Психология строить отношения с окружающими людьми. Глава xiv практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования. Нужно обязательно оставить выбор за человеком

Проблемы, обозначенные в названии данной главы, встречаются довольно часто в практике проведения психологического консультирования, и если клиент прямо не говорит о них, высказывая жалобы лишь на другие проблемы личностного плана, то это не означает, что на самом деле у него нет проблем межличностных отношений.

Справедливо в большинстве случаев жизни и обратное: если клиента беспокоит состояние дел в области межличностных отношений, то почти всегда у него же можно обнаружить и проблемы личностного плана, касающиеся его характера. Кроме того, методы практического решения тех и других проблем во многом сходны между собой.

Тем не менее данные проблемы стоит рассмотреть отдельно, так как они практически всегда решаются несколько по-иному, чем проблемы личностного плана, - путем регуляции взаимоотношений данного человека с другими людьми. В отличие от этого, персональные проблемы каждый человек может решать индивидуально и не обязательно в непосредственных контактах с другими людьми.

Кроме того, имеется существенная разница в способах решения проблем личностного и межличностного планов. Если личностные проблемы обычно связаны с необходимостью радикального изменения внутреннего мира человека, то межличностные проблемы - с необходимостью изменения в основном только внешних форм поведения человека, которые касаются окружающих людей.

Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотношениям человека с окружающими людьми, могут быть разными по характеру. Они могут оказаться связанными с личными и деловыми взаимоотношениями человека с окружающими его людьми, касаться взаимоотношений с близкими и достаточно далекими от пего людьми, например с родными и посторонними.

Эти проблемы могут также иметь выраженный возрастной оттенок, например возникать во взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения, более младшего или более старшего возраста, чем он сам.

Проблематика межличностных отношений также может касаться людей разного пола: женщин и мужчин, как в монополовых (одинаковых), так и в гетерополовых (различных по половому составу) социальных группах.

Многоаспектность названных проблем отражает сложность реально существующей системы человеческих взаимоотношений. Хотя многие из названных проблем мы будем здесь обсуждать отдельно, следует, однако, помнить и о том, что все эти проблемы практически взаимосвязаны и в большинстве случаев жизни должны решаться комплексно.

Есть, например, некоторые общие причины возникновения типичных затруднений в сфере человеческих взаимоотношений. Обсудив эти причины, мы более не будем к ним возвращаться и далее ограничимся только ссылками на соответствующие места в тексте. Однако есть и частные, специфические причины затруднений, характерные для отдельных видов человеческих взаимоотношений. На них в основном и будет сконцентрировано наше внимание в дальнейшем.

Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми

К группе этих проблем прежде всего относятся те, которые касаются взаимоотношений клиента с теми людьми, которые примерно одного с ним возраста и отличаются по возрасту друг от друга не более чем на два-три года.

Заметим вместе с тем, что понятия "сверстник" или "люди одного поколения" в данном случае охватывают разные диапазоны возрастов для детей и для взрослых людей. Если, например, сверстники ребенка дошкольного возраста, как правило, не отличаются от него самого более чем на один год, то в школьном возрасте разница между сверстниками может доходить до двух лет. Соответственно, сверстниками можно называть юношей и девушек в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет, т.е. людей, разница в годах между которыми доходит уже до пяти лет.

Применительно к взрослым людям в диапазоне возрастов от тридцати до шестидесяти лет понятие "сверстник" охватывает уже интервал до десяти лет. Если же речь идет о пожилых людях старше шестидесяти лет, то здесь допустимо считать представителями одного поколения или - условно - сверстниками тех, чья разница в возрасте доходит даже до пятнадцати лет.

Психологическое развитие человека с возрастом постепенно замедляется, и общность жизненного опыта, психологии и поведения людей становится главным критерием для их оценивания как сверстников.

Наблюдения показывают, что чаще всего в психологическую консультацию по поводу проблем взаимоотношений с окружающими людьми обращаются те, кому больше пятнадцати и меньше шестидесяти лет. Что же касается взаимоотношений дошкольников, младших школьников и людей пожилого возраста друг с другом, то они реже вызывают беспокойство у их участников и, кроме того, имеют свои, специфические особенности.

В дошкольном и в младшем школьном возрасте обычно еще нет серьезных проблем во взаимоотношениях детей со сверстниками, которые требовали бы повышенного внимания и проведения психологического консультирования. В пожилом возрасте взаимоотношения людей ограничиваются обычно узким кругом родственников, знакомых и друзей, с которыми эти взаимоотношения установились давно и более или менее отрегулированы. Кроме того, взаимоотношения пожилых людей с окружающими сравнительно легко улаживаются за счет большого жизненного опыта, накопленного такими людьми, и, следовательно, возникающие у них проблемы также сравнительно просто решаются без обращения в психологическую консультацию.

Хоть один раз в жизни испытывал каждый человек, если только он добровольно не изолировал себя от социума. С одними людьми мы сходимся очень легко и от общения с ними ощущаем только положительные эмоции. С другими не можем поговорить и непродолжительное время, чтобы ситуация не переросла в конфликт, а затем появились обида и раздражение. С кем-то отношения просто не ладятся, как будто мы упираемся в стену непонимания и отчуждения, а часто и равнодушия.

Если это случайные знакомые или посторонние люди, с ними, конечно же, можно просто прервать все контакты. Но что делать, если это друзья, родственники, начальство или подчиненные? Их нельзя просто исключить из своей жизни, с ними нужно налаживать отношения.

Начните перемены к лучшему с себя

Чтобы меньше иметь неприятных моментов, связанных с общением, постоянно развивайтесь и совершенствуйтесь как личность. Обогащайте свой внутренний мир и привносите туда жизненную мудрость. Окружайте себя приятными вещами, запоминайте хорошее и не держите в душе негатив.

Научитесь просто и доходчиво объяснять свою позицию в спорных вопросах, но делайте это так, чтобы не унизить чувство собственного достоинства оппонента. Если обидели вас, постарайтесь простить, причем искренне.

Наблюдайте за тем, как успешные отношения строят другие, перенимайте этот опыт и применяйте его на практике. Станьте примером такого поведения и никогда не требуйте того, что не можете сами. Будьте терпимы к недостаткам других, и вам простят ваши.

Постарайтесь понять причины поведения других людей

Очень легко обвинить другого человека во всем, если нормальное общение не получилось. Списать конфликт на ужасный характер и другие несовершенства личности. В некоторых случаях это действительно так. Человек просто слаб и привык поднимать свою самооценку за счет близких и зависимых от него людей.

Но чаще всего за таким поведением кроется мольба о помощи, желание быть услышанным, страх, неуверенность в себе. В силу жизненных обстоятельств люди могут меняться и не в лучшую сторону. Болезни, стрессы, , личные переживания часто находят выход в эмоциях и неадекватных требованиях к окружающим. В ответ на такое поведение в нас запускается своеобразный механизм защиты — разум замолкает, просыпаются чувства. Поэтому развивайте в себе способность видеть истинные мотивы поступков других, тогда общаться станет легче.

На самом деле причин проблем с отношениями может быть великое множество, каждый случай индивидуален. Человек может быть просто воспитан в другой среде, иметь иные семейные ценности или не уметь открыто выражать свои потребности. Мы все разные и это необходимо учитывать. Уметь услышать в отношениях — важно.

Если проблема неразрешима

Можно ли построить хорошие отношения с любым человеком? В теории, да. На практике сделать это куда сложнее, а иногда практически невозможно. Отсутствие гибкости мышления и желания идти на компромисс могут свести на нет все прекрасные начинания. Они так и останутся несбыточной мечтой, если фундаментом новых отношений не станет уважение. Попробуйте отыскать в человеке хоть какое-нибудь качество, которое вам импонирует, и это сдвинет процесс с мертвой точки.

Очень трудно найти взаимопонимание с законченными эгоистами и манипуляторами. Они привыкли приобретать от общения определенную выгоду. Она заключается вовсе не во взаимном удовлетворении, а в получении личных преференций. Построить полноценные отношения с такими людьми без вреда своему здоровью нельзя, но научиться сосуществовать с ними вполне возможно.

Какими будут наши отношения с окружающими нас людьми, зависит в большей степени от нас самих. Поэтому сделайте первый шаг навстречу, и будьте уверены — у вас все получится.

Вы часто ссоритесь с людьми, не складывается карьера и личная жизнь? Возможно причина в том, что вы не умеете наладить отношения с людьми. В этом нет ничего страшного, если вы еще молоды: общению и отношениям тоже нужно учиться! О том, как привести свою жизнь в порядок, помогут следующие советы.

Как наладить отношения с людьми вокруг

У каждого из нас свой характер, со своими плюсами и минусами мы хорошо знакомы, но на людях мы стараемся казаться лучше, чем есть на самом деле. Ситуации бывают разные и иногда они вынуждают нас выходить из себя.

В такие моменты нам очень трудно бывает скрыть свой неуправляемый гнев и направить его в нужное русло. Неуправляемое поведение и нанесение таким образом обиды людьми, с которыми мы общаемся каждый день - друзьям и коллегам не приносит нам хорошего настроения. Приходится тут же искать способы налаживания отношений.

Разберитесь сначала в себе

Может причина всех конфликтов в вас самих? Прежде чем пытаться выстраивать отношения с людьми, загляните в себя. Вы должны знать о себе все, как достоинства, так и недостатки. Будьте объективны к себе и если с небольшими слабостями можно прекрасно мириться, то от серьезных недостатков, которые мешают вам жить, надо избавляться.

Займитесь своим здоровьем, питанием и физической формой. Любите себя вместе со всеми недостатками. Подумайте о своем эмоциональном состоянии. Культивируйте в себе самоуважение и уверенность в себе и своих силах. Не старайтесь казаться несчастным и одиноким человеком. Живите активно и интересно.

Что вы отдаете отношениям?

От вас никто не требует материальных затрат. Но если вы хотите иметь отношения, их необходимо поддерживать. То есть тратить на них силы, время, эмоции. Не важно, о чем именно идет речь. О том чтобы сказать доброе утро соседке, или чтобы раз в неделю встречаться с подругой, или же совместное времяпрепровождения с детьми.

Чем больше сил и времени вы затратите, тем большую отдачу получите и вам не надо будет в срочном порядке решать, как наладить отношения с людьми. Нельзя многого ожидать от тех отношений, в которые вы не вкладываете ничего. А чем больше времени вы будете проводить с родными и друзьями, тем лучше будет качество этих отношений.

Будьте честны

Не стоит намекать на то, что вам не нравится. Честность – залог открытых и качественных отношений. Совершенно напрасно нам кажется, что все итак обо всем знают, близкие – о нашей любви, друзья – о том, что мы рядом. Обо всем нужно говорить, и как можно более открыто.

Если вы обижены или расстроены, не нужно это скрывать. Это конечно не убережет вас от конфликтов и споров, но точно сведет их к минимуму, научит искать компромиссы и решения проблем. Честность должна быть полной и абсолютной, иначе не наладить семейные отношения. Даже если это касается вашей оплошности. Извинитесь, и всем будет только лучше.

Учитесь слушать

Не знаете, как наладить нужные отношения – учитесь слушать и слышать. Не спешите высказывать свое мнение, потрудитесь сначала выслушать точку зрения другого человека. Не торопитесь с выводами, которые часто приводят к недопониманию и ошибочному суждению. Научитесь не перебивать собеседника, кто бы это ни был.

Поймите свои желания

Еще один важный момент: определитесь со своими желаниями и озвучивайте их. Вне зависимости от того, что вы хотите, вы должны понимать, что другие люди просто не умеют читать ваши мысли. Не стоит от них требования того, что не было озвучено ранее.

Как складываются отношения между двумя людьми

Конечно, лучше всего сделать так, чтобы мириться не пришлось, а расстроенных и обиженных людей среди Вашего окружения не было, но не всегда это у нас получается. Виной всему стресс, раздражительность и наше самолюбие.

Иногда для того чтобы наладить отношения с людьми вполне достаточно простого извинения и признания своей ошибки. Иногда в роли примиряющего средства после ссоры выступит шоколадный презент или красивый букет цветов. Но в любом случае - нужно признать свою вину, извиниться перед всеми участниками нелицеприятного момента, в котором Вам пришлось выступить в главной роли и попытаться уладить ситуацию.

Если Вы поссорились с целой группой коллег, то логичным решение будет покупка тортика или заказ в офис пиццы. Ведь для восстановления дружеской и теплой атмосферы, нужно будет создать условия, чтобы Ваши извинения и попытка исправить ситуацию были правильно истолкованы и приняты всем коллективом.

Устраняем последствия ссор

Если де Ваш уровень полученного на работе стресса и попытка доказать свою правоту привели к тому, что Вы поссорились непосредственно со своим руководителем, то стоит начать свое следующее предложение с извинений.

Ссылаться для того, чтобы простили в этом случае можно на все, что пожелаете. Хорошо для такого варианта, если в ссоре с Вами принимали участие шеф и бизнес – партнеры, подходит вариант публичного принесения извинений.

В попытке и активном поиске ответа на вопрос как наладить отношения с людьми, стоит быть последовательными. Если Вы ежедневно будете закатывать скандалы, а потом также бурно приносить извинения, то ничего хорошего такой стиль поведения на работе Вам не принесет.

Может даже и навредить, став для начальника отличным поводом для начала сократить Вам размер заработной платы, а затем и вовсе уволить Вас.

Исправляем ошибки

Для налаживания нормальных отношений после ссоры или маленького недоразумения нужно сгладить неприятную ситуацию. Подойдет признание о своей ошибке, извинения и просто презент в качестве компенсации за причиненные неудобства и нервный стресс.

Компенсируем

Если речь идет об обиде, которую вы нанесли человеку совершенно того не желая, стоит публично извиниться, сказать, что сожалеете о том, что произошло и в качестве искупления вины предложить что-нибудь.

Это может быть накрытый фуршетный стол, сладкий стол или приглашение того человека, которого Вы обидели в ресторан на обед. Также подойдет подарок в виде ужина на двоих (дарим сертификат).

Не жалейте денег на извинения перед теми людьми, которых Вы обидели. Поверьте, если вовремя не извиниться, то придется исправлять куда более тяжелые последствия.

Тем более такой способ извинения с компенсацией послужит Вам самим отличным уроком, и в следующий раз Вы подумаете хорошо, когда возникнет желание самоутвердиться или обидеть кого-нибудь.

Хороший урок в виде постановки себя на место обиженного Вами человека поможет налаживанию отношений и в следующий раз не совершать ошибок, которые могут дорого обойтись и Вам и обиженному человеку, став причиной лишних нервных переживаний.

Как происходит развитие отношений на работе

В повседневной жизни наш быт складывается из отношений. Везде нас окружают люди со своими проблемами. В любых ситуациях нужно знать, как налаживают отношения, чтобы не испытывать чувства вины или раздражения.

На работе мы встречаем порой не только доброжелательное отношение, но и несправедливость. Как повести себя, чтобы такие отношения не мешали вашей карьере или личной жизни.

Чтобы иметь хорошие отношения в коллективе, нужно всегда отвечать за свои поступки и слова. Если вы недавно работаете, постарайтесь избегать лишних провокационных вопросов. Не спешите вываливать на новых коллег подробности своей личной жизни.

Чтобы наладить отношения с людьми, старайтесь сдерживать свои эмоции, пока не узнаете получше новый коллектив. Больше наблюдайте и делайте выводы. Не принимайте участия в сплетнях и обсуждениях начальства.

Принимая участие в совместных чаепитиях, старайтесь чаще угощать коллег чем-нибудь вкусненьким. Делитесь любимыми рецептами, комнатными цветами, поддерживайте разговоры на нейтральные темы.

Как наладить отношения с людьми, если вы поссорились

Допустив в общении с приятелями или подругами неприятную ситуацию, попробуйте разобраться вместе. Только откровенный разговор поможет сохранить и вернуть отношения.

К сожалению, на нашем пути часто встречаются люди, которые недовольны окружающими. Наладить отношения с такими людьми довольно сложно. Их негативные эмоции способны испортить настроение на целый день. Не пытайтесь вступать с ними в открытые конфликты. Такая позиция может повлечь за собой неприкрытую агрессию в выяснении отношений.

Совсем другие ситуации происходят, когда приходится доказывать свою профессиональную правоту. Старайтесь всегда поступать по закону и положенным правилам. Тогда вас не в чем будет упрекнуть.

Часто амбициозные люди стараются играть по своим правилам. Жесткие характеры не должны искать ваши слабые стороны. Проявив лишний раз настойчивость, вы покажете себя достойным противником и не позволите на себе ездить.

Как решить проблему отношения к другим людям

Хорошим для всех быть невозможно. Но искать возможность и находить компромисс нужно всегда. Это касается всех сфер отношений. Работа, магазины, отдых, общение с врачами и учителями - требуют внимательности и сдержанности.

Случаются неприятные ситуации с близкими друзьями. Распадается дружба, порой из-за невнимательности, равнодушия или пустых сплетен. Если вы стремитесь сохранить отношения и вернуть доверие и участие, постарайтесь сами сделать первый шаг. Возможно, разговор по душам поможет вернуть искренность и уверенность.

Иногда, душевная беседа помогает не только наладить отношения с людьми, реанимировать отношения, но и придать им новое развитие. Совместные походы в кино, отдых на природе и празднование в кругу семьи, поможет вернуть расположение старых друзей.

Чаще будьте внимательны и вежливы к окружающим. Улыбайтесь при встречах, расспрашивайте о семье, детях и не старайтесь нагружать людей своими проблемами.

Ответы на вопрос этой статьи нужно искать, прежде всего, в своем поведении и манере общаться. Не демонстрируйте лишний раз негативные эмоции и непримиримость. Словом человека очень легко обидеть. Не сетуйте, что вас забыли друзья, что они могут позвонить лишь в случае необходимости. Возможно, вам тоже нужно проявить максимум участия и не отделываться дежурными поздравлениями на календарные даты.

Савин Владимир

Характер человека является важнейшим фактором личности. Он оказывает влияние, как на поступки человека, так и на его взаимодействие с окружающим миром и с окружающими людьми, а отсюда и на его социальное положение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №62

«Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми»

Выполнил: Савин Владимир, 6-бкласс

Руководитель: Полещук О.В., учитель

истории и обществознания

2017 г.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что характер человека является важнейшим фактором личности. Он оказывает влияние, как на поступки человека, так и на его взаимодействие с окружающим миром и с окружающими людьми, а отсюда и на его социальное положение.

Я считаю, что характер заложен у человека с рождения и формирование основных черт происходит в семье в детстве. С течением времени на него влияет общество, которое окружает человека, и происходят постепенные изменения. И наоборот, характер человека существенным образом влияет на его взаимоотношения с окружающими людьми.

Целью данной работы является изучение влияния характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи:

Изучить понятие характера;

Рассмотреть особенности формирования характера;

Рассмотреть типологию характера;

Выявить влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

1.1 Понятие характера

1.2 Формирование характера

2 Типология характера

1 Понятие характера и его формирование

1.1 Понятие характера

Под характером понимают определенную совокупность черт человека, которые ярко выражены и являются относительно устойчивыми. Черты характера всегда накладывают отпечаток на поведение человека, а также влияют на его поступки.

Характер понимается как:

Система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

Мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

Отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

1.2 Формирование характера

Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становиться типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуаций, в которой находиться человек, под влиянием людей, с которыми он общается.

Становление характера человека происходит в возрасте от 2-х до 11 лет. В этот период человек очень активно общается с окружающими людьми, с интересом узнает о новых вещах в природе и человеческих отношениях и начинает делать самостоятельные выводы из тех явлений, которые наблюдает.

Первыми качествами характера, которые формируются у человека, является доброта и общительность, и противоположные им – злоба и закрытость. Это первые качества, навеянные общественными нормами, и привиты ребенку воспитанием родителей. В более взрослом возрасте проявляются врожденные черты – усидчивость, аккуратность, трудолюбие, лень, упорство, мечтательность.

Зачастую в дошкольном периоде формирование и проявление врожденных качеств характера заканчивается.

В возрасте 7 -10 лет человек начинает скрывать некоторые качества своего характера, чтобы либо соответствовать обществу, либо таким образом манипулировать им.

2 Типология характера

Карл Леонгард, немецкий ученый и психиатр, построил свою типологию характеров. Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет двенадцать разных типов характера. Эти типы являются следующими.

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность эмоций и чувств в жестах, мимике, пантомимике. У такого человека нередко возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного и ответственного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Из положительных черт характера, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, инициативность и оптимизм.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно являются домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые, периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера их общения с окружающими. В периоды повышенного настроения эти люди являются общительными, а в периоды подавленного настроения - замкнутыми.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко эти люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству, брани, конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такие люди обычно выступают их инициаторами, активной стороной.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, причем в конфликтных ситуациях обычно ищут поддержки и опоры.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми у них устанавливаются хорошие контакты и которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Привлекательные черты характера: доброта, сострадательность, радость чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: слезливость и чрезмерная чувствительность (эмоциональность).

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости общения). Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью и высокими притязаниями на статус и внимание к себе, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они могут быть как активной, так и пассивной стороной.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью. У таких людей масса друзей, знакомых, они весьма словоохотливы, до болтливости, открыты для любой информации. Они редко вступают в конфликты с окружающими людьми и обычно играют в них пассивную роль.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего типа, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими, делают это только при попытках бесцеремонного вмешательства других людей в их личную жизнь.

3 Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми

Совместимость характеров – процесс сложный и многофакторный. Как правило, требуется определенное различие, несходство характеров, что делает возможным их «взаимодополняемость» («властный характер» - «склонный к подчинению»), такая пара людей более совместима, чем люди с похожим, одинаково «властным» характером. Но есть качества характера, которые требуют подобия, а их несовпадения часто вызывают конфликт («аккуратный» и «неряшливый», «честный» и «лживый» такие качества характера малосовместимы).

В целом, для обеспечения совместимости с другими людьми требуется три основных качества характера:

1) способность критически относиться к себе,

2) терпимость к другим,

3) доверие к другим.

Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он психологически несовместим с другими людьми и всегда несет с собой тень конфликта. Если люди слишком различаются между собой по типам психологических предпочтений и не осознают, не учитывают этого, то возникновение конфликтов очень вероятно, даже если у людей нет антагонистических интересов.

Заключение

В ходе моего исследования были рассмотрено само определение характера. Черты характера, например:

  1. Как человек относится к другим людям , (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты - замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
  2. Как человек относится человека к труду, к своему делу (трудолюбие, аккуратность, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу);
  3. как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, самомнение, заносчивость, обидчивость, застенчивость,);
  4. черты, характеризующие отношение человека к вещам : (опрятность или неряшливость, бережное или халатное обращение с вещами).

Так же было выявлено что между темпераментом и характером существует тесная взаимосвязь. (От темперамента зависит как будет проявляться характер). В классе было проведено тестирование на выявление темперамента. Больше всего оказалось Сангвиников. На втором месте флегматики. На третьем холерики. На четвертом меланхолики. В основном между собой общаются: ХОЛЕРИКИ И САНГВИНИКИ. ФЛЕГМАТИКИ чаще всего общаются только с людьми похожих характером на их, с другими в диалог первыми вступают очень редко. МЕЛАНХОЛИКИ очень эмоциональны, но не смотря на это они совершают странные для окружающих поступки, тем самым отвергают отвергают от себя собеседников.

Таким образом, можно сделать вывод, что совместимость характеров – процесс сложный и многофакторный. Как правило, требуется определенное различие, несходство характеров, что делает возможным их «взаимодополняемость» («властный характер» - «склонный к подчинению»), такая пара людей более совместима, чем люди с похожим, одинаково «властным» характером. Но есть качества характера, которые требуют подобия, а их несовпадения часто вызывают конфликт («аккуратный» и «неряшливый», «честный» и «лживый» такие качества характера малосовместимы).

Список использованных источников

  1. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Кравченко А.И. Обществознание. – М.: Русское слово, 2006.
  3. Немов Р.С., Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 321 – 336.
  4. Основы психологии. Учебник / Под ред Е.И. Рогова. М.: 2001 – 455 с.
  5. Основы психологии / Л. Д. Столяренко – Ростов – на Дону. 1997. – 400 с.
  6. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.

Отношения с окружающим миром, с окружающими людьми

Отношения с окружающим миром, с окружающими людьми - одна из важнейших составляющих успеха. В мире все взаимосвязано, и то, как вы вступаете в контакт с другими людьми, определяет, достигнете ли вы своих целей. Каждый из нас не может существовать отдельно от мира, поскольку мир является тем, что нас питает, развивает и поддерживает. В этой главе мы познакомимся с тем, что значит «контакт с миром» и как можно выстраивать его наиболее эффективно для достижения ваших целей.

Контакт - это взаимодействие, обмен между одним человеком и другим, между окружающей средой и организмом. Этот контакт может быть удовлетворяющим (то есть приводящим к результату - удовлетворению потребностей) или неудовлетворяющим.

Каждый раз, вступая в контакт с другим человеком, мы чего-то ждем от него и что-то можем дать ему взамен. Для того чтобы осознать, как именно устроен ваш способ контактировать с окружающим миром, другими людьми, и обнаружить, что в нем можно совершенствовать, проделаем следующее упражнение.

Упражнение

Возьмите лист бумаги и нарисуйте себя и окружающих вас в жизни людей символически, в виде кружочков. Нарисуйте стрелки от вас к другим людям и от них к вам. Обозначьте, что именно вы даете другим и что они дают вам. Это может быть что угодно: чувства, предметы, явления, действия. Подпишите эти стрелки.

Нарисуйте также стрелки, обозначающие то, что вы отдаете не этим людям, а в остальной окружающий мир, а также нарисуйте такие же знаки от других людей: что они отдают не вам, а другим людям.

Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на вопросы, а ответы запишите в тетрадь:

* С кем и как вы контактируете: с кем больше, с кем меньше?

* От кого вы больше получаете? От кого - меньше?

* Кому вы больше даете? А кому - меньше?

* Что есть общего, какие закономерности вы видите?

* Избегаете ли вы контактов с кем-либо? Почему? Хотели ли вы контактов с кем-либо? Почему?

* Избегаете ли вы чьего-либо желания контактировать с вами? Почему?

* Хотели ли вы, чтобы кто-либо еще контактировал с вами?

* Получаете ли вы от других все, в чем вы нуждаетесь?

* Удается ли вам отдавать в окружающую среду все, что вы хотите отдать, и все, что вам не нужно?

Теперь нарисуйте длинную линию потребностей в контактах, один конец которой соответствует полному избеганию контактов, а второй - полному и непрерывному стремлению к контактам.

Ответьте на следующие вопросы и запишите ответы в тетрадь:

Где вы расположите себя на этой линии?

По каким признакам своей жизни и событий вы узнаете, что вы находитесь именно в этом месте этой линии?

Где вы хотели бы быть расположены?

По каким признакам вы сможете узнать, что пришли к тому, к чему хотели бы прийти?

Наши способы контактировать зависят, прежде всего, от того, в чем мы нуждаемся и как мы в этом нуждаемся. Например, если вы нуждаетесь в том, чтобы вас ВСЕ любили и уважали, скорее всего, вы строите свой контакт одним из приведенных ниже способов:

Способ 1. Спасательница .

Спасательница постоянно заботится о других (родственниках, друзьях, коллегах, подчиненных и прочих), старается всем помочь решить их проблемы и задачи, всем сочувствует и переживает, всегда нагружена работой и заботой. При этом периодически (примерно раз в месяц) страшно расстраивается, когда ей самой отказывают даже в мелочах. Спасательница старается заработать свою «нужность» у других людей, ожидая в ответ любви всех и каждого. Не переносит критики в свой адрес, каждый раз возмущаясь: «Я для вас - все, а вы меня не любите!»

Способ 2. Скромница .

Скромница молчалива в компании, не рискует «высунуться» со своей точкой зрения, в глубине души убеждена в том, что она - никто и ничто, а все вокруг - выдающиеся люди. Избегает конфликтов и контактов в связи с тем, что ей кажется, что ее проблемы ничтожны по сравнению с голодающими детьми в Африке, а ее достижения незначительны по сравнению с достижениями ближайшего окружения.

Способ 3. Звезда .

Звезда никогда не довольна собой, при этом она многого достигает. Вокруг нее всегда множество поклонников и друзей, но она не верит в искренность их теплых чувств и старается достигнуть еще больше, чтобы доказать себе, что ее можно любить и уважать. Если ей не удается хотя бы раз в неделю стать центром внимания, чувствует себя ужасно, впадает в депрессию. Она убеждена, что раз на этой неделе ей не удалось «позвездить», значит, в жизни недостаточно смысла и ее никто не любит. Ее потребность в любви ненасыщаема. Она все время видит огромную дельту между собой, как ей кажется, реальной, и идеальной картинкой себя. И вот когда ей удается собрать огромную толпу медитирующих на нее людей, она говорит: «ЙЕС! Дельта равна нулю!», но потом люди почему-то идут по своим делам, и разница между ней идеальной и тем, что, как она считает, является ее реальным «Я», катастрофически растет, и тогда она очень злится: «Куда же вы, предатели, пошли?! А как же я?»

Все три описанных выше способа упираются в одну и ту же иллюзию - иллюзию, что все люди должны относиться к вам хорошо и что отношение других людей к вам в вашей, а не в их власти.

Невозможно, чтобы вас любили ВСЕ. Если вы осознаете это, тогда нет нужды:

а) брать на себя огромное количество чужих дел, чтобы почувствовать себя нужной «всем»;

б) отсиживаться в углу (вместо того, чтобы общаться), рискуя увидеть, что вас не любят «все»;

в) собирать вокруг себя стадионы, чтобы убедиться, что вас любят «все», затрачивая на это огромные усилия.

Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия.

К. Иммерман

Если вы осознаете, что вам нужна любовь не «всех», а конкретного человека, тогда вы вступаете в контакт с людьми иначе - более плодотворно, с меньшими усилиями и с конкретными целями. Такими целями может быть: получение услуги, взаимно интересный проект или занятие, обмен мнениями по поводу чего угодно, да и просто совместное проведение времени в кино или на огороде. В конечном счете, контакт - это еще и возможность разделить с кем-то свою жизнь, свои потребности, свои увлечения, интересы, дела и чувства.

Психологи установили, как ведет себя человек, который хочет взять у вас денег в долг: его взгляд приветлив, лицо открытое, рука слегка вытянута вперед, в ней пистолет.

В привычных ситуациях нужные эмоции запускаются непосредственно, так же прямо и естественно, как поднять руку: чтобы поднять (или опустить) правую руку, вам не нужно специальные методики и приемы. Вы просто поднимаете свою руку и просто опускаете ее. Так же просто вы удивляетесь, когда это вам нужно, и меняете удивление на теплую внимательность, когда нужна уже внимательность.

Самый главный "рецепт" настолько прост, что многих это даже раздражает: "Чтобы снять ненужную эмоцию, просто убери неправильное лицо. Поправь глаза и губы. Главное - сделать это сразу, пока эмоция еще не раскрутилась".

В большом числе ситуаций люди управляют своими эмоциями, не замечая, как они делают, даже если используют для запуска или прекращения эмоций специальные ключи эмоций . Самым простым и действенным ключом эмоций является выражение лица и рисунок тела: если к вам пришли гости и вам нужно выразить им свою искреннюю радость, вы начинаете их радостно приветствовать, заботливо ухаживать за ними, наверное их обнимете, и ваше лицо будет живым, теплым и открытым: практически сразу после этого вы уже чувствуете искреннюю радость.

Большинство людей объясняет это тем, что это "потому что люди приятные", не отдавая себе отчет в том, что настоящая причина в запуске ими кинестетических ключей эмоций и в обмене с гостями положительными эмоциями, поддерживающими и раскручивающими друг друга.

Напротив того, начавшееся возмущение, пока оно не раскручено, несложно снять только тем, что вы расслабите лицо, выдохните, снизите громкость своих высказываний, смягчите свои формулировки и, особенно, свои интонации. Кто хочет, тот всегда найдет способы, чтобы поднять или изменить свое настроение, снять ненужную эмоцию или настроить себя на то или иное дело. Встретиться с друзьями, включить бодрую музыку, шопинг, элементарно выспаться... - множество бытовых и одновременно эффективных способов известны всем. Кроме бытовых способов изменить свое состояние, существует много специальных упражнений. Это аутогенная тренировка , управление интенсивностью эмоции , Ключ Алиева и многие другие. Однако, чтобыуправлять собственным состоянием , в большинстве случае нужно не знание специальных приемов, а своевременное и внимательное использование того арсенала, который всем известен и всегда под рукой. Главное - желание и тренировка.

Управление эмоциями не следует представлять как особенно трудную задачу, но ее нельзя и упрощать. На самом деле, своими эмоциями умеют управлять не все, и не всеми эмоциями управлять можно в принципе. Умение владеть собой в трудных жизненных ситуациях - отдельная задача, требующая специальных знаний .

Задача управления эмоциями обычно оказывается непростой именно потому, что ее ставят люди, уже пропустившие момент возникновения эмоции, не предупредившие этого возникновения, не предупредившие действия других людей, создавших им эти эмоции. При этом, если человек переходит в более активную, лидерскую позицию и запускает свои и чужие эмоции сам до того, как на него польются волны чужих эмоций, ему уже не нужно управлять эмоциями своими. Он опередил и управляет ситуацией сам.

Может или нет человек управлять своими эмоциями, специалисту несложно определить, лишь взглянув на его тело. Если у человека тело собранное и одновременно спокойное, скорее всего человек своими эмоциями владеет. Если тело расхлябанное, руки-ноги и выражение лица гуляют случайно и как бы по собственной воле (такое бывает), человек, скорее всего, свои эмоции отслеживать и контролировать не привык. Еще хуже, если тело сильно напряжено, когда в теле общая зажатость или тело «дребезжит».

Ключи эмоций работают не всегда. Чтобы эта техника давала эффект, вначале нужно перевести себя внейтральное состояние . Как это сделать? Самый простой вариант - сосредоточить внимание на процессе своего дыхания. Замедлить его, задерживая после глубокого, медленного выдоха на несколько секунд...

При наличии изначально нейтрального фона нужные эмоции и эмоциональные состояния легко запускаются Ключом Воспоминания: воспоминанием аналогичной ситуации в прошлом. Если прошлую ситуации вспомнить подробно и пережить, увидеть картинку, людей и лица, услышать сказанные там слова, вспомнить свое там дыхание и ощущения - всплывает и бывшее тогда эмоциональное состояние.

Если нужно пережить эмоцию, которая не была в вашем опыте (или вы не можете вспомнить соответствующей ситуации из прошлого), нужную эмоцию можно создать ключами Речи (словами), Мысли (Образа) и Тела (Мимики и пантомимики). Нужно проговорить нужный внутренний текст , увидеть соответствующую картину мира и создать связанную с эмоцией мимику (иногда ее достаточно просто представить).

Например, если вам трудно создать состояние тупой покорности, достаточно представить бесконечный черный тоннель, по которому вы идете, голова вперед и вниз, шея как под ярмом, глаза застывшие в одну точку, где ничего нет, и внутренний текст «Что воля, что неволя - все равно…»

Ключи эмоций делятся на следующие категории:

Ключ «Картинка мира»

Фокус внимания: на что обращаете внимание, то и видите. Фиксируете внимание на том, что вы уверенный, спокойный и сильный человек - будете уверенным, спокойным и сильным. Перечисляете свои ошибки и слабые стороны - потеряете уверенность в себе.

Картинка ситуации: что вспомните, что представите - то и будет перед вашими глазами.

Метафора.

Смысл происходящего. Если вы уверены, что вам должны, а не дали - обида возможна. В противном случае - нет.

Чтобы войти в радостное состояние, сфокусируйтесь на радостных событиях в вашей жизни. Вспомните всё самое лучшее, что радует вас сегодня. Вспомните все свои удачные, радостные моменты за последнее время. Думайте сосредоточенно про это, представляя во всех деталях.

Ключ «Текст»

Внушения, фразы с интонацией. Я спокоен, уверен в себе. С каждым днем мои дела идут все лучше и лучше…

Ключ «Музыка»

Темпоритм, мелодия… Попробуйте печалиться под гремящий марш - или развеселитесь, или выключите марш, чтобы он не мешал.

Ключ «Кинестетика»

Все связанное с телом: дыхание, расслабление, осанка, мимика, выразительные движения и др. Сходите в спортзал, загрузите себя как следует и пробуйте печалиться. Скорее всего, заснете от усталости, а опечалиться не получится. См.→

Использование ключей

Список сменяемых эмоциональных состояний можно формировать как самостоятельно, под различные задачи, так и использовать уже готовые подборки. Для общей разминки используйте "Уверенность в себе, Гневное возмущение... ", для отдыха лучше чередовать парные состояния типа Восхищение - печаль . Для силы душевных мышц тренируйте "Победа-Поражение-Агрессия-Любовь ", для умения переключать свое эмоциональное состояние будет полезна гимнастика "Просветленный и Коммандос ".

По времени эмоциональная гимнастика занимает около 5-10 минут в зависимости от количества эмоций в списке. В результате занятий у вас улучшится эмоциональная выразительность, повысится настроение, ваш день станет пройдет энергичнее и интереснее. Стоит попробовать!

Статьи по теме: