Мир моих открытий. Мир моих открытий Рабочая программа по внеурочной деятельности

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Гимназия №1554»

Рассмотрено

Утверждено

Председатель МО

_________________

Директор ГБОУ Гимназии №1554

________________________ Тертухина О. Н.

«____»_______________ 2016 г.

Рабочая программа

по курсу «Мир моих открытий»

ШО1

ФИО учителя: Кольцова Л.А.

г. Москва

2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Мир моих открытий» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы с учебным пособием М.В.Дубовой, С.В.Масловой «Мир моих открытий: межпредметный курс», разработанного для учащихся 2-4 классов начальной школы. Основное содержание учебного пособия для учащихся «Мир моих открытий» составляет дидактический материал, оформленный в виде связанных единым сюжетом пар, состоящих из компетентностной задачи (К-задачи) и проектного задания.

Программа курса рассчитана на 102 часа, на 3 года (2-4 класс) по 34 часа в год (по одному часу в неделю).

Проводимые занятия позволяют вовлечь в образовательную деятельность разное количество учащихся: от группы 5-10 человек, до целого класса (учащихся 2-4 классов). Работа над решением К-задач осуществляется под руководством учителя, непосредственно в рамках занятий.

Объединение в одном учебном курсе двух различных по целевой направленности видов дидактического материала (К-задачи и проектного задания) позволит учителю:

    Охватить в своей работе сразу два направления внеурочной деятельности, рекомендованных ФГОС НОО: общеинтеллектуальное (средствами решения К-задач) и общекультурное (средствами выполнения проекта);

    Создать условия дли применения освоенных в рамках урока знаний, умений и навыков в новых для учащихся учебных ситуациях, составляющих содержание К-задач и проектных заданий;

    Максимально расширить возможности для достижения учащимися трех групп планируемых результатов, согласно ФГОС НОО: личностных, метапредметных, предметных.

Данный курс, разработанный для учащихся 2-4 классов, призван обеспечить выполнение триединого комплекса образовательных целей , заключающихся в формировании у младших школьников компетентностей трех уровней:

    Ключевой (учебно-познавательный или компетентности «Умение учиться») – средствами создания дидактических условий для формирования системы универсальных учебных действий в ходе решения компетентностных задач. В содержании каждой задачи заложено формирование умений их трех групп УУД: регулятивных, познавательных и коммуникативных.

    Межпредметных – средствами создания дидактических условий для усвоения знаний и способов действий, лежащих в межпредметной плоскости различных учебных предметов. В ходе освоения межпредметных компетенций учащиеся овладевают практико-ориентированными способами действий, необходимыми для решения реальных жизненных проблем, которые всегда имеют интегрированный характер.

    Предметных (естественно-научной и математической) – средствами создания дидактических условий для применения учащимися усвоенных предметных ЗУНов в нестандартных ситуациях, а также для освоения новых предметных знаний и способов действий в ходе решения практико-ориентированных заданий. Обучение решению компетентностных задач направлено на формирование двух предметных компетенций – математической и естественно-научной.

Образовательные цели курса согласуются с идеями компетентностного подхода, внедрение которого предписывается основными стратегическими документами федерального значения, в том числе одним из самых важных документов для начального образования – Федеральным государственным образовательным стандартом (2010г).

Завершенность процессу становления любой компетентности придает компетентностный опыт, получение которого учащимися может происходить двумя путями:

    От получения знаний и освоения способов действий к их применению на практике в рамках учебной деятельности.

    От решения учебной проблемы к освоению новых знаний и способов действий.

В соответствии с изложенными целями, можно сформулировать основные задачи , решаемые в рамках курса и направленные на достижение поставленных целей:

    Знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, моделирование, сравнение, измерение, опыт, эксперимент);

    Применение изученных знаний, умений и навыков в решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;

    Освоение новых знаний и способов действий предметного и межпредметного характера;

    Формирование умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, реалистичный рисунок, условный рисунок, схема, таблица, диаграмма, график, чертеж, карта);

    Развитие практических умений работы с чертежно-измерительными инструментами;

    Формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: обсуждение информации и приемов работы с ней, планирование познавательной деятельности, осуществление само- и взаимоконтроля;

    Расширение кругозора, развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

    Укрепление интереса к познанию окружающего мира к изучению предметов естественно-математического цикла.

Содержание программы 2 класс (1час в неделю, всего 34 часа)

    Путь у самолета дальний (2 часа).

    Бабочки (2 часа).

    Фенек (2 часа).

    Веревочная геометрия. Отвес (2 часа).

    Природные зоны России. Природа тундры (1 час).

    Природные зоны России. Животные тундры (2 часа).

    Мой календарь (1 час).

    Парта школьная моя (2 часа).

    Лиственница (2 часа).

    Строение земли (2 часа).

    Соль земли (2 часа).

    Кто где живет. Медвежья берлога (1 час).

    Кто где живет. Норы (1 час).

    Кто где живет. Гнезда (1 час).

    Кто где живет. Среда обитания – вода (1 час)

    Финикийцы (2 часа).

    Крылья или ноги? (2 часа).

    Крылья или ноги. Необычные животные и птицы (1 час)

    Олимпийские игры (2 часа).

    Детская площадка (2 часа).

    Заключительное занятие (1 час).

Перечень практико-ориентированных областей и практических умений, вошедших в содержание компетентностных задач

Практические умения

Математика

    владеть навыками устных вычислений;

    владеть навыками письменных вычислений;

    владеть навыками вычислений на калькуляторе;

    осуществлять кратное сравнение величин;

    использовать прикидку и оценку результатов вычислений;

    получать и использовать приближенные результаты вычислений;

    работать с числовыми лучами;

    использовать алгоритм решения типовых задач при решении квазижизненных и жизненных задач;

    выполнять записи на естественном и математическим (знаково-символическом) языках

Геометрическое конструирование

    изготовлять развертки геометрических тел;

    конструировать модели многогранников;

    конструировать макеты объемных тел, состоящих из многогранников

Картография

    прокладывать маршрут по карте;

    используя масштаб, вычислять по карте расстояние, используя как измерительный инструмент (ученическая линейка), так и подручные средства (нитка, шнур);

    находить и выделять границы государств на контурной карте;

    ориентироваться в своем и незнакомом городе, пользуясь уличными указателями, справочником, картой

Метрология

    пользоваться различными измерительными приборами (весами, линейкой, метром, палеткой);

    самостоятельно изготовлять некоторые измерительные инструменты (например, палетку);

Черчение

    пользоваться стандартными чертежными инструментами (линейкой, угольником, циркулем);

    самостоятельно изготавливать некоторые чертежные инструменты (например, веревочный циркуль, веревочную модель прямого угла, отвес)

Информатика

    осуществлять поиск информации в предложенном тексте и дополнительных источниках;

    соотносить и использовать текстовую, пиктографическую (схема, чертеж) и идеографическую (таблица, диаграмма) информацию;

    пользоваться алфавитными (или другими систематическими) перечнями

Гигиена младшего школьника и условий его обучения

    составлять и соблюдать режим дня;

    осуществлять выбор школьного портфеля;

    определять высоту стула и ученического стола в соответствии с ростом школьника;

    определять оптимальное время просмотра телепередач и работы на компьютере

Календарно-тематическое планирование для 2 класса

СанПиН ;

Лиственница

Лиственница. Что делают из лиственницы

Строение земли

Строение земли

Соль земли

Соль земли

Кто где живет. Медвежья берлога

Кто где живет. Норы

Кто где живет. Гнезда

Кто где живет. Среда обитания – вода

Финикийцы

Финикийцы

Крылья или ноги?

Крылья или ноги?

Крылья или ноги. Необычные животные и птицы

Олимпийские игры

Олимпийские игры

Детская площадка

Детская площадка

Заключительное занятие

Планируемые результаты освоения программы межпредметного курса

«Мир моих открытый» к концу 4 класса

Ключевая учебно-познавательная компетенция.

Регулятивные УУД.

Выпускник научится:

    принимать и сохранять учебную задачу;

    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

    выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Познавательные УУД.

Выпускник научится:

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    осуществлять синтез как составление целого из частей;

    проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

    устанавливать аналогии;

    владеть общим приемом решения задач

Коммуникативные УУД.

Выпускник научится:

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться по позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных пзиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    задавать вопросы;

    использовать речь для регуляции своего действия.

Математическая компетенция.

Выпускник научится:

    анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, определять количество и порядок действий для решения задачи;

    выбирать и объяснять выбор действия;

    описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

    распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

    распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

    выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

    оценивать размеры геометрических

    объектов, расстояний приблизительно (на глаз);

    соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;

    заполнять несложные готовые таблицы;

Естественно-научная компетенция.

Выпускник научится:

    сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

    проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

    использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

    использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений и выявления свойств объектов;

    различать пошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени».

Список литературы:

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Мир моих открытий: межпредметный курс. Методическое пособие 2,3,4 класс + Программа курса (М.В.Дубова, С.В.Маслова, «РОСТкнига», 2015г.).

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Мир моих открытий: межпредметный курс. Рабочие тетради 2,3,4 класс (М.В.Дубова, С.В.Маслова, + Разрезной материал к рабочим тетрадям «РОСТкнига», 2011г.).

Мир человеческих открытии совершенно неизмерим - от колючки простого репейника вцепившегося в рукав, до горячего гейзера Камчатки, который сообщает воздуху этой страны особый уют и одновременно какую-то загадочность. Трудно передать ощущение покоя в пустой горнице камчатской избы, когда тут же, за позванивающим тонким стеклом, за чуть запотевшим окном, рокочет край земли - Тихий океан.

Он неслыханно богат, этот край и этот мир, и даже его последняя кромка. И я уверен, что о колючке репейника можно писать отдельные книги, исследования, сказки, испытывая при атом множество живых и веселых происшествий и историй.

Каждый, кого подмывает написать такую книгу, пусть садится за стол и, не откладывая, пишет ее. Через пять-десять лет уже соберется интересная литература, необыкновенная библиотека, полная редких наблюдений и познаний - от шума града по тесовой крыше (кстати, его ни с чем не спутаешь) до едва намеченной над Аю-Дагом розовой радуги - предвестницы дождей, не падающих на землю, а улетающих ввысь от земли. Недавно сравнительно я видел такую розовую радугу и очень долго не мог понять, что это такое.

Знание - это сгусток сплошь и рядом неожиданной и величавой поэзии. Мы должны стать уловителями и хранителями этой мимолетной поэзии природы, украшающей мир и дающей ей смысл.

Природа не выбирает и не назначает себе певцов и менестрелей. Она лишена глупого и дерзкого человеческого высокомерия. Певцы приходят к природе сами, их ряды не иссякают от Гомера до Лукреция, от Жюля Верна до поэта Заболоцкого, от Чарлза Дарвина до ученого Обручева.

Недавно к прекрасной плеяде вещей о природе прибавилась еще одна - удивительная, на мой взгляд, работа Геннадия Снегирева, которая в скором времени выйдет отдельной книгой.

Снегирев - очень зоркий писатель. Он обладает тайной свежего, почти юношеского восприятия жизни. От него не ускользает ни одна поэтическая черта из жизни природы, из жизни тайги, зверей, птиц и растений. Поэтому рассказы Снегирева, написанные бывалым, добрым и простым человеком, заключают в себе много знаний и наблюдений - всегда новых и подлинных, - иными словами, они познавательны в самом широком значении этого слова.

По существу, многие рассказы Снегирева ближе к поэзии, чем к прозе, - к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателя любовью к родной стране и природе во всех ее проявлениях, и малых и больших.

Совершенно реальные и точные вещи в рассказах Снегирева порой воспринимаются как сказка, а сам Снегирев как проводник по чудесной стране, имя которой - Россия.

Рассказы эти, безусловно, вызовут среди наших натуралистов, истинных друзей животных, радостное волнение. А если бы звери - и олени, и медведи, и песцы, и тюлени - понимали бы человеческий язык, то появление этой книги было бы большим праздником для всех животных, уничтожаемых жестоко и порой бессмысленно, - столько в книге нежной любви к этим зверям, заботы о них, необыкновенно тонкого понимания и знания всей их нерадостной жизни.

Книги, одаряя нас знанием и любовью к природе, учат относиться к ней как к живому, близкому нам существу, побуждают нас негодующе остановить людей, уничтожающих последних прекрасных и беспомощных обитателей Земли.

Судя по многим данным, сейчас как раз эта тема должна занять очень большое место в нашей литературе, в наших журналах. Все мы читали и знаем великолепные очерки в защиту природы, талантливейший очерк Юрия Казакова о Соловках, рассказы Льва Кривенко и Юрия Куранова.

Я думаю, что особенно не нужно даже призывать людей к тому, чтобы они писали об этом, - о природе, и о нашей Родине, и обо всех ее уголках, - особенно призывать не нужно, потому что люди сами начнут писать, потому что тема защиты природы является сейчас уже, я бы сказал, государственной необходимостью.

Константин Паустовский

Арал

Я слыхал, в Аральском море так много рыбы, что если сапог бросить на дно, а потом вытащить - бычков набьется полный сапог.

Поезд мчится в пустыне. И справа барханы и слева. Растут на барханах бурые колючки и большие, как зонтики, и круглые, как плюшевые подушки, шевелятся на ветру, ползут…

Это не колючки, а верблюжьи горбы. Стадо верблюдов пасется. Зимой отощали, верхушки горбов свесились набок и покачиваются. Пустыня бурая, и шерсть верблюжья бурая, и саксаул издалека бурый.

Между шпалами на тонких стебельках цветут маки. Поезд мчится над ними - маки прижались к земле. Промчится последний вагон - опять подняли головки.

Только лепестки, сорванные вихрем, медленно опускаются на рельсы.

Черная собака остановилась, понюхала лепесток и… не переводя духа, бросилась догонять поезд.

Эта черная собака - борзая Тазы, она бежит за поездом, не отставая.

Кто-то бросил в окно косточку, промасленная бумага мелькнула. На лету схватила и съела их Тазы.

Пассажиры выглядывают в окно, показывают на черную собаку пальцами:

Посмотрите, какая тощая собака!

Они не знают, что борзая Тазы с подтянутым животом, тонкими ногами десятки километров пробежит в пустыне за антилопой-сайгой и не устанет.

Среди желтых песков блеснуло Аральское море, синее, как перо зимородка.

На станции мальчишки продают связки копченых лещей. Окно открыли, сразу запахло рыбой.

В Аральске во дворах стоят верблюды. Над глиняными заборами одни головы верблюжьи видны и верхушки горбов. Верблюд смотрит сверху и жует жвачку. Если за глиняной стеной есть верблюжонок, верблюд может плюнуть, близко не подходи. На верблюдах здесь возят саксаул на дрова.

За Аральском рыбачий стан на берегу. Верблюды, тяжело ступая, тянут невод. Над костром вода в котле кипит. Скоро уха будет из сазанов морских, огромных. Одного сазана еле поднимешь, а в неводе их сотня, только верблюды могут столько вытянуть.

Когда уху поели, один рыбак рассказал, как он встретил тигра в тростниковых джунглях в дельте Аму-Дарьи:

- …лодочка в берег ткнулась, смотрю, лежит на берегу и на меня глядит, не шевелится, только кончик хвоста играет. У меня от страха волосы шапку на голове подняли. Хотел шестом лодку оттолкнуть - боязно.

Так и остолбенел, не шевельнулся, пока лодку на быстрине не унесло. И сомов мне не надо - только скорее домой… С тех пор без ружья в тростники не хожу рыбачить!

А сомы в Аму-Дарье громадные. Рыбак его на спине тащит, а хвост у сома в пыли волочится. Такое чудище диких уток глотает.

На берегу под камнями скорпионы сидят, и еще в песке нашел я раковину окаменелую, блестит, синевой отливает. Раковине этой миллионы лет. Раньше, очень давно, на месте пустыни было море. Если поискать, зубы акул найдешь. Каждый зуб величиной с ладонь. Коричневый, острый и по краям зазубренный, как пила.

Вечером, над пустыней, на том месте, где солнце потухло, зажегся зеленый луч. Черный песчаный смерч закрутило столбом. Все ближе, ближе несется. Верблюды как увидели этот столб, сразу легли. А то налетит, закружит, поднимет и бросит на землю.

Всякое бывает в пустыне.

Дикий зверь

У Веры был бельчонок. Его звали Рыжик. Он бегал по комнате, лазил на абажур, обнюхивал тарелки на столе, карабкался по спине, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак - искал орехи. Рыжик был ручной и послушный.

Но однажды на Новый год Вера повесила на елку игрушки, и орехи, и конфеты и только вышла из комнаты, хотела свечки принести, Рыжик прыгнул на елку, схватил один орех, спрятал его в галошу. Второй орех положил под подушку. Третий орех тут же разгрыз…

Вера вошла в комнату, а на елке ни одного ореха нет, одни бумажки серебряные валяются на полу.

Вера закричала на Рыжика:

Ты что наделал, ты не дикий зверь, а домашний, ручной! Рыжик не бегал больше по столу, не катался на двери, не разжимал у Веры кулак. Он с утра до вечера запасался. Увидит кусок хлеба - схватит, увидит семечки - набьет полные щеки и все прячет.

Папа стал надевать пальто - в кармане яблоко и сухарь. Шапку надел - семечки посыпались на пол.

Рыжик и гостям в карманы положил семечки про запас. Никто не знал, зачем Рыжик делает запасы. А потом приехал папин знакомый из сибирской тайги и рассказал, что в тайге не уродились кедровые орешки, и птицы улетели за горные хребты, и белки собрались в несметные стаи и пошли за птицами, и даже голодные медведи не залегли на зиму в берлоги.

Вера посмотрела на Рыжика и сказала:

Ты не ручной зверь, а дикий!

Только непонятно, как Рыжик узнал, что в тайге голод.

Жулька

Вокруг станции песок, и на песке растут сосны. Дорога здесь круто сворачивает на север, и паровоз всегда неожиданно вылетает из-за холмов.

Поезда ждут дежурные смазчики.

Но раньше всех выходит его встречать собака Жулька. Она сидит на песке и вслушивается. Вот рельсы начинают гудеть, потом постукивать. Жулька отбегает в сторону.

Дежурный смотрит на Жульку. Он покашливает и поправляет красную фуражку, и смазчики звякают крышками масленок.

Если поезд вдет с севера, Жулька прячется: в северных поездах люди едут в отпуск. Моряки с громким хохотом прыгают из вагонов и стараются затащить Жульку к себе. Жульке неудобно: она виляет хвостом, прижимает уши и тихонько рычит.

Жульке очень хочется есть. Вокруг жуют, и вкусно пахнет. Жулька беспокоится - паровоз уже загудел, а ей еще ничего не дали. Часто Жульку завозили так далеко, что домой она бежала целый день.

Она пробегала мимо домиков, где живут стрелочники. Они махали ей на прощанье флажками. Потом за ней погналась большая черная собака. В лесу девочка пасла козу и двух козлят. Козлята играли на рельсах и не слушались девочку. Ведь их может задавить, Жулька показала им зубы и зарычала, а глупая коза хотела боднуть ее.

Но самое страшное было перебежать через мост. Посредине стоял солдат с ружьем. Он охранял мост. Жулька подошла к солдату поближе и стала подлизываться: она поджала хвост и на брюхе подползла к нему. Солдат сердито топнул на нее ногой. И Жулька без оглядки побежала до своей станции.

«Нет, - подумала она, - больше никогда не буду подходить к поезду». Но скоро Жулька все это забыла и снова стала попрошайничать. Однажды ее завезли очень далеко, и обратно она не вернулась.

Геннадий Снегирев

«Я очень люблю заниматься по программе «Мир моих интересов». В школе у нас проходят интересные занятия. Мы там играем, ставим опыты, узнаем много нового, работаем в группах, помогаем друг другу. Дома я очень люблю выполнять творческие задания. Все свои работы я выкладываю в Галерее Если вам интересно, то посмотрите».

Деменева Анастасия

«На занятиях у нас весело и интересно. Когда мы проходили тему «Необычные животные», то мы играли в игру «Крокодил». Пришлось самим превращаться в животных, а все остальные должны были угадать. Было очень здорово!

Шеромова Ольга

«Мне очень нравится проходить задания в «Омуните». Они все разные и интересные, но бывает и трудные. Когда я не могу пройти задание мне помогают мама с папой. А бывает и такое, что они проходят уже пройденное мной задание. Им тоже нравится. Больше всех мне понравилось задание «Необычные животные». Там нужно было помочь главному герою Утипусику. Нужно было провести его через все препятствия, выбирая нужные свойства - копыта, скорость мех, ласты, хобот и другие свойства. Когда эти свойства применялись к Утипусику он получался очень смешной. Очень интересные имена были у Утипусика - Утипусик обыкновенный, копытень, ластолап, ластолапый хоботун и другие. Очень интересно было помогать Утипусику. Утипусик такое смешное, забавное и необычное животное».

Статьи по теме: