Гибкое сознание Кэрол Дуэк: определяем свой тип мышления. Кэрол Дуэк - Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей


Кэрол Дуэк

Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей

Введение

В один прекрасный день студенты усадили меня за стол и буквально приказали написать эту книгу. Они хотели, чтобы другие люди могли воспользоваться нашими открытиями и сделать свою жизнь лучше. Я уже давно собиралась взяться за перо, но только теперь эта работа стала моим приоритетом.

Моя книга продолжает традицию в психологии, раскрывая идею воздействия внутренних убеждений на человека. Мы можем осознавать или не осознавать свои убеждения, но они оказывают огромное влияние на то, чего мы хотим и насколько успешно этого добиваемся. Изменение убеждений, даже простейших, может иметь далеко идущие последствия.

В этой книге вы узнаете, как одна простая мысль - представление о себе - определяет значительную часть ваших поступков. Строго говоря, с этим представлением связан каждый ваш шаг. И то, как вы видите и оцениваете себя, и то, что вам не дает полностью реализовать свой потенциал, продиктовано вашей внутренней установкой.

Ни одна книга до сих пор не рассказывала об установках и не показывала, как их можно использовать в жизни. Теперь вы неожиданно для себя поймете психологию великих людей - великих в науке и искусстве, в спорте и в бизнесе, - а также тех, кто лишь подавал большие надежды. Вы поймете своих коллег, своего босса, своих друзей, своих детей. Вы поймете, как высвободить потенциал - и свой, и своего ребенка.

В конце каждой главы, а также в последней части книги вы найдете конкретные рекомендации, как применять полученные знания на практике: как определить, какая установка руководит вашей жизнью, и понять, как она работает и как ее можно изменить при желании.

Моя работа посвящена теме личностного роста. Она помогла мне ускорить мое собственное развитие. Надеюсь, она поможет и вам.

Кэрол Дуэк

Глава 1. Какие бывают установки

Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.

Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это 1 , наблюдая, как младшие школьники решают трудные задачи. Итак, я приглашала малышей по одному в отдельную комнату, просила устроиться поудобнее и, когда они расслаблялись, давала им решить серию головоломок. Первые задания были совсем простыми, но дальше они становились все сложнее и сложнее. И пока школьники пыхтели и потели, я наблюдала за их действиями и реакцией. Я предполагала, что дети будут вести себя по-разному, пытаясь справиться с трудностями, но увидела нечто совершенно неожиданное.

Столкнувшись с заданиями посерьезнее, один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: «Люблю я трудные задачки!» Другой мальчик, изрядно попотев над головоломкой, поднял довольное лицо и веско заключил: «Вы знаете, я на это и надеялся - что будет познавательно!»

«Да что же с ними такое?» - не могла понять я. Мне и в голову не приходило, что неудачи могут кому-то нравиться. Эти дети что, инопланетяне? Или они что-то такое знают?

У каждого человека есть свой образец для подражания, некто указавший ему верную дорогу в переломный момент жизни. Для меня образцом стали эти дети. Очевидно, они знали нечто такое, что было неведомо мне, и я решила разобраться: в чем суть установки, которая способна превратить трудности в подарок?

Что такое они знали? Видимо, то, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать, приложив к тому усилия. И именно этим они и занимались - становились умнее. Неудача их отнюдь не обескураживала - им даже в голову не приходило, что они терпят поражение . Они думали, что просто учатся.

Я же считала, что способности даны человеку раз и навсегда. Или ты умен, или нет, и если раз провалился - значит, не умен. Все просто. Пока тебе удается добиваться успеха и избегать неудач (любой ценой), ты остаешься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.

Издано с разрешения Random House

Copyright © 2006 by Carol S. Dweck, Ph.D.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Эту книгу хорошо дополняют:

Сила воли

Келли Макгонигал

Сделай себя сам

Тина Силиг

В этом году я…

М. Дж. Райан

Ваша группа поддержки

Кейт Феррацци

Введение

В один прекрасный день студенты усадили меня за стол и буквально приказали написать эту книгу. Они хотели, чтобы другие люди могли воспользоваться нашими открытиями и сделать свою жизнь лучше. Я уже давно собиралась взяться за перо, но только теперь эта работа стала моим приоритетом.

Моя книга продолжает традицию в психологии, раскрывая идею воздействия внутренних убеждений на человека. Мы можем осознавать или не осознавать свои убеждения, но они оказывают огромное влияние на то, чего мы хотим и насколько успешно этого добиваемся. Изменение убеждений, даже простейших, может иметь далеко идущие последствия.

В этой книге вы узнаете, как одна простая мысль – представление о себе – определяет значительную часть ваших поступков. Строго говоря, с этим представлением связан каждый ваш шаг. И то, как вы видите и оцениваете себя, и то, что вам не дает полностью реализовать свой потенциал, продиктовано вашей внутренней установкой.

Ни одна книга до сих пор не рассказывала об установках и не показывала, как их можно использовать в жизни. Теперь вы неожиданно для себя поймете психологию великих людей – великих в науке и искусстве, в спорте и в бизнесе, – а также тех, кто лишь подавал большие надежды. Вы поймете своих коллег, своего босса, своих друзей, своих детей. Вы поймете, как высвободить потенциал – и свой, и своего ребенка.

В конце каждой главы, а также в последней части книги вы найдете конкретные рекомендации, как применять полученные знания на практике: как определить, какая установка руководит вашей жизнью, и понять, как она работает и как ее можно изменить при желании.

Моя работа посвящена теме личностного роста. Она помогла мне ускорить мое собственное развитие. Надеюсь, она поможет и вам.

Кэрол Дуэк

Глава 1. Какие бывают установки

Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.

Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это 1 , наблюдая, как младшие школьники решают трудные задачи. Итак, я приглашала малышей по одному в отдельную комнату, просила устроиться поудобнее и, когда они расслаблялись, давала им решить серию головоломок. Первые задания были совсем простыми, но дальше они становились все сложнее и сложнее. И пока школьники пыхтели и потели, я наблюдала за их действиями и реакцией. Я предполагала, что дети будут вести себя по-разному, пытаясь справиться с трудностями, но увидела нечто совершенно неожиданное.

Столкнувшись с заданиями посерьезнее, один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: «Люблю я трудные задачки!» Другой мальчик, изрядно попотев над головоломкой, поднял довольное лицо и веско заключил: «Вы знаете, я на это и надеялся – что будет познавательно!»

«Да что же с ними такое?» – не могла понять я. Мне и в голову не приходило, что неудачи могут кому-то нравиться . Эти дети что, инопланетяне? Или они что-то такое знают?

У каждого человека есть свой образец для подражания, некто указавший ему верную дорогу в переломный момент жизни. Для меня образцом стали эти дети. Очевидно, они знали нечто такое, что было неведомо мне, и я решила разобраться: в чем суть установки, которая способна превратить трудности в подарок?

Что такое они знали? Видимо, то, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать, приложив к тому усилия. И именно этим они и занимались – становились умнее. Неудача их отнюдь не обескураживала – им даже в голову не приходило, что они терпят поражение . Они думали, что просто учатся.

Я же считала, что способности даны человеку раз и навсегда. Или ты умен, или нет, и если раз провалился – значит, не умен. Все просто. Пока тебе удается добиваться успеха и избегать неудач (любой ценой), ты остаешься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.

Может ли человек развить свои способности, или они неизменны – вопрос давний. А вот к чему может привести вера в тот или иной ответ на него – это уже вопрос новый. К чему приведет вас уверенность в том, что интеллект или индивидуальность можно развивать, и наоборот – каковы будут последствия убежденности, что это ваше неизменное качество? Давайте сначала обратимся к первой проблеме, веками вызывающей яростные споры, – о человеческой природе, а затем вернемся ко второй – о том, насколько велика сила внутренних убеждений.

Почему люди разные?

Испокон веков люди мыслят по-разному, действуют по-разному и преуспевают по-разному. А потому рано или поздно возникает вопрос: почему люди разные, почему некоторые из них более умны или порядочны и нет ли чего-то такого, что делает их такими раз и навсегда? Мнения экспертов на этот счет разнятся. Некоторые утверждают, что у подобных отличий есть физические предпосылки и, следовательно, они неизбежны и неизменны. На протяжении веков 2 к числу таких физических оснований относили шишки на черепе (френология), размер и форму черепа (краниология), а сегодня – гены.

Другие ученые указывали на огромные различия в жизни людей, в их опыте, образовании, а также в способах обучения. Возможно, вы удивитесь, узнав, что активным защитником данной позиции 3 являлся Альфред Бине, изобретатель IQ-теста. А разве IQ-тест создавался не для определения «богом данных» умственных способностей детей? На самом деле нет. Бине, француз, работавший в Париже в начале ХХ века, составил этот тест для выявления учеников парижских муниципальных школ, которым обучение не приносило должной пользы, чтобы для этих детей разработали новые образовательные программы, способные помочь им войти в «колею» . Он не отрицал наличие индивидуальных интеллектуальных особенностей, но верил, что обучение и тренировки способны привести к коренным переменам в умственных способностях детей. Вот цитата из одной из его основополагающих книг, «Современные идеи о детях», в которой он обобщает свою работу с сотнями школьников, испытывающих трудности с усвоением учебного материала.


Жанр:

Описание книги: Эта книга написана талантливым психологом с мировым именем. Она является исследователе в области психологии уже на протяжении многих лет. Она постаралась посвятить больше времени проблеме достижения успеха. Она доказала влияние внутренних установок на человеческую личность. Эта книга является настоящим шедевром, потому что она позволит понять, к чему приводит установка на данность и на рост. Она смогла подробно самыми простыми словами объяснить, почему люди с установкой на рост добиваются просто огромных успехов. А те, кто принимают все за данность, не добиваются ничего.

В теперешние времена активной борьбы с пиратством, большинство книг в нашей библиотеки имеют только краткие фрагменты для ознакомления, в том числе и книга Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. Благодаря чему, вы можете понять, нравится ли вам данная книга и стоит ли вам её вам в дальнейшем приобретать. Таким образом, вы поддерживаете труд писателя Кэрол Дуэк путем легальной покупки книги в случае если вам понравилось её краткое содержание.

Приветствую всех. С вами Екатерина Калмыкова. Задумывались ли вы когда-нибудь о своих способностях? Возникал ли у вас вопрос: на полную мощность вы используете их или нет? Если нет, то как воспользоваться своими способностями полностью? Как вы считаете, а можно ли улучшить свои способности или они неизменны?

Если вам интересно получить ответы на эти вопросы, то добро пожаловать к прочтению этой статьи.

Развить способности (интеллект, талант) под силу каждому человеку, надо лишь, во-первых, иметь желание, во-вторых, изменить свое мышление.

Известный психолог Кэрол Дуэк (профессор психологии в Стэнфордском университете) длительное время изучала и исследовала два типа мышления людей – «фиксированное мышление» и «мышление роста».

Результаты своих работ и экспериментов она изложила в книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей ». Я ее читала несколько раз и каждый раз находила что-то новое. И вообще, мое мнение, что человек который хочет чего-то добиться в этой жизни, должен хотя бы раз ее прочитать.

В этой книге вы узнаете, как установка на данность обрекает людей на провал, а установка на рост – открывает путь к самореализации, выстраиванию успешной карьеры и налаживанию счастливых взаимоотношений с окружающими в любом возрасте. А еще – как можно привить такую установку и себе, и другим.

«Гибкое сознание» Кэрол Дуэк - очень полезная книга, так как помогает посмотреть на себя как бы со стороны, провести самоанализ и анализ окружающих вас людей, выявить проблемные моменты и найти пути их решения. Благодаря информации из книги у вас появится возможность улучшить свое отношение к жизни, к людям, а в первую очередь, к себе. Вы осознаете силу веры в себя, поймете насколько велико ее значение во всех изменениях, происходящих в вашей жизни, будь то хороших или не очень.

А теперь остановимся поподробнее на видах мышления. К.Дуэк выделяет их два вида.

Фиксированное мышление – это мышление статического вида. Оно подразумевает то, что наш характер и способности статичны, неизменны и даны нам при рождении. Успех людей с таким видом мышления зависит от природы-матушки, от генов. Если у человека есть определенные способности, то он их использует. Если нет – то нет, такова его наследственность и судьба.

Люди, обладающие таким типом мышления, стараются добиться поставленных целей, чтобы доказать себе, что они из себя что-то представляют. Каждый раз они любуются, наблюдают за собой со стороны и отвечают на вопрос «Ну как я? Я выгляжу умным в этой ситуации?». То есть ф иксированное мышление стремится к самоутверждению.

В случае не достижения запланированной цели данная категория людей расстраивается, падает самооценка и такая ситуация в целом на них негативно влияет. В случае успеха, это считается очередным доказательством таланта и способностей человека.

Мышление роста – это мышление динамического вида. Оно подразумевает, что характер, талант и способности можно «вырастить» в себе, развить, прикладывая определенные усилия. Если вы не наделены желанными способностями от природы, вы можете добиться их занимаясь, например тренировками. Если что-то не получается, возникает проблема, то человек не успокаивается, а идет дальше, прикладывая все свои силы, чтобы добиться желаемых результатов.

В случае поражения — не расстраивается, а наоборот, все ошибки и неудачи он расценивает как обучающие моменты, из которых делает поучительные для себя выводы. Успех побуждает человека дальше учиться и узнавать еще о своих возможностях и способностях.

Человек, обладающий мышлением роста, понимает, что его характер и способности – это не неизменность. Они считают, что нельзя оценить и узнать весь потенциал человека, измерить все его способности. Всегда есть возможность усовершенствования, развития. Мышление роста стремится к обучению.

Тип мышления закладывается в человеке в самом детстве. И от того к какому типу мышления он будет принадлежать зависит его жизнь, его работа, его окружение, его отношение. Вера в развитие способностей помогает фиксированное мышление преобразовать в мышление роста.

Кэрол Дуэк проводя свое исследование, ставила интересный эксперимент с детьми. Им были предложены легкие и сложные головоломки. Дети, у которых уже сложилось фиксированное мышление, выбирали легкие головоломки и разгадывали их неоднократно, раз за разом, тем самым доказывая себе, что они догадливы и умны.

Дети с мышлением роста удивлялись, зачем они разгадывают одни и те же головоломки, ведь это не интересно. Они пытались разгадывать тяжелые загадки.

Если эти наблюдения спроецировать на взрослый мир, то мы увидим похожую картину. Большинство выполняют на работе изо дня в день одни и те же функции, не желая видеть ничего нового. Чтобы попробовать изменить себя прочитайте книгу и она заставит вас сделать попытку и посмотреть на себя другими глазами.

К.Дуэк проводила изучение данной темы и вот один из ее выводов:

«Видение себя, которое вы выбрали, напрямую влияет на то, как вы проведете свою жизнь. Если вы верите в то, что у вас статичный уровень интеллекта, один характер на всю жизнь и одна, неизменная личность, вы будете проявлять одни и те же качества снова и снова».

И еще один:

«Люди, обладающие фиксированным мышлением, заинтересованы только в реакции на их действия, а не в самой информации. Если, например, они неверно отвечают на поставленный вопрос, их зачастую не интересует правильный ответ. Люди с мышлением роста напротив всегда слушают правильный ответ, так как они заинтересованы в обучении, в том, чтобы расширить границы своих познаний».

И в заключении хотелось бы отметить, что к какому бы типу мышления вы не относились, у вас есть возможность повлиять и изменить его.

Цифровой вариант данной книги можно приобрести ЗДЕСЬ .

Лучше не тратить время на очередное доказательство своего превосходства, а потратить его на саморазвитие.

Лучше окружить себя людьми, не восхищающими вами, а помогающими вам расти.

Лучше не делать каждый раз одно и то же, а использовать новые способы для решения задач.

Самое основное условие для мышления роста — это вера в себя. Все зависит только от вас, а не от природы или наследственных данных.

Все в ваших руках – дерзайте! А если вам не хватает мотивации, то прочитайте вот .

К какому типу мышления относитесь вы? Есть ли у вас желание его изменить?

Екатерина Калмыкова


Кэрол Дуэк

Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей

Введение

В один прекрасный день студенты усадили меня за стол и буквально приказали написать эту книгу. Они хотели, чтобы другие люди могли воспользоваться нашими открытиями и сделать свою жизнь лучше. Я уже давно собиралась взяться за перо, но только теперь эта работа стала моим приоритетом.

Моя книга продолжает традицию в психологии, раскрывая идею воздействия внутренних убеждений на человека. Мы можем осознавать или не осознавать свои убеждения, но они оказывают огромное влияние на то, чего мы хотим и насколько успешно этого добиваемся. Изменение убеждений, даже простейших, может иметь далеко идущие последствия.

В этой книге вы узнаете, как одна простая мысль - представление о себе - определяет значительную часть ваших поступков. Строго говоря, с этим представлением связан каждый ваш шаг. И то, как вы видите и оцениваете себя, и то, что вам не дает полностью реализовать свой потенциал, продиктовано вашей внутренней установкой.

Ни одна книга до сих пор не рассказывала об установках и не показывала, как их можно использовать в жизни. Теперь вы неожиданно для себя поймете психологию великих людей - великих в науке и искусстве, в спорте и в бизнесе, - а также тех, кто лишь подавал большие надежды. Вы поймете своих коллег, своего босса, своих друзей, своих детей. Вы поймете, как высвободить потенциал - и свой, и своего ребенка.

В конце каждой главы, а также в последней части книги вы найдете конкретные рекомендации, как применять полученные знания на практике: как определить, какая установка руководит вашей жизнью, и понять, как она работает и как ее можно изменить при желании.

Моя работа посвящена теме личностного роста. Она помогла мне ускорить мое собственное развитие. Надеюсь, она поможет и вам.

Кэрол Дуэк

Глава 1. Какие бывают установки

Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.

Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это 1 , наблюдая, как младшие школьники решают трудные задачи. Итак, я приглашала малышей по одному в отдельную комнату, просила устроиться поудобнее и, когда они расслаблялись, давала им решить серию головоломок. Первые задания были совсем простыми, но дальше они становились все сложнее и сложнее. И пока школьники пыхтели и потели, я наблюдала за их действиями и реакцией. Я предполагала, что дети будут вести себя по-разному, пытаясь справиться с трудностями, но увидела нечто совершенно неожиданное.

Столкнувшись с заданиями посерьезнее, один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: «Люблю я трудные задачки!» Другой мальчик, изрядно попотев над головоломкой, поднял довольное лицо и веско заключил: «Вы знаете, я на это и надеялся - что будет познавательно!»

«Да что же с ними такое?» - не могла понять я. Мне и в голову не приходило, что неудачи могут кому-то нравиться. Эти дети что, инопланетяне? Или они что-то такое знают?

У каждого человека есть свой образец для подражания, некто указавший ему верную дорогу в переломный момент жизни. Для меня образцом стали эти дети. Очевидно, они знали нечто такое, что было неведомо мне, и я решила разобраться: в чем суть установки, которая способна превратить трудности в подарок?

Что такое они знали? Видимо, то, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать, приложив к тому усилия. И именно этим они и занимались - становились умнее. Неудача их отнюдь не обескураживала - им даже в голову не приходило, что они терпят поражение . Они думали, что просто учатся.

Я же считала, что способности даны человеку раз и навсегда. Или ты умен, или нет, и если раз провалился - значит, не умен. Все просто. Пока тебе удается добиваться успеха и избегать неудач (любой ценой), ты остаешься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.

Статьи по теме: