II съезд Советов. Второй всероссийский съезд советов и его решения

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

II Всероссийский съезд Советов. Создание нового правительственного аппарата

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов состоялся 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 г. в Петрограде, в Смольном. Было зарегистрировано 649 делегатов (390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика).

На первом же заседании меньшевики и эсеры, осудив «военный заговор большевиков, организованный за спиною Советов», покинули съезд. Их уход дал большевикам свободу действий; под их влиянием съезд принял следующую резолюцию: «II съезд констатирует, что уход меньшевиков и эсеров является преступной и отчаянной попыткой лишить это собрание представительности в тот самый момент, когда массы стараются защитить революцию от наступления контрреволюции».

Съезд принял «Обращение к рабочим, солдатам и крестьянам о победе Октябрьской революции и ее ближайших задачах». Этот юридический документ советской власти носил конституционный характер, юридически закреплял победу Октябрьского восстания.

Основные положения Обращения

1. Съезд провозгласил себя единственным законным высшим органом государственной власти в России.

2. Он объявил, что вся власть на местах должна принадлежать Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Таким образом, съезд, провозгласив единовластие и полновластие Советов в центре и на местах, учредил Советское государство.

3. Съезд наметил программу первоочередных задач советской власти, демократический мир, безвозмездная передача помещичьих земель в распоряжение крестьянских комитетов, своевременная доставка хлеба в города, гарантированное право на самоопределение всем нациям, населявшим Россию.

Первым законом советской власти стал Декрет о мире, который был принят единогласно многопартийным составом делегатов съезда 26 октября (8 ноября) 1917 г.

Другим важнейшим юридическим актом Второго съезда Советов стал Декрет о земле, принятый 27 октября (9 ноября) 1917 г.

Встал вопрос о формировании новых органов власти. Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были большевиками, 29 – левыми эсерами, 6 – меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л. Б. Каменев, которого 8 ноября заменил Я. М. Свердлов. Впоследствии ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля и смещения правительства или изменения его состава.

Съезд Советов образовал временное (т. е. до созыва Учредительного собрания) рабочее и крестьянское правительство – Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК), который получил право законодательной инициативы, оставаясь подотчетным и ответственным перед съездом Советов и ВЦИК.

Основным звеном среди центральных органов государственного управления стал Народный комиссариат. Совет народных комиссаров составлял правительство Российской республики. Соединение законодательных и исполнительных функций было отличительной чертой новой власти. По поводу принципов формирования правительства (многопартийное или однопартийное) на съезде произошла острая дискуссия. Левые эсеры, стремившиеся к созданию широкой социалистической правительственной коалиции, отказались войти в правительство.

В результате его сформировали большевики в следующем составе: председатель – В. И. Ленин (Ульянов); народные комиссары: по внутренним деламА. И. Рыков, земледелия – В. П. Милютин, труда – А. Г. Шляпников, торговли и промышленности – В. Л. Ногин, по иностранным деламЛ. Д. Троцкий (Бронштейн), финансов – И. И. Скворцов (Степанов), просвещения – А. В. Луначарский, юстиции – Г. И. Оппоков (Ломов), продовольствия – И. А. Теодорович, почт и телеграфа – Н. П. Авилов (Глебов), по делам национальностей – И. В. Сталин (Джугашвили); комитет по военным и морским делам – В. А. Антонов (Овсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко.

Таким образом, на II Всероссийском съезде Советов были заложены основы нового государственного устройства – Советской республики, которая должна была выражать и защищать интересы трудящихся.

Положение большевистского правительства было неустойчивым. Воспрепятствовать государственному перевороту должен был созданный 24 октября 1917 г. Комитет общественной безопасности. 26 октября главным образом эсерами и меньшевиками – членами Городской думы, прежнего ВЦИК, исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов, ушедшими со II съезда Советов членами социалистических партий – был создан Комитет спасения Родины и революции.

Комитет планировал одновременно с вступлением в Петроград войск Краснова поднять восстание против большевиков. Левое крыло меньшевиков и эсеров, не поддерживая вооруженные выступления, тем не менее осуждало большевиков за узурпацию власти. Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников (Викжель) потребовал начать переговоры с целью создания однородного социалистического правительства. Большевики согласились на расширение «базы правительства», изменение его состава и даже склонялись к исключению из него Ленина и Троцкого, чего добивались меньшевики и эсеры. Тем не менее они отстаивали другие решения II съезда Советов.

Первоначально большевики рассчитывали использовать в интересах социалистических преобразований прежние министерства и другие старые государственные органы. Но чиновники, работавшие в министерствах, банках и других учреждениях, по призыву Комитета спасения Родины и революции объявили стачку. Большевики обратились к руководству партии левых эсеров с предложением заключить политический блок.

В ходе переговоров было достигнуто соглашение о вхождении представителей партии левых эсеров в состав правительства. Левые эсеры возглавили Наркоматы почт и телеграфа, земледелия, юстиции, а также вновь созданные Наркоматы государственных имуществ и местного самоуправления. В остальных наркоматах представители партии левых эсеров заняли посты заместителей наркомов и членов коллегии. Представители партии левых эсеров были введены также в состав других центральных учреждений Советского государства.

К началу 1918 г. наркоматы в основном были сформированы. Одновременно прекратилась деятельность министерств Временного правительства. Декретами советской власти были распущены Экономический совет, Государственный комитет по народному образованию, Адмиралтейство, Государственный совет и его канцелярия, канцелярия Государственной Думы и ее Временного комитета и другие учреждения.

Охрану революционного порядка выполнял Петроградский ВРК (упразднен в декабре 1917 г.), а затем – Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению от 28 октября 1917 г. стала создаваться рабоче-крестьянская милиция. Она находилась в ведении местных Советов и в то же время подчинялась НКВД, который в начале декабря 1917 г. распустил Главное управление милиции, существовавшее при Временном правительстве. При СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Ее возглавил Ф. Э. Дзержинский (1877–1926). В состав ВЧК вошли представители партий левых эсеров.

Были упразднены все прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов. Была приостановлена деятельность мировых судов.

Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. были учреждены выборные народные суды, состоявшие из председателя и народных заседателей. Для рассмотрения особо опасных для советской власти преступлений создавались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста).

Одной из неотложных задач, вставших с первых дней революции перед Советским государством, была организация обороны. В существовавшей армии были отменены все воинские звания, введен принцип выборности командиров и институт солдатских комитетов, контролировавший штабы и другие военные учреждения. Одновременно началась демобилизация армии и реорганизация структур Военного министерства, чем занимался Комитет по военным и морским делам (в ноябре 1917 г. преобразованный в Народный комиссариат по военным делам). В январе-марте 1918 г. из военного аппарата было уволено более тысячи служащих, а также расформирован ряд управлений, советов и совещаний. 15 января 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет «О Рабоче-крестьянской Красной Армии». Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота и создан комиссариат по морским делам.

Захват власти в Москве прошел с большими трудностями, чем в Петрограде. После нескольких дней вооруженных столкновений, повлекших за собой несколько сотен жертв, власть в Москве перешла в руки большевиков. В остальных городах России власть переходила к большевикам тремя способами:

1) в промышленных городах с большой численностью рабочего класса власть Советов одобрялась и признавалась;

2) в промышленных городах с меньшей численностью рабочего класса вначале власть Советов создавалась на базе заводских комитетов или гарнизонов;

3) в городах со слаборазвитой промышленностью власть захватывалась силой.

Через месяц после Октябрьского переворота под контролем большевистской власти находилась большая часть севера и центра России до Средней Волги, значительное число населенных пунктов до Кавказа и Средней Азии. Власть под контролем меньшевиков сохранялась в Грузии, в небольших городах влиянием пользовались эсеры. Сопротивление большевикам оказывалось на окраинах – в районах Кубани и Дона, на Украине и в Финляндии; восточная часть России и Сибирь заявляли о своей независимости.

Еще до окончания II съезда Советов Петроградский комитет предпринял ряд жестких мер против политических противников большевиков: были закрыты оппозиционные газеты, под контроль взяты радио и телеграф, власть присвоила себе право закрывать любой печатный орган, «сеющий беспокойство в умах и публикующий заведомо ложную информацию».

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. II Всероссийский съезд Советов Становление Советского государства началось со 11-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, состоявшегося 25–27 октября 1917 г. в Петрограде в Смольном дворце. Его открытие было намечено на два часа дня, но по

Из книги Азбука анархиста автора Махно Нестор Иванович

Из книги Воспоминания автора Махно Нестор Иванович

Глава XV Всероссийский съезд текстильных профсоюзов В июне под председательством Максима Горького открылся съезд текстильных профсоюзов.Это съезд тружеников. Вопросы, которые будут разрешаться на нем, должны быть важны и для меня, думалось мне. И вместе с товарищами

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси. Том II автора Дикий Андрей

Съезд Советов в Киеве Провести это они хотели легально, путем решения “Съезда советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов Украины”, который был созван в Киеве 17-го декабря, по инициативе трех организаций: Краевого Исполнительного Комитета Рабочих депутатов,

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

Первый Всегерманский съезд советов Первый Всегерманский съезд советов проходил с 16 по 20 декабря 1918 г. После свержения монархии съезд становился важнейшим политическим событием, ибо должен был окончательно решить вопрос о власти: Национальное собрание или система

Из книги Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). автора Зимин Александр Александрович

Создание общерусского государственного аппарата Важнейшим итогом общественно-политического развития России к началу XVI в. было завершение создания единого государства, ставшего одной из могущественнейших европейских держав того времени. На рубеже XV–XVI вв. наряду с

Из книги Крестьянский брест, или предыстория большевистского НЭПа автора Павлюченков Сергей Алексеевич

VIII Всероссийский съезд Советов Оценка постановления, принятого VIII съездом Советов, разделила отечественных историков на два лагеря. Одни оценивают его как последний, грандиозный акт военно-коммунистического периода. Другие более склонны видеть в нем отход от военного

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

49. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ НЭПА. ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ, ЦИК СССР Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. и завершилась во второй половине 30-х гг. Мероприятия в период НЭПа: замена продразверстки продналогом; разрешение

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. О всероссийский съезд советов 2.1. Состав съезда. На съезде присутствовали 1046 делегатов от Советов рабочих и солдатских депутатов страны, а также представители армии, флота и национальных окраин. Большевиков, имевших в июне на I Всероссийском съезде Советов 10 % голосов, в

Из книги Записки о революции автора Суханов Николай Николаевич

4. Первый всероссийский съезд советов Что он сулит? – В закулисных лабораториях. – Состав съезда. – «Свадьба народников». – Съезд эсеров. – Кадетский корпус. – Программа. – Докладчики. – Предварительные совещания. – Открытие. – Годовщина 3 июня. – Сюрпризы

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

6. Октябрьское восстание в Петрограде и арест Временного правительства. II съезд Советов и образование Советского правительства. Декреты II съезда Советов о мире, о земле. Победа социалистической революции. Причины победы социалистической революции. Большевики стали

автора Коллектив авторов

1. В. И. ЛЕНИН - ОРГАНИЗАТОР И РУКОВОДИТЕЛЬ ВООРУЖЕННОГО ВОССТАНИЯ. II ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ В. И. Ленин во главе подготовки вооруженного восстания. Партия большевиков, учитывая развитие революционной борьбы и новое соотношение политических сил в стране,

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том шестой автора Коллектив авторов

2. I ВСЕУКРАИНСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ Провозглашение Украины Республикой Советов. Законно избранные делегаты съезда съехались в Харьков, где объединились с делегатами III областного съезда Советов Донбасса и Криворожья. Оба съезда решили конституироваться как I Всеукраинский

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том шестой автора Коллектив авторов

2. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА Советское государственное строительство. Важным условием успешного строительства нового социалистического общества и утверждения советского государственного строя на Украине было установление тесного

Из книги Образование СССР (1917-1924 гг.) автора Гросул Владислав

I СЪЕЗД СОВЕТОВ СССР

Второй Всероссийский съезд Советов

2.1. Состав съезда. На Втором Всероссийском съезде Советов присутствовали 1046 делегатов от Советов рабочих и солдатских депутатов страны, а также представители армии, флота и национальных окраин. Большевиков в отличие от 10% голосов на Первом съезде в июне, на Втором съезде, в конце октября, представляли уже около половины делегатов.

В открытии съезда

В конце первого заседания, после ухода правых эсеров, меньшевиков, бундовцев, приезда опоздавших, на съезде осталось 625 представителей от 402 (из 974) Советов рабочих и солдатских депутатов. Число сторонников большевиков при этом возросло до 390 (включая перешедших к ним из других фракций), левых эсеров - до 179.

2.2. Политическая борьба на съезде. Л. Мартовым предложило образовать единую демократическую власть, для чего избрать делегацию съезда и начать переговоры со всеми социалистическими партиями. Предложение было принято единогласно, в том числе большевиками, но затем одна из групп социал-демократов, эсеров и представителей Бунда выступила с декларацией, в которой расценила события 25 октября как военный заговор, осуществленный партиейбольшевиков именем Совета за спиной всех других партий ифракций. Большинство делегатов от умеренных социалистических партий, не признавших итогов восстания, покинуло съезд, тем самым отказавшись от роли легальной оппозиции и окончательно отдав инициативу в руки большевиков. Выработке реалистической позиции умеренных мешало отсутствие единства в их партийных рядах, а также личные амбиции лидеров и недооценка ими большевиков.

После ухода правых Мартов попытался найти компромисс и добиться формирования правительства пропорционально партийному составу съезда. Но это предложение не было поставлено на голосование и вскоре Мартов и его сторонники покинули съезд.

После перерыва и известия об аресте Временного правительства подавляющее большинство оставшихся, в том числе левые эсеры, меньшевики-интернационалисты и пр. поддержали воззвание к Рабочим, солдатам и крестьянам! о переходе власти к съезду Советов.

2.3. Итоги работы съезда. Второй съезд Советов признал результаты революции и

Провозгласил установление власти Советов;

Принял Декрет о мире (одобренный единогласно) с предложением к воюющим народам и их правительствам о заключении справедливого демократического мира - без аннексий и контрибуций;

Принял Декрет о земле с требованиями отмены частной собственности на землю), запрещения купли-продажи земли, уравнительного землепользования, недопущения наемного труда и т.д., что соответствовало эсеровской аграрной программе социализации земли.

Съезд принял также постановления об отмене смертной казни на фронте, об освобождении арестованных членов земских комитетов, об аресте А.Ф. Керенского и о возможности пополнения ВЦИК представителями партий и групп, покинувших съезд, а также крестьян.

Кроме того, съезд объявил необходимость скорейшего созыва Учредительного собрания.

5. II Всероссийский съезд Советов: состав, политическая борьба на съезде, итоги работы съезда. Формирование новых органов власти. Декреты.

Состав съезда. На съезде присутствовали 1046 делегатов от Советов рабочих и солдатских депутатов страны, а также представители армии, флота и национальных окраин. Большевиков, имевших в июне на I Всероссийском съезде Советов 10 % голосов, в конце октября на II съезде представляли уже около половины делегатов.

В открытии съезда вечером 25 октября участвовали 739 делегатов, в том числе 338 большевиков, 211 правых и левых эсеров, 69 меньшевиков.

В конце первого заседания, после ухода правых эсеров, меньшевиков, бундовцев, приезда опоздавших, на съезде осталось 625 представителей от 402 (из 974) Советов рабочих и солдатских депутатов. Число сторонников большевиков при этом возросло до 390 (включая перешедших к ним из других фракций), левых эсеров – до 179.

Политическая борьба на съезде. После утверждения повестки дня левое крыло меньшевиков во главе с Мартовым предложило образовать «единую демократическую власть», для чего избрать делегацию съезда и начать переговоры со всеми социалистическими партиями. Предложение было принято единогласно, в том числе большевиками.

Но затем одна из групп, включавшая часть социал-демократов (меньшевиков), правых эсеров и представителей Бунда, выступила с декларацией, в которой расценила события 25 октября как «военный заговор», осуществленный «партией большевиков именем Совета за спиной всех других партий и фракций». Большинство делегатов из умеренных социалистов, не признавших итогов восстания, покинули съезд, тем самым отказавшись от роли легальной оппозиции и окончательно отдав инициативу в руки большевиков. Выработке реалистической позиции умеренных мешало отсутствие единства в их партийных рядах, личные амбиции лидеров, а также недооценка ими большевиков.

После ухода правых Мартов попытался найти компромисс и добиться формирования правительства пропорционально партийному составу съезда. Но теперь большевики и левые эсеры оказались в значительном большинстве, предложение не было поставлено на голосование, и Мартов и его сторонники также покинули съезд.

После перерыва и известия об аресте Временного правительства подавляющее большинство оставшихся, в том числе левые эсеры, меньшевики-интернационалисты и другие, поддержали воззвание к «Рабочим, солдатам и крестьянам !» о переходе власти к съезду Советов.

В соответствии с решением I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 г.) очередной съезд должен был собраться через три месяца - в сентябре. Но начавшаяся еще весной 1917 г. большевизация Советов осенью приобрела массовый характер. Лозунг "Вся власть Советам" стал повсеместным требованием трудящихся. В такой ситуации меньшевистско-эсеровский ЦИК, избранный в июне, принимает меры к срыву или хотя бы оттяжке очередного съезда Советов. В сентябре 1917 г. было созвано так называемое Демократическое совещание, состоявшее из представителей земств, городских самоуправлений, определенной части Советов и других организаций, которыми руководили меньшевики и эсеры. Эти партии рассчитывали подменить совещанием предстоящий съезд Советов и добиться укрепления коалиции с буржуазией. Однако даже на самом совещании часть делегатов решительно выступила против такого блока. В народных массах усилились требования перехода власти к Советам и созыва съезда.

23 сентября 1917 г. на обсуждение ЦИК был поставлен вопрос о созыве съезда. Из боязни, что съезд может быть созван и без их участия, меньшевики и эсеры согласились на его открытие 20 октября. Однако и после этого они старались отодвинуть нежелательное событие.

В таких условиях большевики приняли меры к тому, чтобы снизу, за счет инициативы местных Советов, обеспечить созыв съезда. 24 сентября ЦК партии большевиков провел совещание с местными партийными работниками, которое одобрило директиву Центрального Комитета местным организациям о подготовке созыва Всероссийского съезда Советов и немедленной организации областных съездов. Директива была успешно выполнена. С конца сентября во всей стране состоялись областные, губернские и другие местные съезды Советов. Абсолютное большинство их приняло большевистские резолюции о переходе всей власти к Советам и о созыве Всероссийского съезда в назначенный срок.

17 октября бюро ЦИК вновь перенесло открытие съезда, назначив его на 25 октября. В повестку дня включались три вопроса: 1) текущий момент, 2) подготовка к Учредительному собранию, 3) выборы ЦИК.

21 октября вопрос о съезде Советов рассмотрел ЦК партии большевиков. Было решено подготовить к съезду доклады по основным вопросам революции - о земле, о войне, о власти, о рабочем контроле. Первые три доклада поручались В.И. Ленину. Кроме того, Я.М. Свердлов должен был внести предложение о регламенте. Таким образом, большевики намеревались обсуждать вовсе не те проблемы, которые выдвигали руководители ЦИК, - съезд должен был, по мнению партии большевиков, решить коренные задачи революции.

Однако по этому вопросу в ЦК РСДРП(б) не было полного единства. Л.Д. Троцкий (Лев Бронштейн), ставший в сентябре председателем Петросовета и активно работавший в руководстве Военно-Революционного Комитета, предлагал тем не менее отложить восстание до тех пор, пока съезд не примет решение о переходе власти к Советам, в надежде, что, может быть, тогда восстания не понадобится вообще. Это был курс на парламентское решение вопроса о революции, путь конституционных иллюзий.

В.И. Ленин же настаивал на том, что съезд должен закрепить власть Советов, захваченную в результате вооруженного восстания, "пропускать такой момент и "ждать" съезда Советов есть полный идиотизм или полная измена". Партия пошла за Лениным.

Днем 24 октября было созвано собрание большевистской фракции II съезда Советов. Доклад о политическом положении сделал член ЦК РСДРП(б) И.В. Сталин (Иосиф Джугашвили) <*>. На втором заседании фракции 25 октября уже присутствовал Ленин, с организационной информацией выступил Я.М. Свердлов, констатировавший, что большевики получают большинство на съезде.

II съезд Советов открылся вечером 25 октября 1917 г. в Смольном институте, где помещались Петроградский Совет и Центральный Комитет большевистской партии.

Было представлено более 400 местных Советов, причем наибольшее число делегатов послали крупнейшие промышленные и политические центры страны - Петроград, Москва, Киев, Одесса, Ревель. В работе съезда участвовали делегаты почти всех национальных районов страны - Украины, Прибалтики, Закавказья, Северного Кавказа, Средней Азии, Бессарабии. Из 649 делегатов съезда, заявивших о своей партийности, большевиков было 390, эсеров - 160, меньшевиков - 72.

Абсолютное большинство Советов, представленных на съезде, требовало ликвидации власти помещиков и капиталистов и передачи ее в руки Советов. Была принята повестка дня, составленная большевистской фракцией, включавшая вопросы об организации власти, о войне и мире, о земле.

Группа руководителей меньшевиков и правых эсеров, возражавших против вооруженного восстания, потребовала приостановить работу съезда, но, получив решительный отпор абсолютного большинства делегатов, покинула его, надеясь тем самым сорвать работу съезда.

Некоторые отечественные историки говорят о непредставительности II Всероссийского съезда Советов, а тем самым - о неправомерности его решений. Этот тезис с энтузиазмом, но столь же бездоказательно поддерживают антисоветски настроенные зарубежные авторы, например Р. Пайпс <*>. Между тем факты показывают, что на съезде была представлена вся тогдашняя Россия, в том числе ее национальные районы. Участвовали представители обоих трудящихся классов - не только рабочих, но и крестьян, как непосредственно, так и в лице солдат, 4/5 которых были крестьянами. И.Я. Фроянов справедливо отмечает, что Октябрьскую революцию можно считать рабоче-крестьянской. Со съезда ушли даже не все рядовые члены партии меньшевиков и правых эсеров. За лидерами этих партий последовало не более половины членов их фракций. Сведения о количестве покинувших заседания съезда по разным источникам различны. Однако если взять даже самые большие из называемых чисел, то получится, что съезд оставило не более 10% депутатов, т.е. речь о кворуме вообще не идет. В связи с этим вряд ли можно согласиться с авторами, утверждающими, что после ухода названных партий съезд стал простой формальностью.

Конечно, представительство на съезде было не совсем классовым, а скорее соответствовало социальной стратификации общества, причем рабочие в России даже вместе с солдатами отнюдь не составляли большинства населения. Но съезд был органом революции, а не мирным парламентом.

В наше время в литературе распространяется утверждение и о незаконности (модное словечко - "нелегитимности") II съезда Советов, которое нельзя оценить иначе как наивным: всякая революция, конечно, незаконна. Она, если побеждает, насильственно ломает старые государство и право, создавая новые.

Съезд открылся в условиях, когда весь Петроград был в руках восставших, но в Зимнем дворце еще сидело Временное правительство под защитой верных ему войск. В 2 часа ночи 26 октября восставшие проникли во дворец и арестовали это правительство, отправив его членов в Петропавловскую крепость. А в 5 часов утра, перед закрытием первого заседания съезда Советов, факт свержения прежней власти был юридически закреплен принятием обращения "Рабочим, солдатам и крестьянам!", которое одновременно провозгласило установление Советской власти в стране, т.е. образование Советского государства. В нем содержались и первые нормы советского права.

В обращении объявлялась также программа первоочередных мероприятий Советского государства: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земли крестьянству, демократизация армии, рабочий контроль над производством и т.д. Эта программа нашла свое последовательное воплощение в первых же декретах Советской власти, принятых на втором заседании съезда, открывшемся вечером 26 октября.

Декрет о мире, являясь одновременно декларацией, обращенной ко всем народам, провозглашал основы внешней политики Советского государства. Он предлагал немедленно начать переговоры о мире, осудил тайную дипломатию и выдвинул принцип открытых переговоров и международных сношений. Этот документ содержал обращение ко всем народам, и в первую очередь к трудящимся Англии, Франции и Германии, с призывом освободить человечество от ужасов войны и довести до конца дело мира и освобождения трудящихся от рабства и эксплуатации. Декрет предлагал заключить справедливый демократический, т.е. без аннексий и контрибуций, мир. Причем под аннексией понимались не только захват, но и удержание чужих земель, произведенные как во время войны, так и до нее, как в Европе, так и на других континентах. Мир без аннексий означал, по существу, провозглашение права наций на самоопределение. В целях быстрейшего достижения договоренности по вопросу о мире Советское правительство не считало указанные в Декрете условия мира ультимативными, соглашаясь рассмотреть и всякие другие предложения.

Программа борьбы за мир, изложенная В.И. Лениным в Декрете о мире и единогласно принятая съездом Советов, впервые в истории от имени государства осудила войну как средство разрешения спорных вопросов, провозгласила новые принципы в отношениях между народами и странами.

Дипломатическим представителям всех союзных с Россией держав была направлена нота, предлагавшая рассматривать Декрет о мире как формальное предложение немедленного перемирия на всех фронтах и безотлагательного открытия мирных переговоров. Декрет о мире - первый официальный дипломатический документ Советской России, обращенный к правительствам союзных стран и содержавший предложение совместно начать переговоры о мире. Не получив от них ответа, Советская Россия 2 декабря подписала договор о перемирии с Германией и ее союзниками.

В начале марта 1918 г., реализуя Декрет, Россия подписала Брестский мирный договор. Заключенный в неблагоприятной международной обстановке, в условиях развала российской армии, ее стихийной демобилизации, договор оказался весьма тяжелым для Советской страны. Он вызвал естественное недовольство прежних союзников России, их правящих кругов.

Другим важнейшим декретом II Всероссийского съезда Советов, принятым на втором его заседании, был Декрет о земле. Декрет и включенный в него Крестьянский наказ объявляли землю всенародным достоянием и соответственно упраздняли частную собственность на нее. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с усадебными постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Фактически это означало национализацию земли.

Так или иначе, но крестьяне получали более 150 млн. га земли, освобождались от обременительной арендной платы, от расходов на покупку новых земель, от долгов Крестьянскому поземельному банку, составлявших около 3 млрд. руб. Стоимость помещичьего инвентаря, переданного крестьянам, исчислялась в 300 млн. руб.

По Декрету о земле все граждане России, желавшие обрабатывать землю своим трудом, получали ее на праве пользования. Провозглашался принцип уравнительного землепользования, который крестьяне понимали прежде всего как изъятие земли у помещиков, раздел присвоенных кулаками помещичьих и общинных земель, распределение земли между крестьянами в зависимости от местных условий - по трудовой или потребительской (по едокам) норме. Суть этого принципа состоит в идее дележа земли между крестьянами, а следовательно, в организации единоличных хозяйств. Большевики были сторонниками более прогрессивного, крупного землепользования. Однако они понимали, что сразу вводить такие формы невозможно. Крестьянин веками мечтал о своем клочке земли, и нужно было дать ему время подумать и на собственном опыте убедиться в бесперспективности единоличного ведения хозяйства, подвести к тому, чтобы он сам, добровольно пошел на объединение, коллективизацию.

Следует отметить, что Декрет о земле предусматривал возможность существования различных форм землепользования, выбираемых самими крестьянами добровольно. Наряду с подворной и хуторской предусматривались и коллективные формы хозяйства - артельная, товарищеская обработка земли. Земельные участки с высококультурными хозяйствами (садами, рассадниками, питомниками и т.д.) не подлежали разделу, а обращались в исключительное пользование государства или общин в зависимости от размера и значения участка. Конные заводы, племенные скотоводческие, птицеводческие и другие крупные специализированные хозяйства тоже переходили в исключительное пользование государства либо общины. Таким образом, было положено начало социалистическим преобразованиям в деревне, явившимся самой сложной и трудной задачей после завоевания власти пролетариатом.

Декрет о земле революционным путем разрешил многовековой спор крестьян с помещиками. Трудовое крестьянство страдало от безземелья - и власть Советов ликвидировала помещичье землевладение, передав землю крестьянам, что решительно привлекало деревню на ее сторону.

Для управления страной было образовано Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Против Декрета о создании СНК выступили оставшиеся на съезде меньшевики-интернационалисты, представитель Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профессионального союза (Викжель) и левые эсеры. Последние отказались от предложения большевиков вступить в правительство и поддержали требование об организации власти, основанной на "союзе всех сил революционной демократии". Подавляющим большинством голосов съезд принял проект постановления большевистской фракции об образовании Временного рабоче-крестьянского правительства во главе с В.И. Лениным. В постановлении предусматривалось также создание органов отраслевого управления - народных комиссариатов (комиссий) по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, почт и телеграфов, продовольствия, по делам железнодорожным, по делам национальностей и др.

Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет. Образованный на основе пропорционального представительства от каждой партийной фракции съезда, он состоял в основном из большевиков и левых эсеров. Избрание его прошло своеобразно. По словам участников съезда, на нем был зачитан лишь список членов ВЦИК от большевистской партии и, возможно, от левых эсеров. От остальных партий представители вводились уже после съезда.

Таким образом, II Всероссийский съезд Советов юридически оформил свержение власти буржуазии и помещиков и установление диктатуры пролетариата. Он провозгласил наиболее общие принципы организации Советского государства, положил начало слому старого и созданию нового государственного аппарата, т.е. решил важнейшие конституционные вопросы. Акты съезда стали базой для различных отраслей советского права. Следовательно, со II съезда Советов начинается история Советского государства и права.

Отметим, что в науке существуют и иные взгляды на момент возникновения Советского государства. Е.Н. Городецкий считает первым актом Советской власти ленинское обращение к гражданам России, опубликованное утром 25 октября от имени Военно-Революционного Комитета (ВРК). Другие авторы видят начало истории Советского государства в резолюции Петроградского Совета, принятой в середине того же дня также по инициативе В.И. Ленина, где говорилось о победе революции и будущем Советском правительстве. Обе эти концепции вызывают по меньшей мере два возражения - фактического и юридического свойства. Во-первых, ни утром, ни днем 25 октября вооруженное восстание еще полностью не победило. Зимний дворец пока не был взят, и в нем продолжало заседать Временное правительство. Во-вторых, Петроградский Совет и его ВРК, сыгравшие большую роль в восстании, были тем не менее органами городскими, а не всероссийскими. Они не имели права принимать решения, обязательные для всей громадной Российской Республики. Такую задачу мог выполнить и реально осуществил только II Всероссийский съезд Советов.

Создание структур советской власти на местах

Съезды Советов

Слом старого и строительство нового аппарата в центре проходили относительно синхронно, сложнее обстояло дело на местах. Правительство предоставляло местным органам полную самостоятельность, более того требовало от них проявлять активность в решении местных вопросов. Слом старого аппарата не означал простого роспуска или закрытия старых учреждений, особенно таких, как городские думы, земства, суд и т.п. . В обращении II Всероссийского съезда Советов 8 ноября (26 октября) 1917 г. провозглашалось, что вся власть отныне принадлежит Советам Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т.35. - М., 1969. С. 2..

Высшими органами власти в пределах каждой административной единицы объявлялись съезды Советов.

Поскольку Советы на местах не создали своего аппарата управления хозяйством, городские думы и земские управы продолжали работать, тем более что они считали себя демократическим институтом и пользовались поддержкой части населения. Так, например, в Петрограде 27-29 ноября прошли выборы в городскую думу Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. - М., - ноябрь 1917г. - декабрь 1991г. - М., 1994. С.51.. До июля 1918 г. они сосуществовали параллельно с органами земского, городского самоуправления.

3 января 1918 года ВЦИК была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В ней говорилось, что «1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам…» Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа // Первые декреты Советской власти: Сб. документов. - М., 1987..

Обращением НКВД от 4 января 1918 года «Об организации местного самоуправления» Андреев А.М. Местные Советы и органы буржуазной власти (1917). М., 1983. С. 276. и одноименным циркуляром от 6 февраля 1918 года все прежние органы местного самоуправления были упразднены. Указывал, что все прежние органы местного управления должны быть заменены областными, губернскими, уездными, районными и волостными Советами рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов. Вся страна должна покрыться целой сетью советских организаций, которые будут находиться в тесной организационной зависимости между собой. Каждая из этих организаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного характера, но сообразует свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит. Таким путем создавался связанный во всех своих частях однородный организм - республика Советов, а Советы провозглашались частицами «единой государственной власти на местах».

На Советы дополнительно возлагались задачи управления и обслуживания всех сторон местной жизни - административной, хозяйственной, финансовой и культурно-просветительской, обязанность проводить в жизнь декреты и постановления центральной власти. Они наделялись правом издавать обязательные постановления, производить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, производить аресты, распускать общественные организации, призывающие к активному противодействию или свержению советской власти.

В первый период распыленности местных советов, особенно сельских и волостных, съезды Советов сыграли громадную роль в деле собирания Советов и их объединения в единое государственное целое. В большинстве мест через два, три, четыре месяца, иногда и раньше, городской совет по своей инициативе собирает губернские и уездные съезды Советов, причем в начале определенно урегулированного срока созыва не было и в практике затем устанавливается, что съезды Советов собираются один раз в год Декреты Советской власти. Т. I.С. 251. - М., 1960..

В уездных съездах принимают участие представители всех Советов, имеющихся в данном уезде и согласно этому постановлению сельские советы посылают по одному делегату на две тысячи жителей, а советы городов и фабричных поселков избирают по расчету один на двести избирателей. Губернские съезды советов составляются из представителей от городских советов я фабрично-заводских поселков по одному делегату на каждые две тысячи избирателей и от сел по расчету один депутат на десять тысяч жителей Каганович Л.М. Местное Советское самоуправление. - М., 1923. С.44..

Таким образом, в городе выборы производятся от избирателей, а в деревне от жителей.

Городские Советы возникли раньше других. Историческая обстановка складывалась таким образом, что к моменту Октябрьскойреволюции вся власть сосредоточилась в руках городских Советов ираспространялась на всю территорию губернии или уезда. В дальнейшем власть городских Советов постепенно ограничивается рамками города. При выборах в городские советы, как в 1905 г., так ив 1917--1918 гг. депутаты избирались по фабрикам и заводам или по профессиональным союзам; от определенного количества рабочихизбирался один депутат, и никогда, ни в одном городе за основу определения количества депутатов не бралось все население в городе. Наоборот в селах и деревнях количество депутатов определялось не количеством трудящихся, которые одни только имеют право участвовать в выборах советов, а количеством всего населения Каганович Л.М. Местное Советское самоуправление. - М., 1923. С. 45..

Подготовительный этап

Осенью 1917 г. кризис в России усугублялся. Большевистская партия перешла к активным действиям по захвату власти. Наибольшую активность они проявляли в столице и крупных городах.

В сентябре на должности председателей Советов в Петрограде и Москве были назначены Троцкий Л.Д. и Ногин В.П.. Таким образом, в Советах большевики стали занимать твердое большинство.

Замечание 1

Для того, чтобы завоевать большинство во Всероссийском Совете, нужно было набрать как можно больше голосов на Всероссийском Съезде. Поэтому по инициативе РСДРП(б) был созван II Всероссийский съезд Советов.

Для этого рассылались соответствующие запросы в местные Советы, а также солдатские комитеты. Меньшевики и эсеры отнеслись отрицательно к идее Съезда при таких обстоятельствах, т.к. находились в противостоянии с большевиками. Отметим, что местные Советы и комитеты в массе своей запрос проигнорировали (на 69 откликнулись только 8).

Одновременно с активизацией большевиков Временное правительство назначило выборы в Учредительное собрание – 12 ноября. По решению ВЦИК созыв II Съезда перенесли на 25 октября.

Открытие съезда

Замечание 2

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов открылся 25 октября. Всего было проведено 2 заседания.

Съезд насчитывал 649 участника. Большую часть составляли рабочие и солдатские депутаты, но были также крестьянские, матросские и казачьи депутаты. По политическим предпочтениям большинство составляли большевики, далее шли эсеры (390 и 160 человек соответственно). На протяжении работы съезда некоторые делегаты его покинули, кто-то переходил в другую партию, итого к концу съезда в нем было 625 участников. При этом, число эсеров (левого толка) увеличилось до 179 человек.

Заседания Съезда

Съезд открылся речью меньшевика Дана Ф.И.

Первое заседание II Всероссийского съезда состояло из выступлений противников большевистского восстания и затем демонстративного ухода умеренных социалистов после избрания в президиум левых эсеров и большевиков.

Съезд открылся активными дебатами политических противников. Троцкий Л.Д., превосходный оратор, представлял большевиков. Отметим, что представители крестьянских советов и солдатских комитетов отказались от участия в таком съезде. Меньшевики с эсерами высказались резко против большевистского переворота. Осудил нечестную борьбу большевиков и ВЦИК и признал II съезд несостоявшимся, что означало незаконность любых решений и действий, произведенных его участниками. Меньшевик Мартов Ю.О. оценил переворот большевиков как антиреволюционный и антидемократический. Последнее обращение Предпарламента также крайне негативно оценило новую власть и арест членов Временного правительства.

В начале заседания Съезда противники большевиков настаивали на усмирении восстания и мирном разрешении кризиса. Затем был избран президиум съезда. В него вошли исключительно большевики и левые эсеры. Разумеется, в сложившихся условиях умеренные социалисты отказались участвовать в подобной деятельности.

Покинувшие съезд социалисты образовали «Комитет спасения Родины и революции».

По словам Троцкого вооруженное восстание не нуждалось ни в каких оправданиях, т.к. это был не заговор, а воля народа.

Замечание 3

После известия о падении Зимнего дворца заседание съезда приняло обращение к рабочим, солдатам и крестьянам о низложении Временного правительства и переходе власти к Советам.

Первое заседание Съезда завершилось в 6 утра 26 октября. Второе заседание Съезда работало с вечера 26 октября до раннего утра 27 октября.

На этом заседании уже присутствовал и выступал Ленин. Он объявил первые декреты Советской власти: о мире, о земле. Они были приняты Съездом. Ленин возглавил новое правительство – Совет народных комиссаров. Также распускался старый ВЦИК (что естественно, учитывая его оппозицию большевикам). В новом ВЦИКе преобладали уже большевики. Съезд призвал советы объединиться вокруг нового ВЦИКа. Арестованные члены Временного правительства были отпущены после завершения заседания и закрытия II Всероссийского съезда советов.

25 октября в 22.45 открылся II Всесоюзный съезд Советов. Из 670 делегатов 360 - большевики, 100–левые эсеры, 72–меньшевики, 14–меньшевики-интернационалисты

Осудив “военный заговор”, организованный за спиной Советов съезд покинули меньшевики, эсеры и бундовцы. Их уход обрек на поражение Мартова, который предлагал создать правительство, в котором были бы представлены все социалистические партии и демократические группы. После ухода Мартова Троцкий предложил резолюцию, что уход меньшевиков и эсеров является преступной и отчаянной попыткой лишить Съезд представительности. Ленин предложил резолюцию “Вся власть Советам!” После ухода меньшевиков, через два часа после ареста Временного правительства были ратифицированы “декрет о мире” и “декрет о земле”

Декрет о мире - немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуций; отменить тайную дипломатию; опубликовать секретные договоры Царского и Временного правительств

Декрет о земле - конфискация помещичьих земель; частная собственность на землю отменяется безвозмездно. Все земли передаются в распоряжение местных советов; аренда земли и применение наемного труда запрещены

На съезде было сформировано временное (до созыва Учредительного собрания) советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК), в которое вошли большевики и левые эсеры. Советская власть утвердилась на большей части бывшей Российской империи с конца октября 1917 года по февраль 1918 года. 3 ноября после ожесточенных боев власть Советов было провозглашена в Москве. В большинстве крупных промышленных центрах власть переходила в руки Советов в конце октября - начале ноября 1917 года без каких-либо серьезных столкновений. В ноябре - декабре 1917 года советская власть получила поддержку на фронтах. Первые попытки контрреволюции начать борьбу, опираясь на казачьи войска, - выступления осенью 1917 года конного корпуса генерала П.Н. Краснова под Петроградом, атаманов казачьих войск А.М. Каледина на Дону и А.И. Дутова в Оренбургской губернии - были подавлены относительно легко. Сложное установление советской власти шло на национальных окраинах. Важную роль в ее победе сыграла “Декларация прав народов России”, принятая 2 ноября 1917 года и обещавшая народам суверенитет, равенство и право на самоопределение

В октябре 1917 года в Белоруссии, в ноябре - в Туркестане, в январе - феврале 1918 года на Украине и в Казахстане была провозглашена советская власть. Националистическим правительствам удалось удержаться только в Закавказье

Переход власти в руки Советов 25 октября 1917 года с юридической точки зрения выглядит весьма спорным и неоднозначным. Данный акт был оформлен и "законодательно" закреплен II Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который не имел в ночь заседания необходимого кворума - 2/3 от общего числа прибывающих делегатов. Лишь 625 делегатов из 1090 прибывших проголосовали за передачу власти Советам, остальные в большинстве своем покинули зал заседания

Политическая программа нового правительства, выражалась в следующих первоочередных мероприятиях:

установление всеобщего мира;

передача (безвозмездная) всех земель (за исключением надельных) крестьянству в лице государственных органов - земельных комитетов;

демократизации армии;

установление рабочего контроля над производством.

С разгоном Учредительного собрания в стране была установлена Советская республика. На смену старым органам пришли новые формы организации высших органов власти в лице:

1) Всероссийских съездов Советов – как верховного законодательного органа сессионного характера.

2) Всероссийского Центрального исполнительного Комитета - высшего постоянно действующего законодательного, распорядительного органа и избираемого съездом Советов и подотчетного ему.

3) Совета народных Комиссаров (Рабоче-крестьянское правительство Российской советской республики) - исполнительно-распорядительный орган, обладавший также правом издания законов, до 10.07.18 г. подотчетного съезду Советов и ВЦИК, обладавшими правом отменить или приостанавливать любое решение СНК. С 19.07.18 г. за СНК, помимо исполнительно-распорядительных функций, закреплялось право издания декретов, распоряжений, инструкций.

Республика Советов виделась В.И. Лениным как однотипная с Парижской коммуной форма организации государственной власти, в которой выделялись следующие признаки:

1. Коренная реконструкция буржуазного государственного аппарата, образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.

2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращение Советов в политическую основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа.

3. Руководящая роль в организации государственной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Советская республика рассматривалась как государственная форма диктатуры пролетариата и, в соответствии с ленинской концепцией, осуществлялась на строго классовой основе. Советы формировались после революции по принципу открытого классового представительства как советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.

Параллельно с ликвидацией старых органов власти проходило формирование нового государственного аппарата.

На // Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была установлена следующая система органов государственной власти и управления: Всероссийский съезд Советов – представительный орган советской власти; Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - действовал в перерывах между съездами; Совет народных комиссаров (СНК) являлся правительством.

Законодательную власть осуществляли Съезды Советов и ВЦИК, исполнительную - СНК. Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 г., отказалось признать преобразования большевиков и было разогнано.

В январе 1918 г. на III съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа , в соответствии с которой Россия была объявлена Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой - РСФСР. В качестве организации власти закреплялась система Советов, в качестве системы государственного устройства - федерация национальных республик.

На Съезде были провозглашены социализация земли отмена частной собственности на землю, принципа уравнительного землепользования (Декрет о земле). Для удержания власти в декабре 1917 г. большевиками был создан карательный орган – Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), обладавшая неограниченными правами (от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение).

Рабоче-крестьянская милиция, созданная в октябре 1917 г., осуществляла охрану общественного порядка. С октября 1917 г. по февраль 1918 г. происходило утверждение системы Советов на местах - ≪триумфальное шествие советской власти≫. Местные Советы проводили в жизнь декреты центральной власти, осуществляли реквизицию, создавали судебные органы и вооруженные отряды.

В качестве чрезвычайных мер формировались рабочие продовольственные отряды и комитеты бедноты. Экономическая политика характеризовалась: ликвидацией частной собственности (экспроприация, введение ≪трудовых единиц≫ вместо денег); национализацией промышленности, финансов и транспорта (под управлением Высшего Совета народного хозяйства - ВСНХ); введением рабочего контроля на предприятиях (наблюдали за производством, устанавливали нормы выработки, себестоимость продукции, контролировали хозяйственную деятельность); введением всеобщей трудовой повинности, продовольственной разверстки.

    Учредительно собрание в России (1917-1918 гг.). созыв и причина роспуска.

В январе 1918 г. после разгона Учредительного собрания произошло слияние III Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III Всероссийским съездом крестьянских депутатов. Таким образом, они были формально объединены в рамках единого верховного органа власти. На местах также происходило объединение организаций рабочих и солдат с советами крестьянских депутатов, в некоторых местах этот процесс имел насильственный характер. Тем не менее создавалась система Советских органов снизу доверху. Весной 1918 г. шел интенсивный процесс развертывания волостных и сельских Советов крестьянских депутатов. Создавшаяся система Советского государственного устройства отвечала главной потребности - созданию социалистического общества, основанного на государственной собственности на средства производства. В соответствии с этим вся система Советов строилась по принципу демократического централизма, т.е. подконтрольность тех органов, которые были созданы Советами, перед депутатами этих Советов, а их самих перед избирателями.

В первой половине 1918 г. система Советской государственности приобрела следующий вид. Высшими органами государственной власти являлись Всероссийские съезды Советов. В промежутках между съездами их функции выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (не выше 200-х человек).

Исполнительным органом ВЦИК был его Президиум, который избирался в составе 1/10 всех его членов, и проводил в жизнь постановления ВЦИК. С февраля 1918 г. стал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.

Нормативные акты ВЦИК принимал по результатам голосования, представляя собой, таким образом, мобильную часть (более узкий) состав Всероссийского съезда.

Совет Народных комиссаров (СНК) был высшим органом власти и государственного управления - правительством страны, подотчетным Всероссийскому съезду и ВЦИК. Законодательные акты СНК обязан был передавать на рассмотрение ВЦИК, имея права издавать декреты только в случаях, не терпящих отлагательства. Таким образом, СНК в период гражданской войны был особым органом соединявшем в себе законодательные и исполнительно-распорядительные функции. Председателем СНК был В.И. Ленин.

Члены СНК (наркомы) стояли во главе отраслевых наркоматов, заменивших прежние отраслевые министерства.На правах наркоматов действовал Всероссийской Совет рабочего контроля (с 16.11.17), преобразованный в середине 1918 г. в наркомат Госконтроля.

Также на правах наркомата действовал Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ - с 02.12.17). Высшим органом Совета был пленум, исполнительным - президиум. Совет курировал важнейшие отрасли хозяйства возглавляемые входившими в него Главками. Первоначально же работа велась через отделы, входившие в ВСНХ, которые к 1920 г. были вытеснены Главками.

Органами государственной власти на местах являлись местные областные (до сентября 1918 г.) губернские, уездные, волостные и сельские Советы. 17.12.17 г. Наркоматом внутренних дел, курировавшим советское строительство, была выпущена инструкция о правах и обязанностях Советов, согласно которой Советы объявлялись высшими органами власти в пределах подконтрольных им территорий, и обязаны были подчиняться решениям вышестоящих Советов.

На общих собраниях Советов ставились вопросы местного управления, каждый член Совета должен был привлекаться к выполнению определенной государственной работы и делать отчеты перед избирателями не реже 1 раза в 2 недели. Для решения отраслевых вопросов при Советах действовали постоянные комиссии (например: планово-бюджетная, аграрная, агитационно-просветительная, социального обеспечения, коммунального хозяйства и др.).

Постоянно действующими органами при Советах являлись Исполнительные комитеты, избираемые и подконтрольные местным съездам Советов. Вышестоящие Советы осуществляли контроль за деятельностью нижестоящих, вплоть до отмены решений низовых органов.

При исполнительных комитетах Советов создавались отраслевые отделы или комиссариаты: земледелия, юстиции, народного просвещения, здравоохранения и т.д. Число отделов (в зависимости от уровня Совета колебалось от 5 до 25). Отделы подразделялись на отделы: медицинский, статистический, милиции и т.д. В большинстве случаев такая структура дублировала существовавшую ранее систему земского самоуправления. Местные Советы имели право взимать в свою пользу местные налоги и облагать чрезвычайной контрибуцией имущих лиц. При Советах создавались Советы народного хозяйства Совнархозы, находившиеся под двойным подчинением - ВСНХ и местных Советов.

В селениях (деревнях, селах, на станциях, в местечках, городах с населением менее 10 тыс. человек) Советы образовывались из расчета 1 депутат на каждые 100 человек, но числом не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение. Система Советов, в сравнении с предшествовавшими формами управления, давала возможность прямого и широкого участия трудовых масс в государственном управлении. Российская Советская республика возникла как унитарное государство. Однако в решениях уже II съезда Советов был заложен принцип самоопределения наций. Третий Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. провозгласил федеративное устройство Российской Советской республики, приняв декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Формально власть находилась в руках Временного правительства, однако наряду с ним по всей стране действовали советы рабочих, солдатских, крестьянских и др. депутатов. Наиболее активным являлся Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, по инициативе которого в мае-июне собрался Всероссийский съезд сначала крестьянских, а затем рабочих и солдатских депутатов. Именно на нём было принято решение о созыве второго, теперь уже совместного съезда Советов в середине сентября.

Однако к осени произошли существенные перемены в расстановке политических сил. Лидирующие позиции в Советах всё больше переходили в руки большевиков, поэтому эсеро-меньшевистское руководство Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов откладывало созыв съезда, надеясь изменить ситуацию в свою пользу путём договорённостей с Временным правительством. Под давлением местных советов ВЦИК вынужден был назначить дату начала работы съезда на 20 октября (2 ноября), которая затем была перенесена на 25 октября (7 ноября).

Именно к этой дате большевики приурочили начало вооружённого восстания , рассчитывая получить от съезда Советов подтверждение легитимности производимого ими захвата власти. Этот расчет оказался верным - согласно данным заполненных депутатами анкет, 505 участников съезда (75,4 %) считало необходимым передать всю власть Советам и лишь 165 (24,6 %) выступало за «власть демократии» и «коалиционное правительство» с участием буржуазии.

Съезд открылся 25 октября (7 ноября) 1917 г. в 22 ч. 40 мин., через час после начала штурма Зимнего дворца. На нём было представлено 402 Совета рабочих, солдатских, матросских, крестьянских и даже казачьих депутатов. К началу заседаний съехалось 649 депутатов (96,9 % от общего числа), всё время продолжали прибывать новые. Состав съезда непрерывно менялся, но на всём его протяжении лидировали большевики, которых уже в начале было 390 (58,2 %), а в конце - 472 (70,4 %). Поэтому именно они заняли 14 из 15 мест в переизбранном на первом же заседании съезда президиуме, предложили свою повестку дня, своих докладчиков и свои проекты решений, которые в конечном итоге и были одобрены съездом. Не желая поддерживать большевиков, часть депутатов (правые эсеры, меньшевики, бундовцы и др.) покинула съезд.

В 5 ч. утра 26 октября (8 ноября) 1917 г. съезд одобрил деятельность Военно-революционного комитета и написанное В. И. Лениным обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!», в котором объявлялось о переходе всей власти в руки Советов. Вечером того же дня II съезд Советов единогласно принял Декрет о мире, в котором воюющим странам предлагалось немедленно заключить перемирие и начать переговоры о мире без аннексий и контрибуций. В 2 ч. ночи 27 октября (9 ноября) большинством голосов был принят Декрет о земле, по которому помещичья собственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа, а все частновладельческие земли поступали в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. К этому декрету прилагался текст Крестьянского наказа, составленного эсерами на основе 242 местных крестьянских наказов и опубликованного в «Известиях Всероссийского крестьянского Совета». Согласно его положениям земля объявлялась достоянием государства и безвозмездно передавалась крестьянам на условиях уравнительного землепользования, а наёмный труд запрещался.

Серьёзные разногласия участников съезда вызвал вопрос о временном советском правительстве, которое должно было действовать до Учредительного собрания. Несмотря на требование меньшевиков-интернационалистов, левых эсеров и делегата Викжеля о создании коалиционного правительства из большевиков, меньшевиков и эсеров, в 4 ч. утра 27 октября (9 ноября) 1917 г. большинством голосов съезд принял предложение большевиков о формировании Совета народных комиссаров во главе с В. И. Лениным. Поскольку левые эсеры отказались войти в новое правительство вместе с большевиками, в состав Совнаркома были избраны исключительно члены РСДРП(б). Большинство Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов второго созыва во главе сЛ. Б. Каменевым также составили большевики.

27 октября (9 ноября) 1917 г. в 5 ч. 15 мин. утра II Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов был завершён.

Лит.: Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957; То же. [Электронный ресурс]. URL : http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/ ; Ермолаев И. П. II Всероссийский съезд Советов // Ермолаев И. П. История России в XX веке: учеб. пособие. Ч. 1. Казань, 2005; Рейхберг Г. Е. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов // Большая советская энциклопедия. Т. 5. М., 1971.

См. также в Президентской библиотеке:

Статьи по теме: