Сила против силы, - лестер самралл. Большая христианская библиотека

Курт Сиодмак

Целебная сила греха

Этот нимб Арт Браун впервые увидел в римской гостинице «Квиринале» в восемь часов утра. Он как раз брился в крохотной ванной, прилегавшей к спальне. Его жена Энни еще спала. Так уж, видимо, заведено в природе: мужчинам, которые вскакивают ни свет ни заря, непременно достаются жены, любящие всласть поспать.

От жаркого солнца ванная нагрелась. В зеркале Арт видел не только два купола церкви Санта-Тринита-дель-Монте, но и этот нимб, дюймов двенадцать в диаметре и с полдюйма в ширину. От него исходило золотистое сияние. Арт было подумал, что это солнечные блики, отраженные от какой-то блестящей поверхности, однако никаких таких поверхностей в ванной комнате с ее поблекшим мрамором, тусклым кафелем и старыми изношенными половицами не оказалось.

Это жуткое свечение колыхалось в четырех дюймах над его головой, но Арт, не испытывая ни малейшей тревоги, спокойненько добрился. Из окна ему был виден целый лес дымовых труб самых причудливых очертаний, крошечные садики на крышах с чахлой растительностью и громадные косые скаты стеклянных крыш, ослепительно сверкавшие на солнце. Откуда-то оттуда, наверное, и отражался этот лучезарный венец, примостившийся над Артом в воздухе.

Арт пододвинулся поближе к зеркалу. К его удивлению, светящееся кольцо не осталось на месте, а тоже двинулось вместе с ним. Когда же Арт слегка запрокинул голову, оно тоже переместилось параллельно его макушке. По виду оно очень напоминало золотой нимб, какие можно увидеть на статуях святых, они обычно крепятся к голове железными прутьями. Арт взмахнул рукой, как бы отгоняя эту мишуру, но рука лишь прошла сквозь кольцо, и все.

Весь затрепетав, но сохраняя внешнее спокойствие, Арт прошел в спальню - надо спросить жену, есть на нем нимб или нет.

Энн накрыла голову подушкой на гусином пуху, заглушая таким образом шум, доносившийся с виа Бокка-ди-Леоне и виа Кондотти и сравнимый разве что с ревом мощного водопада.

Энни! - Арт слегка потянул ее за палец ноги; ведь когда касаешься спящего в самой отдаленной от сердца точке тела, это его не пугает. Нечто вроде физического будильника.

Который час? - Энн подобрала ногу.

По-моему, у меня появился нимб, - заявил Арт. Ему было видно, как ободок света у него над головой отражается в высоком зеркале на дверце платяного шкафа.

У тебя что? - спросила Энн - ей очень не хотелось вставать.

Какой-то светлый ободок вокруг головы, - сказал Арт. - Нимб.

А чего ты хотел - столько таскаться по этим церквам, - не открывая глаз, ответила Энн. - Я спросила, который час?

И не исчезает, - пожаловался Арт, ударяясь в панику. - У меня в самом деле нимб или мне только кажется?

Энн со вздохом стащила подушку с головы и, разомкнув веки, принялась разглядывать трещины на потолке.

Не ты ли мне обещал, что в этой поездке я буду спать, сколько захочу? Хоть раз в жизни! Но нет!

Арт к месту прирос, разглядывая в зеркале отражение нимба. Паника захлестывала его, как вода в половодье.

Что это за штуковина у тебя над головой? - Энн вдруг окончательно проснулась. - Нимб, что ли?

Ты его, значит, тоже видишь? - Арту показалось, что чьи-то холодные пальцы железной хваткой сомкнулись у него на горле.

Вижу. А ну-ка, сядь. Я его сейчас поймаю. - Энн соскочила с кровати, схватила подушку и опустила ее на голову мужа, после чего принялась шарить под подушкой, пытаясь нащупать это светлое колечко, но вытащить ничего не вытащила. Арт с тревогой следил за ее действиями в зеркале.

Господи боже мой! - взвыл он. - Я же не святой!

То, что у тебя на голове, к святости не имеет никакого отношения, - сказала Энн. - Ты, наверное, подцепил эту штуковину в какой-нибудь церкви. Почем нам знать, каких они там поразвели микробов!

Нет, ты подумай, разве я могу вернуться с этим нимбом домой? - вопросил Арт, выдавая все свои страхи.

Мы же американские граждане, разве нет?

Разумеется, - отвечал Арт. - Но мне-то что с того?

Что полагается делать американцу, когда он в чужой стране попадает в беду? Обратиться за помощью к своему консулу.

А американский консул снимет с него нимб! - съязвил Арт, давая выход своему отчаянию.

Консулу, вероятно, не впервой сталкиваться с проблемами вроде твоей. Мы приехали сюда с дорогой душой, оставляем здесь самые настоящие американские доллары, и мы просто не потерпим от этих итальяшек подобного отношения.

Я уверен, избавить меня от него мог бы папа.

В таком случае, - решительно заявила Энн, - консулу придется обратиться к папе. Тебе ведь не больно, правда?

Да нет, - отвечал Арт. - Свет-то холодный. Интересно, а не отмоется ли он под душем?

Ты попробуй, а я тем временем оденусь, - сказала Энн, натягивая свое белое платье, в котором казалась чуть ли не девушкой.

После водяных струй нимб засиял пуще прежнего.

Как же я в таком виде появлюсь на людях! - крикнул Арт из ванной и, как побитая собака, вернулся к Энн.

Надень шляпу, - предложила жена, - и не снимай.

Вокруг ободка шляпы тоже появилось бледное свечение, но его можно было разглядеть, только когда знаешь, куда смотреть и что именно искать.

Уличный шум окутал Арта, будто одеяло, в римском воздухе плясали волны жара. Арт чувствовал себя как меченый. С простудой или любой другой «приличной» болезнью его недуг не имел ничего общего, в нем было что-то неведомое, и, как и все неведомое, он внушал ужас. Арт на мгновение приподнял шляпу.

На солнце его видно? - спросил он.

Именно в этот миг из отеля «Квиринале» вышел со своей супругой Флоренс Бен Шварц. Арт тут же опустил шляпу.

Могу поклясться, - воскликнула Флоренс, - что видела нимб над вашей головой. И Бен видел!

Бен Шварц попытался заглянуть под шляпу Арта, но тот отступил в сторонку, чтобы Бен не дотянулся до него.

Да я и сам Энн об этом же толкую, я теперь вроде ангела! - Арту удалось засмеяться.

У вас вокруг головы было светлое кольцо, - сказал Бен. - Уж мне ли не распознать электрическое сияние!

Арт как сумасшедший замахал руками, подзывая такси, которое тут же остановилось. Он юркнул в машину, Энн - за ним.

Американское консульство! - крикнул Арт, и такси тронулось, оставив озадаченных Бена и Флоренс ни с чем.

Гарри Макуильямс, вице-консул, смерил взглядом двух американских туристов, сидевших напротив него в просторной приемной, и сразу же понял, с кем имеет дело: средние американцы, жена еще хорошенькая, а муж - зануда, даже шляпу не снял. Надо держаться с ними с холодной учтивостью и поскорее спровадить.

Вам, наверное, неудобно? - дипломатично спросил вице-консул, едва заметным жестом указывая на шляпу Арта.

Еще как! - согласился Арт. - Но я вынужден оставаться в шляпе.

Макуильямс оторопел. Может, человек болен и прикрывает шляпой свою заразу? Положив палец на кнопку селектора, чтобы в случае надобности позвать на помощь, вице-консул осведомился:

А почему, позвольте спросить?

Арт неторопливо стащил шляпу с головы.

Что это?! - вопросил Макуильямс, вконец перепугавшийся при виде сверкающего над головой Арта кольца.

Это уж вы мне скажите, - отвечал Арт. Макуильямс, как зачарованный, встал и подошел поближе, чтобы полюбоваться этой загадочной иллюминацией.

Как вы это делаете?

Да ничего я не делаю, - отозвался Арт. - Он появился у меня, и все.

Похоже на нимб.

Нимб и есть, - отвечал Арт. Его подозрение, что данное любопытное явление вице-консулу совершенно незнакомо, подтвердилось.

Макуильямс попытался было потрогать нимб, но тот не обладал никакой материальной основой.

Прелесть! - воскликнул Макуильямс.

Вам хорошо это говорить, а каково мне! - возразил Арт, теряя самообладание.

О небо, и как же это произошло?

Небо тут ни при чем, я подцепил его в Риме! - Отчаяние Арта сменялось гневом. - Мы американские граждане. Нам нужна помощь. Ваша обязанность подсказать нам, что делать.

Такого у нас еще не бывало, - сказал Макуильямс, а про себя подумал: «Человек с нимбом! Возможно, Государственный департамент пожелает послать его в составе миссии мира в Россию или в Китай?»

Энн считает, что я подцепил его в одной из местных церквей.

Похоже на то, - подтвердила Энн. - У всех этих статуй святых нимбы. Вот один из них, наверное, и прицепился к Арту.

Почувствовав, как тает важность собственной персоны, Макуильямс быстро нажал кнопку селектора:

Хелен, попросите доктора Коллини немедленно зайти ко мне в кабинет. - Он повернулся к посетителям: - Доктор Коллини - наш врач, проживающий при консульстве. Ваша проблема, по-моему, имеет отношение к медицине. Он итальянец и наверняка знает, как поступать с нимбами.

Мне нужно поскорее избавиться от этой штуки, - сказал Арт. - В воскресенье мы улетаем. Она хуже кори - может, даже заразная.

Вице-консул живо отодвинулся со стулом к стене и натянуто засмеялся.

Будем надеяться, что нет. Представьте себе сотрудников консульства, щеголяющих в нимбах!

Вошел доктор Коллини - ни дать ни взять итальянский актер.

Мистер Браун из Нью-Йорка, - представил Арта Макуильямс. - Он только что обнаружил у себя нимб. Вернуться домой в таком виде он, разумеется, не может. Вам знакомы подобные случаи?

Краска сошла с лица доктора Коллини.

Ч…чудо! - пробормотал он, заикаясь.

Ах, оставьте! - взорвался Арт. - В чудеса я не верю, я не католик. Это какой-то вирус, микроб, который я подхватил в этом городе. Там, откуда я прибыл, вы никогда не увидите человека с нимбом над головой.

Охваченный благоговейным трепетом, доктор Коллини даже не слушал его.

Самое настоящее чудо! Я счастлив, что лицезрею его! Счастлив! - Шагнув к Арту, он простер длинную руку с тонкими пальцами. - Проблема эта не медицинского порядка, синьор.

А я что говорил, - осторожно заметил Арт. - Но вы можете представить себе, как я появлюсь с нимбом на Бродвее?

Макуильямс тут же нарисовал эту занятную картину:

Да никто в вас даже вглядываться не станет! Мало ли чудаков шатается по Бродвею? И никто не обращает на них внимания.

Мы предъявим иск правительству Италии, - заявила Энн. - Как теперь, с нимбом, Арт вернется на работу в «Эдисон компани»?

- «Эдисон компани», - теряя всякую надежду, повторил Макуильямс. - Она могла бы использовать вашего мужа для рекламы выпускаемой ею продукции. Ведь эта штуковина, похоже, электрического происхождения.

Доктор Коллини уже оправился от потрясения и вновь обрел способность трезво мыслить.

Я нашел ключ к разгадке этой проблемы. Если нимб у синьора - божественное проявление, он наверняка исчезнет, стоит только синьору сделать что-нибудь плохое.

Плохое? - подозрительно спросила Энн. - Что вы хотите этим сказать?

Ну, согрешить, - пояснил доктор Коллини. - Впасть в один из семи смертных грехов.

Я и названий-то их не знаю, - признался Арт.

Алчность, леность, вожделение, гордыня, зависть, чревоугодие и гнев. Какой-нибудь да поможет.

Совет доктора показался Арту не лишенным смысла.

Вернувшись в свой номер в «Квиринале», Арт дождался темноты - ночью грешить куда легче, чем днем. Когда они легли на широкую кровать, Арт протянул руку к Энн.

Не трогай меня! - завопила она. - Только не с нимбом! Ты что, спятил? - Она опустила ноги на пол, чтобы Арт не дотянулся до нее. Нимб двинулся за нею, озарив призрачным светом лицо Арта.

Но это же грех! Согрешу, он, глядишь, и отстанет.

Не смей использовать меня в этих грязных целях, Арт Браун! Да и не грех это - спать с собственной женой.

Ну что ж, не хочешь помогать - согрешу и без тебя. Пойду к проститутке! - решительно заявил Арт.

Не посмеешь! - Энн быстро шмыгнула под одеяло.

Почему? Бен Шварц сказал мне, что это удовольствие стоит всего десять тысяч лир, что нам вполне по карману.

Это тебе Бен Шварц сказал? - Энн включила свет и свирепо, как на кобру, уставилась на мужа.

Он интересовался.

Меня это страшно шокирует, - заявила Энн. - Если уж тебе непременно надо согрешить, то почему бы не начать с какого-нибудь маленького грешка?

И что же ты предлагаешь?

Все грехи равноценны.

Гордыня. Зависть. Вожделение. Леность. Чревоугодие. И гнев! - отбарабанил Арт шесть из семи смертных грехов. - Господи боже мой, вот уже десять лет ты носишься со мной как курица с яйцом! Диву даюсь, как это я еще дышу без твоего разрешения! Я давно не младенец и могу сам за себя решать!

Он вскочил с постели и, стащив с себя пижаму, сунул ноги в брюки.

Ну и куда же ты надумал отправиться? - холодно спросила Энн, глядя, как Арт шарит руками в поисках носков.

Намеренно впадая в гнев, чтобы согрешить, Арт довел себя до белого каления.

Пойду найду кого-нибудь, кто даст мне то, чего я не могу получить от тебя! Ты хочешь мне помешать?

Арт Браун! Я не потерплю такого тона! - вскричала Энн, шокированная демонстрацией подобной жестокости.

Ну что ж, попробуй остановить меня! - Арт никак не мог натянуть пуловер. Энн со вздохом встала и, вытащив его левую руку из одного рукава, направила ее в другой.

Вот так, - с материнской терпеливостью сказала она и, сняв с вешалки пиджак мужа, протянула ему. Он вырвал пиджак у нее из рук и нахлобучил шляпу.

Хочешь ко мне подольститься? Ничего не выйдет. Вернусь я без этого нимба, так и знай.

Взял бы пальто, - предложила Энн. - На улице довольно холодно. Зачем мне муж, у которого из носа течет?

Арт опустился на кровать.

Бесполезно, - с жалким видом признался он. - Гнев на меня не действует.

Ты такой славный, что просто не сможешь стать подлецом, даже если захочешь. - Осторожно, стараясь не задеть нимб, она погладила его по волосам.

Я думал, что разыграю все как по нотам, - со вздохом сказал Арт. - Так с какого греха начнем?

С чревоугодия. Сходим в какой-нибудь шикарный ресторан.

Но это нам обойдется гораздо дороже, чем проститутка.

А я ничего не буду есть, - заявила Энн. - И не думай, что впадаешь в чревоугодие, когда ешь спагетти в какой-нибудь дешевой закусочной!

Ресторан «Тре Скалини» рекомендовал Арту Бен Шварц. Там была терраса, и Арт мог сидеть на солнышке, не снимая шляпы. Ресторан находился на пьяцца Навоне, красивой площади с фонтаном из четырех фигур, изображавших речные божества. Арт заглянул в меню.

А не предпочтут ли синьор и синьора столик в тени? - предложил официант, говоривший по-английски, как говорят итальянцы в Нью-Йорке. - Очень уж жаркое солнце.

Потому-то я и прилетел в Италию, - отпарировал Арт, натягивая шляпу пониже. - Принесите мне «феттучине алла миланезе». Готов спорить, это лапша в мясном соусе.

Верно, - согласился официант, - но как приготовлено!

Ну что ж. Ну а потом… - и Арт назвал еще несколько лакомых блюд.

Синьора разделит заказанное с синьором?

Я?! - отозвалась Энн, у нее уже слюнки текли. - У меня легкое несварение, ничего в рот не лезет.

Когда Арт вошел в свой номер в гостинице, Энн лежала в постели с мутными от горьких слез глазами.

Всё! - гордо объявил Арт и покрасовался перед женой. - Я-таки избавился от него! Ну и дельце вышло!

Ты впал в грех прелюбодеяния, - отвечала Энн, у которой было время, чтобы все обдумать, - и это у тебя называется «дельце»?

Да, но оно не помогло! - сказал Арт.

Я уверена, ты буквально упивался каждым мгновением. - Горечь Энн сменялась вскипавшей в ней яростью, слез уже не было.

Не бойся, до этого не дошло, - возразил Арт, не зная даже, как бы ее убедить. Он попытался обнять ее. - Ты что, не веришь мне?

Не прикасайся ко мне! - взвизгнула Энн и попятилась к ванной, которая уже один раз послужила ей убежищем.

Шварц предложил нажиться на нимбе, - в гневе сказал Арт, - и мне понравилась эта идея. Вот когда я согрешил по-настоящему, впав в алчность. И нимба как не бывало!

Складно у тебя получается, - прошипела Энн. - Лучше б уж он у тебя остался, этот нимб!

Я тоже так считаю, - ответил Арт, думая о миллионах.

Открой! - Арт постучал в дверь.

Оставь меня в покое, видеть тебя не желаю! - вскричала Энн.

Мы уже десять лет женаты, а ты мне по-прежнему не доверяешь, - сказал Арт исполненным искренней горечи голосом и юркнул в постель, еще хранившую тепло жены. Услышав, что дверь ванной открылась, он быстро закрыл глаза.

Арт, - позвала Энн, - я же знаю, что ты не спишь. - Не дождавшись ответа, она забралась под одеяло и прильнула к мужу. - Арт, я все обдумала. Худо ли это, хорошо ли, но я - твоя жена. Что бы там ни случилось сегодня, я все равно тебя люблю. Я тебя прощаю, и ты, пожалуйста, тоже меня прости.

Арт тут же сел на постели и заключил жену в объятия. Он хотел поцеловать ее, но, подавшись к ней, так и застыл на месте. Потрясенный, он указал на зеркало.

Там отражался нимб, золотой ободок которого парил над головой Энн.

Перевел с английского В. Постников

Сила греха, за которым стоит дьявол против силы нашего господа Иисуса Христа. Чего ожидать от этого противостояния? Рассказывает Лестер Самралл. Опубликовано на веб-портале

Сегодняшнее поколение - поколение СИЛЫ. Все более и более сильные наркотики, убийственное оружие, мощные машины изобретаются каждый год. Мы имеем силовых политиков и людей, пробивающих свою карьеру. Мир пьянеет от ВЛАСТИ. Человек любит проявления силы - от дубинок до атомной бомбы. Весь мир гоняется за силой.

Мы извлекаем из-под земли энергию угля, спавшую века, и превращаем ее в движение.

Мы проникаем своими машинами глубоко в недра земли, чтобы высасывать оттуда нефть и газ для нашего механизированного века. Наше общество зависимо от электроэнергии, без нее наши города разбивает паралич.

Когда человек научился освобождать атомную энергию, два японских города были стерты с лица земли. С того времени мир с ужасом ожидает ядерной гибели.

Над нами прокатываются радиоволны со скоростью 180000 миль в секунду. Семь раз вокруг Земли за одну секунду!

На нашей телестудии в Саут-Бенде, штат Индиана, есть связь со спутником. Телевизионный сигнал, посланный из Виргинии, Северной Каролины и Калифорнии, преодолев огромное расстояние до спутника и назад, почти мгновенно принимается здесь, в Саут-Бенде. Ты и моргнуть не успеешь.

Наш мир поклоняется энергии, но она может использоваться двумя путями: конструктивно и деструктивно. Человек должен решить, каким способом использовать энергию.

Сила греха

Грех - наиболее разрушительная сила в этом мире. Это величайший истребитель человечества.

Организованная преступность - зло, захватившее многих людей, - управляется силой греха. Новости постоянно сообщают об убийствах в маленьких поселках и больших городах: мужчины убивают мужчин, женщины убивают женщин, дети убивают детей. Похоже, человечество потеряло всякое уважение к человеческой жизни и человеческому достоинству.

Грех влечет за собой убийство, воровство, грабеж, прелюбодеяние. Алкоголь, азартные игры, мошенничество проистекают из греха. Вся моральная нечистоплотность исходит из греха. Грех силен.

Ни один человек не может укротить силу греха. Твоя человеческая сила не может остановить силу греха, потому что его породил дьявол. Он командует теми, кто ворует, разрушает, убивает. «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить...» (Иоан. 10:10). Сила естественного человека несоизмерима с мощью сатаны.

Библия описывает сатану в его нормальном состоянии. На небесах он был «печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28:12). Его одежды были украшены сверкающими алмазами, рубинами и другими драгоценными камнями (Иез. 28:13).

Но Люцифер обратил против Бога данную Богом волю. Вместо служения Господу он восстал против Творца и был сброшен со своей позиции красоты и славы. Исайя (см. 14:12-15) рассказал ужасную историю. Иисус рассказал Своим ученикам, как падал с небес сатана, подобно молнии (см. Лук. 10:18).

Исайя (14:12) называл его попирателем народов. Любая нация, ослабленная сатанинской силой, постепенно распадается. Люцифер описан как тот, кто «колебал землю» (Ис. 14:16). Каждый раз, когда случается война, революция или беспорядки, проявляется сила дьявола. Он «потрясал царства» и опустошал мир (см. Ис. 14:16).

Через несколько дней после окончания Второй мировой войны я отбыл в Европу. В Лондоне я видел полностью разрушенные здания. Библейский колледж, в котором я учился, исчез. Все французские города, в которых я по многу раз проповедовал, лежали в руинах. Я стоял и восклицал: «О Боже! О Боже!»

Каждый раз, когда ты видишь разрушения, есть зловещая связь с дьяволом. Его служение - разрушение.

Сила нашего Спасителя

Слово Божье дает нам значительно больше сил, чем есть у сатаны. «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23, 24).

Кто есть Христос? Христос - сила Бога! «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему...» (Рим. 1.16).

Евангелие - сила Бога. Евангелие, которое мы проповедуем, - это не слова, не точка зрения, не философские идеи, но сила Бога! «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1:12).

Евангелие, которое мы проповедуем, - это не слова, не точка зрения, не философские идеи, но сила Бога!

Когда мы принимаем Христа в свое сердце, что-то происходит с нами. Сколько мы Его принимаем, столько силы Он нам дает.

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Деян. 1:8

Мы получаем силу, когда Дух Святой наполняет нас. Ты этому рад?

Когда я думаю о силе и противосиле, то представляю себе плотину. Чтобы остановить бег реки, ты строишь плотину и превращаешь реку в озеро. Что сильнее - вода, стремящаяся вниз, или плотина? Если плотина тщательно спроектирована, она устоит. Вода прибывает, но плотина стоит. Сила стойкости одолевает силу движения - и тому ничего не остается, как повернуть назад.

Когда сила сталкивается с силой, меньшая сила должна повернуть назад. Когда сила сталкивается с силой, одна из них обязательно побеждает.

Сила Бога, когда мы проявляем ее, всегда одолевает силу зла. Бог старается поместить Своих детей туда, где они могут узнать и проявить Богоданную силу.

Сила Бога, когда мы проявляем ее, всегда одолевает силу зла.

Когда сатана выступает против людей Божьих, он отбрасывается плотиной веры. Мы могли бы выразить это следующими словами: «Назад, воды дьявола, мы здесь стоим. Мы здесь, чтобы послать тебя назад и сказать, куда ты должен отправляться».

Сталь можно сделать настолько твердой, что другая сталь не сможет ее резать. Но маленький алмаз, помещенный в зажим, режет самую прочную сталь. Почему? Здесь снова сила выступает против силы, и одна из них должна уступить.

Сталь говорит: «Я тверда».

Алмаз отвечает: «А я тверже. Ты уступаешь мне. Я начальник».

Иисус говорил о противодействии одной силы другой, когда сказал: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мат. 12:28, 29).

Дьявол может быть тверд, но мы тверже. Он может быть силен, но мы сильнее. Однако мы должны знать этот постулат, чтобы он стал действенным в нашей жизни. Мы должны жить с силой и Божественными полномочиями Господа.

Несколько лет тому назад я встретил в Индонезии одну маленькую датчанку-миссионерку из Голландии. Когда она впервые проникла в горы Индонезии с проповедью Евангелия, местный колдун предложил ей убраться. Он заявил, что здесь его исконная территория.

Датчанка сказала: «Это не ваша территория. Я остаюсь».

Он возразил: «Нет! Здесь не может находиться еще один колдун. Я уважаю других колдунов и не занимаю их мест, но и к себе их не пущу».

Она удивилась: «Но я же не колдунья».

Он заметил: «А действуешь, как колдунья».

Они проспорили еще какое-то время. Наконец колдун сказал: «Давай посмотрим, у кого больше силы. У кого меньше - пусть уходит».

Миссионерка согласилась.

Колдун предложил: «Встретимся в определенный день и всех пригласим прийти».

В этот день собралась вся деревня. Они считали, что увидят борьбу двух колдунов за власть над деревней.

Молодая женщина и колдун ступили на платформу.

Колдун посмотрел на нее и сказал: «Сделай что-нибудь».

Она не знала, что ей делать, и предложила: «Лучше вы что-нибудь сделайте».

Он лег на пол перед людьми и сделался твердым, как доска. Очень медленно силы левитации овладевали им. Сначала поднялись лодыжки, затем колени - и вот он уже плавает в воздухе.

Люди были изумлены. Они сказали, что их колдун самый сильный.

Миссионерка подумала: «Я не умею висеть в воздухе. Придется мне уйти».

Бог вмешался: «Вовсе нет!»

Она сказала: «Но что же мне делать?»

Бог объяснил: «Опусти его! Поставь ногу на его живот и прижми к полу».

Она подошла к колдуну, слегка поддернула длинную юбку, поставила ногу на колдуна и прижала того к полу.

Тут Бог сказал: «Гони из него дьявола!»

Она крикнула: «Покинь его во имя Иисуса!»

Дьявол выскочил по ее приказу. Когда мужчина пришел в себя, то не мог понять, где он находится. Он был настолько одержим дьяволом, что жил с чужим сознанием. Он даже не знал, что происходит соревнование.

Он спросил: «Где я? Что я здесь делаю? Зачем здесь столько народу?»

Женщина подошла к нему и усадила его. Она рассказала ему, что здесь произошло, и он принял Христа как Спасителя. Датчанка возложила на него руки, и на мужчину сошел Святой Дух.

В итоге датчанку назначили администратором, а бывший колдун стал мэром. Во время собрания общины она сидит в кресле позади него и дает советы лишь тогда, когда тому требуется помощь. Скоро деревушка приобрела известность как Город Беженцев. Каждый, кто принял Иисуса и подвергался гонениям, мог перебраться сюда и жить здесь.

В нашей обыденной жизни мы сталкиваемся с проблемами и ситуациями, когда сила сталкивается с силой. От нас зависит, кто победит.

Иисус Христос - победитель, и Бог хочет, чтобы каждый из нас был победителем. Он сделал для нас возможным всегда праздновать победу в Иисусе Христе. Бог желает, чтобы каждый из нас осознавал и исповедовал Его великую силу. Невозможно исповедовать поражение и одновременно посвящать Иисусу свою жизнь. Тебе надо исповедовать победу именем Иисуса.

До конца этого века сила будет противостоять силе. Но Божье Слово установило навсегда тот факт, что самая большая сила - у верующих, не у мира.

Самая большая сила - у верующих, не у мира!!!

Дети вы от Бога, и победили их; потому что тот кто в вас, больше того кто в мире. 1Иоанн 4:4.

«Их» - это демонов и духов зла. Тот, Кто в нас, - это Иисус через силу Святого Духа. Дьявол - это тот, «кто в мире».

Пожалуйста, объясните выражение “сила греха – закон”. Спасибо.

Это заявление сделал Апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам, когда затронул тему воскресения из мертвых.

Он написал так:

Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. (1 Коринфянам 15:56)

Больше в этом отрывке не делается ссылка на закон, поэтому из этого текста трудно понять, что значит сила греха – закон. Но в Библии написано, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, то есть не общего контеста Библии и значит точно также обстоит дело с любым другим текстом из Библии, не только с пророческими. Поэтому, чтобы понять что значит что сила греха – закон, необходимо сделать ссылку на Послание Павла к Римлянам и именно 7 главу, где Апостол объясняет как грех относится к закону, то есть к Закону Ветхого Завета, который был дан израильскому народу через Моисея. Итак, в дальнейшем мы посмотрим что говорит 7 глава Послания к Римлянам как объяснение тому, что сила греха – закон.

Закон обнаруживает греховные страсти

Грех живет в нашей плоти и она пропитана грехом. Закон обнаруживает греховные страсти, как написано:

Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом , действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти. (Римлянам 7:5)

Как-то я читал об одном ядовитом растении, которое росло в ботаническом саду многие годы без предупреждения для посетителей. Однажды администрация осознала насколько опасным является это растение и решила повесить предупреждение, чтобы никто по ошибке не съел это растение. И что вы думаете? В следующий год умерло 11 человек! Почему? Они были просто любопытны? Библия говорит, что точно также и с законом Ветхого Завета, он обнаруживает греховные страсти, которые есть в природе каждого человека и которые приводят к смерти.

Грех берет повод от заповеди

Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв . Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти. (Римлянам 7:7-10)

С помощью закона мы определяем что хорошо, а что плохо, что праведность, а что грех. Поэтому, закон сам по себе хорош, но наша греховная плоть с момента осознания, что она греховна хочет практиковать грех и таким образом грех использует закон как повод.

Через закон грех обольщает, чтобы убить нас

Так написано в Слове в продолжении этой темы:

Потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. (Римлянам 7:11)

Таким образом…

Грех использует закон, чтобы причинить нам смерть

Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. (Римлянам 7:12-13)

Личное свидетельство Апостола Павла

Чтобы мы поняли как закон является силой греха, Апостол Павел показывает как это работало в его жизни до того, как он стал христианином.

Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. (Римлянам 7:14-25)

Это было состояние отчаяния и Апостол считал себя бедным человеком в этом состоянии, из которого не возможно для человека выйти своими собственными силами. Не видишь ли и ты себя в этом отчаянном состоянии?

Победить над грехом можно только во Христе Иисусе

Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. (Римлянам 8:1-4)

Каждый живущий во грехе является рабом греха и должен понимать, что если он попытается соблюдать закон Ветхого Завета, то он не будет успешен в этом, потому что закон не дает силы, а грех использует этот закон чтобы сделать нас еще хуже. Победа над греховной плотью возможна только в Иисусе Христе и только по вере в Него мы можем приобрести прощение за все наши грехи и наследовать жизнь вечную вместе со всеми святыми. Заповедь закона исполняется только в тех, кто имеет Святого Духа и кто живет под водительством Духа Святого.

Перевод: Моисей Наталья

Нельзя устать, повторяя, что поступать правильно под властью благодати настолько же легко, как и делать зло во грехе. И невозможно было бы спастись от греха, если бы у благодати было не больше силы, чем у греха. Но каждый христианин знает, что спасение есть, и это непреложный факт.

Наше спасение основано на том, что сила благодати больше, чем сила греха. И если благодать сильней греха и человек полностью в ее власти, то, конечно же, он будет без принуждения, с легкостью творить добро, как до этого, находясь в рабстве греха, он с легкостью делал злое.

Никто не считает, что тяжело грешить. Действительную проблему составляет творить добро. Это происходит потому, что для человека естественно грешить, ведь он абсолютный раб греха И пока грех остается его господином, ему не то чтобы тяжело, но просто невозможно сделать добро. Посудите сами - перейди человек под покровительство другой, более могущественной силы, не легче ли станет ему исполнять ее волю?

Но благодать не просто сильнее греха, она бесконечно могущественней греха. И это вселяет еще большую надежду и радует сердце каждого грешника в этом мире. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». Рим. 5:20.

Но действительно ли благодать сильнее греха? Давайте немного порассуждаем и зададим себе несколько вопросов. От кого исходит благодать? Конечно же, от Бога. «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». 1 Кор. 1:3. А от кого грех? Конечно же, от сатаны. Грех от дьявола, потому что дьявол вначале согрешил. Становится совершенно ясно, что поскольку Господь могущественней сатаны, то и благодать могущественней греха. А потому совершенно очевидно, что быть под благодатью значит покориться Господу, а власть греха - это власть сатаны. Поэтому совершенно ясно, что настолько же легко служить Богу Его силой, насколько легко служить дьяволу, будучи в его власти.

Как это ни печально, но часто люди стараются служить Богу, находясь во власти сатаны. Но это нереально. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». С терновника не собирают виноград, а с репейника - смоквы. Дерево должно стать хорошим, и корни, и ветви. Оно должно стать новым. «Нужно, чтобы вы родились свыше». «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Гал. 6:15.

Пусть никто даже не пробует служить Господу иначе, чем Его живительной силой, которая делает человека новым творением. Его преизобилующей благодатью, которая осуждает грех во плоти и воцаряется через праведность к жизни вечной Иисусом Христом Господом нашим. Только тогда служение Ему будет действительно в «обновлении жизни» и иго Его будет действительно благим, и бремя Его легким. Только тогда служение Богу будет исполнено радости неизреченной и преславной.

Тяжело ли Иисусу Христу было творить добро? Конечно, вы ответите «нет» и будете правы. Но почему? Ведь Он ничем не отличался от нас; такая же плоть, в жилах Его текла такая же кровь. «И Слово стало плотью и обитало среди нас». «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям». Евр. 2:17. «Во всем». Не сказано: «Во всем, кроме...», но «во всем», без исключений. Вот почему Он сказал: «Я ничего не делаю от Себя». Ведь Он был слаб, слаб, как и мы.

Так почему же все-таки Ему было легко творить добро? Потому что Он никогда не полагался на Себя, но все надежды Свои возлагал лишь на Бога. Он полностью зависил от Его благодати и служил Ему Его же силой. Поэтому Бог и обитал в Нем и творил дела праведности. Вот почему Ему было легко творить добро. Но поскольку Он жил в этом мире, в котором живем и мы сегодня, то Его жизнь должна стать для нас примером. Тогда Бог вложит в нас «и хотение и действие по Своему благоволению» так же, как и во Христа.

Христу принадлежит вся власть на небе и на земле, и Он желает, чтобы мы в избытке приняли Его силу. «В Нем обитает вся полнота Божества телесно». Он желает укрепиться Духом Своим во «внутреннем человеке», чтобы Христос мог вселиться в наших сердцах верою и наполнить нас «полнотою Божиею».

Воистину, Христос причастен Божественной природе, но если мы дети обетования, а не плоти, то по обетованию и мы причастны Божественной природе. И чем бы ни обладал Иисус, тем можем обладать и мы.

И все это с тем, чтобы мы могли жить обновленной жизнью; чтобы могли быть рабами только праведности; чтобы могли быть свободными от греха и грех больше не мог царствовать над нами; чтобы мы могли прославлять Бога на этой земле; чтобы мы могли быть подобными Иисусу.

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова... доколе все не придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». «Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами».

Природа и сущность греха рассматриваются в Библии в большей степени как личное отчуждение от Бога. В основе греха лежат отношения, а выражается он в непокорном и мятежном духе. Это особая разновидность зла. Грех универсален, но гнездится он в человеческом сердце. Это одновременно состояние и дейстэие. Это эгоизм, восстающий в гордыне на Творца.

А. Грех как восстание против Бога

Мы отчетливо видим, анализируя происхождение греха на небе и в Едеме, что грех начался как восстание против Бога и Его воли. Заявление Люцифера: «Буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:14) и предложение искусителя Еве стать подобной Богу (Быт. 3:5) указывают на то, что грех - это восстание против Бога и Его ясно выраженной воли. Книга Бытие содержит исчерпывающие доказательства того, что грех - это не столько внешнее действие, сколько внутренняя позиция отвержения Бога, которая выразилась во вкушении запрещенного плода. Тот факт, что Ева знала волю Бога, но нарушила Его запрет, делает ее непослушание актом умышленного неповиновения. Впоследствии Исаия выразил аналогичную мысль: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2). В своей величественной молитве Даниил исповедал грех Израиля: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих» (Дан. 9:5). Таким образом, суть греха - это мятеж против Бога, отказ подчиняться Ему (Рим. 8:7) и вражда против Бога (Рим. 5:10; Кол. 1:21).

Этот принцип ясно прослеживается в пятикнижии в случае с золотым тельцом. Бог отнесся к этому событию не как к ошибке, но как к восстанию и заповедал Израилю следующее: «Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне… вы противились Господу» (Втор. 9:7). Точно так же вопль Давида, как уже ранее отмечалось, показывает, что грех - это действие, направленное против Бога: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50:6). Такое восстание, вмещая в себе хамартию (грех как неудача) и аномию (грех как беззаконие), бросает дерзкий вызов Богу и сознательно преступает Его волю (1 Ин. 3:4). Следовательно, беззаконник хочет быть богом самому себе, а значит, восстание возвращается к своей исходной точке.

Б. Грех как разрушенные отношения

Первая сцена, описанная в Книге Бытие после грехопадения, - это Адам и Ева, спрятавшиеся от Бога (Быт. 3:8–10). Грех как восстание разрушил взаимоотношения, связывавшие Бога с Адамом и Евой. Святость и грех несовместимы. «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Разделение между Богом и людьми порождает состояние вины (Ис. 53:6; Иер. 2:22; Иез. 22:4). Вина в ее эмоциональном выражении приводит к утрате мира (Ис. 48:22), душевным страданиям (Мих. 7:1) и жалости к себе (Иез. 20:43). Главный симптом этих порванных взаимоотношений с Богом - внутреннее беспокойство, о котором говорит Исаия: «А нечестивые [раша] как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57:20,21).

Павел вносит еще одно измерение в аспект отношений, говоря о том, что взаимоотношения с Богом требуют от человека жить в вере. В Рим. 14:13–23 апостол описывает два образа жизни: жизнь в вере, приводящая к делам веры, и жизнь без веры. Затем Павел предлагает определение греха, которое чрезвычайно важно для его понимания в свете отношений: «Все, что не по вере, - грех» (ст. 23).

Разрыв во взаимоотношениях не ограничивается только лишь вертикальным измерением, но переносится и на горизонтальные связи. После изгнания Адама и (186) Евы из Едема разрыв горизонтальных связей проявился в том, что Каин убил своего брата Авеля и дерзко отказался признать свою вину за совершенный поступок (Быт. 4:8–10). Разговор между Богом и Каином по поводу убийства Авеля носит двойственный характер: с одной стороны, здесь утверждается идея нравственной ответственности одного человека за другого; с другой стороны, эта ответственность связывается с идеей неизменной подотчетности человека Богу. Грех - это попытка уйти от этой ответственности и отчетности. Следовательно, разрыв вертикальной связи неизбежно приводит к разрыву горизонтальных связей. Как бы ни хотелось кому–то исправить последнее и добиться согласия внутри человеческого общества, любая подобная попытка в конце концов окончится крахом в случае отсутствия Божественного измерения. Вот почему человеческая история - это история греха и разрушенных отношений.

Всюду, где преобладают испорченные взаимоотношения: между родителем и ребенком, между мужем и женой, между пастором и прихожанином, между соседями, - лежит грех с его знаменем эгоцентризма, высоко поднятым, чтобы узурпировать власть, попрать чужие права и бросить вызов праведным планам Бога.

Более того, разрушенные грехом взаимоотношения распространяются не только вертикально и горизонтально, но и вовнутрь. Человеческое сердце страдает по причине греха, и люди из–за этого не могут правильно относиться к себе или к тому, что их окружает.

В Ис. 53:6 подтверждается как универсальность греха («все мы блуждали, как овцы»), так и его индивидуальный характер («совратились каждый на свою дорогу»). Пророк видит грех и в его коллективном («увы, народ грешный народ, обремененный беззакониями» [Ис. 1:4]), и в его индивидуальном проявлении («Горе мне! погиб я!» [Ис. 6:5]). Грех оказывает разрушительное воздействие на личность, так что о сердце человеческом говорится, что оно «лукаво… и крайне испорчено» (Иер. 17:9), а люди в целом охарактеризованы как «народ мятежный, дети лживые» (Ис. 30:9) и нравственно нечистые (см. Ис. 64:6). Более того, Павел утверждает, что грех омрачил разум человека и довел его до противоестественных поступков, которые недостойны человеческого звания и достоинства (Рим. 1:12–28).

Нравственному состоянию человека свойственно всякого рода нечестие: «они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (стихи 29–31).

К этому ужасающему состоянию отдельного человека Павел в Рим. 7 добавляет нравственную дилемму, с которой сталкивается каждый человек: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (стихи 15–19).

Раздираемый изнутри, грешник обнаруживает внутри себя противоречие. Власть греха настолько сильна, что человек бессилен вырваться из–под его давления и стремиться к идеалу. Вот почему грешник восклицает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Ст. 24). Такая жалкая беспомощность есть конечный результат разрушенных взаимоотношений.

В. Грех как состояние

Сложность библейской концепции греха становится еще понятнее, когда грех описывается как состояние. Грех не только охватывает всю личность, но и находит обитель в человеческом сердце (Рим. 7:20). Подобно врагу, вторгающемуся и оккупирующему страну, грех овладевает разумом и телом человека, становясь господствующей силой. Контроль является настолько полным, а испорченность настолько абсолютной, что внутри грешника «не живет… доброе» (ст. 18). Таким образом, Павел показывает, что грех - это не просто поступок, нравственная неудача или даже противоестественная сила. Грех - это демоническая сила, которая вторгается в человеческое сердце и царствует в нем. Он берет под контроль мысли, эмоции и поступки. Павел употребляет такие выражения, как «плоть» (Рим. 8:6) и «закон греха» (ст. 2), указывая на то, что грех - это состояние, что он коренится в человеческом сердце и оттуда управляет поведением человека. Плоть - это не просто тело, а закон греха - это не просто свод правил. Плоть - это человеческая природа, отчужденная от Бога; закон греха - это статус восстания против Бога. Именно эта природа и статус, извечное восстание против Бога и желание изгнать Бога из своей жизни характеризуют грех как состояние.

Каково следствие такой полной оккупации? Трагедия разделенной и смятенной личности: «Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17).

Грех ослабляет человека, венец Божьего творения, созданного по образу Божьему. Грех уже не сводится лишь к поступкам человека, но изображается как состояние человека, управляющее всеми его способностями (Рим. 7:20, 23). Замечательные дары, такие как способность мыслить, делать выбор, творить, убеждать, принесены в жертву греху, так что в человеке происходит постоянный конфликт между «идеалом» и «реальностью», между «долгом» и фактическим поведением.

Павел остро ощущает войну, которая идет внутри него, раздвоенность трагических масштабов, в результате которой он восторгается Законом Божьим в глубине души, но находит себя пленником закона греха (стихи 22, 23). Он делает то, чего не желает, и неспособен делать то, что ему хочется. Испорченная греховная природа рождает греховные поступки. Как сказал Иисус, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19).

Г. Грех как особая разновидность зла

Грех - это не только зло, но и конкретная разновидность зла. Не все зло является грехом. Болезнь и природные катаклизмы, такие как землетрясения, смерчи и (187) наводнения, - это тоже своего рода зло, поскольку они наносят большой ущерб и выводят жизнь из нормального русла. Грех не является таким злом. Это духовно–нравственное, этическое зло. Более того, грех - это не просто отдельно взятый факт, но и внешнее отражение внутреннего бунта. Люди грешны не потому, что совершают грех, они грешат, потому что грешники. Грех - это зло, которое воздействует на вертикальные взаимоотношения с Богом, на горизонтальные взаимоотношения с людьми и на отношение человека к себе. Приведенная выше библейская терминология раскрывает понятие греха в его конкретных проявлениях. Слово хаттат означает не просто зло, но греховный поступок, не соответствующий Божественному эталону (Лев. 5:5, 16; Пс. 50:6). В слове авон заложена идея «беззакония» перед Богом (Быт. 4:13; 15:16), и оно указывает на то, что грех - это кривизна (Плач Иер. 3:9), ложь, лукавство (Пс. 35:4) и пустота (Притч. 22:8; Ис. 41:29). И новозаветные слова, такие как хамартия, пара–басис, аномия, адикия и другие, определяют грех как конкретный поступок, совершаемый по человеческому изволению вопреки Божьей воле и закону.

Грех - это не просто внешнее бедствие, которое застигло человечество врасплох. Это осознанное восстание Адама и Евы против Бога, их свободный, но неверный выбор. Грех наших прародителей проявился в их недоверии слову Божьему, в отвержении Его авторитета, в противопоставлении своей воли Божьей воле и в стремлении занять такое положение, которого им не полагалось занимать. Эгоцентризм, гордость, мятежный дух, вызов и сопротивление Богу и зависть - все это показывает, насколько определенным был грех наших прародителей. Добавьте к этому духовно–нравственное измерение, неизбежно присутствующее при отвержении Божественного авторитета и сознательном выборе другого авторитета (великого обманщика, которого они послушали) - и природа греха, проявляющаяся в отвержении Бога, становится абсолютно понятной и неоспоримой.

Конкретные грехи могут проявляться либо в совершении одних поступков, либо в результате бездействия (о последних вы прочтете ниже в пункте «К»). Этот список такой же исчерпывающий, как и человеческий опыт, и такой же неприглядный, каким может быть поведение человека. В качестве примера достаточно привести список Павла: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны], ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19–21). Другие перечни грехов можно найти в Мф. 15:19; Мк. 7:21, 22; 1 Кор. 5:9–11; 6:9, 10; Еф. 4:25–31; 5:3–5; 1 Тим. 1:9, 10. В Мф. 12:31,32 говорится об одном непростительном грехе: грехе против Святого Духа (см. Бог VII.B.5).

Д. Грех как несоответствие

Главные понятия, которыми обозначается грех в Ветхом Завете (хаттат) и в Новом Завете (хамартия), означают «промахнуться» или «не соответствовать предполагаемому эталону». В нравственном измерении и применительно ко греху эти слова означают, что человек не соответствует Божественным нормам поведения или требуемому Богом образу жизни. Эта идея несоответствия говорит не только о нарушении конкретного закона или свода законов, но и о внутреннем отчуждении от Бога. Более того, Новый Завет представляет грех (хамартия) в отличие от грехов, которые понимали зло как ошибку, совершаемую человеком в силу его невежества или каких–то изъянов, как духовно–нравственное несоответствие нормам личностного Бога, перед Которым грешник будет держать ответ. Таким образом, из библейской концепции греха совершенно ясно вытекает, что грех - это не результат невежества, человеческих изъянов, умственной неполноценности или материальной ограниченности, но добровольное пренебрежение, нарушение и несоответствие Божьему закону для человеческой жизни. Этот акцент нельзя упускать из виду, если всерьез воспринимать грехопадение; ибо в Едеме мы видим не просто несовершенную чету, но двух людей, только что вышедших из рук своего Творца, наделенных различными добродетелями, увенчанных нравственной и духовной полнотой, без какой–либо склонности или предрасположенности ко злу. Адам и Ева были детьми Божьими (Ис. 1:2), которые по собственному сознательному, мятежному выбору отказались соответствовать ожиданиям Бога.

Павел пишет: «Потому что все согрешили [хамарта–но] и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Это несоответствие той цели, которую Бог по Своей любви установил для Своих творений, и эта цель заключалась в вечном общении с Богом и в Его прославлении (1 Кор. 11:7). Бог не устанавливал такой цели, которую невозможно достичь. Его ожидания были вполне разумными. Но когда мы отвергаем Его цели и избираем свои собственные, когда мы отвергаем Его волю в отношении нас и избираем собственные желания, то тем самым устанавливаем свои нормы и отвергаем Божьи. Любая попытка превознести свою волю над Божьей волей и Его законом является несоответствием Его ожиданиям, а значит, грехом.

Е. Грех как беззаконие

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Иоанн обобщает библейскую идею о том, что грех (хамартия) - это «нарушение закона» [аномия] или «беззаконие». Связывая понятия хамартия и аномия, апостол подчеркивает главенствующую роль закона в определении греха. Грех - это не просто неудачный поступок человека; это восстание против Закона Божьего. Закон Божий - своеобразный оттиск Божьего характера. Он открывает нам Бога и Его волю в отношении Его творений. Божий характер - Его любовь, праведность и святость - отражены в Десяти Заповедях, они раскрывают те нормы, в рамках которых должна протекать человеческая жизнь и по которым человек будет судим. Жить в рамках этого закона - значит поддерживать идеальные отношения с Законодателем. Именно этот принцип показывает всю серьезность тех требований, которые Бог предъявлял Адаму и Еве. Хотя (188) этот закон тогда еще не был выражен в виде Десяти Заповедей, требования к Адаму и Еве отражали Божественную норму для человеческой жизни. Грех наших прародителей заключался в неповиновении этому закону. Это было беззаконие.

Павел также связывает грех с законом и утверждает, что там, где нет закона, не может быть и греха (Рим. 5:13). Грех невозможно понять, если не рассматривать его в контексте нравственной Вселенной, управляемой законом Творца. Вот почему серьезность и конкретность греха заключается в сознательном выборе поступать вопреки Закону Божьему, в потворстве беззаконию, в утверждении, что можно жить независимо от Бога. Чудовищность греха как «беззакония» далее отмечается во 2 Фес. 2:7, 8, где Павел олицетворяет его, называя антихриста «беззаконником». Таким образом, согрешающие не имеют в своей жизни места для Законодателя. Грех, будучи беззаконием, становится безбожием.

Закон - это не произвольные обязательства, налагаемые на человечество. Его значимость вытекает из природы Бога и Его взаимоотношений с человечеством. Бог не действовал по Собственному произволу, когда сказал Адаму и Еве, что их жизнь зависит от безусловного соблюдения закона, который Он для них установил. Повеление не вкушать запретный плод исходило не от строгого господина, а от любящего, милосердного Творца, желавшего строить со Своими творениями тесные взаимоотношения на основе любви, чтобы пробудить в них ответную любовь.

Творение не может спрашивать: «Для чего вообще нужны какие–то законы?» Творение должно всегда оставаться творением, а Творец всегда будет Творцом. Для Бога характерна верховная власть, а для творения - ограниченность. Закон отражает это всевластие Бога и очерчивает те границы, в которых творение должно жить и действовать. Если творение выходит за эти рамки, то взаимоотношения между ним и Творцом разрываются. Предписание этих ограничений вовсе не есть произвол, ибо оно необходимо для сохранения порядка и поддержания взаимоотношений.

Провозглашение закона на горе Синай и тот факт, что Бог написал этот закон собственным перстом на каменных скрижалях, является еще одним подтверждением, что принципы закона так же долговечны, как и Сам Бог. Иисус говорил о законе и его вечной значимости во свете взаимоотношений, основанных на любви к Богу и ближнему (Лк. 10:27).

Являясь отражением Божьего характера, «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12) и дана для счастья людей, даже если они не сознают и не понимают этого. Его духовно–нравственные принципы - это не просто запреты, но и всеобъемлющие, универсальные правила, которые гарантируют в случае их соблюдения радостные взаимоотношения с Богом и между людьми. Но нарушение этого закона переводит людей в разряд беззаконников и непокорных мятежников. Следовательно, грех - это не просто нарушение кодекса, но нежелание поддерживать нормальные взаимоотношения с Богом.

Ж. Грех как эгоизм и гордыня

Важная составляющая природы греха - это эгоцентризм и себялюбие. Грех, как это было в случае с Люцифером и нашими прародителями, берет начало в эгоизме. Если любовь к Богу составляет сущность всякой добродетели, если самоотвержение ради избрания Бога и пребывания в Нем является конечной целью жизни, то из этого следует, что любовь к себе, которая вытесняет главенство Бога в жизни, является грехом.

Падение на небе и в Едеме показывает, как эгоистичное желание выйти за границы дозволенного, чтобы стать, как Бог, привело к трагедии греха. На самом деле эгоцентризм можно считать корнем, из которого произрастает остальное зло. Алчность, безнравственность, зависть, высокомерие - все это является следствием незаконной любви к себе. Иисус последовательно призывал к самоотречению и видел в эгоизме нечто противоположное тому, чего Бог ожидает от человека (Лк. 17:33). Также и Павел понимал, что «плотские помышления суть вражда против Бога; ибЪ закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).

По своей сути эгоцентризм - это вражда против Бога, он ставит свое «я» превыше всех других взаимоотношений; следовательно, он не должен играть никакой роли в духовно–нравственной жизни христианина. Поэтому Павел наставляет: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3). Он далее утверждает в Рим. 7, что желание сохранять свое «я» на престоле - это главное препятствие на пути к добру, и только Иисус может устранить его. Эгоизм был важной составляющей в Павловой концепции греха, поэтому он использовал самый сильный богословский язык и призывал распинать свое «я», чтобы христианин мог сказать: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Сила этого аргумента неоспорима: быть эгоцентричным - значит, не быть христоцентричным. Таким образом, спасение рассматривается как решительное переключение внимания со своего «я» на Христа. Что важно в христианском ученичестве - так это повседневный опыт несения креста и распятия себя: «Преобразуетесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2; ср. с Лк. 9:23; Гал. 2:20).

Союзница эгоцентризма - гордыня. Фактически сущность гордыни - искаженное и несоразмерное представление о себе самом, которое побуждает человека пренебрегать зависимостью от Бога и предпринимать разрушительную попытку добиться независимости. Разве не в этом заключалась причина падения Люцифера? (См. Ис. 14:12–15) В свою очередь, сатана заразил Адама и Еву необузданной гордыней и жаждой самостоятельно распоряжаться своей жизнью, и с тех самых пор человеческая природа поражена вирусом гордости (Рим. 1:21–23). Гордость не только Люцифера привела к погибели, но и в наши дни продолжает губить мужчин и женщин, которые могут легко возгордиться и оказаться осужденными с дьяволом (1 Тим. 3:6; ср. со 2 Тим. 2:26). (189)

Гордость прокладывает путь к погибели (Притч. 11:2; 16:18; 29:23). Это состояние, которое ненавистно Богу (Притч. 8:13), и оно включено в перечень пороков, которые исходят изнутри и оскверняют человека (см. Мк. 7:23). С точки зрения Павла, гордость и уверенность в собственной праведности - корень неверия. Он настаивает на том, что в Евангелии нет места хвастовству (Рим. 3:27), что ни у кого нет повода гордиться спасением (1 Кор. 1:26–31; Еф. 2:9) и что истинная любовь свободна от высокомерия и самомнения (1 Кор. 13:4). В действительности гордость настолько греховна, что Бог рассеивает гордых и противится им. В то же время Он благоволит к кротким и возвышает их (см. Притч. 3:34; Лк. 1:51–55; Иак. 4:6; 1 Петр. 5:5).

Это осуждение гордости как греха не должно истолковываться в таком свете, будто надлежащая самооценка и чувство собственного достоинства не имеют места в христианстве. Напротив, заповедь Иисуса «люби ближнего «твоего, как самого себя» (Мф. 19:19) и самооценка Павла: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10) говорят о том, что в чувстве собственного достоинства и уверенности в себе нет ничего противозаконного. Человек должен стремиться к совершенству и самореализации, достигать самых высоких целей. Бог не желает, чтобы Его творения довольствовались посредственными результатами. Но когда человеческое «я» утверждает себя таким образом, чтобы быть независимым от Бога, и ради достижения своих целей попирает ближних, оно переходит дозволенные границы и погружается в грех. Разница между эгоцентризмом и самоотверженностью - это разница между греховной гордостью и благочестивой кротостью.

З. Грех как порабощающая сила

Грех - это не только поступок и принцип, но и порабощающая власть. Он не только разделяет, но и порабощает. Иисус сказал, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Подобно тому как природа плода зависит от природы дерева, наши поступки так же определяются состоянием нашего сердца (Мф. 12:33–35). Греховные поступки - всего лишь внешнее и видимое выражение внутренней болезни, поражающей наши эмоции, помыслы, волю и внутреннюю силу. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Вот эта внутренняя испорченность, внутренняя тяга ко греху как раз и порабощает нас.

В Послании к Римлянам Павел ярко описывает власть и железную хватку греха. Он говорит о царствовании греха (Рим. 5:21). Слово «царствование» происходит от существительного басилеус, что значит «царь». Грех - это царь, а люди - его несчастные подданные. Павел также говорит, что без Христа мы неизбежно становимся «рабами греху» (Рим. 6:6, 7). Как хозяин грех осуществляет свою власть и владычество, царствуя «в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (ст. 12). Порабощающая власть греха настолько смертоносна и могущественна, а воздаяние за него настолько неотвратимо («возмездие за грех - смерть»), что Павел убеждает грешника в том, что его единственное прибежище - принять «дар Божий» - жизнь вечную «во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 23).

Павел придает большое значение порабощающему аспекту греха в человеческой жизни. Образ рабовладельца, привычный во времена Павла, приходит к нему на помощь, когда он персонифицирует силу греха. В Рим. 6 Павел рассуждает о грехе как о силе или правителе. Грех не подвластен нам, и мы не можем какое–то время грешить, а потом перестать по своей воле совершать грех. Апостол считает грех господином, а всех нас - его рабами. Грех - это реальная власть, а мы ее подданные, так что не мы господствуем над грехом, но грех господствует над нами. Как нам освободиться из этого рабства? Своей силой мы этого не сделаем. Спасение в Иисусе: «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления [литрон] многих» (Мф. 20:28; ср. с Мк. 10:45).

Слово литрон указывает на определенную сумму денег, предназначенную для выкупа рабов. Ключевая мысль ясна: порабощающая сила греха так сильно сковала род человеческий, что «Сын Человеческий пришел… чтобы отдать душу Свою» для искупления многих. Здесь не рассматривается вопрос о том, кому был уплачен выкуп; Иисус говорит о чудовищности порабощающей силы греха и цене искупления. Павел высказывает ту же самую мысль в своем рассуждении об искуплении (Рим. 3:24–31; 1 Кор. 1:30; Еф. 1:7, 14; Кол. 1:14). Он стремится показать, что благодаря искупительной смерти Христа был оплачен выкуп за грех, и новое царство праведности теперь вытеснило старое царство греха. Принявшие смерть Иисуса уже не рабы греха (см. Рим. 6:6). Христос положил конец царствованию греха, его порабощающая сила сломлена. Те, кто когда–то был рабом греха, теперь стали Божьими орудиями праведности, и грех не должен над ними господствовать (стихи 13,14).

И. Грех как вина и скверна

Поскольку грех - это индивидуальный поступок, нарушение Закона Божьего, он несет с собой чувство вины и заслуженное наказание. Но поскольку грех - это также принцип, коренящийся в человеческой природе, он предполагает осквернение. Библия говорит об отдельных греховных поступках, в которых человек признается виновным и достойным наказания (Мф. 6:12; Рим. 3:9; Еф. 2:3). Она также говорит о скверне, растлевающей человеческую природу (Иов 14:4; Пс. 50:4,9; Ис. 1:5; Еф. 4:20–22). Эта скверна портит сердце и делает его лукавым более всего (Иер. 17:9), помрачает рассудок (Еф. 4:18), делает мысли греховными и суетными (Быт. 6:5; Рим. 1:21), порождает злоречие (Еф. 4:29), оскверняет разум и совесть (Тит. 1:15) и делает человека мертвым «по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1). Таким представлен плотский человек. Но это не означает, что у человека не может быть здорового воображения, нормальных чувств, чистой речи и трезвого рассудка. Это означает лишь то, что необновленный человек внутренне не способен принять спасительное познание Бога.

К представлению о грехе как о вине и скверне Библия также добавляет нечистоту. Жителям Иерусалима было (190) предложено спасение от «греха и нечистоты» (Зах. 13:1). Все ветхозаветное служение во святилище было связано с очищением от личного и общественного беззакония, нечистоты и скверны, которые имели место в Израиле. В Новом Завете Павел говорит о том, что Бог предал людей «в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:24). И снова апостол говорит о сексуальных грехах как о «нечистоте» и «беззаконии» и призывает вновь крещенных членов Церкви обратиться от этой нечистоты и беззакония к праведности и святости (Рим. 6:19). В 1 Фес. 4:7, 8 он назидает новообращенных: «Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости», и всякий, кто пренебрегает этим и творит нечистые дела, грешит не только против людей, но и против Бога и Святого Духа. Такие слова, как нечистота и беззаконие, указывающие на серьезность греха, оскверняющего как отдельного человека, так и целое общество, подчеркивают, что за грех приходится платить слишком дорого. Грех не только становится причиной разделения между Богом и людьми, но также препятствует процессу примирения и искупления: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7; см. Святилище I. В. 2).

К. Грех как пренебрежение долгом

Библейское представление о грехе включает в себя как злые деяния, так и бездействие. Первый аспект хорошо виден в Быт. 3, где Адам и Ева преднамеренно нарушили явное повеление Бога и восстали против Его воли. Это характерно почти для любого греха: нарушение Божьего закона, враждебное действие против Бога или против ближнего, а также разорванные взаимоотношения. Второй аспект греха - неисполнение долга - показан в Быт. 4. В этой главе описан как грех деянием (убийство Авеля), так и грех бездействием. Слова Каина о том, что он не сторож своему брату (Быт. 4:9), открывают нам грех бездействием, который так часто встречается в истории человечества.

Люди были сотворены для того, чтобы поддерживать братское общение друг с другом, и там, где это общение прерывается греховным деянием или бездействием, царствует грех. Вот почему Бог в свое время заповедал: «О, человек! Сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Иисус в Мф. 25 выразил ту же самую обеспокоенность тем, как люди исполняют свой духовно–нравственный долг по отношению к ближним своим, и предупредил, что невыполнение подобных обязанностей может исключить человека из Его Царства. «Кто разумеет делать добро, - пишет Иаков, - и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).

Л. Выводы

Согласно Библии, грех должен определяться и пониматься в контексте взаимоотношений между Богом и человеком. От повествования о сотворении мира и грехопадении до простого определения, что «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4), вся Библия характеризует грех как определенное состояние и действие человека против Бога. Из этого основного представления вытекают несколько уточняющих определений:

1. Грех - это восстание против Бога. Хотя Бог сотворил людей свободными, они не были абсолютно независимыми, и вовсе не предполагалось, что они будут строить свою судьбу независимо от Бога. Люди были сотворены для доверительных взаимоотношений и общения со своим Творцом и послушания установленным Им нормам. Когда Адам и Ева восстали против открытой им воли Божьей, грех вошел в наш мир. Грех - это в первую очередь противопоставление своей воли воле Божьей (Втор. 9:7; Ис. 1:2; Рим. 8:7).

2. Грех - это разрушенные взаимоотношения. Грех разлучает людей с Богом и будучи состоянием, и будучи поступком. Он становится причиной разрыва фундаментальных отношений, которые, по замыслу Бога, должны были стать благословением для Его творений. Эти отношения включают в себя общение внутри человеческого общества, а также правильное осмысление собственной’ роли. Грех - это разрыв всех взаимоотношений: вертикальных, горизонтальных и внутренних (Быт. 4:8–10; Ис. 53:6; 59:2; Иер. 17:9; Рим. 7:5–10).

3. Грех - это состояние всего человеческого естества. Он устраивает себе обитель в человеческом сердце и управляет интеллектуальным, эмоциональным, физическим и духовным измерениями человеческой жизни. Удивительные способности, которыми Творец одарил человека, оказались во власти греха, и этот грех царствует в человеческом сердце, толкая человека на греховные поступки (Мф. 15:19; Рим. 7:15–20; 8:2, 6).

4. Грех - это особое проявление зла, не соответствующее Божьим нормам. Оно подразумевает конкретные действия, совершаемые по человеческому изволению и являющиеся нарушением Божьей воли и закона. Эти поступки могут быть направлены против Бога как личности и против ближних. Эти поступки вызваны грехом, царствующим в сердце, и являются его внешним проявлением (Лев. 5:5, 16; Пс. 50:6; Гал. 5:19–21).

5. Грех - это несоответствие Божьим ожиданиям. Люди были сотворены детьми Бога, а этот статус предполагает жизнь в соответствии с Божьим идеалом. Но грех увел людей от того нравственного, духовного и общественного эталона, который Бог для них установил (Ис. 1:2; Рим. 3:23; 1 Кор. 11:7).

6. Грех есть беззаконие. Это нарушение Божьего закона, абсолютно ясно изложенного для Адама и Евы, а затем данного человечеству как единое целое в виде Десяти Заповедей, которые образуют сердцевину нравственного закона и являются выражением Божественного характера (Лк. 10:27; Рим. 5:13; 2 Фес. 2:7, 8; 1 Ин. 3:4).

7. Грех - это эгоизм и гордыня. Он уходит корнями в своекорыстное стремление Люцифера и наших прародителей стать, как Бог. Любое самоутверждение, отрицающее принадлежность к творению и зависимость от Бога, побуждающее разумное существо стремиться к равенству с Богом, есть грех. Эгоцентризм - это вражда против Бога, выражающаяся в гордыне и самомнении (Притч. 11:2; 16:18; Лк. 17:33; Рим. 1:21–23; 3:27; 8:7; Гал. 2:20; Флп. 2:3; 1 Тим. 3:6; Иак. 4:6). (191)

8. Грех - это порабощающая сила. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Рабство и власть греха делают грешников настолько беспомощными и отчужденными от праведности, что они не могут сами освободиться от тирании и господства греха до тех пор, пока не придут ко Христу, разрушившему порабощающую силу греха и предлагающему искупление тем, кто находится в Его власти (Мф. 20:28; Мк. 10:45; Рим. 3:24–31; 6:6, 7; 1 Кор. 1:30; Еф. 1:7, 14).

9. Грех - это вина и скверна. Как отдельный поступок грех несет вину и наказание, но как принцип, господствующий в сердце, грех означает осквернение. Будучи мерзким и нечистым, грех оскверняет всю личность и характер человека, и только кровь Иисуса может очистить нас от всякого греха (Быт. 6:5; Пс. 50:4, 9; Ис. 1:5; Зах. 13:1; Мф. 6:12; Рим. 1:21, 24; 3:9; Еф. 2:3; 4:20–22; 1 Ин. 1:7; см. Человек П. Б. 3–5; Спасение I. Д).

Статьи по теме: