Усиление королевской власти. Усиление королевской власти в XVI - XVII веках. Абсолютизм в Европе

Цели урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её характерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу.

Тип урока: изучение нового материала.

Новые термины: абсолютизм, сословное представительство.

План урока

  • Организационный момент, целеполагание.
  • Определение понятия “ абсолютизм”:
    1. работа с документами;
    2. словарная работа.
  • Последствия абсолютизма:
    1. эвристическая беседа;
    2. вывод.
  • Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.
    1. работа с текстом учебника;
    2. составление схем;
    3. сравнение и вывод.
  • Монарх – помазанник Божий.
  • (рассказ учителя).

  • Абсолютизм и личность.
    1. работа с учебником;
    2. составления плана ответа.

    VII. Домашние задание п. 3, учебник “Новая история. 1500-1800”. Автор А.Я.Юдовская. Таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    I. Сегодня, мы познакомимся с характерной для ряда стран Западное Европы, периода Раннего Нового времени формой феодального государства – абсолютной монархией или абсолютизмом.

    Рассмотрим и сравним возникновение абсолютизма и королевской власти в XVI –XVII вв. в Англии и во Франции. Именно в этих государствах он ярче всего проявился.

    Записываем тему урока.

    II. Определение понятия “ абсолютизм”.

    Что такое абсолютизм или абсолютная монархия? Чтобы выяснить это обратимся к историческим документам. (Приложение 1)

    Задание: 1) “О чём идёт речь?”

    “Что такое абсолютизм?”

    2) привести отрывки, где говорится об установлении абсолютной власти короля.

    Вывод: абсолютизм-власть одного человека в государстве.

    Что пишут об абсолютной власти в словаре? (Работа со словарями)

    Запись в тетрадях определения “Абсолютизм”.

    Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.

    III. Последствия абсолютизма.

    Вопросы для беседы:

    1) Как вы думаете, каким будет положение феодальной знати при абсолютизме? Сохранят ли они свою независимость? Почему?

    2) Абсолютизм и междоусобные войны, возможно ли их сосуществование? Почему?

    3) Как, по вашему мнению, должен относиться монарх в эпоху абсолютизма к сословно-представительным органам? Почему?

    Обобщение ответов учащихся и дополнительный рассказ учителя.

    Действительно, при абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий и пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость.

    Так, например, во Франции королевской власти были подчинены провинция Нормандия и Бургундия.

    В Англии, Генрих VIII Тюдор лишил независимости и подчинил Лондону северные графства и Уэльс.

    Чтобы не допустить повторения кровавых событий подобных войне Алой и Белой розы, английские короли распустили феодальные войска, сравняли с землёй замки бунтующих феодалов.

    Окрепнувшая монархическая власть всегда стремилась избавиться от сословно-представительных органов.

    Ученики делают вывод с последующей записью в тетрадь.

    “Последствия усиления королевской власти в XVI-XVII вв.”:

    1. Ликвидируется независимость феодальной знати.
    2. Прекращаются междоусобные войны.
    3. Ограничивается деятельность сословно-представительных органов.

    IV. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.

    Рассмотрим органы власти в Англии и во Франции существовавшие в XVI - XVII веках. (Рисунок 1, Рисунок 2)

    Изобразим в виде схем, для удобства сравнения.

    1. – класс делится на 2группы: “Англия” и “Франция”;
    2. – работа с текстом учебника;

      – составление схемы;

      – запись в тетрадь.

    3. “англичане” - работают по страницам 24-27;

    “французы” - работают по страницам 28-29.

    Рисунок 1. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и их функции.


    Рисунок 2. Органы власти в XVI-XVII вв. во Франции и их функции.

    Сравнить и сделать вывод.

    1. В каком государстве власть короля была более сильной. Почему?

    Вывод: ФРАНЦИЯ.

    СРАВНЕНИЕ:

    1. Парламент и Генеральные штаты:

    а) полномочия;

    б) когда созывались и как созывались;

    2) Тайный совет – Совет (правительство).

    3) Судебные органы Англии и Франции;

    4) Местная власть:

    а) как выбиралась;

    б) полномочия.

    Итог: по схемам вы видите, что королевская власть стоит над всеми властями: исполнительной, законодательной, судебной, а во Франции даже, законодательная власть была в руках короля.

    В управлении государством монархи опирались на армию, полицию, чиновников.

    V. Монарх – помазанник Божий.

    В XVI веке начинают складываться учения, обосновывающие необходимость абсолютизма.

    Власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Религиозным учениям вторили и светские. XVI-XVII веках во Франции уже была развита наука о государстве и праве, где главным положением являлось положение о том, что верховная законодательная власть сосредотачивалась в руках монарха.

    В XVI – XVII веках был сильно развит культ короля. О жизни королевского двора, придворной службе в Версале, во Франции прочитаете самостоятельно в учебнике (“Этикет при дворе Людовика XIV”, стр. 30).

    VI. Абсолютизм и личность.

    Мы, с вами рассмотрели абсолютизм с точки зрения государства, интересы которого он защищал. А защищал ли абсолютизм интересы людей, личности в государстве.

    Работа с текстом учебника, страница 27.

    Отвечаем на вопрос 4, страница 30. Способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?

    VII. Домашние задание п. 3, таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    VIII. Итог: выводы учеников и учителя; выставление оценок.

    Упрочение власти Капетингов и окончательное превращение Франции в крупнейшую державу Средневековья начались во время правления Людовика VI Толстого (1108–1137), который сменил бездеятельного Филиппа I (1060–1108). За время своего 30-летнего правления Людовик установил контроль над собственными землями. Он заставил всех своих вассалов в Иль-де-Франсе признать его своим законным господином и исправно выполнять феодальные обязательства. Людовик разрушил замки, служившие прибежищем не подчинившихся ему феодалов, и завоевал контроль над остальными замками. Получив прямой контроль над территорией, прилегающей к Парижу, Людовик занялся делами управления. Он назначал только лояльных и способных чиновников, которых называли прево. Они исполняли королевскую волю и всегда находились под надзором короля, постоянно разъезжавшего по стране. Перед самой смертью Людовик женил своего сына, тоже Людовика, на Альеноре Аквитанской, наследнице крупнейшего герцогства Франции.

    Преобразования, происходившие в Иль-де-Франсе при Людовике VI, в точности повторились в других крупных феодальных государствах. Графство Фландрия превратилось в самое влиятельное государство на севере Европы. От городов и шерстопрядильного производства фландрские графы получали большие доходы и вскоре накопили значительное богатство. Столь же сильным было герцогство Нормандия, ненамного отставало графство Анжу. Знаменитые ярмарки 12 в. в Шампани обеспечили этому графству широчайшую известность в Европе.

    Критический этап в истории династии Капетингов приходится на 1137–1214 годы. Желание уничтожить эту династию появилось у королей Англии, которые были сильными и решительными противниками. Еще в 1066 герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель разгромил армию короля англо-саксов Гарольда в битве при Гастингсе и присоединил его богатое королевство к своему герцогству. Обладая таким плацдармом, Вильгельм и его преемники обрели мощь, не имевшую себе равной во Франции. Во время правления Людовика VII (1137–1180) английские короли захватили почти половину Франции и даже присоединили Иль-де-Франс. Английский король Генрих II (1154–1189) овладел не только Англией и Нормандией, но также графствами Анжу, Мен и Тур, унаследованными от отца, графа Жоффруа Анжуйского, который был женат на английской королеве Матильде. Из-за недальновидности Людовика VII он сумел еще больше расширить свои владения во Франции. Брак Людовика VII и Альеноры Аквитанской оказался неудачным. Людовик был не в состоянии понять пылкую Альенору и простить ее любовные увлечения во время 2-го крестового похода (1147–1149). Кроме того, у супругов не было наследника. В итоге в 1152 Людовик уговорил папу разрешить ему развод. Из-за этого непродуманного поступка он потерял юго-западную Францию, а Генрих II Английский за два месяца добился руки Альеноры и присоединил ее герцогство к своим обширным владениям на материке. Генрих II, король Англии, получил контроль над Бретанью, женив своего сына Жоффруа на наследнице этого герцогства. Он заручился также поддержкой графов Тулузы и Оверни. Генрих создал обширное феодальное государство, почти окружавшее Иль-де-Франс.

    Филипп II Август. Если бы Людовика VII на престоле сменил другой столь же нерешительный король, Францию могла бы постигнуть катастрофа. К счастью, наследником стал его сын Филипп II Август (1180–1223), один из величайших королей средневековой Франции. Подстрекая к мятежу против Генриха II и поощряя его междоусобную борьбу с сыновьями, управлявшими землями на материке, Филипп смог воспрепятствовать посягательствам на свою власть. После единственного политического поражения Генриха II на материке он вынудил его возвратить пограничные крепости и выплатить военные репарации. Во время правления преемника Генриха Ричарда I (1189–1199) Филиппу везло меньше. Оба короля начали свои отношения с уверений в дружбе. Ричард признал владения Филиппа во Франции, и оба поклялись отправиться вместе в 3-й крестовый поход (1189–1192). Однако по пути в Палестину они поссорились. В 1191 Филипп сказался больным и вернулся во Францию, чтобы составить заговор против Ричарда. Объединившись с вассалами в английских владениях и с младшим братом Ричарда Иоанном, Филипп спровоцировал волнения во Франции и Англии. После того как по возвращении из крестового похода в 1192 Ричард был взят в плен в Австрии и передан за выкуп императору Священной Римской империи Генриху VI, Филипп безнаказанно вторгся во владения Ричарда. Однако в 1194 Ричард был освобожден и вернулся во Францию, чтобы свести счеты с Филиппом. Вплоть до 1199 он постоянно одерживал победы. Только внезапная смерть Ричарда во время грабительского набега спасла Филиппа от дальнейших поражений. Филипп продолжил свои интриги против преемника Ричарда Иоанна (1199–1216). Спустя короткое время он призвал Иоанна явиться на феодальный суд в Париже, чтобы отчитаться в некоторых поступках, которые были сочтены неподобающими для вассала. Иоанн пренебрег этим приглашением, и его объявили преступником, а принадлежавшие ему земли присудили конфисковать. В разразившейся в 1202 войне Филипп одержал полную победу и за два года лишил Иоанна всех его владений во Франции, за исключением Гаскони.

    Однако деятельность Филиппа на этом не завершилась. В 1214 ему пришлось вновь сразиться с Иоанном и с широкой коалицией германских и нидерландских правителей в Бувине на юге Фландрии. Там он нанес решительное поражение войскам Иоанна, Оттона IV и фламандцев. Так Филипп утвердил гегемонию Франции в Западной Европе на последующее столетие.

    Помимо объединения северных и центральных районов Франции, Филипп заложил основу для присоединения юго-западной части страны. В 1208, когда папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против графства Тулузы, где пустила глубокие корни альбигойская ересь, Филипп, не вмешиваясь лично, поощрил французскую знать к участию в этом походе. В 1213 Тулуза была завоевана и оккупирована войсками Симона де Монфора и его крестоносцев. Хотя впоследствии граф Тулузский вернул свои земли, преемник Филиппа сумел распространить королевскую власть и на эту территорию.

    Филипп преобразовал королевские финансы по образцу английского казначейства, расширил полномочия королевского суда, реформировал местное управление. Его самым прогрессивным нововведением было назначение чиновников для управления вновь образованными судебными округами. Получая от короля заработную плату, эти новые чиновники преданно исполняли королевские поручения и помогали объединять вновь завоеванные территории. Сам Филипп стимулировал развитие городов во Франции, предоставляя им широкие права самоуправления.

    Людовик IX. Во время кратковременного правления сына Филиппа Августа Людовика VIII (1223–1226) к королевству было присоединено графство Тулуза. Теперь Франция простиралась от Атлантического океана до Средиземного моря. Когда Людовик VIII умер, престол перешел к его двенадцатилетнему сыну Людовику IX (1226–1270), которого впоследствии назвали Людовиком Святым. Пока король оставался несовершеннолетним, королевство подстерегали опасности. Происходили мятежи феодалов, заговоры и крестьянские восстания.

    Людовик не считал нужным расширять границы королевства насильственным путем. Наголову разгромив английского короля Генриха III, он в 1259 подписал Парижский договор, по которому признал права англичан на Гасконь в обмен на подтверждение Генрихом III французских прав на Нормандию и сопредельные земли. Годом раньше, заключив договор в Корбее, Людовик разрешил спор между Францией и Арагоном. В подобных деяниях он проявил чувство этики и терпимости, беспрецедентное для средневековой эпохи. В результате во время долгого правления Людовика IX Франция почти всегда жила в мире. Исключение составило лишь участие короля в двух крестовых походах. Однако 6-й крестовый поход против Египта (1248–1250) во главе с Людовиком завершился полным поражением. Его армия, обескровленная чумой и боями, была вынуждена сдаться в плен. За Людовика и других оставшихся в живых пришлось заплатить большой выкуп. Будучи уже старым и немощным, в 1270 он выступил в 7-й крестовый поход против турок в Северной Африке. Там король и умер еще до начала боевых действий.

    Самым значительным наследием Людовика IX для Франции было совершенствование системы управления. Для проверки чиновников, действующих на местах от его имени, он ввел практику инспекционных поездок представителей короля. Людовик активно участвовал в работе королевского суда и временами созывал верховный суд Франции, называвшийся парламентом. Казначейство тоже действовало довольно эффективно и было укомплектовано служащими, которые разбирались в финансах. Будучи преданным церкви, он тем не менее не разрешал папе оспаривать прерогативу королевской власти и не позволял религиозным судам вмешиваться в юрисдикцию королевских трибуналов.

    Правление Филиппа III (1270–1285) представляло собой продолжение политики Людовика IX. Попытка Филиппа расширить королевство закончилась неудачно: в Арагонской кампании 1285 его армия потерпела поражение, а сам он был убит. Существенным историческим достижением Филиппа была договоренность о женитьбе его сына на наследнице графства Шампань, что гарантировало присоединение этих богатых земель к королевским владениям.

    Филипп IV Красивый. Правление Филиппа IV Красивого (1285–1314) по своему значению приравнивается к правлениям Филиппа Августа и Людовика Святого. Деятельный поборник нововведений, Филипп сыграл существенную роль в превращении Франции в современное государство. Окружив себя такими советниками, как Пьер Флот, Гийом Ногарэ и Пьер Дюбуа – людьми, целью которых было усиление и централизация королевской власти, Филипп заложил основы абсолютной монархии.

    Филипп методично расширял территорию королевства. Для оправдания захвата земель своих вассалов он использовал нормы феодального права, пользуясь своим положением повелителя всей Франции. В 1294–1303 ему почти удалось завоевать Гасконь, владение английского короля Эдуарда I. Филипп намеревался прибрать к рукам богатое графство Фландрию, примыкавшее с другой стороны к его королевству, и даже какое-то время удерживал его. Однако весной 1302 фламандцы восстали, перебили французский гарнизон в Брюгге, а затем в битве при Кортрейке (Куртре) разгромили французскую армию. Таким образом, в средние века Фландрия так и не вошла в состав Франции. Однако на юго-востоке Филиппу удалось приобрести Франш-Конте и земли вокруг городов Лион и Тулуза.

    Филипп ограничил участие пап в управлении французской церковью, выступил против передачи дел из французских религиозных судов в папский суд и отклонил требование папы о том, чтобы духовенство облагалось налогами только с папского согласия. Филипп игнорировал буллы Бонифация VIII, утверждавшие превосходство церкви и папы над королями. Если духовенство отказывалось выплачивать ему налоги, он объявлял его вне закона и даже разрешил своим сторонникам захватить Бонифация в качестве заложника в итальянском городке Ананьи. Этот поступок привел к скорой кончине пожилого папы. Затем Филипп обеспечил избрание на папский престол французского прелата, повелел ему остаться во Франции и поселиться в городе Авиньоне, в Провансе. Здесь папы пребывали на протяжении большей части 14 в. как настоящие марионетки французских королей. Чтобы упрочить свое положение, Филипп выдвинул мнимые обвинения в ереси против старинного рыцарского ордена крестоносцев – тамплиеров. Филипп решил присвоить богатства ордена и таким образом ликвидировать долги монархии. В 1307 он заставил папу заняться делами тамплиеров. В ходе фальсифицированных судилищ, пыток и преследований, продолжавшихся в течение семи лет, тамплиеры были полностью разорены, а их имущество отошло к короне.

    С именем Филиппа связывается первый созыв Генеральных штатов Франции, традиционно рассматриваемых как национальное собрание, состоявшее из представителей нескольких сословий: первого (духовенство), второго (феодалы) и третьего (горожане). Чтобы получить средства на войны и обеспечить общественную поддержку своей политической и военной деятельности, Филипп встречался с членами собраний в 1302, 1308 и 1314.

    После себя Филипп (ум. 1314) оставил централизованное государство. Французская феодальная аристократия была недовольна упрочением монархии и наложенными на нее ограничениями. После смерти Филиппа дворяне потребовали соблюдения гарантий традиционных феодальных прав. Хотя выступления феодалов удалось подавить, они способствовали ослаблению династии Капетингов, которая теперь страдала от кратковременных правлений королей и отсутствия прямых наследников. Когда сын Филиппа IV Людовик Х (1314–1316) умер, династия Капетингов впервые за 329 лет осталась без наследника по мужской линии. Собрание крупных феодалов приняло решение, что корона должна перейти к брату Людовика Х Филиппу V, который правил с 1316 по 1322. Такой же шаг был повторен в 1322, и на этот раз престол достался брату Филиппа V Карлу IV (1322–1328). Когда последний тоже скончался, не оставив сына, корона перешла к его ближайшему родственнику по мужской линии, двоюродному брату Филиппу Валуа – основоположнику династии Валуа, которая удерживала бразды правления Францией до конца средних веков.

    Экономический подъем при Капетингах. Франция при Капетингах пережила подъем экономики. Когда в 987 Гуго Капет был провозглашен королем, на территории Франции в окружении лесов было множество деревень, население которых занималось сельским хозяйством. Дорог практически не было. Едва ли можно было найти населенный пункт, похожий на город. Столица Париж представлял собой небольшую крепость, расположенную на острове Сите на р.Сене. Королевские подати выплачивались почти исключительно натуральными продуктами. Подлинной торговли и промышленности не существовало. Однако постепенно в конце 10–11 вв., с установлением политической стабильности в северо-западной Европе, появилась возможность заниматься торговлей. Купцам часто приходилось жить за крепостными стенами. Постепенно многие из них поселялись в местах, удобно расположенных для ведения торговли или занятия ремеслом, таких, как Париж, Лион, Руан, Труа, Тур, Бордо, Тулуза, Нарбон и других, расположенных на побережьях морей и по берегам рек, а также вдоль дорог. Вокруг новых торговых поселений возводились стены, и таким образом возникали средневековые города.

    С начала 11 в. жители городов освобождались от феодальной зависимости и приобретали права свободных граждан. Они могли покупать, продавать и отчуждать собственность и вносили номинальную арендную плату за свои земли и дома. Горожанам предоставлялись некоторые торговые привилегии. На протяжении 12–13 вв. сотни общин приобрели эти новые элементарные привилегии. Более просвещенные короли и феодалы поощряли такие тенденции, поняв, что новые города способствуют развитию торговли, промышленности и эксплуатации различных экономических ресурсов.

    От юридических, экономических и социальных привилегий оставалось сделать небольшой шаг к завоеванию политических прав. Начиная с 11 в. наиболее крупные города добились самоуправления. Такие города, называвшиеся коммунами, избирали свои советы, которые и вершили все их дела. Эти советы принимали постановления, затрагивавшие все аспекты городской жизни, начиная от экономического регулирования торговли и производства до содержания школ, больниц и фортификационных сооружений. Советы занимались сбором налогов и отчислением из них необходимой суммы феодалам-землевладельцам.

    В 13 в. Франция сильно преобразилась и заметно отличалась от государства времен Карла Великого или Гуго Капета. Организовывались компании; появились аккредитивы и переводные векселя, чтобы облегчить кредит и обмен денег, в деловых центрах создавались отделения банков; для снижения экономического риска развивалось страхование. Удачливые купцы вкладывали свои доходы в предприятия и поместья. В 12–13 вв. бoльшая часть экономической деятельности Франции находилась под контролем предпринимателей, которые по своему поведению и сути были капиталистами. Хотя экономика страны еще базировалась на сельском хозяйстве, все большее значение приобретали рыночные отношения и оборот капитала.

    Развитие культуры. Преобразование экономики Франции, начавшееся в конце 10 в., явилось предпосылкой для развития культуры. В 900 такие интеллектуальные достижения, как умение читать и писать по-латыни, были доступны только клиру. Роль церкви во Франции была очень слаба. Однако в 10 в. под влиянием клюнийского движения, распространившегося из основанного в 910 в Бургундии монастыря Клюни, церковь выступила за прекращение торговли церковными должностями и упрочение иерархии духовенства. В 11 в. эта реформа была поддержана возрожденным папством, и в конце 11 в. церковь во Франции стала такой динамичной силой, что смогла возглавить 1-й крестовый поход и обратила энергию на повышение уровня образования населения. Монастыри снова стали центрами просвещения, а в Лаоне, Шартре и Париже возникли знаменитые кафедральные школы. На базе парижской школы в конце 12 в. был организован знаменитый Парижский университет, который стал образцом для других французских университетов, возникших в 13–14 вв. В Париж стремились самые известные средневековые ученые, включая Пьера Абеляра, Фому Аквинского и Альберта Великого. В Париже и других центрах просвещения культивировалась латинская литература. Греческие классики, в первую очередь Аристотель, переводились на латинский язык. Усердно изучалось и систематизировалось римское каноническое право, сочинялись богословские произведения, составлялись энциклопедии. В Париж и другие французские университеты приезжали студенты со всей Европы. Во Франции основательное изучение латинского языка и литературы привело к созданию замечательной латинской лирической и эпической поэзии странствующими школярами и студентами, которых называли голиардами, или вагантами. Вскоре появились сочинения в прозе и стихах на народном языке.

    Франция выделялась своими достижениями в области искусства и архитектуры. В 11 – первой половине 12 в. были построены величественные романские церкви с внушительными, украшенными скульптурами фасадами и колоннами, массивными стенами с примыкающими галереями. Среди этих необычайно красивых церквей – Сен-Сернен в Тулузе, Нотр-Дам в Клермон-Ферране, Сен-Трофим в Арле и Аббе-оз-Ом в Кане. Великолепными и оригинальными архитектурными творениями средневековой Франции были готические кафедральные соборы. Стиль готики, получивший развитие в Иль-де-Франс примерно в середине 12 в., затем распространился во всей Франции и Западной Европе. Самые красивые соборы и церкви были построены именно в Иль-де-Франс и соседних районах. Среди них выделяются собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) и кафедральные соборы в Реймсе, Шартре, Лаоне, Амьене, Бове и Суасоне. Совершенная гармония и пропорции в композиции, скульптурные украшения и искусно выполненные оконные витражи свидетельствуют о достижении высокого уровня технических знаний и художественного мастерства. Памятники готической архитектуры служат красноречивыми доказательствами блеска французской культуры в средние века.


    Людовик IX –усиление королевской власти

    Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226-1270 гг.). Важное место среди них занимала военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами.

    Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

    При Людовике IX из королевской курии, представлявшей ранее съезд феодалов, начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган - парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов - выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать.

    Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

    Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII в. Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

    Мы всем возбраняем побоища во всех наших владениях, но отнюдь не отменяем исков, возражений, договоров, ни всяких иных условий, какие заключаются в светском суде, но только отменяем бои и взамен битв устанавливаем доказательства через свидетелей.

    Указами блаженной памяти Людовика Святого постановлено и повелено, чтобы всякий раз, когда возникнут между баронами нашего королевства какие-либо распри, ссоры, свалки или убийства, затеянные коварно или умышленно, от чего нередко бывает много убийств, увечий и других тяжких обид, -кровные родственники затеявших подобное пребывали в долженствовали пребывать в своём положении со дня упомянутого злодейства в течение следующих сорок дней, исключая только лиц, завраждовавших между собой, каковые за свои злодейства могли быть схвачены и задержаны. И если в вышесказанный сорокадневный срок кто-либо из родных, детей или свойственников какого-либо из главных зачинщиков дела кому-либо из родственников другой стороны нанесёт обиду или вред в отместку ли или как иначе, то могут быть схвачены и наказаны по мере вины эти как изменники и уличённые в злодействе.

    Изменения в правовом положении сословий в XIV – XV веках

    Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал.

    Усиление феодальной эксплуатации, а также экономические трудности, связанные со Столетней войной с Англией, вызвали обострение внутриполитической борьбы. Это нашло свое отражение в ряде городских восстаний (особенно в Париже в 1356-1358 гг.) и крестьянских войнах (Жакерия в 1358 г.). Произошли изменения и в борьбе среди самих феодалов, что было связано с усилением королевской власти и ее столкновением в процессе объединения страны с феодальной олигархией. Во время Столетней войны было произведено много конфискаций земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким и средним дворянам, активно поддерживавшим королевскую власть.

    В XIV-XV вв. во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унаследованного еще от предыдущего периода иерархического строения класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих позиций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых конфликтов.

    Первым сословием во Франции считалось духовенство. Объединение всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская власть к XIV в. одержала принципиально важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации. При этом ограничивались некоторые церковные прерогативы, которые мешали политическому объединению страны и признанию верховенства королевской власти, был сокращен круг лиц, подпадавших под церковную юрисдикцию.

    С установлением единого правового статуса духовенства укрепились его важнейшие сословные привилегии. Духовенство, как и ранее, имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от любых государственных служб и повинностей. Последнее не исключало того, что отдельные представители духовенства привлекались королем к решению важных политических вопросов, выступали в качестве его ближайших советников, занимали высокие посты в государственной администрации.

    Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV-XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для верхушки горожан и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, покупали земли у разорившихся дворян. Родовое дворянство, стремившееся сохранить дух феодальной кастовости, добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания.

    Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государственных налогов. По существу единственной обязанностью дворянства становится несение военной службы королю, а не частному сеньору, как было раньше.

    Дворянство по-прежнему было неоднородным. Титулованная знать - герцоги, маркизы, графы, виконты и другие - претендовала на высокие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Ее благополучие непосредственно связывалось с усилением эксплуатации крестьян. Поэтому мелкое и среднее дворянство энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы.

    В XIV-XV вв. в основном завершилось формирование и "третьего сословия" (tiers etat), которое пополнялось за счет быстро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев. Это сословие было весьма пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов.

    Сама организация третьего сословия носила феодально-корпоративный характер. Оно выступало прежде всего, как совокупность городских ассоциаций. В это время не возникла еще идея равенства и всеобщности интересов членов третьего сословия, оно не осознало себя единой общенациональной силой.

    Складывание сословно-представительной монархии

    В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.

    Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.

    Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).

    Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших "королевские случаи", существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

    На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие - римско-католическая церковь. Французская корона никогда не соглашалась с притязаниями папства на мировое господство, но, не чувствуя необходимой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. Такое положение не могло сохраняться бесконечно, и к концу XIII - началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии. Король Филипп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII, потребовав от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространив королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа издал в 1301 году буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной и переносом под давлением французских королей резиденции римских пап в г. Авиньон (1309-1377 гг.) - так называемое "авиньонское пленение пап".

    Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: "Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги".

    В 1303 году была выдвинута формула: "король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в Том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям логистов, имел все прерогативы римского императора.

    Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а, следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: "всякое правосудие проистекает от короля", в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.

    Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

    Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты.

    Генеральные штаты.

    Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.

    Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее - с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.

    Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 - 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.

    Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.

    Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

    Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).

    Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

    В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

    Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.

    В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т.д. Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.

    Центральное и местное управление.

    Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не повлекли за собой сразу же создания нового аппарата государственного управления.

    Центральные органы управления не подверглись существенной реорганизации. В это же время утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекают от короля. Из прежних должностей, которые превратились теперь в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера, ставшего ближайшим помощником короля. Канцлер, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, он составлял теперь многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

    Дальнейшее развитие централизации проявилось в том, что важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 г.). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер. По мере укрепления королевской власти его значение уменьшается, король чаще прибегает к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, приглашенных по его усмотрению.

    Появляются и новые должности в центральном королевском аппарате, подбираемые из легистов и преданных королю незнатных дворян, - клерки, секретари, нотариусы и т.п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления.

    Прево и бальи, которые ранее были основными органами местной администрации, в XIV в. теряют ряд своих функций, в частности военную. Это связано с падением значения феодального ополчения. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, переходят к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено.

    Стремясь к централизации местного управления, короли вводят новые должности губернаторов. В некоторых случаях губернаторы, получавшие звание королевского лейтенанта, имели чисто военные функции. В других случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частные войны и т.д.

    В XIV в. появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Сначала эта должность учреждалась на короткий срок и с узкими полномочиями: освобождение от уплаты некоторых налогов, помилование и т.п. В XV в. число генерал-лейтенантов увеличилось и сроки их деятельности возросли. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией.

    Централизация на местах затронула и городскую жизнь. Короли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права горожан. Королевская администрация начинает контролировать выборы городской администрации, подбирая угодных кандидатов. Над городами была установлена система административной опеки. Хотя в XV в. коммуны в некоторых городах были восстановлены, они полностью интегрировались в королевскую администрацию. Городская аристократия по-прежнему пользовалась ограниченным самоуправлением, но на всех важных заседаниях городских советов, как правило, председательствовал королевский чиновник.

    Организация финансового управления.

    Отсутствие стабильной финансовой базы долгое время сказывалось на общем положении королевской власти, тем более что огромных расходов потребовала Столетняя война. Первое время важным источником поступления средства государственную казну оставались доходы с домена и от чеканки монет, причем короли, стремясь укрепить свое финансовое положение, нередко выпускали неполноценные деньги. Однако постепенно основным источником пополнения казны становится сбор королевских налогов. В 1369 году был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 года, когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось. Размеры тальи неуклонно увеличивались. Так, при Людовике XI (1461-1483 гг.) она выросла в три раза.

    В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступающие от бальи, и т.д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства (женералите) в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций.

    Организация вооруженных сил.

    Общая перестройка управления затронула и армию. Продолжает сохраняться феодальное ополчение, но с XIV в. король требует непосредственной военной службы от всего дворянства. В 1314 году крупные сеньоры оспорили этот порядок, но в годы Столетней войны он утвердился окончательно.

    Постепенно достигалась основная цель королевской власти - создание самостоятельной вооруженной силы, являющейся надежным инструментом централизованной государственной политики. Укрепление финансовой базы короля позволило ему создать наемную вооруженную силу (из немцев, шотландцев и др.), организованную в ударные отряды. В 1445 году, получив возможность взимать постоянный налог, Карл VII организует регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой. По всему королевству были также расквартированы постоянные гарнизоны, призванные не допускать возрождения феодальной смуты.

    Судебная система.

    Королевская администрация проводила политику унификации и в судебном деле, несколько ограничивая церковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации.

    Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так называемые королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV в. - в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимало участие местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная деятельность полностью контролировалась королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 года стали назначаться не на один год, как раньше, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам.

    Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте становится обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от "законов королевства", он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. В конце XV в. парламент неоднократно использовал свое право ремонстрации, что повышало его авторитет среди других государственных органов, но привело, в конечном счете, к конфликту с королевской властью.

    Столетняя война и её влияние на процесс централизации

    В 1337 году между Францией и Англией возникает конфликт, который, прерываемый перемириями, будет длиться больше века, - Столетняя война. Две страны будут противостоять друг другу до 1453 года.

    Причины Столетней войны вытекали из давних англо-французских противоречий XI-XII веков и сводились к началу XIV века к следующему:

    · борьба из-за бывшей территории Франции - Аквитании, особенно ее западной части Гиени (Франция стремилась вытеснить англичан из Гиени), которая еще в XII веке в результате второго брака Алиенор Аквитанской отошла к Англии, и к началу XIV века Аквитания, а также Гасконь юридически была феодом английского короля.

    · борьба за Фландрию, втянутую в орбиту англо-французского конфликта еще в XII веке. Феодалы Фландрии были верными вассалами Капетингов, а фландрские города стремились развивать торговлю и экономические связи с Англией: Фландрия была основным покупателем английской шерсти, а Англия нуждалась в готовых фландрских сукнах. Франция стремилась реально подчинить Фландрию, своего номинального вассала.

    Толчком к войне послужила династическая ситуация, сложившаяся во Франции в 1328 году, когда умер последний Капетинг, сын Филиппа IV - Карл IV, не оставивший прямых наследников. Претендентом на французский престол объявил себя 16-летний английский король Эдуард III, внук французского короля Филиппа IV. У Эдуарда III появилась реальная возможность объединить под своей властью обе короны и создать объединенное англо-французское королевство, юридическое обоснование у английского монарха для этого было. Но члены собрания высшей французской знати, сославшись на законодательный сборник "Салическую правду", где было записано, что земля в королевстве франков не передается по женской линии, отвергли притязания Эдуарда III. Корона Франции была передана Филиппу VI Валуа, представителю боковой ветви Капетингов. Тогда Эдуард III решил добиться своих прав с помощью оружия.

    В 1337 году каждая из сторон сделала шаг к решительным действиям: Филипп VI объявил о конфискации Гаскони, феода английской короны, а Эдуард III провозгласил Филиппа VI узурпатором и объявил ему войну.

    В истории Столетней войны можно видеть четыре этапа:

    1. От объявления войны английским королем Эдуардом III до мира в Бретаньи в 1360 году. Это было время непрерывных военных поражений Франции. Осенью 1337 года англичане предприняли наступление в Пикардии, а затем одержали победы на море при Слейсе в 1340 году, на суше при Креси в 1346 году, овладели портовым городом Кале, наконец, в 1356 году Эдуард - принц Уэльский, старший сын Эдуарда III (за цвет лат был прозван "Черный принц") - разгромил французских рыцарей при Пуатье и пленил французского короля Иоанна II Доброго. Во время первого этапа Столетней войны во Франции произошли Парижское восстание (1356-1358 гг.) и Жакерия (1358 г.). В 1360 году был заключен мир в Бретаньи, по которому Франция потеряла земли к югу от Луары (приблизительно треть страны) и порт Кале. Мир в Бретаньи дал Франции передышку, после чего Карл V провел ряд реформ, которые в дальнейшем повлияли на ход военных действий.

    2. 1369-1396 гг. С середины 70-х годов была освобождена большая часть захваченных англичанами земель, у Англии остались Бордо, Байонна, Брест, Шербур, Кале. По Франции прокатилась волна восстаний, вызванных высокими налогами. В правление психически больного Карла VI (1380-1422 гг.) Франция была ослаблена усобицей двух феодальных партий - арманьяков и бургундцев, которые перешли в начале XV века от интриганства и соперничества к настоящей гражданской войне. Перемирие 1396 года не решило ни одного спорного вопроса, но дало передышку на 18 лет обеим сторонам.

    3. 1415-1420 гг. - время новых крупных военных успехов Англии. Английский король Генрих V разбил французов при Азенкуре в 1415 году, подчинил Нормандию и другие области Франции. Франция осталась, как и в 1356 году, без армии и денег, но положение было даже хуже, поскольку междоусобица бургундцев и арманьяков привела к расколу территории Франции; герцог Бургундский стал фактически независимым государем не только в герцогстве, но и в восточных и северных землях Франции, Нидерландах и Люксембурге и вступил в союз с англичанами. В 1420 году между сторонами был подписан тяжелый для Франции мир в Труа, по которому при жизни Карла VI регентом Франции стал Генрих V, к нему или его наследнику должна была перейти французская корона после смерти Карла VI. Кроме того, Генрих V вступил в брак с дочерью Карла VI Екатериной, с тем, чтобы их дети в будущем реально воплощали факт объединения корон. Сын Карла VI дофин Карл был лишен наследственных прав.

    4. 1420-1453 гг. После смерти (в 1422 г.) Генриха V и Карла VI англичане и герцог Бургундский объявили королем Англии и Франции сына Генриха V и французской принцессы Екатерины Генриха VI. Дофин Карл объявил себя французским королем Карлом VII. Франция оказалась расчлененной на три части: на земли, реально покоренные англичанами (здесь признавалась власть Генриха VI); на области, находившиеся под политическим влиянием герцога Бургундского; на территории (в основном на юге страны), где признавали власть Карла VII, который, правда, не был коронован в Реймсе по обычаю французских королей.

    В 1428 году англичане и бургундцы осадили Орлеан, являвшийся ключом к югу Франции. В этот момент в войну вмешался французский народ, началось движение за освобождение Франции, возглавленное Жанной д"Арк. С освобождением Орлеана в 1429 году наметился перелом в Столетней войне. В июле 1429 года Карл VII был торжественно коронован в Реймсе. Казнь Жанны д"Арк в 1431 году не изменила хода войны. В 1435 году на сторону Карла VII перешел герцог Бургундский Филипп III Добрый, который подписал с французским монархом договор, по которому признал его королем. В 1436 году английские войска были изгнаны из Парижа, а затем из всех занятых ими французских городов и крепостей на юго-западе. 30 июня 1451 года был сдан Бордо, к августу освобождена Гасконь. Фактически Столетняя война завершилась, но осенью 1452 года англичане предприняли попытку вернуть юго-запад; английские войска под командованием Талбота захватили Бордо и некоторые другие города и крепости в Гиени. Весной 1453 года Карл VII лично возглавил армию, направленную на освобождение юго-запада. 16 июля 1453 года английские войска были разбиты в битве при Кастийоне у города Шатийона. 19 октября 1453 года сдался французам английский гарнизон в Бордо - эта дата традиционно считается концом Столетней войны. В руках англичан остался только Кале.

    В ходе Столетней войны англичане много раз наносили крупные поражения французскому рыцарскому войску. Им удалось оккупировать почти всю территорию Франции. Но для закрепления этих успехов, для утверждения их господства не было во Франции необходимой социальной и экономической базы. Именно поэтому военные и территориальные успехи англичан имели лишь тактическое значение и не решали исхода войны. Стратегическое содержание периодов войны определялось ходом борьбы широких масс французского народа. В борьбе с интервентами важную роль сыграла народная партизанская война, опыт которой весьма поучителен. В период Столетней войны развивалось наемничество, становившееся надежным орудием феодальных монархий. Наемные войска оказывались более дисциплинированными по сравнению с феодально-рыцарским ополчением.

    Неудачи французов на первом этапе Столетней войны способствовали подъему национального самосознания, победа означала ликвидацию притязаний Англии на французскую корону и явилась мощным стимулом к развитию процесса централизации Французского государства.



    
    Статьи по теме: