Рисунок 2 структура организации асеан. Ассоциация государств юго-восточной азии (асеан): цель создания, функции. Генеральный план взаимосвязанности

(The Association of Southeast Asian Nations, АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999). Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор.

В настоящее время АСЕАН с численностью населения в 622 миллиона человек, совокупным ВВП в 2,6 триллиона долларов, внешнеторговым оборотом в 2,5 триллиона долларов — одна из крупнейших региональных организаций.

Целями и задачами объединения являются усиление экономического роста, социального и культурного развития региона, продвижение регионального мира и стабильности, расширение взаимовыгодного сотрудничества в торговой, экономической, образовательной, культурной сферах.

Юридической базой взаимоотношений стран "десятки" служат три декларации согласия АСЕАН — 1976 года, 2003 года и 2011 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года — Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года — Россия и Южная Корея, в июле 2005 года — Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года — Австралия, в июле 2009 года — США, в июле 2010 года — Турция и Канада.

Согласно Уставу АСЕАН, высшим органом объединения являются встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия.

В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. В настоящее время (2013-2017) этот пост занимает Ле Лыонг Минь (Вьетнам).

В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство "десятки" назначило своего постпреда в ранге посла.

Смена председательства в АСЕАН происходит ежегодно. Переход председательств осуществляется на основе алфавитного порядка стран на английском языке. В 2014 году в качестве председателя выступала Мьянма, в 2015 года — Малайзия, в 2016 году председательство принял Лаос.

В 2003 году лидерами объединения одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках Ассоциации к 2020 году (позднее этот срок был перенесен на 2015 год) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества.

Формально договоренности об Экономическом сообществе — одном из трех "столпов" АСЕАН, наряду с сообществом по политике и безопасности и социально-культурным сообществом — вступили в силу 31 декабря 2015 года. Однако эксперты считают, что реальный процесс создания такого сообщества может растянуться на несколько лет. К 31 декабря 2015 года многие страны в действие новые законы, обеспечивающие на их территории принципы Сообщества.

АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанский регионе. Вокруг нее концентрируется ряд механизмов и структур, в основе которых лежит система так называемых "диалогов" Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившаяся в 1970-е годы. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. "Секторальный" партнер Ассоциации по диалогу — Пакистан. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к совещаниям министров иностранных дел Ассоциации в рамках так называемых Постминистерских конференций в формате "10 плюс 1".

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с восточноазиатской "тройкой" (Китай, Япония, РК) в формате "10 плюс 3", который был формализован в 1999 году.

С 2005 года раз в год в привязке к осенним встречам Ассоциации на высшем уровне проводятся Восточноазиатские саммиты (ВАС) в формате "АСЕАН плюс 6" (КНР, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия). На 5-м саммите ВАС 30 октября 2010 года оформлено официальное присоединение к этому механизму России и США.

Первый саммит ВАС в формате "АСЕАН плюс 8" состоялся 19 ноября 2011 года на острове Бали, Индонезия.

В апреле 2010 года по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию ("СМОА плюс").

С 1994 года действует Региональный форум АСЕАН (АРФ) по безопасности, в котором участвуют 27 стран — государства-члены "десятки", ее диалоговые партнеры и ряд других государств АТР, а также ЕС.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ТАСС-ДОСЬЕ. 19-20 мая 2016 года в Сочи состоится 3-й саммит Россия - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

Он ознаменует 20-летие установления отношений диалогового партнерства между РФ и организацией.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории создания АСЕАН, ее структуре, о сферах сотрудничества и об интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии.

История создания

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) - региональная межправительственная организация. Создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) пятью странами - Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами, подписавшими Декларацию АСЕАН (более известна как Бангкокская декларация).

Целью ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. В 1984 году к АСЕАН присоединился Бруней, в 1995 году - Вьетнам, в 1997 году - Лаос и Мьянма, в 1999 году - Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются "десяткой" АСЕАН. Статус наблюдателя имеют Папуа Новая Гвинея и Восточный Тимор (подал заявку на вступление в 2011 году).

Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация о мире, свободе и нейтралитете (1971); Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, или Балийский договор; Декларация согласия АСЕАН (1976); Вторая Декларация согласия АСЕАН, или "Балийское согласие-2" (2003). 15 декабря 2008 году вступил в силу устав, подписанный лидерами "десятки" 20 ноября 2007 года в Сингапуре.

Структура организации

Высший орган АСЕАН - встречи глав государств и правительств стран-членов, которые проводятся дважды в год. Координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Также регулярно проходят совещания министров финансов, экономики, энергетики, сельского хозяйства и туризма, однако их решения подлежат утверждению главами МИД. Повседневное руководство осуществляет Постоянный комитет в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Председательство в Ассоциации переходит в порядке ротации раз в год. С 1 января 2016 года АСЕАН возглавляет Лаос.

Работа также ведется в комитетах и рабочих группах, что позволяет ежегодно проводить более 300 мероприятий. Секретариат расположен в Джакарте (Индонезия). Его возглавляет генеральный секретарь, который назначается на саммите АСЕАН сроком на пять лет (без права переизбрания на второй срок). С 1 января 2013 года этот пост занимает Ле Лыонг Минь (Вьетнам).

Эмблема АСЕАН представляет собой круг из десяти связанных рисовых колосьев, что олицетворяет стабильную, мирную, единую и динамично развивающуюся организацию.

Сферы сотрудничества

В сфере экономики государства-члены АСЕАН развивают главным образом торгово-инвестиционное сотрудничество. В 1992 году участники объединения приняли решение о создании Зоны свободной торговли (ASEAN Free Trade Area, АФТА; соглашение вступило в силу в январе 1993 году). Инструментом реализации АФТА стало соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе, подписанное в 1992 году.

С этого времени началось поэтапное расширение номенклатуры товаров, попадающих под тарифную либерализацию. В настоящее время фактически вся торговля между странами "десятки" стала беспошлинной. В 2009 году стороны подписали Всеобъемлющее инвестиционное соглашение АСЕАН, которое предусматривает постепенную либерализацию притока инвестиций во все виды производства.

Осуществляя сотрудничество в области безопасности, члены ассоциации руководствуются пятью основными принципами: неприсоединение к военным блокам; урегулирование конфликтов ненасильственными методами; формирование позиций стран-членов, исходя из мирного подхода к международным проблемам; отказ от ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также недопущение гонки вооружений в Юго-Восточной Азии; отказ от применения силы или угрозы ее применения.

В 1995 году стороны подписали договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор, вступил в силу в 1997 году). В 2001 году в ответ на активизацию деятельности террористических групп в мире и регионе была подписана декларация АСЕАН о совместных действиях по противодействию терроризму.

Основными целями сотрудничества АСЕАН также является продвижение единой "региональной идентичности", формирование общих ценностей в рамках группировки, а также обеспечение равных прав для граждан всех стран ассоциации. Одним из шагов в этом направлении стало подписание в 2006 году соглашения о безвизовом режиме на территории АСЕАН, что способствовало увеличению числа культурных и образовательных обменов.

22 ноября 2015 года лидеры "десятки" подписали Декларацию о создании Сообщества АСЕАН, которое начало функционировать 31 декабря того же года. Форма сообщества предполагает более высокую ступень интеграции в трех сферах: экономической, социокультурной, сфере политики и безопасности.

Взаимодействие АСЕАН с другими странами

АСЕАН является ядром интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее сформировано несколько многосторонних объединений. Среди них - Региональный форум АСЕАН по безопасности, в котором также участвуют Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, Индия, Канада, Китай, КНДР, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Республика Корея, Россия, США, Шри-Ланка, Япония, ЕС.

Для укрепления существующих связей с Китаем, Японией и Южной Кореей был создан формат АСЕАН+3.

Взаимодействие между АСЕАН и Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией, Австралией, Новой Зеландией, Россией и США осуществляется в рамках Восточноазиатского сообщества.

Помимо этого, функционирует региональное диалоговое партнерство. В его рамках создаются совместные комитеты сотрудничества и проводятся встречи министров иностранных дел АСЕАН и страны-партнера. Такой статус имеют США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЕС, Республика Корея, Индия, Китай, Россия. С некоторыми партнерами по диалогу АСЕАН подписала соглашения о зонах свободной торговли (с Китаем в 2004 году; с Республикой Корея в 2007 году; с Австралией и Новой Зеландией в 2009 году; с Японией в 2009 году и Индией в 2010 году).

С 2012 года АСЕАН и страны, с которыми у Ассоциации подписаны соглашения о зоне свободной торговли, ведут переговоры о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, которое предполагает либерализацию торговых и инвестиционных режимов, технологические обмены, защиту интеллектуальной собственности, разрешение торговых споров.

Статистика

Сейчас на территории стран АСЕАН, площадь которой составляет 4,5 млн кв. км, проживают около 600 млн человек. Совокупный ВВП - около $3,5 трлн (по сравнению со $700 млрд в 2003 году). Планируется, что к 2020 году он достигнет $4 трлн. На Всемирном экономическом форуме в Джакарте 19-21 апреля 2015 года было заявлено, что экономика АСЕАН растет на 5% в год.

Это позволит Ассоциации к 2050 году стать четвертой экономикой мира (после Китая, США и ЕС). АСЕАН становится все более привлекательной зоной для иностранных инвестиций: в 2014 году их приток возрос на 16% по сравнению с предыдущим годом, превысив $136 млрд.

Первый саммит АСЕАН состоялся в феврале 1976 года на о. Бали (Индонезия). С этого момента прошло 27 встреч на высшем уровне, последняя - 18-22 ноября 2015 года в Куала-Лумпуре в Малайзии.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) была образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Декларацию АСЕАН тогда подписали пять стран-основательниц (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).

Целью создания новой ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной, культурной и других областях стран-участниц, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии.

В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году — Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году — Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются так называемой "десяткой" АСЕАН.

Статус наблюдателя АСЕАН имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии в ассоциацию Восточного Тимора.

Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН ("Балийское согласие-2") 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения к ассоциации внерегиональных государств.

В октябре 2003 года к АСЕАН присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года — Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года — Россия и Южная Корея, в июле 2005 года — Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года — Австралия, в июле 2009 года — США, в июле 2010 года — Турция и Канада.

В 2004 году в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 года в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Этот документ фиксирует общие принципы деятельности ассоциации.

Тем не менее, его принятие стало отправной точкой нового этапа развития АСЕАН, ее трансформации из полуформального объединения в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. 15 декабря 2008 года Устав АСЕАН вступил в силу.

В АСЕАН сложилась структура руководящих механизмов, включающая саммиты, министерские встречи и совещания старших должностных лиц по отдельным направлениям сотрудничества, которые возглавляют представители страны, председательствующей в ассоциации. Они ежегодно сменяются в алфавитном порядке.

Высший орган АСЕАН — встречи глав государств и правительств, которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью).

В 2003 году лидерами объединения была одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках ассоциации к 2020 году (позднее этот срок был перенесен на 2015 год) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена "Вьентьянская программа действий", принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 года. Документ фиксирует в качестве приоритетных направлений деятельности "десятки" на обозримую перспективу достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее "старых" и "новых" членов. Для решения этой задачи в 2000 году была запущена "Инициатива интеграции АСЕАН" (ИАИ).

В экономической сфере страны ассоциации проводят линию на углубление внутриасеановской интеграции и торговую либерализацию на базе подписанного в 1992 году и вступившего в силу 1 января 2002 года Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Одновременно АСЕАН идет по пути либерализации торговли с ведущими внерегиональными партнерами. Ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также общее ‑ с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 году планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН плюс Китай, Республика Корея и Япония.

Важное место во внешнеполитической деятельности ассоциации занимают усилия по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 году и вступил в силу в 1997 году. Страны АСЕАН добиваются гарантий соблюдения положений этого договора ядерными державами, включая Россию.

АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся системы безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее возникла система так называемых "диалогов". Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу.

Наиболее продвинутые диалоговые партнеры АСЕАН — КНР, Япония, РК — регулярно проводят встречи с асеановцами на высшем уровне. С 2002 года созываются саммиты АСЕАН-Индия. На разовой основе организовывались встречи в верхах ассоциации с Австралией, Новой Зеландией, Евросоюзом и ООН. 13 декабря 2005 году в Куала‑Лумпуре (Малайзия) состоялся первый саммит Россия‑АСЕАН, вторая встреча прошла 30 октября 2010 года в Ханое (Вьетнам). С ноября 2009 года проводятся встречи на высшем уровне АСЕАН‑США.

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия ассоциации с восточноазиатской "тройкой" (Китай, Япония, Казахстан) в формате "10 + 3". В ноябре 2008 года было принято решение (вступило в силу в марте 2010 года) о создании подобия "азиатского валютного резервного фонда" в размере 120 миллиардов долларов для борьбы с финансовыми кризисами. 80% из них финансируется восточноазиатской "тройкой".

С 2005 года раз в год в привязке к осенним встречам ассоциации на высшем уровне . ВАС объединяет на сегодняшний день 10 стран АСЕАН, а также Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Южную Корею, Россию, США и Японию. Официальное присоединение России к этому форуму (одновременно с США) состоялось в ходе 5-го Восточноазиатского саммита в Ханое в октябре 2010 года.

В апреле 2010 года по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию ("СМОА плюс"), первая встреча которого состоялась 11-13 октября 2010 года в Ханое.

Несмотря на успешное функционирование, развитию АСЕАН между некоторыми государствами — членами ассоциации. Так, в 2012 году ежегодная неделя АСЕАН, (серия встреч на уровне министров иностранных дел стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и их диалоговых партнеров), проходившая в этом году в столице Камбоджи Пномпене, завершилась без принятия совместного коммюнике. Это первый случай за 45 лет истории организации. Камнем преткновения стал конфликт Китая, диалогового партнера АСЕАН, с Филиппинами и Вьетнамом из-за спорных территорий в Южно-Китайском море.

США попытались в ходе мероприятий АСЕАН продвинуть процесс создания "Кодекса поведения в Южно-Китайском море", который бы обязал все страны, принявшие его, в том числе и Китай, мирно, и в некоторых случаях коллективно разрешать проблемы, порожденные территориальными спорами. Наблюдатели отмечают, что США в последние годы все больше внимания уделяют укреплению собственного влияния в Юго-Восточной Азии. Регион превращается в основную арену противостояния Китая и США. И АСЕАН играет все более важную роль в сохранении стабильности в Юго-Восточной Азии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Association of Southeast Asian Nations - ASEAN создана в 1967 и насчитывает 10 членов . Ее основателями явились Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, к которым в 1984 году присоединился Бруней, в 1995 году - Вьетнам, а в 1997 году - Лаос, Мьянма и Камбоджа.

Официально задачами АСЕАН являются: 1) ускорение экономического роста, социального и культурного развития региона; 2) укрепление мира и стабильности в регионе. Согласно стратегической программе «Взгляд в 2020 год» («Vision 2020»), принятой в 1997 г. честь 30-летия организации, АСЕАН состоит из трех сообществ: сообщества безопасности, экономического сообщества и социально-культурного сообщества.

Надо отметить, что при создании АСЕАН превалировали политические мотивы. Его основной целью было обеспечение безопасности региона: коллективная защита от более сильных соседей, согласование действий на международной арене, предотвращение и разрешение внутренних этнических и социальных конфликтов. В 1971 году на совещании министров иностранных дел в Куала-Лумпуре была принята декларация о создании в Юго-Восточной Азии «зоны мира, свободы и нейтралитета». В 1976 - 1991 годах АСЕАН играла важную роль в урегулировании военного конфликта между Кампучией и Вьетнамом. В настоящее время Сообщество безопасности включает такие направления действий как: предотвращение конфликтов, разрешение конфликтов, постконфликтное поддержание мира, совершенствование нормативной базы политических отношений.

В период создания АСЕАН стран-основательниц связывало то, что они имели рыночную экономику, тогда как в соседних Китае, Вьетнаме, Лаосе и Кампучии строилась плановая экономика. Первая программа экономического сотрудничества АСЕАН была разработана в 1976 году. Она включала сотрудничество в обмене сырьевыми товарами, создание крупных совместных предприятий обрабатывающей промышленности, развитие новых отраслей промышленности, стабилизацию цен на товары регионального спроса. Во второй половине 70-х годов страны АСЕАН приступили к либерализации взаимной торговли на основе преференциальных торговых соглашений.

Конечной целью экономического сообщества АСЕАН названо создание в регионе стабильного, процветающего и высококонкурентоспособного экономического пространства, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, услуг и инвестиций. Важной задачей организации является борьба с бедностью и сокращение социально-экономических диспропорций между различными группами населения. В 1992 году в АСЕАН поставили цель сформировать зону свободной торговли. К 2005 году она была по существу достигнута. К этому времени шесть старых участников объединения (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) снизили импортные тарифы до 0 - 5% на 99% товарных позиций, содержавшихся в согласованном ими списке. В настоящее время средний уровень таможенного обложения в их взаимной торговле равен 2%. Четыре новые страны АСЕАН (Кампучия, Лаос, Мьянма и Вьетнам) сократили тарифы до 0 - 5% по 80% указанных товарных позиций.
Успешному разделению труда между странами региона препятствует идентичность их экспортных потенциалов и слабая взаимная дополняемость экономик. В 70-е годы они поставляли на внешние рынки однородные виды сырья: каучук, олово, пальмовое масло, специи. В 90-е годы основную часть экспорта заняли промышленные товары, но опять однотипные: текстильные изделия, обувь, продукция электронной и электротехнической отраслей.
Помимо торговли, приоритетами экономической интеграции в АСЕАН также являются: развитие финансового и валютного сотрудничества, развитие региональной транспортной сети, развитие туризма, совершенствование телекоммуникационной и энергетической систем.

Социально-культурное сообщество АСЕАН призвано содействовать формированию общей региональной идентичности, повышению уровня жизни (особенно социально незащищенных групп населения и сельских жителей), развитию системы среднего и высшего образования, снижению уровня загрязнения окружающей среды.

Основным законодательным органом является Встреча глав правительств, или саммит АСЕАН, который проходит ежегодно. Саммит разрабатывает основные направления деятельности ассоциации. Также ежегодно встречаются министры иностранных дел, регулярно проходят заседания министров экономики, энергетики, сельского хозяйства, туризма и транспорта. Постоянный секретариат АСЕАН расположен в Джакарте, Индонезия. Решения всех органов принимаются единогласно.

Отличительной особенностью АСЕАН является большая разница в уровнях богатства участвующих стран. В Индонезии - крупнейшей по численности населения стране и государстве-основателе, ВВП на душу населения составляет 3 тысячи долларов в год, в Сингапуре - 25 тысяч, а в Лаосе, Мьянме и Камбодже - около 1,5 тысяч.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ АСЕАН: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ
Для России развитие связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), важную часть которого составляют страны АСЕАН и всей Восточной Азии, имеет особое политическое и экономическое значение. Они призваны способствовать созданию благоприятных условий как для обеспечения безопасности РФ и её важнейших коммуникаций, так и для модернизации всего региона Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Итогом второго саммита Россия АСЕАН которая состоялась с пятилетним перерывом после первого саммита в декабре 2005 г. в Куала Лумпуре, что сделало ее особо значимой для обеих сторон, тем более, что на этот раз саммит проходил в такой традиционно дружественной России стране, как Вьетнам. Руководители РФ и стран Ассоциации решили тесно взаимодействовать друг с другом в формировании региональной архитектуры в АТР. «Успешное строительство нового Азиатско-Тихоокеанского дома, заявил Д.Медведев, отвечает интересам всех стран, их чаяниям развивать спокойную созидательную жизнь. Россия, хотел бы еще раз это подчеркнуть, открыта для такого взаимодействия (это уже вторая наша встреча в таком составе), в том числе и для создания различных альянсов в целях модернизации экономик, развития межцивилизационного диалога и борьбы с новыми и сохраняющимися старыми угрозами».

Понимание российскими участниками саммита особенностей политической обстановки в регионе и характера сложившихся там отношений государств на основе проверенного временем и нацеленного на компромисс «метода АСЕАН» показывает, в частности, пункт 15 Совместного заявления. В нем записано: «Мы считаем, что международная безопасность является неделимой и всеобъемлющей, а также убеждены, что безопасность одних государств нельзя обеспечить за счёт безопасности других. Мы подчеркнули необходимость в полной мере уважать и учитывать законные интересы и озабоченности всех государств, их внутреннее законодательство и нормативно-правовые акты».

Второй саммит Россия - АСЕАН еще раз подтвердил, что перспективы развития сотрудничества России со странами этой организации в целом благоприятны. С ними у РФ не было и нет никаких противоречий и столкновений интересов. Более того, у Россиипостоянного члена Совета Безопасности ООН имеется ряд важных моральных и политических преимуществ. Между Россией и АСЕАН никогда не было войн. Новая Россия никогда не вмешивалась в их внутренние дела и не осложняла ситуацию в ЮВА, в т.ч. по таким чувствительным для стран региона вопросам, как права человека, территориальные и межконфессиональные конфликты. По словам министра иностранных дел С.В.Лаврова, «Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры.

В то же время экономическое присутствие России в ЮВА, как в сфере торговли и инвестиций, так и на других направлениях экономического и научно-технического взаимодействия пока невелико. Россия серьезно отстает от таких мощных экономических партнеров в регионе, как США, Китай или Япония. В 2010 г. объем взаимной торговли со странами АСЕАН составил, по разным подсчетам, от $6,8 млрд до $10 млрд. Товарная структура торговли России со странами Ассоциации к тому же остается крайне слабо диверсифицированной, удельный вес продукции с добавленной стоимостью незначителен. Сказывается преимущественно сырьевой характер экономики Дальневосточного федерального округа.

Серьезным препятствием для решительного прорыва на этом направлении являются географическая удаленность и плохое состояние транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, у РФ есть и свои конкурентные преимущества. Среди них, прежде всего, атомная энергетика, военно-техническое сотрудничество, космические исследования, а также возможности крупных российских инвесторов, заинтересованных в зарубежной экспансии.

Прошедшие пять лет после первого саммита не были потерянным временем. За эти годы создана солидная договорно-правовая база для всестороннего развития сотрудничества в укреплении региональной безопасности, особенно в части «нетрадиционных угроз»: борьбы с терроризмом и пиратством, трансграничной преступностью, в предупреждении и ликвидации последствий стихийных бедствий и др. Проблемы расширения торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на протяжении всех этих лет также оставались в центре внимания сторон. На втором саммите главы государств одобрили Рабочую программу энергетического сотрудничества Россия -АСЕАН на 2010-2015 гг. по ключевым направлениям, включая как добычу нефти и газа, так и производство возобновляемой энергии, в т.ч. ядерной. Россия также выразила готовность оказать помощь в реализации программы («дорожной карты») по строительству экономического сообщества АСЕАН, которое создаст более широкие возможности для бизнеса в регионе. Стороны наметили расширить сотрудничество в промышленном строительстве, в развитии малых и средних предприятий, в научноисследовательских и конструкторских работах в различных секторах энергетики и в других областях.

В последнее время в экспертном сообществе России и ряда стран Ассоциации поднимался вопрос о создании между ними Зоны свободной торговли. Осторожная формулировка, очевидно, продиктована тем обстоятельством, что этот вопрос еще требует дополнительной проработки, в первую очередь соответствующими российскими ведомствами. В практическом плане он может стать актуальным только после значительного увеличения объемов взаимного товарооборота. Одна из проблем отношений РФ с АСЕАН состоит в том, что в широких кругах общественности и в бизнес сообществах России и стран Ассоциации нет достаточной информации друг о друге и почти нет развитой системы связей и контактов на разных уровнях. На саммите в Ханое обе стороны высказали убежденность в том, что для достижения нового уровня торгово-экономического сотрудничества необходимо развитие прямых контактов между деловыми кругами. В этой связи они высоко оценили прошедшие деловые форумы и согласились проводить их каждый раз «на полях» саммитов Россия - АСЕАН, а Ассоциация будет приглашать российских бизнесменов на свои деловые и инвестиционные саммиты. Россия не располагает в регионе (за исключением Вьетнама) такими связями, которые имеют США, Китай и Япония. При этом речь идет не столько о политических контактах на уровне руководства, которые в последние годы получили заметное развитие, сколько о сотрудничестве по линии неправительственных организаций и научного сообщества.

Что такое АСЕАН? В данной статье вы найдете информацию о целях создания, истории международной организации, а также о её странах-участницах. Каково влияние АСЕАН на мировую политику? Насколько глубоким является партнерство Ассоциации с Россией?

АСЕАН - это...

Association of SouthEast Asian Nations - именно так звучит название этой Дословно это можно перевести следующим образом: "Ассоциация наций Юго-Восточной Азии". Таким образом, если сложить первые буквы всех слов в этом названии, можно получить аббревиатуру АСЕАН. Данное сокращение и закрепилось в качестве обозначения структуры.

Организация возникла на политической карте Азии в 1967 году. Площадь ассоциации довольно велика: 4,5 млн квадратных километра, общая численность населения - почти 600 миллионов человек.

АСЕАН - организация, в границах которой сотрудничество проходит в трех сферах: экономической, политической, а также культурной. Стоит отметить, что ассоциацию очень часто критикуют (в основном лидеры западных государств) за чересчур мягкую позицию касательно прав и свобод человека. В отношении АСЕАН западные СМИ часто употребляют риторику "много слов, но мало толку".

История создания организации

В 60-х годах на мировой политической арене происходит важное событие - распад колониальной системы. Многие страны Африки и Азии обретают независимость. В этих условиях лидеры молодых и суверенных государств Юго-Восточной Азии опасались, что соседние мощные державы начнут вмешиваться в их внутренние дела. Таким образом, основная цель создания АСЕАН (а также её ключевая концепция) - это обеспечение нейтралитета и предупреждение любых возможных межгосударственных конфликтов в регионе.

Официальная дата создания организации - 8 августа 1967 года. "Отцами" АСЕАН называют министров иностранных дел пяти стран (Индонезии, Малайзии, Филиппин, Таиланда и Сингапура). Немного позже к ассоциации присоединились еще пять участников.

на современном этапе

К главнейшим целям АСЕАН можно отнести следующие:

  • обеспечение стабильности и мира в регионе (в соответствии с принципами ООН);
  • установление и поддержание взаимовыгодного сотрудничества с другими мировыми формациями;
  • стимулирование социально-экономического и культурного развития стран-участниц.

Основным документом организации является хартия АСЕАН, которую, по сути, можно считать её конституцией. В ней утверждены основоположные принципы деятельности ассоциации. Среди них:

  1. Уважение и соблюдение суверенитета и территориальной целостности стран-участниц организации.
  2. Мирное и конструктивное решение всех спорных вопросов и конфликтов.
  3. Соблюдение прав человека.
  4. Развитие в сфере торговли.

Участники АСЕАН много сил и времени уделяют вопросам военно-политической стабильности в своем регионе. Так, в конце 1990-х годов ими был принят договор, который запрещает ядерное вооружение в странах Юго-Восточной Азии.

Страны АСЕАН также активно сотрудничают и в области спорта. С интервалом в два года в регионе проходят так называемые Южно-Азиатские игры (некий аналог Олимпийских игр). Члены ассоциации также планируют подать общую заявку на право проведения по футболу в 2030 году.

Страны АСЕАН: список участников

Масштаб данной международной организации региональный и охватывает десять государств Юго-Восточной Азии.

Перечислим все страны АСЕАН. Список таков:

  1. Индонезия.
  2. Малайзия.
  3. Филиппины.
  4. Таиланд.
  5. Сингапур.
  6. Камбоджа.
  7. Вьетнам.
  8. Лаос.
  9. Мьянма.
  10. Бруней.

Первые пять государств в списке являются учредителями организации, остальные присоединились к ней позже.

Штаб-квартира АСЕАН расположена в Джакарте, столице Индонезии.

Структура организации и особенности её работы

Наивысший орган структуры - лидеров", в число которых входят главы государств, а также правительств стран-участниц. Саммит АСЕАН, как правило, длится три дня.

Ассоциация работает активно и плодотворно. Ежегодно страны АСЕАН проводят не менее трех сотен различных встреч и мероприятий. В постоянном режиме работой организации руководит секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Каждый год ассоциацию стран Юго-Восточной Азии возглавляет новый секретарь из очередной страны АСЕАН (в алфавитном порядке).

В рамках превентивной дипломатии в 1994 г. произошло создание Асеановского регионального форума.

Эмблема и флаг

У организации есть свои официальные символы. Это эмблема, флаг и девиз.

Девиз ассоциации звучит так: One Vision. One Identity. One Community, что можно перевести как "Один взгляд, одна сущность, единое общество".

Основная - красный круг с десятью связанными стеблями риса (главный растительный символ региона Юго-Восточной Азии). Очевидно, что рисовые стебли олицетворяют собой единство десяти стран-участниц АСЕАН. В мае 1997 года утвердили Вышеописанная эмблема была помещена на прямоугольное синее полотнище стандартных размеров.

Зона свободной торговли АСЕАН

Создание зоны способствующей беспрепятственному движению товаров в пределах стран-участниц АСЕАН, это одно из главнейших достижений описываемой организации. Соответствующее соглашение было подписано зимой 1992 года в Сингапуре.

В 2007-м в АСЕАН впервые заявили о планах заключить подобные договора с Японией, Китаем, Южной Кореей и некоторыми другими государствами в рамках создания экономического сообщества АСЕАН. Соглашение о свободной торговле с Австралией и Новой Зеландией было подписано уже в феврале 2009 г. Три года назад, в 2013-м, состоялись первые переговоры в Индонезии, на которых обсуждалась перспектива создания "Всеобъемлющего регионального экономического партнерства".

Дальнейшие перспективы расширения организации

На сегодняшний день в состав АСЕАН входит 10 членов. Еще два государства (Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор) имеют статус наблюдателей в организации.

Еще в 1990-х годах члены ассоциации пытались привлечь к интеграции в АСЕАН Японию, Южную Корею, а также Китай. Однако эти планы провалились во многом из-за и активного вмешательства США. Тем не менее, дальнейшие интеграционные процессы в регионе все же продолжились. В 1997 году образовался блок стран в формате "АСЕАН плюс три". После этого состоялся крупный саммит, к которому были привлечены не только три вышеназванных государства, но и Австралия, Новая Зеландия и Индия.

Весной 2011 года о намерении присоединиться к группе стран-участниц АСЕАН заявили власти Восточного Тимора. Соответствующее заявление было озвучено на саммите организации в Джакарте. Индонезия тогда очень тепло встретила официальную делегацию Восточного Тимора.

Еще одним перспективным членом АСЕАН называют Папуа - Новую Гвинею. Данное государство еще с 1981 года имеет статус наблюдателя в ассоциации. Несмотря на то что это страна из Меланезии, она тесно сотрудничает с организацией в экономической сфере.

Международное партнерство в системе "АСЕАН - Россия"

Диалог с рассматриваемой организацией Российская Федерация начала налаживать еще в 1996 году. За это время было подписано несколько деклараций о партнерстве.

Диалог между Россией и АСЕАН еще больше углубился после подписания первой Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (так называемый Балийский договор от 1976 года) в ноябре 2004-го. Годом позже в Малайзии состоялся саммит "Россия - АСЕАН", в котором принял участие Владимир Путин. Следующая такая встреча проходила в 2010 году в Ханое. Помимо того, министр иностранных дел России регулярно участвует в конференциях и совещаниях Ассоциации в форматах "АСЕАН +1" и "АСЕАН +10".

Россия имеет тесные исторические связи с рядом стран из числа членов этой организации. Например, с Вьетнамом (в сфере добычи газа и атомной энергетики). По словам некоторых экспертов, отношения между Ханоем и Москвой ничем не уступают по важности российско-китайским отношениям. Именно поэтому дальнейшее углубление сотрудничества с АСЕАН является приоритетной задачей для внешней политики России.

В 2016 г. Российская Федерация и организация отметят 20-летие с даты установления партнерских отношений. Наступивший год уже объявлен в государствах Ассоциации Годом русской культуры.

В заключение...

АСЕАН - организация, члены которой сотрудничают во многих сферах. Ассоциация возникла после распада мировой колониальной системы.

Сегодня страны АСЕАН - десять независимых государств в Юго-Восточной Азии. Их сотрудничество поспособствовало решению большого количества спорных вопросов в самых разных сферах.

Статьи по теме: