Религиозная война в европе. Эпоха религиозных войн XVII века

Династические и торговые противоречия европейских государств в XVI–XVII вв. причудливым образом переплетались с конфессиональными. Именно на почве религиозных противоречий в начале XVI в. возник еще один острейший международный конфликт, определивший ход европейской политики на многие десятилетия вперед.

Реформация, начало которой положило в 1517 г. знаменитое выступление Мартина Лютера (Лютер Мартин (1483-1546), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, выступил с 95 тезисами против индульгенций, содержавших основные положения нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви, провозгласил идею независимости светского государства от католической церкви. Тезисы Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя) с критикой римско-католической церкви, разделила христиан Западной Европы на два лагеря: протестантский, как со временем стали называть сторонников церковной Реформы, и католический. К середине XVI в. Реформация распространилась в Северной Германии, Северных Нидерландах, на Британских островах, на Скандинавском полуострове, частично во Франции и Швейцарии. Зато Южная Европа – Италия, Испания, Португалия, южные земли Германии, Южные Нидерланды, монархия Габсбургов, частично Франция, Польша – остались верны католицизму.

Церковная Реформа снова выдвинула на первый план в отношениях между государствами конфессиональный принцип. Казалось бы, торговый и государственный интерес заставили европейцев забыть о религиозных разногласиях. Расцвет светской культуры в эпоху Возрождения, достижения живописи, скульптуры, архитектуры, развитие гуманистического мировоззрения не оставляли места для религиозного фанатизма. Тем не менее, в связи с попытками реформы католической церкви религиозные страсти вспыхнули с новой силой. Европа в XVI – первой половине XVII в. переживает такой приступ религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости, какие редко встречаются в истории. И все это прямо влияло на отношения между государствами.

Середина и вторая половина XVI в., а также первая половина XVII в. – это эпоха религиозных войн в истории Европы. Но хотя эти войны велись под религиозными лозунгами, они носили двойственный характер. Зачастую под покровом отвлеченных религиозных лозунгов и противоречий скрывались конкретные династические цели и торговые интересы. Европейские войны той эпохи были двойственными и в том отношении, что в них наблюдалось тесное переплетение внутренних, по сути гражданских, конфликтов с внешними, межгосударственными и международными противоречиями. Во многих странах, таких как Франция, Германия, Нидерланды, одна часть населения с оружием в руках поднялась против другой его части, подданные одного и того же государя, католики и протестанты, пытались силой разрешить религиозный спор между собой. Но в этой гражданской войне они охотно прибегали к помощи извне, со стороны своих единомышленников из других государств, будь то отдельные религиозные общины или независимые государи. Таким образом, и католики, и протестанты, говорившие на разных языках и являвшиеся подданными разных монархов, стремились действовать сообща. По существу сложилось два общеевропейских лагеря – католический и протестантский. Во главе католического лагеря стояли папа римский, а также светские государи Европы, сохранившие верность католицизму, прежде всего, Габсбурги, правившие в германских землях и в Испании. Перед лицом объединенных государей католической Европы протестанты тоже стали создавать собственные международные союзы, оказывали друг другу помощь в защите своих прав, несмотря на известную разницу в вероучениях, например, между лютеранами и кальвинистами. Большую помощь протестантам на континенте оказывала Англия, защищенная от происков католических государей Европы морями и океанами. Практически все международные коалиции, создававшиеся в Европе во второй половине XVI – первой половине XVII вв., строи-лись по конфессиональному признаку.

В германских землях в 1546 г. вспыхнула Шмалькальденская война. Свое название она получила от Шмалькальденского союза протестантских государств Германии, который возник в начале 30-х годов (Шмалькальден – город в Западной Германии). Против этого союза и выступила коалиция католических государств во главе с императором Священной Римской империи Карлом V. Сначала протестанты в этой войне терпели поражения во многом потому, что их отказался поддержать крупный военачальник Мориц Саксонский, протестант, которому император пообещал титул курфюрста. Но потом удача вернулась к ним. Разгромив Шмалькальденский союз, Карл V стал явно проявлять склонность к установлению сильной императорской власти в Германии. Вместе с тем он стал добиваться, чтобы императорская корона перешла к его сыну Филиппу. Против этого возражали не только все немецкие государи без различия вероисповеданий, но и другие европейские монархи, в том числе и сам папа римский. Это побудило Морица Саксонского перейти на сторону врагов императора. Осенью 1551 г. немецкие протестанты заключили договор с Францией, пообещав ей за поддержку крепости Туль, Мец, Верден и Камбрэ. Карла V эти события застигли врасплох. Он был вынужден признать свое поражение, и в 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге подписал с протестантами мирный договор, который вошел в историю как Аугсбургский религиозный мир. Он закрепил известное равновесие в силах, которое сложилось к середине XVI в. между протестантами и католиками Германии. Князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных. Впоследствии это положение договора было сформулировано в виде принципа: «Чья власть, того и вера».

Заключение религиозного мира Карл V воспринял как крушение своих замыслов. Он отрекся от испанской короны (передал испанский престол и Нидерланды своему сыну Филиппу II) и от императорского престола (в пользу своего брата Фердинанда I), после чего поселился в монастыре св. Юста в Западной Испании. Здесь он провел остаток жизни в молитвах и благочестивых занятиях. В результате Аугсбургского мира Германия разделилась в религиозном отношении на две части. Юг, включая Баварию, Австрию, остался верным католицизму. А Север – Бранденбург, Саксония, Ганновер – поддержал протестантизм. Реформу поддержало и герцогство Пруссия. Оно было образовано вместо духовно-рыцарского Тевтонского ордена, существовавшего со времен Крестовых походов. Великий магистр Тевтонского ордена из династии Гогенцоллернов (Гогенцоллерны (Hohenzollern), немецкая монархическая династия; бранденбургские курфюрсты в 1415-1701 годах, прусских короли в 1701-1918 годах, германских императоры в 1871-1918 годах. Происхождение ведут от франконской ветви швабского графского рода. В 1415 году нюрнбергский бургграф Фридрих VI Гогенцоллерн получил в лен Бранденбург и под именем Фридриха I стал родоначальником династии Гогенцоллернов в Бранденбургско-Прусском государстве) в 1525 г. сам отрекся от духовного сана и преобразовал орденское теократическое государство в светское герцогство Пруссию, находившееся в вассальной зависимости от польских королей.

Со времени Аугсбургского мира неформальным главой лагеря католической церкви становится король Испании Филипп II. Он решительно вмешался в религиозную борьбу, которая происходила в Англии. В правление короля Генриха VIII эта страна тоже примкнула к Реформации, причем по инициативе самого английского монарха. Генрих VIII был женат на Екатерине Арагонской, дочери «католических королей» Фердинанда и Изабеллы. Но влюбившись в придворную даму Анну Болейн, он захотел расторгнуть брак с Екатериной и жениться на Анне. С этой просьбой он обратился к папе римскому, но получил твердый и непреклонный отказ: папа не желал лишний раз обострять отношения с могущественным племянником Екатерины – императором Карлом V. Тогда Генрих VIII вывел английскую церковь из подчинения римскому престолу. Так началась Реформация в Англии. Однако вскоре после смерти Генриха VIII английской королевой стала Мария, его дочь от брака с Екатериной Арагонской, которая восстановила католицизм и подвергла преследованиям протестантов. Мария была замужем за испанским королем Филиппом II. Следовательно, возник династический союз двух крупнейших государств Запада – Испании и Англии, который мог коренным образом изменить расстановку сил в Европе. Объединенная англо-испанская монархия могла обеспечить решающий перевес сил католического лагеря над протестантами.

Но Мария процарствовала недолго – с 1553 по 1558 год. Ей на смену пришла Елизавета, дочь Генриха VIII от брака с Анной Болейн, незаконного, с точки зрения католической церкви. Ни римский престол, ни католические монархи Европы не признали прав Елизаветы на английский королевский трон. Впрочем, они выражали готовность признать ее законной монархиней в случае, если она восстановит в Англии католицизм. Филипп II даже предложил ей руку и сердце. Однако английский парламент, избравший Елизавету королевой, отнюдь не сочувствовал этой идее. Большинство английской знати не желало реставрации католицизма и рассматривало Испанию, стоявшую на пути торговой и колониальной экспансии Англии, как заклятого врага своей страны. Поэтому Елизавета отклонила предложение Филиппа II и чтобы удержать трон, встала на путь углубления Реформации, начатой ее отцом.

Во второй половине XVI в. между протестантской Англией и католической Испанией вспыхнул острейший конфликт. У него было, по крайней мере, три важных аспекта – династический, конфессиональный и торговый. Спор английских тюдоров и испанских Габсбургов осложняли, а в значительной мере – и обусловливали религиозные и торгово-колониальные противоречия между обоими государствами. Кульминацией англо-испанского конфликта явилась попытка Филиппа II поставить Англию на колени при помощи военной силы. В 1588 г. была снаряжена «Непобедимая Армада» – флот из полутора сотен военных кораблей, который был направлен c 20 тыс. солдат к берегам Англии. Однако эту военную кампанию испанцы проиграли. Их поражение было симптомом начала упадка колониального морского могущества Испании и, соответственно, зарождения могущества Англии на морях.

Одновременно с попытками подчинить Англию католицизму Филипп II вмешивался и во внутренние дела Франции, где в середине XVI в. широкое распространение получил кальвинизм. Основоположником этого протестантского вероучения был Жан Кальвин, женевский проповедник, француз по происхождению. В 1560 г. во Франции разгорелись религиозные войны, продолжавшиеся вплоть до конца XVI столетия. Одним из самых трагических событий этих войн была Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, когда католики устроили массовые убийства гугенотов, как называли во Франции протeстaнтов-кальвинистов. После того как в 1589 г. королевскую корону Франции унаследовал глава дома Бурбонов Генрих Наваррский, протестант по вероисповеданию, Испания направила свои войска, чтобы помешать ему занять трон. Испанский гарнизон разместился даже в Париже, поскольку французская столица поддерживала католический лагерь и отказывалась принимать протестантов. Но если французские католики опирались на помощь Испании, то французские протестанты получали поддержку своих единоверцев из других стран, в частности, из Германии. Религиозная война во Франции приобрела, таким образом, международный характер.

Войну не смогло остановить даже то, что в 1593 г. в знак примирения с католиками Генрих VIII принял католическую веру, якобы заявив при этом: «Париж стоит мессы!». Лишь когда он в 1598 г. издал эдикт о веротерпимости (так называемый Нантский эдикт), война прекратилась. Этот эдикт предоставлял гугенотам не только свободу вероисповедания, но и широкую административную и политическую автономию. Внутри французского королевства создавалась своеобразная протестантская автономия, которая имела собственное административное управление, провинциальные сословные собрания, вооруженные силы (армию и флот), контролировала двести военных крепостей.

Потерпев поражение от английских и французских протестантов, католическая Испания всей своей еще значительной мощью обрушилась на Нидерланды. Эта обширная страна, лежащая в низовьях (отсюда ее название – низменные земли) рек Рейна, Шельды и Мааса, в XIV–XV вв. входили в состав могущественной державы – герцогства Бургундского. Однако в конце XV в. Бургундское герцогство было разделено между германским императором и французским королем. К французскому королевству была присоединена западная часть Бургундии, Габсбурги присоединили к своим наследственным владениям ее восточную часть, а также Нидерланды. После отречения Карла V от императорской короны в 1556 г. и раздела его державы Филипп II получил Нидерланды вместе с Испанией и ее заокеанскими колониями.

В результате преследований, которым испанские власти подвергали нидерландских протестантов, в 1566 г. в Нидерландах вспыхнуло иконоборческое восстание. Его так называли, потому что в ходе этого восстания протестанты разоряли католические храмы и сжигали иконы. Протестанты верили, что поклонение иконам, святым мощам и другим предметам культа является признаком язычества. Религиозная война в Нидерландах постепенно переросла в освободительную революцию. Северные провинции Нидерландов в 1579 г. образовали Утрехтскую унию (союз 7 протестантских провинций). А южные Нидерланды сохранили верность католицизму и испанскому королю. В том же году они образовали Аррасскую унию.

В 1581 г. северные провинции объявили о низложении Филиппа и образовали независимое государство - Республику Соединенных провинций, или Голландию – по названию одной из 7 провинций, которые вошли в состав независимого государства. Несмотря на это война продолжалась, потому что Филипп наотрез отказался признать независимость Голландии. Еще несколько десятилетий Испания вела войну против мятежных провинций, пока в 1609 г. между ними и метрополией не было заключено перемирие сроком на 12 лет. По истечении этого срока война возобновилась, и лишь спустя еще почти тридцать лет, в 1648 г., Испания согласилась с уходом из-под ее власти мятежных провинций.


В Европе в 16-17 вв., войны между представителями разных христианских конфессий (чаще всего между католиками и протестантами), возникавшие гл. обр. из-за противоречий на религиозной почве (см. ст. Реформация, Контрреформация).

Важнейшая причина религиозных войн - борьба за веру; политические и экономические противоречия отступали на второй план. Религиозные войны отличались особой жестокостью, сочетанием военных действий с непрерывной идеологической борьбой. Протекали в немецких землях, во Франции, в Швейцарии, Англии, в сочетании с национально-освободительной борьбой - в Нидерландах, Ирландии, Шотландии.

В немецких землях в 1530 г. император Священной Римской империи Карл V и рейхстаг отклонили предложенное лютеранами «Аугсбургское исповедание». Это стало отправной точкой длительного конфликта между католическими и протестантскими князьями, который протекал особенно остро в силу политической раздробленности империи. Протестантские князья стремились захватить владения Католической церкви (епископства и монастыри).

В 1531 г. они образовали Шмалькальденский союз, который в 1532-46 г. был связан союзническими отношениями с Францией, а с 1538 г. - с Данией. В ходе Шмалькальденской войны 1546-48 гг. империя разгромила это объединение протестантов. Однако они сумели собрать новые силы, и возобновившиеся в 1552 г. военные действия принесли им победу. Нассауский договор 1552 г. признал за лютеранами свободу вероисповедания.

Согласно Аугсбургскому религиозному миру (1555) князья получили право определять религию своих подданных (принцип «чья власть, того и вера»), а лютеранство наряду с католичеством было признано официальным вероисповеданием империи. Кальвинисты и анабаптисты таких прав не получили, что стало причиной ряда локальных религиозных конфликтов в 16-17 вв.

Во Франции в 1562-98 гг. проходили гражданские войны, в ходе которых за власть боролись 2 дворянские группировки - католики, опиравшиеся гл. обр. на центральные и северо-восточные провинции страны, и гугеноты, концентрировавшиеся в южных и западных провинциях. Обе стороны обращались к помощи союзников: католики - к Испании, гугеноты - к протестантам в немецких землях и в Нидерландах. После событий Варфоломеевской ночи (1572) образовалась Гугенотская конфедерация городов и дворянства (по сути, государство в государстве) и Католическая лига (1576). Гугенотские войны окончились изданием Нантского эдикта. В 17 в. обособленное положение гугенотов препятствовало укреплению абсолютизма во Франции. Это привело к войне 1621-29 гг. По миру в Але секретные статьи Нантского эдикта были аннулированы, но гугеноты сохраняли свободу вероисповедания до 1685 г.

В Швейцарии противостояние католических и протестантских кантонов вылилось в Каппельские (1529, 1531) и 1-ю Вильмергенскую (1656) войны. Характер религиозной войны носили первые 3 этапа Тридцатилетней войны (до открытого выступления католической Франции на стороне антигабсбургской коалиции в 1635 г.).

Противостоянием между англиканами (см. ст. Англиканство) и пуританами во многом определялись события Английской революции 17 в. и гражданской войны 1642-46 гг. Черты религиозных войн в определённой степени были присущи испано-голландским войнам 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. (см. ст. Нидерландская революция).

Религиозный аспект был частью многих конфликтов в Европе в 16-17 вв. Тридентский собор принял программу непримиримой контрреформации. Её ударной силой стали Габсбурги (в первую очередь испанские). Страны, принявшие Реформацию, не имели общепризнанного лидера, их раздирали противоречия между течениями протестантизма. В католическом лагере тоже не было единства: католическая Франция, будучи противником Габсбургов, искала союзников среди протестантских держав. Вестфальский мир 1648 г. констатировал невозможность решить религиозный конфликт военными средствами. С этого момента конфессиональный фактор в европейской политике отходит на второй план.

Религиозные войны. Антианглийское и антикатолическое восстание в Эдинбурге в 1637 г.

Так называют гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедующим кальвинизм и называвшим себя гугенотами.

Реформационные евангелические идеи зародились здесь в 20-х гг.

XVI в. в среде гуманистов, выдвигавших идеи оправдания верой и выступавших за перевод Библии на французский язык. В 20-30-х гг. во Франции получило широкое распространение лютеранство, а в 30-40-х гг. - кальвинизм. Однако в эти годы монархия ужесточила гонения на протестантов, а Генрих II учредил специальную комиссию для борьбы с ними. Тем не менее кальвинизм успешно распространялся, в особенности на юге Франции - как в богатых городах, где его приверженцами была буржуазия, так и в дворянских замках. Местных кальвинистов называли гугенотами (от швейцарского - сотоварищи).

В обращении к кальвинизму проявилось социальное недовольство дворянства юга -небогатого, удаленного от столицы и оттесненного от двора, источника королевской милости, - аристократией севера. Политическое лидерство в южных областях Франции принадлежало домам Шатильонов, Бурбонов и Конде - принцев крови, имевших собственные претензии на престол. Бурбоны к тому же были королями небольшого самостоятельного государства Наварра. Антиабсолютистские настроения юга выливались в религиозный протест, что позволяет историкам говорить о части южного дворянства как о примкнувшим к Реформации по конъюнктурным соображениям. Однако многие из них были искренними приверженцами кальвинизма.

На севере Франции ближе ко двору сформировалась другая партия со сходной политической программой (ограничение власти дома Валуа или даже свержение ее), но с иной религиозной ориентацией - ультракатолической. Во главе ее стояло семейство Гизов, претендовавшее на французский престол. Влияние Гизов усилилось в период малолетства Франциска II (1559-1560), что спровоцировало неудачную попытку Бурбонов и Конде захватить короля и потребовать у него свободы вероисповедания и устранения Гизов (Амбуазский заговор). После смерти Франциска II престол перешел к Карлу IX (1560-1574), реальная же власть находилась в руках его матери Екатерины Медичи, урегулировавшей отношения с Бурбонами.

Однако в 1562 г. Гизы спровоцировали открытую гражданскую войну, напав в местечке Васей на молившихся гугенотов и перебив их. В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567 - 1568 и 1568 - 1570 гг. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон. Пленных, как правило, не брали, а порой вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии.

Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. Спаслись лишь те, кто вынужденно принимал католичество, подобно Генриху Бурбону, позднее бежавшему из Парижа в Наварру. В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но не принесли решительной победы ни одной из сторон.

В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь.

В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза.

Кальвинистский юг восстал, создав гугенотскую конфедерацию - самостоятельное политическое образование с собственной армией, финансами и системой управления. В ответ Гизы создали Католическую Лигу, которая не только противостояла гугенотам, но и служила орудием укреп-ления их авторитета и оказания давления на короля Генриха III (1574-1589). Однако король сделал удачный тактический ход, объявив себя главой Лиги. Религиозный конфликт во Франции стал постепенно приобретать общеевропейский характер: гугенотов и Генриха Наваррского поддержали Англия, протестантские князья Германии, Дания и Швеция, а Гизы вступили в союз с католической Испанией. Утратив контроль над Католической Лигой, они создали в 1585 г. Парижскую Лигу, активно выражавшую недовольство королем Франции и гугенотами. В сложившихся обстоятельствах Генрих III организовал политическое убийство герцога Гиза, вызвавшее восстание лигистов в Париже, на помощь которым поспешили испанцы. Королю Франции пришлось заключить союз с его политическим противником -Генрихом Наваррским. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. В 1589 году Генрих III был убит фанатиком - монахом Жаком Клеманом.

Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV Бурбоном. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество.

В 1598 г. он издал компромиссный Нантский эдикт, урегулировавший религиозный конфликт во Франции. Официальной религией провозглашалось католичество, но гугеноты получали право придерживаться своей веры (вне Парижа) и занимать государственные должности. В особых статьях Нантского эдикта оговаривались политические свободы гугенотов юга: они могли собирать свои представительные собрания и посылать в Париж особых представителей для прямых сношений с королем; гарантией этих прав были 200 крепостей, переданных гугенотам. Таким образом, на юге продолжало существовать гугенотское, несовместимое с тенденцией к унификации и укреплению абсолютизма. Тем не менее религиозный мир позволил Генриху IV вывести Францию из послевоенного хаоса.

Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги. Выход из очередного витка анархии и наступление нового этапа в укреплении французского абсолютизма связаны с именем первого министра Людовика XIII кардинала Ришелье (1586-1642). Одним из направлений его внутренней политики стала ликвидация гугенотского. В 1621-1629 гг. он вел военную кампанию на юге, завершившуюся взятием главной крепости гугенотов Ла-Рошели. (1629) оставлял гугенотам право свободного вероисповедания, но лишал всех политических привилегий, полученных от Генриха IV.


Сто с лишним лет в Европе бушевали войны за «истинную веру». И только когда вконец изнуренные Тридцатилетней войной (1618-1648) противники заключили мир, религиозный фанатизм начал постепенно угасать.

Религиозные войны, которые последовали за церковным расколом, в XVI веке подарили Европе в общей сложности только 25 мирных лет, а в веке XVII – лишь около 20-ти. Причем те, кто желал реформировать папскую Церковь, относились друг к другу с еще большей ненавистью и злобой, чем к их общему недругу – Риму. Отсутствие единства между двумя главными лагерями реформаторов – лютеранами и кальвинистами подрывало и без того еще неокрепшие позиции протестантов. Стремление создать единый союз для борьбы с католичеством еще сильнее рассорило между собой реформаторов, каждый из которых считал только свою церковь истинной и святой. Все попытки хоть как-то примирить враждовавшие стороны заканчивались плачевно для желающих это сделать.

XVII век характерен возникновением среди протестантов множества движений, общин и верований. Отличаясь друг от друга различными взглядами на административное устройство Церкви и понимание Библии, все они были похожи в одном – каждая община считала лишь себя единственной истинной Церковью. Такое дробление среди реформаторов наблюдалось во всех протестантских странах. Однако особенно широко им была охвачена Великобритания.

Войны бушевали с середины XVI по середину XVII века: во Франции (1562-1598), в Германии (1618-1648), в Англии (1642-1662). Религиозные разногласия были лишь одним из многих факторов, но они подчеркивали разделение враждующих сторон.

Во Франции 1562 - 1598

Гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский - католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Всего этих гражданских войн было девять.

В Германии 1618 - 1648

Тридцатилетняя война (1618 - 1648) - один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.

Она представляет собой не только самый длительный, но и самый сложный конфликт XVII столетия. Историки отмечают, что самым страшным периодом двухвекового религиозного противостояния был период «Тридцатилетней войны». Эта «война вер» стала величайшей трагедией для всех европейских стран и, особенно, для Германии и Чехии. Миллионы людей, увлекаемые неодолимым порывом веры, взялись за оружие. Они пренебрегли своими повседневными трудами и заботами, чтобы установить в Германии безраздельное господство той веры, которую они считали «правой», а всех инаковерующих силой оружия заставить ее принять.

Причины, вызвавшие эту войну, были и религиозные, и политические. Католическая реакция, утвердившаяся в Европе со второй половины XVI столетия, поставила своей задачей искоренение протестантизма и, вместе с последним, всей новейшей индивидуалистической культуры и восстановление католичества и романизма.

Иезуитский орден, Тридентский собор и инквизиция были тремя могущественными орудиями, посредством которых реакция утвердилась и в Германии. Аугсбургский религиозный мир, заключенный в 1555 году между главой Священной Римской империи германской нации Карлом V и правителями протестантских земель, добивавшимися равных прав с католическими князьями, был лишь перемирием и заключал в себе ряд постановлений, стеснявших индивидуальную свободу протестантов. Недоразумения между католиками и протестантами вскоре возобновляются, приводя к крупным конфликтам на рейхстагах. Реакция переходит к наступлению.

К началу XVII века отношения обострились до того, что сформированы были два союза, католический и протестантский. У каждого из них были свои приверженцы и вне Германии: первому покровительствовали Рим и Испания, второму - Франция и отчасти Нидерланды и Англия. Протестантский союз, или уния, был составлен в 1608 г. в Агаузене, католическая лига в 1609 г. в Мюнхене; во главе первого стал Пфальц, во главе второй – Бавария.

Первый период войны – чешско-пфальцский – продолжался с 1618 по 1623 г. Из Чехии военные действия распространились на Силезию и Моравию. Под начальством Турна часть чешского войска двинулась на Вену. Фридрих надеялся на помощь своих единоверцев в Германии и на своего тестя Иакова Английского, но тщетно: пришлось одному вести борьбу. При Белой горе, 8 ноября 1620 г., чехи были наголову разбиты и Фридрих бежал. Расправа с побежденными была жестокая: чехи были лишены религиозной свободы, протестантизм искоренен, королевство тесно связано с наследственными землями Габсбургов. Теперь во главе протестантских войск стали Эрнст Мансфельд, герцог Христиан Брауншвейгский и маркграф Георг-Фридрих Баден-Дурлахский. До покорения всего Пфальца было, однако, еще далеко. Только ловким обманом Фердинанд II достиг своей цели: он убедил Фридриха отпустить войска Мансфельда и Христиана и обещал начать переговоры о прекращении войны, на деле же велел лигистам и испанцам вторгнуться со всех сторон во владения Фридриха; в марте 1623 г. пала последняя пфальцская крепость - Франкенталь. На собрании князей в Регенсбурге Фридрих был лишен курфюрстского титула, который был передан Максимилиану Баварскому, вследствие чего в коллегии курфюрстов численный перевес получили католики.

Второй период войны – нижнесаксонский-датский – продолжался с 1625 по 1629 г. С самого начала войны завязались оживленные дипломатические сношения между всеми протестантскими государями Европы, с целью выработать какие-нибудь меры против подавляющей силы Габсбургов. Стесненные императором и лигистами, немецкие протестантские князья рано вошли в сношения со скандинавскими королями. В 1624 г. начались переговоры о евангелическом союзе, в котором, кроме немецких протестантов, должны были принять участие Швеция, Дания, Англия и Нидерланды. Густав Адольф, занятый в это время борьбою с Польшей, не мог оказать протестантам непосредственной помощи; условия, поставленные им, они нашли чрезмерными и потому обратились к Христиану IV Датскому. На стороне Христиана IV были Вольфенбюттель, Веймар, Мекленбург и Магдебург. Начальствование войсками было разделено между Христианом IV и Мансфельдом. К лигистскому войску (Тилли) присоединилось и имперское, под начальством Валленштейна (40000 человек). Мансфельд был разбит 25 апреля 1626 г. при Дессауском мосту и бежал к Бетлен Габору, а затем в Боснию, где и умер, а Христиан IV потерпел поражение при Луттере 27 августа того же года. Тилли заставил короля отступить за Эльбу и вместе с Валленштейном занял всю Ютландию и Мекленбург, герцоги которого подверглись имперской опале и были лишены своих владений. В феврале 1628 г. титул герцога мекленбургского был дарован Валленштейну, в апреле того же года назначенному генералом океанийского и Балтийского морей.

25 июня 1628 г. заключен был договор Густава-Адольфа с Стральзундом; королю передан был протекторат над городом. Фердинанд, чтобы еще более склонить на свою сторону католических князей Германии, издал, в марте

1629 г., реституционный эдикт, в силу которого католикам возвращались все земли, отнятые у них с 1552 г. Исполнение эдикта началось прежде всего в имперских городах – Аугсбурге, Ульме, Регенсбурге и Кауфбейерне. В 1629 Христиан IV, истощив все ресурсы, должен был заключить сепаратный мир с императором в Любеке. За заключение мира был и Валленштейн, не без основания опасавшийся скорого вмешательства Швеции. Мир был подписан 12 мая 1629 г. Все земли, занятые императорскими и лигистскими войсками, были возвращены королю. Датский период войны окончился.

Начался третий период войны – шведский – продолжался с 1630 по 1635 г. Причины, вызвавшие участие Швеции в тридцатилетней войне, были главным образом политические - стремление к господству на Балтийском море; от последнего, по мнению короля, зависело экономическое благосостояние Швеции. Протестанты сначала видели в шведском короле лишь религиозного бойца; позже и им стало ясно, что борьба велась не de religione, a de regione. Густав-Адольф в июне 1630 г. высадился на острове Узедоме. С его появлением на театре войны совпадает раскол в католической лиге. Католические князья, верные своему принципу, охотно поддерживали императора против протестантов, но, заметив в политике императора стремление к абсолютному господству в империи и боясь за свою автономию, они потребовали от императора отставки Валленштейна и в 1630 г. Валленштейн был отставлен. В угоду князьям, император восстановил герцогов Мекленбургских в их землях; в благодарность за это князья на регенсбургском сейме согласились избрать в римские короли сына императора, будущего Фердинанда III. Все это было, разумеется, на руку Густаву-Адольфу. Ввиду нежелания Саксонии и Бранденбурга примкнуть к Швеции, король должен был с большою осторожностью подвигаться в глубь Германии.

Сначала он очистил Балтийское побережье и Померанию от императорских войск, затем поднялся по Одеру, чтобы осадить Франкфурт и отвлечь Тилли от протестантского Магдебурга. Франкфурт почти без сопротивления сдался шведам. Густав хотел, не медля, пойти на помощь Магдебургу, но курфюрсты Саксонский и Бранденбургский не давали ему пропуска через свои земли. Первым уступил Георг-Вильгельм Бранденбургский, Иоанн-Георг Саксонский упорствовал. В мае 1631 г. Магдебург пал, Тилли предал его огню и грабежу и двинулся против шведов. В январе 1631 г. Густав-Адольф заключил договор с Францией (в Бервальде), которая обязалась деньгами поддерживать Швецию в ее борьбе с Габсбургами. Курфюрст саксонский обратился за помощью к Густаву-Адольфу, который двинулся в Саксонию и наголову разбил Тилли при Брейтенфельде, 7 сентября 1631 г. Армия лиги была уничтожена, король стал протектором немецких протестантов. Войска курфюрста, присоединившись к шведским, вторглись в Богемию и заняли Прагу. Густав-Адольф весною 1632 г. вступил в Баварию. Тилли был во второй раз разбит шведами при Лехе и вскоре умер. Бавария была вся в руках шведов.

Чтобы не допустить габсбургскую политику до полного торжества, активное участие в войне принимает с 1635 г. Франция. Война велась ею и с Испанией, и с императором.

Четвертый период войны – французско-шведский – продолжался с 1635 по 1648 г. Над шведскими войсками начальствовал Иоанн Баннер. Он напал на изменившего делу протестантов курфюрста саксонского, нанес ему поражение при Виттштоке в 1636 году, занял Эрфурт и опустошил Саксонию. В феврале 1637 г. умер Фердинанд II и императором стал сын его Фердинанд III (1637-1657). 24 октября 1648 г. был заключен Вестфальский мир. Экономическое состояние Германии после войны было самое тяжелое, враги оставались в ней долго после 1648 г., и старый порядок вещей восстановлялся очень медленно. Население Германии значительно уменьшилось: в Вюртемберге, например, население с 400000 дошло до 48000, в Баварии оно также уменьшилось в 10 раз.

Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии, где, по некоторым оценкам, погибло 5 млн. человек.

Шведы сожгли и разрушили в Германии практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародерствующих армий являлись деревни. Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет. Немедленным результатом войны явилось то, что свыше 300 мелких германских государств получили полный суверенитет при номинальном членстве в Священной Римской империи. Эта ситуация сохранялась вплоть до конца существования первой империи в 1806 году.

Война не привела к автоматическому краху Габсбургов, но изменила расстановку сил в Европе. Гегемония перешла к Франции. Упадок Испании стал очевиден. Кроме того, Швеция стала великой державой, значительно укрепив свои позиции на Балтике.

Приверженцы всех религий (католицизма, лютеранства, кальвинизма) обрели в империи равные права. Главным итогом Тридцатилетней войны стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических и геополитических интересах.

В Англии 1642 - 1662

Английская революция XVII века - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами. Религиозный характер также заключался и в том, что одной из главных целей войны было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические "партии" революционного периода (индепенденты, левеллеры т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам.

Реформация побудила людей радикально пересмотреть представления о Церкви, о государстве и об отношениях между ними. Эти события представляли собой нечто большее, чем очередную главу в истории борьбы между духовными и мирскими силами.

Средневековая церковь не могла выдержать двустороннюю атаку светского государства извне и возросшей религиозной напряженности изнутри. С появлением кальвинизма протестантское благочестие приобрело более воинственный характер и породило религиозную идеологию, послужившую основой для национальных движений в Европе.

Утверждая реформы, основанные на понимании церкви как общины верующих, а не института с жесткой иерархической властью, религиозные реформаторы подчеркивали важную роль каждого отдельного человека и оспаривали притязания церковной иерархии на светскую власть. Английская революция 1640-1660 гг. была одним из важнейших событий европейской истории, споры, о характере которой никогда не прекращались в историографии.

В годы правления Марии Тюдор (1553-1558 гг.) многие протестанты отправились в изгнание. Ознакомившись с идеями одного из лидеров Реформации того времени Жана Кальвина из Швейцарии, они вернулись обратно на родину, когда на престоле уже была Елизавета I. Они были огорчены положением в стране и тем, что англиканская церковь заимствовала очень много из католицизма. Пуритане были религиозной сектой протестантства, которая хотела очистить Английскую церковь от католических традиций.

В парламенте пуритане образовали две партии: пресвитериане и индепенденты (англ. Independents). Пресвитериане были умеренной партией, они хотели упразднить институт священства, а во главе общин поставить выборных пресвитеров, подотчётных ассамблее. Индепенденты, в отличие от пресвитериан, были против любой церковной иерархии. Они сформировали экстремистскую революционную партию и боролись за ограничение власти монарха. Лидером Индепендентов стал Оливер Кромвель.

Лоуд также разочаровал пресвитериан в Шотландии, пытаясь настоять на том, что они обязаны пользоваться английским молитвенником. Разгневанные шотландские пресвитериане заявили, что они готовы воевать для защиты своей религии. В 1639 году шотландская армия двинулась на Лондон. В то время Карл был не способен собрать сильное войско, чтобы дать отпор шотландцам. Он был вынужден согласиться больше не вмешиваться в религиозные дела Шотландии, а также оплатить её военные расходы.

Ужасная мания «охоты на ведьм», обычная для католических и протестантских стран в период религиозных войн, в Англии была распространена меньше, чем в других странах, но достигла своего высшего развития в первой половине XVII века. В истории Англии два наиболее мрачных периода приходятся на первую половину правления суеверного Якова I и на время правления Долгого парламента (1645-1647), когда в восточных графствах были казнены 200 «ведьм», главным образом в результате крестового похода Мэтью Гопкинса, искателя «ведьм». Правительство Карла I, а также республика «круглоголовых» и протекторат, прекратили эту нелепую жестокость.

В церковно-религиозной области результатом Реставрации 1660 года было восстановление епископов, «Книги общих молитв», и англиканского отношения к религии вместо пуританского. Во время ее многие из лидеров «круглоголовых» канули в неизвестность или попали в ссылку; другие же, как Монк, Эшли Купер, полковник Берч и Эндрю Марвелл, сохранили свое положение в парламенте или рядах правительственных чиновников. Поскольку с цареубийцами было покончено, прежние «круглоголовые» не были объявлены вне закона, исключая лишь тех, кто упорно продолжал посещать тайные «сектантские молельни», как теперь называли места пуританского богослужения. После Реставрации сохранилась лишь небольшая горстка землевладельцев, посещавших тайные сектантские молельни. До начала методистского движения Уэсли конгрегации и собрания секстантов были сосредоточены почти исключительно в Сити, в рыночных городах и в промышленных округах, хотя во многих деревнях находились отдельные семьи квакеров и баптистов. Некоторые из их были бедными ремесленниками, как например, Джон Беньян; другие, особенно в Лондоне и Бристоле, были настолько богатыми купцами, что могли скупить имения сквайров, преследовавших их. И часто такие купцы действительно скупали имущество нуждающихся дворян после накопления закладных на их земли. В следующем поколении сын купца-секстанта был уже сквайром или священником. По прошествии еще одного поколения, и леди, вышедшие из этих семейств, с пренебрежением будут говорить о всех, кто посещает собрания секстантов или занят торговлей.

Английская революция была последней европейской революцией, происходившей в религиозной оболочке. Можно сказать, что сама секуляризация (т.е. освобождение из-под контроля церкви и духовенства, из-под влияния религии, придание светского характера общественно-политической жизни во второй половине XVII в.) еще происходит в религиозной оболочке. Она протекала как процесс освобождения церкви от несвойственных ей функций, как отделение от нее тех сторон жизни, которые относятся только к земной сфере интересов и занятие которыми способно удалить религию от ее истинной и высшей цели. Учение католической церкви о двойственности истины - религии и науки - превращалось в стремление представить религию безразличной к области науки. Такому стремлению были не чужды выдающиеся мыслители и ученые, являвшиеся живым воплощением этого процесса секуляризации, - Декарт и Галилей, Гобс, Локк и Ньютон. Этот процесс замедлял, конечно, абсолютизм, прогрессивная роль которого все более уходила в прошлое. Новейшая клерикальная историография пытается сгладить или вовсе отрицать конфликт между религией и наукой. Этот конфликт изображается не как столкновение основ, а лишь как противоречие между определенным уровнем научного и религиозного мировоззрений. Разумеется, тактика церкви в отношении науки не раз менялась - метод репрессий или прямых нападок сменялся поисками соглашения, столь характерными для политики церкви и в современную эпоху. Отсюда стремление отыскать эти поиски в прошлом, даже в XVI и первую половину XVII столетия, когда вековой конфликт сопровождался резким обострением конфликта между религией и набиравшим силы опытным знанием.



Стал испанский Габсбург Филипп II . Тщедушный и с рожде-ния слабый здоровьем, он унаследовал от отца веру в то, что на его долю выпала особая мис-сия — сохранить величие Испании и не дать протестантизму распространиться по Европе. Он всячески поддерживал орден иезуитов и инквизицию, которая в Испании действовала особенно жестоко.

Филипп II не пощадил даже Нидерланды — наиболее ценное из своих владений. Они дава-ли казне в четыре раза больше доходов, чем американские колонии. Жители вольнолюби-вых нидерландских городов привыкли свобод-но общаться с верующими разных религий. Филипп II, мечтавший восстановить господ-ство Католической церкви, ввел в Нидерлан-дах инквизицию. Он заявлял: «Если бы мой сын был еретиком, я сам сложил бы костер, чтобы сжечь его». Последователей Лютера и Кальвина выслеживали и пытали, сжигали на кострах. Под страхом смерти жителям было запрещено давать приют протестантам.

За пределами своей державы Филипп II вся-чески поддерживал католических епископов и иезуитов деньгами из испанской казны. Като-лические государи во главе с Папой Римским и Габсбургами мечтали об уничтожении про-тестантов и восстановлении единства Запад-ной церкви. Протестанты надеялись отстоять сделанный их предками выбор веры и по воз-можности расширить свое влияние в Европе. Все это приводило к религиозным войнам .

Религиозные войны во Франции (гугенотские)

Во Франции фронт этих войн прошел прямо внутри государства. Юг страны, долгое время развивавшийся самостоятельно, продолжал бороться с центральной королевской властью. Именно в этих районах Франции было наи-большее количество кальвинистов-гугенотов. С момента их наступления на владения Като-лической церкви для Франции начались тяжелые времена. Все противоречия, раздиравшие государство, спле-лись в один большой клубок — здесь были и огромные налоги, и произвол королевских чиновников, и стремление феодалов к самостоятельности, и т. д. Эти проблемы, облаченные в религиозные лозунги, положили на-чало гугенотским войнам во Франции. В это же время достигает своего пика вражда между двумя ветвями династии Капетингов — Валуа и Бурбонами. Причем Валуа придерживались католического вероиспо-ведания, а Бурбоны оказались в лагере гугенотов.

За тридцать лет противостояния гугенотов и католиков во Франции десять раз происходили войны. Самым жутким событием этой эпохи стала Варфоломеевская ночь — избиение гугенотов в Париже и других городах в 1572 году. Число погибших в те дни составляло около 30 ты-сяч человек. Но и после этого гугенотские войны не прекратились. Они унесли жизни многих людей, среди которых были и особы королевской крови.

Варфоломеевская ночь

24 августа 1572 года, в день святого Варфоломея, в Париже находилось мно-жество дворян-протестантов. Они приехали на свадьбу Генриха Бурбона и молодой сестры короля Маргариты Валуа. Это торжественное событие рас-сматривалось как примирение двух враждующих сторон. На улицах города царили суматоха и веселье. Дамы и кавалеры все предыдущие дни были заня-ты тем, что примеряли изысканные наряды. А между тем католики из окруже-ния короля втайне готовили расправу над гугенотами. Днем никто не обратил внимания на затерявшихся в праздничной толпе людей, которые пристально следили за тем, в каком доме останавливаются на ночлег гугеноты. Двери всех этих домов были помечены крестами. Как только утихло свадебное веселье и умолкли пьяные голоса гуляк, на улицах Парижа стали собираться посвященные в заговор католики. Под покровом ночи они врывались в дома, убивая мирно спящих людей. Головорезы не останавливались ни перед чем: смерть ждала каждого, будь то малолетний ребенок или старик. Резня дли-лась три дня и постепенно вышла за пределы Парижа. Материал с сайта

Юлианский и григорианский календари

Раскол между католиками и протестантами коснулся даже календаря. Уже давно астрономы заметили, что юлианский календарь, принятый в христиан-ском мире, неточен. В нем год равен 365,4 суток, а на самом деле Земля обо-рачивается вокруг Солнца на 11 минут и 17 секунд быстрее. Эта ошибка за 128 лет накапливается и составляет целые сутки. За века существования христиан-ства накопилась ошибка в 10 дней! В результате весенние праздники стали приходиться на лето, когда цветущая природа указывала всем на ошибку ка-лендаря. Чтобы исправить положение, Папа Римский Григорий XIII разослал по всем католическим странам повеление отнять у текущего 1582 года «оши-бочные» 10 суток и, чтобы впредь не повторять ошибок, отнимать каждые 400 лет еще по трое суток. Новый календарь стали называть григорианским ка-лендарем, или «новым стилем», а старый, юлианский, — «старым стилем». Протестантские и православные страны отказались поддержать эту реформу, и переход на «новый стиль» растянулся на столетия.

Статьи по теме: