История психологии как экспериментальной науки начинается. В.Вульф – основатель психологии. Основные методы истории психологии

Понимание предмета психологии в науке сложилось не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.
1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит – частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).
2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.
3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:
- гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);
- психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное);
- когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);
- генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления).
Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии » - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).
4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения - психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957). Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).
На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет – особенности личности). В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление- трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.
В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.




Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии.

Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.
В своем развитии психология прошла 4 этапа:
1. Психология как наука о душе (5 век до нашей эры). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2. Психология как наука о сознании (начало в 17 веке, в связи с развитием естественных наук). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой.
3. Психология как наука о поведении . (Начинается во второй половине 19 века). К задачам психологии относились наблюдения за поведением, поступками, реакциями человека.
4. Современный . Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. В настоящее время психология превратилась в многоотраслевую прикладную науку.
Структура психологии:
1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии.
2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества.
3. Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии).
4. Специальная психология, исследует психику деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, военная, психология спорта, торговли и т.д.).
Можно выделить следующие группы методов:
1. Организационные. К организационным методам относятся следующие:
1.1. Сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению);
1.2. Лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
1.3. Комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между физиологическим, психическим и социальным развитием).
2. Эмпирические – наблюдение за отдельными фактами, их классификация и установление закономерных фактов между ними (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент).
3. Психодиагностические методы (тесты, опросы, анкетирование, беседа).
Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений; научиться управлять ими; уметь использовать полученные знаний с целью повышения эффективности различных отраслей практики.

Понятие о психике и сознании. Структура сознания.

Сознание - это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:
- психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные другие);
- психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
- психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
- сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
- моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
- ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики животных - это наличие сознания, особенно самосознания.
Сознание – это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре- дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.

Деятельностный подход.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности.

Знаниевый подход.

Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (1917-1989). Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей. Поэтому многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены математическим, умственным, педагогическим способностям, как правило, широко известны и перспективны.

В) Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность разнообразие. Б. М. Теплов писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей “выдающимися” не могут быть все, поэтому в реальности талантливых людей нем

Гениальность - это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому “непризнанных гениев” много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. На то они и гении.

Виды общения

· Материальное общение - обмен предметами или продуктами деятельности.

· Когнитивное общение - обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

· Кондиционное, или эмоциональное общение - обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга - пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

· Мотивационное общение - обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

· Деятельностное общение - обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

· Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

· Светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

· Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

· Межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности.

· Манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника.

Принципы дидактики

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.

  • Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
  • Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. В процессе обучения необходимо учитывать общие признаки сознательного усвоения знаний. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).
  • Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
  • Принцип научности. Главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы.
  • Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д.
  • Принцип систематичности и последовательности. Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.
  • Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.
  • Принцип связи теории с практикой. Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание - целостный процесс. Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания - это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности

Краткая история развития психологической науки.

Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
1)I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления

2)II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

4)III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

5)IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

Психология как наука возникла в Древней Греции и до сих пор является актуальной отраслью. На основе трактатов и работ ученых были разработаны механизмы, модели и системы, позволяющие изучить поведение, восприятие, осознание и приспособляемость человека в социуме. Давайте узнаем краткую историю психологии, а также познакомимся с известными деятелями, которые внесли огромный вклад в развитие этой гуманитарной науки.

Краткая история психологии

С чего все началось? Как возникла психология как наука? На самом деле эта отрасль тесно связана и с философией, и с историей, и социологией. На сегодняшний день психология активно взаимодействует с биологией и нейропсихологией, несмотря на то что изначально ученые в этой отрасли пытались найти доказательства существование души в теле человека. Само название и произошло от двух производных: логос ("учение") и психо ("душа"). И только после 18 века ученые провели тончайшую связь между самим определением науки и человеческим характером. Так и появилось новое понятие психологии - исследователи стали строить психоанализ, изучать поведение каждого человека, выявлять категории и патологии, которые влияют на интересы, приспособляемость, настроение и жизненный выбор.

Многие великие психологи, такие как С. Рубинштейн и Р. Гоклениус, отмечали, что данная наука является важной в познании человека. Испокон веков исследователи изучают связь разума с религией, веры с духовностью, сознания с поведением.

Что это такое

Психология как самостоятельная наука изучает психические процессы, взаимодействие человека с окружающим миром и поведением в нем. Основным объектом в учении является психика, что в переводе с древнегреческого означает "душевный". Иными словами, психика - реализованные действия человека, которые базируются на первичных знаниях о реальности.

Краткие тезисы, определяющие психологию:

  • Это способ познания самого себя, своего внутреннего и, конечно же, окружающего мира.
  • Это "душевная" наука, ведь она заставляет нас постоянно развиваться, задавая извечные вопросы: кто я такой, зачем я в этом мире. Именно поэтому прослеживается тончайшая связь психологии с науками, такими как философия и социология.
  • Это наука, изучающая взаимодействие внешнего мира с психикой и ее влиянием на окружающих. Благодаря многочисленным исследованиям была создана новая отрасль - психиатрия, где ученые стали выявлять патологии и психологические расстройства, а также купировать их, лечить или полностью изничтожать.
  • Это начало духовного пути, где великие психологи вкупе с философами стремились изучить связь духовного и материального мира. Несмотря на то что сегодня осознание духовного единства - это лишь миф, пришедший из глубин времени, психология отражает некий смысл бытия - упорядоченный, окультуренный, организованный спустя тысячи лет.

Что изучает психология

Давайте ответим на главный вопрос - что изучает наука психология? В первую очередь все психические процессы и их составляющие. Исследователи установили, что данные процессы можно разделить на три вида: воля, чувства, познание. К их числу относятся и мышление человека, и память, и эмоции, и цель, и принятие решений. Отсюда появляется второе явление, которое изучает наука - психические состояния. Что изучает психология:

  • Процессы. Внимание, речь, чувствительность, аффекты и стресс, чувства и мотивы, представление и любознательность.
  • Состояния. Усталость и эмоциональные всплески, удовлетворенность и апатия, депрессия и счастье.
  • Свойства. Способности, уникальные черты характера, типы темперамента.
  • Образование. Привычки, навыки, области знания, умения, приспособленность, персональные черты.

Давайте теперь начнем формулировать ответ на главный вопрос - как возникла психология как наука? Изначально исследователи обращали внимание на простые явления психики, за которыми и стали вести наблюдения. Было замечено, что любой психический процесс может длиться как всего несколько секунд, так и более, порой достигая 30-60 минут. Это вызвало и впоследствии вся психическая деятельность людей была отнесена к сложным мозговым процессам.

Сегодня наука изучает каждого индивидуума по отдельности, выявляя все новые психические явления, хотя раньше все было разделено на несколько видов. Чувство подавленности, причины раздражения, рассеянность, перепады настроения, формирование характера и темперамента, саморазвитие и эволюция - это лишь малая часть того, что повлияло на развитие психологии как науки.

Главные задачи науки

Как возникла психология как наука? Все началось с того, что мыслители и философы начали обращать внимание на психические процессы. Это и стало основной задачей учения. Исследователи анализировали особенности всех процессов, связанных напрямую с психикой. Они считали, что данное направление отражает действительность, то есть все события влияют на психоэмоциональное состояние человека, что побуждает его на то или иное действие.

Анализ всех явлений, связанных с психикой, и их развитие - это вторая задача науки. Затем появилась и третья, важная ступень в психологии - изучение всех физиологических механизмов, которыми управляют психические явления.

Если говорить о задачах кратко, то можно разделить их на несколько пунктов:

  1. Психология должна научить понимать все психологические процессы.
  2. После этого мы учимся контролировать их, а затем и вовсе управлять ими.
  3. Все знания направляем в развитие психологии, которая тесно связана со многими гуманитарными и естественными науками.

Благодаря основным задачам фундаментальная психология (то есть наука ради науки) была разделена на несколько ветвей, к которым относится и изучение детских характеров, поведения в рабочей среде, темперамент и черты творческих, технических и спортивных личностей.

Методики, которые используются наукой

Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель - авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.

Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа - это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово "дуализм", что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.

Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы - это двойственное существо, в котором "обитает" и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.

С. Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн - это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.

Сергей Леонидович подробно описал свои теории в книгах, которые впоследствии поступили в тираж. К ним относится и "Принцип творческой самодеятельности", и "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса". Во второй работе Рубинштейн рассмотрел общество как единое целое, которое следует по единому пути. Для этого ученому пришлось провести глубокий анализ советского народа и сравнить с зарубежной психологией.

Сергей Леонидович также стал основоположником исследования личностей, но, ко всеобщему сожалению, не смог закончить работу. Однако его вклад заметно продвинул развитие отечественной психологии и укрепил ее статус как науки.

О. Касман

Оттон Касман в психологии сыграл значительную роль, несмотря на то что длительный период являлся главным пастором и богословом в немецком городе Штаде. Именно этот общественный религиозный деятель назвал все психические явления научными объектами. Об этом основоположнике практически нет информации, так как за четыре века произошло довольно много событий. Однако Оттон Касман оставил нам ценные труды, которые называются Psychologia anthropologica и Angelographia.

Богослов и деятель внес коррективы в термин "антропология" и объяснил, что биологическая природа человека напрямую связана с абстрактным миром. Несмотря на то что Касман внес неоценимый вклад в психологию, сам пастор тщательно изучал антропологию и пытался провести параллель между этим учением и философией.

Р. Гоклениус

Рудольф Гоклениус в психологии является важным звеном, несмотря на то что был доктором физических, математических и медицинских наук. Жил ученый в 16-17 веках и за свою длительную жизнь создал немало важных трудов. Как и Оттон Касман, Гоклениус стал использовать в обиходе слово "психология".

Интересный факт, но Гоклениус являлся персональным учителем Касмана. Получив докторскую степень, Рудольф стал подробно изучать философию и психологию. Именно поэтому сегодня мы знакомы с именем Гоклениуса, ведь он был представителем неосхоластики, которая совмещала в себе и религию, и философские учения. Ну а так как ученый жил и работал в Европе, он выступал от католической церкви, которая и создала новое направление схоластики - неосхоластику.

В. Вундт

Имя Вундта известно в психологии так же, как и Юнга, и Рубинштейна. Вильгельм Максимилиан жил в 19 веке и активно практиковал экспериментальную психологию. Данное течение включало в себя нестандартные и уникальные практики, которые позволяли изучить все психологические явления.

Как и Рубинштейн, Вундт изучал детерминизм, объективность и тонкую грань между деятельностью человека и его сознанием. Главная особенность ученого в том, что он являлся опытным физиологом, который понимал все физические процессы живых организмов. В какой-то мере Вильгельму Максимилиану было гораздо проще посвятить свою жизнь такой науке, как психология. За всю жизнь он обучил десятки деятелей, в числе которых Бехтерев и Серебреников.

Вундт стремился познать, как работает наш разум, поэтому нередко проводил эксперименты, позволяющие ему выяснить химические реакции в организме. Именно работы этого ученого и заложили фундамент в создании и продвижении такой науки, как нейропсихология. Вильгельм Максимилиан любил наблюдать за поведением людей в разных ситуациях, поэтому разработал уникальную методику - интроспекцию. Так как сам Вундт был еще и изобретателем, то многие эксперименты прорабатывались самим ученым. Однако интроспекция не включала в себя использование приборов или инструментов, а лишь только наблюдение, как правило, за собственными психическими явлениями и процессами.

К. Юнг

Юнг, возможно, один из самых популярных и амбициозных ученых, который посвятил свою жизнь психологии и психиатрии. Причем деятель не просто пытался понять психологические явления, он еще и открыл новое направление - аналитическую психологию.

Юнг тщательно проработал архетипы или структуры (модели поведения), которые появляются на свет вместе с человеком. Ученый тщательно изучал каждый характер и темперамент, связывал их одним звеном и дополнял новой информацией, наблюдая за своими пациентами. Юнг также доказал, что несколько человек, находясь в едином коллективе, могут неосознанно совершать схожие действия. И именно благодаря этим работам ученый начал анализировать индивидуальность каждого человека, изучать, есть ли она вообще.

Именно этот деятель предположил, что все архетипы являются врожденными, но главная их особенность в том, что они развиваются сотни лет и передаются из поколения в поколение. Впоследствии все типы напрямую влияют на наш выбор, поступки, чувства и эмоции.

Кто такой психолог сегодня

На сегодняшний день психолог, в отличие от философа, должен получить хотя бы степень бакалавра в университете, чтобы практиковать и исследовать. Он является представителем своей науки и призван не только оказывать психологическую помощь, но еще и вносить вклад в развитие своей деятельности. Чем занимается профессиональный психолог:

  • Выявляет архетипы и устанавливает характер, темперамент личности.
  • Анализирует поведение своего пациента, выявляет первопричину и искореняет ее при необходимости. Это позволяет изменить образ жизни, избавиться от негативных мыслей и помочь найти в себе мотивацию, цель.
  • Помогает выбраться из депрессивного состояния, избавиться от апатии, познать смысл жизни и начать искать его.
  • Борется с психологическими травмами, которые случались либо в детстве, либо на протяжении всей жизни.
  • Анализирует поведение пациента в социуме и также находит первопричину. Как правило, во многих случаях важную роль играет обстановка в семье, взаимоотношение со сверстниками, родными и просто незнакомыми.

Не стоит путать психолога с психиатром. Второй представляет собой ученого, который получил медицинскую степень и имеет право заниматься диагностикой, лечением. Он выявляет, анализирует и обследует психические расстройства от самых незначительных и незаметных до самых агрессивных. Задача психиатра в том, чтобы выявить, болен ли человек или нет. В случае обнаружения отклонения врачом разрабатывается уникальная методика, которая позволяет помочь пациенту, купировать его симптомы или полностью вылечить. Несмотря на всеобщие разногласия, было заключено, что психиатр не является медицинским специалистом, хотя работает напрямую с пациентами и различными лекарственными препаратами.

Психология актуальна и важна в жизни каждого из нас. Эта наука является ярким примером эволюции человека, когда, задавая себе бесчисленные вопросы, мы развивались и шагали каждый раз на новую ступень. Она изучает тип людей, феномены, когда в разных ситуациях они объединяются в коллективы, расходятся и ведут одинокий образ жизни, проявляют агрессию или, наоборот, испытывают эмоциональное перевозбуждение и счастье. Мотивация, цели, депрессия и апатия, ценности и переживания - это лишь малая толика, которую изучает такая уникальная наука, как психология.

С позиций методологии науки история психология может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (табл. 1).

1-й этап. В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натурфилософов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита и идеалистическая Платона. Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана Аристотелем, которого по праву считают основателем психологии. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая.

Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Создается общество естествоиспытателей, активизируется интерес к психологии творчества, возрастает интерес к человеческой личности. Приоритетное значение в науке получает экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души психология сознания основным источником знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Р. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Д. Локк исповедовал опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Данное положение Д. Локка стало отправным для развития интроспективной психологии. Г. Лейбниц ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именами Т. Гоббса и Д. Гартли.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

Особенности развития психологии как науки отражены на рис. 4.


Рис. 4. Особенности развития психологии как науки

Специфический круг явлений, которые изучает психология – это ощущения, восприятия, мысли, чувства. Т.е. все то, что составляет внутренний мир человека.

Проблема психологии - соотношение внутреннего мира человека и явлений материального мира. Так же этими вопросами занимались философы. Понимание предмета психологии в науке сложилась не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (5век до н.э.) – предметом изучения была душа. Представления о душе были как идиалистическими, так и материалистическими.

Идеализм рассматривает сознание, психику как первичную субстанцию, существующую независимо от материального мира. Представителем данного направления является Платон. С точки зрения материализма психические явления – результат жизнедеятельности материи мозга. Представители данного направления Гераклит, Демокрит, Аристотель. Двойственность души – дуализм. В наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта.

2-й этап (17 век) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк. В рамках интроспективной психологии в 1879г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.

3-й этап (19 век) – в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными предметом психологии становится поведение. Основным ученым психологии в данном направлении является Джон Уотсон. Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение). В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

Гештальтпсихология – Вольфганг Келер, Макс Вертгеймер. Предметом изучения являются особенности восприятия.

Психоанализ и неофрейдизм – Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер. Предмет изучения – бессознательное.

Когнитивная психология – Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер. Предметом изучения стали познавательные процессы.



Генетическая психология – Жан Пиаже. Предмет психологии – развитие мышления.

Движение гештальтпсихологии оформилось после опубликования в 1910г. М.Вертгеймером результатов исследования «иллюзорного движения. Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрение памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности и др. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Так как в первые годы основным объектом их исследований были процессы восприятия, они экстраполировали принципы организации восприятия на психику вообще: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция каждого психического феномена принять определенную, завершенную форму.

В рамках гештальтпсихологии было получено много экспериментальных данных, которые остаются актуальными по сей день. Важнейшим законом, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

В учении З.Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования. Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая в данное время.

Психоаналитический подход в целом оказал огромное влияние на мироощущение двадцатого века. Можно отметить, что психоанализ стал мировоззрением современности и проник во все сферы жизни. Для психологической науки, при всей мифологичности психоаналитических построений, ценной оказалась переориентация исследований на проблемы мотивации, эмоций и личности.

Когнитивные психологи работают над созданием моделей различных функций психики человека (ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи). Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. Когнитивная активность – это активность связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.

В настоящее время когнитивная психология все еще находится на стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Бихевиоризм. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э.Торндайка, который, основываясь на изучение поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль наград и наказаний в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что награды оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем наказания. Однако настоящим отцом бихевиориста считается Дж.Уотсон. Он видел задачу психологии в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. В центр интересов психологов данного направления стала педагогика. Правильное воспитание может направить формирование ребенка по любому строго направленному пути.

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце 19 – начале 20 веков. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев, Борис Герасимович Ананьев.

4-й этап (20 век) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базируется на философской теории отражения. Предметом изучения стала психика. В это время большой вклад в развитие науки внесли Павел Петрович Блонский, Константин Николаевич Корнилов. Одним из наиболее важных направлений, сформировавшемся в 20-30-х годах, стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским, затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева. Предметом изучения являлась психическая деятельность.

Культурно-исторический подход в психологии. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, естественных, психических функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко, неожиданно, запоминается то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции. Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурный характер. Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Деятельностный подход в психологии. В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н.Леонтьев выдвинул принцип единства психики и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом, действие – целью, а операция – конкретными условиями.

Деятельность формирует психику человека и в деятельности проявляется.

На Западе появляется гуманистическая психология карла Роджерса, Абрахама Маслоу. Предметом изучения являются особенности личности.

Гуманистическая психология. Представителями данного направления являются А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл. основными постулатами данного направления являются: 1. Целостный характер природы человека; 2. Существенность роли сознательного опыта; 3. Признание свободы воли, спонтанности, ответственности и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Заслуга гуманистической психологии заключается в том, что она поставила на передний план изучение важнейших проблем личности бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

В 60-х годах приковывает к себе внимание новое направление – трансперсональная психология Станислава Грофа, изучающая предельные возможности психики человека.

В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единственного представления о предмете психологии не существует.

Статьи по теме: