Кирилл ii туровский. Писатель и проповедник Кирилл Туровский: биография, литературная деятельность

11 мая (28 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Пятница 5-й седмицы по Пасхе (пятой недели после Светлого Христова Воскресения). День постный . На трапезе благословляется рыба . Сегодня совершается память множества христианских святых, лишь около 20 из которых известны нам по именам. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Кирилл, епископ Туровский . Один из самых почитаемых русских святых, совершавших свое служение в землях Белой Руси. Архипастырь Церкви Христовой, очень многое сделавший для утверждения Святого Православия в землях, прилегающих к городу Турову (ныне - небольшой городок в Гомельской области Белоруссии). Туровская епархия в XI - XII столетиях была одним из самых значимых русских духовно-культурных центров того времени (именно здесь появилась одна из первых русских богослужебных книг - Туровское Евангелие).

Сам будущий святитель родился в Турове в богатой и знатной семье в 30-х годах XII века , однако с юных лет стремился уйти из мира и посвятить себя служению Христу и Его Церкви. Получив прекрасное образование (причем как у русских, так и у греков), он отказался от родительского наследства и принял монашеский постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. В эти годы отец Кирилл проявил себя не только как ученый монах, но и подлинный аскет, пример послушания и нестяжания. Именно к этому периоду относится книга будущего святителя "Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового", в которой отец Кирилл подробно разобрал то, какой должна быть настоящая монашеская жизнь по Священному Писанию. Вот как описывает Житие святителя годы его архипастырского служения:

Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году от Рождества Христова святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле. По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений".

Святитель Кирилл Туровский. Фото:www.icon-art.ru

Святитель отошел ко Господу около 1183 года от Рождества Христова. К сожалению, большинство из трудов епископа Кирилла не сохранилось, однако сохранилась память о том, что именно он первым получил имя "Русского Златоуста". При этом святитель всегда осознавал, что это - не его заслуга, но дар Божий:

Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах... Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь, но вас, приходящих, хвалю и благословляю".

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр, мученики Керкира дева и иные, с ними пострадавшие: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий, Маммий, Мурин, Зинон, Евсевий, Неон и Виталий . Раннехристианские святые страдальцы I (апостольского) века - ученики первоверховного апостола Петра Иасон и Сосипатр и их духовные чада, принявшие мученические венцы от язычников за проповедь Слова Божия и верность Христу и Его Церкви.

Мученики Дада, Максим и Квинтилиан . Святые, пострадавшие в период трагически известных диоклетиановских антихристианских гонений в 286 году от Рождества Христова.

Мученица Анна Шашкина . Православная мирянка, пострадавшая за верность Христу в период советских богоборческих гонений в 1939 году . Прославлена в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!" Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Христос Воскресе!

Святой родился и вырос в Турове, в богатой семье. Точные даты его рождения и смерти не известны, предположительно время его жизни заключается между 1110–1190 годами. Еще в молодости Кирилл ушел в монастырь, отказавшись от обеспеченной жизни в миру и родительского наследства. Он принял монашеский постриг и священный сан и через некоторое время стал настоятелем одного из туровских монастырей, где попытался ввести более строгий Студийский устав монашеской жизни.

Вполне возможно, что эти попытки игумена вызвали недовольство братии, и в 1147 году Кирилл оставил настоятельство и ушел в затвор. Существует также предположение, что на уход Кирилла с настоятельства могли повлиять и церковно-политические события истории Древней Руси. В затворе, т.е. в полной изоляции от мира, святитель принял подвиг столпничества. Именно здесь он написал значительную часть своих произведений, поскольку никакие заботы не отвлекали его от любимого им богословского творчества.

В 1159 г. он по настоянию князя и народа был вынужден покинуть затвор, чтобы стать епископом Турова. Именно на поприще архиерейского служения стал широко известен «русский Златоуст». Его проповеди, слова, послания распространялись не только в Туровском княжестве, но и повсюду в Древней Руси. Его эрудиция и образованность были очень ярким явлением на небосклоне древнерусской мысли. В житии святителя сохранилось упоминание о посланиях, адресованных им святому князю Андрею Боголюбскому, который ранее занимал и туровский княжеский престол. Ни одно из них не сохранилось, но мы можем предположить, что тематика этих писем касалась непростых церковных и политических событий, происходивших вокруг Владимирского княжества в то время. Около 1177 года святитель Кирилл оставил кафедру и удалился в один из монастырей, где, очевидно, принял великую схиму и продолжал литературное творчество. Точное время смерти святителя Кирилла не известно. Очевидно, он скончался в 90-х годах XII века.

Святитель Кирилл, вероятно, единственный древнерусский автор, который оставил такой значительный объем литературных произведений. Целый ряд церковных исследователей, а также нецерковных специалистов новейшего времени – лингвистов, философов, культурологов, филологов – в разное время обращались к литературному творчеству туровского Златоуста, признавая его большую начитанность, огромную богословскую и церковно-историческую эрудицию. Но для того, чтобы полностью понять этого автора, необходимо спокойно признать всего лишь один непреложный факт. Святитель Кирилл – автор, в первую очередь, церковный, поэтому понять его произведения, его мировоззрение можно только обладая церковной культурой. Церковный исследователь, обратившись к произведениям святителя, достаточно быстро может определить стилистическое и лексическое тождество трудов святителя Кирилла с текстами Священного Писания, богослужебными текстами и внебогослужебными молитвословиями Православной Церкви, творениями отцов Церкви. Все это церковное наследие, которым жил святитель, осталось неизменным и сейчас. Вместе со Священным Писанием церковное богослужение и творения отцов Церкви составляют Предание Церкви. Общая укорененность в церковном Предании и богослужебной культуре автора и читателей является ключом к пониманию произведений автора, стихией, объединяющей первого и последних.

Среди произведений великого Туровлянина поучения монахам, толкования на Священное Писание (не сохранились), послания святому князю Андрею Боголюбскому (не сохранились), проповеди на Господские праздники и другие дни церковного года, молитвы к Господу и святым суточного и дневного круга, Покаянный канон Господу, поучения на различные темы.

Имя святителя Кирилла все чаще стало звучать на телевидении и радио, в печатных изданиях, книгах, в аудиториях университетов, на представительских научных форумах. Но самое большое внимание, которое мы можем уделить личности святителя Кирилла, – это подражание его жизни, его любви к Богу, его неравнодушию к происходящим вокруг него событиям, его вдохновению и желанию трудиться во славу Божию. Личность святителя – дивный пример сочетания самоотверженного духовного подвига и благоговейной любви к знанию и науке. Вот на что мы, как кажется, должны обратить внимание в первую очередь. Святитель Кирилл являет собой образ целостного христианина, идущего средним, царским, путем. Своей обширной ученостью он отрицает крайность невежества, а своим напряженным подвигом веры обличает духовную близорукость расслабленного грехом ума.

Восемь веков отделяют нас от времени жизни святителя Кирилла, но время и расстояние истончаются, когда вновь и вновь встречаемся с ним в богослужении, в Литургии, объединяемся во Христе, признаем святого Кирилла своим духовным вождем.

Текст приводится по материалам

Официального сайта Синодального паломнического отдела Белорусской Православной Церкви:

http://piligrim.by/content/view/251/503/

Святители всегда занимали особое место в бытии Православной Церкви. Многие из них ставали епископами и проповедовали слово Божье до самой смерти. Одним из таких епископов был святитель Кирилл, который появился на свет в тридцатых годах 12 века.

Знаменательное событие случилось в городке с названием Туров, находящимся на берегу широкой реки Припять. Младенцу повезло – его родители были благочестивыми, добрыми, верующими и богатыми людьми, а потому Кириллу с самого детства прививали эстетические качества и любовь к православной религии. Уже в четыре года он самостоятельно прочитывал множество Священных книг и достигал глубокого осознания их скрытого смысла. Стоит отметить, что святитель ходил в две школы – русскую и грецкую.

В 25 лет Кирилл потерял своих родителей. Осиротев, он целиком отказался от наследства и постригся в монахи у священнослужителя Туровского Борисо-Глебского монастыря. После пострига он чинно следовал христианским догматам, в которые входило: следование абсолютно всем церковным постам, соблюдение Божьих заповедей, углублённое изучение Священных книг и так далее. Через некоторое время он сумел образовать вокруг себя небольшое сообщество, состоящее из иноков. Он учил их религии и много рассказывал о Боге. Также он рекомендовал всем инокам слушаться игумена, ведь Иисус сказал, что только так можно обрести Спасение. В один день к нему во сне пришел архангел Гавриил, который сказал, что Кириллу нужно на некоторое время отречься от всего мира и пойти в одинокое путешествие, взяв с собой лишь Евангелие. Мужчина так и сделал, отправившись в дальнюю дорогу лишь с двумя кусочками просфоры, водой и Святой Книгой. За это время он сумел составить молитвословия на годичный Божий круг, а это значит, что по прибытию он мог вести все торжественные богослужения без предварительной подготовки. Также он придумал множество поучений, которые изложил в одной огромной книге. Со временем их поместили на один ряд с величайшими религиозными произведениями древности.

Что касается его творчества, то многие из его произведений стали основой современной религии. Полное собрание его сочинений издал в 1880 году епископ из городка Туров – Евгений. Данное событие произвело фурор среди прихожан Туровской церкви, которые начали массово читать эту литературу, а также изучать её, в целях духовного просвещения. Не прошло и несколько месяцев, как о литературе узнали жители всей России, так же желавшие получить книгу в свой дом. После смерти епископа Евгения, сборник был дополнен и переиздан. Также у него появилось название: «Слова на Великое Просвещение Бога всей планеты – Иисуса Христа». В дополнение к основному сборнику было составлено и молитвословие, носившее название: «Величайшие каноны о Таинстве Покаяния Иисусу Христу. Информация по главам азбуки».

Жизнь святого Кирилла Туровского обрела настоящий смысл после длительных скитаний. Во время путешествия он понял, что пришел в этот мир для того, чтобы объяснять людям скрытый смысл того или иного сочинения в Священном Писании. До самой смерти он неустанно трудился, а потому сумел объяснить многие непонятные моменты в Библии. Этим мужчина завоевал благосклонность христиан и вечную память. Епископ Туровский скончался на утро 28 апреля (11 мая), в 1183 году. Смерть его была спокойная и мирная, а потому погребение его было наполнено особой торжественностью и скорбью. Стоит отметить, что современные христиане часто называют его русским Златоустом, ведь писания епископа дали яркий луч знаний и понимания Православной Церкви.

Кирилл Туровский, святитель. Обретение Святых Мощей

В древнем городе Турове сохранилось предание о скрытых в земле святых мощах Святителя Кирилла, паче всех воссиявших на Руси. Место их предполагаемого нахождения - на городском Борисоглебском кладбище. Верование православных христиан, что мощи святого Кирилла почивают в Турове, находит подтверждение в следующем обстоятельстве: в 1818 г. жил в Турове, при Петропавловской церкви, благочестивый протоиерей Григорий Л.,чтобы отдохнуть, и усевшись, вздремнул. В сонном видении явился ему святитель Кирилл и запретил хоронить умершую женщину в гой могиле, которую вырыли случайно возле гроба святителя: "Ей не подобает лежать возле меня", так говорил святитель, явившись отцу Григорию. Григорий свято исполнил завещание святителя и предоставил кладбище, чтобы открыть мощи святителя. Но святой Кирилл вторично явился отцу Григорию и запретил это делать.

В 30-х годах ранней зимой в промерзлую погоду копали могилу для покойника. Очень тяжело земля выбиралась и, достигши нужной глубины, расчистили дно могилы. Когда всё было готово, то копатели обнаружили глухой звук; ударивши сильно 2-3 раза, обнаружили крепкую поверхность - крышку и, считая, что нашли клад, ударили сильней по поверхности. Крышка каменная была отодвинута, и копатель ударил с силой по деревянной поверхности заступом, пробил её и повредил нечто внутри. Оказалось, что повреждён был край кожаного сапога похороненного человека, находящегося внутри. Он лежал с посохом, в золотой шапке и священных одеждах. Двое копателей чтобы не замёрзнуть "согрелись" и пошли домой, оставив до утра решение вопроса о находке, похоронах утром и кто же был этот, кого они нашли. Ночью одному из копателей явился святитель с посохом и спросил: - Что ты беспокоишь меня? - А кто ты? – ответил спросонья приходя в себя селянин. - Разве ты не узнаёшь это!? - вопросил явившийся, указывая на своей ноге рассечённый заступом сапог красного цвета, - Я Кирилла Туровский, хранитель места сего, что ты беспокоишь меня?!

Услыхав грозное вопрошение с мира иного и получив ответ о захороненном человеке, найденном при раскопках и грозном ответе, который должны были дать копатели перед явившимся, они в спешке бегут в каталажку. Здесь, в Турове, в каталажке ГПУ находился протоиерей Петр Король, арестованный 17 января 1930 года, который старался с помощью народа защитить Туровскую церковь от поругания. - Мы нашли мощи святителя Кирилла Туровского! Что нам делать с ними? - спросили они у своего Туровского пастыря. - Спрячьте их, чтобы никто не нашёл. Неизвестно что с нами завтра будет, а вы открыли ещё святые мощи для поругания, -таков был ответ пастыря вопрошающим. "Они ушли и больше не видели их". В эту же ночь был голос свыше для пастыря-арестанта: "Лучше бы тебе не родиться, что ты так поступил с мощами!" Священник из заключения посылает за копателями и как гласит предание: "Они искали их и не нашли их!" Кто искал и кого? Конечно, люди из ГПУ искали гробокопателей, которые пошли выполнять наказ своего священника и перезахоронили святые Мощи.

На следующий день пришли люди к открытому месту, где почивал святыми останками святитель Кирилл и служили молебен к Божьему угоднику Туровской земли на краю вырытой могилы. Это был священник из ближнего посёлка и его верные люди. И в этот же день "расстреляли их", конечно, люди из ГПУ, искавшие святые мощи, так повествует местное предание!

Протоиерей Петр Король вскоре после этого был перевезён в Минск, и приговором от 12 марта 1930 года был расстрелян.
На дне вырытой могилы, где лежала найденная самая большая часть каменной плиты от каменного саркофага святителя, находились кости и черепа; один простреленный в висок двумя пулями навылет, другие тела - беспорядочно сброшенные на дно могилы, среди каменной крошки от стен раздробленной гробницы и все это было засыпано землёй.

В это время в 30-е годы на месте, где почивали мощи святителя Кирилла Туровского с южной стороны часовни было проведено уничтожение и самой часовни святого , которое место чтили люди Полесья.

В могилу, присыпанную землёй бросали всё, что горит, посыпали серой и селитрой, рубили оставшиеся стены от часовни. Всё это полыхало зловещим адским огнём. От температуры горящей огненной массы плавился песок, превращаясь в запекшееся стекло, и этой коркой закрыто всё пространство сожженной часовни. Такое действие, свершенное на Борисоглебском кладбище древнего Турова, где была уничтожена часовня святителя Кирилла - щедро все посыпано известью, чтобы скрыть следы беззакония.

Среди местного предания есть повествование о том, что мощи святителя Кирилла ещё открывались в 50-х годах прошлого века, но и это время не очень было благоприятно для прославления святыни, ведь продолжали ещё закрываться храмы.

Среди изысканий, проводимых на святом месте, изумляет то, что не было найдено ни одного крестика на усопших. Говорит это о том, что хоронили здесь уже более активистов и безбожников, и святой погост продолжал попираться богоборческим духом. Из-за наступающих холодов, изыскания пришлось на Борисоглебском кладбище прекратить.

Есть ещё повод для поиска. В предполагаемом месте часовни святителя Кирилла, один, погребённый мужчина на месте проводимых изысканий, часто являлся во сне своей жене, ещё живой, и говорил: - "это не моё место", - "я здесь не должен лежать,.., перенеси меня отсюда..." и тому подобное.

Вот немногое и более краткое повествование в деле поиска святых мощей Кирилла Туровского.

Надо отметить, что пока на Туровщине люди не начнут каяться в грехах своих, очищать совесть для единения с Богом, пока не осознаем, что без этой святыни нам не прожить, а для жизни святой нужно подготовить храм, потом воздвигнутый и слезами омытый. Святыню принять с благоговейною тишиною в душе и по жизни, чтобы не затмить полученную нами благодать шумом, заботой и попечениями века сего в надменном возношении над ближними. Когда будем искать святыню, то должно пребывать в молитве на земле Туровской во "Православии, благочестии и единомыслии" (из тропаря Святителю Кириллу Туровскому, гл. 4) .

11 мая Православная церковь чтит память святителя Кирилла Туровского. Его называли Русским Златоустом, но он сам не видел собственной заслуги в умении сочетать слова - и говорил о себе лишь как о проводнике «слов Божиих».

Столпник

«Сей блаженный Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания», - так сообщает житие о начале подвижнического пути Русского Златоуста.

Он обучался богословию дома от приглашенных греков и, достигнув зрелости, решил посвятить себя Богу. Его постригли в монахи приблизительно в 1161 году в Туровском монастыре (ныне - Гомельская область). Житие говорит: обычных монашеских трудов ему вскоре стало мало, и он затворился на столпе - отказавшись от людского общения, проводил свои дни на каменной башне с выстроенной наверху шаткой хижиной. Традиция столпничества пришла на Русь с Востока: Кирилл, как считают историки, стал первым русским столпником.

Епископ

Уже в затворе Кирилл стал писать первые слова-проповеди. Усилиями переписчиков они распространялись в Турове и его окрестностях, чем снискали автору большую славу. Житие говорит, что туровчане просили князя поставить затворника Кирилла им во епископы - пораженные мудростью написанных им слов. Князь испросил на то разрешения Киевского митрополита и получил положительный ответ. Так затвор в жизни подвижника сменился попечением о пастве целого города и окрестностей.

В годы епископства Кирилла случилась и первая попытка северной Руси отделиться от церковного влияния южной, пишет историк Петр Знаменский. При великом князе Андрее Боголюбском северо-восточная Русь усилилась и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был сильнее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только епископ. Стремясь иметь и церковную власть себе по статусу, князь Андрей отправил посла в Константинополь с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита - у него имелся уже и кандидат, некий монах Феодор. Византия отказала в просьбе русскому князю и посвятила Феодора только во епископа. Феодор, удрученный отказом, впал в настоящее безумие: он самовольно провозгласил себя митрополитом и попытался освободиться от подчинения Киеву. Тех же, кто увещевал его покаяться, он взялся «обирать, казнить и мучить».

В 1169 году Собор епископов осудил Феодора - одним из тех, кто выступил против его преступной деятельности, был святитель Кирилл, епископ Туровский. Феодора выдали Киевскому митрополиту, где его «обвинили его всеми винами и велели отвезти на Песий остров, где урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи», - сообщают летописные источники.

Златоуст

На исходе жизни святитель Кирилл вернулся к уединенной жизни, с которой начал свое монашество. Он оставил Туровскую кафедру и посвятил себя написанию духовных сочинений - проповедей, притч, толкований на Евангелие и молитв.

На Руси сочинения Кирилла пользовались огромной популярностью: уже при его жизни их включали в рукописные сборники вместе с творениями святых отцов. Обученный в детстве учителями-греками, святитель усвоил от них и греческую традицию литературного мастерства. Он свободно обращался ко многим источникам - от Ветхого Завета до малоизвестных тогда на Руси работ египетских подвижников. Оттуда он черпал свои сюжеты, облекал их в причудливую аллегорическую форму, но в тоже время мысль его была ясна и понятна, отмечают исследователи его творчества. За умение слагать слова Кирилла прозвали Русским Златоустом. Спустя много веков, его даже прочили в авторы «Слова о полку Игореве», впрочем, эту версию современная наука считает несостоятельной.

Подобно святым отцам русский Златоуст наставлял: прежде всего, нужно искать ответов в священном Писании. «Это и душу делает целомудренной, и к смирению направляет ум… и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит. Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь… Давайте не просто проговорим, языком написанное произнося, но, с рассужденьем вчитавшись, постараемся делом исполнить это». Эти слова, сказанные девять веков назад, нередко звучат в пастырских проповедях и сегодня.

Святитель закончил земную жизнь в 1183 году, завещав похоронить себя в родном Туровском монастыре. Русский Златоуст, он до последнего дня отрицал наличие у себя особого проповеднического дара: «То не от себя говорю, но раздаю слова Божии…»

Статьи по теме: