Символическое значение зеленого цвета. Жёлтый цвет

Зеленый цвет это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда, молодость.



Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.
«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый свет колеблется в глазах.
Зеленый цвет -наряд любого сада,
И для жасмина стебель - как награда»
Стихи Амир Хосров Дехлеви

В Японии зеленый - символ весенних сельскохозяйственных обрядов (Майский плющ - ложе для участников весенних оргий),в
Европе это знак земной любви и надежды: «Зеленым облеки себя, сиречь одеждою влюбленных», - пишет Сицилийский Герольд, автор книги о цвете. Странствующий рыцарь, исповедующий культ прекрасной дамы, должен одеваться в зеленое.
- «А с наступлением мая не хочется видеть никаких иных цветов, кроме зеленого», - заключает Герольд.









Сакральные символы : в Китае - весна, дерево, Юпитер, Зеленый дракон; на Ближнем Востоке - Осирис, Таммуз, (Боги-злаки), в Греции - Деметра, Персефона (богини плодородия); в Индии - будды из рода Кармы, а также кармический тип человека.

В христианстве - символ земной жизни Христа и святых. В иудаизме - знаки двух колен Израилевых.

Один из первых христианских храмов - храм св. Софии в Константинополе - построен на столбах из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из храма Дианы в Эфесе.









И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Стихи Осип Мандельштам

Язык общения между людьми: в древнем Риме зеленый цвет в мужской одежде обозначал изнеженность и противоестественные склонности; в новейшее время в Европе - иронию, буффонаду, буржуазность (как осуждаемое свойство).

Г. С. Кнабе приводит примеры семантики зеленого в древнем Риме: «В доме Трималхиона, где нелепо и противоестественно всё, гостей встречает привратник в зеленой тунике. Некий Босс, жуликоватый и наглый знакомец Марциала, являлся в театр «в платье цвета травы».

Причины такого восприятия очевидны. Зеленый…был «женским» цветом, и использование его в мужской одежде было признаком женственности, изнеженности, намеком на противоестественную порочность. Существовало выражение «зеленоватые (то есть изнеженные, извращенные) нравы».









Русский кубо-футурист Алексей Крученых намеренно эпатирует публику своим внешним видом:
У меня изумрудно-неприличен каждый кусок
Костюм: покроя шокинг.
Во рту - раскаленная млеем облатка.
Стальной шалится Эрот
Мой флаг - зараженная тряпка
В глазах - никакого порядка!
…Я в зеркале не отражаюсь!

Из записных книжек А. П. Чехова: Когда я разбогатею, то открою себе гарем, в котором у меня будут голые толстые женщины с ягодицами, расписанными зеленой краской.

В. Кандинский о зеленом: «…зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей - буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами». («О духовном в искусстве»)









Лучше всего магическое действие зеленого цвета проявляется в изумруде. Академик А. Е. Ферсман пишет об этом в книге «Рассказы о самоцветах»: «Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше, чем изумруд - «камень сияния» греков. …Сочный зеленый цвет изумруда глубоко ценился как выражение жизни, молодости и чистоты. Ему приписывали обладание таинственной силой исцелять недуги и даровать счастье».

Поэтами всех стран мира воспет этот камень. Цвет изумруда, по словам индийских сказаний, «подражает цвету шеи молодого попугая, молодой травки, водяной тины, железа и рисункам пера из хвоста павлина».

«Змури», - называли этот камень грузины, веря, что в нем, как в зеркале, отражаются все тайны настоящего и будущего.

Римский ученый Плиний писал, что «этот камень природы превыше всех благ земных, что его краса прекраснее благоухания весеннего цветка и что не должно быть дозволено прикоснуться к девственным чертам резцу художника».









Французский поэт Реми Белло воспевает зеленый камень берилл:
Зеленый - лучше всех, коль он похож при этом
на горный изумруд своим глубоким цветом.
С индийских берегов его привозят к нам,
зеленый и златой. Испорченным глазам
и печени больной -нет ничего полезней;
Одышку, тошноту, сердечные болезни
излечивает он - а также он один
хранитель брачных уз для женщин и мужчин.
Он прогоняет лень, он возвращает друга,
пред ним надменный враг робеет от испуга…

Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели.
Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав, а также некоторых отделяемых человека, свидетельствующих о болезни.









Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти), зеленый змий (пьянство). Дьяволица у Бодлера - «суккуб зеленолицый», у Ф. Г. Лорки: «зелен яд заката, но я выпью зелье»; «Осокорь мой, осокорь… Ты безумцем был зеленым, птиц качал под небосклоном…» Описание утопленницы из стихотворения «Сомнамбулический романс»: «С зеленого дна бассейна качаясь, она глядела - Серебряный иней взгляда и зелень волос и тела…»

Зеленый цвет в окраске тела человека (волос, глаз и пр.), конечно, эпатирует, так как здесь он неестествен.

Ш. Бодлер рассказывает о Делакруа: «Однажды он пришел в гости, предварительно выкрасив собственные волосы в зеленый цвет, рассчитывая произвести этим большой эффект. - Что же в этом особенного, мой друг, - сказал хозяин, - они у всех людей зеленые».

С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие.
Шведский теософ Сведенборг описывает глаза безумцев, томящихся в аду, зелеными.









Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нем сатана имеет зеленую кожу и громадные зеленые глаза… Глаз в символике означает интеллект. Человек может направить его на добро или на зло. И сатана, и Минерва - и безумие, и мудрость - оба изображались с зелеными глазами…

Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое».

В индийской поэтике зеленый означает отвращение. Об этом можно прочитать в рассказе Д. Сэлинджера «И эти губы и глаза зеленые».

В современной русской литературе фантастического жанра заметна тенденция к негативной семантизации зеленого цвета. В рассказах В. Пелевина, например, зеленым окрашены ворота в потусторонний «Цех № 1», где происходит гибель миров, в том числе Земли.
В рассказах фигурируют также чудовище «Зеленый Хидр» - злой оборотень, зеленое кресло директора завода, в котором директор превращается в скелет; у рассказчика, психически больного, дома имеется зеленое кресло и зеленовато-желтая штора.









Cамое лучшее о зеленом из Корана (сура 55).
46. А тому, кто боится сана Господа своего, - два сада
48. обладающие ветвями
62. и помимо двух - еще два сада,
64. темно-зеленые
66. в них - два источника, бьющие водой
68. в них плоды, и пальмы, и гранаты
70. в них - добротные, прекрасные, -
72. черноокие, скрытые в шатрах, -
76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры…



Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство.
Возможно: самопреувеличение, сомнение в себе. Низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.



Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.

«Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!».
(Н. Некрасов)

«Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…».
(Саша Черный «Зеленые стихи»)

«Я мог бы сравнить абсолютно зеленый цвет со спокойными, протяжными, средними тонами скрипки».

Это Кандинский.

«Если смешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях… то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше».

А это Гете, считающий зеленый цвет «уравновешивающим» и спокойным.

Амазонский лес.

Мнение о зеленом, как наиболее комфортном для человеческого глаза цвете, разделяет и наука. В 1930-е годы ученый С. Кравков отметил, что именно воздействие зеленого цвета максимально обостряет другие органы чувств (слух, обоняние). При этом сам глаз на зеленом как бы «отдыхает», давление в глазных сосудах понижается и острота зрения восстанавливается. Недаром этот цвет занимает в, воспринимаемом нами, спектральном диапазоне среднюю – «базовую» – область.



Зеленое сукно бильярдного стола, как бы, говорит: не нервничай.

Почему так сложилось, догадаться несложно, если вспомнить, что формирование человеческого вида проходило именно в зеленом «интерьере». Да и наше прилагательное «зеленый» произошло от древнерусского существительного «зель», означающего «молодая озимь, зелень, трава».

Так уж повелось, что растительный пигмент хлорофилл отражает зеленый спектр, в связи с чем зеленый – один из самых распространенных и привычных цветов.


Хлоропласты в клетках листа (справа) содержат хлорофилл .

Возможно, именно тоска живущих в пустыне арабов по садам и деревьям, привела к тому, что зеленый стал священным цветом мусульман.



Флаг Саудовской Аравии.

Обожали зеленый цвет и в окруженном песками Древнем Египте. Его широко использовали в косметике, а Осириса (бога воскресающей природы) нередко именовали как «Великий Зеленый».


Осирис обычно изображался с зелёным лицом.

Исходя из вышесказанного, несложно провести и цепочку ассоциаций, связанных с эти цветом – природа, весна, молодость, обновление, надежда и даже бессмертие («вечнозелёный»). Именно уравновешивающее воздействие и связь природой сделали зеленый символом здоровья, а позже – и экологической чистоты.

Еще средневековые врачи, подобно хитроумному Гудвину из Изумрудного города, рекомендовали больным рассматривать пирамидку из зеленого стекла – так сказать, для успокоения.


Рис. Л. Владимирского к сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

В христианстве это цвет был символом надежды, справедливости и правосудия. Недаром он был очень популярен в культуре Средневековья, в частности в одежде (вспомним хотя бы знаменитую старинную балладу «Greensleeves» – «Зеленые рукава»).


Ян ван Эйк. «Портрет Четы Арнольфини» (1434).

Св. Хильдегард Бингенская, XII в.:
«Он возникает ранним утром на восходе солнца. Зеленое убранство земли, травы расцветают сейчас самой свежей свежестью, воздух еще прохладен, а Солнце уже греет, и растения так алчно впитывают зеленость, как агнец – млеко. Жары целого дня не хватает, чтобы изварить и изъесть эту зеленость… Изумруд, посему, есть сильное средство против всех слабостей и болезней человеческих, поскольку само Солнце его сотворяет и вещество его от зелени воздухов порождено».

Темноватый зеленый цвет, как не маркий, широко используется в спецодежде, а в одежде хаки эксплуатируются его маскирующие свойства. Как я уже писал, зеленый хорош тем, что не отвлекает и не раздражает глаз. Поэтому некоторые дизайнеры считают, что стены учебных комнат в школах следует окрашивать так: переднюю – в зеленый, а боковые – в теплый мягкий желтый. Темно-зеленые тона хороши для кабинета и библиотеки (кстати, читальные залы библиотек нередко оборудованы лампами с зеленым абажуром).

Однако стоит иметь в виду, что в связи с широким распространением в природе, эта гамма может и наскучить («тоска зеленая»).
Отрицательная символика зеленого цвета связана, как и у желтого, с нездоровым цветом лица и ядовитостью («позеленел от зависти /злости»).


Слева — зелёный дьявол на картине XV века. Справа — «зелёный змий» (символ пьянства) на советской карикатуре.

Зеленые же глаза нередко считали признаком соблазна и коварства, а иногда – завистливости и жадности.


Ассоциируясь с незрелым плодом, этот цвет также символизирует юность и неопытность. Не стоит также забывать, что важную роль в цветовосприятии имеют и оттенки (сравните, например, ядовитый желто-зеленый, роскошный изумрудный и солидный темно-зеленый).



Еще один «зеленый»…


| |

См. также:

Цвет Красный Розовый Оранжевый Зелёный Синий Фиолетовый Пурпур Белый Чёрный Серый Коричневый

Обычно понимается как цвет Солнца и золота.

Очень часто боги изображались с кожей золотисто-желтого цвета.

Гёте в своем учении о цветах назвал желтый цвет "цветом радостным, бодрящим и нежным; но он склонен вызывать досаду, едва заметная подмешка обесценивает, обезображивает, опаскуживает его". Только лишь легкая добавка красного нюанса была бы вообще допустима для придания ему "теплоты".

По своей двоякой природе это "цвет" чутья, догадки, интуиции, так легко сбивающих с толку, в которых ведь заключена своеобразная солнечная мощь, всепроникающая и всепросветляющая" (Эппли).

Пронзительно желтый в народной символике связывается с завистью и ревностью ("желтый от зависти").

Во взаимосвязи с "желтой желчью" (греч. chole), ему соответствует тип холерика.

Золотисто-желтый, с легкой красноватинкой цвет относится чаще всего к зрелой мудрости;

Бледно-желтый - к коварной агрессивности (например, как цвет одежд Иуды). Поэтому в средние века иудеи должны были носить желтые одежды.

У майя желтый цвет ассоциировался с южной стороной света.

В алхимии желтый окрас (citrinitas) указывает на поступательное движение изменчивой материи по направлению к философскому камню (из черноты к красноте). Цвет лёссовой земли и поэтому символ середины.

В алхи-мической символике цвет л±ссовой земли и поэтому символ середины. Цвет золота получил наименова-ние “желтый” в многочисленных свидетельствах. Очень часто боги изображались с кожей золоти-сто-желтого цвета. Г±те в своем учении о цветах назвал желтый цвет “цветом радостным, бодря-щим и нежным; но он склонен вы-зывать досаду, едва заметная под-мешка обесценивает, обезображи-вает, опаскуживает его”. Только лишь легкая добавка красного ню-анса была бы вообще допустима для придания ему “теплоты”. Про-нзительно желтый цвет в народной символике связывается с завистью и ревностью (“желтый от завис-ти”); впрочем, во взаимосвязи с “желтой желчью” (греч. chole) - телесным соком, - по антично-му и распространенному вплоть

до Нового времени учению о четы-рех телесных проистечениях, ему соответствует тип холерика. Чаще всего желтый цвет понимается как цвет Солнца’, по своей двоякой природе это “цвет” чутья, догадки, интуиции, так легко сбивающих с толку, в которых ведь заключена своеобразная солнечная мощь, все-проникающая и всепросветляю-щая” (Эппли). Золотисто-желтый, с легкой красноватинкой цвет от-носится чаще всего к зрелой муд-рости; бледно-желтый - к ковар-ной агрессивности, например в представлении о цвете одежды Иуды. Поэтому в средние века иу-деи должны были носить желтые одежды. В древней картине мира майя желтый цвет ассоциировался с южной стороной света. В алхи-мической цветовой символике жел-тый окрас (citrinitas) указывает на поступательное движение измен-чивой материи по направлению к философскому камню, переходя-щей из черноты к красноте.

Символ золота, ассоциируемый с медом, желтый цвет был цветом явленного людям Небесного Света и религиозного учения, проповедуемого в храмах.

Лунный желтый цвет, цвет тусклого золота и серы, символизирует непостоянство, ревность, порочные влечения, супружескую измену, чувство вины, предательство (во многих странах евреи должны были носить желтые одежды, потому что они предали своего Господа; во Франции марали желтым цветом-двери изменников; в иконографии одежда Иуды также желтого цвета).

В сновидениях и психоанализе желтый цвет является цветом интуиции и символизирует способность к обновлению, живость, молодость и отвагу, но также и нестабильность, тщетность.

Он свидетельствует о тяге к превосходству и, как крайний вариант, о слепом стремлении к власти, проявляющемся в повышенных притязаниях на несуществующее превосходство (часто как компенсация чувства неполноценности, бессознательного или неизжитого).

Статьи по теме: