Историческая справка о думе. Городская реформа Александра II Основное содержание городской реформы 1870

Решающее значение для развития страны и выхода из политического кризиса во второй половине XIX века имели реформы 60-70-х годов, организатором которых был император Александр II. Разумеется, что главной из этих реформ была отмена крепостного права. Однако важное значение в повороте России на пути к индустриализации имели и другие буржуазно-либеральные реформы. В числе земская реформа 1864 года и городская реформа 1870 года, первая стала основой для второй.

Земская реформа ввела новые органы местного самоуправления - уездные и городские земства, которые состояли из выборных представителей всех сословий. Распорядительными органами были уездные и губернские собрания, а исполнительными были соответственно уездные и губернские управы. Избирательное право обуславливалось исключительно имущественным цензом. И хотя круг вопросов, которые решали земства, был ограничен хозяйственными делами, за пределы которого они не могли выходить, деятельность земств способствовала индустриальному развитию страны. Работа в земствах помогала формированию гражданского сознания. Их служащие оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревнях, строении школ, больниц, дорог, поднятию местной промышленности.

Городская реформа закрепляла систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу. Думу и управу возглавлял городской голова. Избирательная система очень напоминала избирательную земскую систему - имущественный ценз, курии и так далее. Органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических и политических учреждений. Однако создание новых органов способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогло торгово-промышленному развитию русских городов.

Как результат реформ осуществилось реформация русского общества, основная масса населения приобщилась к гражданской жизни. Была заложена основа для новой русской политической культуры, характерной для того времени. Проведенные реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых государств. Они значительно продвинули Россию на пути экономического и политического развития. Но даже после них, Россия оставалась самодержавной абсолютной монархией. Реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствии с потребностями второй половины XIX века, мобилизовав всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества.


Заключение

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган - думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы - гласных - было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской - 180, Петербургской - 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.



Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц.Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).


Список используемой литературы

1. Исаев, И.А. История отечественного государства и права / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.

2. Курскова, Г.Ю. История отечественного государства и права / Г.Ю. Курскова. - М.: юнити-Дана, 2012. - 648 с.

3. Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права / Л.Е. Лаптева. - М.: Юрайт, 2013. - 682 с.

4. Рассолов, М.М. История отечественного государства и права / М.М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2012. - 800 с.

5. 988 с.


Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права / Л.Е. Лаптева. - М.: Юрайт, 2013. - С. 321

Курскова, Г.Ю. История отечественного государства и права / Г.Ю. Курскова. - М.: юнити-Дана, 2012. - С. 312

Рассолов, М.М. История отечественного государства и права / М.М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2012. - С. 402

Чистяков, О.И. История отечественного государства и права / О.И. Чистякова. - М.: Юрайт, 2012. -
С. 506

Исаев, И.А. История отечественного государства и права / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - С. 187

Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права / Л.Е. Лаптева. - М.: Юрайт, 2013. - С. 325

Чистяков, О.И. История отечественного государства и права / О.И. Чистякова. - М.: Юрайт, 2012. -
С. 513

Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права / Л.Е. Лаптева. - М.: Юрайт, 2013. - С. 328

Органы городского самоуправления начали формироваться в Ярославле в конце XVIII века.

Толчок развитию органов городского самоуправления дала« Грамота на права и выгоды городам Российской империи"от 21 апреля 1785. Первичным органом городского самоуправления являлось Городское собрание , состоящее из всех« городовых обывателей». Но право избирать и быть избранными имели лишь те, кто достиг 25 лет и имел годовой доход не менее 50 руб. Городское собрание выбирало распорядительный орган городского самоуправления — Общую Городскую Думу , которая состояла из городского головы, избиравшегося сроком на три года, и гласных шести групп городского населения, обозначенных в «Грамоте». Собираясь раз в три года, кроме исключительных случаев, Общая Городская Дума избирала исполнительный орган — Шестигласную Думу , в которой каждая группа населения была представлена одним гласным.

Общая Городская Дума в Ярославле начала действовать 11 ноября 1785, а 12 ноября состоялись выборы в Шестигласную Думу, которая заседала раз в неделю. В ведении Думы находились вопросы благоустройства города, развитие торговли и ремесел, защита сословных прав, строительство школ, гимназий, училищ, наблюдение« доброй веры» и др. Хозяйственная деятельность городского самоуправления ограничивалась недостатком средств. Шестигласная Дума отчитывалась в доходах и расходах перед губернатором и Казенной палатой.

В первой половине XIX в. городские собрания и общие городские думы прекратили свое существование во многих городах, а шестигласные думы стали называться просто городскими думами. Ярославская Шестигласная Дума стала называться Ярославской городской думой в марте 1813. В первой половине XIX в. пост городского головы занимали Ф. С. Сорокин , С. П. Матвеевский , И. П. Оловянишников , В. С. Соболев — люди, немало сделавшие для города. В этот период были проведены работы по укреплению берегов Волги и Которосли, отстроен уничтоженный пожаром гостиный двор, возникли новые учебные заведения. Неоднократно городская дума по распоряжению администрации занималась подготовкой к борьбе с эпидемией холеры.

16 июня 1870 было утверждено новое« Городовое положение», в соответствии с которым создавались бессословные органы городского управления: городская дума и городская управа. Городская Дума являлась распорядительным органом и состояла из гласных , избиравшихся раз в 4 года налогоплательщиками, достигшими 25 лет. Позднее, в 1892, новое« Городское положение» значительно сузило число избирателей, заменив налоговый ценз имущественным. Городская Дума избирала из своего состава исполнительный орган — Городскую управу в составе членов управы и городского головы. Последний утверждался в должности министром внутренних дел, возглавлял и Городскую Думу, и Городскую управу. Управа имела постоянную канцелярию, возглавлявшуюся городским секретарем и разделявшуюся на отделы(столы), соответствующие функциям городского самоуправления. Городская управа ежегодно отчитывалась перед Думой в своей деятельности.

В ведении городского самоуправления оставалось благоустройство города, народное образование, здравоохранение, благотворительные заведения, забота о развитии торговли и промышленности. Для пополнения городских финансов Городская Дума получила право устанавливать в пользу города ряд сборов(с трактирных заведений и постоялых дворов, с извозного промысла, с владельцев собак и др.). Деятельность органов городского самоуправления находилась под наблюдением властей.

Первое заседание Ярославской Городской Думы, избранной на основе« Городового положения» 1870, состоялось 16 марта 1871. В ее состав входило 66 гласных. Городская управа была избрана в составе 4-х членов и 5-ти кандидатов. Пост городского головы занял потомственный почетный гражданин Р. И. Кокуев . Впоследствии этот пост занимали П. А. Шубин, И. А. Вахрамеев , И. Н. Соболев , П. П. Щапов , Д. И. Чистяков , причем некоторые из них избирались не на одно трехлетие. По «Городовому положению» 1870 Городская Дума могла учреждать временные и постоянные специальные комиссии в каких-то чрезвычайных случаях или для управления отдельными отраслями городского хозяйства. Практически постоянно существовали санитарная, школьная, финансовая комиссии.

В 1917 при Городской Думе действовали 16 комиссий: ревизионная, арендная, продовольственная, топливная, юридическая, трамвайная, по благоустройству города, по выборам в Учредительное собрание и др. 27 апреля 1917 в состав гласных Городской Думы вошли представители Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В феврале 1918 Городская управа была упразднена новой властью.

Предпосылки и цель городской реформы

Определение 1

Реформа городского самоуправления 1870 года – либеральная императорская реформа с целью получения населением города права на управление хозяйством города.

Необходимость реформирования городского управления вызвана проведением крестьянской реформы и отменой крепостничества. В результате чего, новый общественный уклад требовал гибкого и грамотного управления страной. Централизованное управление все больше тормозило развитие отдаленных регионов, поэтому ряд полномочий в управлении городом было решено передать на места.

В 1862 году страна готовилась к проведению реформы - создано 500 комиссий в уездах и губерниях для выработки предложений и улучшения городских условий.

В 1864 году выпущено «Городское положение» по результатам комиссионных выводов и рекомендаций. Руководителем данного проекта, Александр II назначил П.А. Валуева, который направил изданное положение в государственный совет, с утверждением которого, правило равных сословных выборных прав так же было принято.

    Городское управление. Статьи данной главы вводили основные положения и принципы управления городами и страной в целом:

    • Внешнее благоустройство;
    • Продовольственное обеспечение;
    • Безопасность;
    • Строительство и введение дополнительных учреждений (бирж, банков, пристаней и пр.).

    Основной функцией избрания стал выбор один раз в четыре года гласных на места в городскую думу. В думу могли попасть любые избранные народом и наделенные избирательными правами граждане.

    Основное правило: избрание – 2/3 христиан в управлении, а городской глава в обязательном порядке должен был принять христианство.

    К задачам Городской Думы отнесли:

    • Назначение избранных к управлению;
    • Определение размера содержания Городской Думы и управляющих ей;
    • Определение размера городских сборов и налоговых платежей.

    Задачами Городской Управы назначались: составление смет и сбор данных для управления, отчет перед Думой в своих действиях и расходах. Управа могла посчитать решение думы незаконным, и в дела управления вступал губернатор.

    Проведение выборов в Городскую Думу.

    Определение 2

    Городская Дума – бессословный орган управления городом.

    Городские Думы введены в 506 городах России, что так же было зафиксировано в «Городском положении». Состав в Думу формировался один раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов , имевшими определённый имущественный ценз. Избирателями выступали подданные Российской империи старше 25 лет, обладающие собственным имуществом без задолженности по налогам и сборам.

    Избиратель не мог быть судим или проходить в следственных мероприятиях на момент выборов. Список избирателей сортировался по величине налоговых поступлений от горожан и утверждался Городской Думой перед проведением выборных мероприятий. Первую и вторую избирательную группу составляли плательщики 1/3 налоговых сборов, в третий избирательный разряд включали остальных плательщиков

    Городской глава избирался губернатором или министром внутренних дел из числа гласных тайным голосованием.

Итоги городской реформы

  • Начало бурного роста в торговле и промышленности;
  • Закрепление системы органов общественного управления;
  • Приобщение всех классов и сословий к гражданской ответственности и культурному развитию;
  • Подъем политического просвещения и культуры;
  • Трудности в управлении, связанные с большим финансированием - основная часть дохода от налогов направлялась на затраты правительственного аппарата, безопасность и прочие инфраструктуры города.

Введение

1. Предпосылки реформирования местного самоуправления.

2. Реформа городского управления 1870 года.

3. Значение городской реформы для политической жизни страны.

Список использованной литературы


Введение

Российская империя встретила вторую половину ХIХ века великой мировой державой, чей авторитет был подорван Крымской войной и процветанием крепостнической системы, а также явным отставанием от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. На тот момент Россия была единственным государством в Европе, где все еще существовало рабовладение. Кроме того, обострилось освободительное движение в России.

Особенности российской цивилизации и потребности времени требовали невиданного ранее переворота и модернизации всех сторон российского общества. Одновременно с этим не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства. Зарождение капиталистических отношений в дореформенной России вступило в противоречие с феодально-крепостническим строем.

Это было весьма закономерно и император Александр II стал организатором великих реформ, главной из которых стала отмена крепостного права. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционных взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма .

Отмена крепостного права создала предпосылки для индустриальной модернизации России. Государство стало переходить от феодальных производственных отношений к буржуазным, а общество вступило на путь капитализма. Кроме того, крепостная реформа вызвала необходимость проведения других, немаловажных буржуазных реформ, а именно: суда, самоуправления, образования и печати, а также военной реформы. Они преследовали цель приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью сущность.

Однако разработка этих реформ началась в обстановке революционного обострения 60-х годов 19 века, что существенно затянуло их подготовку и внедрение на полтора десятилетия. Полноценно реализовать их удалось только тогда, когда революционное волнение было частично подавленно и самодержавие преодолело политический кризис.

Буржуазно-либеральным реформам Александра II характерны такие черты как незавершенность, непоследовательность, узость. И, к сожалению, не все, что закладывалось в первоначальные проекты, было в дальнейшем реализовано в соответствующих законах.

Как следствие реформ произошла модернизация и трансформация русского общества, в котором обозначились необратимые перемены, создалось более новое, сложнее организованное общество, что заложило фундамент русской политической культуры новейшего времени.


1. Предпосылки реформирования политической жизни России

После окончания Крымской войны стали очевидными многие внутренние недостатки российского государственного правления. Возросло народное недовольство, стало понятно, что так дальше продолжаться не может, наступил период революционности в России.

Низшие слои общества, а проще говоря, крестьянство и рабочие, подстрекаемые прогрессивной интеллигенцией, стали активнее и более организованнее подниматься на борьбу за свои права. Крестьянство боролось за полное уничтожение крепостничества, за свое законное право на волю и землю.

Крымская война «обманула» крестьян. Многие из них восприняли призыв правительства вступить в ополчение как шанс после окончания войны получить долгожданную волю за службу. В некоторых губерниях крестьяне сбегали от своих помещиков в города, в надежде вступить в ополчение.

Движение за освобождение значительно усилилось к 60-м годам XIX века, и хотя оно было стихийным и раздробленным, все же становилось очевидным что «верхи» управлять «низами» по-старому больше не могут. Не смотря на то, что большинство помещиков было против освобождения крестьян, для них это означало конец господства дворянства, все же наиболее дальновидные представители этого класса осознавали необходимость реформ. Освобождение крестьян, по их мнению, должно было состояться таким образом, чтобы наименее пострадали сами помещики, а крепостной за себя должен был выплатить значительный выкуп. Так что после освобождения, крестьяне все равно оставались в полной зависимости от помещика. Безусловно, подобное освобождение вызвало недовольство даже среди консерваторов. История и экономическое развитие требовали однозначной отмены крепостного права.

Отмена крепостного права вызвала цепную реакцию реформирования. Административная деятельность давно требовала реформы управления, законности и порядка. Не смотря на то, что государственный строй не изменился, и верховная власть все также оставалась абсолютной, правительство все-таки было вынуждено пойти на административные реформы. Раскрепощение повлекло за собой проведение целого ряда иных реформ социального, экономического, а главное политического характера, для того чтобы приспособить органы управления к новым историческим условиям, к капиталистическому развитию .

Так как, царизм даже мысли не допускал о каком-либо малом ограничении своей верховной власти и введении конституции в России, он был вынужден «либеральничать» с дворянством и буржуазией, то есть пойти на некую уступку в делах местного управления. Данная уступка была продиктована крайне мало организованным состоянием местного управления, полной не способностью бюрократии старой закалки вникнуть в новые очень сложные задачи, которые поставила реформа 1861 года.

И так, в 1864 году были созданы земства – выборные органы власти в пределах одной губернии. Эти органы не имели политической власти, а занимались исключительно вопросами хозяйства и культуры. В их ведении было строительство дорог, здравоохранением, образование и тому подобное. По закону земства были выборными органами, куда входили все слои общества: дворянство, буржуазия, крестьяне. Однако господствующее положение в них все-таки занимали помещики. Таким образом, правительство частично вознаградило дворян за потерю ими феодального владения .

Следующей в цепочке была реформа суда. До этого суды были сословными, то есть каждое сословие имело свой собственный суд, и не гласными, заседания проводились при закрытых дверях и подсудимые не имели защитников. Такой суд был полностью зависим от администрации. Злоупотребления в суде существенно подрывали авторитет верховной власти. В обществе росло недовольство к суду, что и привело к судебной реформе в 1864 году. Суд был отделен от администрации, стал единым для всех сословий, гласным. Был введен состязательный процесс: обвинение против защиты.

Досадное поражение в Крымской войне показало, что армия тоже требует реформ. Отмена крепостного права создала условия для формирования более многочисленной армии. Новая военная техника, передовые стратегии и тактики ведения боя, рост численности армий других государств и не простая международная обстановка принудила царское правительство пересмотреть свое отношение к комплектованию армии. Было отменено рекрутство на 25 лет, которое очень «старило» армию. А вместо него в 1874 году была введена всеобщая военная повинность для мужчин, достигших 21 года. И все же, наряду с переменами в армии многое осталось прежним: офицерский состав остался дворянским, муштра и бесправие солдат .

В пореформенной России очень быстро наметился процесс развития городов. Архаичность системы городского управления, стало очевидным сразу же после ликвидации крепостного права .

Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественной жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

2. Реформа городского управления

Весной 1862 года началась работа по разработке проекта городской реформы. В губернских и уездных городах создались 509 комиссий, основной задачей которых было составление предложений по реорганизации городского управления. Естественно, что большинство комиссий высказалось в пользу того, чтобы избирательные права были доступны всем слоям городского населения. Однако так называемый принцип «всесословности» не устраивал правительство, что существенно затягивало процесс рассмотрения проекта городового положения.

Министерство внутренних дел под руководством П.А. Валуева составило сводку материалов собранных комиссиями, и на ее основании в 1864 году выработало «Городовое положение». В марте 1866 года этот проект был вынесен на обсуждение Государственного совета, где благополучно пролежал «без движения» еще 2 года. Подготовка городской реформы проходила в условиях усиления реакционного курса самодержавия. Когда затягивать и откладывать проведение реформы стало более не возможным, решено было таки принять принцип «всесословности», и Александр II 16 июня 1870 года утвердил измененный проект «Городового положения», которое стало законом . Это стало началом второй значимой реформы местного самоуправления.

2.1 Учреждения городского общественно управления

Компетенция городского управления была тесно ограничена рамками хозяйственных вопросов, что было оговорено в статье 2 «Городового положения» . А именно было определено, что к предметам городского управления принадлежат:

Дела по внешнему благоустройству города;

Заведование устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, садов, парков, водопроводов, каналов, сточных труб, прудов, мостов и так далее;

Дела касательные благосостояния городского населения;

Городская реформа 1870 г.

Введение

Частичными реформами, полумерами решить кардинальные проблемы России было невозможно. Главным обстоятельством, тормозившим развитие России, по-прежнему оставалось крепостное право. Пагубность крепостничества осознавали Екатерина II и Павел I. Если Екатерина II не сделала конкретных шагов для изменения положения крестьянства, то ее сын Павел I предпринял попытку регламентации отношений между помещиком и крепостным крестьянином. Он решил ограничить работу на помещика тремя днями в неделю. Однако эта идея осталась нереализованной, во-первых, из-за недолговечности его правления, во-вторых, из-за неясности самого предписания. Оно носило скорее рекомендательный характер и отдавалось на откуп помещику. В юности республиканские идеи, а следовательно, и освобождение крестьян исповедовал и Александр I. По поручению Николая I министр государственных имуществ граф Павел Дмитриевич Киселев провел в четырех губерниях эксперимент, который неоспоримо доказал, что только экономически состоятельный крестьянин может быть надежной опорой государства. В течение полувека (1800-1850 гг.) проблема крепостного состояния многократно рассматривалась на заседаниях «секретных комитетов», но сроки крестьянской реформы оттягивались. Что крепостное право изжило себя, стало известно давно. Однако только у Александра II хватило политической решимости и воли превратить крестьянское сословие в свободных сельских обывателей. В России созревали предпосылки для буржуазных реформ, пробивало себе дорогу крестьянское предпринимательство. В крестьянской среде все явственнее проявлялась имущественная дифференциация.

Городовым положением 16 июня 1870 г. в городах избирались сроком на четыре года городские думы, которые в свою очередь создавали исполнительно-распорядительные органы - городские управы во главе с городским головой. Правом участвовать в выборах в городские думы пользовались лишь плательщики городских налогов. Все участвовавшие в выборах разделялись на три избирательных собрания: в состав первого включались наиболее крупные налогоплательщики, вносившие в общей сложности 1/3 всех городских налогов; во втором собрании участвовали менее крупные налогоплательщики, вносившие вторую треть налогов; в третьем собрании все остальные мелкие налогоплательщики, вносившие оставшуюся треть общей суммы налогов. Такая система выборов давала преимущества в городских думах крупной буржуазии и крупному дворянству, владевшему городскими домами-усадьбами. Так, в Москве две первые курии, избиравшие 2/3 членов городской думы, составляли всего лишь 13% всех избирателей. При этом нужно учитывать, что число избирателей было невелико. Например, в Петербурге и Москве оно не превышало 20-21 тыс. человек, т.е. 5% взрослого населения этих городов. Учитывая, что как в земских, так и в городских учреждениях ведущая роль предназначалась дворянству, органы местного самоуправления не создавались в тех местностях, где дворянства не было, как, например в Сибири, или же оно было нерусским по национальности (Польша, Литва, Правобережная Украина, западные районы Белоруссии, Кавказ). Да и в русских губерниях создание земских учреждений растянулось на многие десятилетия и было завершено лишь после революции 1905-1907 гг.

1. Правовые основы реформы

В ходе городской реформы 1870 г. было создано единственное в России того времени бессословное звено самоуправления - городское самоуправление. Правовую основу этой реформы составляло Городовое положение 1870 г.

Освобождение крестьян и проведение земской реформы оживило уездную жизнь. Шел процесс накопления капитала, развивалась предпринимательская деятельность, строились железные дороги, города из административных центров постепенно превращались в центры народно-хозяйственной активности. Городское население становилось более предприимчивым, и в облике городов наметились изменения. «Городское положение», означавшее начало проведения городской реформы, было принято в 1870 г. Оно оставило в силе старое разделение горожан на группы населения - ремесленников, купцов и пр. Вместе с тем были введены новые формы городского управления. Новый закон определил, что все городские жители, платящие городские налоги с их земельной собственности, торга или промысла, имеют право сообща избирать из своей среды представителей (гласных) в городскую думу.

Главная задача городской думы заключалась в том, чтобы вести городское хозяйство. Дума избиралась на четыре года и собиралась по мере необходимости. Члены городской думы, в свою очередь, должны были избрать городского голову и членов городской управы. Предполагалось, что управа будет действовать как постоянный исполнительный орган думы. Городские думы и управы были свободны в своей повседневной хозяйственной деятельности, однако подотчетны губернскому по городским делам присутствию под председательством губернатора.

2. Местное самоуправление

Местное управление в городах строилось в соответствии с Городовым положением от 16 июня 1870 г. Система органов городского общественного управления включала городское избирательное собрание, городскую думу и ее исполнительный орган - городскую управу. Городская дума и управа избирались на четыре года с ротацией половины состава через два года. Городской электорат по выборам в Городскую думу делился на три группы по признаку имущественного ценза. Правом голоса обладали лица, достигшие возраста 25 лет, владеющие недвижимостью, торговыми или промышленными предприятиями, мелкие торговцы, кустари. Сословная их принадлежность значения не имела.

В выборах принимали участие и юридические лица (ведомства, учреждения, различные общества, товарищества, монастыри, церкви и др.), если они платили сбор в пользу города. В прибалтийских губерниях в состав электората по выборам в органы городского управления входили так называемые «литераты», люди свободных профессий, при условии, что они уплачивали особые сборы в пользу города. Голосование было тайным, но не прямым.

Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Права голоса не имели осужденные, подследственные, отрешенные от должности, лишенные духовного сана. Число гласных из нехристиан не могло превышать одной трети состава. Руководство городской думой и управой совмещал в одном лице городской голова, которого утверждал в должности губернатор или министр внутренних дел. Городской голова был вправе приостанавливать решения городской думы до принятия губернатором решения по спорному вопросу. В компетенцию городского общественного управления входило: заведование капиталами и имуществом города; развитие местной промышленности и торговли; благоустройство и продовольственное снабжение населения; здравоохранение, призрение и благотворительность; общественная безопасность, охрана правопорядка; народное образование, назначение выборных должностных лиц, установление городских сборов, сложение (прощение, аннулирование) недоимок и другие вопросы местного значения. Городской бюджет образовывался за счет разного рода сборов: с недвижимого имущества; с документов на право торговли и промыслов; с трактиров, постоялых дворов, торговых заведений; всякого рода промыслов; с владельцев собак, лошадей и экипажей частных лиц и др. За счет городского бюджета содержались полиция и арестантские дома при ней, осуществлялся воинский постой, отопление и освещение тюрем и др.

При всех ограничениях, противоречивости и непоследовательности реформа оказала, несомненно, большое влияние на улучшение быта, зарождение основ гражданского общества, общественно-политической и правовой культуры. К концу 1870-х гг. расходы на народное образование выросли во многих городах во много раз. Уездные города Московской губернии тратили на образование в среднем 13% бюджета. Значительно двинулось вперед здравоохранение. В торгово-промышленных отношениях реформа стала также большим шагом вперед, что не замедлило сказаться в ближайшие десятилетия на развитии российской экономики. С отменой крепостного права Россия вступала на путь ускоренного развития буржуазных отношений, существенным препятствием для которых оставалась крепостническая, по сути, система местного управления. При проведении земской реформы столкнулись интересы двух идейно-политических направлений: консерваторов и либералов. Консерваторы были за сохранение привилегий дворянства и за ключевую его роль во властных структурах местного управления. Однако консервативный подход шел вразрез с интересами местных предпринимателей, сдерживал развитие рыночных отношений. Было ясно, что система бюрократического централизма, при которой в руках местной администрации находились административные, судебные и хозяйственные правомочия, себя изжила. Либералы отстаивали западный путь развития, перенося центр тяжести на всесословный характер земских учреждений.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. заложило правовую основу земской реформы. Были созданы земские органы, на которые возлагалось решение широкого круга вопросов местного значения: местный бюджет, строительство дорог и поддержание их в надлежащем состоянии, продовольственное снабжение населения, развитие местной торговли и местной промышленности, строительство земских школ, больниц, фельдшерских пунктов и обеспечение жильем работников просвещения и здравоохранения, разного рода благотворительность, борьба с нищенством, строительство церквей, санитарные меры и др. Раз в год уездное собрание собиралось и решало эти вопросы.

Для формирования земских органов власти была учреждена куриальная система выборов. Все население уезда делилось на три курии, в каждой из которых преобладало одно из «главных исторически сложившихся сословий»: курия уездных землевладельцев, городская курия и сельская курия. Кроме того, существовал имущественный ценз, что позволяло правительству регулировать соотношение числа выборщиков в земские учреждения. Первая курия включала преимущественно дворян-помещиков и требовала высокого имущественного ценза: 200 десятин земли или 6 тыс. рублей годового дохода. Во вторую (городскую) курию входили купцы и предприниматели с аналогичным доходом.

Для сельской курии имущественный ценз не устанавливался, однако трехступенчатая система выборов была достаточной гарантией при отборе земских гласных. Уездные гласные выдвигали своих представителей по куриям в губернские собрания.

Властями настоятельно рекомендовалось земским органам ограничиваться только вопросами местного хозяйственного плана, никаких обсуждений вопросов общего характера. В этом проявлялась ограниченность реформы: земство могло стать, но не стало важным инструментом формирования гражданского общества. К тому же земства располагали весьма ограниченными материальными средствами. Доходная часть земского бюджета образовывалась из местных налогов на население. Земство не имело специальных исполнительных органов для сбора налогов и решения хозяйственных вопросов на волостном уровне. Эту функцию выполняли государственные чиновники, которые сплошь и рядом саботировали принятые земством решения. Губернаторы и другие губернские властные структуры нередко занимали открыто антиземские позиции и вмешивались в деятельность земских органов. Имели место случаи приостановки деятельности земских органов, наказания гласных.

. Значимые аспекты Положения 1870 г.

Органы городского самоуправления по Городовому положению 1870 г. - городские избирательные собрания, городские думы (представительные и распорядительные органы), избираемые на четыре года, а также городские управы (исполнительные органы), избираемые городскими думами на срок их полномочий. Городская управа состояла из головы и, как правило, двух членов управы. В небольших городах, посадах управы могли не образовываться. Их функции исполнял голова. Голова не только возглавлял управу, но и исполнял полномочия председателя думы, а также председательствовал в избирательных собраниях.

В местностях, где число жителей, пользующихся правом голоса, не превышало 300, в городскую думу избиралось 30 гласных. Там, где число жителей было более 300, на каждые 150 человек свыше этого числа прибавлялось по 6 гласных. Однако по Городовому положению 1870 г. общее число гласных не должно было превышать 72 человек. Социальный состав гласных был преимущественно купеческим.

Можно обоснованно утверждать, что Положением 1870 г. городскому общественному управлению была предоставлена широкая самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). В основном же дела решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия.

В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда. Наряду с Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. Городовое положение 1870 г. необходимо считать чрезвычайно важным и прогрессивным шагом в развитии местного самоуправления в России. Однако в области городского управления, также как и земского управления, в конце XIX в. произошла контрреформа. В 1892 г. было издано новое Городовое положение, которое урезало избирательные права горожан и значительно уменьшило самостоятельность городовых учреждений самоуправления.

Заключение

В 1870 году была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах создаются новые органы управления - городские думы, которые избирались сроком на четыре года. Постоянно действующим органом думы была городская управа, состоявшая из городского головы и двух членов. Городской голова одновременно был председателем думы и управы. Правом избирать и быть избранными пользовались лишь богатые горожане. Люди, не платившие налогов, были лишены права участия в выборах. Городские думы подчинялась Сенату. Городской голова в должности утверждался министром внутренних дел, а в мелких городах - губернатором. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства.

После отмены крепостного права в 1861 года капитализм в России утвердился как господствующая формация. Из России аграрной страну превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, возникли новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического, промышленного и сельскохозяйственного производства, разветвлялась сетка железных дорог, сформировался единый капиталистический рынок, произошли важные и социологические сдвиги в стране.

Период 60-70-х годов XIX века имел огромное значение для Российской империи, так как определил её дальнейшее развитие, превращение России в буржуазную монархию. Буржуазные реформы хоть и были значительным шагом вперед, несли в себе крепостнический характер. Проведенные сверху самодержавием, эти реформы были половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и так далее, реформы ограждали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправные положение податных сословий. Уступки, которые сделали для крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий.

Таким образом, следует отметить тот факт, что основные задачи, которые правительство ставило перед собой, были выполнены, хотя и не в полной мере. Принципы, заложенные в реформах городского управления, суда, образования, печати, военного дела, сильно повлияли на положение страны в дальнейшем и позволили стать одной из мировых держав.

Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

Список использованной литературы

городской реформа правовой управление

Орлов А.С. Хрестоматия па истории России. М.: Проспект, 1999 г.

Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1985 г.

Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1987 г.

Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1989 г.

Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т. 8. Судебная реформа. М.: Юридическая литература, 1991 г.

Россия XX век. Документы. ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917-1960 гг. / Под ред. А.Н. Яковлева. М.: Материк, 2000 г.

Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993 г.

Свод Законов Российской Империи. Т.I. СПб.: Государственная типография правительствующего Сената, 1911 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: Проспект, 1999 г.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Спарк, 1998 г.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1953 г. // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993 г.

Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века / В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII века. М.: Мысль, 1988 г.

Бекузаров Г.О., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России / Общая и Особенная части: Схемы и таблицы. М.: Юристъ, 1998 г.

Беляева Л.И. Патронат в России (XIX в. - начало XX века). Учебное пособие. М.: Академия МВД РФ, 1996 г.

Бортникова О.Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система западной Сибири в 1801-1917 гг. Тюмень: Тюм. юр. институт, 1999 г.

Бернер А.Ф. Учебник уголовного права. Части общая и особенная. СПб.: печатня Б.С. Алексеева, 1865 г.

Блауберг Д. Органы управления // От тюрем к воспитательным учреждениям / Сб. ст. под ред. Вышинского А.Я.М., 1934 г.

Викторский С.Н. История смертной казни России и современное ее состояние. М.: Типография Императорского Московского Университета, 1912 г.

Вышинский А.Я. Суд и карательная политика Советской власти. М.: Полиграфкнига, 1926 г.

Гайдук С.Л. Тюремная политика и тюремное законодательство пореформенной России: автореферат на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: АН СССР, Институт государства и права, 1987 г.

Гернет М.Н. История Царской Тюрьмы. В 5 т. Т. 2. М.: Юрид. литература, 1961 г.

Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 4. М.: Юрид. литература, 1962 г.

Гогель С.К. Арестантский труд в русских и иностранных тюрьмах. СПб.: типография Правительствующего Сената, 1897 г.

Гогель С.К. Вопросы уголовного права, процесса и тюрьмоведения. СПБ.: типография товарищества «Общественная польза», 1906 г.

Гогель С.К. Значение тюремного заключения в прошлое и настоящее время. СПб.: типография М. Акинфиева и И. Леонтьева, 1889 г.

Городинец Ф.М., Малинин В.Б. Уголовно-исполнительное право (учебное пособие). СПб.: Лань, 2000 г.

Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. - М.: Юридическая литература, 1990 г.

Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виделишения свободы в период 1917-1930 годов. М.: Респ. Инст. Повыш. Квалиф. Работников МВД РФ, 1992 г.

Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар, 1996 г.

Дугин А.Н. Исправительно-трудовые лагеря и тюрьмы в 30-50-е годы. Сборник: Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995 г.

Дугин А.Н. Неизвестный ГУЛАГ: документы и факты. М.: Наука, 1999 г.

Елагин С.И. История русского флота. СПб.: типография морского министерства, 1839 г.

Зубков А.И. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. М.: Норма, 1998 г.

Иванова Г.М., Славко Т.И. ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. Франкфурт-на-Майне - Москва. 2001 г.

Иванов В.А. Миссия ордена. СПб.: ЛИСС, 1997 г.

Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов) М.: Магистр, 1996 г.

Рябинин А.А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного права) Российской Федерации. - М.: Норма - инфра, 1995 г.

Силиверстов В.И. Уголовно - исполнительное право России. М.: Юристъ, 2000 г.

Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб.: печатня Снегиревой, 1887 г.

Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т.2.СПб.: Государственная типография, 1902 г.

Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Зерцало, 1997 г.

Статьи по теме: