Состав почвы окружающий мир 3. Состав почвы

В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.

Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.

Как образуется почва

В принципе, процесс образования почвы следует рассматривать с точки зрения непосредственной взаимосвязи живой и неживой природы - как результат жизнедеятельности организмов и выветривания горных пород.

Хвоинки, веточки деревьев, сухие опавшие листья и трава, накапливаются в земле и уже за полгода становятся ; под ними, в свою очередь, находятся камешки, глина и песок, перегной, останки животных и насекомых - божьи коровки, муравьи.

В почве также находятся грибы и бактерии …
Дождевые черви и кроты вообще большую часть своей жизни проводят в почве, лишь изредка показываясь наружу.
Майские жуки в почве откладывают яйца.
Для улиток и лягушек почва является спасением от жаркой погоды.

А ещё животные размельчают остатки растений в почве, а бактерии превращают их в перегной.
Основным свойством почвы является плодородие.

Под плодородием подразумевают наличие в почве веществ, которые обуславливают рост и развитие растений.

Как определить состав почвы?

Опыт №1. Воздух

Опустите в стакан с водой маленький комочек почвы (сухой). И, вы увидите, как на поверхность воды будут подниматься пузырьки, что и свидетельствует о наличии в почве воздуха.

Опыт №2. Минеральные соли, глина, песок

Опустите почву в стакан с водой, размешайте и оставьте на некоторое время. После чего капните пару капель помутневшей воды на стёклышко и нагрейте его. Когда вода испарится, то на стекле вы увидите белый налёт, указывающий на присутствие в почве минеральных солей.

В самом же стакане можно будет со временем наблюдать следующее: на дне осядет песок, на нём отложится глина, а уже на самой глине – перегной.

Опыт №3. Вода

Разместите размельчённые комки почвы на какой-либо жестяной поверхности и подогрейте её; одновременно держа стёклышко над почвой: стекло сначала запотеет, а потом на неё появятся капли воды. а значит, что в почве содержится вода.

Опыт №4. Перегной

В продолжение предыдущего: не прекращайте нагрев почвы, и вы почувствуете противный запах. Дело в том, что подобный запах дают горящие гниющие останки животных и растений (перегной).
А если продолжить нагрев, то перегной весь сгорит и почва станет серого цвета. Получается, что именно перегной и обуславливает тёмный цвет почвы.

С. 62

1. Сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, вода, использованная в быту.
2. Дополняют выше сказанное рисунки, на которых изображено, как человек загрязняет воду, выбрасывая мусор, отмывая свой автомобиль, сливая ненужное топливо, оставляя после себя мусор на местах отдыха.
3. Нужно попросить кого-то из взрослых перекрыть воду и позвонить в аварийную службу.

1. Огромное количество воды используют в промышленности для получения стали, бумаги.
2. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, вода, использованная в быту.
3. От загрязнения воды в реках, озёрах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека.
4. Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения, в которых загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Во многих таких сооружениях помогают очищать воду особые бактерии, неопасные для людей. Они обезвреживают ядовитые вещества. Строятся такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.
5. Каждый человек должен использовать воду экономно.

Что такое почва

С. 67

1. Почва – это верхний плодородный слой земли.
2. В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
3. Если комочек почвы бросить в воду, то можно увидеть, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Это доказывает, что в почве есть воздух. При нагревании почвы из неё сначала начнёт испаряться вода, а потом покажется дым и появится неприятный запах. Это доказывает, что в почве содержится вода и перегной. Если прокалённую почву насыпать в стакан с водой и размешать, то через некоторое время на дно стакана осядет песок, поверх песка – глина. Если профильтровать воду, в которой находилась почва, поместить несколько капель на стекло и подержать его над огнём, то можно заметить на стекле белый налёт. Это доказывает, что в почве содержаться минеральные соли.
4. В почве обитают бактерии, дождевые черви, медведки, сверчки, многоножки, личинки жуков, кроты, лесные мыши, жабы. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.

Разнообразие растений

С. 71

Роза, клён – цветковые растения, лиственница, кедр – хвойные растения, морская капуста – водоросли.

С. 73
1. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

Солнце, растения и мы с вами

С.77

1. Из воздуха растения поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.
2. Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Из корня по стеблю в листья поступает вода. Листья из воздуха поглощают углекислый газ. Из частиц воды и углекислого газа в листьях образуются сахар и крахмал – главные для растений питательные вещества. Но чудесная «кухня» работает только на свету!
3. Растениям и людям для жизнедеятельности необходимы солнечный свет и тепло. Солнечный свет необходим для работы чудесной «кухни», в результате работы которой образуются питательные вещества сахар и крахмал.
4. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа

Что такое почва

Верхний плодородный слой земли - почва .
Главное свойство почвы - плодородие .

Практическая работа "Состав почвы"
Выполни опыты. Запиши результаты в таблицу.

Опыт 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода.
Опыт 3. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка - глина.
Опыт 5. Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его на огнём. Вода быстро испариться, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Итак, в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые минеральные соли. Соли - это питательные вещества, без которых растения не могут жить .

Перечисли, что растения получают из почвы.
Растения получают из почвы: воздух, воду, минеральные соли.

Отгадай кроссворд "Почва:

1. Верхний слой земли, на котором растут растения. Ответ: почва
2. Вещество, входящее в состав почвы, благодаря которому растения лучше растут. Ответ: перегной
3. Основное свойство почвы. Ответ: плодородие
4. Одна из составных частей почвы. Ответ: песок

В почве солей мало. Растения могли бы быстро их израсходовать, но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется благодаря перегною.
Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы.



Какие животные живут в почве?
Ответ: Медведка, личинка жука, сверчок, крот, многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым материалом: «Что такое почва».
  2. Познакомить с понятиями: почва, перегной, плодородие.
  3. Выявить основные свойства почвы, состав почвы.
  4. В процессе опытов и практических занятий, развивать мышление, наблюдательность, любознательность детей.
  5. Узнать о преобладающих почвах родного края.
  6. Воспитывать бережное отношение к почве и чувства защиты почв от разрушения.

Оборудование:

  1. макет почвенного обнажения; коллекция местных почв;
  2. рисунок «Почвенное обнажение»;
  3. песок, глина, почва;
  4. картина типов почв (подзолистая, черноземная, торфяная);
  5. для опыта: почва, прокаленная почва, стеклянные палочки, пробирки, спиртовка, жестяная баночка, треножник с сеткой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опрос домашнего задания. Тест по теме «Как разрушаются камни »

Тест «Как разрушаются камни»

Что происходит с водой при превращении ее в лед?

a) Вода, превращаясь в лед, расширяется;

b) Вода, превращаясь в лед, сжимается;

c) С водой при превращении в лед ничего не происходит.

Что происходит с камнями при нагревании?

a) Камни при нагревании расширяются;

b) Камни при нагревании сжимаются;

c) С камнями при нагревании ничего не происходит.

За счет чего в скалах, и камнях образуются трещины?

a) За счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;

b) За счет остывания скал, камней по ночам;

c) За счет неравномерного расширения и сжатия скал, камней.

Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

a) Животные;

b) Растения;

c) Грибы и микробы

Что образуется при разрушении скал, камней?

a) Песок и глина

b) Мрамор и гранит;

c) Вода и газ.

III. Введение в тему

а) Урок начинается с чтения статьи «Чудесная кладовая».

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался,как она называется. (М.Ильин)

Какое чудо происходит в кладовой?

б) Определяется тема урока; постановка задач урока.

Разгадайте кроссворд, и вы узнаете название кладовой. (Почва)

1. Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения и измельчения камней. (Песок)

2. Часть растения, которая находится глубоко в земле. (Корень)

3. Образование на ветке, из которого появляется лист или цветок. (Почка)

4. Вещество, которое необходимо для каждого растения. (Вода)

5. Животное, которое имеет восемь ног. (Паук)

Как называется кладовая? (Почва)

Видели ли вы, когда-нибудь склон большого обрыва? Стену большой ямы? Где? Из чего состоит обрыв? (Из глины, песка, камней)

Какой цвет имеет обычно верхний слой земли? (Темный)

в) Рассматривание почвы (Остатки корешков, стебельков растений, остатки листьев, части насекомых и т. д.)

Это почва. Итак, верхний, темный, рыхлый, слой земли, где растут и могут расти растения - это почва.

На доске: Почва - верхний, темный слой земли.

Ребята, попробуйте назвать главное свойство почвы.

Основным признаком почвы является ее плодородие.

Почему же почва плодородна? Из чего она состоит и что в ней содержится? Ответить на эти вопросы помогут нам опыты:

IV. Наблюдение над опытами. Состав почвы.

Бросим комок почвы в стакан с водой. (Из нее выходят пузыри воздуха)- в почве есть воздух.

Нагревание почвы на металлической крышке с одновременным держанием над ней стекла - стекло «запотевает»- в почве есть вода.

Дальнейшее нагревание почвы – появление дымка и резкого запаха – горят остатки растений и животных.

Размешивание сильно прокаленной почвы в воде и наблюдение за осадком – вначале оседает песок, затем глина – ­­в почве есть песок и глина.

Фильтрование воды через песок, глину – почва пропускает воду лучше, глина, но хуже песка.

Чем еще отличается почва от песка и глины?

Цветом составом, способностью пропускать воду, а еще?

Кто догадался?

Хорошо ли растут растения на песке, глине и камнях?

На почве растут все растения намного лучше, чем на глине и песке, камнях, то есть почва - плодородна - или почва обладает плодородием, свойством которого нет у песка, глины, камней.

Итог

Почва – верхний рыхлый слой земли темного цвета.

Почва состоит из песка, глины, камешков, остатков растений и животных.

В почве есть вода и воздух.

Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже песка.

Главное свойство почвы – ее плодородие.

V. Рассказ учителя

Почему почва темного цвета? От чего зависит ее цвет?

В почве мы обнаружили остатки растений и животных. Они гниют, и при гниении их в почве образуется перегной – продукт их гниения. Вот перегной и придает почве темный цвет, чем больше перегноя, тем толще и темнее слой почвы.

Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые очень необходимы растению. Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают их с водой в листья. В листьях на свету в теплое время года образуется живое вещество и в виде сока по коре поступает в ветки, ствол, корни – от этого растения растут. Минеральные соли – пища растений.

Когда растения умирают – они гниют, образуя перегной, а перегной снова превращается в минеральные соли.

Совершенствуется круговорот веществ в природе (от неживой к живой и обратно).

Итог

Остатки отмерших растений и животных образуют перегной. Перегной придает почве темный цвет. Перегной образует минеральные соли – пищу растений.

Дополнительный материал

Почва в природе образуется очень медленно: за 100 лет – 1 см.

VI. Физкультминутка

VII. Виды почв

Ребята, разнообразны почвы нашей страны.

Демонстрация:

*Черноземная почва.

*Подзолистая почва.

*Торфяные почвы.

а)- Как вы думаете, какая из этих почв наиболее плодородная? (черноземная)

Как вы догадались? (По толщине и цвету почвы - по количеству перегноя в ней)

В России много черноземных почв и самые мощные черноземы достигают 2-x метров, а 200 лет назад около Воронежа находили чернозем до 6 м толщиной.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Фашисты вывозили русский чернозем в Германию.

б)– Подзолистые почвы находятся в зоне лесов - особенно хвойных. Посмотрите на цвет этих почв на картине и попробуйте догадаться, почему она так называется (за цвет, похожий на золу)

Подзолистая почва не очень плодородная, так как в ней немного перегноя, но если в нее внести навоз, она даст хороший урожай - навоз, перегнивая, увеличивает в почве количество перегноя.

Торфяные почвы - коричневого цвета, но в них много воды и из-за этого остатки растений гниют плохо. Для улучшения плодородия торфяных почв их осушают и вносят минеральные удобрения.

Итог

Почвы бывают черноземные, подзолистые, торфяные - болотные. Самые богатые почвы черноземные, в них много перегноя.

в) Работа по почвенной карте Татарстана.

VIII. Польза почвы для человека

Какую роль играет почва в нашей жизни?

Мы выращиваем на почве зерновые культуры (хлеб, крупы, мука) + овощи + фрукты + технические культуры: лен, хлопок, горчицу, подсолнечник, свеклу; в этом – ткани, масло, сахар, цветы – мед.

На почве вырастают корма для животных: трава, сено, силос, зерно. А животные вам дают молоко, мясо, масло, шерсть, кожа животных – для обуви и одежды.

На почве растут лекарственные растения, из которых делают лекарства.

На почве растут деревья, из которых мы делаем мебель, дома, стройматериалы, бумагу, цветы – украшающие нашу землю, жизнь.

Итог

Почва - основное наше богатство, она дает нам все продукты питания, одежду, лекарства, стройматериалы.

Без почвы погибнет жизнь.

IX. Защита почв от разрушения

а) Работа с учебником с 68

Борьба с оврагами.

Борьба с разрушением почв ветром.

Почва сильно разрушается водой, ветром и неправильно обработкой. Для защиты почв необходимо бороться с оврагами, защищать почву от ветра лесополосами, правильно обрабатывать почву и вносить в нее удобрения

Лучшее удобрение - это навоз.

Черви - полезные животные, они улучшают почву.

Восстановить разрушения почву очень трудно, а иногда невозможно.

X. Закрепление материала (по таблице)

XI. Домашнее задание

Стр. 65-70 пересказ, ответить на вопросы.

Страница 17 из 26

ЧУДО ПОД НОГАМИ, стр. 50-51

Практическая работа "Исследование состава почвы"

Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод: Почва оседает на дно, но не вся. В почве есть воздух.

Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод: Стекло запотело. Это говорит о том, что в почве есть вода.

Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха.

Вывод: В почве содержится перегной.

Опыт 4. Прокаленную почву, в которой перегной сгорел, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала, и что через некоторое время. О чем говорит этот опыт?

Вывод: Сначала на дно осел песок, затем глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнем. Что произошло с водой? Что сталось на стекле? Это минеральные соли. О чем говорит этот опыт?

Вывод: Вода испарилась, на стекле остался осадок. Это говорит о том, что в почве содержатся минеральные соли.

Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

Статьи по теме: