Showforum минимализм в архитектуре. Стиль минимализм в архитектуре. Общее понятие о стиле

Кроме того минимализм открывает диалог с окружающей средой, для выбора наиболее естественных материалов для строительства и создания взаимосвязи между строениями и природой. В архитектуре минимализма элементы дизайна передают посыл простоты. Основные геометрические формы, элементы без декора, простые материалы и повторения структуры говорят сами за себя и олицетворяют ощущение порядка и естественности качественной жизни. Главный лозунг этого течения провозгласил архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Его знаменитое «меньше - значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое необходимое, но лучшее. Довольствоваться малым, но уделять внимание качеству материалов.
Минимализм - это стиль с непредсказуемым характером. Он может быть строгим и жестким, но потом вдруг смягчает нрав, излучая умиротворение и покой. Металл или дерево, фетр или пластик, прозрачное стекло или матовое - что вам больше по душе? Все эти материалы могут присутствовать в минималистском интерьере.

С середины девятнадцатого века и до начала ХХ в архитектуре доминирующим стилем был историзм. Здания строились в стиле прошлых эпох, таких, как готика, барокко и классицизм, а также любые их комбинации. Возведенным в то время строениям были присущи богато украшенные фасады и лепнина, выдающиеся вперед окна и балконы. Интерьеры были дорогими и монументальными.

В начале двадцатого века, архитекторы пытались порвать с прошлыми традициями, искали свежий взгляд и новые идеи. На первый план была выдвинута функциональность и полезность. Именно они должны были определять форму здания, его структуру и тип строительных материалов. Отвергались любые ненужные излишества декора в соответствии с изречением Адольфа Лооса, что "орнамент – это преступление".

Одним из основателей этого направления был американо-немецкий архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ, который и провозгласил главный лозунг этого течения в архитектуре. Его знаменитое «меньше – значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое необходимое, но лучшее; довольствоваться малым, но уделять пристальное внимание качеству материалов.

Людвиг Мис Ван Дер Роэ получил известность в середине второго десятилетия двадцатого века прежде всего в связи с тем, что стал использовать в своих проектах композитные материалы. Его проект жилого дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было похоже на наши современные дома, функциональное и логически завершенное. К сожалению, в те годы этот дом был высмеян в прессе.

В последующие годы Мис Ван Дер Роэ пошел дальше в сторону развития минимализма. Переломным периодом в признании стиля минимализма в архитектуре была международная выставка в Барселоне в 1929 году и немецкий павильон, спроектированный и построенный архитектором. Здание имело свободную планировку, а внутри было пустым и представляло собой взаимопроникающие пространства, которые лишь частично ограничивались стенами. Для строительства были использованы дорогие материалы – мрамор, черный оникс и травертин, а крышу подпирали хромированные столбы. Одной из доминирующих областей здания был пруд, где стояла статуя обнаженной женщины. Другая часть здания была покрыта черным ковром, в третьей – стояли несколько кресел на металлическом каркасе, которым автор присвоил название «Барселона».

Павильон в Барселоне был разработан как специальный выставочный объект. Но что бы произошло, если бы архитекторы стали использовать подобный дизайн для обычного жилого дома? Ответом Миса была Tungendhat (Тугендгат) – вилла в городе Брно (Чехия), работу над которой архитектор завершил в 1930 году. Это был трехэтажный дом с каркасом из стали, неплохо вписанный в окружающий ландшафт. Он был построен для Фрица Тугендгата и его жены. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, позволивший обойтись без поддерживающих стен. Этот прием позволил создать внутри здания ощущение объёма и света. Архитектор сам выполнил дизайн всей мебели в здании (два типа кресел, спроектированных им, – кресло «Тугендгат» и кресло «Брно» – сразу же стали выпускаться массово и производятся до сих пор). В вилле совсем не было произведений живописи, а эффект декоративности создавался за счёт материалов с природной текстурой – оникса и некоторых видов древесины. Стена из оникса пропускает свет и меняет свой цвет во время заката. Вилла расположена на склоне холма, и архитектор использовал виды, открывающиеся из окна, как целостную часть интерьера.

Однако дом доктора Эдит Фарнворт в городе Плано, штат Иллинойс, который был построен через 20 лет после виллы Тугендгат, был одним из самых идеальных минималистских строений того времени. Он представлял собой стальной каркас простой формы со стеклянными стенами. Архитектор хотел добиться эффекта размытого перехода между интерьером и экстерьером.

Мис Ван Дер Роэ известен в мире как духовный отец архитектурного минимализма. Его наработки использовали в своих проектах такие современные архитекторы как Джон Паусон, Тадао Андо, Марио Бота, Ханс Холляйн, Акира Сакамото, Заха Хадид.

Архитектура минимализма подчеркивает красоту структуры, избегая декора и украшательства. Каждый элемент призван выполнять несколько функций. Материалы минимализма почти всегда натуральные, особое предпочтение отдается дереву, камню, стеклу, мрамору. Любимый металл минимализма – хромированная сталь. Цветовая гамма – нейтральная, свойственная природным материалам, причем, оттенок в минимализме важнее цвета. Используются всевозможные оттенки белого, бежевого, коричневого, серого цветов. Предпочтение при проектировании отдается простым геометрическим формам и ясным объемам. Часто используются похожие формы внутри одного объекта. Особое внимание уделяется освещению и световым эффектам. Поэтому часто при проектировании строения в стиле минимализма используются окна, занимающие всю стену, и плоские крыши со стеклянными фрагментами.

В начале 1870-х годов, когда Япония стала более открыта для иностранных заимствований, в том числе и в архитектуре, многие европейские и американские архитекторы возвели потрясающие строения, используя кирпич и камень. Новые постройки быстро завоевали популярность у японцев, но вскоре свое слово сказала природа – Токио и окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года. И японцы вернулись при строительстве своих домов к веками проверенным материалам.

К новым материалам вновь обратились только после второй мировой войны, тогда в городах опять появились высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные современные многоэтажные конструкции, которые не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет, высота которого 243 метра, будет лишь слегка покачиваться даже при 9-балльном подземном толчке.

Но несмотря на мощный индустриальный прогресс того времени, японцы все-таки остаются японцами: архитектор Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов комплексов и зданий, в которых развивает тему «пространственной архитектуры»; свои постройки он делает похожими на растущее дерево. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой зданий, возводимых в Японии. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах мини-сады: для понижения температуры в городе и для эстетического удовольствия. При всей окончательности и неизбежности развития технического прогресса японцы тем не менее прилагают максимум усилий для создания продуманного доступа к свету, природе и наслаждению от созерцания прекрасного.

Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI веков. Сейчас стиль минимализм остается одним из самых востребованных архитектурных направлений.

Знаменитые архитекторы стиля Минимализм:

1. Людвиг Мис ван дер Роэ – немецко-американский архитектор-модернист, один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке, был ведущим представителем «интернационального стиля». Основоположник течения минимализма. Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), Мис ван дер Роэ развивает концепцию «универсального» здания – предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Работы Миса ван дер Роэ породили в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса».

2. Тадао Андо – японский архитектор, последователь Алвара Аалто. Стиль этого японского архитектора был охарактеризован специалистами как «критический регионализм». Работы архитектора хорошо известны массированным использованием естественного света и использованием натуральных форм ландшафта в архитектуре. Его сооружения характеризуются сложными трёхмерными путями циркуляции, которые, переплетаясь с внешним и внутренним пространством, образуют крупные фигуры.

3. Алвар Хуго Хенрик Аалто – финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современного дизайна, «отец модернизма» в Северной Европе. От строго геометрических форм своих ранних проектов пришёл со временем к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду.

4. Йошио Танигучи – японский архитектор. Широко известен за проект Музея Современного Искусства в Нью Йорке (MoMA)

Популярным в современных домах и квартирах, очень стильным и умиротворяющим является стиль минимализм. Это особенный стиль, которому характерный порядок, чистота, простор и свет. Он идеально подходит для атмосферы отдыха и творческих занятий. В нем неприемлем хаос, нагромождения лишних вещей и беспорядок. Для серьезных, самодостаточных деловых людей, которые посвятили жизнь творчеству и работе этот интерьер будет идеальным выбором.

Определение и суть минимализма

Слово minimus в переводе с латыни означает «наименьший». Важно, что это не просто стиль интерьера, а целое течение, тенденция в искусстве и музыке, архитектуре, которая предусматривает сведение всех сложных компонентов к минимуму. Четкость функций и крайняя простота внешнего вида – вот к чему сводится эстетическая тактика данного направления.

В интерьере этот дизайн не лишен красоты и элегантности. При помощи натуральных текстур и сочетания цвета создается благоприятный фон, который выделяется при помощи игры полутонов и света. Функциональность мебели, прямые ровные линии и отсутствие лишних элементов в помещении способствуют обстановке, которая оставляет за собой свободное пространство, спокойную атмосферу и гармонию.

История минимализма

В конструктивизме 1920-х годов можно увидеть первые предпосылки минимализма. Первыми, кто начал создавать работы в первичном минималистическом направлении, были участники нидерландской творческой группы «Стиль» (De Stijl). Это художественное объединение представило работы, которым присущи рациональность и утилитаристский акцент. Всем работам характерны ясность, четкость и трезвость видения вещей. Кроме данной группы, людьми с таким принципом в творчестве были Вальтер Гропиус, Ле Корбьюзе, Эрих Мендельзон, Бруно Таута и другие. Самым выразительным, одним из первых примеров минимализма в архитектуре стал Баухаус. «Лучше меньше да лучше» — девиз творчества дизайнера и архитектора Людвига Мис ван дер Роэ. Этот девиз и есть основа минимализма.

Не первичной, но главной долей влияния на стиль стал японский дизайн. Тенденции японской архитектуры проникали в западные страны по окончанию Второй мировой войны. Отказ от изобилия украшений, появление новых технологий, новые философские течения и религиозные взгляды отобразились на архитектуре и дизайне. Японский минимализм принес в интерьер философию о важности пустого пространства, скоротечности, балансе и гармонии с природой. Японский стиль должен способствовать единению с природой, самопознанию, а минимализм – релаксации и расположенности к творчеству.

Основные составляющие минимализма

Минимализм в интерьере характеризуется сдержанностью и лаконичностью форм, конструкций, цвета и обстановки в целом. В цветовой гамме на первом месте всегда находится белый. Кроме белого, используют светлые оттенки серого, древесный цвет, цвет хаки и бежевый. Для игры контрастов подбирают чёрный, красный, синий, реже лиловый или оранжевый цвета. Линии всех предметов ровные, без лишних изгибов.

Стиль минимализм в интерьере не имеет декора и украшений. Большое значение имеет свет, как дневной, так и искусственный. Из-за этого минимализм в архитектуре предусматривает большие окна. Двери и перегородки чаще раздвижные, прозрачные, из стекла. Всем конструкциям, в частности мебели характерна логичность, сдержанность и вместе с тем функциональность.
Для материалов выбирают дерево, камень, кирпич, метал (алюминий и хромированные детали), кожу.

Современный минимализм фото

Стиль современный минимализм

Современный минимализм менее аскетичен, более комфортен и имеет яркие акценты. Дизайн современный минимализм предусматривает наличие искусственных материалов, тогда как эко минимализм не приемлет пластика и полимеров. Более теплым и не таким светлым может показаться скандинавский минимализм, так как это стиль имеет принадлежность к горным холодным местностям и нуждается в более теплой обстановке. Такая разновидность интерьера является очень распространенной. Она отличается сдержанностью и свободным пространством, но вместе с тем такое жильё воплощает пример скромной и уютной обители для всей семьи.

Сложности в оформлении

Безукоризненное чувство меры и строгость необходимы для создания такого дизайна, поэтому при подборе даже минимального количества деталей нельзя допускать ошибок. Не стоит также спешить, проектирование комнаты предусматривает тщательное взвешивание решений о цветовой гамме, планирование подсветки и визуальное расширение пространства.

Элементы должны соответствовать стилю, но выглядеть уникальными. Окружает все элементы рассеянный спокойный свет и светлый фон. В такой обстановке должно быть сложно выделить доминирующий предмет. Все поверхности характеризуются объединением и ровностью. Скромный и сдержанный фон оживляется при помощи активных элементов, контрастных общей картине. К таким акцентам часто относят картину, вазу, неброскую инсталляцию. Нельзя забывать и про японские традиции, которые проявляются наличием прозрачных перегородок, легкостью конструкций, типичной кроватью на пьедестале и отсутствием мелких деталей на виду.

Освещение

Ключевая роль отводится освещению. Рассеянный свет усиливается светлым тоном стен потолка и зачастую полом. Свет наполняет комнату простором, чистотой и даже некоторой стерильностью. При помощи зеркал и светильников нужно создать настоящую игру света. Важно, чтобы каждая зона помещения подсвечивалась отдельно. Таким образом, можно организовать зонирование помещения. Светильники в форме сферы, шара, папье-маше, плетения линий и просто светлых металлических каркасов с необычными соединениями могут дополнять такой дизайн.

На кухне рабочая зона подсвечивается точечными светильниками на потолке, а обеденная зона – несколькими светильниками над столом или барной стойкой. В кухне может подсвечиваться помещение с пола, а также со стеклянных полок и шкафчиков. В спальне устанавливается неприметная потолочная люстра, зона над кроватью и зона шкафов тоже подсвечивается точечно с потолка. Для гостиной самым лучшим решением будут многоуровневые или натяжные потолки с подсветкой и люстра.

Стиль минимализм появился еще в XX веке, развившись в 1960-е годы. Вновь он вошел в моду в конце XX - начале XXI века, а сейчас его популярность, пожалуй, достигла своего апогея и не собирается на этом останавливаться. Основоположниками минимализма считают Людвига Мис ван дер Роэ, Джона Поусона, Клаудио Сильвестрина, Фрэнка Ллойда, Марио Ботту, Ханса Холляйна.

Экстерьер в стиле минимализм

Главной идеей минималистичного дизайна архитектуры является чистота стиля, которая достигается за счет простоты форм и структур, но совершенно не в ущерб качеству материалов, которому, наоборот, уделяется большое внимание.

Дома в стиле минимализм имеют свою особую и неповторимую эстетику. Из самого названия стиля становится понятно, что минимализм в архитектуре характеризуется тенденцией к повсеместному упрощению. Одним из основных признаков этого направления является геометричность фигур, поэтому домам в стиле минимализм присуще использование четких, прямых линий, иногда слегка закругленных, с мягким изгибом.

Характерная черта дома в стиле минимализм - плоская крыша. Иногда ее делают светопрозрачной, с использованием стеклянных вставок и стального или алюминиевого профиля.

Двери в домах чаще всего стеклянные, широкие и большие. Типичная форма окон - прямоугольная или круглая. Нередко применяется и фасадное остекление - это обусловлено тем, что для минимализма немаловажно большое количество света в доме, причем такое освещение должно достигаться за счет естественного солнечного света.

В стиле минимализм предпочтение отдается твердым и натуральным материалам, причем довольно дорогостоящим. Наиболее популярными среди них являются дерево, стекло, камень, керамика и хромированная сталь. Чуть реже - мрамор и пробка.

Минимализм является одним из стилей, в которых сейчас создают легковозводимые каркасные дома. Наряду с другими современными стилями минимализм нередко выбирают для архитектурных проектов загородных домов . Однако используется этот стиль не только в экстерьере — квартира в стиле минимализм также имеет право на существование.

Минимализм в интерьере

Интерьер в стиле минимализм, по сути, подразумевает под собой, что интерьера как такового почти нет. В комнате всего должно быть по минимуму: и мебели, и аксессуаров, и других деталей. Так же, как и в экстерьере, здесь используют только прямые или немного закругленные линии, никаких ярко выраженных кругов и спиралей. Обязательно наличие ровной поверхности, все швы и элементы коммуникаций аккуратно прячут.

Отделка помещения самая незамысловатая: обычно это простая покраска стен, пол чаще всего - обыкновенный паркет. Самое главное, чтобы в комнате оставалось много свободного пространства, что, в основном, достигается за счет малого количества мебели: например, в спальне будет достаточно кровати и монолитного либо встроенного в нишу шкафа-купе.

Мебель выполняется из таких материалов, как дерево, профили из алюминия, матовое стекло. Как и в дизайне хай-тек , в минималистичном интерьере каждый предмет мебели должен выполнять свою прямую функцию, а еще лучше, если он будет многофункциональным.

Минимализм предполагает использование умеренной цветовой гаммы; базовые цвета - это белый, черный и серый, а в качестве дополнительных используют светлые, пастельные оттенки. Хотя в последнее время часто встречаются и яркие цветовые акценты — главное, чтобы количество сочетаемых цветов не превышало трех, а два из них были базовыми.

Для оформления окон используют роллеты или жалюзи, хотя современный минимализм иногда допускает в этих целях монохромные шторы, соответствующие цветовой гамме интерьера. Точно такая же ситуация и с коврами: в современной трактовке можно использовать однотонный ковер, с отсутствием орнамента, изображений и узоров.

Декор дома в стиле минимализм сосредотачивается на малом количестве аксессуаров — это может быть статуэтка в современном стиле, минималистичные настенные часы. Подойдет и небольшое количество комнатных растений, а какого вида они будут — особой роли не играет. Что имеет значение, так это горшок, поскольку его нужно подобрать в тон общей палитре интерьера, да и сам он должен быть простой геометричной формы.

Кому подойдет стиль минимализм

Минимализм выбирают энергичные люди, которые ни в чем не любят излишества и стремятся объединить в своем доме красоту и простоту. Идеально дизайн в стиле минимализм подойдет для оформления небольших помещений: за счет своего стремления к максимальному освобождению пространства он сделает комнаты просторнее и визуально шире.

Свободное пространство и спокойные минималистичные тона в интерьере также помогут расслабиться после трудного дня, снять стресс и даже наоборот, привести мысли в порядок и настроиться на рабочий лад.

Показать еще

Кроме того минимализм открывает диалог с окружающей средой, для выбора наиболее естественных материалов для строительства и создания взаимосвязи между строениями и природой. В архитектуре минимализма элементы дизайна передают посыл простоты. Основные геометрические формы, элементы без декора, простые материалы и повторения структуры говорят сами за себя и олицетворяют ощущение порядка и естественности качественной жизни. Главный лозунг этого течения провозгласил архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Его знаменитое «меньше - значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое необходимое, но лучшее. Довольствоваться малым, но уделять внимание качеству материалов.
Минимализм - это стиль с непредсказуемым характером. Он может быть строгим и жестким, но потом вдруг смягчает нрав, излучая умиротворение и покой. Металл или дерево, фетр или пластик, прозрачное стекло или матовое - что вам больше по душе? Все эти материалы могут присутствовать в минималистском интерьере.

Статьи по теме: