Как развить креативное мышление? Понятия креатив, креативность, творческое мышление

Я очень часто сталкиваюсь с людьми, которые не считают себя творческими, но ищут способы . Они не реализуют свой творческий потенциал и энергию ни в одну из созидательных форм: пусть то на лист бумаги, полотно или холст, музыку и т.д.

Они — никак не выражают свою индивидуальность.

Конечно некоторых, кто привык взаимодействовать с миром на уровне потребления (поел, посмеялся, поспал, покакал – будем выражаться корректнее) этот вопрос вообще не интересует.

Однако, гораздо больше тех, кто все же ищет способы самовыражения, развития своего творческого мышления и своего внутреннего мира. Ищет ответ на вопрос .

Именно им и посвящена эта статья. Отвечаем на вопрос:

Как развить креативное мышление.

Креативное мышление – это процесс создания нового, путем объединения и переплетения различных участков знаний. Это отличное качество способствует достижению успеха едва ли не во всех сферах жизни. Поэтому, совершенно логично, что сегодня многие люди во всем ищут .

Но как же его прокачать?

Существуют следующие советы по увеличению вашей креативности. Вот они:

  • Избавиться от неуверенности в своем творческом потенциале и своих способностях
  • Внести разнообразие в свою жизнь: изменить привычки, поменять режим, поменять привычную программу
  • Больше читать, смотреть фильмов, слушать музыку – и ко всему придумывать продолжение
  • Попробовать свои силы в каком либо творчестве
  • Больше фантазировать. «Запад» — советует начать с разглядывания облаков, выискивая там очертания знакомых (или давно забытых:)) предметов

И, конечно, они способствуют его совершенствавнию, НО!

Кроме первого пункта, которого вообще не должно быть в вашей жизни в любом его проявлении – эти методы. Если вы хотите форсировано развить свою , я:

  1. Они занимают, а это непозволительно дорогой ресурс в современном мире.
  2. Выполняя предложенные действия, вы не тренируете, а тренируете только сами эти действия. Находить в облаках дядю Васю, конечно, важный навык, но врядле он поможет найти вам новых клиентов для своей фирмы.
  3. Без конкретных результатов (а их не будет, т.к. советы не заточены на конкретику) Вы не увидите своего роста. А без наглядных результатов ваше подсознание продолжает работать в старом режиме.

Поэтому, если до этого момента вы мыслили «по рельсам», я предлагаю начать развивать свою в первую очередь – в нужной вам сфере деятельности.

Не стоит развивать «общую » — результаты будут скромными. Вы – взрослый человек, а время на то, что нужно было развивать с детства – сейчас не наверстать. Поэтому, тратьте свое время сегодня только на то, что дает результат, развивает Вас быстрее в конкретном направлении. А уже после достижения результатов – переходите в другие направления своей деятельности и творчества.

Это разовьет ваше креативное мышление гораздо быстрее поп-психологии западных «гуру».

Учимся генерировать идеи в конкретном виде деятельности.

1. Четкая постановка задачи и ориентация своего мышления

Для решения многих проблем зачастую бывает достаточно четко сформулировать задачу. Это – практическое решение любых вопросов. Ставя четкую задачу, вы ориентируете свой мозг работать в поиске любых решений. Нестандартных в том числе.

Ориентируйте ваше мышление на четкое решение задачи – дайте себе указание «нужны идеи только – тут и тут». В нашей голове проносятся множество мыслей, и по большей части – они бесполезны. Сделайте их полезными. Увеличивайте полезность своих мыслей, определяя для себя четкую задачу. И если подметили, что думаете о другом – возвращайте себя в русло.

Думая в выбранном направлении, вы задаете программу своему сознанию и подсознанию на поиск нужного решения – идеи.

если вам кажется что идеи «не идут» и возник ступор – переключитесь на другое занятие или вовсе отдохните (не думая при этом о своей задаче) минут 20-30.

Наш мозг генерирует идеи из имеющихся у нас знаний, они не берутся «из ниоткуда». Причем, чем больше знаний из разных областей, тем креативнее идея на выходе. Переключаясь на другое действие, сознательно или подсознательно вы ищите решение дальше, а значит, используете новые каналы знаний.

При отдыхе же – вы убираете «зацикленность» мыслей на одних и тех же каналах. И, возвращаясь к процессу поиска идей вновь, вы также используете новые каналы информации.

2. Сохраняем и развиваем свои идеи.

Очень часто мы забываем о том, о чем думали. Чтобы это не распространилось и на наши идеи — заведите себе блокнот и записывайте туда все возникающие идеи. При этом возьмите следующие правило на вооружение:

на идеи не распространяется критика.

А значит, любая идея – пусть даже самая бредовая, должна отправляться в Ваш

Так Вы не убиваете идею в зародыше.

Бредовая идея может оказаться ключом к развитию другой.

Когда Вы записываете любую идею, Вы ее формулируете более четко, а значит, рассматриваете с разных сторон, а значит – возникают предпосылки к ее развитию

Вы постоянно работаете со своей «базой идей», а значит – будут постоянно возникать новые!

в блокнот записывать не всегда удобно, поэтому рекомендую использовать следующую схему:

Все идеи записываете «в заметки» мобильного телефона – т.к. мобильник часто рядом, и один раз в день (два), в спокойной обстановке переносите заметки в блокнот.

Если мобильника рядом нет (в ванне, например) используйте следующую технику чтобы не забыть идею:

Придумайте себе визуальную ассоциацию на свой «банк идей» в голове. Например, Ваша спальная комната. Закройте глаза и воспроизведите в вашем воображении все, что там расположено до мелочей– походите по ней в вашем воображении, посидите на кровати, потрогайте стол, откройте и загляните в шкаф – что там лежит?

Это место в Вашей голове и будет вашим «банком идей»

Теперь, когда у Вас возникла новая идея, например «статья о развитии креативности» Вы визуализируете ее, прикрепляя ассоциацивный образ – например, «обезьяна в розово-с-голубым галстуке с ручкой и листком» и помещаете ее в свой «банк идей в голове». Например – в шкаф.

Теперь проверяем: закрываем глаза и отправляемся в «банк». Осмотревшись, мы открываем шкаф, а оттуда на нас выпрыгивает обезьяна. Что это было?

Наша идея «статья о развитии креативности».

После переносим ее в мобильник или блокнот – когда это возможно.

Схема работает на 100%. Главное, выбирайте яркие образы-ассоциации с темой идеи.

Как видите все довольно просто. Всего два пункта, позволяющих достичь желаемого:

  1. Четкая постановка цели и ориентация своего мышления на задачу
  2. Сохранять и развивать свои идеи

(…и они неплохо развивают в выбраннойсфере деятельности:))
…и они более чем эффективны, для развития креативности. Тем более, если считаете, что у вас с этим проблемы.

Вот и весь ответ на вопрос: как развить свою креативность

Используя эти правила, вы без больших временных затрат, но существенно накачаете своего мышления, приучите себя мыслить подобным образом и постепенно увеличите свой творческий потенциал.

А значит, возникнет желание искать пути его реализации. Что вы при этом выберете: писать, рисовать, играть – уже не важно.
Тренируйтесь! Свежих вам идей и успехов!

С уважением, Вадим Берлин.

P.S: для тех кто хочет проверить свои творческие способности, потренировать мозг, да и вообще, провести несколько минут с удовольствием — ждет музыкальный квадрат .

Нужно больше минералов? Читай еще:


Марина Никитина

Слово «креативность» произошло от английского «create» – творить, создавать. Понятия «креативность» и «творчество» иногда используются в речи как слова-синонимы, но между ними есть разница.

Креативность – это способность создавать оригинальные идеи, решать стандартные задачи нестандартным образом. Творчество – это создание уникального, авторского творения, продукта творчества.

Креативность рождает идеи, творчество претворяет их в жизнь.

Природа креативности

Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно.

Умение видеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует креативный подход в мышлении. Креативное мышление – основа творческого процесса.

Если у человека есть врожденный талант, то креативность определена генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит креативно. Креативность и творчество сочетаются в личности и обуславливают друг друга.

Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяют как функцию правого полушария головного мозга. Если правое полушарие доминирует над левым, у человека правополушарный тип мышления, определяемый как «Художник».

В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо , воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных.

Взрослым людям нужно активизировать творческое мышление, которое часто подавляется логикой, чтобы открыть и реализовать скрытый личностный потенциал.

Креативность помогает в личной жизни справляться с трудностями и кризисными этапами, в профессии – стать успешным и востребованным специалистом.

Творческое мышление обязательно для специалистов сферы искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

В сферах жизни, где присутствует конкуренция, креативность ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Она прописывается в резюме, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важная личностная характеристика.

Творческая креативность прогрессивна, конструктивна и позитивна. Итогом творческого процесса становятся открытия, изобретения и рационализаторские предложения.

Характеристика творческого мышления

Создание новых идей невозможно без участия в процессе мышления других психических познавательных процессов.

Креативность обуславливают три психические процесса:

Воображение. Способность создать образ, визуализировать идею и управлять ею. Творческий человек мыслит образами, сопоставляет и изменяет воображаемые картины. Они рождаются в сознании человека, словно сами по себе, когда он вдохновляется идеей создать нечто новое. Но любой мыслительный образ это продукт деятельности мозга, даже если она бессознательная.
Внимание. Креативный человек любознательный, умеет заинтересовываться. Он видит нестандартно привычные вещи потому, что рассматривает их внимательно, подробно, полноценно. Творческие способностиможно развивать только тогда, когда присутствует живой интерес к конкретному виду деятельности.
Память. Творческий процесс предполагает багаж знаний и опыта, которые можно вспомнить и проанализировать. Прошлый опыт накладывает отпечаток на настоящее. Скрытые воспоминания неожиданно всплывают, преобразовываются и дополняются творческими идеями.

Развивая воображение, внимание и память, человек развивает креативность и творческие способности.

Креативность включает особенности творческого мышления:

беглость – это скорость мышления, генерация множества идей в короткий промежуток времени;
оригинальность – способность мыслить неординарно, по-новому;
гибкость – умение использовать разные способы генерации идей и быстро переключаться;
открытость и восприимчивость – готовность воспринимать и изучать новую информацию;
образность – способность создавать целостные идеи, единый образ, картину;
абстрактность – способность обобщать, создавать сложносоставное общее на основе частного и простого;
детальность – способность подробно изучать, детализировать изучаемый объект;
вербальность – способность рассказать, обозначить словами идею;
стрессоустойчивость – способность придумать нечто новое в стрессовой, необычной ситуации.

Эти критерии креативности отличают ее от шаблонного, типичного мышления.

Развитие креативности

Креативность мышления и творческое отношение к жизни помогают . Креативность развивает личность, интеллект, эмоционально-волевую сферу, способности.

Развитие креативности предполагает , испытывать себя в творческой деятельности, заниматься тренировкой познавательных процессов (внимания, воображения, памяти).

Упражнений по развитию креативности множество. Классический пример: придумать как можно больше новых функций определенного предмета. Как и где еще можно использовать вилку, чашку, карандаш и другие бытовые предметы? Придумывая варианты, включить фантазию и отключить логику.

Творчество алогично, удивительно, восхитительно, и иногда кажется бессмысленным.

Творческий человек отключает внутренний контроль, выходит за рамки привычного, ловит всплывающие в сознании мысли, чувства, образы и преобразовывает их в идеи.

Упражнения, развивающие креативность:

Связать несвязное. Выбрать наугад два случайных предмета и попытаться найти сходство между ними. Какой один предмет получится при слиянии двух? Как им пользоваться? Можно соединять два разных, случайно выбранных слова и составить связный рассказ.
Несуществующее животное. Это проективная методика, которая диагностирует качества личности и уровень креативности. Нужно нарисовать животное, которого нет в природе, «сотворить» новое существо. Если тренироваться рисовать нечто новое, неизвестное, фантастическое, развивается креативность мышления.
Письмо наоборот, чтение или произношение слов с конца в начало. Это популярная детская игра. Слово «творчество» превращается в «овтсечровт». Чем длиннее слово, тем сложнее выполнять задание.

Интересный факт. Люди, пишущие левой рукой чаще, чем те, кто пишет правой, становятся творческими личностями. Так как левую часть тела контролируется правое полушарие, если писать левой рукой, развивается образное мышление, воображение, интуиция.

Чтобы стать креативным человеком нужно учиться находить новое в привычном, почаще фантазировать, мечтать, воображать.

Занимаясь творчеством, нетворческий человек развивает креативность. Рисование, лепка, кулинария, конструирование и другая деятельность, предполагающая создание нового продукта своими руками и умом, совершенствует способность мыслить нестандартно.

23 марта 2014, 15:53


В эпоху тотального потребления вопросом, как научиться креативно мыслить, задаются буквально все: этого требуют на любой работе, да и в жизни мышление, не похожее на «коридорное» очень даже понадобится. Учиться придется прямо сейчас.

Генерируем идеи в конкретном виде деятельности

Креативное мышление бывает общим и направленным на какую-то конкретную деятельность.

Общая креативность, конечно, нужна всем, но задача взрослого и работающего человека – развитие креативности именно в своей сфере деятельности. Именно здесь вам приходится генерировать гениальные идеи чаще всего. Здесь есть несколько принципов.

  • Ориентируем свое мышление и четко ставим задачи
    Казалось бы, это мало связано с творческим подходом, но это лишь казалось. На самом деле, когда мы ставим предельно четкую задачу мозгу, он не теряется и начинает работать предметно – на её выполнение. Вы можете ориентировать свой разум на поиск самых креативных решений, просто настройте его на то что идеи нужны именно тут и все. На самом деле, мыслей и идей у нас в голове всегда много, но многие из них бесполезны. Сделать их более полезными можно поставив четкую задачу;
  • Если идеи так и не идут, переключитесь и отвлекитесь. Можете просто минут 25-30 отдохнуть. Все наши идеи берутся не из ниоткуда, а из предыдущего опыта и чем больше у нас имеется областей знаний, тем больше генерируется идей. Так что, если вы переключитесь на что-то другое, подсознательно разум будет искать нужные решения даже в новом занятии, просто у вас откроются новые каналы опыта и знаний. Если же вы просто расслабитесь и отдохнете, вы уберете зацикленность своих мыслей на одних и тех же каналах;
  • Любые идеи нужно сохранять и развивать. Количество информации и задач, которые должен решать человек нашего времени, просто запредельное. Именно поэтому мы быстро забываем то, о чем думали буквально пару минут назад, в том числе и хорошие идеи. Поэтому записывайте все, о чем подумали и помните, что критика на ваши идеи не распространяется.

    Пусть у вас будет блокнот для интересных мыслей. Так вы, во-первых, не убьете хорошую идею в зародыше, во-вторых, даже глупость может стать ключом к решению вашей задаче, и наконец, записав, вы сформулируете идею четко, сможете рассмотреть её со всех сторон, а значит, создать предпосылки для её развития. И наконец, если вы с базой идей работаете постоянно, они будут появляться все чаще.

Так как блокнот не всегда рядом, поэтому не ленитесь сначала занести мысль в заметки на мобильном. Вечером сможете открыть их и все перенести в блокнот. Если и мобильный вне досягаемости, можете оставить на идее якорь. Например, соотнести её с яркой картинкой в журнале или пропеть на мотив какой-нибудь песни. Когда снова эту песню услышите – идея тоже всплывет.

Можно создать в своей голове и собственный «банк идей». Таковым, например, может быть ваша спальня. Мысленно пройдитесь по ней, восстановите интерьер, полежите на своем диване, посидите за столом, откройте шкаф…Вот он и станет вашим банком идей. Когда у вас возникает идея, вы сможете её визуализировать и поместить в шкаф в виде картинки. Обязательно найдете её и вспомните, когда вернетесь домой и откроете шкаф.

Как развивать общую креативность

Всех нас в школах и прочих учебных заведениях загоняли в удобные педагогам и системе образования рамки, не было уроков на тему «как научиться мыслить нестандартно» и т.д. Но в 90-е именно креативные мамы и жены придумывали, как накормить всю семью кашей из топора, как переделать старую юбку в ультрамодную, как придумать ребенку карнавальный костюм из ничего. Но это лишь пример общей креативности, которая нужна не меньше. Вот только развивать её придется долго. Здесь тоже есть простые правила:
  • Не стесняемся своих способностей и верим в собственный творческий потенциал;
  • Разглядываем облака и ищем в них очертания привычных или забытых вещей и ощущений;
  • Пробуем себя в творчестве;
  • Изменяем свои привычки и режим, каждый день добираемся на работу или учебу разными дорогами;
  • Читаем больше книг и смотрим больше фильмов. При этом стараемся смотреть и читать то, что не в вашем вкусе и не в вашем стиле, а также придумываем продолжения.


Другие способы
  • Меняйте свое окружение. Именно так, знакомьтесь с новыми компаниями и старайтесь почерпнуть у них хорошие идеи. Посмотрите, как работают люди из других сфер деятельности, попробуйте сменить ваше хобби на что-то непривычное;
  • Если нет никаких мыслей, идите в душ. Нет возможности сходить в душ, идите на прогулку. Но не забывайте брать в дорогу блокнот!
  • Прибегайте к мозговому штурму. Мысли у вас есть все равно, поэтому попробуйте четверть часа записывать все, что думаете насчет вашего задания. Старайтесь при этом не задумываться о том, что это «не взлетит» или не сработает. После минут на десять отключитесь и забросьте бумагу, куда вы все это записывали. Теперь можно вернуться. Что-то да вырисуется…
  • Придумайте самый плохой сценарий. Именно наши страхи убивают креативное и нестандартное мышление. Если вы, например, пишете книгу, подумайте, как будете действовать, если издательство откажется от её публикации по той причине, что она как две капли воды похожа на предыдущий хит продаж. Что вы потеряете, если внедренная идея не окупит себя? Как будете действовать в этом случае?
  • Нестандартное мышление просыпается в экстремальных ситуациях. Мамы 90-х – лишь пример. А вы можете играть в интеллектуальные игры, где нужно ответ найти за одну минуту, экстремальные квесты, участвовать в фотоохотах, где нужно за короткое время выхватить из окружающей действительности нужный материал для фотографии или создать его самостоятельно. Не нужно думать, что это развлечения для детей. Просто участвуйте и вспоминайте, какими креативными и смелыми были в свои юные годы…
  • Старайтесь тренировать остроту мышления. Даже если сейчас от вас не требуют нестандартных идей, работайте над тем, чтобы они у вас всегда появлялись. Например, можно выбирать слово на рекламном плакате и выстраивать буквы в нем в алфавитном порядке: КУПИТЕ-ЕИКПТУ и т.д.Также можно находить в быту нестандартное применение привычным вещам. Например, за неимением журнального стола попробуйте сделать его из книг…
  • Как ни банально, но учитесь чему-то новому вне зависимости от возраста. По мере возможностей находите время на курсы и мастер-классы по непривычным для вас занятиям и иностранным языкам. Открытость новому опыту – секрет нестандартного мышления;
  • Общайтесь с людьми, которые умеют нестандартно мыслить. Изучайте способы мышление других людей, изучайте принципы знаменитых новаторов, применяйте их практики;
  • Ищите ответы на свои вопросы везде. Например, откройте словарь и выберите три слова с разных страниц. Подумайте, как можно их применить к вашей проблеме. Ищите информацию в снах, как Менделеев, в магазине игрушек, как Владимир Ворошилов, на долгой прогулке, как Чайковский. Когда мозг расслаблен, он легче воспринимает подсказки извне.
На самом деле, процесс развития нестандартного мышления может длиться долгие годы. И даже если вы потратите на него всю жизнь, то точно ничего не потеряете.

Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Его можно встретить как личную характеристику, в большинстве резюме людей различных профессий (и не только творческих). За креативными людьми охотятся крупные компании, ими восхищаются. Многие уверены, что это качество в современном мире просто необходимость, однако, как и в чем его измерять, точно не знает никто.

Из этой статьи вы узнаете, что такое «креативность» (понятие креативности) и кто такой «креативный человек», а уже в следующих, мной будут приведены методы развития креативного мышления и упражнения на развитие креативности .

Креативность - это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом. Это видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом. Креативное мышление это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.

Имеет ценность в бизнесе, науке, культуре, искусстве, политике, - словом, во всех динамичных жизненных областях, где развита конкуренция. В этом и заключается ее ценность для общества.

Например, предпринимателям креативность позволяет увидеть перспективу там, где казалось бы ее уже давно нет. Если определенная ниша заполнена конкурентами, они могут придумать что-нибудь новое. Писателям креативные способности позволяют находить оригинальные сюжеты, от чтения которых трудно оторваться. Психологам креативность помогает изобретать новые методы коммуникации с клиентами. Креативность ученых является важным фактором человеческого прогресса. А как важен креативный подход для таких профессий как: инженер, дизайнер, PR агент, рекламщик (менеджер по рекламе, рекламный агент…) … креативность и творчество идут рука об руку.

Быть креативным человеком значит обладать определенными преференциями и преимуществами в этом мире, например, выгодно отличаться от коллег по работе, быть более интересным собеседником (нудность и банальность – качества неприсущие креативным личностям), уметь находить неожиданные решения из трудных жизненных ситуаций . Креативные люди более уравновешены и терпимы к окружающим, ведь они знают, что каждый человек видит мир по-своему.

Использовать свои креативные способности можно не только для создания новых интересных идей (для улучшения жизни или ее отдельных аспектов), но и для самосовершенствования и развития личности в целом. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. А это самая важная духовная потребность человека, которая отличает его от других живых существ.

Изучая биографии и истории успешных людей Дэвид Галенсон (экономист, исследователь) пришел к выводу, что пик креативных способностей может достигаться в любом возрасте. Галенсон выделил два типа креативных личностей. Одни, проявляют себя во всем великолепии еще в призывном возрасте, другие же, созревают очень медленно, их наивысшие творения и идеи приходятся на вторую половину жизни. Далее он приводит два ярких примера из обеих групп:

Пабло Пикассо, вошедший в историю искусства еще в раннем возрасте, свои самые дорогие картины написал между 26 и 30 годами. Вот что художник говорил о своем креативном таланте - «Я редко экспериментировал. Если мне было что сказать, я никогда не искал способ, как это сделать, а просто его находил …».

Прямо противоположный пример - Поль Сезанн. Он начал рисовать в 15 лет, но только лишь когда ему был 61 год к нему пришел успех и особый взгляд. Сезан любил говорить – «В искусстве я ищу свой путь».

Последний пример явно свидетельствует о том, что развить в себе творческие способности, креативность человек может в любом возрасте. Однако многие из нас вообще не готовы признать в себе творческий дар, в то время как способность креативно мыслить есть у многих людей. Эти способности либо недооцениваются человеком, либо вовсе не замечаются, и он считает себя безнадежно заурядными.

Хотите стать креативной личностью ? Это возможно! Узнайте как из статьи - «Развитие креативного мышления и креативных способностей ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Как мы уже говорили, креативное мышление – это способность путём комбинирования разнородных элементов созидать что-то новое (знания, формы, решения), имеющее значительный социально-экономический эффект.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

1.Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.

2.Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.

3.Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.

4.Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

5.Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

— Умение мыслить логически.

— Умение формулировать предположения.

— Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.

— Умение преодолевать стереотипы.

— Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.

— Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

Компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);

Творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;

Мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (о ней и о других методиках прочитать подробнее можно

Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу – не проблема. Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения. Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление.

2. «Мозговой штурм». Подробнее об этой технологии креативного мышления можно прочитать

Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей. Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса – на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются. Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».

3. «Метод фокальных объектов»

В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

4. «Синектика»

Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.

На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться. В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений. Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.

5. «Метод гирлянд ассоциаций»

Основным приёмом креативного мышления в данной технологии является сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

1). Построение цепочек синонимов объекта.

2). Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).

3). Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.

4). Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.

5). Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.

6). К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков. Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте». «О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …

8). Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.

9). Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

8. «Метод маленьких человечков»

Одной из технологий креативного мышления является «метод маленьких человечков». Случаются проблемные ситуации, при которых часть объекта не может выполнять требования поставленной задачи. В таком случае может помочь такой приём креативного мышления как дробление проблемы на множество «крохотных человечков». Для этого выделяют ту часть, которая не подчиняется условиям задачи, не может их выполнять, и представляют её в виде маленьких человечков. Следующий этап – деление человечков на группы, действующие по условиям задачи группы. Затем полученная модель рассматривается и перестраивается таким образом, чтобы конфликтующие действия можно было выполнить. Другими словами, если воспринимаемая проблема как целое кажется неразрешимой, то при её разделении на составные части может оказаться, что эти части можно перегруппировать и затем обьединить в произвольном порядке. В результате или проблема станет разрешимой по-новому, или возникнет новый взгляд на неё, или какие-то идеи можно будет модифицировать в каком-то направлении для получения решения. Элементы, полученные при делении, желательно перемещать и совмещать друг с другом в различных сочетаниях. Только следует помнить о том, что сочетание элементов – это не монолитная система.

9. «Метод контрольных вопросов»

Основным приёмом креативного мышления в этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, которые помогут направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это поможет преодолеть психологическую инерцию.

10). «Морфологический анализ»

Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

11). Существуют также методика слома стереотипа и другие технологии креативного мышления, в которых используются разнообразные приёмы, стимулирующие выход за рамки шаблонов и помогающие творчески решать самые разные задачи в различных сферах нашей жизни.

Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.

Статьи по теме: