Анна испанская королева. Реальная история с подвесками королевы

Анна Австрийская: королева с алмазными подвесками

Благодаря Александру Дюма она стала одной из самых знаменитых королев в истории человечества. И это не преувеличение. Во всем мире на протяжении многих поколений подростки читают, а взрослые - с наслаждением перечитывают «Трех мушкетеров». А если кто-то не прочитал - то уж фильм-то видел точно, ведь эта книга экранизировалась не меньше пятнадцати раз в разных странах, в разные времена. Поэтому все слышали про Анну Австрийскую. Про королеву, которую любил английский герцог Бэкингем. Про королеву, которую ненавидел, тайно к ней вожделея, кардинал Ришелье. Про королеву, которой муж подарил алмазные подвески, - а она отдала их Бэкингему - а об этом узнал кардинал. Алмазные подвески на голубом парчовом банте… Из-за них в романе - и в фильмах - было столько суеты! А больше про нее, как правило, ничего и не знают. Для большинства она так и осталась героиней Дюма - королевой с алмазными подвесками.

«Если король казался благороднейшим дворянином своего королевства, то королева, бесспорно, была прекраснейшей женщиной Франции».

Александр Дюма «Три мушкетера»

Анна родилась в августе 1601 года в Испании, - а «Австрийской» звалась всю жизнь потому, что мать ее, принцесса Марианна, была родом из Австрии, из дома Габсбургов. Габсбурги по происхождению - австрийская династия, однако «Австриячка» (как ее называли в народе) Анна никогда в жизни не была в Австрии. В отличие от другой французской королевы из династии Габсбургов - Марии-Антуанетты, которую во Франции также будут называть «Австриячкой», но ее уже - по праву происхождения.

От матери Анна унаследовала свою ослепительно-белую, нежную, прозрачную кожу, роскошные рыжевато-белокурые волосы и крупный, очень яркий рот с полной нижней губой: эта губа была отличительной чертой всего рода Габсбургов, у одних - как у Анны - она казалась «надменно вывернутой», у других - «отвисшей».

От отца, испанского короля Филиппа III, Анна унаследовала высокий рост, точеный нос с горбинкой и большие, чуть навыкате, ярко-голубые глаза.

А в общем-то, она была красивой девочкой, а с возрастом превратилась в еще более красивую женщину. Все современники - даже те, у кого не было причин льстить - отмечали ее высокий рост, царственную осанку, великолепную фигуру, соблазнительную полноту груди и плеч, необыкновенной красоты руки. Но особенно много комплиментов Анна Австрийская получала благодаря своей коже. Некоторые даже говорили, что кожа ее так прозрачна, что, когда королева пьет красное вино, видно, как оно течет в горле… Сейчас этот комплимент кажется сомнительным и даже не слишком аппетитным. Но тогда нежность кожи была признаком бесспорно аристократического происхождения - вспомнить хотя бы «Принцессу на горошине»! - только у настоящих принцесс кожа так нежна, что они чувствуют горошину сквозь двенадцать тюфяков и двенадцать перин! Кожа Анны Австрийской была так чувствительна, что прикосновение обыкновенного полотна вызывало на ней раздражение. Она не признавала иного нательного и постельного белья, кроме батистового. Простыни, которые делались на заказ для Анны Австрийской, были так тонки, что каждую можно было протянуть сквозь кольцо. Кардинал Мазарини, ее возлюбленный и тайный супруг, сказал как-то раз: «Если Вы, сударыня, попадете в ад, то вместо обещаемых всем грешникам мучений для Вас достаточно будет стлать на постель парусинные простыни!» Анна сочла эту шутку изысканной и милой…

Анна Австрийская любила комфорт и роскошь.

Казалось бы - кто их не любит? Но у этой королевы вкусы отличались особенной изысканностью.

Самой большой ее страстью - после тонкого белья - были благовония: Анна их коллекционировала, и парфюмеры старались превзойти друг друга, дабы снискать милость королевы Франции, а купцы и побывавшие в дальних странах дворяне считали обязательным привезти королеве какую-нибудь благоуханную диковинку: ароматические курения, сандаловые фигурки или шарики из овечьей шерсти, пропитанные душистыми маслами, - их арабские женщины носят в драгоценных флакончиках-ароматницах на груди, они сохраняют свои свойства по многу лет.

Еще Анна обожала душистые цветы, и для нее одной было разбито несколько оранжерей - она желала каждое утро видеть свежий букет в своем будуаре!

Единственно - она не выносила запах розы. Настолько, что, даже видя розу на картине, теряла сознание от одной мысли о ее запахе. В современной психиатрии это явление называется «идиосинкразией» и считается болезнью. Впрочем, даже болезнь у Анны Австрийской - причиной которой наверняка были несколько столетий родственных браков между Габсбургами! - изысканная: идиосинкразия к розам - что может быть романтичнее…

Два с половиной столетия спустя сын писателя, обессмертившего Анну Австрийскую, - Александр Дюма-сын - обессмертит ее болезнь: в «Даме с камелиями» прекрасная Маргарита Готье не выносит запаха роз.

В августе 1612 года, сразу после того, как Анне исполнилось одиннадцать лет, ее отец подписал брачный контракт с Марией Медичи, французской королевой-регентшей: прелестная маленькая принцесса была предназначена в жены своему ровеснику - французскому королю Людовику XIII.

Свадьба состоялась три года спустя.

Анна была девочкой веселой и беспечной - поездка во Францию представлялась ей чудесной прогулкой.

Но Людовик - замкнутый, угрюмый, неуверенный в себе подросток - боялся предстоящей свадьбы.

Дело в том, что Мария Медичи поручила де Люиню, известному при дворе своим распутством, объяснить Людовику суть супружеских взаимоотношений… И сделанные им открытия глубоко потрясли юного короля. С тоской Людовик говорил: «Я ее совсем не знаю, без меня ее выбрали мне в супруги, и какова она ни есть - уродлива или красива, - я все равно должен буду уложить ее в свою постель и целовать, обнимать и любить до конца жизни… Разве это справедливо?» Он очень боялся, что испанская инфанта окажется некрасивой. Он, конечно, получил портрет, но понимал, что придворные живописцы чаще всего льстят венценосным моделям. А увидеть невесту он мог только в день свадьбы.

Люинь был наслышан о красоте Анны Австрийской и предложил королю развеять его страхи единственным возможным способом - тайком посмотреть на инфанту. Король согласился, и друзья отправились в Кастр, где кортеж инфанты остановился на отдых. Из окна гостиницы им удалось увидеть, как Анна садится в карету, но это был лишь краткий миг - король почти не разглядел свою нареченную. Кортеж инфанты тронулся в путь, а потому король сел в собственный экипаж и приказал догнать испанцев. Когда чужая карета на полном скаку поравнялась с каретой, в которой ехала инфанта, девочка выглянула, чтобы как следует разглядеть наглеца. И Людовик, пораженный ее красотой и смущенный собственной отвагой (немыслимой прежде для сына властной Марии Медичи), крикнул ей: «Я - король инкогнито!» Тем же вечером Анна и Людовик познакомились во дворце епископа Бордо. Они понравились друг другу, и король очень мило ухаживал за своей невестой. Казалось, он наконец осмелел и даже заинтересовался этой очаровательной девочкой.

Свадьба состоялась 25 ноября. Венчание закончилось в пять часов пополудни, день был изнурительно-жаркий, и даже свадебный пир - вопреки традиции - отменили. Усталые новобрачные поцеловали друг друга - и отправились каждый в свою опочивальню, где тут же заснули крепким детским сном.

Но Мария Медичи считала, что Людовик непременно должен исполнить свой супружеский долг в первую же ночь. Она сама разбудила юношу и сказала: «Сын мой, обряд венчания - это всего лишь прелюдия к бракосочетанию. Вы должны отправиться к королеве, вашей супруге. Она ждет вас…»

Людовик привык во всем подчиняться матери, поэтому покорно ответил: «Мадам, я только ждал вашего приказания. Я пойду к жене вместе с вами, если вам так угодно».

Накинув халат и сунув ноги в домашние туфли, он направился в опочивальню Анны.

Следом за ним туда вошли Мария Медичи, две кормилицы, гувернер короля господин Сувре, лейб-медик Эроар, маркиз де Рамбуйе, хранитель королевского гардероба с обнаженной шпагой в руке, старший камердинер Беренгьен с подсвечником, граф де Гиз, граф де Граммон и еще несколько придворных.

Анна Австрийская, вопреки утверждениям свекрови, вовсе не ждала супруга, а крепко спала, и была изумлена и даже испугана, когда увидела всю эту процессию, входящую в ее покои.

«Дочь моя, я привела к вам короля - вашего супруга. Прошу вас: примите его и любите!» - громогласно произнесла Мария Медичи.

И Анна, покраснев от смущения, пробормотала по-испански: «У меня нет иного желания, мадам, как только повиноваться Его Величеству, моему супругу, и угождать ему во всем».

К счастью, здесь же находились несколько камеристок и придворных дам, выбранных Филиппом III для своей дочери из числа испанок, знавших французский язык. Они перевели слова юной королевы.

В присутствии множества свидетелей король сбросил халат и лег рядом с женой. Оба они выглядели смущенными и несчастными. Мария Медичи подошла к ложу и тихо произнесла несколько фраз. Что именно она сказала - неизвестно. Но, видимо, давала некие советы, называя при этом все своими именами… Потому что, пока она говорила, Анна Австрийская покраснела как маков цвет, а Людовик стал бледнее подушки.

«Теперь всем пора уйти», - объявила Мария Медичи и покинула опочивальню. Действительно - ушли все, кроме кормилиц и камеристок, а также - лейб-врача, которые должны были проследить за тем, чтобы король и королева надлежащим образом исполнили свои супружеские обязанности. После свершения сего действа доктор осмотрел супругов и снова пригласил в опочивальню королеву-мать и придворных. И дал подробный отчет о случившемся.

Неудивительно, что уже на следующее утро король и королева не могли без смущения смотреть друг на друга и старались вовсе не разговаривать.

После своей первой брачной ночи король проникся таким глубоким отвращением к плотской любви, что остался в истории под именем Людовика Стыдливого.

Четыре года после свадьбы он воздерживался от близости с супругой.

Только в январе 1619 года, когда Людовик подписывал брачный контракт между своей сестрой, Кристиной Французской, и принцем Виктором-Амадеем Савойским, папский нунций смог несколько подвинуть его в сторону со стези добродетели, шепнув: «Сир, я не поверю, что вы допустите, чтобы ваша сестра родила сына раньше, чем у Вашего Величества появится дофин».

После этого король стал регулярно посещать королеву для исполнения супружеских обязанностей. Эту радостную новость сообщили всем послам европейских держав, и кардинал Боргезе писал папскому нунцию: «…выполнение королем своих супружеских обязанностей положительно воспринято в Риме, а сам Папа выразил свое глубокое удовлетворение». Для Анны и Людовика супружеские отношения были в полном смысле слова «обязанностью» - причем наитягостнейшей. И, несмотря на совместные старания, произвести на свет дофина им никак не удавалось…

В общем, брак Анны Австрийской оказался на редкость неудачным.

«Самым главным мужчиной» в жизни Анны Австрийской стал, конечно же, Джордж Вильерс, герцог Бэкингем. Об их любви, о тайных встречах и о том, что королева подарила герцогу алмазные подвески, знают все - благодаря Александру Дюма. Но вряд ли кто-нибудь из читателей Дюма предполагает, что при всей пылкой и нежной страсти, связывавшей этих двоих, они так и не стали любовниками.

История герцога Бэкингема печальна - но типична для тех времен.

В 1603 году, после смерти «королевы-девственницы» Елизаветы I Тюдор, на трон взошел тридцатисемилетний Яков I Стюарт - сын ее самого ненавистного врага: королевы Шотландии Марии Стюарт, казненной по приказу Елизаветы. Яков был женат на датской принцессе, имел детей, но при всем при этом - питал постыдное и неодолимое влечение в красивым мальчикам: так же, как французский король Генрих III. Заняв престол, Яков стал приближать к себе и осыпать милостями мальчиков-подростков. Очень скоро при английском дворе - как некогда при французском - среди молодых людей началось соперничество за должности и земли, полученные через королевскую постель.

Но великой и единственной любовью для короля Якова стал Джордж Вильерс.

Джордж Вильерс родился в 1592 году, а ко двору прибыл в 1612 году, в возрасте двадцати лет, а любовником короля стал, как многие считают, в 1614 году - или к тому моменту он стал главным и постоянным фаворитом.

Джордж происходил из благородной и богатой семьи, но - богатства и знатности достаточно не бывает никогда, поэтому его мать, Мэри Бомонт, поощряла в сыне честолюбие и уничтожала любые ростки ненужной добродетели… Если вообще хоть когда-то этот красивый рыжеволосый юноша был добродетелен! Король начал выделять Джорджа Вильерса, а потом и вовсе позабыл все другие привязанности. Недоброжелатели шипели, что Яков нашел «в характере этого юноши поумеренную ветреность и склонность к распутству». Король называл своего возлюбленного Стини: сокращение от святого Стефана, чье лицо, по Библии, «сияло, словно лик ангела».

Джордж Вильерс действительно был очень красив. В этом легко убедиться, взглянув на знаменитый портрет работы Рубенса. Это надменное точеное лицо, пронзительный, прожигающий взгляд синих глаз, сияющая белая кожа, мягкие локоны рыжеватых волос, - исключительно красивый человек! Можно представить, каким он был в двадцать лет, когда его впервые увидел Яков.

Джордж Вильерс с раннего детства отличался умом и силой воли. Он полностью подчинил себе влюбленного короля. Яков готов был ради Джорджа на все. В письмах король называл «своего Стини» то «женой», то «возлюбленным супругом». Он даровал любовнику титул графа, затем - герцога Бэкингема. Расставил родственников Джорджа на руководящие посты и, в конце концов, сделал любовника министром финансов. И пока Джордж услаждал и развлекал короля, Мэри Бомонт именем и властью своего сына распоряжалась раздачей привилегий и постов тем, кто был полезен семье Вильерс. Или тем, кто платил ей за услуги звонкой монетой.

Сам Яков Стюарт сравнивал свое отношение к Бэкингему с отношением Христа к его любимому ученику - юному апостолу Иоанну. Без малейшего стеснения он говорил: «У Христа был его Иоанн, а у меня сеть мой Джордж». Расставаясь даже ненадолго, король писал Бэкингему нежнейшие письма: «Я хочу жить только ради тебя и предпочел бы быть изгнанным в любой конец земли вместе с тобой, чем жить печальной вдовьей жизнью без тебя. И да благословит тебя Бог, мое сладкое дитя и жена, чтобы ты всегда был утешением своему дорогому папе и супругу». Более того, Яков мечтал о том, к чему в Британии пришли только в XXI веке, то есть о браке со своим возлюбленным: «Молю Бога о нашем брачном союзе на Рождество. Да осенит тебя благословение Божье, жена моя, да пребудешь ты утешением великим своего старого отца и мужа».

К собственному родному сыну - Чарльзу - Яков был не просто безразличен, а относился с какой-то странной неприязнью. Принц Чарльз Стюарт рос несчастным, запуганным ребенком. Наследником считался старший, принц Генри. Чарльз был более слабым, неуклюжим, к тому же заикался, и при дворе над ним посмеивались. Чарльз был моложе Джорджа Вильерса на восемь лет, и будущий герцог Бэкингем пригрел и защитил мальчика. Сомнительно, что это могло быть расчетом… Никто никогда не предполагал, что Чарльз станет королем. Но принц Генри Уэльский скончался в возрасте восемнадцати лет от тифа. И оказалось, что ближайшим другом будущего короля стал фаворит короля правящего!

Бэкингем втягивал принца во всевозможные авантюры. Вместе они совершили почти самоубийственную поездку в Испанию, когда Джорджу пришла в голову мысль, что брак принца Чарльза с испанской инфантой принесет мир давним врагам - Англии и Испании. Ничего из этого не получилось, испанская католичка не хотела выходить замуж за протестанта, но зато - это было настоящее приключение!

Яков ревновал Бэкингема к сыну. Умеренно: он понимал, что это не более чем мужская дружба. Единственным мужчиной в жизни Джорджа оставался король. Правда, у него было много женщин, благо к женщинам Яков его не ревновал. Бэкингем посватался к красавице и богатой наследнице Кэтрин Мэннерс. Ее отец отказал «королевскому содомиту», тогда Джордж попросту похитил Кэтрин. И ее отцу пришлось согласиться на брак, ведь его дочь считалась обесчещенной, проведя ночь в доме Бэкингема. Впрочем, герцог сам был рабом условностей своего времени и жениться хотел на девственнице, поэтому ночь Кэтрин провела в покоях его матери. Но в глазах общества она считалась погибшей… Кэтрин было все равно. Она была влюблена в Джорджа. Она родила ему дочь Мэри и сына Джорджа. Девочка умерла в младенчестве, а мальчик стал наследником отца. Кэтрин была идеальной женой для Бэкингема. Любящей и во всем с ним согласной.

В 1625 году Яков Стюарт скончался.

На троп взошел его сын - Карл Стюарт, бывший нелюбимый королевич принц Чарльз.

Бэкингем получил еще больше власти в правление своего друга. Карл Стюарт умел быть благодарным.

Во Францию герцог Бэкингем прибыл для проведения переговоров относительно сватовства своего лучшего друга - короля английского Карла I - и младшей сестры короля Франции, очаровательной Генриетты-Марии. Предложение было весьма соблазнительным для Людовика XIII, и он дал согласие. Если бы он только мог предвидеть, как печально все окончится! Если бы мог предугадать, что Генриетта-Мария страстно полюбит своего венценосного супруга, но потеряет его и двоих детей во время буржуазной революции… Что король Карл I станет первым монархом, сложившим голову на эшафоте! Увы, Нострадамуса в то время давно уже не было в живых, поэтому предсказать будущее Генриетте-Марии было некому. Но даже если бы появилось такое предсказание - оно не изменило бы решения Людовика XIII. Этот брак был политически выгоден. А значит - он был неизбежен.

Герцог Бэкингем произвел огромное впечатление на Анну Австрийскую.

Во всем он казался противоположностью ее нелюбимому мужу!

Людовик был неловок и нехорош собой.

Герцог Бэкингем ослеплял красотой, казавшейся просто-таки нереальной и языческой.

Людовик XIII заслуженно получил прозвище «Стыдливый»…

Герцог Бэкингем не скрывал своего интереса к красивым женщинам.

Людовик XIII был патологически скуп.

Герцог Бэкингем как-то явился на бал в камзоле, богато расшитом крупными жемчужинами. Во время танца несколько жемчужин оторвалось, и придворные бросились собирать их, дабы отдать английскому посланнику. Но Бэкингем отказался, сказав: «Ах, оставьте их себе!»

Но самое главное - Людовик XIII был равнодушен к ней, Анне.

А Бэкингем влюбился с первого взгляда - отчаянно, пылко, дерзко…

Анну восхищала его пылкость и дерзость. Однажды, протанцевав целый вечер с английским посланником, Анна не сдержала своих чувств и, вернувшись к себе в опочивальню, в присутствии придворных дам вдруг сжала в объятиях герцогиню де Шеврез и принялась пылко целовать ее, плача и бормоча слова нежности, адресованные Бэкингему. В эту ночь Анна не могла заснуть до утра, и до утра герцогиня сидела рядом с ее постелью, беседуя о Бэкингеме.

2 июня 1625 года принцесса Генриетта-Мария отбыла из Лувра к мужу в сопровождении герцога Бэкингема, своей матери Марии Медичи, своей невестки Анны Австрийской и свиты, в которую входила и герцогиня де Шеврез.

В Амьене будущей английской королеве предстояло проститься с семьей. Чтобы развеять печаль разлуки, в Амьене устроили несколько балов с фейерверками. Пользуясь отсутствием мужа и кардинала, Анна Австрийская почти все время проводила с Бэкингемом. Они не в силах были скрыть свои чувства… Да и незачем было скрывать - все окружающие, включая сестру и мать французского короля, сочувствовали влюбленным - таким красивым и таким несчастным! Все были уверены, что любовь английского герцога к французской королеве так и останется платонической. Все, кроме самого Бэкингема.

Как-то ночью, прогуливаясь с королевой по аллее - и заметив, что следовавшая за ними свита заметно отстала, - Бэкингем вдруг дал волю своей страсти, да так, что до смерти напугал Анну, не знавшую иной мужской ласки, кроме опасливых прикосновений своего целомудренного супруга! Герцог сжал королеву в объятиях, повалил на траву, задрал на ней юбки и попытался овладеть… Но - не удалось. Перепуганная, оскорбленная королева принялась звать на помощь. Сбежались придворные, появилась герцогиня де Шеврез. Вырвавшись из объятий Бэкингема, Анна разрыдалась на груди своей лучшей подруги. Бэкингем, очень смущенный, поспешил удалиться…

В более «просвещенные» времена таковое событие могло стать причиной международного скандала или даже войны. Но даже в царствование Людовика Стыдливого французы еще сохраняли свободные взгляды эпохи Франциска I и Генриха IV. Современник и свидетель этого экстраординарного события - Филипп Тома - отметил в своей книге «Интриги при дворе Людовика XIII», вышедшей в 1680 году: «Эти люди привыкли ко всему при дворе, поэтому большинство из них подумали, что герцог просто чересчур темпераментно выразил свои чувства к королеве». Собственно, это соответствовало истине!

Всю ночь Анна проплакала в объятиях герцогини де Шеврез. Золотое шитье на панталонах герцога до крови расцарапало нежную кожу королевы… Но плакала она из-за того, что поступок герцога оскорбил ее высокие чувства к нему, а еще - из-за того, что она боялась больше никогда его не увидеть!

На следующий день герцог Бэкингем должен был покинуть Амьен, чтобы сопровождать Генриетту-Марию дальше к ее жениху. И вот в последний момент, когда принцесса уже сидела в карете, герцог с помутневшим взглядом вдруг заявил, что должен попрощаться с королевой-матерью… Заглянув на мгновение к Марии Медичи - и очень удивив ее своим визитом, герцог ворвался в комнату Анны Австрийской.

Молодая королева еще находилась в постели, и герцог упал на колени перед ее ложем и принялся осыпать поцелуями край простыни, на которой лежала Анна… Графиня де Лануа, пожилая почтенная дама, обычно присутствовавшая при пробуждении Анны Австрийской, сказала ему: «Сударь, держите себя в руках! У нас во Франции так вести себя не принято!»

На что герцог ответил: «Я иностранец и законы вашего государства соблюдать не обязан!»

И вернулся к своему занятию…

Наконец Анна нашла в себе силы сказать, что своим поведением герцог ее компрометирует, и приказала ему удалиться. Но на прощание она позволила ему поцеловать свою прекрасную нежную руку, так что герцог отбыл во Францию прощенный - и вознагражденный!

История с подвесками произошла в реальности. Только роль леди Винтер - коварной Миледи - сыграла леди Карлейль, любовница Бэкингема, отвергнутая им и желающая отомстить. Ришелье ловко использовал ее ревность…

Что же касается тайных встреч - если бы их не было, как бы Анна сумела передать герцогу подвески?

«- Но вы никогда не говорили мне и того, что не любите меня. И, право же, произнести такие слова - это было бы слишком жестоко со стороны вашего величества. Ибо, скажите мне, где вы найдете такую любовь, как моя, любовь, которую не могли погасить ни разлука, ни время, ни безнадежность? Любовь, готовую удовлетвориться оброненной ленточкой, задумчивым взглядом, нечаянно вырвавшимся словом? Вот уже три года, сударыня, как я впервые увидел вас, и вот уже три года, как я вас так люблю! Хотите, я расскажу, как вы были одеты, когда я впервые увидел вас? Хотите, я подробно опишу даже отделку на вашем платье?.. Я вижу вас, как сейчас. Вы сидели на подушках, по испанскому обычаю. На вас было зеленое атласное платье, шитое серебром и золотом, широкие свисающие рукава были приподняты выше локтя, оставляя свободными ваши прекрасные руки, вот эти дивные руки, и скреплены застежками из крупных алмазов. Шею прикрывали кружевные рюши. На голове у вас была маленькая шапочка того же цвета, что и платье, а на шапочке - перо цапли… О да, да, я закрываю глаза - и вижу вас такой, какой вы были тогда! Я открываю их - и вижу вас такой, как сейчас, то есть во сто крат прекраснее!

- Какое безумие! - прошептала Анна Австрийская, у которой не хватило мужества рассердиться на герцога за то, что он так бережно сохранил в своем сердце ее образ. - Какое безумие питать такими воспоминаниями бесполезную страсть!

- Чем же мне жить иначе? Ведь нет у меня ничего, кроме воспоминаний! Они мое счастье, мое сокровище, моя надежда! Каждая встреча с вами - это алмаз, который я прячу в сокровищницу моей души. Сегодняшняя встреча четвертая драгоценность, оброненная вами и подобранная мной. Ведь за три года, сударыня, я видел вас всего четыре раза: о первой встречен только что говорил вам, второй раз я видел вас у госпожи де Шеврез, третий раз - в амьенских садах…

- Герцог, - краснея, прошептала королева, - не вспоминайте об этом вечере!

- О нет, напротив: вспомним о нем, сударыня! Это самый счастливый, самый радостный вечер в моей жизни. Помните ли вы, какая была ночь? Воздух был неясен и напоен благоуханиями. На синем небе поблескивали звезды. О, в тот раз, сударыня, мне удалось на короткие мгновения остаться с вами наедине. В тот раз вы готовы были обо всем рассказать мне - об одиночестве вашем и о страданиях вашей души. Вы опирались на мою руку… вот на эту самую. Наклоняясь, я чувствовал, как ваши дивные волосы касаются моего лица, и каждое прикосновение заставляло меня трепетать с ног до головы. Королева, о королева моя! Вы не знаете, какое небесное счастье, какое райское блаженство заключено в таком мгновении!.. Все владения мои, богатство, славу, все дни, которые осталось мне еще прожить, готов я отдать за такое мгновение, за такую ночь! Ибо в ту ночь, сударыня, в ту ночь вы любили меня, клянусь вам!..

- Милорд, возможно… да, очарование местности, прелесть того дивного вечера, действие вашего взгляда, все бесчисленные обстоятельства, сливающиеся подчас вместе, чтобы погубить женщину, объединились вокруг меня в тот роковой вечер. Но вы видели, милорд, королева пришла на помощь слабеющей женщине: при первом же слове, которое вы осмелились произнести, при первой вольности, на которую я должна была ответить, я позвала свою прислужницу.

- О да, это правда. И всякая другая любовь, кроме моей, не выдержала бы такого испытания. Но моя любовь, преодолев его, разгорелась еще сильнее, завладела моим сердцем навеки. Вы думали, что, вернувшись в Париж, спаслись от мет, вы думали, что я не осмелюсь оставить сокровища, которые мой господин поручил мне охранять. Но какое мне дело до всех сокровищ, до всех королей на всем земном шаре! Не прошло и недели, как я вернулся, сударыня. На этот раз вам не в чем было упрекнуть мет. Я рискнул милостью моего короля, рискнул жизнью, чтобы увидеть вас хоть на одно мгновение, я даже не коснулся вашей руки, и вы простили меня, увидев мое раскаяние и покорность».

Александр Дюма «Три мушкетера».

Интриги Анны Австрийской против кардинала Ришелье, которые Дюма в своем романе преподносит как милые развлечения прелестнейшей из женщин, на самом деле были опасны для Франции как для государства.

Анна Австрийская, объединившись с Гастоном Орлеанским, младшим братом короля, - существует версия, что Анна и Гастон были любовниками, - неоднократно замышляла убийство Ришелье и заточение короля. Поддержка при этом ожидалась со стороны Испании и Австрии: от родственников Анны. Испании за это обещались южные провинции Франции, Австрии - северные провинции, а в той части, которая останется, Анна и Гастон должны были править в мире и согласии. Анна нашла безоговорочную поддержку своим планам у испанских и австрийских родственников, и только стараниями гениального Ришелье и его «шпионов» во главе с отцом Жозефом и графом де Рошфором, планы ее рушились раз за разом.

Почему Дюма так сокрушается о победах Ришелье?

Почему так скорбит о смерти Бэкингема?

Разве он не был патриотом?

Но, наверное, он слишком любил красивых женщин и слишком уважал отвагу и дерзновение в мужчинах. А Анна Австрийская была красива - современники говорили, что ни один портрет не мог передать прелести ее лица и грациозной фигуры, - а уж о дерзновенности и отваге Бэкингема нечего и говорить…

В 1627 году герцог Бэкингем развязал «священную войну» в поддержку протестантов города-крепости Ла-Рошель, вступивших в конфликт с кардиналом за право на форт на острове Ре: форт исконно принадлежал ларошельцам, но кардинал не хотел, чтобы ближайший к враждебной Англии бастион оставался во владении протестантов.

Ришелье в ответ начал осаду города.

Англичане так рьяно поддерживали своих братьев по вере в осажденной Ла-Рошели, что все шло к началу новой Столетней войны, но вот во время одного из боев в плен к англичанам попал господин де Сен-Сервен. Его привели к Бэкингему - герцог пожелал принять француза в своей опочивальне - и, войдя, тот сразу же увидел огромный портрет Анны Австрийской над кроватью герцога. Бэкингем пообещал освободить Сен-Сервена, если тот добьется аудиенции у королевы и расскажет ей о портрете, а кардиналу скажет, что Бэкингем готов прекратить военные действия и поставки оружия Ла-Рошели, если его примут в Париже как английского посла.

Господин де Сен-Сервен все в точности исполнил, только на свою беду начал с визита к кардиналу. Ришелье был взбешен наглостью Бэкингема и во избежание распространения сплетен заточил Сен-Сервена в Бастилию.

Не получив ответа из Франции, Бэкингем начал готовиться к отплытию в Ла-Рошель с целой армией… Но ему не повезло. И жителям Ла-Рошели - тоже.

Корабли в Ла-Рошель так и не отплыли.

Крепость пала после долгой и мучительной осады.

Зато господин де Сен-Сервен обрел свободу - в обмен на обещание никогда не возвращаться в Париж.

Анна Австрийская была потрясена смертью Бэкингема. Горе ее не имело границ. Она заперлась в своей молельне и день и ночь моталась за душу любимого, совершенно позабыв о том, что для католической церкви Бэкингем был еретиком…

И вот тут-то Людовик XIII решил отомстить супруге за ее нескрываемое безразличие и за все обиды, которые он от нее претерпел. В первых числах сентября он назначил в Лувре «домашний спектакль» с балетом, в котором Анна должна была танцевать одну из главных партий.

Анна пыталась отказаться… Король настаивал. В результате она все-таки согласилась, но на первой же репетиции упала в обморок и на несколько недель слегла в нервной горячке.

Говорили, будто королева так никогда и не забыла Бэкингема. И якобы даже хранила у себя в шкатулке нож Фельтона, заржавевший от крови герцога… Этой легендой также воспользовался Александр Дюма. Но было это на самом деле? Кто знает?

В 1631 году Анна Австрийская забеременела, но через несколько месяцев произошло несчастье: они с герцогиней де Шеврез совершали конную прогулку, и герцогиня предложила на полном скаку преодолеть овраг… Лошадь королевы на краю оврага оступилась, упала и подмяла под себя Анну. Королева получила тяжелые травмы и потеряла ребенка.

Король был в гневе, счел безответственный поступок герцогини де Шеврез диверсией и отдал приказ о заточении ненавистной интриганки в Бастилию!

Герцогине де Шеврез пришлось бежать в Швейцарию.

Королева осталась без подруги - и без желанного ребенка.

Любимого мужчины в ее жизни в ту пору тоже не было…

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Анна Ярославна, королева Франции У Ярослава Мудрого кроме семи сыновей было три дочери – Анна, Анастасия и Елизавета. Старшей была Анна, родившаяся в 1024 году. Она была сказочно хороша и превосходила умом и обеих своих сестер, и многих братьев.Когда стала Анна невестой на

Из книги Вековые конфликты автора Черняк Ефим Борисович

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Анна Австрийская, Ришелье и отец Жозеф, или кто в королевстве король? А теперь, как было обещано, королева Анна Австрийская! Она - непростой персонаж в этой истории, и хоть с отцом Жозефом она не была связана напрямую (если не считать того, что последний по приказу Ришелье

Из книги Франция. История вражды, соперничества и любви автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 АННА ЯРОСЛАВНА, КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ Рассказ об отношениях России и Франции каждый раз волей-неволей начинается с брака Анны, дочери русского князя Ярослава Мудрого, с французским королем Генрихом I. И нам ничего не остается, как пойти по этой проторенной

Из книги Жизнь Марии Медичи автора Фисэль Элен

Глава XI Людовик XIII и Анна Австрийская Корона Франции была достаточной компенсацией за то, что пришлось выйти замуж за юношу, которого она никогда раньше не видела, и, как сразу же обнаружилось, за то, что он оказался совсем не таким, как она ожидала114. Эвелин Энтони Почти

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора

Из книги Англия. История страны автора Дэниел Кристофер

Королева Анна, 1702–1714 годы Характер этой женщины правильнее всего описать словом «заурядный». Собственно, о ней нечего сказать, кроме того, что она королева. Аналогично выглядел и ее муж, принц Георг Датский, которого один из историков характеризовал как «доброго,

Из книги Властители судеб Европы: императоры, короли, министры XVI-XVIII вв. автора Ивонин Юрий Е.

Из книги Венценосные супруги. Между любовью и властью. Тайны великих союзов автора Солнон Жан-Франсуа

Людовик XIII и Анна Австрийская (1615–1643) Взаимное недоверие «Владычество кардинала Ришелье показалось такой вопиющей несправедливостью, и я решил для себя, что партия королевы – единственная, к которой по долгу чести мне подобает примкнуть. Королева была несчастлива и

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [ёфицировано] автора Шишкин Владимир Владимирович

Часть 4 АННА АВСТРИЙСКАЯ И СУДЬБЫ АБСОЛЮТИСТСКОЙ

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.7.2. Анна Ярославна – королева Франции В начале 90-х гг. XX в. украинское посольство во Франции обратилось в Министерство иностранных дел Франции с официальной просьбой. Украинцы просили изменить надпись на одном могильном памятнике. Вместо слов «Анна, королева

Из книги Гений войны Кутузов [«Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву»] автора Нерсесов Яков Николаевич

Глава 13 Австрийская кампания русских началась! Пока Наполеон готовился разобраться с главным австрийским стратегом генерал-квартимейстером Макком фон Лайберихом на берегах Дуная, в Санкт-Петербурге гвардия русского царя-самодержца уже окончательно подготовилась

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги В постели с Елизаветой. Интимная история английского королевского двора автора Уайтлок Анна

Глава 2 Королева умерла, да здравствует королева! Ранним утром 17 ноября 1558 года, в четверг, при слабом пламени свечей в своей спальне в лондонском Сент-Джеймсском дворце умирала королева Мария I. За три месяца до того, приехав из Хэмптон-Корт, она заболела инфлюэнцей и с тех

О том, какие нешуточные страсти кипели вокруг имени этой женщины три столетия назад, знает, вероятно, каждый. Ведь о временах короля Людовика XIII и его красавицы-жены написан не один десяток исторических трудов и приключенческих романов. Однако никто из авторов так и не приблизился к разгадке тайн, которые хранила королева Анна.

Когда в 1615 году старшая дочь испанского короля Филиппа III отправилась в столицу Франции, чтобы стать женой юного наследника, придворные в кулуарах замка Алькасар в который раз обсудили эту во всех отношениях удачную партию. Какие чувства испытывала инфанта, конечно, никого не волновало: политические интересы - прежде всего.

А четырнадцатилетняя невеста, замирая от страха, ехала в чужую страну, где ее ожидал ровесник Луи: будущие супруги родились в сентябре 1601 года с разницей в пять дней.

К тому времени Людовик XIII уже был законным правителем Франции и Наварры: спустя четыре года после убийства его отца Генриха IV в 1610-м, он занял престол.

Но мать Людовика, Мария Медичи, не думала оставлять государственные дела: в стране царила смута. Тем не менее после официальной церемонии венчания законной королевой стали называть маленькую испанку Анну, неизменно уточняя: Австрийскую.

Дело в том, что ее мама Маргарита была австрийской принцессой. От нее дочь унаследовала не только сдержанный темперамент, но светлую кожу и белокурые локоны. Испанское происхождение французской королевы выдавали лишь карие глаза.

Мечтала ли молодая жена о семейной идиллии, озаренной любовью и взаимопониманием? Наверное, также, как любая женщина, которая хочет быть счастливой, независимо от возраста и положения в обществе. Но ее ждала совсем другая участь.

Холодность, с годами превратившаяся во взаимную вражду, под знаком которой прошла вся жизнь с Людовиком, казалась женщине незаслуженным наказанием за неведомые ей прегрешения. Ведь несмотря на подчеркнутое равнодушие, которое Луи демонстрировал Анне, она, воспитанная в строгих правилах своей страны, не допускала даже мысли об адюльтере. В отличие от неверного супруга, о многочисленных увлечениях которого знала вся Франция.

А желающих завоевать расположение Анны Австрийской было немало. Одним из первых претендентов на место в сердце королевы, как уверяют литераторы, был кардинал Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье.

Какие чувства влекли сорокалетнего отца церкви, связанного обетом безбрачия, к молоденькой жене короля, и почему она не приняла его ухаживания?

Об этом остается только догадываться. Но знаки внимания, которые Ришелье оказывал Анне, были для всех очевидны, однако вызывали у противников кардинала лишь язвительные намеки на корыстные интересы. Предполагают, будто затаенная обида отвергнутого и стала причиной его открытой вражды в будущем.

Его соперник, англичанин герцог Джордж Вильерс Бекингем в этом отношении оказался успешнее: историю его короткого романа с Анной Австрийской красочно описал Александр Дюма. Но счастье королевы было не долгим: в 1628 году Бекингем погиб от руки офицера Фелтона. Причиной гибели герцога в действительности стало недовольство его политикой в армии.

Рассказывали, будто, чтобы досадить жене, Людовик XIII приказал ей явиться на бал, устроенный в это же время в Лувре по совету Ришелье. А увидев слезы на глазах Анны, насмешливо спросил: “Разве у нас при дворе траур?”

Любила ли она англичанина или оплакивала свою загубленную в придворных интригах молодость? Об этом было известно лишь Богу и самой королеве, но она хранила молчание.

Кто знает, как бы поступила эта знатная, красивая и богатая дама, если бы в середине XVII века существовал институт развода. Вполне возможно, что она с радостью поспешила бы освободиться от семейных уз.

А может быть, оставила бы все как есть, приняв во внимание явные преимущества своего положения при королевском дворе даже несмотря на то, что этот брак долгие годы был не только безрадостным, но и бесплодным:

Ее первенец, будущий “король-солнце” Людовик XIV появился на свет в двадцать третью годовщину свадьбы родителей!

Несколько лет спустя Анна подарила ему брата Филиппа, герцога Орлеанского. Одна из легенд, которая до сих пор вызывает интерес своей таинственностью, приписывает ей еще одного сына, того, кто вошел в историю под прозвищем Железная Маска-близнеца Людовика XIV.

Его якобы скрывали от мира, опасаясь посягательств на престол. О жизни этого самого привилегированного узника Бастилии написаны десятки книг. А вот был ли он на самом деле - еще одна тайна, раскрыть которую могла только Анна. Но и ее она унесла с собой.

Зато открыто демонстрировала свои чувства к другому кардиналу - Джулио Мазарини. Правда, это произошло уже после того, как Людовик XIII отправился в мир иной.

Вероятно, портрет, заказанный Анной после кончины Людовика придворному художнику Симону Вуэ, “первому живописцу короля”, как его называли при дворе, стал для нее маленькой местью нелюбимому супругу. Ведь, согласно его завещанию, права королевы были ограничены Советом, но ей удалось добиться абсолютной власти.

Эту победу и запечатлел Вуэ на полотне, представив королеву Анну в аллегорическом образе богини мудрости Минервы - защитницы мира, покровительницы науки искусств.

Смысл изображения зашифрован, и лишь внимательный зритель понимал, что означают сова, щит и шлем с трехцветными страусовыми перьями, металлический пояс с маской Медузы Горгоны и латинская надпись на постаменте, которая гласит: Nullum numen abest - “Никакая власть не чужда”.

Несмотря на то что жизнь Анны Австрийской не была безоблачной, ей довелось не только изведать радость любить и быть любимой, но и почувствовать себя настоящей, а не формальной правительницей: в течение восьми лет она оставалась регентшей при малолетнем сыне.

Ее любовный тандем с кардиналом Мазарини, которого Анна назначила первым министром, стал довольно успешным и в политическом плане. А после смерти любимого Джулио в 1661 году королева удалилась в монастырь Валь-де-Грас, где и умерла в возрасте 65 лет, пережив не только своих врагов, но и тех немногих, кто был ей по-настоящему дорог.

Суета вокруг подвесок — ВИДЕО

Историю короткого романа английского герцога Джордж Бекингема с Анной Австрийской красочно описал Александр Дюма. Юная королева и её любовь к прекрасному герцогу Бэкингему, фавориту английского короля, стала одной из красивейших легенд в истории Франции.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Будущая королева Франции являлась дочерью испанского короля Филиппа III и появилась на свет 22 сентября 1601 года. Закрепившийся эпитет «Австрийская», хотя Анна и была рождена в Испании, она унаследовала по линии своей матери, жены испанского короля - Маргариты Австрийской - принадлежащей к роду Габсбургов, правившему в Австрии с 1282 года.

Всего в 14 лет – в 1615 году – Анна была выдана замуж за уже взошедшего на французский трон Людовика XIII, от которого родила двух сыновей – наследника короны Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского.

Заключение этого брака, как и было обыкновенно в те годы, стало делом не взаимной симпатии и любви, а политическим расчетом. Франция и Испания находились на грани войны, и конфликт между державами мог разразиться со дня на день. Но благоразумие взяло верх - властители стран заключили пакт о предстоящем бракосочетании двух членов королевских семей, в результате чего между ними установился мир, основанный на родственных связях.

Важным пунктом договора между Испанией и Францией было и то, что брак между Людовиком и Анной мог быть осуществлен только в случае женитьбы испанского принца Филиппа на сестре Людовика – Изабелле.

Как свидетельствуют многочисленные хроники того времени, первые несколько лет после венчания Людовик XIII был просто очарован своей молодой супругой, которую в те времена называли самой красивой королевой всей Европы. Но со временем отношения королевской пары разладились, а сама Анна даже приняла участие в нескольких заговорах против короля Франции.

Особенно раздражал Анну кардинал Ришелье, против которого она также инициировала несколько заговоров и покушений.

Именно Анна старалась усилить влияние родной Испании на Францию, а узнав о многочисленных изменах Людовика XIII, сама и весьма часто заводила любовные интриги. Историки не подтверждают воспетую Александром Дюма в «Трех мушкетерах» запретную связь между королевой и реально существующим англичанином и любимцем монарха Бэкингемом, но фаворитов у Анны было немало.

После смерти Людовика XIII Анна стала регентшей при несовершеннолетнем наследнике, но после воцарения на престоле «короля-солнце» ушла в монастырь, где и окончила свой жизненный путь в 1666 году.

Фильмы, в которых был использован образ Анны Австрийской

Самая первая кинокартина с персонажем Анны Австрийской, которую сыграла Мэри Макларен, была снята в 1921 году в США.

Затем «Мушкетеры» Александра Дюма еще несколько раз экранизировались, но во всех лентах режиссеры и сценаристы не оставляли без внимания французскую королеву. Анну Австрийскую играли Жанна Декло (1921), Глория Стюарт (1939), Анджела Лэнсбери (1948), Франсуаз Кристоф (1961), Джеральдина Чаплин (1973), Алиса Фрейндлих в знаменитых советских кинолентах, Катрин Денев (2001), Сара-Джейн Поттс (2001), Амалия Мордвинова (2005), Джуно Темпл (2011) и Мария Миронова в 2013 году.

Приключения знаменитой тройки мушкетеров очень известны и популярны. Роман Дюма экранизировался уже много раз, и нет сомнений в том, что их будет еще больше. А это значит, что все новые и новые актрисы будут играть Анну Австрийскую. Но для советских и российских телезрителей, конечно, лучшим исполнителем останется Алиса Фрейндлих.


Писать про Анну Австрийскую дело в общем-то неблагодарное, благодаря мсье Дюма о ней и так все знают:) Да и сложновато вкратце. Но не оставлять же девушку без внимания:)
"Австрийской" Анна была только по названию династии, испанская инфанта, дочь испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты Австрийской. Анна вместе со своей младшей сестрой Марией Анной получили хорошее образование, обучались латыни, основам европейских языков, шитью, танцам, письму, священной истории и генеалогии царствующей династии Габсбургов. А еще девочка любила привозимый из заморских провинций Испании шоколад, и в будущем научила любить его и французский народ.

Брак между дофином Людовиком и Анной был политическим следствем стремления Марии Медичи к сближению с Испанией и поддержки католицизма. В 1612 году Филипп III подписал брачный контракт, согласно которому юный французский король Людовик XIII брал в жёны испанскую инфанту Анну. Также в брачном контракте было оговорено, что инфанта Анна выйдет замуж за Людовика, только если его сестра Изабелла станет женой младшего брата Анны принца Филиппа. В конце 1615 года 14-летняя Анна, считавшаяся первой красавицей Европы, прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Французский дофин как жених был, прямо скажем, не подарок. Юноша скрытный, замкнутый, заброшенный своими родителями, заикался, был не уверен в себе и предпочитал общество мужчин. Поначалу он был просто очарован юной невестой и старался оказывать ей знаки внимания. Но после первой брачной ночи Людовик проникся глубочайшим отвращением к плотской любви и детей у пары не было еще много лет. Отношения супругов с каждым годом всё больше охладевали. 23 года их брак был бездетным.

Людовик XIII

Людовик XIII, возможно из чувства протеста по отношению к распущенному двору Марии Медичи и Кончини был набожен, сдержан, одевался скромно. Не только супруге, но и всем придворным дамам он запретил носить чересчур откровенные декольте и платья в обтяжку, чтобы их вид не отвлекал его от благочестивых мыслей.
Тем временем на политическую арену вышел первый министр - кардинал Ришелье, который с 1624 года твердой рукой правил Францией. Анна тем временем вела скучную жизнь в Лувре, а ее супруг находил себе множество занятий. он молился, охотился, выращивал фрукты и варил из них варенье. После смерти кто-то сочинил ему ехидную эпитафию: «Какой отменный вышел бы слуга из этого негодного монарха!» Анне увлечения супруга казались глупыми, она тосковала по мужскому вниманию, которым попрежнему была обделена. Понадобились усилия Римского папы и испанского посла, чтобы Людовик появился в спальне жены, но «медовый месяц» и на этот раз оказался недолгим. И тем не менее королева, получившая строгое испанское воспитание, не желала изменять мужу. И надо же было такому случиться, что к ней оказался неравнодушен великий кардинал Ришелье. Возможно он просто хотел держать ее под своим контролем или решить проблему появления на свет наследника, но не исключено, что красавица действительно покорила сердце неравнодушного к женскому полу министра. Она часто приглашала его в свои покои для беседы, а порой вместо долгих бесед и обсуждения дворцовых сплетен устраивались танцы. Умный и дальновидный кардинал перед женским кокетством оказался настолько беспомощен, что однажды Анна и ее ближайшая подруга герцогиня де Шеврез заливаясь хохотом заставили его танцевать сарабанду в наряде испанского шута. Но красавица Анна была не против пошутить над кардиналом, но не готова открыть ему свое сердце. В итоге кардинал и королева стали врагами. Королева не раз устраивала заговоры против министра.

Кстати в том, что касается отношений короля и кардинала Дюма очень сгустил краски. На самом деле Людовик XIII вовсе не был таким уж безвольным глупцом и активно участвовал в политической жизни, а их отношения с Ришелье были пускай подчас не идеально гладкими, но вполне сотрудническими.
Неприступная королева тем временем все таки потеряла голову, встретившись с английским посланником красавцем Бекингемом. Бекингем был фаворитом и любовником английского короля Якова I, а при его сыне занял должность главного советника. Теперь герцог приехал сватать новому монарху сестру Людовика XIII принцессу Генриетту. Этот визит оказался роковым: едва увидев Анну Австрийскую, Бекингем потратил оставшиеся у него три года жизни на то, чтобы завоевать ее расположение. Как и в случае с Ришелье, трудно сказать, что это было - политический расчет или искренняя страсть. Несомненно одно: все эти три года политика обеих держав определялась злосчастным увлечением герцога.

Джордж Вильерс, 1-й герцог Бэкингем.

Скандал разразился уже в Амьене, куда Бекингем и королева отправились провожать невесту короля Карла. Вечером из садовой беседки раздался громкий крик, на который сбежались придворные. Они увидели странную картину: Бекингем стоял на коленях, обнимая королеву. Об этом происшествии ходило много слухов - говорили, что пылкий герцог напугал Анну и даже расцарапал ей ноги своими украшенными жемчугом чулками. Потому-то она и стала кричать. Но возможно и другое: свидание состоялось с полного согласия королевы, а крик поднял кто-то из спохватившихся шпионов кардинала. Быть может, Анна все же не лишила Бекингема своего внимания. Иначе, почему при расставании в Булони она подарила ему пресловутые алмазные подвески? Да-да, подвески действительно были! О них говорят в своих мемуарах несколько современников, в том числе друг королевы, известный философ Франсуа де Ларошфуко. Правда, в бешеной скачке с драгоценным изделием не принимал участия Д`Артаньян - в ту пору этому сыну гасконского дворянина было всего пять лет.

Бэкингем в ярости дал клятву вернуться в Париж. И не униженным просителем, а победителем в войне, которую он собирался развязать. Скоро французские протестанты, лишенные кардиналом многих привилегий, подняли восстание в порту Ла-Рошели. На помощь им тут же отправился английский флот во главе с Бекингемом. Однако французская армия сумела отбить нападение и взять мятежный город в осаду. Ришелье, переодевшись в военный мундир, лично командовал операцией. Бекингем собирал в Портсмуте новый флот, когда 23 августа 1628 года офицер по имени Фелтон заколол его шпагой. Многие считали убийцу шпионом кардинала, однако доказательств этого так и не нашли. Сам Фелтон утверждал, что убил фаворита в отместку за казнокрадство и «нечестивую жизнь». В октябре защитники Ла-Рошели, не получив обещанной помощи англичан, подняли белый флаг.

Король завел возвышенный духовный роман с юной монахиней Луизой де Лафайет. Она упрекнула Людовика в жестокости по отношению к жене и напомнила, что по его вине Франция до сих пор остается без наследника. Этого внушения оказалось достаточно, в 1638 г. на свет наконец-то появился долгожданный первенец, мальчик - Людовик, при рождении прозванный Дьедонне - данный богом. По весьма распространенной легенде, которая опять же подвхачена господином Дюма, мальчиков было двое и за одним из них навсегда захлопнулись двери Бастилии, обрекая его носить железную маску. Но мне все же кажется, что история с железной маской имеет свои корни где-то в другом месте. У пары 23 года не было детей, наследник необходим как воздух. Детская смертность в те времена была, увы высокой и среди королевских детей в том числе. Салический закон строго определял порядок наследования, все же один из близнецов рождается первым. Да они бы там вдвойне радовались тому факту, что детей двое и престолонаследование гарантировано вдвойне! Предполагаемые распри между наследниками - нууу.... в те времена этого добра и без наличия близнецов в Европе хватало)))

В 1632 году в жизни Анны произошла еще одна знаменательная встреча. Во Францию по поручению папы римского прибыл Джулио Мазарини. Сначала Ришелье с подозрением отнесся к неизвестному итальянцу: «Мазарини прибыл сюда скорее шпионить и вынюхивать…» Но очень скоро он оценил способности молодого человека: «Мой инстинкт подсказал мне, что передо мной гений», – писал он потом в своих «Мемуарах».
Молодой, обходительный и красивый итальянец был представлен королеве Анне и сразу понравился ей. В первый приезд Мазарини пробыл во Франции недолго и был отозван в Рим, но в 1939 вернулся уже навсегда. Карьеру ему помог сделать Ришелье, испытывающий уважение к способностям итальянца.

Четвертого декабря 1642 года кардинал Ришелье, измотанный трудами и интригами, скончался. Ему было 58 лет. Через несколько месяцев после кончины кардинала слег страдавший туберкулезом король Людовик XIII. После его смерти в мае 1643 года на французский престол взошел его пятилетний сын Людовик XIV. Крестным отцом маленького короля был кардинал Мазарини.

Восемнадцать лет Анна Австрийская и кардинал Мазарини жили практически как семья. Восемнадцать лет итальянец Мазарини вершил судьбы Франции, был верным и любящим мужем французской королеве и готовил к государственной деятельности Людовика XIV, одного из самых блистательных королей в истории. Многие современники ссылаются на то, что брак между Анной и Джулио действительно состоялся и был освящен церковью. И еще один момент, который для меня был просто напросто откровением. Я все недоумевала, каким таким образом мог состояться тайный брак Анны Австрийской с КАРДИНАЛОМ Мазарини??? А как же обет безбрачия? Так вот, кардинал до 1918 года вовсе не обязан был быть священником! Такой кардинал не мог быть избран папой (мог только после принятия сана), но вполне себе являлся одновременно и кардиналом и мирянином. Он не давал обет безбрачия и не имел права осуществлять таинств, хотя и получал первый постриг - тонзуру. Таким кардиналом и был Мазарини. А вот любвеобильный Ришелье являлся епископом и был священником.

Джулио Мазарини

Тем временем Париж Мазарини ненавидел, королеву звали "кардинальской шлюхой", а о кардинале сочиняли немыслимое количество всяких памфлетов, сатир и политических песен о ненавистном министре – «мазаринады». На него было даже организовано несколько покушений. Но Мазарини был не глупее Ришелье, и каждый раз он оставался жив. Однако одними песнями и памфлетами дело не ограничилось. Ситуация в стране осложнялась с каждым днем. Мазарини продолжал политику Ришелье. Шла война с Испанией, казна пустела, вводились все новые налоги. И в 1648 году все проблемы и брожения вылились в Фронду, по сути, гражданскую войну. К парламентской, народной Фронде присоединилась и французская аристократия (которая в общем-то и заварила всю эту «кашу»), и в январе 1650 года началась «Фронда принцев». Принц Конде и другие принцы крови были очень недовольны правлением итальянца во Франции: на их взгляд, он слишком откровенно узурпировал власть, вернее, место рядом с королем и регентшей, и они решили во что бы то ни стало спасти корону Франции. В конце концов сторонники Конде и сам принц затеяли самую настоящую войну. Кардинал был вынужден вновь покинуть Париж, Людовику и Анне Австрийской не удалось бежать вместе с ним. Но Ришелье не зря восхищался «гением Мазарини»: совместными усилиями с королевой первый министр вновь обрел и силу, и власть, и в феврале 1653 года вернулся в Париж победителем. Он въехал в столицу Франции на белом коне, а навстречу своему крестному отцу выехал сам Людовик XIV, и народ восторженно встречал бывшего изгнанника, демонстрируя ему глубокую преданность.

В 1661 году в покоях кардинала в Лувре случился пожар. Простуженный Мазарини наглотался дыма, что отягчило течение болезни и через небольшой отрезок времени скончался. После его смерти королева была исключена из королевского совета. Молодой король уже рвался к валсти и желал править Францией самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас. Скончалась королева 20 января 1666 года от рака груди.

Месть кардинала,преславутые подвески и скандал в королевской семье


Людовик XIII-портрет работы Рубенса, 1625. Peter Paul Rubens - Portrait of Anne of Austria

Весной 1625 года любовь все же посетила сердце королевы. Это случилось, когда в Париж прибыл английский посланник - 33-летний Джордж Вильерс, герцог Бекингем. Уже на первом балу этот высокий красавец в щегольском наряде очаровал всех присутствующих дам. Его атласный колет был расшит жемчужинами, которые то и дело, будто невзначай, отрывались и раскатывались по полу. «Ах, бросьте! - отмахивался герцог, когда ему пытались вернуть подобранный жемчуг. - Оставьте эту ерунду на память».


Джордж Вильерс, 1 герцог Бекингем
Многие знали, что богатство герцога досталось ему благодаря щедротам короля Англии Якова I, который как раз в это время умирал в Лондоне.


вот такого вида подвески

Юный Бекингем играл при короле не слишком благовидную роль миньона-любовника. Ради развлечения своего господина он тявкал и прыгал у его ног, изображая собачку.

Наградой стали поместья, титулы и рука богатой наследницы герцогини Ратленд.

Умирая, король завещал Бекингема своему сыну Карлу в качестве главного советника, и теперь герцог приехал сватать новому монарху сестру Людовика XIII принцессу Генриетту.

Этот визит оказался роковым: едва увидев Анну Австрийскую, Бекингем потратил оставшиеся у него три года жизни на то, чтобы завоевать ее расположение. Как и в случае с Ришелье, трудно сказать, что это было - политический расчет или искренняя страсть. Несомненно одно: все эти три года политика обеих держав определялась злосчастным увлечением герцога.


Peter Paul Rubens
Портрет герцога Букингема
1625, Альбертина, Вена, Австрия

Скандал разразился уже в Амьене, куда Бекингем и королева отправились провожать невесту короля Карла. Вечером из садовой беседки раздался громкий крик, на который сбежались придворные.

attributed to William Larkin, and studio of
George Villiers, 1st Duke of Buckingham,

Они увидели странную картину: Бекингем стоял на коленях, обнимая королеву. Об этом происшествии ходило много слухов - говорили, что пылкий герцог напугал Анну и даже расцарапал ей ноги своими украшенными жемчугом чулками

Unknown
George Villiers (1592-1628), 1st Duke of Buckingham, Court Favourite of James I and Charles I

Потому-то она и стала кричать. Но возможно и другое: свидание состоялось с полного согласия королевы, а крик поднял кто-то из спохватившихся шпионов кардинала. Быть может, Анна все же не лишила Бекингема своего внимания. Иначе, почему при расставании в Булони она подарила ему пресловутые алмазные подвески?


Да-да, подвески действительно были! О них говорят в своих мемуарах несколько современников, в том числе друг королевы, известный философ Франсуа де Ларошфуко. Дюма описал всю историю довольно точно: агенты кардинала узнали, что Анна вручила герцогу подвески с дюжиной алмазов, подаренные королем.

Ab. 1610-1628 Studio of Daniel Mytens the Elder
George Villiers, 1st Duke of Buckingham

В XVII веке такие украшения были очень модными. Двенадцать крупных бриллиантов прикреплялись к шелковому банту и носились обычно на плече как женщинами, так и мужчинами. как описывают историки.Королеве тлгда еще не исполнилось тогда двадцати четырех лет. Она была чудо как хороша: золотистые волосы, нежно-розовая кожа, необыкновенной красоты руки.

«У нее была походка королевы или богини. Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны нежности и в то же время величия.

Кардинал Ришелье. Филипп де Шампень.

Маленький ярко-алый рот не портила даже нижняя губа, слегка выпяченная, как у всех отпрысков австрийского королевского дома, - она была прелестна, когда улыбалась, но умела выразить и глубокое пренебрежение.

Кожа ее славилась своей нежной и бархатистой мягкостью, руки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты эпохи воспевали их в своих стихах.

Наконец, волосы, белокурые в юности и принявшие постепенно каштановый оттенок, завитые и слегка припудренные, очаровательно обрамляли ее лицо, которому самый строгий критик мог пожелать разве только несколько менее яркой окраски, а самый требовательный скульптор - больше тонкости в линии носа».

Но супруг был совершенно равнодушен к своей красавице жене. Долгое время ее благосклонности добивался кардинал Ришелье, но ничего не достиг и, видимо, возненавидел королеву. Шло время, Анна Австрийская скучала под присмотром шпионов короля и кардинала.

И вот в середине мая 1625 года в Париже появился сказочный принц. Собственно, он был только герцогом. Звали его Джордж Вильерс Бекингем, и был он фаворитом английского короля Якова Стюарта и сменившего того на престоле Карла I Стюарта. Герцог приехал в Париж за невестой для своего нового короля, сестрой Людовика XIII Генриеттой.

Герцог Бекингем. Питер Пауль Рубенс.

Герцог Бэкингем произвел огромное впечатление на молодую королеву Анну Австрийскую. Во всем он казался противоположностью ее нелюбимому мужу. Людовик XIII был бледным, сутулым, с мешками под глазами. Джордж Вилльерс, герцог Бэкингем, был ослепительно хорош собой: высокий, атлетически сложенный мужчина с пышными рыжевато-белокурыми волосами, лихими усами, точеным профилем и наглыми ярко-голубыми глазами. Людовик XIII заслуженно получил прозвище «Стыдливый»... Герцог Бэкингем не скрывал своего интереса к красивыми женщинам. Таким он запечатлен на портрете кисти Рубенса. Герцог провел в Париже восемь дней, танцевал в основном с королевой, не обращая внимания ни на французского короля, ни на Ришелье.

Ну а потом королева провожала невесту английского монарха Генриетту до Амьена. Анна Австрийская и Бекингем, которых неудержимо тянуло друг к другу, так и не смогли побыть наедине. Правда, в Амьене во время прогулки в ночном парке Бекингем вдруг сжал ее в своих объятиях. От неожиданности королева вскрикнула, к ней с обнаженными шпагами ринулась стража. Королева, однако, нашлась. «Ах, господа, - задыхаясь, проговорила она, - как испугала меня эта летучая мышь!»

Геррит ван Хорнстон. Герцог Бекингем.

Наутро они расстались. Глаза королевы были полны слез. Когда Амьен остался позади, придворная дама королевы, уже будучи на корабле, вручила Бекингему ларец с подвесками, дар любви и памяти (подвески вместе с лентой, а в символике рыцарских романов лента была залогом любви).


Людовику XIII докладывали, что роскошный дом герцога в Лондоне весь увешан портретами Анны Австрийской, но короля это мало трогало. А вот кардинал Ришелье задумал опаснейшую интригу. Однажды бывшая любовница Бекингема госпожа Карлайл весь вечер не отходила от него, а потом увлекла герцога в темный сад. Когда ночью камердинер готовил герцога ко сну, он заметил, что бриллиантовые подвески, с которыми тот никогда не расставался, исчезли.

Бекингем сразу же понял, что стал жертвой интриги, вероятно со стороны Ришелье, и под удар поставлена честь его возлюбленной, Анны Австрийской. Он приказал срочно закрыть все южные порты Англии и запретить выход в море любым судам. Тут же был вызван придворный ювелир Жербье, но сделать за несколько дней новые бриллиантовые подвески было невозможно. Подвески быстро изготовили из хрусталя и немедленно отправили французской королеве.

"…На ней была фетровая шляпа с голубыми перьями, бархатный лиф жемчужно-серого цвета с алмазными застежками и юбка из голубого атласа, вся расшитая серебром. На левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка. Король затрепетал от радости, а кардинал - от гнева; однако они находились слишком далеко от королевы, чтобы сосчитать подвески: королева надела их, но сколько их было - десять или двенадцать?"

Открытый скандал удалось предотвратить, но теперь Бекингему въезд во Францию был закрыт.Тогда герцог, окончательно потеряв голову от страсти, задумал войну против Франции, якобы для поддержки гугенотов в Ла-Рошели. Он уже видел, как победителем врывается в Лувр и падает к ногам своей божественной возлюбленной... В дело вступила ловкая графиня Каррик, воспетая Дюма под именем миледи Винтер. Эта бывшая любовница Бекингема, давно получавшая деньги от Ришелье, пробралась во дворец герцога, срезала две подвески и переправила их в Париж.

Кардинал Решелье и «серый кардинал» — отец Жозеф дю Трамбле
Шарль Эдуар Делор

Там кардинал предъявил улику королю, и тот велел вероломной супруге надеть подвески во время Марлезонского бала, устроенного мэрией Парижа в честь королевской четы.К счастью, Бекингем успел за два дня изготовить недостающие подвески и передать их Анне - поистине любовь творит чудеса! Правда, в бешеной скачке с драгоценным изделием не принимал участия Д`Артаньян - в ту пору этому сыну гасконского дворянина было всего пять лет


Почему кардинал так стремился насолить королеве? Конечно, одной из причин была оскорбленная гордость. Позже Ришелье даже сочинил трагедию «Мирам», где вывел Бекингема в образе коварного соблазнителя и описал свое над ним торжество. И конечно, он вновь побоялся, что Анна вступит в сговор с врагами Франции.

Поэтому кардинал постарался изолировать королеву, и прежде всего рассорить ее с мужем. Это удалось вполне: несмотря на возвращение подвесок, Людовик окончательно разочаровался в супруге. Она оказалась не только аморальной особой, но и изменницей, готовой променять его на какого-то иностранца!

Если раньше король хотя бы иногда защищал жену от нападок кардинала, теперь на это рассчитывать не приходилось. Для начала Бекингему запретили въезд во Францию, а королеву заперли во дворце.

Ришелье довольно потирал руки. Он не учел одного: стремление разлученных влюбленных друг к другу готово смести все преграды. Герцог в ярости дал клятву вернуться в Париж.И не униженным просителем, а победителем в войне, которую он собирался развязать. Скоро французские протестанты, лишенные кардиналом многих привилегий, подняли восстание в порту Ла-Рошели.На помощь им тут же отправился английский флот во главе с Бекингемом. Однако французская армия сумела отбить нападение и взять мятежный город в осаду.

Ришелье, переодевшись в военный мундир, лично командовал операцией. Бекингем собирал в Портсмуте новый флот, когда 23 августа 1628 года офицер по имени Фелтон заколол его шпагой. Многие считали убийцу шпионом кардинала, однако доказательств этого так и не нашли. Сам Фелтон утверждал, что убил фаворита в отместку за казнокрадство и «нечестивую жизнь». В октябре защитники Ла-Рошели, не получив обещанной помощи англичан, подняли белый флаг


Весть о гибели возлюбленного ошеломила Анну. Заметив ее заплаканные глаза, «любящий» супруг - конечно, по совету кардинала - устроил в Лувре бал и предложил королеве в нем участвовать


Когда она попыталась отказаться, Людовик спросил: «В чем дело, мадам? Разве у нас при дворе траур?» Не найдя ответа, Анна отправилась на бал, прошлась с королем в менуэте - и больше не танцевала до конца жизни. Так кончилась трагическая история ее любви, в память о которой остался только анекдот об алмазных подвесках.

денис гордеев-иллюстрации

Статьи по теме: