Самый здоровый вид персонального транспорта. Какой транспорт безопаснее? (анализ статистики)

На самолетах летать опасно, думаем мы. Поезда еще опаснее утверждает статистика. Насколько наши представления о безопасности соответствуют статистике катастроф?

Период отпусков и праздников ставит нас перед неминуемым выбором вида транспорта, на котором мы отправимся навстречу манящему теплу Гоа, заснеженным пейзажам австрийских Альп или на трудовой десант к маме в Тверь.

Выбор — дело нелегкое, а уж что касается транспорта и подавно, ибо сталкиваются множество интересов, в кои входит цена, скорость, удобство и безопасность.

И безопасность среди них, как выяснил Всероссийский центр исследования общественного мнения, самый важный критерий. Насколько наши представления о безопасности соответствуют статистике катастроф.

Россияне верят в безопасность поездов

Самым безопасным видом транспорта по данным ВЦИОМ в 2013 году россияне традиционно признали поезд. Несмотря на то, что доверие к нему за последние три года упало более чем на 10% и на данный момент составляет 46%. вкупе с электричкой, за которую отдали голоса еще 41% опрошенных, РЖД однозначно пользуется доверием.

Самолеты также традиционно у нашего населения доверия не вызывают. Только 16% россиян верит в безопасность воздушных перевозок, что практически вдвое меньше, чем в прошлом году. Автомобиль в расчет вообще можно не брать, он даже не вошел в рейтинг безопасных видов транспорта, поскольку считается изначально травмоопасным.

Однако в противостоянии видов транспорта не все так однозначно. Статистические данные много лет нам говорят о том, что боимся мы летать зря, так как самолет — самый безопасный вид транспорта. Так почему же мы не верим умной науке статистике. Оказывается, для этого есть основания.

НЕ безопасный самолет

На самом деле данные статистики во многом зависят от метода расчета. Самолет, действительно, самый безопасный вид транспорта, но только из расчета трагедий на километры пути. Именно данные этого метода публикуются практически на всех транспортных сайтах и сайтах авиакомпаний.

Фокус в том, что по данным все той же статистики, большинство авиакатостроф приходится на момент взлета и посадки, во время пути самолеты гибнут крайне редко. Поэтому этот метод так любим авиаперевозчиками.

К слову, из расчета трагедий на километры пути самым опасным способом передвижения являются мотоцикл и внимание! хождение пешком. Пешеходов гибнет не намного меньше, чем мотоциклистов.

Но есть и другие методы расчетов и тут уже самолет выглядит далеко не так симпатично. Департамент транспорта местного самоуправления и регионов Великобритании (DTLR) опубликовал данные, полученные в результате расчета гибели пассажиров на количество поездок и скорость движения.

И получилось, что поезд все же безопаснее самолета и занимает почетное первое место в рейтинге наименьшего количества погибших пассажиров. Интересно, что и в том и в другом случае самым опасным видом транспорта остается мотоцикл.

Далеко не лучшие показатели у самолета и по общему числу погибших. В исследовании проектного центра авиаменеджер (к.т.н. Плотников И.И. «Метод оценки опасности видов транспорта») за 10 лет количество жертв авиа крушений уступает только автокатастрофам, занимая почетное 2 место. А по числу погибших на 1 млн. перевезенных пассажиров и вовсе лидирует.

Таким образом, из пяти методов исследований в четырех поезд все же является более безопасным видом транспорта. Так что интуитивные предположения наших соотечественников по факту ничуть не противоречат статистике, что бы ни утверждали авиакомпании.

Самые безопасные самолеты

Но летать нам все же приходится, поскольку есть места, куда поезда не ходят, да и скорость передвижения все же играет важную роль.

Вопреки пессимистичным ожиданиям россиян и мрачным постам Интернета наша страна не является лидером по количеству авиакатастроф ни в этом году, ни в предшествующие годы.

По данным портала statista.com много лет в трагичном списке лидирует и надо сказать с большим отрывом США. В период с 1945 года и по октябрь 2013 в США произошло 763 авиатрагедии. В России только 304.

По данным Центра анализа данных об авиационных катастрофах (JACDEC) самой безопасной авиакомпанией в мире в 2013 году стала финская FINNAIR. В целом список лучших выглядит так:

1.Finnair (Финляндия)
2. Air New Zealand (Новая Зеландия)
3. Cathay Pacific Airways (Гонконг)
4. Emirates (ОАЭ)
5. Etihad Airways (ОАЭ)

6. Eva Air (Тайвань)
7. TAP (Португалия)
8. Hainan Airlines (Китай)
9. Virgin Australia (Австралия)

10. British Airways Великобритания
11. Lufthansa (Германия)
12. All Nippon Airways (Япония)

В список включены и две российские авиакомпании: Трансаэро на 16 месте и Аэрофлот на 39 месте . Есть нам к чему еще стремиться.

Почему падают самолеты

Чтобы хоть как-то успокоить себя перед авиапоездкой, многие интересуются изношенностью авиапарка того или иного перевозчика. Поездка на молодом самолете как-то успокаивает сама по себе. Однако абсолютно не подтверждается статистикой.

По данным блога «Летаем вместе» картина изношенности российского авиапарка на период октября 2013 годы выглядит так:

1. Аэрофлот — 5,2 лет
2. Таймыр (НордСтар) — 9,2 лет
3. Сибирь — S7 (включая Глобус) — 9,7 лет
4. Россия — 10,3 лет
5. Ред Вингс — 10,7 лет

6. Московия — 11,1 лет
7. Якутия — 11,3 лет
8. Ак Барс Аэро — 11,3 лет
9. Владивосток Авиа — 11,9 лет
10. Уральские авиалинии — 12,1 лет

11. Донавиа — 12,5 лет
12. Татарстан — 12,7 лет (данные с учётом авиакатастрофы в Казани)
13. Северсталь — 13,4 лет
14. Оренбургские авиалинии — 13,8 лет
15. Ямал — 13,8 лет

16. Северный ветер (Норд Винд) — 14,1 лет
17. Колавиа (TUI) — 14,2 лет
18. РусЛайн — 14,3 лет
19. Ай Флай — 14,9 лет
20. Трансаэро — 15,9 лет

21. Полёт — 16,6 лет
22. Икар — 17,1 лет
23. Аврора — 17,7 лет
24. ЮТэйр (включая ЮТэйр-Экспресс) — 19,7 лет
25. Газпромавиа — 20,8 лет

26. ВИМ-авиа — 21,4 год
27. Нордавиа — 21,9 года
28. Тулпар — 24,9 лет
29. Грозный Авиа — 25,9 лет
30. Саратовские авиалинии — 26,3 лет

31. Алроса — 28,3 лет
32. Ижавиа — 29,4 лет
33. Ангара — 29,4 лет
34. Ираэро — 31,3 лет
35. Томскавиа — 37,8 лет
36. Полярные авиалинии — 39,2 лет

Эти данные подтверждает и Forbes, отмечая Аэрофлот как компанию с самым молодым авиапарком России — менее 5 лет. Надо сказать, что у лидера безопасных авиаперевозок Finnair средний возраст самолетов около 9 лет.

Такой же возраст самолетов у российской компании «Сибирь» (S7), однако эта компания известна своим печальным списком авиакатастроф.

Уже это говорит о том, что самолеты от старости падают редко. Статистика же в этом не имеет никаких сомнений. Можно, конечно, успокоить себя и сесть в самолет «помоложе», но шанс, что он не рухнет ничуть не больше, чем у самолета «постарше».

И все потому, что самолеты терпят крушения чаще всего из-за ошибок пилотов, то есть все из-за пресловутого человеческого фактора (куда уж от него денешься).

По данным агентства AVIASAFETY.ru

— 68% авиакатастроф происходит по вине человеческого фактора, из которых 47% это ошибки пилотов, 13% — нерадивость наземных служб и 8 % – теракты.

— 18% — отказ техники. Причем отказать может как старая так и новая техника.

— 14% — причины не установлены.

Аэрофобия

Что же делать, когда лететь все же надо, но очень страшно? Психологи дают множество советов по данному вопросу. Посмотрим на наиболее разумные из них:

— Если за страхом перед полетами стоит боязнь высоты, боязнь закрытых пространств, склонность к паническим атакам, решать вопрос надо не с самолетами, а именно с этими расстройствами.

— Но чаще всего за аэрофобией прячется стремление человека к полному контролю над ситуацией и тяга к ощущению абсолютной безопасности. Излишне говорить, что и то и другое недостижимо. Поэтому надо принять как данность, что далеко не все в жизни зависит от нас, и вопрос жизни-смерти в том числе.

— Как данность надо принять и то, что мы при всем желании не сможем повлиять на то, упадет самолет или нет. Поэтому не надо штудировать инструкции по высшему пилотажу или скрупулезно изучать подробности всех авиакатастроф. Это отнюдь не снимет нервозность, а напротив, усугубит ее.

— Лекарство от страха в виде спиртного тоже не лучший вариант. Проблему не решит, а новые создаст запросто.

Главное понять, что разбираться надо с собой, а не с самолетом. От того, будете вы дрожать от страха или нет, возможность авиакатастрофы не изменится, а вот нервы вы себе испортите точно.

— Самая крупная в мире авиакатастрофа произошла в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе) столкнулись два лайнера «Боинг-747». Погибло 574 человека. Из-за ошибок наземных служб и плохой видимости два лайнера оказались на одной взлетно-посадочной полосе и двигались навстречу друг другу пока не произошло трагичное столкновение.

— Еще одна крупномасштабная катастрофа также принадлежит Боингу-747. В августе 1985 года лайнер потерял управление и врезался в гору в окрестностях Токио. 520 человек погибло. Причиной гибели самолета стало разрушение хвостового оперения.

— В России чаще всего падают самолеты «Ан-2». Но связано это не с тем, что самолет плохой, а с тем, что он самый распространенный в России.

— 2009 год стал самым безопасным для российских авиалиний. На рейсовых самолетах не погиб ни один человек.

— 2012 год стал самым безопасным годом для авиации в мире. В России этот год, к сожалению омрачился 4 авиакатастрофами.

— После распада СССР на счету «Аэрофлота» две авиакатастрофы. В 1994 году потерпел крушение Airbus A310.

Пилот посадил за штурвал управления своего 15-летнего сына. Подросток умудрился таки отключить автопилот, самолет вошел в штопор и разбился. Погибло 75 человек.

В 2008 из-за ошибок пилотов, в крови которых обнаружили алкоголь, под Пермью разбился Boeing 737. Погибло 87 человек.

— Самой загадочной авиакатастрофой считается гибель лайнера с поэтичным названием «Скоростной Романс о небе» в ноябре 1957 года авиакомпании Pan Am.

Только начиная кругосветное путешествие, самолет упал в Тихий океан. Погибло 44 человека. Причины неизвестны до сих пор. Самолет не подавал сигналов бедствия, а токсикологическая экспертиза тел показала высокое содержание окиси углерода.

— Первым выжившим в авиакатастрофе человеком стал американец Фой Кеннет Робертс. Самолет, перевозивший американских солдат, разбился 14 июня 1943 года в Австралии. Робертс выжил, но навсегда забыл все, что касается самой аварии и потерял способность говорить.

Фотография: depositphotos.com

Сравнительная характеристика видов транспорта по безопасности.

Многие пассажиры при выборе транспорта ориентируются на собственные предпочтения. Причем каждый второй ошибается в относительной безопасности того или иного вида транспорта. Многие при выборе транспорта ориентируются на безопасность. При этом существует мнение, что самым безопасным является поезд. В данной статье мы развеем все мифы относительно безопасности перемещения.

Самый небезопасный и опасный вид транспорта в мире: статистика

Как ни странно, но самым опасным видом транспорта можно считать мотоцикл. Всего на 100 мл миль погибает 42 человека. Это огромное количество, так как за год получается несколько тысяч человек.

На втором месте автомобили, маршрутки и автобусы. Вы и сами достаточно часто становитесь свидетелями автомобильных катастроф. За год погибает 1,2 мл человек в автокатастрофах. Только вдумайтесь в эти цифры.

В рейтинге не учтены необычные виды транспорта. То есть, нет собачьих упряжек и космических кораблей. Иначе самым безопасным можно было считать космический корабль. Но так как пока межгалактических ежедневных рейсов никто не совершает, статистика говорит в пользу самолета.

Многие считают что самолет – самый небезопасный вид транспорта и совершенно напрасно. В мире принято подсчитывать опасность перемещения как количество жертв на 100 миллионов миль. В итоге получается, что смертность от самолета составляет всего 0,6 человек. За 2016 год произошло 21 авиакатастрофа, при этом суммарное количество погибших составило около тысячи человек. Вы подумаете, что это очень много. Но на самом деле в мире за год погибает больше велосипедистов.



Несмотря на заблуждение многих, на первом месте среди безопасного транспорта находится самолет. Смертность очень невысока. Возможно это связано с большей скоростью движения чем у поезда. Соответственно получается, что самолет эти 160 мл километров пролетает гораздо быстрее, чем поезд. Поэтому и статистика смертности ниже. В принципе смертность напрямую зависит от скорости транспорта. В среднем на 100 мл миль при перемещении поезда погибает 0,9 человек, а в самолете только 0,6. То есть, смертность в поездах превышает смертности в самолетах в полтора раза.



Сейчас у многих людей возникло множество фобий относительно перемещения в самолетах. Это связано с тем, что практически ежегодно происходит колоссальные аварии, о которых говорят все СМИ. Но это вовсе не означает, что летать в самолетах очень опасно. На самом деле от автокатастроф погибает гораздо больше людей. Самое интересное, что большинство людей считает, что после авиакатастрофы нет выживших. На самом деле это не так. Из всех пассажиров погибает треть. В то время как при автокатастрофе половина.

В пользу самолетов говорит и статистика страховых копаний. При автокатастрофе выплаты небольшие, а при авиакатастрофе просто огромные. Поэтому можно согласиться, что никто бы не платил огромные деньги, если бы авиакатастрофы случались очень часто.

Согласно статистическим оценкам, которые отталкивались от количества пострадавших в авиакатастрофах, самым безопасным видом транспорта получилась авиация. Второе и третье место принадлежит водному и железнодорожному транспорту, соответственно.

Самое интересное, что пассажиры наоборот считают самолет самым опасным видом транспорта. Это связано с тем, что СМИ предают огласке любую авиакатастрофу. В то же время мало кто говорит про аварии на поездах. Если прибегнуть к статистике, при ежедневном перемещении на самолете, вероятность наступления смерти очень низкая. При ежедневном пользовании авиатранспортом вы можете попасть в авиакатастрофу через 21 столетие.



Существует определенная статистика самых надежных видов транспорта. Это подтверждают и страховые компании. Больше всего денег дают при страховании водного и воздушного транспорта.

Статистика безопасности:

  1. Самолет
  2. Поезд
  3. Автобус
  4. Автомобиль
  5. Маршрутное такси
  6. Корабль
  7. Метро
  8. Велосипед
  9. Мотоцикл

Согласно статистике можете смело пользоваться авиатранспортом, он действительно самый надежный.





Как видите, мнение людей и статистика полностью отличаются. Многие люди испытывают страх перед самолетом, хотя на самом деле этот вид транспорта самый безопасный.

ВИДЕО: Безопасный вид транспорта

Транспортные средства позволяют нам быстро и с комфортом перемещаться по всему миру, но какой ценой? Ежегодно в транспорте гибнут миллионы людей.

10. Мопед и мотоцикл

Мопеды и мотоциклы по праву занимают десятую позицию нашего рейтинга самых безопасных видов транспорта. Много лет подряд такой транспорт считается самым опасным. От общего трафика мотоциклы составляют всего лишь 1%, при этом на дорогах 20% смертей приходится именно на данный вид транспорта.

Для того чтобы выжить следует помнить, что нельзя развивать лихую скорость более 70 км/час. Отчаянная бравада не только неуместна, она еще и может стоить жизни водителю. А, если с собой он взял пассажира.. 125 смертей по статистике приходится на каждые на 1,5 млрд. км.. Смертность водителей обычных машин в 28 раз меньше, нежели смертность водителей мотоциклов. Таковы современные факты.

Велосипед из года в год считают одним из наиболее опасных типов транспорта, по данным официальной статистики. Нынешний год не стал исключением, к несчастью. Чаще всего ДТП с участием велосипедов происходят при столкновении с автомобилями.

Число таких происшествий на дорогах постоянно растет. Поэтому велосипедистам стоит быть максимально внимательными. Поскольку чаще всего в таких ДТП гибнут подростки, всем родителям следует учитывать данный момент. На 1,5 млрд. км. по статистике приходится 35 смертей.

8. Метро

Данный вид транспорта при происшествиях губит жизни множества людей сразу. И чрезвычайные ситуации в метро особо опасны для горожан. Если говорить о России, чаще всего жертвами становятся пассажиры московского метро.

7. Морской транспорт

Паромы не так безопасны, как хотелось бы любителям водного транспорта. По статистике текущего года, на 1,5 млрд. км. приходится 20 смертей. В особенности нужно отметить, что не каждая гибель происходит в результате крушения.

Известны случаи, когда за борт падают пассажиры. Водный транспорт также небезопасен!

6. Космический корабль

Только 18 космических кораблей из тех, что были отправлены в безграничный космос, начиная с самого первого полета в 1961 году, не смогли вернуться назад. И это при внушительном количестве транспорта такого типа, отправленного в космос.

Всего кораблей было 530. Стоит учитывать, что люди погибали не в самом космосе. Трагедии случались при взлете или же в момент приземления. По статистике, на 1,5 млрд. км. приходится 7 человеческих смертей.

5. Микроавтобус

К несчастью, не редко люди гибнут при поездках на таком типе транспорта, зачастую из-за низкой квалификации водителей.

4. Автомобиль

Раньше машины считались невероятно опасным типом транспорта. Так, каким образом, в статистике одним из наиболее безопасных типов транспорта оказался автомобиль? Все очень просто.

Автомобили существенно дорабатывали в последние годы. Таким образом, число аварий значительно снизилось. Новая статистика говорит о том, что на 1,5 млрд. км. приходится четыре гибели на долю машин. Однако это не означает, что можно смело забывать о мерах безопасности или становиться поклонниками безумной езды.

3. Автобус

На 1 млрд. км. приходится 0,5 смертей по официальной статистике. Это касается обыкновенных автобусов. Поэтому в рейтинге наиболее безопасных видов транспорта, именно автобусы оказались на почетном 3 месте.

На европейских просторах данный тип общественного транспорта входит в число самых безопасных. В Египте дела обстоят хуже, как и в Российской Федерации. Но все же, на третьей позиции рейтинга, автобусы находятся заслуженно.

Однако не стоит забывать о жутких происшествиях, связанных с этим типом транспорта. Стоит хотя бы вспомнить, как в столице автобус был протаранен грузовиком. И это ни единичный случай!

2. Cамолет

Но, по статистике, самолет нельзя отнести к самым безопасным видам транспорта. Тем не менее, 0,5 смертей приходится на 1,5 млрд. км., если учитывать еще и малую авиацию с вертолетами. Коммерческие судна всегда превзойдут опасностью обычные легкие самолеты.

Однако не следует забывать, что страшнее всего, в случае с авиакатастрофами тот факт, что почти никому из огромного числа пассажиров не удается спастись. И даже экипажу воздушного судна в авиакатастрофах везет зачастую не больше. Известно, что подобные происшествия никогда не могут быть случайностью.

Когда происходит авиакатастрофа, виной всему совокупность определенных факторов. Тем не менее, самолеты всегда считаются одним из наиболее безопасных типов транспорта. И статистика каждый год подтверждает это. Но удивительнее всего, что зачастую люди намного сильнее боятся летать на самолетах, нежели ездить на мотоциклах.

Поезда, по статистике считаются самым безопасным транспортом в мире и оказались на первом месте нашего списка. Особенно актуально это для американских и европейских поездов, всего 0,2 смерти приходится на 1,5 млрд. км. на долю поездов.

Если же брать лишь Российскую Федерацию, на ж/д транспорте смертность составляет 0,7 на 1,5 млрд. км., что тоже не очень много.

Многие считают, что самый опасный вид транспорта - это маршрутное такси. ВЦИОМ провел исследование, согласно которому россияне считают самолеты, поезда, автобусы и метро гораздо более безопасными, чем автомобили и маршрутные такси. Малым доверием также пользуется морской и речной транспорт. Попробуем выяснить, чем угрожает людям самый опасный вид транспорта.

Автотранспорт

Автомобили уже давно считаются очень опасными для здоровья и жизни людей. Непредсказуемые дороги и ручное управление транспортом - это те факторы, которые создают большую опасность для участников движения. У самоуверенных автовладельцев складывается ощущение, что они контролируют ситуацию на дороге. Но это всего лишь иллюзия.

Очень часто случается, что ДТП происходят по независящим от водителей причинам. Ошибки совершают другие участники движения. Технические неисправности автомобилей, посторонние предметы на дорожной полосе - это тоже опасные факторы. Пока вы читаете эту статью (3 минуты), в стране произошла как минимум одна авария на дороге. В государствах, где агрессивный стиль вождения считается нормой, ситуация на дороге намного хуже.

Самый опасный вид транспорта - автомобильный, как считают многие эксперты. Опасность грозит не только конкретному водителю, но и всем остальным участникам движения. На российских дорогах в автокатастрофах ежегодно гибнет около 35 тысяч человек.

Мотоциклы и велосипеды

Еще более ужасными являются ситуации, в которых фигурирует двухколесный транспорт в виде мотоциклов, моноциклов и скутеров. Вождение в этом случае требует специфических навыков. Не менее опасно ездить по дорогам на велосипеде. Малоопытные велосипедисты катаются без шлема, что повышает риск получения травмы. Опасность велосипеда как вида транспорта часто недооценивается.

В реальности любители велоспорта часто становятся участниками ДТП, так как забывают о требованиях безопасности на автомобильных дорогах. Это особенно касается экстремального катания. В США есть статистика, отражающая гибель велосипедистов в стране: 700-900 человек в год.

Самолеты

Воздушный транспорт считается менее опасным, чем автомобильный. Однако катастрофы авиалайнеров всегда привлекают много внимания, чем ДТП на автодорогах. По погибшим в авиакатастрофах объявляется траур, так как это происходит одномоментно и сразу попадает в средства массовой информации. Но общество упускает из виду, что по статистике в автокатастрофах погибает намного больше людей. Поэтому самолет нельзя назвать самым опасным видом транспорта.

Среди воздушного транспорта основную опасность для жизни людей представляют частные самолеты. Качество их управления и обслуживания вызывает сомнения. Такие самолеты не слишком надежны в техническом отношении и больше зависят от погоды, чем авиалайнеры компаний-перевозчиков. Перелеты опасны сами по себе, с этим никто не спорит. Однако СМИ преувеличивают степень опасности самолетов. Намного безопаснее пролететь значительное расстояние, чем преодолеть столько же километров на автомобиле.

Случается, что самолеты падают, но это происходит крайне редко. При этом погибают все пассажиры. Смертность на авиатранспорте равна 0,6 человек/160 млн. км. Каковы риски при перелете для пассажира? Шанс разбиться равен одному на миллион рейсов. Если считать риски, то стоит заметить, что ходьба пешком тоже опасна. Человек, который выберет свои ноги в качестве оптимального вида транспорта, тоже рискует: он может заболеть, сбиться с пути, оступиться, сломать себе ногу, стать жертвой ограбления и т. д.

Некоторые люди боятся летать, так как во время полета они не могут контролировать ситуацию. В процессе вождения авто, такой проблемы не возникает. Поэтому наземный транспорт зачастую ошибочно считается более безопасным, хотя на дорогах погибает очень много людей.

Общественный наземный транспорт

Если рассматривать общественный транспорт, то наибольшее распространение имеют автобусы. Они удобны, универсальны и неприхотливы в эксплуатации. Современные автобусы хорошо переносят любые асфальтовые дороги. Недостатки этого вида транспорта: частые остановки, небольшая скорость, экологическое загрязнение воздуха при движении и др.

Среди общественного транспорта особо выделяется маршрутное такси. Это самый опасный вид транспорта на сегодняшний день. Микроавтобусы и маршрутки двигаются хаотично, блокируя остановки и игнорируя правила дорожного движения. Пытаясь сэкономить время, водители забывают о безопасности пассажиров. В часы пик люди в маршрутных такси ездят стоя. Всё это приводит к тому, что маршрутки чаще других автомобилей становятся инициаторами ДТП. Последствия таких аварий оказываются очень тяжелыми.

Насколько опасны поезда и корабли

Поезд движется гораздо медленнее, чем самолет. Поэтому он считается более опасным. Факторов риска здесь много: сход с рельс, стоп-кран, внезапное препятствие на переезде и др. Смертность на железной дороге составляет 0,9 человек/160 млн. км.

Самым опасным видом транспорта может считаться водный. Аварии, случайные столкновения, шторма, падения с палубы - это частые случаи на воде. Смертность на водном транспорте равна 1,2 человека/160 млн. км. Многие люди предпочитают путешествовать на поезде, так как ощущают себя там в большей безопасности. Однако статистика показывает, что на железной дороге аварии возникают чаще, чем в воздушном пространстве. Поэтому, если сравнивать железную дорогу, водный и воздушный транспорт, то самым безопасным будет последний.

Мы оценили степень опасности самых популярных видов транспорта. Выходит, что самый опасный вид транспорта - это автомобили.

Часто летающие пассажиры, возможно, слышали историю о пилоте, который после посадки самолета на землю приветствовал пассажиров такими словами: «Самая безопасная часть вашего путешествия закончена». И это вовсе не выдумка: именно так думает большинство авиапассажиров. В следующий раз, когда вы сядете в такси на пути в аэропорт, задумайтесь вот над чем: что вы знаете о таксисте, в чьи руки вы доверили свою жизнь? Насколько часто этот автомобиль проходил техобслуживание? Посмотрите в окно – все ли светофоры работают? В хорошем ли состоянии дорога? Как насчет других водителей? Как они обучались вождению? Насколько хорошо они выспались перед тем, как сесть за руль и не употребляли ли они алкоголь?

Безопасность – это совокупность знаний о риске, воплощенных на практике, и никакой другой вид транспорта не обходится так дорого, как воздушный, в плане накопления знаний об ошибках людей и машин. Таким образом, столкновение в воздухе на скорости 800 км/ч и на высоте 9600 метров с наименьшей вероятностью может стать результатом вашей кончины, чем почти любой другой вид транспорта. Начиная от кресел самолета, воздуха в кабине и до выбора курса и высоты полета, любое решение в коммерческой авиации принимается после тщательного изучения того, как это повлияет на безопасность . Это в общих чертах — самое важное.

Конструкция самолета

За последние 50 лет в мировой коммерческой авиации было совершено почти миллиард часов налета, что обеспечивало развитие отрасли промышленности, в которой тщательное внимание уделяется регистрации непрерывного потока информации, которая используется для постоянного улучшения конструкции самолетов и двигателей. «Мы меняемся в лучшую сторону», — говорит Билл Бозин, вице-президент по безопасности «AirbusAmericas», объясняя, что вся эта информация позволяет инженерам лучше понять возможности машин.

«В прежние времена конструкция крыла носила экспериментальный характер, что считалось наихудшей возможной ситуацией, с которой может столкнуться самолет,» — продолжает Бозин. Сегодня производители знают, что происходит в действительности, что позволяет вносить улучшения, которые относятся не только к конструкции, но и по-настоящему влияют на безопасность .

Технологии в кабине пилотов

Многие современные реактивные самолеты испытали на себе новшество: когда традиционное механическое управление было заменено на электронное. Следующие самолеты имеют электродистанционное управление: Boeing 777 и 787, а также AirbusA330, A340 и A380. С переходом самолетов с механизированного управления на компьютеризированное остались в прошлом времена, когда для того, чтобы потянуть на себя рулевую колонку, необходимо было приложить достаточно силы, комментирует Мисси Каммингз — адъюнкт-профессор по летному делу и астронавтике массачусетского технологического института, бывший летчик-истребитель ВМФ США. «Нам больше не нужны такие бравые ребята, как Чак Йегер ». Современный пилот – это человек, управляющий информацией, и мускульную роль в кабине экипажа выполняет технология.

Глобальная система позиционирования (GPS), дисплеи последних разработок и электросвязь позволяют достичь такой точности полета, которую невозможно было представить в прежнюю эпоху авиационных перелетов. «В 1950-х -1960х гг., авиационная катастрофа со смертельным исходом случалась каждые 200 000 полетов», говорит Джули О’Донэл – представитель корпорации Боинг. «Сегодня мировые показатели безопасности улучшились более чем в 10 раз, т.е. авиационная катастрофа со смертельным исходом случается реже, чем один раз в 2 миллиона полетов». Причиной такой статистики служат приборы в кабине экипажа, которые сообщают пилотам о приближении к земле или возможном столкновении с другими самолетами. Но дело тут не только в технических новинках и прочих гаджетах.

Пилот

«Технология не заменит опыт, навыки и умения разбираться в тонкостях работы», заявляет Чесли Салленбергер, управлявший высокоавтоматизированным самолетом AirbusA320 в день, когда oн и второй пилот Джеф Скайлз произвели посадку рейса 1549 авиалиний USAirwaysна реке Гудзон в Нью-Йорке. 155 пассажиров рейса были спасены, что послужило поводом назвать это событие «Гудзонским чудом» - подвиг, в котором по мнению Салленбергера, немалую роль сыграл опыт, подготовка, умение прогнозировать и сосредотачиваться в сложных условиях.

Авиакомпании знают, насколько важны хорошие пилоты и соответствующая подготовка, именно поэтому большое внимание уделяется отбору и обучению. Матиас Кипенберг, бывший командир экипажа авиакомпании «Люфтганза», ныне — руководитель учебно-тренировочного центра «Аризона» а/к «Люфтганза», где многие из 5 тысяч пилотов немецких компаний-перевозчиков совершили свой первый полет. Начиная с одномоторных самолетов «Бонанза», курсанты учатся управлять потоками информации, учатся следовать заведенному порядку и взаимодействовать с другими.

«Мы ищем людей, обладающих хорошими коммуникативными навыками, лидерским потенциалом, способны работать в команде и оценивать риски», говорит Кипенберг. Он отметил, что Люфтганза «взращивает своих собственных пилотов» часто нанимая на работу кандидатов, у которых нет какого-либо опыта, поскольку гражданская авиация в Европе — крайне дорогостоящая отрасль, и опытных перспективных пилотов не так уж много. Наоборот, в США перевозчики ожидают, что прежде чем стать пилотом коммерческой авиации, человек должен налетать сотни часов за свой собственный счет.

«American airlines» и «Trans World Airlines, Inc.» (которую компания Americanairlines купила в 2001 г.) ищут таких пилотов, которые способны четко анализировать информацию и сосредотачиваться. Хью Шёльцель, бывший вице-президент компании «TransWorldAirlines, Inc.» по корпоративной безопасности нанял сотню таких пилотов. «Если жена подала на развод, или ребенок принимает наркотики, или же анализы на кровь оказались плохими, пилоты могут не принимать это в расчет. Не то чтобы их это не волновало, но при взлете это не принимается во внимание. Не каждый так сможет, но практически все пилоты это могут».

Оборудование кабины экипажа

Правильный выбор пилотов – ключевой момент, сюда также можно отнести рабочую обстановку: она также влияет на производительность — управление даже большими лайнерами происходит из кабины, которая по размерам едва больше чем кабина автомобиля средних размеров. По словам Джулианы Фокс Камингз – пилота и специалиста по инженерной психологии (ей приходилось работать с дисплеями на Боинг 787 Dreamliner) — органы управления полетом и дисплеи хоть и компактны, но выполняют множество задач, прошли тестирование на предмет предоставления необходимой информации в наглядном и простом в обращении виде.

«Для всего есть объяснение: почему тот или иной орган управления, лампочка, переключатель имеют тот или иной размер, форму, место размещения, внешний вид, материал», комментирует Камингз. Самолеты летают в любое время суток, поэтому органы управления должны быть хорошо видны при любом освещении. К тому же, «пилоты должны знать, когда они вводят какую-то информацию, поступила она в систему или нет. В случае ошибки, система должна реагировать в форме обратной связи. Это лишь немногие из тех вещей, которые нам нужно учитывать». Инженеры-разработчики кабин экипажа проверяют свою работу, наблюдая, как пилоты работают на симуляторах, и отмечают, насколько удобно расположены приборы, хорошо ли видно дисплеи и удобно ли сидеть в кресле на протяжении долгого полета.

Пассажирский салон

А что же происходит по ту сторону двери кабины экипажа? Не смейтесь, но месту, где вы сидите, уделяется не меньше внимания. Просторные или тесные, первый класс или «эконом» — все места в самолете соответствуют самым строгим требованиям в плане долговечности и защиты от удара в область головы. Кресла современных пассажирских самолетов могут выдерживать силу, превышающую в 16 раз силу притяжения Земли. «Это, как если бы самолет находился в движении и вдруг остановился. Для этого нужна сила, в 16 раз превышающую силу притяжения», рассказывает Дэйвид Эсс, инженер-испытатель компании MGAEngineeringв Висконсине. И на этом меры по безопасности кресел не заканчиваются. Ткани и подушки кресел выполнены из огнестойкого, негорючего материала, и не выделяют ядовитый дым. Даже детали спинки кресел протестированы таким образом, чтобы устранить факторы, приводящие к летальному исходу. Изоляция кабины выполнена также из огнестойкого материала, и на случай пожара аварийное освещение расположено близко к двери. Это облегчает поиск выхода в задымленной кабине, утверждает О’Донэл.

Главное помнить: большая часть авиационных происшествий обходятся без жертв. (За последние 10 лет в мире из 301 происшествия менее чем четверть имели случаи со смертельным исходом). «Мы можем услышать, как самолет потерял высоту», — продолжает Эсс. – «Мы можем услышать, что где-то самолет выкатился за посадочную полосу. Но на все случаи приходится лишь несколько случаев со смертельным исходом».

Управление воздушным движением

Пилоты и самолеты могут быть звездами шоу в коммерческой авиации , но за кулисами совсем все иначе: система управления воздушным движением начинает работать там, где самолеты летят по автоматически заданным маршрутам в соответствии с GPS, поддерживая связь друг с другом и с землей. Мы далеко ушли от тех дней, когда для навигации использовались лишь карты, доски, карандаши и ручные вычисления. При количестве 28 млн. рейсов за предыдущий год эффективное и безопасное управление таким большим и все время увеличивающимся количеством самолетов – задача весьма сложная.

«Многие самолеты сегодня могут лететь в одном географическом окне настолько точно, что их горизонтальное положение остается в пределах размаха крыла с вертикальным отклонением меньшим, чем высота хвоста», — заявляет Кен Шаперо, коммерческий директор GEAviation. В результате взаимодействия бортовой и наземной систем в небе создаются четкие маршрутные линии, отклонение от которых влечет за собой риск.

«Траектория полета воздушных судов задается автоматически, и большую часть маршрута авиационные диспетчеры лишь контролируют движение», — замечает Стив Фултон, бывший пилот, основатель навигационной компании Naverus, вошедшей в состав GEAviationв 2009г. Сложный рельеф, низкая видимость, плохие погодные условия – опасности, которые могут послужить причиной закрытия аэропорта и отклонения воздушного судна от курса – теперь не создадут хаоса. «Теперь все стало иначе», — говорит Фултон.

Управление воздушным движением в зоне аэропорта

Более наглядно результат улучшений в области безопасности можно увидеть непосредственно на территории аэропорта. Мониторы движения-обнаружения показывают движение любого транспортного средства на взлетно-посадочной полосе, рулежной дорожке и у ворот терминала, а авиадиспетчеры получают предупреждения о возможном столкновении. «Сегодня безопасность достигла уровня, какого мы не знали раньше», — утверждает Дэйл Райт, начальник службы безопасности Национальной ассоциации диспетчеров воздушных сообщений. — «Риск снижен, а это самый главный фактор».

Влияние на экономику

В 2008 г. влияние гражданской авиации на мировую экономику оценивалось в 3,56 млрд. долларов. Учитывались компании, имеющие непосредственное отношение к гражданской авиации, а также компании, которые заняты научно-техническими решениями для повышения безопасности. Очевидно, многое зависит от того, насколько правильно все делать. Поэтому, когда в следующий раз командир экипажа поприветствует вас на борту своего самолета, можете смело откинуться в кресле, расслабиться и наслаждаться полетом. Ведь вы теперь знаете, что самая безопасная часть вашего путешествия началась!

Статьи по теме: