Повседневная жизнь в xvi xvii веках. Повседневная жизнь

Урок
по истории
для учащихся 7 класса.

Задание на урок
Подумайте, какие изменения
произошли в повседневной жизни
европейцев в XVI-XVIII веках в
сравнении с повседневной жизнью
человека в XIV-XV веках.
Чем эти изменения были вызваны?

План нового материала

« Избави нас, Господи, от чумы, голода и
войны»
Крупнейшие города Европы
На улицах городов и в домах горожан
« Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты
есть»
Мода нового времени.

НАСЕЛЕНИЕ ЕВРОПЫ
Только к концу
XVII века в
связи с
окончанием
религиозных
войн в Европе,
улучшением
питания и
ростом личной
гигиены
население
начинает расти.

“Избави нас, Господи, от чумы, голода и
войны”
Повседневными врагами человека были
чума, голод и война
Чуму, оспу и сыпной Голод был частым
тиф лечить не
гостем из-за крайне
умели.
низких урожаев. В
За XVII век в
среднем каждый
Париже
четвертый год был
было 6 эпидемий
неурожайным.
чумы.
Война рождала
чувство
неуверенности
и страха, грозила
разорением,
грабежом,
убийствами.
Смертность среди населения была очень высокой
из-за отсутствия медицинской
помощи, плохого питания, низкого уровня личной
гигиены.

«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны»

Почему врачи во время бубонной чумы носили
такую странную одежду?
Бубонная чума известна как самая смертоносная
эпидемия в истории человечества.
1612, 1619,1631,
1638, 1662, 1688.
1720 – Тулон и
Марсель

На улицах европейских городов

Многочисленные европейские
города мало чем отличались
сельской местности.
Улицы были кривые и
грязные.
На улицах свободно
разгуливали свиньи, овцы,
куры.
Канализации в городах не
было. Помои выливались
прямо на проезжую часть.
Летом в городах стояло
страшное зловоние.
Весной и осенью на улицах
тонули кареты.

Личная и общественная гигиена
Признаком роскоши считалась особая ванная комната. То
же можно сказать и о ватерклозетах (туалетах
современного типа), изобретенных англичанами в XVI в.
Большинство же горожан попросту выливали содержимое
ночных горшков прямо на улицу, что делало запах и вид
улиц невыносимыми.
Когда в целях борьбы с постоянными эпидемиями
городские власти произвели очистку парижских улиц, в
честь такого выдающегося события стали слагать поэмы
и отчеканили две памятные медали. Только во второй
половине XVIII в. полиция запретила выливать
нечистоты на улицы Парижа.

Прочтите стихотворение французского поэта Поля Скаррона «Париж», скажите что представляла собой повседневная жизнь в начале нового време

Прочтите стихотворение французского поэта Поля
Скаррона «Париж», скажите что представляла собой
повседневная жизнь в начале нового времени?
Везде на улицах навоз.
Везде прохожих вереницы,
Прилавки, грязь из-под колес,
Монастыри, дворцы, темницы,
Брюнеты, старцы без волос,
Ханжи, продажные девицы.
Кого-то тащат на допрос,
Измены, драки, злые лица,
Лакеи, франты без гроша,
Писак продажная душа,
Пажи, карманники, вельможи,
Нагромождение домов, кареты, кони, стук подков:
Вот вам Париж. Ну как, похоже?

10. На улицах городов и в домах горожан.

« Комната в голландском
доме» картина голландского
художника Питера Элинга
Янсенса

11. На улицах и в домах горожан

Картина знаменитого
голландского
художника
Яна ван Эйка
« Портрет супругов
Арнольфини»

12. Во дворцах знати

Интерьер во дворце
французских королей
Спальня короля

13.


кто ты есть»
Мясо население
европейских стран ело не
часто. Потребление рыбы
предписывалось и
религией. В христианском
календаре насчитывалось
более 150 постных дней. В
эти дни есть мясо не могли
даже очень богатые люди, а
вот рыбу – пожалуйста.
Даже на рынках в эти дни
мясо и масло продавать
было нельзя.

14.

« Скажи мне, что ты ешь и я скажу,
кто ты есть»
Питание европейцев зависело от времени года,
климата, от имущественного положения семьи.
Пшеница, рис, кукуруза, привезённые из Нового
Света, были малодоступны. Белый хлеб – предмет
роскоши. Мясо ели только богатые обычно раз в
неделю. Знать не ограничивала себя ни в чем.
Важным дополнением к пище была рыба.
В XVIII веке стали употреблять новые напитки –
чай, кофе, шоколад.
Бедняк
2500 калорий
Богач
7000 калорий
Необходимая калорийность питания при тяжёлой
физической работе должна достигать 4000 калорий.

15.

Менялись эпохи – менялась мода
В XV веке в эпоху
Возрождения моду диктует
Италия. Костюм должен
подчеркнуть красоту
человеческого лица и тела
В XVI веке возвышение
Испании выдвинуло моду и
нравы испанского двора.
Мода оказалась под влиянием
геометрических форм
Со второй половины XVII
века в пору расцвета
абсолютизма центром моды
становится Франция. С этого
времени моду в Европе стал
диктовать Париж.

16. Женская мода 15-16 веков.

На картине
представительница
крестьянства. Как
мы видим одета
просто и без
излишеств. Одежда
удобная для любой
работы.

17. Женская мода 15-16 веков

На данной картине
мы видим
представительниц
города. Эти дамы из
семьи богатого
горожанина. Так
как видно. Что они
одеты по моде того
времени.

18. Женская мода 15-16 веков

На данной картине
мы видим
представительницу
высшего класса.
Дама одета по
последней
испанской моде, она
из королевской
семьи: инфанта
Изабелла.

19. Мужская мода 15-16 веков.

Представитель
высшего общества:
одет по последней
моде.
На мужчине
короткий плащ,
подбитый мехом,
короткие штаны,
шляпа с пером.

20. Мужская мода 15-16 веков.

Типичный
представитель
буржуазии: одет
скромно, без
излишеств, но в
добротную одежду.

21. Прочитайте отрывок из свода полицейских законов г. Нюренберга (15в) . Какую цель преследовали авторы этого закона?

«… наши бюргеры, члены совета, постановили, что запрещается
бюргерам, молодым и старым,носить серебряные пояса
стоимостью больше, чем в полмарки серебром.Запрещается им
носить серебряные карманы, серебряные итальянские ножи,обувь с
разрезом, сюртуки с разрезом внизу или у рукавов…Запрещается
также мужчинам и женщинам носить застежки, пряжки, кольца и
пуговки у рукавов выше локтя…
…Запрещается также бюргершам, женам и вдовам или молодым
девушкам носить платье из цендаля или шелковое платье, или
платье с серебряной или золотой оторочкой. Запрещается также
бюргершам иметь больше двух цельных меховых одежд, носить
горностаевые шубы…
…Запрещается также женам, вдовам или дочерям бюргеров
переплетать волосы золотом, серебром, жемчугом или
драгоценными камнями…»













































Включить эффекты

1 из 23

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени" рассказывает о крупнейших городах Европы, также рассказывает о том, что происходило на улицах и домах горожан.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

  1. «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны»
  2. Крупнейшие города Европы
  3. На улицах городов и в домах горожан
  4. «Скажи мне, что ты ешь,и я скажу кто ты есть»
  5. Мода нового времени

Конспект

Цель:

Аудитория : учащиеся 5,6,7 и 8 классов

, его считают покровителем святого Георгия

(слайд 1)

1 ведущий:

2 ведущий:

1 ведущий:

2 ведущий:

1. ученик.

2. ученик.

3. ученик.

(слайд 2)

4. ученик.

5. ученик.

6. ученик.

(слайд 3)

7. ученик.

8. ученик. .

(слайд 4)

9. ученик.

10. ученик.

(слайд 5)

11. ученик.

(слайд 6)

12. ученик.

Во имя Бога и души живой

(слайд 7)

(слайд 8)

13. ученик.

(слайд 9)

14. ученик.

(слайд 10)

(слайд 11)

15. ученик.

(слайд 12)

16. ученик.

(слайд 13)

17. ученик.

(слайд 14)

(слайд 15)

18. ученик.

Ш

1 ведущий:

Война, война…

Кому-то очень больно,

Вспомним и минуту помолчим…

(Минута молчания. ( Хронометр) .)

1 чтец:

2 чтец:

Россия!

2 ведущий:

Ученик:

Ученик 1: Над нами солнце золотое,

Ученик 2: И неба купол без границ.

Ученик 3: Война погубит все живое:

Ученик 4: И синь морей, и пенье птиц.

Ученик 5: Неужто было мало горя

Ученик 6: В XX веке на земле?

Ученик 7: Наш клич от и до моря:

Все: Не быть руинам на земле!

Ученик 1:

Ученик 2: Народы всех материков.

Ученик 3: Мы поднимаем это знамя

Ученик 4: Для счастья будущих веков.

Ученик 5:

Ученик 6: Пусть будет неба высота,

Ученик 7:

Все: Свобода, мир и красота!

Используемая литература

Интернет-ресурсы:

Http://pobedonosec.chat.ru

http://www.spsl.nsc.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.pravaya.ru

http://molrus.ru

http://slovari.yandex.ru

http://ru.wikipedia.org

http://ru.wikipedia.org

классный руководитель 5-6 классов,

учитель математики МОУ Малоибряйкинская ООШ Похвистневского района Самарской области

Цель:

Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества.

Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.

Аудитория : учащиеся 5,6,7 и 8 классов

Вступительное слово классного руководителя: Добрый день, уважаемые ребята и педагоги! Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном самому молодому празднику, который сегодня отмечает наша страна. Сегодня День героев Отечества. Как вы уже догадались, наверное, по оформлению речь пойдёт сегодня о Георгии Победоносце, о символе нашей страны - гербе России. И не только об этом. Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести , его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает герб столицы. Кто же этот мужественный воин, где жил? И какова связь Георгия Победоносца с сегодняшним праздником. На эти и другие вопросы ответят вам сегодня учащиеся 5 класса. В октябре – начале ноября этого годы они участвовали в IV Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси. Георгий Победоносец». Делали сообщения о Георгии Победоносце, изображали его образ в рисунках. С этими работами вы можете познакомиться. В ходе знакомства с этим святым не все факты, связанные с Георгием Победоносцем они смогли отразить в своих работах. И учащиеся 5 класса обобщили всю собранную информацию и дополнили ее, объяснив следующие моменты из истории нашей страны:

1) почему на гербе России изображение Георгия Победоносца;

2) почему на монетах достоинством 5, 10 и 50 копеек изображение Святого Георгия и почему мелкая денежная мера называется «копейка»

3) почему ленточка, которую волонтеры раздают в преддверии праздника Победы, называется «георгиевская».

С их работой вы тоже можете познакомиться.

Сегодня на мероприятии мы хотим показать связь исторических событий, преемственность. Мы должны знать историю своей великой страны. Итак, слово учащимся 5 класса.

(слайд 1)

1 ведущий: Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Россияне, отмеченные почетным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.

2 ведущий: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.

1 ведущий: Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

2 ведущий: Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.

1. ученик.

Многие слышали имя Георгия Победоносца ли, по крайней мере, видели его образ на гербе Москвы, а также России, на монетах. Но мало кто знает историю этого великомученика. Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия, Грузия.

2. ученик.

Георгий Победоносец жил в 3 веке. Он был сыном богатых родителей, исповедовавших христианскую веру.

В 20 лет юноша был образован, красив и имел отличное телосложение. Кроме того, он был очень храбр. Святой Георгий выступил против императора, когда тот задумал истребить всех христиан. За выступление против императора, тот приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу и подвергнуть пыткам.

3. ученик.

В течение 7 дней молодого юношу пытали. Различные истязания выдержал Георгий: его ноги забивали в колоды, а на грудь клали тяжелый камень; его привязывали к колесу, истыканному железными остриями; засыпали негашеной известью на три дня; поили чародейными травами.

(слайд 2)

4. ученик.

Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. Никакие уговоры не смогли заставить отречься его от веры. И его приговорили к смерти.

Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч (6 мая) 303 г. Именно поэтому 6 мая - День святого великомученика Георгия. Однако в России Днем святого великомученика Георгия является и 9 декабря. Почему? Об этом чуть позже.

5. ученик.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока.

6. ученик.

Существует легенда, что недалеко от того места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей. Суеверные люди той местности начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Очередь дошла до дочери правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ждать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был ни кто иной, как святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек.

На месте этого события и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.

После этой победы св. Георгий и стал называться Победоносцем.

(слайд 3)

7. ученик.

Может и правда Божья сила существует? Георгий верил в это.

Часто люди дают обещания, но не всегда их выполняют, пренебрегая обетами. «Чудо о воине и о коне» - подтверждение этому. Примерно в 670 году в городе Лиде собралось большое войско, чтобы отправиться в поход. Храбрый воин дал обет в храме Святого Георгия, что если он вернется из похода живым, то отдаст в дар Великомученику любимого коня. В смертельной схватке с противником воин остался цел и невредим, хотя войско понесло большие потери. Немногие вернулись на родину после того похода. И вот зашел воин в храм, поклонился иконе Святого Георгия, но коня не оставил, так как дорог он был ему после сражений, а положил перед иконой денег, сколько стоил конь. Хотел увести коня, но тот не сдвинулся с места. Воин добавлял денег все больше и больше, но конь опять оставался неподвижен. Наконец, поняв, что надо исполнить данное обещание, вместе с деньгами он оставил и коня, который легко пошел к иконе святого.

Георгий пережил много страданий, чтобы прожить свою жизнь достойно, чтобы люди помнили его и учились правильно жить, сравнивая свои поступки с его поступками.

8. ученик. .

Культ святого Георгия быстро распространился по земле, в него возводили храмы, составили житие, повествующее о его славной жизни и совершенных чудесах. В произведениях искусства первоначально он изображался с крестом в руках (знаком мученичества), но постепенно он превратился в победоносного воина, помогающего в сражениях. Все чаще его стали изображать в воинских доспехах, с копьем и щитом, стоящим или скачущим на боевом коне или поражающим дракона.

(слайд 4)

9. ученик.

Святой Георгий (Юрий, Егорий) Победоносец занимает, по народному представлению, одно из первых мест среди чтимых святых. В народных духовных стихах о Егории Храбром две главные темы - мученичество и героические подвиги святого - объединились.

Георгий - Егорий считался одним из святых покровителей земледелия и земледельцев. На другой день после Егория начинали сеять яровые ("Егорий придёт - соха в поле пойдёт"). С днем св. Георгия было связано немало примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об урожае и погоде: "На Егорья мороз - будет просо и овес"; "Яровое сей на Егорья".

10. ученик.

День «Егория холодного» был установлен в честь освящения храма: по преданию, при крещении русскому князю Ярославу Мудрому было дано имя Георгий, в честь Георгия-Победоносца, и в честь своего ангела-хранителя князь выстроил в Киеве храм, который был освящен 9 декабря. День Егория зимнего отмечался повсеместно, в древности к нему приурочивался особый обычай: безземельные крестьяне за неделю до этого праздника и спустя неделю после него имели право переходить от одного помещика к другому (но в XVI в. это право было отменено Борисом Годуновым, отчего возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»).

(слайд 5)

11. ученик.

Если мы посмотрим на монеты достоинством 5, 10, 50 копеек, то с обратной стороны увидим изображение Георгия, который сидит на коне. Он пронзает копьем змея. Чтобы узнать, почему, сначала узнаем, что же обозначает слово «копейка».

Начиная с первой половины шестнадцатого века, на печатях великих московских князей появляется изображение «ездеца», вооруженного копьем. Многие историки называют Георгия Победоносца копейщиком, так как во времена Ивана Грозного появились копейные деньги или, как мы их теперь называем, копейки, на которых изображался всадник с копьем.

Кстати, из-за всадника с копьём у монеты и пошло укрепившееся до наших дней название «копейка». Называть мелкую денежную единицу «копейкой» стали многие народы. С копейкой связано немало пословиц, поговорок: «Копейка рубль бережёт», «Вовремя копейка дороже рубля», «Свежая копейка», «Свет в копеечку», «В копеечку обойдется».

(слайд 6)

12. ученик.

Московский герб - герой пронзает гада.

Дракон в крови. Герой в луче. - Так надо.

Во имя Бога и души живой

Сойди с ворот, Господень часовой!

Верни нам вольность, Воин, им - живот.

Страж роковой Москвы - сойди с ворот!

И докажи - народу и дракону -

Что спят мужи - сражаются иконы…

(слайд 7)

Герб России - двуглавый орел является эмблемой нашего государства уже более полутысячи лет (утвержден в 1497 году).

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея.

В 1917 году орел перестал быть гербом России.

В 1993 году по указу Президента Российской Федерации двуглавый орел вновь был возвращен на российский герб. На груди орла изображение Святого Георгия.

(слайд 8)

13. ученик.

В 1769 году в России был утверждён военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия четырёх степеней. Он считался чрезвычайно почётной наградой. Претендовать на Георгиевский орден могли те, кто в морской службе "18 кампаний служили", или "в полевой службе 25 лет обер-офицерами служили". Заслужить Георгиевский орден было чрезвычайно трудно.

В дореволюционной России не было более чтимой награды для офицера, чем белый крест ордена Святого Георгия Победоносца.

Идея создать такую награду принадлежит Петру 1. Замысел Петра I воплотила в жизнь царица Екатерина II. Отдавая должное воинской славе Русской армии и стремясь упрочить свое влияние на военных, она утвердила 9 декабря 1769 г. новый военный орден.

(слайд 9)

14. ученик.

Полное название ордена - Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Георгиевская лента ордена всех степеней имела чередующиеся три черные и две оранжевые продольные полоски. Позднее многие воинские награды получили оранжево-черную ленту.

Орденом награждено более 10 тысяч человек, однако, за всю его историю награждение первой степенью производилось лишь 25 раз, второй - 117. Лишь четыре человека являлись полными кавалерами ордена: М.И. Голенищев-Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, И.И. Дибич-Забалканский, И.Ф. Паскевич-Эриванский.

(слайд 10)

До 1917 года 9 декабря была датой праздника, посвященного чествованию заслуг георгиевских кавалеров.

Традиция награждения сохранялась до Октябрьской революции.

Орден св. Георгия Победоносца был восстановлен в 2000 году, как высшая военная награда России.

(слайд 11)

15. ученик.

В годы Великой Отечественной, особенно в казачьих войсковых формированиях, многие ветераны носили на груди рядом с советскими орденами и медалями также и Георгиевские кресты, которыми они были награждены еще в годы Первой мировой войны.

В год празднования 65-летия в Великой Отечественной войне нельзя не вспомнить о том, что Великая Отечественная война окончилась 6 мая 1945 года - в день памяти святого Георгия Победоносца. Сколько людей в эти тяжелые годы ковали Великую Победу нашего народа на фронтах и в тылах! Командующим армией был маршал Георгий Константинович Жуков.

(слайд 12)

Но Георгий Жуков отличался тем, что он имел глубокое религиозное чувство и всю войну провоевал с иконой – благословением от матери. Кроме того, символично, что Пасха 1945 года тоже пришлась на 6 мая, праздник великомученика Георгия Победоносца!

16. ученик.

В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка».

(слайд 13)

Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент, по форме и цвету как и Георгиевская лента. По условиям акции ленточку необходимо прикрепить на лацкан одежды, повязать на руку, на сумку или на антенну автомобиля.

Георгиевская лента - это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений. Это элемент награды, за которую многие отдали свою собственную жизнь.

17. ученик.

Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1943 года, в нашей стране был утвержден новый орден - орден Славы.

(слайд 14)

Орден Славы по своему статусу и цвету ленты почти полностью повторял орден Святого Георгия.

Орден Славы имеет три степени. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности - от низшей степени к высшей.

Всего за годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч - II степени и 2631 - I степени.

Полных кавалеров ордена Славы, по уточнённым данным, насчитывается 2656 человек, среди них - четыре женщины.

(слайд 15)

18. ученик. (тихо звучит музыка, на ее фоне ученик рассказывает)

Ш улайкин Александр Михайлович один из полных кавалеров ордена Славы.

Окончил 4 класса. Работал в колхозе. В Красной Армии с марта 1942 года. На фронте в Великую Отечественную войну с мая 1942 года. Прошел фронтовыми дорогами от Сталинграда до Берлина.

С 3 по 9 апреля 1944 года в боях за опорный пункт противника уничтожил три огневые точки, автомашину, вражеский обоз, совместно с другими расчетами вывел из строя свыше взвода живой силы противника.

За мужество и отвагу, проявленные в боях, гвардии сержант Шулайкин Александр Михайлович 26 апреля 1944 года награждён орденом Славы 3-й степени.

С 10 по 13 мая 1944 года в боях в Молдавии Александр Шулайкин в ходе отражения многочисленных контратак противника подбил два танка и уничтожил пять огневых точек.

За мужество и отвагу, проявленные в боях, Шулайкин Александр Михайлович 12 июня 1944 года награждён орденом Славы 2-й степени.

1 августа 1944 года Александр Шулайкин в числе первых преодолел реку Висла в Польше, поразил вражескую огневую точку, автомашину и до десяти гитлеровцев. 2 августа 1944 года ведя меткий огонь, вывел из строя свыше отделения пехоты.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старший сержант Шулайкин Александр Михайлович награждён орденом Славы 1-й степени, став полным кавалером ордена Славы.

День Победы встретил в Берлине. Участник парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В 1945 году А.М.Шулайкин демобилизован.

Вернулся на родину. Работал в тракторной бригаде колхоз «Советская Россия». Умер 15 мая 2010 года. Похоронен в селе Старый Аманак.

Почётный гражданин Похвистневского района Самарской области (2004).�Его именем в селе Старый Аманак названа улица.

(В исполнении учащихся 5 класса звучит песня «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры»)

1 ведущий:

Война, война…

Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин…

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Вспомним и минуту помолчим…

(Минута молчания. ( Хронометр) .)

1 чтец:

Россия!�Не искать иного слова.�Иной судьбы на свете нет.�Ты вся - сплошное поле Куликово�На протяженье многих лет.

2 чтец:

Россия!

Зарождалось это слово�В звучании разбуженных мечей,�В холстах голубоглазого Рублева�И в тишине предгрозовых ночей.�На поле боя вызревали росы,�На пепелищах пели топоры.�Мы все прощали.�Мы – великороссы -�Всегда великодушны и добры.

2 ведущий:

Как хорошо проснуться на рассвете,�Как хорошо, что ночью снятся сны,�Как хорошо, что кружится планета,�Как хорошо на свете без войны!

Ученик:

Есть люди, что нас защищают�От бед, разрушений, войны.�О мирной России мечтают�Патриоты нашей страны.�Давайте войны прекратим�И будем постигать иное,�Мир во всем мире сохраним�И позабудем все плохое.

(В исполнении ученицы звучит песня «Обелиск»). В это время показываются слайды 16, 17, 18, 19, 20.

Ученик 1: Над нами солнце золотое,

Ученик 2: И неба купол без границ.

Ученик 3: Война погубит все живое:

Ученик 4: И синь морей, и пенье птиц.

Ученик 5: Неужто было мало горя

Ученик 6: В XX веке на земле?

Ученик 7: Наш клич от и до моря:

Все: Не быть руинам на земле!

Ученик 1: Вставайте рядом все, кто с нами,

Ученик 2: Народы всех материков.

Ученик 3: Мы поднимаем это знамя

Ученик 4: Для счастья будущих веков.

Ученик 5: Пусть будет солнцем день украшен,

Ученик 6: Пусть будет неба высота,

Ученик 7: Пусть побеждает в сердце нашем

Все: Свобода, мир и красота!

Заключительное слова классного руководителя: А теперь я попрошу всех сидящих в зале прочитать то, что написано на слайде: «НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ,

ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ. . . » Ребята, помните, пожалуйста эти слова. Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Этот история нашей страны и другой она уже быть не может.

На этом наше мероприятие закончилось. Спасибо всем за внимание.

Используемая литература

Гайдина Л.И. и др. «Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий» Москва, «ВАКО», 2009

Данилова Г.И. «Мировая художественная культура». 7-9 классы. Дрофа, 2006

«Я познаю мир» Детская энциклопедия: история. Составители Чудакова Н.В., Громов А.В., Москва, ТКО «АСТ», 1995

Савченко Е.В., Жиренко О.Е. «Классные часы» 5-9 классы, Москва, «ВАКО», 2007

Популярный энциклопедический словарь, Москва. Научное издание БРЭ, 2002

Интернет-ресурсы:

Http://pobedonosec.chat.ru

http://www.spsl.nsc.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.pravaya.ru

http://molrus.ru

http://slovari.yandex.ru

http://ru.wikipedia.org

http://ru.wikipedia.org

Скачать конспект

Цели и задачи:

  • познакомить с условиями повседневной жизни, что ели, чем болели, что одевали люди в период нового времени;
  • обратить внимание на изменения, произошедшие в жизни европейцев;
  • умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративными материалами как источником содержания; работать с документами; решать проблемные задания; подготовить доклад, сообщение;
  • воспитывать интерес к прошлому, культуре; подготовить доклад, сообщение.

Оборудование:

  • раздаточный материал,
  • иллюстрации художников нового времени

Ход урока

Оргмомент

Подумайте, как рост предпринимательской деятельности повлиял на состав общества в городе и деревне.

Сравните положение европейских крестьян в начале нового времени с положением крестьян в эпоху средневековья.

За счет каких социальных групп шло формирование новых классов – буржуазии и наемных рабочих.

Существует ли связь между Великими географическими открытиями и рождением капитализма?

Объясните термины: откупщик, капиталист, батрак, новое дворянство.

Изучение новой темы

  1. “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны”
  2. “Столетия редкого человека”
  3. “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты”
  4. “О чем может рассказать мода”

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале нового времени, с жизнью монархов и дворян, купцов, ремесленников, крестьян. Но знаете ли вы, в каких условиях они жили, какова была в то время продолжительность жизни, что ели эти люди, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога? То, что происходит изо дня в день, называется повседневностью. Об этом сегодня мы и поговорим на уроке.

Познавательное задание (написано на доске): подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?

1) “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны” – этим и словами начиналась молитва французских крестьян в XVII веке. Постоянные войны, как внешние, так и междоусобные, рождали в XVI-XVII веках чувство неуверенности и страха у широких масс населения Европы. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила сама себя и солдаты жили за счет беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишенных права ношения оружия.

Другой причиной неуверенности и страха был голод и его угроза. Голод был частым гостем в Европе (он был следствием низкой урожайности). И, наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. Чума, бывшая бичом средневековья, не оставляла людей и в начале нового времени. В Париже, например, чума свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662, 1688 годах. Шесть эпидемий только в VII веке! Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспу и сыпной тиф. В XVIII веке оспа поражала из 100 человек 95, а умирал каждый 7 больной. Сыпной тиф (его называли алой лихорадкой) свирепствовал и в XVII, и в XVIII веках (Сообщение учащегося о чуме).

Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров. В таких условиях население росло медленно.

2) Особенно высока смертность была среди новорожденных: только половина из них достигала 10-ти летнего возраста. Средняя продолжительность жизни была 30 лет. Редко кто доживал до 70 лет.

Мужчины, несмотря на бесконечные войны, жили дольше. Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали еще в цветущем возрасте – между 20 и 40 годами. Как вы думаете, почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле, дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто как не женщина при недостатке еды отдает свой кусочек детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI веке 2/3 населения европейских стран составляли мужчины и 1/3 –женщины.

Распространению эпидемий способствовали низкий уровень личной гигиены и почти полное отсутствие медицинской помощи.

Если в XIV-XV веках в городах было очень много бань и население их охотно посещало, то в XVI-XVIII веках бани почти исчезают. С ростом эпидемий бани превратились в рассадники заразы, их стали бояться. В Лондоне в 1800 не было ни одного банного заведения. Правда, в зажиточных домах были “мыльни”. Они располагались в полуподвалах, в них находились парильня и деревянные кадки, здесь можно было вымыться горячей водой. Ванные комнаты были большой редкостью даже в очень богатых домах.

Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров.

Только к концу XVII века в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. Для убедительной иллюстрации этого положения давайте обратимся к таблице “Численность европейского населения” (работа с таблицей).

3) В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. В те времена питание европейцев, естественно, зависело и от времени года, и от климата. Но главное – от имущественного положения семьи. Недаром говорили: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!”

Ребята, давайте убедимся в правильности этого высказывания, исходя из документов того времени (работа с документом)

Таким образом, чем выше была ступенька иерархической лестницы, на которой стоял человек, тем изысканнее и утонченнее была его пища.

Итак, чем питались в новое время европейцы?

В XVI-XVIII веках питались в основном растительными продуктами, да и тех было мало. Урожай еще долго оставался низким. Пшеница, рис, кукуруза (после открытия Америки) были малодоступны. Белый хлеб до XVIII века считался редкостью, приметой роскоши. Только в 1850 году произошла “революция” белого хлеба, к этому времени пшеница вытеснила прочие зерновые.

Труден был и путь картофеля на стол европейца. (Сообщение учащегося о распространении картофеля в Европе).

Мясо население европейских стран ело не часто. Раз в неделю, да и то солонину. Очень важной деталью к такой скудной пище была рыба. Потребление рыбы предписывалось и религией. В христианском календаре насчитывалось более 150 постных дней. В эти дни есть мясо не могли даже очень богатые люди, а вот рыбу – пожалуйста. Даже на рынках в эти дни мясо и масло продавать было нельзя.

В XVIII веке в Европе начинают пить новые напитки – чай, кофе, шоколад. Современник писал в 1782 году: “Нет ни одного буржуазного дома, где бы вам не предложили кофе. Нет ни одной продавщицы, кухарки, горничной, которая бы не пила за завтраком кофе с молоком”.

4) Менялась жизнь – менялась и мода. Новый идеал красоты появился в начале нового времени в Италии, где пробудился интерес к личности человека. Люди Возрождения установили новые каноны красоты лица и тела. Идеалом красоты стали высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот, белые зубы.

В сравнении с эпохой готики одежда стала более объемной.

Платья шились в основном из тяжелых и дорогих тканей, насыщенных и теплых цветов, богато украшались кружевами. Необходимой принадлежностью каждой дамы были перчатки, веер, ювелирные украшения, зонтик, муфта. Главным нововведением стала обувь. С появлением обуви на высоком каблуке ее стали делать на правую и левую ногу, а не на одну, как было раньше.

Особые требования были к корсетам. На один корсет уходило до килограмма китового уса. В это жесткое “обмундирование” затягивали талию, которая, по предписанию моды, должна была быть не толще, чем у осы.

Мужская мода была более практичной и основывалась на подражании военной одежде. Под действием солдатского стиля одежда постепенно утрачивала свой тяжеловесный характер. Камзол, безрукавка, широкая войлочная шляпа со страусиными перьями, высокие ботфорты, широкий кушак- вот основные детали мужского костюма. Чтобы как-то смягчить военный стиль, в изобилии используются кружева, которыми отделывают детали одежды, вплоть до отворотов ботфортов.

Одежда духовенства была более консервативной. Единственное, что изменилось, то, что служители церкви стали использовать более тонкие и дорогие ткани.

Крестьянская же одежда должна была отвечать следующим качествам: быть удобной, не мешать работать и не дорого стоить. Поэтому гардероб крестьянина состоял из льняной рубахи штанов, грубого шерстяного или суконного камзола, плаща с капюшоном, голову прикрывала шляпа.

Костюм в то время показывал принадлежность человека к определенному слою населения. И даже если у крестьянина или горожанина водились денежки, он не имел права одеваться как представитель высшего общества.

Имеющие деньги люди простого звания и хотели бы одеться богато, но власти принимали “запретительные” постановления, касающиеся костюмов.

В 1584 году Карл V издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличать “князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, бюргера от крестьянина”. Так что одежда- это не только средство защиты от холода, дождя или солнца и не только стремление человека проявить свой личный вкус (работа по иллюстрациям).

Закрепление. Ответы на познавательное задание.

Планируемый результат: Учащиеся понимают, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Домашнее задание: §6 пересказ; ответить на вопросы. В конце параграфа творческое задание: составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в аристократической семье (по выбору).

Статьи по теме: