Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Первое знакомство с православным храмом

Методическая разработка урока по предмету ОРКиСЭ

Тема урока : Православный храм.

Цель урока:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Личностные: о риентировать на моральные нормы и их выполнение (правила, запреты),воспитывать уважение к представителям других религий.

Метапредметные : уметь выделять и формулировать познавательные цели урока

Предметные: знать устройство и назначение православного храма.

Виды деятельности: Беседа, работа с презентацией, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: храм, паперть, притвор, алтарь, иконостас, колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Православный храм».

Ход урока

1 . Орг. момент

Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите чуточку сердечной теплоты.

2. Актуализация знаний (слайд 1)

- Ребята, давайте вспомним, что такое религия? (ответы детей с использованием личных впечатлений и знаний - вера в Бога, есть нечто разумное выше нас, ангелы, святые, Божья Мать, Иисус Христос, их никто не видит). - Давайте обобщим наши высказывания (слайд 2)

- Религия-это вера в разумный невидимый духовный мир, вера в Бога.

- А какая цель у религии? (слайд 2)

-Цель религии - встреча с Богом, соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним. – Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (ответы, размышления детей). (слайд 2)

- Да, встреча с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человека и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом, сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь.

-Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. (слайд 3)

- Церквами также называют и места собраний верующих-храмы.

(слайд 4) Это Храм Христа Спасителя, по другому мы можем сказать церковь, то есть Дом Божий, где собирается Церковь- Божия семья, где молится православный народ.

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (ответы детей)

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (Закройте глаза и представьте себя в огромном мире. Что происходит? Все движется вокруг: время, люди, события…) (ответы детей) (слайд 5)

Конечно же с песчинкой, маленьким суденышком в круговороте жизни.

- Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов.

Для чего люди собираются в храме? (ответы детей)

Сделаем вывод:

-В храме люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то.

3 . Постановка и формулирование проблемы

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

( О православном храме).

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого –небо и подножие земля. Храмы нужны людям.

-Как вы думаете, храмы нужны человеку? (ответы детей)

-Объясните свою точку зрения. (слайд 6)

Игра «Продолжи предложение»

Храм – это здание, в котором…….(люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то)

В храме происходят обряды…….(крещение, отпевание, венчание)

В храме много……(свечи, иконы, люди)

Сегодня на уроке мы разберём с вами устройство православного храма и узнаем, как правильно вести себя в храме.

4.Беседа с учащимися.

(слайд 7)

- Испокон веков на Руси храмы строились на самом красивом месте. Как только человек селился, сразу старался строить Божий дом.

-А вы знаете, в чем различие деревни и села? (ответы детей)

Если есть церковь-село, а если нет- деревня.

Храмы могут быть большими и маленькими, деревянными и каменными. Главное мы можем приходить в Божий Дом и молиться Ему.

(слайд 8)

По внешнему виду храмы отличаются от других зданий.

- Чаще всего храм в своем основании устраивается в виде креста . Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.

- Может устраиваться в виде продолговатого корабля , это означает, что церковь, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии небесном.

- Может устраиваться в виде круга , напоминая о вечности Церкви Христовой или восьмиугольника , как бы путеводной звезды, Церкви, ведущей нас в этом мире.

По каким признакам мы отличаем православный храм от других?

(У него есть купол, на котором находится крест)

Здание завершается куполом , изображающем небо. Купол заканчивается главой , на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (слайд 9)

(слайд 9)

Над входом в храм, а иногда и рядом, строится колокольня или звонница.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения - либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопшего.

(слайд 10)

(Звучит колокольный звон)

Физминутка (слайд 10)

Дили-бом, дили-бом

Заходите в Божий Дом

Идите, спешите

Христа в душу впустите.

5. Изучение нового материала.

Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас должен познакомиться с правилами «Как вести себя в храме»

Когда мы приходим в гости, что мы делаем? (здороваемся)

Кто может мне рассказать, как вести себя в храме? (слайд 11)

-Храм состоит…

Вывод:

Входя в храм, христиане на миг останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит осенить себя крестным знамением, то есть изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и кричать.

Ну, добро пожаловать в храм.

(слайд 12)

Итак, поднимаемся на паперть .

Что вы видите? (ступеньки, дверь)

-Какие ассоциации возникли у вас?

-Паперть символизирует образ духовного возвышения, как Царство не от мира сего. Раньше на ней молились кающиеся грешники, а теперь стоят нищие.

(слайд 13)

-Притвор. Что вы видите? (крест, иконы, свечи) ассоциации.

Это славянское слово со значением « перед дверью». Раньше в притворах стояли те, кто готовился к крещению.

(слайд 14)

Самая большая часть - сам храм . В храме молятся верные христиане, то есть те, кто принял крещение. Сейчас мы видим внутреннюю часть храма. Что вы смогли увидеть?

(Иконы, свечи, …)

(слайд 15)

Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Но ставить их можно только до или после службы, а во время службы нужно внимательно слушать священника. Во время службы нельзя ходить по храму, здороваться, разговаривать, жевать и говорить по телефону.

(слайд 16-17-18)

(слайд 19-20-21)

-Главное место в храме - это алтарь, место святое.

Что вы увидели?

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм землю.

Самое важное место в алтаре - престол, особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Иисус Христос, и поэтому касаться его могут только священники. Входить в алтарь могут только священники и особо благословленные прихожане.

Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в храме: …(ответы детей) (слайд 22)

6. Закрепление. (слайд 23-30)

Коллективная работа.

Загадки.

Висит цветок, внутри его лепесток

Кто к нему прикасается-

Музыка получается. (колокол)

Невидимый, но не воздух,

С крыльями, но не птица. (ангел)

Когда жил, Богу угодил,

К Богу ушел, к людям пришел. (святой)

На горе стоит свеча

В ней молитва горяча. (церковь)

Что выше колокольни? (крест)

Двери есть, а входят не все? (алтарь)

Золотое поле, золотые колосья

Огонек гуляет, колоски сжигает. (подсвечник)

На руках Младенец чистый

Взгляд Его такой лучистый

Солнце за главой сияет

Нас он всех благословляет. (Иисус Христос)

7. Заключение.

Кто знает, как называются здания, изображённые на слайде? Что вы о них знаете? (храмы города)

(слайд 31)

8. Рефлексия.

Что же мы с вами интересного и нужного узнали на нынешнем уроке? Воспользуемся методом незаконченного предложения. (Работа на карточках с частичным озвучиванием)

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

5. Домашнее задание

Творческое задание: нарисовать любимый (или самый запомнившийся) храм.

Учебно-методическое обеспечение

1. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

2. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

Преподаватель. Ребята, давайте с вами вспомним, кто вместе с праведным Ноев был спасен на ковчеге?

Дети. Животные! Люди! Родственники!

Преподаватель. Все верно. А как эти люди назывались по-другому?

Дети. Ближними. Семьей.

Преподаватель. А кто еще заботится о семье, кроме мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.?

Дети. Государство!

Преподаватель. И это верно, но это все земная забота. А вот кто заботится о небесных, духовных нуждах каждой семьи, плывущей на церковном корабле? Сам Господь, через Своих ангелов-хранителей. Что вы видите за окном?

Дети. Деревья, небо, солнце, людей, дома и т.д.

Преподаватель. Все, что вы видите на земле и на небе - сотворил Господь. Но перед этим Он сотворил помощников, друзей для нас - ангелов Божиих. Их очень много. Ангелов больше, чем деревьев в лесу, больше чем, давайте придумаем вместе.

Дети. Звезд на небе. Травинок в поле. Капелек в море. Слов в книжках. Машин в городе и т.д.

Преподаватель. А зачем так много Господь сотворил Ангелов? Он, что Сам не мог со всем справиться? Он же Бог, а Бог все может сделать один. Ему никакая помощь не нужна. Зачем же тогда?

Дети. Он ними разговаривает. Они ему нужны, чтобы с людьми общаться легче было. Ангелы не Богу помогают, а нам. Они для людей пример и т.д.

Преподаватель. Все, что вы сказали это разумно. Господь поставил ангелов заботиться о мире ради человеков. Ангелы есть разные. Их девять чинов или девять ступеней. Есть высшие ангелы, есть поменьше. Но меньше не значит, что они меньше любит Бога и все время проводит на земле в заботах о людях. Все ангелы поют хвалебную песнь у Престола Божья. Все они в разной степени общаются с Богом и, как красиво говорится в одной церковной книге, «лицезреют лица Божьего красоту и доброту неизреченную». У нашей «старушки» Земли тоже есть свой ангел-хранитель. Ноев ковчег, пока вокруг бушевали волны великого потопа, ангел-хранитель осенял своим защитным крылом. У нашего города Вятки тоже есть свой, особенный ангел-хранитель.

К каждому церкви-кораблю Господь приставил ангела-хранителя. Он всегда находится в храме, службу несет в любое время дня и ночи. У него есть даже меч, чтобы защищать нас от зла. А в правой руке, посмотрите внимательно на икону «Ангела-хранителя», у него крест. Тяжело подчас бываем ему хранить нас от зла нас же самих. Пожалуй, это самое тяжелое для него, видеть, как мы сами себя мучаем своими же подлыми делами, злобой, завистью, нетерпением, грубостью, хвастовством. Но, зато -как умеют ангелы бесподобно радоваться! В этом они просто несравненны. Ведь у них совершенно нет грехов. Души у них чистые и свежие, как роса! Ничто не омрачает их радости, если они радуются! Вот вы, ребята, входите в храм, а ангел-хранитель храма тотчас радуется, ликует. Ага, говорит, опять Сережа (преподаватель перечисляет имена всех присутствующих детей без исключения) Богу помолиться пришел. А когда мы стоим в храме, бегаем, зеваем, мечтает телевизор посмотреть, мешаем своими разговорами другим прихожанам молиться, то ангел видит это и головой качает, огорчается. Святые видели ангелов, плачущих о наших грехах, множество раз. Тысячи и тысячи раз! И такая милость Божия к нам, что у каждого из нас есть свой ангел-хранитель! Вот вы еще в начальную школу ходите, совсем пока небольшие люди на земле, а у каждого из вас за плечами стоит могучий ангел с огромными крыльями! Он защитит нас от всего плохого, от опасности любой, если мы будем его любить и не огорчать плохими поступками. Какие наши дела могут огорчить ангела Божия?

Дети со знанием дела перечисляют, что они могут сделать огорчительного .

Преподаватель. Но мы ведь не будем его огорчать? Будет стараться? Станем дружить с ангелом-хранителем? Что нужно делать, чтобы дружить с Ангелом Божиим?

Дети дружно обещают вести себя хорошо.

Преподаватель. Ребята, давайте еще раз вернемся к рассказу о великом потопе и праведном Ное? Припомните сколько лет Ной жил на земле?

Дети. Шестьсот! Тыщу!

Преподаватель. Да почти тысячу лет! Долго, правда? А почему он жил так много лет? Господь за праведность умножил Ною годы его жизни. Он святой и сейчас в Церкви ему можно молиться как праведному человеку. А если Ною молятся, значит, он до сих пор живой, значит, он слышит наши молитвы? Иначе, зачем ему молиться? Верно?

Дети соглашаются.

Преподаватель. А он один на небе живет? Одному-то, даже на небе будет скучно, правда?

Дети. Очень скучно! Одному все скучно!

Преподаватель. Я полностью согласен с вами. Вот, один кусок торта одному съесть еще ничего, но целый праздничный тор - и одному, чтобы слопать - это жуткая скукотища! Действительно, Ной живет на небе не один, а с Господом живет, с Матерью Божией, с сыновьями своими, со всеми святыми. Они дружно живут? Не ссорятся там в раю друг с другом, не жалуются?

Дети улыбаются.

Преподаватель. Да, в раю все любят друг друга, ничего не жалеют для другого и Господь дает им такую радость, что здесь на земле даже представить нельзя! Вот вообразите картину. Кто «картиной» будет? Нет, все сразу не могут. Давайте, пусть это будет самый младший из нас - Ванечка. А мы большие люди - представлять будем! Вот, Ваня, слушай, например, у тебя есть все, что душа пожелает. Что душа твоя желает?

Ваня. Я хочу велосипед со скоростями.

Преподаватель. Хлоп! Есть у тебя велосипед! Что еще ты желаешь?

Ваня задумался.

Преподаватель. А Вы ребята в свою очередь тоже пожелайте для себя все, что захотите. Вообразите это, подумайте! Представили? Вот! А теперь, давайте все, что мы вообразили, подарим Ване просто так! Много получилось? А теперь ты Ваня, каждому подари все, что сам вообразил и все, что тебе подарили другие! Каждому подари! Все представили? У каждого есть все! Вот какое утешение от подарков, ну пусть и воображаемых, мы же их все рано, пусть и понарошку, но искренне ведь дарили! Так вот в Царстве Божием эта радость будет самой маленькой из всех радостей, даже через увеличительное стекло ее не увидишь! Как песчинка на берегу моря! Вот в какой радости живут святые на небе! А как вы думаете, святые знают, что происходит на земле? Молятся они за нас все вместе?

Дети. Молятся.

Преподаватель. Да, только молитвами святых мы и живем до сих пор! Милует нас Господь за прошения о мире наших святых! А как вы думаете, если бы в нашей группе был мальчик по имени Ной, тот праведный Ной, который построил ковчег и живет сейчас на небе, стал бы он молиться за этого мальчика с таким же именем как у него?

Дети. Наверное, стал бы.

Преподаватель. Конечно, стал бы молиться! Он наверное бы сказал, я буду молиться и беречь этого мальчика, потому что он носит мое имя! А вдруг он станет обманщиком, вырастет злым? Что тогда скажут? Скажут, вот имеет имя Ноя, а такой никудышный человечек получился! Грустно будет святому? Святые тоже, как ангелы-хранители заботятся о нас. Их любит Господь, даем святым свою благодать и силу, а они любят Господа, любят нас, людей, живущих на земле. Еще раз вспомним: кого Ной взял с собой в ковчег?

Дети. Свою семью. Зверушек и птичек.

Преподаватель. Верно, добрых птиц и зверушек. А Господь вместе с Ноем, вместе со всеми святыми разве не хочет нас взять к себе на Небесный Ковчег? Очень, очень хочет! Ради этого он и на землю пришел и построил Небесный Ковчег. Он называется - Церковь. Только на этом Ковчеге будем жить мы, а не зверушки. И как Ной заботился обо всех живших с ним в том, древнем ковчеге, так Господь заботится о нас, пришедших в Его Божий Ковчег! Все ангелы-хранители и святые помогают ему в этом большом деле, хранят нас своими молитвами. Но святые не Господь Бог. Они не могут, как Он за всем сразу уследить. Поэтому святые люди не могут заботиться обо всех в один момент. Господь им дает послушание заботиться только о тех мальчиках и девочках, которые носят их имена. Вот, например, если бы в нашей группе был мальчик по имени Ной, то кто бы молился о нем и хранил его больше всех других святых?

Дети . Это праведный Ной!

Преподаватель. Точно! А вот ты, Сережа, имя какого святого носишь?

Сережа. Преподобного Сергия.

Преподаватель. Верно. Да, это преподобный Сергий Радонежский. Вот какой у тебя высокий небесный покровитель. А вы ребята, все знаете кто у вас небесный покровитель?

Дети знают не все, а кто знает - хочет узнать совершенно точно! Преподаватель по месяцеслову определяет вместе с детьми имена их небесных покровителей.

Преподаватель. Вот как Господь заботится о нас, и небесного покровителя нам определяет и Ангела-хранителя дарует! Любит нас Бог больше всего на свете, больше всего мира! Будем его слушаться? Станем любить Его и наших небесных заступников перед Ним?

Выслушать ответы детей. По окончании беседы спеть тропарь всем святым.


Казалось, что храм-корабль, построенный в дачном поселке «Плесково», парит над землей. Но чем ближе мы подходили к обители, тем более убеждались, что это лишь оптическая иллюзия. Будущий храм Живоначальной Троицы уверенно стоит на земле и символизирует великую победу России над Наполеоном. Его возвели по просьбе местных жителей СНТ «Плесково». Нашлись инициаторы, провели общественные слушания, где и порешили - храму быть. Дело за малым - начать строительство. Вот тогда заслуженный архитектор России Виктор Захаров, тоже житель этого дачного поселка, и предложил необычный вариант сооружения.

– Идея не нова. В начале христианства в первых веках были не только катакомбные храмы, но и попытки сооружать обители в виде ковчега.Я посчитал, что и сейчас этот образ можно воплотить в жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Жизнь наша есть море, Православная Церковь наша – корабль, а кормчий – Сам Спаситель». Вот как возникла эта идея. В итоге мы построили такой храм-корабль, и подсветили его так, чтобы он был как будто оторван от земли.

– Нам так и показалось сначала.

– В этом-то и задумка. А на носовой части, если заметили, трубящий ангел. Это как символ России, стремящейся в будущее. Внешняя отделка храма белоснежным мрамором создает образ некой скульптуры. Сейчас идут работы по внутренней отделке. Начали оформлять алтарную часть, специалисты работают над витражами.

О своем детище Виктор Захаров рассказывает с большой любовью. Здесь все продумано до мелочей: полы с подогревом, автономное отопление, окна и двери под лимонное дерево, подоконники из малинового кварцита (его специально привезли из Карелии ), прорезные царские врата. Храм – это дом Божий, а значит, в нем должно быть все самое лучшее.

– На строительство мы потратили примерно 18 миллионов рублей. Это и деньги спонсоров, и мои собственные средства. Надо еще примерно столько же, чтобы закончить работы.

Храм-корабль в Плесково – не единственное творение архитектора Захарова. На счету выпускника МАРХИ более 65-ти различных зданий и комплексов. В том числе и храм в честь Собора московских святых в Бибирево . Необычное сооружение, возведенное в византийском стиле, было построено по благословению игумена Сергия (Рыбко). Работы там еще не до конца закончены, но службы уже идут. И для местных жителей этот храм – настоящая достопримечательность.

Кроме того, Виктор Захаров и его соратники строят огромный кафедральный собор на Сахалине , там же работают над созданием мемориального комплекса в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне.

Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси:

«Строительство мемориального комплекса с храмом в СНТ «Плесково» является особо актуальным, так как именно в этом месте происходило отступление Наполеона из Москвы . Это сооружение увековечит память о победе 1812 года и будет способствовать духовно-нравственному возрождению людей, живущих в этих местах сейчас. По окончании строительства храма и его торжественного освящения, храм Живоначальной Троицы Церкви».

Урок 14. Храм.

Проверка д/з

Слайд 1. Правила поведения.

↓5. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

Новая тема

Слайд 2. Название урока.

Вы узнаете:

Что люди делают в храмах

Как устроен православный храм

Слайд 3. Повторение ранее пройденного материала.

Давайте вспомним с вами, что такое религия? (дети отвечают)

Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир, (щелчок) вера в Бога .

А какая цель у религии? (дети отвечают)

Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним.

Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (дети отвечают)

(щелчок, Васнецов Вседержитель (плафон главного купола Владимирского собора в Киеве)) Да, встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу.

Помните, на прошлом уроке мы с вами сравнивали жизнь человека с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. (щелчок) Послушайте стихотворение про храм в честь апостола Петра в городе Санкт-Петербурге.

Божий Корабль Петра

Григорий Петрович Васильев

В городе каменном, в парке Строителей

Белый вздымается Храм.

Вдаль разливается звон упоительный,

Плавно летит по ветрам.

Светят, как звёзды, кресты золочёные-

Мачты больших куполов,

Парусом нежным вокруг облачённые

В лёгкий туманный покров.

Будто причалил на время у острова,

Смотрит вперёд на восток,

Сильный корабль Святого Апостола,

Ждёт в паруса ветерок.

Вера, как ветер попутный, решительный,

Небо, как Божий компáс,

Колоколами вещает спасительный

Людям отшествия час.

В Санкт-Петербурге, на самой окраине

Ждёт от утра до утра

Всех в путешествие вечное, тайное

Божий корабль Петра.

Слайд 5. Внешнее устройство храма.

Давайте посмотрим внешнее устройство храма.

(щелчок) Вход в храм начинается с паперти. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

(щелчок) Над притвором обычно строится колокольня.

(щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т. е. люди, уже принявшие Крещение.

(щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь . Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца.

Слайд 6. Внешнее устройство храма.

Колокольня может стоять и отдельно от храма.

Слайд 7. Внутренне устройство храма.

А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.

Щелчком на схеме храма по определенной части вызывается стрелка на объемной модели храма. Повторный щелчок по той же части стрелку убирает. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.

Слайд 8. Символическое значение частей храма.

Щелчком по цветному блоку с надписью вызывется выделение этой области на объемной модели храма. Повторный щелчок убирает выделение. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.

Деление храма на части совсем не случайное явление. Все имеет практическое значение и символический смысл.

(Небо) Купольная часть храма символизирует Небесную область бытия – божественный мир.

(Земля) Паперть, притвор и храм символизируют собой земную область бытия – земной мир, выстроенный как лестница восхождения души: паперть – притвор - храм.

(Рай – Небо на земле) Алтарь символизирует Рай как Небо на земле. Престол в алтаре – трон Небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Главы Церкви.

(Встреча Неба и земли) Амвон, отделяющий алтарь от храма, символизирует встречу Неба и земли. А иконостас – молитву Небесной Церкви: святых и ангелов.

А теперь давайте проведем небольшую виртуальную экскурсию по храму.

Слушаем текст и смотрим иллюстрации

Слайд 9. Иконы, свечи.

В православном храме людей встречают иконы, свечи.

Слайд 10. Священник.

И священники.

Здравствуйте, ребята. Я священник Алексий. Я здесь служу.

А что это за служба? - спросила Леночка.

Учу людей, вместе с ними молюсь Богу и людям же стараюсь помогать.

Слайд 11. Свеча.

Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 12. Свеча.

В свече есть Благодать Святого Духа,

Соединение любви всех христиан.

Напоминание, что свет идет от Бога,

И все дороги, нас приводят в храм.

Горит свеча и освещает лики,

Чтоб их могли бы видеть мы всегда.

Куда достать не могут блики,

Там поселится, может мгла.

Слайд 13. Свеча.

Где нет добра, там зло клубится,

Где света нет, там тьма лежит.

Давайте ж вместе мы молиться,

И пусть нас всех, Господь хранит.

Слайд 14. Свеча.

Свеча горит, как символ веры,

А вера - это Божий дар.

И пусть священник каждодневно,

Свечу зажгя, несет в алтарь.

(Олег Воротынский)

Слайд 15. Кадило.

Мимо прошел другой священник, и в руке он держал дымящееся…

Кадило! - шепнул Ваня.

А зачем вы чадите в храме? – не удержалась Лена.

Слайд 16. Кадило.

Да, это кадило, - подтвердил отец Алексий. - Им священник совершает каждение. И вы правы: слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Слайд 17. Кадило.

Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.

Слайд 18. Панихида.

Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 19. Канун.

Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Слайд 20. Канун.

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Слайд 21. Голгофа, канун, поминание.

Молитвенная память называется «поминание».

Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

Идут года, теряют люди близких.

Старухи в церкви слабою рукой

Выводят поминальные записки,

Где значится вверху: «за упокой».

За все они пред памятью в ответе!

В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,

Сплестись в одну незыблемую суть, -

Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,

Туманной дымкой скрытые вдали...

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли.

(Надежда Веселовская)

Слайд 22. Записки.

«Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

Слайд 23. Записки.

Слайд 24. Записки.

Слайд 25. Молитва.

А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Слайд 26. Храм, иконы.

Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

Слайд 27. Иконы.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Слайд 28. Иконы.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями.

Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.

Слайд 29. Священник.

Строя храм, древние мастера создавали священное пространство, в котором происходит встреча человека с божественным.

В сознании человека самое важное всегда ассоциировалось с красивым, высоким – идеалом, на который нужно ориентироваться и равняться. И древние зодчие умели выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников. Так, во Владимире Успенский собор возвышается на крутом, неприступном берегу Клязьмы; Святая София Новгородская - на берегу Волхова, на самом высоком холме, за стенами Новгородского кремля. Храм господствовал над пейзажем, но не противостоял ему. Он был завершающим штрихом творения природы. В широкий равнинный пейзаж, пересеченный холмами, церкви вошли как вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий природы. Именно такой стала церковь Покрова на Нерли. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уплывающим вдаль по безбрежным волнам времени, с лучистой безмолвной звездой, уходящей в бесконечность мироздания.

По своему внешнему виду храм значительно отличается от прочих зданий. Старинные зодчие строили больше руководствуясь опытом, чутьем и вкусом, чем математическими выкладками и чертежами, – буквально вручную возводили здание, поэтому не было и двух одинаковых церквей. Но основным типом храмов в древнерусской традиции был крестово-купольный.

В основании он устраивался в форме креста. Часто храм строился в виде продолговатого корабля, который, по образу Ноева ковчега, ведет людей по бурному морю жизненных испытаний к высшей цели, к Свету. Иногда храм создавался в форме восьмиугольника, подобно путеводной звезде. Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим небо, бесконечность пространства. Храм всегда ориентирован алтарем на восток, на первый луч восходящего солнца.

Внутреннее пространство православного храма делится на три части: алтарь, средняя часть храма (наос) и притвор (нартекс).

Как и в любом священном пространстве, в храме есть центр, границы, ворота. Для приходящего в церковь она является областью иного пространства, нежели улица, на которой она находится, и весь остальной мир. Порог, разделяющий два пространства, указывает на разницу между двумя образами жизни: мирским и религиозным. Это также барьер, граница, которая разделяет и противопоставляет два мира, и, с другой стороны, это то место, где они сообщаются, где мир обыденного может перейти в мир священного. Но в храм нельзя войти сразу, без подготовки. Перед входом в храм всегда останавливались – троекратно крестились, клали земной поклон, тем самым очищаясь от всех обыденных проблем, настраивая душу на восприятие непознанного, божественного и отдачу всего лучшего, ценного, что хранится в собственном сердце. Проходя через границу и ворота, с запада – области мрака, зла, невежества  человек шел на восток, навстречу солнцу, свету, и приближался к центру храма – алтарю. Алтарь устраивался на возвышении – символической «горе»; самом близком к небу месте. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник. Здесь приносится символическая жертва, через которую человек приобщается к священному, божественному. Через алтарь проходят и горизонтальная, и вертикальная оси храма. В храме все устремлено вверх - и столпы, поддерживающие свод, и пылающие свечи, и росписи стен, и голоса хора во время службы, и возвышение алтаря, и купол над ним, из которого льется свет. Человек невольно подчиняется этому высшему порядку, душа устремляется к свету. И возникает канал связи человека с Богом.

Но храм во все времена служил не только религиозным центром. В храме хранилось самое важное и ценное, что было у человека. В главном соборе города содержались даже городская казна, книги, драгоценные украшения. Купцы свои самые ценные товары хранили в храме. Часто храм был последним убежищем жителей, когда в город входили враги. В храме человек и сам отдавал частичку собственной души, учился небесной мудрости.

Храм – образ преображенного мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.

Статьи по теме: