, начиная со дня принятия решения по открытию НКО.

Передача может осуществляться лично или через портал госуслуг, где имеются требуемые формы для заполнения.

Получение свидетельства

Если Министерство юстиции выдало позитивное решение, заявитель получает Свидетельство, подтверждающее успешное прохождение регистрации НКО. На это дается срок до одного месяца. Бумага гарантирует успешность прохождения регистрационных процедур. В свидетельстве отмечаются следующие сведения — персональный код (регистрационный номер), юрадрес, а также название НКО.

Как отмечалось, у государственных органов имеется не более месяца на выполнение регистрационных процедур. На практике оформление проходит быстрее — в срок до двух недель с момента передачи бумаг. Это возможно в случае, если у Минюста отсутствуют претензии к заявителю с позиции передаваемой документации и прочих аспектов будущей деятельности.

Далее информация идет в ФНС, чтобы включить сведения о созданной организации в ЕГРЮЛ. На базе полученных сведений в течение пяти суток данные о новой общественной организации включаются в реестр, а на следующие сутки налоговая служба отчитывается по проделанной работе в Министерство финансов РФ. Сотрудники последнего в срок до 3-х суток готовят и передают свидетельство о госрегистрации. Вот почему процесс затягивается на срок до 30 дней.

Тонкости оформления заявления

Одним из главных документов в процессе создания НКО является заявление, которое подается в Минюст. Участник организации готовит бумагу в двух вариантах, после чего подписывает ее. Заполнение заявления осуществляется по общепринятой форме Р11001. Правильный шаблон можно найти на сайте Минюста. Здесь же имеются иные образцы бумаг, которые требуются для прохождения регистрационных процедур.

В заявление на создание НКО требуется указать следующие сведения — ФИО, номер телефона, а также адрес участника. Обязательно наличие подписи заявителя, удостоверенной нотариально. Также пишется второе заявление с подписью, которая сделана своей рукой (копия первой бумаги не допускается).

Как быть при отказе в регистрации?

Минюст РФ вправе принимать решение — регистрировать НКО или отказать заявителю в предоставлении такой услуги. Кроме того, такое решение в регионах принимают его территориальные органы. Если все бумаги собраны и заполнены правильно, претензии возникают редко. Но возможны ситуации, когда уполномоченный орган отказывает в создании общественной организации некоммерческого типа. Для этого существует ряд причин:

  1. Учредительные или другие бумаги, которые переданы в Минюст РФ для рассмотрения и прохождения регистрации НКО находятся в противоречии с законами и Конституцией РФ.
  2. Название структуры несет в себе элементы оскорбления нравственности, а также религиозных и национальных чувств.
  3. Пакет бумаг, необходимых для создания НКО, сформирован не полностью и не соответствует требованиям законодательства РФ. Причиной отказа часто бывает передача в неподходящую структуру.
  4. В роли учредителя НКО выступает лицо, которое с учетом ФЗ не имеет права выполнять подобную функцию.
  5. В переданных для рассмотрения бумагах имеется информация, которая ошибочна и не соответствует реальному положению дел.

Если заявитель получил отказ в создании НКО, у него в распоряжении имеется два варианта — смириться с отказом и прекратить попытки создания общественной организации этого типа или добиваться цели. По закону не запрещено снова собирать и передавать пакет бумаг для прохождения регистрации, но при условии, что причины отказа устранены. Вторичная подача бумаг осуществляется с учетом требований ФЗ об НКО.

Как видно из статьи, процесс создания НКО достаточно трудоемкий и требует определенных затрат времени на сбор бумаг, их передачу и ожидания решения Минюста или его представителей в регионах. Но при правильном подходе весь процесс, начиная с принятия решения и заканчивая получением свидетельства, может занять не больше двух месяцев.

    Регистрация общественной организации в России производится согласно установленным правилам Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . По закону, чтобы оформить общественное объединение в структурах исполнительной власти, требуются волеизъявления не менее трёх физлиц-учредителей и соответствующие документы. При этом оформление подобного общества осуществляется после того, как учредители на общем голосовании решили создать юрлицо, утвердили устав и сформировали руководство. Каков порядок регистрации общественной организации более подробно рассмотрим в статье.

    Куда обращаться для регистрации общественной организации

    На данный момент вопросами оформления общественных организаций занимается Министерство юстиции РФ. Минюст и его региональные отделения принимают решения о госрегистрации объединения, включая вопросы его создания, реорганизации либо ликвидации. Все изменения в учредительной документации и включение определенного союза в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) производится Минюстом.

    Регистрация некоммерческой общественной организации в 2017 году: пошаговая инструкция

    Порядок оформления некоммерческой общественной организации (НКО) в России включает в себя ряд шагов:

    1. Нужно выбрать учредителей/учредителя НКО. Участниками некоммерческой организации могут быть как граждане РФ, так и юрлица, а также иностранцы.
    2. Требуется определиться с родом деятельности. Он должен соответствовать задачам создания НКО, зафиксированным в Уставе. В нем необходимо указать все типы планируемой деятельности. В ЕГРЮЛ следует предоставить данные о виде деятельности каждого типа НКО.
    3. Определиться с названием объединения. Наименование должно быть на русском языке и содержать в себе указание на тип и характер деятельности НКО. Когда вы зарегистрируете название общества, у вас появится исключительное право на его использование.
    4. Необходимо быть осторожным с применением наименований Российская Федерация и Россия. В данном случае имеется несколько особенностей, ознакомиться с которыми возможно в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ .


    5. Указать действующий юридический адрес. Если помещение берут в аренду – в Министерство юстиции РФ следует в обязательном порядке предоставить договор об аренде. Если офис находится в собственности учредителей, то необходимо подтвердить соответствующей выпиской из ЕГРН.
    6. Подготовить пакет документов.
    7. Оплатить госпошлину на регистрацию НКО согласно ст. 333.33 НК РФ.
    8. Предоставить комплект документов в Минюст. Нужно подать документацию не позднее 3-х месяцев со времени принятия решения об открытии НКО. Подать документы можно через веб-портал Госуслуг , где есть все необходимые бланки-формы.
    9. Получить свидетельство о регистрации объединения. В случае положительного решения, Минюст выдает документ, который гарантирует, что НКО прошла оформление успешно. В нем указывают наименование, юридический адрес и индивидуальный код общества.

    Порядок регистрация общероссийской, региональной или международной общественной организации может иметь некоторые особенности и по срокам, и по успешному оформлению документации, поэтому рекомендуется предварительно проконсультироваться у опытного юриста.

    Срок регистрации общественной организации

    Сроки оформления данного общества в Минюсте – не более 30 рабочих дней. В том случае, если вся документация в порядке и причин для отказа в оформлении нет, Минюст РФ или его региональное отделение принимает окончательное решение не позднее, чем через 2 недели с момента получения пакета документов.

    Затем бумаги направляют в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ) для внесения информации в ЕГРЮЛ. На основании полученных сведений в течение пяти рабочих дней данные о новом образовании вносят в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС уведомляет об этом Минюст. Он в свою очередь не позднее 3-х рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации.

    Документы для регистрации общественной организации

    Прежде всего, следует подготовить устав, который утверждается участниками и членами данного объединения. Для создания союза также требуется учредительный договор и решение об открытии от собственника общества.

    В учредительной документации обязательно должна содержаться следующая информация:

  • наименование учреждения с указанием вида занятости;
  • цель открытия и последующая деятельность;
  • юридический адрес;
  • порядок управления;
  • сведения о представительствах и филиалах объединения;
  • обязанности и права учредителей;
  • информация об условиях приема и выхода из союза;
  • источники имущества и сведения об использовании;
  • данные об изменениях в учредительном договоре и уставе;
  • дополнительные законодательные положения.

Для регистрации общественной организации в Минюст следует предоставить требуемый пакет документов:

  • заявление о регистрации общественной организации (форма № РН0001);
  • устав (если есть, учредительный договор);
  • протокол о создании общества;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • подтверждение юридического адреса;
  • документ, который удостоверяет его юридический статус (в случае иностранного учредителя);
  • если в названии или символике объединения применяется интеллектуальная собственность – подтверждение о праве на её использование.

Точную информацию о необходимой документации следует уточнить в Уполномоченном органе.

Таким образом, все трудности при оформлении заключаются в подготовке полного пакета документации. Наилучшим выходом из ситуации будет получение необходимого списка бумаг непосредственно в регистрирующих органах, а соответствие данному перечню гарантирует успешное окончание процедуры.

Наши эксперты веб-ресурса Правовед.RU смогут проконсультировать вас по вопросам об особенностях правового положения данных организаций и порядке регистрации. Для этого достаточно позвонить по указанным телефонам или заполнить форму обратной связи.

Одной из наиболее распространенных форм некоммерческих организаций, к которым предъявляются специальные требования их регистрации, являются общественные объединения. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" *(115) (статья 3), под общественным объединением следует понимать "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

Общественное объединение может функционировать как в форме юридического лица (т.е. определенным образом зарегистрированное в таком качестве), так и без образования юридического лица. Соответственно, в зависимости от регистрации в качестве юридического лица или отсутствия таковой, общественное объединение обладает более или менее обширным кругом прав и обязанностей.

Вместе с тем, особенностью общественного объединения выступает и то, что оно само по себе не является организационно-правовой формой. Это всего лишь собирательный термин, включающий в себя организационно-правовые формы юридических лиц, подпадающие под общие признаки общественного объединения: добровольность, самоуправляемость, некоммерческий вид деятельности, общность интересов и целей членов. Таковыми организационно-правовыми формами признаются:

Общественная организация;

Общественное движение;

Общественный фонд;

Общественное учреждение;

Орган общественной самодеятельности;

Политическая партия.

Каждая из перечисленных организационно-правовых форм, наряду с общими признаками, характерными для общественного объединения, имеют собственные признаки, присущие каждой из форм отдельно.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 Закона об общественных объединениях).

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона об общественных объединениях).

Правовой статус политической партии определяется отдельным блоком законодательства. При этом отдельно регулируется и вопрос государственной регистрации политической партии, поэтому он будет рассмотрен в отдельном параграфе .

Таким образом, сущностным свойством общественного объединения является выражение интересов определенного слоя общества (группы граждан), например, предпринимательских кругов, молодежи, женщин, пенсионеров, ветеранов и т.п. Соответственно цели, преследуемые такими объединениями, являются довольно значимыми и необходимыми для общества. Неспроста поэтому общественные объединения являются базисной составной частью гражданского общества, контролирующего деятельность государства *(116) . Важна в этом смысле норма, закрепленная в ч. 1 ст. 17 Закона об общественных объединениях. Согласной ей, вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, оговоренных законом.

Одним из таких исключений является государственная регистрация общественных объединений в качестве юридических лиц. Законом об общественных объединениях закрепляются некоторые особенности специального порядка регистрации.

Так, предъявляются некоторые особые требования к заявителям. К примеру, учредителем объединения может выступить как физическое лицо, достигшие восемнадцати лет (несмотря на то, что членами общественного объединения могут быть граждане значительно меньшего возраста), так и иные юридические лица - общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, также могут быть учредителями общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами. Одни из таких исключительных случаев установлены в самом Законе об общественных организациях (ст. 19). Согласно Федеральному закону от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесшему дополнения и изменения в Закон об общественных объединений, не могут быть учредителями общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;

2) лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности *(117) ;

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности";

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

Не могут выступать участниками общественных объединений и органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Соответственно, заявителями регистрации общественного объединения при его создании могут быть а) учредитель (учредители) - физические лица; б) руководитель другого общественного объединения, выступающий учредителем регистрируемого объединения; в) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией заявителями могут выступить только ликвидационная комиссия или ликвидатор.

Заявителями регистрации внесения изменений в устав и (или) государственный реестр могут являться а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, а в случае отсутствия такового - иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Аналогичным с последним является список возможных заявителей государственной регистрации общественного объединения, созданного путем реорганизации. Заявителями государственной регистрации создания региональных или местных отделений общероссийских или межрегиональных общественных объединений являются исключительно само общероссийское или межрегиональное общественное объединение соответственно.

Для государственной регистрации общественного объединения при его создании уполномоченные заявители в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания, которые постановили зарегистрировать общественное объединение в качестве юридического лица, подают необходимые документы в орган, принимающий решение о государственной регистрации. Такими документами согласно абз. 6 ст. 21 Закона об общественных объединениях являются:

1) заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Форма заявления о государственной регистрации общественного объединения утверждена в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212. Правила заполнения этой формы аналогичны правилам, распространяющимся на заполнение заявления о регистрации юридического лица с обычным статусом. Необходимо лишь указать на следующие особенности.

Согласно статье 14 Закона об общественных объединениях, для общероссийских общественных объединений допускается возможность использования в своих наименованиях слова и словосочетания "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний без специального разрешения правомочного государственного органа.

Для органа, принимающего решение о регистрации, также важны цели создания общественного объединения (так называемые уставные цели), которые указываются в заявлении. При этом цели объединения, указанные в заявлении, должны полностью корреспондировать с целями, закрепленными в уставе общественного объединения.

Устав является единственным учредительным документом общественного объединения. Согласно статье 20 Закона об общественных объединениях, он обязательно должен содержать в себе следующие сведения:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионный органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. Все экземпляры устава (необходимо три экземпляра) представляются в оригиналах. Страницы устава должны быть пронумерованы, прошиты, а сам устав заверен руководителем общественного объединения.

Важным фактом в деятельности общественного объединения выступают решения съезда (конференции) или общего собрания о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Именно с момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законодательством (ст. 18 Закона об общественных объединениях). В силу важности указанных решений, их (целиком или в форме выписок из протокола) необходимо представить в орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения. Выписка представляется в двух экземплярах и должна содержать следующие данные: дату и место проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания; список учредителей - участников учредительного съезда (конференции) или общего собрания; сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и др.); существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилии, имена, отчества) об избранных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов, фамилии и подписи председателя и секретаря съезда (конференции) или общего собрания, ответственных за составление протокола.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением, оформляются в произвольной форме. Однако они должны обязательно содержать следующие данные: наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры.

Помимо этого, для регистрации международного, общероссийского или межрегионального общественного объединения в орган, принимающий решение о регистрации, необходимо представить протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний их структурных подразделений.

В случае использования общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством России об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, органу, принимающему решение о государственной регистрации такого объединения, потребуется дополнительно документ, подтверждающий правомочие объединения на использование подобных продуктов. Документом, подтверждающим правомочия общественного объединения на использование в своем названии имен государственных и общественных деятелей, является решение по этому вопросу соответствующих органов исполнительной власти РФ по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения. А документом, подтверждающим правомочие общественного объединения на использование им символики, защищенной законодательством России об охране интеллектуальной собственности, может быть регистрационное свидетельство Государственного патентного ведомства РФ, решение судебного органа или другой правоустанавливающий документ.

Для регистрации отделения общественного объединения в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту РФ представляются все перечисленные документы, заверенные центральным руководящим органом общественного объединения, а также копия документа о государственной регистрации общественного объединения (копия Свидетельства о государственной регистрации общественного объединения). Государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации (ч. 9 ст. 21 Закона об общественных объединениях).

Все документы должны быть представлены на государственном языке Российской Федерации - русском языке.

Срок государственной регистрации общественного объединения зависит от регистрируемого факта. Так, срок регистрации фактов создания, реорганизации общественного объединения, внесения изменений в устав объединения или в сведения об объединении в ЕГРЮЛ, составляет тридцать дней. А срок регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией значительно ниже и составляет десять дней.

По истечении срока регистрации орган Федеральной регистрационной службы должен вынести одно из следующих решений: либо решение о государственной регистрации общественного объединения, либо решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения.

В отличие от регистрации юридических лиц с обычным статусом, где проверка представленных документов ведется исключительно формально, принятие решения о регистрации общественного объединения основано на более тщательной проверке представленных документов. Назовем ее качественной проверкой. В соответствии с Приказом Минюста от 25 марта 2003 г. N 68, она включает в себя анализ устава и других "учредительных документов" *(118) общественного объединения с точки зрения:

1) соответствия Конституции РФ, Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральному закону "Об общественных объединениях", федеральным законам об отдельных видах общественных объединений;

2) наличия полного перечня требуемых по закону учредительных документов;

3) соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления учредительных документов;

4) достоверности информации, содержащейся в представленных на государственную регистрацию учредительных документов;

5) соответствия названия общественного объединения требованиям закона;

6) наличия в ЕГРЮЛ зарегистрированного общественного объединения с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность.

Для реализации поставленных задач органы, принимающие решение о регистрации общественного объединения, в необходимых случаях вправе (п. 2.2. Приказа Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68):

1) получать для ознакомления у обратившегося за государственной регистрацией объединения подлинные экземпляры учредительных документов и иные материалы;

2) получать справки и объяснения от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с государственной регистрацией объединения;

4) получать заключения специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией объединения;

5) совершать иные действия, вытекающие из требований закона.

В случае возникновения каких-либо замечаний к представленным документам, требующих доработки, но не препятствующих принятию решения о государственной регистрации соответствующего общественного объединения, органы, принимающие решение о регистрации, в официальном порядке могут письменно довести эти замечания до сведения постоянно действующего руководящего органа этого объединения. Но при этом редактирование уже находящихся на рассмотрении документов не допускается. Общественное объединение лишь вправе либо продолжить регистрационную процедуру по ранее представленным документам, либо по письменному заявлению возвратить материалы, представленные в органы Федеральной регистрационной службы. Правда, второй вариант возможен только в случае, если решение о государственной регистрации общественного объединения еще не принято.

По истечении с момента принятия документов одного месяца орган Федеральной регистрационной службы обязан принять либо решение о государственной регистрации общественного объединения, либо решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения.

Решение об отказе в государственной регистрации объединения может наступить только по строго правовой регламентации, которая содержится в статье 23 Закона об общественных объединениях. Согласно ее содержанию основаниями отказа являются следующие ситуации:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ и законодательству РФ;

2) если представлен неполный перечень определенных Федеральным законом "Об общественном объединении" необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

6) если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Исходя из представленного перечня оснований, можно сделать следующие выводы.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания, а также по иным основаниям, не указанным в перечне, не допускается.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения оформляется в форме заключения, утвержденного уполномоченным лицом Министерства юстиции РФ или его территориального органа. Не позднее месячного срока со дня принятия соответствующего заключения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд общей юрисдикции.

В случае если процессуальные действия органа Федеральной регистрационной службы по проверке документов не выявили каких-либо нарушений, последний в тридцатидневный срок со дня подачи заявителем документов принимает решение о государственной регистрации общественного объединения.

На основании указанного решения и представленных сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Орган Федеральной регистрационной службы не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основании общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе данной организации. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическое общественное объединение или союз (ассоциация) общественных объединений. Учредителями общественных объединений могут выступать лишь физические лица и (или) общественные организации (как российские, так и иностранные).

Согласно Закону РФ «Об общественных объединениях», решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции либо его территориальным подразделением. Запись об учреждении общественного объединения в Единый реестр юридических лиц осуществляется уполномоченным органом – налоговой инспекцией, согласно Федеральному закону «О государственной регистрации». Таким образом, наглядно видно, что создание и регистрация общественных объединений имеет свои особенности, как и другие некоммерческие организации, касается это и самой процедуры, и пакета документов, и других важных моментов, поэтому очень часто необходима помощь опытного специалиста.

Для осуществления государственной регистрации общественных объединений в федеральный орган юстиции либо его соответствующее территориальное структурное подразделение необходимо подать следующий пакет документов для регистрации: общественной организации, учреждения, движения т. д.:

  • заявление, подписанное членами непрерывно функционирующего руководящего органа организации, отмечая их фамилии, имена, отчества, места проживания и контактные телефоны (в 2-х экземплярах);
  • наименование общественного объединения;
  • устав общественного объединения (в 3-х экземплярах);
  • выписку из протокола общего собрания, содержащую информацию об учреждении общественного объединения, о согласовании его устава и о соответствующем создании руководящего и контролирующего органа;
  • сведения об учредителях (в 2-х экземплярах);
  • документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины;
  • сведения об адресе, месте расположения непрерывно функционирующего руководящего органа общественного объединения, посредством которого осуществляется связь с общественным объединением;
  • протоколы учредительных съездов (конференций) либо общих собраний структурных подразделений, если речь идет о международных, общероссийских и межрегиональных общественных объединениях;
  • если общественное объединение использует собственное имя гражданина, символику, защищенную законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности либо авторских прав, необходимо представить документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • сведения о главном бухгалтере общественного объединения (копия паспорта, почтовый индекс прописки, контактный телефон);
  • сведения о банке, в котором планируется открыть расчетный счет (наименование, адрес, контактный телефон).

Срок регистрации общественного объединения составляет порядка полутора месяцев. Так, в частности, на первом этапе в течение 30 дн. Минюст должен принять решение о гос. регистрации объединения (или дать отказ). После этого, в случае положительного решения, переходят ко второму этапу: вносятся сведения о новом юрлице в ЕГРЮЛ (5 рабочих дн.) и выдается соответствующее свидетельство (3 рабочих дн.). Кроме того необходимо осуществить постановку на налоговый учет, открыть р/счет, получить коды из Госкомстата и т. д., что также может занять порядка 5-10 дн.

Порядок создания общественных объединений является достаточно кропотливым и трудоемким, требующий знания многих юридических тонкостей и опыта. Далеко не каждый знает, как создать подобную некоммерческую организацию. Поэтому мы предлагаем вам профессиональную помощь в регистрации некоммерческой организации в форме общественного объединения. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены, что государственная регистрация общественных объединений будет проведена руками профессионалов. Кроме того на наши услуги мы обязательно даем гарантии, что для вас также станет подтверждением надежности сотрудничества с нами.

Базовая стоимость регистрации общественных объединений

Регистрация общественного объединения в форме общественной организации, движения, фонда, учреждения и т. д. и ее стоимость зависят от множества факторов: какую именно форму вы выберете, необходимы ли вам дополнительные услуги: изготовление печати, открытие р/счета и т. д. Кроме того вы также можете у нас подобрать для себя юридический адрес, по которому регистрация общественного объединения: учреждения, движения и т. д. пройдет обязательно успешно.

В стандартный пакет услуг по регистрации общественного объединения входит:

  • бесплатная консультация по всем вопросам регистрации общественного объединения;
  • подготовка регистрационных документов;
  • оплата государственных пошлин и сборов;
  • сопровождение процедуры регистрации в Федеральной регистрационной службе с получением свидетельства о государственной регистрации организации;
  • получение письма из Госкомстата о присвоении кодов;
  • постановка на налоговый учет;
  • постановка на учет во внебюджетные фонды;
  • изготовление автоматической печати.

Кроме того, наша компания предлагает ряд дополнительных услуг по регистрации и сопровождению некоммерческой организации в форме общественного объединения. Мы можем предложить полное сопровождение, когда необходима регистрация общественного объединения в форме общественной организации, учреждения, фонда, движения и т. п.

Дополнительные услуги, оказываемые при регистрации общественных объединений

На сегодняшнем рынке юридических услуг регистрация некоммерческих организаций является товаром чрезвычайно востребованным, но, тем не менее, штучным. Связано это с тем, что государственная регистрация общественной организации, движения, фонда и др. имеет множество нюансов, о которых знает даже не каждый юрист. Кроме того отсутствие однозначного и четкого законодательства, регламентирующего порядок регистрации и осуществления деятельности некоммерческих организаций, делает эту область знаний чрезвычайно сложной и многоугольной, поэтому не всякий специалист возьмется за регистрацию некоммерческой организации.

Наши специалисты имеют многолетний опыт работы в области регистрации некоммерческих организаций в форме общественного объединения, и мы предлагаем Вам надежную и профессиональную помощь. Также вы можете быть уверены, что регистрация вашей общественной организации или фонда пройдет с учетом всех законодательных норм и порядка создания подобных объединений, а цена данной услуги вас приятно удивит своей демократичностью, наравне с ее высоким качеством. Доверяйте только настоящим профессионалам!

Статьи по теме: