Куда исчезают люди? Издательство родная ладога


Божественную литургию в Свято-Троицком соборе совершил благочинный архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии монастыря, священнослужителей Санкт-Петербургской и других епархий.

Председатель братства и наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий не смог присутствовать на юбилее братства, поскольку находился в Москве на праздновании годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.

Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин огласил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия участникам торжеств.

"Несмотря на недолгое существование Александро-Невского братства, его деятельность осталось в истории Церкви страницей истинного подвижничества и твердой веры в период хаоса и потери ориентиров. Многие его деятели явили образец святости и были канонизированы. Духовный опыт братства передавался последующим поколениям, возжигая огонь веры в человеческих душах в период богоборчества.

Деятельность Александро-Невского братства была возрождена десятилетие назад, что говорит о преемственности духовных традиций и сохранении исторической памяти. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской служит для нас примером верности Господу Иисусу Христу, показателем непреходящей важности православной веры, которая не может быть сломлена страданиями, но всегда остается абсолютной и вечной ценностью", - говорилось, в частности, в послании.


Были освящены написанные к празднику иконы членов братства, причисленных к лику святых: священномучеников Вениамина и Серафима Петроградских, Петра Скипетрова и Льва (Егорова) , новомучениц Екатерины Арской и Киры Оболенской .

С этими иконами крестным ходом верующие отправились на Тихвинское кладбище лавры, где у могилы священномученика Петра был отслужен молебен. Крестоходцы прошли к памятнику "За веру Христову пострадавшим" - там была совершена заупокойная лития о пострадавших в годы гонений на Церковь. Величание было пропето священномученику Петру у мемориальной доски на месте его смертельного ранения в здании епархиального управления .

Проповедь в храме произнес клирик Тихвинской епархии протоиерей Александр Захаров . Он призвал молящихся подумать о смысле фразы "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48): "Это задача заведомо невыполнимая, все равно что сказать штангисту: "Совершенствуйся, брат! Ты должен поднять штангу весом двадцать тонн", или подойти к прыгуну и попросить его допрыгнуть до Луны. Для чего это? Для того, чтобы человек понимал, зачем жить вечно, чтобы Царствие Небесное было для человека всегда радостной целью. Другие цели приедаются, а эта - нет".

Состоялся прием для членов братств - петербургского, областного, московского, псковского. Вел его духовник петербургского отделения иеромонах Прокопий (Павлов) .

Председатель псковского отделения протоиерей Олег Тэор был встречен аплодисментами.

"Братство было образовано по благословению митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, - сказал отец Олег. - Целью его было сохранить литургическую практику, монашеское делание, милосердное служение и благотворительность - насколько это было возможно в богоборческое время". Священник рассказал, что благодаря деятельности братства была сохранена гробница святого Александра Невского, которую богоборческие власти хотели переплавить в слитки и продать. Не исключено, что благодаря членам братства были сохранены и мощи святого князя, которые впоследствии были обнаружены в Музее истории религии в здании Казанского собора.

Заместитель председателя правления братства Борис Сергуненков отметил, что братчики и братчицы - люди разные, а объединяет их живая вера. Рассказал он и об историке братства - потомственном братчике Сергее Зегжде, недавно ушедшем из жизни. "Александро-Невское братство - это братство при Александро-Невской лавре, - подчеркнул он. - Без братии и обители его нельзя представить, как и без его руководителя - владыки Назария. И руководителями прежнего братства были лаврские монахи, многие из которых прославлены в лике святых".

Борис Сергуненков представил потомка протоиерея Петра Скипетрова - руководителя оркестра Владимирской областной филармонии заслуженного деятеля искусств России Анатолия Антонова и его супругу Елену Константиновну, которые привезли вышедшую во Владимире книгу "Петр Скипетров: крестный путь священномученика".

Автор другой книги, вышедшей к юбилею, "Сто лет Александро-Невского братства: история и современность" церковный историк Михаил Шкаровский рассказал, что заинтересовался деятельностью братства в то время, когда это была абсолютно неизученная область; первая его книга вышла еще до возрождения организации.

Михаил Шкаровский отметил, что 1 февраля - совершенно особая дата для православных верующих в нашей стране. Протоиерей Петр Скипетров погиб, защищая Александро-Невскую лавру, которую хотели захватить революционные матросы, и в итоге захват не состоялся: "Властям пришлось уступить. Это была первая и, пожалуй, единственная крупная победа Церкви в неравной борьбе с советской властью. Столица еще была в Петрограде, Ленин сидел в Смольном, но власти увидели, что верующие могут отстоять свою святыню. Братство на протяжении почти двенадцати лет стало стержнем духовной жизни нашей епархии, и так продолжалось до его разгона в 1932 году". Он рассказал, что братство не было уничтожено полностью, оно сохранилось в ссылке в Казахстане и в 1945 году вышло из подполья. Новыми членами братства стали те, кто пришли туда еще подростками, вслед за родителями.

Протоиерей Евгений Горянчик передал монастырю Евангелие, принадлежавшее митрополиту Гурию (Егорову): оно использовалось на тайных богослужениях братства. Священник рассказал, что Евангелие в свое время принадлежало Сергею Зегжде.

Выступил и потомок священномученика Анатолий Антонов. Он узнал о своем знаменитом предке после смерти матери, которая перед кончиной наказала ему найти родственников. С тех пор, по его словам, жизнь его совершенно изменилась: вместе с предком, пострадавшим за веру, в нее вошел Христос.

Александро-Невское братство - общественное объединение мирян и священнослужителей Русской Православной Церкви. Днем основания братства считается 1 февраля 1918 года - день убийства в Александро-Невской лавре протоиерея Петра Скипетрова, одного из первых петроградских новомучеников. Послереволюционная история Александро-Невского братства завершилась в 1932 году. 22 марта 1932 года Коллегия ОГПУ вынесла подсудимым приговоры - от лишения права проживания в Ленинграде и Ленинградской области на три года до десяти лет лагерей. Почти все руководители братства погибли в 1936-1938 годах. В 2008 году Александро-Невское братство было воссоздано как межрегиональная общественная организация. Председатель правления братства - епископ Кронштадтский Назарий, заместитель - Борис Сергуненков. Деятельность братства осуществляется по нескольким направлениям: общественно-политическое, духовно-просветительское, социальное (благотворительное). Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи и возрождению исторической памяти о подвиге новомучеников.

В 1936 году в семье машиниста тепловой тяги Сергея Иванова родился сын Анатолий. Еще в дошкольном возрасте мальчик ходил в Свято-Троицкую церковь города Бологое. Смотрел, слушал, по-детски молился. Все нравилось. Поступив в первый класс, чаще посещал храм. Ребята издевались, крича вдогонку: «Поп идет!», «Аллилуйя!».

После десяти лет учебы стал вопрос, куда пойти дальше. Анатолий чувствовал, что его призвание — Церковь. Мать, работница конторы паровозного депо, была против, просила хорошо подумать. Тогда ведь шли сталинские гонения, за которыми следовали хрущевские. В 1956 году Анатолий поступил в Ленинградскую духовную семинарию. По первому разряду окончив ее, без вступительных экзаменов был переведен в Ленинградскую духовную академию. В 1964 году закончил ее с присвоением степени кандидата богословия.

Однажды, в день летней Казанской, прислуживая в Князь-Владимирском соборе митрополиту Никодиму, Анатолий получил от него повеление ехать в Москву для принятия в Ольгин день (24 июля) сана диакона. Рукополагал его сам митрополит в храме Петра и Павла, что в Лефортово. На следующий день новопоставленный диакон утром служил в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда, где ежедневно служились две литургии. Случилось так, что отец Петр Колосов находился в отпуске, отец Борис Глебов сломал ногу. Остался отец Алексий Довбуш, который возрадовался появлению помощника. Совершив с ним две службы, тоже пошел отдыхать. Остался один диакон Анатолий. Однажды воскресная служба совпала с Ильиным днем, он справился с испытанием.

Через несколько месяцев, в 1965 году, диакона Анатолия рукоположили в иереи и назначили настоятелем Воскресенской церкви села Голубково Лужского района Ленинградской области. Из окна автобуса церковь представилась ободранной, со ржавыми куполами, покосившимися крестами. По тем законам нужно было ехать в горсовет за разрешением на служение. Молодой секретарь удивилась встрече, сказав, что храм решено закрыть. Сославшись на указ митрополита, на регистрацию уполномоченного, новый священник, как мог, противостоял. И, вопреки запрещению, на следующий день, в Дмитриевскую родительскую субботу, совершил первую самостоятельную Божественную литургию. С тех пор и по сей день храм не закрывается...

Позже владыка Никодим перевел настоятеля первым священником в Спасо-Преображенский собор Выборга вместо отправленного за штат протоиерея Василия Раевского. А оттуда — в Свято-Троицкий собор «бывшей Александро-Невской лавры». Так писали в документах, но если присмотреться, лавра не была «бывшей». Монашеская жизнь продолжалась. В епархии, которая находилась в Духовском корпусе, при домовой церкви служил будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, иеромонах Владимир (Котляров), архидиакон Иннокентий (Пузиков) и другие, что составляло братию монастыря. Там же священник Анатолий Иванов стал иеромонахом, приняв постриг от руки митрополита Никодима, получив имя Елеазар в честь учителя из Маккавейских книг Библии.

Исполняя обязанности епархиального секретаря, молодой священник допустил высказывание, которое не понравилось уполномоченному совета по делам религий Жаринову. Как-то к казначею епархии пришла церковная староста, сказав, что все деньги отдала в Фонд мира. Секретарь не выдержал и ответил, что епархия, поставляющая священников, отпускающая свечи и просфоры, без которых приход не может существовать, оказалась в представлении старосты ниже фонда, содержащего всю атеистическую пропаганду. За это и две проповеди, смелые для того времени, священника перевели в Псково-Печерский монастырь, который стал для него второй «духовной академией».

Уже тридцать лет отец Елеазар носит сан архимандрита, а в 2004 году стал духовником Александро-Невской лавры.

История

История знает два пути возникновения монастырей: первый путь - когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь - когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути.

Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства большого труда и времени. Между тем, не прекращавшиеся военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители.

1713 - 2015 гг.

В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг и, таким образом, была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. После этого Государь, будучи в Петербурге, в июле 1710 года "осматривал место, где быть строениям". Тогда и указано было "непременно на том месте быть Монастырю". Определено было именовать монастырь "Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского" и быть по правую сторону Черной речки (первоначально Монастырка, так же как и река Волковка, была частью Чёрной речки. Упоминание об этой реке имеется еще в летописях 1500 г. Когда в 1829 году был построен восточный участок Обводного канала, он разделил реку на две части. Северная часть стала называться Монастыркой по Александро-Невскому монастырю, причём направление течения реки изменилось на обратное: она стала вытекать из Невы и впадать в Обводный канал) каменному монастырскому строению, а по левую - деревянному партикулярному. Назначенный в "тот Монастырь" архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь". А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: "Что сей крест образует, обонполный то сказует".

Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение.

Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.

20 февраля 1712 года Петр Первый приказал объявить архимандриту Феодосию, "дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь". Тогда же даны были и средства для постройки,- именно к новосозидаемому Петербургскому монастырю был приписан богатый Иверский монастырь со всеми вотчинами и доходами и от Новодевичьего монастыря село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями; кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда. При этом крестьяне освобождены были на 3 года от податей и подводной повинности. Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского монастыря, данная в 1723 году и сохранившаяся в бумагах Кабинета Петра Великого в Государственном Архиве, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: "деревянное строение началось в 712-м году, а по уговору с плотниками значит июня 14-го дне". "В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713-м году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать". Святый антиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом через пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713 года. День 25 марта (по старому стилю) 1713 года, когда впервые в стенах обители совершена Святая Литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия.

С постройкой храма в монастырь стали приезжать из города богомольцы. Первым членом братства Александро-Невского монастыря был его настоятель, "архимандрит новосозидаемого при Санкт-Петербурге монастыря" Феодосий (Яновский). Он был назначен настоятелем в монастырь, когда в монастыре не было еще ни одной живой души.

Когда обитель несколько обстроилась, ее стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий.

Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею "утилитарного" использования монашества для служения миру - он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а так же учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Эти намерения так и небыли осуществлены. К счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва. Со временем в обители открывались службы и подразделения вызванные жизненной необходимостью распространения служения не только сугубо для монастыря, но и для всей Церкви и тогдашнего общества.

Типография в Александро-Невском монастыре возникла в 1720 году, когда по высочайшему указу 13 декабря 1719 года, в монастырь был передан из "С.-Петербургской типографии" стан церковной печати с 7 мастеровыми. Первой книгой, вышедшей здесь, было "Поучение в день св. Александра Невского". Был напечатан Букварь, выходили в свет книги против раскольников, наставления, проповеди, позднее - ученые труды и их переводы, богослужебные книги.

Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана распоряжением архиепископа Феодосия, от 25 октября 1721 года. "По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента" указано было "учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания. Славянскую школу, в которой, как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, - учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике". Главным учебным пособием был "Букварь или начальное учение отроком" Феофана Прокоповича. В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания житий святых, составленных святителем Дмитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию. Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать "из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям". В 1800- 1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Перенос мощей св. блгв. кн. Александра Невского
Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: "Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь".

11 апреля 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. После Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помешена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишневого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей - по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, "яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющему". Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы "ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам". На всем пути следования процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724г., в третью годовщину Ништадского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с "ботиком Петра Великого" - родоначальником русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.

По окончании строительства главного монастырского храма - собора св. Троицы, останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу Елизаветы и украшенная надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении Епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители где торжественно совершало молебен Святому Благоверному Князю.

XX века
К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

1917 г. - собор закрыт для богослужений, святые мощи изъяты.

Благодатное возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве, ум.1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично передан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме Воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе.

2010 - 2015 гг.

В ходе визита в Санкт-Петербургскую епархию 6 марта 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая Александро-Невскую Лавру, поздравил наместника обители епископа Кронштадтского Назария с 25-летием служения в священном сане и вручил владыке панагию с памятной надписью.

7 июля 2012 года, в крестильном храме Александро-Невской Лавры в честь Рождества Иоанна Предтечи состоялась первая Божественная Литургия. В храме регулярно совершается Крещение и проводятся огласительные беседы.

3 января 2012 года в Митрополичьем саду Александро-Невской Лавры в честь пятилетия воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Зарубежной Церкви был установлен поклонный крест. Освящение состоялось совместно с представителями РПЦЗ.

С 1 по 10 марта 2013 года Архиерейский праздничный хор Александро‑Невской Лавры, созданный по благословению наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария, совершил турне по Украине. В рамках гастрольного тура, приуроченного к празднованию 300-летия старейшего монастыря северней столицы России, выступления коллектива прошли в Харькове, Изюме, Полтаве, Киеве, Виннице и Почаеве.

Более тысячи человек посетили праздничное богослужение и крестный ход, посвященные юбилейной дате - 300-летию Александро-Невской Лавры, 7 апреля 2013 года. Началось празднование дня рождения обители с братского молебна в Лазаревской усыпальнице, построенной на месте деревянной Благовещенской церкви, где была совершена первая в монастыре Божественная Литургия 7 апреля 1713 года. После праздничного богослужения в Свято-Троицком соборе, епископ Кронштадтский Назарий возглавил крестный ход, в котором приняли участие более тысячи верующих.

С 20 по 30 июля 2013 года Архиерейский праздничный хор Александро-Невской Лавры посетил с духовно-просветительским паломничеством полуостров Крым. В течение поездки, приуроченной к празднованию 1025-летия Крещения Руси, 400-летию династии Дома Романовых и 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, коллектив выступил на ведущих концертных площадках трёх самых крупных городов Крымской автономии: Ялты, Симферополя и Севастополя.

Одним из главных мероприятий юбилея старейшей монашеской обители Санкт-Петербурга стал Хоровой собор «300-летию Александро-Невской Лавры посвящается…» Открытие Фестиваля состоялось 12 июня 2013 года в День России и день рождения святого благоверного князя Александра Невского, установленного Святейшим Патриархом Кириллом. Около 400 участников съехались из разных уголков России, среди них - известные коллективы, лауреаты российских и международных конкурсов. Литургия или молебен предшествовали каждому концерту. В течение пяти фестивальных дней состоялись выступления хоров в Смольном соборе, на Якорной площади у Морского собора в Кронштадте, у храма святого Александра Невского в Усть-Ижоре, в Михайловском саду, Александро-Невской Лавре, Академической Капелле и Шереметевском дворце.

12 сентября 2013 года, в день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, главные торжества по случаю 300‑летия Александро‑Невской Лавры возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот день в Петербурге впервые за более чем 90 лет состоялся крестный ход. Тысячи православных верующих прошли по Невскому проспекту.

Торжества юбилейного года Александро-Невской Лавры завершились в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. 6 декабря 2013 года. После торжественного богослужения, наместник Лавры, епископ Кронштадтский Назарий, епископ Петергофский Амвросий и епископ Выборгский и Приозерский Игнатий прошли по монастырю во главе крестного хода, во время которого была освящена недавно завершенная мозаичная икона Святой Троицы на внешней стене алтарной апсиды Свято-Троицкого собора.

22 марта 2014 года Александро‑Невская Лавра встретила своего нового священноархимандрита. Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии. Владыку Варсонофия встречал наместник Невской обители, епископ Кронштадтский Назарий с братией. В приветственном слове, с которым обратился к новому митрополиту наместник монастыря епископ Назарий, он отметил, что правящие архиереи Санкт-Петербургской епархии как священноархимандриты Александро-Невской Лавры всегда любили главный храм монастыря – Свято-Троицкий собор и часто служили здесь. Наместник пожелал новому правящему архиерею долгих и плодотворных лет пребывания на кафедре.

23 июля 2014 в Александро-Невской Лавре прошли съемки фильма о святителе Софронии Иркутском. Обитель радушно встретила гостей из далёкой сибирской епархии. Работа над документальным фильмом «Со святителем Софронием от Иркута до Невы и Днепра» проходила в рамках подготовки к 100-летию прославления Иркутского святителя. По просьбе гостей из Иркутской епархии и по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария 23 июля в домовом храме монастыря в честь Иннокентия и Софрония, святителей Иркутских, прошел благодарственный молебен святителю Софронию. Богослужение совершил иерей Павел Телегин в присутствии братии Лавры и многочисленных паломников.

12 сентября 2014 года в центре Петербурга прошел крестный ход от Казанского собора к Александро-Невской Лавре. Праздничную Божественную Литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, после которой состоялась церемония освещения 18-тонного колокола, названного в честь Александра Невского. В этот же день по центру Санкт-Петербурга прошел крестный ход в честь 290-летия перенесения мощей святого князя Александра Невского. В праздничном шествии приняли участие около 90 тысяч петербуржцев. Участники крестного хода проследовали по Невскому проспекту к площади Александра Невского, где им навстречу вынесли ковчег с мощами благоверного князя. Праздничный молебен возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

23 сентября 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил чин великого освящения надвратной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Александро-Невской Лавре. Священноархимандрит Лавры в сослужении наместника обители епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря возглавил первую Божественную Литургию в новоосвященном храме.

6 декабря 2014 года, последний и самый большой колокол (весом 18 тонн) возрожденной монастырской звонницы, был поднят на южную колокольню Свято-Троицкого собора. Сложная техническая операция заняла всего 15 минут. 18-тонный «Александр Невский» был изготовлен на одном из заводов Каменска-Уральского. Торжественная доставка колокола из Урала в северную столицу на специальной автоплатформе началась 15 июля. Главный благовест Александро-Невской Лавры посетил 11 городов России: Екатеринбург, Уфу, Самару, Саратов, Пензу, Рязань, Москву, Ярославль, Вологду, Череповец и Тихвин. В каждом из населенных пунктов его встречали праздничными молебнами. Во время остановок звонари «Международного центра колокольного искусства» проводили мастер-классы по колокольному звону для всех желающих на специальной переносной звоннице.

4 июня 2015 года в митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры была освящена мемориальная доска, посвященная священномученику протоиерею Петру Скипетрову – святому Александро-Невской Лавры. Мемориальная доска, установлена непосредственно на том месте, где 1 февраля 1918 года протоиерей Петр Скипетров получил смертельное ранение от выстрела солдат, пришедших арестовать Петроградского митрополита Вениамина (Казанского). Чин освящения возглавил наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Разработка проекта была поручена в 1774 году архитектору И. Е. Старову. В феврале 1776 году Екатерина II утвердила проект. 30 августа 1778 года, в день перенесения мощей святого Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы провел церемонию закладки храма.

Сооружение собора и его внешняя отделка были завершены к 1788 году, а роспись стен, сводов и купола закончена к августу 1790 году. Торжественное освящение собора во имя Святой и Живоначальной Троицы и перенесение в него мощей святого князя Александра Невского состоялось 30 августа 1790 года.

Собор отличается богатым внутренним убранством. Екатерина II подарила для храма драгоценные богослужебные предметы и ряд картин на церковные сюжеты, созданных крупными мастерами западноевропейского искусства и русскими художниками-академистами.

Весной 1922 года реквизировали большую часть церковных ценностей собора, рака святого Александра Невского была вскрыта, мощи изъяты, а серебряный саркофаг передан в Эрмитаж.
20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд.

В 1956 году было принято постановление о возвращении Троицкого собора верующим. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 года совершилось освящение главного алтаря, с этого времени в соборе возобновилась приходская жизнь.

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими святыни.

Перед главным собором монастыря находится "Коммунистическая площадка", в 2009 г. переименованная в Казачье кладбище .
Участники обороны Петрограда, жертвы кронштадтского мятежа, старые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры - таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского

Двухэтажная Благовещенская - Александро-Невская церковь - первое по времени каменное сооружение архитектурного ансамбля Лавры, один из самых характерных сохранившихся памятников петербургской архитектуры начала XVIII века. Заложена в 1717 году.

Верхний храм был освящен 12 сентября (30 августа) 1724 года в честь святого благоверного князя Александра Невского. В этот же день там была поставлена рака с мощами благоверного князя, перенесенными по воле императора Петра I из Владимира в строящийся столичный монастырь. В нижнем этаже изначально предполагалась монастырская трапезная, однако впоследствии планы переменились. Нижний храм был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта) 1725 года. Под ним была устроена усыпальница на 25 мест для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. Первое захоронение здесь состоялось 24 октября 1723 года, когда в Благовещенской усыпальнице была похоронена вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна (вдова старшего брата Петра I – царя Иоанна V Алексеевича), сюда же перенесли из Лазаревской церкви-усыпальницы останки любимой сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны и его сына – царевича Петра Петровича.

Благовещенская церковь сохранила память и об «эпохе дворцовых переворотов»: здесь ещё в 1746 году была похоронена внучка Иоанна V, Анна Леопольдовна, мать императора Иоанна Антоновича, свергнутого с престола в 1741 году, а в июле 1762 года в центральной части усыпальницы был погребён внук Петра I император Петр III (впоследствии его прах перенесен в Петропавловский собор по указу Павла I).

В 1780-е годы к юго-восточной части церкви была пристроена «палатка» - сводчатое помещение, предназначенное для погребений. Еще до ее сооружения на этом месте были положены каменные плиты, оказавшиеся теперь внутри палатки. Позднее в этой пристройке были похоронены многие известные люди: основатель Московского университета и Академии художеств граф Иван Иванович Шувалов, устроитель Смольного института и Воспитательного дома для сирот Иван Иванович Бецкой и другие.
С восточной части к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая галерея-ризница, в которой находились семейные памятники князей Юсуповых.

Громким событием стали похороны в Благовещенской усыпальнице генералиссимуса Александра Васильевича Суворова 19 (6) мая 1800 года. Предание гласит, что, когда катафалк, накрытый высоким балдахином, остановился перед лаврскими воротами, петербуржцы, провожавшие Суворова в последний путь, испугались, что ворота окажутся слишком узкими и катафалк в них застрянет. И в этот момент один из ветеранов, участвовавший в военных походах Суворова, с уверенностью заявил: «Не бойтесь, пройдет! Он везде проходил!» В ворота катафалк действительно проехал благополучно. Над местом погребения, согласно воле полководца, была установлена каменная плита с надписью: «Здесь лежит Суворов» (эту эпитафию Суворов избрал себе сам).

В течение XIX века в Благовещенской церкви проводились реставрационные работы. Верхний и нижний храмы подверглись ремонту и были заново освящены.

После Октябрьской революции все жилые помещения и службы Александро-Невской Лавры перешли в ведение различных нецерковных учреждений. Храмы были оставлены общинам верующих, организованных в двадцатки. Благовещенская церковь была изъята у приходской общины в 1933 году и передана музею-некрополю. Верхний Александро-Невский храм отошел сектору геодезических съемок института Гипрогор. Церковные помещения были использованы под склады с устройством межэтажных перекрытий, множества перегородок и печей. Здание церкви начало разрушаться.
В нижний Благовещенский храм перенесли некоторые детали надгробных памятников, находившихся в Николо-Федоровской и Исидоровской церквях, закрытых в 1931 г. В 1937 в Благовещенской церкви произвели несколько перезахоронений останков из разоренной Свято-Духовской церкви.
В 1940 году, после учреждения Государственного музея городской скульптуры, Благовещенская церковь целиком перешла в его ведение, включая верхний храм, уже обезображенный прежними арендаторами. После проведения ремонтных работ 15 мая 1950 года церковь открылась для посетителей музея.
Частичная реставрация Благовещенской церкви началась еще во время Великой Отечественной Войны, когда на территории Лавры размещался военный госпиталь. Художники в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами. Сюда, к могиле великого полководца, приходили воины, отправлявшиеся на защиту Ленинграда.

Благовещенская – Александро-Невская церковь, несмотря на неоднократные попытки вернуть ее монастырю, до сих пор остается в ведении Государственного музея городской скульптуры. В 2001 году на здании церкви поместили табличку «Национальный пантеон России».

Принятие Правительством Санкт-Петербурга решения о передаче Александро-Невской Лавре Благовещенской церкви было озвучено бывшим вице-губернатором города Василием Николаевичем Кичеджи на праздновании дня рождения Лавры 7 апреля 2013 года, однако решение не было воплощено в жизнь. В 2014 году по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария у стен Благовещенской церкви проходили молитвенные стояния за возвращение храма монастырю.

Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

1784 - 1786 гг.

В 1783 году архитектор И. Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб., праздники

Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И. Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади.

Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебгых промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной.

В 1904 году в церкви во имя Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года.

В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.

Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года.

В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Назарием была освящена часовня во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".

В храме совершаются молебны по средам и пятницам.

Церковь была освящена митрополитом Исидором 6 октября 1891 г. в честь его небесного покровителя - прп. Исидора Пелусиотского (Пелусиота). Через год Владыка был здесь погребен. В ней произведено более 150 захоронений. Церковь служила усыпальницей для видных церковных и государственных деятелей. В 20-е годы была закрыта. Захоронения уничтожены, могилы разграблены. С 1931 до начала 2000 г. в здании Исидоровского храма находился ЦНИИ «Прометей».

В настоящее время в здании церкви располагается столярная мастерская.

В 1717 году под его руководством началось сооружение ближайшей к Благовещенской церкви части корпуса, предназначавшейся для приемов, для чего на первом и втором этажах после галерей были устроены просторные залы-трапезы. Два остальных флигеля планировались как келейные. Сооружение северо-восточного корпуса звершил Т. Швертфегер в 1725 году. На первом этаже располагались зал для собраний и монашеские кельи, на втором - также зал, покои наместника, кельи иеромонахов и братии. В 1760 году открытые галереи корпуса были застеклены.

В 1819 году оба примыкавших к Александро-Невской Благовещенской церкви зала на первом и втором этажах были объединены в один двусветный зал, с востока к нему пристроили алтарь. Работы по созданию нового храма велись по проекту и под руководством лаврского архитектора В. П. Петрова. Освящение церкви во имя Сошествия Святого Духа совершилось 18 мая 1922 года.

Духовская церковь использовалась для погребений вплоть до начала XX века. Всего в ней было совершено 172 захоронения. В церковном зале вблизи алтаря нашли упокоение столичные митрополиты Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), Антоний (Рафальский), Никанор (Клементьевский) и Григорий (Постников). 1 февраля 1881 года в Свято-Духовской церкви при огромном стечении народа отпевали писателя Ф. М. Достоевского.

При советской власти Свято-Духовский храм был закрыт последним на территории обители, в январе 1936 года, его интерьеры были полностью уничтожены, на месте усыпальниц размещена котельная. В 1950-е - 1960-е годы в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление.

В 2001 году Духовской корпус вернули Лавре. В настоящее время в нем находятся покои наместника и братские кельи, а в помещении церкви - духовно-просветительский центр "Святодуховский" , начавший свою работу в январе 2003 года.
Свято-Духовский храм будет восстановлен в качестве домовой церкви.

 Церковь святого благоверного князя Феодора Новгородского

1725 - 1748 гг.

Возведение симметричного Духовскому юго-восточного Федоровского корпуса было начато Т. Швертфегером в 1725 году, а завершено в 1748 году П.-А. Трезини.

Замыкает юго-восточный угол монастырского каре двухэтажная Николо-Федоровская церковь, построенная по проекту архитектора П.-А. Трезини. К 1767 году отделка церкви была закончена, в 1770 году верхний храм был освящен во имя святого князя Феодора, брата святого Александра Невского, а нижний во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1791 году в первом ближнем к собору флигеле устроили большую Кавалерскую залу для собраний кавалеров ордена Александра Невского, в остальных помещениях Федоровского корпуса располагались в конце XVIII в. Санкт-Петербургская духовная консистория (до 1801 года), Главная семинария, больница. В начале XIX века два флигеля корпуса заняли студенты, преподаватели и Правление духовной академии, а также Русская школа.

В 1840-1842 гг. оба храма были переделаны и освящены: верхний - во имя Святителя Николая Чудотворца, нижний - во имя святого князя Феодора.С 1806 года до начала XX века в Федоровском храме производились захоронения.

В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, большинство надгробий погибло и в здании разместили рабочее общежитие.

Николо-Федоровская церковь служила усыпальницей членов грузинской царской фамилии и епископов.

В 1996 году Федоровская церковь и корпус были возвращены епархии. После проведения ремонта в части Федоровского корпуса поселились послушники обители, были открыты мастерская по художественной обработке металла, столярная и ювелирная мастерские. В настоящее время проходит капитальный ремонт храма и воссоздание его интерьеров и убранства.

Небольшая кам. церковь ("палатка") была построена в 1717 за алтарем дерев. ц. Благовещения для погребения царевны Натальи Алексеевны (в 1723 ее прах перенесен в кам. Благовещенскую усыпальницу). В 1787-89 Л. у. расширена, в 1835-36 полностью перестроена (арх. Л. Я. Тиблен) на средства графа Д. Н. Шереметева (являлась семейной усыпальницей графов Шереметевых). В 1923 Л. у. передана об-ву "Старый Петербург", с 1932 в составе Музея-некрополя (см. Городской скульптуры музей), иконостас и внутр. росписи уничтожены. В 1930-х гг. в Л. у. перенесен ряд надгробий из Федоровской и Духовской церквей лавры. Ныне в Л. у. св. 80 надгробных памятников и плит (св. 30 перенесены из др. некрополей). Среди похороненных: быв. крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова (в замужестве - графиня Шереметева), ее муж граф Н. П. Шереметев, И. А. Ганнибал (двоюродный дед А. С. Пушкина), конференц-секр. Петерб. АН Г. Н. Теплов, ген. П. И. Мелиссино (надгробие - 1800, скульп. М. И. Козловский), музыкант Мих. Ю. Виельгорский (см. Виельгорские), гос. деятели А. С. Шишков, В. П. Кочубей, Д. В. Дашков, Л. А. Перовский (надгробие - 1857, арх. М. А. Щурупов).

В 1869 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки была построена каменная церковь-усыпальница. Храм был одноэтажным, в русском стиле, с массивным шатровым верхом, увенчанным маковкой. 2 февраля 1873 года церковь была освящена во имя Тихвинской иконы Божией Матери. С 1876 года кладбище стало называться Тихвинским.

На Тихвинском кладбище было погребено около двадцати лаврских насельников - иеродиаконов, иеромонахов и архимандритов, в том числе известный старец иеросхимонах Алексий (в миру Алексей Константинович Шестаков), духовник Лавры и Петербургского митрополита Серафима. В 1825 году перед поездкой в Таганрог к нему приезжал император Александр I.

На Тихвинском кладбище похоронены писатели Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, Ф. М. Достоевский, композиторы М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, артист В. В. Самойлов. В начале XX века на Тихвинском кладбище насчитывалось 1325 захоронений.

В 1931 году Тихвинская церковь была закрыта, ее фасады и интерьеры уничтожены. Тихвинское кладбище официально было закрыто в 1927 году, однако захоронения на нем продолжались до 1932 года. В 1935-1937 годах его преобразовали в Некрополь мастеров искусств, уничтожив при этом большинство "не соответствующих теме" захоронений.

После Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах на кладбище перезахоронили около двадцати останков с других кладбищ города, кроме того, здесь были похоронены многие известные ленинградские ученые, деятели театрального и изобразительного искусства.

В настоящее время на территории Тихвинского кладбища расположен Некрополь мастеров искусств, здание Тихвинской церкви принадлежит Музею городской скульптуры.

По: вск., праздники

Четкий регулярный план с разбивкой на разряды составил епархиальный архитектор Г. И. Карпов. С 1868 года кладбище именовалось Засоборным, а в 1877 году получило название Никольского по имени церкви Николая Чудотворца, построенной в 1868-1871 годах по проекту Г. И. Карпова на средства купца Н. И. Русанова.

Среди погребенных на Никольском кладбище - писатели и артисты, военные деятели, журналисты, ученые. В начале XX века здесь похоронили первых русских авиаторов: С. И. Уточкина, Л. М. Мациевича, В. М. Абрамовича. На кладбище сохранилось много захоронений, связанных с историей Петербургской епархии и Русской Православной Церкви в целом. Особым почитанием пользуется часовня-склеп, где в 1904 году был похоронен петербургский затворник блаженный Матвей Татомир. Северо-западный участок кладбища, так называемая Братская площадка, с конца XIX века служил для погребения насельников Лавры и Петербургских митрополитов. Согласно опии 1909 года, на этом участке находилось 74 могилы насельников Лары, большая часть из них была утрачена. Сейчас на Братской площадке находится около 180-ти захоронений, большинство из них появилось в послереволюционное время.

В 1932 году Никольскую церковь и кладбище закрыли. В середине 1930-х годов некоторые захоронения были перенесены в музейные некрополи, однако систематическое уничтожение памятников с целью добычи полированного камня привело к утрате сотен захоронений. В 1980-е года здание Никольской церкви было передано верующим, восстновлено и в 1985 году освящено. Мощи блаженного Матфея стараниями митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) были в середине 1980-х гг. перенесены в алтарь Никольской кладбищенской церкви.

Домовая церковь святого преподобного Серафима Вырицкого

На втором этаже Феодоровского корпуса Лавры, который примыкает к Троицкому собо¬ру слева, в начале XX века находилась келья святого Серафима Вырицкого, в миру - Васи¬лия Муравьева, известного петербургского предпринимателя.

По: вск., праздники

13 сентября 1920 года Василий Николаевич Муравьев подал прошение в Духовный Собор Лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастыр¬ское послушание - послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Ва¬силия Николаевича Ольга. Весь свой капитал Муравьевы пожертвовали на нужды обителей.

26 октября наместник Лавры владыка Вениа¬мин благословил постричь в монашество по¬слушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой.

29 октября 1920 года наместник Лавры ар¬химандрит Николай (Ярушевич) постриг по¬слушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава в честь ду¬ховного отца, старца Варнавы Гефсиманского.

Перед тем как начать свое старческое служе¬ние, отец Варнава выразил желание облечься в Великую схиму. Точная дата принятия отцом Варнавой (Муравьевым) великого ангельского образа пока не установлена. Известно, что произошло это на рубеже 1926-1927 годов. При постриге в Великую схиму он был наре¬чен именем Серафим в честь святого препо¬добного Серафима Саровского чудотворца.

Молва о благодатном старце отце Серафи¬ме широко разнеслась по Северной столице и за ее пределами. К келье батюшки спешили люди, ищущие благословения, совета, молит¬венной помощи и утешения в скорбях. Он стал воистину народным духовником.

Подвижник закончил свою жизнь в Вырице, а позже был канонизирован. Его келья была отреставрирована и преобразована в не¬большую домовую церковь, торжественное открытие которой состоялось 28 декабря 2007 года.

«Мы чтим святого, которого некоторые люди еще помнят живущим среди нас, несущим тяготы и скорби вместе с нами. Преподобный Серафим Вырицкий - это живая церковная история. Он наш современник и, можно сказать, родной. И к кому как не к нему прибегать нам с молитвой? Потому что он очень близок нам и дорог... Сегодня мне показалось как будто здесь всегда был храм. Я надеюсь, что этот храм станет еще одним местом молитвы где мы будем вспоминать о своих грехах и духовно радоваться, ощущая помощь и предстательство за нас великого угодника Божия».

(Из Слова архимандрита Назария в честь открытия Домовой церкви преподобного Серафима Вырицкого. 28.12.2007).

Домовой храм святителей Иннокентия и Софрония Иркутских

2000 - 2002 гг.

Создание нового храма явило духовную энергию Русской Православной Церкви, творческое развитие её художественной культуры и появление современных произведений церковного искусства, обращенных молитвой ‒ к Богу и «проповедью в красках» ‒ к человеку.

Летом 2000 года, когда помещение домового храма на втором этаже братского корпуса Лавры было подготовлено для отделочных работ, наместник обители, архимандрит Назарий, предложил Дмитрию Мироненко, руководителю лаврской иконописно-реставрационной мастерской во имя преподобного Иоанна Дамаскина, высказать мнение относительно выбора цвета стен. Иконописец разработал проект росписи восточной стены, соответствующей евхаристическому назначению помещения и посвящённой святителям Иннокентию и Софронию Иркутским, насельниками монастыря в первый век его существования. Проект был благословлен, и работа началась.

Высокую алтарную стену предполагалось разделить по вертикали на два ряда, в верхнем расположить тронный образ Божией Матери с младенцем Христом на коленях, с двумя ангелами по обеим сторонам и двумя святителями иркутскими, в нижнем ряду ‒ поместить символическое изображение «Поклонение Агнцу», или «Служба Святителей». В центре ряда, на драпированном престоле ‒ дискос с Агнцем Божьим ‒ Христом. Два ангела веют рипидами по обе стороны «Святой Трапезы», как и в верхнем ряду. У престола предстоят четыре святителя: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Двоеслов и Иаков, брат Господень. Авторы четырёх чинов Божественной литургии изображаются сослужащими друг другу за вечной Евхаристией перед престолом, на котором Христос предает Себя в искупительную жертву за грехи всего мира.

В течение двух лет ответственную работ вместе с руководителем мастерской Дмитрием Мироненко, иконописцем Андреем Пономарёвым и стажером Мариной Бубновой выполняли две новые сотрудницы ‒ Лилия Комиссарова (первая выпускница нового отделения церковно-исторической живописи Института им. И. Е. Репина) и Анна Карагина (первая выпускница иконописной школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии). Для этого проекта лаврские мастера разработали рецептуру цельнояичной темперы, аналогичную использовавшейся в древней стенописи.

В последнеее время у меня появилось твердре ощущение, что некоторых людей кто-то просто вычищает из истории. Хорошо знаю, например, что был такой-то человек, деятельность которого имела определеное и явное значение в истории. Но вот начинаешь что-то искать про эитого человека в инете - почти ничего или совсем ничего. Начинаешь спрашивать, знают ли о нем люди, даже те, кто должен знать по роду своей деятельности - нет, не слышали...
Вот, например, есть у нас в Минске священник игумен Виталий Радомысльский . Возможно, я уже писал о нем в ЖЖ. Это бывший политический деятель, депутат Верховного Совета РБ, выбранный в Орше, активный участник оппозиционных митингов и демонстраций. Почти на любом митинге начала 90-х почти непременно можно было видеть среди выступавших фигуру человека в рясе и скуфие. Это был один лучших ораторов оппозиции, говорил он грамотно, убежденно и даже, можно сказать, страстно. Он не был националистом, его доминантой был антикоммунизм и демократизм. Да и всего-то священства тогда было в ВС три человека, в том числе и митрополит. Но если митрополит тяготел по своей иерархической ментальности к номенклатурному большинству, то о. Виталий (а тогда еще не монах - о. Виктор) принадлежал к самому радикальному демократическому крылу. Это, кстати, не мешало им вдвоем приезжать в перерыве заседаний на обед в епархию. Конечно, кто знает специфику нашего митрополита, этому не удивится...
Вот только финал этой политической карьеры Радомысльского оказался неожиданным и даже для многих шокирующим - внезапно в первой предвыборной кампании он выступил на стороне Кебича, то есть партии власти.
Потом, как известно, было извечстное постановление Синода о неучастии священнослужителей в политике. Отец Виталий ушел в тень, да такую, что многие даже не верят, когда говоришь, что он был таким деятелем. Тем более демократического направления, ибо сейчас он если обнаруживает какие-то симпатии, то в радикально противоположной стороне политического спектра. Но это уже его личный путь. Интересно другое.
Он буквально исчез из истории. Хотя совершенно очевидно, что случай был совершенно своеобразный (по крайней мере, для Белоруссии) - православный священник в рядах демократической оппозиции. Но теперь о нем никто не вспоминает, не пишет, не найти о нем ничего в интернете... Даже молодые политологи, которые по долгу своей специальности просто обязаны быть в курсе таких уникальных явлений, ничего не слышали, ничего не знают. Человека оказалось выгодно замолчать и господствующим, так и оппозиционным идеологам. Так я себе это объяснял, по крайней мере....
Но вот недавно столкнулся еще с одним подобным случаем. Даже гораздо более красноречивым. Речь идет тоже о выходце из Беларуси, роль которого невозможно, как говорят, преувеличить, для всей русской православной церкви. Это Владимир Русак , историк, сотрудник Журнала Московской Патриархии с 1970 по 1980 гг. Используя доступ к архивам и документам, он много лет собирал материалы и писал труд преследованиях Церкви при советской власти. Самый серьезный и документальный. Книга вышла в США в 1987 году в трех томах под названием "Свидетельство обвинения: Церковь и государство в Советском Союзе". Кроме того, Владимир Русак выступил с разоблачительной проповедью в Витебском соборе, где служил диаконом. Его тогдашний настоятель теперь наш минский благочинный. Он и сейчас, вспоминая, с ужасом говорит: "..и как понес..не по теме!!" Дело в том, что проповедь была на пассии, то есть должна была быть посвящена Страданиям Христа. "Не по теме" - это о страданиях Тела Христова - Церкви.
За все это В. Русак в сравнительно либеральное время - в 1986 году - был приговорен к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки. Так ГБ довольно недешево оценило его труд. Благодаря мощной кампании зва его освобождение, был освобожден в 1989 году и выслан в США. Реабилитирован только в 1993 году. Зуб, как видно, хороший на него поимели.
Но, как видно, не только в ГБ.
Современные теологи изучают диссидентское движение. Дмитрий Дудко, Глеб Якунин... А вот о Русаке.. не знают. Просто поразительно. Открываю труд Цыпина по церковной истории послереволюционного периода.. Ни слова, ни ссылок.. Ну ладно. Это можно было еще предполагать. Но никак не ожидал, что точно так же о нем и о его труде нет ни слова в книге Д. Поспеловского "Русская Православная Церковь в 20-м веке". Совершенно для меня непонятно. Написать целую книгу об истории церкви при советской власти и не упомянуть о главном труде за эти годы.. о человеке, который буквально с риском для жизни собирал по крупицам свидетельства исторической правды.
Кто же это так старательно вычищает людей из истории?

Статьи по теме: