Лабораторная работа изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений. Лабораторная работа изучение результатов искусственного отбора

Лабораторная работа № 2

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений

Цель: выявление отличительных признаков растений одного вида разных сортов

Вид культурного растения: тагетис прямостоящий

Задачи: Изучить особенности внешнего строения растений, определить критерии, на основании которых растения разных сортов относятся к одному виду

Ход работы

Задание 1. Изучите внимательно общее описание растений вида тагетис прямостоячий, определите о каких критериях вида идёт речь, результаты анализа внесите в таблицу

«Критерии вида тагетис прямостоячий»

Название критерия вида

Доказательства

Задание 2. Прочитайте описание сортов тагетиса прямостоячего

Задание 3. Укажите отличительные черты. Полученную информацию занесите в таблицу.

Высота стебля

Степень махровости

Тип соцветия корзинки

Окраска соцветия

Ветвистость стебля

Задание 4.На основе изученных сортов тагетиса сделать вывод: какие критерии указывают на принадлежность всех изученных вами сортов к виду тагетис прямостоячий

Бархатцы прямостоячие или африканские -Tagetes erecta

Семейство: Астровые (Asteraceae)
Родина: Южная Мексика

Куст компактный или раскидистый с ясно выраженным главным побегом. Стебли сильноветвистые, 80-120 см высотой, голые, прямостоячие, мелкоребристые, ветвистые, у основания одревесневающие, боковые побеги направлены вверх, образуют кусты обратнопирамидальной формы. Они образуют одревесневающие у основания.

Листья перисто-раздельные с ланцетовидными, острыми долями, по краю пильчатые, от светло- до темно-зеленых, расположены в очередном порядке. Окраска соцветий - однотонная. Соцветия - крупные корзинки 6-15 см в диаметре, одиночные, простые, полумахровые или махровые, на длинных цветоносах. Цветет с конца июня - начала июля. Окраска соцветий однотонная, светло-желтая, желтая, ярко-желтая, оранжевая или двуцветная. В 1 г до 300 семян, сохраняющих всхожесть 1-2 года.
Большинство классических махровых сортов принадлежит именно к этому виду бархатцев.

Родина - Южная Мексика. В культуре с XVI века.
Сорта различают по высоте: гигантские - выше 90 см; высокие - 60-90 см; средние - 45-60 см; низкие - до 45 см высотой.

Эфирное масло применяют в производстве восточных кондитерских изделий, в ликеро-водочной, мыловаренной и парфюмерно-косметической промышленности. Ароматизируют чай цветами бархатцев. В народной медицине водный настой цветочных корзинок применяли как моче-, потогонное и противоглистное средство.
Содержание эфирного масла бархатцев в надземной части цветущих растений - 0,30-0,55 %, в фазе бутонизации - 0,22-0,30 %; оно максимально в соцветиях (0,45 %) и листьях (0,28 %). Эфирное масло жёлтого или коричневого цвета, подвижное, запах цветочно-пряный с фруктовыми тонами. Основным его компонентом является оцимен (50 %); присутствуют также D-пинен, сабинен, мирцен, лимонен, n-цимол, цитраль, линалоол, D-терпинен.
Культивируют как декоративное растение. Рекомендуются для клумб, рабаток, высоких групп, ваз, балконов, срезки. Бархатцы прямостоячие можно выращивать на срезку. В воде они стоят около трех недель. Их используют во всех типах цветников. Не подходят они лишь для водоема и тенистого сада.

Tagetes erecta Antigua Gold, Primrose, Orange


Сорт «Антигуа» относится к группе прямостоячих низкорослых – высотой до 20 см – бордюрных тегетесов. Растения с прочным, ветвящимся стеблем. Соцветия – крупные корзинки 6-13 см в диаметре, одиночные, простые, полумахровые или махровые, на длинных цветоносах. Цветение обильное, по 25-30 соцветий на растении, продолжительное.

Сорт Мэри Хелен - это бархатцы прямостоячие (высокорослые). Великолепный сорт, с высоким кустом высотой до 90 см, соцветия махровые, гвоздиковидные, полушаровидные диаметром до 10-12 см. Ярко-лимонно-желтые, используют для клумб, рабаток, высоких групп на фоне газона, очень хороши на срезку.

Бархатцы прямостоячие Лимонный принц. Одно из самых распространенных однолетних растений семейства Астровые. Образует куст высотой 70 см с ясно выраженным главным побегом. Соцветия крупные (8-10 см в диаметре) густомахровые, шаровидные, лимонно-желтой окраски. Цветет с июня по сентябрь. Светолюбивы и теплолюбивы, заморозков не переносят. К почвам нетребовательны, но предпочитают плодородные легкие почвы. Выращивают, как правило, рассадным способом. Посев проводят во второй половине марте-начале апреля. Всходы появляются через 4-8 дней после посева, сеянцы пикируют в фазе 2-го настоящего листа. Рассаду высаживают в начале июня, расстояние между растениями 30-35 см. Используют для посадки на клумбах, в группах, для получения срезки.

Бархатцы прямостоячие «Килиманджаро» (F 1)

Образует куст высотой 60-70 см с ясно выраженным главным побегом. Соцветия густомахровые, 10-12 см в диаметре. Цветет с июня по сентябрь. Светолюбивы и теплолюбивы, заморозков не переносят. К почвам нетребовательны, но предпочитают плодородные легкие почвы. Выращивают, как правило, рассадным способом. Посев проводят во второй половине марте-начале апреля. Всходы появляются через 4-8 дней после посева, сеянцы пикируют в фазе 2-го настоящего листа. Рассаду высаживают в начале июня, расстояние между растениями 30-35 см. Используют для посадки на клумбах, в группах, для получения срезки.


Сорт Гавайский - бархатцы прямостоячие (высокорослые) с высоким кустом и сильными стеблями высотой 90 см, соцветия гвоздиковидные, махровые, крупные - до 12 см в диаметре, с окраской ярко-оранжевой, не требуют подвязки

  • показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н 2 О 2) и условия, в которых он функционирует.
  • обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;

Оборудование:

  • 3% раствор пероксида водорода,
  • раствор йода,
  • лист элодеи (другого растения),
  • кусочки сырого и вареного картофеля,
  • сырого мяса,
  • микроскопы,
  • пробирки.

Информация для учащихся.

Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н 2 О 2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н 2 О 2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н 2 О 2:2 Н 2 О 2 2 Н 2 О 2 + О 2

Ход работы.

  • на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.
  • поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.
  • прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н 2 О 2 .
  • опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.
  • на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.
  • нанесите на лист 1-2 капли Н 2 О 2 , накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.
  • составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.
    1. Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?
    2. Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?

    Л/р. № 2 “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза”

    • убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

    Оборудование:

    • микроскопы,
    • луковица лука,
    • концентрированный раствор NaCl,
    • фильтровальная бумага,
    • пипетки.

    Ход работы

    1. снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм 2);
    2. приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
    3. с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
    4. рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
    5. нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
    6. в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
    7. сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!

    1. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
    2. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?

    Л/р. № 3 “Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом”

    • рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

    Оборудование:

    • микроскопы,
    • готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток,
    • таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

    Работа в классе естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого:

    • чашки Петри,
    • луковица,
    • лабораторные ножи,
    • пинцеты,
    • пипетки,
    • стеклянные мазевые ложечки,
    • выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.

    Ход работы:

    1. рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
    2. зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
    3. сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
    4. сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

    Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!

    1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
    2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
    3. Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

    Л/р. № 4 "Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой"

    • углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;
    • сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

    Оборудование:

    • наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.
    • не менее 30 (100) экземпляров одного вида;
    • метр для измерения роста учащихся класса.

    Ход работы:

    1. расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;
    2. измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
    1. постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; составления таблицы и графика!

    1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
    2. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

    Л/р. № 5 “Описание фенотипов растений”

    • убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.

    Оборудование:

    • два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.

    Ход работы

    1. рассмотреть два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия.
    2. результаты наблюдения фенотипов занесите в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные);
    3. выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
    4. сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.
    1. 1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.
    2. 2. Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?

    Л/р. № 6 “Морфологический критерий в определении вида”

    • используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.

    Оборудование:

    • гербарные или живые образцы растений одного вида.

    Ход работы

    1. Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?
    2. Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.
    3. Заполните таблицу:
    Название семейства и общие признаки семейства

    № растения

    Признаки вида

    Название вида

    Первое растение
    Второе растение

    Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    Л/р. № 6б “ Морфологические особенности растений различных видов”

    • обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

    Оборудование:

    Ход работы

    1. Рассмотрите предложенные вам для работы 3 комнатных растения. Пользуясь планом описания растения, дайте им характеристику, сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов растений перед вами?)
    2. Заполните таблицу:

    “Морфологические особенности растений”

    1. Вывод: каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений? Назвать виды растений, с которыми вы работали.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    1. Дайте определение терминам – эволюция, вид.
    2. Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.

    Л/р. № 7 “Изучение приспособленности растений к среде обитания и относительный характер приспособлений”

    • на примере конкретного растения показать адаптивные черты строения и сделать предположение о причинах относительности этих приспособлений.

    Оборудование:

    • гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов).

    Ход работы

    1. Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите название растения и среду его обитания.
    2. Пользуясь учебником “Ботаника” определите особенности строения растения, приспосабливающие эти растения к среде обитания.
    3. Заполните таблицу:
    1. Сделайте предположения о надежности этих приспособлений.
    2. Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    1. Какие адаптации существуют у животных? Назовите их и приведите примеры.
    2. Дайте определение терминам – маскировка, мимикрия, адаптация

    Л/р. № 8 “Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов растений или пород домашних животных”

    • изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак;
    • сделать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.

    Оборудование:

    • гербарные образцы различных сортов пшеницы, иллюстрации различных пород лошадей или собак.

    Ход работы

    1. Рассмотреть внимательно гербарные образцы пшеницы и иллюстрации пород животных.
    2. Заполните таблицу:

    3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.

    Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!

    1. Дайте определение терминам – естественный отбор, искусственный отбор.
    2. Какой вид искусственного отбора чаще применяют А) на конезаводах; Б) на селекционных растительных станциях? Почему?

    Лабораторная работа № 6

    Цель:

    Оборудование:

    Ход работы:

    2. Заполните таблицу

    Сравниваемые признаки Название сорта яблок
    Антоновка Белый налив Пепин шафранный Дикая яблоня
    Окраска плодов Желтоватая. Зеленовато-желтая зеленовато-желтая
    Окраска мякоти
    Вкус кисло-сладкий кисло-сладкий
    Размер Плоды среднего размера (около 90 г). Плоды дикой яблони размером от 2 до 5 см в диаметре.
    Сроки созревания

    Вывод:

    Лабораторная работа № 11

    Тема: Построение вариационного ряда и вариационной кривой

    Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

    Оборудование: антропометрические данные учащихся (от 10-25: рост, раздельно для юношей и девушек, листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), семян фасоли (20 – 30 штук), простой карандаш, ручка, тетрадь, линейка.

    Ход работы:

    1. Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)
    2. Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости. Заполните таблицу.
    V (мм)
    P I III IV IV V VI VII VII VI IV II I

    3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.

    4. Измерьте рост ваших одноклассников, друзей.

    5. Полученные данные запишите в тетради.

    6. Посчитайте число студентов, имеющих одинаковый рост.

    7. Заполните таблицу 2.

    8. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. На горизонтальной оси отметьте рост студентов, а на вертикальной оси – количество (число) студентов, входящих в данную группу.

    9. Определите среднюю величину выраженности по формуле: f = n / N, где f – частота встречаемости, n – число студентов в классовом интервале, N – общее число студентов.

    10. Сделайте вывод.

    Таблица «Результаты исследования»:

    Вариационная кривая.

    11.Измерьте длину листьев любого растения (20 штук) и запишите их параметры.

    12. Определите число образцов, сходных по рассматриваемому признаку.

    13. Составьте вариационный ряд - полученные данные занесите в таблицу, в которой в первой строке укажите отдельные значения признака (v), а во второй строке - частоту встречаемости каждого значения (р)

    14. Постройте вариационную кривую - отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

    Вариационная кривая.

    15. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

    Дают выявить закономерности модификационной изменчивости в массе случайных явлений и определить их практическое значение. Здесь обнаружен вариационный ряд модификационной изменчивости. Вариационный ряд- ряд модификационной изменчивости свойства организма, который состоит из отдельных свойств видоизменений, размещенных в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства.

    16. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариантов в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.

    В вариационном ряде размещены в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства (размеры листка, изменение интенсивности роста и т. д.). Единичный показатель соотношения двух факторов в вариационном ряде (например, длина шерсти и интенсивность ее пигментации) называется варианта. Вариационная кривая - отображает как диапазон вариации свойства, так и частоту отдельных вариант. Из кривой видно, что наиболее распространены средние варианты проявления признака.

    Вывод: Модификационная (фенотипическая) изменчивость - изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный характер. Генотип при этом не изменяется. В целом современное понятие «адаптивные модификации» соответствует понятию «определенной изменчивости», которое ввел в науку Чарльз Дарвин. Вариационный ряд - ряд модификационной изменчивости свойства организма, который состоит из отдельных свойств видоизменений, размещенных в порядке увеличения или уменьшения количественного выражения свойства (размеры листка, изменение интенсивности роста и т. д.). Единичный показатель соотношения двух факторов в вариационном ряде называется варианта. Вариационная кривая - отображает как диапазон вариации свойства, так и частоту отдельных вариант. Из кривой видно, что наиболее распространены средние варианты проявления признака (закон Кетле). Причиной этого, по-видимому, является действие факторов окружающей среды на ход онтогенеза.

    Лабораторная работа № 10

    Лабораторная работа № 13

    Правило экологических пирамид очень условно передает закономерность передачи энергии с одного уровня питания на следующий, в пищевой цепочке. Впервые эти графические модели были разработаны Ч. Элтоном в 1927 году. По этой закономерности суммарная масса растений должна быть на порядок больше растительноядных животных, а суммарная масса растительноядных животных на порядок больше хищников первого уровня и т.д. до самого конца пищевой цепи.

    Лабораторная работа № 1

    Вариант № 1.

    Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

    Особенности строения клетки Растительная клетка Животная клетка
    Рисунок
    Черты сходства Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, митохондрий, рибосом, комплекс Гольджи, лизосомы, способности к самообнавлению, саморегуляции. Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, митохондрий, рибосомы, лизосомы, коплекс Гольджи, способности к самообнавлению, саморегуляции.
    Черты отличия Присутствуют пластиды (хролопласты, лейкопласты, хромопласты), вакуоль, толстая клеточная стенка состоящая из целлюлозы, способны к фотозинтезу. Вакуоль – содержит клеточный сок и в ней накапливаются токсичные вещества (листья растений). Центриоль, клеточная стенка эластичная, гликокаликс, реснички, жгутики, гетеротрофы, запасное вещество - гликоген, целостные реакции клетки (пиноцитоз, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз).

    Вариант № 2.

    Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

    Клетки Цитоплазма Ядро Плотная клеточная стенка Пластиды
    Раститель-ная Цитоплазма, состоит из густого тягучего вещества, в котором располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимичес-кие процессы, обеспе-чивающие жизнедеятель-ность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки; она может увеличиваться в объеме. содержит генетическую информацию, осуществляющий основные функции: хранение, передача и реализация наследственной информации с обеспечением син-теза белка. Присутствует, толстая клеточная стенка состоящая из целлюлозы. Присутствуют пластиды (хролопласты, лейкопласты, хромопласты). Хлоропла́сты - зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. С их помощью происходит фотосинтез. Хлоропласты содержат хлорофилл, образование крахмала с выделение кислорода. Лейкопла́сты -синтезируют и накапливают крахмал (так называемые амилопласты), жиры, белки. Встречаются в семенах растений, корнях, стеблях и лепестках цветов (привлекают насекомых для опыления). Хромопла́сты - содержат лишь жёлтые, оранжевые и красноватые пигменты из ряда каротинов. Встречаются в плодах растений, придают цвет овощам, фруктам, ягодам и лепестках цветов (привлекают насекомых и животных для опыления и распространения в природе).
    Животная Присутствует, она состоит из коллоидного раствора белков и других органических веществ 85 % этого раствора - вода, 10 % - белки и 5 % - другие соединения. содержащий генетическую информацию (молекулы ДНК), осуществляющий основные функции: хранение, передача и реализация наследственной информации с обеспечением синтеза белка. Присутствует, клеточная стенка эластичная, гликаликс Нет.

    4. Сформулируйте вывод.

    Вывод: _Все растения и животные состоят из клеток. Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов. В растительной клетке имеется толстая целлюлозная мембрана, вакуоль и пластиды, у животных в отличие от растений имеется тонкая гликогенная мембрана (осуществляет пиноцитоз, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз),и отсутствуют вакуоли (кроме простейших).

    Лабораторная работа № 2

    Ход работы

    1. Снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм 2);

    2. Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;

    3. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги, оттяните воду;

    4. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.

    5. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.

    6. В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли.

    7. Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке 1.

    8. Зарисуйте изучаемый объект.

    Образование плазмолиза в клетке

    Клетки растянулись, начали терять свою форму. Отделился пристеночный слой цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки, так как утратилась вода.

    Клетка в плазмолизе

    9. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.


    Деплазмолиз наступает медленнее чем плазмолиз.

    Ответьте на вопросы:

    1. Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?

    Вода движется из клетки в раствор, концентрация ионов Na+ при этом стремится выравниваться вне и внутри клетки .

    2.Чем можно объяснить такое направление движения воды?

    Лабораторная работа № 6

    Тема: Изучение результатов искусственного отбора

    Цель: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.

    Оборудование: муляжи различных сортов яблок, груш, иллюстрации различных пород животных, сортов растений.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.

    2. Заполните таблицу

    Сравниваемые признаки Название сорта яблок
    Антоновка Белый налив Пепин шафранный Дикая яблоня
    Окраска плодов Желтоватая. Зеленовато-желтая зеленовато-желтая зелено-желтая, нередко красная или беловато-желтая
    Окраска мякоти Слегка желтоватая, сочная, средней плотности, зернистая. белая, рыхлая, нежная, крупнозернистая, достаточно сочная в оптимальной зрелости, кисло-сладкого вкуса с избытком кислоты, со слабым ароматом. кремовая, плотная, сочная, винносладкого вкуса с пряным тонким ароматом, хорошего вкуса. белая, ароматная, плотная, зимнего созревания.
    Вкус Вкус хороший, с некоторым избытком кислоты и своеобразным ароматом. кисло-сладкий кисло-сладкий кислый или кисло-сладкий, иногда с горчинкой.
    Размер Размер плодов зависят от клонов и погодных условий года. Плод округлый, среднего и крупного размера (80-130г). Плоды среднего размера (около 90 г). Плоды дикой яблони размером от 2 до 5 см в диаметре.
    Сроки созревания Срок созревания зависит от мета произрастания. Обычно его собирают в конце сентября и в начале октября. Сорт летнего срока созревания. Созревают плоды в конце июля - начале августа. Пепин шафранный– типично осенний сорт. Плоды снимают в конце сентября – начале октября. От середины августа до середины, а иногда и конца октября.

    3. Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.

    Они располагались в разных ареалах, и на каждый вид действовала определенная окружающая среда характерная именно для него. Они отличаются географически и экологически. Отличаются по типу плодоношения.

    Вывод: Результатом искусственного отбора является многообразие сортов растений и пород животных. Искусственный отбор - один из основных методов селекции, который может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами. Например, гибридизация близкородственных организмов даёт широкий спектр изменчивости, который служит плодотворным материалом для искусственного отбора. Искусственный отбор был основным фактором появления домашних животных и культурных растений. В понятие искусственный отбор входит избирательный отбор животных или растений селекционером, у которых под влиянием внешней среды и изменением привычек возникли приспособления полезные не для самого животного или растения, а для человека.

    Лабораторная работа № 11

    Лабораторная работа Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений Автор-составитель: Бобровская Елена Васильевна. Учитель биологии МБОУ «Лицей «Эрудит», г.Рубцовск, Алтайского края. Урок в 11 классе профильный уровень. УМК Захаров. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология общая биология классы.


    Цель: выявление отличительных признаков растений одного вида, разных сортов Вид культурного растения: бархатцы прямостоящие Задачи: 1. Изучить особенности внешнего строения растений 2. Прочесть описание сортов бархатцев прямостоячих 3. Указать отличительные черты 4. На основе изученных сортов тагетиса сделать выводы об отличительных признаках растений одного вида, но разных сортов





    Бархатцы прямостоячие или африканские Tagetes erecta Семейство: Астровые (Asteraceae) Родина: Южная Мексика Куст компактный или раскидистый с ясно выраженным главным побегом. Стебли сильноветвистые, см высотой, голые, прямостоячие, мелкоребристые, ветвистые, у основания одревесневающие, боковые побеги направлены вверх, образуют кусты обратнопирами-дальной формы. Они образуют одревесневающие у основания. Листья перисто-раздельные с ланцетовидными, острыми долями, по краю пильчатые, от светло- до темно-зеленых, расположены в очередном порядке. Окраска соцветий - однотонная. Соцветия - крупные корзинки 6-15 см в диаметре, одиночные, простые, полумахровые или махровые, на длинных цветоносах. Цветет с конца июня - начала июля. Окраска соцветий однотонная, светло-желтая, желтая, ярко- желтая, оранжевая или двуцветная. В 1 г до 300 семян, сохраняющих всхожесть 1-2 года. Большинство классических махровых сортов принадлежит именно к этому виду бархатцев. Родина - Южная Мексика. В культуре с XVI века. Сорта различают по высоте: гигантские - выше 90 см; высокие см; средние см; низкие - до 45 см высотой.


    Эфирное масло применяют в производстве восточных кондитерских изделий, в ликеро-водочной, мыловаренной и парфюмерно-косметической промышленности. Ароматизируют чай цветами бархатцев. В народной медицине водный настой цветочных корзинок применяли как моче-, потогонное и противоглистное средство. Содержание эфирного масла бархатцев в надземной части цветущих растений - 0,30-0,55 %, в фазе бутонизации - 0,22-0,30 %; оно максимально в соцветиях (0,45 %) и листьях (0,28 %). Эфирное масло жёлтого или коричневого цвета, подвижное, запах цветочно-пряный с фруктовыми тонами. Основным его компонентом является оцимен (50 %); присутствуют также D- пинен, сабинен, мирцен, лимонен, n-цимол, цитраль, линалоол, D-терпинен. Культивируют как декоративное растение. Рекомендуются для клумб, рабаток, высоких групп, ваз, балконов, срезки. Бархатцы прямостоячие можно выращивать на срезку. В воде они стоят около трех недель. Их используют во всех типах цветников. Не подходят они лишь для водоема и тенистого сада.


    Tagetes erecta Antigua Gold, Primrose, Orange Сорт «Антигуа» относится к группе прямостоячих низкорослых – высотой до 20 см – бордюрных тегетесов. Растения с прочным, ветвящимся стеблем. Соцветия – крупные корзинки 6-13 см в диаметре, одиночные, простые, полумахровые или махровые, на длинных цветоносах. Цветение обильное, по соцветий на растении, продолжительное.


    Сорт Мэри Хелен это бархатцы прямостоячие (высокорослые). Великолепный сорт, с высоким кустом высотой до 90 см, соцветия махровые, гвоздиковидные, полушаровидные диаметром до 1012 см. Ярко-лимонно- желтые, используют для клумб, рабаток, высоких групп на фоне газона, очень хороши на срезку.


    Бархатцы прямостоячие Лимонный принц Одно из самых распространенных однолетних растений семейства Астровые. Образует куст высотой 70 см с ясно выраженным главным побегом. Соцветия крупные (8-10 см в диаметре) густомахровые, шаровидные, лимонно-желтой окраски. Цветет с июня по сентябрь. Светолюбивы и теплолюбивы, заморозков не переносят. К почвам нетребовательны, но предпочитают плодородные легкие почвы. Выращивают, как правило, рассадным способом. Посев проводят во второй половине марте-начале апреля. Всходы появляются через 4-8 дней после посева, сеянцы пикируют в фазе 2-го настоящего листа. Рассаду высаживают в начале июня, расстояние между растениями см. Используют для посадки на клумбах, в группах, для получения срезки.


    Стебли прямостоячие, 35 см высотой. Соцветия корзинки до см в диаметре, темно- оранжевой окраски. В открытый грунт высевают в конце мая начале июня. Всходы появляются на 5-10 день. На рассаду сеют в конце марта – начале апреля. Цветение начнется в июне. Бархатцы, высаженные рядом с огородными культурами уменьшают их поражение грибными заболеваниями, особенно фузариозом, защищают от некоторых видов нематод.


    Образует куст высотой см с ясно выраженным главным побегом. Соцветия густомахровые, см в диаметре. Цветет с июня по сентябрь. Светолюбивы и теплолюбивы, заморозков не переносят. К почвам нетребовательны, но предпочитают плодородные легкие почвы. Выращивают, как правило, рассадным способом. Посев проводят во второй половине марте-начале апреля. Всходы появляются через 4-8 дней после посева, сеянцы пикируют в фазе 2-го настоящего листа. Рассаду высаживают в начале июня, расстояние между растениями см. Используют для посадки на клумбах, в группах, для получения срезки.


    Стебли прямостоячие, 20 см высотой, сильно ветвистые от основания, боковые побеги отклоненные. Соцветия корзинки яркого оранжевого цвета, см в диаметре. В открытый грунт можно высевать в конце мая начале июня. Всходы появляются на 5-10 день.


    Стебли прямостоячие, 20 см высотой, сильно ветвистые от основания, боковые побеги отклоненные. Соцветия корзинки яркого лимонно-желтого цвета, см в диаметре. В открытый грунт можно высевать в конце мая начале июня. Всходы появляются на 5-10 день.








    Информационные источники Литература: 1. Бородин П.М., Высотская Л.В., Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Ч. 1 / Под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица - М.: Просвещение, – 303 с. 2.Биология. Общая биология: практикум для учащихся кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень/ Г.Н.Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высотская, П.М. Бородин; Рос. акад наук, рос акад. образования, издательство «Просвещение». – М: Просвещение, – 143 с. 3. Общая биология: Учебник для классов с углубленным изучением биологии в школе. Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. и др. (2001, 264 с.) Общая биология: Учебник для классов с углубленным изучением биологии в школе. Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. и др. 4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. (2004, 128 с.)Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. (2004, 128 с.) Интернет-источники: Описание растений: Источники иллюстраций: Фотографии сортов, видов бархатцев: 1.http://flower.onego.ru/annual/tagetes.htmlhttp://flower.onego.ru/annual/tagetes.html 2.http://www.flowerbank.ru/?p=760http://www.flowerbank.ru/?p=760 3.http://sazhaemsad.ru/naryadnye-cvety-barxatcy.htmlhttp://sazhaemsad.ru/naryadnye-cvety-barxatcy.html

    Статьи по теме: