Содержание понятия познание. Познание

3. ПОЗНАНИЕ

3.1. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.

Формы чувственного познания:

    Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).

    Восприятие – целостный образ предмета или явления.

    Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Формы рационального познания:

    Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).

    Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).

    Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).

Процессу познания присущи некоторые противоречия:

1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.

2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.

3.2. Истина, ее критерии. Относительность истины.

Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.

Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.

Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.

Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:

    Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.

    Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.

    Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.

3.3. Виды человеческих знаний

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.

Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.

Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.

Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.

Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.

Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).

Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.

3.4. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание

Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

Черты научного познания:

    исследование существенных, типичных, устойчивых связей, свойств и отношений;

    объективность;

    строгая доказательность, опытная проверка, воспроизведение, повторение результатов;

    систематичность знания, формирование целостной системы понятий, символов, формул, теорий;

    использование полученных знаний в реальной жизни.

В структуре научного познания выделяются два уровня – эмпирический и теоретический .

Эмпирическое познание ориентировано на явления, в нем преобладает чувственный опыт, рациональное познание подчинено чувственному. Главные методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение, эксперимент.

Теоретическое познание ориентировано на сущность явлений, оно основано на рациональном познании. Главные методы теоретического познания – абстрагирование, формализация, моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, идеализация.

Основные формы научного познания:

    Научный факт – предложение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание.

    Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования.

    Научная идея – интуитивное объяснение явления.

    Гипотеза – допущение или предположение, нуждающееся в доказательстве.

    Закон – отображение существенной, необходимой или повторяющейся связи между объектами или явлениями.

    Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

Социальное познание – познание общества, социальных отношений. В данном виде познания субъект и объект познавательной деятельности совпадают. Социальное познание ориентировано на исследование качества (значимость явлений), а не количества (типичность, повторяемость). Социальное познание направлено на исследование единичного, уникального на основе общего, закономерного. Социальное познание изучает не только общественные связи, но и человека, поэтому его часто называют социально-гуманитарным.

Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. Социально-гуманитарные науки – психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение.

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта .
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод , который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

Даем определение:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

Статьи по теме: