Возведение храма. Церковный подход к храмовому строительству

В московской студии нашего телеканала на вопросы о строительстве храмов отвечает протоиерей Олег Истомин, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Ельцы Киржачского района Владимирской области.

Тема нашей сегодняшней передачи посвящена современным проблемам строительства и восстановления храмов. С чего обычно начинается строительство храма?

Прежде всего я хочу сказать слова благодарности и Господу, и вашей телекомпании, что я могу всему православному христианскому миру сказать эти величайшие слова приветствия о том, что Христос воскрес.

Дело в том, что проблемы строительства храмов действительно современные, но раньше было совсем не так. Причем нужно сказать, почему мы, собственно, храмы и строим, откуда это идет и для чего мы это делаем. Ведь первая храмовая молитва, общая, церковная, была уже у наших прародителей, Адама и Евы, когда они вместе молились и тем самым хвалили имя Господне. Так же было и у их детей, Каина и Авеля, но здесь уже произошло грехопадение, и тогда Господь сказал, чтобы люди приносили жертвы.

Для чего это было сделано? Чтобы люди не забыли то обещание, которое Господь дал им о спасении. Дальше появляется походная скиния: Господь уже законодательно ввел порядок о том, каким должен быть храм, дал нам заповедь, чтобы мы трудились все дни, а день субботний проводили в молитве в храме. И уже после воскресения Христова для нас, христиан, это место занял воскресный день.

Современные проблемы прибавились к тем проблемам, которые были и до этого. Дело строительства храма очень сложное. Во-первых, место выбиралось, когда отталкивались от какого-то события или было какое-то знамение. Например, наш самый главный храм - Храм Христа Спасителя - построен в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года, и строился он на народные пожертвования, а также за счет купцов и меценатов, более пятидесяти лет.

Сейчас современная сложность в том, что нужно все приводить к законодательному уровню, начиная от выбора участка земли (этот вопрос нужно решить с администрацией), и далее идет очень большой список всего, что нужно исполнить, иначе дело не продвинется ни на йоту. Это требует много времени и средств, потому что сюда входит проект, кадастровый номер, регистрация и все надзорные моменты, включая все жилищно-коммунальные аспекты и инфраструктуру, а также архитектуру. Потому что сейчас нужно качественно строить, это очень важно на сегодняшний день. Это было важно всегда, тем более в нашей климатической зоне, потому что у нас мороз, снег, вода, поэтому все должно быть сделано капитально, что требует больших вложений, большой любви, больших усилий и большой молитвы.

А для начала нужно собрать общину из десяти человек, обратиться к священнику, потом к благочинному, подать прошение на имя правящего архиерея, и когда будет принято положительное решение, тогда оно выйдет на государственный уровень.

- И затем наши юридические законодательные власти регистрируют приход и начинается приходская жизнь?

На самом деле это достаточно долгий процесс, который занимает определенное время. После регистрации нужно выработать устав, должен быть священник, или это может быть какой-то приписной храм. Чтобы все сделать правильно, нужно приложить большие усилия.

- Не только финансовые, но еще и организационные…

Безусловно.

Раз мы начали от Адама и Евы, со скинии и так далее, скажите, почему на Руси строилось так много храмов? Какое значение имел храм для простого русского человека еще десять веков назад?

Православие на Руси было государственной религией, а христианство было образом жизни, оно было неотделимо, абсолютно все было связано с именем Божиим, начиная от рождения и заканчивая отпеванием, которое тоже происходило в храме. Это еще один очень важный момент, показывающий, почему нужно строить и восстанавливать храмы, заботиться о них. Потому что с храмом связана вся наша жизнь, в храме мы получаем особую благодать в таинствах, в том числе и в Таинстве Причащения. Таинство Евхаристии - это величайшее таинство, когда под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Вы сказали о том, что в храме крестили и отпевали. Получается, что русский человек начинал свою жизнь в младенчестве в храме и заканчивал ее тоже в храме, когда его отпевали. Хотелось бы более развернуть этот вопрос. Почему все-таки храм был центром жизни каждого русского местечка, каждой деревни и каждого города? Когда мы едем по нашим дорогам, проезжая разные населенные пункты, обязательно встречаем либо блестящий купол уже восстановленного храма, либо видим какие-то руины. Какое значение имел храм в духовной жизни русского человека?

Храм - духовный стержень для жизни любого православного человека. Знамением большевизма было разрушить все до основания, а затем построить новое. Русская Православная Церковь как общество и храм как здание были тем препятствием, которое мешало им делать это ужасное, неблагодарное и злополучное дело, поэтому и храмы, и православные люди уничтожались. У нас есть великий сонм новомучеников и исповедников Российских, которые погибли не напрасно, они оставили нам тот стержень, благодать Божию и традиции, преемниками которых мы сейчас и являемся.

Конечно, Церковь мешала развращать людей и вести неправильный образ жизни, хотя разрушить очень легко, а вот созидать очень и очень тяжело. И вот сейчас у нас «время собирать камни», именно этим нужно заниматься. Тем более что прошло время воинствующего коммунизма, атеизма, теперь у нас все более благополучно, дай Бог, чтобы и дальше так было. Сейчас для нас очень благоприятное время, только мы сами можем все испортить. Поэтому нужно строить храмы и для Церкви, и для души, потому что в храме заключено наше спасение, вне Церкви нет спасения. Если мы хотим спастись, то должны строить храмы, это корабли в нашем житейском море, которые приведут нас в тихую гавань Царства Небесного к Господу нашему Иисусу Христу.

В дореволюционной России храмы имели еще и образовательное значение, при них открывались приходские школы. Даже многие наши революционеры получили образование в этих приходских школах. Сейчас у нас благоприятное время, все хорошо, можно находить средства для постройки храмов, но что сейчас происходит даже в Москве? Наверное, на всю Россию известен случай на «Торфянке»: строится храм по «Программе-200», и находятся люди, пользующиеся тем, что сейчас можно свободно выражать свое мнение, которые всячески выступают против этого строительства.

Совсем недавно на Кронштадтском бульваре тоже происходило собрание против уже построенного храма. Скажите, пожалуйста, почему сейчас, несмотря на такое благоприятное время, находятся люди, не желающие, чтобы строились храмы, значение которых и в истории, и в современной жизни неоспоримо?

Господь сказал, что хозяин мира сего - дьявол, и он, конечно, сопротивляется через людей. Пришел наш Господь Иисус Христос, Само Совершенство, и Он не смог всем угодить. Из ненависти и зависти Его предали, распяли, несмотря на то, что ходили с Ним и питались от Него; ели с Его руки в прямом смысле этого слова - и предали.

Спасение - от Церкви. Неужели вы думаете, что дьявол так легко согласится с тем, чтобы люди могли спастись? Ведь его задача совсем другая. Мы же знаем, что он, как лев в пустыне, «ходит и ищет кого поглотити». Но когда лев насытится, просто лежит, рядом ходят стада животных, и он их не трогает. У дьявола задача совсем иная: чем больше людей он погубит, тем будет лучше для него, как он думает. Но он забывает, что у нас есть Пасха Господня, что Господь восстал и «смертию смерть попрал» и нет у ада победы.

Поэтому есть такое противление через людей, которых дьявол сильно запутал в своих сетях, и сражаться с ними нужно молитвой, постом и на законодательном уровне, но это должно быть действительно общим делом. И один в поле воин, это правильно, но если это наше общее дело (ведь Церковь - это общество), то мы должны всем этим обществом отстаивать наши поруганные святыни и возводить новые для спасения душ человеческих.

А если нужно будет применить силу, если провоцируют? Сейчас в Интернете на каких-то православных блогах постоянно зазывают: «Дорогие братья и сестры, придите помогите, нужно отстоять храм». Молиться, поститься - это все хорошо и правильно, но получается, что если мы не будем действовать сами, приходить и показывать, что нас больше, то…

Правильно, и я об этом. Действительно, нужно приходить сообща и выражать свою духовную, христианскую, православную точку зрения. Если та сторона говорит, что им не нужен храм, - прощайте, вы не с нами, а против нас, идите и служите своему дьявольскому начальству, а мы с Господом, выражаем к Нему любовь, «едиными устами и единым сердцем» хотим построить здесь новый храм. Поэтому, конечно, нужно приходить и всем вместе, сообща отстаивать точку зрения Русской Православной Церкви, благословение нашего Святейшего Патриарха.

Насколько я знаю, Вы построили достаточно много храмов. Могли бы Вы рассказать о своей деятельности, с какими трудностями Вы сталкивались? Я думаю, что сейчас было бы очень интересно услышать не о каких-то общих моментах, а о живом примере. Вы не из Москвы, а из Владимирской области, может быть, там другие возможности, расскажите о себе.

Господь сподобил меня потрудиться во славу Божию и построить несколько храмов в очень трудные времена. Даже и сейчас строить или просто восстанавливать храм непросто. У меня и сегодня один из беднейших и разрушенных храмов Владимирской области. Все достается очень трудно, большими трудами и большой любовью. И прежде всего большим самопожертвованием.

Но здесь еще должны быть и соратники, те люди, которые верят в это дело и в священника. Это очень важно, поэтому в деле строительства храмов нужно, чтобы священник действительно «горел» этим, чтобы это для него было не какой-то обузой или просто послушанием. Если этим не жить, то делать такое дело очень и очень трудно. И всегда так было, тем более сейчас, потому что в настоящее время дух свободы настолько извратился, что теперь ее понимают как дух противления, из-за которого возникают очень большие сложности. Надо, чтобы были соратники, команда, и, конечно, здесь не обойтись без благотворителей, меценатов, мужей державных.

Например, наш каменный храм, которому скоро будет уже четыреста лет, построен на средства московского купца Пантелея Федотова. Человек взял и помог, это была точечная, адресная благотворительная помощь, а «мужичок и лошадка» сделали великолепный храм, который потом постигла трагическая судьба, но все же Бог поругаем не бывает. Потихоньку, Божией милостью, с помощью добрых людей (сейчас, конечно, нет таких купцов, но жив Господь и жива душа православных людей) получилось. «С миру по нитке - и получилась рубашечка» - так и у нас: появились и кресты, и купола, и крыша. Поскольку у нас Богородичный Покровский храм, то теперь почти весь наш храм под голубенькой крышей и действительно под Покровом Божией Матери.

Мы с вами наследники величайших святынь. Посмотрите, сколько храмов по России, действительно жемчужин! Это наследие достойно внимания международной организации ЮНЕСКО, это всемирное наследие, и этим нужно заниматься. Русский Север, Вологодская, Костромская, Ярославская, Владимирская, Тамбовская, Рязанская, Тверская области - там очень, очень много храмов, которые нуждаются в помощи, исторически они действительно жемчужины, их тоже нужно восстанавливать, приводить в порядок. И мы, как достойные наследники, должны это исполнить.

У нас, во Владимирской области (например, Кольчугинский, Александровский районы), у батюшек по нескольку приписных храмов, которые нужно восстанавливать. Это вопрос нашей чести.

- Хватает ли священников на эти приходы?

Я уже сказал, что у каждого священника несколько приписных храмов.

- Получается, священник разрывается…

Да, где-то есть основной храм, где-то приписные восстанавливающиеся храмы, приходы. Скажем прямо, достаток там не очень большой, поэтому взять отдельного священника, конечно, тяжеловато. Тем не менее нужда в духовенстве имеется. Будем рады, если кто-то придет ради Господа нашего Иисуса Христа, а не ради хлеба, хотя, конечно, будет приход, священник - и все будет слава Богу. Может, и не будет большого дохода, но тем не менее сегодня ни один священник не может сказать, что он очень плохо живет, что у него большие проблемы с пропитанием и жильем. Сейчас практически у всех есть свой автомобиль, хотя бы «Жигули», люди стали мобильными, поэтому жить можно, даже нужно, надо только любить свою Родину, свою Православную Церковь, и все у нас получится, все будет слава Богу.

Когда Вы пришли в первый раз в храм, в который получили назначение, я так понимаю, что храм был разрушен, крыши не было. Какие у Вас были первые мысли?

В этом Покровском храме я служу и мы его восстанавливаем уже на протяжении девяти лет, по времени это совсем недавно. Честно сказать, когда я приехал на этот приход и увидел храм, то подумал, что храмов в таком состоянии уже не должно быть, потому что храм уже был отдан за некоторое время до меня, там были священники, которые трудились и многое делали, то есть я пришел не совсем на пустое место, но тем не менее надо гореть любовью к Богу, Церкви, храму, и тогда мы будем делать больше. Как сказал Господь, жатвы много, а делателей мало (Мф. 9,37), но во время жатвы все радуются, хотя один сеял, другой пахал, третий привозил зерно, четвертый занимался агрохимией. Потом пришли люди и все это убрали, но радуются все о том, что получился хороший урожай. Так сейчас и в Церкви: может быть, мне сейчас и трудно, хотя многие трудности уже немного позади, но тому священнику, который придет после меня, будет гораздо лучше и проще.

Когда строился Успенский Собор Троице-Сергиевой лавры, в раствор добавляли яичный желток. Все яйца, какие были в округе, отдавались на строительство, люди не ели яйца лет двадцать как минимум - вот так строили храмы на Руси. Какие у Вас были яркие моменты строительства храмов? Бывает много разных случаев, мы читаем о них, начиная с древних патериков, когда люди уже отчаялись и вдруг Господь являет Свою милость. Были ли в Вашей практике, в Вашей приходской жизни такие примеры?

Конечно. В деле строительства все достается большими трудами, но говорю словами молитвы Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Иногда действительно было так, что сегодня что-то есть, а что делать завтра - неизвестно, и вечером приходит человек и говорит: «Батюшка, Вы здесь строите, за кирпичом поедете? Хочу помочь вам с кирпичами». - «Конечно, поеду».

Были такие случаи и с деревом, и со строительными лесами. Искал леса - нигде не было, завтра уже начинать, почти отчаялся, потому что найти их достаточно сложно, дорого и трудно. И вдруг одна раба Божия говорит: «Я работаю у одного человека, а у него строительная фирма, я сказала, а он ответил, что привезет нам». Нам завтра надо было начинать строительство, а он в этот же вечер привез строительные леса. Это действительно Господь помогает! Если рассчитывать на свои силы, то думаешь: «Что делать?» Делать нечего, руки опускаются, и понимаешь, что не получается, надо делать как-то по-другому. Но нет - Господь посылает помощь.

Или, например, был такой случай. Когда люди строят храм, они тоже немного денег зарабатывают, потому что жизнь сейчас трудная и люди стараются тоже что-то заработать, есть определенные расценки, договоры. И вот надо рассчитываться, а денег нет. Они окончили работу, им домой пора ехать, а у нас не хватает денег для расчета. Приходит человек и говорит: «Вы здесь строите, я хочу пожертвовать на храм». Как правило, люди дают или в конверте или как-то по-другому, но никто же не говорит сколько. «Спаси Господи, напишите Ваше имя, чтобы мы поминали». Потому что деньги берешь, за них же надо отвечать перед Господом. Раскрываешь конверт - «Господи, помилуй»: сколько не хватало, столько денег Господь и послал. Это же чудо! Такие случаи в моей жизни были, и я с радостью о них говорю. И сейчас есть такие чудеса, у меня они были неоднократно. Слава Тебе, Господи, что это было именно так, что Господь не оставлял меня в самый последний момент, но всегда подавал мне руку Своей спасительной помощи.

- То есть всегда идет сугубое поминовение таких людей, строителей?

Конечно, я сугубо поминаю людей, потому что человек пришел, пожертвовал, надо помолиться и пожелать, чтобы у него все было слава Богу, чтобы Господь благословил его труды, управил его, в чем-то его исправил, если он где-то ошибался, уберег его от какого-то искушения, беды или несчастья. Задача священника - прежде всего молиться, священник - это не строитель. Он заканчивает семинарию, академию, магистратуру, а потом занимается тем, что проверяет, какой раствор: известковый или цементный, какими рядами будет идти кладка, какой краеугольный камень заложен, где какая связка, как плиты лежат, какие допуски имеются, какой будет сварка, какая сталь, какой марки кирпич и многое другое.

Если заниматься только этим, то это просто прораб, но тем не менее в современных условиях это нужно делать и знать. И в каждой епархии есть архитектурно-строительный отдел, который контролирует, как ведутся реставрационные работы, строительство, текущие работы, такие как перекрыть крышу, поставить лаги, стропила, как сделать обрешетку, какой должна быть нагрузка. И в каждой епархии есть священник, который, наряду с архитектором и отделом архитектуры, курирует все эти строительно-восстановительные реставрационные работы. Сейчас все это очень жестко контролируется государством, особенно если это объект культурного или исторического значения. Но даже если это просто храм, он должен подходить под эти мерки, чтобы стоял много-много веков, по слову Спасителя: «Созижду Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее».

- Насколько я знаю, по светскому образованию Вы инженер.

Есть такое дело.

- Получается, Вы сами занимались строительством своего храма, если Вы профессиональный строитель?

Гораздо больший опыт строительства я получил именно в лоне Русской Православной Церкви, а то, что есть и теоретические знания, - это уже совсем другая история. Но практику я прошел именно в Церкви, за что благодарю правящего владыку и архиереев, которые доверяли мне и давали столь сложное и ответственное послушание. Поэтому я всегда буду поминать строителей и благоустроителей тех храмов, в которых присутствовала и моя рука как рука мастера, за что огромная сыновняя благодарность нашим владыкам и Господу.

Не чувствуете ли Вы какую-то усталость? Бывает, что человек занимается очень сложной и кропотливой работой и устает. Если Вас сейчас вызовет правящий архиерей и скажет: «У Вас так хорошо получается строить храм, давайте еще несколько постройте», - как Вы к этому отнесетесь? Понятно, что послушание нужно исполнять, но каким будет Ваше отношение к этой ситуации?

Я готов к этой ситуации, готов восстанавливать порушенное, созидать новое во славу Божию и славу Русской Православной Церкви. Конечно, я готов, потому что в этом и есть наше призвание, Церковь ведь строится и как здание, и как общество, и это неотделимо. Можно креститься и в реке Иордан, а отпевание совершить на кладбище. Нил Сорский вообще сказал: «Можете отдать мое тело собакам». Но у нас есть обычаи, устои, традиции, тот закон, который дал нам Господь. И храмовая жизнь, строительство, восстановление, реставрация - все это полезно для нашего спасения, это наш образ жизни.

Если этим не заниматься, если это разрушится, если мы это забудем, то и не будет ничего, камня на камне не останется. Даже Иерусалимский храм сколько разрушался, всегда люди приходили и восстанавливали его, чтобы сохранить этот образ жизни и эти традиции. Поэтому сейчас, для того чтобы сохранить и передать дальше веру в Господа нашего Иисуса Христа, нужно восстанавливать те храмы, которые в этом нуждаются, и по мере необходимости строить новые. Я готов к этому.

Храмы, слава Богу, строятся, но есть и другая проблема, ведь в храмах должны быть люди, прихожане. Как в Вашей приходской жизни, с момента ее начала, проходили взаимоотношения с людьми, прихожанами? Как Вы находили общий язык, подвигали людей для помощи в строительстве храма? Были ли люди, которые во славу Божию помогали строить храм?

Они и сейчас есть, которые действительно помогают во славу Божию.

Я знаю такой случай, когда одна молодая семья никак не могли зачать ребенка, а после того, как родители помогли при строительстве храма, Господь наградил их чадом. Были ли чудеса и произволения какой-то особой Божией благодати у Ваших прихожан, которые помогали Вам в этом строительстве?

Конечно, к этому можно относиться как угодно, но были случаи, когда люди исцелялись от тяжелых недугов. Когда они приходили, было видно, что они в болезни трудятся, молятся. Молитва - это тоже очень большая помощь. И люди молились или просили разрешения читать Псалтирь, чтобы дело спорилось. Я говорил, что мы и так читаем, а они отвечали, что будут ночью читать. Попробуйте почитать ночью, окажется, что хочется спать, это очень трудное дело.

У наших противников, богоборцев, может возникнуть вопрос: почему мы строим храмы, а в них не всегда много людей, они не всегда посещаемы и наполняемы? Так кажется только на первый взгляд. В нашем деревенском приходе до революции было больше тысячи человек только мужчин. Деревня вроде маленькая, а храм стоит большой. Казалось бы, зачем такой большой храм? Потому что было много людей. Когда Господь насыщал хлебами людей, то их рассаживали и считали по количеству мужчин.

Сейчас легко разрушить и развратить, а восстановление души человеческой, образа Божия в человеке идет медленно, с терпением, нужен труд, и только тогда получается плод сторицей. Вера разрушалась почти век, на протяжении правления богоборческой власти, а теперь мы хотим, чтобы в одночасье все восстановилось. Так не получится. Можно легко восстановить поголовье свиней. Приходит фермер, берет пустое здание, а через три месяца там уже сплошное хрюканье. Но это же свиньи, поголовье которых легко восстановить, а исправить образ Божий в греховном человеке очень тяжело, должно пройти время.

Поэтому в этом плане нужно постоянно трудиться, проповедовать, говорить о том законе любви к Богу и к ближнему. Если не жить в этой любви, в этих традициях, то очень тяжело что-то исправить, человек просто не будет этого знать.

Прошлое воскресенье у нас вспоминалась беседа Господа с самарянкой, причем она задавала ему почти богословские вопросы, которые Ему больше никто не задавал. Люди этим жили: иудеи и самаряне ссорились между собой, у них были конфликтные ситуации, но они жили в традициях. Несмотря на то что она была простой женщиной, ухаживающей за животными, она была настолько умна в вопросах религиозной традиции, настолько религиозно образованной, что ее беседа с Господом была почти богословской. И в конце Христос сказал, что Он и есть тот Мессия, Которого они ждут.

Все это - наши традиции, созданные вокруг храма, и чтобы они не ушли в небытие, нужно вести религиозную жизнь в храме. Мы спасаемся только в храме, вне Церкви - мир, в котором хозяйничает злой дух. И сопротивляться нам очень и очень тяжело без благодати Божией, которую мы получаем в храме.

- Часто люди говорят: «Я в Бога верю, зачем мне в храм ходить?» Наглядный пример того, что общество настроено несколько по-другому, не понимает значения храма.

Настроено по-другому, потому что не понимает, потому что духовенство, священники не донесли до них, что дома домашняя, келейная молитва, где человек один, как маленькая свеча, горит и теплится. И хорошо, если не будет сквозняка, а если будет, то свеча потухнет. Искушений много, а ты один, слабый и немощный, если не подкрепляешься соборной, церковной, общей молитвой, не исповедуешь догматы, не поешь Символ веры и «Отче наш» в церкви, ведь в этом заключено наше соборное единство.

На Руси хоров практически не было, была традиция петь всей церковью, и этим была сильна и Церковь, и Русь. Во времена монголо-татарского ига запретили всем хором петь в церкви. Если не получилось разбить русских в бою, то решили использовать принцип «разделяй и властвуй», чтобы в церкви не пели все хором, едиными устами и общей молитвой.

Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди вас Вот почему так важна общая, церковная молитва, важно ходить в храм. Потому что можно закончить семинарию и академию, магистратуру и аспирантуру, но это будет схоластическое знание, будешь много знать, но на практике это не сможешь применить, потому что не знаешь как. Есть Священное Писание и Священное Предание, и если в Церкви, в живом организме, ты не получил этого опыта, то ничего не сможешь совершить (ни молебна, ни крещения и т.д.), поэтому так важны катехизические встречи, беседы перед многими Таинствами: крещением, венчанием, соборованием и исповедью.

Даже у нас в глубинке люди приходят, в том числе и ко мне, и говорят: «Батюшка, а я первый раз на исповеди, ничего не знаю». И когда идет собственно сама исповедь, когда прошла Божественная литургия, в такой момент нужно с нежностью, аккуратностью человеку объяснить все, не оттолкнуть его, а сказать, что для того, чтобы хорошо исповедоваться, нужно немного подготовиться: «Давайте мы с Вами останемся после службы и поговорим, чтобы обозначить какие-то определенные вехи, чтобы Вы узнали об этом таинстве». Сейчас много периодической литературы, книг, есть Интернет, можно почитать и прийти на исповедь уже подготовленным. А все это можно узнать только лишь в живом организме, именно в Церкви.

Сидеть дома и молиться - это хорошо, важно, но нет всей полноты. Если человек хочет жить всей полнотой христианской жизни, то, конечно, он должен ходить в церковь, стараться соблюдать законы Церкви, по мере возможности найти духовника, который будет ему помогать правильно ориентироваться в этой сложной современной жизни.

Очень хочу Вас попросить о том, чтобы Вы дали какое-то наставление нашим телезрителям, чтобы Вы подчеркнули, как не хотелось бы, чтобы повторились те десятилетия богоборческой, безбожной власти, о которых мы уже говорили.

Ходите в церковь, исполняйте закон Христов, верьте в Господа нашего Иисуса Христа, в Его воскресение, и тогда врата ада не одолеют вас. И мы услышим слова, которые слышали очень многие люди, приходящие к Богу: «Иди в мире, вера твоя спасла тебя. Аминь».

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Везде, где есть вера православная, христиане всегда строили храмы.

Откуда же у людей такая нужда в рукотворных храмах на земле для Бога? Эта нужда лежит в самом сердце человеческом, в неудержимом стремлении его приблизиться к Богу.

Храм Божий есть училище Божественной премудрости. Здесь все учит. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится утешительным познанием о Боге, мире и человеке.

Храм Божий есть лечебница, врачующая и восстанавливающая наши духовные силы. Пост, говенье, исповедь и святое причащение - вот курс этого врачевания. Проходившие его знают, насколько все это целительно.

Храм есть пристанище усталых, обремененных и отчаявшихся людей. Мы все странники на земле, Отечество наше на небе. Существование в мире, преисполненном искушениями, утомляет дух, истощает силы, а иногда наполняет сердце человека и отчаянием. Где найти отдых и подкрепление? В храме Божием.

Православный храм - это то место, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу.

Вот и получается, что невозможно человеку без полноценной церковной жизни и регулярного посещения храма вести борьбу с грехом. А любимое утверждение скрытых атеистов, каким оправдывают они свое нехождение в церковь: мол, «вера должна быть в душе», лишь отговорка людей, не желающих отказаться от порабощения темным силам или не осознающих своего пленения грехом.

В последние годы количество православных храмов, построенных на территориях исправительных учреждений, неуклонно растет. Это показатель не только возрождения традиционного вероисповедания после длительного богоборческого периода в истории нашей страны, но и осознания руководством Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России необходимости подведения под всю структуру воспитания и исправления отбывающих наказание прочной духовной платформы.

Идея построить в ФГУ ИК-1 У ФСИН России по Республике Мордовия православный храм родилась два года назад у членов уже существовавшей в колонии общины Молитвенного дома, освященного во имя святителя Николая Чудотворца. Идея родилась потому, что православные верующие просто перестали помещаться в стенах небольшого Молитвенного дома, особенно в дни, когда в колонию приезжали священнослужители. Так, для таинства соборования, которое впервые совершалось в колонии Великим постом 2006 года, пришлось «арендовать» помещение профилактория учреждения, так как желание принять в нем участие выразило более 60 человек.

Окормляющие колонию священники Мордовской епархии иерей Павел и иеромонах Евсевий (Машковы) поддержали инициативу осужденных и ознакомили с ней администрацию исправительного учреждения. Принципиальных возражений не было, но возник вопрос: где взять средства на строительство? Набрать начальную сумму, достаточную хотя бы для приобретения деревянного сруба, казалось делом фантастическим.

Сложно было даже найти подходящий проект храма. В ответ на многочисленные письма с просьбами о помощи в различные организации и ведомства приходили лишь советы, обещания и рекомендации.

Что делает православный христианин в трудных ситуациях? Обращается за помощью к Богу. Начали усердно молиться и мы. И не только сами, но и обратились за молитвенной помощью в известные нам приходы и монастыри. О благополучном разрешении проблем, связанных со строительством храма в нашей колонии, были отслужены молебны даже у мощей таких угодниц Божиих, как блаженная Ксения Петербургская и блаженная Матрона Московская. И лед тронулся. Примечательно, что все значительные события и решения, касающиеся возведения храма, выпадали на четверг - день, когда на общей молитве мы всегда читаем акафист святителю Николаю Чудотворцу. А будущий храм, как и старый Молитвенный дом, было решено с самого начала освятить во имя этого особо почитаемого на Руси святого.

Верующий человек в случайности не верит. Не верим в совпадения и мы…

О благотворительной деятельности в местах лишения свободы Олега Григорьевича Калашникова мы были наслышаны давно. В колонии пользовались большим успехом снятые им видеофильмы «Шансон на зоне» и «Православные чудеса XX века». Но особое впечатление произвел на нас фильм «Умягчение злых сердец» - притча-размышление о судьбе малолетних преступниц, снятый в одной из женских колоний для несовершеннолетних под Рязанью, где усилиями О.Г. Калашникова был построен храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельница». Из сообщений в прессе мы узнали, что в настоящее время он занимается строительством в местах лишения свободы уже третьего по счету православного храма. Но связаться с ним нам, к сожалению, не удавалось.

В этой ситуации, взяв инициативу в свои руки, безусловно, решающую роль сыграл начальник учреждения полковник внутренней службы В.И. Гангеев. Заручившись поддержкой начальника УФСИН России по Республике Мордовия генерал-майора В.А. Малькова, он разыскал Олега Калашникова и пригласил его в колонию для встречи с нами и обсуждения вопроса о возможности строительства храма.

Здесь необходимо отметить, что учреждение наше специфическое. На территории колонии отбывают наказание осужденные особого и строгого режимов, а также имеется участок, на котором содержаться осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы.

Поговорив с членами общины, Олег Калашников после осмотра территории ИК-1 согласился оказать помощь в строительстве православного храма во имя святителя Николая Чудотворца, сразу обговорив с администрацией только одно условие - храм должны иметь возможность посещать и приговоренные к пожизненному заключению.

Договоренность была достигнута.

Через шесть недель мы уже выгружали части готового деревянного сруба пятикупольного храма со звонницей.

Наше состояние можно было смело назвать ликованием.

На наших глазах произошло чудо. Господь явно явил нам через людей свою помощь.

21 марта иеромонах Евсевий освятил поклонный крест на месте будущего строительства храма. 5 июня был заложен памятный камень и освящен фундамент, а через два дня силами осужденных была воздвигнута основная часть храма - крестообразный сруб шестиметровой высоты.

«Фанатики», - говорят одни. «На свободе бы так работали», - говорят другие. Но счастливые улыбки на уставших лицах в ответ на колкости и подтрунивания заставляли замолчать местных острословов.

Нельзя сказать, что строительство церкви вся колония восприняла с радостью и энтузиазмом. Было много людей, равнодушно относящихся к происходящему, достаточно критиков и недобрых советчиков, были и выражающие явное недовольство по различным причинам. Но по-другому и быть не должно. Ведь мы-то знаем, что без искушений ни одного доброго дела не происходит. Не нравится лукавому сияние церковных куполов и колокольный перезвон. Но больше всего ему не нравится, когда бывшие его почитатели и служители вдруг на Бога начинают работать, отвергая его лукавые нападки смиренно и терпеливо.

Понимание того, что мы трудимся во славу Божию и реально делаем богоугодное дело и что по милости своей Господь сподобил нам, недостойным и многогрешным, участвовать в возведении храма Своего, наполняет сердца глубоким и непередаваемым словами чувством.

Однажды один из участников строительства поделился своим внутренним состоянием: «Я в течение жизни никогда так не работал и даже не знал, что могу так работать. А сейчас мне тяжело, я устаю, у меня кровавые мозоли на руках, но я впервые по-настоящему счастлив!».

Мы строим храм Господу на земле, а Господь помогает нам создать храм Свой в душах наших. Это чувство труднообъяснимо. Впрочем, как труднообъяснимо и многое в вере.

С Божией помощью вопросы, связанные с ведением текущих работ, решаются. Во славу Божию и в память об убиенном рабе Божием Игоре на нашу церковь пожертвовал малую звонницу из пяти колоколов Виталий Коткин, который вместе с Олегом Калашниковым не только помогает решать проблемы финансирования строительства, но и совместно организуют доставку различной гуманитарной помощи. Сумев построить добрые отношения сотрудничества с администрацией учреждения, они смогли изменить мнение большинства к возведению храма. Сейчас даже бывшие скептики из руководства живо интересуются ходом работ и при возможности помогают решать возникающие вопросы. Можно с уверенностью сказать, что строительство церкви существенно изменило психологический климат в колонии к лучшему. Ведь общее благое дело всегда сплачивает людей, выявляя их лучшие качества.

Строительство церкви в нашей колонии можно назвать эпохальным событием в развитии отношений сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний России, потому что это будет первый православный храм, который смогут посещать и где смогут участвовать в богослужениях осужденные, отбывающие пожизненное наказание.

Трудно даже представить себе внутреннее состояние человека, нашедшего свой последний земной приют в тюремной камере во время перезвона церковных колоколов, реально призывающих к покаянию и пробуждению от греховного сна. Поистине велика милость Божия!

Из осужденных, отбывающих наказание на участке ПЛС, многие пришли к вере. Почти 30 человек учатся на заочных курсах православного образования «Ступени» Липецкого педагогического университета. Большим спросом пользуется духовная литература. Многие активно переписываются с приходами и монастырями.

Узнав, что на территории колонии начато строительство храма, большая часть осужденных из отбывающих пожизненное наказание проявили огромное желание хоть как-то внести свою посильную лепту в это богоугодное дело. Администрация учреждения пошла навстречу и разрешила организовать шлифовку различных деревянных деталей для храма прямо в камерах.

Когда смотришь на рвение к участию в любых работах, связанных со строительством церкви, «пожизненников» и сравниваешь его со встречающимся равнодушием среди осужденных особого и строгого режимов, то невольно задумываешься о том, что падшая человеческая натура, одурманенная грехом, до последнего упорствует принятию Бога. Иногда человеку так надо в грязи изваляться, столько горя людям принести, да и свою жизнь так искалечить, что только, оказавшись в результате до конца дней своих в тюремной камере, он очнется, ужаснется содеянного и впервые прошепчет: «Господи, помилуй».

Конечно, нерешенных проблем еще много. Это и недостаток средств на окончание строительства, и отсутствие пока основного церковного убранства и инвентаря. Но есть начало, значит, будет и конец. Уповаем на милость Божию, да и сами на печи не лежим. Господь наяву доказал нам истинность своих слов: «Просите и дано будет вам» (Мф 7: 7).

С Божией помощью в этом году планируется закончить работы и освятить храм во имя святителя Николая Чудотворца в ФГУ ИК-1. Засияет куполами корабль спасения, пристанище заблудших и лечебница истерзанных грехами душ. Издавна русский боголюбивый народ выражал свое особое отношение к Церкви, называя ее дорогим для каждого человека словом «матушка», неся туда свою радость и свое горе, получая там силы и укрепляясь в вере. И вера эта помогла ему пройти через горнила великих испытаний. Поэтому и говорят: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Слава Богу за все!

Материал подготовлен православной общиной ФГУ ИК-1 (пос. Сосновка, Мордовия)

Рассказываю на своем опыте строительства 5 храмов.

Проект

Очень мало архитекторов, умеющих правильно и красиво проектировать храмы. Мы один раз взяли обмерочные, реставрационные чертежи для строительства храма Андрея Первозванного (реплики храма, стоящего на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага). И, как показала практика, не ошиблись. Старые мастера умели соблюдать пропорции.

Рабочий проект храма обойдется примерно в 500 000 руб. (на 150 прихожан). Но можно поискать и готовый проект. Сейчас они есть на рынке. Только, тогда будьте готовы к тому, что строящаяся Вами церковь не будет уникальной.

Стоимость

Тут разброс от 3 до 50 млн. руб. Обычно храмы строятся так. Батюшка ходит с протянутой рукой по кабинетам власти или по бизнесменам. Если повезет, найдется крупный спонсор. Это оптимальный вариант строительства. Иногда деньги выделяет епархия. Но деревянные храмы обходятся намного дешевле кирпичных. И быстрее строятся.

Технологии

Большинство храмов строятся по традиционной русской технологии. Недостаток – необходимость повторного конопачения. А лесов уже нет, строители ушли и приходится батюшке голову ломать, как туды залезть. А еще птички утеплитель повытаскивали…

Мы строили 2 храма (каждый на 200 прихожан в Нижнем Новгороде «Иконы Умиления» в Ленинском районе, и «Св.Троицы» в Автозаводском) по норвежской технологии из лафета.

Результат был неплохой, но вскоре стало понятно, что для строительства деревянного рубленого храма оптимальна канадская рубка. Стало понятно после того, как 24 сентября 2011 года состоялось освещение Крестовоздвиженского храма. Этот храм построен из бревна средним диаметром 34 см. Утеплитель не виден, следовательно не потребуется дополнительная конопатка и птички его клевать не будут. И сам проект и его исполнение весьма на уровне.

Сроки строительства

Как правило 2-3 года. Маленький храм, такой как храм Андрея Первозванного в д. Селянцево можно построить свободно за 1 год. И по стоимости он самый доступный. Примерно 3 млн. руб. по нынешним ценам.

Сохранено

Можно ли считать, что храмы, которые во множестве строятся сейчас в России, отражают облик возрождающегося Православия? Известный церковный архитектор Андрей Анисимов думает, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, быстрое возведение по всей стране новых храмов не может не радовать, с другой - открытыми остаются вопросы преемственности художественных традиций, соблюдения стиля, канона, да и хотя бы просто чувства меры.

- Кто обычно решает, как будет выглядеть новый храм?

В лучшем случае - настоятель, но, как правило, старается диктовать свою волю попечитель. И если заказчики имеют какое-то представление о церковной архитектуре, о церковном искусстве, то это хорошо. А если у них нет таких представлений и они основываются только на своем вкусе, который к тому же сформировался в советское время, когда церквей не строили, то, конечно, ситуация более сложная. Но ведь архитектор может показать свои варианты и найти какой-то компромисс. Главная проблема в том, что церковная архитектура - молодая специальность, и очень часто неопытны не только заказчики, но и сами архитекторы.

Прихожане и клирики часто жалуются, что в новом храме тесно, холодно или душно, что акустика плохая; художники жалуются, что им непонятно, как современные храмы, в основе архитектуры которых синтез разных традиций, расписывать изнутри… Должны ли учитываться все эти пожелания при проектировании новой церкви?

Все, что вы перечислили, - это беда неопытных архитекторов, которых выдернули с проектирования какого-нибудь торгового комплекса и попросили построить храм по случаю.

Конечно, главная задача храмостроителя - организовать пространство удобно; надо хотя бы знать, где что в храме находится, как идет служба, откуда произносится возглас, какой должна быть акустика, что происходит в алтаре и сколько там должно быть места. Мне пришлось видеть проект, созданный, кстати, академиком, в котором в подклет вела винтовая лестница вокруг престола…

Так как любое церковное искусство имеет сакральное значение, каждый элемент внешнего и внутреннего убранства храма должен быть четко продуман, вплоть до дверной ручки. То есть когда проектируется храм, уже понятно, какой там будет иконостас, какие росписи, понятно, музыка какого стиля там должна звучать. Для меня идеал - это наша древность: иконопись, знаменный распев.

Храмовая архитектура - это колоссальная отдельная сфера, для работы в которой необходимо обладать очень серьезными знаниями. Архитектор, который впервые с этим сталкивается, очень самоуверен. Я сам прошел через все это - мне казалось 25 лет назад, что я все знал. Это теперь я понимаю, что нахожусь только в самом начале пути и с каждым проектом узнаю все больше и больше, что-то новое и важное.

А поначалу кажется все просто, и заказчики и архитекторы кидаются в «творчество». А потом ведь по этим зданиям, которые построены по наитию, без понимания гармонии храмового пространства, потомки будут судить о духовной культуре нашей эпохи!

А нет ли готового решения? Например, типовых проектов храмов, которые легко, быстро и недорого можно построить?

Каждый раз это индивидуальный проект. Есть традиция, разнообразие церковной архитектуры колоссальное, поэтому нет смысла строить что-то однотипное - на сложности работ и стоимости это никак не отразится.

Кстати, когда к нам в мастерскую приходят заказчики, то мы их, как правило, приятно удивляем: они открывают для себя столько разных интересных архитектурных решений, что появляется возможность подумать и выбрать проект в зависимости от того, где будет стоять новый храм, какое будет посвящение и кто будет в него ходить.

К примеру, иконостас. Он не обязательно может быть деревянным или закрытым… Так, сейчас мы сделали проект интерьера храма в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Тут мы предложили заказчику открытый иконостас - ведь в этом храме будут собираться новоначальные, молодежь, и, конечно, такой иконостас будет выполнять просветительские, миссионерские задачи.

Хорошо, если заказчик точно знает, что именно он хочет, но так редко бывает. Проблема в том, что у людей существуют не просто вкусовые какие-то предпочтения, а стереотипы.

- То есть все, кто заказывает строительство храма, хотят одного и того же? А чего именно?

Например, одно время все хотели храм, подобный тому, что на Поклонной горе. И это несмотря на то, что проект этот не самый удачный. Но многим нравится, что он выглядит под стать современной архитектуре - много стекла и бетон. Но не могут быть у храма стеклянные стены, иначе как тогда в нем молиться! Храм должен быть закрытым пространством.

- А что «модно» сейчас?

Как правило, если строят храм в каком-либо городе, местная областная администрация вместе со спонсорами вкладывают туда очень большие деньги. Ведь в провинции храмов не хватает, а новый большой собор - это уже как визитная карточка. И власти стремятся сделать так, чтобы она выглядела как можно более монументально и богато. Поэтому приветствуется мрамор, золото, а если не так много средств - то искусственный мрамор и нитрид титана, что еще хуже. Например, золотой крест на фоне медной крыши воспринимается как некий акцент, он венчает здание, а если все покрыть нитридом титана? Когда вся крыша золотая - это уже перебор, должна же выстраиваться какая-то логика, драматургия пространства…

Обычно такие крупные стройки поручают местным строительным организациям и архитекторам. Губернатора можно понять: почетно, если все сделают его местные мастера. Но проблема в том, что церковных архитекторов с опытом в принципе очень мало, а в провинции тем более трудно найти специалиста.

В этих условиях очень правильной мне кажется рекомендация Святейшего Патриарха Кирилла: «Давайте поскромнее». Например, когда мы строили Владимирский скит на Валааме, средства были, но расходовать их надо было разумно, вот и решили потратить их не на блеск куполов, не на мраморную роскошь, а сделать храм более строгим, кирпичным, чтобы он вписывался в окружающий северный пейзаж: немного резьбы, немного мозаики… Ведь церковь располагается в монашеской обители. При этом храмовый комплекс включает в себя и келейный корпус, и крестильню, и многие другие необходимые монахам помещения. Нужно было создать именно живой храм, а не просто памятник - поэтому решили деньги потратить на то, что действительно необходимо.

Очень жалко, когда есть все возможности, денег потрачено много, а храм получается невнятным. Именно поэтому, кстати, многие прихожане не любят посещать такие храмы, называют их «новоделами», чувствуют там себя неуютно. Не надо забывать, что эстетическое впечатление от здания церкви имеет важное миссионерское значение.

Но далеко не каждый приход или город в провинции может «пожаловаться» на избыток денег на строительство храмов.

Самое главное здесь - не количество денег, а то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. Не нужно задаваться целью за 3 копейки построить храм Христа Спасителя, нельзя делать дешевку с искусственным золотым блеском и фальшивыми брильянтами. Ведь и из недорогих материалов можно создать художественное произведение.

Должен использоваться качественный материал, который подходит для храма. На мой взгляд, это не может быть бетон. Он не пропускает воздух и влагу, это холодный материал, ночью он охлаждается, а когда днем в храм приходят люди, температура повышается, образуется конденсат. В таком здании всегда душно: сложно продумать вентиляцию, она потребует дополнительных больших денег. То есть, придумав храм из «современного и недорогого» материала - бетона, мы должны придумать к нему эффективную систему отопления, вентиляции, специальные краски для внутренних росписей, чтобы выдержали конденсат, и так далее.

В кирпичном храме, который расписан фресками, стены «дышат», впитывают в себя влагу, а потом долго ее отдают: часть - наружу, часть - внутрь. Поэтому в старинных храмах никогда не бывает очень холодно или очень душно. Так что архитектурная традиция тут не просто выполняет эстетические функции - следование ей помогает решать многие практические проблемы, пришедшим в храм помолиться комфортно находиться в этом помещении.

Поэтому и за небольшие деньги можно сделать храм, который будет отвечать определенным необходимым запросам: он должен быть вместительным, теплым, но главное - он должен быть храмом.


Если говорить о недорогих материалах, то можно использовать газосиликатные блоки, которые обладают всеми характеристиками кирпича, но они дешевле. Чаше всего мы ищем материалы, которые используются при реставрации. Цемент - это зло для храма.

Используя такие традиционные приемы, можно возвести небольшой храм даже за 5-6 миллионов рублей (без учета стоимости коммуникаций) и за 2,5 месяца работы - и там сразу можно будет служить.

Сейчас мы разрабатываем как раз такую «линейку» бюджетных храмов. Их принцип - легкое и быстрое возведение, так как многолетняя стройка выжимает огромные средства.

- А можете ли вы назвать какие-то конкретные удачные проекты, глядя на которые потомки не осудят нас?

Может быть, это новый храм в Зачатьевском монастыре в Москве. По крайней мере, для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы.


Вообще всего десять лет назад я не смог бы ответить на этот вопрос - то, что строили тогда, трудно назвать шедеврами, особенно в глубинке. Теперь постепенно возникают какие-то интересные архитектурные проекты.

К сожалению, нет такой традиции сейчас, чтобы архитектурные мастерские существовали при Церкви; может быть, была бы полезна такая централизация. Тогда был бы единый центр, который мог бы анализировать и упорядочивать все разнородные процессы, которые происходят в храмостроительстве.

- Но ведь вы сказали, что типовые проекты невозможны?

Конечно, не надо типовые… Но ведь можно как-то задать направление, заказы распределять тем, кто лучше с ними справится. Может быть, я не прав, но лично мне хочется несколько ограничить полет фантазии строителей, ведь сейчас, просто имея желание, можно строить все что угодно…

В этом году в МАРХИ наконец собираются открыть обучение по специальности «Храмостроитель»; за этим новым начинанием все архитекторы следят с надеждой.

В предыдущие эпохи в искусстве господствовал какой-либо один стиль. Как можно охарактеризовать стиль сегодняшней храмовой архитектуры?

Я не знаю, существует ли в России современная светская архитектура. Но, в любом случае, могу сказать точно, что ее законы не применимы к храмостроительству. Мы не можем использовать в ней современные приемы, тот же хай-тек. Ведь храмовая архитектура построена на символике. Задачи у нее другие. Поэтому для меня как для архитектора нет смысла искать необыкновенные новаторские приемы, которые бы порывали с традициями.

В своих вкусах я опираюсь на древние образцы. Я, например, не буду строить церковь в стиле классицизма или барокко.

Какой стиль господствует в современном храмостроительстве? Скорее всего, никакого. Часто это самовыражение архитекторов или заказчиков, не имеющее отношения к церковной традиции. Есть несколько архитекторов, которые занимаются храмостроительством постоянно - тут уже есть на что посмотреть. Ведь если появляются знания, практический опыт, да еще если и сам архитектор воцерковляется, он уже начинает жить в этой традиции.

Общей концепции ни у кого нет. Все делают по-разному. Да и я сам могу, например, сделать проект в стиле модерн, или в стиле XVII века, или в стиле византийской архитектуры. Это не потому, что у меня в голове каша, а потому, что это все - любимое. Зависит от ситуации, местоположения, посвящения, предназначения, истории создания храма.

- Есть ли в архитектуре канон как в иконописи?

Как такового прописанного канона нет. Есть в Писании указания, каким должен быть храм, они даны Самим Богом: как строить Скинию. Сказано, что должен быть сам храм, что должен быть алтарь, святая святых, должен быть притвор, двор и так далее. Это является догматичным. Все остальное - это традиция. Наша задача - выбрать из этой традиции то, что относится именно к традиции, а не к вкусам, которые господствовали в данный период времени. То есть, например, храмы эпохи классицизма или барокко более близки светской архитектуре. В барочном иконостасе, например, вам и иконы будут плохо видны за элементами декора - в то время архитекторов стиль интересовал больше, чем сакральный смысл каждой детали интерьера.

А вот, например, если мы посмотрим на византийский храм, мы не найдем в архитектуре ничего лишнего - все подчинено определенной символике. Причем если это царская архитектура - то она монументальная, там есть и золото, и мозаики, и мрамор. Но существуют и простые маленькие храмы; вспомните, например, Балканы - и там тоже пространство организовано удивительно гармонично.

В любом церковном искусстве главное - это пропорция, потому что пропорции подчеркивают красоту формы. Ведь церковное здание должно быть красивым. Оно может быть простым, но при этом оно должно быть красивым. Любой маленький балканский храм, который площадью 3 на 4 метра, очень красив.

- А русскую традицию маленьких деревянных сельских храмов не стоит ли продолжить?

Деревянный храм в древнем карельском селе было построить естественно и несложно. Под рукой был и необходимый материал, и мастера, которые отлично владели своим ремеслом, передавали его из поколения в поколение.


Сейчас лес диаметром 36 см уже надо заказывать чуть ли не через Правительство России, а строители уже не владеют приемами деревянного храмостроительства - надо тогда искать специалистов-реставраторов, которых всего несколько. Стоить такой «правильный» деревянный храм будет столько же, сколько и каменный. А строить из «карандашиков» - оцилиндрованного бруса, из которых строят дачи и баньки?.. Да из них же нельзя возводить храмы, это уже не архитектура! Конечно, сейчас строят такие варианты только как временные: эти здания некрасивы, недолговечны, да и пожароопасность высокая.

Сейчас широко обсуждается создание в разных районах Москвы храмов «шаговой доступности», которые возведут из модулей. Сама идея вопросов не вызывает, а как вы можете оценить замысел с точки зрения архитектуры?

Если это модули, значит это бетон… Правда, я проектов этих не видел лично, поэтому судить не берусь.

Быстровозводимые храмы - это просто воплотить; например, сейчас мы строим храм на Ленинском проспекте, он почти готов за 2,5 месяца.

Можно быстро построить маленькие храмы - хотя бы по примеру псковской архитектуры, которая до невозможности простая, но удивительно одухотворенная.

Для меня не очень понятны огромные городские храмы вместимостью в 1,5 тысячи человек. Ясно, если это кафедральный собор. Но церковную жизнь организовать в нем, создать общину - трудно. Люди пришли и ушли, и священник не в состоянии пообщаться с каждым. Это будут уже не прихожане, а захожане.

Сейчас в многомиллионном мегаполисе церквей очень мало. У нас в московских храмах в воскресенье и праздники яблоку негде упасть, а в будние дни туда приходят на службу 10-15 человек. Огромный храм дорого содержать. То есть всю неделю надо отапливать храм ради того, чтобы в воскресенье там была служба. А потом приходят счета за коммунальные услуги, и всем становится плохо.

А вот наполнить Москву огромным количеством маленьких храмов - это было бы прекрасно. Там батюшка сможет организовать небольшую, но общину, сможет каждого прихожанина окормить.

Многие жители городов считают, что архитектура храма должна вписываться в окружающую городскую застройку. Целесообразно ли это, по-вашему?

Это смотря какая застройка. Иногда в той же Москве такая городская современная архитектура, что в ней жить-то не хочется, а не то что впихивать в нее здание храма, да еще подгонять его стиль под нее. Наоборот, я считаю, что церковное сооружение должно выглядеть как райский сад посреди всего этого. То есть храм должен не подделываться под индустриальный пейзаж, а быть контрапунктом. Такая Церковь как бы говорит: есть мирская жизнь, а есть церковная, и если вы хотите такой жизни - приходите сюда. То есть все архитектурные изыски должны подчеркнуть, а не затемнить символический образ храма и прилегающей к нему территории. Например, в Сретенском монастыре храм окружен садом. И это не потому так устроено, что наместник, отец Тихон, розы любит, это так должно быть - как образ райского сада в центре Москвы.

Вы говорили об архитектуре Византии и Святой Руси как об эталоне, который нужно копировать. Но, например, стиль модерн, возникший в начале XX века, тоже претворял древние образцы, однако художники тогда строили по-настоящему новаторские храмы.

Стиль модерн, в котором, например, построена Марфо-Мариинская обитель в Москве и к которому принадлежат А.В. Щусев и И.Е. Бондаренко, - это образец прекрасной церковной архитектуры. Почему он был удачным? Потому что художники изучали Псков и Новгород, изучали древность, исконные традиции… Ведь именно в ту эпоху, в начале XX века пришло понимание, что наше традиционное наследие очень богатое и интересное. И тогда стали ориентироваться не на Запад, как это было на протяжении несколько веков, начиная с Петра I, а на свое собственное искусство.

Искусственный поиск нового - дело пагубное. Например, иконописец не подписывает свою работу - не он ее автор. Так и архитектор, создавая новое здание, должен каждый раз изучить древние образцы и, уже пропустив их через себя, создавать свой проект. Этот процесс для меня всегда самое приятное в работе. Он дает моему мастерству и моей душе гораздо больше, чем если бы я просто самовыражался как жутко талантливый архитектор.

- Вы считаете, что идеи «русского ренессанса» начала XX века созвучны и нашей эпохе?

Сейчас многие художники ощущают себя в том же состоянии - им еще предстоит изучить, открыть, скопировать многое. Тогда только они смогут творить в рамках традиции. Но, например, новое поколение архитекторов, которым сейчас 20-22 года, уже идет дальше - я это вижу на примере своих учеников. Так, например, я видел проекты храмов в новаторском стиле, но которые созданы не просто в целях самовыражения, а на основе глубокого понимания православных традиций: там остаются формы, пропорции «золотого сечения», построение на четырех столпах, с барабаном и главками, то есть крестово-купольная система. Но такую архитектуру могут создавать только верующие люди, которые знают жизнь Церкви.

По мнению РПЦ и архитекторов, облик православного храма требует обновления. По какому пути двигаться?


Каким должен быть храм XXI века? Какие черты в его облике обязательно нужно сохранить, а какие, наоборот, пришла пора менять?

Недавно Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата совместно с Гильдией храмоздателей и Союзом архитекторов России объявили открытый архитектурный конкурс на создание проекта православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом.

Итоги конкурса станут известны уже 18 января. А в их преддверии в Союзе архитекторов России разгорелась оживленная дискуссия, посвященная актуальным вопросам проектирования храмовых комплексов. В частности, обсуждали то, каких ошибок нужно избегать, приступая к проекту здания «негражданского» назначения.

Не гонялся бы ты, поп, за эксклюзивом…

Работа по созданию библиотеки проектов современных храмов была поручена отделу по строительству православных храмов Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Куратором проекта стал заместитель начальника отдела протоиерей Андрей Юревич — сам в прошлом архитектор, имеющий диплом МАРХИ.

В рамках архитектурной дискуссии, вооружившись мелом, он попробовал, что называется, в режиме on-line спроектировать православный храм нового типа. Причем делал это отец Андрей, попутно обсуждая те проблемные вопросы, с которыми может столкнуться архитектор, только начинающий свой путь в качестве «храмоздателя».

— Чтобы спроектировать храм, нужно знать множество тонкостей, — объяснил священник-архитектор аудитории. — Иногда под строительство храма выделяется участок с очень сложной конфигурацией, и сделать на нем «привязку» бывает достаточно непросто. Ведь по канонам храм должен быть ориентирован по направлению запад — восток. К тому же рядом с храмом нужно обязательно предусмотреть свободное место для совершения крестного хода.

В современных условиях по-другому проектируется и входная группа: здесь должны быть гардеробная, туалеты, комната охраны, помещение, где продают свечи и иконы.

Правильно должно быть сформировано и внутреннее пространство. К сожалению, сейчас, в погоне за «эксклюзивом», храм порой так распланируют, что в нем неудобно и прихожанам, и священнику. А между тем, между алтарем и царскими вратами, например, должно быть достаточно места, чтобы совершать земные поклоны. Нужно предусмотреть для прихожан и возможность снять в храме верхнюю одежду.

Предостерег отец Андрей и от «буквального» проектирования.

— Знаете, иногда приходит настоятель со своим архитектором и говорит: «Раз мы будем строить Храм Живоначальной Троицы, значит, крыша и купола у нас будут зеленые». У меня такой подход вызывает большие сомнения. Думаю, прямые аналогии здесь вряд ли нужны. Архитектор должен работать в первую очередь с конструктивом, с формой.

Кроме того, протоиерей-архитектор посоветовал начинающим специалистам сначала окунуться в церковную жизнь, подольше побыть в том пространстве, где совершается богослужение, побеседовать со священниками и только потом уже приступать к проектированию.

— А то, бывает, приходит человек строить храм, а сам не может отличить клирос от амвона, притвор от придела, — сетует отец Андрей.

Все позволительно, но не все полезно

По словам отца Андрея Юревича, сейчас строится много безликих храмов. Священники между собой называют их «храмами-хрущевками». Но как из «хрущевок» нужно переселять людей в более благоустроенное жилье, так и из безликих храмов нужно «переселять» приход в красивые, величественные храмовые сооружения.

Современная архитектура состоит не в том, чтобы самовыразиться или, тем паче, эпатировать кого-то, — считает председатель правления Гильдии храмоздателей, архитектор с большим опытом храмостроения, Андрей Анисимов . — Она в том, чтобы максимально соответствовать изменившимся запросам Церкви. А храму сейчас нужны не только ритуальные, но и общественные пространства.

Определяясь с храмом XXI века, опытные храмоздатели предостерегают от излишней экстравагантности. Впрочем, предыдущие конкурсы показали, что архитекторы никогда не отказывали себе в креативе.

Так, автор одной из работ предложил проект храма из стекла. Другой вариант — когда на традиционные купола как бы накинута ткань с прорезями. Третий предложил и вовсе авангардный проект, когда храм лишь угадывается в авангардных формах и больше похож на конструктивистскую инсталляцию из квадратов и треугольников.

Что ж, с нетрадиционными формами можно и поэкспериментировать, считает протоирей Андрей Юревич. Почему бы нет? Другое дело, что вряд ли нужно уходить в экстравагантность. Ибо все позволительно, но не все полезно…

А еще красивый храм нужно вымолить: «Господи, открой мне!». Как вымаливали свои гениальные иконы великие молитвенники-исихасты Андрей Рублев и Дионисий . Ведь самый первый храм, Скиния Завета, был промыслен Богом.

При храме может быть и спортплощадка, и театр, и литературное кафе

Как показывает практика, каждый настоятель делает храм «под себя». Так что выражение «каков поп, таков и приход» в полной мере относится и к самому храму.

Например, если священник склонен к педагогике, он обязательно построит рядом воскресную школу. Если увлекается спортом, пробьет волейбольную площадку. Если раньше занимался военно-патриотической работой, откроет зал с силовыми тренажерами. Есть храмы, рядом с которыми располагаются театры, литературные кафе, приюты для неблагополучных подростков.

— Помню, при работе над проектом приюта для малолетних мам перед архитектором была поставлена задача спроектировать комнаты, где будут проживать мамочки со своими детьми, — рассказывает отец Андрей. — Так что, проектируя храм, архитектор может столкнуться с элементами сугубо гражданского назначения. И в этом — одна из современных черт православного храма.

Крестный ход вокруг батюшкиной койки

Участники встречи в Гранатном переулке попробовали определить признаки современной храмовой архитектуры.

Во-первых, это храмовый комплекс, состоящий из зданий разного назначения. Изначально храм всегда строился отдельно от служебных помещений. Сейчас же их все чаще объединяют: и церковь, и дом настоятеля, и трапезную, и воскресную школу.

— Так удобнее, — поясняет архитектор Андрей Анисимов. — Правда, порой возникают казусы вроде того, который случился с одним из моих проектов, когда дом причта церковного был не очень удачно объединен со зданием храма. «Это что же, — поинтересовались люди, — мы крестным ходом вокруг батюшкиной койки станем ходить?». В итоге пришлось «обрубить» дом и вынести его за пределы комплекса.

— Но в целом, «комплексная» тенденция сейчас очень устойчивая, продолжает наш собеседник. — Храмы ведь строятся на деньги жертвователей. И удобнее на этот разовый взнос построить все, что необходимо приходу, вплоть до пекарни и разных мастерских. Это всяко лучше, чем дробить проект и растягивать строительство на неопределенный срок.

Излишний декор отвлекает от молитвы

Любопытно, что другим важным признаком современности стало… отсутствие росписи в храме.

— Считаю, что не стоит забивать храмовые интерьеры декором, — поделился своим мнением Андрей Анисимов. — Во-первых, это дорого. Во-вторых, когда вы приходите в храм, который расписан полностью, это отвлекает от молитвы.

— Да ладно бы еще роспись была на достойном уровне, — сетует отец Андрей Юревич. — А то ведь порой самого низкого качества. Так что лучше любоваться идеально белыми стенами и думать о вечном. Согласен, необычно для православного храма. Но когда-то надо меняться...

Прихожане теперь ближе к алтарю

Много споров сейчас по поводу того, как нужно располагать алтарь.

Одни по-прежнему считают, что алтарная часть — это сокровенное место, где приготовляются Святые дары и куда категорически запрещено входить посторонним.

Другие полагают, что правила должны стать более демократичными, и если уж алтарь по-прежнему закрыт для всех, кроме служителей церкви, то его можно хотя бы «приблизить» к верующим.

— Сейчас алтарь часто делают практически без алтарной преграды, — говорит председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов. — Считается, что прихожанина не надо отделять от того, что происходит в алтаре.

Словом, нововведений в современном храме предостаточно. Плохо только, что нормы и правила храмостроения не зафиксированы ни в каких официальных СНиПах. Есть лишь свод разрозненных правил.

— Пока зачастую строим вприглядку. Передавая сведения о пропорциях и размерах из уст в уста, — поделился с собравшимися протоиерей Андрей Юревич. — Безусловно, было бы неплохо, если бы такие СНиПы для храмовых зданий были разработаны. Но на это нужны немалые средства. А с этим, как водится, проблема...

Сегодня назрела необходимость в создании добротных, крепких проектов повторного применения для храмов. Такие проекты спасут от той безликости и безвкусицы, которая царит порой на просторах приходской архитектуры.

Елена МАЦЕЙКО

Иллюстрации предоставлены Гильдией храмоздателей. Проектирование и строительство — Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова

Фото внутреннего убранства храма с сайта trojza.blogspot.ru

Статьи по теме: