Жест как элемент невербального общения. Невербальное общение: мимика, жесты, движения, позы и их значение

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
- Этническая. Язык как средство объединения народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

Любой национальный неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Для и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
- равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.


Человеку свойственно в процессе общения выражать свои эмоции и чувства, независимо от устного изложения или в виде письменных сообщений. Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным.

Невербальное общение. Правда или миф?

Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.

Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.

Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.

Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.

Невербальные средства коммуникации


Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.

Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.

И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.

Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.

Примеры невербального общения


  • Если девушка, демонстрируя свое запястье, общается с представителем противоположного пола, она дает ему понять, что готова сблизиться с ним. А если еще красит губы яркой губной помадой, то он действительно стал объектом ее страсти.
  • Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.

Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.

Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.

Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.

Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.

Психология жестов

Алана Пиза, известного психолога, называют «мистером языка телодвижений». Автор выпустил свои произведении миллионными тиражами. Алана Пиз задался целью не только научить читателя «расшифровывать» язык тела, но и применять приобретенные знания на практике. Не ускользают от его внимания даже малейшие изменения, вплоть до расширения зрачков и смежевания век.

Во-первых, появляется возможность наладить коммуникации.

Во-вторых, можно с большой долей вероятности просчитать дальнейшие действия человека.

С позиций психологических знаний Алан акцентирует внимание на отличительные особенности поведения и жестикуляции у женщин и мужчин.

Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных. Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций.

Невербальное поведение и жесты

  • Если знакомый горбится, это свидетельствует о том, что ему нанесли сильнейшую обиду или он пережил мощный стресс. Непомерная «тяжесть проблем» не дает ему расправить плечи. Он испытывает дискомфорт от того, что не может справиться с ситуацией и таким образом закрывается.
  • Если собеседник наклоняется в сторону оратора, то это значит, что он заинтересован темой беседы. Так он старается приблизиться к источнику информации.
  • Наклоняя голову и одновременно опуская веки, собеседник высказывает полное одобрение. Можно не сомневаться в его уважительном отношении. Напротив, если человек часто трогает руками лицо, касаясь глаз или уголков рта, он вам не доверяет.
  • Состояние индивида выдают руки. При волнении и раздражении человеку свойственно поглаживать себя, поправлять волосы или катать и теребить первые попавшиеся предметы в руках. Иногда он засовывает пальцы в рот. В этом случае ему необходимы поддержка и одобрение оппонента.
  • Доверие, открытость, готовность к сотрудничеству демонстрируют раскрытые ладони. Если он не скрещивает локти и ноги, то импонирует вам. А если он отвел руки за спину и высоко поднял подбородок, то тем самым демонстрирует свое превосходство.
  • Чтобы убедить партнера в серьезном и ответственном подходе к дальнейшему сотрудничеству, следует использовать следующий метод. В ходе деловых переговоров необходимо мысленно нарисовать потенциальному партнеру треугольник между глазами выше переносицы и смотреть в эту зону.

75 признаков языка тела по Максу Эггерту

Физический знак

Возможные значения

Движения кадыка

Тревога, ложь

Руки перед корпусом, прикосновения к сумочке, украшениям, воротнику рубашки и т.п.

Неуверенность

Одна рука поперек тела, закрепившись за другую руку

Неуверенность

Руки и ладони открыты

Открытость, искренность

Руки скрещены на груди

Отгораживание от кого-то или чего-то, не признаваемого, выражение отрицательного отношения

Руки скрещены, одна держит другую

Неуверенность

Руки держатся за сумочку, чашку и т.п. как за барьер

Неуверенность

Съеживание

Желание защититься

Моргание (учащенное)

Глубокий вздох

Расслабление, согласие

Поглаживание подбородка

Обдумывание решения, оценка

Искренняя улыбка

Приветствие, стремление к сближению, одобрение

Потирание глаз

Смущение, усталость

Потухший взгляд

Скука, обдумывание

Прикосновения к лицу (включая рот, глаза, уши, шею)

Стремление скрыть правду или нервозность

Палец (дужка очков и др.) во рту

Оценка или ожидание под­тверждения

Направление носков ступней

Указание, куда направлено внимание (к двери, если человек хочет уйти, к собесед­нику, если тот привлекателен)

Притопывание

Поглаживание собеседника

Стремление к близости

Прихорашивание

Проявление интереса к собе­седнику

«Рубка» ладонью

Агрессивность

Обхват запястья руки за спиной

Полное доверие или наобо­рот - фрустрация

Рука покоится на голове

Заинтересованная оценка

Поглаживание шеи сзади

Ощущение угрозы или гнев

Лицо, опертое на раскрытые ладони, локти на столе

Женский прием для придания себе более привлекательного вида или привлечения внима­ния мужчины

Стиснутые кулаки

Фрустрация (чем сильнее фрустрация, тем выше кулаки)

Руки за спиной

Уверенность, властность

Руки в карманах

Стремление выглядеть уверен­ным, призыв «Убедите меня» или демонстрация отстранения

Руки с раздвинутыми локтями на коленях

Использование пространства для демонстрации главенства

Руки раскрыты ладонями вверх

Покорность

Потирание ладоней

Надежда на успех

Руки сцеплены

Уверенность, расслабленность, самонадеянность

Опора на руки

Выражение власти путем использования пространства

Рукопожатие с обхватом локтя

Попытка демонстрации тесной дружбы

Протягивание руки ладонью вниз

Попытка оказать давление

Протягивание руки ладонью вверх

Признак подчинения

Рукопожатие, другая рука на плече

Попытка демонстрации близости

Рукопожатие с другой рукой сверху

Желание показать главенство

Рукопожатие с вертикальными ладонями и примерно одинако­вой силой

Проявление уважения, признание равенства и «приглашение» к раппорту

Рукопожатие с обхватом запястья

Проявление радости при встрече. Допустимо при близких отношениях

Жестикуляция перед лицом

Отрицательное отношение; ложь или нервозность

Усиленное дыхание

Страх или тревога

Наклон вперед

Интерес, одобрение

Скрещенные ноги

Замкнутость, поза покорности или защиты; у женщин - при­знак комфортности

Нога закинута на ногу так, что дальняя от соседа оказывается ближней к нему

Знак одобрения или симпатии

Ноги «четверкой»: лодыжка одной на колене другой

Уверенность, главенство, поза соперничества

Носки врозь (мужчины)

Открытость или главенство

Ноги расставлены

Использование пространства для утверждения главенства

Кусание губ

Тревога, нежелание высказываться

Облизывание губ

Тревога, привлечение внимания

Поглядывание на часы

Желание уйти, скука, безраз­личие

Отзеркаливание

Прикрывание рта

Желание спросить, не лгут ли вам, или нежелание сказать лишнее

Движение назад

Несогласие или тревога

Движение вперед

Ладонь согнута, указательный палец направлен вперёд

Стремление добиться согласия или подчинения

Ладони обращены вниз

Демонстрация власти

Ладони обращены вверх

Согласие, готовность слушать

Прихорашивание

Желание быть привлекатель­ным

Быстрый или резкий вдох

Удивление, шок

Сидение напротив друг друга

Позиция соперничества или обороны

Сидение рядом, стулья чуть повернуты друг к другу

Позиция сотрудничества

Улыбка одними губами

Покорность или неискренность

Улыбка во все лицо

Приветствие, доброжелательность, приглашение к призна­нию

Высокомерие или неискрен­ность

Речь свободная и быстрая

Страстность

Внезапное замедление речи

Поза во весь рост

Стремление к главенству, к привлекательности

Стиплинг

Доверие или, при слушании, знак «Убедите меня!»

Сжатые зубы

Фрустрация, гнев

Игра большими пальцами, например засовывание их в карманы пиджака или брюк

Знак превосходства, главен­ства, властности

Большие пальцы засунуты за пояс или в карманы

Поза сексуальной агрессии

Учащение тиков

Тревога

Понимать жесты собеседника, владеть собственным телом в самых непредсказуемых ситуациях – это далеко не весь список того, что могут дать нам знания об основах невербальной коммуникации. Всем известна фраза «Язык – мой враг» и язык жестов в данном случае также не исключение. Неумение контролировать себя может привести к потере интереса к вам у собеседника, разочарованиям и в последующей неуверенности в себе.
Рассмотрим основные секреты, которые помогут избавиться от ошибок и привнести изюминку в наш образ. Знание языка тела также поможет узнать больше о потенциальном избраннике или избраннице, и привлечь любовь в вашу жизнь.

Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы.
Фридрих Вильгельм Ницше

Секрет 1. Естественность поведения

Даже самые уверенные в себе люди, волнуясь, могут совершать грубые ошибки. Испытывая незначительные стрессы, начинает дрожать голос или, наоборот, ускоряется речь, происходит неосознанное постукивание руками по столу или другой поверхности. В данной ситуации рекомендуется, прежде всего, сделать несколько медленных, но глубоких вдохов и выдохов, немного расслабиться. Запомните, именно непринужденность является лучшей линией поведения в любой ситуации.

Секрет 2. Контроль движения рук

В какой бы ситуации вы ни находились и с каким спокойствием ни произносили бы свою речь, все могут испортить ваши руки. Приходилось ли вам находиться на конференциях, семинарах и слушать выступающих либо выступать самому в роли оратора? Обращали ли вы внимание на то, что происходит с руками во время таких событий?

Часто все эмоции и стрессы находят свое выражение именно в поведении рук: происходят порывистые движения, сжатие одной руки пальцев другой, или каких-либо предметов (ручки, указки, карандаша и т.п.). Также в подобных стрессовых ситуациях часто можно заметить конвульсивное пожатие одной рукой кулака или предплечья другой, постоянное касание каких-либо частей тела, или элементов одежды. Все это выдает ваше внутреннее состояние с головой. Научитесь контролировать свои движения.

Секрет 3. Взгляд

При встрече, не успев произнести ни слова, ваши глаза начинают говорить с первой же секунды. Вы удивитесь, но именно они способны выдать самые потайные ваши чувства к собеседнику. Это может быть крайнее равнодушие, презрение, робкий интерес и даже смелый сексуальный призыв. Поэтому необходимо стараться вкладывать одинаковые эмоции в лицо и во взгляд.

Потренируйтесь перед зеркалом, позвольте себе такое удовольствие, как доброжелательность и невозмутимость во взгляде.

Секрет 4. Длительность взгляда

Пристальный взгляд в глаза собеседнику на протяжении длительного времени зачастую говорит о том, что именно он или она является единственным объектом внимания в том помещении, где вы находитесь (а может, даже и во всем мире в эти минуты).

Если взгляд непродолжительный, но при этом прямой и открытый, он производит похожий эффект. При этом шансы испугать собеседника, неготовому к смелым проявлениям чувств, гораздо меньше, чем в первом случае.

Секрет 5. Задерживание взгляда

Не торопитесь отводить взгляд от объекта вашего внимания, даже после завершения его рассказа или, если разговор был прерван другим человеком. Задержите свой взгляд хотя бы на 3-4 секунды, и лишь потом отводите глаза, однако, медленно, давая понять, что вы делаете это неохотно. Через время вернитесь взглядом к собеседнику обратно.
Проверено, чем больше времени человек смотрит в глаза объекту противоположного пола, тем больше он влюбляется в него.

Конечно, пристальный взгляд порой выглядит даже очень неприлично, однако, периодическое задерживание или постоянное возвращение его к собеседнику, дает понять, что он вам гораздо интереснее, чем кто-либо.

Секрет 6. Эффект зрачков

Задумывались ли вы, что размер зрачков всегда передает очень много информации вашему собеседнику. Конечно, очень сложно контролировать их величину, однако создать соответствующую атмосферу, чтобы они производили необходимый эффект вполне реально. Как известно, зрачки увеличиваются, когда мы думаем о чем-нибудь приятном для нас или смотрим на что-либо привлекательное. Приглушенный свет производит такой же эффект, поэтому ужин при свечах является одним из самых романтичных способов проявить всю магию своего взгляда.

Секрет 7. Оценивающий взгляд

Когда подбородок собеседника лежит на ладони, а указательный палец прикасается к щеке, можете быть уверены, вас пытаются оценить. Этот жест наиболее часто встречается у одиноких людей, как правило, у женщин.
Собеседник также оценивает вас, когда трет свои ладони одна о другую, подпирает мечтательно голову рукой, почесывает подбородок или играет с очками (протирает, грызет дужку оправы и т.д.). Стоит отметить, что степень оценки бывает разной. Кто-то оценивающе смотрит на собеседника, как на объект желания, а кто-то ищет в ваших словах скрытый смысл и готов даже вступить в спор.

Секрет 8. Улыбка, как способ проявить симпатию

Улыбающиеся люди всегда выглядят привлекательнее. Простой улыбкой можно выразить доброе отношение к собеседнику, проявить свою симпатию, и, главное, это отличный способ разрядить любую обстановку. Поэкспериментируйте, результат вас очень удивит, ведь скоро рядом с вами засияют и другие улыбки.

Секрет 9. Сексуальное запястье

При общении мы все очень ценим открытость, ведь очень важно, чтобы человек не боялся нам доверять. Это залог не только крепкой дружбы, но и более серьезных отношений. Удивитесь, но свое открытое отношение можно проявить с помощью рук, а именно запястья. В особенности для мужчин оно является интимной частью женского тела, ведь оно очень нежное и содержит множество нервных окончаний и сосудов. Поэтому демонстрация открытого запястья – это один из самых сексуальных жестов. Не бойтесь открыться своему собеседнику, расслабьте кисти рук.

Секрет 10. Улыбка + взгляд = безотказное оружие

Застенчивая, но вместе с тем озорная улыбка – один из шагов к завоеванию мужской симпатии. Если на вас обратил внимание мужчина, не стесняйтесь подарить ему мимолетную улыбку буквально краем глаза. В этот же момент постарайтесь быстро отвести взгляд, словно ваше возбуждение оказалось столь внезапным и огромным. Мужчин такие взгляды обезоруживают.

Секрет 11. Смех – фиксация положительных эмоций

Если у вас с собеседником много общих тем для разговора, и вы в его компании чувствуете себя легко и непринужденно, не бойтесь смеяться. Конечно, смех не должен быть вызывающим и слишком громким, однако, его смелое проявление, показывает рядом сидящему человеку, насколько вам с ним весело и приятно. К тому же после вашего ухода, у собеседника останутся положительные воспоминания и желание пообщаться с вами снова.

Секрет 12. Скрещивание рук – закрытость или уязвимость

Многие из нас считают, что скрещивание рук – это одна из тех поз, когда мы включаем так называемую защиту, настороженность и даже нежелание общаться. Однако подсознание мужчин часто трактует эту позу несколько иначе. Если его собеседником является женщина, то скрещивание рук лишь показывает, насколько она уязвима и, действительно, требует мужской защиты. Такую женщину хочется заключить в объятия и не отпускать.

Существует мнение, что такая поза рук является невероятно сексуальными жестом, который взывает мужчин к самым примитивным инстинктам.

Секрет 13. Скрещивание ног - грубейшая ошибка

Какой бы стрессовой ни была ситуация, в которой вы оказались, не забывайте про позу ваших ног. Одной из самых популярных и отталкивающих собеседника «закрытых поз», которая выражает вашу нервозность, является скрещивание ног. Мужчина может принять ее слишком буквально и сделать вывод, что вам с ним неуютно и может быть даже неприятно общаться. Избегайте этой позы, даже если вам кажется, что так ваши ножки выглядят привлекательнее.

Секрет 14. Надоедливый собеседник

Случается так, что собеседник и вправду выступает очагом вашего раздражения и нервозности. Один из наилучших способов намекнуть ему на это, начать покашливать или слегка прочищать горло. Вряд ли у него возникнет желание и дальше продолжать с вами беседу. В какой-то момент ему захочется удалиться без вашей просьбы.

Секрет 15. Нежные ушки

Если вы женщина и в разговоре с мужчиной вдруг осознаете, что не можете больше слушать его рассказ, попробуйте поиграть с мочкой уха. Такой жест подсознательно блокирует вход ненужной информации от собеседника.

Секрет 16. Нервные пальчики

Резкие и хаотичные движения пальцами выдают собеседнику ваше внутреннее напряжение. Если у вас нет желания открыто продемонстрировать ему это, избегайте постукивания пальцами по какой-либо поверхности, а также не играйте с какими-либо предметами (ручкой, карандашом, зажигалкой и т.д.).

Лучший способ выплеснуть свою энергию – поиграть с украшениями (провести пальцами по цепочке, браслету или серьгам). И вам будет спокойнее, и со стороны это будет выглядеть сексуально.

Секрет 17. Правильно сидеть в кресле – задание не из легких

Многим из нас очень сложно расслабиться и почувствовать себя непринужденно. Как следствие, эта проблема сказывается на позе, в которой мы сидим, или как держим осанку при ходьбе. К примеру, неуверенность в себе может проявляться спрятанными скрещенными ногами под креслом или стулом. Если вы сидите на самом краю кресла и при этом держите сумочку перед собой на коленях, это создает определенного рода барьер между вами и собеседником. Старайтесь не напрягаться, наоборот, покажите собеседнику свое спокойствие и доверие к нему. Будьте открытыми.

Секрет 18. Игра с туфелькой

Многим женщинам необходимо взять на вооружение, что движение ноги назад и вперед оказывает магическое влияние на мужской пол. Это смотрится немножко игриво и сексуально.

Секрет 19. Длина ножки

Красивые длинные ножки всегда привлекают мужчин. Не сгибайте ступни и не подтягивайте носок, когда сидите рядом с объектом вашей симпатии, так как это визуально укорачивает ноги. Наоборот, старайтесь оттягивать носок – это выглядит очень элегантно и соблазнительно.

Секрет 20. Поза собеседника

Не забывайте следить не только за собой, но также и за своим собеседником. Например, уже по тому, как он расположился в кресле, можно судить о его отношении к вам. Поза «вразвалку», вытянутые вперед ноги или положенные одна на другую явно говорят о невоспитанности человека, а также неуважении его к вам.

Секрет 21. Сидеть красиво в кресле не запретишь

Присаживаясь на стул или в кресло, прежде всего, следует занять удобную для себя позу. При этом спина и плечи должны касаться спинки стула или кресла, ноги следует слегка наклонить набок или держать прямо вместе, руки положить на колени или подлокотники, а подушечки пальцев рук соединить. Эта поза смотрится очень свободно, но вместе с тем сдержанно и приятно в глазах собеседника.

Секрет 22. Красиво садиться в машину – тоже искусство

Овладеть навыком садиться в машину быстро и при этом красиво вполне просто. Для начала постарайтесь присесть на сидение и только затем подтянуть ноги (две сразу или по одной, как удобнее). Основное правило – не следует садиться в машину вперед головой со всеми пакетами и сумками в руках. Сразу поместите все вещи в автомобиль и потом присаживайтесь сами.

Секрет 23. Образ непривлекательной женщины

Плохое настроение – это не повод для настоящей женщины выглядеть некрасиво. Мужчина никогда не обратит внимание на вашу сгорбленную спину и опущенную вниз голову.

Секрет 24. Жесты жалости

Если вы не хотите вызвать к себе жалость не прибегайте к таким движениям, как поглаживание шеи рукой или поправление прически. Подобно скрещенным рукам они символизируют о вашем желании защититься от собеседника.

Секрет 25. Уместность скрещенных рук и ног

Защитная реакция с помощью скрещенных рук и ног становится вполне приемлемой тогда, когда собеседник вызывает у вас крайнее недовольство.

Секрет 26. Превосходство женщины над мужчиной

Уверенно подавая мужчине руку, вы демонстрируете свое превосходство над ним.

Секрет 27. Наклон головы

Во время беседы можно слегка наклонить голову в сторону собеседника, что позволит выразить симпатию к нему. Слегка прислонившись, но практически не дотрагиваясь до собеседника можно показать более серьезные чувства к нему. Если вы ему действительно дороги, он сделает наклон к вам также, если нет – это следует расценивать, что он в вас не заинтересован.

Секрет 28. Прикосновения

Основная задача женщины никогда не навязывать свои движения мужчине. Поэтому прикосновения должны быть нежными и легкими, и ни в коем случае не задевать сексуальные зоны. Если мужчине приятно такое внимание, он непременно ответит взаимностью. В то же время напористые жесты могут, наоборот, пробудить в нем неприязнь к вашим действиям.

Секрет 29. Накручивание волос на пальчик

Этот жест следует рассматривать неоднозначно. С одной стороны, если вы поймали себя на таком действии во время беседы с мужчиной, это можно расценивать, что он вас заинтересовал, и вы неосознанно даже начали с ним флиртовать.

С другой стороны, необходимо быть крайне осторожной с таким жестом, поскольку мужчины не всегда положительно воспринимают это заигрывание. На подсознательном уровне это может вызывать у них раздражение.

Секрет 30. Крылья носа

Если вы обратили внимание, что у собеседника во время разговора с вами периодически раздуваются крылья носа, будьте уверены, он желает гораздо большего, чем просто общение.

Секрет 31. Когда нервничают мужчины

Даже самый уверенный в себе мужчина может начать внезапно волноваться и проявлять неосознанные действия, когда хочет понравиться противоположному полу. Признаки: руки тянутся к шее, чтобы поправить воротник рубашки или галстук, смахивается несуществующая пыль с одежды, например, с плеча пиджака и т.д.

Секрет 32. Агрессивный мужской жест

С особой осторожностью отнеситесь к такому сексуальному проявлению мужчины, как закладывание больших пальцев рук за ремень брюк. Как правило, ничего хорошего в этом жесте нет, помимо того, что он готов провести с вами ночь. При этом интересы избранницы его зачастую абсолютно не интересуют.

Секрет 33. Жесты сексуальной заинтересованности у мужчин

Существует несколько простых видов поведения и жестов мужчины, которые говорят женщине о том, что она ему интересна:
  • разговор «без умолку»;
  • прямой взгляд в глаза;
  • расширенные зрачки;
  • взгляд на сексуально привлекательные области тела женщины;
  • вытягивание губ, словно для поцелуя.

Итог

Безусловно, все перечисленные секреты далеко не весь алфавит языка жестов. Изучая постепенно все движения и позы тела, вы сможете в совершенстве овладеть искусством познания мыслей и чувств собеседника. Более того, это поможет вам грамотно преподносить себя в любой ситуации и с достоинством выходить из них. Знание языка жестов придаст уверенность вам и неотразимость в глазах любого собеседника.

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они “переполнены” счастьем или “сияют” от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они “замерли” или “окаменели”. Гнев или злость описываются такими словами, как “лопнуть” от злости или “дрожать” от ярости. Нервничающие люди “кусают губы”, т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника поэтому означает также понимать язык невербального общения.

Язык невербального общения

Невербальное общение, широко известное как “язык жестов”, включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: “Я не знаю, как выразить это словами”, имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна “утечка” скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.
Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-разному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно.
Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцатилетней пуэрториканской девочке, которую застали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отличались недисциплинированностью, но за Ливией не наблюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза: он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Рико вежливая девочка никогда не смотрит взрослым прямо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что “слова” невербального языка у разных народов имеют разное значение.
Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербального языка, когда связываем его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.
В то же самое время одни люди понимают невербальный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выражаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например, психологов, преподавателей, актеров, оцениваются так же высоко. Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Выражение лица (мимика)

Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

  • удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
  • страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
  • гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
  • отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;
  • печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
  • счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.
Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле “заготовленной” и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

Визуальный контакт

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем за-держивает взгляд каждый собеседник друг на друге.
Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.
Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.
Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, от отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь Ваша очередь”.

Интонация и тембр голоса

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.
Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: “Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?” Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.
Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.
Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

Позы и жесты

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.)
Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.
Когда вы не знаете, в каком положении ваш собеседник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него не смотрят.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, —. признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.
Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, “держаться подальше” от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или “держаться поближе” к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

  • интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;
  • межличностное расстояние (0,5—1,2м) —для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;
  • социальное расстояние (1,2-3,7 м) — для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;
  • публичное расстояние (3,7 м и более) — на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.
Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.
Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше.
Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.
Традиция — также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.
На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником — на стульях, стоящих под углом друг к другу.

Ответ на невербальное общение

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: “Я вас слушаю. Продолжайте”.
Как же реагировать на невербальное общение собеседника? Обычно следует отвечать на невербальное “сообщение” с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные “сообщения” противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, осудят не по словам, а по делам”.
Когда несоответствие между словами и невербальными “сообщениями” невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы.
Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего “противоречивые сигналы”, то можем выразить ответ примерно в такой форме: “Я подумаю” или “Мы вернемся с Вами к этому вопросу”, оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.
Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на “противоречивые сигналы” вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно такое замечание: “Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?” Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.
Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в неменьшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообщение. Понимание этих невербальных сигналов — жестов и мимики говорящего — поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит повысить результативность общения.

Введение...................................................................................................... 2

1. Невербальные средства общения и их классификация……………... 3

2. Роль невербального общения………………………………………… 13-14

3. 25 невербальных коммуникативных жестов………………………… 14-16

Заключение……………………………………………………………….. 17

Список использованной литературы……………………………………. 18

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в процессе общения людей не последнее место отводится «невербальному общению».

Общаясь с друзьями, коллегами и родственниками мы очень часто прибегаем к данному способу общения, и в основном мы это делаем не произвольно, подсознательно. Невербальный «язык» во многом создаёт первое впечатление о нас и об окружающих, и определяет наше отношение и реакцию друг к другу. Если бы люди сознательно относились к этим безмолвным сигналам, то тут же открыли бы для себя возможность более полно и эффективно их использовать.

Научиться правильно понимать «язык» невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, передать чувства словами, так как мы передаём их жестами, практически невозможно, поскольку одних слов зачастую бывает недостаточно. Во-вторых, уметь общаться не вербально, значит уметь владеть собой, так как невербальное общение говорит нам о том, что люди думают в действительности. И, наконец, невербальное общение проявляется спонтанно и бессознательно. Человеку трудно помимо слов контролировать ещё и мимику, жесты и интонацию, поэтому зачастую мы выдаём себя именно с их помощью. Невербальные средства редко поставляют недостоверную информацию, благодаря тому, что они в меньшей степени подвержены нашему контролю, в отличие от словесного общения.

Учёными доказано, что две трети поступающей нам информации при личном разговоре с собеседником передаётся именно невербальным путём.

Невербальное поведение:

Создаёт образ партнёра по общению

Показывает эмоционально-психологическое состояние личности

Показывает статусно-ролевые отношения

Поддерживает оптимальный уровень близости между партнёрами

Усиливает эмоциональную окраску сказанного.

1. Невербальные средства общения и их классификация.

Общение – это процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Процессы передачи и приёма информации осуществляются с помощью словесной речи и различных несловесных невербальных средств, таких как интонация голоса и жестикуляция, мимика и пантомимика. Цель этих процессов – установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые, сенсорные или телесные контакты.

Общение людей не может быть уподоблено разговору по телефону, где люди обмениваются информацией вербальными сообщениями. В общение людей вовлечены эмоции общающихся, которые определённым образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечён в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особую невербальную коммуникацию. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врождёнными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около двух – трёх лет). Само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Невербальные средства общения делятся на 6 групп:

Оптокинетические

Паралингвистические

Экстралингвистические

Проксемические

Тактильные

Ольфакторные

1.Оптокинетические.

Оптокинетические средства общения наиболее значимая группа в среде невербального общения. Изучает их наука, называемая кинесикой.

Кинесика – наука, изучающая закономерность телодвижений человека по принципу информационных моделей. Иначе говоря, кинесика изучает совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения.

К данным средствам общения относятся:

Жестикуляция

Пантомимика

Направление взгляда

Визуальный контакт

Покраснение и побледнение кожи

Стереотипы моторики

Жестикуляция – это система знаковых телодвижений человека, сопровождающая или заменяющая вербальное общение. Учёными установлено, что 55% информации человек передаёт жестами, а при помощи слов всего лишь 7%.

Существует классификация жестов, в соответствии с которой они делятся на четыре группы:

1. общепринятые жесты;

2. эмоциональные жесты (зависят от культуры страны);

3. индивидуальные жесты (присущие конкретному человеку);

4. ритуальные жесты (например, приветствие).

Жесты обогащают наше общение яркостью и эмоциональностью. Значение одних и тех же жестов в разных странах может трактоваться по-разному. Например, европейское отрицательное поворачивание головы из стороны в сторону в Греции, Болгарии и Турции все примут за знак согласия. Психология уже на протяжении многих лет занимается изучением смысла жестов человека, и в определённой степени учёным удалось сделать множество выводов по поводу того или иного жеста.

Приведём несколько примеров толкования жестикуляции человека:

Прикосновение к уху. Почёсывание уха является «облегчённым» вариантом затыкания ушей, и, означает, что человек не хочет слушать своего собеседника.

Подпирание ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно или неинтересно, и он борется со своим желанием уснуть.

Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится на стадии размышления и рассматривает возможные для себя варианты.

Мимика – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека – радости, грусти, разочарования, удовлетворения и др. Ещё Дарвином установлено, что мимика уходит корнями в мир животных. У нас немало общих мимических выражений – страх, испуг, тревожность. Однако у человека имеются и специфические чувства, и их мимическое выражение – состояние восхищения, сочувствия, энтузиазма и др.

Различают два типа мимики:

Непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;

Произвольная (сознательная) мимика.

Мимика, также как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации.

Пантомимика – совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции. Достоверность пантомимики основывается на том, что большинство её проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием. Знание пантомимики позволяет понять больше, чем говорит собеседник.

Визуальный контакт – это средство взаимной регуляции процесса беседы. Визуальный контакт является важным элементом общения. Смотреть на говорящего помогает нам сосредоточить внимание на том, что говорят. Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, но мы избегаем его, обсуждая неприятные вопросы. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.

По специфике взгляд может быть:

- Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства;

- Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринуждённого общения;

- Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении;

- Взгляд искос а используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.



Статьи по теме: