Еврейские авторы. Русские и еврейские поэты. лучших современных еврейских писателя

Материал создан: 14.07.2015

Жаботинский Владимир Евгеньевич - Вольф Евнович Жаботинский

лидер правого сионизма. 1880–1940 Владимир (Зеев-Вольф, Вольф Евнович) Жаботинский родился в Одессе 18 октября 1880 года в ассимилированной еврейской семье. Отец, Евно (Евгений Григорьевич) Жаботинский, служащий Российского общества мореходства и торговли, занимавшийся закупкой и продажей пшеницы, был выходцем из Никополя; мать, Хава (Эвва, Ева Марковна) Зак, была родом из Бердичева. Когда Владимиру...

Ленин Владимир Ильич

создатель первого в мировой истории социалистического государства. 1870–1924 Владимир Ильич Ульянов (Ленин – всемирно известный псевдоним) родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова. И.Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника, что в Табели о рангах соответствовало военному чину генерал-майора...

Свердлов Яков Михайлович

председатель ВЦИК (глава первого советского государства). 1885–1919 Родился 3 июня 1885 года в Нижнем Новгороде в еврейской семье. Отец – Михаил Израилевич Свердлов – был гравёром; мать – Елизавета Соломоновна – домохозяйкой. Свердловы жили на Большой Покровской в жилых комнатах при скоропечатной и гравёрной мастерской. Нередким гостем семьи Свердловых был живший в...

Троцкий Лев Давидович - Лейба Давидович Бронштейн

один из организаторов Октябрьской революции 1917 года. 1879–1940 Лев Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн) родился 7 ноября 1879 года в селе Яновка, Елисаветградского уезда Херсонской губернии. Он был пятым ребёнком в семье Давида Леонтьевича Бронштейна и его жены Анны (Анетты) Львовны – зажиточных землевладельцев из числа еврейских колонистов земледельческого хутора. Родители Льва...

Радек Карл Бернгардович - Кароль Собельзон Радек

советский политический деятель. 1885–1939 Карл Радек (настоящее имя Кароль Собельзон) родился 31 октября 1885 года в Лемберге (в австрийской Галиции, ныне это Львов) в еврейской семье учителя. Рано потерял отца. Детство и юность провел в Тарнове, где в 1902 году экстерном закончил гимназию. Из гимназии дважды исключался за агитацию среди рабочих. ...

Сокольников Григорий Яковлевич - Гирш Янкелевич Бриллиант

советский государственный деятель. 1888–1939 Сокольников (Гирш Янкелевич Бриллиант) родился 15 августа 1888 года в городе Ромны Полтавской губернии в еврейской семье врача, владельца аптеки Янкеля Бриллианта. Мать – Фаня Розенталь, дочь купца первой гильдии. Окончил 5-ю московскую классическую гимназию. Учился на юридическом факультете Московского университета, который не закончил из-за своей революционной деятельности. ...

Зиновьев Григорий Евсеевич - Овсей-Герш Аронович Апфельбаум

Советский политический и государственный деятель. 1883–1936 Григорий Евсеевич Зиновьев (настоящее имя Овсей-Герш Аронович Радомысльский, по матери Апфельбаум) родился в Елисаветграде 23 сентября 1883 года в еврейской семье владельца молочной фермы Аарона Радомысльского. Получил домашнее образование под руководством отца. В семье заботиться о достатке полагалось всем членам, поэтому Герш давал платные уроки...

Каменев Лев Борисович - Лев Борисович Каменев Розенфельд

советский партийный и государственный деятель. 1883–1936 Лев Борисович Каменев (настоящая фамилия Розенфельд) родился 18 июля 1883 года в Москве в образованной русско-еврейской семье. Его отец был машинистом на Московско-Курской железной дороге, впоследствии – после окончания Петербургского технологического института – стал инженером; мать окончила бестужевские высшие курсы. Лев закончил гимназию в Тифлисе...

Литвинов Максим Максимович - Макс Моисеевич Валлах Филькинштейн

Советский дипломат и государственный деятель. 1876–1951 Максим Максимович Литвинов (настоящее имя Макс (Меер-Генох) Моисеевич Валлах Филькинштейн) родился 17 июля 1876 года, в городе Белосток Гродненской губернии (тогда Российская империя, ныне Польша) в семье еврейского торговца. Учился в хедере, а затем в реальном училище. Закончив в 1893 году учёбу в реальном училище, ...

Ягода Генрих Григорьевич - Генах Гиршевич Иегода

советский государственный и политический деятель. 1891–1938 Генрих Григорьевич Ягода (Енох Гершенович – Генах Гиршевич – Иегода) родился 20 ноября 1891 года в Рыбинске в еврейской ремесленной семье. Его отец, Гершон Фишелевич Ягода, был печатником-гравёром. Кроме Еноха, в семье было двое сыновей и пять дочерей. Отец Ягоды приходился двоюродным братом Михаилу Израилевичу...

Каганович Лазарь Моисеевич

советский государственный и партийный деятель. 1893–1991 Родился 22 ноября 1893 года в еврейской семье прасола Моисея Гершковича Кагановича в деревне Кабаны Радомысльского уезда Киевской губернии. Его отец – прасол Моисей Каганович – скупал скот и гуртами отправлял его на бойни Киева, соответственно семья Кагановичей бедной не была. С четырнадцатилетнего возраста Лазарь начал...

Алфёров Жорес Иванович

Российский физик, лауреат Нобелевской премии 2000 года. р. 1930 Жорес Иванович Алфёров родился в белорусско-еврейской семье Ивана Карповича Алфёрова и Анны Владимировны Розенблюм в белорусском городе Витебске. Имя получил в честь Жана Жореса, международного борца против войны, основателя газеты «Юманите». После 1935 года семейство переехало на Урал, где отец...

Выготский Лев Семёнович - Лев Симхович Выгодский

советский психолог. 1896–1934 Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 17 ноября 1896 года в городе Орша в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Он был вторым из восьмерых детей в семье. Образованием...

Гинзбург Виталий Лазаревич

российский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 2003 года. 1916–2009 Виталий Лазаревич Гинзбург родился в 1916 году в Москве в семье инженера, специалиста по очистке воды, выпускника Рижского политехникума Лазаря Ефимовича Гинзбурга и врача Августы Вениаминовны Гинзбург. Рано остался без матери, умершей от брюшного тифа в 1920 году, когда мальчику было 4 года. ...

Зельдович Яков Борисович

советский физик и физик-химик. 1914–1987 Родился 8 марта 1914 в Минске в семье адвоката Бориса Наумовича Зельдовича и Анны Павловны Кивелиович. Когда младенцу было четыре месяца, семья переехала в Петербург. По окончании в 1924 году средней школы, Яков устраивается лаборантом в Институт механической обработки полезных ископаемых. Будущий академик так и не...

Иоффе Абрам Федорович

российский и советский физик. 1880–1960 Родился в городе Ромны Полтавской губернии в 1880 году в семье купца второй гильдии Файвиша (Фёдора Васильевича) Иоффе и домохозяйки Рашели Абрамовны Вайнштейн. Он окончил Роменское реальное училище в 1897 году и поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. Абрам получил диплом инженера-технолога и решил продолжить обучение. В 1902 ...

Каган Вениамин Федорович

российский и советский математик. 1869–1953 Родился в 1869 году в Шяуляе в Литве. Окончил Киевский университет в 1892 году, с 1923 года профессор Московского университета. Каган обратил на себя внимание своими работами по пангеометрии. Начиная с 90-х годов XIX века Каган популяризировал наследие Н.И. Лобачевского. В «Основаниях геометрии» (1905–1907 годы) дал аксиоматику...

Кикоин Исаак Константинович

советский физик-экспериментатор. 1908–1984 Родился в семье школьного учителя математики Кушеля Исааковича Кикоина и Буни Израилевны Майофис в 1908 году в Малых Жагорах, Шавельского уезда, Ковенской губернии. С 1915 года с семьей проживал в Псковской губернии. В 1923 году в возрасте 15 лет Исаак заканчивает школу в Пскове и поступает на 3-й...

Лавочкин Семен Алексеевич - Шлёма Айзикович Магазинер

советский авиационный конструктор. 1900–1960 Семён Алексеевич Лавочкин (Шлёма Айзикович Магазинер) родился 11 сентября 1900 года в Смоленске в еврейской семье. Его отец был меламедом (учителем). В 1917 году стал золотым медалистом, затем пошёл в армию. До 1920 года служил в пограничной дивизии рядовым. В 1920 году из рядов Красной армии был направлен в...

Ландау Лев Давидович

физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии 1962 года. 1908–1968 Родился в еврейской семье инженера-нефтяника Давида Львовича Ландау и его жены Любови Вениаминовны в Баку 22 января 1908 года. С 1916 года учился в бакинской еврейской гимназии, где его мать была преподавателем естествознания. В четырнадцать лет поступил в Бакинский университет, где обучался одновременно на двух...

Лифшиц Евгений Михайлович

советский физик. 1915–1985 Родился в Харькове в семье известного харьковского врача-онколога, профессора Михаила Ильича Лифшица, оппонентом докторской диссертации которого был академик И.П. Павлов. Окончил Харьковский политехнический институт в 1933 году. В 1933–1938 годах работает в Харьковском физико-техническом институте, с 1939 – в Институте физических проблем АН СССР Ученик Л.Д. Ландау. Сдал теорминимум Ландау...

Мандельштам Леонид Исаакович

советский физик. 1879–1944 Родился 4 мая 1879 года в Могилёве в семье врача Исаака Григорьевича Мандельштама и Мины Львовны Кан. Детство и юность прошли в Одессе. До 12 лет учился дома, в 1891 года поступил в гимназию, которую окончил в 1897 году с медалью. Учился на физико-математическом факультете в Новороссийском университете (Одесса), ...

Миль Михаил Леонтьевич

советский конструктор вертолётов и учёный. 1909–1970 Михаил Миль родился в Иркутске 22 ноября 1909 года в семье еврейского происхождения. Его отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим, мать, Мария Ефимовна, зубным врачом. Его дед, Самуил Миль, был кантонистом, после 25 лет службы на флоте поселился в Сибири. В двенадцатилетнем возрасте он сделал...

Перельман Яков Исидорович

российский и советский учёный, популяризатор науки. 1882–1942 Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (ныне Белосток входит в состав Польши) в еврейской семье. Его отец работал счетоводом, мать преподавала в начальных классах. Отец скончался в 1883 году, и матери одной пришлось воспитывать детей. Она...

Самойлович Рудольф Лазаревич - Рувим Лазаревич Самойлович

советский полярный исследователь. 1881–1939 Рудольф (Рувим) Самойлович родился в Азове в зажиточной семье еврейского коммерсанта 13 сентября 1881 года. После окончания Мариупольской гимназии поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. Там он вступил в революционный кружок и попал под надзор полиции. Тревожась за судьбу сына, мать отправила его продолжать образование в Германию, во...

Тарле Евгений Викторович

советский историк. 1874–1955 Родился 8 ноября 1874 года в Киеве в еврейской семье, был назван Григорием. Отец принадлежал к купеческому сословию, но занимался, в основном, воспитанием детей, служил распорядителем магазинчика, принадлежавшего киевской фирме, а управлялась там его жена. Он владел немецким и даже переводил Достоевского. Мать происходила из семьи, в истории...

Франк Илья Михайлович

советский физик, лауреат Нобелевской премии 1958 года. 1908–1990 Родился 23 октября 1908 года в семье математика Михаила Людвиговича Франка и Елизаветы Михайловны Франк (ур. Грациановой), незадолго до того переселившихся в Санкт-Петербург из Нижнего Новгорода. Будущий физик происходил из известного московского еврейского семейства – его прадед, Моисей Миронович Россиянский, в 60-х годах XIX ...

Френкель Яков Ильич

советский физик-теоретик. 1894–1952 Френкель родился в еврейской семье в Ростове-на-Дону в 1894 году. Его родители – народоволец Илья Абрамович Френкель и Розалия Абрамовна Баткина. Дядя – Яков Абрамович Френкель (1877–1948) – советский музыковед. В 1912 году, ещё учась в гимназии, Яков написал свою первую работу по магнитному полю Земли и атмосферному электричеству. Эту...

Харитон Юлий Борисович

российский физик-теоретик и физик-химик. 1904–1996 Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 27 февраля 1904 года в еврейской семье. Дед, Иосиф Давидович Харитон, был купцом первой гильдии в Феодосии. Отец, Борис Осипович Харитон, был известным журналистом, высланным из СССР в 1922 году, после присоединения Латвии к СССР в 1940 году был осуждён...

Хвольсон Даниил Авраамович

российский востоковед, историк, лингвист. 1819–1911 Родился 21 ноября 1819 года в Вильно. Сын бедного еврея из Литвы получил религиозное еврейское образование в хедере и йешиве, изучал Танах, Талмуд и комментаторов Талмуда. Позже он самоучкой выучился немецкому, французскому и русскому языкам. Прослушал курс в университете Бреслау, получил степень доктора философии от Лейпцигского университета...

Штерн Лина Соломоновна

советский биохимик и физиолог. 1878–1968 Родилась в Либаве (ныне Латвия) в богатой еврейской семье 26 августа 1878 года. Отец – видный предприниматель с европейскими связями, мать воспитывала детей, которых в семье было семеро. Она мечтала стать земским врачом. Поступить на медицинский факультет Московского университета еврейке Штерн не удалось. Получала образование в Женевском...

Рубинштейн Антон Григорьевич

композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. 1829–1894 Антон Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии. Он был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна – Григорий Романович Рубинштейн – происходил из Бердичева, к моменту рождения детей был купцом второй гильдии. Мать – Калерия Христофоровна Рубинштейн – ...

Рубинштейн Николай Григорьевич

пианист-виртуоз и дирижёр. 1835–1881 Родился 14 июня 1835 года в Москве. Семья Рубинштейнов перебралась в Москву из приднестровского села Выхватинец за три года до рождения Николая. К моменту рождения его была довольно состоятельной. Музыкой Николай занимался с четырех лет под руководством матери, а с семи лет концертировал вместе с братом Антоном. Учился...

Энгель Юлий Дмитриевич

музыкальный критик, композитор. 1868–1927 Юлий Дмитриевич (Иоэль) Энгель родился 28 апреля 1868 года в Бердянске. Там окончил русскую гимназию, в 1886–1890 годах учился на юридическом факультете Харьковского университета и получил диплом юриста. Иоэль унаследовал от отца, гитариста-любителя, интерес к музыке, в том числе еврейской, прошел курс обучения в Харьковском музыкальном училище по...

Майкапар Самуил Моисеевич

пианист и композитор. 1867–1938 Самуил Майкапар родился 18 декабря 1867 года в Херсоне. Вскоре семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с шести лет. В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира...

Глиэр Рейнгольд Морицевич

советский композитор, музыкально-общественный деятель. 1875_1956 Рейнгольд Морицевич Глиэр (Рейнгольд Эрнест Глиэр) родился 11 января 1875 года в Киеве. Род Глиэров происходит из принявших лютеранство евреев. Отец – Мориц Глиэр переселился в Киев из немецкого города Клингенталя. Он был мастером по производству медных духовых инструментов, а в Киеве был владельцем музыкальной мастерской. ...

Гнесины

Евгения Фабиановна, в замужестве Савина (1870–1940), Мария Фабиановна (1871–1918), Елена Фабиановна (1874–1967), Елизавета Фабиановна, в замужестве Вита-чек (1879–1953), Ольга Фабиановна, в замужестве Александрова (1885–1963), Михаил Фабианович (1883–1957).. российские музыканты, основатели музыкального училища Сестры и брат родились в Ростове-на-Дону в семье Фабиана Осиповича Гнесина, раввина. Мать Белла Исаевна Флетзингер-Гнесина, певица, ученица польского композитора С. Монюшко. Крестившиеся дочери ростовского раввина...

Дунаевский Исаак Осипович - Исаак Беру Бецалев Дунаевский

Советский композитор. 1900–1955 Дунаевский (Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский) родился 30 января 1900 года в украинском городке Лохвица в еврейской семье мелкого банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских. Семья была музыкальной. Дед был кантором, мать играла на фортепиано и пела. С детства проявил незаурядные музыкальные способности, с 8-летнего возраста...

Шнитке Альфред Гарриевич

советский и российский композитор. 1934–1998 Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс в Республике немцев Поволжья в смешанной еврейской и немецкой семье, сын еврея и немки. Его отец, Гарри Викторович Шнитке, родился во Франкфурте-на-Майне. Мать, Мария Иосифовна Фогель, происходила из немецких колонистов. Первым языком композитора стал немецкий, однако...

Гусман Израиль Борисович

российский дирижер. 1917–2003 Гусман Израиль Борисович родился 18 августа 1917 года в Нижнем Новгороде в семье известного музыкального критика Бориса Евсеевича Гусмана. Вскоре семья Гусмана переехала в Москву. В 1931 году Израиль Борисович закончил музыкальное училище им. Гнесиных и поступил на военно-дирижёрский факультет Московской консерватории. В годы учёбы он начал работать...

Гилельс Эмиль Григорьевич

выдающийся советский пианист. 1916–1985 Эмиль Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе, в еврейской семье. Отец, Григорий Гилельс, работал на сахарной фабрике, мать – Эсфирь – была домохозяйкой. Заниматься игрой на фортепиано Эмиль начал в возрасте пяти с половиной лет. Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае...

Петров Николай Арнольдович

советский и российский пианист. 1943–2011 Николай Петров родился 14 апреля 1943 года в Москве, в семье музыкантов. Его отец – виолончелист Арнольд Яковлевич Феркельман – выступал в фортепианном сопровождении Дмитрия Шостаковича и был дружен с композитором; дед – оперный бас Василий Родионович Петров, пел в Большом театре; дядя – композитор Моисей...

Цейтлин Лев Моисеевич

советский скрипач. 1881–1952 Родился 15 марта 1881 года в Тбилиси. В 1901 году окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Л.С. Ауэра, российского скрипача венгерского происхождения. Ауэр является основателем так называемой русской скрипичной школы. Воспитал свыше 300 учеников. В 1918 году эмигрировал в США. Лев Цейтлин после окончания консерватории концертировал в России...

Ойстрах Давид Фёдорович - Давид Фишелевич Ойстрах

советский скрипач, альтист, дирижер. 1908–1974 Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах родился 30 сентября 1908 года в Одессе в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха и его жены Бейлы. С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 года – в Одесском музыкально-драматическом институте...

Коган Леонид Борисович

советский скрипач. 1924–1982 Леонид Борисович Коган родился 14 ноября 1924 года в Екатеринославе, (ныне – Днепропетровск, Украина), в семье фотографа Бориса Семёновича и Софьи Львовны Коган. Учился с 1933 года в Москве, с 1936 года – в Центральной музыкальной школе в классе А.И. Ямпольского, у него же окончил в 1948 году Московскую...

Эльман Михаил Саулович

российский и американский скрипач. 1891–1967 Миша Эльман родился в музыкальной еврейской семье. Его дед – Йосэлэ Эльман – был известным скрипачом-клезмером (истоки клезмера находятся как в древнем еврейском фольклоре, так и в музыке соседних народов, особенно молдавской). Дед подарил четырёхлетнему внуку первую скрипку. Отец – Саул Иосифович Эльман – был меламедом...

Мильштейн Натан Миронович

Cоветский и американский скрипач. 1904–1992. Натан Мильштейн родился 13 января 1904 года в Одессе в далёкой от музыки многодетной семье. Его отец, Мирон Мильштейн, работал в торговавшей шерстяными тканями фирме; мать, Мария Блюштейн, была домохозяйкой; в семье было семеро детей. Обучался игре на скрипке в школе Петра Столярского до 1914 года, затем учился...

Хейфец Яша - Иосиф Рувимович Хейфец

один из величайших скрипачей XX века. 1901–1987 Яша (Иосиф Рувимович) Хейфец родился 2 февраля 1901 года в городе Вильнюсе (Российская империя) в семье преподавателя музыки Рувима Елиевича Хейфеца и Хаи Израилевны Шарфштейн. Яша начал учиться игре на скрипке в трёхлетнем возрасте у своего отца и вскоре прослыл вундеркиндом. С четырех лет начались...

Галич Александр Аркадьевич - Александр Аркадьевич Гинзбург

автор и исполнитель собственных песен. 1918–1977 Александр Аркадьевич Галич (Гинзбург) родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск) в интеллигентной еврейской семье. Отец – Арон Самойлович Гинзбург, экономист; мать – Фейга (Фанни, Фаина) Борисовна Векслер, работала в консерватории. Дед, Самуил Гинзбург, был известным в городе педиатром. В 1920 году семья Галича...

Кристалинская Майя Владимировна

советская эстрадная певица. 1932–1985 Майя Владимировна родилась 24 февраля 1932 года в интеллигентной московской семье. По матери русская, по отцу еврейка. Во время учёбы в школе занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского. Выпускным июньским вечером...

Пастернак Борис Леонидович

один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии 1958 года. 1890–1960 Будущий поэт родился в Москве в творческой еврейской семье. Отец – художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак, мать – пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман). Семья переехала в Москву из Одессы в 1889 году, за год...

Антокольский Павел Григорьевич

советский поэт. 1896–1978 Павел Антокольский родился 1 июля 1896 года в Санкт-Петербурге. Его отец Григорий Моисеевич работал помощником присяжного поверенного, до 1933 года служил в советских учреждениях. Мать Ольга Павловна, окончившая Фребелевские курсы, целиком посвятила себя семье. Дедом Антокольского был знаменитый скульптор Марк Антокольский, создатель известной статуи Грозного. С детства Павел увлекался...

Шварц Евгений Львович

советский писатель. 1896–1958 Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц, принявший православие еврей, матерью – Мария Фёдоровна Шелкова из православной русской семьи. Причём, православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получивший при крещении имя Борис (по восприемнику...

Бабель Исаак Эммануилович

советский писатель. 1894–1940 Исаак Бабель родился 12 июля 1984 года в Одессе на Молдаванке в еврейской семье бедного торговца Маня Ицковича Бобеля, родом из Белой Церкви, и Фейги (Фани) Ароновны Бобель. Биография Бабеля имеет некоторые пробелы. В основном это связано с тем, что автобиографические заметки самого писателя во многом являются изменёнными, выдуманными...

Мандельштам Осип Эмильевич

один из крупнейших русских поэтов XX века. 1891–1938 Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович (Эмиль, Хаскл, Хацкель Бениаминович) Мандельштам, был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора...

Тынянов Юрий Николаевич - Юрий Насонович Тынянов

советский писатель, литературовед. 1894–1943 Юрий Николаевич (Насонович) Тынянов родился 18 октября 1894 года в Режице, Витебской губернии в состоятельной еврейской семье врача Насона Аркадьевича Тынянова и совладелицы кожевенного завода Софьи Борисовны Тыняновой (ур. Соры-Хаси Эпштейн). В 1904–1912 годах учился в Псковской гимназии, которую окончил с серебряной медалью. Затем учился в 1912–1918 годах...

Кассиль Лев Абрамович

советский писатель. 1905–1970 Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс Саратовской области) в семье врача Абрама Григорьевича Кассиля и учительницы музыки, затем зубного врача Анны Иосифовны Перельман. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу, которую окончил в 1923 году. В школе издавался рукописный...

Каверин Вениамин Александрович - Вениамин Александрович Зильбер

советский писатель. 1902–1989 Вениамин Александрович Каверин (Зильбер) родился 19 апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены – Ханы Гиршевны Дессон, владелицы музыкальных магазинов. 14 августа 1912 года по результатам приёмных испытаний Вениамин Зильбер был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии, где учился...

Ильф Илья Арнольдович - Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг

советский писатель и журналист. 1897–1937 Илья Арнольдович Ильф (Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг) родился 15 октября 1897 года третьим из четырёх сыновей в семье банковского служащего Арье Беньяминовича Файнзильберга и его жены Миндль Ароновны в Одессе, куда они переехали между 1893 и 1895 годами. В 1913 окончил техническую школу, после чего работал в чертёжном...

Казакевич Эммануил Генрихович

русский и еврейский советский писатель. 1913–1962 Казакевич (среди близких известный как Эмма Казакевич) родился 24 февраля 1913 года в Кременчуге Полтавской губернии в семье еврейского публициста и литературного критика Генеха Казакевича. В 1930 году Эммануил окончил Харьковский машиностроительный техникум и в следующем году переехал с родителями в Биробиджан, где была организована Еврейская...

Гроссман Василий Семёнович - Иосиф Соломонович Гроссман

советский писатель и журналист. 1905–1964 Василий Гроссман (Иосиф Соломонович Гроссман) родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве в интеллигентной еврейской семье. Его отец – Соломон Иосифович Гроссман, инженер-химик по специальности – был выпускником Бернского университета и происходил из бессарабского купеческого рода. Мать – Екатерина (Малка) Савельевна Витис, преподаватель французского языка – ...

Алигер Маргарита Иосифовна - Маргарита Иосифовна Зейлигер

Советская поэтесса. 1915–1992 Маргарита Иосифовна Алигер (Зейлигер) родилась 7 октября 1915 года в Одессе в еврейской семье. Родители её были служащими. Её отец всю жизнь мечтал заниматься сочинением музыки, но страшная нужда много лет заставляла его заниматься переводами технической литературы. Поэтому ему очень хотелось, чтобы хотя бы дочь смогла...

Барто Агния Львовна - Гитель Лейбовна Волова

советский детский поэт. 1906–1981 Агния Львовна (Гитель Лейбовна Волова) родилась 17 февраля 1906 года в Москве в образованной еврейской семье ветеринарного врача. По свидетельствам ее дочери – Татьяны Андреевны Щегляевой, – год рождения Агнии 1907. Дело в том, что когда Агнии было 17 лет, чтобы получать паек для служащих (селедочные головы), она...

Драгунский Виктор Юзефович

советский писатель. 1913–1972 Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание, ведь во время войны его отец умер от тифа. Его отчим И. Войцехович, красный комиссар, ...

Маршак Самуил Яковлевич

советский поэт. 1887–1964 Самуил Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать, Евгения Борисовна Гительсон, была домохозяйкой. Фамилия «Маршак» является сокращением, означающим «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер» и принадлежит потомкам этого известного раввина и талмудиста (1624–1676 годы). Раннее...

Рыбаков Анатолий Наумович

советский, российский писатель. 1911–1998 Анатолий Наумович Рыбаков родился 14 января 1911 года в Чернигове в еврейской семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой. С 1919 года жил в Москве. Учился в бывшей Хвостовской гимназии. Все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 1920-х годов. Здесь, ...

Самойлов Давид - Давид Самуилович Кауфман

советский поэт, переводчик. 1920–1990 Давид Самойлов (Давид Самуилович Кауфман) родился 1 июня 1920 года в Москве в еврейской семье. Отец – известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман; мать – Цецилия Израилевна Кауфман. В 1938 году Давид Самойлов окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) – ...

Левитанский Юрий Давидович

поэт и переводчик. 1922–1996 Юрий Давидович Левитанский родился 22 января 1922 года в городе Козелец (Черниговская область Украинская ССР) в ассимилированной еврейской семье. Жили бедно, нуждались порой в самом необходимом, особенно после того, как однажды их начисто обокрали, вынеся из дома почти все, что там находилось. Вскоре после рождения Юрия семья переехала...

Долматовский Евгений Аронович

советский поэт. 1915–1994 Евгений Долматовский родился 5 мая 1915 года в Москве в семье адвоката, члена коллегии защитников, доцента Московского юридического института Арона Моисеевича Долматовского. В годы учёбы в педагогическом техникуме начал публиковаться в пионерской прессе. В 1932–1934 годах работал на строительстве московского метро. В 1937 году закончил Литературный институт. 28 марта 1938 года был...

Бродский Иосиф Александрович

русский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии 1987 года. 1940–1996 Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. Отец, Александр Иванович Бродский, был военным фотокорреспондентом, вернулся с войны в 1948 году и поступил на работу в фотолабораторию Военно-Морского музея. После этого работал фотографом и журналистом в нескольких...

Эйзенштейн Сергей Михайлович

советский режиссёр театра и кино. 1898–1948 Сергей Эйзенштейн родился в Риге (Российская империя) 22 января 1898 года в состоятельной семье городского архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна. Его отец, Михаил Осипович Эйзенштейн, был рижским городским архитектором и дослужился до чина титулярного советника. Михаил Эйзенштейн умер в Берлине, но был похоронен на русском кладбище. ...

Роом Абрам Матвеевич

советский кинорежиссёр. 1894–1976 Родился 28 июня 1894 года в Вильно (Российская империя). В 1914–1917 годах учился в Петроградском психо-неврологическом институте, в 1917–1922 годах – на медицинском факультете Саратовского университета. Параллельно учёбе работал в Саратовском отделе искусств преподавателем, был ректором Саратовских высших государственных мастерских, режиссёром в Показательном и Детском театрах. Возглавлял Театр...

Ромм Михаил Ильич

советский кинорежиссёр. 1901–1971 Ромм родился 24 января 1901 года в семье еврейских социал-демократов в Иркутске, куда за участие в революционной деятельности был сослан его отец, врач по профессии. Мать происходила из семьи интеллигентов. Она страстно любила театр и свою любовь к искусству передала детям. С девяти лет рос в Москве. Окончил гимназию...

Михоэлс Соломон Михайлович - Соломон Михоэлс Вовси

советский еврейский театральный актёр и режиссёр. 1890–1948 Соломон Михоэлс (Вовси) родился 16 марта 1890 года в Динабурге (ныне – Даугавпилс, Латвия), в патриархальной еврейской семье. Получил традиционное еврейское начальное образование в хедере. По словам самого актёра, он «лишь в тринадцать лет начал обучаться систематически светским наукам и русскому языку». Затем в...

Чухрай Григорий Наумович

советский кинорежиссёр. 1921–2001 Родился 23 мая 1921 года в Мелитополе. Отец, Рубанов Наум Зиновьевич, был военнослужащим. В 1924 году родители Григория разошлись и он остался с матерью. Воспитывал его отчим – Павел Антонович Литвиненко, который работал председателем колхоза. В 1935 году отчим был направлен на учёбу во Всесоюзную академию соцземледелия в Москву, ...

Мотыль Владимир Яковлевич

советский и российский режиссёр театра и кино. 1927–2010 Родился 26 июня 1927 года в белорусском городке Лепель в еврейской семье. Его отец, Яков Давыдович (Данилович) Мотыль, польский эмигрант, работал слесарем на минском заводе «Коммунар». Владимиру было три года, когда отца арестовали по обвинению в шпионской деятельности и отправили в лагерь на...

Эфрос Анатолий Васильевич - Натан Исаевич Эфрос

советский театральный режиссер. 1925–1987 Анатолий Эфрос (Натан Исаевич Эфрос) родился 3 июля 1925 в Харькове в семье служащих авиационного завода. В годы Великой Отечественной войны, в эвакуации в Перми, вплоть до 1945 года Анатолий работал слесарем на том же заводе. С детства был увлечён театром. В 1943 году поступил в студию к...

Швейцер Михаил Абрамович - Моисей Абрамович Швейцер

советский кинорежиссёр. 1920–2000 Михаил (Моисей) Абрамович Швейцер родился 16 февраля 1920 года в Перми. Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1943 году. Он учился в мастерской Эйзенштейна. «Я ученик Эйзенштейна, – любил говорить Швейцер. – Я действительно помню многие его заветы…» Его появление в кино пришлось на период...

Сац Наталия Ильинична

основатель и руководитель шести детских театров. 1903–1993 Наталия Сац родилась 27 августа 1903 года в Иркутске в семье композитора Ильи Александровича Саца и оперной певицы Щастной Анны Михайловны. Илья Сац, отец Наталии, родился в местечке Чернобыль в еврейской семье. Его отец, Александр Миронович Сац, был присяжным поверенным. Илья вырос в Чернигове, ...

Райкин Аркадий Исаакович

советский эстрадный и театральный актёр, режиссёр. 1911–1987 Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в Риге в еврейской семье портового бракёра строительного леса Ицика (Исаака) Давидовича Райкина и его жены домохозяйки Елизаветы Борисовны Райкиной (ур. Гуревич). В детстве посещал хедер. Во время учёбы в школе в Рыбинске занимался в драмкружке и увлекался...

Кио Игорь Эмильевич

артист цирка, иллюзионист. 1944–2006 Игорь Кио родился 13 марта 1944 года в Москве. Отец – Эмиль Теодорович Ренард-Кио (Гиршфельд), мать – Евгения Васильевна Гиршфельд. В 1917 году Эмиль работал в театре миниатюр, затем перешёл в цирк Чинизелли (Польша). Цирк был его жизнью и остался ею до конца. В цирке Эмиль подрабатывал...

Утесов Леонид Осипович - Лазарь Лейзер Иосифович Вайсбейн

советский эстрадный артист. 1895–1982 Леонид Осипович Утёсов (Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн) родился 21 марта 1895 года в Одессе в многодетной еврейской семье мелкого коммерсанта Осипа (Иосифа) Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны. Леонид учился в Одессе в коммерческом училище, откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и низкую дисциплину. После непродолжительной...

советская актриса театра и кино. 1896–1984 Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (Фаина Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Отец, Фельдман Гирши Хаймович, был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай». Мама – Фельдман Милка Рафаиловна Заговайлова. Помимо неё в семье уже...

Плятт Ростислав Янович

советский актёр театра и кино. 1908–1989 Ростислав Плятт родился в Ростове-на-Дону 13 декабря 1908 года. Отец – известный ростовский адвокат Иван Иосифович Плят, еврей по национальности. Псевдоним Ростислав себе придумал сам, прибавив одну букву к фамилии и немного изменив отчество. Мать – Зинаида Павловна Закаменная – украинка, родом из Полтавы. В 1916 ...

Гердт Зиновий Ефимович - Залман Афроимович Эфраимович Храпинович

советский и российский актёр театра и кино. 1916–1996 Зиновий Гердт (Залман Афроимович (Эфраимович) Храпинович) родился 21 сентября 1916 года в бедной еврейской семье в Псковской области. В 15 лет окончил ФЗУ Московского электрозавода имени Куйбышева и работал слесарем-электриком на строительстве московского метро. При заводе был Театр рабочей молодёжи (ТРАМ), в котором актёр...

Козаков Михаил Михайлович

советский, российский и израильский режиссёр актёр театра и кино. 1934–2011 Михаил Михайлович Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде в еврейской семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова и редактора «Издательства писателей в Ленинграде» Зои Александровны Никитиной (урождённой Гацкевич). Ее дважды арестовывали – в 1937 и в 1948 году. В квартире Козаковых...

Шкловский Виктор Борисович

советский киновед и киносценарист. 1893–1984 Виктор Шкловский родился 24 января 1893 года в Санкт-Петербурге в семье преподавателя математики еврейского происхождения, впоследствии профессора Высших артиллерийских курсов Бориса Владимировича Шкловского и его жены Варвары Карловны, урождённой Бундель, русско-немецкого происхождения. Старший брат Виктора Шкловского – Владимир Шкловский в 1919–1922 годах входил в Совет православных братств...

Вульф Виталий Яковлевич

российский искусствовед. 1930–2011 Виталий Вульф родился 23 мая 1930 года в Баку. Отец Вульфа – Яков Сергеевич – был известным адвокатом в Баку. Мать Вульфа – Елена Львовна Беленькая – училась в Бакинском университете у Вячеслава Иванова до его отъезда в Италию, была его любимой ученицей и всю жизнь хранила старенькую...

Емельян Ярославский - Миней Губельман

Емельян Михайлович Ярославский (настоящие имя и фамилия Миней Израилевич Губельман) - российский еврей-революционер, советский партийный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников». В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской...

Литература и современные еврейские писатели, с самого начала движения Хаскала возникшее во второй половине XVIII века, понимала, что выполняет миссию: цивилизовать евреев, «улучшить» их и сделать частью современной европейской культуры. В этом и заключается напряженность между литературой как средой Просвещения и ее субъекта, которая выходит на первый план в еврейской жизни.

Эта напряженность продолжала преследовать еврейских-иудейских писателей более поздних поколений. Они были одновременно очарованы и заключены в тюрьму с помощью парадигмы Просвещения, поскольку они пытались примирить литературу как универсальную среду Просвещения с их состоянием исключительности, как евреи. Многие известные еврейские писатели столкнулись с этим вызовом, предоставив голос современному еврейскому бытию, но более того, используя литературную среду, чтобы представить парадоксы, порожденные просвещенным взглядом.

В то время как в многочисленных исследованиях были изучены и определены основные характеристики итоговой еврейской литературы, в том числе самоотверженность, трагические неудачи, меланхолия и социальный лад. Тексты современных и широко известных еврейских писателей XX-XXI века также представляют трудности в ассимиляции и адаптации к идеалам общества, глубокую иронию, прямоту речи и насыщены еврейским остроумием.

Современных еврейских писателей нельзя обобщить и поставить под один канон. Все авторы и их произведения очень широки и разнообразны. Наш список затрагивает еврейские голоса из нескольких уголков диаспоры, а также самого Израиля. Эти известные еврейские авторы, голоса которых Вы услышите из книг, имеют разные представления что значит быть евреем, по-разному осознают традицию, нередко двойственны и в то же время настолько ярки, насущны и актуальны.

5 лучших современных еврейских писателя

Меир Шалев (род. 29 июля 1948, Нахалаль, Израиль) - известный израильский писатель, эссеист. Лауреат премии главы правительства Израиля (1987), премии Бернштейна (1989), премии Бренера (2006), премии Ньюмана (2011) и многих других. Его произведения переведены на 16 языков.

Романы

2002 - Фонтанелла

Нон-фикшн

1985 - Библия сегодня

1995 - Главным образом о любви

1998 - Мой Иерусалим

Книги для детей

1982 - Мальчик Хаим и чудовище из Иерусалима

1987 - Ямочки на щеках Зохар

1988 - Папа всех заставляет краснеть

1990 - Вошь Нехама

1993 - Как неандерталец случайно придумал кебаб


Линор Горалик (род. 9 июля 1975, Днепропетровск, бывшая СССР) - писательница, поэтесса, эссеист. Лауреат молодёжной премии «Триумф» (2003), лауреат премии «Портал» (2012) за книгу «Устное народное творчество обитателей сектора М1», лауреат премии ФЕОР «Скрипач на крыше» (2013) за книгу «Путеводитель по Израилю (только и исключительно) для детей», стипендиат Фонда памяти Иосифа Бродского в номинациях «Поэзия» (2016).

1999 - Цитатник (книга стихов)

2003 - Не местные

2004 - Нет (роман, совместно с Сергеем Кузнецовым)

2004 - Говорит

2004 - Недетская еда

2004 - Книга одиночеств (совместно с Максом Фраем)

2005 - Полая женщина. Мир Барби: изнутри и снаружи

2007 - Подсекай, Петруша (книга стихов)

2007 - Недетская еда. Без сладкого

2007 - Заяц ПЦ (комикс)

2008 - Заяц ПЦ 2.0 (комикс)

2008 - Короче (сборник короткой прозы)

2008 - Агата возвращается домой (сказка)

2008 - Заяц ПЦ 3.0 (комикс)

2011 - Валерий (повесть)

2011 - Устное народное творчество обитателей сектора М1 (сборник короткой прозы и стихотворений)

2015 - Так это был гудочек (Поэзия без границ)

Этгар Керет (род. 20 августа 1967 года в Рамат-Гане, Израиль) - израильский писатель, сценарист и драматург. Пишет на иврите. Лауреат премии премьер-министра Израиля (1998).

1992 - Трубы
1994 - Моя тоска по Киссинджеру
1998 - Лагерь Кнеллера
2000 - Дни, как сегодня
2001 - Вторая возможность
2002 - Азъесьм
2009 -

Яков Шехтер (род. 1956, Одесса, бывшая СССР) - русский и израильский редактор, писатель. Занимал призовые места в интернет-конкурсах «Тенета», «Сетевой Дюк». Лауреат премии им. Ю.Нагибина Союза писателей Израиля за лучшую книгу прозы 2009 года.

1984 - Если забуду (документальная повесть)
1991 -
1998 - Шахматные проделки бисквитных зайцев (сборник повестей и рассказов)
2001 - Еврейское счастье или судьба конформиста (сборник повестей и рассказов)
2002 -
2004 - Вокруг себя был никто (роман)
2005 - Астральная жизнь черепахи (сборник повестей и рассказов)
2007 - Астроном (роман)
2008 -
2008 - Каббала и бесы (сборник повестей и рассказов)
2009 -
2011 - Второе пришествие кумранского учителя (роман)
2012 -
2013 - Треба знати, як гуляти (сборник рассказов)
2013 -

Недавний интернетный обмен эссе между Александром Гордоном и Александром Баршаем на тему, является ли еврейским поэтом Осип Мандельштам, заставляет задуматься над вопросом: кого в принципе можно считать еврейским поэтом, писателем, деятелем культуры?

Понятно, запись в паспорте и даже наличие обрезания не свидетельствуют о принадлежности к еврейской культуре. Когда Иосиф Кобзон выводил своим мощным баритоном «Здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок», он песню Яна Френкеля на стихи Инны Гофф в лоно еврейской культуры не ввёл.

Думаю, нельзя сослаться и на язык. Это только усложнит проблему. Сейчас русский язык является родным более чем 20% евреев мира. На русском читают Маймонида, переведённого с арабского, пишут книги по иудаизму, и я знаю одну, Пинхаса Полонского, о религиозном сионизме рава Кука, которую перевели с русского на иврит и ввели в Израиле в курс школ. Сегодня на русском языке говорят и читают куда больше евреев, чем на идиш. Ещё сильнее запутывает проблему то, что многие группы израильских хасидов допускают использование иврита только для Б-гослужения и изучения священных текстов. А язык Древней Иудеи, арамейский, современными евреями в повседневной жизни вообще не используется.
Становится непонятным, почему один из диалектов немецкого, идиш, на котором говорит всё меньше людей, является еврейским, а русский, на котором общаются, читают и создают религиозную и светскую литературу миллионы евреев, еврейским не является.
Можно предположить, что отражение духовной жизни современных поэту евреев делает его поэзию еврейской. Эдуард Багрицкий в стихотворении «Происхождение» ярко описал свой уход от традиции евреев, характерный для многих его соплеменников-современников:

Я не запомнил - на каком ночлеге
Пробрал меня грядущей жизни зуд.

И детство шло.
Его опресноками иссушали.
Его свечой пытались обмануть.
К нему в упор придвинули скрижали -
Врата, которые не распахнуть.
Еврейские павлины на обивке,
Еврейские скисающие сливки,
Костыль отца и матери чепец -
Все бормотало мне:
- Подлец! Подлец!..
Поэт сделал вывод:
Отверженный! Возьми свой скарб убогий,
Проклятье и презренье! Уходи!

Как большая часть евреев его поколения, как сын рабби - «последний принц в династии» хасидских цадиков из «Конармии» Бабеля, Багрицкий ушёл в революцию. Ему принадлежит самое красивое революционное стихотворение в советской поэзии:

…Не погибла молодость,
молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла…

Я никогда не понимал, что это за «содружество ворона с бойцом»: ворон на трупе бойца или его жертвы?
Восславил Багрицкий еврея, покинувшего местечко ради ответственной работы командира продотряда, в своей поэме «Дума про Опанаса»:

…По оврагам и по скатам
Коган волком рыщет,
Залезает носом в хаты,
Которые чище!
Глянет влево, глянет вправо,
Засопит сердито:
«Выгребайте из канавы
Спрятанное жито!»
Ну а кто подымет бучу -
Не шуми, братишка:
Усом в мусорную кучу,
Расстрелять - и крышка!

Не мудрено, что «словно перепела в жите, Когана поймали». На расстреле командир продотряда держался молодцом. Всё же вызывает удивление мечта поэта:

Так пускай и я погибну
У Попова лога
Той же славною кончиной,
Как Иосиф Коган!..

Значимое совпадение: в том же 1926 году такой же конец придумал себе в стихотворении «Товарищу Нетте…» Маяковский: «Встретить я хочу мой смертный час так, как встретил смерть товарищ Нетте».
То была культура смерти и поклонения ей. В главной революционной песне большевики воспевали свою судьбу: «Смело мы в бой пойдём за власть Советов и как один умрём в борьбе за это». Умрут «за это» в 1937-м. Революционный экстаз Багрицкого, приведённый выше, взят из поэмы с соответствующим названием «Смерть пионерки». Да и Маяковский, написав поэму «Хорошо!», застрелился. Багрицкому повезло: он умер своей смертью 38 лет от роду в 1934 году. Его жену в 1937-м арестовали. В Караганде она ежедневно ходила отмечаться в контору НКВД на улице Багрицкого…
Красочную поэму об уходе евреев из гетто в «новую жизнь» - «Повесть о рыжем Мотэле, господине инспекторе, раввине Исайе и комиссаре Блох» - написал Иосиф Уткин.
При царе Мотэле «думал учиться в хедере, а сделали - портным». Впрочем, «по пятницам Мотэле давнэл, а по субботам ел фиш». Пришли Кишинёвские погромы: «Всего… Два… Погрома… И Мотэле стал сирота». Но тут подоспела революция: «Мотэле выбрил пейсы, снял лапсердак». Он сделал карьеру: «Вот Мотэле - он “от” и “до” сидит в сердитом кабинете. Сидит как первый человек». Ну, понятно, «и Мотэле не уедет, и даже в Америку».
Однако воспой «товарищ Уткин», как назвал поэта в своём стихе Маяковский, Мотэле не в 1925 году, а в 1937-м, тот наверняка пожалел бы, что в Америку своевременно не смотался.
Доброе слово местечку в довоенной еврейской литературе нашлось в рассказе Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». В нём сталкиваются мир комиссарши, которой не удалось извести ребёнка и приходится рожать, и мирок еврея-рабочего Магазаника, заботливого отца большой семьи. «Товарищ Вавилова» оставляет новорожденного на евреев и идет дальше убивать врагов. Контраст между еврейской человеколюбивой моралью и новой коммунистической автору пришлось смягчить, хоть получилось - подчеркнуть, нелепым заключением: «Магазаник, глядя ей (комиссарше) вслед, произнес: “Вот такие люди были когда-то в Бунде. Это настоящие люди, Бэйла. А мы разве люди? Мы навоз”».
Как ни относились художники к миру местечка - с любовью к его человечности, как Гроссман, или отвергая, как Багрицкий и Уткин, - этот мир был обречён. Часть этого мира в начале ХХ века эмигрировала в Америку и трансформировалась в «янки», другая поднялась в Палестину воссоздавать Израиль, третья ушла в советские города. Оставшихся убил Гитлер.
Бард Александр Городницкий создал поэтичный фильм памяти мира местечек «В поисках идиш». В иных местечках, вырастивших в начале века гениев мирового масштаба, Городницкий мог найти лишь одного человека, понимающего идиш. И то нееврея. «Если умер язык, то, наверное, умер и народ, на нём говоривший?» - вопрошал бард.
Ситуация парадоксальная: стихи еврейских идишистских поэтов, убитых Сталиным 12 августа 1952 года, достояние еврейской культуры, канули в неизвестность. Евреи, читающие стихи, в массе не знают идиш, а знающие идиш хасиды не читают стихи светских поэтов. Популярны книги самого знаменитого идишистского писателя ХХ века, нобелевского лауреата Башевис-Зингера - но в переводах на английский, на русский, на иврит.
Однако народ, в начале ХХ века говоривший на идиш, и его культура не умерли. Их судьбу замечательно объяснил Мандельштам в эссе «Михоэлс», на которое ссылается Гордон: «Пластическая основа и сила еврейства в том, что оно выработало и перенесло через столетия ощущение формы и движения, обладающее всеми чертами моды - непреходящей, тысячелетней… Я говорю о внутренней пластике гетто, об огромной художественной силе, которая переживает его разрушение и окончательно расцветёт только тогда, когда гетто будет разрушено».

Я не согласен с тем, как понимает эту мысль Гордон: что «обособление народа прекратится, и он растворится в окружающей культуре». Евреи прошли через многие культуры, принимали и забывали разные языки и сейчас в Израиле вернулись к тому, на котором больше 33 столетий назад общались в пустыне со Всевышним. На всех этих языках евреи писали стихи. Благодаря «пластической основе и силе еврейства», позволившей «перенести через столетия ощущение формы и движения», о которой писал Мандельштам, евреи развивали в новом для них мире свою культуру, обогащавшую также местную для них в тот момент, и мировую культуру. Так, великая американская литература ХХ века - это в большой степени еврейская литература на английском. И книги Беллоу, Маламуда, Доктороу и других иллюстрируют мысль Мандельштама, что «еврею никогда и нигде не перестать быть ломким фарфором, не сбросить с себя тончайшего и одухотворённого лапсердака».
Поэтому мне представляется несправедливым утверждение Гордона: «Осип Мандельштам - большой русский поэт… Мандельштаму был не нужен еврейский народ. Еврейскому народу как таковому не нужен русский поэт Осип Мандельштам, искусственно присоединённый к нему в качестве национального поэта, творчество которого не внесло вклад в культуру еврейского народа». Национальным к народу поэта «искусственно» не присоединишь. Для этого он должен выражать квинтэссенцию народа или хотя бы части его. И Мандельштам её выражает.
Мне представляется, что Мандельштам - никакой не русский поэт. В нём я не вижу никакой русскости - ни в темах, ни в мировосприятии. И христианским его можно сделать, только насильно присоединив к нему, как делает Гордон, Пастернака - действительно русского и христианского поэта. Морально готовясь к подвигу публикации «Доктора Живаго», Пастернак в стихе «Гамлет» просто заговорил словами Иисуса из Евангелия: «Если только можно, Aвва Oтче, // Чашу эту мимо пронеси». Так ведь Борис Леонидович не лукавил, когда в знаменитом телефонном разговоре со Сталиным относительно арестованного Мандельштама в версии этого разговора, пересказанной поэтом сэру Исайе Берлину, он сказал, «что как поэты они совершенно различны, что он ценит поэзию Мандельштама. Но не чувствует внутренней близости с ней».
И действительно, Пастернак был патриотом России и Советского Союза, посвятил революции поэмы «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт». Сэр Берлин рассуждал: «Пастернак был русским патриотом - осознание своей собственной исторической связи со своей страной было у него очень глубоким… Это страстное, почти навязчивое желание считаться настоящим русским писателем, с глубокими корнями в русской почве, особенно было заметно в отрицательных чувствах к собственному еврейскому происхождению». В отношении Пастернака к Сталину было замешано и восхищение.

В героическом же стихе Мандельштама гениально выражено чувство его величайшего омерзения относительно тирана:

Его толстые пальцы,
как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

Это стихотворение, кроме еврейской мятежности и авантюризма - Мандельштам не был самоубийцей, но рисковал, что среди людей, которым он прочёл стихотворение, не найдётся доносчика, - также знак космополитизма поэта. Большевики на процессах 1937 года соглашались с поклёпами на себя, поскольку считали, что своей покорностью они служат интересам СССР. Эти интересы, как Бухарин объяснял, предвидя свой арест, незадолго до него Борису Суварину, символизирует фигура Сталина. Для Мандельштама же и эти интересы, и Сталин, и страна, которую он символизировал, были омерзительны.

А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
А я как дурак на гребенке
Обязан кому-то играть.
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни бойчей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.

И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвется в халтурные стены
Московского злого жилья.

Здесь важен и ключ Иппокрены (так, с двумя «п», писал Пушкин). Мир для Мандельштама - не Россия (особенно советская). Упоителен его гимн космополитизму:

Я пью за военные астры, за всё,
чем корили меня,
За барскую шубу, за астму,
за желчь петербургского дня.
За музыку сосен савойских,
полей елисейских бензин,
За розы в кабине ролс-ройса,
за масло парижских картин.
Я пью за бискайские волны,
за сливок альпийских кувшин,
За рыжую спесь англичанок
и дальних колоний хинин…
Про то же в другом стихотворении:
Я молю, как жалости и милости,
Франция, твоей земли
и жимолости,
Правды горлинок твоих
и кривды карликовых
Виноградарей в их разгородках
марлевых.

Я не слыхал рассказов Оссиана,
Не пробовал старинного вина;
Зачем же мне мерещится поляна,
Шотландии кровавая луна?

В том же ряду и «К немецкой речи», и его Италия, и особенно Древняя Греция.
Сталин был прав: евреи в большинстве - нация космополитов. По крайней мере, были такими до воссоздания Израиля. Пересеките земной шар от Манитобы до Австралии и от Биробиджана до Чили, и вы везде встретите еврейские общины. А если их где-то нет, то это потому, что нас оттуда изгнали.
А что же с еврейской культурой? Благодаря «пластической основе и силе еврейства», о которых писал Мандельштам, мы обновляем свою культуру на новом месте.

О чем хочется бесконечно говорить с главным редактором журнала “Лехаим” и издательства “Книжники”? Конечно, о литературе!

Как сделать еврейскую культуру и литературу привлекательной для неевреев?

Мне кажется, что вопрос несколько запоздал. Еврейская культура в целом и литература в частности невероятно популярна сегодня и является частью европейской и мировой культуры. Тут как раз главный вопрос в том, что назвать еврейской культурой.

Если мы считаем таковой кухню, к примеру, то не стоит ждать, что люди XXI века будут есть фаршированную шейку, которая является продуктом очень бедной кухни. Если мы говорим о еврейской музыке, то стоит вспомнить огромный скачок популярности клезмерской музыки в разных странах, от Японии и до Финляндии. При этом в большинстве стран, где клезмер сегодня популярен, практически нет евреев. Когда мы говорим об американской литературе, мы вспоминаем Филипа Рота, который практически во всех своих произведениях говорит о еврейских темах. Именно поэтому он является представителем не только американской или мировой, а и еврейской культуры.

Если же мы говорим о традиционной еврейской литературе, то я как издатель могу сказать, что для нас совершенно неожиданным был невиданный интерес к нашим книгам. Не только к популярной литературе, а и к сакральным, классическим книгам, которые не соответствуют new-age. Тем не менее, основными покупателями наших книг являются не-евреи.

Поэтому вопрос не в том, можно ли это сделать, а в том, как этот интерес сохранить и не испортить впечатление. Нужно делать качественно, пользоваться наработками, существующими в мировой культуре. Если речь идет о музыке, то эта музыка должна быть хорошо написана и записана. Если о выставках, то эти музеи должны существовать по принципам современной музеологии. Нужно вписывать интересную еврейскую культуру в мировой контекст.


Еврейский музей в Москве приобрел свою популярность благодаря современности?

Несомненно. Нашей главной задачей было упаковать интересные и важные для нас вещи в формы, которые соответствуют последнему слову музеологии. Вы не можете делать современный информационный музей (а именно таким наш музей и задумывался), взяв за основу технологии XIX века. На наш взгляд, большинство еврейских музеев в мире в этом смысле отстали.

Еврейские музеи, которые не отстают в этом плане, это одни из лучших музейных институций в мире. Не в еврейском мире, а вообще. Я говорю о музее «Polin» в Варшаве, еврейском музее в Берлине и музее Холокоста Вашингтоне, Яд ва-Шеме. Наш музей является самым технологичным в Восточной Европе, если не считать наших главных друзей и конкурентов, «Polin». Для нас важны не только формы подачи информации и знания, которые мы хотим передать. Мы думаем о технологиях, о доступности и понятности для современного человека.

По каким критериям мы как евреи должны выбирать те части культуры, которые хотим показать миру? Или достаточно, чтобы это просто не было шароварщиной?

Китч как таковой является общей проблемой. Это касается и кинематографа, и литературы, и изобразительного искусства. Мир любит использовать невероятно упрощенный язык при разговоре на многие темы. Грубо говоря, Россия - матрешка, а евреи - «Хава Нагила». К сожалению, этот китч, который является следствием повышенного интереса к еврейской культуре, максимально используется. Это касается и так называемого еврейского юмора, и еврейской музыки, и темы Холокоста. Не важно, о какой теме мы говорим, китч будет присутствовать. Он является следствием интереса.

О китчевых темах можно говорить на самом высоком уровне, но и самые серьезные темы очень просто сделать популярным материалом. Я бы не стал ничего выбирать, речь идет скорее о способах и глубине дискурса.

Замечательный переводчик и писатель Асар Эппель называл людей, которые занимаются тем, о чем вы говорите, «хаванагильщиками еврейской культуры». Эта песня - прекрасный символ этого всего, но мы-то не сомневаемся, что о ней можно говорить серьезно. Нужно пытаться забрать у китча наиболее популярные темы и подавать их на более высоком уровне. Но нужно быть готовым к тому, что нечто, ставшее популярным, на каком-то этапе станет предметом китча. Это совершенно нормально, так существует культура и с этим нет смысла бороться.

Журналу «Лехаим» в этом году исполняется 25 лет, «Книжникам» - 8. Они популяризировали еврейскую литературу в русскоязычной среде. Повлияет ли эта популяризация на появление молодых русскоязычных еврейских писателей?

Это достаточно больная тема. Литература - это отражение жизни. Почему в Америке есть огромное количество еврейской литературы? Потому что американская еврейская жизнь - это не «американская запятая еврейская жизнь», а «американская еврейская жизнь», даже сорок лет назад. Поэтому есть Филип Рот, Сол Беллоу, Бернард Маламуд, которые выросли в еврейской тематике, хотят они того или нет. Рот посвятил большую часть своей жизни попыткам доказать то, что он не является еврейским писателем. На мой взгляд, у него ничего не получилось. Соответственно, для появления серьезной русскоязычной еврейской литературы должен появиться серьезный пласт людей, для которых русская еврейская жизнь существует не через запятую.

Есть очень хорошая новая волна молодых еврейских писателей - это ребята-эмигранты, которых увезли из разных городов бывшего Советского Союза. Они выросли в Канаде или Америке и описывают опыт русско-еврейско-американского молодого человека. Достаточно вспомнить такие имена, как Дэвид Безмозгис, Гарри Штейнгарт и так далее. Эта тема эксплуатируется молодыми американскими писателями, такими как Фоер, к примеру.


Что касается нас, наших осин, мне кажется, что физической массы людей, которые живут такой жизнью, еще нет. Есть ростки русско-еврейской литературы, есть Яков Шехтер и его брат Давид, еще тридцать лет назад написавший книгу о подпольной еврейской жизни Одессы в семидесятых годах. Есть молодые ребята, которые пишут похожие рассказы. Я бы выделил замечательную писательницу, киевлянку Инну Лесовую. Тот факт, что она мало известна широкой аудитории, многое говорит о широком читателе. Нельзя сказать, что этой литературы нет -ее просто очень мало, в Америке гораздо больше. Но больше именно потому, что литература - отражение жизни.

Писатели появляются там, где еврейство не является выбором, а продиктовано жизнью вокруг. Человек, который выбирает еврейство, часто отказывается от прошлой жизни. Литературные люди, пришедшие к иудаизму, как правило, перестают заниматься литературным трудом.

В Америке и Израиле появляются писатели, выросшие в ортодоксальных семьях. Им есть о чем писать, их произведения выходят из жил. Этим авторам остается только получить инструмент и описать то, чем они жили. Это похоже на процесс русско-еврейской литературы конца XIX-начала XX века, когда большие писатели выходили из очень еврейской среды. Нужен еврейский мир, которого не существует в данный момент.

Насколько появление этого мира реально в наших широтах?

Я не большой оптимист. Это до сих пор очень вымываемая часть общества, люди уезжают и начинают жить на других языках. Кроме того, я не вижу органичности. Есть какой-то слой, появилось большое количество людей, изучающих иудаику и живущих ею. Это люди довольно широкого круга, среди них есть потенциальные писатели. Трудно сказать, получится ли из них что-то. Но, повторюсь, этих людей недостаточно для критической массы, необходимой для гарантированного появления писателей.

Сотни тысяч людей выросли в еврейских кварталах Нью-Йорка или Бостона. Из этих сотен тысяч мы получили десяток важных имен. Вероятность появления крупных имен из органической еврейской среды людей, оставшихся жить в странах бывшего Союза, мне кажется невысокой.

Это непростой вопрос. Выдающийся переводчик и исследователь Шимон Маркиш посвятил этому вопросу целую книгу. Во многом именно он определил наше отношение к этому. В нашем издательстве есть большая серия «Проза еврейской жизни», в рамках которой вышло уже более 150 томов. Это самая большая русскоязычная серия, и не только среди еврейских книг. Наш принцип очень прост - книга должна быть прозой еврейской жизни, в ней должна описываться жизнь евреев.

Насколько эта еврейская жизнь является еврейской? Мне кажется, является. Еврей в диаспоре всегда не только гражданин своей страны, а еще и еврей. Это можно назвать «самостоянием». Именно это «самостояние» автоматически дает ту болевую точку, о которой вы говорите. Он не задумывается об этом, он пишет так.

Недавно я читал в журнале «Time» интервью актрисы Рейчел Вайс. Она сыграла в фильме «Отрицание», рассказывающем о процессе Деборы Липштадт против ревизиониста Холокоста. В интервью Рейчел замечает, что Дебора говорит на специальном бостонском еврейском языке. У нее спрашивают о том, что такое этот еврейский язык, на что она отвечает, что это талмудический акцент, знак вопроса в конце каждой фразы.

Дебора Липштадт может быть американским интеллектуалом, может царить над умами, может быть великолепным знатоком американского дискурса, но этот знак вопроса в конце у нее все равно будет. Это часть ее ментальности. Каким образом эта ментальность стала ее ментальностью? Сомневаюсь, что дело в генетике, это пахнет расизмом. А вот приобретение этой особенности от окружения кажется мне более вероятным. От друзей, от родственников, от родителей. Американский еврейский либеральный дискурс всегда очень еврейский по своей сути, если в него вчитаться. На месте Деборы может быть Синтия Озик, кто угодно, но знак вопроса будет. Не знаю, есть ли он у молодых американцев. Мне кажется, что он будет вымываться.


Насколько «Доктор Живаго» - еврейский роман? Настолько, насколько Пастернак еврей. Мне кажется, что пастернаковские метания и довольно антисемитские пассажи в этом романе по своей сути довольно еврейские. Они и есть той самой «болевой точкой». Если бы эту книгу написал не-еврей, то я бы сказал, что она антиеврейская. Нормальный человек, не рефлексирующий на эту тему, не будет останавливаться на том, что Гордон - еврей, ему это не важно. Ахматова рассказывала, что в ее среде не знали, кто является евреем, не было принято об этом спрашивать. Подозреваю, что евреи в ее среде прекрасно знали, кто из них евреи.

Гипотетически, есть еврейские писатели, которые пишут не-еврейские книги, как и наоборот. В серии «Проза еврейской жизни» вышел роман Элизы Ожешко, замечательной польской писательницы. Но правила, а не исключения, они такие.

КОММЕНТАРИИ

Существуют ли гениальные поэты среди евреев? Ни одного. Среди евреев в поэтах числятся всего четыре личности: Пастернак, Гейне, Мандельштам и Бродский. Поэтов такого уровня в каждом захудалом русском городишке по десятку. Называть этих заурядных поэтов великими могут только евреи и их холуи, стремящиеся, за неимением лучшего, восхвалять любую еврейскую посредственность. Самым интересным был Пастернак. Но опять-таки, чем интересен? Своими поэтическими переводами. Переводы неплохие. Пастернак переводил с английского, немецкого и французского языков лучших западноевропейских поэтов и пытался заимствовать у них поэтические образы и выдавать их за свои. Аналогичными переводами и заимствованиями занимался и Бродский. Украсть чужое и выдать за своё - типичный метод еврейской гениальности. Но, несмотря на все заимствования, и поэзия Пастернака, и поэзия Бродского оставляют жалкое впечатление. Нет у евреев искры Божьей. Неудивительно, что еврейский комитет по Нобелевским премиям присвоил «Шнобелевские» премии и Пастернаку и Бродскому.

Конечно, ничего подобного таким русским гениям, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. А. Есенин, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, у евреев не было, нет и никогда не будет.

В своё время на известного советского поэта С. Я. Маршака, который почти один к одному копировал стиль английского поэта Роберта Бернса, придумали такую эпиграмму:

При всём притом, при всём притом,
При всём притом, при этом.
Маршак остался Маршаком,
А Роберт Бернс поэтом.

Эта эпиграмма очень характерна для всего еврейского искусства.

В своё время советское и мировое еврейство раскручивало такого советского артиста, как Смоктуновский. Его преподносили как самого великого советского артиста, артиста международного уровня. Любому любителю искусства ясно, что Смоктуновский посредственный артист, к тому же психически не совсем здоровый. У людей высокого вкуса его творчество ничего, кроме отвращения, вызывать не могло.

Посмотрите на русских выдающихся актёров этого времени: Жаров, Крючков, Пуговкин, Андреев, Тихонов, Рыбников, Белов, Баталов, Папанов, Ульянов, Самойлов, Матвеев, Леонид Быков, Евстигнеев, Грибов, Леонов, Соломины, Табаков, Лановой, Никулин, Шукшин, Филиппов, Жженов, Невинный, Пороховщиков, Филатов и множество других. Огромная армия удивительно талантливых и самобытных русских самородков. Но те, у кого есть деньги и средства массовой информации, навязывают обществу свои критерии и свои оценки: оказывается, самым гениальным актёром является Смоктуновский.

Сохранено

Существуют ли гениальные поэты среди евреев? Ни одного. Среди евреев в поэтах числятся всего четыре личности: Пастернак, Гейне, Мандельштам и Бродский. Поэтов такого уровня в каждом захудалом русском городишке по десятку. Называть этих...

"/>
Статьи по теме: