Пищеварение в ротовой полости человека. Пищеварение. Почему так важно тщательно пережёвывать пищу

Пищеварение в полости рта - это первое звено в сложной цепи процессов ферментативного расщепления пищевых веществ до мономеров. Пищеварительные функции полости рта включают в себя апробирование пищи на съедобность, механическую переработку пищи и частичную химическую ее обработку.

В ротовой полости пища измельчается и подвергается воздействию слюны, которая вырабатывается тремя парами слюнных желез. Слюна человека содержит бикарбонатный буфер и имеет слабо щелочную реакцию, присущую всем растительноядным, в отличие от хищников, имеющих кислую реакцию слюны.

Перемалывание, смачивание и частичное переваривание пищи во рту имеет большое значение для дальнейшего пищеварения. Практически все специалисты по питанию рекомендуют тщательно пережевывать пищу. Хорошо обработанная во рту пища эффективнее переваривается на последующих этапах пищеварения.

Слюна, находящаяся в ротовой полости, является смешанной. Ее рН равна 6,8-7,4. У взрослого человека за сутки образуется 0,5-2 л слюны. Она состоит из 99% воды и 1% сухого остатка. Сухой остаток представлен органическими и неорганическими веществами. Среди неорганических веществ - анионы хлоридов, бикарбонатов, сульфатов, фосфатов; катионы натрия, калия, кальция магния, а также микроэлементы: железо, медь, никель и др. Органические вещества слюны представлены в основном белками. Белковое слизистое вещество муцин склеивает отдельные частицы пищи и формирует пищевой комок. Основными ферментами слюны являются амилаза и мальтаза, которые действуют только в слабощелочной среде. Амилаза расщепляет полисахариды (крахмал, гликоген) до мальтозы (дисахарида). Мальтаза действует на мальтозу и расщепляет ее до глюкозы. В слюне в небольших количествах обнаружены также и другие ферменты: гидролазы, оксиредуктазы, трансферазы, протеазы, пептидазы, кислая и щелочная фосфатазы. В слюне содержится белковое вещество лизоцим (мурамидаза), обладающее бактерицидным действием.

Пища находится в полости рта всего около 15 секунд, поэтому здесь не происходит полного расщепления крахмала. Но пищеварение в ротовой полости имеет очень большое значение, так как является пусковым механизмом для функционирования желудочно-кишечного тракта и дальнейшего расщепления пищи. http://www.medicinform.net/human/fisiology1_4.htm

Интересным является феномен расщепления крахмала в начальном отделе пищеварительной системы с точки зрения целесообразности. Расщепление крахмала в желудке постепенно останавливается и возобновляется в двенадцатиперстной кишке. Поскольку основное ферментативное расщепление пищи происходит в желудке и кишечнике, весьма вероятно, что ферментативное расщепление крахмала в ротовой полости имеет значение для определения «съедобный-несъедобный».

В ротовой полости происходит рецепция вкусовых ощущений. Глюкоза, как многие углеводы, имеет сладкий вкус. Белки и жиры в чистом виде не имеют вкуса для человека (например, белок яйца или рафинированное растительное масло). Как правило, сладкая пища является съедобной для человека, а горькая и кислая несъедобной. В настоящее время человек по тем или причинам игнорирует многие природные физиологические механизмы, в том числе, вероятно, и механизм определения «съедобный-несъедобный». Исходя из данного механизма, многие используемые в настоящее время пищевые продукты, следует признать несъедобными для человека. Хотя существует и другая точка зрения. Например, в Китае говорят, что в пище человека должны присутствовать все четыре вкуса – горький, сладкий, кислый и соленый. 3

После того, как сформировался пищевой комок, происходит глотание. Это рефлекторный процесс, в котором выделяют три фазы:

Ротовую (произвольную и непроизвольную);

Глоточную (быструю непроизвольную);

Пищеводную (медленную непроизвольную).

Глотательный цикл длится около 1 с. Координированными сокращениями мышц языка и щек пищевой комок перемещается к корню языка, что приводит к раздражению рецепторов мягкого неба, корня языка и задней стенки глотки. Возбуждение от этих рецепторов по языкоглоточным нервам поступает в центр глотания, расположенный в продолговатом мозге, от которого идут импульсы к мышцам полости рта, гортани, глотки и пищевода в составе тройничных, подъязычных, языкоглоточных и блуждающих нервов. Сокращение мышц, приподнимающих мягкое небо, обеспечивает закрытие входа в полость носа, а поднятие гортани закрывает вход в дыхательные пути. Во время акта глотания происходят сокращения пищевода, которые имеют характер волны, возникающей в верхней части и распространяющейся в сторону желудка. Моторика пищевода регулируется в основном волокнами блуждающего и симпатического нервов и нервными образованиями пищевода.

Центр глотания расположен рядом с центром дыхания продолговатого мозга и находится с ним во взаимодействии (при глотании дыхание задерживается).Из глотки пищевой комок попадает в пищевод, а затем – в желудок. 4

В полости рта пища измельчается, смачивается слюной. Здесь анализируется вкус пищи и формируется пищевой комок. Пища находится в полости рта около 15- 25 сек. Находясь в ротовой полости, пища раздражает вкусовые, тактильные и температурные рецепторы слизистой оболочки и сосочков языка. Раздражение этих рецепторов вызывает рефлекторные акты секреции слюнных, желудочных и поджелудочных желез, выход желчи в двенадцатиперстную кишку, изменяют моторную активность желудка, а также влияют на процесс жевания, глотания и вкусовую оценку пищи.

После измельчения и перетирания зубами пища подвергается химической обработке ферментами слюны. В полость рта впадают протоки 3 пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных, а также множество мелких желез, находящихся на поверхности языка и в слизистой оболочке нёба и щек.

Слюна - первый пищеварительный сок, в которой содержатся ферменты – амилаза и мальтаза. Слюна обладает бактерицидными свойствами, поскольку содержит фермент лизоцим, который растворяет оболочку бактерий.

Общее количество слюны, выделяемое за сутки, составляет 1-1,5 л.

В ротовой полости начинается расщепление углеводов:

Амилаза превращает углеводы в дисахариды;

Мальтаза превращает дисахариды в моносахариды.

Сформированный в ротовой полости пищевой комок перемещается к корню языка и далее поступает в глотку. При раздражении пищей рецепторов зева и мягкого неба возникают нервные импульсы, которые по волокнам тройничного, языкоглоточного и верхнего гортанного нерва поступают в центр глотания продолговатого мозга. Из продолговатого мозга нервные импульсы, по эфферентным волокнам, поступают к мышцам гортани и глотки, вызывая их согласованное сокращение. В результате сокращения мышц гортани и глотки пища поступает в пищевод и далее в желудок. Жидкая пища проходит пищевод за 1- 2 с, а твердая - Зв 8 - 10 с. С завершением акта глотания начинается желудочное пищеварение.

65. Пищеварение в желудке. Типы клеток желудка. Фазы желудочной секреции .

Пищеварительные функции желудка заключаются в депонировании пищи (желудок - это депо пищи), ее механической и химической обработке и постепенной эвакуации пищевого содержимого в двенадцатиперстную кишку.

Механическая переработка происходит за счет сокращения гладких мышц стенок желудка.

Химическая обработка пищи осуществляется желудочным соком, которого у человека образуется 2- 2,5 литров в сутки. Желудочный сок выделяется многочисленными железами тела желудка. Железы желудка состоят из главных, добавочных и обкладочных клеток.

Главные клетки – в них образует пепсиноген, который в полости желудка под влиянием соляной кислоты превращается в пепсин. Это основной фермент желудочного сока. Он способствует расщеплению белков до полипептидов, которые в кишечнике расщепляются до аминокислот;

Добавочные клетки вырабатывают желудочную слизь – муцин. Она защищает слизистую оболочку желудка от действия на него пепсина и соляной кислоты, растворяет ферменты желудочного сока и участвует в пищеварении, присоединяет растворимые в воде витамины В и С, благодаря чему они не разрушаются желудочным соком;

Обкладочные клетки вырабатывают соляную кислоту. Ее действие многообразно, она превращает пепсиноген в пепсин; вызывает набухание белков; створаживает молоко; оказывает бактерицидное действие.

Начальный процесс переработки пищи происходит в полости рта. В полости рта происходит: измельчение пищи; смачивание ее слюной; формирование пищевого комка.

Пища в полости рта находится 10-15 секунд, после чего она мышечными сокращениями языка проталкивается в глотку и пищевод.

Поступившая в рот пища является раздражителем вкусовых, тактильных и температурных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке языка и рассеянных по всей слизистой оболочке полости рта.

Импульсы от рецепторов по центростремительным волокнам тройничного, лицевого и языкоглоточного нервов поступают в нервные центры, рефлекторно возбуждающие секрецию слюнных желез, желез желудка и поджелудочной железы, желчевыделение. Эфферентные влияния также изменяют моторную деятельность пищевода, желудка, проксимального отдела тонкой кишки, влияют на кровоснабжение органов пищеварения, рефлекторно усиливают расход энергии, необходимой для переработки и усвоения пищи.

Т.е. несмотря на кратковременность пребывания пищи в полости рта (15-18 с) с ее рецепторов поступают пусковые влияния почти на весь пищеварительный тракт. Особенно важны раздражения рецепторов языка, слизистой оболочки рта и зубов в осуществлении пищеварительных процессов в самой полости рта.

Жевание одна из начальных фаз процесса поглощения пищи, состоящая в измельчении, растирании и перемешивании пищи со слюной, т.е. в формировании пищевого комка.

Смачивание и перемешивание со слюной необходимо для растворения, без чего невозможна оценка вкусовых качеств пищи и ее гидролиз.

Жевание происходит благодаря сокращениям жевательных мышц, которые перемещают нижнюю челюсть относительно верхней челюсти. В процессе принимают участие также мимические мышцы и мышцы языка.

У человека 2 ряда зубов. В каждом имеются резцы (2), клыки (2) малые (2) и большие (3) коренные. Резцы и клыки откусывают пищу, малые коренные ее раздавливают, большие коренные растирают. Резцы могут развивать давление на пищу 11-25 кг/см 2 , коренные – 29-90. Акт жевания осуществляется рефлекторно, имеет цепной характер, автоматизированные и произвольные компоненты.

В регуляции жевания принимают участие двигательные ядра продолговатого мозга, красное ядро, черное вещество, подкорковые ядра и кора большого мозга. Совокупность управляющих жеванием нейронов называется центром жевания. Импульсы от него по двигательным волокнам тройничного нерва поступают к жевательным мышцам. Они осуществляют движения нижней челюсти вниз, вверх, вперед, назад и вбок. Мышцы языка, щек, губ перемещают пищевой комок в полости рта, подают и удерживают пищу между жевательными поверхностями зубов. В координации жевания большую роль играют импульсы от проприорецепторов жевательных мышц и механорецепторов ротовой полости и зубов.

Исследование жевательного процесса сложно: кинематографический метод, электромиографический. Графический способ регистрации получил название: мастикациография.

Мастикациограф состоит из резинового баллона, помещенного в специальный пластмассовый футляр, который прикрепляется к нижней челюсти. Баллон соединен с мареевской капсулой, перо которой записывает движения челюсти на барабане кимографа. Мастикациография выделяет фазы: покоя, введения пищи в рот, ориентировочную, основную, формирования пищевого комка.

Слюнные железы.

Слюна продуцируется тремя парами крупных желез (околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные ) и множеством мелких железок языка, слизистой оболочки неба и щек. По выводным протокам слюна поступает в полость рта.

Слюна желез имеет разную консистенцию: подъязычные и поднижнечелюстные железы выделяют более вязкую и густую слюну, чем околоушная железа. Эта разница определяется наличием белкового вещества – муцина.

Смешанный секрет (с муцином) выделяют:

    поднижнечелюстные железы

    подъязычные железы

    железы в слизистой корня языка и неба.

Серозный секрет (жидкая слюна с высокой концентрацией натрия, калия и высокой активностью амилазы) выделяют

    околоушные

    малые железы боковых поверхностей языка.

Смешанная слюна имеет рН 5,8-7,4 (слюна околоушных желёз имеет рН<5,81). С увеличением скорости секреции рН слюны повышается до 7,8.

Муцин придает слюне своеобразный слизистый вид и скользкость, благодаря чему пропитанная слюной пища легче проглатывается.

Слюна содержит несколько ферментов: -амилазу,-глюкозидазу.

Ферменты слюны высокоактивны, однако полного расщепления углеводов не происходит вследствие непродолжительности пребывания пищи во рту. Гидролиз углеводов с помощью этих ферментов продолжается внутри пищевого комка уже в желудке. На поверхности пищевого комка кислая среда (HCl0,01 %) прекращает действие ферментов.

Протеолитические ферменты слюны имеют значение для санации полости рта. Например, лизоцим – высокая бактерицидность; протеиназы - дезинфицирующее действие.

Количество и состав слюны адаптированы к виду принимаемой пищи и режиму питания, консистенции пищи.

На пищевые вещества выделяется более вязкая слюна, и ее тем больше, чем суше пища. На отвергаемые вещества и горечи – значительное количество жидкой слюны.

Слюна, выделяемая на большинство пищевых веществ, содержит в 4 раза больше муцина, чем слюна, секретируемая при введении в рот, так называемых, отвергаемых веществ (соляной кислоты, горечей и т.д.).

Методы исследования слюноотделения.

У собак: фистула выводного протока околоушной железы или подчелюстной железы с кусочком слизистой оболочки.

У человека: с помощью капсулы – воронки Лешли-Красногорского, которая накладывается на выводную протоку слюнной железы.

Регуляция слюноотделения.

Вне приема пищи у человека слюна выделяется со скоростью 0,24 мл/мин, при жевании – 3-3,5 мл/мин, при введении лимонной кислоты (0,5 ммоль) – 7,4 мл/мин.

Прием пищи возбуждает слюноотделение как условно- и безусловно- рефлекторно.

Раздражителем безусловных слюноотделительных рефлексов являются пищевые или отвергаемые вещества, действующие на рецепторы полости рта.

Время между (поступлением пищи) воздействием раздражителя до начала слюноотделения получило название скрытого латентного периода (1-30 сек.)

Импульсы от рецепторов поступают в центр слюноотделения, располагающийся в области продолговатого мозга (в обл. ядер языкоглоточного нерва). При раздражении этой области можно получить обильную секрецию слюны с разным качественным составом.

К слюнным железам импульсы следуют по эфферентным парасимпатическим и симпатическим нервным волокнам.

Парасимпатические влияния. Под влиянием ацетилхолина, высвобождаемого окончаниями постганглионарных нейронов, выделяется большое количество жидкой слюны с высокой концентрацией электролитов и низкой муцина. Стимулируют слюноотделение и кинины, расширяющие кровеносные сосуды слюнных желез.

Симпатические влияния. Норадреналин, выделяемый окончаниями постганглионарных нейронов, вызывает выделение небольшого количества густой слюны, усиливает образование в железах муцина и ферментов.

Одновременное раздражение парасимпатических нервов усиливает секреторный эффект. Различия в секреции в ответ на прием различной пищи объясняются изменениями частот импульсов по парасимпатическим и симпатическим нервным волокнам. Эти изменения могут быть одно- и разнонаправленными.

Факторы, приводящие к торможению слюноотделения: отрицательные эмоции; дегидратация организма; болевые раздражения, и т.д.

Снижение секреции слюнных желез – гипосаливация.

Избыточное слюноотделение – гиперсаливация.

Глотание.

Жевание завершается глотанием – переходом пищевого комка из полости рта в желудок.

Согласно теории Мажанди акт глотания разделяется на 3 фазы – ротовую произвольную; глоточную непроизвольную (быструю); пищеводную непроизвольную – длительную, медленную.

1) Из измельченной и смоченной слюной пищевой массы, находящейся во рту, отделяется пищевой комок объемом 5-15 см 3 . Этот комок произвольными движениями передней, а затем средней части языка прижимается к твердому небу и переводится на корень языка за передние дужки.

2) Как только пищевой комок попадает на корень языка, акт глотания переходит в быструю непроизвольную фазы, которая длится ~ 1 сек. Этот акт сложнорефлекторный и регулируется центром глотания в продолговатом мозге. Информация в центр глотания идет по афферентным волокнам тройничного нерва, гортанных нервов и языкоглоточного нерва. От него импульсы по эфферентным волокнам тройничного, языкоглоточного, подъязычного и блуждающего нервов идут к мышцам, обеспечивающим глотание. Если обработать корень языка и глотку раствором кокаина (выключить рецепторы), то глотание не осуществится.

Центр глотания располагается в продолговатом мозге, в области дна IVжелудочка немного выше центра дыхания. Он связан с центром дыхания, сосудодвигательным и центрами, регулирующими деятельность сердца. Во время акта глотания происходит задержка дыхания и учащение сердечных сокращений.

Возникает рефлекторное сокращение мышц, приподнимающих мягкое небо (что препятствует попаданию пищи в полость носа). Движениями языка пищевой комок проталкивается в глотку. Одновременно происходит сокращение мышц, смещающих подъязычную кость и вызывающих поднятие гортани, вследствие чего закрывается вход в дыхательные пути, что препятствует поступлению в них пищи.

Переводу пищевого комка в глотку способствует повышение давления в полости рта и снижение давления в глотке. Препятствует обратному движению пищи в ротовую полость поднявшийся корень языка и плотно прилегающие к нему дужки.

Вслед за поступлением пищевого комка в глотку происходит сокращение мышц, суживающих ее просвет выше пищевого комка, вследствие чего он продвигается в пищевод. Этому способствует разность давлений в полостях глотки и пищевода. Перед глотанием глоточно-пищеводный сфинктер закрыт, во время глотания давление в глотке повышается до 45 мм рт. ст., сфинктер открывается, и пищевой комок поступает в начало пищевода, где давление не более 30 мм рт. ст.

Первые две фазы акта глотания длятся около 1 с.

3) Передвижение пищи по пищеводу.

Передвижение пищевого комка по пищеводу происходит (сразу, немедленно) вслед за глотательным движением (автоматически, рефлекторно).

Время прохождения твердой пищи – 8-9 сек.

Время прохождения жидкой пищи – 1-2 сек.

Сокращение мускулатуры пищевода имеет характер волны, возникающей в верхней части пищевода и далее по всей длине (перистальтические сокращения). При этом последовательно сокращаются кольцеобразно расположенные мышцы пищевода, передвигая пищевой комок. Перед ним движется волна пониженного тонуса (релаксационная). Скорость ее движения больше, чем волны сокращения, и она достигает желудка за 1-2 с.

Первичная перистальтическая волна, вызванная глотанием, доходит до желудка. На уровне пересечения пищевода с дугой аорты возникает вторичная волна. Вторичная волна также продвигает пищевой комок до кардиальной части желудка. Средняя скорость ее распространения 2-5 см/с, охватывает участок пищевода 10-30 см за 3-7 с.

Регуляция моторики пищевода осуществляется эфферентными волокнами блуждающего и симпатического нервов; большую роль играет интрамуральная нервная система.

Вне глотательных движений вход в желудок закрыт нижним пищеводным сфинктером. Когда релаксационная волна достигает конечной части пищевода, сфинктер расслабляется и перистальтическая волна проводит пищевой комок в желудок.

При наполнении желудка тонус кардии повышается, что предотвращает забрасывание содержимого в пищевод.

Парасимпатические волокна блуждающего нерва стимулируют перистальтику пищевода и расслабляют кардию; симпатические волокна тормозят моторику пищевода и повышают тонус кардии.

При некоторых патологических состояниях тонус кардии снижается, перистальтика пищевода нарушается – содержимое желудка может забрасываться в пищевод (изжога).

Нарушением глотания является аэрофагия – избыточное заглатывание воздуха. Это чрезмерно повышает внутрижелудочное давление, и человек испытывает дискомфорт. Воздух выталкивается из желудка и пищевода, часто с характерным звуком (отрыгивание).

Переваривание пищи — это достаточно сложный процесс, который сводится к расщеплению крупных молекул белков, жиров и углеродов на мономеры, которые легко усваиваются клетками организма. В разных отделах пищеварительного тракта распадаются разные соединения, которые затем всасываются слизистой тонкого кишечника и разносятся по всему организму. Начинается же пищеварение в ротовой полости.

Прежде, чем рассматривать, как происходит пищеварение в необходимо хотя бы кратко ознакомится с ее строением.

Строение ротовой полости

В анатомии принято разделять на два отдела:

  • Преддверие рта (пространство между губами и зубами);
  • Собственно ротовая полость (ограничена зубами, костным небом и диафрагмой рта);

Каждый элемент ротовой полости имеет собственную функцию и отвечает за определенный процесс обработки пищи.

Зубы отвечают за механическую обработку твердых продуктов питания. С помощью клыков и резцов человек откусывает пищу, затем малыми ее раздавливает. Функция больших коренных зубов сводиться к растиранию продуктов.

Язык — это большой мышечный орган, который крепится ко дну ротовой полости. Язык участвует не только в обработке пищи, но и в процессах речи. Двигаясь, этот мышечный орган перемешивает измельченную пищу со слюной и формирует пищевой комок. Кроме того, именно в тканях языка расположены вкусовые, температурные, болевые и механические рецепторы.

Слюнные железы — околоушные, подъязычные и выходят в полость рта с помощью проток. Их основная функция — продуцирование и выведение слюны, которая имеет огромное значение для процессов пищеварения. Функции слюны следующие:

  • Пищеварительная (слюна содержит ферменты, с помощью которых осуществляется расщепление углеродов);
  • Защитная (слюна содержит лизоцим, который обладает сильными бактерицидными свойствами. Кроме того, в состав слюны входят иммуноглобулины и факторы свертывания крови. Слюна защищает ротовую полость от пересыхания);
  • Экскреторная (со слюной выделяется такие вещества, как мочевина, соли, алкоголь, некоторые лекарственные вещества);

Пищеварение в ротовой полости: механическая фаза

В ротовую полость может попадать самая разнообразная пища и в зависимости от ее консистенции она либо сразу переходит в пищевод при акте глотания (напитки, жидкая пища), или проходит механическую обработку, которая облегчает дальнейшие процессы переваривания.

Как уже было сказано, с помощью зубов пища измельчается. Движения языка нужны для того, чтобы перемешать пережеванные продукты со слюной. Под влиянием слюны пища размягчается и обволакивается слизью. Муцин, который содержится в слюне, берет участи в формировании пищевого комка, который в последующем переходит в пищевод.

Пищеварение в ротовой полости: ферментативная фаза

В входят также и некоторые ферменты, которые участвуют в распаде полимеров. В ротовой полости происходит расщепление углеродов, которое продолжается уже в тонком кишечнике.

Слюна содержит в себе комплекс ферментов под названием птиалин. Под их воздействием происходит распад полисахаридов до дисахаридов (преимущественно, это мальтоза). В дальнейшем мальтоза под влиянием еще одного фермента расщепляется до моносахарида глюкозы.

Чем дольше пища находится в ротовой полости и поддается ферментативному воздействию, тем легче происходит ее переваривание во всех остальных отделах травного тракта. Вот почему врачи всегда рекомендуют как можно дольше пережевывать пищу.

На этом пищеварение в ротовой полости заканчивается. Пищевой комок проходит дальше и, попадая на корень языка, запускает рефлекторный процесс глотания, в котором пища проходит в пищевод и в дальнейшем попадает в желудок.

Если подвести итог, то в ротовой полости происходят такие процессы, как измельчение пищи, анализ ее вкусовых качеств, смачивания слюной, перемешивание и первичный распад углеводов.

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости. Глотание.

Девиз урока: «Кто хорошо жуёт, тот долго живёт».

Задачи:

  • Образовательные :
    • формировать у учащихся новые анатомно-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения.
    • развивать умение – экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
  • Воспитательные :
    • для физического и гигиенического воспитания разъяснять гигиенические условия нормального питания, доказать вред курения и употребления алкоголя, зависимость здоровья и работоспособности человека от профилактики и лечения желудочно-кишечных заболеваний.
  • Развивающие :
    • применяя активные, проблемно-поисковые методы обучения, вопросы для размышления и самостоятельную работу с учебником, развивать творческое мышление, речь, познавательные способности учащихся.

Оборудование: табл. «Схема строения органов пищеварения», «Безусловный слюноотделительный рефлекс», табл. «Условнорефлекторное слюноотделение».

Лабораторное оборудование для демонстрации опыта: 2 кусочка накрахмаленной марли, спички, вата, чашка Петри (или обычное блюдце) с йодной и стакан с чистой водой.

Основное содержание урока:

1. Пищеварение в ротовой полости:
– роль зубов в механической обработке пищи;
– слюнные железы и их функции (общая характеристика)
2. Гигиенические правила ухода за зубами и полостью рта.
3. Химическая обработка пищи в ротовой полости. Ферменты слюны и специфика их действия (лабораторная работа).
4. Рефлекторная регуляция слюноотделения (схема безусловного слюноотделительного рефлекса; примеры условнорефлекторного слюноотделения).
5. Глотание.

Основные этапы урока:

  1. Мобилизующее и активирующее начало урока. Создание проблемной ситуации постановкой вопроса “Что такое здоровье? Почему люди здороваются?”
  2. Фронтальная поисковая беседа по разрешению проблемного вопроса.
  3. Актуализация знаний. Проверка знаний по предыдущей теме.
  4. Объяснение основного материала. Рассказ учителя, фронтальное заполнение таблицы. Записи в тетради.
  5. Частичное закрепление.
  6. Лабораторная работа. Эвристический (частично-поисковый метод). Объяснение цели опыта со слюной (ожидаемый результат не сообщается).
  7. Краткий инструктаж о том, как выполняется опыт и что делать одновременно.
  8. Организация самостоятельной работы, изучение результатов опыта, оформление тетрадей (краткий отчёт и вывод).
  9. Обобщение и закрепление.
  10. Оперативная диагностика качества обучения с использованием “верны ли утверждения”.
  11. Завершение урока обращением к девизу: “Кто хорошо жуёт, тот долго живёт”.

ХОД УРОКА

1. Актуализацизация знаний

А. Что такое здоровье? Почему здороваются? (Беседа с учащимися)
Б. Какое значение имеет пищеварение?
Ответ учащегося: «Для химической и механической обработки пищи»

Сегодня цель нашего урока:

1) раскрыть значение механической и химической обработки пищи в ротовой полости;
2) познакомиться с ферментами, которые расщеплют слюнные вещества на более простые в ротовой полости.

Вы должны узнать, как и что происходит с пищей в ротовой полости, исследовать действие ферментов на крахмал.

2. Опрос

1. Работа у доски.

Привести в соответствие.

Запись на доске: мясо, рыба, молоко, хлеб, вермишель, жиры, углеводы, овощи, фрукты.

2. Собрать пищеварительный тракт на магнитной доске (рис. в учебнике).

3. Написать последовательность пищеварительного тракта.

Запись ученика.

Рот ––> глотка ––> пищевод ––> желудок ––> тонкий кишечник ––> толстый кишечник ––> прямая кишка ––> анус.

Параллельно работа с классом

Повторение основных биологических понятий (по цепочке) термин – определение.

Продукты, питание, пищеварение, ферменты, орган, ткань, организм, клетка, пищевод, питательные вещества, анатомия, биология, гигиена, физиология.

Ребята, закончили работу у доски – озвучивают свои ответы.
Подводится итог по повторению домашнего задания и переход к новой теме.
Вопросы для обсуждения.
Какой путь должен проделать продукт, чтобы усвоиться организмом и дойти до каждой клетки?
Какие питательные вещества входят в продукты, пищу?
Белки, жиры, углеводы (ответ учеников).
Где происходит расщепление этих веществ? (ученики отвечают).
На какие вещества расщепляются эти вещества?
Белки – аминокислоты,
Жиры – глицерин
Углеводы – крахмал.

Учитель: Сегодня необходимо рассмотреть расщепление углеводов.

3. Новая тема

Запись в тетради темы урока.

Объяснение материала.

Вопросы для обсуждения.

  • Почему вид разрезанного лимона вызывает слюноотделение?
  • Почему не рекомендуется разговаривать во время еды?

(Ответы разные).

Учитель работает у доски, учащиеся ведут записи в тетради.
Что происходит в ротовой полости?

Заполнение таблицы:

Органы

Особенности строения

Функции

1. Слизистая оболочка Эпителиальная ткань Предохраняет рот, полость от повреждения
2. Зубы Альвеолярные – сидят в ячейках челюсти

Коронка,
Шейка,
Корень.

3 2 1 2 2 1 2 3

Откусывают (резцы).
Разрывают (клыки).
Перетирают (коренные).
Механическая переработка пищи.
3. Язык Прикреплён ко дну ротовой полости, состоит из поперечно – полосатой мышечной ткани, покрыт вкусовыми рецепторами. Опробация.
4. Слюнные железы 3 пары слюнных желез;
Железистый эпителий.
Вырабатывает слюну содержащую:
а) лизоцин;
б)амилаза.

4. Закрепление

1. Что происходит в ротовой полости?

  • Опробация пищи (38 – 52 С).
  • Механическая обработка пищи.
  • Смачивание слюной.
  • Обеззараживание.
  • Химическая обработка пищи.
  • Формирование пищевого комка.
  • Проглатывание.

2. Лабораторная работа.

«Действие слюны на крахмал» с использованием беспробирочного опыта со слюной.
Перед уроком на парты учащихся раздают по два кусочка накрахмаленной марли, спички, вату, стаканчик с чистой водой.
Учащиеся кратко рассказывают о пищеварительных ферментах, расщеплении крахмала в полости рта и глотании.
В результате этой беседы учащиеся должны повторить общие свойства ферментов:
1) Ферменты – катализаторы и потому могут ускорить определённые процессы.
2) Ферменты действуют только на определённые субстраты.
3) Ферменты способны действовать лишь при определённых температурных условиях и в определённой среде: кислой, щелочной, нейтральной.

4) Ферменты – белки, при кипячении они разрушаются и теряют свои ферментные свойства.

Свойства пищеварительных ферментов:

1) Ферменты слюны действуют на слюнные углеводы, они превращают крахмал в глюкозу. Крахмал он нерастворим, он не может всасываться в кровь, а глюкоза всасывается.

2) Ферменты слюны действуют на крахмал. Они расщепляют эти вещества до продуктов, способных всасываться в кровь и лимфу.

Задание. Доказать, что ферменты слюны способны разложить крахмал.

Результаты опыта в тетради.

Вывод (делают записи).

3. Верны ли утверждения:

1) В ротовой полости происходит только механическая обработка пищи. (–)
2) Слюна выделяется в ротовую полость только во время еды. (–)
3) Ферменты слюны расщепляют крахмал до глюкозы. (+)
4) Слюну вырабатывают три пары слюнных желез. (+)
5) Ферменты замедляют процесс пищеварения. (–)
6) Расщепление углеводов начинается в ротовой полости. (+)
7) Надгортанник препятствует попаданию пищи в дыхательные пути. (+)
8) Слюнные железы вырабатывают ферменты, расщепляющие углеводы. (+)
9) Лизоцим разъедает эмаль. (–)
10) Каждая челюсть имеет 4 резца. (+)

5. Итог урока

6. Домашнее задание

Статьи по теме: