Пять самых острых конфликтов между ссср и китаем. Начало и развитие пограничной конфронтации между Советским Союзом и Китаем

Конфликт между крупнейшими социалистическими странами, возникший из-за идеологических разногласий после смерти Сталина.

Советско-китайские отношения в в конце 40-х - первой половине 50-х гг.

На следующий день после победы китайских коммунистов, 2 октября 1949 г. последовало признание СССР Китайской Народной Республики и установление с ней дипломатических отношений.

14 февраля 1950 г. в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР сроком на тридцать лет. В случае агрессии в отношении одной из сторон, другая договаривающаяся сторона должна была немедленно оказать военную и иную помощь. Договор предусматривал развитие экономических и культурных связей между двумя странами в духе дружбы и сотрудничества.

Одновременно с договором было подписано несколько двусторонних соглашений. СССР обязался после заключения мирного договора с Японией, но не позднее конца 1952 г., безвозмездно передать КНР все свои права по управлению Китайско-Чанчуньской железной дорогой со всем ее имуществом, что и было сделано к 31 декабря 1952 г. Советский Союз согласился вывести свои войска из военно-морской базы Порт-Артур (их вывод был завершен в мае 1955 г.) и передать КНР все имущество, которое он использовал в порту Дальний. Было также заключено соглашение о предоставлении Китаю советского льготного кредита на сумму в 300 млн. долл. для оплаты поставок промышленного оборудования и других материалов и оказания помощи в строительстве 50 крупных промышленных объектов.

Договор между СССР и КНР положил начало периоду политического, военного, экономического, дипломатического сотрудничества между двумя странами. На его основе строились двусторонние отношения вплоть до конца 1950-х годов, хотя формально он просуществовал до 1980 г.

При поддержке СССР в КНР были созданы предприятия по производству реактивных истребителей и бомбардировщиков, артиллерийских систем. Китайские специалисты были ознакомлены с советскими достижениями в области ядерных технологий.

Вместе с тем партнерство двух государств и их компартий таило в себе потенциальную возможность их соперничества. Особенно это стало заметно после смерти И. Сталина, когда Китай стал претендовать на роль лидера социалистического движения.

Нарастание разногласий между СССР и КНР.

Ухудшение советско-китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, . Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности И. Сталина.

В сфере международной политики Китай не принял советскую концепцию мирного сосуществования, провозглашенную , считая ее предательской (рассматривали как сговор великих держав против молодых освободившихся стран).

Китай не поддерживал тезис СССР о необходимости и возможности предотвращения войны. Более того, Пекин выдвинул идею революционной войны. На совещании представителей коммунистических и рабочих партий в Москве в ноябре 1957 г. Мао выдвинул тезис о том, что даже если в случае термоядерной войны будет уничтожена половина человечества, вторая, победившие народы «крайне быстрыми темпами создадут на развалинах империализма в тысячу раз более высокую цивилизацию, чем при капиталистическом строе, построят свое подлинно прекрасное будущее».

В 1958 г. Мао Цзэдун провозгласил «новую генеральную линию» во внутренней политике. Эксперимент «трех красных знамен» («генеральная линия», «большой скачек» в промышленности, а также создание «народных коммун» в деревнях), имел ужасающие последствия. Советское руководство считало попытки китайцев построить собственное социалистическое общество за три года, без оглядки на «большого брата» ошибочными, авантюристскими и опасными для интересов СССР.

Раскол.

В 1957-58 гг. ухудшилась международная ситуация вокруг о. Тайваня, правительство которого поддерживало США, а КНР считала необходимым добиться его присоединения. СССР фактически отказался поддержать КНР в сложившейся ситуации, что стало переломным в отношениях двух стран. 8 октября 1958 г. Пекин отклонил сделанные в начале августа Н. С. Хрущевым предложения о строительстве советской базы для подводных лодок и радиолокационной станции слежения. В ответ СССР разорвал в 1959 г. соглашения в области ядерной энергии, а затем в следующем году отозвал своих технических специалистов со строек китайского народного хозяйства. Были также сокращены или задержаны поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. На этот же год пришелся серьезный кризис и голод, ударивший по миллионам жителям КНР (по официальным данным скончалось около 20 миллионов человек).

Так впервые в истории произошел серьезный раскол в социалистическом движении. Мнения расходились в отношении Албании, с руководством которой обострились отношения у Москвы в 1961 г., в результате чего произошел полный разрыв советско-албанских отношений. В противовес советской позиции, весной 1962 г. Пекин подписал с Тираной соглашение о предоставлении экономической помощи.

КНР кроме Албании, в разной степени поддерживала Румыния, КНДР, «леваки» в национально-освободительном движении стран Латинской Америки, Азии и Африки.

Не сошлось советское и китайское руководство с оценками Карибского кризиса. Впервые открыто в печати Пекин критиковал внешнеполитическую линию Москвы, назвав размещение ракет на Кубе авантюризмом, а их вывод - капитулянтством. Хрущев обвинил Китай в «негибкой» линии поведения.

Серьезные противоречия возникли по территориальным вопросам. Уже с лета 1960 г. на всей 7250-километровой советско-китайской границе стали возникать инциденты, которые постепенно стали приобретать провокационный характер. Только в 1962 г. на границе произошло более 5 тысяч различных нарушений.

В 1963 г. по посольским каналам в Москву было доставлено письмо китайского руководства, в котором указывались 25 пунктов несогласий с позицией советского правительства, фактически подвергавшие резкой критике весь государственный и общественный строй СССР. Кроме этого руководство КПСС обвинялось в отходе от принципов марксизма-ленинизма и мировой революции в целом.

Вскоре китайское руководство предъявило Советскому Союзу значительные территориальные претензии, касающиеся Дальнего Востока, части Восточной Сибири, а также отдельных областей Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Мао Цзэдун требовал ревизии российско-китайских договоров XIX в. Пекин выдвинул тезис о том, что царская Россия захватила более 1,5 млн. кв.км «исконно китайских земель».

В середине 60-х гг. Советский Союз был окончательно возведен в статус врага. В пропагандистский обиход вошел термин «угроза с Севера». Когда в 1964 г. в КНР прошло первое испытание атомного оружия, было официально заявлено, что это сделано «во имя защиты суверенитета, против угроз США т великодержавности СССР».

Разрыв отношений между двумя партиями произошел в марте 1966 г. В официальном письме от 22 марта 1966 г. ЦК КПК заявил о своем отказе направить делегацию на ХХШ съезд КПСС, тем самым фактически объявив о том, что встает в открытую оппозицию КПСС.

Разрыв отношений и вооруженный конфликт. Начавшаяся в КНР в 1966 г. «культурная революция» привела к полной узурпации власти в стране Мао Цзэдуном. Курс на углубление культурной революции в стране сопровождался обострением отношений КНР практически со всеми странами-соседями, и в первую очередь с СССР. Отношения между двумя компартиями были разорваны. Произошло ряд неприятных инцидентов, в феврале 1967 г. советская сторона была вынуждена эвакуировать из Пекина семьи советских дипломатов.

Кульминацией советско-китайской конфронтации стал пограничный вооруженный конфликт в марте 1969 г., на реке Уссури за остров Даманский, который продолжался в течение двух недель. В течение апреля-августа 1969 пограничные конфликты вспыхивали и на других участках границы. Крупномасштабные провокации могло перерасти в реальное военное столкновение двух государств. Силовой отпор явился главной причиной, заставившей руководство Китая согласиться на проведение дипломатических и пограничных консультаций.

Переговоры по спорным пограничным вопросам начались в Пекине 20 октября 1969 г. Хотя и после этого советско-китайские отношения оставались враждебными, но кульминация противостояния была преодолена и угроза широкомасштабного конфликта между СССР и КНР уменьшилась.

В начале 70-х гг. был открыто выдвинут тезис о большей опасности Советского Союза: «Американский империализм - это бумажный тигр, который уже давно проткнут народами мира, «социал-империализм» - намного обманчивее по сравнению с империализмом старой марки и поэтому намного опаснее».

Региональные конфликты между СССР и КНР. Камбоджа и Вьетнам.

Внутриполитические изменения, произошедшие в Китае в середине 1970-х годов (смерть Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая, осуждение «банды четырех», приход к власти Хуа Гофэна и Дэн Сяопина) никак не отразились на внешнеполитических приоритетах КНР. Несмотря на установление дипотношений с США, Китай продолжал борьбу, как против американского империализма, так и против советского гегемонизма.

Характерным примером столкновения китайской и советской «сфер влияния» послужили события в Камбодже , где в 1975 году к власти пришли «красные кхмеры» во главе с Пол Потом, которых поддерживал Китай.

Помимо организации социальных экспериментов внутри государства «красные кхмеры» начали устраивать пограничные провокации против Вьетнама. В ноябре 1978 г. Вьетнам заключил долговременный договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. Вскоре после этого вьетнамская армия начала полномасштабное вторжение в Камбоджу, результатом которого стали свержение Пол Пота и приход к власти провьетнамского руководства.

В Ханое приняли решение выслать из своей страны около 200 тысяч этнических китайцев, традиционно занимавшихся во Вьетнаме торговлей.

Руководство КНР официально сообщило о намерении «преподать Вьетнаму урок». Военные действия начались 17 февраля 1979 г. и продолжались до 18 марта, хотя Китай заявил о начале планомерного вывода войск из Вьетнама уже 5 марта. СССР в конфликт не вмешалось, ограничилось лишь демонстрацией военной мощи, осуждением агрессора и военными поставками Вьетнаму.

Следствием китайско-вьетнамского конфликта стало и принятие китайским руководством решения об отказе продлить советско-китайского договора 1950 года, срок действия которого истекал в 1980 г.

Нормализация отношений.

В марте 1982 г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия Советской власти в Узбекистане Л. И. Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе. Китайская сторона ответила согласием.

С октября 1982 г. возобновились, прерванные с 1980 г., советско-китайские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел.

В 1984 г. началась подготовка к заключению долгосрочного советско-китайского соглашения по внешней торговле на 1986-1990 гг.

Окончательная нормализация отношений с КНР произошла после визита в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого были нормализованы советско-китайские межгосударственные отношения и связи между КПСС и КПК.

Вслед за тем, в апреле 1990 г., в ходе визита в Москву Госсовета КНР, Ли Пэна, была подписана серия соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры, заложившие основы сотрудничества РФ и КНР в 90-е гг. XX в.

Семь лет продолжались дружеские отношения Советского Союза и Китайской Народной Республики. Все изменилось в 1956 году, когда на XX съезде КПСС был подвергнут критике «культ личности» Сталина.

Откровенное непонимание

Вплоть до 1956 года КНР являлась привилегированным союзником СССР. В ходе визита Хрущева в Пекин в 1954 году Китаю были выделены крупные кредиты, достигнуты договоренности о ликвидации советских военно-морских баз в Порт-Артуре и Дайрене, более того, Советский Союз отказывался в пользу КНР от своих экономических интересов в Манчжурии.
Но грянувшее с трибун XX съезда осуждение «культа личности» Сталина внесло свои коррективы в диалог двух стран. Руководство КНР выразило откровенное непонимание новых политических веяний, охвативших ряды советских коммунистов, которые шли вразрез «марксистко-ленинским» принципам.
«Товарищ Хрущёв в своём секретном докладе на XX съезде КПСС, полностью и огульно отрицая И. В. Сталина, опорочил диктатуру пролетариата, опорочил социалистический строй, опорочил великую Коммунистическую партию Советского Союза, великий Советский Союз, а также опорочил международное коммунистическое движение», – писалось в китайской прессе.
В Пекине сетовали на то, что, готовя выступление на съезде, лидеры КПСС не потрудились проконсультироваться с китайскими товарищами. Мао Цзэдун был искренне убежден, что личный вклад Сталина в развитие социализма, в достижения СССР и создание блока демократических государств явно превалирует над допущенными им «незначительными ошибками и перегибами».
Еще одним клином, вбитым в советско-китайские отношения, стала хрущевская политика мирного сосуществования с Западом, шедшая вразрез с представлениями «Великого кормчего». На конференции коммунистических и рабочих партий состоявшейся в 1957 году товарищ Мао назвал позицию СССР предательской. Китайский лидер призвал не бояться третьей мировой войны, так как она принесет окончательную победу коммунизма над империализмом.
Летом 1958 года Китай начал обстрелы островов в Тайваньском проливе, которые считал частью своих территорий. СССР не был заранее осведомлен о китайской акции, а поэтому в самый разгар событий в Пекин с секретной миссией нагрянул министр иностранных дел Громыко. Позиция советского посла была категоричной: «СССР не будет поддерживать Китай в его противостоянии Тайваню и США».

Внезапный разворот

В августе 1959 года разразился пограничный конфликт между Индией и Китаем. Хрущев занял нейтральную позицию, выразив сожаление по поводу разногласий между двумя дружественными Советскому Союзу странами. Однако с точки зрения китайского руководства уравнивание социалистического Китая и буржуазной Индии означало отказ КПСС от пролетарской солидарности.
В октябре этого же года с визитом в Пекин прибыл уже Хрущев. «Зачем нужно убивать людей на границе с Индией?», – недоумевал советский лидер. Министр иностранных дел Китая Чен Йи, разумеется, всю вину возложил на Индию и заодно обвинил Советский Союз в нарушении коммунистических принципов.
Это был поворотный пункт, давший старт широкомасштабной компании под лозунгом борьбы с «советским ревизионизмом». В ответ Советский Союз аннулирует все договоренности с Китаем по сотрудничеству в области ядерной энергетики. Однако это уже не смогло остановить ход китайского атомного проекта. В 1964 году в КНР прошло первое испытание атомного оружия «во имя защиты суверенитета, против угроз США и великодержавности СССР».
Чем дальше, тем сложнее становились отношения СССР и КНР. Карибский кризис выявил диаметрально противоположные позиции двух сторон. В китайской печати впервые открыто критикуется внешнеполитическая линия Советского руководства. Размещение ракет на Кубе называется «авантюризмом», а их вывод – «капитулянтством». Хрущев обвиняет Китай в негибкой и примитивной политике. «Великая война идей между Китаем и СССР» в самом разгаре.
Москва резко реагирует на антисоветские выпады Пекина. Из Китая отзываются все специалисты, сокращаются поставки в рамках ранее подписанных соглашений, и, что самое принципиальное, ставится требование о возврате всех кредитов. Нужно отметить, что к 1964 году Китай погашает перед Советским Союзом все долги – почти 1,5 млрд. инвалютных рублей (около 100 млрд. на современные деньги).
В середине шестидесятых годов Советский Союз был окончательно возведен в статус врага. В обиход китайской пропаганды входит устойчивое словосочетание – «угроза с Севера».

Кульминация вражды

Не заставили себя долго ждать и территориальные претензии со стороны Китая. Советскому Союзу вменялась вина царской России, которая захватила более 1,5 млн. кв. км. «исконно китайских земель» в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Таджикистане, Киргизии и Казахстане.
Уже с лета 1960 года на всей протяженности советско-китайской границы стали вспыхивать отдельные инциденты, которые постепенно приобретали систематический характер. Только за один 1962 год было насчитано более 5 тыс. нарушений советской границы.
К середине 1960-х годов в Кремле стали осознавать, что более 7 тыс. км. сухопутной границы оказались фактически беззащитны перед лицом угрозы со стороны многомиллионной армии Китая.
К этому времени власти КНР перебросили из глубин страны к северным границам военный контингент численностью до 400 тыс. человек. С советской стороны ему противостояли всего два десятка мотострелковых дивизий Забайкальского и Дальневосточного округов.
Бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР Адриан Данилевич в интервью говорил, что «советское руководство не столько опасалось США, сколько Китая. Наиболее усиленные группировки войск создавались на востоке, и обычные типы оружия в первую очередь поставлялись туда. Почему так? Потому что сознавали: на Западе более трезвые политики и более разумные военные деятели, чем были в Китае».
Но Китай боялся СССР не меньше. Мао Цзэдун нервно реагировал на то, как Москва при помощи танков устанавливает лояльный режим в социалистической Чехословакии. Он действительно опасался, что советские войска могут повторить нечто подобное и в Пекине, тем более что в Москве отсиживался главный конкурент Мао по внутрипартийной борьбе Ван Мин.
Кульминацией советско-китайской конфронтации стал пограничный конфликт на реке Уссури за остров Даманский, произошедший в марте 1969 года. Две недели противостояния так и не выявили победителя, хотя десятикратно превосходящие силы китайской армии потеряли там в десять раз больше солдат, чем СССР.
В сентябре 1969 года умер основатель вьетнамской компартии Хо Ши Мин. Премьер-министр СССР Николай Косыгин возвращаясь с похорон встретился в пекинском аэропорту с китайским коллегой Чжоу Эньлаем. Сторонам удалось договориться о сохранении статус-кво на границе, с последующим выводом вооруженных частей со спорных территорий и началом переговорных процессов.
20 октября 1969 года в Пекине состоялись советско-китайские переговоры. Они не смогли сгладить противоречия межу двумя державами, однако позволили преодолеть нарастание кризиса и, самое главное, отвести угрозу полномасштабного военного конфликта между Китаем и Советским Союзом.

В 1953-1956 гг. отношения между СССР и Китаем развивались по нарастающей, ни до ни после этого они никогда не были столь плодотворными. Поэтому не случайно эти годы вошли в историю как эпоха "великой дружбы". Обе стороны были заинтересованы в сотрудничестве. Если советское руководство интересовала поддержка Мао Цзедуна в международном коммунистическом движении, то китайскую сторону - экономическая помощь и уступки СССР в спорных вопросах. Так, 23 марта 1953 г. было подписано крайне выгодное для Китая торговое соглашение, советские специалисты оказывали помощь в сооружении около 150 промышленных объектов. В 1954 г. в ходе визита в Пекин Хрущева, Булганина и Микояна Китаю были выделены крупные кредиты, достигнута договоренность о ликвидации советских военно-морских баз в Порт-Артуре и Дайрене, в пользу китайской стороны СССР отказывался от своих экономических интересов в Манчжурии и пр.

До ХХ съезда Китай был привилегированным союзником СССР как на государственном, так и на партийном уровне, что дало возможность расширить влияние в Азии и на страны "третьего мира", способствовать прекращению Корейской войны и заключению соглашения по Индокитаю. Проблемы стали нарастать как снежный ком по мере усиления критики "культа личности" Сталина, которая встретила откровенное непонимание китайского руководства, стремившегося вести все более активную политику внутри коммунистического движения. Китайскую позицию, по мере усугубления ситуации, поддерживали в Албании, КНДР и отчасти в Румынии. Вторым камнем преткновения в советско-китайском конфликте стала политика мирного сосуществования, шедшая вразрез с классовыми представлениями китайского лидера. Мао Цзедун выступил на конференции коммунистических и рабочих партий 1957 г. с оценкой третьей мировой войны в контексте победы над империализмом. Он сказал, что третьей мировой войны не стоит бояться, поскольку в результате ее настанет конец империализму, а социализм приобретет сотни миллионов новых сторонников. Однако советское руководство оставило этот "пробный шар" без внимания. Хрущев продолжал пропагандировать мирное сосуществование. И чем активнее он это делал, тем напряженнее становились отношения с Китаем. Противоречия переросли в острейший кризис, когда осенью 1959 г. Хрущев занял нейтральную позицию во время китайско-индийского пограничного конфликта, выразив сожаление по поводу противоречий между двумя дружественными Советскому Союзу странами. С точки зрения китайского руководства, одинаковое отношение Москвы к социалистическому Китаю и буржуазной Индии означало отказ КПСС от принципа пролетарского интернационализма. После этого в Китае была развернута шумная кампания под флагом борьбы с "советским ревизионизмом", который обвинялся во всех "смертных грехах": отступлении от марксизма-ленинизма во внешнеполитическом курсе, предательстве международной пролетарской солидарности и т.п. Хрущев понял, что на поддержку и авторитет Мао Цзедуна ему больше не приходится рассчитывать. Ответным шагом Москвы стали резкие меры: летом 1960 г. все советские специалисты из Китая были отозваны, сокращены поставки Китаю в рамках подписанных ранее соглашений. Окончательную точку в конфликте ставило требование Москвы о возвращении всех кредитов, предоставленных начиная с 1950 г.


СССР и страны "третьего мира"

В принципе в конфликте с Китаем Москва стояла перед выбором между ортодоксальным коммунизмом и более широким взглядом на возможных союзников в лице стран "третьего мира" . В ситуации противостояния с США вовлечение стран "третьего мира" в орбиту своего влияния было для Советского Союза единственной возможностью удержать баланс сил. Отказ от поддержки национально-освободительного движения, в первую очередь в материальном отношении, автоматически означал усиление позиций США.Под эту геополитическую ситуацию было подведено теоретическое обоснование на ХХ съезде КПСС, когда национально-освободительное движение, наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением, было названо одной из трех ведущих сил революционного процесса в планетарном масштабе.

"Третья ведущая сила" поддерживалась Советским Союзом по всем направлениям: проводилась твердая антиколониальная внешнеполитическая линия и поддержка молодых независимых государств, осуществлялись колоссальные вливания в создание независимых национальных экономик, оказывалась военная поддержка и поставки вооружения. Основным рычагом влияния на "третий мир" была экономическая помощь. За 1957-1964 гг. было заключено более 20 соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами.

Каждое новое "прибавление" в сообществе стран "третьего мира" становилось козырем советской пропаганды, доказательством "поступательного движения к социализму и коммунизму". Чем больше модель развития была похожа на советскую, тем более "праведным", с точки зрения марксизма-ленинизма, признавался новый режим и тем большую радость вызывало это событие "у всех советских людей".


После смерти Сталина произошли изменения в советской внешней политике, в том числе и в отношениях с Китаем. Советский Союз с середины 50-х годов начал делать шаги по ослаблению «холодной войны». Было заявлено, что СССР будет твердо следовать принципам мирного сосуществования, что третью мировую войну можно предотвратить. В 1954 г. советская делегация во главе с Н. С. Хрущевым посетила Китай. Хрущев встречался и вел переговоры с Мао Цзэдуном. СССР передал Китаю военно-морскую базу Порт-Артур. Отношения с Китаем были еще тогда хорошими. Но уже во второй половине 50-х годов они начали ухудшаться.

Началась длительная и болезненная полоса разногласий между СССР и Китаем. Велись острейшие споры, в которых обе стороны обвиняли друг друга во всех проблемах и неудачах. Фактически в начале 60-х годов отношения между Советским Союзом и Китаем были на грани разрыва.

С 1957 г. в отношениях СССР и КНР стало заметно охлаждение. Обострились идейные и теоретические разногласия между руководителями обеих стран, противоречия во взглядах на пути строительства социализма. Китайское руководство стремилось форсировать индустриализацию КНР, рассчитывая на продолжение массированной экономической помощи со стороны СССР. Советская сторона не считала возможным помогать Китаю и расценивала линию на ускорение индустриализации КНР как ошибочную. Вопреки мнению Москвы в 1958 г. в Китае был принят курс на осуществление «большого скачка» в экономическом развитии. Не оглашая своих разногласий с Китаем, советское руководство стало более критически относиться ко многим аспектам внутренней и внешней политики КНР, рассматривая некоторые ее конкретные проявления как авантюристичные и опасные для интересов СССР.

КНР считала Тайвань частью китайской территории и стремилась присоединить остров. Гоминдановское правительство на Тайване считало себя центральным правительством Китайской Республики. США и все западные державы, за исключением Великобритании, не признавали правительства КНР и сохраняли с Тайванем дипломатические отношения. 2 декабря 1954 г. США заключили с правительством Чан Кайши на Тайване Договор о взаимной обороне, согласно которому Вашингтон обязался оказывать помощь в защите Тайваня. Важно, что согласно договору обязательства США распространялись на собственно Тайвань.

Советский Союз в целом старался удерживать Китай в русле своей политики и не препятствовал китайско-американским контактам, что соответствовало линии СССР на ослабление напряженности в отношениях с США. В середине 50-х годов достигло апогея советско-китайское экономическое сотрудничество, в рамках которого Китаю оказывалась помощь в модернизации хозяйства, политико-административной системы и подготовки кадров. В октябре 1957 г. СССР пошел на очень серьезный шаг, заключив соглашение о содействии Китаю в мирном использовании ядерной энергии. Советская сторона обязалась передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Это решение резко ускорило движение КНР к приобретению ядерного статуса, что отчасти также было спровоцировано планами Вашингтона содействовать созданию ядерного потенциала Европы, а также помощью, которую США стали оказывать в 50-х годах Японии, Южной Корее и самому о. Тайвань в мирном использовании атома. Следует отметить, что руководство КНР после XX съезда настороженно относилось к изменениям во внешней политике СССР и считало линию на компромиссы в вопросах контроля над вооружениями и разрядку напряженности не соответствующей интересам КНР и противоречащей идеалам мировой революции.

В ходе китайско-американских переговоров в Женеве задачей китайской стороны было добиться дипломатического признания КНР Соединенными Штатами. Взамен Пекин был готов декларировать отказ от применения силы в Тайваньском проливе. Но США не были готовы признать КНР, их интересовали частные вопросы, главным образом, освобождение находившихся в китайском плену (со времен войны в Корее) американских летчиков. Без успеха переговоры проходили до лета 1958 г. Возможно, пытаясь оказать давление на США, с 23 августа 1958 г. Китай начал обстрелы островов, находившихся в Тайваньском проливе, сопровождавшиеся бомбардировками позиций гоминдановских войск с воздуха.

Советский Союз не был осведомлен о китайской акции заранее, хотя в начале августа 1958 г. Н. С. Хрущев посещал Пекин с кратким визитом. В ситуации кризиса СССР фактически отказался поддержать Китай. В разгар событий в Пекин с секретной миссией был направлен министр иностранных дел СССР А. А. Громыко, который сообщил Мао Цзэдуну о том, что Москва не будет оказывать помощь КНР в случае ее вооруженного конфликта с Соединенными Штатами.

Это был поворотный пункт в отношениях КНР с Советским Союзом. Москва вынесла из кризиса мнение о готовности Пекина рисковать ядерной войной и безопасностью СССР ради цели объединения с Тайванем, которая, с точки зрения СССР, не являлась жизненно важной. Китайское руководство считало, что Москва не намерена оказывать поддержку КНР в осуществлении того, что китайские коммунисты считали своей первоочередной национальной задачей.

Началась деградация стратегического сотрудничества двух стран. 8 октября 1958 г. Пекин отклонил сделанные в начале августа 1958 г. Н. С. Хрущевым предложения о строительстве советской базы для подводных лодок и радиолокационной станции слежения. В ответ Москва стала продумывать вопрос о целесообразности сотрудничества с КНР в области ядерной энергии.

Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский пограничный конфликт. 29 августа 1959 г. китайские войска нарушили индийскую границу в районах Лонгджу и Ладакх. Разногласия по поводу границы переросли в военные столкновения. Причиной их стал вопрос о Тибете, где происходили антикитайские, проиндийские выступления. В Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что она открывала для СССР путь ко многим странам «третьего мира». Конфликт с Китаем мог толкнуть индийцев к американцам, поэтому советское правительство заняло позицию нейтралитета, рассчитывая на дружеское разрешение конфликта. Ни на что иное Индия не могла рассчитывать в условиях союза Москвы и Пекина. Китайцы почувствовали себя обманутыми. В свою очередь советские руководители начали подозревать, что китайцы создают препятствия их дипломатии. Отныне разногласия между двумя правительствами больше не прекращались.

Ситуация обострилась 2 октября 1959 года, когда Хрущев прибыл в Пекин из Кемп-Дэвида, где состоялась его встреча с президентом США Д. Эйзенхауэром.

Советский лидер подозревал, что столкновение на китайско-индийской границе было организовано для того, чтобы помешать его попыткам примириться с США. Хрущева интересовал вопрос: «Зачем нужно убивать людей на границе с Индией?». Мао, в свою очередь, утверждал, что конфликт был начат Индией. Когда в спор вступил министр иностранных дел, бывший генерал Чен Йи, Хрущев вышел из себя. Чен Йи отметил, что его не пугает ярость советского лидера. Никита Сергеевич предупредил генерала, что ему «не следует плевать» - даже с высоты своего положения. Мао очень не нравилось то, что СССР свысока относится к Китаю. Он назвал это неприемлемым отношением. Кроме того, он обвинил Советский Союз в забвении коммунистических принципов. «Мы… можем назвать вас только приспособленцами», - сказал он Хрущеву1. Хрущев, которому всегда не хватало такта, начал встречу с изложения требования США о том, чтобы Китай отпустил шестерых американцев, осужденных за шпионаж. Мао это понравилось. Китай обвинил СССР в том, что он отказался помочь ему стать ядерной державой и продался «американскому империализму». СССР заявил, что Мао готов спровоцировать мировую войну.

Летом 1960 г. Москва неожиданно отозвала советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании его промышленной базы, прервав осуществление многих проектов. Были также сокращены или задержаны поставки сырья, оборудования и запасных частей. Позже Советский Союз потребовал возвращения кредитов, предоставленных Китаю начиная с 1950 г. Началось противостояние двух стран.

Прошедшая с 10 ноября по 3 декабря 1957 г. в Москве международная конференция, в которой приняли участие представители 81 компартии, показала падение авторитета Советского Союза в коммунистическом мире. Партии ряда стран (Албании, Северной Кореи, Индонезии) перешли на сторону Китая.

В феврале-марте 1963 г. китайская пресса выступила с четырьмя статьями, разоблачившими «капитулянство» Хрущева, а также «неравные договоры», навязанные царской Россией Китаю. За статьями последовала нота из 25 пунктов, переданная в советское посольство в Пекине в июне 1963 г. это был исчерпывающий и провокационный обвинительный документ, направленный против всех основных установок советской политики. СССР ответил на нее предельно жестко. Китайские дипломаты были высланы из страны за антисоветскую пропаганду. После этих инцидентов пленум ЦК КПСС (февраль 1964 г.) одобрил доклад Суслова, обвинившего Пекин в империалистических устремлениях, скрываемых за его политикой помощи народам, борющимся против колониализма. Со своей стороны китайское руководство во все более категорической форме настаивало на своих территориальных притязаниях. В 1968 г. противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию.

В середине 60-х годов в Китае началась так называемая «Великая пролетарская культурная революция», которая привела к установлению в стране военно-бюрократической диктатуры, резкому усилению роли армии во всех сферах жизни общества, к всеобщей милитаризации страны. Воинствующий антисоветизм, принятый тогдашним китайским руководством в качестве одного из стержней внутренней и внешней политики государства, крайне обострил советско-китайские отношения. Все официальные партийно-государственные мероприятия в Китае проходили под лозунгом: «Советский Союз – наш смертельный враг». Китайские представители, действуя по указу Пекина, учинили антисоветские дебоши в Москве, Ханое, Париже, Багдаде, Алжире и многих других городах. Были совершены акты грубого насилия над экипажами задержанных советских кораблей.

Однако главным объектом противостояния пекинским руководством была выбрана советско-китайская граница. Искусственно созданная пограничная проблема стала раздуваться под измышлениями об «агрессивности Советского Союза», «об угрозе с Севера», «о стремлении СССР захватить земли Китая».

Необходимо отметить, что вплоть до 1960 г. никаких споров между двумя соседними государствами по поводу границы не возникало. Советско-китайская граница образовалась исторически, она была определена целым рядом договоров и различных соглашений, подписанных полномочными представителями обеих стран. Но с середины 60-х гг. провокационная деятельность китайской стороны на советской границе значительно активизировалась. С конца марта 1965 г. участились попытки захватить отдельные участки советской территории. Китайские военнослужащие и гражданские лица стали демонстративно нарушать границу. Более того, нарушения границы приобретали все более вызывающий характер. Так, 11 апреля 1965 г. около двухсот китайцев под прикрытием военных вспахали участок советской территории. Встретив на своем пути заслон советских пограничников, китайские военнослужащие попытались его прорвать, допуская при этом насильственные и оскорбительные действия.

Китайские власти искусственно накаляли обстановку, сосредоточив в приграничных с СССР районах воинские части и многочисленные подразделения так называемой «трудовой армии». Они развернули строительство крупных военизированных госхозов, по сути представляющих собой воинские поселения. Активизировалось создание «кадровых отрядов» народного ополчения, которых привлекали к охране границы, а также использовали для поддержания «чрезвычайного положения» в прилегающих к границе населенных пунктах.

Что касается позиции советского руководства, то оно неизменно придерживалось мнения, что никакой территориальной проблемы между двумя соседними странами нет, что советско-китайская граница имеет прочную договорную основу и какой бы то ни был пересмотр ее недопустим.

Эскалация провокационной деятельности китайской стороны проявлялась в расширении масштабов нарушений советско-китайской границы. В 1967 г. их число, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось более чем в 2 раза.

Масштабность и частота пограничных столкновений наглядно свидетельствовали о стремлении пекинского руководства к развязыванию крупных конфликтов на границе. Об этом, в частности, откровенно заявил в феврале 1967 г. министр иностранных дел КНР Чжэнь: «Возможен разрыв отношений, возможна война». В марте того же года премьер Китая Чжоу Эньлай в одном из своих публичных выступлений отметил, что кроме большой войны «существуют пограничные войны», что «пограничная война между Китаем и СССР начнется раньше, чем война с США».

Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооруженные провокации на советской границе в марте 1969 г., которые, по признанию Мао Цзэдуна, должны были на многие годы вызвать ненависть населения Китая к СССР.

2 и 15 марта 1969 г. китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую границу на реке Уссури – в районе острова Даманский. Здесь произошло вооруженное столкновение, в ходе которого китайским войскам пришлось уйти с территории границы.

Советское правительство 2 марта направило правительству КНР ноту, в которой заявило решительный протест по поводу вооруженного вторжения в пределы советской территории и потребовало немедленного расследования и самого строгого наказания лиц, ответственных за организацию провокации. Советская сторона настаивала на принятии мер, которые исключали бы всякое нарушение советско-китайской границы, подчеркивая при этом, что в отношениях с китайским народом она руководствуется чувством дружбы и намерена дольше проводить эту линию.

Однако китайская сторона оставила эти предложения без внимания, готовя новую вооруженную провокацию на границе, которая была осуществлена 15 марта 1969 г. В районе Даманского было развернуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей. Более того, были предприняты меры по дезинформации противника. Когда китайцев вытеснили с острова, все подходы к нему с китайской стороны были заминированы, а прилегающий участок границы с советской стороны заблокирован частями Советской Армии.

После этого конфликта Китай пожаловался на Советский Союз в ООН.

Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 г. в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при решении спорных вопросов.

Дальнейшее развитие событий сложилось таким образом, что в начале 90-х годов, после проведения работ по демаркации советско-китайской границы, часть островов на реке Уссури, в том числе и Даманский, были переданы Китаю.

В марте 1982 г. в речи в Ташкенте по поводу 60-летия Советской власти в Узбекистане Л. И. Брежнев выдвинул идею мер доверия на советско-китайской границе2. Китайская сторона ответила согласием. С октября 1982 г. возобновились, прерванные с 1980 г., советско-китайские переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел.

В 1984 г. началась подготовка к заключению долгосрочного советско-китайского соглашения по внешней торговле на 1986-1990 гг.

К моменту прихода к власти М. С. Горбачева отношения между СССР и КНР были наилучшими за все предшествовавшие десятилетия, начиная с 60-х гг. М. С. Горбачев повел дело к полномасштабной нормализации отношений с КНР, считая ее составной частью встраивания внешнеполитических интересов Советского Союза в новую структуру отношений ведущих мировых лидеров.

В декабре 1988 г. на переговорах министров иностранных дел КНР и СССР было зафиксировано согласие советской и китайской позиции в отношении необходимости устранения иностранного военного присутствия в Камбодже.

В это же время СССР объявил о сокращении численности советской армии. Все советские войска были выведены из Монгольской Народной республики. Была проведена реорганизация структуры военных округов таким образом, чтобы они ориентировались на сдерживание американо-японской, а не китайской угрозы.

Эти мероприятия подготовили почву для визита М. С. Горбачева в Пекин (май 1989 г.), в ходе которого были нормализованы советско-китайские межгосударственные отношения и связи между КПСС и КПК. Вслед за тем, в апреле 1990 г., в ходе визита в Москву Госсовета КНР, Ли Пэна, была подписана серия соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, науки, техники и культуры.




Отношения между СССР и китайскими коммунистами никогда не были ровными и гладкими. Даже в 40-е гг., когда военная мощь сил Мао Цзэдуна зависела от размеров помощи СССР, его сторонники не прекращали бороться с «коминтерновцами» - теми, кого считали проводниками влияния Москвы. Когда после капитуляции Японии КПК повела войну не на жизнь, а на смерть против Гоминьдана, Сталин не верил в её победу. Он пытался внушить руководству компартии мысль о «двух Китаях», т. е. о создании на его территории коммунистического и гоминьдановского государств, как это уже произошло в Германии, а потом в Корее и во Вьетнаме.

К тому же Сталин сильно сомневался в верности Мао идеям марксизма. Но победителей, как известно, не судят. После установления власти КПК над всем Китаем (1949 г.) сомнение это не то чтобы совсем исчезло, но ушло на второй план. Наступил период «вечной дружбы» между СССР и КНР.

14 февраля 1950 года Китай и СССР заключили Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР. Настоящий договор посвящен образованию союза Китая и СССР. В то время дипломатия Китая склонялась в одну сторону – в сторону СССР. в то время заключение Китаем и СССР Договора о военно-политическом союзе, с одной стороны, сыграло ключевую роль в сфере безопасности и государственного строительства Нового Китая, с другой стороны, из-за слепого копирования модели развития СССР позже мы пережили немало трудностей в ходе государственного строительства. В 1950 году из-за большой разницы в государственной мощи СССР относился к Китаю как к младшему брату. В этой связи по сути Договор о дружественном союзе и взаимной помощи между КНР и СССР является неравноправным договором.

Фактически тесные отношения между СССР и Китайской Народной Республикой во главе с Мао Цзэдуном установились раньше - когда СССР оказывал помощь компартии Китая в борьбе за власть. Так что само подписание договора просто констатировало положение вещей и было приурочено к визиту Мао Цзэдуна в Москву.

Продлилась «вечная дружба» всего десяток лет. За это время Китай получил громадную экономическую помощь. Советский Союз предоставил ему выгодные кредиты, построил свыше 300 крупных заводов, полностью оснастил их; больше половины торговли КНР приходилось на СССР. В 1954 г. советская сторона передала КНР Порт-Артур и Дальний, возвращённые после победы над Японией, а также знаменитую Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД).

Однако после смерти Сталина и началом в 1956 году десталинизации в СССР отношения между странами сильно осложнились. Дело в том, что Мао стал примерять на себя одежды вождя мировой революции. Китайские лидеры сначала в узком кругу, а затем и в печати начали призывать СССР проводить жёсткую политику по отношению к Западу, не останавливаться перед угрозой вооружённого конфликта с ним и даже мировой войны.


Советские руководители не оставались в долгу, подчёркивая провал печально знаменитого «большого скачка» в социализм в Китае (в 1960-1961 гг., как писали западные газеты, от голода там умерло 6-7 млн. человек). Хотя обе стороны громко заявляли о незначительности расхождений между друзьями (китайцы выражались так: «Маленький спор и большое единство»), и в Советском Союзе, и в Китае многие понимали - прежней дружбе пришёл конец.

Речь Н. С. Хрущёва на закрытом заседании XX съезда КПСС (1956) была воспринята Мао Цзэдуном резко негативно. Также КНР отрицательно относится к новому внешнеполитическому курсу СССР - на выход из изоляции и установление деловых отношений со странами Запада, известный как курс на «мирное сосуществование двух систем». КНР обвиняет советское руководство в ревизионизме и уступках Западу.

В 1960 г. произошло событие, которое означало открытый разрыв. Никита Хрущёв, раздражённый усилением критики в его адрес со стороны китайцев, дал указание в три дня отозвать из Китая всех технических специалистов. Остановившиеся по этой причине китайские заводы и фабрики ознаменовали начало нового этапа в советско-китайских отношениях - 20-летия открытой вражды между коммунистическими государствами.

Во время Карибского кризиса (1962) КНР поддерживала идею вооружённой конфронтации СССР и США и была недовольна мирным разрешением кризиса.

В 1962 году СССР поддержал Индию в войне с КНР.

В 1963 году КНР и СССР обменялись письмами, в которых высказали свои идеологические позиции и таким образом формально признали наличие разногласий.

СССР и КНР превратились из лучших друзей в главных врагов. «Товарищеская критика» сменилась обвинениями друг друга во всех смертных грехах. Даже вмешательство США во вьетнамские дела не сблизило прежних союзников. Китай, помогавший оружием коммунистическому правительству Северного Вьетнама, не разрешал, однако, перевозить советскую военную технику через свою территорию. Когда в Китае началась «культурная революция» (1966-1976), антисоветские настроения, поддерживаемые Мао, достигли пика. Из посольства СССР, у которого не прекращались даже ночью угрожающие расправой демонстрации и митинги, уже эвакуировали детей и женщин. Какое-то время казалось, что дело дойдёт до разрыва отношений между странами.

Китай предъявил также свои претензии на часть территории СССР. Эти притязания, распространявшиеся на Дальний Восток и юг Сибири, были явно несерьёзны, но в одном китайцы были правы. Границу между государствами проводили в прошлом веке, когда Китай был слабым, зависимым от великих держав государством. Поэтому на многих участках она проводилась не по водной поверхности реки, как это принято в международных отношениях, а по китайскому берегу. Течение пограничной реки Уссури настолько бурное, что иногда она меняет русло, откалывая целые куски суши от китайской территории. Образовавшиеся острова считались уже советской территорией. Пока отношения между странами были дружескими, эти вопросы удавалось улаживать, но когда они испортились, пограничные проблемы стали поводом к многочисленным стычкам (только в 1967 г. их было около 2 тыс.).

Самым известным из конфликтов на советско-китайской границе стали события на острове Даманский (1969), которые стоили десятков жизней и в которые были вовлечены довольно значительные военные силы. Вражда достигла таких масштабов, что населению внушалась мысль о подготовке к возможной войне.

В Китае это выразилось в массовом строительстве бомбоубежищ, создании складов продовольствия, больших закупках вооружений на Западе; в СССР - в ускоренном строительстве оборонных сооружений на советско-китайской границе (прежние были взорваны по приказу Хрущёва в период «вечной дружбы»), формировании новых военных соединений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, резком увеличении оборонных расходов. Собственно, возведение знаменитого БАМа тоже было прямо связано с китайской угрозой.

Договор о дружбе тем не менее расторгнут не был, так как ни одна из сторон не придавала дипломатическому этикету серьёзного значения. В 1979 году КНР воевала с Вьетнамом, и СССР выступил на стороне Вьетнама, хотя имел договоры о дружбе и содействии с обеими странами

Только после смерти Мао Советский Союз и Китай смогли начать очень медленно продвигаться навстречу друг другу. Бессмысленное противоборство привело к тому, что в 80-е гг. политические, торговые, культурные связи странам приходилось начинать почти с нуля

Статьи по теме: