Зимовка садовых растений. Как зимуют деревья

В спящем царстве чернолесья на первый взгляд деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек.
Легче всего узнать берёзу. Издали заметен стройный ствол дерева с тонкими, розовато-коричневыми веточками.

Белая кора дерева с красивыми чёрными штрихами — её называют берёстой — каждому известна. Белый цвет берёсты от особого белого вещества — бетулина. Названо это вещество в честь самой берёзы: на латинском языке берёзу называют бетула, от слова бить, сечь. В древности непослушных и ленивых учеников наказывали берёзовыми ветками. По виду бетулин как порошок: проведи рукой по берёсте — белый след на руке останется.

По свойству — как смола. Потому-то берёстой легко костёр разжигать.
Ольху узнать сложнее. Её серый ствол без ярких примет. Зато если найдёшь на веточках маленькие кругленькие шишечки, то не ошибёшься.

Из этих шишечек весной высыплется много семян.
Чаще всего в городе можно увидеть тополь. Ствол этого большого высокого дерева светло-серый. Веточку тополя можно определить по крупным шерстисто-пушистым почкам, покрытым крупными коричневым» чешуями. Почки на веточках расположены поочередно: одна справа другая повыше — слева, следующая — опять справа, и так до
самой верхушки ветки.
У ближайшей родственницы тополя — осины веточки похожи на тополиные. Узнать осину можно по гладкому и очень зелёному по сравнению с другими деревьями стволу. Он у этого дерева ровный и только в самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей. Кроме того, если тополя сажают вдоль городских улиц, то осина предпочитает расти I парках и лесах. Почки осины остренькие, и каждая сидит на высокой ножке, чуть в стороне от веточки.

Ясень зимой узнают по его плодам — жёлтым крылаткам. Всю зиму висят они на деревьях на радость птицам.
Клён свои крылатки — пропеллеры сбросил осенью, и его веточки можно узнать по характерному расположению почек. Почки у клёна чёрные или коричневые шарики, расположенные попарно друг против друга. Ветки у клёна прямые, крепкие. Недаром древние люди выделывали из клёна копья и рукоятки для оружия, за что и назвали «клён», то есть «острый», «сильный».
У липы ствол чёрный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Красиво смотрится он в аллеях парков.

Иногда зимой на веточках липы можно найти плоды — маленькие, круглые орешки, высохшие и почерневшие. Но обычно липа сбрасывает их на зиму. И тогда придётся обратить внимание на саму ветку. Ветка липы растёт зигзагами: почка справа — ветка растёт влево, почка слева — ветка растёт вправо, следующая почка справа — ветка слева... Сами почки небольшие, красно-коричневые, округлые, плотно сидящие на ветках.
Чтобы узнать зимой то или другое дерево, нам приходилось внимательно разглядывать и почки, и плодики на ветке, и кору. Зимний дуб не узнать невозможно. Ещё издали обращает он на себя внимание. Да и как не обратить, если вдруг зимой посреди чёрного леса увидишь дерево в неопавшей жёлтой листве! Могучий ствол, коряжистые толстые ветви, вся в глубоких морщинах кора и характерные листья дуба не дают спутать его ни с каким другим деревом. Он один из лиственных деревьев позволяет себе оставлять свой осенний наряд на зиму.

Даже веточка дуба и та приметна. Посмотри на почки: крепенькие, толстенькие, сгрудились они кучками сразу по нескольку на кончиках веток.

Вот чудеса в зимнем лесу: дуб с листьями стоит, а хвойное дерево — лиственница все хвоинки на зиму сбросила! Чёрные голые ветки растопырились в стороны. Только по оставшимся большим круглым шишкам сообразишь, что перед тобой хвойное дерево — лиственница. Теперь понятно, почему у неё такое странное название, ведь только лиственные деревья на зиму листву сбрасывают. Вот за сходство с ни получила она своё
имя.
То ли дело другие хвойные! Круглый год хвойный лес зеленый. Хвоинки — это тоже листочки, только необычной формы, как иголочки.
Вот ель. Мохнатые ветки ели похожи на большие лапы. Их и называют лапником. Снизу доверху укутывают они ствол лесной красавицы. Xвоинки-иголочки плотно-плотно сидят на веточках. Ни один зимний рисунок не обойдётся без ели. На концах веток висят большие, длинные шишки. В этих шишках семена. У хвойных растений семена созревают зимой. Высыпаются семена из шишек на снег и, подгоняемые ветром, скользят по снегу
наперегонки. Там, где остановятся, вырастут ёлочки. Красиво и торжественно выглядят ели, высаженные в городе.
Реже в городах встречается другое хвойное дерево — сосна. Это дерево любит чистый воздух, да и от самих сосен такой приятный а смолистый запах! Сосну узнать просто по высокому оранжевом или желтоватому стволу.

Нарядные сосновые леса так и называют — краснолесье. Ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. На веточках хвоя, но совсем не похожая на еловую. Иголочки собраны пучками на концах веток. Сами хвоинки длинные, и растут только по две хвоинки из одного места, как склеенные. Шишки тоже другие по форме чем у ели: большие, округлые, с круглыми чешуйками.

Где зимуют животные — известно. Одни в норах зимуют, другие засыпают в уютных берлогах, лежбищах. А как же растения? И нежной травке, и могучему дереву приходится готовиться к зиме задолго до ее наступления. Однолетние травы оставляют семена для продолжения рода. Многолетники с отмирающими надземными частями прячут глубоко в почву свои корневища, клубни и луковицы. Зимующие зелеными травы ждут первого снега, чтобы он накрыл их как одеялом до весны.

КОГДА РАСПУСКАЮТСЯ ПОЧКИ?

Некоторые растения продолжают развиваться и под снегом, выдвигая побеги и листья. Под толщей снега не страшны морозы и стужи. Интересно, что в лесу почва промерзает не всегда. Вот и получается, что зимой растения не только отдыхают, но и подготавливаются к весне.

Деревья с толстой корой относительно легко переносят зиму. Почки многих деревьев находятся высоко над землей, они защищены плотными чешуйками и стойко выдерживают низкие температуры. Наиболее слабо защищены молодые ветки, они могут подмерзать. В наиболее глубоком физиологическом покое пребывают молодые однолетние почки деревьев. До времени их не пробудят даже самые лучшие тепловые условия. Даже помещенные в помещение ветки не распускаются. А многолетние почки почти не впадают в покой и сразу могут тронуться в рост, как только попадают в теплые условия.

Устойчивость растений к низким температурам возможна благодаря внутриклеточным изменениям, и прежде всего их химическому составу.

Глубокий покой у деревьев и кустарников во второй половине зимы заканчивается. В это время почти любая живая ветка, помещенная в комнату, распускается.

ЗИМОВКА ХВОЙНЫХ

Почему не вымерзают даже в самые лютые морозы еловые и сосновые леса? Хотя длинные зимы суровы, но обильны влагой и снегом. Для корней ели и сосны как ватное одеяло — снег, который укутывает, только сверху влажную, лесную подстилку. Зеленая хвоя указывает на то, что и зимой эти деревья продолжают жить.

Хвоя сосны и ели промерзает насквозь сразу же после наступления сильных холодов. Для них опасен не мороз, а высыхание. Зимой корни и ствол дерева «не работают», и вода по растению не передвигается. Если вода начнет испарятся из хвоинки, то ее запас не пополнится. Как же хвоинки выживают?

Хвоинки покрыты особой тончайшей пленкой жироподобного вещества, кутикулой, которая не пропускает воду. Именно такой защитный слой и предохраняет хвоинки от потери влаги. Кроме того, на поверхности хвоинки (как и у других растений) имеются устьица — отверстия, через которые растения летом поглощают углекислый газ и испаряют воду. В зимние время все «устьица» закрываются и «запечатываются» воскоподобным веществом. Именно такая «двойная» защиты помогает хвоинкам не гибнуть даже в самые лютые морозы.

Сильный мороз сушит воздух. Корни деревьев зимой слабо подают воду, не успевая снабжать крайние веточки, поэтому зимний ветер губителен для обнаженных ветвей и побегов.

ЗИМОВКА ДРУГИХ РАСТЕНИЙ

В зимнее время разные растения ведут себя по-разному. Брусника, , вереск, плауны зимуют с зелеными листьями и побегами. Другие осенью отмирают, оставляя на зиму многолетние корневища (реже семена). Некоторые растения осенью сбрасывают листья и зимуют, подобно листопадным деревьям и кустарникам. Именно так ведет себя .

Вечнозеленые растения — , грушанка, зимолюбка, линнея северная — с блестящими кожистыми листьями. Благодаря таким листьям эти растения зимуют под снегом и весной выходят в таком же зеленом наряде.

ОТДЕЛЬНО ПРО ЗЕМЛЯНИКУ

Жизнь и строение дремлющего под снегом кустика очень сложны. У земляничного куста все готово, чтобы перенести суровую зиму. Каждый его зеленый лист не живет не больше месяца, остатки засохших листочков создают хорошую обертку для молоденьких листиков и укрывают верхушечную цветочную почку. Как только сходит снег перезимовавшие зеленые листья начинают работать: они помогают кусту раньше других ягодников порадовать нас ярко-красной спелой душистой земляникой.

И ещё на десерт: симпатичный видеоролик о красоте зимнего леса.

Морозова Марина Юрьевна

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цели: воспитывать у детей нравственные и этические чувства: любовь к природе родного края, умение видеть её красоту, понимать её, внимательное, бережное и гуманное отношение к каждому растению, к родной природе. Закреплять у детей представления о взаимодействии человека с природой, способах её охраны.

Закреплять у детей знания и преставления о деревьях, умение узнавать по строению ствола, цвету коры, расположению ветвей, семенам и плодам. Учить различать лиственные и хвойные деревья.

Планируемые результаты: проявляет любознательность и интерес; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции во время игр.

Предварительная работа.

Занятия на темы: «Лиственные деревья», «Хвойные деревья».

Целевые прогулки в парк в разное время года.

Наблюдения за изменениями, происходящими с деревьями в разное время года.

Художественное творчество детей.

Чтение художественных произведений о красоте родной природы.

Заучивание стихотворений о родной природе.

Рассматривание картин, репродукций русских художников: И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова.

Прослушивание музыкальных пьес П. Чайковского «Времена года».

Организованная деятельность детей.

Перед выходом на прогулку, в первой половине дня, познакомила детей со сказкой Н. Павловой «Зимняя пирушка». В сказке рассказывается о том, как зайчик искал в зимнем лесу деревья: берёзу, осину, дуб, липу, клён. Дети узнали, по каким признакам зайчик их находил, не смотря на то, что зимой на деревьях листьев нет.

После беседы по содержанию сказки, я предложила детям во время прогулки попробовать узнать деревья в зимнем убранстве на нашем участке.

На участке детского сада, во время прогулки обращаю внимание детей на окружающую природу – сегодня необыкновенно красиво, как в сказке – все деревья стоят в инее.






Какое сейчас время года?

Какие признаки вы можете назвать?

Какие деревья растут на нашем участке?

По каким признакам вы догадались?

Какие деревья растут у нас на территории детского сада?

Дети отвечают на вопросы.

Дидактическая игра «Назови части целого»: дети рассказывают о том, что у каждого дерева есть … корни, ствол, ветви, листья, плоды, крона, и для чего они нужны деревьям. Дети отвечают.

Дидактическая игра «Хитрые вопросы» (развивает у детей логическое мышление, связную речь, способствует формированию грамматического строя речи):

Во что превратится дерево без веток?

Во что превратится лес без деревьев?

Чего больше в лесу деревьев или берёз?

Что случится с нашей планетой Земля, если исчезнут все деревья?

Дети высказывают свои предположения и догадки.

Дидактическая игра «Что не так» (развивает у детей внимание, предлагаю вниманию детей предложения, вслушаться и сказать, что не так:

Под берёзой дети собирали шишки.

Деревья закачались, и подул ветер.

Осенью на деревьях набухают почки.

Дети отвечают на вопросы, объясняя, почему они так считают.

Обобщаю ответы детей: «У нас на участке действительно очень много деревьев – это и берёзы, и сирень, и клёны, и ясени, и рябины, и черёмуха, и ива, и ели. У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты вовсе стороны. Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.

Ствол дерева сверху покрыт корой, которая защищает его и от морозов, и от жарких солнечных лучей.

Ветви и листья образуют крону дерева.

Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя в атмосферу кислород. Не зря деревья называют зелёными лёгкими планеты.

Кислород выделяется листьями растений только на свету, поэтому и тянутся наши деревья вверх к солнышку».

Обращаю внимание детей на берёзы, которых на участке детского сада особенно много, подходим с детьми к одной из них, предлагаю детям описать берёзку, рассказать об отличительно цвете ствола, бересты, рассмотреть серёжки на ветвях.

Дети рассматривают берёзку, отвечают на вопросы.





Обобщаю ответы детей, рассказываю о том, что березы очень любят солнечный свет, простор, не боятся ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков, потому растут на открытых местах – на лесных опушках, и светлых полянках. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки, в них появляются и созревают к концу лета крылатые семена берёз. Спелые семена падают на землю и из них вырастают юные берёзки.

Т. А. Шорыгина «Берёза»:

Берёза белый сарафан надела,

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша, словно девица – душа!

С. Есенин «БЕРЁЗА».

Предлагаю детям пройти по участку и найти дерево, которое отличалось бы не только от берёзы, но и от других лиственных деревьев.

Загадки:

«Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять – и встретим.

Стоит колючая как ёж,

Зимою в платье летнем»;

«Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год».

Дети подходят к маленькой ёлочке.



Дидактическая игра «Подскажи словечко» (игра способствует развитию логического мышления у детей):

Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно… (ёлки).

Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка… (тоже).

Вопросы к детям:

Чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев?

Что у них общего?



Дети отвечают.

Обобщая ответы детей, рассказываю: «Ели – высокие могучие деревья. Они достигают 10 метров высоты. Растут ели очень медленно, но живут долго – 500 – 600 лет. Ветви и стволы елей – замшелые, смолистые, зеленовато – серого цвета. Про ели, как и про сосны, говорят: «Зимой и летом одним цветом». Ведь это хвойное дерево в любое время года остаётся зелёным, а хвоинки не опадают с него 5 -7 лет. Весной хвоя на елях становится ярко – зелёной, а на концах еловых веток появляются маленькие, величиной с напёрсток, шишечки. К концу лета на елях вырастают крупные смолистые шишки. Внутри шишек прячутся крылатые семена. Выпавшие из шишек семена медленно падают, ветер кружит их, и они улетают далеко от дерева. Медведь и белочка, клёст и дятел любят вкусные и питательные еловые семена. Ель теневынослива, она любит влажную землю, в сухих местах не растёт».

Во время наблюдения в своих ответах ребята старались использовать образные выражения: «Стоят белоствольные берёзки стройные, белые и нежные!»; «Веточки у ёлочки маленькие и пушистые, иголочки тоненькие и нежные».

В заключение наблюдений рассказываю детям, что после сильного снегопада ветки деревьев гнутся под тяжестью снега и могут сломаться. Предлагаю детям стряхнуть, где возможно, снег с деревьев и кустарников, чтобы сохранить их невредимыми, собрать снег ближе к стволам деревьев и кустарников. Напоминаю, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников особенно хрупкие. Такая работа оказывает положительное влияние на воспитание эмоционально – гуманных чувств дошкольников.

В заключение наблюдения обращаюсь к детям:

«Природа дарит нам волшебную красоту, деревья дают тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей.

Любите и берегите наших зелёных друзей, таких могучих и щедрых, но таких беззащитных!»

Предлагаю детям вспомнить и рассказать, семенами с каких деревьев питаются зимой птицы. Дети рассказывают, что снегири и свиристели любят ягоды рябины и ясеня, клесты питаются зимой семенами еловых шишек. Вместе с детьми подходим к кормушке и оставляем корм для птиц.



19.08.2015 2828 0

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Оборудование: пакетики, ведерко, лопатка.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы проведем урок-экскурсию в зимний парк. Послушайте, как Виталий Бианки говорит о зиме:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и задумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

– А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом? (Под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы.)

– А остались ли на дне «снежного моря» травы? Об этом мы узнаем сегодня.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

1. Б е с е д а «Как зимуют травы».

– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.

А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают себя: «Ну что же, так уж положено природой!»

Как мало мы ещё знаем природу!

Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.

По возможности учитель показывает ученикам, как зимуют многолетние растения: турецкая гвоздика, ирисы, флоксы. Раскопав снег лопаточкой, ученики находят зеленые побеги этих растений.

Если есть возможность, можно раскопать снег в саду или в огороде. Открытием для ребят станет то, что «на дне снежного моря» зеленеют земляника, одуванчик, подорожник, щавель, кошачья лапка, лютик едкий.

– Почему у трав зеленые листья не погибают в зимнюю стужу?

Потому, что под снегом не бывает сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Если есть возможность, то учитель знакомит с формой зимовки однолетних растений на примере озимых.

– Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и к концу лета принесет урожай.

2. Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья».

– Какие кустарники и деревья растут в нашем парке?

– Как вы думаете, живы ли эти растения?

– Найдите и соберите оставшиеся семена кустарников и деревьев. Чтобы убедиться, живы ли эти растения, мы посадим их семена в горшочек с землей.

– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как они выглядят? Есть ли на них листья?

– Засыпаны ли они снегом?

– Может ли мороз убить дерево?

– Если дерево промерзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно умрет. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью – молоденьких.

– Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?

– Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал) дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливей; сок дерева еще более густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести-четыреста раз слабее, чем летом.

Учитель читает рассказ В. Бианки «Лес зимой».

«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти… погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой – вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями... Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа...»

– Остаются ли деревья на зиму без листьев? (Хвойные деревья остаются на зиму с листьями-хвоинками. А лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву в период листопада.)

Учитель показывает почки на лиственных деревьях и кустарниках.

– Будущие листья спрятаны зимой в этих почках.

– А как человек может помочь деревьям зимой? (Засыпать приствольные круги снегом.)

3. З а н и м а т е л ь н а я с т р а н и ч к а.

Если позволяет погода, учитель может провести мини-викторину о зимнем времени года.

В о п р о с ы:

1) Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, изморозь, оттепель.)

2) Что происходит в зимнее время с лиственными деревьями? (Сбросив листву, они засыпают.)

3) А почему не засыпают хвойные деревья? (Смола мешает промораживанию ствола, и в нем сохраняются соки.)

4) А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются лучи снежинок.)

5) Какое хвойное растение является чемпионом по выделению фитонцидов? (Можжевельник.)

– Один гектар можжевельника выделяет 30 кг фитонцидов в сутки. Этим количеством можно уничтожить всех микробов в большом городе.

6) О чем беспокоятся рыбы подо льдом? (Рыбы боятся задохнуться подо льдом. Необходимо делать лунки.)

7) Где зимой прячутся тетерева? (Под снегом.)

8) Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Зимой мало корма в лесу.)

9) Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Нет.)

10) Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, пещерах.)

11) Все ли зайцы белы зимой? (Русаки остаются серыми.)

12) Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест.)

13) Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

14) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

15) С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

16) В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

17) В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

18) С какого числа начинается астрономическая зима и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

19) Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

20) Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

21) Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

22) Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Учитель подводит итог игры.

III. Итог экскурсии.

– Какие подарки готовит нам каждый год зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)

– Как зимуют травы?

– Как зимуют деревья и кустарники?

– Как может человек помочь перезимовать растен

В этом материале попытаемся ответить сразу на несколько вопросов.

Почему у разных растений такие разные почки, как зимуют растения и как помочь им пережить холода и морозы…

Для начала немного биологии за 6 класс. Почка растения это маленький зачаток побега, который в ходе вегетации и роста постепенном, минуя несколько стадий, разовьется в стебель (если речь идет о вегетативной почке) или в цветок (если почка цветковая, цветочная – еще их называют генеративными).

Почки разделяются на боковые и верхушечные .

При наступлении холодного времени года и приходу зимы, те почки, что образовались на побегах переходят в состояние покоя. Садоводы называют такие почки «уснувшими» или «зимующими».

При внимательном анализе почек у разных кустарников или деревьев легко обнаружить что они очень сильно, я бы даже сказал разительно отличаются друг от друга.

На большинстве территории России растения с почками закладывают их закрытыми в жесткие и плотные чешуйки, без таких чешуек обходятся единицы одревесневших растений и используют вместо них густое опушение. Голые почки можно обнаружить только или у комнатных растений или у деревьев и кустарников из тропиков или субтропиков.

Надо сразу сказать, что чешуйки от морозов почки не спасут. Главная их задача это предотвратить зимнее иссушение почки в результате испарения влаги с поверхности, и в какой то степени уменьшить влияние перепадов температуры на почку растения.

Природа, чтобы ни скрывалось под эти могущественным и широким понятием, мудра – она наделила почки множеством защитных природных механизмов позволяющих противостоять им неблагоприятным условиям.

Так чешуйки могут быть плотными, иметь, тверды слой похожий на пробку, или как уже было сказано быть опушенными или покрытыми смолистыми веществами (у большинства хвойных растений).

Морозы в саду пора испытаний.

Наиболее сильно страдают растения в саду в период, когда зима уже заканчивается и в начале весны – в этот момент они наиболее истощены, так как осенью они за теплый сезон накопили в себе массу полезных веществ, всевозможные сахара, жиры, крахмал и т.п. и могут противостоять морозам более эффективно.

А вот в пору пробуждения после зимовки эти запасы уже истощились, к тому же за зиму дерево (кустарник) потеряло много влаги и поэтому их морозоустойчивость снижается в разы (вы и сами сможете вспомнить случаи, когда при наступлении осенних заморозков деревья их легко пережили, а при весенних заморозках с такой же температурой очень пострадали).

Еще один враг садовых деревьев и кустарников в период пробуждения после зимовки – весенне-зимнее вымокание и отпревание, которое может произойти во время сильных оттепелей.

Ну и конечно страшны, как уже было отмечено выше, весенние заморозки, особенно страшны для сада заморозки поздней весной

Наиболее частые повреждения деревьев в саду после зимы – как помочь и бороться с этими проблемами?

Чаще всего после зимы Вы в саду можете столкнутся со следующими повреждениями деревьев и кустарников:

  1. Морозобоины и морозобойные трещины
  2. Ожоги коры
  3. Ожоги хвои
  4. Зимнее иссушение
  5. Зимнее обледенение

В конце зимы и ранней весной зачастую может произойти такая неприятная вещь как «физиологическая засуха » (некоторые дачники называют ее «зимняя сушь»).

Такая засуха это не что иное как крайнее обезвоживание кустарников и деревьев в саду, и засыхание в тех условиях когда корневая система под землей не получает воды – она ведь замерзла.

Больше всего страдают от этого хвойные, в том числе и , а также вечнозеленые лиственные растения, отдающие через процесс испарения больше влаги, нежели получают из земли.

Зимнее обледенение также очень опасно для деревьев в саду.

Оно может быть как частичным (чаще верховым (например, туман сменился быстро на мороз)), но может быть и полным – например, в результате выпадения ледяного дождя и ветра (то что происходит в этом году).

В таких условиях лучший друг всех растений (и не только кустарников и садовых деревьев) это снег! Поэтому так в последнее время стало популярно прибегать к снегозадержанию на участках – я сам каждый год таскаю снег на участок – и на огород и в сад и даже на газон – так даже тот же газон растет в разы лучше весной, чем на тех местах куда снег не сыпал и даже в сильную засуху проплешин на газоне не появляется – проверено).

Как бороться с морозобоинами и ожогом коры у дерева (деревьев)

Самый простой способ и мера борьбы с морозобоинами на деревьях это их побелка любыми подходящими составами. Также можно применить такую меру борьбы как заматывание их любыми тканевыми утеплителями.

Рецепт для брьбы с морозобоинами (защиты деревьев от них)

Сделайте побелку для защиты деревьев от растрескивания коры. В 10 л воды разведите 1 килограмм извести, 2 кило коровяка, 2 килограмма глины, 60 граммов дегтярного мыла, 2 ст. л. канцелярского клея и 6 мл препарата «Эпин». Также добавьте 1 таблетку гетероаук-сина, чтобы ускорить заживление ран. Все компоненты тщательно перемешайте. Обмазать средством необходимо все крупные ветки и штамб дерева. Так ваши яблони и груши во время оттепелей не пострадают от морозобоин.

Для ухода за молодым садом зимой, основания молодых деревьев и саженцев можно укрыть лапником, или капроном для защиты от мышей, крыс, зайцев и других «друзей».

А чтобы уберечь растения от поздних заморозков можно просто вокруг них утоптать снег. Будет еще лучше если приствольные круги еще осенью, перед этим, замульчируете первый раз а второй раз после выпадения снега и его, чтобы он медленнее таял и защищал своим покровом дерево или молодой саженец.

Полив весной для поврежденных зимой деревьев обязателен – приствольные круги не должны пересыхать у них вообще.

Ягодные кустарники (верхушки , смородины, т.п.) можно обрызгать горячей водой это поможет им ускорить вегетацию и быстрее отойти от морозов.

Не медлите после зимы и с некорневым внесением подкормок – эффективны в этот период и гумат натрия и калия.

Чтобы увеличит зимостойкость растений, и снизить степень вреда от морозов не позже первых чисел августа прекратите внесение азотных удобрений и уменьшите осенний полив (увеличить его нужно будет позже и произвести так называемый влагозарядковый полив).

Зато следует увеличить подкормку фосфорными, и особенно калийными удобрениями в первые осенние недели.

Статьи по теме: