Подводная лодка «Щука. Экипаж найденной в Черном море подлодки "Щука" четыре дня боролся за жизнь.Полный список погибших

Тридцать лет назад, 30 декабря 1984 года, в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР вступила многоцелевая атомная подводная лодка К-284 проекта 971 "Щука-Б". Это была первая стальная многоцелевая атомная субмарина третьего поколения. В НАТО этот проект и его модификации назвали "Акула".

"Ревущие коровы"

Сам факт присвоения советской подлодке имени грозного океанского хищника говорит о многом. До того наши лодки в классификации НАТО именовались малозвучно, если не сказать уничижительно: "Танго", "Фокстрот", "Новембер"… А между собой американцы называли их не иначе как "ревущие коровы", утверждая, что слышат их под водой за сотни миль. Акула, как известно, не ревет, она атакует тихо и стремительно. И действительно, "Щуки-Б" оказались тише заокеанских "Лос-Анджелесов".

Стальной двойник

Надо отметить, что проект 971 был реализован практически по тому же техническому заданию, что и выданный ранее горьковскому судостроительному предприятию "Красное Сормово" на создание титановой лодки проекта 945 "Барракуда".

Головная "Барракуда" К-276 вступила в строй ВМФ чуть раньше - 21 сентября 1984 года. В НАТО ее классифицировали как "Сьера". "Барракуды" сразу стали и остались до сих пор самыми грозными ударными многоцелевыми атомными субмаринами, превосходящими американский аналог - "Лос Анджелес" практически во всем. Увы, титановые проекты были закрыты еще в конце 1980-х, а сейчас про них и не вспоминают. Хотя в конструкторском бюро "Лазурит" были готовы проекты титановых лодок четвертого поколения, а в середине 1990-х прорабатывался поистине революционный проект многоцелевой субмарины пятого поколения.

Мотивация для создания стального двойника "Барракуд" была простой: титан дорог, сложен в технологической обработке, к тому же подвержен коррозии при соприкосновении со стальными конструкциями. То, что уже были накоплены огромные запасы титанового проката, который по советским ценам был не на много дороже качественной судостроительной стали, а технологию работы с этим металлом на "Красном Сормово" довели до совершенства - во внимание не приняли. Кстати, за десятилетия эксплуатации на лодках проекта 945 особо опасной коррозии так и не наблюдали, корпуса сохранили свою высокую прочность до сих пор.

Тем не менее Ленинградское СКБ-143 "Малахит" получило задание построить стальные лодки по тому же техзаданию, что и для проекта 945. Проект 971 клоном "Барракуды" не стал, в том числе потому, что между КБ, специализирующимися на проектировании подводных лодок - "Лазуритом", "Малахитом" и "Рубином", существовала сильная конкуренция. Каждое предприятие шло своим путем. Стальная "Щука-Б" мало в чем уступила титановой "Барракуде".

Давно не секрет, что проектирование лодки начал главный конструктор Георгий Чернышев, а после его смерти дело продолжил Юрий Фарафонтов.

Надо пояснить, что существовал проект 671РТМ "Щука", также спроектированный в "Малахите". Внешне лодки двух проектов были похожи, но по внутреннему содержанию и боевым возможностям они принадлежали к разным поколениям.

Что отличало проект 971 "Щука-Б"?

Лодки имели классическую для советской школы подводного судостроения двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус изготавливался из высококачественной легированной стали, которая позволяла субмарине опускаться на глубину 600 метров. Для снижения шумности все механизмы лодки размещались на амортизированных фундаментах, кроме того каждый блок изолировался от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами.

Общая амортизация не только уменьшала акустическую шумность, но и значительно снижала разрушающее воздействие подводных взрывов на оборудование и травмирующее на экипаж. Лодка имела обтекаемый буль, через который выпускалась буксируемая гидроакустическая антенна. Бросалось в глаза плавное соединение хвостового оперения с корпусом. Зализанность также уменьшала гидродинамические шумы и придавала лодке поистине акулий вид.

Тепловая мощность ядерного реактора равнялась 190 МВт и позволяла развивать на валу мощность в 50 000 л. с.

Вооружение проектов "Щука-Б" было очень мощным. В него входили: торпедо-ракеты, торпеды, крылатые ракеты и ПЗРК. Стрельбу можно было вести из четырех торпедных аппаратов калибра 650-мм и четырех калибра 533-мм. Боезапас состоял из двенадцати единиц калибра 650-мм и двадцати восьми калибра 533-мм - всего сорок ракет и торпед, лодка могла нести на борту и мины. Для сравнения, просто "Щуки" имели 24 единицы боезапаса. Первоначально на "Щуках-Б" имелись торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Но в 1990-х годах США настояли, чтобы ядерный боезапас со всех российских не стратегических АПЛ был удален.

Новации, внедренные в проект 971, позволили увеличить дальность обнаружения целей в 3 раза, существенно сократить время определения и обработки параметров захваченной цели, выдачи всех необходимых команд на ее уничтожение, снизить уровень собственных шумов в 4 раза по сравнению с предшественницей - "Щукой".

Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа уменьшилась почти вдвое - со 130 до 73 человек. Для сравнения, у "Лос-Анджелеса" 121 член экипажа.

В поздних модернизациях "Щуки-Б" оснастили уникальными системами слежения, позволявшими обнаруживать кильватерный след авианосной группы противника на третьи сутки после прохождения в данной точке мирового океана. Также определялось направление движения, и лодка, в случае необходимости, могла спокойно догнать авианосный ордер.

Нереализованные планы

Всего планировалось построить 25 субмарин проекта 971. Тринадцать в Комсомольске-на-Амуре на заводе № 199 имени Ленинского комсомола. Двенадцать на Севмашпредприятии в Северодвинске. За десять лет с 1983 по 1993 год было заложено двадцать подводных лодок, из которых удалось достроить только четырнадцать - по семь на каждом заводе. Если строительство первых лодок длилось два-три года, то в 1990-х оно застопорилось.

Первую лодку проекта 971 К-284 заложили в 1980 году, на воду спустили в 1982. К-295 заложили в 1985 году, а спустили на воду в 1994 году, в состав ВМФ ввели в 1996.

"Кошки"

Первоначально лодки имели лишь тактические номера, но в конце 1990 года по решению главкома ВМФ СССР адмирала В. Н. Чернавина лодка К-317, построенная в Северодвинске и находившаяся в составе СФ, получила имя "Пантера" в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников. В дальнейшем все лодки получили такие же имена собственные, какие носили дореволюционные российские подлодки типа "Барс". Подводники говорили, что в ВМФ СССР появилась подводная "кошачья стая", по аналогии с немецкой подводной "волчьей стаей" времен Второй мировой войны.
Впрочем, наряду со звучными и грозными "Барсами", "Тиграми", "Леопардами", "Пантерами" проектам 971 давались и водоплавающие имена: "Дельфин", "Кашалот", "Кит", "Нарвал", "Морж". Есть "Волк", "Вепрь". Был даже "Дракон", который позднее переименовали в "Самару".

Первая же "Щука-Б", начавшая боевую службу тридцать лет назад, была названа, можно сказать, по-натовски: "Акулой". Биография субмарины, открывшая эру стальных многоцелевых АПЛ третьего поколения сложилась весьма ординарно. 15 января 1985 года ее ввели в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок ТОФ. 13 апреля 1992 года лодка К-284 получила имя собственное - "Акула". В 2002 году выведена из состава ВМФ, в 2004 исключена из боевого состава флота. В настоящий момент ржавеет на отстое в бухте Павловского.

Подлодки в деле

АПЛ проекта 971 и даже 671РТМ отметились в мировых военно-морских сводках, доставив противолодочным специалистам из НАТО массу проблем. Ведь там считали, что давно держат весь подводный флот России под постоянным прицелом. О некоторых в общем-то известных фактах стоит напомнить.

В 1996 году подводная лодка проекта "Щука-Б" вошла в Средиземное море. Англичане засекли ее при прохождении Гибралтара и сразу сели на хвост. Но очень скоро лодка исчезла в не столь уж и обширных пучинах средиземноморья. Вновь ее обнаружили только у берегов Югославии. "Щука-Б" осуществляла защиту тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" от подводных лодок. За время той боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа "Лос-Анджелес"

Летом того же года подводная лодка К-461 "Волк" под командованием капитана 1-го ранга Алексея Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила стратегическую атомную подводную лодку ВМС США и, оставаясь незамеченной, скрытно наблюдала за ее выходом в район боевого патрулирования. Буриличев на деле показал высочайший профессионализм как личный, так и всего экипажа, подтвердил все характеристики проекта "Щуки-Б". Вполне заслуженно ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Американские специалисты провели тщательный анализ и пришли к выводу, что их корабли противолодочной обороны просто не в состоянии обнаруживать "Щуку-Б". "Кошачья серия" оказалась даже способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам. Для НАТО это стало своеобразным шоком.

Анекдотичный случай произошел 29 февраля 1996 года. Корабли НАТО отрабатывали задачи обнаружения и уничтожения лодок вероятного противника, наверное, - российских. Условные лодки были своевременно запеленгованы и уничтожены. Когда командованию отрапортовали об успехе, в середине ордера кораблей НАТО всплыла российская подводная лодка, которая наблюдала за всем ходом учений и о существовании которой никто не догадывался. Всплытие было обусловлено тем, что одному из моряков сделали прямо на борту операцию по удалению аппендицита, но развились осложнения, требовалась более квалифицированная помощь. Больного матроса эвакуировали на берег, жизнь его была спасена.

Британские моряки опознали всплывшую субмарину как проект 971 "Щука-Б". Однако они ошиблись: натовцы не смогли визуально идентифицировать и акустически запеленговать лодку второго поколения - проекта 671РТМК "Щука".

Случайно или нет, но после 1996 года активность дальних походов российских многоцелевых АПЛ была резко свернута.

Еще один скандал случился совсем недавно. В июне-июле 2012 года субмарина проекта "Щука-Б" несколько недель находилась незамеченной в Мексиканском заливе, в непосредственной близости от берегов США. Проявила она себя умышленно, когда уходила к родным берегам. В Пентагоне разразился скандал.

По состоянию на 2013 год в строю остаются всего шесть субмарин проекта 971. Четыре на Северном флоте, две - на Тихоокеанском. Остальные - на ремонте, консервации или в отстое.

На смену многоцелевым лодкам третьего поколения должны были прийти новые субмарины четвертого поколения типа "Ясень". Однако в силу финансовых и технических проблем ввод их в строй застопорился. А сейчас продолжение строительства под большим вопросом. В нынешних условиях такие большие и дорогостоящие крейсера, каким является "Ясень", России вроде бы и не нужны. Что делать дальше? Стальные субмарины проекта 971, как и титановые проекта 945, наверное, можно было модернизировать и доводить до уровня нового поколения, как это делается в авиации. А их просто списали…

Кстати, недостроенные на Севмаше корпуса лодок проекта 971 К-337 "Кугуар" и К-333 "Рысь" были использованы при строительстве стратегического ракетоносца "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей". Это, кстати, видно, так как бросается в глаза какая-то кургузая архитектура "Юрия Долгорукого".

Последняя из проекта 971 лодка - К-152 "Нерпа" была с большим трудом и с человеческими жертвами достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет под именем "Чакра".

Многоцелевые "Щуки" и "Щуки-Б" хоть и уходят в историю, но в жизни отечественного судостроения и подводного флота оставили яркий след. Мы еще в 1980-е годы догнали и даже перегнали американцев по бесшумности и боевой мощи своих многоцелевых ядерных субмарин.

19:34 — REGNUM Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружила и идентифицировала советскую подводную лодку Щ-317. В ходе одного боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила еще одно судно. Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота. Существовало множество версий гибели героической лодки, как в шведских, так и в финских водах от действий сил противолодочной обороны противника. Однако лодке удалось дойти и почти форсировать минное заграждение «Зееигель» у острова Большой Тютерс. Она погибла практически на самой последней минной линии, перед возвращением домой. Лодка лежит на глубине 78 метров, погрузившись носом в ил. Вероятнее всего, подорвалась на противотральном устройстве немецкой мины ЕМС при всплытии на перископную глубину.

Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» проходит при поддержке депутата Государственной думы РФ, генерала армии Николая Ковалёва и Фонда президентских грантов.

В 2017 году в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» при проведении гидролокационных работ обнаружен корпус подводной лодки. Осмотр, проведённый в первые дни экспедиции 2018 года, показал, что это подводная лодка типа «Щ», 10-й серии. О чем однозначно говорит строение полностью сохранившейся рубки. В составе КБФ в годы войны погибли шесть подводных лодок «Щ» 10-й серии. Пять из них были найдены и идентифицированы в различные годы в территориальных водах Эстонии, Финляндии и России. Так как все остальные погибшие лодки однозначно идентифицированы, то найденная сейчас лодка может быть только Щ-317. Данный вывод подтверждает обнаружение погибшей лодки в районе, рекомендованном именно Щ-317 для форсирования минных полей.

Мемориальные мероприятия по экипажу погибшей лодки пройдут на месте её гибели 3 мая 2018 года.

Подводная лодка Щ-317

Заложена 23 июля 1934 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде. 24 сентября 1935 года подводная лодка спущена на воду и 1 ноября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

В 1939—1940 годах лодка принимала участие в советско-финской войне, совершив два боевых похода. Атак противника не проводила.

Начало Великой Отечественной войны Щ-317 встретила под командованием капитана 3-го ранга Алексея Герасимовича Андронова в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ, находясь в Таллине на среднем ремонте.

В первом боевом походе (27 сентября — 16 октября 1941) подводная лодка патрулировала район между островами Малый и Большой Тютерс на случай прорыва крупных немецких кораблей к Кронштадту. Встреч с противником не было, и Щ-317 благополучно вернулась в базу.

При выходе в очередной боевой поход 3 ноября 1941 у острова Гогланд лодка была по ошибке атакована своим сторожевым катером. Из-за полученных повреждений Щ-317 вынуждена была встать на ремонт.

24 января 1942 года командиром лодки назначен капитан-лейтенант Николай Константинович Мохов , до этого командовавший расформированным 9-м дивизионом «малюток» учебной бригады ПЛ КБФ. Прежний командир лодки А. Г. Андронов был переведен на другую подводную лодку КБФ.

Всю блокадную зиму 1941−1942 годов лодка провела в Ленинграде, а 9 июня 1942 года вышла в свой последний боевой поход. Так как новый командир не имел опыта плавания на «щуках», на борту «Щ-317» находился командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2-го ранга Владимир Алексеевич Егоров . Вечером 11 июня подводная лодка вышла с Лавенсари для следования к побережью Швеции в район Карлскроны.

Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота: в ходе боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила еще одно судно. 10 июля 1942-го лодка сообщила в Кронштадт о результатах боевой деятельности. Подводной лодке было дано «добро» на возвращение, однако в назначенный срок лодка на базу не вернулась. Вместе с «Щ-317» погиб весь ее экипаж (41 человек).

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский государственный промышленно – гуманитарный техникум им А.В. Яковлева»

Конспект

классного часа

Подводная лодка «Щука»

Классный руководитель: Кускова М.С.

2016 г.

Цель:

    познакомить с историческим прошлым знаменитой подводной лодкой Великой Отечественной войны

    способствовать развитию патриотических чувств – любви к малой Родине, чувства гордости за свою страну, свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

    способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения.

Использование ИКТ на данном уроке позволяет:

Разнообразить формы предъявления информации на уроке, увеличить эффективность подачи материала;

Повысить интерес и мотивацию обучающихся к теме классного часа;

Увеличивать восприятие материала за счет увеличения количества наглядного материала; развивать произвольное внимание, память;

Организовать обратную связь «ученик – учитель».

Оборудование:

    Ноутбук, проектор, экран;

Используемые источники:

Ход мероприятия

Слайд 1

Ведущий: Знаете ли вы, ребята, какой праздник будет отмечать наша страна.

Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.

Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом.

У кого есть дедушки или бабушки, воевавшие на войне? (Ответы детей.) Кем они были во время войны? (Ответы детей.)

Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. О том, что они переживали, что чувствовали, с какими невзгодами и радостями встречались, рассказывают нам письма военного времени, вернувшиеся с войны солдаты.

Я хочу сегодня поговорить о технике того времени, а конкретнее о подводной лодки типа «Щ»., а почему именно об этой лодки.

Слайд 2

Не давно, в СМИ появилась информация, что в апреле 2016 года была обнаружена эта легендарная лодка у берегов Эстонии.

Советская подводная лодка Щ-408 («Щука»), погибшая в бою с немецким флотом в мае 1943 года. Лодку обнаружили поисковики проекта «Поклон кораблям Великой Победы-2016».

Подлодку нашли у острова Вайндло. Руководитель проекта «Поклон кораблям Великой Победы-2016» Константин Богданов сообщил «Росбалту», что команда проекта при содействии коллег из Финляндии провела серию погружений для «идентификации, изучения и видеосъемки геройской подводной лодки Щ-408». Об отважной «Щуке» (так называли моряки этот корабль) было известно только приблизительное место ее гибели, но сейчас поисковики нашли корпус лодки и провели подводные работы по точной идентификации боевого советского подводного корабля.

Подлодка приняла неравный бой возле эстонского острова Вайндло и с поднятым боевым флагом ушла на дно, за что была прозвана «Подводным варягом».

А с чего же всё началось?

Слайд 3

Обучающийся:

«Щ-408»подводная лодка X-бис серии. Заложена 23 апреля 1939 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде и 4 июня 1940 года спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе учебной бригады ПЛ КБФ в Кронштадте. На корабле подходили к концу монтажные работы. Степень технической готовности субмарины составляла 80 – 82,7%. 10 сентября 1941 года «Щ-408» без проведения испытаний вступила в строй и 22 сентября вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Слайд 4

В юго-западной части Санкт-Петербурга, там, где в годы Великой Отечественной войны проходил западный рубеж обороны, есть улица Подводника Кузьмина. Капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович вместе со своим экипажем подводной лодки «Щ-408» вписал одну из самых ярких, героических страниц в историю Великой Отечественной войны и, в частности, в историю советского подводного флота.

Слайд 5

Обучающийся: Кузьмин Павел Семенович родился 2 января 1914 г. в г. Орджоникидзе. Службу в ВМФ начал в 1933 г. С 1938 г. после окончания с отличием ВМУ им. Фрунзе Павел Кузьмин служил штурманом на подводных лодках. Затем окончил Высшие спецкурсы командного состава при учебном отряде подводного плавания им. Кирова, в октябре 1940 г. получил назначение помощником командира подводной лодки «С-9», участвовал в нескольких боевых походах. В октябре 1941 г. Кузьмину было присвоено звание капитан-лейтенанта, а через некоторое время он был назначен командиром подлодки «Щ-408». (ВИДЕОФИЛЬМ)

Подводная лодка Щ-408 – «щука», была принята в состав Балтийского флота в сентябре 1941 г. и начала подготовку к переходу из Кронштадта в Ленинград, но в Морском канале столкнулась с сетевым заградителем «Онега», получила пробоину в корпусе и ряд других повреждений. Субмарина вернулась на завод и встала в ремонт, который закончился весной 1942 г. Находясь на заводе в , во время артобстрела Щ-408 получила новые повреждения, многострадальной субмарине вновь потребовался ремонт. В конце октября 1942 г. в Кронштадте у борта лодки взорвался немецкий снаряд. В прочном корпусе подлодки образовались две осколочные пробоины, и снова был ремонт. Причём основная часть всех ремонтных работ была выполнена силами личного состава лодки. Во время ремонтных работ продолжалась и боевая подготовка личного состава, связанная с изучением опыта других подводных лодок, побывавших в боевых походах. Только к маю 1943 г. Щ-408 смогла встать в боевой строй.

Обучающийся: 7 мая 1943 г. «Щ-408» отошла от пирса в Кронштадте и перешла на о. Лавенсаари. Командир получил последние сведения об обстановке по разведданным, последние указания командования бригады. 19 мая в сопровождении тральщиков и катеров-охотников лодка отошла от пирса о. Лавенсаари и благополучно достигла заданной точки погружения. Далее в подводном положении ей предстояло самостоятельно форсировать Гогландский противолодочный рубеж, оборудованный немцами мощнейшей противолодочной системой.

Слайд 6

На о. Гогланд и на южном берегу залива были установлены самые мощные по тем временам гидроакустические станции. Поэтому достаточно быстро появились немецкие противолодочные катера, которые наугад провели бомбежку глубинными бомбами, надеясь зацепить лодку. Не добившись результатов, катера покинули район.

А лодка продолжала форсировать противолодочный рубеж и вошла в минное поле. Несколько раз в отсеках слышалось шуршание и скрежет минрепов от трения о корпус подводной лодки. Через трое суток, к вечеру 22 мая, подводная лодка прошла через Гогландский противолодочный рубеж и в районе маяка Вайндло (на о. Гогланд) всплыла для зарядки аккумуляторных батарей и вентилирования отсеков. Как только заработал дизель, подводную лодку засекли противолодочные катера и пытались атаковать ее. Лодка срочно погрузилась и ушла на рабочую глубину. Сбросив несколько серий бомб, катера застопорили ход и начали ждать, когда лодка вынуждена будет обнаружить себя, пытаясь всплыть.

В течение 3 суток продолжалась эта «игра в кошки-мышки». Лодка практически все время находилась вод водой, пытаясь в ночное время всплыть и подзарядить аккумуляторную батарею. Катера тут же обнаруживали ее, вынуждая уйти под воду. Плотность аккумуляторных батарей падала, в отсеках уже нечем было дышать. Подвсплыв на перископную глубину, капитан-лейтенант Кузьмин П.С. успел дать радио в адрес главного командного пункта: «Противник непрерывно бомбит, не дает возможности всплыть для зарядки. Прошу оказать помощь авиацией».

Командующий флотом тут же распорядился послать в район маяка Вайндло несколько штурмовиков. Штурмовики потопили один сторожевой корабль и повредили несколько дозорных противолодочных катеров. Однако вскоре самолеты улетели, а силы ПЛО противника снова начали преследовать лодку. Продолжалась периодическая бомбежка глубинными бомбами, счет которым был давно потерян. Бомбы начали рваться все ближе и ближе. Возможно, была повреждена одна из топливных цистерн и топливо, всплывая на поверхность, выдавало расположение лодки. Уже четверо суток лодка находилась под водой, в отсеках нечем было дышать…

Слайд 7

Кроме этого, вероятно лодка получила новые повреждения, встретилась с мощным сетевым заграждением, да и обстановка сложилась видимо невыносимая… Командир принял решение всплыть в надводное положение и дать фашистам бой. Субмарина всплыла, на флагштоке был поднят советский военно-морской флаг. Вокруг лодки собралось около 10-ти противолодочных кораблей. Начался ожесточённый неравный бой. Один из кораблей, от прямого попадания снарядов подводной лодки взорвался и затонул.

Корпус «Щ-408» и ограждение рубки были буквально засыпаны шквалом артиллерийских и пулеметных снарядов. Несколько человек на мостике были убиты, а лодка получила повреждения и пробоины и в прочном корпусе. В лодку начала поступать вода. Личный состав, находившийся в отсеках, мужественно боролся с поступлением воды, но субмарина начала терять плавучесть и ход. Артиллерийский бой продолжал более 2-х часов. Наши подводники смогли повредить ещё два вражеских корабля. Наконец на «Щ-408» задраили рубочный люк, и подводная лодка ушла на дно с гордо развевающимся военно-морским флагом, что со времен Цусимы означало: «Погибаю, но не сдаюсь!»

После капитуляции Германии из документов немецких противолодочников выяснилось, что акустики вражеских кораблей еще двое суток слышали, как из-под воды доходили до них звуки ударов по металлу: наши подводники пытались заделать пробоины, до последней минуты боролись за жизнь. После гибели «Щ-408» не было в советском ВМФ человека, который не знал бы о подвиге экипажа этой лодки. Не случайно за «Щ-408» укрепилось уважительное название подводного «Варяга». Экипаж капитан-лейтенанта Кузьмина П.С. в количестве 41 человека героически погиб.

Слайд 8

Надо заметить, что ни героический экипаж подводной лодки, ни её командир не были отмечены советскими наградами. Зато король Великобритании Георг VI в 1944 г., посмертно, наградил командира подводной лодки Кузьмина П.С. орденом Британской империи «За заслуги» 5 степени.

Обучающийся:

Приказ, боевая тревога,
Аврал, значит все по местам,
Подводная лодка уходит,
К глубоким и дальним морям!

Мы пили забортную воду,
Таков был морской ритуал,
Прошел это всякий подводник,
Матрос и седой адмирал!

Вот цель и команда "В атаку!",
Механикам "Полный вперед!",
Акустик прикован к приборам,
И в бой наша лодка идет!

Но море порой беспощадно,
Бурлит и штормит океан,
Повсюду торпеды и мины,
Молчит молодой капитан!

Исчезла подводная лодка,
Ушла в свой последний поход,
Сомкнулись суровые волны,
На дне лучший атомоход!

А дома погибших забудут,
Тоскует по сыну лишь мать,
Товарищ супругу долюбит,
Поможет детей воспитать!

Ведущий: 22 апреля 2016 года остов «Щ-408» был обнаружен на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны, а 1-2 мая корпус подлодки был обследован участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». По предварительным данным подлодка практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Корпус субмарины ушел в грунт по ватерлинию и все видимые повреждения относятся к артиллерийскому бою, об интенсивности которого свидетельствует оставленный на мостике ППШ. Все люки в закрытом состоянии, никто из экипажа не делал попыток спастись.

За свою победу страна заплатила огромную цену

Мы гордимся нашими дедами, прадедами. Не забудем их подвиг. Спасибо, за мирное небо!

Слайд 9

Звучит песня День победы

В настоящее время можно назвать множество , погибших в годы второй мировой войны по неустановленным причинам. С большой долей вероятности можно предположить, что большинство из них оказалось на морском дне не без воздействия противника. Иные завершили свою боевую карьеру вследствие кораблекрушений. Третьи, возможно, были по ошибке уничтожены своими - подобные случаи большой редкостью не являлись. Быть может, такая же участь постигла подводную лодку Черноморского флота «Щ-206», погибшую в первом же боевом походе.

«Щука» - сокращенное название шести серий дизель-электрических подводных лодок ВМФ СССР. Строились по проектам Б.М. Малинина. За основу был взят проект третьей серии подводных лодок, отличавшейся простотой конструкции, надежностью, возможностью перевозки по железной дороге в разобранном виде.

Дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии V-бис-2 шифр «Щука», бортовой номер «Щ-206». До 1934 года носила название «Нельма ». Советская «Щ-206» была заложена 5 января 1934 года на заводе № 200 «Имени 61 коммунара» в городе Николаеве, спущена на воду 1 февраля 1935 года. 1 октября 1936 года вошла в состав Черноморского флота СССР.

дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии

V-бис-2 шифр «Щука» фото

советская субмарина «Щ-206» в Южной бухте, город Севастополь

В день начала Великой Отечественной войны подводная лодка «Щ-206» вышла в боевой поход к румынским берегам. Командир подлодки капитан-лейтенант С. А. Каракай получил приказ атаковать румынские корабли в случае их выхода из главной базы флота противника - Констанцы. В базу субмарина «Щ-206» не вернулась, открыв тем самым список потерь подводных лодок Черноморского флота.

В скором времени появилась основная версия гибели подводной лодки «Щ-206», согласно которой субмарина подорвалась на румынском минном заграждении. К слову, эта версия считается общепризнанной и на сегодняшний день. Правда, позднее выяснилось, что границы позиции подводной лодки «Щ-206» не включали район самой Констанцы, поскольку румыны объявили о постановке там мин задолго до начала войны. Возможно, подлодка «Щ-206» оказалась на минном заграждении в результате досадной навигационной ошибки.

В соответствии с другой версией, советская подводная лодка «Щ-206» была потоплена 9 июля румынскими боевыми кораблями. В этот день румыны решили заняться тралением фарватера к югу от основной базы их флота - там, где находилась позиция советской подлодки. Обнаружив перископ, румынские корабли стали преследовать неопознанную субмарину . Позднее к месту событий подошли торпедные катера, атаковавшие подводную лодку глубинными бомбами. Завершилась погоня мощным подводным взрывом и образованием на поверхности воды масляного пятна.

Однако и в данном случае нельзя с полной уверенностью заявлять о победе вражеских кораблей над подводной лодкой «Щ-206», так как сильный подводный взрыв мог быть принят за серию взрывов собственно глубинных бомб, а перископы и масляные пятна морякам мерещились довольно часто.

К сожалению, в начальный период войны советские вооруженные силы действовали несогласованно. Исключением не являлся и Черноморский флот. Быть может, отсутствие согласованности между командирами кораблей и соединений с одной стороны, и вышестоящим руководством с другой, послужило причиной гибели подводной лодкой «Щ-206»?

На следующий день, после того как советская подводная лодка «Щ-206» в последний раз покинула базу, из Ставки Верховного главнокомандования в штаб Черноморского флота поступила депеша, согласно которой надводным кораблям предстояло провести набеговую операцию на Констанцу. Целью рейда являлось уничтожение нефтехранилища и разведка обороны румынской военно-морской базы. Вечером 25 июня отряд легких сил в составе крейсера «Ворошилов», лидеров эскадренных миноносцев «Москва» и «Харьков», а также эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый» вышел из порта Севастополь на бомбардировку вражеского побережья. Однако командующий операцией Т. А. Новиков не был поставлен в известность о нахождении у румынских берегов советской субмарины «Щ-206». Естественно, не мог ничего знать о проведении операции и командир дизельной подводной лодки .

Утром следующего дня отряд Черноморского флота появился в районе Констанцы. Вскоре началась артиллерийская дуэль с береговыми батареями противника. Поединок складывался не в пользу эскадры Новикова, поскольку береговые цели были неплохо различимы, а силуэты советских кораблей было отчетливо видно. Спустя несколько минут после открытия огня взорвался и затонул эсминец «Москва» - корабль маневрировал на вражеском минном поле. В итоге отряд кораблей вынужден был оставить опасный район.

Правда, злой рок кораблей отряда легких сил на этом не закончился. При отходе эскадры с левого борта эсминца «Сообразительный» был обнаружен след торпеды. «Сообразительный », в свою очередь, выпустил несколько глубинных бомб по предполагаемому месту нахождения субмарины. Во время подводных взрывов из воды показалась корма подлодки, затем последовали характерные признаки ее гибели - воздушные пузыри и масляные пятна.

Моряки-черноморцы предположили, что уничтоженная эсминцем «Сообразительный » субмарина была единственной румынской подводной лодкой «Дельфинул », но последняя находилась далеко от места событий и впоследствии пережила войну. Название и принадлежность потопленной подлодки так и остались невыясненными.

Данное обстоятельство послужило основой для предположения, что атакованной субмариной была советская подводная лодка «Щ-206». В гораздо более позднее время у этой версии появились многочисленные сторонники. Они также объясняют гибель эскадренного миноносца «Москва » ошибкой командира подводной лодки «Щ-206», который, будучи не в курсе проводимой набеговой миссии, принял своим корабли за румынские.

Однако по сей день явных доказательств своей правоты у приверженцев этой точки зрения нет. Вероятно, следы торпед и признаки гибели неизвестной субмарины в очередной раз были ничем иным, как плодом воображения моряков, а истинная причина гибели подводной лодки «Щ-206» так и осталась тайной. Остается верить, что не навсегда.

В годы второй мировой войны класса «Щука » активно участвовали в боевых действиях на море. За боевые заслуги шесть из них стали гвардейскими, одиннадцать награждены орденом Красного знамени.

Технические характеристики подводной лодки «Щука»:

Длина - 58,8 м,
Ширина - 6,2 м;
Осадка - 4,3 м;
Водоизмещение надводное 609 тонн
Водоизмещение подводное - 706 тонн;
Глубина погружения - до 90 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя по 685 л.с. и два электромотора по 400 л.с.;
Скорость - 10 узлов;
Дальность плавания - 9300 миль в надводном положении и 100 миль в подводном положении;
Экипаж - 40 человек;
Вооружение :
Торпедные аппараты 533 мм - 4 носовых и 2 кормовых (10 торпед);
Орудие 45 мм (на некоторых 37 мм автоматические пушки) - 2;

Подводные лодки типа «Щ», или, как их еще называли, «щуки» в истории отечественного кораблестроения занимают особое место. Это были самые многочисленные (86 единиц!) средние субмарины советского флота периода Великой Отечественной войны. Они активно участвовали в боевых действиях на Балтике, Черном море, в Заполярье; их торпеды и артиллерия пустили ко дну немецкую подлодку, сторожевой корабль, два десантных судна и не менее 30 вражеских транспортов. Но и цена побед оказалась крайне высокой: 31 «щука» не вернулась в родную базу и осталась в море навсегда. Причем обстоятельства гибели многих субмарин неизвестны и по сей день...

Впрочем, останавливаться на истории службы подводных лодок мы не будем. Предлагаем эксклюзивный материал - реконструкцию внешнего вида «щук» всех шести серий: III, V, V-бис, V-6hc-2, X и Х-бис. В основу разработанных чертежей положена подлинная документация из фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Российского Государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), а также специальная литература и многочисленные фотографии.

Несмотря на то, что все серии лодок типа «Щ» по своим характеристикам были довольно близки, внешне они существенно отличались друг от друга. Так, первые четыре субмарины Щ-301 - Щ-304 (III серия) имели прямой форштевень, узкую надстройку и ограждение рубки, в кормовой части которого располагались решетки шахт вдувной вентиляции. Носовые горизонтальные рули были своеобразной конструкции - они «рогами» в передней части входили в специальные прорези корпуса. Носовое орудие первоначально имело фальшборт, однако сразу после испытаний его сняли, а само ограждение рубки полностью перестроили. Для удобства работы расчета 45-мм пушки установили откидывающиеся полукруглые площадки, причем позже, в ходе капитального ремонта, эти площадки стали постоянными и их оснастили трубчатым релингом.

На подводных лодках V серии, строившихся для Тихоокеанского флота, изменили форму носовых рулей (она стала типовой для всех последующих серий «щук») и увеличили ширину надстройки. Ограждение рубки кардинально реконструировали, разместив на нем второе 45-мм орудие. Форштевень стал наклонным, причем его обводы в верхней части образовывали небольшой «бульб». Длина легкого корпуса увеличилась на 1,5 м.

Субмарины V-бис серии отличались от своих предшественниц только формой фальшкиля и ограждением рубки (последнее лишилось своеобразного «балкона» над первым орудием). Зато на V-6nc-2 серии изменили обводы легкого корпуса и вновь переделали ограждение рубки. Причем тихоокеанские лодки этого типа отличались от балтийских и черноморских формой бортов ходового мостика.

Подлодки X серии выглядели наиболее экзотично за счет внедрения обтекаемого ограждения рубки так называемого «лимузинного» типа. В остальном же они практически не отличались от кораблей V-бис-2 серии, за исключением, разве что, появившегося «горба» над палубной цистерной и глушителями дизелей.

Поскольку ожидаемого повышения скорости в подводном положении у лодок X серии не произошло, а зали-ваемость ходового мостика увеличилась, на последней серии «щук» Х-бис серии применили более традиционное ограждение рубки, напоминавшее спроектированное для подлодок типа «С». Носовую 45-мм пушку теперь установили непосредственно на палубе надстройки. Корпус остался неизменным, но из его оснащения исчез подводный якорь.

Стойки антенн и сетеотводов на лодках III, V и V-бис серий имели Л-образную форму и соединялись перекладинами. Тросы сетеотвода шли от носа до кормы, впереди носовой стойки они объединялись в один.

У «щук» \/-бис-2 и X серий стойки се-теотводов стали одинарными, на Х-бис серии они отсутствовали вообще. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Сом» и «Краб», представлявшими собой систему резаков (четыре на форштевне, два на баке линейно-возвышенно и по одному с каждого борта), а также систему оттяжек, предохраняющих выступающие части лодки от попадания тросов сетевых заграждений. На практике эти устройства оказались малоэффективными, и их постепенно демонтировали, закрывая пилу на форштевне металлическими листами.

Выхлопные отверстия глушителей в надстройке на лодках первых четырех серий имелись с обоих бортов, на субмаринах X и Х-бис серий - с одного, левого борта. Только на левом борту располагался и якорь, применявшийся в надводном положении.

Расположение шпигатов в надстройке, часто являющееся индивидуальным признаком корабля и потому особо интересующее моделистов, на проектных чертежах, как правило, не указывается (поскольку принципиального значения оно не имеет). На предлагаемых чертежах «щук» шпигаты прорисованы по фотографиям и потому их расположение может быть не совсем точным (особенно это относится к Щ-108). Следует также иметь в виду, что нарезка шпигатов на лодках одной серии зачастую отличалась очень сильно; наиболее ярко эти различия демонстрируют балтийские и черноморские «щуки» X серии.

Внешний вид подлодок типа «Щ» менялся и из-за осуществлявшихся в процессе службы модернизаций. Так, откидные части орудийных площадок постепенно заменялись постоянными и оснащались релингами. По опыту плавания в битом льду и в свежую погоду на части лодок демонтировали наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второго орудия иногда устанавливался пулемет ДШК, причем на ТОФ имелись самодельные установки, наряду со стандартной тумбовой. Выносные 7,62-мм пулеметы М-1 («Максим») размещались на штатных местах в надводном положении далеко не всегда. Излучатели установки звукоподводной связи располагались на палубе (верхний) и в специальной выгородке (нижний). В ходе войны некоторые «щуки» получили гидролокаторы «Асдик» («Дракон -129») и размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.

Окраска: у балтийских лодок корпус и надстройка выше ватерлинии были серо-шаровыми, у черноморских - темно-серыми, у североморских - серо-зелеными. Подводная часть -черная (кузбасслак) либо покрытая противообрастающими составами № 1 и 2 (темно-красный и темно-зеленый). В блокадном Ленинграде, помимо маскировочных сетей, использовали окраску лодок в белый - под фон снега цвет. Винты - бронзовые. Спасательные буи окрашивались в цвет корпуса; после войны они стали красно-белыми (по три сектора каждого цвета). Буквы названий лодок в носовой части (на III, V, V-бис, \/-бис-2 сериях) - латунные. Литерноцифровое обозначение на рубке - белого цвета (кроме V серии, где оно было желтое или голубое с черным контуром); в годы войны они закрашивались под основной цвет корпуса. Число заявленных побед указывалось цифрой в круге, располагавшемся в центре красной звезды в белой обводке, рисовавшейся на каждой лодке индивидуально. Размещали звезду всегда в носовой части рубки, примерно посередине высоты или ниже иллюминаторов.

Подводные лодки типа «Щ»:

1 - перо руля; 2- волнорезные щиты торпедных аппаратов; 3,9 - кильватерные огни; 4 киповые планки; 5 -утки; 6 - спасательные буи; 7,13,37 -стойки сетеотводов; 8- сетеотвод (совмещенный с радиоантенной); 10- репитеры гирокомпасов; 11 - перископы; 12 - магнитные компасы; 14 - антенны радиопеленгаторов; 15 - 45-мм пушки 21-К; 16 - швартовые шпили; 17 - кнехты; 18 - антенны шумопеленгаторов; 19,35 - носовые горизонтальные рули; 20 - привальный брус; 21 - рубочные люки; 22 - люки аварийных выходов; 23 откидные крышки над шлюпками; 24 - откидные решетки надстройки; 25 - кормовые горизонтальные рули; 26 - откидные решетки над торпедозагрузочным люком; 27- кормовой флагшток; 28 выхлопные клапаны глушителей; 29 - выдвижные мачты; 30 - зенитный пулемет «Максим»; 31,32 - ходовые огни; 33 - гюйсшток; 34 - люки над кранцами 45-мм патронов; 36 - якорный клюз (на всех подлодках - только с левого борта); 38- V-образная стойка радиоантенны; 39 - киповые планки с сетеотводами; 40- радиоантенна; 41 - убирающаяся шлюпбалка; 42 ниши подъемного гака

ТТХ подводных лодок типа "Щ"

V -бис

Водоизмещение нормальное, куб.м

Длина наибольшая, м

Ширина наибольшая, м

Осадка средняя (по килю), м

Мощность дизелей, л.с.

2x685

2x685

2x685

2x800

2x800

Мощность электродвигателей, л.с.

2x400

2x400

2x400

2x400

2x400

Скорость хода, уз.: наибольш. надводная

экономии, надводная

наибольш. подводная

экономии, подводная

Дальность плавания, миль: надводная экономическим ходом

подводная полным ходом

подводная экономическим ходом

Экипаж, чел.

Число 533-мм торпедных аппаратов: носовых

кормовых

Артиллерийское вооружение: иисло орудий X х калибр в мм

2x45

2x45

2x45

2x45

2x45

Число построенных лодок (годы вступления в строй)

Статьи по теме: