Зачем жил георгий петрович щедровицкий. Георгий петрович щедровицкий путеводитель по методологии организации, руководства и управления Щедровицкий г п философия наука методология

СССР → Россия Россия Научная сфера СМД-методология , философия , логика , языкознание Место работы
Международная академия бизнеса и банковского дела
Альма-матер философский факультет МГУ Учёная степень кандидат философских наук (1964) Научный руководитель А. А. Зиновьев , П. А. Шеварёв Известные ученики Н. Г. Алексеев , О. С. Анисимов , О. И. Генисаретский , А. Н. Горбань , Ю. В. Громыко , В. С. Дудченко , А. П. Зинченко, Н. И. Кузнецова , В. А. Лефевр , В. П. Литвинов, В. В. Мацкевич , С. В. Наумов, В. А. Никитин , А.А. Пископпель , С. В. Попов , А. Г. Реус , А. А. Тюков, Р. Г. Шайхутдинов , В. С. Швырёв , П. Г. Щедровицкий Сайт fondgp.ru

Биография

Родился в Москве в семье инженера и организатора советской авиационной промышленности Петра Георгиевича Щедровицкого (1899-1972) и врача-микробиолога Капитолины Николаевны Щедровицкой (урождённой Баюковой, 1904-1994).

В 1937 году поступил во второй класс московской средней школы № 2, в которой учился до эвакуации семьи в г. Куйбышев . Там, параллельно с учёбой в местной школе, работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В 1943 году семья вернулась в Москву, и Г. П. Щедровицкий продолжил учёбу в средней школе № 150, которую окончил в 1946 году с серебряной медалью .

В 1951-1958 годах работал школьным учителем. В 1957 году опубликовал свою первую научную статью.

Работал в различных научно-исследовательских организациях и учреждениях образования:

  • в 1958-1960 годах - редактором издательства Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР);
  • в 1960-1965 годах - младшим научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН РСФСР;
  • в 1965-1969 годах - старшим научным сотрудником (ВНИИТЭ) при Государственном комитете по науке и технике (ГКНТ СССР);
  • в 1969-1974 годах - вначале методистом, затем руководителем учебно-методической лаборатории Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР ;
  • в 1974-1980 годах - старшим преподавателем кафедры педагогических дисциплин (МОГИФК);
  • в 1980-1983 годах - старшим научным сотрудником в отделе психологии Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (АПН СССР);
  • в 1983-1988 годах - старшим научным сотрудником в отделе методологии и теории инженерных изысканий Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института по методологии, организации, экономике и автоматизации проектирования и инженерных изысканий (ЦНИИпроект) при Госстрое СССР , который в 1986 году был передан в Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям и строительству при Госстрое СССР;
  • 1988-1992 годах - заведующим лабораторией организации проектно-строительного дела (ВНИИТАГ) .

В 1990-1994 годах являлся главным редактором журнала «Вопросы методологии»; с 1988 года - председателем Комитета по системо-мыследеятельностной методологии и организационно-деятельностным играм при Правлении Союза научных и инженерных обществ СССР (Союза НИО СССР).

В последние годы жизни работал в Международной академии бизнеса и банковского дела (МАБиБД, ныне - Тольяттинская академия управления).

Скончался 3 февраля 1994 года в п. Болшево (Московская обл.) . Похоронен на Донском кладбище .

Семья

Был трижды женат:

Деятельность

Г. П. Щедровицкий - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года ; в Кружок также входили: Б. А. Грушин , А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения - Московского методологического кружка (ММК).

Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологическом, так и в онтологическом планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей». Предложил и развивал оригинальную логико-методологическую программу, прошедшую этапы:

  • содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952-1960);
  • деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-1971);
  • системо-мыследеятельностного подхода и общей методологии (с 1971 года).

В развитие и социально-практическое воплощение своих философско-методологических идей предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ), соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса (с 1979 года по 1993 год организовал и провёл 93 ОД-игры).

Круг интересов и размах научного творчества Г. П. Щедровицкого был чрезвычайно широк и разнообразен: педагогика и логика , общая теория деятельности и логика и методология системно-структурных исследований и разработок, философия науки и техники , проектирования и организации, психология и социология , языкознание и семиотика - везде он оставил свой оригинальный след.

Наследие

Все без исключения труды Г. П. Щедровицкого (как опубликованные, так и остающиеся в архивах) тематически и методически лежат в русле работ ММК. При жизни им было опубликовано лишь его две брошюры, две коллективные монографии с его участием и порядка полутора сотен отдельных статей, написанных единолично или в соавторстве.

В регламент методологических семинаров ММК (по крайней мере, с 1957 года) входили: правило отсутствия «собственности на идеи» и ориентация на фиксацию результатов в форме коллективных монографий .

Коллективные монографии готовились, однако часто не допускались к печати либо издавались малыми тиражами: так, был арестован тираж сборника «Проблемы исследования систем и структур» (1965) , рассыпан набор монографии «Педагогика и логика» (1968) ; монография «Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании» (1975) вышла в отраслевом издательстве небольшим тиражом и повлекла репрессии против издателей . Г. П. Щедровицкому не удалось опубликовать и свою раннюю книгу, содержащую расширенный вариант кандидатской диссертации (её частичная реконструкция увидела свет лишь посмертно под названием «О методе исследования мышления»).

После смерти Г. П. Щедровицкого его архив оказался рассредоточен, по крайней мере, по двум местам: у вдовы и у сына. Также не разрешён вопрос, что является личным рабочим архивом Г. П. Щедровицкого, а что архивом («библиотекой») ММК.

При том, что многие труды Г. П. Щедровицкого касались вопросов психологии, в современной российской психологии его идеи остаются маргинальными, его имя цитируется редко. Школа психологов-последователей Щедровицкого существует в Белорусском государственном педагогическом университете (БГПУ). С другой стороны, идеи Г. П. Щедровицкого имеют много сторонников в отечественной педагогике.

Тем не менее, в течение 1995-2007 годов было подготовлено и опубликовано около двадцати книг, отчасти содержащих прижизненные публикации, но, в основном (особенно это относится к серии «Из архива Г. П. Щедровицкого»), представляющие ранее неизвестные широкому кругу читателей тексты, а также стенограммы докладов, лекций и выступлений Г. П. Щедровицкого. Большая часть этих книг подготовлена коллективом, включавшим брата покойного философа - Л. П. Щедровицкого, и его вдову Г. А. Давыдову, учредивших в 2004 году издательство «Наследие ММК».

Память о Г. П. Щедровицком

Коллеги, друзья и ученики называли Г. П. Щедровицкого (в том числе, и в глаза) по инициалам: «ГПЩ» или, чаще, «ГП» [гэ-пэ ].

Г. П. Щедровицкий фигурирует под псевдонимом «и. о. Главного Методолога» в философской переписке Д. Б. Зильбермана и О. И. Генисаретского .

Г. П. Щедровицкий фигурирует (под собственным именем) в повести А. М. Пятигорского «Философия одного переулка».

О Г. П. Щедровицком повествуется в документальном сериале А. Н. Архангельского «Отдел» (2010), посвященном сообществу интеллектуалов-шестидесятников .

Труды

Прижизненные издания

Книги

Статьи, депонированные работы, титульное и научное редактирование

Посмертные издания

Серия «Из архива Г. П. Щедровицкого»

  • Программирование научных исследований и разработок / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 1. - М., 1999. - 286 с.
  • Щедровицкий Г. П. и др. Психология и методология. Обсуждение «ситуации и условий возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий» (работа Л. С. Славиной и П. Я. Гальперина). Доклады на Комиссии по логике и методологии мышления в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, январь-апрель 1980 г. / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 2. Вып. 1. - М., 2004. - 368 с. (idem ; idem )
  • Щедровицкий Г. П. Начала системно-структурного исследования взаимоотношений в малых группах. Курс лекций / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 3. - М., 1999. - 351 с.
  • ОРУ (1): Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 4. - М., 2000. - 382 с.
  • ОРУ (2): Методология и философия оргуправленческой деятельности: основные понятия и принципы (курс лекций) / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 5. - М., 2003. - 288 с.
  • Процессы и структуры в мышлении (курс лекций) / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 6. - М., 2003. - 320 с.
  • Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 7. - М., 2004. - 400 с.
  • Московский методологический кружок: развитие идей и подходов / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 8. - Вып. 1. - М., 2004. - 352 с.
  • Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 9 (1). - М., 2004. - 288 с.
  • Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2) / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 9 (2). - М., 2005. - 320 с.
  • Культура. Культуротехника. Культурология / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 10. - М., 2007. - 416 с. - ISBN 5-98808-007-3 .
  • Лекции по педагогике / Из архива Г. П. Щедровицкого. - Т. 11. - М., 2007. - 400 с. - ISBN 5-98808-008-1 .

Автобиографические материалы

Соавторы по публикациям

Соавторами ряда публикаций Г. П. Щедровицкого в разные годы были (в хронологическом порядке): Н. Г. Алексеев , И. С. Ладенко , В. А. Костеловский, А. А. Уварова, С. Г. Якобсон, В. Н. Садовский , Э. Г. Юдин , В. А. Лефевр , Р. Г. Надежина, В. Я. Дубровский, В. М. Розин, Н. И. Кузнецова , П. Г. Щедровицкий (мл.) , С. Б. Поливанова, С. И. Котельников, М. Т. Ойзерман, М. В. Рац , Е. Я. Наградова, Л. М. Карнозова, О. И. Генисаретский , М. В. Фёдоров, В. Л. Глазычев , И. Б. Даунис, Е. Л. Зенкевич, Л. В. Марц, А. С. Москаева, Н. С. Пантина, Л. Б. Переверзев и В. Ф. Сидоренко.

Псевдоним

Литература

Книги

  • Ладенко И. С. (отв. ред.). Интеллектуальные торпеды. Материалы науч. конф. памяти Г. П. Щедровицкого «Георгиевские чтения» 21-22 февраля 1995 г. - Новосибирск , . - 191 с.
  • Кузнецова Н. И. (ред.) . Познающее мышление и социальное действие (наследие Г. П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли). - М.: ФАС, 2004. - 544 с. - ISBN 5-8125-0415-6 .
  • Хромченко М. С. Диалектические станковисты (главы из книги о Г. П. Щедровицком). - М., 2004. - 160 с ISBN 5-98530-003-X
  • ММК в лицах. - М. : Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006. - 436 с. - ISBN 5-903065-05-8 .
  • Хромченко М. С. (составитель). ММК в лицах. - М. : Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006. - Т. 2. - 384 с. - ISBN 978-5-903065-09-7 .
  • Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. - М. : ИНФ «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», . - 408, ил. с. - (Московский методологический кружок: идеи и люди). - ISBN 978-5-903065-15-8 .
  • Данилова В. Л., Щедровицкий П. Г. (ред.). Георгий Петрович Щедровицкий. - М. : РОССПЭН , . - 600 с. - (Философия России второй половины XX в.). - ISBN 978-5-8243-1387-1 .

Cтатьи и главы в книгах

  • Литвинов В. П. Мышление по поводу языка в традиции Г. П. Щедровицкого .
  • Пинский А. А. Воспоминания о Щедровицком (рус.) // Пайдейя: сборник. - М., 1996.
  • Рокитянский В., Соболев А., Пинский А. Переписка из трех углов // История философии. № 2. - М. , 1998. - С. 100-140. - 189 с. - ISBN 5-201-01962-5 .
  • Розов М. А. Рождённый мыслить // Вопросы философии, 2004, № 3.
  • Розин В. М. Эволюция взглядов и особенности философии Г. П. Щедровицкого // Вопросы философии, 2004, № 3.
  • Морозов Ф. М. Три проблемы в творчестве Г. П. Щедровицкого // Вопросы философии, 2004, № 3.
  • Никитаев В. В. Философия и власть: Георгий Щедровицкий: (Последний проект модерна) // Методология науки: статус и программы. М., 2005.- С. 125-176.
  • Багина Е. О времени, ГП и ММК (рус.) // Проект Байкал: журнал. - 2016. - № 47-48 . - С. 110-115 . - ISSN 2307-4485 .
  • Давыдова Г. А. Г. П. Щедровицкий. Биография .
  • Пископпель А. А. К творческой биографии Г. П. Щедровицкого .
  • Розов М. А. Проблема способа бытия в гуманитарных науках .
  • Копылов Г. Г. Сила парадокса: Г. П. Щедровицкий .
  • Раппапорт А. Г. Ахилессова пята .
  • Прусс, Ирина . Мышление как дар и окаянство // Знание - сила, 2004, № 2.
  • «Г. П. Щедровицкий » // Философы России XIX-XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. - М., 1999, с.910-911.
  • Розин, В. М. К истории Московского логического кружка: эволюция идей, личность руководителя // Философия не кончается…: Из истории отечественной философии. XX век. 1960-80-е годы. - М., 1998 - Кн. 2. - С. 547-563
  • Ладенко, И. С. Г. П. Щедровицкий в развитии генетической логики и методологического движения // Философия не кончается…: Из истории отечественной философии. XX век. 1960-80-е годы. - М., 1998 - Кн. 2. - С. 564-595
  • Гиздатов, Г. Г. Когнитивная лингвистика в контексте теории Г. П. Щедровицкого // Fылыми енбектері еділеттін = Науч. тр. «Еділет». - Алматы, 1999 - № 2. - С. 86-90
  • Розин В. М. Эволюция представлений Г. П. Щедровицкого о науке // Методология науки: статус и программы / Отв. ред. А. П. Огурцов, В. М. Розин. - М. : ИФ РАН, 2005. - С. 94-124.
  • Кукулин И. Альтернативное социальное проектирование в советском обществе 1960-1970-х годов, или Почему в современной России не прижились левые политические практики (рус.) // Новое литературное обозрение : журнал. - 2007. - № 88 . -

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ЩЕДРОВИЦКИЙ

3 февраля 1994 г. скончался Георгий Петрович Щедровицкий, создатель новой профессии "методолог " и основатель современной школы методологии. Скончался Ученый, внесший существенный вклад во многие области гуманитарной науки и социальной практики. Скончался Учитель, воспитавший несколько поколений настоящей элиты представителей гуманитарной культуры. Со смертью Г.П. Щедровицкого человеческий дух, устремленный к поиску правды, добра и красоты, понес невосполнимую утрату.

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 г. в Москве. Он учился в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и, перейдя с физического факультета на философский, закончил его в 1953 г. Еще будучи студентом, он работал учителем в школе и преподавал физику, логику и психологию. В 1963 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по философии.

В течение своей профессиональной жизни Георгий Петрович накопил поистине богатейший послужной список мест работы и должностей, но где бы он ни находился, везде он обращал на себя внимание новизной своих идей и мощностью своего ума. Там, где он появлялся, тут же возникал центр полипрофессиональной коммуникации, центр жарких дискуссий по самым актуальным проблемам философии, логики, психологии, лингвистики и методологии науки. Каждый раз человеческий талант и выбранная им самим судьба методолога выдвигали его на место руководителя, организатора, исследователя, учителя, преподавателя.

В последние годы Г.П. Щедровицкий являлся председателем Комитета по системомыследеятельностной методологии и организационнодеятельностным играм правления Союза научных и инженерных обществ, главным редактором журнала "Вопросы методологии ".

На протяжении 40 лет Г.П. Щедровицкий был бессменным руководителем Московского методологического кружка. В течение уже первых 10 лет деятельности ММК (1953- 1963 гг.) методологи первого поколения, как они вошли в историю кружка,- А.А. Зиновьев, А.М. Пятигорский, М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин, В.А. Костеловский, В.Н. Садовский, В.А. Лекторский, Н.Г. Алексеев и Г.П. Щедровицкий - создали основной корпус методологических дисциплин: содержательногенетическую логику, системноструктурную методологию, теорию языкового мышления, общую теорию деятельности, эпистемологию, теорию семантики, методологию психологии. Ими были заложены основы современной культурологии и антропологии, сформулированы основные методологические принципы макросоциологии анализа развития социальнопроизводственных систем. Мы говорим "ими ", так как Георгий Петрович был одним из первых, кто во весь голос заявлял, что время гениальных одиночек прошло и наступает время коллективной мыслительной деятельности. Он всю жизнь без остатка отдал этому делу - делу свободного объединения свободных творческих сил. Вместе с тем его незаурядность вносила в любое коллективное действие столь мощный заряд, что о многих результатах работ его коллег и учеников можно сказать: это либо влияние, либо реализация идей Г.П. Щедровицкого.

Собственные научные труды Георгия Петровича по проблемам методологии и антропологии невозможно переоценить. Из его

печатных работ опубликовано 7 монографий и более 200 статей. Кроме того, его перу принадлежат десятки тысяч страниц текстов, хранящихся в библиотеке Московского методологического кружка, к содержанию которых обращаются все новые и новые Поколения методологов. Широта проблем, обсуждавшихся в кружке, позволяла Г.П. Щедровицкому откликаться на самые острые и кризисные ситуации развития методологии, философии и науки. Его статьи публиковались в журналах Академии наук СССР, периодических изданиях Академии педагогических наук, в других научных и научнопопулярных журналах, сборниках трудов и материалах бесчисленного количества семинаров и конференций. Многие из его работ переведены на иностранные языки и опубликованы в зарубежных изданиях. В 1990 г. Георгий Петрович создал журнал "Вопросы методологии " как трибуну для современной методологии.

Многие работы Г.П. Щедровицкого посвящены актуальным проблемам психологии, некоторые из них были опубликованы в журнале "Вопросы психологии ". Среди этих работ отметим лишь те, которые оказали существенное воздействие на развитие психологической науки в целом: это, прежде всего, методология исследования мышления как деятельности, содержательногенетический анализ структуры способа и процесса решения задач, методология педагогического исследования игры дошкольника, общая теория деятельности и анализ кооперации, изучение структуры смысла и процессов понимания в коммуникации, исследования взаимоотношений детей в совместной деятельности, проблемы психологических методов в педагогике. Многие его идеи по разработкам психологических проблем нашли воплощение в фундаментальных и прикладных исследованиях его коллег и учеников, но значительно большее количество его идей еще окажут свое мощное влияние на развитие психологической науки в будущем.

Так, в 1966 г. при непосредственном участии и под руководством Георгия Петровича была написана коллективная монография "Педагогика и логика ", определившая на принципиально иных основах - основах антинатуралистической, деятельностной доктрины - программу построения новой психологии и педагогики. Непреходящее значение для психологии имеет сборник "Обучение и развитие ", опубликованный в 1966 г. по материалам симпозиума, где Георгий Петрович изложил основные принципы анализа проблемы обучения и развития в парадигме общей теории деятельности, создав тем самым фундамент нового подхода к определению места психологии в сфере образования.

Г.П. Щедровицкий обладал безгранично широким кругозором и стремился передать свое видение горизонтов мысли большому количеству слушателей, людей, искренне заинтересованных проблемами науки. Стремясь расширить круг участников дискуссий, в 1979 г. он вместе со своими друзьями и единомышленниками пришел к идее создания организационнодеятельностной игры как формы и метода исследования, социального проектирования, техники социальных инноваций и способа практического решения крупных народнохозяйственных проблем. Этот метод за короткое время принял форму постоянно расширяющегося социального движения, включающего в свою орбиту все новые области общественной практики и охватывающего все новые регионы в нашей стране и за ее пределами. Все 15 лет Георгий Петрович оставался неизменным лидером этого движения, проявляя при этом незаурядный организаторский и просветительский талант.

Щедровицкий Георгий Петрович (23 февраля 1929, Москва - 3 февраля 1994, Москва) - философ и методолог, профессор. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы, лидер Московского методологического кружка (ММК). В 1958 организовал (совместно с П. А. Шеваревым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике Общества психологов СССР (междисциплинарное объединение философов, педагогов, психологов и др.). Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, развивая теорию деятельности . Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить три основных этапа: содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952-61), деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-71), системомыследеятельного подхода (с 1971). Были разработаны категориальные и операциональные средства онтологической схемы мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала новая форма организации мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил разработать представление о различных пространствах в схеме мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979-91 проведено свыше 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек), посвященных широкому спектру социально и культурно значимых проблем. В 1988 создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе его идей созданы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа «Культурной политики», рук. П. Г. Щедровицкий и др.). Обширный архив в настоящее время публикуется в электронной форме (информация в Internet по адресу: www.circle.ru).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 405.

Щедровицкий Георгий Петрович (23. 02. 1929 - 03. 02. 1994, Москва) - философ и методолог, проф. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы по проблемам содержательно-генетической логики, общей теории деятельности и исследования мыследеятельности. Лидер Московского методологического кружка (с 1952; ученики и последователи Щедровицкого ведут работу в этой области и в настоящее время). В 1958 году организовал (совместно с П. А. Шеваревым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике. Отстаивал деятельностный подход в исследовании мышления в противоположность натуралистическому. Разрабатывал идею методологии как основы всех форм мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить 3 этапа: содержательно-генетической логики (1952-1961), деятельностного подхода к общей теории мышления (1961-1971) и концепции системомыследеятельности (СМД, с 1971). В последние годы творчества Щедровицкого были разработаны категориальные и операциональные средства построения онтологии мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала построенная им особая форма организации мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил построить представление о различных пространствах мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979-1991 годов Щедровицким и его учениками проведено более 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек) для широкого спектра социально и культурно значимых проблем. В 1988 году Щедровицкий создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе выдвинутых Щедровицким идей были образованы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа «Культурной политики», руководитель П. Г. Щедровицкий и др.). После кончины Щедровицкого проведено около 20 чтений, посвященных анализу разработанных им идей с участием до 200 человек в каждых.

А. А. Пископпель, В. Н. Садовский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 786-787.

Сочинения: Языковое мышление и его анализ. М., 1957; О различении исходных понятий формальной и содержательной логики. М., 1962; Два понятия системы. М., 1974; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М., 1981; Избр. труды, М., 1995; Философия. Наука. Методология. М., 1997; Знак и деятельность. Кн. 1-3. М., 2005-2007; Я всегда был идеалистом. М., 2012.

Литература: Георгий Петрович Щедровицкий (Сер. «Философия России второй половины XX века») / Под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой. М., 2010; Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. М., 2008.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

«Языковое мышление» и его анализ - «Вопросы языкознания», 1957, № 1; О возможных путях исследования мышления как деятельности,- Доклады АПН РСФСР, 1957, № 3; 1958, № 1, 4; 1959, № 1, 2, 4; 1960, № 2, 4, 5, 6; 1961, № 4, 5; 1962, № 2-6; О строении атрибутивного знания.-Доклады АПН РСФСР, 1958, № 1-4; 1959, №2, 4; I960, № 6; Принцип «параллелизма» формы и содержания мышления и его значение для традиционных логических и психологических исследований (в соавт.) - Доклады АПН РСФСР, 1960, № 2, 4; 1961, № 4, 5; О различении исходных понятий формальной и содержательной логики.- В кн.: Проблемы методологии и логики науки. Томск, 1962; Система педагогических исследований (методологический анализ).- В кн.: Педагогика и логика. М., 1968; Смысл и значение,- В кн.: Проблемы семантики. М., 1974; Два понятия системы,- В кн.: Труды Международного конгресса по истории науки и техники. М., 1974; Проблемы построения теории сложного «по- пулятивного» объекта,- В кн.: Системные исследования-1975. М., 1976; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок.- В кн.: Системные исследования-1981. М., 1981; Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности (в соавт.).- В кн.: Нововведения в организациях. Труды семинаров ВНИИСИ. М., 1983; Синтез знаний: проблемы и методы,- В кн.: На пути к теории научного знания. М., 1984; Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание,- В кн.: Системные исследования - 1986. М., 1987; Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного характера,- «Вопросы методологии», 1991, № 2; Рефлексия деятельности,- Там же, 1994, № 3-4; Избр. труды. М., 1995; Философия-Наука-Методология. М., 1997; Организация-Руководство-Управление. М., 1999; Программирование научных исследований и разработок. М., 1999; «Я всегда был идеалистом». М., 1999; Знак и деятельность. М., 1999.

Литература:

Садовский В. Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е,- «ВФ», 1993, № 7;

Биография Г. П. Щедровицкого,- «Вопросы методологии», 1994, № 1-2.

Георгий Петрович Щедровицкий (Сер. «Философия России второй половины XX века») / Под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой. М., 2010;

Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. М., 2008.

Выход в свет новой хрестоматии по работам Г.П. Щедровицкого представляется очень интересным событием, и прежде всего в жизни тех, кто знал Г.П. (а тот, кто знал, звал Учителя именно так). Мы снова имеем уникальную, бесценную возможность общения с ним, с его мыслью, которая спустя десятилетия ничуть не утратила своей остроты, точности, актуальности.

Я прочитал доклады Г.П.Щедровицкого для слушателей курсов повышения квалификации Минэнерго и поймал себя на мысли, насколько современно все то, о чем рассуждал Георгий Петрович в 1981 г. Рискну предположить, что и нынешним слушателям повышения курсов квалификации при любом министерстве и ведомстве было бы нелишне для первого раза хотя бы перелистать эту хрестоматию. Во всяком случае, мне абсолютно не жаль того времени, которое я, отложив все текущие дела, посвятил повторению когда-то пройденного материала, и вот почему: для меня методологическая теория школы Г.П. Щедровицкого давно стала теоретическим каркасом для выработки управленческих решений на всех уровнях административной иерархии, которые мне удалось пройти.

Наиболее полно понять правоту многих наблюдений и выводов Г.П. мне довелось тогда, когда передо мной встали задачи масштабов всей Системы - той самой социальной, управленческой Системы, понимать которую учил меня Г.П. еще в давние 80-е. Главное, что, вооружившись методологической теорией, уже не можешь использовать заведомо примитивные решения сверхсложных проблем.

Еще раз подчеркну, что выход в свет этой хрестоматии - большой праздник для всех нас, учеников Г.П.

Но мы будем вдвойне рады плодам нашего благодарного ученичества, если среди читателей этой книги найдутся те, кто услышит об имени Г.П. Щедровицкого впервые. Услышит, прочтет и воскликнет: «Вот же оно, все про мою работу написано!» В каждом конкретном случае это будет триумф школы Г.П. Щедровицкого в XXI в.

В. Б. Христенко

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ХРЕСТОМАТИИ

Хрестоматия - в переводе с греческого «книга, полезная в обучении». Она должна содержать материалы, систематизированные в соответствии с планом освоения определенного предмета в учебном заведении или в процессе самообразования. Хрестоматийные тексты позволяют понять способы употребления инструментов, которые должны быть переданы новым поколениям. В настоящем «Путеводителе» это методологические и теоретические средства, сопровождающие и обеспечивающие деятельность организатора, руководителя, управляющего (ОРУ).

Аудитория пользователей данной хрестоматии весьма ограниченна: это специалисты, работающие в различных системах управления (практикующие управленцы), которые ставят перед собой задачи рационализации и технологизации - и тем самым повышения эффективности - своего мышления и деятельности, а также те, кто готовит себя к управленческой и организаторской деятельности.

Основной объем текстов хрестоматии принадлежит Г.П. Щедровицкому. Георгий Петрович не оставил последовательного, законченного изложения основ методологии ОРУ. Он практиковал - всегда во главе команды соратников и учеников - и до последних дней жизни развивал этот корпус инструментов, принципов, понятий. Как следы этой практики остались многочисленные публикации, неопубликованные труды (циклы лекций, отдельные доклады и выступления), проектные разработки, консультации по ходу организационно-деятельностных игр (ОДИ).

Можно назвать до десятка известных фамилий «соучастников» разработок и попробовать выделить их конкретные вклады в общее дело. Это добавит в хрестоматию отдельные интересные тексты. Тем не менее никто из этих людей не достиг такой ясности изложения и глубины понимания, коими безупречно владел Георгий Петрович. Именно поэтому мы подождем, пока они поработают еще пару десятков лет и впишут свои имена в будущие «новейшие» хрестоматии по методологии как ОРУ, так и других сфер деятельности.

За основу хрестоматии мы взяли текст лекций, прочитанных Г.П. Щедровицким в 1981 г. на курсах повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минэнерго (см. в конце работы список литературы). В этих лекциях основные идеи, схемы и конструкции изложены предельно просто и понятно, так, что их нельзя не понять, иначе говоря, почти хрестоматийно. И никакой комментарий к ним не нужен. Он будет заведомо слабее мысли автора и окажется назойливой помехой для читателя.

В лекциях прослеживается четкая схема, почти технология определенной организации коммуникации с большой аудиторией заинтересованных людей. Каждая тема, а их за 12 лекций разобрано несколько десятков, развертывается в определенной последовательности.

Сначала лектором, явно или неявно, формулируется вопрос, на который нет прямого и однозначного ответа. Если вопрос оказывается понятым (т.е. значимым для аудитории), то начинается работа по конструированию метода и способа (или указанию на метод и способ, если таковые имеются в арсенале), воспользовавшись которыми можно ответить на вопрос или «обойти» его. Здесь в ход идут ссылки на предшественников, авторитеты, байки, примеры, из которых возникает схема движения мысли, или инструмент-понятие. Следующий шаг - отнесение сложенной на глазах аудитории конструкции к конкретным ситуациям в управленческой деятельности и демонстрация их инструментальных возможностей. Лектор хорошо знает специфику деятельности слушателей и поэтому смело и уверенно объясняет им, «как надо мыслить и работать». Аудитория слушает, понимает, дискутирует - эффект «включения» и освоения содержания налицо.

Мы решили по возможности не нарушать эту схему и двигаться по «хрестоматийным» вопросам в авторской логике. Именно поэтому одна и та же тема может возникать в тексте несколько раз, но каждый раз в другом аспекте, как элемент другого способа решения, для иной ситуации.

Мы не побоялись сократить текст, убрав те его фрагменты, которые привязывали изложение к конкретному времени и мероприятию. Несмотря на фрагментарность, сохраняется сквозная логика изложения, а многочисленные повторы и возвраты объяснимы принципом «повторение - мать учения». По отзывам коллег, работавших на методологической «кухне», получился не «сухой остаток» (против которого всегда яростно боролся Георгий Петрович), но минимальный инструментальный набор, готовый к «употреблению».

Мы ввели заголовки-разделители, указывающие на тему (основное содержание) каждого следующего фрагмента текста.

Настойчивому пользователю мы предлагаем обратиться к списку литературы и удовлетворить свой интерес к подлинникам.

Статьи по теме: