Архитектура минимализма в высотных зданиях. Дома в стиле минимализм. Стиль современный минимализм

Минимализм в архитектуре в последнее время набирает все большую популярность. Его основная идея – это функциональность и лаконичность, отказ от излишеств, нагромождения деталей, вычурности. Некоторым он кажется слишком холодным и неуютным, другие, наоборот, ценят его за оригинальность и простоту. Дома в стиле минимализм не требуют дорогой отделки, но при этом всегда смотрятся эффектно и выразительно, а еще отлично вписываются в природный ландшафт.

У минимализма очень много общего с такими стилями, как хай-тек и лофт:

  • преобладание прямых строгих линий и правильных форм;
  • лаконичность в отделке;
  • большая площадь остекления;
  • сдержанная цветовая гамма;
  • просторная внутренняя планировка.

Такие дома очень сильно отличаются от традиционных жилых построек своим внешним видом, а потому выбирают их преимущественно люди творческие, уверенные в себе, не склонные к накопительству и ценящие личное пространство. Несмотря на лаконичность построек, разработка проектов требует от архитектора безупречного чувства стиля и высокого мастерства – без этого создать притягательную атмосферу в подобной конструкции не получится.

Архитектура

В архитектурном плане эти дома очень разнообразны. Есть сооружения в виде больших кубов, вытянутых параллелепипедов, сложных конструкций из нескольких модулей. Для зданий характерна разноуровневость, наличие ниш и выступов, асимметрия. Крыши чаще всего плоские либо двускатные без свесов и тоже асимметричные. Приветствуется наличие открытых террас, причем он могут располагаться сразу с нескольких сторон дома или опоясывать его узкой лентой. Фундамент обычно низкий, цоколь если и присутствует, то имеет неброскую однотонную отделку.

Материалы

Традиционно в минимализме сочетаются натуральные и искусственные материалы – дерево, бетон, стекло, камень, металл. Для возведения стен широко используется кирпич, бетонные блоки, каркасные стальные конструкции, а также газобетон и керамические блоки. Отделочные материалы тоже достаточно разнообразны: для наружной облицовки применяется планкен, композитные панели, искусственный и натуральный камень, керамическая плитка, профнастил. В большинстве проектов эти материалы комбинируются с белой или светлой штукатуркой. Для кровли самый распространенный вариант – ПВХ мембраны и профнастил.

Цены на планкен для отделки

Планкен для отделки

Окна

Чем больше площадь остекления, тем лучше. Многие проекты предусматривают панорамные окна, стеклянные перегородки и стены, есть варианты с застекленными фронтонами и крышами. Если это простые окна, то они должны быть по размеру больше стандартных, с минимальным количеством перемычек, а то и вовсе без них. Форма окон только прямоугольная, никаких арок, круглых или фигурных проемов. Также отсутствуют наличники, ставни, фигурные решетки, витражи и любой другой декор. Максимум, что допускается, это тонировка стекол от солнца и наличие рольставен.

Цветовое оформление

Для минимализма характерны приглушенные цвета, близкие к природным: теплые древесные, песочный, бежевый, темно-зеленый. Но основой палитры являются белый и серый, которые присутствуют практически в каждом проекте. Цвета комбинируются в различных вариантах, как правило, по 2-3 оттенка в одном доме, хотя нередко встречается и монохромная отделка. Яркие тона и контрастные сочетания здесь неприемлемы, даже в качестве акцента.

Разновидности минимализма

Идеи минимализма очень быстро обрели популярность, но при этом даже многие сторонники стиля считают его излишне строгим и холодным. Благодаря попыткам сделать его комфортнее, возникло сразу два направления – софт минимализм и эко-минимализм.

Софт минимализм характеризуется более мягкими линиями, теплыми тонами и приятными текстурами. Здесь все те же сдержанные формы и отсутствие декора, но дом кажется гораздо уютнее и привлекательнее. В отделке преобладает дерево, камень и штукатурка в самых разных сочетаниях, а также металл и пластик с имитацией природных текстур. Основой цветовой палитры являются бежевый, песочный и белый цвета, которые оттеняются темно-серым и темно-коричневым.

Эко-минимализм предусматривает использование натуральных, экологически чистых материалов для строительства и отделки домов. Основой является природный камень и древесина различных пород, а дополняют их декоративной штукатуркой, керамикой, стеклом. На крышах таких домов часто устанавливают солнечные батареи и создают зеленые газоны. Постройки в стиле эко-минимализма идеально гармонируют с окружающим ландшафтом, а цветовая гамма дополнительно включает нежные оттенки изумрудного, салатного, нежно-голубого цвета.

Есть еще две интересных разновидности стиля – скандинавский и японский минимализм. Они полностью соответствуют общей концепции, но при этом обладают уникальными этническими чертами. В скандинавском минимализме допускается наличие пестрых элементов и более контрастных сочетаний, в отделке преобладает дерево различных текстур. Из-за этого скандинавские дома кажутся более уютными даже в таком аскетичном оформлении.

Минимализм по-японски характеризуется очень простыми формами и монохромной отделкой. Жилые дома очень компактные, правильной прямоугольной формы. Зонирование выполняется при помощи деревянной обшивки, перегородок из стекла, реечной отделки из металла. Цвета: белый, темно-серый, все оттенки древесного. При обустройстве таких зданий важная роль отводится подсветке, которая монтируется по периметру проемов, карнизных свесов, нижней части стен.

Отделка дома в стиле минимализм

Для отделки в минималистическом стиле можно использовать самые разнообразные материалы: планкен, панели ДПК, профнастил, штукатурку, фактурные панели из фибробетона и другие. Выбор зависит лишь от ваших финансовых возможностей и предпочтений. Одним из наиболее практичных вариантов является комбинирование бетонной поверхности и деревянной обшивки.

Пример сочетания деревянной обшивки с оштукатуренными поверхностями

Большинство жилых домов возводится из кирпича или блоков, а не из бетона, поэтому, чтобы получить нужную текстуру, необходимо подобрать отделку, имитирующую бетон. Благодаря разнообразию современных материалов, сделать это не составит труда. Для примера рассмотрим обшивку фасада цементными аквапанелями Knauf и финишную отделку штукатуркой под бетон.

Цементная плита «Аквапанель». Наружная

Фасадные цементные панели – это уже готовая основа под любую финишную отделку. Применяются они при обустройстве вентилируемых фасадов, отличаются идеально ровной поверхностью, благодаря чему стены не нужно тщательно выравнивать под покраску или штукатурку. Эти панели представляются собой армированные сеткой листы с сердечником из портландцемента и легкого минерального наполнителя.

Структура панели

Технические характеристики аквапанелей

Штукатурка под бетон очень часто используется при отделке в стилях минимализм, хай-тек и лофт. Она отлично подходит для наружных работ, так как обладает устойчивостью к влаге и высокой морозостойкостью. Самые популярные марки: Loft-Beton, Novacolor, Concret Art, Prof Decor.

Цены на различные виды декоративной штукатурки

Штукатурка декоративная

Подготовительный этап

Первым делом нужно демонтировать водосточные желоба, карнизы, наличники, фасадный декор, если есть. После этого стены осматривают на предмет повреждений, проверяют качество старого покрытия. Если дом был оштукатурен, и видимых дефектов на поверхности нет, нужно слегка постучать по штукатурке молотком: звонкий звук – покрытие крепкое и надежное, глухой – нужно все счищать и штукатурить заново. Кладочные швы обязательно обрабатывают стальной щеткой, чтобы выявить возможные пустоты.

Далее обнаруженные дефекты устраняют при помощи цементного раствора: расшивают и заделывают трещины, заполняют пустые швы, выемки и сколы на поверхности. Мелкие выступы и бугорки легко убрать болгаркой с шлифовальной насадкой. После высыхания ремонтного раствора стены очищают от пыли и наносят грунтовочный состав. Если стены впитывают слишком быстро, грунтовать придется в 2-3 слоя, чтобы обеспечить качественную защиту от воздействия влаги.

Цены на грунтовку под декоративные штукатурки

Грунтовка под декоративные штукатурки/s>

Монтаж обрешетки

Аквапанели крепятся на обрешетку, поэтому нет необходимости дополнительно выравнивать стены штукатуркой. После высыхания грунтовочного слоя можно сразу приступать к установке направляющих. Для обрешетки подходят как металлические профили, так и деревянный брус. При выборе второго варианта убедитесь, что пиломатериал не имеет серьезных дефектов и хорошо просушен.

Шаг 1. На углу стены отмечают вертикальную линию при помощи отвеса и намечают на ней точки крепления направляющих через каждые 40 см. Такую же разметку выполняют на противоположном углу стены.

Шаг 2. По разметке просверливают отверстия, выдувают пыль, вставляют дюбели. Далее прикладывают к стене первый брус, наживляют его саморезами, выставляют по вертикали, при необходимости используя деревянные подкладки. Убедившись, что брус расположен правильно, фиксируют его саморезами до упора. Так же монтируют второй угловой брус.

Шаг 3. По верхнему и нижнему краю между угловыми направляющими натягивают шнур, чтобы упростить выравнивание остальных элементов обрешетки. Промежуточные брусья крепятся с шагом 50 см. Завершив установку обрешетки, еще раз проверяют вертикальность конструкции, чтобы избежать перекосов обшивки.

Крепление панелей

Для монтажа аквапанелей понадобятся оцинкованные саморезы, уровень, шуруповерт, монтажные распорки толщиной 3-5 мм. Раскраивать материал можно электролобзиком, циркулярной пилой и даже монтажным ножом, так как панели режутся достаточно легко.

Шаг 1. Первую панель прикладывают по ширине к обрешетке от угла, ровняют по нижнему краю, затем по горизонтали. Прикручивают саморезами к брусьям с шагом 25 см – сначала закрепляют по центру, затем переходят к краям.

Шаг 2. При установке второй панели обязательно оставляют зазор шириной от 3 до 5 мм, для удобства можно вставить кусочек деревянной рейки соответствующей толщины. Все последующие панели крепятся точно так же.

Монтаж листов аквапанели

Совет. Если последний лист необходимо подрезать, его укладывают на ровную поверхность, намечают карандашом линию среза, прикладывают к ней уровень либо ровную рейку и с усилием проводят острием ножа. Разрезав армирующий слой на лицевой стороне, панель разламывают по образовавшейся кромке и разрезают сетку на обратной стороне.

Шаг 3. Начинают монтаж второго ряда. Вертикальные швы в покрытии не должны совпадать, поэтому первую панель следует разрезать пополам. Между верхней и нижней панелью укладывают распорки, чтобы ширина швов на всей площади оставалась одинаковой.

Шаг 4. Возле проемов панели крепятся встык с оконными рамами и подоконником. Материал должен плотно прилегать на срезах, наличие у проемов сквозных зазоров недопустимо.

Шаг 5. Завершив обшивку стен, приступают к заделке швов штукатурно-клеевой смесью (например, Боларс ARMIBOND, Основит Каверпликс, КНАУФ-Севенер). Сухой состав разводят в воде, тщательно перемешивают миксером и наносят шпателем по швам. Раствор наносят толстым слоем, вдавливая в зазоры между панелями, излишки снимают.

Шаг 6. Берут армирующую стекловолоконную сетку с ячейками 3,5х3,5 мм, разрезают ее на полосы шириной 7-8 см и накладывают сверху на раствор так, чтобы шов располагался по центру полосы. Далее опять набирают шпателем раствор, наносят его на сетку и распределяют равномерным слоем, хорошенько растирая по поверхности. Углубления от шляпок саморезов также заделывают небольшим количеством клея.

Шаг 7. Углы фасада, а также дверные и оконные проемы армируют специальным уголком с сеткой: на угол с обеих сторон наносят раствор, сверху накладывают уголок, ровняют и вдавливают в клей, а сетку прижимают и заглаживают шпателем.

Шаг 8. В завершение клеящий раствор наносят сплошным тонким слоем на всю поверхность обшивки. Так как раствор сохнет быстро, удобнее всего обрабатывать стену по квадратам. Клей наносят, разравнивают, сверху укладывают армирующую сетку и разглаживают шпателем от центра к краям, утапливая сетку в раствор на 1/3 толщины слоя. Смежные куски сетки обязательно крепят внахлест на несколько сантиметров.

Цены на клей Ceresit

Клей Ceresit

После того, как поверхность высохнет, стены обрабатывают теркой с наждачным полотном. Это позволит устранить мелкие неровности, потеки, следы от шпателя. Затем щеткой сметают пыль и покрывают фасад грунтовкой.

Видео — АКВАПАНЕЛЬ: заделка стыков и нанесение базового армирующего слоя

Финишная отделка

Данный этап является самым творческим, а потому требует максимум старания и аккуратности. Готовая поверхность должна иметь характерную для бетона текстуру, окрас и неглубокий рельеф. Имитация грубо обработанного или состаренного бетона здесь неуместна, такая фактура больше подходит для стиля лофт.

Шаг 1. Готовят штукатурную смесь: в указанных на упаковке пропорциях смешивают сухие компоненты с водой, на низких оборотах перемешивают массу миксером до однородности.

Шаг 2. Набирают состав на шпатель и распределяют его по стене ровным слоем. Толщина нанесения равняется толщине зерна наполнителя. Шпатель все время удерживают под одним углом к поверхности и распределяют раствор с одинаковым усилием. Старайтесь не оставлять следов от инструмента и не возвращаться на уже пройденные участки.

Шаг 3. Когда высохнет базовый слой, замешивают новую порцию раствора и так же распределяют его по поверхности. Как только масса начнет схватываться, берут пластиковую или металлическую терку и формируют текстуру, с усилием растирая штукатурку круговыми движениями.

Шаг 4. После высыхания покрытие обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой, очищают от пыли и покрывают специальным лаком для камня или гидрофобизатором.

В результате такой обработки стены будут выглядеть, как полированный бетон, что полностью соответствует стилю минимализм. Для контраста можно выделить парадную зону белым цветом, путем окрашивания поверхности. Если дом большой, таких зон может быть несколько, главное – чтобы выделенные зоны имели строгую прямоугольную форму.

Видео – Дома в стиле минимализм

Видео – Обшивка фасада цементными панелями

1.3 Минимализм в архитектуре

С середины девятнадцатого века и до начала ХХ в архитектуре доминирующим стилем был историзм. Здания строились в стиле прошлых эпох, таких, как готика, барокко и классицизм, а также любые их комбинации. Возведенным в то время строениям были присущи богато украшенные фасады и лепнина, выдающиеся вперед окна и балконы. Интерьеры были дорогими и монументальными.

В начале двадцатого века, архитекторы пытались порвать с прошлыми традициями, искали свежий взгляд и новые идеи. На первый план была выдвинута функциональность и полезность. Именно они должны были определять форму здания, его структуру и тип строительных материалов. Отвергались любые ненужные излишества декора в соответствии с изречением Адольфа Лооса, что "орнамент - это преступление".

Одним из основателей этого направления был американо-немецкий архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ, который и провозгласил главный лозунг этого течения в архитектуре. Его знаменитое «меньше - значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое необходимое, но лучшее; довольствоваться малым, но уделять пристальное внимание качеству материалов.

Людвиг Мис Ван Дер Роэ получил известность в середине второго десятилетия двадцатого века прежде всего в связи с тем, что стал использовать в своих проектах композитные материалы. Его проект жилого дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было похоже на наши современные дома, функциональное и логически завершенное. К сожалению, в те годы этот дом был высмеян в прессе.

В последующие годы Мис Ван Дер Роэ пошел дальше в сторону развития минимализма. Переломным периодом в признании стиля минимализма в архитектуре была международная выставка в Барселоне в 1929 году и немецкий павильон, спроектированный и построенный архитектором. Здание имело свободную планировку, а внутри было пустым и представляло собой взаимопроникающие пространства, которые лишь частично ограничивались стенами. Для строительства были использованы дорогие материалы - мрамор, черный оникс и травертин, а крышу подпирали хромированные столбы. Одной из доминирующих областей здания был пруд, где стояла статуя обнаженной женщины. Другая часть здания была покрыта черным ковром, в третьей - стояли несколько кресел на металлическом каркасе, которым автор присвоил название «Барселона».

Павильон в Барселоне был разработан как специальный выставочный объект. Но что бы произошло, если бы архитекторы стали использовать подобный дизайн для обычного жилого дома? Ответом Миса была Tungendhat (Тугендгат) - вилла в городе Брно (Чехия), работу над которой архитектор завершил в 1930 году. Это был трехэтажный дом с каркасом из стали, неплохо вписанный в окружающий ландшафт. Он был построен для Фрица Тугендгата и его жены. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, позволивший обойтись без поддерживающих стен. Этот прием позволил создать внутри здания ощущение объёма и света. Архитектор сам выполнил дизайн всей мебели в здании (два типа кресел, спроектированных им, - кресло «Тугендгат» и кресло «Брно» - сразу же стали выпускаться массово и производятся до сих пор). В вилле совсем не было произведений живописи, а эффект декоративности создавался за счёт материалов с природной текстурой - оникса и некоторых видов древесины. Стена из оникса пропускает свет и меняет свой цвет во время заката. Вилла расположена на склоне холма, и архитектор использовал виды, открывающиеся из окна, как целостную часть интерьера.

Однако дом доктора Эдит Фарнворт в городе Плано, штат Иллинойс, который был построен через 20 лет после виллы Тугендгат, был одним из самых идеальных минималистских строений того времени. Он представлял собой стальной каркас простой формы со стеклянными стенами. Архитектор хотел добиться эффекта размытого перехода между интерьером и экстерьером.

Мис Ван Дер Роэ известен в мире как духовный отец архитектурного минимализма. Его наработки использовали в своих проектах такие современные архитекторы как Джон Паусон, Тадао Андо, Марио Бота, Ханс Холляйн, Акира Сакамото, Заха Хадид.

Архитектура минимализма подчеркивает красоту структуры, избегая декора и украшательства. Каждый элемент призван выполнять несколько функций. Материалы минимализма почти всегда натуральные, особое предпочтение отдается дереву, камню, стеклу, мрамору. Любимый металл минимализма - хромированная сталь. Цветовая гамма - нейтральная, свойственная природным материалам, причем, оттенок в минимализме важнее цвета. Используются всевозможные оттенки белого, бежевого, коричневого, серого цветов. Предпочтение при проектировании отдается простым геометрическим формам и ясным объемам. Часто используются похожие формы внутри одного объекта. Особое внимание уделяется освещению и световым эффектам. Поэтому часто при проектировании строения в стиле минимализма используются окна, занимающие всю стену, и плоские крыши со стеклянными фрагментами.

В начале 1870-х годов, когда Япония стала более открыта для иностранных заимствований, в том числе и в архитектуре, многие европейские и американские архитекторы возвели потрясающие строения, используя кирпич и камень. Новые постройки быстро завоевали популярность у японцев, но вскоре свое слово сказала природа - Токио и окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года. И японцы вернулись при строительстве своих домов к веками проверенным материалам.

К новым материалам вновь обратились только после второй мировой войны, тогда в городах опять появились высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные современные многоэтажные конструкции, которые не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет, высота которого 243 метра, будет лишь слегка покачиваться даже при 9-балльном подземном толчке.

Но несмотря на мощный индустриальный прогресс того времени, японцы все-таки остаются японцами: архитектор Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов комплексов и зданий, в которых развивает тему «пространственной архитектуры»; свои постройки он делает похожими на растущее дерево. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой зданий, возводимых в Японии. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах мини-сады: для понижения температуры в городе и для эстетического удовольствия. При всей окончательности и неизбежности развития технического прогресса японцы тем не менее прилагают максимум усилий для создания продуманного доступа к свету, природе и наслаждению от созерцания прекрасного.

Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI веков. Сейчас стиль минимализм остается одним из самых востребованных архитектурных направлений.

Знаменитые архитекторы стиля Минимализм:

1. Людвиг Мис ван дер Роэ - немецко-американский архитектор-модернист, один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке, был ведущим представителем «интернационального стиля». Основоположник течения минимализма. Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), Мис ван дер Роэ развивает концепцию «универсального» здания - предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Работы Миса ван дер Роэ породили в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса».

2. Тадао Андо - японский архитектор, последователь Алвара Аалто. Стиль этого японского архитектора был охарактеризован специалистами как «критический регионализм». Работы архитектора хорошо известны массированным использованием естественного света и использованием натуральных форм ландшафта в архитектуре. Его сооружения характеризуются сложными трёхмерными путями циркуляции, которые, переплетаясь с внешним и внутренним пространством, образуют крупные фигуры.

3. Алвар Хуго Хенрик Аалто - финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современного дизайна, «отец модернизма» в Северной Европе. От строго геометрических форм своих ранних проектов пришёл со временем к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду.

4. Йошио Танигучи - японский архитектор. Широко известен за проект Музея Современного Искусства в Нью Йорке (MoMA)

Анализ современной моды

Прежде всего, минимализм, в одежде или интерьере, как видно из названия, подразумевает под собой шик лаконичности. Но если мы ограничены в обилии фактур, длин, рисунка и аксессуаров, то неизменно на первый план выходит Ваша личность...

Анализ современной моды

Одним из популяризаторов минимализма в моде стал австриец Хельмут Ланг (Helmut Lang)...

Анализ современной моды

Одежда, которая как нельзя лучше вписывается в формат данного стиля, подчеркивает силуэт и слегка вытягивает его вверх...

Минимализм является продолжением идей конструктивизма и функционализма. Начало ХХ века характеризуется бурным ростом промышленности, появлением новых технологий. Резко меняется темп жизни - вальяжный...

Декоративный элемент росписи ткани в интерьере. Смешанная техника

Важную роль в создании минималистического интерьера играет окно. Конечно, хотелось бы, чтобы окно впускало в помещение как можно больше света, воздуха и было большим. Но в типовых квартирах приходится довольствоваться стандартными окнами...

Декоративный элемент росписи ткани в интерьере. Смешанная техника

Основным цветом в минималистической гостиной есть белый цвет. В дополнение ему используется черный, красный, серый или синий. Для гостиной в стиле минимализм создание контрастного акцента очень важно. Это делается при помощи предметов мебели...

Культура и искусство Древнего Вавилона

Вавилон (название города происходит от “Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. в связи с правлением Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). До этого на левом берегу Евфрата, по-видимому, было небольшое поселение...

Культура постмодернизма

Как вполне определенное направление постмодернизм в архитектуре складывается к середине 70-х гг. Ч. Дженкс в книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) называет точную дату смести авангарда в архитектуре: 15 июня 1972 г. В этот день в Сент-Луисе...

Минимализм в дизайне интерьера

Вообще, в минимализме -- стиле, основанном на принципе «чем меньше, тем лучше», не так-то просто прийти к гармонии своего внутреннего мира и интерьера, сделать выбор между привычными, устоявшимися традициями и «новым» восточным веянием. Так...

Основные тенденции развития отечественной культуры XX века. Архитектура

Каждое время рождает свою архитектуру - конструктив самосознания, более или менее честный скелет эпохи. Наше с вами беспородное "сегодня" - не исключение...

Современные направления искусства

Минимализм (minimal art - англ.: минимальное искусство) - художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности...

Эстетические свойства мебели для гостиной

Поскольку мебель в стиле хай-тек многофункциональна, она также в большинстве своем способна трансформироваться в разные виды мебели или в разные конструкции...

Минимализм (минимальное искусство) - направление, сложившееся в западном искусстве 1960-х годов; поставило своей целью создание лишь «простейших структур», являющихся первоосновой творчества...

Японский минимализм в дизайне

Восточная эстетика с давних времен и по сегодняшний день руководствовалась принципом - «все лишнее безобразно», основой интерьера является пустота, которая призвана подчеркивать внутреннюю красоту того немного, что присутствует в доме...

Японский минимализм в дизайне

«За последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна… Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта...

С середины девятнадцатого века и до начала ХХ в архитектуре доминирующим стилем был историзм. Здания строились в стиле прошлых эпох, таких, как готика, барокко и классицизм, а также любые их комбинации. Возведенным в то время строениям были присущи богато украшенные фасады и лепнина, выдающиеся вперед окна и балконы. Интерьеры были дорогими и монументальными.

В начале двадцатого века, архитекторы пытались порвать с прошлыми традициями, искали свежий взгляд и новые идеи. На первый план была выдвинута функциональность и полезность. Именно они должны были определять форму здания, его структуру и тип строительных материалов. Отвергались любые ненужные излишества декора в соответствии с изречением Адольфа Лооса, что "орнамент - это преступление".

Одним из основателей этого направления был американо-немецкий архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ, который и провозгласил главный лозунг этого течения в архитектуре. Его знаменитое «меньше - значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое необходимое, но лучшее; довольствоваться малым, но уделять пристальное внимание качеству материалов.

Людвиг Мис Ван Дер Роэ получил известность в середине второго десятилетия двадцатого века прежде всего в связи с тем, что стал использовать в своих проектах композитные материалы. Его проект жилого дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было похоже на наши современные дома, функциональное и логически завершенное. К сожалению, в те годы этот дом был высмеян в прессе.

В последующие годы Мис Ван Дер Роэ пошел дальше в сторону развития минимализма. Переломным периодом в признании стиля минимализма в архитектуре была международная выставка в Барселоне в 1929 году и немецкий павильон, спроектированный и построенный архитектором. Здание имело свободную планировку, а внутри было пустым и представляло собой взаимопроникающие пространства, которые лишь частично ограничивались стенами. Для строительства были использованы дорогие материалы - мрамор, черный оникс и травертин, а крышу подпирали хромированные столбы. Одной из доминирующих областей здания был пруд, где стояла статуя обнаженной женщины. Другая часть здания была покрыта черным ковром, в третьей - стояли несколько кресел на металлическом каркасе, которым автор присвоил название «Барселона».

Павильон в Барселоне был разработан как специальный выставочный объект. Но что бы произошло, если бы архитекторы стали использовать подобный дизайн для обычного жилого дома? Ответом Миса была Tungendhat (Тугендгат) - вилла в городе Брно (Чехия), работу над которой архитектор завершил в 1930 году. Это был трехэтажный дом с каркасом из стали, неплохо вписанный в окружающий ландшафт. Он был построен для Фрица Тугендгата и его жены. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, позволивший обойтись без поддерживающих стен. Этот прием позволил создать внутри здания ощущение объёма и света. Архитектор сам выполнил дизайн всей мебели в здании (два типа кресел, спроектированных им, - кресло «Тугендгат» и кресло «Брно» - сразу же стали выпускаться массово и производятся до сих пор). В вилле совсем не было произведений живописи, а эффект декоративности создавался за счёт материалов с природной текстурой - оникса и некоторых видов древесины. Стена из оникса пропускает свет и меняет свой цвет во время заката. Вилла расположена на склоне холма, и архитектор использовал виды, открывающиеся из окна, как целостную часть интерьера.

Однако дом доктора Эдит Фарнворт в городе Плано, штат Иллинойс, который был построен через 20 лет после виллы Тугендгат, был одним из самых идеальных минималистских строений того времени. Он представлял собой стальной каркас простой формы со стеклянными стенами. Архитектор хотел добиться эффекта размытого перехода между интерьером и экстерьером.

Мис Ван Дер Роэ известен в мире как духовный отец архитектурного минимализма. Его наработки использовали в своих проектах такие современные архитекторы как Джон Паусон, Тадао Андо, Марио Бота, Ханс Холляйн, Акира Сакамото, Заха Хадид.

Архитектура минимализма подчеркивает красоту структуры, избегая декора и украшательства. Каждый элемент призван выполнять несколько функций. Материалы минимализма почти всегда натуральные, особое предпочтение отдается дереву, камню, стеклу, мрамору. Любимый металл минимализма - хромированная сталь. Цветовая гамма - нейтральная, свойственная природным материалам, причем, оттенок в минимализме важнее цвета. Используются всевозможные оттенки белого, бежевого, коричневого, серого цветов. Предпочтение при проектировании отдается простым геометрическим формам и ясным объемам. Часто используются похожие формы внутри одного объекта. Особое внимание уделяется освещению и световым эффектам. Поэтому часто при проектировании строения в стиле минимализма используются окна, занимающие всю стену, и плоские крыши со стеклянными фрагментами.

В начале 1870-х годов, когда Япония стала более открыта для иностранных заимствований, в том числе и в архитектуре, многие европейские и американские архитекторы возвели потрясающие строения, используя кирпич и камень. Новые постройки быстро завоевали популярность у японцев, но вскоре свое слово сказала природа - Токио и окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года. И японцы вернулись при строительстве своих домов к веками проверенным материалам.

К новым материалам вновь обратились только после второй мировой войны, тогда в городах опять появились высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные современные многоэтажные конструкции, которые не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет, высота которого 243 метра, будет лишь слегка покачиваться даже при 9-балльном подземном толчке.

Но несмотря на мощный индустриальный прогресс того времени, японцы все-таки остаются японцами: архитектор Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов комплексов и зданий, в которых развивает тему «пространственной архитектуры»; свои постройки он делает похожими на растущее дерево. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой зданий, возводимых в Японии. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах мини-сады: для понижения температуры в городе и для эстетического удовольствия. При всей окончательности и неизбежности развития технического прогресса японцы тем не менее прилагают максимум усилий для создания продуманного доступа к свету, природе и наслаждению от созерцания прекрасного.

Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI веков. Сейчас стиль минимализм остается одним из самых востребованных архитектурных направлений.

Знаменитые архитекторы стиля Минимализм:

1. Людвиг Мис ван дер Роэ - немецко-американский архитектор-модернист, один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке, был ведущим представителем «интернационального стиля». Основоположник течения минимализма. Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), Мис ван дер Роэ развивает концепцию «универсального» здания - предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Работы Миса ван дер Роэ породили в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса».

2. Тадао Андо - японский архитектор, последователь Алвара Аалто. Стиль этого японского архитектора был охарактеризован специалистами как «критический регионализм». Работы архитектора хорошо известны массированным использованием естественного света и использованием натуральных форм ландшафта в архитектуре. Его сооружения характеризуются сложными трёхмерными путями циркуляции, которые, переплетаясь с внешним и внутренним пространством, образуют крупные фигуры.

3. Алвар Хуго Хенрик Аалто - финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современного дизайна, «отец модернизма» в Северной Европе. От строго геометрических форм своих ранних проектов пришёл со временем к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду.

4. Йошио Танигучи - японский архитектор. Широко известен за проект Музея Современного Искусства в Нью Йорке (MoMA)

С середины девятнадцатого века и до начала ХХ в архитектуре доминирующим стилем был историзм. Здания строились в стиле прошлых эпох, таких, как готика, барокко и классицизм, а также любые их комбинации. Возведенным в то время строениям были присущи богато украшенные фасады и лепнина, выдающиеся вперед окна и балконы. Интерьеры были дорогими и монументальными.

В начале двадцатого века, архитекторы пытались порвать с прошлыми традициями, искали свежий взгляд и новые идеи. На первый план была выдвинута функциональность и полезность. Именно они должны были определять форму здания, его структуру и тип строительных материалов. Отвергались любые ненужные излишества декора в соответствии с изречением Адольфа Лооса, что "орнамент – это преступление".

Одним из основателей этого направления был американо-немецкий архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ, который и провозгласил главный лозунг этого течения в архитектуре. Его знаменитое «меньше – значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Оставлять только самое необходимое, но лучшее; довольствоваться малым, но уделять пристальное внимание качеству материалов.

Людвиг Мис Ван Дер Роэ получил известность в середине второго десятилетия двадцатого века прежде всего в связи с тем, что стал использовать в своих проектах композитные материалы. Его проект жилого дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было похоже на наши современные дома, функциональное и логически завершенное. К сожалению, в те годы этот дом был высмеян в прессе.

В последующие годы Мис Ван Дер Роэ пошел дальше в сторону развития минимализма. Переломным периодом в признании стиля минимализма в архитектуре была международная выставка в Барселоне в 1929 году и немецкий павильон, спроектированный и построенный архитектором. Здание имело свободную планировку, а внутри было пустым и представляло собой взаимопроникающие пространства, которые лишь частично ограничивались стенами. Для строительства были использованы дорогие материалы – мрамор, черный оникс и травертин, а крышу подпирали хромированные столбы. Одной из доминирующих областей здания был пруд, где стояла статуя обнаженной женщины. Другая часть здания была покрыта черным ковром, в третьей – стояли несколько кресел на металлическом каркасе, которым автор присвоил название «Барселона».

Павильон в Барселоне был разработан как специальный выставочный объект. Но что бы произошло, если бы архитекторы стали использовать подобный дизайн для обычного жилого дома? Ответом Миса была Tungendhat (Тугендгат) – вилла в городе Брно (Чехия), работу над которой архитектор завершил в 1930 году. Это был трехэтажный дом с каркасом из стали, неплохо вписанный в окружающий ландшафт. Он был построен для Фрица Тугендгата и его жены. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, позволивший обойтись без поддерживающих стен. Этот прием позволил создать внутри здания ощущение объёма и света. Архитектор сам выполнил дизайн всей мебели в здании (два типа кресел, спроектированных им, – кресло «Тугендгат» и кресло «Брно» – сразу же стали выпускаться массово и производятся до сих пор). В вилле совсем не было произведений живописи, а эффект декоративности создавался за счёт материалов с природной текстурой – оникса и некоторых видов древесины. Стена из оникса пропускает свет и меняет свой цвет во время заката. Вилла расположена на склоне холма, и архитектор использовал виды, открывающиеся из окна, как целостную часть интерьера.

Однако дом доктора Эдит Фарнворт в городе Плано, штат Иллинойс, который был построен через 20 лет после виллы Тугендгат, был одним из самых идеальных минималистских строений того времени. Он представлял собой стальной каркас простой формы со стеклянными стенами. Архитектор хотел добиться эффекта размытого перехода между интерьером и экстерьером.

Мис Ван Дер Роэ известен в мире как духовный отец архитектурного минимализма. Его наработки использовали в своих проектах такие современные архитекторы как Джон Паусон, Тадао Андо, Марио Бота, Ханс Холляйн, Акира Сакамото, Заха Хадид.

Архитектура минимализма подчеркивает красоту структуры, избегая декора и украшательства. Каждый элемент призван выполнять несколько функций. Материалы минимализма почти всегда натуральные, особое предпочтение отдается дереву, камню, стеклу, мрамору. Любимый металл минимализма – хромированная сталь. Цветовая гамма – нейтральная, свойственная природным материалам, причем, оттенок в минимализме важнее цвета. Используются всевозможные оттенки белого, бежевого, коричневого, серого цветов. Предпочтение при проектировании отдается простым геометрическим формам и ясным объемам. Часто используются похожие формы внутри одного объекта. Особое внимание уделяется освещению и световым эффектам. Поэтому часто при проектировании строения в стиле минимализма используются окна, занимающие всю стену, и плоские крыши со стеклянными фрагментами.

В начале 1870-х годов, когда Япония стала более открыта для иностранных заимствований, в том числе и в архитектуре, многие европейские и американские архитекторы возвели потрясающие строения, используя кирпич и камень. Новые постройки быстро завоевали популярность у японцев, но вскоре свое слово сказала природа – Токио и окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года. И японцы вернулись при строительстве своих домов к веками проверенным материалам.

К новым материалам вновь обратились только после второй мировой войны, тогда в городах опять появились высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные современные многоэтажные конструкции, которые не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет, высота которого 243 метра, будет лишь слегка покачиваться даже при 9-балльном подземном толчке.

Но несмотря на мощный индустриальный прогресс того времени, японцы все-таки остаются японцами: архитектор Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов комплексов и зданий, в которых развивает тему «пространственной архитектуры»; свои постройки он делает похожими на растущее дерево. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой зданий, возводимых в Японии. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах мини-сады: для понижения температуры в городе и для эстетического удовольствия. При всей окончательности и неизбежности развития технического прогресса японцы тем не менее прилагают максимум усилий для создания продуманного доступа к свету, природе и наслаждению от созерцания прекрасного.

Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI веков. Сейчас стиль минимализм остается одним из самых востребованных архитектурных направлений.

Знаменитые архитекторы стиля Минимализм:

1. Людвиг Мис ван дер Роэ – немецко-американский архитектор-модернист, один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке, был ведущим представителем «интернационального стиля». Основоположник течения минимализма. Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), Мис ван дер Роэ развивает концепцию «универсального» здания – предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Работы Миса ван дер Роэ породили в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса».

2. Тадао Андо – японский архитектор, последователь Алвара Аалто. Стиль этого японского архитектора был охарактеризован специалистами как «критический регионализм». Работы архитектора хорошо известны массированным использованием естественного света и использованием натуральных форм ландшафта в архитектуре. Его сооружения характеризуются сложными трёхмерными путями циркуляции, которые, переплетаясь с внешним и внутренним пространством, образуют крупные фигуры.

3. Алвар Хуго Хенрик Аалто – финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современного дизайна, «отец модернизма» в Северной Европе. От строго геометрических форм своих ранних проектов пришёл со временем к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду.

4. Йошио Танигучи – японский архитектор. Широко известен за проект Музея Современного Искусства в Нью Йорке (MoMA)

Продолжая разговор о стилях в архитектуре и дизайне интерьеров , IK architects посвятит следующую статью стилю минимализм .

Стиль минимализм происходит от функционализма и конструктивизма . Минимализм получил широкое распространение в архитектуре и дизайне интерьеров и сейчас является очень популярным.

Минимализм – это стиль, отдающий дань простоте, функциональности, лаконичности. Это отказ от переизбытка мебели и вещей в пользу только самого необходимого. Лозунгом этого течения стало изречение архитектора Людвига Мис ванн дер Роэ «меньше — значит больше» .

Некоторые посчитают минимализм холодным неприветливым стилем, но если и Вы того же мнения, то, возможно, Вы не понимаете что такое минимализм в интерьере и архитектуре.

Минимализм в архитектуре

Минимализм в архитектуре выделяет красоту структуры. В минимализме не применяется декор, и силы направляются в сторону поиска совершенных форм. Ярким примером минимализма становится архитектура Японии , которая собственно, и распространила минимализм по всей Европе.

Геометричность фигур – это один из признаков минимализма : использование кругов, прямоугольников, прямых линий с небольшими изгибами.

Количество используемых цветов минимально, а цветовая гамма колеблется между белым и серым, иногда природные цвета.

Окна и двери в архитектуре минимализма максимально большие, прямоугольные, часто стеклянные.

Минимализм применяется в архитектуре в большинстве для общественных зданий: небоскребов, торговых центрах, культурных и общественных центрах.

Минимализм в интерьере

Минимализм , как и любой другой стиль, отличается своими особенностями. Он хорошо подойдет для любителей простоты, функциональности и отсутствия захламлённости. Например, проект интерьера .

Пространство

Минимализм предпочитает большое свободное пространство с отсутствием перегородок и других вещей, мешающих движению. Не редко минималисты объединяют все комнаты в одну.

Освещение

Свет должен быть мягким и литься отовсюду, но желательно чтобы все источники света были скрыты от человеческих глаз. Естественный свет – второй обязательный источник света в минимализме , который можно создать с помощью больших окон.

Материалы

В дизайне интерьеров в минимализме используются природные материалы, такие как дерево, пробка и камень, а также кирпич и стекло. При этом следует сохранять их первозданность.

Цвет

Дизайнер-минималист выберет несколько оттенков одного или двух цветов, и они станут радовать Вас. Цвета берутся спокойные, неяркие, в общем, подойдет любой цвет, но хорошо разбавленный с белым. Такие цвета придадут уют. Ярким элементом может стать красивая яркая мебель, как в проекте .

Мебель и декор

Мебель должна быть простая по своей форме и, обязательно, функциональна. А плоская поверхность мебели поможет заиграть фактуре интересными красками. Такая мебель использована в интерьере .

Минимализм не предусматривает декора в интерьере , поэтому он должен сводиться к минимуму.

Затевая попробовать стиль минимализм , пригласите дизайнера IK architects , который поможет Вам его освоить и получитьроскошный дизайн интерьера . К примеру вот один из проектов IK architects .

Но никогда не забывайте, что минимализм это не «бедненько, но чистенько», это дорого, чего можно добиться соответствующей мебелью и материалами.

Статьи по теме: