Когда празднуют день ввс в. Хмурый полдень XXI век

Большинство наших современников хоть раз поднимался в воздух на борту какого-либо авиалайнера. А значит – вверял свою жизнь в надёжные руки служащих гражданского воздушного флота и работников авиационного сектора, которые не в меньшей степени обеспечивают безопасность воздушных перевозок, чем лётный персонал. И 21 августа у всех нас есть возможность поблагодарить этих людей, отметив с ними их профессиональный праздник. Да, и не нужно путать День воздушного флота с Днём военно-воздушных сил – это разные праздники.

История

Первой в нашей стране появилась военная авиация, гражданский воздушный флот родился вторым. Регулярные воздушные сообщения начались в СССР в 1922 году, когда была запущена постоянно действующая линия Москва-Кенигсберг. По мере развития гражданский воздушный флот страны «становился на крыло» и, чтобы отметить это явление, в 1933 году, благодаря И.В.Сталину родился этот важный праздник - на тот момент он назывался «День советского воздушного флота». Понятно, что после распада Союза в название были внесены изменение и праздник получил своё нынешнее наименование.

Сегодня более 4000 самолётов и 2000 вертолетов, принадлежащих различным российским авиакомпаниям, перевозят до 30% пассажиров и грузов на междугородных и международных авиалиниях «от южных морей до полярного края».

Традиции

С каждым годом празднование этой важной даты приобретает в нашей стране всё более широкий размах. На всех гражданских аэродромах проводятся масштабные авиа-шоу, как с участием профессиональных пилотажных групп, так и с участием лётчиков-любителей.

Во многих российских городах проводятся массовые общественные гуляния, в программы телепередач включаются:

  • сюжеты из жизни гражданской авиации;
  • рассказы выдающихся пилотов о своей трудовой биографии;
  • репортажи с выступлений пилотов;
  • художественные фильмы соответствующей тематики.

Гуляют в этот день не только гражданские пилоты, но и военные, а также все, кто хоть в какой-то мере связан с авиацией в целом. И, что вполне естественно, большинство людей встречаются не только на улицах, но и за праздничным столом. Многие авиапредприятия собирают сотрудников на кооперативные мероприятия. Отличившимся специалистам вручают награды и ценные подарки.

День ВВС в 2016 году

День ВВС России 2016 – это символ подвига отважных пилотов, время воздаяния мужеству всех тех, кто посвятил свои силы, да и всю жизнь нашим воздушным силам. И пусть этот праздник военный, но разве есть люди, больше других мечтающие о мире, чем защитники Родины?

День ВВС в 2016 году: какого числа

Президентский Указ, подписанный 31 мая 2006 года, утверждает время празднования Дня ВВС. По этому документу День Военно-Вооруженных Сил России приходится на 12 августа. Время это выбрано не случайно: именно 12 августа сто два года назад в Российской Империи был создан Штат Воздухоплавательной части – первые воздушные войска огромной Империи. День ВВС России, дата празднования которого не зависит от дня недели, то есть не является переменной, отмечается в воздушных военных частях с большим размахом. Однако большая часть разнообразных мероприятий, призванных отметить эту торжественную дату, проводится в День Воздушного флота России, всегда выпадающего на выходной день.

Поздравления с днем ВВС, вы найдете

История ВВС

12 августа, дата, когда день Военно-Воздушных Сил 2016 будет отмечаться на всей территории нашей огромной страны, выбрана обоснованно. Именно в этот знаменательный день ровно 102 года назад Военное Ведомство Российской Империи издало указ о создании Воздухоплавательного Штата – особого ведомства, долженствующего руководить воздушными силами при управлении Генерального штаба. Этому указу предшествовал ряд чрезвычайных обстоятельств.

Первой вехой на пути создания воздушных сил стоит считать образование в 1904 году аэродинамического института в Кучино. Жуковский, отец аэродинамики, начал подготовку летчиков-пилотов первых самолетов Империи. Однако до постройки собственного военного самолета должно было пройти еще несколько лет.

1910 год – дата большой закупки самолетов во Франции. С этого момента началась государственная подготовка пилотов, а самолеты поступили в распоряжение военных сил.

Следующая значимая дата в истории воздухоплавания России – 1913 год. Сикорский, известный изобретатель, оказавший огромное влияние на развитие авиации не только в России, но и во всем мире, строит свои знаменитые самолеты – «Илью Муромца» и «Русского витязя». С этих самолетов началась история русского самолетостроения.

Бурное развитие отрасли не могло не сказаться и на военных силах. Самолеты становятся полноценной частью государственной императорской армии, сначала как способ ведения разведки, а затем уже и самостоятельной боевой единицей. Летчик Несторов, легенда мировой авиации, первым выполнил боевой воздушный таран, ставший примером мужества отечественных пилотов.

После подписания знаменитого указа в 1912 году о создании специального воздушного подразделения можно было уже смело говорить о наличии в стране полноценных вооруженных военно-воздушных сил.

К сожалению, с октябрьской революцией 1917 года развитие воздухоплавания серьезно замедлилось. Однако уже в 30-х года прошлого века страна стремительными темпами взялась нагонять остальной мир, ушедший вперед в этой области. Резкое увеличение количества самолетов, строительство школ по подготовке пилотов, проектирование и строительство собственных истребителей и бомбардировщиков – все это стало основой сегодняшних Военно-Воздушных сил России.

Памятные даты

ЕЛИСЕЕВ Сергей Павлович - полковник в отставке, кандидат исторических наук (Москва. Е-mail: [email protected])

О двух датах празднования Дня Военно-воздушных сил Вооружённых Сил РФ и Дня Воздушного Флота СССР

К 100-летию создания отечественной авиации

12 августа 2012 года в России будет отмечаться столетие Военно-воздушных сил Вооружённых сил РФ. Какие исторические события столетней давности послужили этому причиной? Ведь известно, что первые военные лётчики в России появились уже в 1910 году, а годом позже и первые авиационные подразделения. Почему День Военно-воздушных сил ВС РФ приходится на последний месяц лета, почему выбрана именно эта дата? Ответы на эти вопросы связаны с историей развития авиации в нашей стране.

В советские времена с 1933 по 1972 год 18 августа1 отмечался День Воздушного флота СССР. О его учреждении в № 6 журнала «Вестник воздушного флота» за 1933 год сообщалось следующее:

«По представлению Начальника Военных воздушных сил РККА т. Алксниса Революционным военным советом СССР было возбуждено ходатайство перед Правительством об установлении Дня праздника Воздушного флота.

По этому поводу состоялось постановление Совета народных комиссаров СССР, согласно которому днём ежегодного праздника Воздушного флота назначен 18 августа.

Праздник приурочен к концу летнего периода боевой подготовки Военных воздушных сил, что позволяет совместить праздник с целым рядом состязаний и соревнований по авиационной технике, по технике пилотажа, огневой и тактической подготовке.

День Воздушного флота также может быть использован для широкой популяризации военной и гражданской авиации среди трудящихся масс Советского Союза. На массовом празднике авиации, в котором должны принимать участие ВВС РККА, Гражданский воздушный флот, советская авиационная промышленность и Осоавиахим, будут демонстрироваться достижения в области авиационной техники и авиационного строительства как могучего средства социалистической стройки, развития техники и укрепления воздушной обороны Советского Союза»2.

Само постановление удалось обнаружить в одном из фондов Российской государственной библиотеки3. Обращают на себя внимание лаконичность текста и отсутствие каких-либо ссылок на документы, послужившие поводом для издания данного постановления от 28 апреля 1933 года за № 859.

После обнародования этого сообщения Военно-воздушные силы РККА, Гражданский воздушный флот СССР, Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР, предприятия авиационной промышленности и другие учреждения и заведения страны стали готовиться к первому празднованию Дня Воздушного флота. Самым торжественным и ответственным мероприятием, намеченным на 18 августа, было проведение авиационного праздника в Москве, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе.

Первое празднование Дня Воздушного флота прошло на высоком организационном уровне. На аэродроме и вблизи него собрались москвичи, гости столицы, представители зарубежных государств. В ходе праздника были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День «всего» Воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию ВМФ, ГВФ, Осоавиахима и др., Военно-воздушные силы РККА и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

По мере же роста значения других составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ и др.

Логично было бы предположить, что и Военно-воздушные силы, призванные решать боевые задачи на сухопутных, а также морских театрах войны (дальняя авиация), захотят иметь именно «свой» День.

Отвечая на просьбы военных авиаторов, Президент РФ своим указом от 29 августа 1997 года за № 949 объявил дату 12 августа Днём Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации.

Однако не всем известно, почему выбрана именно эта дата. Ведь первые военные лётчики в России появились летом 1910 года, а первые авиационные отряды в 1911 году. Первый показ возможностей авиационной техники в столице - «первая авиационная неделя» - состоялся в Петербурге в апреле 1910 года, а уже в мае началось обучение полётам русских офицеров-воздухоплавателей в только что созданном Авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине. Авиаотдел с 1914 года стал Гатчинской военной авиационной школой.

В ноябре 1910 года близ Севастополя, на берегу р. Кача, под патронатом великого князя Александра Михайловича было создано второе авиационное учебное заведение: Севастопольская офицерская школа авиации, но она в отличие от Гатчинской функционировала на общественных началах. Поэтому самолёты для Гатчинской школы закупались за границей военным ведомством, а самолёты для Севастопольской школы приобретались там же, но на добровольные пожертвования населения.

В 1911 году Главное инженерное управление (с 1913 г. - Главное военно-техническое управление - ГВТУ) создало два первых авиаотряда при воздухоплавательных частях. Правда, полёты в них начались только в 1912 году. Таким образом, первые ростки авиации зародились в Воздухоплавательной службе, которая относилась к инженерным войскам.

Однако 30 июля (по новому стилю - 12 августа) 1912 года приказом военного министра (при одобрении Николая II) за № 397 авиационные отряды передали в ведение Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ)4. Это было знаменательное событие, так как авиация официально была признана в качестве самостоятельной «Авиационной службы», выполнявшей в войсках задачи разведки и связи, причём независимо от Воздухоплавательной службы.

В результате из экспериментальных авиаотрядов, приданных некоторым воздухоплавательным частям, авиация стала самостоятельным структурным образованием с соответствующим положением и штатами. Для управления авиационными и воздухоплавательными частями осенью 1912 года в ГУ ГШ был сформирован Воздухоплавательный отдел, который имел авиационное и воздухоплавательное отделения. Общее название отдела - «воздухоплавательный» не должно дезориентировать читателей, так как под понятием «воздухоплавание» подразумевали (примерно до 1920 г.) «летание по воздуху» вообще, независимо от того, на каком летательном аппарате, тяжелее или легче воздуха, оно осуществлялось.

Вскоре, в конце 1913 года, произошла децентрализация управления авиационными отрядами: их подчинили в техническом отношении ГВТУ, а в организационном (прежде всего, в плане комплектования и боевого использования) - Главному управлению Генерального штаба. В связи с этой реорганизацией у некоторых авиаторов (и у некоторых авиационных историков, в том числе и современных) сложилось мнение, что авиация снова оказалась в инженерных войсках. В действительности согласно планам русского Генштаба в случае войны авиационные отряды должны были выступить на фронт и выполнять там боевые задачи по разведке и связи, находясь в оперативном подчинении штабов корпусов и армий. С началом Первой мировой войны всё так и произошло. Поэтому авиация де-факто стала родом сухопутных войск.

Но, несмотря на это, статус Военного воздушного флота России всё-таки строго не был определён, что было одной из причин созыва весной и летом 1917 года Авиационных съездов, сначала солдатского, а затем общего, с участием офицеров.

На съездах было рекомендовано День Воздушного флота отмечать 2 августа, в День пророка Ильи. Большевики, придя к власти, называя себя «воинствующими атеистами», стали выступать против этой даты: не к лицу Рабоче-крестьянскому Красному Военному воздушному флоту отмечать свой день в религиозный праздник.

Поэтому в двадцатые годы «День авиации» стали отмечать в июле, чаще всего приурочивая его ко Дню взятия Бастилии, то есть к 14 июля.

После первого большого показа авиационной техники И.В. Сталину, а случилось это 21 мая 1931 года, вновь назначенный начальник ВВС Я.И. Алкснис поблагодарил лётчиков за отличные полёты перед вождями партии, страны и армии и впервые назвал лётчиков «сталинскими соколами». И в самом деле, с этого времени И.В. Сталин лично взял на себя шефство над советской авиацией, что и стало поводом к определению её как «сталинской».

И.В. Сталин, понимая, что могущественный Воздушный флот - это и престиж страны, и воспитание молодого поколения, поручил Я.И. Алкснису изучить вопрос о написании новой истории авиации, в которой должна была быть показана руководящая и направляющая роль партии большевиков в деле её создания. Само собой разумеется, что в этой истории не должны были упоминаться бывший председатель РВСР Л.Д. Троцкий и его роль в создании советской военной авиации. Выполняя указания И.В. Сталина, Я.И. Алкснис создал специальную историческую группу во главе с одним из организаторов Красного Воздушного флота М.П. Строевым. В эту группу вошли бывший председатель Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания А.В. Можаев, бывший член Коллегии по управлению ВФ Республики Н.Д. Анощенко и другие участники создания РККВВФ в 1917-1920 гг.

В результате работы названной комиссии в конце 1932 - начале 1933 года в «Вестнике воздушного флота» появились несколько публикаций о создании советской военной авиации в 1917-1918 гг. Кроме того, в июньском номере журнала 1933 года в разделе «Хроника СССР» было напечатано сообщение, содержание которого приведено в начале данной статьи.

В некоторых исторических документах говорится, что Реввоенсовет СССР во главе с К.Е. Ворошиловым, начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис и руководство ВВС, объясняя выбор этой даты, исходили из того, что вторая половина августа - наиболее подходящее время для празднования Дня Воздушного флота, так как примерно в это время Военно-воздушные силы заканчивают летний период обучения в лагерях на полевых аэродромах и после совместных учений с сухопутными войсками возвращаются на постоянное место дислокации, где и проводится праздник с участием не только военных, но и гражданских властей и общественности. <…>

Свои истоки она находит еще в Российской империи, которая стала ее прародительницей, закупив воздушные суда у Франции. Это стало предпосылкой к основанию летных школ, а затем и к созданию военной авиации. До сих пор Россия отдает дань уважения летчикам, не вернувшимся с поле боя, ценой своей жизни добившихся победы, чествует военных, проходивших учения и достигших успехов в службе. Однако не каждый знает, какого числа праздник ВВС, несмотря на его государственный статус. Чтобы внести ясности, следует обратиться к истории.

Зарождение празднования

Изначально, можно считать 12 августа. Именно этого числа 1912 года Николай II подписал указ о создании первой авиационной части, находившейся в составе Главного Управления Генерального Штаба. До этого авиация была частью И только с подписанием Указа стала выполнять самостоятельные функции разведки.

Почему же тогда возникает вопрос о том, какого числа праздник ВВС?

Необходимо помнить, что когда-то в России было советское и постсоветское пространство.

Первой предпосылкой к изменению даты празднования стало создание рабоче-крестьянского Красного флота в 1918 году.

Уже тогда большевики избавлялись от всех символов и пережитков, напоминавших о существовавшей когда-то Российской империи.

Начнем исследование темы. Праздник ВВС, какого числа утвержден со времен СССР?

В 1933 году, под стать новому флоту, избирается новая дата празднования - 18 августа. Основным мотивом в выборе дня стало совмещение торжества с окончанием летнего периода боевой подготовки и демонстрацией заслуг авиационного производства. Теперь праздник включает в себя обязательные состязания по воздухоплавательной технике, представление в области мастерства пилотажа, а также огневых учений.

Целью создания Дня Военно-воздушного флота стала пропаганда развития социализма за счет роста авиационного строительства и укрепления воздушной обороны. Однако было бы справедливо отметить, что флот СССР состоял из нескольких авиаций, а это значит, что вскоре они стали отделяться, требуя собственного дня почести. Так, к примеру, появился День Гражданской авиации.

Итак, вопрос, когда праздник его отмечать, остается по-прежнему открытым.

Неизбежной становится ситуация, когда Военно-воздушные силы присоединяются к общей тенденции и ходатайствуют об отдельном проявлении уважения.

В 1997 году Президент Российской Федерации, внимая просьбам военных авиаторов и учитывая их заслуги, как в сухопутных, так и в морских военных действиях, издает указ, о признании Дня Военно-воздушных сил и возвращает историческую дату - 12 августа.

Теперь-то вопрос о том, какого числа праздник ВВС, кажется, решен. Но, нет.

Запутав окончательно народ, было принято решение утвердить третье воскресенье августа официальным Днем Военно-воздушных сил. Основанием для этого стала необходимость совмещения Дня основания российской авиации с выходным днем. Таким образом, правительство смогло найти консенсус, не забывая об исторических корнях.

Небольшая путаница

Некоторые не просто задаются вопросом даты празднования, а спрашивают: «Какого числа праздник ВВС, ПВО?»

Не стоит совмещать эти два великих события в одно. Несмотря на некую схожесть в датах, День ВВС, как мы выяснили, отмечается третьего воскресенья августа, а День Противовоздушной обороны - второго воскресенья апреля - праздники являются разными.

Ко всему прочему, торжество по случаю Дня ПВО более молодое. Первое участие в бою этих войск было ознаменовано началом Великой Отечественной войны. Именно за заслуги во время этого тяжелого для страны периода, войско было награждено своим собственным памятным днем.

Правда, и здесь не обошлось без смены дат. Изначально, отмечался 11 апреля, но уже в 1980 году был перенесен на второе воскресенье этого же месяца.

И все же различия между этими памятными датами сильнее, чем их сходство.

Заключение

Великие даты нашей Родины следует помнить, ведь этого история, борьба предков за ту жизнь, которую мы сейчас имеем.

Какого числа праздник ВВС, необходимо знать всем, этот праздник нужно отмечать, отдавая дань всем тем, кто боролся за наше мирное небо.

День создания армейской авиации России установлен в знак признания заслуг военных специалистов в обеспечении безопасности нашего государства. Этот праздник отмечают летчики, инженеры, конструкторы и многие другие специалисты.

Когда празднуется День армейской авиации в 2016 году?

Как отмечают День создания армейской авиации?

Как проходит празднование? В День создания армейской авиации России устраиваются военные смотры и показательные выступления. концерты художественной самодеятельности. Руководство вручает лучшим военным специалистам награды.

История и традиции Дня создания армейской авиации России

История и традиции этого армейского праздника таковы. В этот день в 1948 году в подмосковном Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами. Таким образом было положено начало армейской авиации как отдельному роду войск.

В 1990 году армейская авиация стала самостоятельным родом войск, в 2003 года была возвращена в подчинение ВВС России, а в 2010 году перешла в ведение Объединенных стратегических командований «Запад», «Центр», «Восток» и «Юг».

Первоначально она представляла собой вспомогательный род войск, в основном занимающийся перевозкой грузов, разведкой, созданием связи.

Сейчас задачами армейской авиации являются: поддержка сухопутных войск, выполнение важных оборонных, стратегических, разведывательных и боевых задач в горячих точках нашей страны и за рубежом.

В мирное время этот род войск поддерживает осуществление боевой подготовки сухопутных войск. Ни одно из военных учений в нашей стране не проводится без авиационного обеспечения, участия боевых и транспортных вертолетов.

В современный период в России основной техникой армейской авиации являются вертолеты. На ее вооружении числится несколько сотен видов вертолетов, преимущественно отечественных.

С каждым годом парк армейских вертолетов расширяется и модернизируется. Так, если в 2007 году было создано только 20 таких машин, то в 2013-м – более 120 каждой модификации.

Боевые вертолеты в современной России – это совершенные летательные аппараты высокой надежности и маневренности. Чтобы управлять такой воздушной техникой, от летчиков требуются немалые знания, мастерство и опыт.

День создания армейской авиации России призван способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы..

Статьи по теме: