Понятие раб божий. Раб Божий или Сын Божий!? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I. Не низкое холуйство, а сердечная преданность

Владислав, Омск

Почему мы «рабы Божьи», а не Его дети?

В других странах, где присутствует православная вера, людей называют «дитя Божье», но только в России называют «раб Божий». Почему это так?

Доброго! Прочитав Ваш вопрос и «побегав» по интернету, обратился к знакомым, которые бывают в других государствах, называющих себя православными. Получилось из обзора и опроса, что название «дитя Божие» за рубежом не является повсеместным, скорее всего это традиция конкретного прихода или общины.

Вспоминая слова Христа:

Отныне не зову вас рабами, ибо раб не ведает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15),

но при этом ранее:

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10).

Можно вспомнить 1 Кор. 7:20-21: «...раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов ».

У Свт. Василия Великого и у других отцов Церкви есть мысль, что человек, воцерковляясь, т.е. приближаясь ко Христу, по «сути», а не «по названию», проходит три стадии:

  • Первая — это «раб». Рабом движет страх, он боится наказания. Раб Божий просит помощи у Владыки, чтобы избежать греха, обрести страх гнева Божия — для него это единственный способ перестать грешить. Это честная позиция, без лукавства и самообмана — ты просто признаешь, что ты раб своих страстей, по сути, ты раб у сатаны. Апостол Павел говорит: «Кто кому работает, тот тому и раб » (Рим. 6:16)
  • Вторая стадия — это «наемник», им движет желание получить награду за свои труды и духовные подвиги, воздержание, поклоны и др. Наверное, можно сказать, что при прекращении очевидных грехов, т.е. «преступлений Закона», появившаяся надежда на наследование Царства — это основная движущая сила на этом этапе.
  • И, наконец, последнее и, наверное, самое трудно достигаемое состояние — это Сыновство, когда человек отказался от своих страстей и предает себя на Волю Отца Небесного, истинное состояние, к которому человек и предназначен. Человеком движет Любовь ко Отцу, созданному Им Миру, всему, о чем Он имеет попечение. Желание помочь всякой твари Божией, боязнь огорчить любимого Отца — в этом и есть совершенство страха Божия, а не в нежелании «сковородок и кипящего масла».

Можно, краем глаза посмотреть на арабских принцев, ну или на наших «мажоров». «Нам все можно — наши родители решат все вопросы »!.. Данный нам дар «Чадом Божиим быти » (Ин. 1:12) есть и величайшая ответственность, необходимо и внутренне соответствовать званию. Мы можем быть усыновлены Богом через Христа, крещением. Спасение — это процесс, путь всей нашей жизни, а не единомоментное событие. Каждой минутой своей жизни мы можем осуществлять свое сыновство Богу (1 Ин. 3:1-10) или показывать, что мы «дети диавола » (см. Ин. 8:44). Выбор исключительно за нами. Раб Божий печется о своем Господине, не думая, как угодить еще кому-то. Получается ли у нас так? Может быть, все же не всегда? Наверное, каждый, вспомнив даже один день своей жизни, найдет что-нибудь неправильное. Называть-то мы можем себя по-разному, но есть опасность уже здесь ощущать себя «чадом» Божиим, в то время когда все остальные — «рабы». Но, пока не присмотришься к духовному качеству своей каждодневной жизни, совершенно согласен с Вами, «дитя Божие» — это именно я. Когда же приглядишься к себе — то нет...

Как себя называть, по-моему, дело не первостепенное. Важно ощущение ДАРА, который просто ДАР, а не наша заслуга. Вспоминается притча о блудном сыне, ушедшем, промотавшим наследство, но осознавшим свой грех и желавшим быть в наемниках у отца своего. Всемилостивый Господь нас примет, но хорошо бы, чтобы после всех наших «путешествий», даже «исправившись», мы помнили слова Христа:

Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Дай Господи нам всем разума духовного, смирения и христианской любви к ближним и дальним!

Добрый день, дорогие наши посетители!

Православные христиане называют себя – рабами Божиими. Почему именно «рабами», а не друзьями или сынами? Кто такой — раб Божий? И для чего мы здесь, на земле, должны быть рабами Божиими?

Отвечает на данный вопрос архимандрит Рафаил (Карелин):

«Некоторым из нас, из современных людей, воспитанных в духе гордыни, кажется обидным, непонятным слово «раб».

Но если только вдуматься, то какая великая честь быть рабом Божиим! Раб принадлежит своему господину. Если бы мы могли принадлежать Господу всем умом, всем сердцем и душой! Если мы нe рабы Бога, значит - мы рабы этого мира, рабы диавола, рабы собственного эгоизма.

Затем, слово «раб» происходит от «работать, трудиться». Жизнь наша должна быть трудом со славу Божию, если мы истинные Его рабы.

Некогда, еще задолго до Рождества Христова, жил известный философ по имени Сократ. В день рождения этого философа к нему пришли его ученики, и каждый принес ему что-то в дар.

Но один ученик был настолько беден, что не имел ничего, и, пока шло поздравление Сократа, сидел понурясь. Он встал самым последним и сказал: «Дорогой наставник! Ты знаешь, что я нищий, мне нечего дать тебе. Единственный мой дар - я отдаю тебе самого себя, как раба. Делай со мной, что хочешь!»

И Сократ сказал: «Это самый драгоценный для меня дар. Я принимаю его, но лишь с тем, чтобы вернуть потом тебя самому тебе в еще лучшем виде!»

Раб Божий - это тот, кто старается подчинить свою волю воле Божией. Это является не безволием и не отказом от своей личности, а высшим волевым актом.

Бог - наш Отец, но мы должны заслужить право называться чадами Божиими. Человек - образ Божий, но искаженный и испачканный грехами. Поэтому мы должны пройти степени борьбы с грехом.

Первая из них - это степень раба; но надо помнить, что Бог - не рабовладелец, а это рабство нужно нам, потому что оно возвращает нас от греха к самим себе, а от себя - к Богу. В этом рабстве - освобождение от рабства греху и демону, поэтому в нем - начало великой свободы.

Итак, мы здесь, на земле, должны быть рабами Божиими, чтоб не стать рабами своих страстей и грехов, чтоб в Царствии Небесном назваться уже не рабами, но сынами Божиими по благодати».

- П очему в православии прихожан именуют «раб Божий», а в католицизме «сын Божий»?

- У тверждение это не соответствует действительности, - священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. - Католики в молитвах также называют себя рабами Божиими. Обратимся к главной службе католиков - Мессе. «Священник, сняв покров с чаши, возносит хлеб на дискосе, говоря: Приими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву, которую я недостойный раб Твой приношу Тебе, Богу моему живому и истинному, за бесчисленные грехи, оскорбления и нерадения мои, и за всех здесь присутствующих, и за всех верных христиан живых и умерших». С началом Евхаристической молитвы (I) священник просит о живых: «Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих…. всех присутствующих, вера которых Тебе известна и благочестие которых Тебе ведомы…». Во время канона Литургии священник произносит: «Посему и мы, Господи, рабы Твои и народ Твой святой, памятуя благословенное Страдание и Воскресение от преисподних и славное на небо Вознесение Того же Христа, Сына Твоего, Господа нашего, приносим преславному Величеству Твоему от Твоих благ и даров…». Во время поминовения усопших произносится молитва: «Помяни еще, Господи, рабов и рабынь Твоих… , которые предварили нас со знамением веры и почивают сном мира». В продолжении молитвы за усопших священник говорит: «И нам грешным рабам Твоим, уповающим на обилие милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и Мучениками, с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавою, Игнатием, Александром, Марцелином, Петром, Фелицитатою, Перпетуею, Агафиею, Луциею, Агнессою, Цецилиею, Анастасиею и всеми святыми Твоими, в сообщество которых приими нас…». В латинском тексте стоит существительное famulus (раб, слуга).

Наше духовное сознание должно быть очищенным от мирских представлений. Мы не должны понятия, заимствованные из области юридических и социальных отношений, применять к высшей реальности, в которой действуют иные начала и законы. Бог хочет всех привести к вечной жизни. Человек, имеющий поврежденную грехом природу, чтобы обрести блаженство в Царстве Небесном, должен не только верить в Бога, но и всецело следовать всеблагой воле Господа. Священное Писание человека, который совлекся своей греховной воли и предал себя спасительной воле Господа, называет «рабом Божиим». Это очень почетное звание. В библейских священных текстах слова «раб Господень» применяются в первую очередь к Мессии-Христу, Сыну Божию, Который до конца исполнил волю пославшего Его Отца. Мессия говорит через пророка Исаию: «Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:16). В Новом Завете апостол Павел говорит о Спасителе: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:7–9). Пресвятая Дева Мария говорит о Себе: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Кого еще Слово Божие называет «рабом Божиим»? Великих праведников: Авраама (Быт.26:24), Моисея (1Пар.6:49), Давида (2Цар.7:8). Св. апостолы применяют к себе это звание: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак.1:1), «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (2 Петр.1:1), «Иуда, раб Иисуса Христа» (Иуд.1:1), «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» (1:1). Право называться рабом Божиим надо заслужить. Многие ли могут с чистой совестью сказать о себе, что они - рабы Божии и не являются рабами своих страстей, рабами греха?

Экология познания:Многих даже искренне верующих христиан порой коробит слово «раб», которым нарекают их в церкви. Кто-то не обращает на это внимания, другие считают поводом избавиться от гордыни, третьи задают вопросы священникам. Что же в действительности означает это понятие?

Зелёная верба над болотом,

К вербе привязана верёвка,

На верёвке утром и вечером

Ходит по кругу учёный хряк.

(перевод на русский польской версии стихотворения А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…»)

Многих даже искренне верующих христиан порой коробит слово «раб», которым нарекают их в церкви. Кто-то не обращает на это внимания, другие считают поводом избавиться от гордыни, третьи задают вопросы священникам. Что же в действительности означает это понятие? Может, в нем и вовсе нет ничего оскорбительного?

О значении слова «рабъ»

Конечно, Библия писалась в те времена, когда язык и значения слов были совсем иными, к тому же еще и переводилась множество раз с одного языка на другой. Неудивительно, если смысл текстов исказился до неузнаваемости. Может, и слово «раб» имело совсем другое содержание?

Согласно церковнославянскому словарю прот. Г. Дьяченко понятие «рабъ» имеет несколько значений: обитатель, житель, слуга, невольник, раб, сын, дочь, мальчик, юноша, молодой невольник, слуга, ученик. Таким образом, уже одно это толкование дает надежду «рабам Божьим» на сохранение человеческого достоинства в своей христианской добродетели: ведь они также – и сын или дочь, и ученик, и просто житель мира, созданного Богом.

Вспомним также и социальный уклад тех времен: рабы и дети хозяина дома жили, по большому счету, в равных условиях. Дети также ни в чем не могли перечить отцу, рабы же были, по сути, членами семьи. На том же положении был и ученик, если мастер какого-то ремесла брал его в услужение.

А, может, «роб»?

Как пишет Агафья Логофетова, ссылаясь на этимологический словарь Фасмера, слово «раб» заимствовано из церковнославянского языка и в древнерусском оно имело форму «роб», «робя», откуда до сих пор встречается в некоторых диалектах форма множественного числа «робята». В дальнейшем корень «роб» превратился в «реб», откуда пошло современное «ребенок», «ребята» и т.п.

Таким образом, опять же возвращаемся к тому, что правоверный христианин – это дитя Бога, а не раб в современном понимании этого слова.

Или «раабъ»?

Уже упоминавшийся словарь Дьяченко включает в себя и другое значение: «Раабъ или рабъ – название учителей еврейских, то же, что раввин». «Раввин» же происходит от древнееврейского «рабби», что, согласно словарю Кольера, означает «мой господин» или «мой учитель» (от «рав» - «великий», «господин» - и местоименного суффикса «-и» - «мой»).

Неожиданное повышение, не так ли? Возможно, «раб Божий» - это учитель, носитель духовного знания, призванный передавать его людям? В таком случае останется только согласиться с фразой иеромонаха Иова, в миру Афанасия Гумерова (сказанной, правда, изначально в несколько ином контексте): «Право называться рабом Божиим надо заслужить».

Современный язык

Несомненно одно: уклад жизни и менталитет людей того времени слишком отличался от нашего. Иным был, конечно, и язык. Поэтому для христианина той эпохи не было моральной проблемы назвать себя «рабом Божьим», равно как не было это и упражнением по избавлению от греха гордыни.

Порой прихожане на форумах предлагают: «…если Библия переводилась множество раз, а смысл слова "раб" за это время изменился, почему бы не заменить его более соответствующим по значению?». Озвучивался, к примеру, такой вариант, как «служитель». Но, по моему мнению, гораздо лучше подходит слово «сын» или «дочь» либо же «ученик Божий». К тому же, по церковнославянскому словарю, это тоже значения слова «рабъ».

Вместо заключения. Немного юмора о метаморфозах понятий

Молодому монаху дали задание помогать остальным служителям церкви переписывать священные тексты. Поработав так с недельку, новенький обратил внимание, что копирование делается не с оригинала, а с другой копии. Он выразил свое удивление отцу -настоятелю: «Падре, ведь если кто-то допустил ошибку, она будет повторяться после этого во всех экземплярах!». Настоятель, подумав, спустился в подземелья, где хранились первоисточники и… пропал. Когда прошли почти сутки с момента его исчезновения, обеспокоенные монахи спустились за ним. Они нашли его сразу: он бился головой об острые камни стен и с безумным видом кричал: «Celebrate!! Слово было “celebrate”! А не “celibate”!».

(Примечание: celebrate (англ.) – праздновать, славить, прославлять; celibate (англ.) - давший обет безбрачия; целибат) опубликовано

Рабы Божьи - что это значит в православии? Знать это - долг каждого человека, живущего с непоколебимой верой в сердце. Вопрос о том, что значит раб Божий в православии, мы постараемся максимально подробно раскрыть в рамках этой статьи. Тема с религиозной точки зрения непростая. Но весьма важная для понимания христианской догмы и общечеловеческого опыта. Итак, начнем.

Сын человеческий

Фигура Иисуса Христа является основополагающей не только для христианства, но и для всего человечества в целом. В послании к Коринфянам говорится, что он обнищал ради нас. В послании к Филистимлянам мы можем прочесть, что Христос уничтожил, опустошив, себя, принял образ раба, смирив себя. Сын человеческий, Господь, Агнец Божий, Превечное Слово, Альфа и Омега, Воздаятель, Господин субботы, Спаситель мира - именно такие эпитеты и множество других применяются к Иисусу. Сам Христос называет себя путем, истиной и жизнью, и, несмотря на столь величественные имена, он принял образ раба, являясь сыном Божьим. Иисус - раб Божий, Христос - сын Божий.

Христиане - рабы Всевышнего

Что значит раб Божий? При упоминании слова "раб" возникают ассоциации с неравноправием, жестокостью, несвободой, нищетой, несправедливостью. Но это относится к социальному рабству, которое создало общество, боролось с ним на протяжении многих веков. Победа над рабством в социальном смысле не гарантирует духовной свободы. На протяжении всей истории церкви христиане именуют себя рабами Божьими. Одно из определений человека, совершенно чему-либо предавшегося. Посему раб Божий означает христианина, стремящегося всецело предаться воле Бога. А также соблюдению его заповедей, борьбе с собственными страстями.

Каждый ли христианин достоин называться рабом Божьим? Ссылаясь на определение, приведенное выше, разумеется, нет. Все люди грешны, и лишь немногим удается всецело посвятить себя Христу. Поэтому каждый верующий во Вседержителя обязан с благоговением, смирением и великой радостью называть себя рабом Божьим. Но человеческая гордыня и незнание зачастую берут верх. Произнесенное слово "раб" и все связанные с ним ассоциации порой затмевают окончание рассматриваемого нами эпитета. В нашем понимании эксплуататорское и высокомерное отношение господина к своему слуге является закономерным. Но Христос разрушает эту закономерность, произнеся, что мы являемся его друзьями, если исполняем то, что он заповедовал нам.

«Я уже не называю вас рабами, так как раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями» - говорит он в Евангелии от Иоанна. При чтении Евангелия от Матфея или во время службы в православном храме при пении третьего антифона, мы узнаем из слов Христа, что блаженны будут миротворцы - они будут названы сынами Божьими. Но здесь речь идет о Царствии Небесном. Посему сыном Божьим любой христианин обязан почитать лишь Иисуса Христа. Вот почему раб Божий, а не сын Божий.

Рабство социальное и духовное

Любое рабство означает ограничение свободы в человеке, во всем его существе. Понятия социального и духовного рабства насколько сильно разнятся, настолько и сопряжены. Понятия эти достаточно просто рассмотреть через призму богатства земного или финансового благополучия, говоря современным языком.

Рабство богатств земных тяжелее всякого страдания. Об этом хорошо знают те, кто удостоились освободиться от него. Но для того, чтобы и нам узнать истинную свободу, необходимо разорвать узы. В доме нашем должно храниться не золото, а то, что ценнее всех мирских благ — человеколюбие и даст нам надежду на спасение, освобождение, а золото покроет нас стыдом перед Богом и во многом будет содействовать влиянию на нас дьявола.

Рабство и свобода

Самый драгоценный дар Бога человеку, дар любви - свобода. Конечно, людям так неизвестен, так труден религиозный опыт свободы, так же как прост опыт закона. Современное человечество без Христа и сейчас живет подобно древним иудеям под игом закона. Все современные государственные законы являются отражением естественных. Самое непреодолимое рабство, самые крепчайшие оковы - смерть.

Все освободители человеческие, бунтовщики, ярые мятежники остаются только рабами в руках смерти. Не дано понять всем мнимым освободителям, что без освобождения человека от смерти все остальное - ничто. Единственный человек среди человечества восстает на смерть - Иисус. Как для каждого из нас естественным, нормальным является "умру", для него - "воскресну". Он единственный почувствовал силу в себе, необходимую, чтобы смерть смертью победить как в себе, так и во всем человечестве. И люди в это поверили. И, хоть не многие, будут верить до конца времен.

Освободитель

Истина освободит нас. Так говорит нам евангелист Иоанн. Мнимая свобода - рабский бунт, дьяволом организованный мост от социального незначительного рабства, которое мы именуем революцией, к тоталитарному в будущем рабству Антихриста. Этого лика дьявол уже не скрывает в исторический период, который мы называем современностью. Поэтому именно сейчас погибнуть или спастись миру означает отвергнуть или принять перед поработителем слово освободителя: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ио. 8, 36). Рабство у Антихриста, свобода во Христе - вот предстоящий выбор человечества.

Что сказано в Библии

Так все-таки человек - раб Божий или сын Божий? Понятие "раб", пришедшее к нам из Ветхого завета, сильно отличается от современного понимания данного термина. В рабами Божьими именовали себя цари и пророки, тем самым подчеркивая свое особое назначение на земле, а также выражая невозможность службы кому-либо, как только Господу Богу.

Раб Божий в Древнем Израиле - это титул, удостоиться которого могли лишь цари и пророки, через которых с народом общался сам Господь. Рассматривая же рабство как социальную составляющую, необходимо отметить, что в Древнем Израиле рабы являлись практически полноправными членами семьи своего господина. Примечательно, что до рождения сына у Авраама его раб Елеазар являлся его главным наследником. После же рождения Исаака Авраам отправляет своего раба Елеазара с множеством даров и поручением отыскать невесту своему сыну.

Эти примеры ярко показывают различие между рабством в Древнем Израиле и рабством в Древнем Риме, с которым обычно ассоциируется понятие данного термина у наших современников.

В Евангелии Христос рассказывает Господин создал виноградник, нанял работников трудиться на нем. Каждый год он отправлял своих рабов для проверки проведенных работ. Примечательно, что на винограднике трудятся наемные рабочие, а рабы являются поверенными своего господина.

Понятие раба Божия в христианстве. Женщины Ветхого Завета

Понятие "раб Божий" появляется еще в Ветхозаветной истории. Как мы рассмотрели выше, означал титул царей и пророков. Женщины, как и большинство мужчин, не имели права именовать себя подобным эпитетом. Однако это не умоляет женской личности.

Женщины, как и мужчины, могли участвовать в религиозных еврейских праздниках, приносить жертвы Богу. Это говорит о том, что они лично держали ответ перед Господом. Важно то, что женщина напрямую могла в своей молитве обращаться к Богу. Подтверждением этого служат следующие исторические примеры. Так, пророк Самуил был рожден по молитве бездетной Анны. Бог вступал в общение с Евой после грехопадения. Вседержитель напрямую общается с матерью Самсона. Значение женщины в истории Ветхого Завета невозможно переоценить. Поступки и решения Ревекки, Сары, Рахиль имеют грандиозное значение для еврейского народа.

Роль женщины в Новом Завете

“Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 28-38). Этими словами Дева Мария смиренно отвечает ангелу, принесшему ей весть о будущем рождении сына Божьего. И так впервые в истории человечества появляется понятие "раба Божия". Кому, как не Деве Марии, благословенной между женами, суждено первой принять этот великий духовный титул? Богородица прославляется во всем христианском мире. За Богоматерью идет раба Божия Елизавета, непорочно зачавшая Иоанна Крестителя.

Ярким примером этого титула являются пришедшие в день Воскресения Иисуса Христа ко Гробу Господа с благовониями, ароматами для ритуального умащения тела. Исторические примеры, подтверждающие смирение и веру истинно христианских женщин, встречаются и в современной истории. Жена Николая II Александра Фёдоровна и его дочери причислены к лику святых.

Раба на молитве

Открывая молитвослов и читая молитвы, мы не можем не обратить внимания, что все из них написаны от мужского лица. Нередко у женщин возникает вопрос о том, стоит ли использовать слова в женском роде, написанные от мужского лица. Наиболее точно никто не смог бы ответить на этот вопрос, как святые отцы православной церкви. Амвросий Оптинский утверждал, что не стоит заботиться о мелочной точности правила (молитвенного), надобно заботиться больше о качестве молитвы и душевном мире. Игнатий Брянчанинов говорил, что существует для человека, а не человек для правила.

Употребление термина в мирской жизни

Несмотря на то что рабом Божьим считает себя каждый христианин, именовать себя так в повседневной обыденной жизни по советам православных священников нежелательно. Не то чтобы это было кощунством, но, как мы уже рассматривали выше, каждый христианин должен с благоговейным почтением и радостью относиться к этому эпитету. Это должно жить в сердце верующего человека. А если это действительно так, то никто не станет никому ничего доказывать и заявлять об этом на весь мир.

Обращения "товарищ" во времена Советской власти или "господа" в период Царской России ясны и закономерны. Обращение же и произнесение слов "раб Божий" должно происходить в подобающем для этого месте, будь то православный храм, монастырская келья, кладбище или просто уединенная комната в обычной квартире.

Третьей заповедью строго запрещается упоминать имя Господа всуе. Посему произношение этого эпитета неприемлемо в шуточной форме или в виде приветствия и в подобных этим случаях. В молитвах о здравии, об упокоении и других после слов "раб Божий" следует написание или произношение имени молящегося или того, о ком просят в молитве. Сочетание этих слов обычно либо слышится из уст священника, либо произносится или мысленно читается в молитвах. После эпитета "раб Божий" имя желательно произносить в соответствии с церковным написанием. К примеру, не Юрий, а Георгий.

Свидетельства рабов Божьих

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24, 14). Сегодня многие люди в церкви пытаются определить по знамениям, насколько близко второе пришествие Христа. Такое знамение, например, можно наблюдать в возвращении евреев в Израиль. Но Господь вышеупомянутыми словами даёт понять, что наиболее ярким признаком его второго пришествия является то, что Евангелие будет проповедано для всех народов во свидетельство. Иными словами, свидетельства рабов Божьих (их жизненные подтверждения) доказывают реальность Евангелия.

Рабы в Царствии Небесном

Несмотря на человеческую греховность и стремление занять господствующее место в мироздании, Христос в очередной раз проявляет свою милость и человеколюбие, принимая образ раба, являясь в то же время Сыном Господа Бога. Он разрушает наши укрепившиеся ошибочные стереотипы о величии и власти. Христос говорит своим ученикам про то, что желающий быть большим станет слугою, а тот, кто желает быть первым, будет рабом. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупления многих» (Мк. 10, 45).

Статьи по теме: