Функции философского познания с примерами. Методологическая функция

В общей классификации философических функций выделяют 11 направлений. Функции философии - решение отдельных задач, которые возникают перед наукой в процессе ее становления. Каждая функция имеет свое значение, оно равноценно для развития и популяризации философии.

Мировоззренческая

Для мировоззренческой функции, основной задачей является формирование у человека целостной картины мира. Она способствует развитию у него индивидуального взгляда на каждое событие и явление. Первые информационные ориентиры человека - родители. Они формируют основы мировоззрения ребенка, задают базовое понимание нормы, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Мировоззрение определяет, как человек будет взаимодействовать с окружающими, каких морально-нравственных ценностей он будет придерживаться. Во взрослом возрасте, сформировавшаяся личность может изменить свои взгляды на мир, обратившись к другой системе ценностей.

Гносеологическая

Задача гносеологической функции - развитие механизма познания. Важно не только познавать окружающий мир, но и делать это правильно. Неверное понимание полученной информации ведет к формированию искаженной картины мира. Это приводит к познавательному конфликту и отсутствию адекватной коммуникации между философами различных школ.

Благодаря гносеологии человек исследует мир во всей его полноте. Он может различать и классифицировать процессы, происходящие в мире, давать свою оценку событиям. Объединение информации о мире, собранной разными исследователями, позволяет создать полноценную научную базу знаний.

Методологическая

Задача методологической функции - создание новых методов познания. Человек получает информацию об окружающем мире через:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание;
  • общение с другими людьми;

Далее, он обрабатывает полученную информацию с помощью рациональных или иррациональных методов познания. Рационализм отрицает все, что нельзя доказать практическим путем. Он позволяет дать определение предметам и явлениям, которые можно опознать с помощью органов чувств. Иррационалы полагаются на внутренние ощущения и способность человека к интуитивному пониманию сути вещей. В современной науке используется преимущественно рациональный подход, но он будет не полным без интуитивного познания. С помощью методологии философы стремятся найти метод познания, который объединит два направления и создаст новый, улучшенный способ изучения мира.

Информационно-коммуникативная

Коммуникативная функция существует для передачи знаний от человека к человеку. Информация передается посредством:

  • устного общения;
  • письменного общения;
  • сохранения информации на различных внешних носителях.

Предназначение коммуникации - передача правильного содержания информации. Люди, желающие ознакомиться с ней, имеют право на получение достоверного знания. Коммуникация регулирует адекватность переданной информации, ее соответствие действительности.

Ценностно-ориентирующая

Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель - фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.

Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.

Современные гуманистические ценности включают право на:

  • образование;
  • жилье;
  • удовлетворение физических потребностей;
  • свободу передвижения;
  • получение медицинской и других видов социальной помощи.

Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.

Критическая

Критическое мышление - главный инструмент в оценке достоверности знания. Мыслительный процесс происходит в 3 этапа:

  • получение информации;
  • обработка;
  • заключение.

Люди, использующие критический подход, способны анализировать поступающую информацию и отделять истину от заблуждения. Для проверки и сравнения они используют логику, как главный инструмент мышления. Без критического подхода невозможно полноценное исследование мира, увеличение и модернизация знаний. Он помогает разрушать догмы, в том числе и внутри философского знания.

Интегрирующая

Философия - накопительная база человеческих знаний. Она собирает, обрабатывает, систематизирует информацию и интегрирует ее - распределяет по отдельным разделам.

Также интегрирующая функция определяет принципы мироустройства. Она формирует отношение человека к миру, обществу и себе. У людей, воспитанных под влиянием разных систем ценностей, благодаря интеграции вырабатываются похожие механизмы взаимодействия. Таким образом, отдельные личности превращаются в единое общество.

Идеологическая

Идеология - совокупность интересов отельной социальной группы. Чем большей властью обладает группа, тем больше у нее возможностей пропагандировать и внедрять свою идеологию в общество.

Идеологические интересы могут быть двух типов: реакционные и прогрессивные. Первые направлены на торможение процесса развития. На них основано костное мышление: они стремятся нивелировать значимость философии, сократить поле деятельности. Второй тип интересов направлен на популяризацию философии, стремление показать ее практическое значение.

Воспитательная

В современном мире одной из основных функций философии - воспитательная. Она культивирует гуманистические ценности: укрепляет мораль и нравственность. Гуманистический идеал - свободный человек, воспитанный в любящей семье, получивший хорошее образование и имеющий возможности для самореализации.

Особенность воспитательной функции - способность помочь человеку адаптироваться в мире, найти свой смысл жизни.

Прогностическая

Задача прогностического направления - создавать теории и прогнозировать развитие человека, общества и науки. Прогнозы создаются на базе изученной информации. Человек может проанализировать события прошлого и проследить, к каким последствиям они привели в настоящем. Прогностическое направление мыслительно-теоретическое: выводы прогнозистов невозможно проверить на практике сразу, можно только дождаться исполнения или неисполнения прогноза.

Способность прогнозировать дает человечеству возможность избежать глобальных ошибок, приводящих к ухудшению качества жизни. Прогнозы используются во всех сферах жизнедеятельности, но основная - политическая, она определяет общечеловеческие пути развития.

Проектировочная

Благодаря своей способности выявлять механизмы развития, философия может использоваться как основа для контроля мировых глобальных процессов. Суть проектирования - разработка новых нормативов, на основе которых будут созданы новые объекты, регулирующие жизнедеятельность людей в отдельных сферах.

Задача проектировочной функции - экономическая организация общества. Она формирует для каждого социального слоя новые образцы деятельности. Роль проектирования особенно велика в регулировании деятельности, направленной на преобразование мира. Введение новых тенденций позволяет значительно ускорить социальное и экономическое развитие общества.

Основные функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

4. Гносеологическая – это познавательная функция философии.

5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания.

6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

10. Общекультурная – функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

1.2 Предмет и функции социальной философии История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой представляет – мировоззрение, науку, идеологию,

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции Философия и мировоззрение Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

Функции философии Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего – это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим,

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

2. Основное содержание и функции философии Предварительное представление о проблемах, вынесенных в заголовок, может дать образная и лаконичная формулировка одного из основоположников немецкой классической философии – И. Канта. По его мнению, философия должна дать

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

5. Философия в системе культуры. Функции философии Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

1.11. Функции философии Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ Философия в переводе с греческого - это любовь к мудрости (phileo - люблю, sofic - мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.) по отношению к людям стремящимся к интеллектуальному

Из книги Философия и история философии автора Ритерман Татьяна Петровна

Основные функции социальной системы Все, функции, реализуемые социальной системой, могут быть сведены к двум основным.Во-первых, это функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза). Все, что делает система, все, на что нацелены основные сферы

Из книги Основы теории аргументации [Учебник] автора Ивин Александр Архипович

Возникновение философии, ее понятие и основные

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира,

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

Из книги автора

Из книги автора

4. Основные функции языка Наш обычный язык, язык, на котором мы говорим, полноправный соавтор всех наших мыслей и дел. И притом соавтор нередко более великий, чем мы сами. В известном смысле, он классик, а мы только современники самих себя.«Законы действительности

Из книги автора

1. Социальное назначение и основные функции логики Возникая из насущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним, логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе

Из книги автора

§ 3. Основные функции права Основные функции права: коммуникативная; семиотическая; эгалитарная и кратическая. ? Коммуникативная заявляет о себе в двух ипостасях – как координация правовых отношений и как трансляция права – информация о должном. ? Семиотическая (от

Основные функции философии

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции .

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая . Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его . Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Метод и методология познания - это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, - а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни . Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой - для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию , стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Философия - полифункциональное знание

Основные функции:

1. мировоззренческая

2. гносеологическая

3. методологическая

Мировоззренческая функция проявляется в том, что философия предлагает одну из картин мира. В ряду мировоззренческих вопросов центральной проблемой является отношение человека к миру. Эта проблема конкретизируется как отношение мышления к бытию.

В зависимости от характера философского учения отношения мышления к бытию может иметь другие выражения. Это может быть отношение сознания к материи, отношение духа к природе, отношение психического к физическому, отношение идеального к материальному. Это все формулировки основного вопроса к философии.

В зависимости от решения основного вопроса философии все философы делятся на две больших группы: материалистов и идеалистов.

Материалисты признают первичность материи, которая существует вне человеческого сознания и не зависит от него. Материя в своем развитие порождает все материальное многообразие мира и идеального духовного мира. Материя первична, сознание вторично.

Идеалисты первичным началом считают дух, сознание, идеальное, а материю считают продуктом, порождением сознания.

Объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм: Идеальное начало имеет объективный характер. С сознанием человеческим не связано, находится вне него.

Идеи существуют сами по себе (по Платону)

Субъективный идеализм: первичным является нечто идеальное. Таким первичным идеальным признают сознание человека. Мир есть комплекс моих ощущений.

Суть мировоззренческой функции состоит в том чтобы дать общую картину мира, объяснить мир как целое, обозначить место человека в мире и отношение его к этому миру.

Философия, решая мировоззренческую функцию, удовлетворяет потребность человека в воззрениях и убеждениях высшего порядка, которые связаны с решением вопросов об истинности существующего, о смысле различных явлений этого мира, которые определяют верховную норму деятельности людей и которые дают внутреннее содержание (наполнение) жизни людей. Когда такие потребности не удовлетворяются внутренний мир человека ощущает пустоту, а внешний теряет свою красоту. (с) Соловьев.

Гносеологическая функция

Связана с познавательным отношением человека к миру. Главным гносеологическим вопросом является в состоянии ли наше мышление познать действительный мир и можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности.

Деление философов на две группы:

Одни философы отрицают возможность достоверного познания мира и познания сущности явлений - агностики.

Другие философы уверены в познавательных возможностях человека. Они считают что человека может раскрывать сущность вещей и представлять достаточно верную картину мира. Человек может добывать истинные знания. Называются Гносеологические оптимисты (гностицизм).

Философия стремится объяснить в своих учениях рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, то что не поддается описанию или бесспорному опровержению т.е. философия дает рациональное объяснение тех вещей которые не может исследовать наука.

Философия предлагает свои теории и гипотезы, различные концептуальные подходы к объяснению различных нераскрытых или мало изученных явлений тем самым философия в определенной мере восполняет неудовлетворенный интерес к их познанию. Оставляет меньше простора для фантазии, ненаучных подходов.

В рамках гносеологической функции философия осмысляет саму познавательную деятельность. Фундаментальные гносеологические проблемы: что такое познание? Каков механизм познания? Какие формы существуют у познания? Этапы и уровни познания? Проблема истинности познания.

Методологическая функция

Метод - способ осуществления какой либо отдельной операции, способ познавательной или практической деятельности. (отвечают на вопрос «как?»)

Методика - совокупность методов проведения какой либо деятельности.

Методология - знания о методах и методиках.

Виды методов: 1. частнонаучные; 2. общенаучные; 3. всеобщие (философские)

Философия разрабатывает всеобщие универсальные методы, которые используются в сферах научной и практической деятельности людей.

Философское осмысление мира ставит перед проблемой восприятия мира. Находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается и переходит из одного состояния в другое.

Этот вопрос поделил философов на две группы: 1. неподвижные; 2. текучие.

С развитием неподвижные породили направление метафизика, которая дает статичную картину мира. Текучие со временем стали называться диалектикой - давали динамическую картину мира.

Индукция и дедукция - методы которые разрабатывались и появились в рамках философии. Метод индукции отстаивали сторонники эмпирического познания; дедукцию - сторонники рационализма.

Философия выполняет методологическую функцию и тем что она дает общее представление о фундаментальных признаках различных явлений мира.

Другие функции философии:

4. Интегрирующая функция - объединяет различные области знания, различные области духовной культуры для решения сквозных общих проблем

Пример: Аномия - слом старой системы ценности и отсутствие новой системы ценностей. Философы начинают в общество обсуждения, привлекая общественное сознание.

5. Аксеологическая функции. философия - знание в котором есть место для оценок явлений мира. Философия разрабатывает и отстаивает различные системы ценностей, разрабатывает различные идеалы.

6. Критическая функция. Все подвергается сомнению. Одни философские взгляды критикует систему ценностей других взглядов.

7. Прогностическая функция. Философия говорит о возможных вариантах развития исходя из данного положения дел.

8. Гумманистичкая функция

9. Культурологическая функция

I. Функции философии: 3

  1. Мировоззренческая

  2. Гносеологическая

    Методологическая

    Прогностическая

    Социокультурная

    Интеграционная

    Интерпретационная

    Коммуникативная

    Критическая

    Эвристическая

    Гуманистическая

    Логическая

    Онтологическая

II. Методы философии 6

  1. Диалектика

  2. Метафизика

III. Список использованной литературы 8

I. Функции философии

Философия выявляет наиболее общие идеи, представления; формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом.

Специфика философии проявляется в ее функциях. Основными функциями философии являются:

    Мировоззренческая - главная функция философии, так как она совпадает с ее основным содержанием; заключается в формировании, систематизации, обосновании мировоззренческого знания той или иной эпохи, того или иного периода; в возможности через философское образование формировать мировоззрение людей.

    Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция включает в себя изучение закономерностей и возможностей познания, отношения знания к объективной реальности, исследование ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации.

    Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком.

    Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру.

    Социокультурная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, а также она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы ее развития в будущем. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

    Интеграционная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

    Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

    Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.

    Критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

    Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

    Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», то есть в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

    Логическая функция. Содержанием ее является анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики.

    Онтологическая функция является учением о бытии, его формах и способах.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально-гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

II. Методы философии:

Философский метод – это система наиболее общих принципов и приемов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задает общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон «Философской метод – факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

1. Диалектика (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) – это всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления; это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай.

Важнейшими принципами диалектики являются:

Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно.

Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий (единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление).

Историческими формами являются:

    Диалектика античности – Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, то есть диалектика объективного мира («дорога в году, является дорогой вниз», «нельзя в одну реку войти дважды»); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины – диалектика мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создает существенный материалистический компонент.

    Идеалистическая диалектика. Ее создали представители немецкой классической философии. Среди них выделяется Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод (XVIII-XIXвв.)

    Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIXвека (1846-1851 гг.).

2. Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего-либо и неизменного существования. Она является противоположным диалектике методом познания. Ее особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо черное».

Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, то есть отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: «нет покоя без движения и движения без относительного покоя».

IV. Список использованной литературы:

    Статья «Философия (конспект лекций, часть 1)», www.statya.ru

    Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др., Введение в философию, часть 1, Москва, Издательство политической литературы, 1989 г.

Статьи по теме: