Дыхание моллюсков. Урок «Тип Моллюски. Общая характеристика типа

Урок по теме « Общая характеристика типа моллюски».

Цели урока: Образовательные
1Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

2Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

Воспитательные:

1Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
Развивающие:

1Умение применять информационные технологии.

2Умение сравнить биологические объекты.

3Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Оборудование:

Презентация “Тип Моллюски”

Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

Компьютеры, мультимедийный проектор.

Экран.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

II. Актуализация знаний.

На последнем уроке мы с вами познакомились с представителями типа Кольчатые черви. И сейчас мы выясним, как вы усвоили эту тему в тестовой форме. Работа состоит из 2 вариантов, в каждом варианте по 5 вопросов, вы выбираете один правильный ответ. Работа на 5 минут..
3.Изучение нового материала. Вступительное слово учителя Демонстрация слайдов №1, №2.

I .Общая характеристика Моллюсков. Запись в тетрадях.
1. Несегментированное тело

2. Вторичная полость

3. Тело - голова (ротовое отверстие, щупальца, глаза) + туловище (образует мантию) + нога

4. Мант ийная полость находится между туловищем и мантией
5. Раковина – 3 слоя: роговой, известковый, перламутровый. Раковина – цельная и двустворчатая.

6. Произошли от кольчатых червей

7.ротовое отверстие + глотка (тёрка и слюнные железы с ядом(у хищников) +пищевод + желудок + печень + кишка + анальное отверстие.

8.Дыхание - жабры у водных или легкие у наземных

9.Кровеносная система - незамкнутая, есть сердце (3 отдела).

10.Органы выделения - почки

11.Нервная система - узловой тип.

12.Размножение - раздельнополые и гермафродиты.

13.Оплодотворение - наружное или внутреннее Слайд №3 и №4.

Знакомство с внешним строением моллюсков. Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.

Раковина состоит из трех слоев:

1. рогового (наружного),

2. фарфорового,

3. перламутрового (внутреннего).

Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.

Я вам принесла посмотреть коллекцию раковин. Давайте вместе посмотрим.

Под раковиной находится кожная складка –мантия. Края мантии плотно прилегают к раковине и выделяют вещества, из которых она образуется. Между мантией и телом образуется полость, называемая мантийной. Слайд №8.
Внутреннее строение моллюсков:
Слайд №9. Затем ученики вместе с учителем знакомятся с пищеварительной, кровеносной и нервной системами Соответственно по слаидам № 10, 11,12
. Дыхательная :Моллюски, живущие в воде, дышат жабрами, а наземные – мешкообразными легкими.

Кровеносная: незамкнутая, есть сердце, состоящее из 2 камер: желудочка и предсердия, и сосуды.

Нервная: три пары нервных узлов с отходящими нервами.

Выделительная: почки (одна или две).

Пищеварительная : ротовая полость со слюнными железами - глотка – пищевод-желудок – печень-кишка

III.Закрепление.

А сейчас мы закрепим с вами полученные знания, выполнив практическую работу:

Практическая работа: «Особенности строения раковин моллюсков»

1. Рассмотрите раковину
а) определите её форму, окраску;
б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;
в) сосчитайте число оборотов раковины;
г) попробуйте определить прочность раковины.
Далее учащиеся работают со слайдом №16 .Называют по очереди все органы и системы моллюсков, используя рисунок учебника.
Далее по слайду №17 проверяем знания учащихся.Они в тетрадях отвечают Да или нет. Взаимопроверка.
«Верю- не верю»
1. Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.

2. Раковина состоит из рогоподобного вещества.

3. Тело моллюсков покрыто мантией.

4. Кровеносная система отсутствует.

5. Нервная система лестничного типа.

6. Тело прудовика состоит из ноги, туловища и головы.
7. Все моллюски имеют раковину. Проверка Слайд №18.
Выставление оценок.
Домашнее задание с.134-136.Рис с.137 в тетради.


Характеристика типа Моллюски, или мягкотелые, объединяют около 130 тыс. видов животных, обитающих в пресной и соленой воде, ряд видов приспособились к жизни на суше. Первичноротые, вторичнополостные животные. Животные типа объединяются в несколько классов: класс Брюхоногие (Gastropoda), класс Двустворчатые (Bivalvia), класс Головоногие (Cephalopoda). Для животных этого типа характерны следующие морфофизиологические особенности: Внешнее строение. Двусторонне-симметричные животные, но некоторые виды становятся асимметричными из за спирального закручивания тела.


Характеристика типа Метамерия сохраняется только у ряда примитивных видов, у остальных образуется несегментированное тело, состоящее у большинства из головы, туловища и ноги; Вторичнополостные животные, в полостях целома находятся сердце и гонады. Туловище образует мантию, в мантийной полости находятся органы дыхания, в нее открываются выделительная, половая и пищеварительные системы;



Характеристика типа На голове (отсутствует у двустворчатых) находятся ротовое отверстие и органы чувств. Сильно утолщенная брюшная сторона образует различные типы ног. Нога, как орган передвижения, может иметь различную форму: у плавающих форм превращается в широкие лопасти или в жгуты "руки", у ползающих в плоскую подошву или клиновидную ногу.


Характеристика типа Полость тела. Внутренние органы находятся внутри тела в паренхиме, но имеются полости, заполненные жидкостью. Вторичная полость частично редуцировалась, в остатках целома находится сердце (в перикарде) и половые железы (в полости гонад).





Характеристика типа Кровеносная система незамкнутая, имеется сердце, состоящее из желудочка и предсердий, иногда появляются дополнительные сердца. Дыхательная система. У большинства видов представлена жабрами, у наземных представителей и у форм, вторично перешедших к водному образу жизни легкими. Жабры и легкие видоизмененные участки мантии, в которых очень много кровеносных сосудов. Кровеносная система головоногого моллюска


Характеристика типа Выделительная система. Почки, представляющие собой видоизмененные метанефридии. Каналец каждой почки начинается воронкой в околосердечной сумке (в целомической полости), а другим концом открывается в мантийную полость. Размножение. Многие моллюски раздельнополы, но встречаются и гермафродиты. Развитие прямое или с превращением, личинка у низших трохофора, у большинства остальных личинка велигер. Филогения. Появились моллюски в конце протерозойской эры от неспециализированной группы многощетинковых червей.


Характеристика типа Основные ароморфозы, которые привели к появлению типа Моллюски, следующие: 1.Сегменты сливаются в небольшое количество отделов тела, каждый из которых обеспечивает определенные функции. 2.Произошла дальнейшая концентрация нервной системы образование крупных нервных узлов в различных отделах тела. 3.Появилось сердце, увеличившее скорость кровообращения, что существенно повысило интенсивность метаболических процессов.


Характеристика типа 4.Возникли пищеварительные железы, обеспечившие более быстрое и полное переваривание пищи Образовались раковины, выполняющие функции наружного или внутреннего скелета и защищающие моллюсков.


Класс Двустворчатые (Bivalvia). В этот класс объединяют малоподвижных морских и пресноводных моллюсков, тело которых заключено в раковину, состоящую из двух створок. Типичным обитателем дна пресных водоемов является беззубка (Аnodonta cygnea). На спинной стороне створки соединяются с помощью эластичной связки (лигамента), или с помощью замка. Закрываются створки при помощи двух мышц замыкателей. Голова не обособлена. Нога клиновидной формы, у прикрепленных моллюсков (устрица) нога редуцируется. Передвигаются двустворчатые медленно, обычно выдвигая ногу, а затем подтягивая к ней все тело.


Класс Двустворчатые (Bivalvia). Тело покрыто мантией, которая свешивается с боков виде складок. На спинной стороне мантия срастается с телом моллюска. Нередко свободные края мантии срастаются, оставляя отверстия сифоны для ввода и вывода воды из мантийной полости. Внешним эпителием мантии образуются створки раковины. Наружный слой раковины состоит из органического вещества; средний слой образован из углекислой извести и имеет наибольшую толщину. Внутренний слой перламутровый.





По обеим сторонам ноги у большинства видов расположены по две пластинчатые жабры. Жабры, а также внутренняя поверхность мантии, снабжены ресничками, движением которых создается ток воды. Через нижний (вводной, или жаберный) сифон вода попадает в мантийную полость, выводится вода через выводной (клоакальный) сифон, расположенный сверху.


Класс Двустворчатые (Bivalvia). Пищеварительная система. Пищевые частицы, попавшие в мантийную полость, склеиваются и отправляются в ротовое отверстие моллюска, находящееся у основания ноги. Пища из ротовой полости попадает в пищевод, открывающийся в желудок. Средняя кишка делает несколько изгибов в основании ноги, затем переходит в заднюю кишку, которая заканчивается порошицей. Печень имеет крупные размеры и со всех сторон окружает желудок.


Класс Двустворчатые (Bivalvia). Нервная система двустворчатых моллюсков представлена тремя парами ганглиев, которые связаны нервными тяжами комиссурами. Первая пара ганглиев находится около пищевода, вторая в ноге и третья под задним мускулом замыкателем раковины. От узлов отходят нервы к различным органам. Органы чувств развиты слабо, имеются специальные клетки, обеспечивающие кожную чувствительность, имеются органы равновесия статоцисты, органы химического чувства.


Класс Двустворчатые (Bivalvia). Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и сосудов, сердце трехкамерное, имеет два предсердия и один желудочек. Кровь из желудочка выходит в переднюю и заднюю аорты, которые распадаются на мелкие артерии, затем кровь выливается в лакуны и направляется через жаберные сосуды в жабры. Окисленная кровь по выносящим жаберным сосудам попадает от каждой стороны тела в свое предсердие и общий желудочек.


Класс Двустворчатые (Bivalvia). Органы выделения представлены двумя почками, лежащими под сердцем. Каждая из них начинается в полости перикарда воронкой, выстланной мерцательным эпителием. Мочеточники открываются в мантийную полость. Размножение. Большинство двустворчатых моллюсков раздельнополы. Семенники и яичники парные. Половые протоки открываются в мантийную полость. Оплодотворение наружное, у пресноводных форм в мантийной полости, куда сперматозоиды проникают через жаберный сифон.


Класс Двустворчатые (Bivalvia). Личинки пресноводных моллюсков (беззубок и перловиц), называются глохидиями, имеют двустворчатую раковинку с зазубренными шипами на краях и липкой биссусной нитью. Когда над беззубкой проплывает рыба, моллюск выталкивает через выводной сифон личинок в окружающую воду. При помощи биссусной нити и шиповатых створок глохидии прикрепляются к коже рыбы. Вокруг личинки образуется небольшая опухоль, внутри которой глохидий питается за счет хозяина и в течение нескольких недель превращается в миниатюрного моллюска.






Морских жемчужниц Тихого и Индийского океанов используют для добычи жемчуга: песчинки, попадая в мантийную полость, окружаются слоями перламутра, превращаясь в жемчуг. Самые крупные из двустворчатых моллюсков гигантские тридакны, масса которых достигает полутонны, длина до 2 м.


Класс Двустворчатые (Bivalvia). Существуют и вредные для человека представители двустворчатых моллюсков: дрейссена, корабельный червь тередо. Дрейссены прикрепляются биссуссными нитями к подводным предметам и, размножаясь в больших количествах, нарушают работу гидротехнических сооружений. Тередо червеобразный моллюск до 10 см длиной, с раковиной, редуцированной до двух маленьких пластиночек.


Класс Двустворчатые (Bivalvia). В деревянных подводных предметах тередо проделывает многочисленные ходы, сверлит дерево и глотает опилки. Переваривание древесины осуществляют бактерии симбионты. В результате его деятельности дерево становится похожим на губку. В тех местах, где двустворчатых (пластинчатожаберных) особенно много, эти моллюски становятся мощными естественными очистителями воды (биофильтраторами).





1.К типу Моллюски принадлежит около (_) видов. 2.Тело большинства моллюсков разделено на отделы – (_). 3.Туловище моллюсков окружено кожной складкой – (_), 4.Между туловищем и мантией находится (_) полость. 5.Вторичная полость у взрослых животных сохраняется в виде (_) и полости (_). 6.Для пищеварительной системы многих видов характерно наличие в ротовой полости (_), в желудок открываются протоки пищеварительной железы – (_). 7.У большинства моллюсков органами дыхания являются (_), лежащие в мантийной полости. 8.Наземные моллюски дышат видоизменением мантийной полости – (_). 9.Кровеносная система у моллюсков (_). 10.В крови некоторых моллюсков находится не железо, а (_) или (_). 11.Нервная система (_) типа. 12.Данные эмбриологии указывают на родство моллюсков с (_).





Животные этого класса обитают в морских и пресных водоемах, многие живут на суше. Характерной чертой является асимметричность строения. Раковина и туловище брюхоногих спирально закручены. У животных, плавающих в толще воды морей, раковина в той или иной мере редуцирована. Она отсутствует также у наземных слизней, прячущихся на день в норки.


Класс Брюхоногие (Gastropoda). Раковина состоит из двух слоев: тонкого органического наружного слоя и фарфоровидного известкового слоя. Тело состоит из трех отделов: головы, туловища и ноги. На голове находятся 1–2 пары щупалец, хорошо развитые глаза, которые нередко помещаются на вершине щупалец; нога обычно широкая с плоской подошвой, туловище спирально закручено. Мантия образует раковину, которая на вершине слепо замкнута, на другом конце имеется отверстие устье, из которого выступают голова и нога животного.





Класс Брюхоногие (Gastropoda). В глотке находится подвижный язычок, который одет роговой кутикулой с зубчиками радулой. Это терка для соскабливания мягких частей растений, состоящая из роговых зубчиков. Кроме того, имеются «челюсти», роговые утолщения кутикулы. Есть слюнные железы. У некоторых хищных брюхоногих содержание соляной кислоты в секрете слюнных желез достигает 4 %.


Класс Брюхоногие (Gastropoda). Кислый секрет нужен этим хищникам для растворения раковин других моллюсков или панцирей иглокожих, которыми они питаются. Средняя кишка образует желудок, в который открывается печень. Секреты печени растворяют углеводы, кроме этого, печень способна к всасыванию пищи. Средняя кишка делает одну или несколько петель. Задняя кишка у большинства брюхоногих проходит через желудочек сердца.


Класс Брюхоногие (Gastropoda). Органы дыхания у большинства брюхоногих представлены жабрами. У наземных брюхоногих орган дыхания легкое. Участок мантийной полости у них обособляется и открывается наружу самостоятельным отверстием. Это так называемая легочная полость, в стенках которой расположены многочисленные кровеносные сосуды. Легкое сохранилось в виде дыхательного органа у вторично-водных моллюсков (прудовики, катушки). Такие моллюски дышат воздухом, периодически поднимаясь к поверхности и набирая воздух в легкое.


Класс Брюхоногие (Gastropoda). В кровеносной системе находится сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий; у ряда видов, например, у большого прудовика, в связи с асимметрией тела одно предсердие редуцируется. От сердца кровь течет по аорте, которая делится на более мелкие артерии и попадает в мелкие лакуны. Кровь отдает кислород и собирается в венозные лакуны, откуда попадает в кровеносные сосуды, несущие кровь к органам дыхания (в легкое или жабры) и, окислившись, возвращается в сердце.


Класс Брюхоногие (Gastropoda). Кровь чаще всего бесцветна и содержит амебоциты. Иногда в крови присутствует вещество, близкое к гемоглобину, у некоторых гемоцианин, пигмент, содержащий медь и связывающий кислород в небольших количествах. В выделительной системе большого прудовика сохраняется только одна почка. Одним концом, имеющим ресничную воронку, она сообщается с полостью перикарда, другим открывается в мантийную полость рядом с анальным отверстием.


Класс Брюхоногие (Gastropoda). Большой прудовик гермафродит, оплодотворение перекрестное. Откладывает яйца в виде слизистых шнуров. Развитие прямое, без личиночной стадии. Прудовик малый является промежуточным хозяином печеночного сосальщика. Виноградная улитка наземный брюхоногий моллюск южных и западных районов СНГ. Объедая почки и листья виноградной лозы, наносит вред виноградникам. В ряде стран Европы используется в пищу. Слизни имеют вытянутое, лишенное раковины, покрытое слизью тело. Полевые слизни повреждают озимые посевы, капусту, свеклу, табак, клевер и многие другие культуры. Повторение Укажите правильные варианты ответов: **Тест 1. Для пищеварительной системы прудовика характерны: 1.Во рту имеется радула. 2.В желудок открываются протоки пищеварительной железы – печени. 3.В кишечник открываются протоки поджелудочной железы. 4.Кишечник проходит сквозь желудочек сердца. **Тест 2. Для дыхательной системы прудовика характерны: 1.Большой прудовик дышит поверхностью тела. 2.Большой прудовик живет в воде и дышит жабрами. 3.Жабры находятся в мантийной полости. 4.Большой прудовик дышит с помощью одного легкого. 5.Мантийная полость становится легочной полостью. 6.Большой прудовик дышит с помощью двух легких.


Повторение **Тест 3. В кровеносной системе прудовика: 1.Кровеносная система замкнутая. 2.Кровеносная система незамкнутая. 3.В сердце попадает артериальная кровь. 4.В сердце попадает венозная кровь. 5.Сердце двукамерное, состоит из предсердия и желудочка. 6.Сердце трехкамерное, состоит из двух предсердий и желудочка. 7.Кровь от сердца течет по артериям. 8.Кровь от сердца течет по венам. **Тест 4. Выделительная система имеет следующие особенности: 1.Имеются две почки. 2.Сохранилась одна, левая почка. 3.Одним концом с широкой реснитчатой воронкой почка сообщается с околосердечной сумкой, другой конец открывается в мантийную полость. 4.Выделительная система представлена анальным отверстием.


Повторение **Тест 5. Нервная система и органы чувств прудовика: 1.Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом с развитыми надглоточным и подглоточным узлами и брюшной нервной цепочкой. 2.Нервная система разбросанно-узлового типа, состоит из нервных узлов, соединенных нервными перемычками. 3.Нервная система диффузного типа. 4.Глаза находятся на вершинах щупалец. 5.Глаза расположены у основания щупалец. 6.Есть органы равновесия. **Тест 6. Для половой системы и размножения брюхоногих моллюсков характерно: 1.Большие прудовики – гермафродитные организмы. 2.Из оплодотворенных яиц большого прудовика развиваются личинки – глохидии. 3.Из оплодотворенных яиц большого прудовика развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых особей. 4.Из яиц морских брюхоногих моллюсков развивается личинка – парусник, ведущая планктонный образ жизни.

Урок биологии в 7 классе. «_____»_____________________ 20____ г.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа.

Цель. Способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.

Задачи.

Образовательные: познакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: продолжить формирования бережного отношения к живой природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты.

Предметные.

Учащиеся должны знать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни и биологическое значение.

Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»

Метапредметные.

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Познавательные УУД Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие

Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)

Личностные.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования

Ход урока.

Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами, послушав интересные факты. (слайд 1)

1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.

2. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.

3. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.

4. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.

5. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг - первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.

Про каких животных говорится?

(Моллюски) (слайд 2,3)

Моллюски - от латинского слова «molluskus», что в переводе означает - мягкий. И Действительно тело этих животных очень мягкое. Есть даже целая наука, которая занимается изучением этих животных - малакология.

Изучение новой темы.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд 4)

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

Моллюски - трёхслойные двустороннесимметричные животные. Однако у некоторых моллюсков, например, у катушки, прудовика, в связи со смещением внутренних органов, тело асимметрично. (слайд 5)

Тело моллюсков подразделяется на голову, туловище и ногу. У некоторых моллюсков отсутствуют голова или нога. Нога представляет собой непарный вырост брюшной стенки тела. У некоторых двустворчатых моллюсков нога отсутствует, например у мидий.

У головоногих моллюсков нога преобразована в щупальца.

Кожная складка вокруг туловища образует мантию. Между мантией и туловищем имеется пространство - мантийная полость.

Тело большинства моллюсков прикрыто раковиной.

Снаружи раковина покрыта рогоподобным веществом, а изнутри перламутром и состоит из углекислого кальция.

Наука, изучающая раковины моллюсков — конхиология.

У таких моллюсков как кальмары, осьминоги, корабельный червь раковина отсутствует. (слайд 6)

Внутреннее строение моллюсков сходно с другими изученными беспозвоночными животными, но имеет и свои особенности.

Например, в процессе индивидуального развития у моллюсков вторичная полость тела, подвергается редукции, образуя остатки целома, окружая сердце и половые железы.

(слайд 7) Пищеварительная система моллюсков состоит из передней, средней и задней кишки.

У многих моллюсков в глотке имеется радула или тёрка с зубчиками, с помощью которой измельчается пища.

Глотка переходит в пищевод, который переходит в желудок. Далее расположен кишечник. В пищеварительной системе имеются пищеварительные железы - слюнные, печень. У моллюсков, питающихся взвешенными частицами, например у мидии, в пищеварительной системе отсутствуют глотка, тёрка и слюнные железы.

(слайд 8) Кровеносная система у представителей типа незамкнутая. Кровь незамкнутой кровеносной системы движется между внутренними органами. Сердце моллюсков состоит из предсердия и желудочков.

(слайд 9) Дыхательная система беззубки состоит из жабр, а виноградной улитки из лёгкого.

Почему у этих моллюсков разные органы дыхания? Различие в органах дыхания зависит от среды обитания моллюска. Виноградная улитка обитает в наземно-воздушной среде, а беззубка - в водной.

(слайд 10) Нервная система у моллюсков узловая: три пары нервных узлов с отходящими нервами. Наиболее сложное строение нервной системы у Головоногих моллюсков.

(слайд 11) Выделительная система усложняется по сравнению с кольчатыми червями.

Она образована парными почками, соединенными с околосердечной сумкой.

(слайд 12) Развитие органов чувств связано с образом жизни моллюска. У быстро плавающих моллюсков хорошо развиты глаза.

У кальмаров и осьминогов строение глаза схоже с глазом млекопитающего животного.

У моллюсков развиты органы химического чувства, равновесия и осязания.

Размножение.

Большинство моллюсков - раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие - гермафродиты.

Оплодотворение - наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

Развитие : прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

Первичное закрепление знаний.

(слайд 13)

Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

Задание:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

в) найдите выпуклую часть раковины - вершину;

г) найдите изогнутые линии - годичные кольца;

д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите вершину раковины и отверстие - устье;

в) сосчитайте число оборотов раковины;

г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

Форма.

Окраска.

Наличие годичных колец на раковине.

Наличие оборотов на раковине.

Прочность раковины.

Значение раковины.

Блиц- опрос. (слайд 14,15,16)

1. Среда обитания моллюсков:

Моря, пресные водоёмы, суша.

2. Симметрия тела большинства моллюсков:

Двустронняя.

3. Тело большинства моллюсков защищено:

Раковиной.

4. Тело покрыто кожной складкой:

Мантией.

5. Между телом и мантией находится:

Мантийная полость.

6. Тело большинства моллюсков состоит из:

Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.

7. Кровеносная система:

Незамкнутая.

8. Органы дыхания:

Лёгкое или жабры.

9. В пищеварительной системе появляются органы:

Радула (тёрка), печень, слюнные железы.

10. Органы выделения:

Почки.

11. Нервная система:

Нервные узлы, нервные стволы, нервы.

12. Органы чувств:

Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.

13. По способу размножения моллюски:

Раздельнополые и гермафродиты.

Итоги урока. Рефлексия.

. Что нового сегодня узнали на уроке.

. Как оцениваете свою работу на уроке

Домашнее задание.

§11, сообщение о любом представителе типа

В презентации использованы слайды из презентации учителя биологии Щирской Виктории Петровны и презентации с сайта «Инфоурок

Моллюски – крупный по числу видов (130 тыс.) тип животных. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже – во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются – от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них – малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

Основные характерные черты строения моллюсков :

    Тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие). Отделами тела являются голова с расположенными на ней глазами и 1 – 2 парами щупалец, туловище, в котором расположено большинство внутренних органов, и нога – мускулистая брюшная часть тела, служащая для передвижения. У двустворчатых моллюсков голова редуцирована.

    Тело моллюсков заключено в раковину, защищающую животное и дающую опору для прикрепления мышц. Наружный слой раковины роговой, средний (фарфоровый) и внутрен­ний (перламутровый) – известковые. У брюхоногих моллюс­ков раковина цельная в виде колпачка или спирально завитой башенки. У двустворчатых она состоит из двух створок, соединенных эластичной связкой, зубцами «замка» и мускулами-замыкателями. Большинство головоногих моллюсков ра­ковину утратили.

    Туловище моллюсков покрыто кожной складкой – мантией, эпителий которой выделяет вещество раковины. Между ман­тией и телом образуется мантийная полость, в которой рас­полагаются жабры, некоторые органы чувств, анальное отверстие, отверстие выделительных органов.

    Полость тела вторичная (целом), однако сильно редуцированная и сохранившаяся лишь в виде околосердечной полости и полостей половых желез. Остальное пространство между внут­ренними органами заполнено рыхлой тканью – паренхимой.

    Пищеварительная система состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишки. У большинства моллюсков (кроме двустворчатых) в глотке развит мускулистый язычок, покры­тый роговой пластинкой с многочисленными зубчиками - теркой. Ею они активно захватывают и измельчают раститель­ную и животную пищу. В глотку открываются протоки слюн­ ных желез, а в желудок – проток особой пищеварительной железы – печени. Двустворчатые питаются пассивно, отфильтровывая через жабры пищевую взвесь (водоросли, бактерии, детрит), поступающую в мантийную полость с водой через вводной сифон.

    Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и со судов. Сердце имеет желудочек и 1 – 2 (реже 4) предсердия. Помимо сосудов часть пути кровь проходит в щелевидных поло­стях между органами.

    Органы дыхания у водных моллюсков – жабры, у наземных – легкое, представляющее собой участок мантийной полости. В стенке легкого имеется густая сеть кровеносных сосудов, через которые осуществляется газообмен. Легкое открывается наружу дыхательным отверстием – дыхальцем.

    Выделительная система представлена 1 – 2 почками. Они являются видоизмененными метанефридиями. Воронка почки открывается в околосердечную сумку, а выделительное отверстие – в мантийную полость.

    Нервная система разбросанно-узлового типа: пять пар крупных ганглиев расположены в жизненно важных органах (голове, ноге, мантии, органах дыхания и внутренностном мешке) и соединены между собой нервными стволами. Из органов чувств наиболее развиты органы химического чувства, осяза­ния, равновесия, а у подвижных хищников – зрения.

10. Размножение происходит половым способом. Большинство моллюсков – раздельнополые животные, реже – гермафро­диты (легочные брюхоногие моллюски). У раздельнополых моллюсков оплодотворение наружное, у гермафродитных – внутреннее, перекрестное. У пресноводных и наземных ле­гочных, а также головоногих моллюсков развитие прямое, у морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков – с непол­ным метаморфозом, т. е. с планктонной личиночной стадией, способствующей их расселению.

Статьи по теме: